ОБ ИТОГАХ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ Г. МОСКВЫ В 2001 ГОДУ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НА 2002-2003 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 14 мая 2002 г. N 359 (ПРМ) В 2001 году деятельность предприятий потребительского рынка и услуг г.Москвы получила дальнейшее развитие. Укрепляются и совершенствуются рыночные механизмы. Объем розничного товарооборота в 2001 году достиг 910 млрд. рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 7,9 %. Население города бесперебойно обеспечивалось основными продуктами питания и непродовольственными товарами. В развитие потребительского рынка г.Москвы иностранными и отечественными компаниями инвестировано соответственно более 4 млрд. долларов США и 10 млн. рублей. Построено и реконструировано 2 300 предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, получили развитие сетевые торговые системы. В отрасли занято более 1,3 млн. человек, прирост рабочих мест в 2001 году составил около 30 тысяч. В 2001 году по отрасли "Торговля и общественное питание" налоговые поступления только в городской бюджет составили 18,9 млрд. рублей и их доля увеличилась до 16,3 %. Проводилась работа по развитию социальных форм обслуживания, реализации мероприятий по упорядочению работы рынков и мелкорозничной сети, улучшению школьного питания и совершенствованию нормативно-правового обеспечения. Несмотря на положительные сдвиги в работе предприятий потребительского рынка и услуг в целом, многие важные вопросы остаются нерешенными. Особого внимания требуют вопросы развития социальных форм обслуживания, упорядочения системы контроля на потребительском рынке города. Необходимо усилить внимание к проблемам по улучшению работы рынков и мелкорозничной сети, развитию современных предприятий отрасли и дальнейшему укреплению ее материально-технической базы, совершенствованию контроля за качеством алкогольной продукции и так далее. В соответствии с Законом города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 25.12.2001 N 1171-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы на 2001 год и Программе Правительства Москвы на 2002 год" и в целях дальнейшего развития потребительского рынка и услуг г.Москвы Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Основные направления развития потребительского рынка и услуг г.Москвы на 2002-2003 гг. (далее Основные направления), согласно приложению. 2. Департаменту потребительского рынка и услуг, департаментам, комитетам, управлениям и префектурам административных округов, задействованным в реализации Основных направлений, в двухмесячный срок разработать план организационных мероприятий по реализации Основных направлений. Установить, что участники реализации мероприятий Основных направлений представляют в Департамент потребительского рынка и услуг полугодовую информацию о ходе их выполнения 10 июля и 10 января за соответствующий отчетный период в установленном порядке. Координацию работы органов исполнительной власти города Москвы и представление в Правительство Москвы обобщенной информации о ходе выполнения Основных направлений возложить на Департамент потребительского рынка и услуг. 3. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по предложениям Департамента потребительского рынка и услуг, согласованным с городскими инвесторами и заказчиками, предусматривать в адресных инвестиционных программах Правительства Москвы на 2002-2003 годы проектирование и строительство предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в пределах лимитов капитальных вложений, выделяемых из городских источников соответственно по отраслям "Прочие расходы - Торговля и общественное питание" и "Прочие расходы - Бытовое обслуживание населения". 4. Департаментам потребительского рынка и услуг, государственного и муниципального имущества города Москвы совместно с префектурами административных округов во втором полугодии 2002 года разработать целевую программу по поддержке и развитию предприятий социального обслуживания населения, обратив особое внимание на решение проблем, связанных с перепрофилированием предприятий, реализующих товары и услуги повседневного спроса. 5. Префектурам административных округов в III квартале 2002 года представить в Москомархитектуру предложения по разработке перспективных отраслевых схем размещения торговых объектов местного уровня. 6. Москомархитектуре: 6.1. С участием ГУП НИиПИ Генплана Москвы в 2002-2003 гг. в соответствии с предложениями префектур административных округов на основании градостроительных планов административных округов и районов разработать перспективные отраслевые схемы размещения торговых объектов местного уровня. 6.2. При разработке и согласовании предпроектной и проектной документации по районам комплексной реконструкции и модернизации жилищного фонда обеспечить в обязательном порядке размещение объектов инфраструктуры потребительского рынка для реализации товаров и услуг повседневного спроса. 7. Рекомендовать районным Управам рассмотреть планы первоочередных мероприятий по развитию сети магазинов по продаже товаров повседневного спроса. 8. Префектурам административных округов: 8.1. С участием архитектурно-планировочных управлений административных округов разработать планы первоочередных мероприятий по развитию сети магазинов по продаже товаров повседневного спроса. 8.2. Совместно с департаментами государственного и муниципального имущества города Москвы и потребительского рынка и услуг в целях сохранения объектов социально-гарантированного уровня, удовлетворения спроса жителей в товарах и услугах повседневного спроса руководствоваться постановлениями Правительства Москвы от 28.08.2001 N 789-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 13.08.96 N 689" и от 28.08.2001 N 778-ПП "Об утверждении Положения об установлении в особом порядке арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности Москвы". 9. Департаменту потребительского рынка и услуг, органам исполнительной власти города Москвы при разработке городских целевых программ, программ социально-экономического развития, градостроительных планов развития территорий административных округов, ТЭОС и районов города руководствоваться основными положениями и параметрами Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов. 10. Москомархитектуре, Москомзему по мере выявления дополнительных земельных участков для размещения крупных торговых объектов в г.Москве, включать их в Генеральную схему размещения крупных торговых объектов и реестр конкурсных объектов с последующим предоставлением участков инвесторам в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 08.05.2001 N 436-ПП "Об утверждении Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года и механизме ее реализации". 11. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с префектурами административных округов во втором полугодии 2002 года разработать концепцию развития потребительского рынка и услуг и представить на утверждение Правительства Москвы. 12. В соответствии с Законом города Москвы от 11.07.2001 N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве" Департаменту потребительского рынка и услуг выступить в качестве заказчика при разработке среднесрочной программы развития потребительского рынка и услуг г.Москвы на 2004-2006 гг. и представить ее на утверждение Правительства Москвы во втором полугодии 2003 года. 13. Департаментам потребительского рынка и услуг, науки и промышленной политики совместно с префектурами административных округов и заинтересованными организациями до 1 июля 2003 года разработать концепцию и среднесрочную программу развития оптовой торговли непродовольственными товарами и представить на утверждение Правительства Москвы в 2003 году. 14. Департаменту науки и промышленной политики и ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" по заявке Департамента потребительского рынка и услуг рассмотреть вопрос о включении в планы НИОКР на 2002-2003 гг. финансирование разработки программы развития потребительского рынка и услуг на 2004-2006 гг., концепции и программы развития оптовой торговли непродовольственными товарами. 15. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства во втором полугодии 2002 года разработать и внести на рассмотрение Правительства Москвы проект закона города Москвы об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг г.Москвы с учетом требований федерального законодательства и приоритетов развития потребительского рынка и услуг, определенных Основными направлениями. 16. Во исполнение постановлений Правительства Москвы от 04.07.2000 N 513 "О развитии сети продовольственных магазинов по продаже товаров по сниженным ценам", от 13.02.2001 N 150-ПП "О создании социально-ориентированной розничной торговой сети", распоряжения Мэра Москвы от 30.01.2001 N 69-РМ "О мерах по развитию сети социальных магазинов "Овощи-фрукты-продукты" в Москве" Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, префектурам административных округов совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг выделить в 2002-2003 гг. не менее 230 нежилых помещений и 20 земельных участков площадью 0,2-0,3 га для открытия сетевых магазинов-дискаунтов и других социально ориентированных предприятий. Выделение помещений производить на условиях закрытого конкурса. 17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П., министра Правительства Москвы Малышкова В.И. и префектов административных округов. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I квартале 2003 года. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 14 мая 2002 г. N 359 Приложение к постановлению Правительства Москвы от 14 мая 2002 года N 359-ПП ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ г. МОСКВЫ НА 2002-2003 гг. Москва - 2002 Основные направления развития потребительского рынка и услуг г.