Страницы: 1 2 и должны обсуждаться сейчас, но вводиться в действие не ранее середины 2000 года, то есть уже при обновленных органах власти. 2.2. Через укрепление власти - к сильному государству Последнее десятилетие XX века в России было ознаменовано кардинальными переменами в ее государственном устройстве. Фактически только в начале 90-х годов мы вплотную приступили к строительству настоящей, а не мнимой федерации. Переход от унитаризма к реальному федерализму остро поставил вопрос о совершенствовании организации всей системы государственной власти. За шесть лет со дня принятия Конституции многое сделано для претворения в жизнь новых конституционных требований. Россия на деле превратилась в федеративное государство: главы субъектов Федерации избираются населением, на местах действуют законодательные и исполнительные органы власти, в ведение которых перешло распоряжение собственностью субъектов Федерации и значительной частью налогов. Сформировалась не только правовая база, но и устойчивые традиции местного самоуправления. Руководители государственных органов власти регионов составляют верхнюю палату парламента, которая наделена важнейшими конституционными полномочиями. Развивается законодательная база деятельности органов государственной власти всех уровней. Проблемы государственного строительства были лейтмотивом всех Посланий Президента. Это объясняется их огромным масштабом и важностью. Однако особый акцент необходимо сделать на задаче укрепления единства власти и исполнительной вертикали. С одной стороны, речь идет о повышении исполнительской дисциплины, обеспечении единства правового пространства Российской Федерации и верховенства федерального законодательства. С другой - возрастает практическое значение таких, казалось бы, субъективных факторов, как наличие согласия между всеми ветвями власти в центре и на местах относительно целей и путей развития страны, а также готовность разделить ответственность за совместно принятые решения. Поэтому сегодня мы должны в первую очередь завершить процесс консолидации всех ветвей государственной власти, добиться их внутреннего единства, укрепить всю властную вертикаль. Как показывает опыт, именно несогласованность действий, а подчас и прямая конфронтация ветвей власти становятся серьезным препятствием на пути строительства сильного государства, на пути достижения политической и общественной стабильности. Именно "дефицит" согласия, выразившийся в хроническом противостоянии исполнительной и законодательной ветвей власти, стал причиной, не позволившей последовательно проводить реформы. С самого начала они осуществлялись в условиях острого политического противостояния и давления оппозиции, отрицавшей избранную стратегию преобразований. Многие из решений диктовались логикой политической борьбы, а не общественной и экономической целесообразностью. Год за годом принимались весьма жесткие, но не реалистичные бюджеты. Блокировалось развитие земельного рынка, тормозилась налоговая реформа, затягивалось обсуждение целого ряда важнейших законопроектов. Эти обстоятельства способствовали увеличению числа тактических ошибок, усилению тяжести их последствий для населения и экономики. Во многом в результате противостояния сложилось противоречивое законодательство. А ведь мировой опыт демонстрирует четкую взаимосвязь между качеством законодательной базы и успешной работой правительства, напрямую определяющую динамику экономического развития. В прошедшем году мы имели возможность еще раз в этом убедиться. Именно "законотворческий тупик" при принятии антикризисной программы стал непреодолимым препятствием для Правительства С.В.Кириенко и явился далеко не последней причиной его отставки. Одобрение парламентом кандидатуры Е.М.Примакова на пост Председателя Правительства позволило преодолеть серьезнейший политический кризис. Политическая стабилизация - несомненное достижение нынешнего Правительства. Но в оставшиеся полгода до выборов в парламент нужно выходить на новый этап работы - максимально использовать время для решения острых экономических задач. В силу этого Правительство, все члены кабинета должны действовать как единая команда, сконцентрировавшись на важнейших финансово-экономических проблемах. При этом Правительство обязано руководствоваться прежде всего стратегическими целями, намеченными в Посланиях Президента. Исполнение своих прямых профессиональных обязанностей должно стать первейшим делом всех членов кабинета. Согласие само по себе мало чего стоит, если за ним нет конкретных результатов в решении базовых экономических задач. Отсутствие ощутимых достижений в экономике может создать напряженность в отношениях Правительства и Государственной Думы, вернуть ее в режим конфронтации с исполнительной властью, к отказу в поддержке многих инициатив, в том числе в социальной и налоговой сферах. Серьезные задачи стоят перед Администрацией Президента, которой следует работать более организованно, скоординированно с органами государственной власти, а главное - усилить контроль за исполнением решений Президента. К сожалению, в последнее время из-за бездействия отдельных руководителей и чиновников ею утрачены многие занимаемые позиции. Администрация должна не просто представлять Президента, а быть активным проводником его политики. Многие проблемы во взаимоотношениях внутри власти возникают из-за того, что организационное и правовое оформление властной вертикали в центре и на местах непростительно затянулось. И здесь опять встают вопросы к федеральному законодателю. Например, до сих пор до конца не реализована конституционная формула о единстве исполнительной власти в Российской Федерации. Даже в принятом Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" не нашлось места для конкретизации этого важнейшего конституционного положения. Вместе с тем недопустимо подменять проблему укрепления единства исполнительной вертикали и повышения ответственности региональных властей ностальгическими воспоминаниями о тех временах, когда федеральный центр мог в одностороннем порядке снимать и назначать руководителей субъектов Российской Федерации. Тем более опасно рассуждать о целесообразности отказа от существующего принципа избрания губернаторов населением региона или - переходе к выборам региональных руководителей местными законодательными органами. От таких "непрямых" выборов - прямой путь к воссозданию старой "исполкомовской" вертикали, а значит - к слому всего ныне существующего конституционного порядка, к фактической ликвидации федеративных основ государства. С тех же позиций нужно подходить и к проблеме местного самоуправления. Ни Конституция, ни федеральное законодательство не позволяют посягать на выборность и независимость его органов. Расширение прав и повышение самостоятельности регионов в ходе строительства федеративного государства - процесс объективный. Однако региональные власти еще не всегда юридически корректно и политически взвешенно используют свою самостоятельность. Поэтому одним из серьезных барьеров на пути к становлению нормальных федеративных отношений по-прежнему остается правовой нигилизм региональных органов власти, несоответствие конституций, уставов и законов ряда субъектов Российской Федерации нормам российской Конституции, а также несоблюдение местными властями законодательства, принятого в пределах компетенции Российской Федерации. Случается, что органы государственной власти ряда субъектов Российской Федерации в одностороннем порядке предпринимают действия, прямо разрушающие единое правовое и экономическое пространство страны. И если к немногочисленным открытым сепаратистским выступлениям большинство региональных руководителей сегодня относятся так же негативно, как, например, к "грязным" избирательным технологиям, то методы так называемого мягкого сепаратизма, к сожалению, по-прежнему используются в массовом порядке. Пожалуй, самый высокий пик принятия регионами правовых и экономических решений, противоречащих федеральному законодательству, пришелся на дни августовского финансового кризиса 1998 года. В частности, некоторые губернаторы пошли на фактическое "закрытие" своих регионов, предприняли попытки "запереть" товары и административно урегулировать цены на предметы первой необходимости. Так называемые антикризисные меры отдельных субъектов Российской Федерации заключались в установлении своих правил реализации алкогольной продукции и даже в создании собственных золотовалютных резервов, в установлении контроля над тарифами естественных монополий. Со ссылкой на чрезвычайность ситуации предпринимались попытки пересмотреть итоги приватизации, перевести в управление регионов объекты федеральной собственности. Нередко, как это имело место в Удмуртии, Краснодарском крае и других регионах, в адрес центра слышатся угрозы перестать переводить федеральные налоги и начать проводить собственную налоговую политику. Конечно, можно попытаться оправдать стремление региональных и местных властей смягчить подобным образом последствия экономического кризиса. Но Государственная Дума и Правительство не должны запаздывать с реакцией на конкретные проблемы в регионах. Однако принцип "цель оправдывает средства" в данном случае не просто неприемлем, он опасен. Незаконными, антиконституционными мерами нельзя преодолеть экономические трудности в "отдельно взятом" регионе, зато можно объективно разрушить единое экономическое пространство страны. Все это должно стать предметом самого пристального внимания членов Совета Федерации. Мудрость и компетентность этого органа не раз подтверждались решениями, принимаемыми в самые кризисные моменты новейшей российской истории. Безусловно, федеральные органы власти должны использовать весь арсенал имеющихся в их распоряжении средств для борьбы с экономическим и правовым сепаратизмом регионов, с их недальновидными политическими шагами. Однако гораздо более важной и сложной является задача предупреждения и профилактики возникновения подобных ситуаций. Если федеральному центру не хватает для этой работы законодательных и административных рычагов, необходимо проработать и принять соответствующие законы, например об ответственности выборных лиц субъектов Российской Федерации за действия, нарушающие Конституцию Российской Федерации. Думаю, также назрела необходимость срочной разработки правовых оснований введения прямого федерального правления на территории субъектов Российской Федерации, где нарушаются конституционные принципы, попираются права и свободы человека. Кроме того, необходимо как можно быстрее законодательно закрепить систему инструментов федерального контроля за законностью нормативных актов