Страницы: 1 2 О КОНЦЕПЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ В Г. МОСКВЕ В 2010 ГОДУ ВСЕМИРНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ ЭКСПО-2010 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 13 марта 2001 г. N 241 (ПРМ) В связи с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2000 года N МК-П2-32725 о подготовке и представлении в Правительство Российской Федерации предложений по вопросу проведения в г.Москве в 2010 году на территории Всероссийского выставочного центра Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить Концепцию проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 (далее - ЭКСПО-2010) в г.Москве в 2010 году, согласно приложению. 2. Определить государственным заказчиком по выполнению предпроектных работ, связанных с подготовкой ЭКСПО-2010, Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы. 3. Возложить на Департамент экономической политики и развития г.Москвы функции инвестора по выполнению предпроектных работ, связанных с подготовкой ЭКСПО-2010. 4. Возложить на Москомархитектуру функции генерального проектировщика по выполнению предпроектных работ по подготовке ЭКСПО-2010. 5. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы начиная с 2001 года по заявкам государственного заказчика предусматривать в инвестиционных программах финансирование предпроектных работ. 6. Рекомендовать Дирекции ЭКСПО-2010 ГАО ВВЦ обеспечивать своевременное представление необходимых исходных материалов и документов государственному заказчику и генеральному проектировщику для выполнения предпроектных работ, связанных с подготовкой ЭКСПО-2010. 7. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы осуществлять финансирование предпроектных работ после принятия Правительством Российской Федерации решения о проведении ЭКСПО-2010 в г.Москве. 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 13 марта 2001 г. N 241 Приложение к постановлению Правительства Москвы от 13 марта 2001 года N 241 КОНЦЕПЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕМИРНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ ЭКСПО - 2010 в г. Москве. (ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ) Москва 2001 ВВЕДЕНИЕ Настоящий прогноз составлен на основании Распоряжений Председателя Правительства Российской Федерации N МК-П2-32725 от 25.12.2000 г. и Премьера Правительства г. Москвы N РП-920 от 15.09.2000 г. Цель данного документа - представить основные характеристики и особенности Всемирной универсальной выставки и спрогнозировать ее возможные экономические параметры в объеме, достаточном для приема руководством страны политического решения о подаче в Международное Бюро Выставок (МБВ) официальной заявки от Российской Федерации на регистрацию ЭКСПО-2010 в Москве. На основании соответствующего решения Правительства Российской Федерации, данные, приведенные в настоящем документе, должны быть подвергнуты дополнительному анализу и уточнению в ходе подготовки к представлению их в МБВ. После принятия МБВ решения о регистрации, в соответствии с парижской конвенцией (1928 г.) о международных (всемирных) выставках, страна-организатор имеет возможность в течение последующих 4-х лет провести дополнительные исследования и в случае неблагоприятных выводов отказаться от проведения ЭКСПО. В случае приема позитивного для России решения МБВ на базе данного документа было бы целесообразно разработать соответствующую федеральную целевую программу "ЭКСПО 2010". В прогнозе учтены замечания, сделанные структурами Правительства Российской Федерации и Правительства г. Москвы и экспертами. Следует отметить, что большая часть данных, использованных в расчетах, является прогнозными на среднесрочную (9-10 лет) перспективу или оценками, основанными на опыте всемирных выставок за последние двадцать лет. Базовые показатели прогноза существенным образом не изменятся, если в течение указанного срока не произойдет каких-либо макроэкономических сдвигов радикального характера, не предусмотренных существующими прогнозами. При подготовке настоящего технико-экономического прогноза в качестве базовых источников были использованы материалы, список которых приведен в конце документа. ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПО-2010 ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ РОЛЬ ВСЕМИРНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ВЫСТАВОК ЭКСПО В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В последние десятилетия в мире все большую силу набирают процессы глобализации. Они снижают значение межнациональных и страновых барьеров и консолидируют региональные товарные и финансовые рынки в общемировые, доступ к которым открыт из любой страны. Объединение рынков повышает уровень конкуренции на них и вынуждает практически всех сколько-нибудь значительных производителей продукции ориентироваться на мировой рынок, диктующий стандарты и цены. Другой стороной глобализации является качественное увеличение объемов свободного капитала и его мобильности. Колоссальные финансовые ресурсы, которые могут быть в короткое время мобилизованы практически в любом месте и почти столь же быстро выведены оттуда, все больше определяют регионы и темпы экономического роста. Это заставляет национальные экономики конкурировать за межнациональные ресурсы. Важную роль здесь, как и на любом рынке играет способность представить свои преимущества потенциальному контрагенту и партнеру. В этом смысле в мировой экономике велика роль выставочной деятельности, которая осуществляет эти функции самым эффективным образом. Выставочная отрасль динамично развивается и является основным стимулом увеличения спроса на выставляемые товары, технологии и услуги. С каждым годом увеличивается число участников международных выставок. Ведущие державы (в т.