Москвы на 2002-2003гг. основываются на учете итогов развития отрасли за предшествующий период и исходят из необходимости решения актуальных проблем и поддержки положительных тенденций в организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания в целях повышения степени удовлетворения потребностей населения города в товарах и услугах в соответствии со складывающимся спросом. Основные направления опираются на положения Концепции развития внутренней торговли РФ и Программы Правительства Москвы на 2002 год, а также на прогноз социально-экономического развития г.Москвы на период до 2004 года. 1. Состояние и проблемы развития потребительского рынка и услуг г.Москвы Потребительский рынок Москвы - это крупный сектор городского хозяйства, обеспечивающий товарами и услугами порядка 11,5 млн. человек - жителей и гостей столицы или около 8% всего населения России. В городе функционирует 27,8 тыс. предприятий потребительского рынка, в том числе торговли - 15,4, общественного питания - 6,7, бытового обслуживания - 5,7 тысяч и 167 рынков. Мелкорозничная сеть насчитывает 20,5 тыс. объектов. В сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг занято более 1,3 млн. человек, или каждый четвертый работающий в городском хозяйстве Москвы. В 2001 году развитие отрасли происходило в условиях совершенствования и развития рыночных отношений. Ведущее положение на потребительском рынке занимает сектор частного предпринимательства, на долю которого приходится около 98% от общих объемов розничного товарооборота и реализации бытовых услуг. Государственными остались только 86 предприятий (комбинаты школьного питания, кладбища и некоторые другие предприятия, выполняющие городские функции). Остальные являются частными предприятиями различных организационно-правовых форм. В этих условиях главными средствами воздействия органов государственной власти и управления на субъектов хозяйственной деятельности в сфере потребительского рынка и услуг стали методы правового регулирования и саморегулирования участников экономических отношений. Устойчивое развитие экономики города и реализация активной социальной политики Правительства Москвы обеспечили в 2001 году рост реальных доходов москвичей на 104,7% по сравнению с уровнем 2000 года. На 105,2% в сопоставимых ценах возросли денежные расходы населения (с учетом приезжих) на территории Москвы на покупку товаров и оплату услуг. При этом весь предъявленный платежеспособный спрос населения был полностью обеспечен предложением основных потребительских товаров и бытовых услуг. Объем продажи потребительских товаров через все каналы реализации в Москве в 2001 году составил 886,4 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 7,9% выше уровня 2000 года. В структуре розничного товарооборота на долю продовольственных товаров приходилось 40,0%, непродовольственных - 60,0%. Доля организованного рынка в формировании оборота розничной торговли выросла до 73% против 71% в 2000 году. Удельный вес Москвы в объемных показателях розничного товарооборота России в 2001 году находился на уровне 29,5%. По имеющимся оценкам, оборот оптовой торговли потребительскими товарами в Москве в 2001 году составил порядка 1191 млрд. руб., или 43% от общего объема оптового оборота потребительских товаров в России. Число ассортиментных разновидностей товаров в магазинах Москвы с универсальным ассортиментом продовольственных товаров достигло 5 тыс. наименований и промышленных - 18,5 тыс. наименований, что в 20 раз больше, чем в начале 90-х годов. В общем объеме товарных ресурсов, реализуемых в Москве, доля товаров отечественного производства возросла с 53,0% в 1997 году до 65,0% в 2001 году. Товарооборот общественного питания в 2001 году возрос в сопоставимых ценах на 4,9% по сравнению с 2000 годом и составил 23,9 млрд.руб. Объем бытовых услуг населению составил в 2001 году 21,5 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 5,3% ниже уровня 2000 года. В то же время по видам бытовых услуг, курируемым Департаментом потребительского рынка и услуг, при общем объеме 9,4 млрд. руб. индекс роста к уровню 2000 года составил 101,8%. Продолжала укрепляться материально-техническая база отрасли, повысился технический уровень торгового и бытового обслуживания. В 2001 году введено в строй 1576 новых предприятий, в том числе: 792 - торговли, 273 - общественного питания, 378 - бытового обслуживания населения, 133 - многопрофильных комплексов, цехов и др. Реконструировано 750 предприятий потребительского рынка. С учетом новых, реконструированных и модернизированных объектов доля предприятий, отвечающих современным требованиям, возросла на потребительском рынке с 40,1% в 1997 году до 72,2% в 2001 году. Потребительский рынок Москвы обеспечил высокую привлекательность для вложений капиталов и их эффективного использования. Объем прямых иностранных инвестиций в объекты потребительского рынка в 2001 году составил 581,6 млн. долл. США. За счет нового строительства несколько улучшилось территориальное размещение сети предприятий по районам города (Восточный, Юго-Восточный административные округа и др.). Определенные структурные изменения происходили в 2001 году в звене мелкооптово/розничной торговли. Они были связаны с открытием ряда торговых объектов (например, компании "Метро"), деятельность которых направлена на вытеснение рынков из этой ниши, а также с упорядочением работы и сети рынков на территории Москвы. За период 2000-2001 гг. общее число рынков в городе сократилось с 240 до 167. В последние годы в торговле широко внедряются лучшие мировые стандарты и технологии, связанные с сетевыми формами организации торгового обслуживания. В городе сформированы крупные торговые сети, такие как "Седьмой Континент", "Перекресток", "Рамстор", "БИН", "Копейка", "ДИКСИ", "Пятерочка" и др. Сетевые структуры, в том числе с использованием механизма франчайзинга, формируются в общественном питании и бытовом обслуживании населения ("Елки-палки", "Русское бистро", "Ростикс", "БФТ-Диана" и др.). На сетевых принципах организации строится работа магазинов сниженных цен (дискаунтов) и других типов социально ориентированных предприятий торговли. Доля таких предприятий в общем количестве предприятий по торговле продовольственными товарами в 2001 году достигла 6,2%. Совершенствуется правовая основа предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка и услуг. Законодательно обеспечивается защита прав потребителей, развивается система сертификации продукции и услуг, приняты федеральные законы, направленные на упорядочение деятельности контролирующих органов на потребительском рынке и пресечение необоснованных административных барьеров. В соответствии с принятыми нормативными документами создается Торговый реестр города Москвы1)*, отрабатывается механизм реализации Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года.2) Утверждены новые правила работы рынков, а также ряд других документов, которые позволили создать условия для упорядочения работы рынков, их преобразования в современные торговые центры и ликвидации рынков, не отвечающих установленным требованиям. Принято решение о сокращении числа государственных унитарных предприятий с 86 до 42 за счет приватизации, а также ликвидации убыточных предприятий. Улучшилось экономическое положение предприятий и организаций потребительского рынка и услуг. Налоговые поступления только в городской бюджет по отрасли "Торговля и общественное питание" в 2001 году составили 18,9 млрд. руб. Доля наполняемости бюджета города от предприятий торговли и общественного питания оценивается в 16,3%. Налоговые поступления в консолидированный бюджет от всех предприятий отрасли составили 43,2 млрд. руб. Вместе с тем, состояние и тенденции развития этого важного сектора городского хозяйства свидетельствуют о наличии ряда серьезных проблем, снижающих социальную и экономическую эффективность функционирования потребительского рынка и услуг г.Москвы и требующих своего решения в рассматриваемой перспективе (2002-2003 гг.). Остаются высокими темпы инфляции на потребительском рынке. Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в Москве в декабре 2001 года составил по сравнению с декабрем 2000 года 120,4% (2000 г. - 124,4%), индекс цен на продукты питания - 120,6% (117,8%), непродовольственные товары - 114,7% (130,7%), бытовые услуги населению - 129,5% (125,6%). Показатели ценовой динамики в Москве в 2001 году были несколько выше, чем в целом по России. ------------------ 1) Постановления Правительства Москвы от 27.03.2001 N 277-ПП, от 18.09.2001 г. N 847- ПП. 2) Постановления Правительства Москвы от 08.05.2001 N 436-ПП Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчин трудоспособного возраста), рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, оценивалась в конце декабря в Москве в 1141,25 руб. и возросла по сравнению с началом 2001 года на 21,1%. Наблюдается существенная (до 20-25%) дифференциация цен на одноименные товары, в том числе первой необходимости, по территориям административных округов города.3) Высокие темпы роста потребительских цен, наряду с действием макроэкономических факторов, обусловлены факторами, лежащими в сфере оптовой и розничной торговли и бытовых услуг. Это - высокие издержки обращения, наличие многочисленных посредников, большая часть из которых не является ни технологически, ни организационно необходимой,4) монопольное положение и недостаточная конкуренция между предприятиями на локальном уровне в случае низкой насыщенности торговой сети и др. Обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения является одной из главных проблем развития потребительского рынка Москвы с учетом того, что почти четверть населения города имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума. В решении этой проблемы, наряду с мерами по стабилизации потребительских цен, должны быть задействованы адресные мероприятия по поддержке развития сети торгового и бытового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан, а также некоторых социально значимых видов бытовых услуг (услуги бань, ритуальные услуги). ---------------- 3) По данным ценного мониторинга, более высокие цены на продукты питания складываются в Центральном и Южном административных округах 4) По отдельным группам продовольственных товаров в товаропроводящей сети города