субъектов Федерации, предусматривающую, в частности, ведение федерального Регистра правовых актов субъектов Федерации и установление санкций за умышленное неподчинение должностных лиц правовым актам федеральных органов власти. Требуется в короткие сроки разработать механизм реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными нормативно-правовых актов субъектов Федерации, противоречащих федеральному законодательству. Процедуры федерального принуждения могут быть также использованы в отношении органов государственной власти субъектов Федерации, нарушающих федеральные законы и судебные решения. Государственный контроль и федеральное принуждение на законной основе - обязательный элемент любой жизнеспособной федерации. Особенно осторожно следует подходить к обсуждению проблемы досрочного прекращения полномочий избранных глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации и глав местного самоуправления. Тут есть два аспекта: политический и государственно-правовой. Политическая ответственность региональных и местных властей должна наступать в случае явных провалов в проведении экономической политики, невыполнения предвыборных обещаний. Эта ответственность могла бы наступать только при определенных условиях, таких как отзыв избирателями или досрочные выборы по инициативе представительных органов, и регулироваться законодательством субъектов Российской Федерации. И это - особая тема. В случае же грубого нарушения Конституции и федерального законодательства надо думать о государственно-правовой ответственности, например, о досрочном прекращении полномочий избранных руководителей судом по заявлению Президента или представительных органов. Однако и здесь должен действовать федеральный закон. При этом важно помнить, что подлинный федерализм предполагает взаимное согласование интересов федерального центра и регионов. Поэтому задача обеспечения неукоснительного соблюдения Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации должна решаться при безусловном соблюдении основополагающих принципов федеративных отношений и уважении прав и самостоятельности субъектов Федерации. Не менее важной и актуальной проблемой является и необходимость ограничить возможности федерального центра незаконно вмешиваться в дела субъектов Российской Федерации, принимать экономически необоснованные решения, возлагающие на региональные власти обязательства, с которыми они не в состоянии справиться. Рецидивы унитаристского мышления и соответствующих ему методов действий федеральных органов власти не менее опасны для нашего еще не окрепшего федерализма, чем региональный сепаратизм. Защита федеративных отношений - не только вопрос законодательства, но и трудная организационно-административная проблема. Если в отношении судебной системы вопрос принципиально решен, то с исполнительной вертикалью ясности пока нет. Региональные руководители, естественно, требуют передать наиболее важные территориальные органы в подчинение субъектов Федерации. Некоторые даже предлагают при этом сохранить федеральное финансирование указанных учреждений. В настоящее время наблюдаются большие различия в порядке организации и деятельности территориальных органов федеральных министерств и ведомств. Результат - дублирование функций, излишние расходы на государственное управление. Эффективный мониторинг деятельности территориальных органов также до сих пор не налажен. Зачастую между территориальными подразделениями, действующими в одном субъекте Федерации, отсутствует необходимая согласованность и координация. А ведь именно на них возлагаются функции по федеральному контролю, в том числе за расходованием бюджетных средств и исполнением решений федеральной власти. Центр не проявляет должной активности при подборе кадров в структурах федеральной власти в регионах, не обеспечивает их надлежащим финансированием, перекладывая в результате часть расходов на субъекты Российской Федерации. Конечно, проблема сложна и в одночасье не решается. Здесь нужен индивидуальный подход к каждому федеральному ведомству с учетом особенностей конкретных субъектов Российской Федерации и мнения руководителей регионов. Однако в целом надо иметь в виду следующее: при образовании структур федеральной власти в территориях прежде всего надо исходить из Конституции Российской Федерации, закрепляющей предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения можно постепенно, на протяжении нескольких лет, перейти к исполнению федеральных функций органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Но и здесь, например, контрольные и, самое главное, надзорные полномочия не могут быть переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Еще одним фактором, сдерживающим формирование единой исполнительной вертикали, является незавершенность процесса разграничения предметов ведения и распределения полномочий между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением. В ситуации, когда до сих пор не приняты базовые законы в сфере федерализма, важное значение придается так называемым внутригосударственным договорам. Эти договоры и соглашения способствуют конкретизации общих принципов и направлений государственной, региональной и национальной политики. Следует внимательно отнестись к раздающейся критике договорного процесса. Однако нельзя забывать, что на сегодняшний день заключено уже 42 договора с органами власти 46 субъектов Российской Федерации и более 250 конкретных соглашений к ним, в рамках которых регулируются многие вопросы хозяйственной жизни. При этом должно выполняться требование Указа Президента Российской Федерации о том, что подготовке и подписанию договоров предшествует приведение конституций (уставов) субъектов Российской Федерации и регионального законодательства в соответствие с Конституцией России. Сила государства и эффективность власти напрямую зависят от работы государственного аппарата, от компетентности и честности самих проводников государственной политики. В 1997 и 1998 годах поставленные Президентом в предыдущих Посланиях задачи совершенствования организации системы государственной службы получили практическое воплощение. Наиболее важный шаг в этом направлении - подготовка проекта Кодекса Российской Федерации о государственной гражданской службе, который должен стать настоящим кодексом поведения "человека власти". Его принятие позволит повысить результативность функционирования государственного аппарата, сделать его более восприимчивым к современным требованиям, а также создать эффективные антикоррупционные механизмы. В целях укрепления государственного аппарата необходимо более внимательно отнестись к проблемам развития трудовых отношений, в том числе при принятии Трудового кодекса. В соответствии со статьями 3, 10 и 11 Конституции органы власти образуются для осуществления государственно-властных полномочий. Но по-прежнему ни в законодательстве, ни на практике не реализуется "компетенционный" подход, согласно которому орган или должностное лицо вправе и обязаны делать только то, что непосредственно отнесено к их компетенции Конституцией, федеральными законами, актами Президента и Правительства. Любой выход за пределы установленной компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий. Необходимо на основании нормативных актов исчерпывающе определить статус государственных органов и их полномочия, а также условия несения ими ответственности. Разумеется, привлечение к материальной ответственности государственных органов в этом случае (а ведь фактически средства поступают из федерального бюджета) не снимает вопроса о привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности конкретных лиц. Нужно закрепить принцип бюджетного, а значит открытого и контролируемого, финансирования государственных органов только в пределах сметы расходов, предусмотренных в соответствующем бюджете. Искоренить саму возможность появления разного рода внебюджетных фондов, создаваемых ведомствами за счет взимаемых ими штрафов и расходуемых бесконтрольно на собственные нужды. По сути дела, это известная из российской истории "система кормления", когда государственные функции отдаются на откуп отдельному ведомству, что позволяет ему устанавливать для своих сотрудников особые условия оплаты. Финансирование всех государственных органов, государственных внебюджетных фондов и Центрального банка Российской Федерации должно осуществляться исключительно за счет средств соответствующего бюджета. Антиконституционна и практика участия органов государственной власти в коммерческой деятельности. Если органам государственной власти законом разрешено оказывать платные услуги, то средства от их оказания должны поступать в соответствующий бюджет и расходоваться на общегосударственные цели. Сегодня одним из серьезных недостатков в построении системы государственных органов является сосредоточение в одних руках регулирующих, разрешительных и контрольных функций, что создает благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции, о чем говорят результаты проверок некоторых министерств и ведомств, а также Банка России Счетной палатой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой России. Однако продолжают готовиться проекты и принимаются нормативные акты, которые разрешают, например, правоохранительным органам торговать конфискованным имуществом, а полученные средства тратить на собственные нужды. Требуется существенный пересмотр нормативной базы, закрепляющей правовое положение органов исполнительной власти, федеральных внебюджетных фондов, а также Центрального банка Российской Федерации. Укрепление вертикали государственной власти и совершенствование системы ее организации - сложный, многогранный процесс, требующий длительного согласованного участия государства и всего общества. И главными инструментами при решении этой задачи по-прежнему являются законодательное регулирование, бюджетный процесс и продуманная кадровая политика. Причем немаловажным моментом в работе с кадровым корпусом остаются ротация госслужащих из регионов в центр, повышение их управленческой квалификации и учет регионального и национального факторов. Национальная (и не только кадровая) политика всегда была важнейшим инструментом укрепления федеративного государства. От того, насколько взвешенно и сбалансированно она будет проводиться, зависит не только само развитие федеративного государства, но и укрепление национальной безопасности и целостности России. Преодоление межнациональных конфликтов на Северном Кавказе следует признать одной из наиболее острых проблем национальной политики. Об этом говорится во всех предыдущих Посланиях Президента России. В самые