Страницы: 1 2 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2011 ГОДА" (Редакция на 14.02.2002) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 27 июля 2001 г. N 564 (ЮИАИ) В целях защиты прав коренных малочисленных народов Севера на социально - экономическое и культурное развитие, а также содействия реализации их экономических, социальных и этнокультурных задач Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" (далее именуется - Программа). 2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Разрешить Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации передавать на договорной основе часть функций государственного заказчика администрациям субъектов Российской Федерации - соисполнителям Программы. 3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации предусматривать ежегодно, начиная с 2002 года, при формировании проекта федерального бюджета выделение средств на реализацию мероприятий Программы. Председатель Правительства Российской Федерации М. КАСЬЯНОВ 27 июля 2001 г. N 564 УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 года N 564 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2011 ГОДА" ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" ----------------------------------------------------------------------- | Наименование | - федеральная целевая программа | | Программы | "Экономическое и социальное развитие | | | коренных малочисленных народов Севера до | | | 2011 года" | |------------------|--------------------------------------------------| | Основание для | - постановление Правительства Российской | | разработки | Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1099 | | Программы | "О федеральной целевой программе | | | "Экономическое и социальное развитие | | | коренных малочисленных народов Севера до | | | 2000 года" | |------------------|--------------------------------------------------| | Государственный | - Министерство по делам федерации, | | заказчик | национальной и миграционной политики | | Программы | Российской Федерации | |------------------|--------------------------------------------------| | Основной | - научный центр совершенствования | | разработчик | управления экономикой государственного | | Программы | унитарного предприятия "Институт | | | микроэкономики" при Министерстве | | | экономического развития и торговли | | | Российской Федерации | |------------------|--------------------------------------------------| | Основные цели | - создание условий для устойчивого | | Программы | развития коренных малочисленных народов | | | Севера на принципах самообеспечения на | | | основе комплексного развития | | | традиционных отраслей хозяйствования, их | | | ресурсной и производственной базы, | | | духовного и национально-культурного | | | развития, повышения уровня образования, | | | профессиональной подготовки, обеспечения | | | здоровья; | | |--------------------------------------------------| | | воссоздание традиционного хозяйственного | | | уклада коренных малочисленных народов | | | Севера и комплексное развитие | | | хозяйственно-экономической структуры в | | | районах их проживания при сохранении | | | экологического баланса; | | |--------------------------------------------------| | | социальная реабилитация, национально - | | | культурное развитие и повышение роли | | | этих народов в экономических и | | | социальных процессах; | | |--------------------------------------------------| | | повышение качества жизни коренных | | | малочисленных народов Севера, создание | | | системы жизнеобеспечения и социально - | | | бытовых условий, отвечающих | | | удовлетворению их жизненно важных | | | потребностей; | | |--------------------------------------------------| | | активизация инвестиционной и | | | предпринимательской деятельности, | | | восстановление торговых, финансовых и | | | хозяйственных связей и интеграция в | | | региональную экономику | |------------------|--------------------------------------------------| | Основные задачи | - развитие сырьевой и производственно- | | Программы | технологической базы традиционных | | | отраслей хозяйствования и отраслей по | | | переработке сырья и продукции, переход | | | на инновационный путь развития; | | |--------------------------------------------------| | | создание факторий и развитие факторийных | | | форм торговли и товарообмена; | | |--------------------------------------------------| | | обеспечение транспортной доступности | | | территорий проживания и традиционной | | | хозяйственной деятельности коренных | | | малочисленных народов Севера, развитие | | | современных экологически безопасных | | | видов транспорта; | | |--------------------------------------------------| | | снижение ресурсной зависимости от завоза | | | топлива и нефтепродуктов, | | | преимущественное использование | | | нетрадиционных источников энергии; | | |--------------------------------------------------| | | повышение образовательного и | | | профессионального уровня и обеспечение | | | занятости этих народов; | | |--------------------------------------------------| | | обеспечение санитарно - | | | эпидемиологического благополучия | | | населения; | | |--------------------------------------------------| | | развитие финансово-кредитной, | | | инвестиционной и информационной | | | инфраструктуры районов их проживания; | | |--------------------------------------------------| | | увеличение доходной части бюджетов и | | | повышение эффективности использования | | | собственности региональных и местных | | | органов государственной власти в | | | инвестиционных целях; | | |--------------------------------------------------| | | реформирование и повышение эффективности | | | механизма государственной поддержки | |------------------|--------------------------------------------------| | Сроки и этапы | - 2002 - 2011 годы: | | реализации | I этап - 2002-2003 годы; | | Программы | II этап - 2004-2008 годы; | | | III этап - 2009-2011 годы | |------------------|--------------------------------------------------| | Перечень | - развитие оленеводства, традиционных | | основных | отраслей, промыслов и ремесел коренных | | мероприятий | малочисленных народов Севера, | | | комплексная переработка продукции этих | | | отраслей и сохранение природной среды и | | | ресурсного потенциала районов проживания | | | этих народов; | | |--------------------------------------------------| | | создание факторий и развитие | | | факторийных форм торговли и товарообмена | | | и развитие рыночной инфраструктуры; | | |--------------------------------------------------| | | развитие социальной