насчитывается до 6 звеньев посредников, наличие которых приводит в конечном итоге к неоправданному завышению розничных цен Складывающаяся дислокация объектов торгового и бытового обслуживания в городе не полностью отвечает потребностям населения. Органы территориального и городского управления не используют в полной мере свои функции по сохранению профиля социально значимых объектов, расположенных в пределах пешеходной доступности, в том числе в случае аренды нежилых помещений5) . Остро сказывается неравномерность размещения сети торгового и бытового обслуживания по районам города. На периферии города сложилось 16 районов с обеспеченностью ниже социально-гарантированного уровня. Продолжается вымывание объектов повседневного спроса в центральной части города и на крупных магистралях городского значения. Недостаточно развивается сеть небольших магазинов социально - гарантированного уровня в местах проживания москвичей. Обеспечение территориальной доступности товаров и услуг во всех районах города на уровне, не ниже установленных градостроительных и социальных стандартов (нормативов) обслуживания, входит в число главных проблем перспективного развития потребительского рынка. Реальные возможности ее решения выходят за рамки двухлетнего периода (2002-2003 гг.) и требуют осуществления комплекса градостроительных, имущественно-земельных и организационных мероприятий, включая разработку дифференцированных нормативов развития и размещения сети с учетом типов предприятий и районных схем размещения объектов социально-гарантированного уровня, приоритетное выделение для таких объектов нежилых помещений и земельных участков и т.д. Актуальной остается проблема обеспеченности предприятий потребительского рынка и услуг, в том числе крупных торговых объектов, автостоянками и парковками 6). ------------------- 5) На 01.01.2002 г. арендовали нежилые помещения 79,3% от общего числа предприятий потребительского рынка и услуг 6) По оценкам фактический уровень обеспеченности предприятий торговли автостоянками по отношению к действующим нормативам не превышает 35%. При этом московское нормативы обеспечения автостоянками торговых объектов, в том числе крупных, заметно уступают европейским стандартам Несмотря на некоторое сокращение, рынки сохраняют высокий удельный вес в общей емкости торговой сети города (около 24%) и в объемах розничного товарооборота. Практика оптовой и розничной торговли на рынках во многом не соответствует государственным требованиям. Процессы структурной перестройки оптового звена системы товародвижения отстают от запросов розничной торговли и не подготовлены к значительным структурным изменениям, которые ожидаются в ближайшие годы на потребительском рынке (развитие розничных сетей и крупных торговых объектов: гипер- и супермаркетов, торговых комплексов и центров и др.). Дальнейшее развитие социально ориентированных предприятий потребительского рынка и услуг сдерживается из-за трудностей с выделением нежилых помещений, а также земельных участков для строительства распределительных центров. Проблемы в сфере имущественно-земельных отношений во многом замедляют процессы создания в городе сети торговых комплексов типа "Кэш энд Кэрри" 7) , сетевых распределительных центров, крупных торговых объектов в соответствии с Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов городского значения. В Москве была создана региональная система идентификации качества алкогольной продукции и контроля за ее розничной реализацией, которая показала свою высокую эффективность. В 2001 году сумма акцизов, перечисленных в консолидированный бюджет, увеличилась в 5 раз по сравнению с 1998 годом. Количество фальсифицированной алкогольной продукции, выявленной контролирующими органами в розничной сети, сократилась за этот период с 46 до 7%. Однако с внесением изменений в Федеральный закон о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции 8), запретивших использование идентификационных марок субъектов Федерации, актуальной становится проблема защиты внутреннего алкогольного рынка города от некачественной и фальсифицированной продукции в новых условиях. Проблема обеспечения качества и безопасности товаров и услуг является общей стратегической задачей для всех секторов потребительского рынка и услуг. Наиболее остро она стоит в сфере неорганизованной торговли: в розничном звене - на рынках и в мелкорозничной торговле; в оптовом звене - при хранении продовольствия в, так называемых, "неприспособленных помещениях" (цеха и склады промышленных предприятий, нежилые помещения, гаражи, спортивные сооружения и т.д.). Существование этого канала, тесно связанного с рынками, выводит из системы государственного контроля качества и налогового контроля значительные объемы продовольственных товаров 9). ------------------ 7) Постановление Правительства Москвы от 04.07.2000г. N 513. 8) Федеральный Закон от 29.12.2001г. N 86-ФЗ 9) По оценкам, по отдельным группам продовольственных товаров до 35 % объемов импортируемого продовольствия хранится в оптовом звене в "неприспособленных" помещениях В сфере координации и контроля развития потребительского рынка и услуг требуется принятие нового городского закона для упорядочения деятельности контролирующих органов, устранения дублирования в их работе. Должна быть также упрощена административно-разрешительная практика для субъектов малого предпринимательства, в том числе в мелкорозничной торговле. 2. Цели, задачи и приоритеты развития потребительского рынка и услуг Основные направления призваны обеспечить решение актуальных проблем развития потребительского рынка и услуг г.Москвы в целях повышения степени удовлетворения потребностей населения города в торговых и бытовых услугах в соответствии со складывающимся спросом. Общими концептуальными задачами основных направлений являются: - формирование социально ориентированной системы торгового и бытового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения; - формирование пространственной сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, обеспечивающей территориальную доступность товаров и услуг во всех районах города на уровне, не ниже принятых градостроительных и социальных стандартов (нормативов) обслуживания; - развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг: новое строительство, реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными концепциями и новейшими научно-техническими достижениями; - обеспечение в сфере потребительского рынка и услуг баланса интересов и защиты прав потребителей, предпринимателей и государства на основе совершенствования форм, методов и организации правового регулирования, координации и контроля; - развитие механизмов и инструментов предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности. В целях повышения эффективности и системности в решении проблем развития потребительского рынка и услуг установить следующие приоритеты на 2002-2003 годы. В области повышения социальной направленности: - создание системы социального мониторинга; - развитие сети предприятий социальной направленности, включая магазины-дискаунты, социальное питание (школьное, диетическое питание, сеть предприятий быстрого питания), бытовое обслуживание в части социально значимых видов услуг (строительство и реконструкция бань, развитие объектов похоронного обслуживания) и предприятий, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан; - защита прав потребителей, обеспечение качества и безопасности товаров и услуг потребительского назначения, взаимодействие с общественными организациями потребителей. В области развития инфраструктуры: - размещение предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания различных типов и специализации, в том числе объектов социально-гарантированного уровня, в соответствии с градостроительными планами развития территорий и Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года; - повышение уровня обеспеченности предприятий потребительского рынка и услуг автостоянками и парковками; - упорядочение рыночной торговли, преобразование рынков в современные торговые центры и комплексы; - упорядочение мелкорозничной сети, ликвидация несанкционированной торговли, в том числе у станций метрополитена, в подуличных пешеходных переходах и других местах массового пребывания населения; - развитие информационных технологий в сфере потребительского рынка, электронной торговли, создание новых и развитие действующих автоматизированных информационных систем ("Карта москвича", информационно-сбытовая система "ГИСИС", "Карточка продавца" и т.д.). В области правового регулирования, координации и контроля: - систематизация действующих нормативных актов, внесение предложений об отмене устаревших актов, приведение отдельных актов в соответствие с федеральным законодательством; - защита внутреннего алкогольного рынка города, создание системы контроля за качеством и товародвижением алкогольной продукции; - создание равных конкурентных возможностей для развития крупных, средних и малых предприятий; - поддержка отечественных структур, организующих собственные товаропроводящие сети; - защита прав предпринимателей, ликвидация необоснованных административных барьеров, упрощение процедуры выхода на потребительский рынок города новых предприятий, и создание равных конкурентных возможностей для крупных, средних и малых предприятий, упорядочение контрольной деятельности и создание равных конкурентных возможностей для крупных, средних и малых предприятий; - совершенствование механизмов координации: в развитии и размещении оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в том числе сетевых структур и объектов типа "Кэш энд Кэрри", обеспечении интеграционных процессов, укреплении региональных, межрегиональных и межгосударственных связей потребительского рынка и развитии инвестиционной и инновационной деятельности; - развитие организаций саморегулирования бизнеса, ассоциаций, союзов и иных представителей коллективных интересов предпринимателей; - повышение квалификации и подготовки кадров в сфере потребительского рынка и услуг; противодействие терроризму на объектах потребительского рынка и услуг. Сформировать основные направления развития потребительского рынка и услуг г.