ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА СОЗДАНИЕ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ПРОЦЕССОМ. Распоряжение. Мэр Москвы. 13.08.01 808-РМ


Страницы: 1  2  3  


функционирования   службы   эксплуатации   первой   очереди   АИС  УБП
(Департамент финансов г.  Москвы).  Сроки и  периодичность  проведения
регламентных  работ  определяются  на  стадии  рабочей  документации и
согласовываются   протоколом   с   техническим    и    Государственным
заказчиками.
     Условия эксплуатации  системы  должны   обеспечивать   выполнение
требований   обеспечения  надежности  согласно  Программе  обеспечения
надежности эксплуатации системы.

     4.8.2 Предварительные  требования  к  допустимым   площадям   для
размещения персонала и ТС системы,  к параметрам сетей энергоснабжения
и т. п.

     Требования к  допустимым  площадям   для   размещения   персонала
(пользователей),   обслуживающего  персонала  системы  определяются  в
соответствии   с   Гигиеническими   требованиями   к   видеодисплейным
терминалам,    персональным    электронно-вычислительным   машинам   и
организации работы (Санитарные правила и  нормы.  СанПин  2.2.2.542-96
(Утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14.07.96 г. N 14).
     Требования к размещению  технических  средств,  параметрам  сетей
энергоснабжения  и  условиям  эксплуатации  разрабатываются  на стадии
рабочей документации и  согласовываются  протоколом  с  Техническим  и
Государственным заказчиками.

     4.8.3 Требования   к  составу,  размещению  и  условиям  хранения
комплекта запасных изделий и приборов

     Состав, размещение и условия хранения комплекта запасных  изделий
и   приборов   определяются   на   стадии   рабочей   документации   и
согласовываются   протоколом   с   Техническим    и    Государственным
заказчиками.

     4.8.4 Требования к регламенту обслуживания

     Обслуживание системы   должно   производиться  специализированным
подразделением - службой эксплуатации в  соответствии  с  требованиями
эксплуатационной документации на систему.
     Инженеры, отвечающие  за  эксплуатацию  соответствующих  ресурсов
первой  очереди  АИС УБП должны относиться к категории специалистов (в
соответствии    с    "Квалификационным     справочником     должностей
руководителей,  специалистов и других служащих",  Министерство труда и
социального развития российской Федерации,  Москва,  1999 г.) и должны
обеспечивать    работоспособность   системных   и   специализированных
программно-технических  средств   системы,   их   конфигурирование   и
настройку, осуществлять анализ функционирования программно-технических
средств,  отвечать на запросы пользователей ресурсов  в  рамках  своей
омпетенции.
     Инженеры должны  обладать   достаточными   знаниями   в   области
используемых  в  первой  очереди АИС УБП информационных технологий,  в
рамках   используемых   программно-технических   средств   на   уровне
технической     и     эксплуатационной     документации,    технологии
производственных процессов  на  уровне  технологических  инструкций  и
описания   технологического  процесса  обработки  данных,  организации
эксплуатации комплекса  технических  средств  и  перечня  используемых
ресурсов  для  своевременного  реагирования  на внештатные и аварийные
ситуации при функционировании ресурсов системы,  анализа и  разрешения
возникающих проблем.
     Обучение персонала должно быть проведено до  развертывания  вновь
вводимых компонентов системы и ввода их в эксплуатацию.

     4.8.5 Требования   по   количеству,  квалификации  обслуживающего
персонала и режимам его работы

     Численность персонала   обслуживающего   систему   уточняется   в
процессе  разработки  Рабочей  документации  на  комплекс  технических
средств и телекоммуникационную подсистему и согласовывается Протоколом
на стадии Рабочая документация.
     Уровень квалификации     обслуживающего     персонала      должен
соответствовать   требованиям   фирм  разработчиков  и  производителей
программного обеспечения и  технических  средств,  входящих  в  состав
первой   очереди   АИС   УБП,  а  также  требованиям  эксплуатационной
документации.
     Недопустимо привлечение  к  обслуживанию и эксплуатации персонала
не имеющего  необходимую  подготовку  и  квалификацию,  подтвержденную
соответствующими    сертификатами    и    другими    квалификационными
документами.
     Состав и перечень навыков и необходимой квалификации уточняется в
процессе  разработки  Рабочей  документации  на  комплекс  технических
средств и телекоммуникационную подсистему и согласовывается Протоколом
на стадии Рабочая документация.
     Подготовка персонала должна проводить в рамках системы подготовки
и кадров и повышения квалификации  обслуживающего  персонала  системы,
которая  должна  быть  включена  в  состав  службы эксплуатации первой
очереди АИС УБП.
     Должен проводиться регулярный,  не реже 1 раза в 2 года, контроль
знаний  и  проверка  навыков  обслуживающего   персонала   со   сдачей
квалификационных   экзаменов   с  привлечением  фирм  разработчиков  и
производителей программного обеспечения и технических средств.
     В состав  технического  персонала,  необходимого  для обеспечения
эксплуатации первой очереди АИС УБП, должны входить:
     * Руководитель службы эксплуатации;
     * Администратор системы управления и мониторинга;
     * Системные администраторы;
     * Служба информационной безопасности.
     Руководитель службы   эксплуатации   обеспечивает  работу  первой
очереди АИС УБП в целом и сохранность данных,  формирует бюджет службы
и руководит ее персоналом.
     Руководитель службы эксплуатации  должен  осуществлять  следующие
функции управления Системой и данными:
     * Разработка  политики  использования  сетевых  ресурсов   первой
очереди АИС УБП;
     * Распределение полномочий обязанностей между администраторами;
     * Контроль над выполнением регламентных работ.
     Системные администраторы    подчиняются    Руководителю    службы
эксплуатации.  В зависимости от размера ФКУ количество администраторов
может варьироваться.  При этом каждый администратор должен отвечать за
определенный участок работ.
     Администратор обеспечивает  функционирование  в  штатном   режиме
технических  и  программных  средств  первой  очереди  АИС УБП.  В его
функциональные обязанности должно входить:
     * Выполнение регламентных работ;
     * Проверка каналов передачи данных;
     * Настройка и диагностирование программно-технических средств;
     * Резервное копирование данных;
     * Восстановление данных;
     * Обеспечение работоспособности ЛВС;
     * Обеспечение    работоспособности    персональных    компьютеров
пользователей сети.
     Квалификация системного администратора должна позволять:
     * ориентироваться  в  стандартных  возможностях  используемых   в
Казначействе  и  ФКУ  операционных  систем,  СУБД  и  другом системном
программном обеспечении;
     * определять  источник  сбоя  функционирования Системы и грамотно
описать его;
     * уметь    работать    с   архиваторами,   дисковыми   утилитами,
антивирусными программами и программами резервного копирования;
     * знать программно - техническую документацию.
     Служба информационной  безопасности  должна  выполнять  следующие
функции:
     * инициировать,  организовывать и участвать в разработке политики
обеспечения  информационной  безопасности  первой  очереди АИС УБП,  в
работах по определению требований к системе защиты информации;
     * организовывать   и  координировать  действия  подразделений  по
вопросам обеспечения информационной безопасности;
     * принимать   участие   в   проектировании,   приемке,   сдаче  в
промышленную  эксплуатацию  программных  средств  и  подсистем  первой
очереди  АИС  УБП  (в части требований к средствам защиты информации и
оценки их реализации);
     * организовывать  и  осуществлять контроль разрешительной системы
допуска сотрудников первой очереди  АИС  УБП  к  работе  с  защищаемой
информацией;
     * определять порядок учета,  хранения и обращения с документами и
носителями, содержащими защищаемую информацию;
     * отвечать за  генерацию  и  ведение  базы  ключей  шифрования  и
электронно-цифровых подписей (ЭЦП) информации и т.п.;
     * определять  критерии,  по  которым  различные  ресурсы   первой
очереди АИС УБП (информация,  задачи, каналы, АРМ) относятся к той или
иной категории по требуемой степени защищенности,  и  оформляет  их  в
виде  "Положения об определении требований по защите (категорировании)
ресурсов";
     * определять      типовые      конфигурации      и      настройки
программно-аппаратных средств  защиты  информации  для  АРМ  различных
категорий (требуемых степеней защищенности);
     * принимать участие в пересмотре Перечня информационных ресурсов,
подлежащих защите;
     * участвовать в работах по установке на АРМ программно-аппаратных
средств   защиты   информации   и   их   настройке  в  соответствии  с
определенными требованиями;
     * рекомендовать   приобретение   средств  защиты  информации  для
применения в системе;
     * осуществлять  контроль  и  оценку  эффективности принятых мер и
применяемых  средств  защиты   информации,   определяет   организацию,
методики  и  средства  контроля эффективности противодействия попыткам
несанкционированного  доступа  к  информации   (НСД)   и   незаконного
вмешательства в процесс функционирования системы.
     Для решения   задач,   возложенных   на   службу   информационной
безопасности, сотрудники этой службы должны иметь следующие права:
     * требовать прекращения работы сотрудника в случае  нарушения  им
установленных правил или инструкций обеспечения безопасности.
     * обосновывать     необходимость,      разрабатывать      проекты
нормативно-методических  и организационно-распорядительных документов,
касающиеся вопросов информационной безопасности в первой  очереди  АИС
УБП;
     * получать от  сотрудников  подразделений  информатизации  первой
очереди   АИС   УБП  информацию  по  вопросам  применяемых  технологий
обработки  информации  и  эксплуатации  информационных  систем  первой
очереди АИС УБП;
     * участвовать  в  проработке  технических  решений  по   вопросам
информационной безопасности при проектировании, разработке и внедрении
подсистем первой очереди АИС УБП;
     * участвовать в испытаниях разработанных подсистем первой очереди
АИС  УБП  по  вопросам  оценки  качества  реализации   требований   по
информационной безопасности;
     * контролировать деятельность  сотрудников  подразделений  первой
очереди АИС УБП по вопросам информационной безопасности.
     Администратор информационной безопасности отвечает за организацию
мероприятий   по   выполнению   требований   обеспечения  безопасности
информации в первой очереди АИС УБП и должен обеспечивать:
     * планирование   и   организацию   практических   мероприятий  по
предотвращению попыток несанкционированного  вмешательства  в  процесс
функционирования   первой   очереди   АИС   УБП   и   попыток   НСД  к
обрабатываемой, хранимой и отображаемой на ПЭВМ информации;
     * организацию   постоянного   контроля   соблюдения  сотрудниками
требований  Плана   защиты   первой   очереди   АИС   УБП   и   других
организационно-распорядительных  документов  по  вопросам  обеспечения
безопасности информации;
     * определение  особых обязанностей должностных лиц по обеспечению
безопасности информации при их работе в АИС УБП;
     * организацию   проведения   занятий  с  персоналом  по  изучению
организационно-распорядительных документов по всему комплексу вопросов
обеспечения безопасности информации при работе в АИС УБП;
     * организацию проведения работ  по  выявлению  возможных  каналов
нарушения  информационной безопасности при эксплуатации информационных
систем первой очереди АИС УБП  и  принятие  своевременных  мер  по  их
перекрытию;
     * организацию  контроля  выполнения  специальных  требований   по
размещению  технических  средств  информационных систем первой очереди
АИС  УБП,  прокладке  кабельных  трасс   и   инженерных   систем,   за
организацией  резервного  дублирования  и архивирования информации,  а
также  созданием  и  использованием   эталонных   копий   программного
обеспечения в части обеспечения безопасности информации и процессов ее
обработки;
     * определение   и  пересмотр  порядка  установки  и  модернизации
аппаратных и программных средств информационных систем первой  очереди
АИС  УБП  в  части  обеспечения безопасности информации и процессов ее
обработки;
     * определение  и  пересмотр  порядка проектирования,  разработки,
отладки,  проверки, внедрения и использования программного обеспечения
в части обеспечения безопасности информации и процессов ее обработки;
     * организацию  проведения  работ  по  пересмотру  Планов   защиты
информационных систем первой очереди АИС УБП;
     * разработку,  представление на утверждение  и  контроль  порядка
доступа в служебные помещения службы;
     * установку регламента проведения профилактических,  ремонтных  и
аварийных работ на установленном в службе оборудовании;
     * координацию  совместной  деятельности  сотрудников  службы   со
структурными подразделениями.
     Для поддержки функционирования первой очереди АИС УБП  Заказчиком
может   быть   организована   эксплуатация  системы  с  использованием
принципов аутсорсинга (внешней услуги)  с  привлечением  специалистов,
обладающих  знаниями  в области информационных и сетевых платформ,  на
которых  реализована  первая  очередь  АИС   УБП,   а   также   опытом
администрирования крупных баз данных и операционных систем. Конкретное
содержание аутсорсинговой услуги должно быть специфицировано в рабочей
документации на первую очередь АИС УБП.
     Эксплуатация первой   очереди   АИС   УБП   должна    проводиться
персоналом,  обученным  и  сертифицированным фирмой-производителем или
уполномоченным его  представителем.  По  всем  используемым  в  первой
очереди   АИС  УБП  программным  и  аппаратным  комплексам  (серверное
оборудование,  сетевое оборудование,  операционные  системы,  почтовые
системы,  СУБД,  система  управления документами,  прикладные системы)
обучение и сертификацию должны  пройти  как  минимум  два  специалиста
службы эксплуатации.