инфраструктуры, | | | системы здравоохранения и сферы услуг; | | |--------------------------------------------------| | | духовное и национально-культурное | | | развитие, совершенствование системы | | | образования и повышение роли коренных | | | малочисленных народов Севера в | | | экономических и социальных процессах; | | |--------------------------------------------------| | | энергообеспечение жизнедеятельности | | | коренных малочисленных народов Севера и | | | развитие коммуникаций | |------------------|--------------------------------------------------| | Исполнители | - Министерство по делам федерации, | | основных | национальной и миграционной политики | | мероприятий | Российской Федерации, другие | | | заинтересованные федеральные органы | | | исполнительной власти, органы | | | исполнительной власти субъектов | | | Российской Федерации, органы местного | | | самоуправления, объединения коренных | | | малочисленных народов Севера, Союз | | | оленеводов России и другие организации | |------------------|--------------------------------------------------| | Объемы и | - всего по Программе в 2002-2011 годы - | | источники | 2744,32 млн. рублей, в том числе | | финансирования, | федеральный бюджет - 979,82 млн. рублей; | | направления | бюджеты субъектов Российской Федерации - | | расходов | 1366,56 млн. рублей; внебюджетные | | | источники - 397,94 млн. рублей. | | | Из них: капитальные вложения - 2278,44 | | | млн. рублей; научно-исследовательские и | | | опытно-конструкторские работы - 10,54 | | | млн. рублей; прочие текущие расходы - | | | 455,33 млн.рублей | |------------------|--------------------------------------------------| | Ожидаемые | - повышение уровня жизни коренных | | конечные | малочисленных народов Севера, создание | | результаты | новых рабочих мест и обеспечение | | реализации | занятости, повышение уровня образования, | | Программы | профессиональной подготовки, развитие | | | культуры и международного | | | сотрудничества, повышение | | | конкурентоспособности и товарного выхода | | | продукции местного производства на | | | основе развития традиционных, | | | сопряженных и новых отраслей, | | | восстановление природных ресурсов, | | | развитие инновационного потенциала, | | | снижение ресурсной зависимости | | | территорий проживания коренных | | | малочисленных народов Севера, повышение | | | доходности региональных и местных | | | бюджетов, формирование рыночной | | | инфраструктуры, интеграция в | | | региональную экономику | |------------------|--------------------------------------------------| | Контроль за | - Министерство по делам федерации, | | исполнением | национальной и миграционной политики | | Программы | Российской Федерации, Министерство | | | экономического развития и торговли | | | Российской Федерации, Министерство | | | финансов Российской Федерации, органы | | | исполнительной власти субъектов | | | Российской Федерации и органы местного | | | самоуправления, другие федеральные | | | органы исполнительной власти по | | | соответствующим направлениям реализации | | | Программы | ----------------------------------------------------------------------- 1. Содержание проблемы Коренные малочисленные народы Севера (далее именуются - коренные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", ст.1, п.6). В Российской Федерации в настоящее время проживает 30 коренных народов общей численностью около 200 тыс. человек, что составляет менее 2 процентов от общей численности населения Севера. Коренные народы традиционно являются кочевыми, полукочевыми и сельскими жителями (около 75 процентов этого населения проживает в сельской местности). В 50-70-е годы государственная поддержка охватывала практически все стороны жизнедеятельности коренных народов. За этот период была создана экономическая основа и система сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования, у 26 коренных народов появилась письменность, развивалась сфера образования и культуры. Вместе с тем в эти годы были допущены серьезные ошибки, связанные с переводом кочевого населения на оседлый образ жизни, коренной ломкой хозяйственного и бытового уклада, нарушением системы традиционного воспитания детей, преобразованием индивидуальных хозяйств в совхозы и переселением коренных народов в более крупные населенные пункты. Негативные процессы в социально-экономическом развитии этих народов крайне усилились в период перехода страны к рыночным отношениям и привели к разрушению хозяйственных основ их жизнедеятельности и катастрофическому снижению уровня жизни. Для улучшения социально-экономических условий жизни коренных народов была принята государственная программа развития экономики и культуры этих народов в 1991-1995 годах. В ходе ее реализации были введены в эксплуатацию 419,2 тыс.кв.метров жилья, больницы на 407 мест, школы на 3 тыс. мест, созданы 52 оленеводческих хозяйства и другие объекты. Однако основные цели указанной программы не были достигнуты из-за ее ограниченного финансирования. Ее продолжением стала федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года". Предварительные итоги выполнения этой программы показывают, что ее реализация сдерживает кризисные явления в экономике и социальной сфере коренных народов. Вместе с тем в условиях жесткого дефицита бюджетных средств реализовать в полном объеме все запланированные в программе мероприятия не удалось. Несмотря на предпринимаемые усилия, не произошло коренного перелома в экономическом развитии, улучшении уровня и условий жизни коренных народов. К важнейшим хозяйственным проблемам, требующим безотлагательного решения, относится прежде всего развитие традиционных отраслей хозяйствования (оленеводства, охотничьего и морского зверобойного промыслов, рыболовства и др.), которые не выдерживают рыночной конкуренции и переживают глубокий кризис. Из - за отсутствия предприятий по комплексной переработке сырья и продукции традиционных отраслей хозяйства и роста тарифов на транспортные услуги значительная часть продукции традиционных отраслей и промыслов не доставляется в места потребления и не может быть реализована. Убыточной стала даже некогда рентабельная отрасль - оленеводство, рассматривавшаяся ранее как одна из самых доходных. Практически уничтожено племенное ядро оленьего стада, поголовье оленей по сравнению с 1990 годом сократилось почти вдвое. Перспективы развития оленеводства связаны с восстановлением поголовья, организацией повсеместной переработки и увеличением объема мясной продукции, а также с использованием пантового и ферментно-эндокринного сырья, которое после переработки будет использоваться в производстве