О КОНЦЕПЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ В Г. МОСКВЕ В 2010 ГОДУ ВСЕМИРНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ ЭКСПО-2010. Постановление. Правительство Москвы. 13.03.01 241-ПП


Страницы: 1  2  


|-----------------------------------------------------|  г.Москвы      |
| Инженерная инфраструктура         |     75,3        |                |
|-----------------------------------|-----------------|                |
| Транспортная инфраструктура,      |   1290,0        |                |
| в т.ч.                            |                 |                |
|-----------------------------------|-----------------|                |
| Автостоянки и подъезды к ним      |     25,0        |                |
|-----------------------------------|-----------------|                |
| Гостиницы                         |    275          |                |
|-----------------------------------|-----------------|----------------|
| ВСЕГО из бюджета г. Москвы        |   1665,3        |                |
|-----------------------------------|-----------------|----------------|
| Гостиницы                         |   8600,0        |  Инвесторы     |
|-----------------------------------|-----------------|----------------|
| ВСЕГО по городской инфраструктуре |  10265,3        |                |
|-----------------------------------|-----------------|----------------|
| Развитие транспортной             |                 |  Бюджет        |
| инфраструктуры федерального       |    415          |  РФ            |
| значения                          |                 |                |
|-----------------------------------|-----------------|----------------|
| ВСЕГО ИЗ БЮДЖЕТА                  |                 |                |
| РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ              |    415          |                |
|-----------------------------------|-----------------|----------------|
| ИТОГО                             |   10680,3       |                |
------------------------------------------------------------------------

     Общий объем  затрат,  не  связанных непосредственно с проведением
всемирной выставки ЭКСПО 2010,  и направленных на развитие городской и
транспортной  инфраструктур равен 10,7 млрд.  долл.  Подавляющая (80%)
часть из них приходится на коммерческих инвесторов и лишь 2080,3  млн.
долл. поступают из бюджетов Москвы и Российской Федерации. Ниже дается
расшифровка отдельных статей расходов.

     1. Pазвитие инфраструктуры г. Москвы до 2010 г.

----------------------------------------------------------------------------
| Инженерная          | Согласно данным [5,14] Постановлениями             |
| инфраструктура      | Правительства Москвы запланированы работы на       |
| 75,3 млн. долл.     | Черкизовской (в сумме 34 млн. долл.) и             |
|                     | Измайловской (в сумме 28,3 млн. долл.) КНС, а      |
|                     | также строительство отводящего канала от           |
|                     | Люберецкой станции аэрации (8,6 млн. долл.) и      |
|                     | очистного сооружения на Останкинском ручье (1,8    |
|                     | млн. долл.).                                       |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | Кроме того запланированы работы на водопроводных   |
|                     | магистралях Северной водопроводной станции (2,6    |
|                     | млн. долл.)                                        |
|---------------------|----------------------------------------------------|
| Транспортная        | Согласно ППМ N 700 до 2005 г. должны быть          |
| инфраструктура (23) | завершены строительные работы на северном участке  |
| 1290 млн.  долл.    | 3-го транспортногокольца Москвы, стоимость 475     |
|                     | млн. долл., реконструкция Ярославского шоссе -100  |
|                     | млн. долл., строительство монорельсовой дороги     |
|                     | между станциями метро <Тимирязевская> и            |
|                     | <Ботанический сад> с заходом на территорию ВВЦ -   |
|                     | 140 млн. долл., развитие дорожно-уличной сети СВАО |
|                     | - 50 млн. долл. и сети автостоянок - 25 млн. долл. |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | В период 2006-10 гг. в городских программах        |
|                     | запланировано строительство ряда объектов, имеющих |
|                     | отношение к территории ВВЦ ориентировочно 500 млн. |
|                     | долл.                                              |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | Всего, в планах реконструкции и развития           |
|                     | транспортной инфраструктуры Москвы в 2001-10 гг.   |
|                     | запланировано строительство объектов, включая      |
|                     | объекты, имеющие отношение к ЭКСПО-2010 общей на 1 |
|                     | 290 млн. долл.                                     |
|---------------------|----------------------------------------------------|
| Гостиницы           | Программа развития туризма в г. Москве на период   |
| 275 млн.  долл.     | до 2010 г (Cм. [3]) содержит базовые цифры         |
| из бюджета Москвы,  | наращивания мощностей туристского комплекса,       |
| 8,6млрд.долл.       | рассчитанные на предполагаемые потоки              |
| за счет инвесторов  | туристов.(24) В частности, запланировано           |
|                     | строительство 28 тыс. гостиничных номеров разного  |
|                     | класса общей вместимостью 47 тыс. человек.(25)     |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | Запланированная стоимость строительства новых      |
|                     | гостиниц - 83,7 млрд. рублей (2,9 млрд. долл.)     |
|                     | Реконструкция и повышение классности существующих  |
|                     | - 1,6 млрд. долл. Основная часть затрат            |
|                     | планируется за счет коммерческих инвесторов, но    |
|                     | 275 млн. долл., направляемых в основном на         |
|                     | разработку предпроектной документации и            |
|                     | реконструкцию гостиниц, находящихся в              |
|                     | собственности города, будет получена из бюджета    |
|                     | Москвы (26).                                       |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | По оценкам МНИиП Генплана [5] для полного          |
|                     | обеспечения гостиничными площадями на период       |
|                     | проведения ЭКСПО 2010 нужно дополнительно          |
|                     | построить (или повысить классность до уровня 4-5   |
|                     | звезд) 12 тыс. гостиничных номеров. Затраты на это |
|                     | строительство оцениваются в 4,1 млрд. долларов,    |
|                     | которые будут получены за счет привлечения         |
|                     | инвесторов.                                        |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | Согласно замечаниям экспертов (см. [14]) возможно  |
|                     | использование гостиниц высшей категории,           |
|                     | расположенных в ближнем Подмосковье. Это позволит  |
|                     | существенно снизить затраты на гостиницы.          |
----------------------------------------------------------------------------                                                                           |

     Таким образом,  согласно планам развития города Москвы, средства,
направляемые  на  объекты и программы,  не имеющие прямого отношения к
проведению Всемирной выставки ЭКСПО  2010,  составляет  примерно  10,3
млрд. долл., из которых бюджет Москвы выделяет 1665,3 млн. долларов.