сжатые сроки необходимо рассмотреть, утвердить, а главное - последовательно реализовать продуманный комплекс мер в этом регионе. Он должен включать в себя весь необходимый арсенал социально-экономических, политических, информационных и культурно-просветительных шагов, направленных на разрешение существующих там противоречий. Стоит подумать и над предложением Государственной Думы о создании специального органа по координации деятельности федеральных структур исполнительной власти на Северном Кавказе. За состояние межнациональных отношений в регионе немалая ответственность возлагается на руководителей северокавказских субъектов Российской Федерации, местные органы власти, общественные движения и национально-культурные объединения. По-прежнему главным источником напряженности на Северном Кавказе остается национальный экстремизм, который не только разрушает основы межнационального общения, но и несет прямую угрозу судьбам народов. К чему приводят рецидивы агрессивного национализма и шовинизма, мы видим на примере Чеченской Республики. Обещанная свобода и независимость обернулись для чеченского народа массовыми правонарушениями, терроризмом, самоизоляцией, отбросившей его далеко в прошлое. Это наглядный урок для всех, кто сеет семена розни и сепаратистских настроений. В 1999 году у нас начала действовать европейская рамочная Конвенция о защите прав национальных меньшинств. Но пока не принят соответствующий федеральный закон, все еще велика вероятность появления в субъектах Российской Федерации норм законодательства, ущемляющих права отдельных народов и этнических групп и ведущих к обострению межнациональных конфликтов. Это прежде всего касается урегулирования проблем с представителями казачества в республиках Российской Федерации, а также с выходцами из государств Закавказья и Средней Азии на юге России. В проблеме укрепления власти есть еще один важнейший аспект - роль органов местного самоуправления. В 1998 году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в соответствии с которой органы местного самоуправления, обеспечивающие одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление, признаны одной из базовых основ демократического строя. Большое значение для развития местного самоуправления имеет принятие Бюджетного кодекса. В прошлом году велась работа по созданию долгосрочной концепции государственной политики по развитию местного самоуправления Российской Федерации. Важным событием в политической жизни страны стало учреждение муниципалитетами Конгресса муниципальных образований Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации эта инициатива была одобрена, а также определены принципы взаимодействия Конгресса с федеральными органами государственной власти. Уже принят целый ряд федеральных законов и более 1300 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления. Однако эти нормативные акты, принятые в разное время, зачастую противоречат друг другу. Все это происходит на фоне активного законотворчества субъектов Российской Федерации при нерешенности многих вопросов, связанных с правом передачи органам местного самоуправления исполнения ряда государственных полномочий. Известно, что в системе организации власти местное самоуправление максимально приближено к населению. Именно этот уровень власти является фундаментом российской системы народовластия. Конституция России закрепляет значимость местных интересов и гарантирует самостоятельность местного самоуправления. Однако в целом ряде субъектов Федерации до сих пор отсутствуют полноценные органы местного самоуправления, например в Республиках Алтай, Коми, Тыва и Ингушской Республике. В Республиках Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия и некоторых других они созданы не на всей территории. С нарушением требований федерального законодательства избраны отдельные органы местного самоуправления в Калмыкии. Это не только ущемляет права граждан на участие в местном самоуправлении, но и делает практически невозможным проведение на этих территориях выборов в органы государственной власти. Поскольку закон требует, чтобы формирование избирательных комиссий проходило при обязательном участии органов местного самоуправления, - под угрозой нормальное проведение выборов и в 1999, и в 2000 годах. Дело усугубляется тем, что на указанных территориях не могут собираться местные налоги и сборы. Они в соответствии с законодательством также устанавливаются представительными органами местного самоуправления. При отсутствии же местного самоуправления практически повсеместно налоги взимаются по решениям органов государственной власти, что прямо противоречит Конституции Российской Федерации. Это, в свою очередь, ведет к нарушению принципа разделения властей и нанесению ущерба государственным интересам Российской Федерации. Задачу укрепления власти невозможно решить без восстановления доверия общества к государству. К сожалению, сегодня оно в значительной степени подорвано. Такое положение дел сказывается не только на общественно-политической атмосфере в стране, но и вдобавок приносит крайне негативные экономические результаты. Наиболее ярко это проявилось летом прошлого года, когда недоверие граждан к действиям власти сыграло свою отрицательную роль, усугубив развитие финансового кризиса, и фактически способствовало обвалу банковской системы. Серьезным препятствием в установлении доверительных взаимоотношений общества и государства является информационная закрытость органов государственной власти, и в первую очередь федеральных министерств и ведомств. Нередко приходится слышать от самых разных руководителей, что, несмотря на все их старания взаимодействовать со средствами массовой информации, журналисты постоянно пишут "не то" и "не так". На самом деле во многих случаях речь идет о неумении формировать честную, взвешенную, профессиональную информационную политику. При этом, конечно, тем же требованиям должны соответствовать и сами СМИ. Но опыт многих цивилизованных стран показывает, что именно информационная открытость органов государственной власти является здесь решающим фактором. 2.3. Выборы 1999 года - шаг в будущее Для России 1999 год - особый. Выборы в Государственную Думу - это выбор Россией своего будущего. В декабре страна фактически вступает в новую полосу - в пору последовательного обновления органов власти. Новый депутатский корпус будет устанавливать правовой порядок жизни государства на ближайшие четыре года. Думские выборы зададут тон региональным выборам и президентскому марафону 2000 года. Именно с этим парламентом страна вступит в новый век и новое тысячелетие. Политическая значимость и экстраординарность предстоящих выборов очевидна: какой быть России ХХI века, во многом определится уже в этом столетии - по итогам избирательных кампаний 1999-2000 годов. Все это обязывает действующего Президента, действующую Государственную Думу и действующий Совет Федерации, как и все российское общество, с особой ответственностью подойти к формированию обновленной власти России. Десять лет назад, 26 марта 1989 г., в нашем Отечестве прошли первые альтернативные выборы, а в мае начал работу Съезд народных депутатов СССР. Это был первый шаг на длинном и трудном пути от Советов к парламентаризму в новой России. Но съезды народных депутатов СССР и РСФСР, сочетавшие в себе и законодательные, и распорядительные, и контрольные функции, были не способны стать настоящим парламентом. Принцип полновластия Советов, несовместимый с принципом разделения властей, оставался доминирующим. Российская парламентская традиция фактически начала складываться после принятия Декларации о государственном суверенитете России. Она была развита в новой Конституции и в ходе работы Государственной Думы созывов 93-го и 95-го годов. Конституция 1993 года окончательно закрепила принцип разделения властей, альтернативный и свободный характер избирательных кампаний. Современный парламент России осуществляет законотворческую деятельность, а его полномочия четко отделены от полномочий других государственных органов. Политическая практика показала жизнеспособность и принятой в Российской Федерации избирательной системы. В ее основе - отказ от унифицированных подходов к выборам, признание за субъектами и муниципальными образованиями права самостоятельно определять характер избирательной системы в зависимости от региональной специфики и местных традиций. В то же время в ходе выборов в субъектах Российской Федерации выявились факты, когда нормы регионального избирательного законодательства нарушают права и свободы граждан. Широко распространенным явлением стало введение ограничений пассивного избирательного права: требование постоянного проживания на территории субъекта Федерации, знание национального языка и другие. Поэтому в 1994-1998 годах шла борьба за ликвидацию правовых коллизий между нормами федерального и регионального избирательного законодательства, за вытеснение неправомерно установленных избирательных цензов. Важным шагом на этом пути стало принятие в 1997 году Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". С введением смешанной мажоритарно-пропорциональной системы общественно-политические объединения впервые получили возможность непосредственного участия в избирательной кампании. Но в российских условиях использование институтов пропорционального представительства создает политическим партиям и движениям преимущества, часто не сопоставимые с их реальной ролью в политической жизни и авторитетом в обществе. К сожалению, расчет на то, что избрание части депутатского корпуса по спискам избирательных объединений и блоков будет стимулировать процесс становления крупных политических партий, не оправдался. Напротив, это привело к дроблению политических сил, искусственному созданию множества "карликовых" политических объединений, партий-"однодневок", претендующих на самостоятельное участие в избирательной кампании. Сегодня на российском предвыборном поле действуют более 140 партий и движений. Если в выборах 1993 года участвовало 14 блоков, то в 1995 году избиратель держал в руках бюллетень уже со списком из 43 общественно-политических объединений. Предстоящие выборы, очевидно, не станут исключением. С одной стороны, увеличение количества объединений и блоков является проявлением политической активности и это надо приветствовать. Но, с другой стороны, многочисленность соревнующихся между собой объединений еще не свидетельствует о наличии в стране настоящей многопартийной системы. Подлинная многопартийность предполагает длительный процесс формирования гражданской культуры в обществе, организационного и политического становления