Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 21 января 2000 г. N 10 (НЦПИ) Во исполнение решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации от 6 сентября 1999 года N 10 "О Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации" приказываю: Утвердить прилагаемую Концепцию информатизации Министерства юстиции Российской Федерации. Министр Ю.Чайка УТВЕРЖДЕНА приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 января 2000 г. N 10 КОНЦЕПЦИЯ информатизации Министерства юстиции Российской Федерации ВВЕДЕНИЕ Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на основании Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966, Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954, Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. N 1177, постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. N 930 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы правовой информатизации. Концепция является организационно-методической основой для формирования правовой, технической, финансовой, кадровой политики при создании Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения (ЕСИТО) Минюста России. В Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации отражена совокупность взглядов на состояние системы информатизации Минюста России, определены цели, задачи, критерии, принципы и основные направления развития системы информатизации Министерства юстиции Российской Федерации. Основными целями данной Концепции являются: анализ состояния информатизации и информационной инфраструктуры Министерства юстиции Российской Федерации; определение проблем, основных направлений и этапов развития Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России для организации информационно-технологического взаимодействия центрального аппарата Министерства с его территориальными органами и учреждениями; анализ тенденций развития, определение основных критериев и принципов функционирования системы информатизации Минюста России, обеспечение интеграции указанной системы в рамках единого информационного пространства с соответствующими системами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов и в международную систему правовой информации; обеспечение информационной безопасности указанной системы и ее информационных ресурсов как составляющей информационной безопасности Российской Федерации; обеспечение участия Минюста России в работе по развитию и совершенствованию законодательства в информационной сфере. Создание инфраструктуры системы информатизации Минюста России является приоритетным в деятельности Министерства юстиции Российской Федерации. С 1993 года информатизация выделена в самостоятельное направление деятельности Минюста России. С 1995 года начали создаваться учреждения информатизации Минюста России в субъектах Российской Федерации, которые занимаются вопросами информатизации в территориальных органах и учреждениях юстиции. Кроме того, в указанных органах и учреждениях создаются структурные подразделения информатизации и их деятельность координируется Департаментом правовой информатизации Минюста России. С 1993 года в Министерстве юстиции Российской Федерации функционирует распределенная информационно-вычислительная система, объединяющая по каналам передачи данных 82 субъекта Федерации. Целью развития и совершенствования системы информатизации Минюста России является эффективное выполнение основных задач, определенных в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний. I. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МИНЮСТА РОССИИ 1.1. Понятие и направления развития системы правовой информатизации Термин "правовая информатизация", относящийся к категории таких понятий, как автоматизация, компьютеризация, подразумевает процесс, деятельность в той сфере, содержание которой определено первой частью термина, то есть "правовая". Правовые и научные системы не содержат в настоящее время четкого понятия "правовая информатизация". В Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966, под правовой информатизацией понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Данное определение правовой информатизации не дает четкого представления о его содержании. В связи с этим, с учетом определения информатизации в статье 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", правовая информатизация представляет собой организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения потребностей в информации о законодательстве, данных правовой статистики, сведениях о правах, обязанностях граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и их реализации на основе формирования и использования информационных ресурсов. Правовая информатизация, в соответствии с Концепцией правовой информатизации России, основывается на решении двуединой задачи: информатизация правовой сферы, с одной стороны, и обеспечение законодательного регулирования правоотношений в сфере информатизации - с другой. Целью правовой информатизации является повышение уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России законодательных и других правовых актах в условиях автоматизации информационных процессов. Правовое обеспечение информационных процессов и информатизации в России должно предусматривать обоснование целей, состава, содержания системы законодательства, регулирующего отношения в области формирования информационных ресурсов России и пользования ими, создания систем обработки информационных ресурсов, установление места и роли этого законодательства в общей системе законодательства Российской Федерации, создание механизмов реализации нормативных правовых актов. По данному направлению были приняты законы Российской Федерации: "О государственной тайне", "О федеральных органах правительственной связи и информации", "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "О правовой охране топологий интегральных микросхем", "Об авторском праве и смежных правах", "О федеральных органах правительственной связи и информации", "О средствах массовой информации"; Основы законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах". Частично проблемы информации затрагивались в законодательстве о недрах, о чрезвычайных ситуациях, о налогах и налоговой инспекции, об архивах и др. Бурное развитие информационных технологий в мировом сообществе дает возможность предположить, какой путь должна пройти Россия, чтобы информатизация как процесс и информатика как сфера деятельности человеческого общества превратились в основную движущую силу развития государства. Прежде всего, информация должна встать в один ряд с финансовыми и энергетическими ресурсами по своей ценности. Это означает, что и государству и обществу потребуется регулировать и управлять информационными процессами, касающимися жизнедеятельности человека. В этом смысле правовая информатизация как процесс регулирования правоотношений с помощью информационных технологий будет основной подотраслью развития информатики наравне с информатизацией кредитно-финансовой и организационно-управленческой деятельности общества и государства. В настоящей Концепции правовая информатизация рассматривается в качестве одного из важнейших направлений системы информатизации Минюста России. 