ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 08.10.02). Закон. Президент РФ. 12.06.02 67-ФЗ


Страницы: 1  2  3  4  5  6  


голосования  и  (или)  сводных   таблицах   об   итогах   голосования,
возникновении  сомнений  в правильности составления протоколов и (или)
сводных  таблиц,  поступивших  из  нижестоящей  комиссии,  вышестоящая
комиссия вправе не позднее чем за один день до истечения установленных
законом сроков определения результатов  выборов,  референдума  принять
решение   о   проведении   повторного  подсчета  голосов  избирателей,
участников референдума нижестоящей комиссией  либо  о  самостоятельном
проведении   повторного   подсчета   голосов  избирателей,  участников
референдума  на   соответствующем   избирательном   участке,   участке
референдума,  соответствующей  территории.  Повторный  подсчет голосов
избирателей,  участников референдума проводится  в  присутствии  члена
(членов)  вышестоящей  комиссии  с  правом решающего голоса комиссией,
составившей и утвердившей протокол,  который  подлежит  проверке,  или
комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей,
участников  референдума  с  обязательным  извещением  об  этом  членов
соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей,
кандидатов,  иных лиц,  указанных в  пункте  3  статьи  30  настоящего
Федерального  закона,  которые  вправе  присутствовать  при проведении
повторного подсчета голосов избирателей,  участников  референдума.  По
итогам повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума
комиссия,  осуществившая такой подсчет,  составляет протокол об итогах
голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов".
Его  заверенные  копии  выдаются  (заверяются   изготовленные   копии)
наблюдателям,  иным  лицам,  указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего
Федерального   закона.   Протокол   незамедлительно   направляется   в
вышестоящую комиссию.

              Статья 70. Порядок определения результатов
                         выборов, референдума

     1. На   основании   первых   экземпляров   протоколов  об  итогах
голосования,  полученных из нижестоящих комиссий,  результаты выборов,
референдума  путем  суммирования содержащихся в этих протоколах данных
определяет   комиссия,   наделенная   этим   правом   законом.   Члены
соответствующей  комиссии  с  правом  решающего  голоса  устанавливают
результаты  выборов,  референдума  лично.   О   результатах   выборов,
референдума   составляются  в  двух  экземплярах  протокол  и  сводная
таблица,  которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии
с правом решающего голоса.
     2. Выборы признаются соответствующей избирательной  комиссией  не
состоявшимися в случае, если:
     а) в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей,
внесенных в списки избирателей.  Законом указанный минимальный процент
может быть повышен для выборов в  федеральные  органы  государственной
власти,  органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации может  быть  предусмотрено,  что
минимальный   процент  от  числа  избирателей  для  признания  выборов
депутатов    представительных    органов    местного    самоуправления
состоявшимися не устанавливается;
     б) в одномандатном или едином избирательном округе число  голосов
избирателей,   поданных  за  кандидата,  набравшего  наибольшее  число
голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам),  меньше,
чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
     в) менее чем два списка  кандидатов  при  голосовании  за  списки
кандидатов   получили   согласно   закону   право  принять  участие  в
распределении депутатских мандатов;
     г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять
участие в распределении депутатских мандатов,  было подано в сумме  50
или   менее   процентов   голосов  избирателей,  принявших  участие  в
голосовании за списки кандидатов;
     д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
     е) а также в случае,  предусмотренном абзацем  третьим  пункта  1
статьи 71 настоящего Федерального закона.
     Законом не   могут   устанавливаться   дополнительные   основания
признания выборов несостоявшимися.
     3. Подпункт "а" пункта 2  настоящей  статьи  не  применяется  при
проведении   повторного   голосования   по   кандидатурам,  получившим
наибольшее число голосов избирателей.
     4. Закон,  за исключением случая, указанного в пункте 5 настоящей
статьи и пункте 1 статьи 71 настоящего Федерального закона,  не  может
содержать   нормы,   допускающие   возможность  признания  неизбранным
кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, в случае,
если выборы признаны состоявшимися и действительными.
     5. При  проведении  выборов   по   многомандатным   избирательным
округам,  в которых избиратель имеет количество голосов не меньше, чем
число мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным,
если  число голосов избирателей,  поданных за кандидата,  меньше,  чем
число  голосов  избирателей,  поданных  против  всех  кандидатов.  При
проведении выборов по многомандатным избирательным округам,  в которых
избиратель имеет меньшее количество  голосов,  чем  число  мандатов  в
избирательном  округе,  кандидат считается неизбранным в случае,  если
число  голосов  избирателей,  поданных  за  кандидата,   меньше,   чем
расчетное  для  этого избирательного округа число голосов избирателей,
поданных против всех кандидатов.  Указанное  расчетное  число  голосов
избирателей  определяется  как частное от деления общего числа голосов
избирателей,  поданных против всех кандидатов,  на частное от  деления
числа  мандатов  в  многомандатном  избирательном округе на количество
голосов,  которое имеет избиратель в этом избирательном  округе.  Если
после  подведения  итогов  голосования по многомандатным избирательным
округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам
назначаются повторные выборы.
     6. Соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о
признании  избранным  кандидата,  набравшего  необходимое для избрания
число голосов избирателей либо признанного  избранным  по  результатам
голосования  за  список  кандидатов,  если он не позднее чем в течение
семи дней со дня официального опубликования общих результатов  выборов
не  представит  в соответствующую избирательную комиссию копию приказа
(распоряжения) об освобождении его от обязанностей,  несовместимых  со
статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов,
удостоверяющих подачу в установленный срок заявления  об  освобождении
от указанных обязанностей.
     7. Законом может  быть  предусмотрено,  что,  если  кандидат  без
вынуждающих   к  тому  обстоятельств  не  сложил  с  себя  полномочия,
несовместимые со статусом депутата,  выборного  должностного  лица,  в
результате  чего  назначены  повторные  выборы,  этот  кандидат должен
полностью  или  частично  возместить   соответствующей   избирательной
комиссии  произведенные ею расходы,  связанные с проведением повторных
выборов.  Соответствующий  закон  должен  также   содержать   перечень
обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.
     8. Референдум признается соответствующей комиссией референдума не
состоявшимся  в  случае,  если в нем приняло участие не более половины
участников референдума,  внесенных в списки участников референдума  на
территории    проведения    референдума.    Соответствующая   комиссия
референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если
за это решение проголосовало не более половины участников референдума,
принявших участие в голосовании. Законом субъекта Российской Федерации
не    могут   устанавливаться   дополнительные   основания   признания
референдума несостоявшимся.
     9. Соответствующая    комиссия    признает   итоги   голосования,
результаты  выборов,  референдума   субъекта   Российской   Федерации,
местного референдума недействительными:
     а) в случае,  если  допущенные  при  проведении  голосования  или
установлении    итогов    голосования   нарушения   не   позволяют   с
достоверностью  определить  результаты   волеизъявления   избирателей,
участников референдума;
     б) в  случае,  если  они  признаны  недействительными  на   части
избирательных  участков,  участков  референдума,  списки  избирателей,
участников референдума на которых на момент  окончания  голосования  в
совокупности  включают  не  менее  чем  одну четвертую часть от общего
числа  избирателей,  участников  референдума,   внесенных   в   списки
избирателей,  участников референдума на момент окончания голосования в
соответствующем избирательном округе, округе референдума;
     в) по решению суда.
     10. Документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с
подписями     избирателей,    участников    референдума,    бюллетени,
открепительные  удостоверения   и   списки   избирателей,   участников
референдума,   подлежит   хранению  в  течение  сроков,  установленных
законом.  При этом устанавливаемые сроки хранения подписных  листов  с
подписями    избирателей,    участников    референдума,    бюллетеней,
открепительных  удостоверений  и   списков   избирателей,   участников
референдума  не  могут  быть  менее  одного  года со дня опубликования
итогов голосования и результатов выборов, референдума. Устанавливаемые
сроки  хранения  протоколов  об  итогах  голосования  и сводных таблиц
избирательных комиссий об  итогах  голосования  не  могут  быть  менее
одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня, а
комиссий референдума - менее пяти  лет  со  дня  опубликования  итогов
голосования.  В  случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии
об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, возбуждения
уголовных  дел,  связанных  с нарушением избирательных прав,  права на
участие в референдуме граждан  Российской  Федерации,  сроки  хранения
соответствующей  избирательной документации,  документации референдума
продлеваются до вступления в законную силу решения  суда  (прекращения
дела   в  соответствии  с  законом).  Ответственность  за  сохранность
избирательной документации,  документации референдума  возлагается  на
председателя  (заместителя  председателя)  и секретаря соответствующей
комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.
     11. Порядок    хранения,   передачи   в   архив   и   уничтожения
избирательной  документации,  документации  референдума   утверждается
Центральной     избирательной    комиссией    Российской    Федерации,
избирательными   комиссиями   субъектов   Российской   Федерации    по
согласованию с соответствующими государственными архивными органами.