               2. Расходы бюджета Российской Федерации

----------------------------------------------------------------------------                                                                           |
| Развитие           | Качественное обслуживание дополнительного потока    |
| транспортной       | туристов, которые посетят Москву в период работы    |
| инфраструктуры     | ЭКСПО, требует улучшения существующих связей с      |
| федерального       | основными международными аэропортами -              |
| значения           | Шереметьево, Внуково и Домодедово. Соответствующие  |
| 415  млн.  долл.   | затраты из расчета 80 км. дорог со стоимостью 5     |
|                    | млн. долл. за километр автодороги (27), а с учетом  |
|                    | подъездных путей и стоянок - 415 млн. долл.         |
----------------------------------------------------------------------------                                                                           |

     Итого, затраты  бюджета  Российской   Федерации,   не   связанные
непосредственно с проведением ЭКСПО 2010, составят 415 млн. долл.

               ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ.

     Следует отметить,  что  поступления  от  разных источников должны
поступать в разное  время.  Так,  очевидно,  бюджетное  финансирование
строительства  должно происходить за несколько лет до начала выставки,
в то время как основная часть операционных расходов -  непосредственно
в процессе ее проведения. В то же время незадолго до начала и во время
проведения выставки поступит существенная часть доходов  (от  билетов,
услуг  посетителям  и  экспонентам),  что  позволит  снять нагрузку на
бюджет.
     Согласно правилам  МБВ,  Правительство страны-организатора должно
гарантировать,  что необходимые  для  проведения  ЭКСПО  работы  будут
профинансированы.   Поэтому   общий   объем   гарантий   Правительства
Российской Федерации должен составить 2 млрд.  долл.,  направляемых на
затраты, непосредственно связанные с проведением ЭКСПО 2010.
     Реальные затраты из  федерального  бюджета  окажутся  существенно
меньше  за  счет  использования  средств  из бюджета Москвы (0,7 млрд.
долл.),  поступлений  операционных  доходов,   средств   спонсоров   и
инвесторов,  а  также  за  счет возврата части инвестированных средств
через налоговые платежи.  По  предварительным  расчетам  все  реальные
затраты  федерального  бюджета  по завершении выставки ЭКСПО в той или
иной форме возвратятся в казну.
     В таблице 3 приведены прогнозные характеристики разных источников
финансирования.
     Здесь отражены  средства,  привлекаемые  для  финансирования  как
работ,  не связанных непосредственно с проведением ЭКСПО 2010,  так  и
прямых затрат на выставку.
     Общий объем средств приведен во втором столбце. В третьем столбце
приведены средства,  которые останутся в собственности государства или
города   в   капитализированном   виде   -   как   дороги,   городская
инфраструктура,  выставочные  павильоны  и  т.п.  Большая часть из них
заложена в планы строительства независимо от ЭКСПО.  В крайний  правый
столбец   отнесена  доля  средств,  привлеченных  непосредственно  для
проведения выставки,  которые  не  будут  капитализированы  (например,
будут использованы для финансирования операционных расходов).

            Таблица 3. Бюджетные источники финансирования

-----------------------------------------------------------------------
|                                 |   Сумма (млн. долл.)              |
|---------------------------------|-----------------------------------|
|                                 |   Общая  | Вложено в | Не         |
|                                 |   сумма  | активы    | капитализи |
|                                 |          |           | рованные   |
|---------------------------------|----------|-----------|------------|
| Бюджет Российской Федерации,    |   1696   |  907      |  789       |
| в т.ч.                          |          |           |            |
|---------------------------------|----------|-----------|------------|
| Транспортная инфраструктура     |          |  415      |            |
|---------------------------------|----------|-----------|------------|
| Выставочные павильоны           |          |  412      |            |
|---------------------------------|----------|-----------|------------|
| Инфраструктура ВВЦ и терминал   |          |   80      |            |
|---------------------------------|----------|-----------|------------|
| Бюджет г. Москвы, в т.ч.        | 2362,7   | 2024,5    | 338,2      |
|---------------------------------|----------|-----------|------------|
| Инженерная инфраструктура       |          |  133,5    |            |
|---------------------------------|----------|-----------|------------|
| Транспортная инфраструктура*)   |          |  1365     |            |
|---------------------------------|----------|-----------|------------|
| Автостоянки*)                   |          |   175     |            |
|---------------------------------|----------|-----------|------------|
| Выставочная деревня             |          |    76     |            |
|---------------------------------|----------|-----------|------------|
| Гостиницы                       |          |   275     |            |
|---------------------------------|----------|-----------|------------|
| ВСЕГО из бюджета:               | 4058,7   | 2931,5    | 1127,2     |
-----------------------------------------------------------------------

---------------------------------
     *) Предполагается,  что половина втостоянок  и  подъездных  путей
будет  носить  временный  характер  и  по  окончани  ЭКСПО  2010 будет
демонтирована,  а освободившаяся  территория  будет  использована  для
городских нужд.  . Вторая половина останется в собственности города, и
на коммерческой основе будет обслуживать  новый  выставочный  комплекс
ВВЦ.
     Ниже приводится расшифровка статей таблицы.