1.2. Нормативное обеспечение информатизации Минюста России Важнейшим этапом в процессе реализации основных положений Концепции является исследование проблемы правового регулирования правоотношений, возникающих в процессе построения и управления системой информатизации Министерства юстиции Российской Федерации, объединяющей центральный аппарат, его территориальные органы и учреждения. Функционирование системы информатизации Минюста России базируется на принципах и положениях Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года N 966, и Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года N 1177. Об актуальности данной проблемы свидетельствует возрастающее внимание, которое уделяется государством вопросам развития информационной сферы и особенно совершенствованию правового регулирования отношений в этой области. Основные задачи и направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации непосредственно связаны с обеспечением информационной безопасности, развитием национальной информационной инфраструктуры и определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 1300, а также в проекте Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации в сфере информатизации осуществляется в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 19 октября 1993 года N 1665 "Об информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами - членами Содружества Независимых Государств", от 27 декабря 1993 года N 2293 "Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств", от 29 марта 1994 года N 607 "О взаимодействии федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств - участников Содружества Независимых Государств", от 4 августа 1995 года N 808 "О Президентских программах по правовой информатизации". Функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации возложены на Министерство юстиции Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 года N 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации". В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 октября 1994 года N 1181 "О мерах по обеспечению взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств" и от 3 июня 1995 года N 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации", принятыми во исполнение Соглашения об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 года между государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Минюст России определен в качестве полномочного органа, осуществляющего координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией. Перед ним поставлены задачи создания и ведения баз данных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанные с функцией Минюста России по проведению их юридической экспертизы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 N 930 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" на Министерство совместно с ФАПСИ возложено создание Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России. Работа Минюста России в области информатизации также строится на основе Закона Российской Федерации "О государственной тайне", федеральных законов "Об информации, информатизации и защите информации", "О судебных приставах", "Об исполнительном производстве", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В целях выполнения задач по информатизации системы Минюста России были изданы приказы Министерства юстиции Российской Федерации от 17 июня 1994 года N 19-01-90-94 "О порядке обеспечения судов, органов и учреждений юстиции средствами вычислительной техники", от 23 июня 1995 года N 19-01-71-95 "О повышении эффективности внедрения информационных технологий в деятельность судов и органов юстиции", от 15 августа 1996 года "О деятельности центров правовой информатизации Министерства юстиции Российской Федерации", от 23 декабря 1996 года N 19-1-189-96 "Об организации автоматизированного учета правовых актов субъектов Российской Федерации", проведены заседания коллегии Минюста России от 24 декабря 1992 года N 16-2 "О мерах по правовой информатизации судов, органов и учреждений юстиции Российской Федерации", от 21 января 1994 года N 1-1 "О программе информатизации системы юстиции на 1994-1995 годы", от 6 февраля 1998 года N 2 "О реализации соглашения между Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации о создании единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России", от 6 сентября 1999 года N 10 "О Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации". 1.3. Состав, структура и основные подсистемы системы информатизации Минюста России В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Система является сложной, динамично развивающейся структурой, в которой можно выделить следующие уровни: федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. К федеральному уровню относятся: центральный аппарат Минюста России; Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации (НЦПИ); Российский федеральный центр судебных экспертиз (РФЦСЭ); Российская правовая академия Минюста России (РПА); Международный юридический институт; Российский институт государственных регистраторов (РИГР); Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД); Главный информационно-аналитический центр Минюста России (ГИАЦ); Центр научно-исследовательских работ "Комплекс" ГУИН Минюста России; Государственная регистрационная палата при Минюсте России (ГРП); Российское агентство по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ). К уровню субъектов Российской Федерации относятся: министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) юстиции краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов и службы судебных приставов в них; управления исполнения наказании, управления лесных исправительных учреждений; учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; центры правовой информатизации Минюста России (федеральные учреждения юстиции, находящиеся в субъектах Российской Федерации); филиалы и центры РПА; лаборатории судебных экспертиз. К уровню муниципальных образований относятся: подразделения судебных приставов; филиалы учреждений юстиции по регистрации прав; учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы; юридические консультации; территориальные органы ЗАГС; государственные нотариальные конторы. В соответствии с решением коллегии Минюста России от 6 сентября 1999 года N 10 "О Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации", утвержденным приказом Минюста России от 11.10.99 г. N 296, в качестве приоритетных на первом этапе создания определены следующие автоматизированные информационные подсистемы ЕСИТО: законодательства Российской Федерации, включающая в себя банки данных федерального законодательства, международных правовых актов, правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, прошедших юридическую экспертизу в Минюсте России; регистрации общественных и религиозных объединений; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; службы судебных приставов; государственной регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности; исполнения уголовных наказаний; электронного документооборота; комплексного бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности. Необходимо отметить, что ведомственные информационные базы данных уголовно-исполнительной системы представляют собой совокупность справочной информации и статистических данных как в целом по системе, так и в каждом региональном звене. Поддержка, сопровождение, обеспечение устойчивого функционирования информационных массивов и баз данных осуществляются Центром новых технологий "Комплекс" научно-исследовательского института уголовно-исполнительной системы (ЦНТ "Комплекс" ВНИИ УИС). Безусловно, что одновременное развитие должны получить и другие подсистемы ЕСИТО, обеспечивающие выполнение всех задач, возложенных на Министерство юстиции Российской Федерации. Одной из первоочередных задач при построении системы информатизации Минюста России является внедрение системы электронного документооборота, которая должна стать основой функционирования всех указанных подсистем и управления ими. Организация системы электронного документооборота служит обеспечению безусловного и своевременного исполнения поручений Президента и Правительства Российской Федерации. Система электронного документооборота Минюста России должна обеспечить: выполнение основных функций коллективной обработки информации от руководства Министерства до конкретного исполнителя; автоматизацию пересылки документов в электронном виде; унификацию ведущейся переписки, выработку стандартов на документы, циркулирующие в структуре Минюста России, использование при составлении документов типовых форм и образцов; выдачу поручений и организацию согласования документов с обязательным оперативным сбором информации о ходе их выполнения и проведением эффективного контроля над исполнением поручения; требуемый уровень защиты информации как при ее передаче, так и при ее хранении; организацию единого информационного пространства, когда передача информации производится одинаково просто как в рамках локальной сети структурного подразделения, так и в другое здание, район или субъект Российской Федерации. 