биостимуляторов, биологически активных веществ и новых лекарственных препаратов. В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел. В настоящее время добыча морского зверя ведется в незначительных объемах. Основной резерв повышения товарности морского зверобойного промысла (за исключением китообразных) составляет переработка первичного сырья для обеспечения коренных народов продовольствием, получение ценного жирового сырья для использования в медицинской и парфюмерной промышленности, а также организация глубокой переработки ферментно-эндокринного сырья. Клеточное звероводство также находится в состоянии острого кризиса, связанного в основном с нехваткой и резким подорожанием кормов и падением цен на продукцию звероводства. Снижается промысел полевой пушнины, прежде всего из-за истощения ресурсов угодий, ухудшения экономических условий и снижения материальной заинтересованности охотников, а также несовершенства организации промысла. За последние годы улов рыбы в районах проживания коренных народов сократился почти вдвое, что в основном связано с несоблюдением требований рыболовства и отсутствием рынка сбыта. В частности, огромный ущерб рыболовству наносит загрязнение водоемов промышленными стоками. Качество поставляемого рыбного сырья низкое, рыбопродукция во многих местах не имеет товарного вида. В то же время много ценной рыбы портится, не доходя до потребителя. В связи с этим необходимо обновление материально-технической базы и внедрение новых технологий охлаждения, вакуумирования, глубокой переработки рыбного сырья. В крайне неудовлетворительном состоянии находится малый рыбопромысловый флот. В результате промышленного освоения Севера нарушился экологический баланс территорий проживания коренных народов. Непоправимый урон окружающей среде наносит загрязнение ее отходами нефтяных и газовых промыслов. Из-за эксплуатации транспортных средств разрушается растительный покров тундры и сокращаются площади выпаса оленей. В связи с ухудшением экологической ситуации уменьшаются запасы рыбы и морепродуктов, пушного и морского зверя. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов. Кризисное состояние традиционных отраслей хозяйства приводит к обострению социальных проблем. В последние годы наблюдается резкое снижение занятости коренных народов и, как следствие, уровня их жизни. Их денежные доходы в 2-3 раза ниже среднероссийского показателя и на 25 - 30 процентов меньше, чем в среднем по регионам их проживания. Размер пенсии составляет 26 процентов прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров, проживающих на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Возрастает иждивенческая нагрузка на работников. Абсолютное большинство коренных народов живет за чертой бедности. Ухудшаются жилищные и социально-бытовые условия жизни коренных народов. Многие семьи практически не имеют жилья. Жилищный фонд в селах в основном ветхий и в большинстве без водоснабжения, канализации и инженерных сетей. Особую актуальность для коренных народов представляет создание нормальных условий жизни на маршрутах кочевок и строительство передвижного жилья. Происходит неуклонное ухудшение состояния здоровья коренных народов. Средняя продолжительность жизни коренных народов крайне низкая. До пенсионного возраста доживает только 8,5 процента этих народов. Показатели заболеваемости в 1,5 раза выше среднероссийских. Наблюдается значительный рост таких заболеваний как туберкулез, вирусный гепатит, кожные, паразитарные заболевания. При этом в районах проживания коренных народов снижается численность врачей и среднего медицинского персонала. В среднем на 10 тыс.человек населения приходится 30 врачей и 11 человек среднего медицинского персонала. Сокращается число больничных и амбулаторнополиклинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, не хватает женских и детских консультаций. Значительная часть учреждений медицинского обслуживания требует капитального ремонта, обеспечения минимальным количеством лекарственных препаратов, оснащения современным медицинским оборудованием. Первоочередной мерой для выхода из создавшегося положения является создание действенной системы медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания коренных народов путем формирования, оснащения оборудованием и лекарственными препаратами экспедиционных медицинских отрядов и передвижных медицинских бригад для профилактики, диагностики и лечения на местах. Наблюдается снижение уровня общего и профессиональнотехнического образования коренных народов. Почти 48 процентов представителей этих народов имеют только начальное и неполное среднее образование, 17 процентов не имеют даже начального образования. Существующая сеть общеобразовательных учреждений не обеспечивает потребности коренных народов в образовании. Практически во всех районах проживания этих народов сокращается количество дневных общеобразовательных школ. Школы испытывают недостаток педагогических кадров, не укомлектованы учебной и учебно-методической литературой, пособиями для внеклассного чтения, особенно на языках коренных народов, слабо оснащены современными техническими средствами обучения. Особой проблемой является обучение родному языку, который в школах изучают (в целом по регионам Севера) не более 50 процентов учащихся. Увеличилось количество школ, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, не решена проблема создания малокомплектных школ. Ежегодно сокращается сеть дошкольных учреждений. В ряде районов проживания коренных народов отсутствуют средние специальные учебные заведения с ориентацией на подготовку специалистов для традиционных отраслей хозяйствования и промыслов. Нуждается в дополнительной проработке вопрос о предоставлении этим народам возможностей для получения высшего образования. Продолжается разрушение национальной культуры, традиций, обычаев и других важнейших составляющих культурного и духовного развития коренных народов. Уменьшается сеть культурно - просветительных учреждений, в том числе передвижных. Около 30 процентов клубных учреждений и 20 процентов библиотек требуют капитального ремонта, а десятая их часть находится в аварийном состоянии. Требуются меры государственной поддержки средств массовой информации, осуществляющих свою деятельность на языках коренных народов. Обостряющиеся проблемы коренных народов показывают, что назрела необходимость реформирования и адаптации механизма их государственной поддержки к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении этих проблем. Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. N 198, предусматривает создание условий для саморазвития и самообеспечения коренных народов в районах их проживания, в том числе поддержку традиционных отраслей хозяйствования и промыслов, продвижение их продукции на рынки сбыта, организацию системы факторийной торговли и товарообмена, получение компенсаций при разработке природносырьевых ресурсов на территориях их традиционной хозяйственной деятельности, развитие организационно-правовых форм местного самоуправления. На основе указанной Концепции разработана настоящая Программа. 2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации 1. Основные цели Программы - создание условий для перехода коренных народов к устойчивому развитию на принципах самообеспечения на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования, их ресурсной и производственной базы, духовного и национально-культурного развития, повышения уровня образования, профессиональной подготовки, обеспечения здоровья коренных народов. 2. Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям: 1) воссоздание традиционного хозяйственного уклада коренных народов и комплексное развитие хозяйственноэкономической структуры на территориях их проживания при сохранении экологического баланса; 2) социальная реабилитация, национально-культурное развитие и повышение роли коренных народов в экономических и социальных процессах; 3) повышение качества жизни коренных народов, создание системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий, отвечающих удовлетворению их жизненно важных потребностей; 4) активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности, восстановление торговых, финансовых и хозяйственных связей и интеграция в региональную экономику. 3. К задачам первого направления относятся: развитие материально-сырьевой базы традиционных отраслей хозяйствования - оленеводства, рыболовства, охотничьего и морского зверобойного промыслов и других видов деятельности; развитие производственной базы переработки сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования; улучшение потребительских качеств и увеличение объема продукции на основе технико-технологического обновления производственной базы отраслей и объектов по переработке сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования; внедрение новых технологий глубокой переработки продукции традиционных отраслей хозяйствования; снижение ресурсной зависимости районов проживания коренных народов от завоза топлива и нефтепродуктов на основе использования местных (нетрадиционных) источников теплоэнергоснабжения; обеспечение районов проживания коренных народов современными транспортными средствами; замена устаревших систем связи, обеспечение радиоподвижной связью удаленных поселений и оленеводческих бригад. 4. К задачам второго направления относятся: социальная защита коренных народов, совершенствование системы социальных льгот и гарантий, в том числе предоставляемых в процессе трудоустройства, повышения уровня образования, получения (приобретения) жилья, оказания медицинской помощи; развитие профессиональной ориентации и психологической поддержки коренных народов с учетом этнических, социальных и культурных особенностей; повышение профессиональной и трудовой мобильности коренных народов, формирование системы подготовки и переподготовки национальных кадров, содействие занятости; создание новых рабочих мест, развитие и поддержка малого предпринимательства, фермерства, семейно-родовых и общинных форм кооперации, совершенствование земельных отношений; сохранение и развитие национальной культуры, традиций и обычаев коренных народов; возрождение национально-территориального или общинного самоуправления коренных народов; поддержка межнациональных и международных движений и объединений, организация взаимовыгодного международного сотрудничества и обмена опытом. 5. К задачам третьего направления относятся: подготовка и проведение мер по диспансеризации и медицинской реабилитации коренных народов, развитие системы здравоохранения и повышение уровня медицинского обслуживания на территориях их проживания; развитие системы социально-бытовых и коммунальных услуг, торговли и общественного питания, улучшение обеспечения коренных народов продовольствием и товарами первой необходимости; ремонт и строительство стационарного и передвижного жилья, улучшение жилищных условий; мониторинг и охрана окружающей среды, восстановление природно-биологических ресурсов и сохранение экологического равновесия на территориях проживания коренных народов, рациональное использование и охрана земельных ресурсов, расширение природоохранных территорий и заповедных зон с учетом традиционного природопользования и хозяйственной деятельности этих народов. 6. К задачам четвертого направления относятся: восстановление закупочно-заготовительной и снабженческосбытовой системы районов проживания коренных народов, развитие факторийных форм торговли и товарообмена, создание рынков сбыта продукции собственного изготовления, снижение зависимости от завоза продовольствия; осуществление институциональных преобразований, развитие местной финансово-кредитной и инвестиционной инфраструктуры, формирование благоприятного инвестиционного климата, снижение инвестиционных рисков, создание системы гарантий; повышение роли органов местного самоуправления в организации инвестиционного процесса в районах проживания коренных народов. 7. Реализация Программы будет осуществляться в 3 этапа: I этап - 2002 - 2003 годы; II этап 2004 - 2008 годы; III этап - 2009 - 2011 годы. 8. Первый этап является организационно-восстановительным, ориентирован на реализацию первоочередных мероприятий и проектов и предполагает: проведение срочных мер в области социальной и медицинской реабилитации коренных народов, развитие системы подготовки и переподготовки кадров и содействия занятости коренных народов; реализацию мероприятий стабилизационного значения по завершению и вводу в действие ранее начатых (в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года") объектов капитального строительства и производственных мощностей; подготовку инвестиционной и проектно-сметной документации; формирование нормативно-правовой базы, организацию конкурсного отбора и реализацию эффективных быстроокупаемых проектов, способствующих оживлению инвестиционной и предпринимательской активности в районах проживания коренных народов. 