                         Бюджетные источники

----------------------------------------------------------------------------
| Федеральный бюджет | Сумма составлена из затрат на подготовку ВВЦ к      |
| 1,696 млрд. долл.  | проведению ЭКСПО (0,56 млрд. долл.), расходов на    |
|                    | федеральную транспортную инфраструктуру (0,4 млрд.  |
|                    | долл.) и операционных расходов (0,72 млрд. долл.),  |
|                    | однако она может быть существенно уменьшена при     |
|                    | условии своевременного поступления средств из       |
|                    | других источников.                                  |
|--------------------|-----------------------------------------------------|
|                    | Отметим, что из них 907 млн. долл. будет            |
|                    | капитализировано в транспортную инфраструктуру (415 |
|                    | млн. долл.), выставочные павильоны (412 млн. долл.) |
|                    | таможенный терминал (15 млн. долл.) и инженерную    |
|                    | инфраструктуру ВВЦ (65 млн. долл.).                 |
|--------------------|-----------------------------------------------------|
|                    | По окончании ЭКСПО 2010 часть из капитализированных |
|                    | средств может быть возвращена путем продажи         |
|                    | инвесторам.                                         |
|--------------------|-----------------------------------------------------|
| Бюджет Москвы      | Весь объем финансирования развития инфраструктуры   |
| 2,36 млрд.долл.    | Москвы в связи с проведением ЭКСПО-2010 в объеме    |
|                    | 2363 млн. долл. ложится на городской бюджет. При    |
|                    | этом часть затрат (не менее, чем 2024,8 млн. долл.) |
|                    | остается в собственности города в виде сооружений,  |
|                    | дорог и т.п. Остальные (338,2 млн. долл.) состоят   |
|                    | из непредвиденных затрат, затрат на строительство   |
|                    | временных автостоянок, подъездных путей и их        |
|                    | последующего демонтажа. Точный объем этих средств   |
|                    | можно будет установить только после детальной       |
|                    | архитектурной проработки схемы размещения           |
|                    | автостоянок.                                        |
----------------------------------------------------------------------------

     В таблице 4 приведены средства,  которые согласно прогнозу должны
поступить из внебюджетных источников.  Часть из  них  поступит  еще  в
период  подготовки к ЭКСПО (лицензионные и спонсорские платежи,  часть
оплаты  за  услуги  экспонентам  и  посетителям,  часть   средств   от
инвесторов),  другая  часть  -  во  время выставки,  а остальные - при
реализации  имущества  после  окончания  ЭКСПО  (продажа   выставочной
деревни, часть средств инвесторов).

                                                            Таблица 4.

                Внебюджетные источники финансирования

----------------------------------------------------------------------
|                                |          Сумма (млн. долл.)       |
|--------------------------------|-----------------------------------|
|                                |  Общая  | Вложено  | Операционные |
|                                |  сумма  | в активы |              |
|--------------------------------|---------|----------|--------------|
| Билеты                         |  540    |          |  540         |
|--------------------------------|---------|----------|--------------|
| Услуги экспонентам             |  100    |          |  100         |
|--------------------------------|---------|----------|--------------|
| Услуги посетителям и лицензии  |  150    |          |  150         |
|--------------------------------|---------|----------|--------------|
| Реализация выставочной деревни |  80     |          |  80          |
|--------------------------------|---------|----------|--------------|
| Спонсоры                       |  200    |          |  200         |
|--------------------------------|---------|----------|--------------|
| Инвесторы, в т.ч.              | 8800    |          |              |
|--------------------------------|---------|----------|--------------|
| Инвестиции в строительство     |         |          |              |
| гостиниц                       |         |  8600    |              |
|--------------------------------|---------|----------|--------------|
| Прочие инвестиции              |         |          | 200          |
|--------------------------------|---------|----------|--------------|
| ИТОГО:                         |         |  8600    | 1270         |
----------------------------------------------------------------------

     Расшифровка статей приведена ниже.