     4.8.6 Требования   по   обеспечению   условий   окружающей  среды
помещений ГВЦ и РВЦ

     4.8.6.1 Для функционирования серверов ГВЦ и  РВЦ  первой  очереди
АИС УБП должны быть обеспечены следующие условия окружающей среды:
     * температура воздуха: от +10 до + 40 град. С;
     * относительная влажность воздуха: от 20 до 80 проц.;
     * концентрация пыли не более 0,4 г/куб. м;
     * атмосферное давление: от 630 до 800 мм. рт. ст.
     Требования к условиям окружающей среды уточняются  в  зависимости
от  конкретных  моделей  серверов  на  стадии  технического  проекта и
согласовываются   протоколами   с   Техническим   и    Государственным
заказчиками.
     4.8.6.2 Системы   кондиционирования    помещений,    в    которых
устанавливаются  серверы  Главного и Резервного вычислительных центров
первой очереди АИС УБП, должны быть продублированы для обеспечения 100
% резервирования.
     4.8.6.3 Требования   к   параметрам   системы   кондиционирования
определяются   на   стадии   технического  проекта  в  зависимости  от
конкретных  моделей   серверов   и   согласовываются   протоколами   с
Техническим и Государственным заказчиками.
     4.8.6.4 Используемая     система     кондиционирования     должна
обеспечивать возможность управляемого аварийного отключения серверного
и активного сетевого оборудования в случае  невозможности  поддержания
заданных   параметров  окружающей  среды  или  отказа  кондиционера  с
оповещением обслуживающего персонала.

     4.8.7 Требования к системе  пожаротушения  помещений  ГВЦ  и  РВЦ
первой очереди АИС УБП

     4.8.7.1 Система  пожаротушения должна обеспечивать автоматическое
обнаружение на ранних стадиях и ликвидацию возгорания в помещениях,  в
которых  установлены  серверы.  Для  организации системы пожаротушения
должны   использоваться   газовые   системы,   не   наносящие   ущерба
оборудованию и персоналу.
     4.8.7.2 Система  пожаротушения  должна  обеспечивать  возможность
автоматической  подачи  сигнала  тревоги  в систему охраны и аварийное
обесточивание  всех  энергопотребителей,  расположенных  в  помещении,
обслуживаемом системой пожаротушения.
     4.8.8 Требования к системе санкционированного  доступа  помещений
ГВЦ и РВЦ первой очереди АИС УБП
     4.8.8.1 Система санкционированного  доступа  должна  обеспечивать
физическую  замкнутую  преграду вокруг объекта защиты (помещений ГВЦ и
РВЦ) с организацией контролируемого доступа лиц,  связанных с объектом
защиты по своим функциональным обязанностям.
     4.8.8.2 Система санкционированного доступа должна обеспечивать:
     * контроль доступа персонала в помещения ГВЦ и РВЦ;
     * ведение журнала доступа персонала  в  помещения  ГВЦ  и  РВЦ  в
электронном и бумажном виде;
     * исключение случайного и преднамеренного доступа посторонних лиц
в  помещения,  в  которых размещено оборудование комплекса технических
средств ГВЦ и РВЦ;
     * выход на охранную сигнализацию.
     4.8.9 Требования к системе охранного видеонаблюдения  ГВЦ  и  РВЦ
первой очереди АИС УБП
     4.8.9.1 Система  охранного  видеонаблюдения  должна  обеспечивать
возможность  визуального дистанционного контроля помещений ГВЦ и РВЦ и
действий злоумышленников.
     4.8.9.2 Система охранного видеонаблюдения должна обеспечивать:
     * визуальный контроль зон и рубежей защиты;
     * наблюдение  за  нарушителями  рубежей  охраны,  определение  их
количества и действий;
     * контроль действий лиц охраны и персонала ГВЦ и РВЦ;
     * запись  видеоизображений   для   последующего   обнаружения   и
опознания  злоумышленников,  контроля  и  анализа действия сотрудников
охраны.  Срок   хранения   видеозаписей   определяется   регламентами,
обеспечивающими выполнение мероприятий по комплексной безопасности;
     * выход на охранную сигнализацию.
     4.8.10 Требования  к  системе  охранной  сигнализации  ГВЦ  и РВЦ
первой очереди АИС УБП
     4.8.10.1 Система   охранной   сигнализации   должна  обеспечивать
ограничение доступа лиц в помещения ГВЦ и РВЦ.
     4.8.10.2 Система   охранной   сигнализации   должна  обеспечивать
выполнение следующих требований:
     * полный охват контролируемой зоны;
     * исключение не обнаруживаемого обхода преграды нарушителем;
     * избирательность и чувствительность к присутствию, перемещению и
другим действиям нарушителя;
     * исключение "мертвых зон";
     * работоспособность в заданных климатических условиях;
     * устойчивость к случайным помехам;
     * требуемое   время    обнаружения    нарушителя,    определяемое
регламентами мероприятий по комплексной безопасности;
     * возможность централизованного контроля события;
     * передача информации в общую охранную сигнализацию здания.

