Страницы: 1 2 О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТАХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ 19 марта 2001 г. N 01-57/16-32 (Д) Министерство культуры Российской Федерации направляет для использования в учебном процессе Государственные стандарты среднего профессионального хореографического образования - требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 0506 "Хореографическое искусство" (квалификации "Артист балета" и "Артист ансамбля народного танца") с Приложением, содержащим Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель дополнительного образования". Заместитель Министра культуры Российской Федерации А.И. РАХАЕВ 19 марта 2001 г. N 01-57/16-32 УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования Российской Федерации В.М. ЖУРАКОВСКИЙ 25 декабря 2000 года N 05-0506 ВР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0506 "ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО" (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) 1. Общая характеристика специальности 0506 "Хореографическое искусство" 1.1. Специальность утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94 N 4 "Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора специальностей среднего профессионального образования". 1.2. Форма освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0506 "Хореографическое искусство" - очная. 1.3. Квалификация выпускника - артист балета. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения - на базе начального общего образования (7 лет 10 месяцев). 1.4. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника. 1.4.1. Место специальности в области искусства. Профессиональная деятельность выпускника по специальности "Хореографическое искусство" осуществляется в исполнительской сфере профессионального хореографического искусства, а также в сфере общего эстетического образования и воспитания. 1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника. Объектом профессиональной деятельности выпускника являются балетные труппы театрально - зрелищных предприятий и профессиональные танцевальные коллективы. 1.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника. Выпускник подготовлен к исполнительской деятельности в профессиональных танцевальных коллективах. 2. Требования к уровню подготовки выпускника по профессиональной образовательной программе 2.1. Общие требования к образованности выпускника Выпускник отвечает следующим требованиям: - владеет основами общих гуманитарных, социально - экономических наук, умеет использовать общие принципы этих наук в профессиональной и иной деятельности; - знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека, общества, окружающей среды, способен учитывать их в своей профессиональной деятельности; - обладает культурой мышления, способностью в условиях социальной и культурной эволюции к переоценке собственного опыта и профессиональному самоанализу, готов к взаимодействию с коллегами по работе; - владеет государственным языком Российской Федерации - русским, способен применять знания иностранного языка в профессиональной и иной деятельности, грамотно использует профессиональную лексику; - умеет самостоятельно приобретать новые знания, осознает необходимость повышения квалификации, способен продолжить обучение с целью приобретения следующего уровня образования; - умеет организовать свой труд, владеет методами сбора и освоения информации, применяемой в сфере своей профессиональной деятельности; - понимает сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь, обладает чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; - способен находить творческие решения при реализации профессиональных задач, обладает культурой общения в художественно - творческом процессе. 2.2. Требования к уровню подготовки по циклам дисциплин и профессиональной практике 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально - экономическим дисциплинам Выпускник должен: в области философии: - иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в творчестве, жизни человека, общества, цивилизации; - иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии; - иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении; - иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды; - знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе; в области истории культуры и искусства: - иметь представление о художественном мировоззрении, об основных этапах истории культуры и искусства, понимать их роль в развитии цивилизации, ориентироваться в современных социально - экономических и культурологических проблемах; знать направления и стили в мировом искусстве; в области экономики: - иметь общее представление об основных положениях экономической теории, о налоговой, денежно - экономической, кредитной, социальной и инвестиционной политике; - иметь общее представление об экономической ситуации в стране и за рубежом; уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую в своей профессиональной деятельности; в области социологии и политологии: - иметь общее представление о социологическом подходе к процессу эволюции общества и личности и об основных категориях социологии как науки; - иметь общее представление о тенденциях политического развития России и зарубежных стран; в области права: - знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; - иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права Российской Федерации; в области иностранного языка: - владеть лексическим (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; - уметь общаться на иностранном языке на бытовом и профессиональном уровне; в области физической культуры: - иметь представление о роли физической культуры в жизни человека и общества; об основах физической культуры и здорового образа жизни; - владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств. 2.2.2. Требования по общепрофессиональным дисциплинам Выпускник должен иметь представление: - о роли и значении хореографического искусства в системе культуры, в процессе воспитания и развития личности; - о социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе; - об основных этапах и тенденциях развития истории театра, музыки, музыкально - театральных жанров; - об анатомии и физиологии человека, предотвращении балетного травматизма. Выпускник должен иметь навыки: - слухового анализа элементов строения музыки танцевальных и балетных жанров и форм; - игры на музыкальном инструменте. Выпускник должен знать: - основные исторические периоды развития хореографического искусства, особенности национальных танцевальных традиций, творчество ведущих мастеров танца России и зарубежных стран; - основы построения хореографических форм, балетных спектаклей; - основные исторические периоды развития музыкального искусства и музыкально - сценических жанров, творчество ведущих композиторов России и зарубежных стран, музыкальную литературу музыкально - театральных и инструментальных жанров; - основы элементарной теории музыки, анализа музыкальных форм и танцевальных жанров. Выпускник должен уметь: - использовать знания, полученные в процессе обучения общепрофессиональным дисциплинам для профессиональной деятельности; - анализировать музыкальные и хореографические произведения; - сольфеджировать, определять метр и ритмический рисунок музыкальных произведений балетных и танцевальных жанров. 