1.4. Принципы функционирования и развития системы информатизации Минюста России Настоящая Концепция базируется на основных положениях Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года N 966 "О Концепции правовой информатизации России". Однако положения указанной Концепции об обязательной интеграции информационных ресурсов в единые базы данных в соответствии с новыми теоретическими и практическими разработками являются устаревшими. Подобный механизм значительно увеличивает объемы информационных потоков, что осложняет работу и снижает эффективность использования программно-аппаратных средств. В связи с расширением задач и объемов массивов правовой информации Минюста России, а также с удаленностью его территориальных органов и учреждений очевидна необходимость распределенной обработки информационных ресурсов. Система информатизации Министерства юстиции Российской Федерации должна строиться как система распределенной обработки информации, однородность которой обусловлена внедрением единых стандартов в обработку и хранение информации и интеграцией единого лингвистического обеспечения. В целях максимально эффективного обеспечения информационных потребностей пользователей необходимы интерактивный доступ к ресурсам и их защита на всех уровнях системы. Основными критериями работы информационной системы Минюста России являются полнота, актуальность, достоверность правовой информации, необходимость минимизации времени выполнения задачи и стоимости технологии, обеспечивающих их решение. При проектировании и построении информационной системы Минюста России необходимо дальнейшее совершенствование методов учета и распределения разнородных потоков запросов как внутри системы, так и вне ее для выполнения совокупности критериев и требований: обработка неоднородных потоков с заданной достоверностью; актуализация баз данных правовой информации при заданной достоверности передачи информации; минимизация общей стоимости системы; обеспечение высокой надежности для подсистем разной конфигурации; обеспечение секретности и защиты от несанкционированного доступа. Анализ современных научных взглядов позволяет сформулировать следующие основные принципы создания и развития ЕСИТО: системность - рациональная декомпозиция системы на составные части (подсистемы) и организация информационного взаимодействия подсистем между собой и единой системы с аналогичными внешними информационными системами; эволюция, обеспечивающая создание и постоянное поддержание в актуальном состоянии информационного ресурса; открытость - способность системы к расширению состава предоставляемых услуг и технологий, увеличению числа источников информации и пользователей, организации доступа пользователей к информационному ресурсу по каналам сети передачи данных; информационная безопасность - комплекс мер, призванных обеспечить защищенность системы. Кроме перечисленных основных принципов следует учитывать другие принципы и критерии функционирования и развития системы, реализация которых позволит обеспечить разумное сочетание принципов централизованного и децентрализованного управления, а вертикальная и горизонтальная интеграция подсистем будет способствовать эффективному функционированию системы за счет быстрого и надежного обмена данными и координации действий различных ее звеньев. Проведенные исследования показали, что только небольшое количество сетей, построенных в системе Минюста России, обладает однородностью (гомогенностью) программного и аппаратного обеспечения. Однородными чаще являются сети, которые состоят из небольшого количества компонентов от одного производителя. В ЕСИТО должен использоваться также принцип централизованного управления, позволяющий обеспечить весь спектр интегрированных функций, которые управляют всеми информационными ресурсами Минюста России. Реализация указанного принципа управления в системе информатизации Минюста России позволит отслеживать состояние всей системы, оперативно принимать решения и контролировать восстановление при отказе отдельных элементов, прогнозировать критические ситуации и повысит уровень безопасности системы, а также приведет к снижению трудоемкости эксплуатации системы, повышению ее надежности. II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МИНЮСТА РОССИИ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СУБ`ЕКТАМИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 2.1. Взаимодействие Министерства юстиции Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Деятельность Минюста России в области информатизации, создания правовых информационных систем и информационных ресурсов в целях информационно-правового обеспечения направлений деятельности Минюста и организации межведомственного информационно-технологического взаимодействия с органами определена в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 954, и требует обеспечения тесного сотрудничества с ФАПСИ. Особую актуальность вопросы взаимодействия в сфере создания информационно-телекоммуникационных систем, правовой информатизации и иных направлений совместной деятельности приобрели в связи с исполнением пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.97 N 930 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" о создании единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России, поручений Президента Российской Федерации от 06.10.97 N Пр-1634, в котором подчеркивалась необходимость более тесного взаимодействия Минюста России и ФАПСИ с учетом четкого разграничения функций между ними, а также поручений Правительства Российской Федерации от 20.03.98 N БВ-П4-08263, от 13.06.98 N ХВ-П4-16931 о привлечении инвестиционного кредита. В целях реализации указанных задач подписано Соглашение между Минюстом России и ФАПСИ об использовании ИТКС от 08.08.94 и создании единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России от 12.11.97, а также принят совместный приказ от 12.01.98 N 04/3, которым создана рабочая группа. В соответствии с решением коллегий Минюста России и ФАПСИ от 06.02.98 N 1 были определены основные задачи и направления взаимодействия. Одним из необходимых условий создания и функционирования единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России и ее подсистем является осуществление взаимодействия Минюста России и ФАПСИ не только на федеральном уровне, но и их территориальных органов и учреждений (центры правовой информатизации Минюста России и центры правительственной связи ФАПСИ) в субъектах Российской Федерации. Кроме того, данная система должна строиться с учетом ее интеграции в информационно-телекоммуникационную систему, создаваемую ФАПСИ в интересах органов государственной власти Российской Федерации (ИТКС), а также с учетом функций ФАПСИ, возложенных на него нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации. Важным направлением взаимодействия является также обеспечение Ситуационного центра Президента Российской Федерации (во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 09.04.96 N 171-рп) информационно-аналитическими материалами о деятельности Минюста России, необходимыми для принятия управленческих решений. 