         Статья 71. Повторное голосование и повторные выборы.
                        Дополнительные выборы

     1. Законом  может  быть  предусмотрено,  что  в  случае,  если  в
бюллетень  было  включено  более  двух  кандидатов и ни один из них не
получил  необходимое   для   избрания   число   голосов   избирателей,
организующая   выборы   избирательная   комиссия  назначает  повторное
голосование по двум или более кандидатам,  получившим наибольшее число
голосов избирателей.  Организация и проведение повторного голосования,
в том числе порядок размещения в бюллетене  данных  о  кандидатах,  по
которым    проводится    повторное   голосование,   осуществляются   в
соответствии с законом.
     На выборах   высшего   должностного   лица   субъекта  Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти    субъекта    Российской    Федерации)   избранным   считается
зарегистрированный кандидат,  набравший  более  50  процентов  голосов
избирателей,  принявших  участие  в голосовании.  Если в избирательный
бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и  ни
один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта Российской
Федерации    (руководителем     высшего     исполнительного     органа
государственной  власти  субъекта  Российской Федерации),  назначается
повторное   голосование   по   двум   зарегистрированным   кандидатам,
получившим наибольшее число голосов избирателей.
     Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в
бюллетень  на  общих  выборах были включены два кандидата и ни один из
них не получил необходимое для  избрания  число  голосов  избирателей,
соответствующая     избирательная     комиссия     признает     выборы
несостоявшимися.
     2. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат,
получивший  при  голосовании  большее  число  голосов  избирателей  по
отношению  к числу голосов избирателей,  полученных другим кандидатом,
при условии,  что число голосов  избирателей,  полученных  кандидатом,
набравшим  большее  число  голосов  избирателей,  больше числа голосов
избирателей, поданных против всех кандидатов.
     3. Если  один  из  кандидатов,  по  которому  должно  проводиться
повторное голосование,  снял  свою  кандидатуру  либо  выбыл  по  иным
обстоятельствам до дня голосования, его место по решению избирательной
комиссии,  определяющей результаты выборов,  передается следующему  по
числу  полученных  голосов  кандидату,  ранее  участвовавшему в данных
выборах.  Если выбыли все следующие кандидаты,  голосование проводится
по   одной   оставшейся   кандидатуре.  При  этом  кандидат  считается
избранным,  если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей,
принявших участие в голосовании.
     4. В случае выбытия всех кандидатов повторные выборы должны  быть
проведены  в  срок,  не  превышающий  шести  месяцев.  При  этом сроки
выполнения избирательных действий могут быть сокращены,  но  не  более
чем на одну треть.
     5. Если выборы признаны несостоявшимися,  недействительными  либо
кандидат,    избранный    по    одномандатному   или   многомандатному
избирательному округу,  не сложил с себя полномочия,  несовместимые со
статусом депутата,  выборного должностного лица, назначаются повторные
выборы в порядке и сроки,  которые  предусмотрены  законом.  Повторные
выборы   депутатов,   выборных   должностных   лиц   в   случае,  если
соответствующий     законодательный      (представительный)      орган
государственной власти, представительный орган местного самоуправления
остался в неправомочном  составе,  проводятся  не  позднее  чем  через
четыре    месяца    со    дня   признания   выборов   несостоявшимися,
недействительными.  В иных  случаях  повторные  выборы  проводятся  не
позднее  чем  через один год со дня признания выборов несостоявшимися,
недействительными.  При повторных выборах сроки избирательных действий
по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены
на  одну  треть.  Решение  о  назначении  повторных  выборов  подлежит
официальному  опубликованию  не  позднее  чем через три дня со дня его
принятия.
     6. В  случае,  предусмотренном  пунктом  5  статьи  70 настоящего
Федерального закона,  организующая выборы избирательная комиссия также
назначает   в  порядке,  установленном  законом,  повторные  выборы  в
избирательном округе.
     7. При   назначении   повторных   выборов   организующая   выборы
избирательная комиссия обязана распорядиться либо  о  продлении  срока
полномочий  участковых  избирательных  комиссий,  либо  о формировании
участковых избирательных комиссий в новом составе.
     8. В   случае   досрочного   прекращения   полномочий   депутата,
избранного по одномандатному избирательному  округу,  в  избирательном
округе    назначаются    дополнительные    выборы.    Голосование   на
дополнительных выборах должно проводиться не позднее  чем  через  один
год со дня досрочного прекращения полномочий депутата.
     9. В   случае   досрочного   прекращения   полномочий   депутата,
избранного  по  многомандатному избирательному округу,  дополнительные
выборы назначаются и проводятся в порядке,  предусмотренном пунктом  8
настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских
мандатов.  Законом  могут  быть  предусмотрены  иные   основания   для
проведения   в   многомандатном  избирательном  округе  дополнительных
выборов депутата взамен выбывшего.
     10. Повторные  и  (или) дополнительные выборы не назначаются и не
проводятся,  если в результате этих  выборов  депутат  не  может  быть
избран на срок более одного года.
     11. Законом может быть установлено,  что в случае, если повторные
выборы,  проведенные в сроки,  установленные законом, были признаны не
состоявшимися по основаниям,  предусмотренным подпунктом "а"  или  "б"
пункта 2 статьи 70 настоящего Федерального закона, следующие повторные
выборы могут быть отложены на срок, не превышающий двух лет.
     12. В   случае  выбытия  нескольких  депутатов  в  период,  когда
проведение  дополнительных  выборов  в  соответствии  с   пунктом   10
настоящей     статьи     не     предусмотрено,    а    законодательный
(представительный)  орган  государственной  власти,   орган   местного
самоуправления  остались  в  неправомочном  составе,  проводятся новые
основные выборы.
     13. Законом  не  может быть установлен порядок,  в соответствии с
которым в случае отмены решения о регистрации депутата,  избранного по
одномандатному  или  многомандатному избирательному округу,  выборного
должностного лица,  а равно в случае досрочного прекращения полномочий
указанного   депутата  и  выборного  должностного  лица  избирательная
комиссия  принимает  решение   о   регистрации   депутатом,   выборным
должностным лицом кандидата, следующего по числу полученных голосов.

           Статья 72. Опубликование и обнародование итогов
            голосования и результатов выборов, референдума

     1. Комиссия предоставляет для ознакомления итоги  голосования  по
каждому избирательному участку,  участку референдума,  территории,  на
которую распространяется деятельность комиссии,  результаты выборов по
избирательному   округу,   результаты  референдума  в  объеме  данных,
содержащихся в ее протоколе об  итогах  голосования  и  протоколах  об
итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий,  избирателям,
участникам  референдума,  кандидатам,  доверенным  лицам   кандидатов,
избирательных   объединений,   избирательных   блоков,  уполномоченным
представителям  инициативной   группы   по   проведению   референдума,
наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям
средств массовой информации по их требованию.
     2. Избирательные  комиссии,  проводившие  регистрацию  кандидатов
(списков кандидатов),  комиссии референдума,  определяющие  результаты
референдума,   направляют   общие  данные  о  результатах  выборов  по
избирательному округу,  результатах референдума  в  средства  массовой
информации   в  течение  одних  суток  после  определения  результатов
выборов, референдума.
     3. Официальное  опубликование  (обнародование)  общих результатов
выборов,  референдума,  а также данных о  числе  голосов  избирателей,
полученных   каждым   из  кандидатов  (списков  кандидатов),  голосов,
поданных  против  всех  кандидатов   (списков   кандидатов),   голосов
участников   референдума,   поданных   по   позициям   "Да"  и  "Нет",
осуществляется соответствующей комиссией в порядке  и  сроки,  которые
установлены  законом,  но  не  позднее  чем  через  один  месяц со дня
голосования.
     4. Комиссии  всех  уровней,  за  исключением участковых комиссий,
публикуют  (обнародуют)  данные,  которые  содержатся   в   протоколах
комиссий соответствующего уровня об итогах голосования и о результатах
выборов,  референдума,  и данные,  которые содержатся в протоколах  об
итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий и на основании
которых   определялись   итоги   голосования,   результаты    выборов,
референдума   в   соответствующих   комиссиях.  Законом  опубликование
(обнародование)  перечисленных  данных,  содержащихся   в   протоколах
избирательных  комиссий,  действовавших  на  территории избирательного
округа, может быть возложено на соответствующую окружную избирательную
комиссию либо на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
Официальное опубликование (обнародование) полных данных о  результатах
выборов  в  федеральные  органы  государственной  власти,  референдума
Российской Федерации осуществляется в  течение  трех  месяцев  со  дня
голосования. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о
результатах  выборов  в   органы   государственной   власти   субъекта
Российской  Федерации,  органы  местного  самоуправления,  референдума
субъекта Российской Федерации,  местного референдума осуществляется  в
течение двух месяцев со дня голосования. В течение трех месяцев со дня
официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах
выборов   в  органы  государственной  власти,  референдума  Российской
Федерации,  референдума субъекта Российской Федерации данные,  которые
содержатся  в  протоколах  всех  комиссий  об  итогах  голосования и о
результатах  выборов,  референдума,  размещаются  в  информационно   -
телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".