2.2.3. Требования по специальным дисциплинам Выпускник должен иметь представление: - о классическом и современном репертуаре ведущих балетных трупп страны; - о специальной литературе по профессии и об основных нормативно - правовых документах, регламентирующих профессиональную деятельность. Выпускник должен иметь навыки: - использования знаний и практического опыта, полученных в хореографическом учебном заведении, для исполнения хореографических партий в балетных спектаклях; - исполнения хореографических партий в спектаклях и танцевальных композициях, входящих в учебную программу сценической практики хореографического учебного заведения; - участия в балетных спектаклях и танцевальных композициях. Выпускник должен знать: - элементы и основные комбинации классического, дуэтного, народно - сценического характерного, историко - бытового танцев, современных видов хореографии; - профессиональную терминологию; - образцы классического наследия и современного балетного репертуара, входящие в программу сценической практики в хореографическом учебном заведении; - основные этапы развития балетного исполнительства; - историю создания и основы композиции классических спектаклей балетного репертуара; - ведущие принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; - основы актерского мастерства. Выпускник должен уметь: - исполнять элементы и основные комбинации классического, дуэтного, народно - сценического и характерного, историко - бытового танцев, современных видов хореографии; - исполнять хореографические партии в спектаклях и танцевальных композициях, входящих в учебную программу сценической практики; - анализировать материал хореографической партии, роли в балетном спектакле; - создавать художественный сценический образ в хореографических произведениях классического наследия, постановках современных хореографов; - адаптироваться к условиям работы в конкретном хореографическом коллективе; - использовать в работе специальную литературу, а также основные нормативно - правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность. 2.2.4. По профессиональной практике В процессе профессиональной практики выпускник должен закрепить и углубить знания, полученные в период обучения, приобрести умения и навыки по основным видам исполнительской профессиональной деятельности, опыт создания пластических образов в хореографических композициях учебного репертуара и сценической практики, опыт сценических выступлений и участия в репетиционной работе. 2.2.5. В результате освоения основной профессиональной образовательной программы выпускник должен уметь: - исполнять элементы классического, дуэтно - классического, народно - сценического характерного, историко - бытового танцев, современных видов хореографии; - создавать пластические образы в различных хореографических композициях; - взаимодействовать с участниками процесса подготовки и исполнения балетного спектакля или концертного номера; - публично выступать в концертных программах и балетных спектаклях. Дополнительные требования к выпускнику определяются учебным заведением с учетом особенностей профессиональной подготовки. 3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности 0506 "Хореографическое искусство" ------------------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Наименование дисциплин | Всего часов | В т.ч. часов | | | и их основные разделы | максимальной | обязательных | | | | учебной | ау диторных | | | | нагрузки | занятий с | | | | обучающегося | преподавателем | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОГСЭ.00 | Общие гуманитарные и социально | 912 | 608 | | | - экономические дисциплины | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОГСЭ.01 | Основы философии | | | | | Предмет философии, основные вехи | | | | | мировой философской мысли. Природа | | | | | человека и смысл его существования. | | | | | Человек и бог. Человек и космос. | | | | | Человек, общество, цивилизация, | | | | | культура. Свобода и ответственность | | | | | личности. Человеческое познание и | | | | | деятельность. Наука и ее роль. | | | | | Человечество перед лицом глобальных | | | | | проблем | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОГСЭ.02 | Основы экономики, социологии, | | | | | политологии | | | | | Экономика и ее основные проблемы. | | | | | Социология как наука. Общество как | | | | | социокультурная система. Социальные | | | | | общности. Социальные и | | | | | этнонациональные отношения. | | | | | Социальные процессы, институты и | | | | | организации. Социальная роль и | | | | | социальное поведение личности. | | | | | Предмет политологии. Политическая | | | | | власть и властные отношения. | | | | | Политическая система и политическое | | | | | сознание. Мировая политика и | | | | | международные отношения. Социально | | | | | - экономические процессы в России | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОГСЭ.03 | Основы права | | | | | Структура права и его действия. | | | | | Основы законодательства. Основы | | | | | государственного, | | | | | административного, гражданского, | | | | | трудового, семейного, уголовного | | | | | права Российской Федерации. Право, | | | | | личность и общество. Права и | | | | | свободы человека и гражданина, | | | | | механизмы их реализации | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОГСЭ.04 | История мировой культуры | | | | | Феномен культуры и ее роль в | | | | | истории цивилизации. Основные этапы | | | | | развития отечественного и | | | | | зарубежного искусства, отражение | | | | | историко - философских и социально | | | | | - экономических тенденций в | | | | | культуре и произведениях искусства. | | | | | Связь различных видов искусства | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОГСЭ.05 | Мировая литература | | | | | История развития зарубежной и | | | | | отечественной литературы. Различные | | | | | стилевые направления и литературные | | | | | жанры. Великие авторы и их | | | | | сочинения | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОГСЭ.06 | История изобразительного искусства | 216 | 144 | | | Изобразительное искусство России и | | | | | зарубежных стран: эпохи, стили, | | | | | творческие направления, наследие | | | | | мастеров прошлого, тенденции | | | | | развития современного | | | | | изобразительного искусства | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОГСЭ.07 | Иностранный язык | 162 | 108 | | | Изучение лексико - грамматического | | | | | минимума (1200 - 1400 лексических | | | | | единиц), необходимого для общения в | | | | | наиболее распространенных | | | | | повседневных ситуациях; различные | | | | | виды речевой деятельности и формы | | | | | речи (устной, письменной, | | | | | монологической и диалогической). | | | | | Овладение профессиональной | | | | | лексикой. Перевод со словарем, в | | | | | том числе профессионально - | | | | | ориентированных текстов | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОГСЭ.08 | Физическая культура | | | | | Учитывая необходимость координации | | | | | дисциплин, связанных с физической | | | | | нагрузкой на обучающегося, основное | | | | | содержание дисциплины "Физическая | | | | | культура" реализуется в рамках | | | | | СД.00 "Специальные дисциплины" | | | | | (СД.01 "Классический танец", СД.02 | | | | | "Дуэтный танец", СД.03 "Народно - | | | | | сценический и характерный танец", | | | | | СД.04 "Историко - бытовой танец", | | | | | СД.05 "Современная хореография"), а | | | | | также сценической практики и | | | | | подготовки к ней | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ДВ.00 | Дисциплины по выбору студентов, | 126 | 84 | | | устанавливаемые учебным заведением | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОПД.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1581 | 1054 | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОПД.01 | Музыкальная подготовка | 810 | 540 | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОПД.01.01 | Ритмика | | | | | Музыкально - ритмическое | | | | | воспитание. Приобретение навыков | | | | | координации движений через освоение | | | | | характерных особенностей ритма, | | | | | метра, длительности звучания | | | | | музыкального материала | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОПД.01.02 | Музыкальная грамота и сольфеджио | | | | | Основные элементы и выразительные | | | | | средства музыки. Звуковысотность. | | | | | Звукоряд, лад и тональность. | | | | | Интервалы и аккорды. Ритм, метр, | | | | | размер. Танцевальная ритмика. | | | | | Развитие музыкального слуха и | | | | | чувства метро - ритма, формирование | | | | | навыков музыкального интонирования | | | | | и слухового анализа в области метро | | | | | - ритма и звуковысотности, навыков | | | | | владения элементами музыкального | | | | | языка на клавиатуре и в письменном | | | | | виде | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОПД.01.03 | Теория музыки | | | | | Гармоническое строение музыкальных | | | | | произведений. Функции аккордов в | | | | | тональности и ладу. Навыки | | | | | гармонизации однотональных мелодий. | | | | | Строение периода. Основные | | | | | музыкальные формы и их | | | | | использование. Формирование навыков | | | | | слухового анализа строения | | | | | музыкальных произведений | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОПД.01.04 | Анализ балетной и танцевальной | | | | | музыки История развития, формы и | | | | | жанры балетной и танцевальной | | | | | музыки. Специфика формообразования. | | | | | Формирование навыков слухового | | | | | анализа формы, метро - ритма и | | | | | мелодики танцевальных жанров | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОПД.01.05 | Музыкальная литература | 270 | 180 | | | Музыка как вид искусства. Жанры и | | | | | их развитие. Жизнь, творчество и | | | | | основные музыкальные произведения | | | | | композиторов - классиков. | | | | | Формирование навыков слухового | | | | | анализа музыкального содержания и | | | | | образности произведений различных | | | | | жанров | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОПД.01.06 | Основы игры на музыкальном | 162 | 108 | | | инструменте | | | | | Постановка рук. Различные способы | | | | | звукоизвлечения. Исполнение | | | | | несложных произведений танцевальных | | | | | жанров и адаптированных образцов | | | | | балетной музыки. Навыки чтения с | | | | | листа | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОПД.02 | История музыки и музыкально - | 135 | 90 | | | театральных жанров | | | | | Основные исторические этапы | | | | | развития русской, зарубежной и | | | | | современной музыки. Художественные | | | | | стили, жанры, ведущие творческие | | | | | направления. Творчество | | | | | композиторов - классиков. Эволюция | | | | | музыкально - сценических жанров | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОПД.03 | История театра и хореографического | 540 | 360 | | | искусства | | | | | Развитие зарубежного и русского | | | | | театрального искусства, основные | | | | | этапы, художественные стили, | | | | | творческие направления. | | | | | Драматургия, режиссура, актерское | | | | | мастерство. Возникновение и | | | | | развитие хореографического | | | | | искусства, балетного театра. | | | | | Формирование ведущих школ | | | | | классического танца, значение | | | | | русского балета в развитии мирового | | | | | хореографического искусства, | | | | | современные течения в отечественном | | | | | и зарубежном хореографическом | | | | | искусстве, творчество ведущих | | | | | мастеров | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОПД.04 | Анатомия, физиология человека | 48 | 32 | | | Строение и функции организма | | | | | человека. Опорно - двигательная | | | | | система. Основы диагностики и | | | | | предотвращение балетного | | | | | травматизма | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ОПД.05 | Безопасность жизнедеятельности | 48 | 32 | | | Правовые и организационные основы | | | | | безопасности жизнедеятельности: | | | | | экстремальные, критические | | | | | ситуации, их негативное воздействие | | | | | на человека; организационные и | | | | | технические мероприятия, снижающие | | | | | или устраняющие отрицательное | | | | | воздействие внешних факторов; | | | | | основы личной безопасности; правила | | | | | поведения в экстремальных | | | | | ситуациях, оказание первой помощи | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | СД.00 | Специальные дисциплины | 5040 | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | СД.01 | Классический танец | 3456 | | | | Освоение техники классического | | | | | танца, формирование | | | | | профессиональных навыков, развитие | | | | | координации, выразительности, | | | | | музыкальности, артистизма. | | | | | Постановка корпуса, ног, рук, | | | | | головы. Экзерсис у станка и на | | | | | середине зала. Различные виды и | | | | | приемы исполнения поз, прыжков, | | | | | вращений, техника заносок. | | | | | Танцевальные комбинации. Сложная | | | | | форма adagio с включением больших | | | | | прыжков | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | СД.02 | Дуэтно - классический танец | 360 | | | | Освоение техники партерной и | | | | | воздушной поддержки, сценического | | | | | общения. Танцевальные комбинации | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | СД.03 | Народно - сценический и характерный | 504 | | | | танец | | | | | Освоение техники танца (сольного и | | | | | парного), характера, стиля и манеры | | | | | исполнения. Постановка корпуса, | | | | | ног, рук, головы. Элементы и | | | | | движения у станка и на середине | | | | | зала | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | СД.04 | Историко - бытовой танец | 252 | | | | Освоение техники историко - | | | | | бытового танца. Постановка корпуса, | | | | | ног, рук, головы. Шаги, поклоны, | | | | | pas, элементы и композиции бытовых | | | | | танцев от средневековья до | | | | | современности | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | СД.05 | Современная хореография | 108 | | | | Освоение стилей и жанров | | | | | современных видов хореографии, | | | | | особенности постановки корпуса, | | | | | ног, рук, головы. Танцевальные | | | | | комбинации | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | СД.06 | Актерское мастерство | 216 | | | | Средства актерской выразительности. | | | | | Жанр и стиль. Анализ материала | | | | | роли. Актерское мастерство в работе | | | | | над хореографической образностью | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ДВ.00 | Дисциплины по выбору студентов, | 144 | | | | устанавливаемые учебным заведением | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ТО.00 | Всего часов теоретического обучения | 14130 | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ПП.00 | Профессиональная практика | 1104 | | | | Все виды профессиональной практики | | | | | проводятся рассредоточенно по всему | | | | | периоду обучения | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ПП.01 | Внеурочная подготовка к сценической | 720 | | | | практике под руководством | | | | | преподавателя | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | ПП.02 | Внеурочная учебная сценическая | 384 | | | | практика в балетных спектаклях и | | | | | концертных программах | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | К.00 | Консультации, в том числе на | 300 | | | | подготовку к итоговой | | | | | государственной аттестации | | | |-----------|-------------------------------------|---------------|-----------------| | Ф.00 | Дисциплины факультативные | 225 | | ------------------------------------------------------------------------------------- Итоговая государственная аттестация: Классический танец Дуэтно - классический танец Народно - сценический и характерный танец Государственные требования составлены на основе следующих данных: ---------------------------------------------------------------------- | Теоретическое обучение (при обязательной максимальной | | | учебной нагрузке - 36 часов в неделю) | 288 недель | |-------------------------------------------------------|------------| | Время промежуточной аттестации | 16 недель | |-------------------------------------------------------|------------| | Итоговая аттестация | 2 недели | |-------------------------------------------------------|------------| | Резерв времени учебного заведения | 6 недель | |-------------------------------------------------------|------------| | Каникулярное время | 104 недели | |-------------------------------------------------------|------------| | Итого: | | | срок реализации основной | | | профессиональной образовательной программы | | | при очной форме обучения для лиц, | | | обучающихся на базе начального общего образования | 416 недель.| ---------------------------------------------------------------------- Примечания. 1. Профессиональное обучение артистов балета начинается в возрасте 9 - 10 лет на базе начального общего образования. Основная профессиональная образовательная программа артиста балета включает в себя две ступени обучения: - срок обучения на 1-й ступени составляет 5 лет и совпадает со сроками получения основного общего образования; освоившие профессиональную программу обучения переводятся на 2-ю ступень; - срок обучения на 2-й ступени (на базе основного общего образования и обязательного освоения предшествующей ступени) - 2 года 10 месяцев. Хореографические учебные заведения реализуют образовательные программы основного общего образования в рамках утвержденного государственного образовательного стандарта (окончившие 9-й класс получают документ установленного образца), а Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Минобразованием России Приказом от 09.02.98 N 322, реализуется вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования. 2. На базе основной профессиональной программы специальности 0506 "Хореографическое искусство" возможно получение дополнительной квалификации "Преподаватель хореографии" в соответствии с потребностью в таких специалистах различных образовательных учреждений основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и дополнительного образования, школ искусств, культпросветучреждений региона. 3. При разработке основной профессиональной образовательной программы подготовки учебное заведение имеет право: 3.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в пределах 5% при сохранении обязательного минимума содержания дисциплин, а также увеличивать этот объем в пределах максимально допустимой недельной нагрузки студента. Изменять объем часов на дисциплины общегуманитарного и социально - экономического цикла и общепрофессионального цикла, но не более чем на 10 часов. Устанавливать в пределах циклов распределение часов по семестрам. 