ч. США, Германия Франция, Италия и др.) вкладывают все больше средств как в организацию в своих странах выставочных комплексов мирового класса, так и в участие своих предприятий в выставках за рубежом. Среди многочисленных международных выставок особое место занимают Всемирные универсальные выставки - ЭКСПО, выделяющиеся тем, что основной их задачей является демонстрация странами своих достижений и новейших разработок в самых различных областях человеческой жизни. С этой точки зрения, Всемирная выставка ЭКСПО является самой авторитетной мировой площадкой для честной и открытой конкуренции стран-экспонентов. Существенной особенностью является то, что посетители выставки ЭКСПО - универсальная аудитория, которая имеет в своем составе практически все профессии, все возрастные и социальные группы населения. Число посетителей Всемирных универсальных выставок достигает нескольких десятков миллионов человек, в них принимают участие более сотни стран мира и международных организаций. Особенно сильный эффект от решения политических, а также имиджевых задач достигается страной-организатором Всемирной универсальной выставки, чем и объясняется существующая конкуренция между странами за право проведения ЭКСПО. В ходе подготовки и проведения Всемирной выставки страна завоевывает авторитет, который затем может быть трансформирован в завоевание позиций на мировых рынках. В этом контексте ЭКСПО можно рассматривать как глобальную рекламную кампанию, ориентированную на универсальную аудиторию. Решение глобальных политико-экономических и имиджевых задач при проведении выставки ЭКСПО представляются настолько важным, что вопросы сиюминутной коммерческой эффективности для организаторов не являются приоритетными. Статистика всех проведенных Всемирных универсальных выставок ЭКСПО свидетельствует, что расходы государства-организатора на создание комплекса для проведения выставки, необходимой инфраструктуры в городе и регионе окупаются частично уже в ходе подготовки и проведения выставки, а в основном - при дальнейшем использовании созданных выставочных комплексов и инфраструктуры для проведения международных выставок, развития туризма и других видов бизнеса. Созданная инфраструктура остается и используется населением, что позволяет говорить не только об экономическом, но и социальном послевыставочном эффекте. ЗНАЧЕНИЕ ВЫСТАВКИ ДЛЯ РОССИИ. Рассматривая перспективу проведения выставки ЭКСПО-2010 в России, необходимо, прежде всего, понимать контекст, в котором она будет проходить, и те основные цели и задачи, которые ставят перед собой ее организаторы. К 2010 г. в России должен в основном завершиться процесс перехода к рыночной экономике, а также сопутствующие ему институциональные и политические изменения. В итоге Россия предстанет в облике страны, преодолевшей сложный переходный период и способной осуществлять крупные международные проекты. Проведение Всемирной выставки в нашей стране позволит продемонстрировать мировому сообществу результаты экономических преобразований, достижения демократии, многонациональную культуру, историю и традиции, разрушить сложившиеся сегодня стереотипы и укрепить престиж страны. Благоприятные экономические и политические последствия организации ЭКСПО будут ощущаться в течение примерно пятнадцати лет (с начала официального объявления о проведении выставки и спустя 5-7 лет после ее закрытия). Не случайно за право организовать Всемирные выставки идет напряженная борьба между государствами-претендентами, подобно борьбе за право принимать у себя Олимпийские игры. Участие в универсальной выставке ЭКСПО также является формой поддержки национального бизнеса, которая осуществляется в демонстрации национальных достоинств страны в целом, создании конкурентных преимуществ, затрагивающих как всю систему ценностей, так и отдельных отраслей российской экономики или отдельных предприятий. В первую очередь проведение выставки ЭКСПО-2010 создаст прекрасный событийный повод для качественного роста туризма, который принесет наибольшие поступления в бюджет и в российскую экономику в целом. Позитивное влияние ЭКСПО-2010 на поток туристов проявится за несколько лет до проведения выставки и продлится далеко за 2010 г. Было бы непростительным упустить возможность одновременного стимулирования туризма, выставочно-ярмарочной деятельности и сопутствующих секторов экономики. Следует также помнить о большом положительном эффекте, который окажет реализация подобного проекта на инвестиционную привлекательность России. Уже в ходе подготовки