Москвы как совокупность заданий, направленных на решение актуальных проблем и реализацию установленных приоритетов с целью поддерживать социально значимые виды торговых и бытовых услуг и защиту прав потребителей, повышать технический уровень предприятий и обслуживания потребителей и улучшать средства правового регулирования, координации и контроля. В соответствии с целями, задачами и приоритетами перспективного развития потребительского рынка и услуг предусматривается выполнение заданий по трем взаимосвязанным направлениям10). Первое направление ориентируется на обеспечение доступности потребительского рынка и услуг в цивилизованных формах его организации для абсолютного большинства населения. Второе направление предусматривает реализацию градостроительной, технической и инвестиционной политики в отрасли путем нового строительства, а также реконструкции и модернизации крупных, средних и малых объектов потребительского рынка и услуг. Третье направление включает задания по развитию науки и технологии, подготовке кадров и повышению их квалификации, организации правового регулирования, координации и контроля в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. --------------- 10) См.: Задания по реализации основных направлений развития потребительского рынка и услуг г.Москвы на 2002-2003 гг. 3. Развитие секторов потребительского рынка и услуг 3.1. Торговля В целях удовлетворения в полном объеме растущего платежеспособного спроса населения на потребительские товары в рамках прогноза социально-экономического развития г.Москвы на период до 2004 года11) обеспечить в 2002-2003гг. прирост объемов оборота розничной торговли в сопоставимых ценах на уровне 4,5- 5,5% в год. Повысить культуру и качество торгового обслуживания с использованием современных технологий, а также прогрессивных архитектурно-строительных решений. Обеспечить благоприятные условия для расширения объема торговой деятельности на основе дальнейшего развития емкости торговой сети и улучшения ее территориального размещения, в том числе за счет более эффективного использования нежилого фонда города. Поддержать прогрессивные тенденции и структурные изменения в отрасли, связанные: - с приоритетным развитием социально ориентированных объектов торговли; - с переходом к сетевым принципам организации торговли и логистики, развитием розничных сетевых структур; - с ростом числа крупных современных торговых объектов (гипер- и супермаркеты, торговые комплексы типа "Кэш энд Кэрри" и др.) и их доли на рынке; - с упорядочением рыночной торговли, сокращением удельного веса рынков в суммарной емкости торговой сети. В соответствии с Программой Правительства Москвы на 2002 год 12) предусмотреть меры по дальнейшему ускоренному развитию сети торгового обслуживания по сниженным ценам, ориентированного, в первую очередь, на малообеспеченные категории граждан, в том числе магазинов-дискаунтов, торговых комплексов типа "Кэш энд Кэрри", социальных магазинов "Овощи-фрукты-продукты" и др.13) Довести долю социально ориентированных предприятий в общем количестве предприятий по торговле продовольственными товарами в 2003 году до 8,5 - 9,0 %. ----------------- 11) Постановление Правительства Москвы от 29.05.2001 г. N 482-ПП 12) Постановление Правительства Москвы от 25.12.2001 г. N 1171-ПП На крупных предприятиях торговли распространить инициативу ЗАО "ТД "Перекресток" и других сетевых структур по продаже товаров в утренние часы со скидкой 5-10% для пенсионеров и малообеспеченных категорий граждан. В рамках реализации программы развития оптовой торговли продовольствием в г.Москве на 2002-2004гг.14) обеспечить формирование каналов товародвижения, в том числе плодоовощной продукции с относительно низкими ценами для обслуживания социально ориентированных предприятий розничной торговли. В этих целях содействовать организации распределительных центров сетевых компаний, имеющих магазины сниженных цен, торговых комплексов типа "Кэш энд Кэрри" и иных объектов оптово-розничного распределения, в том числе на базе имущественных комплексов оптовых предприятий, выставляемых на инвестиционные конкурсы (торги) по результатам применения процедур финансовой санации. Рассматривать задачу совершенствования системы товародвижения потребительских товаров в качестве одной из главных предпосылок стабилизации цен на потребительском рынке города. В торговле продовольственными товарами активизировать начатые в 2001 году процессы структурных преобразований в звене "опт - мелкий опт - розница", направленные на создание современной рыночной инфраструктуры оптовой торговли, сокращение звенности товарооборота, значительное уменьшение доли посредников на оптовом рынке, снижение издержек обращения за счет лучшей организации логистики. Предусмотреть в период до 2005 года строительство 7 новых и развитие 2 действующих распределительных центров сетевых торговых компаний, а также 10- 12 торговых комплексов типа "Кэш энд Кэрри", успешно конкурирующих с рынками в сфере мелкооптовой торговли. --------------- 13) Постановления Правительства Москвы от 25.05.1999 г. N 444, от 04.07.2000 г. N 513, от 13.02.2001 г. N 150-ПП распоряжение Мэра Москвы от 30.01.2001 N 69-РМ 14) Постановление Правительства Москвы от 23.04.2002 г. N 306-ПП Обеспечить достижение необходимого рыночного разнообразия структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность: - оптовых продовольственных рынков, сетевых и территориальных (зональных) распределительных центров различных типов, магазинов-складов и т.д. Использовать при отработке вопросов развития оптовой торговли опыт создания в Москве крупных оптовых структур в сфере оборота алкогольной продукции. В оптовой торговле непродовольственными товарами с учетом состава операторов и состояния инфраструктуры оптового звена,15) считать приоритетными следующие направления структурных преобразований, ориентированные на развитие современных типов крупных оптовых предприятий: - создание по основным товарным группам специализированных межрегиональных оптовых компаний; - организация в составе розничных сетей распределительных центров, открытых для внешних покупателей; - развитие сети складских фирм - операторов оптового рынка. Разработать в 2002-2003гг. концепцию и среднесрочную программу развития оптовой торговли непродовольственными товарами в Москве со схемой размещения объектов, взаимоувязанной с Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов городского значения. Задействовать через оптовую торговлю механизмы поддержки отечественных и, прежде всего, московских товаропроизводителей. Способствовать промышленным предприятиям города в развитии фирменной оптово-розничной торговли, в том числе путем предоставления на льготных условиях нежилых помещений, и организации сбыта продукции через распределительные сети. Поддерживать развитие и закрепление корпоративных принципов организации и управления в торговле, основанные на реализации как горизонтальных (на уровне предприятий и объединений потребительского рынка), так и вертикальных (на уровне промышленных и оптовых предприятий) хозяйственных связей. ----------------- 15) По оценкам, из 6 тыс.московских организаций оптовой торговли непродовольственными товарами около 85% приходится на долю фирм-посредников, не располагающих необходимой материальной базой и не представляющих клиентам полного комплекса оптовых услуг. Стимулировать процессы интеграции оптовой и розничной торговли по встречным направлениям и со стороны розничных сетей, и со стороны оптовых продовольственных предприятий. Для реализации проектов создания интегрированных объединений с участием города передавать в доверительное управление на конкурсной основе пакеты акций предприятий оптового звена, находящиеся в городской собственности, предприятиям розничной торговли, изъявившим желание принять участие в формировании новых структур. Повысить финансовую устойчивость производственно-торговых объединений путем подключения к ним финансово-кредитных организаций и в перспективе - формирования финансово-промышленных групп в сфере торговой деятельности. Всемерно поддерживать развитие интегрированных объединений, в том числе торговых холдингов, торговых объединений ассоциативного типа, а также добровольных торговых объединений на уровне предприятий и объединений потребительского рынка. Считать перспективными направлениями создания сетевых структур в розничной торговле объединений магазинов: - с относительно ограниченным ассортиментом и невысокими ценами (магазины-дискаунты); - с одинаковой концепцией хозяйственного развития; - с особыми формами торгового обслуживания (салонное обслуживание, торговля по каталогам и т.