3.2. Изменять в рамках одного цикла дисциплин их перечень, количество и объем в пределах, обозначенных в пункте 3.1. 3.3. Использовать часть объема часов (не более 20%), отведенных на внеурочную подготовку к сценической практике, для проведения занятий по специальным дисциплинам. 3.4. Осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов, разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, учитывающих профессиональную и творческую специфику. 3.5. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общегуманитарных и социально - экономических, а также общеобразовательных дисциплин в соответствии с профилем данной специальности. 3.6. Устанавливать формы промежуточной аттестации (не более 6-ти экзаменов в сессию). Устанавливать формы и сроки проведения семестровых зачетов и экзаменов по специальным дисциплинам в соответствии с календарно - тематическими планами по мере выполнения учебной программы по тем или иным разделам; проводить контрольные работы в учебное время с минимальной его затратой. 3.7. Определять время итоговой государственной аттестации (но не менее 2-х недель), а также ее формы и содержание, при этом они должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение. 3.8. Использовать резерв учебного времени учебного заведения на углубление и (или) расширение квалификации выпускника, в том числе и для получения дополнительной квалификации. Устанавливать ежегодно перечень и объем дисциплин специализации и дисциплин по выбору, вводимых в связи с особенностью региона, с учетом предложений предметных (цикловых) комиссий и утверждать программы по этим дисциплинам. 3.9. Определять виды и календарные сроки проведения профессиональной практики, планировать график учебного процесса. 3.10. Комплектовать учебные группы для занятий следующим образом: - групповые занятия - не более 25 человек из студентов данного курса; - мелкогрупповые занятия - не менее 6 и не более 10 человек. При этом учебные группы по общепрофессиональным и специальным дисциплинам предусматриваются в составе 10 - 12 человек, по специальным дисциплинам - с раздельным обучением студентов каждого пола на весь период обучения, по народно - сценическому и характерному танцу (последние 3 года обучения), историко - бытовому и дуэтно - классическому танцам - в составе 5 - 6 пар. По дисциплинам, требующим индивидуальной подготовки, и в случае творческой необходимости по профессиональной практике занятия проводятся с каждым обучающимся в отдельности. 4. Дисциплины по выбору обучающегося включают дисциплины общего гуманитарного и социально - экономического циклов (эстетика, основы этики, культурология, экология, история религии, логика, риторика и др.), направленные на удовлетворение личностных наклонностей в сфере профессиональных интересов, и дисциплины специального цикла, предусматривающие углубление основной и получение дополнительной квалификации. Перечень дисциплин по выбору обсуждается и утверждается предметно - цикловой комиссией. Образовательное учреждение имеет право самостоятельно определять количество часов на каждую дисциплину (но не менее 32 часов). Выбранные студентами дисциплины становятся обязательными для изучения. 5. Профессиональная практика включает в себя внеурочную подготовку по сценической практике под руководством преподавателя, внеурочную учебно - сценическую практику в балетных спектаклях и концертных программах. 6. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом учебного заведения (не более 4 часов в неделю), но не являются обязательными для изучения студентами. Руководитель Департамента науки, образования и развития социально - культурной инфраструктуры Министерства культуры Российской Федерации В.Ф. ЗИВА Заместитель Начальника Управления среднего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации Н.Г. ЯРОШЕНКО ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0506 "ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО" Форма обучения - очная Срок обучения - 7 лет и 10 месяцев на базе начального общего образования ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Название циклов | Время в | Объем учебной работы обучающегося в часах | Рекоменд. | | | и отдельных | неделях |-----------------------------------------------------------| класс или | | | дисциплин | | из них: | курс | | | | |-----------------------------------------------------------| изучения | | | | | макс. | аудиторные занятия с преподавателем | | | | | | учебн. |-----------------------------------------------| | | | | | нагрузка | всего | групповые | мелко - | индивид. | | | | | | в часах | | | групповые | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ТО.00 | Теоретическое | 288 | 14148 | | | | | весь период | | | обучение | | | | | | | обучения | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ООБД.(00).00 | Обще - | | 6372 | 4248 | | | | 5 - 9 класс | | | образовательные | | | | | | | I - II курс | | | дисциплины | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ООБД.(01).00 | 1 ступень (на | | 5400 | 3600 | | | | 5 - 9 класс | | | базе начального | | | | | | | (кл.) | | | общего | | | | | | | | | | образования) | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ООБД.(02).00 | 2 ступень (на | | 972 | 648 | 540 | 108 | | I - II курс | | | базе основного | | | | | | | (к.) | | | общего | | | | | | | | | | образования) | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ООБД.(02).01 | Русский язык и | | 324 | 216 | 216 | | | I - II к. | | | литература | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ООБД.(02).02 | История | | 324 | 216 | 216 | | | I - II к. | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ООБД.(02).00 | Основы | | 108 | 72 | 72 | | | I - II к. | | | естественно - | | | | | | | | | | научного | | | | | | | | | | познания мира | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ООБД.(02).03 | Иностранный язык | | 162 | 108 | | 108 | | I - II к. | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ООБД.