            Статья 73. Юридическая сила решения, принятого
                            на референдуме

     1. Решение,  принятое на референдуме,  является обязательным и не
нуждается в дополнительном утверждении.
     2. Решение,   принятое   на   референдуме  Российской  Федерации,
действует на всей территории Российской Федерации.
     3. Решение,   принятое   на   референдуме   субъекта   Российской
Федерации,  действует  на  территории  данного   субъекта   Российской
Федерации.
     4. Решение,  принятое  на  местном  референдуме,   действует   на
территории соответствующего муниципального образования.
     5. Решение,   принятое   на   референдуме   субъекта   Российской
Федерации,  местном референдуме, подлежит регистрации соответственно в
органе государственной власти субъекта  Российской  Федерации,  органе
местного  самоуправления  в  порядке,  установленном  для  регистрации
нормативных правовых актов соответствующего уровня.
     6. Решение,   принятое   на   референдуме   субъекта   Российской
Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем
принятия   иного   решения   соответственно  на  референдуме  субъекта
Российской Федерации,  местном референдуме,  но не ранее чем через два
года после его принятия либо признано недействительным (недействующим)
в  судебном  порядке.  В  случае  принятия  на  референдуме   субъекта
Российской Федерации,  местном референдуме нормативного правового акта
он может быть изменен в порядке,  установленном указанным  нормативным
правовым  актом.  Если  данный порядок не установлен,  изменения могут
быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в
соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня
принятия соответствующего решения на референдуме.
     7. Отмена   судом  решения,  принятого  на  референдуме  субъекта
Российской Федерации,  местном референдуме,  может быть произведена по
следующим основаниям:
     нарушение установленного настоящим Федеральным  законом,  законом
субъекта  Российской  Федерации,  уставом  муниципального  образования
порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного
референдума,   повлекшее  невозможность  выявить  действительную  волю
участников референдума;
     несоответствие закона субъекта Российской Федерации, на основании
которого  проводился   референдум   субъекта   Российской   Федерации,
Конституции Российской Федерации,  федеральному закону,  действовавшим
на  момент  проведения  данного  референдума,  несоответствие   закона
субъекта Российской Федерации,  устава муниципального образования,  на
основании   которых   проводился   местный   референдум,   Конституции
Российской Федерации,  федеральному закону, закону субъекта Российской
Федерации,  действовавшим на момент  проведения  данного  референдума,
повлекшие   невозможность   выявить   действительную  волю  участников
референдума;
     несоответствие решения,   принятого   на   референдуме   субъекта
Российской  Федерации,  местном  референдуме,  Конституции  Российской
Федерации,  федеральному закону, а на местном референдуме также закону
субъекта Российской Федерации.
     8. Если   результаты   референдума   признаны  недействительными,
комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное
голосование.
     9. Если  для  реализации  решения,  принятого   на   референдуме,
дополнительно  требуется издание закона,  иного нормативного правового
акта,  федеральный орган государственной власти, орган государственной
власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в
чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня
вступления в силу решения,  принятого на референдуме,  определить срок
подготовки и (или) принятия  данного  закона,  нормативного  правового
акта. Указанный срок не может превышать один год.
     10. Если  после  проведения   референдума   субъекта   Российской
Федерации  по  вопросу,  находящемуся  в совместном ведении Российской
Федерации и субъекта Российской Федерации,  вступил в силу федеральный
закон  по  данному  вопросу,  решение,  принятое  на  референдуме и не
соответствующее этому федеральному закону, не применяется.

               Статья 74. Использование государственной
              автоматизированной информационной системы
                 при проведении выборов, референдума

     1. При подготовке и проведении выборов,  референдума, а также для
осуществления иных полномочий комиссий  по  обеспечению  избирательных
прав  и  права  на  участие в референдуме граждан Российской Федерации
используется только государственная автоматизированная  информационная
система  в  порядке,  предусмотренном  настоящим  Федеральным законом,
иными   федеральными   законами.    Требования    к    государственной
автоматизированной  информационной  системе  и  к  ее  эксплуатации  и
развитию   определяются   федеральным   законом,   а   в   части,   не
урегулированной   федеральным  законом,  -  Центральной  избирательной
комиссией Российской Федерации.
     2. В  аппарат  каждой  избирательной комиссии субъекта Российской
Федерации в качестве структурного подразделения входит  информационный
центр избирательной комиссии субъекта Российской Федерации,  в функции
которого входят техническое и информационное обеспечение  деятельности
избирательной  комиссии  субъекта Российской Федерации,  автоматизация
информационных процессов,  реализуемых в ходе подготовки и  проведения
выборов,  референдумов  на  территории  субъекта Российской Федерации,
эксплуатация  и  развитие  части  государственной   автоматизированной
информационной  системы,  функционирующей на территории этого субъекта
Российской  Федерации.  Работники  указанного  информационного  центра
организуют   и   осуществляют   работы   по  эксплуатации  и  развитию
государственной  автоматизированной  информационной  системы  на  всей
территории    субъекта   Российской   Федерации,   в   том   числе   в
территориальных комиссиях.
     3. При  использовании  в  соответствии  с законом государственной
автоматизированной информационной системы  (отдельных  ее  технических
средств) при проведении выборов,  референдума соответствующего уровня,
в  том  числе  при   регистрации   (учете)   избирателей,   участников
референдума,  составлении списков избирателей, участников референдума,
подсчете голосов  избирателей,  участников  референдума,  установлении
итогов  голосования  и  определении результатов выборов,  референдума,
соответствующая комиссия  образует  группу,  в  которую  входят  члены
комиссии  с правом решающего и совещательного голоса,  для контроля за
использованием   государственной   автоматизированной   информационной
системы  (отдельных  ее  технических  средств).  Все  члены  комиссии,
наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией,  содержащейся
в государственной автоматизированной информационной системе.
     4. С момента начала голосования и до момента подписания протокола
об   итогах   голосования   (о   результатах   выборов,   референдума)
соответствующей    комиссией    государственная     автоматизированная
информационная   система   используется  для  наблюдения  за  ходом  и
установлением итогов голосования путем передачи данных от  нижестоящих
комиссий вышестоящим комиссиям,  а отдельные ее технические средства -
для подсчета голосов избирателей,  участников  референдума.  Данные  о
ходе   и  об  итогах  голосования,  полученные  через  государственную
автоматизированную информационную систему  (отдельные  ее  технические
средства),  являются предварительной, не имеющей юридического значения
информацией,  если иное не установлено настоящим Федеральным  законом,
иным законом.
     5. При использовании в ходе выборов,  референдума государственной
автоматизированной  информационной  системы  (отдельных ее технических
средств) данные  об  участии  избирателей,  участников  референдума  в
выборах,  референдуме,  о  предварительных  и  об окончательных итогах
голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение")
абонентам  информационно  -  коммуникационной  сети общего пользования
"Интернет".  Порядок и сроки предоставления  таких  данных  не  должны
противоречить требованиям законодательства о выборах и референдумах.

          Глава X. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
         И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
       ФЕДЕРАЦИИ И ОТВТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                       О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ

       Статья 75. Обжалование решений и действий (бездействия),
          нарушающих избирательные права и право на участие
              в референдуме граждан Российской Федерации