Всемирной выставки для инвесторов открываются широкие возможности. Как показывает зарубежный опыт, особенно большое позитивное влияние ощущается в этот период в сфере строительства, производства стройматериалов и конструкций. Проведение выставки привлечет в страну дополнительный поток туристов, стимулируя легкую промышленность, производство продуктов питания и сферу услуг, которые становятся привлекательными объектами для инвестирования. Наконец, проведение в России Всемирной выставки является одним из наиболее эффективных средств демонстрация возможностей страны и ее экономического потенциала. Положительное воздействие окажет выставка и на Москву. Усовершенствуются транспорт, торговля, гостиничное хозяйство, расширится материально-техническая база выставочной деятельности, будут созданы тысячи рабочих мест. Объекты, построенные и реконструированные в ходе подготовки к проведению выставки, в дальнейшем, безусловно, будут использованы в интересах города и страны в целом. В результате проведения выставки ЭКСПО-2010 Россия получит в лице ВВЦ выставочный комплекс мирового класса, способный проводить выставки любого уровня и ежегодно приносящий в бюджет примерно 500 млн. долл. США. На базе реконструированных павильонов будут созданы тематический парк, расширена и наполнена новым содержанием рекреационная зона, все регионы России получат возможность демонстрировать свои достижения. Вместе с тем проведение ЭКСПО позволит получить максимальную отдачу от осуществленных капиталовложений, отдачу, которая позитивно повлияет не только на деятельность самого комплекса ВВЦ, где предполагается проведение Выставки, не только на экономический потенциал Москвы, но окажется заметной и для всей экономики России. ТРЕБОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БЮРО ВЫСТАВОК МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ Международное бюро выставок предъявляет следующие требования к определению места проведения Выставок: - Выставочный комплекс и сфера инфраструктуры должны максимально обеспечивать сокращение риска загрязнения окружающей среды, сохранение и приумножение зеленых насаждений, стать органичной частью программы развития градостроения, - Выставочный комплекс и сфера инфраструктуры должны эффективно использоваться после выставки. За почти 150-летнюю историю Всемирные выставки ни разу не проводились в России. Проведение Всемирной выставки в Москве было бы весьма символично, ибо Москва - столица одного из крупнейших государств мира, расположенного на двух континентах: Европы - с ее экономическим, технологическим развитием, высоким уровнем жизни населения и Азии - с ее богатейшими ресурсами и населением, составляющим половину жителей планеты. Москва - это мегаполис с почти десятимиллионным населением, ежедневно принимающий дополнительно около 2 млн. чел. Столица России - крупнейший мировой центр образования, науки и культуры с богатейшей историей и традициями, развитой инфраструктурой. Москва имеет огромный опыт проведения различного рода массовых мероприятий, в т.ч. и мирового уровня. Она была столицей XXII Олимпийских игр, дважды принимала у себя Всемирные фестивали молодежи и студентов, различные международные форумы и фестивали с большим числом участников. Немаловажное значение имеет и тот факт, что Москва обладает уникальным (не только в России) выставочным комплексом ВВЦ, огромный потенциал которого при организации ЭКСПО-2010 может быть реализован ценой относительно небольших затрат. Территория ВВЦ является наиболее благоприятным во всех отношениях местом проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО. Удачное расположение территории ВВЦ вблизи центра Москвы с удовлетворительными на сегодня подъездными путями, а также с прилегающими к нему Государственным Ботаническим садом, Шереметьевским парком, телецентром эффективно решает задачу по дальнейшему развитию данной территории путем создания оригинального и многофункционального выставочно-рекреационного комплекса. Современный статус ВВЦ как государственного акционерного общества, в котором 69 % акций является федеральной собственностью, а 31 % принадлежит Москве, весьма удобен с учетом того, что бюджетные источники финансирования Выставки будут иметь решающее значение, особенно на начальном этапе ее подготовки. Существующие программы развития города предусматривают реконструкцию как самого комплекса ВВЦ, так и городской инфраструктуры, необходимой для проведения Всемирной выставки. Принятая распоряжением Правительства Москвы Концепция выставочно-ярмарочной деятельности в г. Москве [2] предусматривает развитие ВВЦ и его преобразование в центр международного значения. Мероприятия, запланированные в связи с этой программой, в существенной степени обеспечивают подготовку ВВЦ к проведению такого масштабного мероприятия, как Всемирная универсальная выставка ЭКСПО. В Программу развития туризма в г. Москве на период до 2010 г. [3] включены затраты на развитие городской инфраструктуры, гостиничного хозяйства, транспорта, которые в существенной степени могут обеспечить решение вопросов, связанных с подготовкой города к приему посетителей ЭКСПО-2010. Для обеспечения