9. Второй этап рассчитан на среднесрочную перспективу и предусматривает: создание в районах проживания коренных народов институциональных основ современной рыночной экономики с развитой инфраструктурой; развертывание работ по модернизации, техническому и технологическому переоснащению производств и отраслей традиционного хозяйствования коренных народов; реализацию быстроокупаемых проектов по развитию рентабельных производств местной перерабатывающей промышленности и сопряженных отраслей, базирующихся на потреблении сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования; восстановление и развитие с привлечением частного капитала объектов базовой инфраструктуры, включая обновление рыбопромыслового флота, обеспечение транспортной доступности территорий проживания и хозяйственной деятельности коренных народов, проведение работ по развитию местной базы нефте- и газопереработки, переход на нетрадиционные источники теплоэнергоснабжения; реализацию проектов по ремонту, реконструкции и строительству жилищного фонда, объектов социально-бытового обслуживания, культуры и образования, осуществление природоохранных и природовосстановительных мероприятий; реализацию высокодоходных проектов; развитие туризма. Финансирование мероприятий второго этапа будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, отечественных и иностранных инвесторов. Предусматривается переход к рыночным формам государственного участия, поддержке инвестиционной деятельности путем предоставления кредитов, гарантий, лизинга, заключения концессионных соглашений. 10. Третий этап нацелен на долгосрочную перспективу и завершает переход к динамичному и устойчивому экономическому и социальному развитию коренных народов на принципах самообеспечения, предполагает окончание реализации проектов по развитию хозяйственно-экономической структуры территорий их проживания при ускоренном развитии новых отраслей и сферы услуг, особенно в социально значимых направлениях (образование, здравоохранение, культура). 3. Система программных мероприятий Все мероприятия Программы согласованы по срокам с исполнителями, взаимосвязаны и предусматривают получение разностороннего экономического и социального эффекта. Объемы и источники финансирования программных мероприятий приведены в приложении N 1. Программа увязана с другими федеральными целевыми программами по проблемам Севера. Ряд проектов Программы носит комплексный характер. Перечень комплексных проектов, имеющих федеральное значение, приведен в приложении N 2. Программа предусматривает выполнение следующих программных мероприятий: 1. Развитие оленеводства, традиционных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Севера, комплексная переработка продукции этих отраслей и сохранение природной среды и ресурсного потенциала районов проживания этих народов Мероприятия раздела направлены на восстановление и развитие на новой производственно-технологической основе традиционных отраслей хозяйствования, предприятий переработки сырья и продукции этих отраслей, а также на создание условий для восстановления и сохранения естественной природной среды, необходимой для традиционной жизнедеятельности коренных народов. Общая стоимость мероприятий составляет 794,79 млрд. рублей. Реализация мероприятий будет осуществляться по нескольким направлениям. Первое направление предусматривает развитие материальносырьевой базы традиционных отраслей хозяйствования. Намечены реализация мероприятий по развитию товарных и племенных оленеводческих хозяйств, рациональному использованию оленьих пастбищ, проведению зооветеринарных мероприятий, борьбе с хищниками, регулированию численности диких северных оленей, повышению делового выхода телят и сохранности оленей, применению изгородного выпаса стад и доведение за счет этого численности домашних северных оленей до 2 млн.голов. Предусматривается сооружение 1 тыс. километров ограждений (дарпир) для оленьих пастбищ, строительство 164 комплексных убойно-приемных пунктов оленей и других домашних животных, 600 промежуточных баз для оленеводческих, охотничьих и рыболовецких бригад. Намечено увеличение добычи рыбы, морского зверя и другой морепродукции в пределах выделяемых квот. Предусматривается проведение ремонта и переоснащение малого промыслового флота, приобретение маломерных промысловых судов и другой техники. Намечаются мероприятия по развитию звероводства, восстановлению поголовья и строительству новых звероводческих ферм. Будут реализованы меры по организации заготовки промысловой пушнины и проведению биотехнических и охотоустроительных работ. Вторым направлением является развитие производственной базы переработки сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования. Предусматривается: строительство перерабатывающих цехов, обеспечивающих необходимую глубину переработки первичного сырья, выпуск и поставку в торговую сеть мелкооптовых партий конечной продукции; модернизация и строительство оснащенных современным оборудованием и технологиями глубокой переработки сырья предприятий и производств, способных выпускать крупные партии продукции, имеющей выход на региональные (межрегиональные) и внешние рынки сбыта; создание факторий для продвижения продукции традиционных промыслов на рынки, включая осуществление экспортных поставок; строительство перерабатывающих цехов малой мощности, в том числе по переработке мяса и субпродуктов оленей, рыбы (в том числе банкозакатывающих и коптильных), продуктов морского зверобойного промысла, морепродукции и дикорастущих плодов; ввод в действие цехов по переработке пантового и ферментно-эндокринного сырья для нужд фармакологии и фармацевтики (выпуск лекарственных препаратов), парфюмерной промышленности или реализации на внешнем рынке, а также организация производств по выпуску сухих лекарственных растений и экстрактов; строительство холодильников и приобретение холодильных и морозильных установок для более эффективного использования местного сырья; реализация мероприятий по развитию сопряженных и новых производств по переработке продукции традиционных отраслей хозяйствования путем строительства цехов по выделке шкур и пушнины, пошивочных мастерских, цехов и мастерских по выпуску изделий художественных промыслов и ремесел; создание условий для развития производства комбикормов, товаров народного потребления и кожевенно-обувных изделий; создание мощностей по выпуску продукции из завозного сырья (зернопродуктов) и выпуску хлебобулочной и кондитерской продукции. Третье направление предусматривает проведение комплекса мероприятий по охране и восстановлению северных экосистем, ужесточение экологического контроля за производственной деятельностью промышленных предприятий на территориях проживания и хозяйственной деятельности коренных народов, улучшению санитарно-экологического состояния и очистке территорий от промышленных и бытовых отходов, строительство очистных сооружений, формирование системы охраняемых территорий с учетом экологической ценности конкретных экосистем и ландшафтов, оптимизацию природопользования, сохранение экологического равновесия и ресурсного потенциала территорий проживания коренных народов. 