     1. Решения  и  действия  (бездействие)  органов   государственной
власти,  органов  местного самоуправления,  общественных объединений и
должностных лиц,  а также решения и действия (бездействие) комиссий  и
их  должностных  лиц,  нарушающие  избирательные права граждан и право
граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
     2. Решения  и  действия  (бездействие)  Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации обжалуются в  Верховный  Суд  Российской
Федерации,  решения  и  действия  (бездействие) избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации,  окружных  избирательных  комиссий  по
выборам   в   федеральные   органы  государственной  власти,  окружных
избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные)
органы   государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации
обжалуются в верховные суды республик,  краевые,  областные суды, суды
городов  федерального  значения,  суды автономной области и автономных
округов,  решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются  в
районные суды.
     3. Решения  суда  обязательны  для  исполнения   соответствующими
комиссиями.
     4. Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов,
референдумов   обжалуются   в   суды   соответствующего   уровня,   по
подсудности,  установленной пунктом 2 настоящей статьи.  При этом  суд
соответствующего  уровня  обязан  рассмотреть  по  существу  не только
решения и действия (бездействие) избирательной комиссии,  организующей
выборы,   соответствующей  комиссии  референдума,  но  и  одновременно
решения  и   действия   (бездействие)   всех   нижестоящих   комиссий,
принимавших   участие  в  организации  и  проведении  данных  выборов,
референдума в соответствии с законом,  если допущенные  ими  нарушения
могли повлиять на результаты указанных выборов, референдума.
     5. В  случаях,  предусмотренных  настоящим  Федеральным  законом,
иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии об
итогах  голосования,  о  результатах  выборов,  референдума  или  иное
решение комиссии.
     6. Решения и действия (бездействие)  комиссий  и  их  должностных
лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие
в референдуме,  могут быть обжалованы  в  непосредственно  вышестоящую
комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию,
за исключением случая,  когда обстоятельства,  изложенные в жалобе, не
были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и
вынести одно из следующих решений:
     а) оставить жалобу без удовлетворения;
     б) отменить обжалуемое решение полностью или  в  части  (признать
незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
     в) отменить обжалуемое решение полностью или  в  части  (признать
незаконным   действие   (бездействие)),  обязав  нижестоящую  комиссию
повторно рассмотреть вопрос и принять решение по  существу  (совершить
определенное действие).
     7. Решения  или  действия  (бездействие)  избирательной  комиссии
муниципального   образования  или  ее  должностного  лица,  нарушающие
избирательные права граждан и право граждан на участие в  референдуме,
могут  быть  обжалованы  в  избирательную комиссию субъекта Российской
Федерации, а решения или действия (бездействие) избирательной комиссии
субъекта  Российской  Федерации  или ее должностного лица,  нарушающие
избирательные права граждан и право граждан на участие в  референдуме,
-   в   Центральную   избирательную   комиссию  Российской  Федерации.
Избирательная  комиссия  субъекта  Российской  Федерации,  Центральная
избирательная  комиссия Российской Федерации обязаны принять решение в
соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
     8. Предварительное     обращение    в    вышестоящую    комиссию,
избирательную  комиссию  субъекта  Российской  Федерации,  Центральную
избирательную  комиссию  Российской Федерации не является обязательным
условием для обращения в суд.
     9. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того
же заявителя с аналогичной  жалобой  в  соответствующую  комиссию  эта
комиссия  приостанавливает  рассмотрение  жалобы до вступления решения
суда в законную силу.  Суд извещает комиссию о поступившей жалобе и  о
принятии  ее  к  рассмотрению.  В  случае  вынесения  судом решения по
существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.
     10. С  жалобами  на решения и действия (бездействие),  нарушающие
избирательные права граждан и право граждан на участие в  референдуме,
могут  обратиться  избиратели,  участники референдума,  кандидаты,  их
доверенные лица,  избирательные объединения,  избирательные блоки и их
доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по
проведению референдума,  наблюдатели,  а также комиссии.  При  этом  в
случае,   если   указанные   в  жалобе  (жалобах)  нарушения  касаются
значительного числа граждан либо в силу иных  обстоятельств  нарушение
приобрело  особое  общественное  значение,  Центральная  избирательная
комиссия  Российской  Федерации  вправе  обратиться  в  Верховный  Суд
Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу.
     11. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в
том   числе   в   выходные   дни)   таким  образом,  чтобы  обеспечить
своевременное рассмотрение жалоб.
     12. При  рассмотрении жалоб (заявлений),  а также в иных случаях,
когда рассматривается вопрос о нарушениях избирательных прав  и  права
на  участие в референдуме граждан,  на заседание комиссии приглашаются
заинтересованные стороны (авторы  жалоб  (заявлений),  лица,  действия
(бездействие) которых обсуждаются).

      Статья 76. Основания для аннулирования, отмены регистрации
           кандидата, списка кандидатов, отмены регистрации
            инициативной группы по проведению референдума

     1. Решение   избирательной   комиссии   о  регистрации  кандидата
аннулируется  вышестоящей  комиссией  в  случае  нарушения  требования
пункта   19   статьи  38  настоящего  Федерального  закона.  При  этом
аннулированию  подлежат  все  решения  о  регистрации  кандидата,   за
исключением первого.
     2. Регистрация   кандидата   (списка   кандидатов)   аннулируется
решением избирательной комиссии,  зарегистрировавшей кандидата (список
кандидатов),  на  основании  заявления  кандидата   о   снятии   своей
кандидатуры,  решения избирательного объединения, избирательного блока
об  отзыве  кандидата,  списка  кандидатов,  представленных  в  данную
избирательную  комиссию  в  соответствии с пунктом 27 или 28 статьи 38
настоящего Федерального закона.
     3. Регистрация  кандидата  аннулируется  избирательной комиссией,
зарегистрировавшей  кандидата,   в   случае   утраты   им   пассивного
избирательного права.
     4. Регистрация  списка  кандидатов   аннулируется,   если   число
кандидатов,  исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов
о снятии своих  кандидатур,  по  решению  избирательного  объединения,
избирательного  блока  об  исключении  кандидатов  из  состава  списка
кандидатов (за исключением выбытия по вынуждающим обстоятельствам),  а
также  по  решению  избирательной комиссии об исключении кандидатов из
состава списка кандидатов по основаниям,  предусмотренным  пунктом  23
статьи  38  настоящего Федерального закона,  превышает 25 процентов от
числа кандидатов в заверенном списке кандидатов.
     5. Регистрация  кандидата (списка кандидатов) может быть отменена
судом  по   заявлению   избирательной   комиссии,   зарегистрировавшей
кандидата (список кандидатов),  кандидата, зарегистрированного по тому
же избирательному округу,  избирательного объединения,  избирательного
блока,  список  которого  зарегистрирован  по  тому  же избирательному
округу, в случаях:
     а) вновь  открывшихся  обстоятельств,  являющихся  основанием для
отказа в регистрации,  предусмотренным пунктом 23 статьи 38 настоящего
Федерального закона;
     б) использования    кандидатом,    избирательным    объединением,
избирательным  блоком,  их  уполномоченными  представителями  в  целях
достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо
средств  собственного избирательного фонда,  если их сумма превысила 5
процентов от предельного размера расходования  средств  избирательного
фонда,  установленного  законом,  или  превышения  предельного размера
расходования средств  избирательного  фонда,  установленного  законом,
более чем на 5 процентов;
     в) использования   кандидатами,   руководителями    избирательных
объединений,   избирательных   блоков   преимуществ  должностного  или
служебного положения;
     г) установления    фактов    подкупа   избирателей   кандидатами,
избирательными объединениями,  избирательными блоками,  их доверенными
лицами    и    уполномоченными   представителями,   иными   лицами   и
организациями,  действующими по  поручению  кандидатов,  избирательных
объединений,  избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных
представителей;
     д) нарушения      кандидатом,     избирательным     объединением,
избирательным  блоком  пункта  1  статьи  56  настоящего  Федерального
закона;
     е) установления  факта  сокрытия  кандидатом  сведений  о   своей
судимости    или    наличии   гражданства   иностранного   государства
(установление факта в отношении кандидата из списка  кандидатов  может
служить  только  основанием для исключения данного кандидата из списка
кандидатов).
     6. Регистрация  инициативной  группы  по  проведению референдума,
иной группы  участников  референдума  может  быть  отменена  судом  по
заявлению комиссии, организующей референдум, не позднее чем за три дня
до дня голосования в случаях:
     а) нарушения правил выдвижения инициативы проведения референдума;
     б) нарушения  членами  и  (или)  уполномоченными  представителями
инициативной группы по проведению референдума,  иной группы участников
референдума правил  проведения  агитации  по  вопросам  референдума  и
финансирования кампании референдума;
     в) использования членами и (или) уполномоченными  представителями
инициативной группы по проведению референдума,  иной группы участников
референдума преимуществ должностного или служебного положения;
     г) установления  фактов  подкупа участников референдума членами и
(или)   уполномоченными   представителями   инициативной   группы   по
проведению референдума, иной группы участников референдума;
     д) наличия иных оснований,  установленных  настоящим  Федеральным
законом, иным законом.