туристического обслуживания ЭКСПО2010 следует лишь незначительно увеличить мощности по сравнению с уже планируемым их развитием. Кроме того, расходы на развитие инфраструктуры Москвы так или иначе заложена и в других городских программах, в частности в Генеральном плане развития г. Москвы до 2020 г. По принятию решения о проведении ЭКСПО-2010 в Москве необходимо провести работу по согласованию и корректировке последовательности ввода объектов, предусмотренной Генеральным планом развития Москвы с учетом мероприятий, необходимых для проведения ЭКСПО-2010. ТЕМА ВЫСТАВКИ Инициатива в отношении определения темы принадлежит стране, организующей Выставку, но решение принимается Международным бюро выставок, которому необходимо достаточное и убедительное обоснование выбранной темы. Международного бюро выставок сформулировало несколько предварительных требований, которые должны лежать в основе выбора и концептуальной цели Выставки. В частности, тема Выставки должна: - быть актуальной, а не связанной исключительно с прошлым, - вызывать большой интерес потенциальных участников и будущих посетителей, - обеспечивать простор для размышлений и современных предложений (Выставки только тогда значительны, когда они впитывают и выражают мысли и идеи, актуальные для соответствующего времени, отражают его специфику и связаны с будущим), - быть гибкой, предоставляя возможность найти формы своего участия как можно большему количеству стран разных по своему потенциалу, - связывать глобальную природу международной жизни с ее конкретными действиями в современности, - отражать прогресс в сфере экономии природных ресурсов и охраны окружающей среды, - вызывать интерес как специалистов самых разных направлений, так и широких масс. Предлагаемая тема, должна вызывать интерес как специалистов самых разных направлений, так и широких масс. Для этого необходимо создать, с одной стороны, поле для демонстрации своих достижений, а с другой, - с возможность для широких масс приобщиться к культуре и ценностям других людей. Для России эта тема должна давать возможность с одной стороны заявить о себе как о стране высочайших современных технологий, а с другой - представить реальные богатства страны во всем их многообразии и непреходящей ценности. В настоящее время тема выставки прорабатывается с политиками, учеными, представителями культуры. По поручению Правительства Российской Федерации соответствующие обоснованные предложения будут внесены в пакет документов, представляемых в МБВ. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫСТАВКИ ЭКСПО-2010 В качестве основных прогнозных параметров приняты следующие: ---------------------------------------------------------------------- | Площадь выставки | - 238 га | |----------------------------------------|---------------------------| | Выставочные площади брутто, из них: | - 320 тыс. кв. м | |----------------------------------------|---------------------------| | - существующие площади | - 170 тыс. кв. м | |----------------------------------------|---------------------------| | - по плану реконструкции ВВЦ | - 150 тыс. кв. м | |----------------------------------------|---------------------------| | Продолжительность | - 180 дней | |----------------------------------------|---------------------------| | Количество участников | | | (стран и международных организаций) | - 150-180 | |----------------------------------------|---------------------------| | Численность обслуживающего персонала | - примерно 20000 чел. (1) | |----------------------------------------|---------------------------| | Количество посещений | - примерно 27 млн. | |----------------------------------------|---------------------------| | Количество посетителей, из них: | - 11,7 млн. чел.(2) | |----------------------------------------|---------------------------| | - жители Москвы и близлежащих областей | - 8,8 млн. чел. (75 %) | |----------------------------------------|---------------------------| | - жители других регионов России и | | | стран СНГ | - 2 млн. чел. (17,5 %) | |----------------------------------------|---------------------------| | - иностранцы | - 0,9 млн. чел. (7,5 %) | |----------------------------------------|---------------------------| | Среднее число посещений на одного | | | человека | - 2,32 (2) | |----------------------------------------|---------------------------| | Среднее количество посещений | - 150 тыс./день | |----------------------------------------|---------------------------| | Максимальное количество посещений | | | (последние дни перед закрытием)(2) | - 450 тыс. в день | |----------------------------------------|---------------------------| | Коэффициент отношения максимального | | | числа посетителей к среднему(2) | - 3 | |----------------------------------------|---------------------------| | Средняя стоимость билета (3) | - 20 долл. | ---------------------------------------------------------------------- ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ Как отмечалось выше, коммерческая эффективность проведения ЭКСПО не является основным критерием при принятии решения о проведении выставки. Однако такой