2. Создание факторий и развитие факторийных форм торговли и товарообмена и развитие рыночной инфраструктуры Мероприятия раздела направлены на создание факторий (предприятий факторийного типа) в местах проживания и хозяйственной деятельности коренных народов и восстановление на их основе системы заготовок, закупок, завоза и торговли продовольственной и потребительской продукцией. На реализацию мероприятий потребуется 389,86 млн. рублей. В рамках мероприятий предусматривается создание 80 факторий на основе традиционных отраслей хозяйствования и промыслов коренных народов, обеспечивающих производство, заготовку, переработку и реализацию продукции этих отраслей. Намечено создание сети факторий, предназначенных для закупки, хранения, первичной переработки и доведения до пищевых стандартов продукции оленеводства и промыслов, получения побочных продуктов и сырья, пригодного для дальнейшей переработки. Предусмотрены меры по обустройству и рациональному размещению структурных подразделений факторий (начиная от сети баз, заготовительных и торгово-снабженческих пунктов, до базовых факторий), обеспечению их оборудованием и транспортными средствами. В процессе создания факторий намечается использование материально - технической базы ранее действовавших заготовительно - сбытовых и перерабатывающих предприятий традиционных отраслей хозяйствования, торговли, потребительской кооперации и других организаций (склады, холодильники, мощности по переработке продукции оленеводства и промыслов и др.). Предусматривается также создание эффективного механизма управления факториями. 3. Развитие социальной инфраструктуры, системы здравоохранения и сферы услуг Мероприятия раздела нацелены на повышение качества и улучшение условий жизни коренных народов на основе развития социально-бытовой инфраструктуры и сферы услуг, повышения уровня медицинского обслуживания. Потребность в финансовых ресурсах на их реализацию составляет 665,54 млрд. рублей. Реализация мероприятий будет осуществляться по двум направлениям. Первым направлением является развитие системы здравоохранения на территориях проживания коренных народов и повышение уровня медицинского обслуживания. Намечено строительство больниц более чем на 2,8 тыс.мест, более 140 амбулаторных и фельдшерско-акушерских пунктов, оснащение их современным оборудованием для диагностики и лечения, лекарственными препаратами. Предусматривается формирование 50 передвижных медицинских бригад, а также служб санитарной авиации, скорой помощи и санитарно-эпидемиологического надзора для оказания своевременной медицинской помощи в удаленных поселениях, на базах оленеводов, охотников и рыбаков, проведения профилактических осмотров, эпидемиологических обследований. Вторым направлением является улучшение обеспечения коренных народов жильем, развитие предприятий коммунальнобытового обслуживания. Намечен комплекс мероприятий по ремонту и реконструкции жилищного фонда, новому жилищному строительству, включая передвижное жилье для кочевой части населения, повышению уровня благоустроенности жилья водо-, газо- и электроснабжением, канализацией, центральным отоплением и другими удобствами. Будет отремонтировано около 300 тыс. кв.метров жилой площади, построено благоустроенного жилья общей площадью свыше 1,4 млн. кв.метров и 3 тыс.единиц передвижного компактного жилья для кочевой части населения. В целях повышения благоустроенности жилищного фонда намечаются строительство 100 километров водопроводных и 200 километров канализационных сетей, газификация и перевод на горячее водоснабжение 2 тыс. домов, квартир и объектов социальной инфраструктуры. Предусматривается строительство малогабаритных пекарен, бань и объектов службы быта и торговли в населенных пунктах и факториях. 4. Духовное и национально-культурное развитие, совершенствование системы образования и повышение роли коренных малочисленных народов Севера в экономических и социальных процессах Мероприятия раздела предусматривают социально-правовую защиту и развитие самоуправления коренных народов, создание условий для развития образования, национальной культуры, традиций, языка и обычаев, активного участия этих народов в процессе решения экономических и социальных проблем, в том числе на международном уровне. Объем финансирования мероприятий составляет 318,58 млн. рублей. Первое направление предусматривает социальную реабилитацию и правовую защиту коренных народов, развитие национального самоуправления. Намечена реализация комплекса мер в области социальной поддержки коренных народов, предусматривающая приведение в соответствие с новыми экономическими условиями системы социальных льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых этим народам, и социальную поддержку малообеспеченных семей. Предусматриваются меры по созданию условий для деятельности объединений коренных народов, а также национально-культурных обществ. Будет совершенствоваться законодательная и нормативноправовая база, регламентирующая развитие местного национального самоуправления, формы и статус этих органов, введение квот для коренных народов в представительных органах власти различных уровней. Намечено осуществление международных проектов и программ, в том числе создание Международного дома дружбы, культуры и бизнеса коренных малочисленных народов Севера, поддержка региональных программ развития международного сотрудничества и мероприятия по обмену специалистами, развитию туризма и другие. Второе направление связано с повышением уровня образования, профессиональной подготовки и обеспечением занятости коренных народов. Предусматривается реконструкция и строительство школ на 18,4 тыс.мест и дошкольных учреждений на 8,8 тыс.