д.). Содействовать расширению масштабов применения франчайзинга на потребительском рынке как средства повышения устойчивости и конкурентоспособности малых предприятий, улучшения качества обслуживания, сокращения производственных затрат. В период 2002-2003 гг. предусмотреть создание 662 новых предприятий, а также реконструкцию и модернизацию 505 действующих предприятий торговли. При развитии розничной торговой сети предусматривать: - универсализацию продовольственной торговли; - формирование сети крупных торговых предприятий или их комплексов в районах с низкой плотностью жилой застройки; - организацию сети магазинов сниженных цен; - формирование в периферийных районах города магазинов социально - гарантированного уровня (расположенных в радиусе пешеходной доступности 300 - 500 м и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров); - изменение существующей структуры торговой сети центральной зона города с увеличением доли объектов социально-гарантированного уровня обслуживания населения товарами массового и повседневного спроса; интенсификацию существующей застройки перспективных территорий рынков, строительство на их основе торговых комплексов и центров. Усилить внимание к градостроительной политике развития сети торговли. Обеспечить практическую реализацию Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов в Москве до 2020 года в части объектов, находящихся в стадии проектирования и строительства, а также объектов, для размещения которых на конкурсной основе имеются зарезервированные земельные участки. Предусмотреть меры по выявлению дополнительных земельных участков для размещения крупных торговых объектов и их включению в Генеральную схему. Разработать в 2002-2003 гг. проекты планировки общественных территорий "Южное Бутово" (ЮЗАО), "Дмитровская" (СВАО), "Южная" (ЮАО) и "Черкизовская" (ВАО) для размещения торговых зон городского значения. С учетом градостроительных планов развития территорий административных округов, Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов и в соответствии с нормативными актами Правительства Москвы16) обеспечить дальнейшее упорядочение рыночной торговли. Предусмотреть меры по закрытию 22 неперспективных рынков, в том числе по выводу до 2003 года 7 рынков с территории спортивных сооружений ("Лужники", "Динамо", ЦСКА и др.). Взять под особый контроль выполнение управляющими компаниями обязательств по преобразованию (реконструкция, новое строительство) 38 рынков в современные торговые центры и торговые комплексы на земельных участках, предоставленных городом в долгосрочную аренду. Предусмотреть в период до 2005 года реконструкцию 13 государственных сельскохозяйственных (бывших колхозных) рынков с созданием на них оптимальных условий для продавцов и покупателей. Определить перспективы развития остальных 96 рынков, временно сохраненных в торговой инфраструктуре города, и разработать в 2002 году городскую целевую программу по оптимизации размещения рынков, их реконструкции и преобразованию в торговые центры и комплексы на период до 2010 года. ------------------- 16) Постановления Правительства Москвы от 03.07.2001 г. N 580-ПП, от 18.12.2001 г. N 1138-ПП; распоряжение Мэра Москвы от 28.10.1999 г. N 1210-РМ. Осуществить мероприятия по повышению уровня организации торговли и улучшению контроля и надзора за деятельностью рынков, организации системы учета торгующих на рынках с использованием персональных карточек продавца, выполнению требований антитеррористической безопасности. В сфере мелкорозничной торговли приоритетными задачами районных управ должно стать: - упорядочение мелкорозничной торговли в подуличных пешеходных переходах; - приведение ассортимента реализуемых товаров в соответствие с функциональным назначением объектов мелкорозничной торговли (продажа мороженого, прохладительных напитков, печатной, табачной и другой продукции); - создание сети передвижных торговых средств, специализирующейся на быстром питании, которую в зависимости от ситуации можно использовать на улицах, у станций метро, в зонах отдыха, на праздничных мероприятиях; - ликвидация несанкционированной торговли. Приоритетными задачами сезонной торговли являются: - улучшение материально-технической базы этого вида обслуживания; - создание объектов, соответствующих современным требованиям, в том числе отработка малых (лотковых) форм торговли; - переход на новые формы реализации кваса: установка постмиксов и премиксов; - внедрение кегов со специальным оборудованием; - использование в жилых массивах и зонах отдыха передвижных 500-литровых емкостей; - производство стойкого кваса с длительным сроком реализации, в том числе в различных видах упаковки; - укрепление взаимодействия московских хладокомбинатов с торговыми фирмами. 3.2. Общественное питание В целях повышения роли и места отрасли в организации обслуживания населения в г. Москве обеспечить в 2002-2003 гг. прирост товарооборота общественного питания на уровне 5,0-6,0% в год, имея в виду доведение его удельного веса в объемах продажи продовольственных товаров к 2006 году до 10% (2001 год - 6,6%). Считать приоритетными задачами развития общественного питания: организацию питания; - учащихся и студентов общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего образования; - рабочих и служащих по месту работы на предприятиях и в организациях с предоставлением сбалансированного питания в зависимости от интенсивности труда, включая диетическое и лечебно-профилактическое питание; - малообеспеченных граждан (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей) в социальных предприятиях, в том числе с доставкой на дом или обслуживанием на дому; развитие общедоступной сети: - за счет широкого развития сети предприятий быстрого питания, включая специализированные, в том числе: детские, молодежные кафе, кафе мороженое и др.; - в местах отдыха и проведения досуга населения, включая летние кафе, в том числе при проведении спортивных мероприятий, массовых гуляний и т.д.; - в гостиницах, общежитиях; - в зданиях аэропортов, на железнодорожных и автовокзалах с возможностью приобретения продовольственных наборов в дорогу, включая развитие торговли через автоматы. Предусмотреть комплекс мер по усилению социальной направленности в развитии общественного питания в 2002-2003 гг., в том числе: - по созданию условий для расширения сети предприятий, участвующих в обеспечении мер социальной защиты жителей Москвы; - по поддержке предприятий социального питания, организации горячего и диетического питания населения по месту работы, в том числе с предоставлением льготного и бесплатного питания; - по совершенствованию координации развития сети общедоступных предприятий (столовые, кафе, рестораны и т.д.) с организацией питания для населения с невысоким уровнем доходов по доступным ценам. Развивать и расширять благотворительную деятельность предприятий общественного питания. Обеспечить в период 2002-2003 гг. безусловное выполнение основных показателей городской программы "Совершенствование организации питания учащихся города на основе внедрения новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания на период с 2000 до 2003 года" 17) в части целевых нормативов повышения качества и сбалансированности школьных рационов и заданий по увеличению объемов и повышению технического уровня производства продукции школьного питания, развитию системы производственного контроля за качеством и безопасностью используемого сырья и вырабатываемой продукции, созданию новых и модернизации существующих производственных мощностей в системе школьного питания. С учетом положительного опыта организации школьного питания и практической эффективности осуществления соответствующей городской программы в 2000-2001 гг. рассмотреть вопрос о целесообразности подключения к системе школьного питания или создания аналогичных систем для других контингентов учащихся детей и подростков (профтехучилища, техникумы). Уделить особое внимание повышению доступности услуг общественного питания широким слоям населения. В целях расширения охвата питанием различных контингентов населения содействовать: - в восстановлении и развитии системы диетического и лечебно-профилактического питания; - в развитии сети магазинов и отделов кулинарии; - в расширении в общественном питании отпуска блюд и изделий на вынос и с доставкой их по заказам на дом, в офис и т.д. -------------------- 17) Постановление Правительства Москвы от 18.07.2000г. N 546 Сконцентрировать меры по повышению ценовой доступности услуг общественного питания на двух стратегических направлениях: - стабилизации и, при благоприятных условиях, снижении уровня цен в общественном питании; - структурных изменениях в общедоступной сети в пользу предприятий, ориентированных на обслуживание населения с невысоким уровнем доходов. Поддерживать прогрессивные тенденции в сфере общественного питания, связанные с совершенствованием организации, внедрением новых форм обслуживания и технологий приготовления пищи, развитием материально-технической базы предприятий, обеспечивающих снижение затрат и улучшение экономического положения предприятий как главного фактора сдерживания роста цен. Способствовать: - развитию франчайзинга и сетевых форм организации предприятий общественного питания; - совершенствованию каналов товароснабжения предприятий, обеспечивающему возможности закупки товаров в оптовом звене и в промышленности по минимальным ценам без излишних посреднических звеньев; - организации централизованного производства для предприятий общественного питания полуфабрикатов высокой степени готовности и готовых блюд (охлажденная и быстрозамороженная продукция, в том числе в вакуумной упаковке); - повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания за счет более эффективных архитектурно-планировочных решений; - развитию парка подвижного состава автотранспорта с охлаждением; - организации эффективного научно-методического и информационного обслуживания предприятий общественного питания. В целях повышения территориальной доступности услуг общественного питания обеспечить более полное и интенсивное использование имеющихся предприятий (особенно предприятий социального питания и малозагруженных общедоступных предприятий - рестораны в низкоразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и др.), а также повышение плотности сети и равномерности ее распределения по территории города. В период 2002-2003 гг. предусмотреть открытие 266 новых предприятий общественного питания, а также реконструкцию и модернизацию 166 предприятий, рассчитанных в общей сложности на 13-14 тыс. посадочных мест. Обеспечить приоритетное развитие общедоступной сети предприятий, включая предприятия быстрого питания в павильонах из быстровозводимых конструкций, в районах города с более низкими показателями обеспеченности населения услугами общественного питания, в том числе в Юго-Западном, Юго-Восточном, Восточном, Западном и Зеленоградском административных округах. В целях качественного преобразования сети и повышения доступности услуг общественного питания для москвичей и гостей столицы предусмотреть меры по ускоренному развитию в 2002-2003 гг. предприятий быстрого питания. Довести долю стационарных предприятий быстрого питания в суммарной емкости общедоступной сети к 2005 году до 15% и на перспективу до 2010 года - не менее чем до 20-25%. Обеспечить размещение стационарных предприятий быстрого питания различных классов и типов в местах массового пребывания населения: на магистральных улицах и площадях города, вблизи крупных транспортных узлов, в зданиях железнодорожных и автовокзалов, в крупных торговых, торгово-деловых, спортивно-развлекательных и культурных центрах и комплексах, рынках, парках и зонах отдыха, жилых микрорайонах и т.