эффект, безусловно, существует и может быть спрогнозирован. Основная трудность такого прогнозирования заключается в сложности связей выставки и окружающей ее экономической среды государства-устроителя, и, как следствие, - в отсутствии универсальной методики по оценке экономической эффективности, проверенной на уже проведенных выставках. Вместе с тем проведение выставки означает и большую дополнительную нагрузку на инфраструктуру места проведения. Для подготовки выставки необходимо провести ряд работ, связанных как со строительством новых сооружений, так и с реконструкцией существующих зданий, сооружений, коммуникаций. Оценки требуемых мощностей можно получить, анализируя зарубежный опыт и основываясь на принятых выше основных параметрах выставки (сроки, площадь, число посетителей, максимальный дневной поток). ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ЗАТРАТЫ НА ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПО-2010. Анализ проведенных за рубежом выставок (см. [8]) показывает, что государство обеспечивает большую часть работ в период подготовки к выставке. В отдельных случаях, когда государство заинтересовано в развитии территории, на которой проводится выставка, эти дотации могут существенно возрастать, в других, если эта заинтересованность меньше, - сокращаться. Кроме того государственные затраты могут быть снижены за счет привлечения внебюджетных средств (спонсоры, инвесторы и т.п.). Ниже приводится таблица, содержащая укрупненную структуру затрат, связанных с развитием инфраструктуры г. Москвы а также с проведением ЭКСПО 2010. Следует отметить, что подавляющая часть необходимых мероприятий по развитию инфраструктуры города и транспортных сетей уже запланирована в планах развития Москвы до 2010 года. Эти затраты не связаны непосредственно с проведением ЭКСПО 2010 и будут осуществляться независимо от него. Проведение Всемирной выставки потребует реализации некоторых специальных проектов, требующих финансирования из бюджета. Эти затраты отнесены к затратам, прямо связанным с проведением ЭКСПО 2010. ЗАТРАТЫ, ПРЯМО СВЯЗАННЫЕ С ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКСПО 2010. Таблица 1. Затраты, прямо связанные с проведением ЭКСПО 2010 (млн.долл. США) ----------------------------------------------------------------------- | Направление расходования средств | Объем затрат | Источник | | | | финансирования | |----------------------------------|-----------------|----------------| | 1 | 2 | 3 | |----------------------------------------------------|----------------| | Развитие городской инфраструктур до 2010 г., | Бюджет | | включая ЭКСПО-2010 | г. Москвы | |----------------------------------------------------| | | Инженерная инфраструктура | 58,5 | | |----------------------------------|-----------------| | | Транспортная инфраструктура, | 230,0 | | | в т.ч. | | | |----------------------------------|-----------------| | | | | оборудование дорожной сети и | | | | подъездных путей в районе ВВЦ | 200,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | обновление автобусного парка | 30,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | | | Автостоянки и подъезды к ним | 300,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | | | Выставочная деревня | 76,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | | | Гостиницы | | | |----------------------------------|-----------------| | | | | Непредвиденные расходы | 33,2 | | |----------------------------------|-----------------|----------------| | | | ВСЕГО ИЗ БЮДЖЕТА Г.МОСКВЫ | 697,7 | | |----------------------------------------------------|----------------| | Подготовка ВВЦ к проведению ЭКСПО-2010 | Бюджет | |----------------------------------------------------| Российской | | Строительство новых выставочных | 225,0 | Федерации | | площадей (150 000 кв. м) | | | |----------------------------------|-----------------| | | Реконструкция существующих | | | | сооружений (170 000 кв. м) | 187,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | Инженерная подготовка территории | | | | ВВЦ и площадок для массовых | | | | мероприятий (130 000 кв. м) | 39,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | Строительство таможенно - | | | | складского терминала (20000 кв.м)| 15,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | Реконструкция инженерных | | | | коммуникаций и сооружение | | | | дополнительной инфраструктуры | | | | для ЭКСПО-2010 | 65,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | Непредвиденные расходы | 26,5 | | |----------------------------------|-----------------| | | ВСЕГО по ВВЦ | 557,5 | | |----------------------------------------------------| | | Операционные расходы в ходе подготовки и | | | проведения выставки | | |----------------------------------------------------| | | Экспозиция Российской Федерации, | | | | включая регионы | 61,5 | | |----------------------------------|-----------------| | | Тематические павильоны | 87,5 | | |----------------------------------|-----------------|----------------| | Административные расходы | | | | (на 10 лет) в т.