     4.8.11 Требования к системе внутренней служебной телефонной связи
первой очереди АИС УБП

     4.8.11.1 Система внутренней  служебной  телефонной  связи  должна
обеспечивать служебную голосовую связь между Департаментом финансов г.
Москвы,  и территориальными финансово-казначейскими управлениями (ФКУ)
административных округов города Москвы.
     4.8.11.2 Система внутренней  служебной  телефонной  связи  должна
обеспечивать выполнение следующих требований:
     * организация и ведение местных телефонных разговоров, и передачу
факсов в режиме реального времени;
     * количество абонентов не менее 850;
     * масштабируемость  для расширения номерной емкости и подключения
новых объектов;
     * обеспечение следующих основных сервисов:
     - конференцсвязь,
     - постановка входящего звонка в режим ожидания,
     - переадресация,
     - циркулярная   переадресация   в  случае  занятости  вызываемого
абонента,
     - быстрый дозвон,
     - детальное фиксирование статистики,
     - функции автоматического определения номера (АОН),
     - многолинейность (2 и более линии связи),
     - автоматическая настройка требуемой полосы пропускания;
     * возможность добавления сервисов;
     * централизованное администрирование.
     4.8.12 Требуемый режим работы обслуживающего персонала системы

     Проектные решения должны выбираться с учетом возможности сменного
режима работы персонала ГВЦ и выполнения задач ГВЦ по обслуживанию РВЦ
и ФКУ и обеспечению предоставления информационных  сервисов  удаленным
пользователям.    При    этом,    должна    учитываться    возможность
круглосуточного подключения к работам дополнительных специалистов  для
решении   проблем   по   обеспечению  функционирования  информационных
ресурсов.

                 4.9 Требования по патентной чистоте

     Проектные решения построения первой очереди АИС УБП  (Департамент
финансов  г.  Москвы) должны отвечать требованиям по патентной частоте
согласно действующему  законодательству  и  регламентирующих  создание
системы распорядительных документов.
     Уточнение требований  по   патентной   чистоте   производится   в
договорах на проведение работ по созданию компонентов системы.

                    4.10 Дополнительные требования

     4.10.1 Требования  к  оснащению системы устройствами для обучения
персонала (тренажерами,  другими устройствами аналогичного назначения)
и документацией на них

     Первая очередь  АИС  УБП (Департамент финансов г.  Москвы) должна
быть оснащена:
     * Комплексом программных и технических средств для тестирования и
подготовки к разворачиванию прикладного программного обеспечения;
     * Стендом   для   макетирования   технических  решений  комплекса
технических средств и телекоммуникационной подсистемы;
     * Комплектом  сервисного  программного и технического обеспечения
для обслуживания и эксплуатации.
     Допускается объединение указанных компонентов.
     Состав и требования к указанным компонентам уточняются в процессе
разработки   Технического   проекта  и  согласовывается  Протоколом  с
Техническим и Государственным заказчиками.

     4.10.2 Требования к сервисной аппаратуре,  стендам  для  проверки
элементов системы

     Первая очередь  АИС  УБП (Департамент финансов г.  Москвы) должна
иметь в своем составе комплекс программных и технических  средств  для
организации и проведения обучения (тренинга) персонала (пользователей)
и обслуживающего персонала.
     Комплекс программных  и  технических  средств обучения (тренинга)
должен иметь необходимый комплект документации:
     * Методические материалы;
     * Учебные материалы;
     * Тестовые материалы для проведения контроля знаний.
     Требования к сервисной аппаратуре, стендам для проверки элементов
системы   и   составу   комплекса  уточняются  в  процессе  разработки
Технического проекта и  согласовывается  Протоколом  с  Техническим  и
Государственным заказчиками.

     4.10.3 Требования   к  системе,  связанные  с  особыми  условиями
эксплуатации

     Особые условия эксплуатации системы не предусмотрены.

     4.10.4 Специальные требования

     Проектирование и  разработка  первой  очереди  АИС   УБП   должны
проводиться  с  использованием  и учетом опыта создания и эксплуатации
информационных  систем,  эксплуатируемых  или  находящихся  на  стадии
внедрения  или  опытной  эксплуатации  в  подразделениях  Департамента
финансов г. Москвы, Московского городского Казначейства и ФКУ.
     При внедрении  первой  очереди  АИС  УБП должно быть обеспечено в
случае  необходимости  поэтапное  замещение  унаследованных  систем  и
технологий   с   обеспечением   сохранения   и  переноса  необхродимой
информации.
     Состав и  объем сохраняемой и переносимой информации определяется
на стадии ввода системы в действие  и  согласовываются  протоколами  с
Техническим и Государственным заказчиками.

           5. ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИЯМ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ АИС УБП

     5.1 Общие требования к функциям первой очереди АИС УБП

     Подсистемы и  функции  первой очереди АИС УБП должны обеспечивать
выполнение следующих общих требований:
     * Обеспечение  обработки  поступающих  документов  и формирование
наборов данных, подлежащих регистрации в системе.
     * Обеспечение  ведения  мультивалютного учета согласно инструкции
по бухгалтерскому  учету  исполнения  бюджета,  утвержденной  Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 17.02.1999 г. N15Н.
     * Проверка полноты заполнения реквизитов электронных  документов,
электронно-цифровой     подписи    финансово-кредитной    организации,
соответствие  полученных  за  день  электронных  платежных  документов
итоговой электронной выписке.
     * Осуществление проводок на основании выписки банка  в  ручном  и
автоматизированном режиме.
     * Создание и ведение картотек платежных документов.
     * Обеспечение   полноты  аналитического  и  синтетического  учета
бухгалтерских операций.
     * Обеспечение  регламентации допустимых операций по синтетическим
счетам.
     * Подготовку распоряжений на открытие и закрытие счетов.
     * Учет движения средств и текущих остатков на счетах.
     * Предоставление   оперативной   информации    и    установленной
отчетности о проводимых операциях.
     * Требования к обеспечению документооборота:
     - Управление маршрутами движения документов;
     - Учет  всех  поступающих  и  исходящих  документов   и   пакетов
документов;
     - Контроль местонахождения и состояния (статус) документов;
     - Управление размещением документов;
     - Осуществление поиска документов;
     - Ведение архивов документов.
     * Обеспечение  кассового  обслуживания  исполнения бюджета города
Москвы:
     - Соблюдение принципа единства кассы;
     - Учет  операций  в  разрезе  кодов  бюджетной  классификации  по
зачислению доходов и возвратам излишне или неправильно уплаченных сумм
налогов и других обязательных платежей;
     - Учет расходов по лицевым счетам получателей бюджетных средств;
     - Ведение    реестра    неклассифицированных    и    невыясненных
поступлений,  излишне  уплаченных  и  ошибочно  зачисленных  в  бюджет
средств;
     - Ежедневная  выдача  информации  о  движении  средств  на счетах
бюджета г. Москвы и их остатках;
     - Формирование  ежедневной сводной ведомости по кассовым расходам
бюджета и выписок из лицевых счетов получателей бюджетных средств;
     - Регистрация  лицевых счетов,  открытых в установленном порядке,
получателям бюджетных средств;
     - Оформление расчетно-платежных документов;
     - Ведение  журнала учета платежных поручений,  чеков,  отказов от
акцепта;
     - Осуществление учета кассовых расходов;
     - Отражение по лицевым счетам клиентов,  открытым в казначействе,
сумм   произведенных   платежей  с  одновременным  изменением  остатка
бюджетных обязательств, в разрезе статей;
     - Контроль   соответствия   отражения   в   бухгалтерском   учете
произведенных кассовых расходов информации реестра договоров и реестра
продукции (товаров,  работ и услуг), поставляемой по городскому заказу
(реестр закупок).  Ведение реестра закупок осуществляется  внешней  по
отношению  к  первой  очереди  АИС УБП информационной системой другого
участника бюджетного процесса;
     - Ведение    учета    неоплаченных    документов    (кредиторской
задолженности)   в   разрезе   показателей   бюджетной   классификации
Российской Федерации;
     - Контроль соответствия бюджетных лимитов, бюджетных обязательств
и кассовых расходов.