(02).04 | Физическая | | 54 | 36 | 36 | | | I к. | | | культура | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОГСЭ.00 | Общие | | 930 | 620 | 512 | 108 | | II - III к. | | | гуманитарные и | | | | | | | | | | социально - | | | | | | | | | | экономические | | | | | | | | | | дисциплины | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОГСЭ.01 | Основы философии | | 108 | 72 | 72 | | | II - III к. | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОГСЭ.02 | Основы | | 54 | 36 | 36 | | | II к. | | | экономики, | | | | | | | | | | социологии, | | | | | | | | | | политологии | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОГСЭ.03 | Основы права | | 48 | 32 | 32 | | | III к. | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОГСЭ.04 | История мировой | | 108 | 72 | 72 | | | II - III к. | | | культуры | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОГСЭ.05 | Мировая | | 108 | 72 | 72 | | | II - III к. | | | литература | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОГСЭ.06 | История | | 216 | 144 | 144 | | | I - III к. | | | изобразительного | | | | | | | | | | искусства | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОГСЭ.07 | Иностранный язык | | 162 | 108 | | 108 | | II - III к. | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОГСЭ.08 | Физическая | | | | | | | | | | культура | | | | | | | | | | реализуется в | | | | | | | | | | рамках СД.01-05 | | | | | | | | | | и ПП | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ДВ.00 | Дисциплины по | | 126 | 84 | 84 | | | I - II к. | | | выбору | | | | | | | | | | обучающегося, | | | | | | | | | | устанавливаемые | | | | | | | | | | учебным | | | | | | | | | | заведением | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОПД.00 | Обще - | | 1581 | 1054 | 424 | 510 | 120 | весь период | | | профессиональные | | | | | | | обучения | | | дисциплины | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОПД.01 | Музыкальная | | 810 | 540 | | 420 | 120 | весь период | | | подготовка | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОПД.01.01 | Ритмика | | 54 | 36 | | 36 | | 5 кл. | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОПД.01.02 | Музыкальная | | 108 | 72 | | 63 | 4 | 6 - 7 кл. | | | грамота и | | | | | | | | | | сольфеджио | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОПД.01.03 | Теория музыки | | 108 | 72 | | 68 | 4 | 8 - 9 кл. | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОПД.01.04 | Анализ балетной | | 108 | 72 | | 68 | 4 | I - II к. | | | и танцевальной | | | | | | | | | | музыки | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОПД.01.05 | Музыкальная | | 270 | 180 | | 180 | | 5 - 9 кл. | | | литература | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОПД.01.06 | Основы игры на | | 162 | 108 | | | 108 | 5 - 7 кл. | | | музыкальном | | | | | | | | | | инструменте | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОПД.02 | История музыки и | | 135 | 90 | | 90 | | I - III к. | | | музыкально - | | | | | | | | | | театральных | | | | | | | | | | жанров | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОПД.03 | История театра и | | 540 | 360 | 360 | | | 6 - 9 кл. | | | хореографического | | | | | | | I - II к. | | | искусства | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОПД.04 | Анатомия, | | 48 | 32 | 32 | | | I к. | | | физиология | | | | | | | | | | человека | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ОПД.05 | Безопасность | | 48 | 32 | 32 | | | II к. | | | жизнедеятельности | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | СД.00 | Специальные | | 5040 | 3360 | | 3360 | | весь период | | | дисциплины | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | СД.01 | Классический | | 3456 | (2304) | | (2304) | | весь период | | | танец | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | СД.02 | Дуэтно - | | 360 | (240) | | (240) | | I - III к. | | | классический | | | | | | | | | | танец | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | СД.03 | Народно - | | 504 | (336) | | (336) | | 8 - 9 кл. | | | сценический и | | | | | | | I - III к. | | | характерный | | | | | | | | | | танец | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | СД.04 | Историко - | | 252 | (168) | | (168) | | 5 - 7 кл. | | | бытовой танец | | | | | | | I к. | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | СД.05 | Современная | | 108 | (72) | | (72) | | II к. | | | хореография | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | СД.06 | Актерское | | 216 | (144) | | (144) | | I - III к. | | | мастерство | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ДВ.00 | Дисциплины по | | 144 | (96) | | (96) | | 8 - 9 кл. | | | выбору | | | | | | | I - II к. | | | обучающегося, | | | | | | | | | | устанавливаемые | | | | | | | | | | учебным | | | | | | | | | | заведением | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ДВ.01 | Грим | | | | | | | II к. | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ДВ.02 | Образцы | | | | | | | | | | классического | | | | | | | | | | наследия и | | | | | | | | | | современного | | | | | | | | | | балетного | | | | | | | | | | репертуара | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ДВ.03 | Анализ | | | | | | | I - II к. | | | спектаклей | | | | | | | | | | классического | | | | | | | | | | наследия | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ДВ.04 | Танцевальное | | | | | | | 8 - 9 кл. | | | искусство | | | | | | | | | | народов России | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ПП.00 | Профессиональная | | 1104 | | | | | весь период | | | практика | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ПП.01 | Внеурочная | | 720 | | | | | весь период | | | подготовка к | | | | | | | | | | сценической | | | | | | | | | | практике под | | | | | | | | | | руководством | | | | | | | | | | преподавателя | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ПП.02 | Внеурочная | | 384 | | | | | весь период | | | учебная | | | | | | | | | | сценическая | | | | | | | | | | практика в | | | | | | | | | | балетных | | | | | | | | | | спектаклях и | | | | | | | | | | концертных | | | | | | | | | | программах | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | РВ.00 | Резерв времени | 6 | | | | | | | | | учебного | | | | | | | | | | заведения | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ВПА.00 | Время | 16 | | | | | | | | | промежуточной | | | | | | | | | | аттестации | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ИГА.00 | Итоговая | 2 | | | | | | | | | государственная | | | | | | | | | | аттестация | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | ВК.00 | Время | 104 | | | | | | | | | каникулярное | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | К.00 | Консультации | | 300 | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | Ф.00 | Дисциплины | | 225 | | | | | | | | факультативные | | | | | | | | |--------------|-------------------|---------|-----------|--------|-----------|---------------|----------|--------------| | | ИТОГО: | 416 | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Пояснения к примерному учебному плану 1. Примерные учебные планы предназначены для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0506 "Хореографическое искусство" с квалификацией "артист балета", составлены для каждой ступени обучения отдельно и являются основой для разработки учебного плана образовательным учреждением среднего профессионального образования. 