           Статья 77. Отмена решения об итогах голосования,
                  о результатах выборов, референдума

     1. Если  при  проведении  голосования  или  установлении   итогов
голосования  были  допущены  нарушения настоящего Федерального закона,
иного закона,  регламентирующих  проведение  соответствующих  выборов,
референдума,   вышестоящая   комиссия   до   установления   ею  итогов
голосования,  определения  результатов  выборов,   референдума   может
отменить   решение  нижестоящей  комиссии  об  итогах  голосования,  о
результатах  выборов,  референдума  и  принять  решение  о   повторном
подсчете   голосов,   а  если  допущенные  нарушения  не  позволяют  с
достоверностью  определить  результаты   волеизъявления   избирателей,
участников  референдума - о признании итогов голосования,  результатов
выборов, референдума недействительными.
     2. Основанием  для  отмены судом решения избирательной комиссии о
результатах  соответствующих  выборов  после  определения  результатов
выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
     а) кандидат,  признанный  избранным,  избирательное  объединение,
избирательный   блок,  выдвинувшие  список  кандидатов,  допущенный  к
распределению депутатских мандатов,  израсходовали на проведение своей
избирательной  кампании  помимо  средств  собственного  избирательного
фонда средства в размере,  составляющем  более  чем  10  процентов  от
предельного   размера   расходования   средств  избирательного  фонда,
установленного законом,  или  более  чем  на  10  процентов  превысили
предельный   размер   расходования   средств   избирательного   фонда,
установленный законом;
     б) кандидат,  признанный  избранным,  избирательное  объединение,
избирательный  блок,  выдвинувшие  список  кандидатов,  допущенный   к
распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и
указанное  нарушение  не   позволяет   выявить   действительную   волю
избирателей;
     в) кандидат,  признанный  избранным,  избирательное  объединение,
избирательный   блок,  выдвинувшие  список  кандидатов,  допущенный  к
распределению депутатских мандатов,  при проведении агитации  нарушили
пункт 1 статьи 56 настоящего Федерального закона,  указанное нарушение
не позволяет выявить действительную волю избирателей;
     г) кандидат,  признанный  избранным,  руководитель избирательного
объединения,  избирательного  блока,  выдвинувших  список  кандидатов,
допущенный   к   распределению   депутатских   мандатов,  использовали
преимущества  должностного  или  служебного  положения,  и   указанное
нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
     3. Суд   соответствующего   уровня   может    отменить    решение
избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на
избирательном  участке,  территории,   в   избирательном   округе,   в
муниципальном   образовании,   в   субъекте  Российской  Федерации,  в
Российской  Федерации  в  целом  также  в  случае   нарушения   правил
составления  списков  избирателей,  порядка формирования избирательных
комиссий,   порядка   голосования   и   подсчета   голосов    (включая
воспрепятствование   наблюдению   за   их   проведением),  определения
результатов  выборов,  незаконного  отказа  в  регистрации  кандидата,
списка кандидатов,  признанного таковым после дня голосования,  других
нарушений  избирательного  законодательства,  если  эти  нарушения  не
позволяют выявить действительную волю избирателей.
     4. Суд соответствующего уровня может  отменить  решение  комиссии
референдума  субъекта  Российской  Федерации,  местного референдума об
итогах голосования,  о  результатах  референдума  в  случае  нарушения
правил    составления    списков   участников   референдума,   порядка
формирования  комиссий  референдума,  правил  проведения  агитации   и
финансирования кампании референдума,  в случае использования членами и
уполномоченными  представителями  инициативной  группы  по  проведению
референдума,   руководителями   общественных  объединений  преимуществ
своего должностного положения в целях получения  желаемого  ответа  на
вопрос,  выносимый на референдум, в случае установления фактов подкупа
участников референдума этими лицами и  общественными  объединениями  в
тех  же  целях,  в  случае  нарушения  порядка  голосования и подсчета
голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их  проведением),  а
также  в случае других нарушений законодательства о референдуме,  если
эти действия (бездействие) не позволяют  выявить  действительную  волю
участников референдума.
     5. Не могут служить основанием для отмены решения  о  результатах
выборов,    признания    итогов   голосования,   результатов   выборов
недействительными   нарушения    настоящего    Федерального    закона,
способствовавшие  избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие
избирателей голосовать за  не  избранных  по  результатам  голосования
кандидатов,  за  не  принявшие  участия  в  распределении  депутатских
мандатов списки кандидатов.
     6. Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах
выборов в случае,  если  допущенные  нарушения  не  позволяют  выявить
действительную волю избирателей,  влечет признание результатов выборов
по данному избирательному округу недействительными.
     7. При   проведении  выборов  по  многомандатному  избирательному
округу нарушения со стороны отдельных кандидатов, указанные в пункте 2
настоящей  статьи,  могут повлечь отмену решения о результатах выборов
только в части, касающейся этих кандидатов.
     8. При  голосовании  за  списки  кандидатов  нарушения со стороны
отдельных избирательных объединений, избирательных блоков, указанные в
пункте 2 настоящей статьи, могут повлечь отмену решения о допуске этих
избирательных  объединений,  избирательных  блоков   к   распределению
депутатских мандатов и перераспределение депутатских мандатов.
     9. Отмена судом решения о результатах референдума в случае,  если
допущенные   нарушения   не   позволяют  выявить  действительную  волю
участников  референдума,  влечет  признание  результатов   референдума
недействительными.
     10. Если итоги  голосования  на  избирательном  участке,  участке
референдума  признаны  недействительными  и  указанное  обстоятельство
влечет за собой изменение решения о признании кандидата избранным либо
перераспределение    депутатских   мандатов,   изменение   решения   о
результатах референдума,  все вышестоящие комиссии  обязаны  составить
новые   протоколы.   В   иных   случаях  вносятся  изменения  в  ранее
составленные протоколы.

       Статья 78. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений

     1. Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы
на  нарушение  избирательных  прав,  права  на  участие  в референдуме
граждан Российской Федерации.
     2. Жалоба   на  решение  комиссии  о  регистрации,  об  отказе  в
регистрации кандидата  (списка  кандидатов),  инициативной  группы  по
проведению референдума,  иной группы участников референдума может быть
подана в течение десяти дней  со  дня  принятия  обжалуемого  решения.
Указанный срок восстановлению не подлежит.
     3. После опубликования результатов выборов, референдума жалоба на
нарушение  избирательных  прав  граждан,  права  граждан  на участие в
референдуме,  имевшее место в период избирательной кампании,  кампании
референдума,  может  быть  подана  в  суд в течение одного года со дня
опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
     4. Решения   по   жалобам,  поступившим  в  период  избирательной
кампании,  кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не
позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или
в день,  следующий за днем  голосования,  -  немедленно.  Если  факты,
содержащиеся  в жалобах,  требуют дополнительной проверки,  решения по
ним принимаются не позднее чем в  десятидневный  срок.  По  жалобе  на
решение   комиссии  об  итогах  голосования,  о  результатах  выборов,
референдума суд обязал принять решение не позднее чем  в  двухмесячный
срок со дня подачи жалобы.
     5. Заявление об отмене регистрации кандидата,  списка  кандидатов
может  быть  подано  в  суд  не  позднее  чем  за  восемь  дней до дня
голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято
не позднее чем за пять дней до дня голосования.

       Статья 79. Ответственность за нарушение законодательства
            Российской Федерации о выборах и референдумах