                       5.2 Формирование бюджета

     В части  формирования  бюджета  первая  очередь  АИС  УБП  должна
обеспечивать выполнение следующих функций:
     * Формирование прогнозов доходной части бюджета
     * Формирование прогнозов расходной части бюджета
     * Формирование проекта бюджета
     * Формирование росписи бюджета
     * Изменение росписи бюджета

     5.2.1 Формирование прогнозов доходной части бюджета

     Функция "Формирование прогнозов доходной  части  бюджета"  должна
обеспечивать выполнение следующих задач:
     * Анализ  исполнения  доходной  части  бюджета  текущего  года  и
предыдущих лет
     * Формирование  базовых  (ожидаемых)  показателей  по   налоговым
доходам и другим обязательным платежам
     * Расчет  прогноза  налоговых  доходов  и   других   обязательных
платежей
     * Формирование прогноза неналоговых доходов,  в  части  платежей,
контролируемых     соответствующими    структурными    подразделениями
Правительства Москвы
     * Формирование  прогноза  доходов  от предпринимательской и иной,
приносящей доход деятельности
     * Формирование прогноза доходов целевых бюджетных фондов
     * Обобщение прогнозов в проект доходной части бюджета Москвы

     5.2.2 Формирование прогнозов расходной части бюджета

     Функция "Формирование прогнозов расходной части  бюджета"  должна
обеспечивать выполнение следующих задач:
     * Анализ исполнения  расходной  части  бюджета  текущего  года  и
предыдущих лет
     * Формирование  сетевых,  натуральных  и  объемных   показателей,
используемых  для  составления расходной части бюджета Москвы (в части
касающейся Департамента финансов г. Москвы)
     * Формирование  сводной бюджетной заявки от получателей бюджетных
средств
     * Расчеты   прогноза   расходов   бюджета   в  разрезе  разделов,
направлений,  статей,  отраслей,   а   также   Комплексов   городского
управления
     * Формирование прогноза расходов целевых бюджетных фондов
     * Формирование программы долговых обязательств
     * Обобщение прогнозов в проект расходной части бюджета

     5.2.3 Формирование проекта бюджета

     Функция "Формирование   проекта   бюджета"   должна  обеспечивать
выполнение следующих задач:
     * Формирование доходной и расходной части бюджета в целом
     * Формирование источников покрытия дефицита
     * Формирование ведомственной структуры расходов бюджета
     * Подготовка проекта Закона г. Москвы о бюджете и передача его на
рассмотрение  и  утверждение в органы исполнительной и законодательной
власти.

     5.2.4 Формирование росписи бюджета

     Функция "Формирование  росписи   бюджета"   должна   обеспечивать
выполнение следующих задач:
     * Формирование бюджетной росписи  по  доходам,  в  разрезе  видов
доходов и по кварталам
     * Формирование  бюджетной  росписи  по  расходам  с  детализацией
бюджета  в  разрезе  бюджетной классификации,  главных распорядителей,
распорядителей  и  получателей  бюджетных  средств   с   поквартальным
распределением
     * Формирование сводной бюджетной росписи

     5.2.5 Изменение росписи бюджета

     Функция "Изменение   росписи   бюджета"    должна    обеспечивать
выполнение следующих задач:
     * Формирование запросов на уточнение бюджетных ассигнований
     * Учет справок-уведомлений об изменении бюджетных назначений
     * Формирование уточненной бюджетной росписи на  любую  текущую  и
отчетную дату
     * Информирование  участников  бюджетного  процесса  об  изменении
бюджетной росписи.

                5.3 Исполнение доходной части бюджета

     В части  исполнения доходной части бюджета первая очередь АИС УБП
должна обеспечивать выполнение следующих функций:
     * Исполнение   доходной  части  бюджета,  в  том  числе  средств,
поступающих  в  целевые   бюджетные   фонды   (ЦБФ)   и   средств   от
предпринимательской и иной деятельности;
     * Учет  неклассифицированных  поступлений  на  счета   по   учету
бюджетных средств;

     5.3.1 Исполнение доходной части бюджета

     Функция "Исполнение  доходной  части бюджета" должна обеспечивать
выполнение следующих задач:
     * Прием банковских выписок по каналам связи.
     * Автоматизированная обработка банковских выписок:
     - Классификация  поступивших  доходов  в  соответствии  с  кодами
бюджетной классификации;
     - Дополнительная классификация средств ЦБФ;
     - Дополнение данных банковской выписки необходимой информацией на
основе сведений платежных документов.
     * Осуществление операций по возврату средств из бюджета.
     * Осуществление   операций   по   переводу  платежей  из  разряда
неклассифицированных.
     * Учет   неклассифицированных   поступлений  на  счета  по  учету
бюджетных средств.
     * Осуществление  распределения  поступивших  средств  по  целевой
направленности (в ЦБФ, местные бюджеты и т.д.).
     * Регистрация    поступивших   финансовых   средств   (выполнение
бухгалтерских проводок).
     * Прием  и обработка оперативной информации о поступлении доходов
на  филиальные   счета   бюджета   (в   том   числе   в   ЦБФ   и   от
предпринимательской  деятельности)  в  электронном виде и формирование
оперативных отчетов о  фактическом  поступлении  доходов  в  бюджет  и
выполнении графика поступления средств в целом по бюджету.
     * Прием  и  обработка   в   электронном   виде   данных   органов
федерального  казначейства  о суммах федеральных регулирующих налогов,
причитающихся бюджету Москвы.
     * Прием  и  обработка  оперативных данных о поступлении доходов в
бюджет в разрезе основных источников в электронном виде и формирование
оперативных данных о выполнении бюджетных показателей.
     * Подготовка краткосрочных и среднесрочных прогнозов  поступления
доходов в бюджет.
     * Формирование   ежемесячного   консолидированного    отчета    о
поступлении доходов в бюджет города Москвы по всем источникам доходов.
     * Анализ  поступивших  доходов  в   бюджет   города   Москвы   по
установленным   показателям   в   разрезе   всех  источников  доходов,
административных округов.
     * Формирование  выходных документов в соответствии с действующими
нормативными документами, регламентирующими предоставление отчетности.

     5.3.2 Учет неклассифицированных поступлений  на  счета  по  учету
доходов бюджета

     Функция "Учет  неклассифицированных поступлений на счета по учету
доходов бюджета" должна обеспечивать выполнение следующих задач:
     * Зачисление поступивших платежей, не подлежащих классификации на
счет  неклассифицированных  доходов  и  формирование  соответствующего
реестра.
     * Перевод "опознанных платежей" из разряда неклассифицированных и
формирование соответствующей отчетности.
     * Осуществление    операций    по     возврату     средств     из
неклассифицированных платежей.
     * Контроль    срока     нахождения     платежей     в     реестре
неклассифицированных  платежей  и  по  истечении срока - осуществление
операций по их зачислению в доход бюджета Москвы.
     * Осуществление проводок по счетам бухгалтерского учета.
     * Формирование выходных документов в соответствии  с  действующим
регламентом предоставления отчетности.

                5.4 Исполнение расходной части бюджета

     В части исполнения расходной части бюджета первая очередь АИС УБП
должна обеспечивать выполнение следующих функций:
     * Формирование   и   обработка  заявки  на  исполнение  бюджетных
обязательств:
     - Ввод заявок в автоматическом или ручном режимах;
     - Входной  контроль  заявки  на  соответствие  стандарту   обмена
данными;
     - Оперативный  контроль  заявок  по  классификатору   получателей
бюджетных средств по группам разрешенных статей затрат;
     - Оперативный   контроль   целевого    назначения    платежа    и
обоснованности объема платежа по данным реестра договоров;
     - Контроль соответствия платежа  объему  бюджетных  назначений  и
графикам финансирования;
     - Уточнение решения об утверждении заявки;
     - Возврат заявки и формирование справки об обосновании отказа;
     - Формирование реестра возвращенных заявок;
     - Контроль реестра отложенных платежей;
     - Сопоставление суммы предстоящих расходов с наличием ресурсов.
     * Формирование и ведение реестров платежей:
     - Формирование  реестров  платежных  документов,   по   следующим
направлениям:
     - платежи,  по которым не будет произведена оплата (не приняты  к
исполнению),
     - отложенные платежи,
     - платежи к отправке,
     - платежные требования, санкционированные к оплате.
     * Осуществление платежей:
     - Формирование  платежных  документов  в электронном или бумажном
виде.
     - Отправка электронных платежей в банк.
     - Оформление расчетов в порядке целевого финансирования.
     * Прием   банковских   выписок   по   каналам    связи    и    их
автоматизированная обработка
     * Формирование оперативных отчетов о кассовом исполнении бюджета.
     * Контроль  соответствия  проведенных  операций  и отражения их в
бухгалтерском учете.
     * Учет   проведенных   операций  по  лицевым  счетам  получателей
бюджетных средств и счетам бухгалтерского учета.
     * Формирование  выписок  по  лицевым  счетам бюджетополучателей и
других оперативных отчетов.
     * Учет чековых книжек
     * Учет операций с чеками
     * Формирование  выходных документов в соответствии с действующими
нормативными документами, регламентирующими предоставление отчетности.

               5.5 Исполнение целевых бюджетных фондов
                       и других целевых средств

     Подсистема "Исполнение целевых бюджетных фондов и других  целевых
средств"  первой  очереди  АИС  УБП  в  дополнение  к  общим  функциям
исполнения доходной (п. 5.3) и расходной (п. 5.4) части бюджета должна
обеспечивать   при   учете  источников  целевого  назначения  (целевые
бюджетные  фонды  и  средства  от  предпринимательской   деятельности)
выполнение следующих задач:
     * Учет смет доходов и расходов ЦБФ и их изменений.
     * Аналитический   учет   средств,  передаваемых  на  формирование
целевых бюджетных фондов по каждому фонду.
     * Учет  и ведение реестра поступивших целевых бюджетных средств в
разрезе источников поступления в соответствии  с  кодами  и  подкодами
бюджетной классификации.
     * Резервирование   средств   целевого   бюджетного   фонда    для
предстоящих   расходов  с  учетом  ожидаемого  поступления  финансовых
ресурсов.
     * Контроль  за финансированием расходов за счет целевых бюджетных
средств  в  пределах  утвержденных  бюджетных  показателей  и  остатка
денежных средств.
     * Анализ выполнения плана по поступлению и  расходованию  целевых
бюджетных средств.
     * Формирование выходных документов в соответствии с  действующими
нормативными документами, регламентирующими предоставление отчетности.