партий. В 1998 году в установленном законом порядке прошла перерегистрация политических партий. Благодаря этому общественно-политические организации получили возможность скорректировать свои уставные и программные документы, привести их в соответствие с конституционными нормами. Министерство юстиции такие плановые проверки проводит регулярно. В 1998 году проверено 49 общественных объединений, сейчас ведется работа по устранению выявленных нарушений. В преддверии выборов Министерство юстиции должно особенно активно использовать предусмотренные законом меры предупреждения и даже аннулирование регистрации за действия, нарушающие Конституцию, провоцирующие национальный, социальный и религиозный экстремизм. Особенно нетерпимыми становятся вызывающие высказывания лидеров оппозиционных партий в адрес законно избранных органов власти и оскорбления высших должностных лиц государства. Все это требует незамедлительной правовой реакции со стороны органов, стоящих на страже закона и конституционного порядка в стране. Мировой опыт показывает, что и мажоритарная, и пропорциональная системы имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому действующее в России избирательное законодательство является сегодня взаимоприемлемым компромиссом. Именно сочетание территориального и партийно-политического представительства позволяет избежать раскола в обществе в период выборов. Решение Конституционного Суда Российской Федерации о сохранении 5-процентного барьера еще раз подтвердило: выбор конкретной модели избирательной системы является вопросом не столько правовым, сколько общественно-политическим. Сейчас много спорят о том, должна ли "партия власти" идти на выборы. Некоторые говорят, что ее отсутствие ведет к ослаблению исполнительной вертикали и действующего Правительства, к некоему разделению регионов в зависимости от "личных пристрастий" региональных властей по отношению к тем или иным лидерам будущей президентской гонки. Порой даже обостряют вопрос: либо после 2000 года в Государственной Думе будут работать люди новой демократической эпохи, либо эпоха в очередной раз сменит свой политический знак на противоположный. Надо признать, такая опасность, разумеется, есть. Но избежать ее можно разными способами. Нам важна не сама "партия власти". Нам важно, чтобы власть в строгом соответствии с законом смогла сыграть свою единственно правильную партию - партию чистых и демократических выборов. Опыт двух избирательных "гонок" показал - не стоит повторять старые схемы. Не надо искусственно искать каких-то преемников или, опираясь на личные симпатии, пытаться создавать ключевых политических игроков. Мы обязаны обеспечить равные права всем, кто выйдет на выборы в честной борьбе. Поэтому главная задача власти - чтобы в декабре 1999 года выборы прошли в конституционные сроки, в полном соответствии с нормами избирательного законодательства, были подлинно свободными, равными и демократическими. Союзниками власти на этих выборах можно считать те партии и движения, которые, придерживаясь закона и по-граждански ответственно оценивая сложившуюся ситуацию, не провоцируют политическую дестабилизацию; те, которые настроены на развитие демократии и укрепление рыночной экономики в России; которые не призывают к проведению досрочных выборов депутатов Думы и Президента или их отмене, не настаивают на пересмотре основополагающих принципов и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Никакие чрезвычайные сроки или меры, как показывает опыт, не дают объективных результатов. Конечно, маятник политических предпочтений в подлинно демократическом государстве невозможно сохранить неподвижным. И "левые", и "правые" отражают полный спектр настроений, царящих в обществе. При этом у оппозиции есть все возможности критиковать власть. Это обычная ситуация в общественно-политической жизни любой цивилизованной страны. Здоровая оппозиция власти нужна. Но разница в том, что требования российской оппозиции часто возвращают к старым, уже отвергнутым обществом схемам. Мы должны войти в ХХI век с оппозицией, которая смотрит вперед, а не назад. Власть не будет поддерживать тех, кто, рискуя сорвать политическое равновесие, предлагает нам нарушение конституционных сроков выборов, требует ревизии основ конституционного строя. И здесь никого не должна обманывать сама готовность этих сил идти на выборы. Проведение досрочных парламентских или президентских выборов или проведение выборов всех уровней власти в один день означает попытки превратить такие выборы в инструмент реставрации. Любые схемы, ломающие конституционный порядок проведения выборов, влияют на объективность полученных в ходе голосования результатов. Проведение же чистых и честных выборов в предусмотренные Конституцией сроки является мощным фактором стабильности в обществе. Сегодня еще немало тех, кого захлестывает революционный азарт, кто одержим идеей взять политический реванш и восстановить старые порядки. Речь идет о стремлении выжать максимум из нынешней ситуации, когда неудачи и просчеты экономической политики привели к контролю "левого" большинства над Думой и попыткам установить контроль над Правительством. Те, кто под любыми предлогами, даже казалось бы благовидными, требуют отмены или переноса выборов, кто призывают к введению на несколько лет чрезвычайного положения в стране и говорят об исчерпанности демократического ресурса выборов, те, кто развязывают войну компроматов и манипулируют результатами голосования, - все эти "ораторы" пытаются украсть у народа честные выборы. Они стремятся отнять завоеванное право выразить свою политическую волю, пытаются отобрать само право сформировать сильную, конструктивную и разумную власть. Эти силы по самой логике их политической программы составляют сегодня партию "отмены выборов". Партию тех, кто хочет вместо разделения властей вновь соединить в одном органе исполнительные, законодательные и контрольные функции. А самих депутатов по старой советской традиции выбирать на безальтернативной основе. И за предложениями выбирать губернаторов на заседаниях местных законодательных собраний зачастую скрывается отказ от всенародных прямых выборов главы государства. Некоторым политическим силам хочется, чтобы в России был легкоуправляемый, зависимый Президент. Но такого "подарка" своему преемнику не может оставить ни один здравомыслящий глава государства, потому что главной задачей Президента является защита базового конституционного права российских граждан - права на выбор. Не только Президент и Правительство, но и Федеральное Собрание заинтересованы в том, чтобы начатые ими мирные преобразования были продолжены, чтобы в стране сохранялась политическая стабильность, а пришедшие на смену избранные или назначенные должностные лица не стали призывать к преследованиям граждан по политическим мотивам. Поэтому нам необходим качественно новый политический корпус и обновленный состав Государственной Думы. Мы очень рассчитываем, что в результате демократических выборов в депутаты будут избраны люди, чьи профессиональные способности не вызывают каких-либо сомнений, люди, которые в состоянии защитить начатые восемь лет назад преобразования и предоставить возможности для их дальнейшего развития. Нам нужны патриотически настроенные профессионалы, а не "профессиональные патриоты". Отдавая предпочтение тем или иным кандидатам, сравнивая их программы, лозунги, опыт работы, российские избиратели должны проявить ответственность, доказать, что за годы перемен они научились не только пользоваться свободой, но и ценить и отстаивать ее. Парламент, который откроет свои двери уже в следующем веке, должен по-новому и работать. Новая эпоха поставит его перед новым вызовом. Хотелось бы, чтобы он шире смотрел и на Россию XXI века, и на собственную роль в развитии страны. Не исключено, что вновь избранные депутаты захотят внести изменения в саму технологию своей работы, возможно, внесут поправки в регламент Думы, а законотворческий процесс cделают еще более открытым для гражданского общества. Возможно, что в Думе очередного созыва изменится и роль политических фракций, влияние которых в парламенте подчас несоразмерно их реальному весу в обществе. Можно ожидать и следовало бы приветствовать укрепление позиций регионов среди депутатского корпуса Государственной Думы. И тогда уже не будет основания называть ее закрытым элитарным клубом, вход в который открыт в основном по партийным "московским" спискам. Но до выборов осталось еще несколько месяцев. И в оставшийся срок Президент вместе с Федеральным Собранием, губернаторами и региональными законодательными собраниями просто обязаны создать механизмы общественного контроля чистоты выборов. Для этого уже сейчас надо вступить в союз со всеми конструктивными силами общества, приветствуя широкие гражданские инициативы. Дополнительные механизмы контроля избирательного процесса могли бы подкрепляться специально созданной для этого комиссией при Совете Безопасности Российской Федерации, а в субъектах Федерации - соответствующими органами и муниципальными организациями с участием общественных групп избирателей. Государство должно продумать определенные шаги по информационной безопасности в предвыборный период, предупреждая очередной виток войны компроматов. Уже сейчас некоторые политические силы и так называемые олигархические круги стремятся поставить под свой контроль максимально возможное количество центральных и региональных газет, журналов, телерадиокомпаний. Некоторые местные руководители в период выборов своим решением прекращают трансляции федерального теле- и радиовещания. Тем самым оказывают прямое давление на избирателей, грубо нарушая требования федерального законодательства. Федеральная служба по телевидению и радиовещанию и другие государственные органы должны требовать от средств массовой информации и их учредителей строгого соблюдения действующего законодательства, лицензионных условий и программной концепции вещания. Значительную роль в период выборов призваны сыграть общественные наблюдательные советы. Важно, чтобы они стали инструментом соблюдения законности, а также поддержки и защиты средств массовой информации, а не органами полугосударственного контроля и цензуры, как это понимают некоторые оппозиционные силы, ратующие за создание Высшего совета по защите нравственности. Никому не позволено выступать с позиции силы, высказывать откровенные угрозы в адрес СМИ, призывая к очередному "походу на Останкино". Чистые и честные выборы - это не просто декларация или политический лозунг дня. Они - гарантия того, что во власть не придут люди, проявляющие политическую