                        Внебюджетные источники

----------------------------------------------------------------------------
| Билеты              | В прогнозе развития России до 2010 г. приводятся   |
| 540 млн. долл.      | базовые цифры, характеризующие ВВП и конечное      |
|                     | потребление домашними хозяйствами, согласно        |
|                     | которым конечное душевое потребление возрастет к   |
|                     | 2010 г. по сравнению с 2000 г. примерно в 2,5 раза |
|                     | (28) в долларовом выражении.                       |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | Применительно к цене входного билета на Всемирную  |
|                     | выставку ЭКСПО-2010 такое изменение означает       |
|                     | снижение цены с 20 до 8 долл. США, т.е. по         |
|                     | текущему обменному курсу до 220 руб. Именно на     |
|                     | такую цену следует ориентироваться применительно к |
|                     | сегодняшнему дню. Для сравнения отметим, что цена  |
|                     | билета в кинотеатры, оборудованные на современном  |
|                     | уровне, колеблется сегодня от 120-до200            |
|                     | руб(19).(за исключением льготных дневных сеансов). |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | При этом следует иметь в виду, что прогнозируемая  |
|                     | цена входного билета - 20 долл. является наиболее  |
|                     | низкой по сравнению с ценой билета всех предыдущих |
|                     | всемирных выставок.                                |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | Поступления от продажи билетов на ЭКСПО составят   |
|                     | примерно 540 млн. долл.                            |
|---------------------|----------------------------------------------------|
| Услуги              | В соответствии с принципом проведения всемирных    |
| экспонентам         | выставок, их <участники - не клиенты, но партнеры  |
| 100 млн.долл.       | устроителей>, и взымание с них арендной платы за   |
|                     | выставочные площади является чрезвычайно           |
|                     | непопулярной мерой, снижающей шансы страны на      |
|                     | победу в конкурсе за право организовать            |
|                     | ЭКСПО-2010.                                        |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | Однако в ходе работы выставки с участников         |
|                     | взимается плата за предоставление разнообразных    |
|                     | платных услуг, как то: коммунальных, охраны,       |
|                     | сигнализации, связи, уборки территории и т.п.      |
|                     | Плата за эти услуги по правилам не может быть выше |
|                     | их себестоимости для организатора, но вполне может |
|                     | полностью покрывать соответствующие расходы.       |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | Так за счет экспонентов может быть покрыта часть   |
|                     | расходов на уборку территории и павильонов - 6     |
|                     | млн. долл., охрану - 3 млн. долл., коммунальные    |
|                     | услуги - 35 млн. долл., услуги связи, включая      |
|                     | мобильную, и доступ в Интернет - 1 млн. долл.(29)  |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | Арендная плата за проживание персонала в           |
|                     | выставочной деревне из минимального расчета 40     |
|                     | долл. на человека в день при заполняемости 70%     |
|                     | позволит получить примерно 55 млн. долл.           |
|---------------------|----------------------------------------------------|
| Услуги посетителям, | Для организации обслуживания посетителей           |
| продажа лицензий    | коммерческие организации заключают договора        |
| и прав(19)          | концессии или покупают лицензии на организацию     |
| 150 млн. долл.      | торговли и пунктов питания. Кроме того,            |
|                     | использование символики ЭКСПО-2010 на товарах,     |
|                     | сувенирной продукции, в магазинах, гостиницах и    |
|                     | пунктах питания в городе, продажа прав             |
|                     | телетрансляции мероприятий ЭКСПО-2010 позволит     |
|                     | собрать не менее 150 млн. долл.                    |
|---------------------|----------------------------------------------------|
| Спонсорские         | Традиционно всемирные выставки привлекают          |
| взносы(19)          | значительное число спонсоров. В частности, на всех |
| 19 200 млн.долл.    | последних ЭКСПО главными спонсорами выступали      |
|                     | такие транснациональные компании как Coca-Cola,    |
|                     | McDonalds, IBM, Microsoft, Shell, а также крупные  |
|                     | национальные фирмы, корпорации, финансовые         |
|                     | структуры. Спонсорские пакеты на прошлых выставках |
|                     | составляли от 400 до 900 млн. долл. (в частности,  |
|                     | ЭКСПО-98 в Лиссабоне - около 680 млн. долл.,       |
|                     | ЭКСПО-2000 в Ганновере - около 900 млн.            |
|                     | долл.).(30)                                        |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | Как правило, за счет спонсоров покрываются расходы |
|                     | на создание и обслуживание тематических            |
|                     | павильонов, культурную программу, часть расходов   |
|                     | на павильон страны организатора ЭКСПО, поддержку   |
|                     | участия малых и развивающихся стран. Принимая во   |
|                     | внимание опыт проведения в Москве Детских и        |
|                     | юношеских Олимпийских игр, празднования 850-летия  |
|                     | Москвы, традиционных дней города, и с учетом       |
|                     | значимости ЭКСПО-2010 как мероприятия всемирного   |
|                     | масштаба можно спрогнозировать, что спонсорские    |
|                     | взносы составят не менее 200 млн. долл.            |
|---------------------|----------------------------------------------------|
| Инвесторы (19)      | Как указывалось выше, основные затраты на          |
| 8800 млн.долл.      | строительство гостиниц предполагается осуществлять |
|                     | за счет привлечения частных инвестиций. Их объем   |
|                     | составляет 8,6 млрд. долл. и, как показывает       |
|                     | сегодняшний опыт строительства и реконструкции     |
|                     | гостиниц, привлечение таких средств в течение 7-8  |
|                     | лет вполне реально при условии официального        |
|                     | объявления о проведении ЭКСПО 2010 в Москве.       |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | В случае поддержки МБВ кандидатуры России и        |
|                     | решения имущественно-правовых вопросов, ВВЦ может  |
|                     | провести работу по привлечению крупных российских  |
|                     | и иностранных инвесторов для долевого участия в    |
|                     | строительстве новых выставочных площадей.          |
|---------------------|----------------------------------------------------|
|                     | Это позволит существенно сократить бюджетное       |
|                     | финансирование строительства новых выставочных     |
|                     | площадей и реконструкцию существующих сооружений,  |
|                     | предприятий питания, торговли и развлечений.       |
|                     | Суммарный объем сторонних инвестиций можно оценить |
|                     | в размере 200 млн. долл. Другой сценарий           |
|                     | предусматривает получение этих средств после       |
|                     | окончания выставки ЭКСПО в ходе реализации         |
|                     | имущества, тогда они поступят в бюджет позднее и   |
|                     | обеспечат возврат части вложенных средств.         |
----------------------------------------------------------------------------

     Если рассматривать   баланс   бюджетных   затрат  на  выставку  и
поступлений в бюджет в результате ее проведения,  мы получим следующие
цифры:
     - суммарные  не  капитализированные  затраты  на проведение ЭКСПО
составляют 1127,5 млн. долл.
     - поступления за счет внебюджетных источников с учетом реализации
активов после окончания выставки составят 1270 млн. долл.
     Превышение поступлений   над   не  капитализированными  затратами
составит 142,5 млн.  долл. Помимо указанных выше прямых поступлений, в
бюджеты всех уровней будет направлен значительный поток дополнительных
налоговых и приравненных к ним платежей,  которые будут  поступать  по
мере расходования средств.  Минимальная возможная оценка их составляет
20%  (НДС) от дополнительных затрат,  что дает поступления в бюджет  в
размере 1,3 млрд. долларов в течение 10 лет.
     Следует упомянуть еще один источник поступлений - поток налоговых
платежей  от  эксплуатации  новых  выставочных  площадей в период до и
после  проведения  ЭКСПО  2010.  Точную  оценку  этих  платежей   дать
невозможно,  т.к.  она  существенно  зависит от графика ввода площадей
(т.е.  инвестиций в их строительство) и налогового режима в  2003-2010
г.г. и далее.
     Тем не   менее,    основываясь    на    существующем    налоговом
регулировании,  можно сделать некоторые прогнозы.  По данным экспертов
выставочный павильон окупается примерно  за  7-8  лет.  Учитывая,  что
государство   является   владельцем  ГАО  ВВЦ,  мы  можем  суммировать
налоговый поток и прибыль, что позволяет уменьшить срок окупаемости по
крайней мере в 2,5 раза - до 3-3,5 лет.
     Предполагая консервативный график ввода площадей - равномерный  с
2003  по  2009  годы,  получим что к 2010 году окупится свыше половины
новых площадей, что в сумме составляет более 100 млн. долларов. К 2013
году окупятся все затраты на строительство новых площадей.

             ПРОГНОЗ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПО 2010

     Помимо доходов  непосредственно  от выставки ЭКСПО,  существенной
статьей доходов являются доходы от  использования  объектов  городской
инфраструктуры - гостиниц, ресторанов, магазинов и транспорта.
     Расчет этих доходов приведен в следующей таблице.

                                                            Таблица 5.