2.2. Взаимодействие Минюста России с правоохранительными органами в рамках реализации Федеральной целевой программы борьбы с преступностью В настоящее время вопрос информационно-технологического межведомственного взаимодействия приобретает особую актуальность, так как очевидна необходимость интеграции информационной системы Минюста России и ее информационных ресурсов в различные межведомственные автоматизированные системы для реализации важнейших государственных задач по созданию единого информационного пространства правоохранительных органов. Информационные потоки, циркулирующие при межведомственном взаимодействии правоохранительных органов и иных органов государственной власти, судебной системы Российской Федерации, используются для принятия управленческих решений, реализуемых в форме законодательных и иных нормативных актов, определяющих экономические, социальные, политические и другие правила развития общества, и являющихся прямыми регулирующими воздействиями власти на общество. При этом от полноты, достоверности, функциональной структурированности и оперативности передачи информации зависят качество и эффективность управленческих решений государственной власти. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 270 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы" Минюст России определен в качестве одного из государственных заказчиков данной Программы и совместно с другими уполномоченными органами принимает участие в создании автоматизированной системы ведения Регистра Федерального интегрированного фонда (РИФ). Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы была разработана по распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 марта 1997 г. N 384-р. Ее необходимость вызвана тем, что, несмотря на принимаемые усилия, преступность в России все более приобретает характер реальной угрозы национальной безопасности страны. Действующие и разрабатываемые в настоящее время в правоохранительных органах информационно-правовые системы, ведомственные и межведомственные территориально-распределенные системы сбора и обработки информации должны являться базой для внедрения новых информационных технологий и стать основой для формирования их единого информационного пространства. Сегодня имеются условия и необходимые предпосылки объединения усилий для решения всего комплекса проблем формирования и развития единого информационного пространства правоохранительных органов России. Решение задач, направленных на достижение дальнейших качественных сдвигов в результатах правоохранительной деятельности, невозможно без серьезной государственной поддержки, объединения усилий федеральных органов государственной власти, и в частности системы информатизации Минюста России. 2.3. Взаимодействие с судами Российской Федерации Проблемы организации информационного взаимодействия Минюста России с судами Российской Федерации непосредственно связаны как с уже сложившейся практикой их информационно-телекоммуникационного обеспечения, так и с новым этапом, начавшимся после образования Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и направленным на сохранение автоматизированных технологий судебного делопроизводства, сбора, передачи и хранения судебной статистики, информационно-правового обеспечения их деятельности и т.д. Важно определить основные направления взаимодействия с учетом необходимости решения таких задач, стоящих перед Минюстом России, как исполнение судебных актов и актов других органов в соответствии с законодательством об исполнительном производстве, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, управление пенитенциарной системой и другие. В процессе выполнения указанных функций Минюст России должен осуществлять тесное взаимодействие с судебной системой в соответствующих сферах деятельности. Кроме того, в соответствии с постановлением Совета судей Российской Федерации от 29 октября 1997 года по вопросам информатизации судов и совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 31 декабря 1998 года N 193/190 "Об организации работ по информатизации судов общей юрисдикции в 1999 году" требуется активное взаимодействие Минюста России с судебной системой в сфере информатизации по следующим направлениям: продолжение работ по поддержанию и совершенствованию созданной Минюстом России системы информационно-телекоммуникационного обеспечения судов Российской Федерации (обеспечение работоспособности и развитие системы электронной почты в интересах судебной системы, передача в суды и актуализация базы данных действующего законодательства "Эталон", предоставление доступа по сети Интернет к программно-техническому комплексу правовой информации "Фонд"); разработка, внедрение и сопровождение автоматизированных технологий судебного делопроизводства; выполнение работ по созданию, адаптации и внедрению специализированных программно-аппаратных комплексов и ЛВС в судах; ремонт, обслуживание и модернизация компьютерной техники судов; ведение распределенной базы данных о судимости на основе статистических карточек на подсудимого, формирование на основе указанных баз официальной государственной статистической отчетности о судимости в Российской Федерации, а также статистической отчетности о результатах судебной деятельности по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел; ведение базы данных о работе судебных приставов-исполнителей по исполнению решений судебных и иных органов. Кроме того, Минюст России, обладая аналитическими данными о работе судов в прошедшие годы, готовит сборники основных показателей работы судов и судимости по регионам Российской Федерации в сравнении с предыдущими отчетными периодами. Сводные статистические отчеты и сборники направляются, в частности, в Верховный Суд и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. 2.4. Участие в информационной системе правоохранительных и иных органов государственной власти Российской Федерации "ДОХОД" В п.7.1.6 Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 270, создание системы "Доход" указано в качестве одного из основных программных мероприятий. Информационные ресурсы Минюста России на основе единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1999 года N 301 должны интегрироваться в межведомственную автоматизированную систему федеральных органов исполнительной власти "Доход", в работе по созданию которой Минюст России принимает активное участие. Рабочая группа из представителей МНС России, МВД России, Минфина России, Минюста России, Минобороны России, ГТК России, ВЭК России, ФАПСИ, ФСНП России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций создана для организации разработки и внедрения системы "Доход". Министерство юстиции Российской Федерации, являясь источником и потребителем государственных информационных ресурсов, будет предоставлять в АИС "Доход" в соответствии с действующим законодательством сведения о: зарегистрированных правах и ограничениях (обременениях) прав на объекты недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре прав; правоустанавливающих документах, правах отдельных лиц на объекты недвижимости (обобщения), переходе прав на объекты недвижимости (представляются только лицам и органам, предусмотренным в п.3 ст.7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"); исполнении уголовных наказаний; исполнении судебных решений (включая информацию о конфискованном имуществе, а также переведенных (полученных) суммах по искам), а также тексты действующих нормативных правовых актов в контрольном состоянии по различным разделам законодательства. Регламент доступа к указанным информационным ресурсам определяется соглашениями между Минюстом России и федеральными органами исполнительной власти, а также иными организациями - участниками создания АИС "Доход". В Положении об организации информационно-технологического взаимодействия МНС России, МВД России, Минюста России, ГТК России, ВЭК России и ФСНП России в целях обеспечения доходов бюджетной системы Российской Федерации должны быть определены содержание, объемы и порядок предоставления государственных информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных, установленных законом способов. Это позволит обеспечивать руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов оперативной информацией об отчетности налогоплательщиков, финансовой и хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, прогнозируемых, плановых и реальных поступлениях налогов, сборов и других платежей в бюджеты всех уровней, а также другой информацией, необходимой для эффективного выполнения возложенных на них задач и функций. В последующем в соответствии с разработанным планом, а также технико-экономическим обоснованием и техническим заданием для системы "Доход" предстоит проведение работ по интеграции в систему автоматизированных информационных систем всех ее участников. 2.5. Участие в системе регистрации населения В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.04.99 N 593 Минюст России участвует в создании автоматизированной системы "Государственный регистр населения" (АС ГРН). В настоящее время различными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти отдельных субъектов Российской Федерации созданы и развиваются информационные системы, содержащие персонифицированную информацию о гражданах. Однако указанные системы сформированы независимо друг от друга, имеют в своей основе различные модели данных, используют разные системы классификации и кодирования, обмен информацией между ними затруднен, и единая система учета граждан в Российской Федерации отсутствует. Министерство юстиции Российской Федерации возглавляет работы по правовому обеспечению единой автоматизированной системы "Государственный регистр населения" и участвует в разработке технических требований и предложений по формированию и функционированию информационного обеспечения, исходным данным на программно-техническое обеспечение, технико-экономическому обоснованию и программе работ по созданию данной системы. Единая автоматизированная система "Государственный регистр населения" создается как государственная межведомственная информационно-телекоммуникационная система, обеспечивающая ведение в автоматизированном режиме баз данных учета регламентированных нормативными правовыми актами сведений о гражданах, информационное обслуживание государственных органов исполнительной и законодательной власти и населения и предоставление им в установленном порядке объективных и достоверных данных. При этом в соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации должно соблюдаться право гражданина и человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В настоящее время требуются принятие и реализация разработанных при участии Минюста России проектов федерального закона "О Государственном регистре населения Российской Федерации" и Концепции создания автоматизированной системы "Государственный регистр населения". 2.6. Взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации В соответствии с Положением Министерство юстиции Российской Федерации проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и организует деятельность своих территориальных органов по ведению их контрольных экземпляров. В целях реализации указанных функций Минюстом России и во исполнение приказа Министра юстиции Российской Федерации от 23 декабря 1996 года N 19-01-189-96 "Об организации автоматизированного учета правовых актов субъектов Российской Федерации" осуществляется автоматизированный учет и ведется работа по созданию баз данных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, прошедших юридическую экспертизу. Территориальными органами или центрами правовой информатизации Минюста России там, где они созданы, ведется автоматизированный учет правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с технологией, разработанной НЦПИ при Минюсте России, и осуществляется передача указанных баз данных в актуальном состоянии в центральный узел распределенной информационно-вычислительной системы юстиции (НЦПИ). В связи с возложением на Минюст России функции по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также необходимостью реализации функций по их государственному учету и ведению контрольных экземпляров требует дальнейшего развития имеющаяся система информационного взаимодействия Министерства и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В этих целях Минюстом России подготовлены предложения по ведению его территориальными органами и учреждениями Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Обеспечение направления необходимой информации для ведения Регистра возлагается на глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Разработанный Минюстом России и представленный в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О Федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" потребует, в случае своего принятия, качественно иной организации функционирования территориальных органов и учреждений по исполнению этой важной государственной задачи. 2.7. Единое информационно-правовое пространство государств-участников Содружества Независимых Государств В рамках единого информационно-правового пространства государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) осуществляется взаимодействие национальных информационных систем и отдельно взятых информационных ресурсов. На Министерство юстиции Российской Федерации возложены функции государственного заказчика российской части межгосударственной системы правовой информации, осуществления обмена правовой информацией с иностранными государствами и координации деятельности по созданию, национальных банков данных законодательства государств-участников СНГ. В настоящий момент информационные ресурсы Минюста России предоставлены уполномоченным органам Исполнительного комитета СНГ, Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Украины. Под руководством Министерства юстиции Российской Федерации разработаны межгосударственная система правовой информации (МСПИ СНГ), интегрированный банк данных многосторонних и двусторонних соглашений государств-участников СНГ. Формирование информационного пространства государств-участников СНГ основывается на Концепции, базирующейся на принятых ранее соглашениях государств-участников СНГ по сотрудничеству в различных сферах деятельности и, прежде всего, в сфере обмена правовой информацией. Главной целью работ по формированию информационного пространства государств-участников СНГ является обеспечение взаимодействия национальных информационных пространств государств-участников СНГ на взаимовыгодной основе с учетом национальных и общих интересов для развития сотрудничества в согласованных сферах деятельности. При формировании информационного пространства государств-участников СНГ учитывается соблюдение прав суверенных государств на независимое формирование своего информационного пространства. В целях реализации Концепции каждое из государств-участников СНГ должно принять первоочередные меры по приведению национальной нормативно-правовой базы в соответствие с предъявляемыми требованиями. Государства-участники СНГ создают