                 5.6 Управление финансовыми ресурсами

     Подсистема "Управление  финансовыми ресурсами" первой очереди АИС
УБП должна обеспечивать выполнение следующих задач:
     * Формирование  краткосрочного  прогноза  доходов  бюджета города
Москвы для обеспечения финансирования расходов бюджета.
     * Формирование и изменение графиков финансирования бюджета города
Москвы (на месяц, квартал, финансовый год).
     * Формирование  резерва бюджетных средств для обеспечения полноты
и своевременности финансирования предстоящих расходов бюджета.
     * Определение  достаточности  финансовых ресурсов для обеспечения
финансирования расходов бюджета.
     * Определение  свободного  остатка  денежных  средств  на  счетах
бюджета г. Москвы.
     * Ведение   реестров   отложенных   платежей  в  разрезе  главных
распорядителей, статей расходов и приоритетов платежей.
     * Формирование  сводного  реестра  текущих платежей с санкцией на
оплату.
     * Контроль оплаты отложенных платежей в соответствии с графиком и
приоритетностью платежа.
     * Учет договоров по привлечению дополнительных средств
     * Учет дополнительных средств, их источников и сроков возврата.
     * Формирование заявки на привлечение дополнительных средств
     * Определение  лимитов  средств  на  лицевых  счетах  получателей
бюджетных средств.
     * Формирование оперативных данных по  исполнению  бюджета  города
Москвы.
     * Ведение сводного реестра распорядителей и получателей бюджетных
средств города Москвы.
     * Формирование выходных документов в соответствии с  действующими
нормативными документами, регламентирующими предоставление отчетности.

                   5.7 Учет бюджетных обязательств

     Подсистема "Учет  бюджетных  обязательств" первой очереди АИС УБП
должна обеспечивать выполнение следующих задач:
     * Регистрация и учет поступивших договоров, контрактов или заявок
на определенные статьи расходов и распорядителей бюджета;
     * Ведение реестров договоров;
     * Контроль соответствия требуемых затрат  утвержденным  сметам  и
бюджетной росписи;
     * Формирование выходных документов в соответствии с  действующими
нормативными документами, регламентирующими предоставление отчетности.

                   5.8 Контроль исполнения бюджета

     Подсистема "Контроль  исполнения бюджета " первой очереди АИС УБП
должна обеспечивать выполнение следующих задач:
     * Предварительный и текущий контроль бюджетного процесса.
     * Контроль  соблюдения  объемов  и  сроков  исполнения  бюджетных
обязательств.
     * Контроль целевого расходования средств бюджета.
     * Контроль исполнения административными округами и муниципальными
районами мобилизационных заданий.
     * Контроль  своевременности оплаты процентов и возврата основного
долга.
     * Контроль   полноты   обеспечения  ресурсами  защищенных  статей
бюджета.
     * Контроль  соответствия  и  полноты исполнения банком требований
Казначейства по исполнению финансирования.
     * Формирование   и   предоставление   Московской  городской  Думе
отчетности об исполнении бюджета за финансовый период.
     * Формирование  выходных документов в соответствии с действующими
нормативными документами, регламентирующими предоставление отчетности;
     * Сравнение   планируемых   показателей   исполнения   бюджета  с
фактическими для принятия решений о регулировании бюджетных потоков.

       5.9 Управление бухгалтерским учетом бюджетного процесса

     Подсистема "Управление бухгалтерским учетом бюджетного  процесса"
первой очереди АИС УБП должна обеспечивать выполнение следующих задач:
     * Централизованное  управление  бухгалтерским  учетом  бюджетного
процесса.
     * Ведение бухгалтерского  учета  в  полном  объеме  по  следующим
направлениям:
     - Учет бюджетных средств:
     - учет средств бюджета;
     - учет средств на финансирование получателей бюджетных средств;
     - учет средств бюджета в иностранной валюте;
     - учет средств бюджета в пути;
     - учет средств бюджета в ценных бумагах;
     - учет   средств,   полученных   от  предпринимательской  и  иной
деятельности.
     - Учет расходов бюджета:
     - учет кассовых расходов бюджета:
     * кассовых   расходов   за   счет  целевых  привлеченных  средств
федерального бюджета (связанные кредиты);
     * кассовых    расходов    за    счет   средств,   полученных   от
предпринимательской и иной деятельности.
     - Учет источников финансирования дефицита бюджета:
     - учет внутренних источников финансирования дефицита бюджета:
     * учет кредитов, полученных бюджетом от кредитных организаций;
     * учет ценных бумаг бюджета;
     * учет бюджетных ссуд,  полученных бюджетом  от  бюджетов  других
уровней бюджетной системы Российской Федерации;
     * учет поступлений от продажи имущества и  земли,  находящихся  в
государственной собственности г. Москвы;
     * учет прочих источников внутреннего финансирования;
     * изменение  остатков  средств на счетах по учету средств бюджета
г. Москвы.
     - учет внешних источников финансирования дефицита бюджета:
     * учет кредитов,  полученных бюджетом г.  Москвы от международных
финансовых организаций;
     * учет кредитов,  полученных бюджетом г.  Москвы от  правительств
иностранных государств;
     * учет кредитов,  полученных бюджетом г.  Москвы  от  иностранных
коммерческих банков и организаций;
     * учет ценных бумаг г. Москвы в иностранной валюте;
     * учет прочего внешнего финансирования;
     * учет курсовых разниц;
     * изменение остатков средств бюджета г. Москвы на счетах в банках
в иностранной валюте.
     - Учет доходов бюджета:
     - учет доходов бюджета
     - учет неклассифицированных поступлений бюджета
     - учет  доходов  и  поступлений  от  предпринимательской  и  иной
деятельности
     - Учет расчетов по средствам бюджета:
     - учет  расчетов  с   кредитной   организацией   по   конвертации
иностранной валюты
     - учет   расчетов   по    обслуживанию    государственного    или
муниципального долга
     - учет расчетов по долговым обязательствам
     - Учет расчетов по налогам:
     - учет расчетов по регулирующим налогам
     - учет расчетов с налогоплательщиками
     - учет расчетов между бюджетами по регулирующим налогам
     - Учет взаимных расчетов:
     - учет взаимных расчетов бюджетов различных уровней;
     - Учет средств переданных и  полученных  (расчеты  с  федеральным
бюджетом);
     - Учет предоставленных бюджетных кредитов:
     - учет обязательств по каждому виду бюджетных кредитов в  разрезе
сроков, договоров и заемщиков;
     - погашение основной суммы задолженности;
     - обеспечение  автоматического  отражения   процентов   (простых,
сложных) за предоставленный кредит (бюджетную ссуду);
     - отражение  учетной  информации  о  состоянии  обязательств   по
каждому виду кредитов (бюджетных ссуд) в разрезе сроков и договоров;
     - контроль   соответствия   отражения   в   бухгалтерском   учете
произведенных расходов по погашению кредитов документам основания;
     - Учет ценных бумаг:
     - классификация по срокам погашения на краткосрочные (до 1 года),
среднесрочные  (от  1  года  до  5 лет) и долгосрочные (от 5 лет до 30
лет).
     - ведение реестра ценных бумаг.
     - учет  по  видам  ценных  бумаг  и  их выпускам в карточке учета
источников финансирования дефицита бюджета.
     - ведение карточки ценных бумаг.
     - учет ценных бумаг по номинальной стоимости.
     - учет доходов, полученных от ценных бумаг.
     - контроль целевого использования полученных денежных средств  на
покрытие дефицита бюджета;
     - Учет обязательств по заемным средствам (долговых обязательств):
     - учет  обязательств  по заемным средствам по кредиторам,  срокам
займа и срокам погашения.
     - учет целевых кредитов.
     - обеспечение     классификации    долговых    обязательств    на
краткосрочные (до 1 года),  среднесрочные (от  1  года  до  5  лет)  и
долгосрочные (от 5 до 30 лет).
     - формирование реестра долговых обязательств.
     - учет гарантий бюджета города Москвы.
     - обеспечение  ведения аналитического учета в разрезе договоров и
выданных гарантий.
     - формирование  отчета обо всех обязательствах города Москвы и их
исполнении.
     - формирование перечня предстоящих расходов по погашению займов.
     - Учет доходов будущих периодов:
     - учет доходов будущих периодов в виде процентов, причитающихся к
уплате в бюджет
     - учет  доходов  будущих  периодов  в  виде  штрафов   и   пеней,
причитающихся к уплате
     - ведение реестра доходов будущих периодов.
     - Учет расходов будущих периодов:
     - определение видов  расходов  будущих  периодов  и  разноска  по
соответствующим счетам.
     - учет расходов будущих периодов в виде процентов,  причитающихся
к выплате из бюджета
     - учет  расходов  будущих  периодов  в  виде  штрафов  и   пеней,
причитающихся к выплате из бюджета
     - учет прочих расходов будущих периодов
     - учет начисленных и уплаченных  процентов  (штрафов,  пеней)  за
пользование привлеченными и заемными средствами.
     - формирование сведений о расходах будущих периодов.
     - Учет результатов исполнения бюджета;
     - Учет валютных операций;
     - Учет расчетов в особом порядке;
     - Учет по забалансовым счетам.
     * Выполнение бухгалтерских операций,  необходимых для обеспечения
полноты синтетического учета.
     * Подсчет  оборотов  за  день  и  формирование  сальдо  на начало
следующего операционного дня.  Сальдо и обороты за каждый день  должны
сохраняться в системе для оперативного формирования отчетов.
     * Суммирование и сальдирование дебетовых и кредитовых оборотов по
счетам  за  произвольно  выбранный  промежуток  времени для выполнения
контроля сальдо,  формируемых при  ежедневном  закрытии  операционного
дня.
     * Формирование необходимых регистров аналитического учета
     * Формирование   бухгалтерской   отчетности   в   соответствии  с
действующими     нормативными      документами,      регламентирующими
предоставление отчетности
     * Формирование сводной отчетности по исполнению бюджета.