             Затраты посетителей и сотрудников ЭКСПО 2010
                     на городскую инфраструктуру

-------------------------------------------------------------------------------
|                     | Иностранцы | Граждане | Жители   | Москвичи  | ВСЕГО  |
|                     |            | стран    | регионов | и Подмоск |        |
|                     |            | СНГ      | России   | овье      |        |
|---------------------|------------|----------|----------|-----------|--------|
|          1          |    2       |    3     |    4     |    5      |   6    |
|---------------------|------------|----------|----------|-----------|--------|
| Количество          |            |          |          |           |        |
| (в млн.) (31)       | 0,9        | 2,1      |  5,9     |  2,9      |  11,8  |
|---------------------|------------|----------|----------|-----------|--------|
| Доходов, попадающих |            |          |          |           |        |
| в экономику города  |            |          |          |           |        |
| (долл.на 1          |            |          |          |           |        |
| человека) (32)      | 560        | 245      |  150     |  14       |        |
|---------------------|------------|----------|----------|-----------|--------|
| ВСЕГО (млн. долл.): | $504       | $514,5   |  $885    |  $40,6    | 1944,1 |
|-----------------------------------------------------------------------------|
|                              СОТРУДНИКИ                                     |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| Количество (31)     | 3000       | 2000     |  5000    |  10000    | 20000  |
|---------------------|------------|----------|----------|-----------|--------|
| Доходов, попадающих |            |          |          |           |        |
| в экономику города  |            |          |          |           |        |
| (долл. на           |            |          |          |           |        |
| 1 человека)(33)     | 6600       | 2900     |  1800    |    -      |        |
|---------------------|------------|----------|----------|-----------|--------|
| ВСЕГО (млн. долл.): | 19,8       | 5,8      |    9     |    -      |   34,6 |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| ИТОГО ПОСТУПЛЕНИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ: | 1978,7 млн. долларов                  |
-------------------------------------------------------------------------------

     Таким образом,  хозяйствующие  субъекты города получат примерно 2
млрд.  долларов США,  а соответствующие  поступления  в  бюджеты  всех
уровней могут быть оценены величинами порядка 500-600 млн. долл.
     Следует отметить,  что эксплуатация вновь построенных выставочных
площадей  породит  значительный  бюджетный  поток.  Согласно  оценкам,
приведенным в концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности  в
г.  Москве,  динамика  косвенной  (включая  поступления  в  бюджет  от
использования услуг городской инфраструктуры) бюджетной  эффективности
от деятельности ВВЦ (с учетом реконструкции) имеет такой вид:

                                                            Таблица 6.

           Прогноз бюджетной эффективности деятельности ВВЦ
                          (млн.долларов США)

----------------------------------------------------------------------
| 1998 год  |  2000 год  |    2002 год   |   2005 год  |   2008 год  |
|-----------|------------|---------------|-------------|-------------|
| 78,57*)   |   100*)    |     120**)    |    155**)   |    435**)   |
----------------------------------------------------------------------

     *) Факт, см. [7]
     **) Прогноз

     Таким образом,  только за счет прироста налоговых поступлений, от
деятельности ВВЦ, к моменту проведения ЭКСПО 2010 бюджетные затраты на
строительство и реконструкцию собственно ВВЦ уже окупятся.
     При финансовом  планировании  полезно  учесть   опыт   проведения
выставок ЭКСПО,  например, выставок в Цукуба в 1985 г. и в Лиссабоне в
1998 г.  В основу реализации проекта ЭКСПО - 1998 был положен  принцип
долгосрочного  баланса  между  расходной и доходной частью на период с
1993 г.  (начало реализации проекта) по 2009 г.  Расходы на проведение
выставки  были  произведены  в  течение  5 лет и удваивались ежегодно,
достигая  максимума  в  год  проведения  выставки.   Доходы   достигли
максимума  также  в год проведения выставки (билеты,  инфраструктура),
однако продолжают оставаться  высокими  и  в  послевыставочный  период
(прогноз до 2009 года) (См. [11]).
     Оценка макроэкономического  эффекта   от   проведения   Всемирной
выставки в Цукуба (1985 г.) приведены в [8]. Суммарные затраты за пять
лет оцениваются в 0,4% ВВП Японии (в 1985 г.). Эффект длится в течение
примерно  7-10  лет и даст прирост в размере около 0,1- 0,2%  валового
внутреннего продукта в год (см. [8], с. 114, 123.
     Социальный эффект может охарактеризовать такой,  например,  факт:
Всемирная выставка обеспечила создание 457773  дополнительных  рабочих
мест (0,8% от всех рабочих мест Японии в 1985 г.).

                ГОТОВНОСТЬ МОСКВЫ К ПРИЕМУ ЭКСПО-2010

                 ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В ИНФРАСТРУКТУРЕ

     Для успешного  проведения Выставки потребуется обеспечить решение
следующих основных задач:
     - гостиницы,
     - транспорт,
     - парковочные места,
     - нагрузки на городское коммунальное хозяйство.
     Кроме того,  в  число  задач,  которые надо решить входит питание
посетителей и сотрудников,  организация торговли,  обеспечение  связи,
развлечения.
     Потребность в инфраструктуре определялась,  исходя из прогноза 27
млн. посещений ЭКСПО-2010 за время функционирования выставки с пиковым
дневным количеством посетителей 500 тыс.  чел. Для более точной оценки
инфраструктурных   потребностей   за   основу   было  взято  следующее
распределение по географии постоянного проживания посетителей:
     - 125 тыс. чел. - москвичи и ближайшее Подмосковье,
     - 250 тыс. чел. - жители соседних областей,
     - 87,5 тыс. чел. - жители других регионов России и стран СНГ,
     - 37,5 тыс. чел. - иностранцы.
     Оценки экспертов показывают,  что уже сегодня Москва в принципе в
состоянии справиться с таким потоком посетителей, однако это потребует
дополнительных   административных  мер  типа  освобождения  общежитий,
ограничения на движение транспорта  и  т.п.  В  случае  же  реализации
изложенных выше планов, возможные неудобства для жителей столицы будут
незначительны.