д. Развивать в районах города сеть предприятий быстрого питания в павильонах из быстровозводимых конструкций, а также на базе фирменных, технически оснащенных мобильных торговых средств и летних кафе. Разработать концепцию и комплексную программу развития системы быстрого питания "Русское бистро", предусмотрев в ней на период 2002-2003 гг. строительство и ввод в эксплуатацию на базе павильонов из быстровозводимых конструкций 16 франшизных предприятий "Русское бистро" на земельных участках, отведенных в административных округах. 3.3. Бытовое обслуживание Обеспечить ускоренное развитие бытового обслуживания, прежде всего, за счет повышения доступности бытовых услуг для различных социальных групп населения города. Продолжить развитие и восстановление инфраструктуры бытового обслуживания в районах и микрорайонах, уделяя особое внимание расположению предприятий в зоне пешеходной доступности. Повысить роль районных управ в решении этих вопросов. В период 2002-2003 гг. предусмотреть создание 237 новых предприятий, а также реконструкцию и модернизацию 191 действующего предприятия бытового обслуживания населения, рассчитанных в общей сложности на 3,5 тыс. рабочих мест. Обеспечить строгое соблюдение установленного порядка, при котором передача прав аренды на помещения, освобождаемые предприятиями бытового обслуживания, производится с условием их целевого использования только под организацию бытовых услуг населению. Развивать сети небольших предприятий бытового обслуживания, оказывающих услуги повседневного спроса (ремонт обуви, одежды, часов, фотоуслуги, металлоремонт и т.д.) за счет: - создания и модернизации объектов мелкорозничной сети (павильонов, палаток, киосков), расположенных в районах массового проживания населения и интенсивных пассажиропотоков; - использования свободных площадей в крупных торговых объектах; - обеспечения рационального использования площадей действующих предприятий бытового обслуживания; целевого выделения площадей под объекты бытового обслуживания в районах массовой жилой застройки. Расширять внедрение форм обслуживания, пользующихся популярностью у населения: - прием заказов по месту проживания (на дому, в общежитиях, гостиницах), по телефону, Интернету; по месту работы, в местах интенсивных пассажиропотоков; - методом самообслуживания; - абонементного обслуживания; - обмен неисправных изделий на заранее отремонтированные, а также старых на новые со скидкой в цене. Активизировать работу по строительству специализированных объектов сферы услуг на кооперативной основе с участием двух и более предприятий бытового обслуживания и инвесторов. Предусмотреть порядок бюджетного финансирования создания новых и реконструкции действующих предприятий, жизненно важных для населения, в том числе: - строительство новых и расширение действующих городских кладбищ и других объектов похоронного обслуживания; - строительство и реконструкция муниципальных бань; - реконструкция государственных унитарных предприятий химчистки и прачечных, обслуживающих бюджетные организации социальной сферы и имеющих задания по линии Главного управления ГОЧС г.Москвы. Оказывать поддержку со стороны города предприятиям бытового обслуживания, предоставляющим услуги малообеспеченным категориям граждан по льготным ценам, за счет льгот по кредитованию, а также по арендной плате, коммунальным платежам, налогам. Способствовать организации в учреждениях социальной защиты населения подразделений (предприятий) бытового обслуживания по оказанию необходимого перечня бытовых услуг: ремонт обуви и одежды, услуги парикмахерских, прием одежды в химическую чистку и др. Взять под особый контроль создание предприятий в новых жилых районах и предприятий по социально значимым услугам, в том числе: ремонту одежды, обуви, стирке белья и чистке одежды методом самообслуживания, а также недорогим услугам парикмахерских, мастерским по ремонту холодильников, телевизоров, стиральных машин. Для таких предприятий предусматривать первоочередное выделение нежилых помещений на условиях целевого конкурса, а также предоставление по конкурсу кредитов на льготных условиях. Продолжить в 2002-2003 гг. работу по организационно-нормативному обеспечению качества услуг. Химчистка одежды и прачечное хозяйство. В 2002-2003 гг. осуществить мероприятия, направленные на дальнейшее повышение уровня обслуживания и доступности услуг для различных социальных групп населения, создание современных предприятий по чистке одежды и стирке белья, развитие сети приемных пунктов в районах массовой жилой застройки. В этих целях: - оказать предприятиям помощь по созданию в новых жилых районах приемных пунктов по чистке одежды и стирке белья, а также сети небольших экологически чистых предприятий химчистки на 2-3 машины по 10-15 кг каждая путем выделения нежилых помещений площадью 200-300 кв.м; - создавать на базе приемных пунктов прачечных и химчисток, открытых в предыдущие годы и занимающих площади 150-200 кв.м, комплексные предприятия по оказанию 10-15 видов услуг типа "Мультисервис"; - для малообеспеченных слоев населения создать в каждом округе по 1-2 химчистке-прачечной самообслуживания площадью 200- 250 кв.м каждая. Для таких социально значимых предприятий целесообразно установить льготы по арендной плате, что позволит поддерживать невысокий уровень цен, доступный малоимущим гражданам; - поддержать наметившуюся в городе тенденцию по развитию комплексности обслуживания потребителей путем создания новых производств химчистки на фабриках-прачечных и мощностей по стирке белья на предприятиях химчистки, а также формированию на предприятиях химчистки, прачечных и бань производств и цехов по ремонту одежды и обуви; - в основном завершить к 2004 году модернизацию и реконструкцию действующих предприятий химчистки и прачечных с привлечением для этого средств инвесторов, льготных кредитов и инвестиций из городских источников (для государственных предприятий); - в целях сокращения себестоимости услуг, минимизации расходов на "больших" фабриках-прачечных и химчистках обеспечить рациональное использование производственных помещений и земельных участков за счет открытия новых мощностей по бытовым услугам, производству товаров народного потребления на заказ, другим видам деятельности; - на всех предприятиях химчистки и прачечных развивать наиболее удобные для населения: индивидуальную стирку белья и сорочек в отдельных машинах, прием заказов на дому с последующей доставкой исполненных заказов, специальную обработку вещей и т.д.; - осуществить комплекс экологических мероприятий в 2002- 2003 гг., в частности, по совершенствованию системы сбора, обезвреживания и утилизации кубовых остатков (шламов) после химчистки, по созданию системы очистки сточных вод предприятий по стирке белья. Ремонт и техническое обслуживание бытовой техники. Развитие услуг по ремонту и обслуживанию бытовой техники осуществлять исключительно на коммерческих условиях за счет создания новых, реконструкции и модернизации действующих предприятий. Особое внимание уделить ремонту отечественной бытовой техники, а также организации услуг по ремонту бытовой техники для малообеспеченных категорий граждан. Для полного удовлетворения потребности населения в услугах по всем видам бытовой техники создать в ближайшие годы 30-40 новых и провести модернизацию 60-70 действующих предприятий. Обеспечить приоритетное развитие крупных, хорошо оснащенных технических центров, имеющих разветвленную систему приемных пунктов в различных районах города. Создавать фирменные или авторизованные дилерские сервисные центры по всем ведущим фирмам-изготовителям, чья бытовая техника реализуется через торговую сеть г. Москвы. Для организации ремонта старой техники, (по оценкам, она составляет 10-20% от общего размера парка, находящегося в эксплуатации у населения) создать в каждом округе по 1-2 комплексных сервисных пунктов на площадях размером 120-150 кв.м, с уменьшенной арендной платой на первые 2-3 года работы, имея в виду организацию ремонта телевизоров, холодильников, стиральных машин устаревших отечественных марок по доступным для малообеспеченных категорий граждан ценам. Поддержать практику замены старой бытовой техники на новую с соответствующими скидками в цене. Ремонт и пошив обуви. Развитие данного вида услуг осуществлять за счет организации новых и расширения существующих предприятий, в том числе на базе быстровозводимых зданий модульного типа и объектов мелкорозничной сети, использования свободных площадей в торговых объектах. Открыть в 2002-2003 гг. 18-20 предприятий и создать 100-120 рабочих мест по ремонту обуви, прежде всего, в новых жилых районах, для полного удовлетворения спроса населения на эти услуги, повышения их качества и развития конкуренции. Поддерживать создание небольших, по 3-7 человек, новых предприятий по ремонту обуви на коммерческой основе за счет собственных и заемных средств предприятий, точек по ремонту обуви на 1-2 рабочих места в многопрофильных предприятиях типа "Мультисервис", приглашая для этих целей ремесленников-мастеров, которые в настоящее время трудятся самостоятельно вне предприятий. Содействовать формированию центров по обслуживанию ремонтных мастерских и организации в них учебных комплексов по подготовке кадров, мелкооптовых магазинов по продаже кожматериалов, фурнитуры, клеевых и отделочных композиций и инструмента, возложив на эти центры функции по поставке мастерским оборудования, его монтажу, последующему ремонту и обслуживанию. Ремонт швейных и трикотажных изделий. Услуги по изготовлению швейных и трикотажных изделий. В целях удовлетворения растущего спроса населения на услуги по ремонту швейных, меховых, кожаных и трикотажных изделий предусмотреть в 2002-2003 гг. создание 15-20 новых ателье и швейных мастерских и модернизацию 35-40 действующих. Обеспечить поддержку тем предприятиям бытового обслуживания (химчистки, прачечные, баннопрачечные комбинаты и т.