            5.10 Требования к качеству реализации функций

     Качество реализации функций должно обеспечивать полное выполнение
входящих  в  их  состав  операций и задач и гарантировать корректную с
точки зрения  предметной  области  обработку  данных  и  представление
результатов.
     Уточнение требований к качеству реализации функций формируется на
этапе технического проекта и согласовываются протоколами с Техническим
и Государственным заказчиками.

         5.11 Перечень и критерии отказов для каждой функции,
             по которой задаются требования по надежности

     Функции должны  быть  разделены  по следующим группам обеспечения
надежности:
     * Группа   функций   с   заданными  требованиями  по  обеспечению
надежности;
     * Группа   функций  без  специальных  требований  по  обеспечению
надежности.
     В группу   функций   с   заданными  требованиями  по  обеспечению
надежности входят функции:
     * выполняющие  операции  по изменению,  удалению и вводу данных в
систему;
     * осуществляющие обмен информацией с расчетной системой ЦБ РФ;
     * осуществляющие подготовку  и  обмен  документов  с  электронной
подписью.
     К группе  функций  без  специальных  требований  по   обеспечению
надежности относятся все остальные функции системы.
     Отказом является невозможность корректного выполнения функции или
завершения операции с успешным признаком.
     Критерием отказа  является  нарушение   функционирования   и   не
реализация функциональных требований к системе.
     К группе  функций  с  заданными   требованиями   по   обеспечению
надежности предъявляются следующие требования:
     * Работа в режиме транзакционного изменения данных в базе  данных
с откатом при неуспешном завершении;
     * Отсутствие  возможности  корректировки  исторических   архивных
данных;
     * Ведение полного журнала истории  работы  с  данными  (оператора
системы и т.д.);
     К группе  функций  без  специальных   требований   дополнительных
требований по обеспечению надежности не предъявляется.
     Состав функций, входящих в указанные группы и перечень требований
по  обеспечению  надежности  разрабатываются  на  стадии  технического
проекта и утверждаются в составе проектной документации.

                  6. ТРЕБОВАНИЯ К ВИДАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

             6.1 Требования к информационному обеспечению
                        первой очереди АИС УБП

     6.1.1 Требования к  составу,  структуре  и  способам  организации
данных первой очереди АИС УБП
     6.1.1.1 Информационная  база  первой  очереди  АИС   УБП   должна
включать следующие основные составляющие:
     * База  данных  учетной  (операционной)  информации,  в   которой
хранятся и корректируются первичные данные (заявки,  бюджет, бюджетная
роспись, поступления в бюджет, оплата бюджетных обязательств и т.д.).
     * База  данных,  используемая  для  задач  планирования и анализа
(Хранилище данных).  В хранилище данных  первичная  информация  должна
представляться в виде многомерных массивов, обеспечивающих стандартные
возможности анализа информации (поворот, проекция, раскрытие, свертка,
сечение и т.д.).
     * База данных документов (Репозиторий документов), сопровождающих
формирование, исполнение и контроль исполнения бюджета.
     6.1.1.2 База  данных  учетной  информации  первой очереди АИС УБП
должна обеспечивать хранение следующих объектов:
     * Бюджетная роспись,
     * Сметы доходов и расходов,
     * Сведения о поступлениях в бюджет,
     * Сведения об оплатах бюджетных обязательств,
     * Сведения об операциях по бюджетным кредитам,
     * Сведения  об  операциях  по  ценным  бумагам,  а  также  другой
информации,  используемой  модулями  учета  и  контроля функциональных
подсистем.
     Должны поддерживаться  хронологические  слои  данных,  отражающие
историю бюджетного процесса за последние 5 лет.
     Должна быть   обеспечена  возможность  изменения  структуры  базы
данных учетной информации (создание новых объектов и связей) для учета
изменений в законодательстве.
     6.1.1.3 Хранилище  данных   первой   очереди   АИС   УБП   должно
поддерживать следующие основные типы данных:
     * Показатели - многомерные массивы,  значения которых  однозначно
определяются фиксированным набором размерностей.
     * Размерности  (измерения,  оси)  -  индексы,  используемые   для
идентификации конкретных значений показателей.
     Должна быть  обеспечена  возможность  использования  в   качестве
показателей  любых  числовых  характеристик любого объекта базы данных
учетной информации.
     Должна быть  обеспечена возможность использования в качестве осей
статей  бюджетной  классификации,  временных  интервалов,  территорий,
целевой   направленности,   главных   распорядителей,  распорядителей,
бюджетополучателей и т.д.
     6.1.1.4 Репозиторий  документов  первой  очереди  АИС  УБП должен
обеспечивать   хранение   всех   видов   документов,    сопровождающих
осуществление бюджетного процесса.  Должна быть обеспечена возможность
объединения  документов  в  дела  и  установление  иных  связей  между
документами.
     Документы должны хранится в оригинальных форматах тех приложений,
с помощью которых эти документы были подготовлены.
     Должно быть  обеспечено  представление  документа  как   сложного
объекта, состоящего из следующих частей:
     * Регистрационная карточка  документа,  содержащая  атрибуты,  по
которым  может  осуществляться поиск документа (автор,  дата создания,
тип и т.д.).
     * Собственно  документ как набор файлов (текстовых,  графических,
табличных  и  т.д.),  соответствующих  различным  составным  частям  и
версиям документа.
     * Дополнительная информация,  содержащая сведения  об  операциях,
произведенных с документом.

     6.1.2 Требования к информационному обмену первой очереди АИС УБП

     АИС УБП  первой  очереди  должна  обеспечивать  однократный  ввод
данных,  вне зависимости от того,  в каких информационных массивах или
базах данных они будут храниться и какими функциональными подсистемами
использоваться.
     Обмен информацией   между   базой   данных   учетной  информации,
хранилищем данных и репозиторием документов  должен  осуществляться  с
использованием  операций импорта-экспорта,  стандартных для выбранного
прикладного   программного   обеспечения.   Регламент    осуществления
информационного  обмена  должен быть разработан в составе документации
организационного обеспечения.

     6.1.3 Требования по использованию классификаторов первой  очереди
АИС УБП

     6.1.3.1 В  состав  системы  классификации  и  кодирования  первой
очереди АИС УБП должны быть включены:
     * Справочники участников бюджетного процесса:
     - Справочник  подразделений  Департамента  финансов,  Московского
городского Казначейства и Финансово-казначейских управлений;
     - Справочник финансово-кредитных учреждений;
     - Справочник органов,  осуществляющих учет и контроль поступления
доходов в бюджет г. Москвы;
     - Справочники главных распорядителей, распорядителей, получателей
бюджета (по группам разрешенных статей затрат);
     - Справочник  юридических лиц (плательщики налогов,  контрагентов
бюджетополучателей);
     - Справочник   других  городских,  отраслевых  и  территориальных
органов власти, принимающих участие в бюджетном процессе;
     - Справочник поставщиков и подрядчиков.
     * Классификаторы  и  справочники,  входящие  в  состав  бюджетной
классификации:
     - Классификатор доходов бюджета;
     - Функциональный классификатор расходов бюджета;
     - Экономический классификатор расходов бюджета;
     - Классификатор  источников  внутреннего  финансирования дефицита
бюджета;
     - Классификатор   источников   внешнего  финансирования  дефицита
бюджета;
     - Классификатор целевых статей расходов бюджета;
     - Классификатор видов расходов бюджета.
     - Классификатор видов государственных долгов;
     - Классификатор статей затрат.
     Дополнительно должны быть разработаны внутренние классификаторы и
справочники, необходимые для функционирования первой очереди АИС УБП.
     6.1.3.2 Должна   быть   предусмотрена   возможность   наращивания
классификаторов и справочников,  как в отношении количества элементов,
так и в части развития их структуры (развитие иерархических  структур,
создание дополнительных группировок и т.д.).
     6.1.3.3 При создании системы классификации и  кодирования  первой
очереди АИС УБП должны быть регламентированы следующие процессы:
     * Обмен актуальными версиями общероссийских,  отраслевых и других
классификаторов,  используемых  в  смежных системах,  с организациями,
осуществляющими их ведение.
     * Обновление   соответствующих   информационных  массивов  первой
очереди АИС УБП.
     * Обеспечение  доступа  пользователей  первой  очереди  АИС УБП к
требуемым классификаторам.