                              Гостиницы

     Как уже   указывалось,   максимальное   прогнозируемое    дневное
количество  посетителей  выставки  составляет  500 тыс.  чел.,  из них
ожидается  примерно  37,5  тыс.  иностранных  туристов  и  87,5  тысяч
туристов из регионов России и стран СНГ.
     Для их размещения единовременно  необходимо  порядка  20-25  тыс.
номеров  гостиниц класса "4-5 звезд" (сейчас,  без учета ведомственных
гостиниц,  имеется 8 тыс.),  а также  порядка  40-45  тыс.  номеров  в
гостиницах класса 3 и 2 звезды (сейчас 23 тыс.).
     В соответствии с данными [3,5].  в Москве  в  достаточном  объеме
запланировано  строительство  гостиниц  класса  2-3  звезды,  но будет
наблюдаться  дефицит  гостиниц  класса  4-5   звезд,   который   нужно
восполнить   за  счет  нового  строительства  и  повышения  классности
существующих гостиниц.
     В качестве   резерва  для  размещения  российских  и  иностранных
туристов можно рассматривать студенческие  общежития  (для  размещения
молодежи),  гостиницы, пансионаты и дома отдыха в окрестностях Москвы.
Это  позволит  существенно  снизить   затраты   на   строительство   и
реконструкцию гостиниц, приведенные в [5].
     Для размещения иностранного  и  иногороднего  персонала  выставки
(примерно  10  тыс.  чел.)  планируется  строительство ЭКСПО-деревни с
общей площадью 160 тыс.  кв.  м.,  однако, в случае необходимости, для
этого   можно   будет  использовать  жилье,  построенное  для  продажи
городскими строительными организациями.

                              Транспорт

                    Городская транспортная система

     Транспортная система,  обслуживающая  выставку,  будет   включать
следующие компоненты:
     - внутривыставочный экологически чистый транспорт,
     - транспорт,  обеспечивающий доставку посетителей непосредственно
на выставку и обратно,
     - общегородской   транспорт,   не   связанный  непосредственно  с
доставкой посетителей на выставку,
     - транспорт,   обеспечивающий   доставку  жителей  Подмосковья  и
близлежащих областей,  дальний транспорт,  обслуживающий  иностранцев,
жителей отдаленных регионов России и стран СНГ.
     Генеральный план развития  Москвы  предполагает  также  проектные
решения  по  системе  городского транспорта.  Эту систему с некоторыми
дополнениями  и  изменениями  предполагается  использовать  также  для
обслуживания ЭКСПО. Данная система включает:
     - транспортное  кольцо  (3-е  кольцо),   предусмотренное   вблизи
территории  ВВЦ,  -  главная  магистральная  улица  1 класса с режимом
непрерывного движения. Предполагается завершение строительства на этом
участке до 2006 г.,
     - строительство  монорельсовой  дороги,  которая  свяжет  ВВЦ   с
близлежащими станциями метро,
     - сеть    магистральных    улиц,    обеспечивающих    возможности
непосредственного  подъезда  к входам на территорию ВВЦ,  что позволит
разгрузить проспект Мира и другие существующие магистрали,
     В совокупности  эти транспортные магистрали в состоянии обслужить
необходимый  поток  посетителей.  Более  существенной   представляется
проблема связи аэропортов с городом.

                                Метро

     Предварительные оценки показывают, что услугами метро для поездки
на выставку может воспользоваться максимум порядка  300  тыс.  чел.  в
день  (половина  максимального потока на выставку).  Метро в состоянии
обеспечить их доставку,  проблема  заключается  в  концентрации  этого
потока в одной точке и необходимости обеспечить выход со станции метро
наверх.  При условии работы в утренние и вечерние часы только на выход
и вход соответственно, мощности станции хватит. Кроме того, необходимо
задействовать монорельсовый транспорт  от  соседних  станций  и  веток
метро к ВВЦ.
     Дополнительная нагрузка,  связанная с  перевозкой  пассажиров  от
вокзалов  к  гостиницам  не так критична,  поскольку рассредоточена по
более широкой сети метрополитена.

                     Городской наземный транспорт

     Городские транспортные магистрали должны обеспечить проезд:
     - к гостиницам от аэропортов и обратно,
     - к гостиницам от вокзалов и обратно,
     - от вокзалов к ВВЦ,
     - от гостиниц к ВВЦ,
     - автомобилей  и  автобусов  из Подмосковья и соседних областей к
парковкам,
     - автомобилей из Москвы к парковкам ВВЦ,
     - автобусов-челноков от перехватывающих парковок к ВВЦ.

                         Воздушный транспорт

     Максимальное число  иностранных  туристов  приезжающих  в  Москву
самолетом  составит  около 20 тыс.  чел./день,  а туристов из России и
стран СНГ - 25 тыс. чел./день.
     Указанные потоки могут быть доставлены 150-200 рейсами в день.  С
учетом существующих потоков можно считать,  что нагрузка на  аэропорты
увеличится примерно на 70-100 рейсов в день.
     Пропускная способность существующих аэропортов (Шереметьево  1  и
2,  Домодедово  и  Внуково)  в принципе может обслужить этот поток при
условии,  что будут  соответствующим  образом  модернизированы.  Кроме
того,   в   настоящий   момент   объявлено   о   начале  строительства
Шереметьево-3,  который должен быть завершен еще до начала выставки. С
созданием  Шереметьево-3  проблема  обеспечения воздушных сообщений на
международных направлениях будет практически полностью решена.