экономические, институциональные и правовые условия для формирования механизмов межгосударственного сотрудничества предприятий и организаций, оказывающих информационно-телекоммуникационные услуги, включая способность предприятий и организаций приобретать, осваивать и приспосабливать к своим нуждам новые и новейшие технологии в целях развития общего рынка информационно-телекоммуникационных услуг. Одной из важнейших проблем формирования информационного пространства государств-участников СНГ является обеспечение каждым из них собственной информационной безопасности и защиты своего информационного суверенитета. Практическое решение проблем обеспечения национальной информационной безопасности, привлечения к ответственности за угрозу или нарушение информационной безопасности в каждом из государств-участников СНГ осуществляется в порядке, предусмотренном их национальным законодательством, нормами международного права, а также соответствующими межгосударственными договорами. Концепция формирования информационного пространства государств-участников СНГ является основой формирования рамочной программы сотрудничества государств-участников СНГ в сфере информатизации. В настоящее время Российской Федерацией подписаны и ратифицированы соглашения об обмене правовой информацией практически со всеми государствами-участниками СНГ. Соглашениями предусматривается обмен нормативными правовыми актами между организациями-держателями эталонных банков данных законодательных актов согласно утвержденному соглашением перечню. Работы по реализации Концепции координирует специально созданный координационный совет при Исполнительном комитете государств-участников СНГ. ФАПСИ при участии Минюста России разработана автоматизированная система информационного обмена между государствами-участниками СНГ (АСИО СНГ), являющаяся составной частью информационного пространства государств-участников СНГ. Требует дальнейшего развития положительный опыт сотрудничества НЦПИ при Минюсте России с НЦПИ Республики Беларусь по реализации Концепции Межгосударственной подсистемы обмена правовой информацией, утвержденной постановлением Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 28 января 1994 года. Необходимо продолжение работы над совместными проектами, установление договорных отношений по обмену данными правовой информации в согласованных коммуникативных форматах, что, несомненно, важно для обеспечения деятельности по сближению законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. 2.8. Деятельность в Комитете экспертов Совета Европы по информационным технологиям и праву Начиная с 1995 года Минюст России принимает активное участие в работе Комитета Совета Европы по правовой информатике в рамках мероприятий, касающихся информатизации судов и органов юстиции. В соответствии с решением Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы с 1997 года Минюст России обеспечивает Правовой департамент Совета Европы информацией о нормативных правовых актах Российской Федерации. В соответствии с решениями Межведомственной комиссии (МВК) по делам Совета Европы эксперты Минюста России являются координаторами или представителями Российской Федерации в Лиссабонской сети по программе предоставления национального законодательства, работе Комитета экспертов Совета Европы по информационным технологиям и праву. В соответствии с возложенными на него обязанностями Минюст России предоставляет свои информационные ресурсы Правовому департаменту Совета Европы, Европейскому суду по правам человека. В политике построения информационной системы государств-членов Совета Европы основной акцент сделан на разработку стандартов по созданию и ведению национальных банков данных и трансграничному предоставлению информации конечным пользователям. Подготовленный на 23 пленарном заседании Комитета экспертов Совета Европы по информационным технологиям и праву 28-30 сентября 1999 года проект резолюции Комитета министров Совета Европы касается вопросов обработки правовой информации, включая вопросы автоматизации работы судов и органов юстиции, ведения правовых баз данных и государственных реестров. Принятие настоящего документа обеспечит правовую основу построения информационного пространства государств-членов Совета Европы. В основе построения системы лежит принцип территориально распределенной обработки и хранения информации, так как на каждую страну-участницу возлагается обязанность по формированию и предоставлению национального информационно-правового ресурса в соответствии с едиными стандартами В преамбуле проекта отмечена необходимость построения информационных правовых систем таким образом, чтобы максимально упростить работу пользователей с этими системами, что позволит обеспечить степень участия граждан в жизни своих государств, поскольку первые получат доступ к информации органов государственной власти и управления. Главный же смысл этого документа заключается в необходимости реализации обязательства страны - члена Совета Европы перед своими гражданами в бесплатном предоставлении в машиночитаемой форме по сети Интернет: правовой информации (нормативных актов и прецедентов), различных информационных регистров (прав на недвижимое имущество, юридических лиц и т.д.), возможности участия в судебном разбирательстве с использованием компьютерных технологий. Утверждение этого документа Комитетом министров Совета Европы приведет к необходимости в рамках исполнения обязательств Российской Федерации как страны - члена Совета Европы существенно повысить уровень использования информационных технологий в правовой информатике. Министерство юстиции Российской Федерации должно быть готово к тому, что принятие Комитетом министров Совета Европы данного документа потребует от России огромных усилий по реализации европейских стандартов и возможностей систем правовой информации. В связи с этим при создании единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России необходимо учитывать предъявляемые Советом Европы требования и стандарты к обработке и предоставлению правовой информации, в том числе требования к формированию и предоставлению доступа к базам данных по законодательству и электронным правовым реестрам. 2.9. Информационно-правовая система Организации Объединенных Наций Начиная с 1972 года Секретариат ООН во все возрастающей степени оказывает практическую помощь в сборе данных, а также обмене информацией и опытом с целью предотвращения преступности в рамках государств и между государствами и расширения мероприятий, направленных на борьбу с преступностью, путем периодических изданий глобальных обзоров тенденций в области преступности. В течение этого времени Секретариат ООН расширял информационно-аналитические функции в области электронного обмена информацией в соответствии с рекомендациями, содержащимися в резолюции 1986/11 Экономического и Социального Совета ООН, и в области компьютеризации отправления уголовного правосудия в соответствии с резолюцией 45/109 Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии с резолюцией 46/152 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1991 года была принята Программа предупреждения преступности и уголовного правосудия, предусматривающая взаимодействие государств-членов ООН в области уголовной юстиции. За время работы в области компьютеризации правовой сферы в рамках Программы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию была создана соответствующая информационная сеть, объединяющая различную информацию по уголовным, экономическим и политическим вопросам, поступающую из различных стран мира в соответствии с вопросниками, направляемыми ООН. Улучшение информационно-аналитических функций ООН основывается на стратегии, предусматривающей осуществление трех видов деятельности: а) создание системы электронного обмена информацией; б) компьютеризация отправления уголовного правосудия, исполнения приговоров и судебных решений; в) сбор и распространение статистических данных и информации, относящихся к уголовному правосудию, исполнению приговоров и судебных решений. В настоящее время курирование проектов по правовой информатизации Российской Федерации в этой области осуществляет Хельсинкский институт предупреждения и контроля преступности, входящий в сеть институтов ООН, объединенных Программой предупреждения преступности и уголовного правосудия. Информационные ресурсы Министерства юстиции Российской Федерации являются составной частью информационной сети ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию в части вопросов исполнения уголовных наказаний, предоставления законодательства в этой области, соответствующей правовой статистики. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 г. N 428-рп и во исполнение решения Совета по судебной реформе при Президенте Российской Федерации от 9 октября 1996 г. N 5 НЦПИ при Минюсте России принимает участие в реализации проекта ООН содействия судебной реформе, разработанного Европейским институтом предупреждения и контроля преступности. Однако неурегулированной проблемой взаимодействия с ООН в сфере правовой информации является представление интересов бывших стран социалистического лагеря Хельсинкским институтом ООН. В течение нескольких лет кредиты ООН на информатизацию правовой сферы России в размере нескольких миллионов долларов США не могут быть освоены из-за отсутствия в Российской Федерации организации со статусом института ООН. Министерство юстиции Российской Федерации могло бы решить эту задачу, используя ресурсы и интеллектуальный потенциал своих ведущих учреждений, таких, как Научный центр правовой информации, Российская правовая академия, Российский федеральный центр судебной экспертизы и других. Большая работа предстоит в связи с проведением очередного Х Конгресса ООН по предупреждению и борьбе с преступностью, на котором особое внимание будет уделено выработке решений по борьбе с компьютерной преступностью. Реализация решений Конгресса ООН потребует разработки и принятия в Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов. 2.10. Взаимодействие Минюста России с правоохранительными органами в рамках реализации решений стран "восьмерки" Решение проблемы борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий требует совместных усилий государств, что обусловило становление и развитие системы взаимодействия правоохранительных органов стран "восьмерки". В этой связи был принят ряд документов на межгосударственном уровне, включая Коммюнике глав правительств и Коммюнике министров юстиции и внутренних дел. Одной из наиболее важных задач такого сотрудничества является гармонизация законодательства в области борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий. В решении этой задачи в Российской Федерации ведущая роль принадлежит Минюсту России, который осуществляет анализ принципов и норм международного и национального права в данной области, вносит предложения по доработке законодательства, осуществляет информационно-правовое обеспечение сотрудничества. Во время проведения встречи глав государств и правительств стран "восьмерки" в г. Денвере в 1997 году была определена необходимость интенсификации усилий по реализации сорока рекомендаций встречи на высшем уровне в г. Леоне, направленных на борьбу с транснациональной организованной преступной деятельностью, которая представляет большую угрозу индивидуальной и коллективной безопасности граждан. В Коммюнике встречи министров юстиции и внутренних дел стран "восьмерки" 9-10 декабря 1997 года было определено, что национальное законодательство должно распространяться на Интернет и другие глобальные сети связи. Однако в то время как применение и обеспечение выполнения уголовного законодательства было и остается ответственностью данной страны, природа современных сетей связи приводит к невозможности для любой отдельно взятой страны, действующей в одиночку, решить проблему этих высокотехнологических преступлений. Каждая из стран должна принять национальное законодательство, предусматривающее соответствующее уголовное наказание за неправильное использование компьютерных сетей и обеспечивающее возможность сохранения и своевременного сбора улик, доказывающих совершение преступлений с применением современных технологий. Особого внимания органов юстиции стран "восьмерки" требуют вопросы взаимной юридической помощи, расширения сотрудничества в области выдачи преступников и взаимодействия в борьбе с преступлениями, совершаемыми с применением современных технологий. На последней встрече министров юстиции и внутренних дел стран "восьмерки" в октябре 1999 года были даны указания экспертам продолжить деятельность по разработке всесторонних мероприятий, направленных на борьбу с транснациональной организованной преступностью, разработку совместных стратегий и политики в области борьбы с наиболее крупными транснациональными преступными организациями и реализацию совместных оперативных мероприятий, направленных против этих организаций и их преступной деятельности. В связи с этим в период реализации настоящей Концепции будет продолжена совместная работа в данном направлении. 2.11. Участие в Общемировой сети правовой информации "GLIN" Проведение правовых, экономических и политических реформ в Российской Федерации обусловило потребность пользователей правовой информации в законодательстве зарубежных стран. Функции по обеспечению международного информационно-правового обмена возложены на Минюст России. Проведенный анализ существующих глобальных справочных систем выявил необходимость взаимодействия Минюста России в целях выполнения возложенных на него задач с Общемировой сетью правовой информации (GLIN), функционирующей на базе Библиотеки конгресса США. Архивы GLIN включают в себя основные нормативные акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. Информация передается в GLIN специально уполномоченными для осуществления международного информационного обмена организациями, являющимися одновременно рабочими станциями сети. Создание такой рабочей станции сети на базе НЦПИ при Минюсте России позволит предоставлять заинтересованным пользователям полнотекстовую информацию, хранящуюся в GLIN. В свою очередь, на НЦПИ возлагается обязанность предоставления основных правовых актов Российской Федерации в согласованном формате и их актуализация для информационного обеспечения стран участниц. Общемировая сеть правовой информации "GLIN" является корпоративной некоммерческой ассоциацией правительственных учреждений, которые предоставляют информацию о национальных нормативных актах государств-участников проекта в интегрированную базу данных для обеспечения этой информацией правительственных учреждений посредством сети Интернет. На прошедшем в сентябре 1999 года семинаре были обсуждены устав организации, принципы создания и функциональной работы сети. По итогам работы семинара Российская Федерация была принята в качестве кандидата на членство в GLIN, также было согласовано, что для дальнейшего сотрудничества в адрес Министерства юстиции Российской Федерации будут направлены материалы, необходимые для организации вступления России в GLIN. Дальнейшее участие Минюста России в Общемировой сети правовой информации требует качественной модернизации аппаратно-программных и лингвистических средств, изменения технологии обработки и актуализации информационных ресурсов, реализации представления пользователям видеоизображения правовых актов и других документов, находящихся в информационных ресурсах системы информатизации Министерства юстиции Российской Федерации. III. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ МИНЮСТА РОССИИ 3.1. Базы данных правовых актов и судебной практики На Министерство юстиции Российской Федерации федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации возложены задачи сбора, обработки, хранения, анализа правовой информации и организации ее использования. Основными информационными ресурсами, находящимися в распоряжении Министерства юстиции Российской Федерации и подведомственных ему организаций, являются компьютерные базы данных по различным аспектам права. Кроме того, Минюст России обладает уникальными информационными ресурсами на бумажных носителях - это фонды правовых актов НЦПИ, Минюста России, бывшего Минюста СССР, содержащие около 3,5 млн. документов. Информационные ресурсы Минюста России в Интернет стали доступны для пользователей с 1997 года, через выделенный высокоскоростной канал организован доступ на Web-сервер. Созданная система распределенной обработки правовой информации позволяет обрабатывать в НЦПИ информацию, поступающую из федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти Москвы и Московской области. Правовая информация органов государственной власти субъектов Российской Федерации обрабатывается территориальными органами Минюста России или центрами правовой информатизации и передается в НЦПИ как в центральный узел системы по коммутируемым каналам связи, в том числе с использованием сети Интернет. Созданный НЦПИ при Минюсте России программно-технологический комплекс "ФОНД" представляет собой полнотекстовую, поверсионную базу данных законодательства бывшего Союза ССР, Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государств-участников СНГ. В настоящее время программно-технологический комплекс "ФОНД" содержит около 400 тыс. правовых актов бывшего СССР и Российской Федерации, начиная с 1917 года, других документов. Используемый на персональных ЭВМ "Эталон" представляет собой полнотекстовую базу данных по действующему российскому законодательству в контрольном состоянии. Это законы, указы и постановления органов государственной власти, приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, судебная и арбитражная практика. Дальнейшие развитие системы информатизации Минюста России требует создания высокоинтеллектуальных систем, выполняющих не только функции справочно-информационного обслуживания пользователей, но и обеспечивающих эффективную поддержку законотворческой деятельности. Указанные системы должны обеспечивать законотворческую деятельность Минюста России на основе решения следующих задач: обработки запросов, заданных в виде свободных наборов терминов или произвольных текстов на естественном языке; выделения в полнотекстовой базе данных множества релевантных документов (или их фрагментов) с автоматическим ранжированием текстов по уровню релевантности; динамического формирования текстов документов, актуальных на задаваемый пользователем период времени; навигации в правовой базе данных не только по заранее установленным гиперссылкам, но и по любому другому признаку, выбираемому пользователем (например, по органам, источникам опубликования позициям общеправового классификатора отраслей права и т.д.). 3.2. Регистры (реестры) общественных и религиозных объединений и прав на недвижимое имущество и сделок с ним В числе основных компонентов Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России можно выделить информационно-телекоммуникационные подсистемы государственной регистрации общественных и религиозных объединений, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основе которых создаются соответствующие регистры и реестры. Государственный реестр общественных и религиозных объединений представляет собой единый информационный массив вновь созданных, действующих и ликвидированных объединений и организаций, зарегистрированных Минюстом России и его территориальными органами. В соответствии с федеральными законами "Об общественных объединениях" и "О свободе совести и религиозных объединениях" Министерством юстиции Российской Федерации регистрируются общественные и религиозные объединения, имеющие общероссийский и международный статус, все остальные объединения и организации регистрируются его территориальными органами. Государственный реестр включает сведения более чем о 4 тыс. зарегистрированных общественных объединений и примерно о 700 религиозных организациях. Информационные ресурсы по регистрации общественных и религиозных объединений в субъектах Российской Федерации содержат сведения примерно о 100 тыс. юридических лиц. Осуществление контрольной функции Минюста России в сфере надзора и контроля за деятельностью общественных и религиозных объединений, его взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в данной области нуждается в совершенствовании. Требуется согласованное взаимодействие с территориальными органами юстиции, использование всех форм контроля в условиях возрастающей радикализации отдельных общественных и религиозных объединений: в соответствии с пунктом 3 поручения Президента Российской Федерации от 06.10.97 N Пр-1634 Минюст России совместно с ФСБ России осуществляет контроль за политическими партиями, общественными и религиозными объединениями в части соответствия их деятельности Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Решение поставленной задачи возможно лишь при условии внедрения создаваемой в рамках ЕСИТО Минюста России подсистемы регистрации общественных и религиозных объединений с функциями регистрации, аналитики, создания и ведения баз данных соответствующих реестров, оперативного доступа к базам данных в субъектах Российской Федерации и специализированным информационным базам заинтересованных ведомств и организаций. Создание и ведение межведомственного банка данных - Реестра общественных и религиозных объединений обеспечит реализацию государственной политики и межведомственную координацию в сфере ведения единого банка общественных и религиозных объединений. Указанная система позволит осуществлять регистрацию общественных и религиозных объединений, обеспечит оперативный доступ к достоверной, всесторонней информации об общественных и религиозных объединениях и выполнение контрольных функций Минюста России за деятельностью общественных и религиозных объединений. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой распределенную базу данных, формируемую и эксплуатируемую учреждениями юстиции по регистрации прав в субъектах Федерации под организационно-методическим руководством Минюста России в соответствии с разработанными стандартами. Нормативно-правовую основу указанных реестров (регистров) составляют Гражданский кодекс Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 года N 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года N 642 "О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации"; Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 года N 1378 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним приобретает исключительную важность с точки зрения совершенствования системы налогообложения и наполнения бюджета государства. Значительные массивы регистрационной информации, высокая трудоемкость регистрационных и информационных процедур предопределяют необходимость использования компьютерных информационных технологий на основе информационно-телекоммуникационного взаимодействия учреждений по регистрации прав со своими филиалами в муниципальных образованиях одного субъекта Федерации, учреждениями по регистрации прав различных субъектов Федерации, а также с территориальными органами и учреждениями заинтересованных федеральных органов исполнительной Страницы: 1 2 |