безответственность, радикализм и нетерпимость, а также люди, связанные с криминальным миром. Первый шаг на этом пути - совместная работа Президента, Правительства и Государственной Думы над изменениями и дополнениями в избирательное законодательство Российской Федерации. Надо усилить контроль за всей предвыборной цепочкой: от процедуры регистрации кандидатов в депутаты до пристального внимания к источникам и расходованию средств, отпущенных на избирательную кампанию. Все это с полным основанием можно отнести и к выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Давно замечено: период выборов всегда чреват политической нестабильностью, ломкой сложившегося политического расклада, перегруппировкой сил. На этом фоне реальной угрозой молодой российской демократии стали "грязные технологии", уже опробованные в ряде субъектов Федерации; проведение избирательных кампаний на грани допустимых методов политической борьбы. Среди "новшеств" прошедшего года - использование одноименных лже-партий и кандидатов-"двойников", ряда других предвыборных уловок. Публичные оскорбления, клевета, угрозы насильственного изменения основ конституционного строя, призывы к разжиганию межнациональной и религиозной розни - все это взято на вооружение представителями целого ряда политических организаций. Даже если все эти призывы являются только средством саморекламы, сам факт их появления - открытый вызов российскому обществу. Поэтому одной из главных задач избирательной кампании 1999 года можно считать недопущение вируса политического экстремизма в избирательный процесс. "Вакциной" от этого вируса должен стать комплекс мер, направленных на превентивное пресечение деятельности экстремистских организаций, пропагандирующих идеи насилия, фашизма, социальной, национальной, расовой розни, вплоть до приостановления и запрета их деятельности. Власть, которая борется с экстремизмом, борется не со своими политическими соперниками, а охраняет и защищает неотъемлемые права и достоинство личности, гражданский мир и согласие, единство страны, ее территориальную целостность. Экстремистские течения опасны не только для сложившейся политической системы, но и для государственности в целом. Вместо длинных теоретических споров о сущности политического экстремизма и наличии его в деятельности отдельных объединений гораздо продуктивнее вести работу по обсуждению и принятию федерального закона о противодействии политическому экстремизму, созданию системы антиэкстремистского законодательства, не оставляющего лазеек для легальной деятельности антиконституционных сил. Не менее важны целенаправленные действия со стороны правоохранительных органов и судебной системы. Преступно списывать бездеятельность на отсутствие законодательной базы. Во многом она уже есть. Надо лишь активнее применять имеющиеся антиэкстремистские положения уголовного законодательства, Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и нормы Кодекса об административных правонарушениях. Вызывает серьезную обеспокоенность и практика использования выборов для продвижения во власть лиц с криминальным прошлым. Криминальные структуры, рвущиеся к "властным ресурсам", дискредитируют саму идею народного представительства. В ряде избирательных кампаний на региональном и муниципальном уровнях победа отдельных представителей криминалитета уже стала печальной реальностью. Криминализации избирательных кампаний способствуют и недостаточно продуманные требования, предъявляемые к формированию избирательных фондов кандидатов и расходованию их денежных средств. Использованию "теневых" денег криминальных структур также надо поставить надежный заслон. Сегодня очевидно: чтобы обеспечить проведение свободных демократических, честных и чистых выборов, нужны политическая воля и чувство ответственности тех, на кого возложен контроль за организацией и соблюдением законности в период проведения выборов. Необходимо согласие, объединение всего общества перед угрозой прихода в российскую власть любых деструктивных, радикальных, экстремистских и криминальных сил. Но как бы трудно не давалось это согласие, важно понять, что это то условие, без которого невозможно сформировать новую власть в России ХХI века. Достигая согласия, мы готовим почву для обновления органов власти на основе Конституции, на основе права граждан сказать свое слово и сделать свой выбор. Достигая согласия, мы консолидируем усилия власти и общества для достижения общей цели - политической и экономической стабильности. Политический капитал согласия, и это уже совершенно понятно, становится непременным условием дальнейшего развития страны. 2.4. Законность и личная безопасность граждан - важнейшая политическая задача Обеспечение правопорядка, борьба с преступностью и коррупцией являются важнейшей политической задачей. Финансовый кризис 1998 года и его социально-экономические последствия заметно усугубили криминогенную обстановку. Фактически криминальный мир объявил войну государству. Правоохранительные органы должны решительно переломить положение дел в сфере борьбы с преступностью. От того, насколько успешно мы сможем противостоять криминальному натиску, зависит безопасность общества, судьба демократических преобразований в России. Приоритет из приоритетов власти - обеспечение личной безопасности граждан. Сейчас почти в трети регионов страны наблюдается рост уличной преступности, за год зарегистрировано почти 30 тыс. убийств и покушений на убийство. И хотя около 80% из них раскрыто, необходимо задействовать все современные методы охраны правопорядка для борьбы с преступлениями против личности. Разгул криминала, несомненно, связан с незаконным распространением оружия. Нужна комплексная система контроля от момента производства оружия до его утилизации. Это - пресечение каналов контрабандного ввоза, усиление режимных требований на оборонных предприятиях, ужесточение уголовной ответственности за хищение, незаконное владение и хранение оружия и боеприпасов. Ключевая задача - борьба с организованной преступностью, которая вторгается не только в экономическую, но и в политическую сферу. Сегодня преступные группировки тратят огромные средства на подкуп чиновников, на прямое продвижение своих представителей в выборные органы власти. Следует признать: организованная преступность становится фактором, подрывающим политическую и социальную стабильность в стране. Криминальные группировки уже настолько сильны, что способны реально влиять на положение дел в целых регионах и отраслях экономики, в том числе ключевых. И наибольший интерес у них вызывает топливно-энергетический комплекс и банковский бизнес. Продолжает нарастать волна преступлений в кредитно-финансовой деятельности: кредиты, выданные с нарушением закона, нелегальный оборот валюты, вывоз колоссальных средств за границу, создание фальшивых акционерных обществ, мошенничество и незаконное предпринимательство. Это уже не просто финансовые махинации, а преступления против безопасности государства. К сожалению, наши усилия по противодействию экономической преступности все еще не дают должного эффекта. Сотни тысяч преступников остаются безнаказанными. В 1998 году число прекращенных дел увеличилось более чем в 4 раза. Количество же привлеченных к уголовной ответственности по так называемым экономическим преступлениям сократилось в 31 регионе. Несмотря на предпринимаемые меры, все еще велико влияние криминала в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Во многом это, конечно, объясняется утратой государственной монополии. Требуется ограничение и строгое лицензирование торговли алкоголем, табачными изделиями и другими подакцизными товарами. Необходимы поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, ужесточающие наказание за незаконные производство и оборот алкогольной продукции. Далеко не всегда эффективны наши усилия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. За прошлый год выявлено около 900 таких преступлений, совершенных организованными преступными группами, что составило лишь полпроцента в структуре наркопреступности. Очевидно, что это "капля в море". Более жестким должен быть финансовый контроль за игорным бизнесом, реализацией видео-, аудио-, компьютерной продукции. Благоприятными условиями для развития организованной преступности являются разветвленные коррумпированные связи в органах власти. Расширение "теневого" сектора экономики и рост капиталов криминальных структур неизбежно ведут их к борьбе за власть, к стремлению влиять на политические и управленческие решения. Проникновение криминалитета в выборные органы власти, коррупция, помноженная на "неприкосновенность" отдельных представителей законодательной власти, порождают вседозволенность и безнаказанность. Как следствие, возникает катастрофическое падение доверия населения к органам власти всех уровней, сопровождающееся нежеланием участвовать в выборах. Поэтому борьба с коррупцией и криминальным влиянием на институты государственной власти сейчас приобретает острую общественно-политическую значимость. В последнее время наметилась некоторая активизация деятельности МВД и других правоохранительных органов, связанная с повышением профессионализма их кадрового состава, улучшением скоординированности их действий с другими властными структурами, в том числе региональными. Проведены масштабные комплексные операции. Так, пресечена преступная деятельность посреднических фирм в шахтерских регионах, а также криминальных структур, пытавшихся подчинить себе деятельность портов Новороссийск и Туапсе. Хороших результатов удалось добиться межведомственной следственно-оперативной бригаде в Дагестане. Но эти положительные сдвиги могут остаться лишь эпизодом в работе власти, если их не закрепить. Необходимо методично вытеснять криминальные группировки с занятых ими позиций, предотвращать проникновение представителей преступного мира в структуры власти. Надлежит укрепить межведомственную координацию, и прежде всего взаимодействие правоохранительных органов в рамках Федеральной программы борьбы с преступностью и коррупцией. Решающая роль здесь возлагается на Совет Безопасности и Генеральную прокуратуру России. Необходимо усилить практическую роль в борьбе с коррупцией Координационного совещания руководителей правоохранительных органов. Нужна единая система государственного контроля, возможно, формирование объединенного контрольно-наблюдательного совета при Президенте. Значительные меры по противодействию преступности предусмотрены в утвержденной Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы. Особая роль принадлежит правовому обеспечению борьбы с коррупцией. Антикоррупционные меры, идеология экономической