                      Железнодорожный транспорт

     Учитывая резкое снижение пассажирских потоков на  железнодорожном
транспорте  в  последние  годы,  можно утверждать,  что дополнительное
количество пассажиров,  обусловленное проведением выставки, может быть
обслужено    существующими   вокзалами   Москвы   без   их   серьезной
реконструкции.
     Ожидаемый поток   иностранцев   -  25  тыс.  чел./день.  Для  его
обслуживания потребуется порядка 50 поездов с  вагонами  класса  СВ  и
купированные.  Из России и стран СНГ в день могут прибывать до 80 тыс.
чел.,  что составляет  порядка  120  поездов.  С  учетом  существующих
потоков можно считать,  что суммарная дополнительная нагрузка составит
около 100 поездов в день.
     Пригородным транспортом  ежедневно  может  воспользоваться  до 75
тыс.  жителей Подмосковья  и  соседних  областей.  Учитывая  сезонную,
недельную и суточную неравномерность загрузки пригородных направлений,
а  также  различную  пропускную   способность   железных   дорог   эти
пассажирские  потоки  можно  обслужить за счет оптимизации организации
движения.

                          Парковочные места

     Генеральным планом развития ВВЦ  предусмотрено  расширение  сетей
парковок с имеющихся 2 000 до 3 000 машино-мест на территории выставки
и 8 000 в непосредственной близости от нее.
     Учитывая прогнозируемые  показатели  потока  посетителей выставки
(34),  для парковки автомобильного транспорта  потребуется  до  30  га
парковочных  площадей.  Это  можно  осуществить  за счет строительства
подземных многоярусных стоянок и организации  перехватывающих  стоянок
на основных магистралях.

                        Коммунальное хозяйство

     Для нормального  обеспечения выставки централизованными системами
водоснабжения,  теплоснабжения,  электроснабжения,  средствами  связи,
системами   отведения   хозяйственно-бытовых  и  поверхностных  стоков
потребуется проведение ряда общегородских  мероприятий,  перечисленных
выше.  Большая часть из них запланирована в планах развития города, но
и в случае сворачивания этих планов проведение выставки в летнее время
возможно за счет принятия временных мер.

                          ХАРАКТЕРИСТИКИ ВВЦ

     Всероссийский Выставочный  Центр (бывшая ВДНХ) как предполагаемое
место   проведения   ЭКСПО-2010    изначально    обладает    основными
предпосылками  и  характеристиками  необходимыми для организации столь
крупной выставки:
     - удобное расположение недалеко от центра Москвы,
     - хорошие транспортные связи с центром города,
     - наличие площадей,
     - развитая инфраструктура.
     Однако, после     создания     в     1939-55     гг.     основных
инженерно-технических сооружений и сетей на территории ВВЦ проводились
лишь  минимально  необходимые  для  поддержания  их  работоспособности
регламентные и ремонтные работы.  Сегодня практически  все  инженерные
сети на территории ВВЦ полностью изношены и подлежат замене.  Часть из
них требуют срочной перекладки,  а часть может  эксплуатироваться  еще
5-10  лет.  В  любом  случае  для  обслуживания ЭКСПО-2010 потребуется
замена практически всей инфраструктуры на территории ВВЦ.
     Заложенные в    долгосрочной   концепции   развития   выставочной
деятельности в  Москве  мероприятия  по  реконструкции  ВВЦ,  а  также
работы,   предусмотренные  в  других  городских  программах,  содержат
большую  часть  необходимых  для  проведения   ЭКСПО-2010   работ   по
реконструкции  ВВЦ  и  инфраструктуры  самого  города.  Это  позволяет
существенно снизить дополнительную нагрузку на бюджет, непосредственно
связанную с проведением Всемирной выставки.