ч. | 150,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | зарплата | 30,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | обеспечение деятельности | | | | дирекции Выставки | 8,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | охрана и эксплуатация систем | | | | (противопожарной, учета, | | | | информационной) | 15,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | Уборка территории и павильонов | 15,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | коммунальные услуги | 75,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | представительские расходы | 7,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | Информационно-рекламные расходы | 200,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | Культурная программа | 120,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | Поддержка участия малых и | | | | развивающихся стран | 70,0 | | |----------------------------------|-----------------| | | Непредвиденные расходы | 34,5 | | |----------------------------------|-----------------| | | ВСЕГО операционных расходов | 723,5 | | |----------------------------------|-----------------|----------------| | ВСЕГО ИЗ БЮДЖЕТА | | | | РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 1281 | | |----------------------------------|-----------------|----------------| | ИТОГО | 1978,7 | | ----------------------------------------------------------------------- Ниже приведена расшифровка отдельных статей расходов, приведенных в этой таблице. Список объектов и ориентировочная стоимость работ получены из источников, перечисленных в конце доклада, а также указанных в сносках. 1. Pазвитие городской инфраструктуры. --------------------------------------------------------------------------------- | Инженерная | Специально для проведения ЭКСПО-2010 необходимо | | инфраструктура (4) | построить новые источники тепловой и электрической | | 58,5 млн. долл. | энергии стоимостью 40 млн. долл. Для обеспечения | | | нового источника тепла топливом требуется | | | реконструкция ГГРП и прокладка газопровода общей | | | стоимостью около 1,5 млн. долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | Для обеспечения объектов выставки средствами связи | | | необходимо построить АТС и смонтировать линии | | | оптоволоконной связи общей стоимостью 17 млн. | | | долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | Транспортная | Для проведения ЭКСПО-2010 понадобятся | | инфраструктура (4) | дополнительные по развитию транспортной | | 230 млн. долл. | инфраструктуры Москвы работы, в том числе | | | оборудование подъездных путей и развитие дорожной | | | сети в районе ВВЦ - 200 млн. долл., обновление | | | автобусного парка- 30 млн. долл.(5) | |--------------------------|----------------------------------------------------| | Автостоянки и подъезды к | Проведение ЭКСПО-2010 потребует значительного | | ним (4) 4300 млн.долл. | развития сети автостоянок (наземных, многоярусных | | | и подземных) сверх запланированных. Стоимость | | | дополнительных автостоянок и подъездов к ним | | | составит 300 млн. долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | Выставочная деревня (6) | Выставочная деревня рассчитана на 10 тыс. | | 76 млн. долл. | проживающих. При соблюдении гигиенических норм 16 | | | кв. м на человека площадь деревни составит 160 | | | тыс. кв. м. Себестоимость квадратного метра жилья | | | с отделкой и необходимой мебелью равна примерно | | | 475 долл., общая стоимость строительства | | | выставочной деревни в 76 млн. долл. | --------------------------------------------------------------------------------- 2. Подготовка ВВЦ к проведению выставки ЭКСПО-2010 --------------------------------------------------------------------------------- | Строительство новых | Ориентировочная стоимость новых современных | | выставочных площадей | выставочных помещений с необходимой | | (150 000 кв. м) 225 млн. | инфраструктурой оценивается в 1 500 долл. за кв. | | долл. | м. Общая стоимость строительства - 225 млн. долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | Реконструкция | Стоимость реконструкции существующих павильонов | | существующих сооружений | ВВЦ оценивается в 1 100 долл. за кв. м. Общая | | (170 000 кв.м) 187 | стоимость реконструкции - 187 млн. долл.(7) | | млн.долл. | | |--------------------------|----------------------------------------------------| | Инженерная подготовка | Открытые площадки планируется использовать для | | открытых площадок | сооружения временных и постоянных строений, в т.ч. | | (130000 кв.м) включая | точек питания, павильонов для проведения | | последующую | культурных программ, что требует подведения | | рекультивацию земли (8) | инженерных коммуникаций, часть площадок | | | асфальтируется с последующей рекультивацией. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | 39 млн. долл. | Средняя стоимость подготовки открытых площадок | | | оценивается в 300 долл. За кв. метр. Суммарные | | | затраты составят- 39 млн. долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | Строительство | Таможенно-складской терминал, оборудованный | | таможенно-складского | современной техникой, должен обеспечить таможенную | | терминала (20000 кв. м) | обработку грузов стран-участниц ЭКСПО-2010 и в | | (9) | последствии будет использоваться в интересах ВВЦ и | | | ГТК РФ. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | 15 млн. долл. | По существующим в Москве аналогам, средняя | | | стоимость строительства терминала с учетом | | | необходимых механизмов и систем - 750 долл. за кв. | | | м, что составляет 15 млн. долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | Реконструкция инженерных | Большая часть инфраструктуры ВВЦ построена в | | коммуникаций и | 1935-37 гг. и амортизирована на 100 %. Для | | сооружение | проведения ЭКСПО-2010 требуется перекладка | | дополнительной | практически всех сетей и строительство ряда новых. | | инфраструктуры для | По оценке Управления технической эксплуатации ВВЦ | | ЭКСПО-2010 | необходимо: | |--------------------------|----------------------------------------------------| | 65 млн. долл. | Реконструировать городскую питающую высоковольтную | | | сеть, | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | Реконструировать все внутренние инженерные | | | коммуникации, | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | построить собственный подземный водозабор. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | (10) | Ориентировочная стоимость работ - 35 млн.долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | Качество связи на ВВЦ в настоящее время | | | неудовлетворительно. Сети и локальная АТС, | | | заложенные в 1936 г. и модернизированные в 1950 | | | г., не в состоянии обеспечить необходимый трафик. | | | Для обеспечения современного уровня связи на ВВЦ | | | необходимо провести дополнительные работы по | | | развитию сети и внедрению новых технологий | | | стоимостью в 10 млн. долл.(11) | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | К расходам на развитие инфраструктуры также | | | отнесено создание пресс-центра, местной системы | | | телевидения, оборудование электронных систем | | | охраны и пожаротушения, пропуска посетителей - 20 | | | млн. долл.(11) | --------------------------------------------------------------------------------- 3. Операционные расходы в ходе подготовки и проведения ЭКСПО-2010 --------------------------------------------------------------------------------- | Экспозиция Российской | В соответствии с традициями всемирных выставок | | Федерации, включая | экспозиция страны-организатора состоит из двух | | регионы(12) | частей: | |--------------------------|----------------------------------------------------| | 61,5 млн. долл. | павильон Российской Федерации в пределах 15 тыс. | | | кв. м с учетом собственно экспозиции и мест | | | проведения симпозиумов, конференций, протокольных | | | и культурных мероприятий, павильоны федеральных | | | округов и/или отдельных регионов Российской | | | Федерации общей площадью в пределах 30 тыс. кв. м. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | Суммарная стоимость экспозиции Российской | | | Федерации и регионов - 61,5 млн. долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | Тематические павильоны | Тематические павильоны раскрывают основное | | 87,5 млн. долл.(19) | содержание темы выставки, акцентируют внимание на | | | глобальных проектах страны-организатора и в | | | соответствии с правилами проведения всемирных | | | выставок создаются страной-организатором. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | Как показывает практика, для полноценного | | | раскрытия темы и ее составляющих элементов | | | необходимы площади в пределах 35 тыс. кв. м. При | | | стоимости экспозиции 2 500 долл. за кв. м общая | | | сумма затрат составит 87,5 млн. долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | Административные расходы | В административные расходы входит обеспечение | | 150 млн. долл. | деятельности дирекции ЭКСПО-2010 в течение 10 лет | | | (включая послевыставочные мероприятия), подбор, | | | обучение и обеспечение персонала, работа персонала | | | в период выставки, в частности, обслуживание | | | экспозиции Российской Федерации, тематических | | | павильонов, деятельность различных служб. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | Число рабочих мест для подготовки и | | | непосредственного обслуживания ЭКСПО-2010 | | | варьируется от 30 в первый год подготовки до 20 | | | 000 в период проведения выставки. (13) Зарплата за | | | весь период подготовки и проведения выставки | | | составит около 35 млн. долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | Техническое обеспечение деятельности дирекции (с | | | учетом амортизации и обновления оборудования и | | | включая помещения, оргтехнику, связь и т.п.) | | | составит в течение 10 лет примерно 10 млн. | | | долл.(14) | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | Затраты на охрану общественного порядка в | | | настоящее время составляют в год 630 тыс. долларов | | | США. При увеличении среднего потока посетителей до | | | 150 тыс. чел. в день соответствующим образом | | | должны возрасти и расходы по этой статье. В сумме | | | затраты на мероприятия по охране общественного | | | порядка, включая спецмероприятия на период работы | | | ЭКСПО2010, составят 15 млн. долл.