мест. Намечено создание кочевых школ и классов (8-летних и начальных школ в малых селах, малокомплектных начальных школ на вновь организуемых факториях и возрождаемых поселениях (общинах), кочевых классов, семейных школ в тундре на базе школинтернатов). Будет обеспечено применение нетрадиционных форм обучения детей кочевого населения (летние сессии, экстернат, индивидуальное и домашнее обучение). Намечается создание экономических лицеев, финансовоэкономических колледжей, региональных и межрегиональных школ бизнеса с углубленным преподаванием основ рыночной экономики и новых практических дисциплин, школ национальных промыслов и ремесел, спортивных школ. Будут приняты меры по созданию письменности четырех коренных народов, не имеющих ее (орочи, ороки, нганасаны, энцы), по обеспечению образовательных учреждений учебниками нового поколения, в том числе по русскому языку с учетом языковой специфики, учебными наглядными пособиями и транспортом. Для подготовки специалистов в системе профессиональнотехнического и среднего специального образования предусматривается расширение сети средних специальных образовательных учреждений и профессионально-технических училищ с ориентацией на традиционные отрасли хозяйствования. На базе средних специальных образовательных учреждений и профессионально - технических училищ намечается создание отделений по подготовке специалистов для нетрадиционных отраслей (минерально-сырьевой, энергетической, гидрометеорологической, транспортной, туристической). В целях расширения возможностей коренных народов для получения высшего образования намечено создание филиалов высших учебных заведений на базе существующих на Севере образовательных учреждений и предусмотрено выделение целевых мест для обучения национальных кадров в высших учебных заведениях Российской Федерации. Предусматривается реализация комплекса мероприятий по формированию системы содействия занятости населения, подготовки и переподготовки национальных кадров, созданию рабочих мест. На базе действующей образовательной системы намечается создание центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации национальных кадров. Будут организованы службы содействия занятости населения по трудоустройству, профессиональной ориентации и профессиональному обучению коренных народов. Третье направление связано с развитием национальной культуры, просвещения и средств массовой информации. Получит развитие издательско-просветительская деятельность (издание книг и учебников на языках коренных народов, сборников национального фольклора, антологий по истории этих народов и др.). Намечается развитие библиотечной сети и пополнение книжных фондов изданиями на языках коренных народов, создание архивов и фондов национального фольклора, национальных музеев и музейных комплексов, организация этнических и этнографических культурных центров и филиалов, а также строительство новых культурных центров более чем на 14 тыс. мест. Планируется проведение фестивалей культуры, праздников оленеводов и охотников, традиционных спортивных состязаний, оказание поддержки самодеятельному творчеству коренных народов. Будут созданы 14 местных телерадиостудий и организованы регулярные телерадиопрограммы на языках коренных народов. Предусматриваются меры по оказанию поддержки и развитию туризма, особенно его перспективных направлений на территориях проживания и хозяйственной деятельности коренных народов. 5. Энергообеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера и развитие коммуникаций Мероприятия раздела предусматривают обеспечение гарантированного и бесперебойного тепло- и электроснабжения в области производственно-хозяйственной деятельности, социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства коренных народов на основе повышения эффективности использования местных топливноэнергетических ресурсов, развития местного экологически безопасного транспорта и современных систем связи и телекоммуникаций. Потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий составляет 223,62 млрд.рублей. Первым направлением является переориентация системы энергообеспечения районов проживания коренных народов на топливно-энергетические ресурсы местных источников. Намечается строительство ЛЭП протяженностью 3 тыс.километров, блочно-модульных дизельных электростанций, реконструкция децентрализованного сектора теплоснабжения и дизельных электростанций, внедрение индивидуальных систем энергообеспечения в 2 тыс.жилых домов, а также приобретение и строительство 10 малогабаритных электростанций для факторий, оленеводческих и рыболовецких бригад. Предусматриваются мероприятия по использованию и внедрению нетрадиционных источников энергии, ветроэнергетических установок и станций, включая мобильные, создание установок по использованию вод геотермальных источников. Проведение мероприятий по организации собственного производства нефте- и газопродуктов на основе внедрения малотоннажных блочно-модульных установок по комплексной переработке углеводородного сырья, добываемого из малых и забалансовых месторождений, расположенных на территориях проживания коренных народов. Планируется организация поставок нефтепродуктов через торговые базы крупных нефтеперерабатывающих компаний, использование механизма концессии при освоении нефтегазовых месторождений на условиях поставок нефтепродуктов. Вторым направлением является комплексное развитие местной транспортной системы. Намечена реализация мероприятий по рационализации транспортных схем, сокращению маршрутов грузоперевозок. Планируется строительство автомобильных дорог между удаленными населенными пунктами, а также для подключения районов проживания коренных народов к железнодорожным магистралям, морским и речным портам. Предусматривается закупка речных маломерных судов и легкомоторной авиационной техники, а также проведение мероприятий по строительству и реконструкции взлетнопосадочных площадок для малой авиации. Намечаются мероприятия по расширению парка вездеходной техники, грузовых автомобилей, индивидуального транспорта (снегоходов). Третье направление предусматривает развитие современных средств связи. Планируются мероприятия по развитию телефонной сети и телефонизации сельских поселений, в частности, меры по организации связи с оленеводческими и охотничьими бригадами, развитию радиовещания и телевидения с ограниченным радиусом действия передатчиков. Намечено подключение районов проживания коренных народов к региональным, российским и международным системам связи. 4. Ресурсное обеспечение Программы Стоимость Программы - 2744,32 млн.рублей, из них 979,82 млн.рублей (35,7 процента) - средства федерального бюджета, 1366,56 млн.рублей (49,8 процента) - средства бюджетов субъектов Российской Федерации и 397,94 млн.