д.), которые организуют в своем составе мастерские и цеха по ремонту одежды. Восстановить участки по подгонке и мелкому ремонту одежды в универмагах и супермаркетах, осуществляющих ее продажу. Приоритетным направлением поддержки услуг по изготовлению швейных, меховых, кожаных и трикотажных изделий считать оказание помощи общественным формированиям предпринимателей, художников в проведении московских городских и окружных фестивалей модельеров Москвы, а также регулярных семинаров, совещаний, тематических выставок с участием профессиональных учебных заведений, научных организаций, дизайнерских фирм. По примеру ведущих иностранных дизайнеров содействовать открытию в составе универмагов и супермаркетов авторских "бутиков". Провести в районах инвентаризацию имеющихся швейных, меховых и трикотажных ателье, мастерских по изготовлению и ремонту головных уборов. Принять ограничительные меры по отношению к тем из них, которые утрачивают свой профиль, используют помещение не по назначению и поддержать ателье, которые сохраняют свой профиль. Обеспечить в каждом районе функционирование не менее 2-3 мастерских и ателье, в том числе по одному в составе Центров социального обслуживания, выполняющих по заказам населения ремонт и реставрацию одежды и головных уборов, переделку взрослой одежды на детскую и другие работы. Всемерно способствовать открытию новых и восстановлению существовавших ранее швейных ателье, салонов, домов моды, которые работают по умеренным расценкам с применением современных технологий. Шире развивать сети ателье, аналогичных фирме "Абрис-Дизайн". Поддержать и популяризировать работу тех ателье и закройщиков, которые оказывают населению экспресс-услуги - "сегодня на сегодня", или со сроком изготовления 24 часа с использованием макетно-жилетного метода при приеме заказов. Услуги парикмахерских. За счет преимущественного размещения предприятий в районах, имеющих более низкий уровень обеспечения услугами парикмахерских по отношению к нормативу, достичь к 2004 году полной (нормативной) обеспеченности населения данным видом услуг по всем округам города. Содействовать проведению районных и окружных конкурсов, чемпионатов Москвы по парикмахерскому искусству и декоративной косметике, фестивалей "Мир красоты", выставок парфюмерно-косметических товаров и других мероприятий, способствующих популяризации и повышению престижа профессий, связанных с предоставлением парикмахерских услуг. В целях обеспечения прав потребителей в г. Москве продолжить работу: - по обязательной сертификации услуг парикмахерских на соответствие их требованиям безопасности; - по формированию центров независимой экспертизы качества парикмахерских услуг; - по добровольной сертификации услуг парикмахерских для подтверждения качества оказываемых услуг. Для организации обслуживания малообеспеченных категорий граждан завершить формирование парикмахерских в Центрах социального обслуживания (100-120 предприятий). Услуги фото- и видеолабораторий и ателье. Обеспечить в ближайшие годы развитие этой подотрасли как сети небольших негосударственных предприятий, работающих под торговой маркой известных мировых производителей фотоматериалов: "Кодак", "Коника", "Фудзи", а также возрождающихся российских фирм. Продолжить работу по расширению ассортимента фотоуслуг: художественная, павильонная и выездная фотосъемка, эксклюзивное изготовление фотопортретов и т.д., а также услуг с использованием современной цифровой фотоаппаратуры, позволяющей решать эти вопросы на качественно новом, более высоком уровне. Принять меры к восстановлению художественных фотосалонов и фотоателье с предоставлением разнообразных услуг высшего качества. Продолжить формирование сети комплексных предприятий по обработке всех видов и типов фотопленок и изготовлению на заказ фотографических изображений людей, животных, пейзажей на металлических, керамических и других изделиях. Обеспечить развитие услуги видеосалонов по производству на заказ видеофильмов о торжественных и знаменательных событиях в жизни москвичей - свадьбах, юбилеях и т.д. Продолжить работу по решению экологических проблем фотоуслуг в части улучшения действующей системы сбора и утилизации серебросодержащих отработанных растворов и фотоматериалов. Услуги ломбардов. Предусмотреть меры для принятия государственными и коммерческими ломбардами в залог товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, одежды и обуви, а не только ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней. Обеспечить функционирование в каждом округе по 5-6 ломбардов для полного удовлетворения потребностей населения в данном виде услуг и развития конкуренции между ломбардами. Предоставлять поддержку ломбардам, развивающим услуги по хранению вещей и документов, создающим на своей базе комиссионные магазины. Услуги бань. В рамках адресной инвестиционной программы Правительства Москвы на 2002 год продолжить строительство муниципальных бань в Западном (Ново-Переделкино, ул. Шолохова) и Северном (Восточное Дегунино, ул. Дубнинская) административных округах с вводом их в эксплуатацию в 2003 году. Приступить в 2003 году к строительству муниципальных бань в Восточном (Ново-Косино, ул. Салтыковская) и Юго-Восточном (Люблино, ул. Цимлянская) административных округах. Провести реконструкцию 3 муниципальных бань в Южном, Западном и Юго-Западном административных округах. Привлечь средства предпринимателей и инвесторов и за их счет построить и модернизировать не менее 5-6 объектов. Развивать сеть небольших саун и душевых; довести их число до 100-120 объектов, в том числе в составе оздоровительных комплексов на промышленных предприятиях, в строительных организациях и т.д. Создание таких комплексов осуществить на коммерческой основе. Сохранить имеющиеся льготы по предоставлению услуг бань общего пользования льготным категориям граждан, совершенствовать механизм компенсации выпадающих доходов бань в связи с предоставлением льготных услуг населению. Разработать городскую целевую программу строительства и реконструкции бань и банно-оздоровительных комплексов на 2003- 2005 гг. за счет средств городского бюджета, предпринимателей и инвесторов. Ритуальные услуги. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.08.2000 г. N 642 в 2001- 2005 гг. провести строительство и реконструкцию 52 объектов ритуального назначения. Завершить реконструкцию Хованского и Николо-Архангельского крематориев и Похоронного дома "Некрополь Троекурово", расширение Щербинского кладбища. Продолжить работы по реконструкции Троекуровского, Ваганьковского, Кунцевского, Кузьминского, Никольского, Домодедовского, Новодевичьего, Люблинского, Калитниковского кладбищ и кладбища в Ногинском районе Московской области. Сохранить на уровне 50-55% удельный вес кремаций умерших, расширить имеющиеся и создать новые земляные колумбарии и колумбарные стенки на кладбищах в черте города. Общее число колумбарных ниш для захоронения урн с прахом довести до 150-160 тыс. единиц. Осуществить формирование комплексов-некрополей: Троекуровского, Митинского, Хованского, Николо-Архангельского. В составе каждого комплекса предусматривать наличие кладбища, крематория, трупохранилища, магазинов с ритуальными принадлежностями, 2-3 ритуальных залов (для прощания с умершими), 1-2 поминальных залов (для проведения поминальных трапез). Активизировать работы по инвентаризации московских кладбищ.18) В этих целях провести геодезическую съемку кладбищ. На ряде городских кладбищ продолжить формирование воинских участков и участков для погребения умерших с учетом традиций различных религиозных конфессий. Ввести в эксплуатацию Военно-мемориальный некрополь в составе Перепечинского комплекса. Осуществить строительство Военно-мемориального некрополя на Преображенском кладбище. Новые виды услуг. Предусмотреть развитие новых видов услуг и форм обслуживания: создание салонов и классов по прокату компьютерного времени, парикмахерских-салонов с компьютерным подбором причесок, технологий компьютерного формирования различных моделей одежды по индивидуальным заказам с последующей выдачей готовых чертежей кроя, а также услуг для категорий населения с высокими доходами. ------------------- 18) Практика проведения инвентаризации московских кладбищ свидетельствует о том, что около 10% от общего числа захоронений являются заброшенными и могут быть использованы в установленном порядке для новых захоронений. Работы по инвентаризации позволят высвободить, по оценкам, около 80 га территории московских кладбищ, что эквивалентно экономии порядка 1,5 млрд. руб. из средств городского бюджета, которые потребовались бы для выплаты компенсации за землеотводы под организацию кладбищ в Московской области Решить проблему с захоронением умерших домашних животных, для чего создать и включить в число действующих 2-3 комплекса для домашних животных с сооружением крематория и кладбища. Указанные кладбища открывать на коммерческой основе, без привлечения бюджетных ассигнований. 