(15) | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | Практика проведения ЭКСПО показывает, что расходы | | | на уборку и содержание территории прямо | | | пропорциональны потоку посетителей(16). Учитывая | | | рост числа посетителей, затраты на уборку и | | | содержание территории ВВЦ за весь период | | | проведения ЭКСПО-2010 оцениваются в 4 млн. долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | Уборка павильонов и административных зданий | | | сегодня требует примерно 35 долларов на кв. м. в | | | год.(17) С учетом роста числа посетитетребований | | | ужесточения сроков уборки затраты лей и составят | | | до 30 долларов на кв.м. закрытой экспозиционной | | | площади за время проведения ЭКСПО, что в сумме | | | составит примерно 11 млн.долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | Коммунальные услуги, включая электроснабжение, | | | канализацию и пр., требуют сегодня около 10 долл. | | | на один кв. м площадей в год(16). Опыт проведения | | | всемирных выставок показывает, что стоимость | | | подобных услуг за рубежом достигает 1,5-2 долл. за | | | кв. м в день (18). Учитывая, что к 2010 г. | | | стоимость коммунальных услуг в России приблизится | | | к мировым ценам, следует ориентироваться на цифру | | | 1 долл. за 1 кв. м в день. В результате получаем | | | 65 млн. долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | Исходя из практики предыдущих ЭКСПО, | | | представительские и протокольные расходы | | | оцениваются в 10 млн. долл. за весь период | | | подготовки и проведения выставки (на 10 лет)(19). | |--------------------------|----------------------------------------------------| | Информационно-рекламные | Размах информационно-рекламной кампании | | расходы 200 млн.долл. | существенным образом влияет на посещаемость | | | выставки. Так, благодаря удачной рекламной | | | кампании число посетителей Всемирной выставки в | | | Севилье поднялось с ожидавшихся 25 млн. человек до | | | 41 млн. человек. Согласно бюджетному отчету прямые | | | и косвенные расходы на рекламу ЭКСПО-1992 | | | составили около 1 млрд. долл.(20) | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | Напротив того, недостаточное внимание к рекламной | | | кампании организаторов ЭКСПО-2000 называется в | | | качестве одного из основных факторов, обусловивших | | | двукратное против прогнозируемого снижение числа | | | ее посетителей. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | | В рамках информационно-рекламной кампании | | | проводятся презентации, симпозиумы и конференции, | | | организуется публикация материалов в прессе, по | | | радио и на телевидении, используются современные | | | системы распространения информации, включая | | | Интернет. В соответствии с прогнозом Ассоциации | | | рекламных агентств для того, чтобы обеспечить | | | прогнозируемое число посещений ( до 30 млн.) | | | необходимо затратить на информационно-рекламную | | | кампанию 200 млн. долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | Поддержка участия малых | По данным организаторов ЭКСПО-2000 на поддержку | | и развивающихся стран | участия малых и развивающихся стран (50 стран) | | (21). 70 млн.долл | было затрачено около 50 млн. долл. Можно ожидать, | | | что число спонсируемых стран на ЭКСПО-2010 | | | составит 70 и соответственно общие затраты - 70 | | | млн. долл. | |--------------------------|----------------------------------------------------| | Культурная программа | По опыту проведения массовых мероприятий | | (22) 22 120 млн.долл. | (празднование 850-летия Москвы) стоимость | | | торжественных церемоний составляет 3-5 млн. долл. | | | Ежедневные культурные мероприятия (концерты, шоу, | | | дни культуры регионов и пр.) в процессе проведения | | | ЭКСПО-2010 оцениваются в 500 тыс. долл.(22) Общая | | | стоимость культурной программы ЭКСПО-2010, включая | | | мероприятия, проводимые в ходе подготовки к | | | выставке, составит около 120 млн. долл. (см. также | | | [15]). | |--------------------------|----------------------------------------------------| | Непредвиденные расходы | Непредвиденные расходы закладываются в размере 5% | | 94,2 млн. долл. | от общих сумм, что составляет примерно 94,2 млн. | | | долл. | --------------------------------------------------------------------------------- Итоговая сумма прямых затрат на проведение ЭКСПО 2010 из бюджета Российской Федерации составляет 1281 млн. долларов, из бюджета г. Москвы - 697,7 млн. долл. ЗАТРАТЫ, НЕ СВЯЗАННЫЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО С ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКСПО 2010 Таблица 2. Расходы, не связанные непосредственно с проведением ЭКСПО 2010 (млн. долл. США) ------------------------------------------------------------------------ | Направление расходования средств | Объем затрат | Источник | | | | финансирования | |-----------------------------------|-----------------|----------------| | 1 | 2 | 3 | |-----------------------------------------------------|----------------| | Развитие городской инфраструктуры до 2010 г. | Бюджет | Страницы: 1 2 |