     1. Лица,  осуществляющие фальсификацию итогов голосования,  несут
уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
     Под фальсификацией итогов  голосования  в  настоящем  Федеральном
законе понимается:
     включение неучтенных    бюллетеней    в     число     бюллетеней,
использованных при голосовании;
     заведомо неправильное составление списков избирателей, участников
референдума, включение в них лиц, не обладающих активным избирательным
правом, правом на участие в референдуме, либо вымышленных лиц;
     замена действительных бюллетеней;
     незаконное уничтожение официальных бюллетеней;
     заведомо неправильный  подсчет  голосов  избирателей,  участников
референдума;
     подписание членами  комиссии  протокола  об итогах голосования до
подсчета голосов или подведения итогов голосования,  заведомо неверное
(не    соответствующее    действительным    результатам   голосования)
составление протокола об итогах голосования;
     внесение изменений  в  протокол  об  итогах голосования после его
заполнения (за исключением случая, установленного пунктом 10 статьи 77
настоящего Федерального закона).
     2. Лица,  путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом
препятствующие   свободному   осуществлению   гражданином   Российской
Федерации права избирать и быть избранным, участвовать в референдуме,
     либо нарушающие   установленный   настоящим  Федеральным  законом
порядок предоставления сведений об избирателях, участниках референдума
или списков избирателей, участников референдума,
     либо использующие преимущества своего должностного или служебного
положения в период избирательной кампании, кампании референдума,
     либо нарушающие правила  финансирования  избирательной  кампании,
кампании референдума,  в том числе лица,  несвоевременно перечисляющие
денежные средства комиссиям,  кандидатам,  избирательным объединениям,
избирательным блокам,  инициативным группам по проведению референдума,
иным группам участников референдума,
     либо должностные  лица государственных органов,  не осуществившие
по представлению комиссий проверку информации о нарушениях  настоящего
Федерального  закона,  иного  закона,  а  также  не  принявшие  мер по
пресечению этих нарушений,
     либо должностные лица, проводящие предвыборную агитацию, агитацию
по вопросам референдума с нарушением правил,  установленных  настоящим
Федеральным законом,
     либо лица,  оказывающие   финансовую   (материальную)   поддержку
кандидатам,    избирательным   объединениям,   избирательным   блокам,
деятельности  инициативной  группы  по  проведению  референдума,  иной
группы  участников референдума помимо их избирательных фондов,  фондов
референдума,
     либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в
поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока,
инициативы  проведения  референдума,  а  также  участвующие в подделке
данных подписей,
     либо изготовляющие незаконные тиражи бюллетеней,
     либо неправомерно   вмешивающиеся   в   работу    государственной
автоматизированной информационной системы,
     либо осуществляющие подкуп избирателей,  участников  референдума,
то   есть   действия,  запрещенные  пунктом  2  статьи  56  настоящего
Федерального закона,
     либо отказавшие в предоставлении предусмотренного законом отпуска
для участия в выборах, референдуме,
     либо должностные  лица,  организующие проведение сбора подписей и
(или) предвыборной агитации,  агитации по вопросам  референдума,  иной
деятельности,  способствующей  выдвижению и (или) избранию кандидатов,
выдвижению  и  (или)  поддержке  инициативы  проведения   референдума,
получению того или иного ответа на вопрос референдума, подчиненными по
службе государственными или муниципальными служащими в служебное время
либо в ходе служебных командировок,
     либо должностные  лица,  не  создавшие  условий  для   проведения
массовых мероприятий, если такая обязанность возложена на них законом,
     либо лица, препятствующие работе комиссий или деятельности членов
комиссий,   связанной   с  исполнением  ими  своих  обязанностей,  или
противозаконно вмешивающиеся в указанную работу  или  деятельность,  в
том числе принуждающие отказаться от назначения членом комиссии,
     либо принуждающие избирателей,  участников референдума голосовать
вопреки их собственному выбору,
     либо избиратели,  участники референдума,  указавшие в заявлении о
предоставлении  возможности  проголосовать  досрочно заведомо неверную
причину для получения бюллетеня,
     либо лица,  нарушившие  право  граждан на ознакомление со списком
избирателей,  участников  референдума,  а  также  не  рассмотревшие  в
установленный  срок  заявления  о неправильности в списке избирателей,
участников референдума,
     либо скрывшие остатки тиража изготовленных бюллетеней,
     либо препятствующие  лицам,  указанным  в  пункте  3  статьи   30
настоящего Федерального закона, в осуществлении наблюдения и контроля,
     либо отказывающие членам комиссии как с правом решающего, так и с
правом  совещательного  голоса  в  получении в порядке,  установленном
настоящим   Федеральным   законом,    копий    документов    комиссии,
непосредственно связанных с выборами, референдумом,
     либо нарушающие тайну голосования,
     либо выдавшие  гражданам  бюллетени  в  целях  предоставления  им
возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного
раза в ходе одного и того же голосования,
     либо давшие (выдавшие) гражданам заполненные бюллетени,
     либо препятствующие   голосованию   на   избирательных  участках,
участках референдума,
     либо нарушающие порядок досрочного голосования,
     либо нарушающие   порядок   голосования   вне    помещения    для
голосования,
     либо принуждающие членов комиссии к  осуществлению  фальсификации
итогов голосования,
     либо препятствующие  членам  комиссии  с  правом   совещательного
голоса  находиться  среди  членов  комиссии  с правом решающего голоса
возле мест,  где производятся сортировка бюллетеней и подсчет  голосов
избирателей, участников референдума;
     либо препятствующие членам комиссии как с правом решающего, так и
с  правом совещательного голоса в реализации их права удостовериться в
правильности подсчета по спискам избирателей,  участников  референдума
числа лиц,  принявших участие в голосовании, в правильности сортировки
бюллетеней по кандидатам,  избирательным  объединениям,  избирательным
блокам, вариантам ответа на вопрос референдума,
     либо нарушающие  установленный  настоящим   Федеральным   законом
порядок подсчета голосов избирателей,  участников референдума, включая
порядок  сортировки  бюллетеней,  или  порядок   установления   итогов
голосования,
     либо осуществившие   фальсификацию   избирательных    документов,
документов   референдума,   составившие  и  выдавшие  заведомо  ложные
документы,
     либо не  выдающие  копию  протокола  об итогах голосования лицам,
указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона,
     либо отказывающиеся от проведения итогового заседания комиссии по
итогам голосования на выборах, референдуме,
     либо не    представившие    (представившие    неполно)   или   не
опубликовавшие сведений об итогах голосования вопреки  возложенным  на
них обязанностям,
     либо не представляющие или не публикующие отчетов о  расходовании
средств  на  подготовку и проведение выборов,  референдума и отчетов о
расходовании бюджетных средств на выборы, референдум,
     либо неполно,   недостоверно   представляющие  финансовые  отчеты
кандидатов,   избирательных   объединений,    избирательных    блоков,
инициативной группы по проведению референдума,
     либо распространяющие заведомо ложные сведения о  кандидатах  или
совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,
     либо нарушающие   правила   проведения   предвыборной   агитации,
агитации  по  вопросам  референдума,  в  том  числе  лица,  проводящие
агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,
а также проводящие агитацию лица, которым это запрещено законом,
     либо нарушающие правила опубликования (обнародования) результатов
опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами,
     либо нарушающие правила изготовления  и  размещения  агитационных
материалов,
     а также  организации,  осуществляющие  выпуск  средств   массовой
информации,  принимающие участие в предвыборной агитации,  агитации по
вопросам референдума,  не опубликовавшие сведений о размере  и  других
условиях оплаты эфирного времени, печатной площади,
     либо нарушающие   условия   проведения   предвыборной   агитации,
агитации по вопросам референдума:
     по размеру и условиям оплаты,
     по объему  и  времени предоставляемого эфирного времени и объему,
месту расположения печатной площади,
     либо отдающие  в  информационных  блоках,  содержащих сообщения о
проведении  предвыборных   мероприятий,   мероприятий,   связанных   с
референдумом,  предпочтение  определенному  кандидату,  избирательному
объединению,  избирательному блоку,  инициативной группе по проведению
референдума, иной группе участников референдума,
     либо принимающие незаконную оплату за информационный блок передач
или публикаций, -
     несут уголовную,  административную либо  иную  ответственность  в
соответствии с федеральными законами.
     3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений,  принятых на
референдуме,   влечет   за  собой  ответственность  в  соответствии  с
федеральными законами.

           Глава XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

               Статья 80. Вступление в силу настоящего
                         Федерального закона

     1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через десять  дней
со  дня  его  официального  опубликования  и  не  распространяется  на
правоотношения,  возникшие   в   связи   с   проведением   выборов   и
референдумов, назначенных до его вступления в силу.
     2. Установить,  что Федеральный закон от 19 сентября  1997  г.  N
124-ФЗ  "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации"  (Собрание  законодательства
Российской Федерации, 1997, N 38, ст. 4339; 1999, N 14, ст. 165; 2001,
N 29, ст. 2944) распространяется только на правоотношения, возникшие в
связи с проведением выборов и референдумов,  назначенных до вступления
в силу настоящего Федерального  закона.  Установить,  что  Федеральный
закон  от  19  сентября  1997  г.  N  124-ФЗ  "Об  основных  гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации"   утрачивает   силу  в  порядке,  установленном  пунктом  3
настоящей статьи.
     3. По истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего
Федерального закона признать утратившими силу:
     Федеральный закон  от  19 сентября 1997 г.  N 124-ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1997, N 38, ст. 4339);
     Федеральный закон  от  30  марта  1999  г.  N  55-ФЗ  "О внесении
изменений и дополнений в  Федеральный  закон  "Об  основных  гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской  Федерации,  1999,  N
14, ст. 1653);
     статью 1 Федерального закона от  10  июля  2001  г.  N  89-ФЗ  "О
внесении  изменений  и  дополнений  в  Федеральные законы "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан
Российской  Федерации"  и  "О  выборах  депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2944).
     4. Статья 18 настоящего Федерального закона  не  распространяется
на   выборы   депутатов   Палаты  Представителей  Парламента  Союзного
государства первого  созыва  от  Российской  Федерации,  проводимые  в
соответствии с федеральным законом.
     5. Если  законодательство  субъекта   Российской   Федерации   не
соответствует  пункту  16  статьи  35  настоящего Федерального закона,
указанный  пункт  не  применяется  при  выборах  в   данном   субъекте
Российской  Федерации,  назначенных  до  14 июля 2003 года.  В течение
указанного срока законодательство субъекта Российской Федерации должно
быть  приведено  в  соответствие  с  пунктом  16  статьи 35 настоящего
Федерального закона. Указанный срок не применяется, если на территории
субъекта  Российской Федерации зарегистрированы региональные отделения
менее чем трех политических партий, при этом законодательство субъекта
Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с пунктом 16
статьи 35 настоящего Федерального закона до истечения одного месяца со
дня  регистрации  в  данном субъекте Российской Федерации региональных
отделений не менее  чем  трех  политических  партий.  Законодательство
субъекта  Российской  Федерации  может быть приведено в соответствие с
пунктом 16 статьи 35 настоящего Федерального  закона  и  до  истечения
указанных сроков.
     6. Пункт 16 статьи 38 настоящего Федерального закона  вступает  в
силу  после  проведения  первых  после  вступления  в  силу настоящего
Федерального   закона   выборов   депутатов    Государственной    Думы
Федерального Собрания Российской Федерации.