2. Указанное в примерных учебных планах время на теоретическое и практическое обучение является минимальным и может быть увеличено за счет резерва времени учебного заведения. Рабочий график учебного процесса разрабатывается и утверждается администрацией образовательного учреждения, при этом количество учебных недель в год при расчете учебного плана не должно превышать 36-ти недель, по практической подготовке - 34-х недель. 3. Объем обязательных (аудиторных) учебных занятий в период теоретического обучения не должен превышать 36 часов в неделю. Учитывая специфику обучения в хореографических учебных заведениях, занятия по специальным дисциплинам планируются исходя из максимальной учебной нагрузки обучающегося. Максимальная нагрузка в период теоретического обучения не должна превышать 54 часа в неделю и включает все виды учебной работы обучающегося в образовательном учреждении: обязательные и факультативные занятия, консультации, самостоятельную работу под руководством преподавателя и т.п. 4. Консультации для обучающихся, в том числе по подготовке к государственным экзаменам, предусматриваются учебным заведением в объеме 50 часов на каждый учебный год. Подготовка к экзаменам по специальным дисциплинам проводится на протяжении всего семестра, дополнительное время в сессию на подготовку к экзаменам не выделяется. На проведение текущих консультаций по дисциплинам, входящим в общепрофессиональный, общий гуманитарный и социально - экономический, общеобразовательный циклы дисциплин, выделяются дополнительные часы в объеме 10% от количества лекционных часов, указанных в учебном плане и в соответствующем семестре на данную дисциплину. Форма проведения консультаций (групповая, индивидуальная, письменная) определяется учебным заведением. 5. Учебный год начинается, как правило, 1 сентября и завершается 30 июня на всех курсах. Продолжительность учебного года до 9 класса определяется нормами общеобразовательной школы. Окончание срока обучения на последнем курсе зависит от общей продолжительности обучения. 6. Зачеты, контрольные и курсовые работы являются формой текущего учета знаний и могут проводиться по мере выполнения учебного плана в счет времени, отводимого на дисциплину. 7. Общая продолжительность экзаменационных сессий в течение одного учебного года не превышает 4-х недель. Количество экзаменов, выносимых на одну неделю экзаменационной сессии, - не более 2-х. 8. Продолжительность каникул на старших курсах - не более 11 недель в году, из них 2 недели - в зимний период времени. Продолжительность каникул в школьный период определяется нормами общеобразовательной школы. 9. Помимо часов работы преподавателя по учебному плану дополнительно предусматриваются: - часы работы концертмейстера из расчета 100% общего количества часов, отводимых на групповые и индивидуальные занятия по классическому, народно - сценическому, характерному, историко - бытовому, дуэтно - классическому и современному танцам, мастерству актера, ритмике; - часы работы концертмейстера из расчета 100% общего количества часов, отводимых на подготовку и проведение выпускных спектаклей (при их фортепианном сопровождении), на подготовку к сценической практике под руководством преподавателя, на учебную сценическую практику в балетных спектаклях и концертных программах (при их фортепианном сопровождении); - часы работы концертмейстера из расчета 25% общего количества часов, отводимых на групповые занятия по музлитературе, истории музыки и анализе балетной танцевальной музыки; - часы работы хореографа, педагога - репетитора, преподавателя актерского мастерства, дирижера при подготовке и проведении выпускных спектаклей, а также учебно - сценической практики. 10. Занятия по физической культуре осуществляются по специальной программе, учитывающей особенности подготовки специалистов, и оцениваются недифференцированным зачетом. Рекомендуется использовать их для занятий гимнастикой, акробатикой, плаванием. Примерный перечень учебных лабораторий, кабинетов, мастерских и других вспомогательных подразделений Лаборатории: - звукозаписи; - фотолаборатория. Кабинеты: - естественнонаучных дисциплин; - гуманитарных дисциплин; - социально - экономических дисциплин; - русского языка и литературы; - языковой подготовки (лингафонный); - музыкально - исторических и музыкально - теоретических дисциплин; - истории балета, театра, изобразительного искусства. Специализированные аудитории: - учебные залы для занятий по специальным хореографическим дисциплинам; - учебные классы для занятий по дисциплине "Актерское мастерство"; - учебные классы с фортепиано; - учебные классы с аудио- и видеоаппаратурой. Другие подразделения: - концертно - театральный зал; - спортивный зал; - костюмерная. УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования Российской Федерации В.М. ЖУРАКОВСКИЙ 25 декабря 2000 года N 05-0506/а ВР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0506/а "ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО" (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) 1. Общая характеристика специальности 0506/а "Хореографическое искусство" 1.1. Специальность утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94 N 4 "Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора специальностей среднего профессионального образования". 1.2. Форма освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0506/а "Хореографическое искусство" - очная 1.3. Квалификация выпускника - артист ансамбля народного танца. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения - 4 года 10 месяцев. 1.4. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника. 1.4.1. Место специальности в области искусства. Профессиональная деятельность выпускника по специальности 0506/а "Хореографическое искусство" осуществляется в исполнительской сфере профессионального народного танцевального искусства, а также в сфере общего эстетического образования и воспитания. 1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника. Объектом профессиональной деятельности выпускника являются профессиональные народные танцевальные ансамбли, а также танцевальные труппы театрально - зрелищных предприятий. 1.