     ПРИМЕЧАНИЯ:
     1) Среднее число сотрудников на Всемирных выставках составляет 85
чел.  На 1 га территории. (См. [8], с. 80). Для площади 238 га получим
20000 чел.
     2) По  данным  [8]  среднее  число   посетителей   на   Всемирных
Универсальных выставках - 900-1000 чел в день на 1 гектар площади. Для
ЭКСПО 2010 имеем 38,5 млн.  С учетом уровня жизни в  России  и  уровня
развития  туризма  в  стране  эту  оценку следует уменьшить на 30%.  В
качестве реалистического прогноза получаем 27 млн.
     Количество посетителей  и  их  распределение по месту постоянного
проживания  также  получено  на   основании   статистических   данных,
приведенных в [8].  Отношение максимального числа посетителей в день к
среднему несколько увеличено по сравнению со статистическим и  принято
равным 3 для страховки от перегрузки.
     3) Меньше  минимальной  цены  билета  среди  всех   проводившихся
Всемирных Универсальных выставок.
     4) Данные Москомархитектуры г. Москвы. [5].
     5) Данные  Управления  транспорта  и  связи  г.   Москвы   письмо
N 61-12-1/1  от  16.02.2001.  скорректированы  в сторону уменьшения за
счет классности автобусов с возможностью их  применения  на  городских
маршрутах после окончания выставки.
     6) Оценка  числа  жителей  -  исходя  из оценки числа сотрудников
ЭКСПО и персонала экспонентов. Стоимость строительства с учетом мебели
- экспертная.
     7) По  предварительным  проработкам  представителей  французского
выставочного центра <Пари-Норд Вильпент>,  и НИИПОКОС в соответствии с
Концепцией развития ВВЦ.
     8) Оценка экспертная, площади очень разные от асфальта до газона.
Стоимость работ тоже имеет большой разброс.
     9) Оценка   площади   -  экспертная,  стоимость  строительства  -
экспертная.
     10) По оценкам специалистов Управления эксплуатации ВВЦ.
     11) Экспертные оценки.
     12) Согласно [8], с. 30, стоимость 1 кв. м. экспозиции составляет
от 800 (павильоны до 500 кв. м на выставках 2 категории) до 2600 долл.
(павильоны  свыше  4000  кв.  м на Всемирных Универсальных выставках).
Предполагая,  что экспозиции регионов относятся к дешевой категории  и
стоят 800 долл.  за кв. м., а павильон РФ и тематические павильоны - к
дорогой и стоит 2500 долл.  за кв.  м., получим 61,5 млн. долл. и 87,5
млн. долл. соответственно.
     Согласно [8],  с.  30, минимальная стоимость участия во Всемирной
выставке  составляет  около  2000  долл..  за  1  кв.  м.  экспозиции.
Экспозиция малых и развивающихся стран площадью по 500 кв. м. означает
расходы около 1 млн. долларов на страну. Принимая число таких стран за
70,  получаем оценку стоимости поддержки участия малых стран.  Следует
отметить,  что часть средств можно направить на другие виды поддержки,
например, оплату членских взносов в МБВ и т.п.
     13) См. выше сноску 1. Средняя зарплата колеблется от 250 долл. в
месяц в 2001 году  до  300  долл.  в  месяц  в  2010  году,  в  период
проведения выставки средняя зарплата снижается до 225 долл. в месяц за
счет привлечения большого количества  неквалифицированного  временного
персонала.
     14) Аренда помещений из расчета 8 кв.  м.  на человека - 3,5 млн.
долларов,  связь и транспорт - 1,5 млн.  долларов оборудование рабочих
мест с учетом амортизации техники и  расходных  материалов  -  3  млн.
долларов, услуги сторонних организаций - 2 млн. долларов.
     15) Согласно [6] годовая потребность  в  средствах  на  охрану  и
поддержание  общественного порядка без учета спецмероприятий и закупки
спецтехники составляет около 1 млн.  долларов в год (32,1 млн.  руб. в
год).
     16) В настоящее время (см. [7]) они составляют 37 млн. руб., т.е.
1,45  млн.  долл.  в  год,  при  10 млн.  посетителей в год,  сезонная
зависимость этих затрат незначительна.
     17) Оценки специалистов ВВЦ. См. также [7]
     18)Экспертные оценки:   на   Всемирной   выставке   в   Лиссабоне
российской  делегацией  за  все  время  работы  выставки  (132 дня) за
коммунальные услуги было заплачено 60000 долл. за 294 кв. м экспозиции
132 дня - т. е. 1,54 долл. за кв. м. в день.
     19) Экспертные оценки.
     20) См. [9], [16].
     21) Согласно  [8],  с.  30,  минимальная  стоимость  участия   во
Всемирной выставке составляет около 2000 долл. за 1 кв. м. экспозиции.
Экспозиция малых и развивающихся стран площадью по 500 кв. м. означает
расходы около 1 млн. долларов на страну. Принимая число таких стран за
70,  получаем оценку стоимости поддержки участия малых стран.  Следует
отметить,  что часть средств можно направить на другие виды поддержки,
например, оплату членских взносов в МБВ и т.п.
     22) Данные экспертов ВВЦ.
     23) Данные Управления транспорта и связи  Управления  координации
экономической политики и контроля за ее  реализацией,  15.02  2001  г.
N 4-31-3656/1 и НИИ генерального плана г. Москвы.
     24) В 2010 году (См.  [3]  с.  59)  в  Москве  ожидается  5  млн.
иностранных туристов,  18,6 млн. туристов из регионов России 26,7 млн.
экскурсантов из Моск. области и близлежащих регионов .
     25) См. [3] с 64.
     26)См. [3] с. 64 - 65 и. [5]
     27) Экспертная оценка специалистов МНИиП генплана г. Москвы.
     28) См. [1] с. 193, 197.
     29) Расчет делался пропорционально площадям, арендуемым странами,
не пользующимися поддержкой устроителя, что составляет примерно 55 %
     30) См. [9 - 12].
     31) Количество  туристов  рассчитано из прогнозируемых параметров
выставки ЭКСПО 2010, см. выше.
     32) См. [3] с. 59.
     33) Эксп
     34) По   аналогии   в   Всемирной   выставкой   в  Севилье  можно
предположить, что потребуется около 15000 машиномест, см. также данные
МНИиП генплана Москвы.

                      ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

     [1] Проект   программных   документов   Правительства  Российской
Федерации  <Основные  направления   социально-экономической   политики
Правительства Российской федерации на долгосрочную перспективу>.
     [2] Приложение к Распоряжению Правительства Москвы  "О  концепции
выставочно-ярмарочной  деятельности  и  схема  размещения  и  развития
выставочно-ярмарочных комплексов в г. Москве" (N 870 от 14.09.99г)
     [3] Приложение  к  Постановлению  правительства  Москвы  N 602 от
08.08.2000 г.  "Программа развития туризма в г.  Москве на  период  до
2010 года".
     [4] "Концепция проведения Всемирной универсальной выставки ЭКС  -
ПО-2010",  подготовленная  в  соответствии  с  распоряжениями Премьера
Правительства Москвы  N  1083-РП  от  09.11.1999  г.  и  N  920-РП  от
15.09.2000 г.,
     [5] Письмо Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы
N 01-01/18-865 от 22.02.01 и прилагающиеся материалы.
     [6] Письмо Министерства внутренних дел N 1 / 2650 от 13.02.2001.
     [7] Баланс  ГАО ВВЦ за 2000 г.,  смета затрат ГАО ВВЦ на 2001 г.,
доклад "О состоянии ГАО ВВЦ ", 2000 г.
     [8] C.  Servant,  I. Takeda, Study on the Impact of International
Expositions, BIE, 1996.
     [9] Официальная статистика Международного бюро выставок,
     [10] Рекомендации  Генерального  секретаря  Международного   Бюро
Выставок г-на Лоссерталеса
     [11] Отчеты  организаторов  всемирных   выставок   ЭКСПО-92   (г.
Севилья, Испания), ЭКСПО-93 (г. Теджон, Республика Корея), ЭКСПО-98 (г
.Лиссабон, Португалия), ЭКСПО-2000 (г. Ганновер, Германия),
     [12] Сведения   о   работе  экспозиций  Российской  Федерации  на
указанных выставках,
     [13] Данные по сопоставимым мероприятиям,  проводившимся в Москве
- XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1985 г.), празднование
850-летия г. Москвы (1997 г),
     [14] Материалы,  предоставленные  департаментами  и   ведомствами
Правительства   Москвы,   НИИиПИ   Генплана  Москвы,  НИИПОКОС  и  др.
организациями,  замечания и  рекомендации  представителей  федеральных
органов власти.
     [15] Письмо  Московской  дирекции  по  подготовке  и   проведению
массовых мероприятий N 01-65 от 26.02.2001 г.
     [16] Справка Рекламного агентства "Аврора".

Страницы: 1  2