безопасности должны пронизывать всю систему законодательства. Сделано уже многое - принят новый Уголовный кодекс, вступили в действие I и II части Гражданского кодекса. Но этого еще недостаточно. Надо ускорить принятие законов, уже находящихся на рассмотрении Федерального Собрания, прежде всего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Не хватает еще многих других нормативных актов, а ведь известно, что правовой вакуум - лучшая питательная среда для преступности и коррупции. Например, по-прежнему затруднена возможность привлекать к ответственности за коррупцию членов представительных и судебных органов власти. Не создана действенная система декларирования доходов и расходов физических лиц, в том числе государственных служащих. Важную роль в обеспечении условий для эффективного противодействия финансово-экономическим преступлениям, носящим международный характер, должны сыграть вступление России в Международную комиссию по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) и присоединение нашей страны к Страсбургской конвенции Совета Европы от 8 ноября 1990 г. "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности". Необходимо активизировать совместную работу российского МИДа и наших правоохранительных органов в этом направлении. Результаты реализации федеральных целевых программ по борьбе с преступностью и коррупцией на сегодняшний день являются недостаточными прежде всего из-за невыполнения государством своих обязательств по их финансированию. Если государство не может содержать на должном уровне собственные правоохранительные органы, то за решение этой проблемы зачастую берется криминальный мир, но уже в своих интересах. К сожалению, реальностью стали факты содействия работников правоохранительных органов преступникам. Правительство обязано изыскивать и эффективно использовать дополнительные бюджетные источники для повышения материально-технического и финансового обеспечения правоохранительных органов и спецслужб, и в первую очередь подразделений, ведущих борьбу с коррупцией и организованной преступностью. Противостояние преступности и коррупции невозможно без жесткой и бескомпромиссной борьбы с нарушением законности внутри самой власти. Важнейшая задача в этом направлении - работа с кадрами: утверждение принципов профессиональной честности и порядочности должностных и выборных лиц. Механизмом профилактики коррупции является устранение произвола чиновников при распределении государственных ресурсов - бюджетных средств, лицензий, квот, при сдаче в аренду государственных помещений. Все эти решения должны приниматься исключительно на конкурсной, гласной основе. Недоработки здесь оборачиваются серьезными политическими издержками. Пресса изобилует публикациями разоблачительного характера, свидетельствующими о фактах злоупотреблений высших государственных чиновников. Нет и должной реакции на них со стороны Генеральной прокуратуры. Мы не должны забывать: наше общество ждет ясного и четкого ответа. Разбираться со всеми такими фактами надо взвешенно и скрупулезно. И гарантией объективного их рассмотрения может быть только закон. Самое серьезное внимание стоит уделить системе профилактики преступлений. Борьба с преступностью и коррупцией получит должный эффект лишь тогда, когда мощь государства будет подкреплена активной поддержкой его граждан. Воспитание в духе порицания преступности и взяточничества, преодоление правового нигилизма и стереотипов противоправного поведения - одно из ключевых звеньев борьбы с преступностью. 3. РОССИЯ И МИР НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ До наступления нового тысячелетия осталось совсем немного времени. Весь мир спешит подготовиться к его достойной встрече. Страны и народы примеряют себя к новой эпохе. Нам тоже надо осмотреться, объективно оценить наше внешнеполитическое положение, определить приоритеты и задачи на будущее. За эти годы мы поняли - универсальных рецептов развития общества и государства не существует. Но было бы глубочайшей ошибкой считать, что Россия должна видеть свой особый путь в самоизоляции. Только осознав взаимосвязь своеобразия России и ее вовлеченности в развитие современного мира, можно реализовать огромный потенциал нашей державы. 3.1. Российский "полюс" в многополярном мире Сегодня весь мир переживает трудный, но очень важный переходный период. Правила, по которым завтра предстоит играть на международной арене, еще только формируются. Старое уходит с боем, на многие новые вопросы и вызовы еще нет адекватных ответов. Интересам международной стабильности и устойчивого развития отвечало бы геополитическое переустройство мира на путях утверждения принципа многополярности. Его основы уже заложены. Но какие бы перспективы это ни открывало перед Россией, ее дальнейшая судьба в решающей степени будет зависеть от нее самой, от ее внутреннего состояния и выбранного пути развития. И поэтому для России нет сегодня более важной задачи, чем сосредоточить все силы на своем возрождении - духовном, экономическом, политическом. Российская внешняя политика - это та редкая сфера деятельности, в которой по принципиальным вопросам, как правило, достигается согласие практически всех политических сил страны. Это и понятно: внешняя политика обязана быть государственной, отвечать интересам России. Роль Президента - жестко следить за соблюдением этих основополагающих принципов. Укрепление международной и региональной стабильности, поиск правильных, а не скороспелых ответов на новые вызовы глобальной безопасности, ликвидация рецидивов и стереотипов периода "холодной войны" немыслимы без участия России. Конечно, это не означает, что продвижение наших позиций проходит легко, беспроблемно. В мире проявляются серьезные расхождения по методам и формам решения того или иного вопроса. Это нашло, в частности, свое отражение в различии подходов к урегулированию конфликтных ситуаций вокруг Ирака и в Косово. Принципиальная позиция России состоит в том, чтобы разрешение спорных вопросов и конфликтов, поиски компромисса проходили исключительно политическим путем. Применение силы, а тем более попрание общепринятых норм международного общежития - опасно и недопустимо. Именно поэтому Россия выступает за укрепление универсальных международных организаций, прежде всего ООН и ее Совета Безопасности, которые являются сегодня мощнейшим инструментом регулирования международных отношений, сдерживания политики агрессии и запугивания. Мы поддерживаем процесс реформирования ООН. При этом безусловно должна сохраняться центральная роль ООН в решении проблем международной и региональной безопасности. Россия отвергает и осуждает любое одностороннее применение силы в обход Совета Безопасности. Именно так - решительно и нелицеприятно - мы поставили в Совете Безопасности вопрос о незамедлительном прекращении агрессии против СРЮ. Приоритетным направлением внешней политики России были и остаются отношения с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Наша позиция неизменна: развитие и укрепление интеграционных связей в рамках Содружества отвечают долгосрочным национальным интересам России. Принципиальным прорывом в интеграционных процессах стало подписание в прошедшем году поистине исторического соглашения - Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси, коренным образом изменившей взаимоотношения наших народов. Российско-белорусский союз - это не только объединение экономических, правовых систем двух государств. Самое главное, что станут теснее отношения между людьми, будут восстановлены давние хозяйственные связи. Дальнейшее повышение интеграционного потенциала Содружества в огромной степени будет зависеть от успехов в становлении Таможенного союза и единого экономического пространства. К четырем членам Межгосударственного Совета - Белоруссии, Казахстану, Киргизии и России - официально присоединился Таджикистан. Это отрадный факт. Но тем не менее главная задача - достигать результатов "не числом, а умением". Всем участникам Таможенного союза предстоит сложная работа, чтобы сделать его подлинным локомотивом интеграции. Говоря о Содружестве в целом, мы не можем не констатировать, что, к сожалению, ни экономически, ни политически оно пока не стало тем механизмом, который надежно обеспечивает условия для взаимовыгодного сотрудничества. Для этого мы обязаны на практике решительно утверждать принцип равноправия: мы все равны, среди нас нет ни младших, ни старших братьев. Важнейший резерв совершенствования деятельности Содружества - развитие прямых связей и сотрудничества российских регионов с регионами стран СНГ, укрепление их договорно-правовой базы. Усиление процессов интеграции в рамках СНГ потребует более активной финансовой политики. В 1999 году надо продолжить сближение бюджетного, налогового и таможенного законодательства, осуществить ряд совместных бюджетных программ, найти взаимоприемлемые способы погашения России долгов государствами СНГ. Положительный пример Белоруссии не должен служить трафаретом. К каждому государству СНГ нужно найти свой особый подход, не ущемляющий наших соседей. Россия последовательно проводит линию на развитие отношений с Украиной на основе принципа стратегического партнерства. Прошедший год ознаменовался положительными переменами. Уверен, что ратификация "большого Договора" с Киевом придаст дополнительный импульс всестороннему укреплению российско-украинских отношений. Жизненно важные интересы России в Закавказье требуют проведения энергичного, скоординированного и рассчитанного на долгосрочную перспективу курса. Это курс на развитие устойчивых дружественных отношений с Азербайджаном, Арменией и Грузией, стабилизацию ситуации в регионе. Укрепилось наше взаимодействие с центральноазиатскими государствами СНГ, в том числе на многосторонней основе. Мы нацелены на поддержание безопасности в этом регионе, противодействие политическому и религиозному экстремизму. Как и в предыдущие годы, России приходилось уделять много сил миротворческой деятельности на пространстве СНГ. Россия последовательно ориентируется на скорейшее урегулирование всех конфликтов мирными средствами, прежде всего усилиями самих стран Содружества. Будем настойчиво добиваться того, чтобы наше содействие политическому урегулированию конфликтных ситуаций подкреплялось проявлением конструктивного настроя непосредственных участников конфликтов. Необходимо добиться более предметной международной поддержки, прежде всего по линии ООН и ОБСЕ. Повышению международного веса нашего государства способствует участие в работе "восьмерки". Создана прочная основа для сотрудничества по важнейшим международным проблемам, таким