                   Статья 81. Переходные положения

     1. Избирательные  комиссии,  сформированные  до вступления в силу
настоящего Федерального закона,  за исключением указанных в  пункте  1
статьи 85 настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до
истечения срока,  на который они были сформированы,  но не более  пяти
лет со дня их формирования.  Вакантные места в избирательных комиссиях
замещаются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
     2. До   принятия   Правительством   Российской   Федерации  акта,
определяющего  форму  и  порядок  изготовления   справки,   выдаваемой
гражданам  Российской  Федерации,  находящимся в местах содержания под
стражей подозреваемых и  обвиняемых,  для  участия  в  голосовании,  в
отношении  указанной  категории лиц сохраняется действующий порядок их
участия в голосовании.

                   Статья 82. О совмещении выборов

     1. В  целях  совмещения  дня  голосования  на  выборах  в  органы
государственной   власти   субъекта   Российской   Федерации   с  днем
голосования на выборах в  федеральные  органы  государственной  власти
либо на иных выборах,  проводимых на территории Российской Федерации в
целом,  допускается продление или сокращение не более чем на один  год
сроков  полномочий  органов государственной власти субъекта Российской
Федерации.
     2. В  целях  совмещения  дня  голосования  на  выборах  в  органы
государственной власти одного и того же субъекта Российской  Федерации
допускается  продление  или  сокращение не более чем на один год срока
полномочий  одного  из   органов   государственной   власти   субъекта
Российской Федерации.
     3. В  целях  совмещения  дня  голосования  на  выборах  в  органы
местного самоуправления одного и того же муниципального образования, а
также в целях совмещения дня голосования на выборах в органы  местного
самоуправления  с днем голосования на выборах в органы государственной
власти в одном и том же субъекте Российской  Федерации,  либо  с  днем
голосования  на  выборах  в федеральные органы государственной власти,
либо с днем голосования на  иных  выборах,  проводимых  на  территории
Российской Федерации в целом,  допускается продление или сокращение не
более  чем  на   один   год   сроков   полномочий   органов   местного
самоуправления.
     4. Продление   или    сокращение    срока    полномочий    органа
государственной власти субъекта Российской Федерации,  предусмотренные
пунктами 1 и  2  настоящей  статьи,  осуществляются  законом  субъекта
Российской Федерации. Продление или сокращение срока полномочий органа
местного самоуправления,  предусмотренные пунктом 3 настоящей  статьи,
осуществляются  нормативным правовым актом муниципального образования.
О таком продлении или сокращении полномочий информируется  Центральная
избирательная   комиссия   Российской   Федерации.   Выборы  в  органы
государственной власти субъекта Российской Федерации,  органы местного
самоуправления,  сроки  полномочий  которых  продлены  или  сокращены,
должны быть проведены до 1 мая  2004  года.  При  этом  финансирование
выборов осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

           Статья 83. Гарантии осуществления избирательных
         действий должностными лицами местного самоуправления

     Если в  муниципальном  образовании   нет   главы   муниципального
образования  и представительного органа местного самоуправления,  либо
представительным органом местного самоуправления  не  назначено  лицо,
уполномоченное  осуществлять  избирательные  действия в соответствии с
настоящим Федеральным  законом,  либо  указанные  лица  не  осуществят
указанные   действия  в  сроки,  установленные  настоящим  Федеральным
законом,  эти избирательные действия осуществляются высшим должностным
лицом    субъекта    Российской   Федерации   (руководителем   высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации) или по его поручению иным должностным лицом.

             Статья 84. Об участии в выборах политических
                       общественных объединений

     1. На выборах соответствующего уровня,  официальное опубликование
(публикация)  решения  о  назначении  (проведении)  которых состоялось
(состоялась)  до  истечения  двух  лет  со  дня  вступления   в   силу
Федерального закона "О политических партиях", в качестве избирательных
объединений наряду с  указанными  в  пункте  25  статьи  2  настоящего
Федерального   закона  вправе  участвовать  политические  общественные
объединения,  которые созданы  и  зарегистрированы  в  соответствии  с
федеральными  законами,  законами  субъектов  Российской  Федерации на
уровне,  соответствующем уровню выборов,  или на более высоком уровне.
Указанные политические общественные объединения либо вносимые в уставы
общественных объединений в  целях  придания  им  статуса  политических
изменения  и дополнения должны быть зарегистрированы не позднее чем за
один  год  до  дня   голосования,   а   при   назначении   выборов   в
законодательный   (представительный)   орган   государственной  власти
субъекта   Российской   Федерации   или   в    исполнительный    орган
государственной власти субъекта Российской Федерации, в орган местного
самоуправления   в   случае    досрочного    прекращения    полномочий
соответствующего  органа  -  не  позднее  чем  за шесть месяцев до дня
голосования.  Указанные сроки не распространяются на иные изменения  и
дополнения, вносимые в уставы политических общественных объединений.
     2. Политическое    общественное    объединение,    признававшееся
избирательным объединением и обладавшее правом внесения предложений по
кандидатурам  в  состав  комиссий  до  вступления  в  силу  настоящего
Федерального закона, в случае своего преобразования, не затрагивающего
его статуса политического общественного  объединения,  либо  в  случае
своего   преобразования   в   политическую   партию  сохраняет  права,
предусмотренные пунктом 7 статьи 23,  пунктом 8 статьи 24,  пунктом  7
статьи  25,  пунктом  7  статьи  26,  пунктом  5  статьи 27 настоящего
Федерального   закона.   Добровольное   объединение   двух   и   более
избирательных   объединений,  признававшееся  избирательным  блоком  и
обладавшее  правом  внесения  предложений  по  кандидатурам  в  состав
комиссий   до   вступления  в  силу  настоящего  Федерального  закона,
сохраняет права, предусмотренные пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи
24,  пунктом  7  статьи 25,  пунктом 7 статьи 26,  пунктом 5 статьи 27
настоящего Федерального закона.  Такой  избирательный  блок  может  по
решению  уполномоченного на то органа предоставить эти права одному из
входящих  в  него  избирательных   объединений   либо   избирательному
объединению,   учредителями   которого   являются   входящие   в  этот
избирательный блок избирательные объединения.  Указанное избирательное
объединение  в  случае  своего  преобразования,  не затрагивающего его
статуса политического общественного объединения,  либо в случае своего
преобразования   в   политическую   партию  сохраняет  право  внесения
указанных предложений.

              Статья 85. О формировании территориальных
                        избирательных комиссий

     1. Территориальные   избирательные   комиссии    формируются    в
соответствии  с  требованиями настоящего Федерального закона в течение
шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
     2. Если  в период после вступления в силу настоящего Федерального
закона  и  до  сформирования  территориальных  избирательных  комиссий
назначены  выборы  в органы государственной власти субъекта Российской
Федерации,    органы    местного    самоуправления,    территориальная
избирательная  комиссия  формируется  в  срок,  установленный  законом
субъекта  Российской  Федерации,   в   соответствии   с   требованиями
настоящего Федерального закона.
     3. По  решению  Центральной  избирательной  комиссии   Российской
Федерации,    принятому   на   основании   обращения   соответствующей
избирательной комиссии субъекта Российской Федерации,  территориальные
избирательные   комиссии,   действовавшие   на  постоянной  основе  до
вступления в  силу  настоящего  Федерального  закона,  сохраняют  свои
полномочия  и действуют до сформирования территориальных избирательных
комиссий  при  проведении  первых   выборов   в   федеральные   органы
государственной  власти  либо  выборов депутатов Палаты Представителей
Парламента  Союзного  государства   первого   созыва   от   Российской
Федерации, назначенных после вступления в силу настоящего Федерального
закона.
     4. По   решению   избирательной   комиссии   субъекта  Российской
Федерации,  согласованному   с   представительным   органом   местного
самоуправления,   полномочия  территориальной  избирательной  комиссии
могут   возлагаться   на   избирательную    комиссию    муниципального
образования,  сформированную  в  соответствии  с настоящим Федеральным
законом.  Если  территория,  на  которую  распространяются  полномочия
территориальной  избирательной  комиссии,  включает  в  себя несколько
муниципальных образований и в каждом из них  образуется  избирательная
комиссия  муниципального  образования,  на  эти избирательные комиссии
муниципальных образований не могут быть  возложены  полномочия  данной
территориальной избирательной комиссии.