     6.1.4 Требования по применению систем  управления  базами  данных
первой очереди АИС УБП

     Для хранения  всех информационных массивов первой очереди АИС УБП
должна использоваться единая система управления базами данных (СУБД).
     Общие требования к используемой СУБД:
     * Использование русского языка,  как на уровне  пользовательского
интерфейса, так и на уровне серверного ядра и системных сообщений.
     * Поддержка  реляционной  или  объектно-реляционной  модели  базы
данных.
     * Поддержка технологии клиент-сервер.
     * Поддержка многопроцессорной архитектуры.
     * Наличие средств создания индексов и кластеров данных.
     * Автоматическое восстановление базы данных.
     * Наличие механизма блокировки транзакций.
     * Реализация SQL, совместимого со стандартом ANSI 1992 г.
     * Поддержка стандарта Open DataBase Connectivity (ODBC).
     * Наличие встроенных средств контроля целостности баз данных.
     * Наличие встроенных средств резервного копирования базы данных.
     * Импорт и экспорт данных.
     * Совместимость с различными операционными системами.
     * Поддержка сетевых протоколов TCP/IP.
     * Наличие графических средств администрирования.
     * Возможность контроля доступа к данным.
     * Централизованное управление пользователями.
     * Оптимизация запросов.
     * Наличие механизма встроенных процедур баз данных.
     * Наличие  утилит  для переноса данных из унаследованных сис-
тем.
     * Поддержка типа данных BLOB.
     * Обеспечение безопасности данных на уровне сервера баз данных.
     Для поддержки базы данных учетной информации,  хранилища данных и
репозитория  документов  в  составе  первой  очереди  АИС  УБП  должны
устанавливаться отдельные экземпляры СУБД.

     6.1.5 Требования к защите данных от разрушений при авариях первой
очереди АИС УБП

     Сохранность информации   в   первой   очереди   АИС   УБП  должна
обеспечиваться при всех аварийных ситуациях.
     В случае  возникновения  аварии  или  сбоя  в процессе выполнения
пользовательских задач  должно  быть  обеспечено  восстановление  базы
данных   до   состояния   на  момент  последней  завершенной  системой
транзакции.
     В случае    повреждения    журналов    транзакций   СУБД   должно
обеспечиваться восстановление состояния  системы  на  момент  создания
последней резервной копии данных, но не более, чем за сутки до момента
сбоя.

     6.1.6 Требования   к   процедуре   придания   юридической    силы
документам,  продуцируемым  техническими средствами первой очереди АИС
УБП
     При выполнении следующих операций:
     * ввод в систему авторизованных документов,
     * производство документов, обладающих юридической силой,
     * санкционирование определенных процессов (например,  отправки  в
банк реестра текущих платежей).
     Для аутентификации  пользователя  должны   применяться   средства
электронно-цифровой   подписи   в  соответствии  с  требованиями  ГОСТ
34.10-95.

              6.2 Требования к программному обеспечению
                        первой очереди АИС УБП

     6.2.1 Прикладное программное обеспечение первой очереди  АИС  УБП
ППО,  поддерживающее  технологии OLAP,  OLTP и управления документами,
должны обладать следующими свойствами:

     * Возможность учета изменений процессов формирования,  исполнения
и  контроля  исполнения бюджета,  связанных с процедурными изменениями
и/или с изменениями в законодательстве,  путем настроек без  изменения
программного   кода.   Допускается   дополнительное   программирование
экранных форм и  отчетов,  а  также  создание  дополнительных  модулей
программного продукта.
     * Использование архитектуры клиентсервер.
     * Совместимость   программных   продуктов  в  части  используемых
технических   средств,   системного   программного    обеспечения    и
общесистемной  инфраструктуры  в  пределах  требований  к техническому
обеспечению (см.п.6.3),  а также  их  информационная  совместимость  в
пределах требований к информационному обмену (см.п.6.1.2).
     * Русификация и наличие эксплуатационной документации на  русском
языке.

     6.2.2 Системное программное обеспечение первой очереди АИС УБП

     6.2.2.1 К операционным системам серверов ГВЦ и РВЦ первой очереди
АИС УБП,  на которых  устанавливаются  СУБД  и  программные  продукты,
поддерживающие  технологии  OLAP  и  OLTP,  не  предъявляется  никаких
дополнительных требований, кроме требований, соответствующих стандарту
UNIX`98.
     6.2.2.2 Требования к  операционным  системам  остальных  серверов
определяются  в  процессе  разработки первой очереди АИС УБП на стадии
технического проекта и согласовываются  протоколами  с  Техническим  и
Государственным заказчиками.
     6.2.2.3 Требования к  системе  управления  базами  данных  первой
очереди АИС УБП приведены в п.6.1.4.