как энергетика, ядерная безопасность, борьба с транснациональной организованной преступностью. В рамках дальнейшего развития наших отношений с партнерами по "восьмерке" одной из ключевых задач становится выработка стратегии регулирования глобальных процессов в мировой экономике. Цель такой стратегии не должна сводиться только к предотвращению кризисов, дестабилизирующих ситуацию на мировых финансовых рынках. Россия заинтересована в единой и процветающей Большой Европе без разграничительных линий - старых и новых. Европа должна обрести свой "кодекс поведения", адекватный нынешней реальности, - Хартию европейской безопасности. По-прежнему будем выступать за ключевую роль ОБСЕ в становлении новой общеевропейской архитектуры безопасности, обращенной в XXI век и способной дать ответ на риски и вызовы нового поколения. Сейчас, когда все видят, что "цепляние" за военные блоки, порожденные "холодной войной", оборачивается "войной горячей", это особенно актуально. Нашим приоритетом является наращивание активного политического диалога и экономического взаимодействия с Европейским союзом. Настоящим прорывом стало признание ЕС рыночного статуса экономики России, хотя от прошлого еще остались некоторые искусственные ограничения в отношении нашего товарного экспорта. Важно продуктивно использовать большой потенциал, который заложен в действующем Соглашении о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС. Наши отношения с ведущими европейскими государствами позволяют интенсивно развивать взаимовыгодные двусторонние связи и вести совместный поиск решений по проблемам общеевропейского значения. Первая встреча "европейской тройки" в составе России, Германии и Франции придала дополнительный импульс движению к единой Европе. Будем активно продолжать работу и здесь. Предстоит в полной мере использовать формирующуюся на европейском направлении модель субрегионального сотрудничества, основанную на логике добрососедства. Составляющие этой модели - Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева/Евро-Арктического региона, Организация Черноморского экономического сотрудничества, ряд перспективных региональных инициатив. Югославский кризис еще раз показал обоснованность нашего последовательного неприятия расширения НАТО на Восток. Неприемлемы и попытки НАТО подменить собой ООН, ОБСЕ и навязывать силовые решения в Европе и за ее пределами. От того, как скоро НАТО осознает пагубность силового выбора, сделанного в отношении независимой, никому не угрожающей Югославии, зависит "размораживание" наших отношений с альянсом. С НАТО- агрессором нам не по дороге. Значительное внимание придаем нормализации российско-американских отношений, возвращению к конструктивному взаимодействию. Оно должно стать важнейшим фактором мировой политики в XXI веке. Мы переживаем сегодня непростой этап отношений, кое-кто прямо провоцирует нас на новую конфронтацию. Трагическая ошибка американского руководства в косовском вопросе не должна обернуться затяжным кризисом в российско-американском партнерстве. Наш общий долг - сохранить все то позитивное, что было накоплено за последние годы. Для сотрудничества создан эффективный механизм, есть солидный опыт совместного урегулирования международных конфликтов и снятия возникающих двусторонних проблем. Приоритетным для нашей и международной безопасности, особенно в период обострения обстановки в мире, является продолжение процесса сокращения стратегических ядерных вооружений. После ратификации Договора СНВ-2 Россия и США смогут приступить к переговорам по еще более низким уровням стратегических вооружений в рамках Договора СНВ-3. При этом будем решительно отводить опасные попытки подорвать Договор по ПРО, что не только разрушило бы глобальную структуру военной стабильности, но и привело бы к неконтролируемому распространению оружия массового уничтожения и средств его доставки. Это тем более опасно, что сегодня в связи с ядерными испытаниями в Индии и Пакистане в центр внимания мирового сообщества, в том числе США и России, выдвинулся ключевой для международного мира вопрос - сохранение режима нераспространения ядерного оружия. Главное сейчас - добиться подписания без каких-либо условий этими странами Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и их скорейшего присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия. Одним из самых приоритетных и перспективных направлений нашей внешней политики является азиатское. Активная политика обеспечила полнокровное подключение к многосторонним консультативным механизмам стран Азиатско-Тихоокеанского региона - Россия стала членом форума "Азиатско- тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС). Это открывает дополнительные возможности для выхода России на перспективные рынки в регионе. Дальнейшее развитие стратегического партнерства с Китаем отвечает как жизненным интересам народов наших стран, так и задачам обеспечения безопасности для Азии и мира в целом. Это еще раз продемонстрировала российско-китайская солидарность в период косовского кризиса. Реализация выработанного солидного пакета двусторонних соглашений в торгово-экономической и иных сферах позволяет вывести наши отношения на новый, еще более высокий уровень. Продолжим укрепление наших традиционно дружественных связей и взаимовыгодного экономического сотрудничества с Индией. На солидную основу поставлены российско-японские отношения. Не отстраняясь от нерешенных политических проблем, Россия и Япония ставят во главу угла задачи всеобъемлющего конструктивного взаимодействия с прицелом в ХХI век. Важная для нас задача - создание "пояса добрососедства" по периметру наших границ - осуществима при взаимной готовности к расширению поля совпадающих интересов с нашими южными соседями, в первую очередь с Ираном, а также Турцией. Россия совместно с другими заинтересованными государствами будет всемерно содействовать политическому урегулированию в Афганистане в целях обеспечения мира и стабильности в этой стране и регионе в целом. Необходимо продолжать разблокирование ситуации вокруг Ирака, используя дипломатические усилия для поиска путей исключительно мирного разрешения конфликта и содействия поэтапному выведению Багдада из режима санкций при безусловном выполнении им резолюций Совета Безопасности ООН. Нас тревожит "пробуксовка" ближневосточного урегулирования. Россия, как один из коспонсоров мирного процесса, не намерена ослаблять усилия и будет нести здесь свою долю ответственности. Мы еще далеко не полностью исчерпали имеющийся у нас огромный потенциал диверсификации внешних связей. Будем более активно работать на африканском и латиноамериканском направлениях как для реализации экономических проектов, так и для развития основ многополярного мира, укрепления глобальной и международной безопасности. К сожалению, человечество входит в новый век с тяжелым наследием. В хроническую болезнь для мирового сообщества превратились внутригосударственные конфликты. Сепаратизм, этническая и религиозная нетерпимость, острые социально-экономические кризисы приводят к взрывам насилия, угрожающим безопасности далеко за пределами конфликтных зон. Нужны согласованные действия всего мирового сообщества для разблокирования кризисных ситуаций при уважении норм международного права, Устава ООН, суверенитета государств. Нельзя пытаться решать сложнейшие проблемы современности силовыми методами каменного века. Необходимы решительные меры по борьбе с терроризмом и распространением наркотиков. Только объединение усилий всех государств мира позволит эффективно противодействовать негативным тенденциям интернационализации такого рода деятельности. Считаем, что на пороге нового тысячелетия необходима разработка международных правовых норм, предусматривающих ответственность за использование религии и религиозных объединений в целях политического экстремизма. 50-летие Всеобщей декларации прав человека, отмечавшееся в ушедшем году, подвело своего рода итог усилиям международного сообщества по строительству гуманного, демократического мира. Будем решительно противодействовать политике двойных стандартов, попыткам выгородить тех, кто возводит ограничения прав части населения в ранг государственной политики. Курс России на защиту законных прав наших соотечественников остается неизменным. Мы не снимаем с повестки дня проблему дискриминации русскоязычного населения Латвии и Эстонии. Россия будет настаивать на том, чтобы эти страны откорректировали свои подходы к проблеме прав человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми ООН, ОБСЕ, Советом Европы. На двустороннем уровне и в международных организациях, в первую очередь в ОБСЕ и в Совете Европы, будем держать ситуацию под плотным контролем. В фокусе нашего внимания и такая категория населения, как беженцы. На оказание им помощи направлена российская гуманитарная инициатива, выдвинутая на международной конференции по защите жертв войны. 3.2. Россия в новом мировом хозяйстве Внешнеполитические возможности России, ее авторитет в мировой политике зависят от внутриполитической стабилизации и преодоления экономического кризиса. В то же время успех на этих направлениях прочно взаимоувязан с активной внешнеэкономической политикой России, ее становлением на мировой арене в качестве уважаемого и равноправного партнера. Без интеграции российской экономики в мировое рыночное хозяйство невозможно строительство солидного экономического фундамента нашей страны. Стратегическая задача России - войти в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а гармонично развитой, передовой страной с высоким технологическим уровнем, соответствующим вызовам ХХI века. В связи с этим значительно возрастает роль активной экономической дипломатии. Мы должны начать восстанавливать утраченные позиции в сфере инвестиций и торговли с другими странами. Попытавшись сориентироваться на Запад, многие сотрудничавшие с Россией страны, включая государства СНГ, встретились с неравноправными условиями торговли и инвестиционного сотрудничества. Это дает России шансы на успешную конкуренцию при должной нашей активности, в том числе со стороны дипломатических и торговых учреждений за рубежом. В текущем году результаты внешнеэкономической деятельности будут зависеть от ряда условий. Речь идет прежде всего о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию с учетом условий и обязательств, вырабатываемых в рамках Таможенного союза. Нам предстоит добиваться взаимовыгодной либерализации режима внешней торговли, окончательного снятия с российских производителей дискриминационных ограничений. Вступили в решающую фазу переговоры с МВФ о предоставлении России