рублей (14,5 процента) - внебюджетные источники. В структуре затрат будут преобладать расходы по статье "Капитальные вложения" - 86,5 процента, затраты на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) составят 0,5 процента и прочие текущие расходы - 13 процентов. В ходе реализации Программы предусматривается постепенное снижение объемов финансирования из федерального бюджета за счет соответствующего увеличения финансирования из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников. Возможность реализации предлагаемой стратегии финансирования обеспечивается прежде всего за счет аккумуляции и перераспределения отчислений от прибыли предприятий отраслей, связанных с эксплуатацией природно-сырьевых, минеральных и энергетических ресурсов на территориях проживания и хозяйственной деятельности коренных народов, налогов, рентных платежей и сборов, а также компенсаций и выплат в счет возмещения ущерба, наносимого традиционному природопользованию. Предусматривается привлечение инвестиций из внебюджетных источников для осуществления проектов потенциально высокой нормы прибыли и коротких сроков окупаемости (в среднем от 1 года до 3,5 лет), а также участие инвесторов в реализации высокодоходных долгосрочных инвестиционных проектов, осуществляемых преимущественно на принципах проектного финансирования, то есть окупаемых в счет будущих доходов и не требующих государственных гарантий. В качестве форм финансирования инвестиций предполагается использовать внебюджетные источники в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (лизинг, траст, организация займов, вексельное обращение, залоговые инструменты и концессионные соглашения). Особое внимание будет уделено привлечению средств зарубежных инвесторов. Российским и иностранным инвесторам будут предоставляться льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации. Большое значение для привлечения инвесторов будет иметь формирование системы информационной поддержки. С этой целью намечено осуществление комплекса мер, обеспечивающих опережающую подготовку в соответствии с международными стандартами инвестиционных проектов, бизнес-планов и проектносметной документации, повышение информированности потенциальных инвесторов об имеющихся возможностях для вложения средств, создание и ведение банка данных, организация рекламы, выставок и аукционов инвестиционных проектов, подключение к компьютерной сети Интернет. Общий срок окупаемости Программы с учетом выполнения долгосрочных капиталоемких проектов - 12,5-13 лет. Объем финансирования будет ежегодно корректироваться в соответствии с реальными возможностями федерального бюджета. 5. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы имеет трехступенчатую структуру и предусматривает использование различных форм и методов государственного регулирования. На федеральном уровне осуществляется управление, координация и контроль за реализацией Программы, прямое финансирование из федерального бюджета, установление льгот, создание благоприятного инвестиционного климата, формирование механизма государственных закупок продукции традиционных отраслей хозяйственной деятельности коренных народов, заключение договоров (контрактов) с инвесторами и исполнителями программных мероприятий, разработка нормативноправовой базы, научное и правовое сопровождение Программы. В целях эффективного управления финансовыми ресурсами, направляемыми на реализацию программных мероприятий, будут привлечены заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. На уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется финансирование Программы из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставление льгот по налогам и тарифам, установленным в соответствии с региональным законодательством, заключение договоров по разведке и использованию минеральных ресурсов на территориях проживания коренных народов, а также заключение лизинговых соглашений, согласование титульного списка строек, проектов и мероприятий, имеющих важное значение для этих народов. На уровне органов местного самоуправления решаются находящиеся в их компетенции вопросы финансирования Программы, нормативно-правового регулирования жизнедеятельности коренных народов, осуществление оперативного контроля за реализацией мероприятий и проектов. Ответственность за реализацию Программы в полном объеме и в установленные сроки, за эффективное и целевое использование средств, направляемых на ее осуществление, несет государственный заказчик - Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации. Схема финансирования Программы Основанием для ежегодного формирования заданий и мероприятий Программы и заключения государственных контрактов (договоров) является бюджетная заявка, представляемая органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации (согласованная с региональными ассоциациями коренных народов), с перечнем строек и других мероприятий либо заявка на реализацию инвестиционного проекта с соответствующими обоснованиями, сметами и расчетами. После утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год и согласования Министерством финансов Российской Федерации годовых лимитов, предназначенных для реализации Программы, проводится их распределение в соответствии с бюджетными заявками субъектов Российской Федерации, бюджетной классификацией и разработанной Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации методикой распределения финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Программы. При распределении бюджетных ассигнований будут учитываться приоритеты в финансировании мероприятий в случае выделения ассигнований из федерального бюджета не в полном объеме и эффективность использования ранее выделенных средств. При этом средства в первую очередь направляются на завершение строительства объектов, имеющих высокую степень строительной готовности, и объектов, обеспечивающих занятость коренных народов. Корректировка утвержденного распределения годового лимита бюджетных средств, а также заданий Программы проводится при наличии соответствующих обоснований, смет и расчетов в пределах общей суммы лимита, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, с обязательным заключением дополнительного соглашения к контракту (договору). Подготовка документов, необходимых для проведения корректировки, возлагается на исполнителя мероприятий Программы. Финансирование программных мероприятий осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями. Отбор исполнителей Программы будет осуществляться на конкурсной основе. Обеспечение материально-техническими ресурсами предусматривается через федеральную контрактную систему на основе заключения государственных контрактов (договоров) в соответствии с Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, а также на основе широкого использования финансового лизинга и прямых капиталообразующих инвестиций, направляемых на модернизацию оборудования при создании новых предприятий и производств. В контракте закрепляются финансовые обязательства (объемы финансирования) сторон, а также определяются доли по всем источникам финансирования (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут использовать специализированные региональные (местные) фонды и иные инвестиционные структуры поддержки Программы, наделенные правами управления кредитными ресурсами субъектов Российской Федерации, собственными и заемными источниками Страницы: 1 2 |