Президент Российской Федерации
                                                              В. ПУТИН
12 июня 2002 г.
N 67-ФЗ


                                                            Приложение

                        СВЕДЕНИЯ ОБ ИМУЩЕСТВЕ

     Я, кандидат -----------------------------------------------------
               (фамилия, имя, отчество, дата рождения)
---------------------------------------------------------------------
  (основное место работы или службы, занимаемая должность; в случае
---------------------------------------------------------------------,
     отсутствия основного места работы или службы - род занятий)
проживающий по адресу -----------------------------------------------,
                                (адрес места жительства)
сообщаю сведения  об имуществе,  принадлежащем мне (моему супругу <1>)
на праве собственности (в том числе на праве общей  собственности),  и
обязательствах имущественного характера <2>:
-------------------------------
     <1> Сведения  об  имуществе  супруга указываются только в случае,
если их представление предусмотрено федеральным законом.
     <2> Сведения  указываются по состоянию на первое число месяца,  в
котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения  о
назначении (проведении) выборов.

                       1. НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

---------------------------------------------------------------------------------
|  N   |    Вид и наименование    | Вид           | Место       | Общая         |
| п/п  |        имущества         | собственности | нахождения  | площадь (м2)  |
|      |                          | <1>           | (адрес)     |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|  1   |           2              |      3        |      4      |     5         |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
| 1    | Земельные участки <2>:   |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 1)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 2)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 3)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
| 2    | Жилые дома:              |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 1)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 2)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 3)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
| 3    | Квартиры:                |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 1)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 2)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 3)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
| 4    | Дачи:                    |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 1)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 2)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 3)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
| 5    | Гаражи:                  |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 1)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 2)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 3)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
| 6    | Иное недвижимое          |               |             |               |
|      | имущество:               |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 1)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 2)                       |               |             |               |
|------|--------------------------|---------------|-------------|---------------|
|      | 3)                       |               |             |               |
---------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1> Указывается вид собственности (личная, общая), для совместной
собственности  указываются  иные  лица  (фамилия,  имя,  отчество  или
наименование),   в  собственности  которых  находится  имущество,  для
долевой собственности указывается доля  лица,  о  котором  заполняются
сведения.
     <2> Указывается  вид  земельного   участка   (пая,   доли):   под
индивидуальное жилищное строительство,  дачный, садовый, приусадебный,
огородный и другие.

                       2. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

------------------------------------------------------------------------
|  N  | Вид и марка транспортного  |       Вид          |    Место     |
| п/п | средства                   | собственности <1>  | регистрации  |
|-----|----------------------------|--------------------|--------------|
|  1  |            2               |        3           |      4       |
|-----|----------------------------|--------------------|--------------|
| 1   | Автомобили легковые:       |                    |              |
|-----|----------------------------|--------------------|--------------|
|     | 1)                         |                    |              |
|-----|----------------------------|--------------------|--------------|
|     | 2)                         |                    |              |
|-----|----------------------------|--------------------|--------------|
| 2   | Автомобили грузовые:       |                    |              |
|-----|----------------------------|--------------------|--------------|
|     | 1)                         |                    |              |
|-----|----------------------------|--------------------|--------------|
|     | 2)                         |                    |              |
|-----|----------------------------|--------------------|--------------|
| 3   | Иные транспортные          |                    |              |
|     | средства, подлежащие       |                    |              |
|     | регистрации:               |                    |              |
|-----|----------------------------|--------------------|--------------|
|     | 1)                         |                    |              |
|-----|----------------------------|--------------------|--------------|
|     | 2)                         |                    |              |
------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1> Указывается вид собственности (личная, общая), для совместной
собственности  указываются  иные  лица  (фамилия,  имя,  отчество  или
наименование),  в  собственности  которых  находится  имущество,   для
долевой  собственности  указывается  доля лица,  о котором заполняются
сведения.

             3. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, НАХОДЯЩИЕСЯ НА СЧЕТАХ
                В БАНКАХ И ИНЫХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

-----------------------------------------------------------------------
|  N  |  Наименование и | Вид и валюта | Дата открытия |  Остаток на  |
| п/п | адрес банка или |   счета <1>  |     счета     |   счете <2>  |
|     |    кредитной    |              |               |    (руб.)    |
|     |   организации   |              |               |              |
|-----|-----------------|--------------|---------------|--------------|
|  1  |        2        |      3       |       4       |       5      |
|-----|-----------------|--------------|---------------|--------------|
|     |                 |              |               |              |
|-----|-----------------|--------------|---------------|--------------|
|     |                 |              |               |              |
|-----|-----------------|--------------|---------------|--------------|
|     |                 |              |               |              |
|-----|-----------------|--------------|---------------|--------------|
|     |                 |              |               |              |
-----------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1> Указываются   вид   счета  (депозитный,  текущий,  расчетный,
ссудный и другие) и валюта счета.
     <2> Остаток  на  счете  указывается  по состоянию на первое число
месяца,  в котором осуществлено официальное опубликование (публикация)
решения  о  назначении (проведении) выборов.  Для счетов в иностранной
валюте остаток указывается в рублях по курсу Банка России на указанную
дату.

                           4. ЦЕННЫЕ БУМАГИ

               4.1. АКЦИИ И ИНОЕ УЧАСТИЕ В КОММЕРЧЕСКИХ
                             ОРГАНИЗАЦИЯХ

-----------------------------------------------------------------------------
|  N  | Наименование и    | Место       | Уставный  |  Доля     | Основание |
| п/п | организационно    | нахождения  |  капитал  | участия   |  участия  |
|     | - правовая        | организации |    <2>    |   <3>     |    <4>    |
|     | форма организации | (адрес)     |  (руб.)   |           |           |
|     | <1>               |             |           |           |           |
|-----|-------------------|-------------|-----------|-----------|-----------|
|  1  |      2            |      3      |    4      |    5      |     6     |
|-----|-------------------|-------------|-----------|-----------|-----------|
|     |                   |             |           |           |           |
|-----|-------------------|-------------|-----------|-----------|-----------|
|     |                   |             |           |           |           |
-----------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1> Указываются полное или сокращенное  официальное  наименование
организации   и   ее  организационно  -  правовая  форма  (акционерное
общество,  общество  с  ограниченной  ответственностью,  товарищество,
производственный кооператив и другие).
     <2> Уставный   капитал   указывается    согласно    учредительным
документам организации по состоянию на первое число месяца,  в котором
осуществлено  официальное   опубликование   (публикация)   решения   о
назначении (проведении) выборов.  Для уставных капиталов, выраженных в
иностранной валюте,  уставный капитал указывается в  рублях  по  курсу
Банка России на указанную дату.
     <3> Доля участия выражается в процентах  от  уставного  капитала.
Для  акционерных  обществ  указываются  также  номинальная стоимость и
количество акций.
     <4> Указываются     основание     приобретения    доли    участия
(учредительный  договор,   приватизация,   покупка,   мена,   дарение,
наследование    и   другие),   а   также   реквизиты   (дата,   номер)
соответствующего договора или акта.

                     4.2. ИНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

-------------------------------------------------------------------------------
|  N   |   Вид    | Лицо,       |  Номинальная  |    Общее   | Общая          |
| п/п  | ценной   | выпустившее |    величина   | количество | стоимость <2>  |
|      | бумаги   | ценную      | обязательства |            | (руб.)         |
|      |   <1>    | бумагу      |     (руб.)    |            |                |
|------|----------|-------------|---------------|------------|----------------|
|  1   |    2     |    3        |      4        |      5     |      6         |
|------|----------|-------------|---------------|------------|----------------|
|      |          |             |               |            |                |
|------|----------|-------------|---------------|------------|----------------|
|      |          |             |               |            |                |
-------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1> Указываются все ценные бумаги по видам (облигации,  векселя и
другие),  за  исключением  акций,  указанных в подразделе 4.1 "Акции и
иное участие в коммерческих организациях".
     <2> Указывается  общая стоимость ценных бумаг данного вида исходя
из стоимости их приобретения (а если ее нельзя определить, - исходя из
рыночной  стоимости  или из номинальной стоимости).  Для обязательств,
выраженных в иностранной валюте,  стоимость указывается  в  рублях  по
курсу  Банка  России  по  состоянию на первое число месяца,  в котором
осуществлено  официальное   опубликование   (публикация)   решения   о
назначении (проведении) выборов.

     Всего по  разделу  4  "Ценные  бумаги"  суммарная декларированная
стоимость  ценных  бумаг,  включая   доли   участия   в   коммерческих
организациях (рублей): -----------------------------------------------

     Достоверность и полноту настоящих сведений подтверждаю:

"--" -------------- -- г.                  ---------------------------
                                                   (подпись кандидата)


Страницы: 1  2  3  4  5  6