долгосрочного кредита, а также с Лондонским клубом кредиторов о реструктуризации внешнего долга. Договариваться надо и нам, и нашим кредиторам. И здесь неприемлемы спекуляции о чьей-то "протянутой руке". При этом самого серьезного внимания заслуживает высказываемая рядом авторитетных, в том числе западных, экономистов идея о полном либо частичном списании долгов бывшего СССР. Вновь должна возрасти активность операций по размещению на международных рынках ценных бумаг Российской Федерации. Необходимо создать благоприятную обстановку для прямых иностранных инвестиций, надежно гарантировать права собственника и инвестора. На новый качественный уровень должны выйти экономические контакты с ведущими европейскими странами и организациями. Особую роль отводим Европейскому союзу. Начавшийся переход Евросоюза к евро способен радикально изменить валютную "палитру" мировой экономики, сыграть роль положительного фактора для наших экономических реформ. Однако нельзя исключать, что введение евро на время осложнит наши текущие платежные отношения с ЕС и его отдельными членами. Надо добиваться кардинального повышения эффективности работы российских представителей в международных организациях, нацеливать их на решение реальных задач, которые стоят перед государством. Назрела необходимость отработать механизм поддержки российского бизнеса на международной арене. Активное содействие цивилизованному продвижению российских товаров и капитала за рубежом, поддержка участия российского бизнеса в перспективных международных проектах - одна из приоритетных задач нашей внешней политики. Мы должны повысить внимание к прогнозированию неблагоприятных ситуаций на мировых рынках, чтобы своевременно защитить наших товаропроизводителей от экономических потрясений, поддерживать участие российского капитала в перспективных международных проектах, активно влиять посредством этого на их содержание в интересах сотрудничества России с соседними государствами и ведущими экономическими партнерами. Существенное значение для интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство имеет торгово-экономическое сотрудничество российских регионов с зарубежными странами. Это важнейшая сфера не только нашей внешней, но и внутренней политики. Принятый Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" должен разрешить накопившиеся проблемы и противоречия. Этот Закон позволяет субъектам Федерации строить свои отношения с иностранными партнерами на прочной правовой основе, опираясь на поддержку МИДа России. Необходимо проявлять больше инициативы в этом направлении, оказывать помощь регионам в налаживании международных контактов. В то же время более жестко координировать их внешнеэкономические связи, пресекать"самостийность", твердо отстаивая интересы России. Еще одно важнейшее направление - военно-техническое сотрудничество. Прошедший год ознаменовался созданием правовой базы его развития. Принят Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", определивший принципы государственной политики, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти, государственного регулирования и финансирования работ в области военно-технического сотрудничества. Все это поможет упрочить позиции России на мировом рынке вооружений и военной техники, определить наши экономические возможности по развитию сотрудничества с потенциальными импортерами и заказчиками, выработать меры по выполнению в полном объеме условий долгосрочных экспортных соглашений. Для реализации этих задач необходимо продолжить работу по реструктуризации оборонно-промышленного комплекса, создать оборонную отрасль промышленности, способную производить наукоемкую и высокотехнологичную продукцию военного и гражданского назначения. Предстоит полнее использовать возможности политического влияния России в сфере торговли вооружением и услугами военного назначения в условиях нарастающего противодействия со стороны основных конкурентов. Россия стремится в то же время скрупулезно соблюдать действующие международные нормы и правила, не поставлять оружие в районы конфликтов, проявлять необходимую сдержанность, чтобы эти поставки не вызывали дестабилизации политического положения в том или ином регионе. Встреча третьего тысячелетия предоставляет народам России уникальный шанс для осознания себя единой нацией, объединенной тысячелетним совместным развитием. В то же время мы не можем развиваться изолированно, отгородившись от мирового сообщества. Наше отставание в сфере внедрения новейших технологий, в том числе информационных, с которыми связывают старт в ХХI век, во многом объясняется тем, что мы долгое время были закрытым обществом. Но "старые стены" рухнули, и мы почувствовали себя частью общего большого мира. Мы убеждены - Россия способна справиться с вызовами времени. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мир вступит в третье тысячелетие только 1 января 2001 года. Но его наступление начнут праздновать уже в конце 1999 года. Именно 2000 год в сознании большинства людей связан со сменой веков и тысячелетий. Начало третьего тысячелетия - не просто астрономический, временной рубеж. Это преддверие нового этапа развития цивилизации, когда необходимо оценить свой исторический багаж, наметить приоритеты на будущее и мобилизовать ресурсы. Уходящий век стал для России веком войн, революций, невиданного общественного раскола и социальных потрясений, сопровождавшихся потерей экономических, духовных и человеческих ресурсов. При этом ХХ век еще раз показал безграничные возможности нашей страны. Мы сумели уйти от тоталитарного прошлого, доказали, что умеем переносить трудности переходного периода и выживать в условиях глубочайшего кризиса. Но цену за все это заплатил народ. Лимит испытаний исчерпан. Формула нашего движения в новое столетие - жизнь без социальных потрясений и революционных экспериментов, общественное согласие во имя благополучия и процветания. Девиз века - конкурентоспособность и интеграция в мировые процессы. Только активное участие в выработке принципов мироустройства позволит нашей стране занять место, достойное ее огромного научного, духовного и оборонного потенциала. Только так мы сможем стать связующим звеном на складывающемся сегодня глобальном рынке, остаться центром притяжения традиций и культур Запада и Востока. Россия может и должна стать конкурентоспособной державой. У нас для этого есть многое: авторитетнейшие научные школы и Академия наук с ее вековыми традициями, передовые технологии, резерв незанятых производственных мощностей. Надо только умело распорядиться этим богатством. Если мы не осознаем значимость происходящих вокруг перемен, то России грозит участь "третьеразрядной" и вечно догоняющей страны. Поколение, которому жить в ХХI веке, уже родилось и подрастает, и забота о нем - самая надежная инвестиция в будущее. Несмотря ни на какие экономические трудности, мы не можем отложить на потом заботу о здоровье нации. Подходы, при которых к человеку относятся как к "легковосполнимому" ресурсу, абсолютно неприемлемы. Поэтому защита и сохранение каждой человеческой жизни - наша святая государственная обязанность. Вступая в новую эпоху, мы должны расстаться со старым взглядом на природу, как на свою "мастерскую". Ее ресурсы не бесконечны. Нужны новые правила поведения человека на Земле: защищать природную среду - значит защищать саму жизнь на Земле. Ключевая роль в этой сфере принадлежит государству, которое через систему образования, средства массовой информации и законодательную базу обязано сформировать своеобразный кодекс "экологического поведения". Экономическая политика государства должна, наконец, всерьез считаться с экологическими ограничителями. Встречу третьего тысячелетия мы празднуем одновременно с 2000-летием Рождества Христова. После десятилетий запретов и гонений на церковь мы вновь обращаемся к своим духовно-нравственным истокам. Дальнейшее укрепление межконфессионального мира и согласия поможет наладить мир в душе каждого из нас, мир в каждом доме, а значит и в стране. На перекрестье дат мы с особым вниманием готовим себя к рубежным изменениям. Последнее десятилетие уходящего века стало для России не только историческим, но и сложным идеологическим "марафоном": за очень короткий срок преодолен трудный путь к демократии, свободе и раскрепощению личности. Это путь, на который другие государства затратили столетия. Глубинные преобразования, за которыми последовал коренной слом привычного образа жизни, социальных и нравственных ценностей, для многих россиян означали утрату жизненных ориентиров. У части наших сограждан проявились неверие, разочарование, возникло ощущение потери смысла жизни. Людям порой кажется, что на изломе тысячелетий Россия попала в своеобразный темный туннель: и назад идти нельзя, и в сторону - некуда, и вперед - страшно. Однако идти надо, потому что будущего можно достичь, только двигаясь вперед. Поднять дух нации, обрести чувство собственного достоинства, веру в свои силы и способности - без этого нам не сплотиться и не расправить плечи. Пессимизм не в традициях нашего народа. И здесь особенно велика роль российской многонациональной культуры, которая - не просто "средство от депрессии и апатии". Она способна вселить уверенность, дать мощный импульс возрождению и процветанию Отечества. Не стоит выдумывать абстрактные национальные идеи. Реальной национальной задачей становится, как это точно выразил А.И.Солженицын, "сбережение" народа. Ведь Россия - не только территория и не только государство. Россия - это прежде всего люди. Благодаря им не раз восстанавливалась рвущаяся ткань Истории, а страна преодолевала кризисы и катастрофы. Россияне создали великую мировую державу. И могуществу России "прирастать" ее народом. Сегодня в жизнь вступает новое поколение. Образованные, энергичные, ответственные - им идти во власть, работать над законами, приобретать опыт государственной деятельности, развивать российскую экономику, науку, культуру. Им жить в новой стране - сильной и процветающей, свободной и гордой. Век сменяет век, приходят и уходят политические лидеры. Но Россия остается Россией. Являясь неотъемлемой частью цивилизованного мира, она хранит верность традиционным ценностям. На нас лежит особая ответственность - обеспечить историческую преемственность и передать нашим детям все лучшее из достигнутого человечеством. От нашей мудрости и зрелости, способности оценить ситуацию и признать собственные ошибки зависит, сможем ли мы преодолеть все пороги на этом непростом пути, открыть потомкам дорогу в Россию третьего тысячелетия. Президент Российской Федерации Б. Ельцин 30 марта 1999 г. Страницы: 1 2 |