     6.3 Требования к техническому обеспечению первой очереди АИС УБП

     6.3.1 Серверное оборудование первой очереди АИС УБП
     6.3.1.1 Серверное оборудование первой очереди АИС УБП разделяется
на следующие группы:
     * Серверы ППО, поддерживающего OLTP-технологию и OLAP-технологию,
в том числе:
     - Главный сервер ППО, поддерживающего OLTP - технологию,
     - Главный сервер ППО, поддерживающего OLAP - технологию,
     - Резервный  сервер  ППО,  поддерживающего  OLTP  -  технологию и
OLAP-технологию,
     * Серверы ППО, поддерживающего технологию управления документами,
     * Серверы   ППО,   обеспечивающие   автономную   работу   ФКУ   и
поддерживающие   OLTP-,   OLAP-технологии   и   технологию  управления
документами,
     * Серверы общесистемной инфраструктуры.
     6.3.1.2 Главный   сервер   ППО   первой    очереди    АИС    УБП,
поддерживающего OLTP-технологию, должен быть выделенным и обеспечивать
работу до 250 одновременно подключенных пользователей на первом  этапе
и  до  1500  -  2000  после  полного  ввода  первой  очереди АИС УБП в
эксплуатацию.
     Сервер должен  располагаться  в  Главном  вычислительном центре и
обладать следующими характеристиками:
     * Процессоры:
     - Первоначальная      конфигурация      должна       обеспечивать
производительность   не   менее   65000  ТРМ  с  возможным  дальнейшим
увеличением до 135000 ТРМ путем установки дополнительных  процессорных
плат.
     - Производительность  в  расчете   на   один   процессор   должна
составлять не менее 5500 TPM.
     - Должна  допускаться  возможность  установки  не   менее   24-ти
процессоров с частотой до 600 МНz.
     - Кэш-память первого уровня: не менее 128KB для данных и не менее
128KB для команд.
     - Кэш-память второго уровня:  не менее 8 MB на процессор.  Должна
использоваться  только  ECC  (Error  Checking and Correcting) память с
коррекцией ошибок.
     - Должна   допускаться   возможность  модернизации  путем  замены
процессорных плат  при  появлении  процессоров  повышенной  частоты  и
производительности с большим объемом кэш-памяти.
     - Пропускная         способность         внутренней          шины
(процессор/память/система ввода-вывода) должна быть не ниже 1.5 GB/сек
на процессор.
     * Оперативная память:
     - В первоначальной конфигурации  системное  ОЗУ  должно  быть  не
менее 16 GB ECC SDRAM.
     - Должна быть предусмотрена возможность увеличения системного ОЗУ
до 96 GB ECC SDRAM.
     * Дисковая система:
     - Объем   внутренней   дисковой  памяти  не  менее  4x18.2  GB  с
возможностью "зеркалирования".
     - Для   внешней   дисковой   подсистемы  должна  быть  обеспечена
пропускная  способность  дисковой  подсистемы  не  менее  160  MB/сек.
Первоначальная  емкость  должна  быть  не  менее  250 ГБ.  Должна быть
предусмотрена возможность модернизации дисковой подсистемы  до  объема
10TB.
     6.3.1.3 Главный   сервер   ППО   первой    очереди    АИС    УБП,
поддерживающего OLAP-технологию, должен быть выделенным и обеспечивать
работу до 100 одновременно подключенных пользователей.
     Сервер должен  располагаться  в  Главном  вычислительном центре и
обладать следующими характеристиками:
     * Процессоры:
     - Первоначальная конфигурация  сервера  аналитических  приложений
должна обеспечивать производительность не менее 60000 ТРМ.
     - Производительность  в  расчете   на   один   процессор   должна
составлять не менее 8000 TPM.
     - Система должна допускать возможность установки  не  менее  8-ми
процессоров с частотой не менее 500 Мгц.
     - Кэш-память первого уровня: не менее 128KB для данных и не менее
128 KB для команд.
     - Кэш-память второго уровня:  не менее 4MB на  процессор.  Должна
использоваться  только  ECC  (Error  Checking and Correcting) память с
коррекцией ошибок.
     - Должна   допускаться   возможность  модернизации  путем  замены
процессорных плат  при  появлении  процессоров  повышенной  частоты  и
производительности.
     * Оперативная память:
     - В  первоначальной  конфигурации  системное  ОЗУ  должно быть не
менее 8 GB ECC SDRAM.
     - Должна быть обеспечена возможность увеличения системного ОЗУ до
32 GB ECC SDRAM.
     * Дисковая система:
     - Должна  быть   обеспечена   пропускная   способность   дисковой
подсистемы не менее 160 MB/сек.
     - Первоначальная емкость дисковой подсистемы должна быть не менее
250  ГБ.  Должна  быть предусмотрена возможность модернизации дисковой
подсистемы до объема 10 ТБ.
     6.3.1.4 Резервный    сервер   ППО   первой   очереди   АИС   УБП,
поддерживающего    OLTP-технологию    и    OLAP-технологию,     должен
располагаться  в Резервном вычислительном центре и обладать следующими
характеристиками:
     * Процессоры:
     - Первоначальная   конфигурация   резервного    сервера    должна
обеспечивать   производительность  не  менее  32000  ТРМ  с  возможным
дальнейшим увеличением до 65000  ТРМ  путем  установки  дополнительных
процессорных плат.
     - Производительность  в  расчете   на   один   процессор   должна
составлять не менее 8000 TPM.
     - Система должна допускать возможность установки  не  менее  8-ми
процессоров с частотой не менее 500 Мгц.
     - Кэш-память первого уровня: не менее 128KB для данных и не менее
128KB для команд.
     - Кэш-память второго уровня:  не менее 4MB на  процессор.  Должна
использоваться  только  ECC  (Error  Checking and Correcting) память с
коррекцией ошибок.
     - Должна   допускаться   возможность  модернизации  путем  замены
процессорных плат  при  появлении  процессоров  повышенной  частоты  и
производительности.
     * Оперативная память:
     - В  первоначальной  конфигурации  системное  ОЗУ  должно быть не
менее 8 GB ECC SDRAM.
     - Должна быть предусмотрена возможность увеличения системного ОЗУ
до 32 GB ECC SDRAM.
     * Дисковая система:
     - Должна  быть   обеспечена   пропускная   способность   дисковой
подсистемы не менее 160 MB/сек.
        - Первоначальная емкость дисковой подсистемы  должна  быть  не
менее  500  ГБ.  Должна  быть  предусмотрена  возможность модернизации
дисковой подсистемы до объема 10 ТБ.
     6.3.1.5 Серверы (главный и резервный) ППО первой очереди АИС УБП,
поддерживающего технологию управления документами, должны обеспечивать
работу до 500 одновременно подключенных пользователей.
     Серверы должны обладать следующими характеристиками:
     * Процессор - аналог Pentium III или выше,
     * Оперативная память - не менее 1 ГБ,
     * Дисковая система:
     - Дисковое хранилище - не менее 150 ГБ
     - Оптико-магнитная библиотека - не менее 350 ГБ.
     6.3.1.6 Серверы   ППО  первой  очереди  АИС  УБП,  обеспечивающие
автономную  работу  ФКУ  и  поддерживающие  OLTP-,  OLAP-технологии  и
технологию    управления   документами   размещаются   на   территории
финансово-казначейских   управлений   административных    округов    и
поддерживают автономную работу ФКУ при отсутствии связи с ГВЦ и РВЦ до
момента восстановления связи.  Требования  по  составу,  количеству  и
характеристикам  данных  серверов  уточняются  в  процессе  разработки
первой  очереди   АИС   УБП   на   стадии   технического   проекта   и
согласовываются    протоколами   с   Техническим   и   Государственным
заказчиками.
     6.3.1.7 Серверы  общесистемной  инфраструктуры первой очереди АИС
УБП должны поддерживать следующие основные общесистемные сервисы:
     * Сервисы базовых сетевых служб.
     * Сервисы электронной почтовой службы.
     * Сервисы файлов и печати.
     * Сервисы Интранет - доступа.
     * Сервисы Интернет - доступа.
     6.3.1.8 В  Московском  городском  Казначействе  функции  сервисов
электронной   почты,   Интранет-доступа   и   Интернет-доступа  должны
выполняться на выделенных серверах. Для ФКУ это требование не является
обязательным.
     6.3.1.9 Требования  к  составу,  количеству   и   характеристикам
серверов   общесистемной   инфраструктуры   первой   очереди  АИС  УБП
уточняются в процессе разработки  на  стадии  технического  проекта  и
согласовываются    протоколами   с   Техническим   и   Государственным
заказчиками.

     6.3.2 Рабочие станции первой очереди АИС УБП

     Рабочие станции  первой   очереди   АИС   УБП   должны   обладать
характеристиками,  обеспечивающими  возможность  установки  клиентских
частей используемого прикладного программного обеспечения.  Требования
составу,  количеству  и характеристикам рабочих станций первой очереди
АИС УБП  уточняются  в  процессе  разработки  на  стадии  технического
проекта  и согласовываются протоколами с Техническим и Государственным
заказчиками.

     6.3.3 Активное и пассивное сетевое  оборудование  первой  очереди
АИС УБП

     6.3.3.1 Активное  сетевое  оборудование  первой  очереди  АИС УБП
должно использовать:
     * отказоустойчивую архитектуру;
     * двухуровневую   архитектуру,   включающую   уровень    основной
транспортной магистрали и уровень рабочих групп,  при построении ЛВС с
количеством пользователей более 100;
     * технологии коммутации интерфейсов Ethernet при построении ЛВС;
     * оборудование и решения, обеспечивающие масштабируемость ЛВС без
необходимости замены оборудования.
     6.3.3.2 Активное сетевое оборудование  первой  очереди  АИС  УБП,
используемое  в  качестве центрального,  реализующего функции основной
транспортной  магистрали,  должно  иметь   модульную   архитектуру   и
поддерживать отказоустойчивые конфигурации за счет:
     * Дублирования блоков питания;
     * Дублирования модулей управления и маршрутизирующих модулей;
     * Поддержки технологий резервирования каналов.
     6.3.3.3 Активное  сетевое  оборудование  первой  очереди АИС УБП,
используемое  на  уровне  рабочих  групп,  может  иметь  фиксированную
архитектуру,  но  должно  обеспечивать  установку  как  минимум одного
модуля расширения,  поддерживающего технологии Ethernet, Fast Ethernet
и Gigabit Ethernet.
     6.3.3.4 Для локальных вычислительных сетей (ЛВС)  первой  очереди
АИС   УБП,   использующих   архитектуру   с   распределенной  основной
транспортной   магистралью,   должно   использоваться    оборудование,
обеспечивающее  организацию  магистрали  с  пропускной способностью не
менее 100Мбит/с.
     6.3.3.5 Кабельная  система первой очереди АИС УБП должна состоять
из следующих компонент:
     * горизонтальная кабельная подсистема здания;
     * промежуточные  распределительные  узлы  в  здании   (если   это
необходимо);
     * основная   (вертикальная)   кабельная   подсистема   здания   и
вертикальная   телефонная   кабельная   подсистема  здания  (если  это
необходимо);
     * основной распределительный узел здания;
     * коммутационные и кроссовые панели и соединительные шнуры.
     6.3.3.6 Горизонтальная  кабельная  подсистема  первой очереди АИС
УБП должна быть реализована на кабеле "витая  пара"  и  коммутационных
элементах  не  ниже  5-й  категории  и обеспечивать передачу данных со
скоростью не менее 100 Мб/с между оконечным оборудованием  и  активным
устройством   при   его   установке   в   промежуточном  или  основном
распределительном узле.
     6.3.3.7 На  каждом  рабочем  месте  первой очереди АИС УБП должно
быть обеспечено унифицированное подключение двух  оконечных  устройств
(персональный  компьютер и телефон в любой комбинации).  Рабочие места
должны оборудоваться двумя розетками типа RJ45,  соединенными кабелями
с   коммутационными   панелями   соответствующего  промежуточного  или
основного  распределительного  узла.  Схема  разделки  кабеля   должна
обеспечивать  подключение  к ЛВС компьютерного оборудования,  имеющего
стандартные интерфейсы для работы в локальных вычислительных сетях  на
базе  кабеля  "витая  пара" не ниже 5-й категории,  а также телефонных
аппаратов, имеющих 2- или 4-проводный способ подключения.
     6.3.3.8 Горизонтальная  кабельная  подсистема должна образовывать
звездообразную структуру уровня этажа и связывать каждое рабочее место
с промежуточным или основным распределительным узлом.
     6.3.3.9 Вертикальная   кабельная   подсистема   должна   включать
вертикальную  кабельную  магистраль  и кроссовые соединения в основном
распределительном  узле.  Основной  и  промежуточные  узлы   кабельной
системы здания могут располагаться рядом друг с другом (допускается их
совмещение).
     Вертикальная кабельная  подсистема  должна  выполняться на кабеле
"витая пара" и коммутационных элементах  не  ниже  5-й  категории  для
обеспечения   передачи   данных  со  скоростью  до  100Мбит/с  или  на

Страницы: 1  2  3