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника. Выпускник подготовлен к исполнительской деятельности в профессиональных танцевальных коллективах. 2. Требования к уровню подготовки выпускника, успешно завершившего обучение по программе специальности 0506/а "Хореографическое искусство" 2.1. Общие требования к образованности выпускника Выпускник отвечает следующим требованиям: - владеет основами общих гуманитарных, социально - экономических наук, умеет использовать общие принципы этих наук в профессиональной и иной деятельности; - знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека, общества, окружающей среды, способен учитывать их в своей профессиональной деятельности; - обладает культурой мышления, способностью в условиях социальной и культурной эволюции к переоценке собственного опыта и профессиональному самоанализу, готовности к взаимодействию с коллегами по работе; - владеет государственным языком Российской Федерации - русским, способен применять знания иностранного языка в профессиональной и иной деятельности, грамотно использует профессиональную лексику; - умеет самостоятельно приобретать новые знания, осознает необходимость повышения квалификации, способен продолжить обучение с целью приобретения следующего уровня образования; - умеет организовать свой труд, владеет методами сбора и освоения информации применяемой в сфере своей профессиональной деятельности; - понимает сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь, обладает чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; - способен находить творческие решения при реализации профессиональных задач, обладает культурой общения в художественно - творческом процессе. 2.2. Требования к уровню подготовки по дисциплинам и профессиональной практике 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально - экономическим дисциплинам Выпускник должен: в области философии: - иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в творчестве, жизни человека, общества, цивилизации; - иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии; - иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении; - иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды; - знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе; в области истории культуры и искусства: - иметь представление о художественном мировоззрении, об основных этапах истории культуры и искусства, понимать их роль в развитии цивилизации, ориентироваться в современных социально - экономических и культурологических проблемах; знать направления и стили в мировом искусстве; в области экономики: - иметь общее представление об основных положениях экономической теории, о налоговой, денежно - экономической, кредитной, социальной и инвестиционной политике; - иметь общее представление об экономической ситуации в стране и за рубежом; уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую в своей профессиональной деятельности; в области социологии и политологии: - иметь общее представление о социологическом подходе к процессу эволюции общества и личности и об основных категориях социологии как науки; - иметь общее представление о тенденциях политического развития России и зарубежных стран; в области права: - знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; - иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права Российской Федерации; в области иностранного языка: - владеть лексическим (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; - уметь общаться на иностранном языке на бытовом и профессиональном уровне; в области физической культуры: - иметь представление о роли физической культуры в жизни человека и общества; об основах физической культуры и здорового образа жизни; - владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств. 2.2.2. Требования по общепрофессиональным дисциплинам Выпускник должен иметь представление: - о роли и значении хореографического искусства в системе культуры, в процессе воспитания и развития личности; - о социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе; - об основных этапах и тенденциях развития истории театра, музыки, музыкально - театральных жанров; - об анатомии и физиологии человека, предотвращении танцевального травматизма. Выпускник должен иметь навыки: - слухового анализа элементов строения музыки танцевальных жанров и форм; - игры на музыкальном инструменте. Выпускник должен знать: - основные исторические периоды развития хореографического искусства, особенности национальных танцевальных традиций, творчество ведущих мастеров танца России и зарубежных стран; - основы построения хореографических форм и композиций народного танца; - основные исторические периоды развития музыкального искусства и музыкально - сценических жанров, творчество ведущих композиторов России и зарубежных стран, музыкальную литературу музыкально - театральных и инструментальных жанров; - основы элементарной теории музыки, анализа музыкальных форм и танцевальных жанров. Выпускник должен уметь: - анализировать музыкальные и хореографические произведения; - определять метр и ритмический рисунок музыкальных произведений балетных и танцевальных жанров. 2.2.3. Требования по специальным дисциплинам Выпускник должен иметь представление: - о классическом и современном репертуаре ведущих профессиональных коллективов народного танца; - о специальной литературе по профессии и об основных нормативно - правовых документах, регламентирующих профессиональную деятельность. Выпускник должен иметь навыки: - использования знаний и практического опыта, полученных в хореографическом учебном заведении, для исполнения хореографических партий в спектаклях и концертных программах профессиональных коллективов народного танца; - исполнения хореографических партий в спектаклях и танцевальных композициях, входящих в учебную программу сценической практики хореографического учебного заведения; - участия в спектаклях и танцевальных композициях. Выпускник должен знать: - элементы и основные комбинации классического, народно - сценического, историко - бытового танцев, современных видов хореографии, профессиональную терминологию; - образцы классического и современного репертуара коллективов народного танца; - основные этапы развития классического балетного и профессионального народного танцевального исполнительства; - историю создания и основы композиции классических спектаклей балетного репертуара и произведений профессионального народного танцевального исполнительства; - ведущие принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; Страницы: 1 2 |