4. Обеспечение развития потребительского рынка и услуг Реализация основных направлений развития потребительского рынка и услуг г. Москвы в целом с учетом особенностей развития его отдельных секторов обеспечивается межотраслевыми комплексами: научно-техническим, кадровым, правовым и финансовым. Научно-техническое обеспечение. Научно-техническое обеспечение ориентировать на удовлетворение потребностей субъектов потребительского рынка и услуг в научных исследованиях и разработках, а также в новой технике и технологиях торгового и бытового обслуживания. Предусмотреть выполнение НИР и НИОКР, связанных с разработкой экономических, технических и правовых проблем развития потребительского рынка и услуг г. Москвы в рыночных условиях, вопросов развития материально-технической базы, информатизации, проблем занятости на предприятиях потребительского рынка и услуг, подготовкой документов нормативно-правового характера. Обеспечить в 2002 - 2003 гг. в объемах, определенных постановлением Правительства Москвы от 02.04.2002г. N 230-ПП, финансирование соответствующих научных исследований и разработок из бюджета г. Москвы по следующим приоритетным направлениям: - экономика и социально-экономический мониторинг с первоочередной разработкой дифференцированных градостроительных нормативов и нормативов обеспеченности населения торговыми и бытовыми услугами, в том числе по видам услуг и объектам социально-гарантированного уровня обслуживания; - развитие материально-технической базы; - информационные технологии; - труд и занятость; - экология и охрана окружающей среды; - законодательство и правовое регулирование. Кадровое обеспечение. Обеспечить переход от случайной организации отдельных, не связанных между собой, курсов и семинаров к единой системе подготовки и переподготовки персонала предприятий с учетом потребностей Москвы в различных направлениях предпринимательства. Наладить систему по удовлетворению потребности в подготовке управленческих и финансовых кадров и повышении их квалификации для действующих и вновь открываемых предприятий. Улучшить подготовку кадров работников массовых профессий и повышение их квалификации на коммерческой основе. Во взаимоувязке с Межотраслевой программой подготовки кадров для рыночной экономики на 2001-2003 гг.19) осуществить отраслевую программу "Кадры", в которой предусмотреть подготовку кадров на единой методологической основе, начиная от краткосрочных семинаров до получения высшего профессионального образования в отраслевых вузах. Информационные технологии. Ориентировать развитие и применение информационных технологий на обеспечение необходимой информационной поддержки принятия управленческих решений. Приоритетными областями применения считать: - торговый реестр, создание и ведение баз данных по предприятиям потребительского рынка и услуг; - автоматизацию прогнозно-аналитических расчетов, связанных с конъюнктурой потребительского рынка и услуг и ценовой рыночной информацией; - автоматизацию сбора, учета и анализа основных показателей Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов в г. Москве; - автоматизацию системы контроля за продовольственным снабжением комбинатов школьного питания; - автоматизацию системы качества и безопасности отдельных видов товаров; - автоматизацию учета мероприятий по контролю на территории г.Москвы, содержащего информацию о результатах проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории города. В области организации торговли и бытового обслуживания расширить применение информационных технологий для ведения электронной --------------------- 19) Постановление Правительства Москвы от 26.09.2000 N 755 торговли с использованием средств Интернет, осуществления электронных платежей и использования электронных платежных средств (электронная торговля, "Карта москвича" и др.), разнообразных информационно - справочных систем. Для усиления информационного обслуживания отрасли предусмотреть: - расширение объемов передаваемой информации о деятельности предприятий потребительского рынка и услуг по каналам государственного радио- и телевещания; - организацию издания для отрасли ежедневной газеты, а также специализированных журналов по основным видам деятельности; - регулярное издание отраслевых статистических обзоров и сборников, выпуск серии справочников для предпринимателей. Правовое регулирование, координация и контроль. Считать приоритетными задачами в сфере правового регулирования деятельности потребительского рынка и услуг г. Москвы: - продолжение работ по систематизации действующих нормативно-правовых актов, внесение предложений по отмене устаревших актов, приведение отдельных актов в соответствие с федеральным законодательством; - активизация работы по внесению инициативных предложений города в федеральные органы законодательной и исполнительной власти с учетом практики Москвы; - формирование Торгового реестра города Москвы; - создание условий для устранения необоснованных административных барьеров развития малого предпринимательства; - унификация правового регулирования по направлениям деятельности, в том числе принятие единых правил работы мелкорозничной сети; - практическая реализация Федерального закона от 29.12.2001г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в части создания правовой основы для функционирования системы контроля качества и оборота алкогольной продукции в новых условиях; - разработка и реализация мер по защите прав потребителей, повышению уровня качества и безопасности товаров и услуг потребительского назначения; - дальнейшее развитие системы координации контрольной деятельности в сфере потребительского рынка и услуг в соответствии с Федеральным законом N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и новым Кодексом РФ об административных правонарушениях. - обеспечение разграничения полномочий и определение порядка взаимодействия органов городского управления и районных управ по вопросам потребительского рынка и услуг в соответствии с новой редакцией Устава г.Москвы. 5. Финансирование основных направлений Общий объем финансирования мероприятий по основным направлениям развития потребительского рынка и услуг г. Москвы на период 2002-2003 гг. с учетом инвестиций в крупные объекты торговли, согласно расчетам, составит 23,4 млрд. руб., в том числе 21,7 млрд. руб. (92,7% от общего объема) из средств предприятий и иных источников и 1,7 млрд. руб. (7,3%) из городских заимствований и бюджета г. Москвы. Бюджетные ассигнования на осуществление мероприятий в 2002 году установить в размере 372,6 млн. руб., что соответствует объемам средств, предусмотренных адресной инвестиционной программой Правительства Москвы (постановление Правительства Москвы от 25.12.2001 г. N 1171-ПП) и городской программой развития науки и технологий в интересах города Москвы на 2002 - 2004 гг. (постановление Правительства Москвы от 02.04.2002 г. N 230-ПП). Размеры финансирования основных направлений из бюджетных источников в 2003 году в объеме 1296,2 млн. руб. носят ориентировочный расчетный характер. Выделение бюджетных средств осуществлять на конкурсной основе. 6. Ожидаемые социально-экономические результаты Реализация основных направлений обеспечит: - прирост физических объемов розничного товарооборота на 4,5- 5,5% и бытовых услуг на 1,5-2,0% в год; - повышение доли организованного рынка в формировании оборота розничной торговли с 73% в 2001 году до 80% в 2003 году; - сокращение темпов инфляции на потребительском рынке в 1,5 раза, в том числе за счет мероприятий по совершенствованию каналов товародвижения и стабилизации цен на товары и услуги: - снижение среднегодового сводного индекса потребительских цен на товары и услуги со 123% в 2001 году до 115 % в 2003 году; - улучшение территориального размещения сети предприятий потребительского рынка и услуг; - достижение до 2006 года нормативов социально-гарантированного уровня торгового и до 2008 году бытового обслуживания населения во всех районах города; - увеличение доли социально ориентированных предприятий в общем количестве предприятий по торговле продовольственными товарами с 6,2% в 2001 году до 8,5-9,0% в 2003 году; - последовательное замещение на конкурентной основе рынков на торговые комплексы типа "Кэш энд Кэрри", магазины-дискаунты и другие современные типы торговых предприятий; сокращение удельного веса рынков в суммарной емкости торговой сети с 22% в 2001 году до 16% в 2003 году; - увеличение доли новых и модернизированных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в общем количестве предприятий потребительского рынка и услуг на 6-7%; - привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных источников (средства предприятий, инвесторов и др.) в развитие инфраструктуры, реконструкцию и строительство предприятий потребительского рынка и услуг в 2002-2003гг. в объеме 20-21 млрд. руб.; - увеличение числа занятых на предприятиях потребительского рынка и услуг на 35-40 тыс. человек за счет мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест; - увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет от предприятий потребительского рынка и услуг в 2003 году на 35 - 40 % по сравнению с уровнем 2001 года. 7. Задания по реализации основных направлений развития потребительского рынка и услуг г. Москвы на 2002-2003 гг. ---------------------------------------------------------------------- | N п/п | Наименование разделов, программ, подпрограмм, проектов | |--------|-----------------------------------------------------------| | 1. | Социальное развитие | |--------|-----------------------------------------------------------| | 1.1. | Торговля | |--------|-----------------------------------------------------------| | 1.2. | Общественное питание | |--------|-----------------------------------------------------------| | 1.3. | Городская программа "Совершенствование организации | | | питания учащихся города на основе внедрения новых | | | технологий приготовления пищи и форм обслуживания на | | | период с 2000 до 2003 года" | |--------|-----------------------------------------------------------| | 1.4. | Бытовое обслуживание населения | |--------|-----------------------------------------------------------| | 1.5. | Инвестиционная программа строительства и реконструкции | | | объектов похоронного назначения на 2002-2003гг. | |--------|-----------------------------------------------------------| | 1.6. | Инвестиционная программа строительства и реконструкции | | | муниципальных бань на 2002-2003гг. | |--------|-----------------------------------------------------------| | 1.7. | Внедрение системы безналичных расчетов за товары и | | | услуги с использованием "Карты москвича" | |--------|-----------------------------------------------------------| | 2. | Развитие сети предприятий потребительского рынка | |--------|-----------------------------------------------------------| | 2.1. | Структурная перестройка системы товародвижения | |--------|-----------------------------------------------------------| |