Страницы: 1 2 ОБ ОТЧЕТЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МОСКВЫ В 2001 ГОДУ И РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕННЫХ ПРОВЕРОК, ОБСЛЕДОВАНИЙ И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ РАБОТ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ НИХ ВЫВОДАХ, РЕКОМЕНДАЦИЯХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА 19 июня 2002 г. N 172 (НЦПИ) Рассмотрев, в соответствии с Законом города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы", отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2001 году и результатах проведенных проверок, обследований и экспертно-аналитических работ, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях, Московская городская Дума постановляет: 1. Принять отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2001 году и результатах проведенных проверок, обследований и экспертно-аналитических работ, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях (приложение). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы. Председатель Московской городской Думы В.М. Платонов 19 июня 2002 г. N 172 Приложение к постановлению Московской городской Думы от 19 июня 2002 года N 172 ОТЧЕТ о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2001 году и результатах проведенных проверок, обследований и экспертно-аналитических работ, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях Настоящий годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2001 году, результатах проведенных проверок и обследований, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях (далее - Годовой отчет Палаты) подготовлен в соответствии с требованием статьи 38 Закона города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы" о ежегодном представлении Московской городской Думе отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы. I. Основные итоги и особенности деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2001 году Контрольно-счетная палата Москвы (далее - Палата) в 2001 году осуществляла контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности в соответствии с Законом города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73; "О Контрольно-счетной палате Москвы" (далее - Закон о Палате) и иными законодательными актами Российской Федерации и города Москвы и утвержденным планом работы. На основе поручений Московской городской Думы и Мэра Москвы план работы Палаты на 2001 год был сформирован в декабре 2000 года. В указанном плане было предусмотрено 37 контрольных, 14 экспертно-аналитических, 14 информационных, 16 методических и 10 организационных мероприятий. С целью реализации принципа системности и обеспечения непрерывности контрольного процесса в течение 2001 года в план работы Палаты были включены дополнительные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по отдельным запросам комиссий, депутатов Московской городской Думы и по решениям Коллегии Палаты. Это позволило в 2001 году организовать контроль исполнения бюджета во всех комплексах городского управления. В целом в 2001 году Палатой проведено 47 контрольных и 42 экспертно-аналитических мероприятия, в том числе: а) контрольных мероприятий: 8 - по поручениям Московской городской Думы; 4 - по запросам комиссий и депутатов Московской городской Думы; 18 - по поручениям Мэра Москвы; 17 - по инициативе Палаты; б) экспертно-аналитических мероприятий: 35 - по запросам комиссий и депутатов Московской городской Думы; 7 - по инициативе Палаты. При осуществлении запланированных мероприятий в отчетном году сотрудники Палаты применяли установленные законодательством формы контроля: предварительный, текущий и последующий. Контрольными мероприятиями был охвачен 491 объект, в том числе в ходе проверок - 159, в ходе обследований - 332. По итогам контрольной деятельности Палаты выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и города Москвы, связанные с исполнением бюджета города Москвы в 1998-2001 годах, на сумму 14673424,3 тыс. рублей, из них: а) израсходовано не по целевому назначению - 1215340,2 тыс. рублей (в том числе в 2001 году - 267082,0 тыс. рублей); б) осуществлены платежи с нарушением действующего положения по расчетам в особом порядке на сумму 1900200,0 тыс. рублей (из них в 2001 году - нет). За этот же период установлено неэффективное расходование бюджетных средств на сумму 4010494,7 тыс. рублей, а также 564807,6 тыс. рублей, полученных в рамках льгот по налогу на прибыль. При этом превышение утвержденной постановлением Московской городской Думы предельной суммы средств, полученных в рамках льгот по налогу на прибыль, на финансирование городских благотворительных программ только в 2001 году составило 1357639,0 тыс. рублей. Особо следует отметить, что часть средств, полученных в рамках льгот по налогу на прибыль, расходовалась не по назначению, предусмотренному соответствующими городскими благотворительными программами. Сумма таких средств составила 189572,0 тыс. рублей. Материалы по завершенным контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям регулярно направлялись в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы. По выявленным фактам нарушений действующего законодательства и неэффективному расходованию бюджетных средств и средств, полученных в рамках льгот по налогу на прибыль, в органы исполнительной власти города Москвы и проверяемые организации Палатой направлено 14 предписаний, 120 представлений, а по 11 контрольным мероприятиям материалы переданы в правоохранительные органы. По выявленным фактам использования средств не по целевому назначению органами исполнительной власти принято 30 решений по устранению недостатков на сумму 760124,5 тыс. рублей. Результаты большинства контрольных и отдельных экспертно-аналитических мероприятий рассматривались на заседаниях профильных комиссий Московской городской Думы, заседаниях Правительства Москвы и коллегий комплексов городского управления, функциональных и отраслевых органов исполнительной власти города Москвы. Предложения и рекомендации Палаты учитывались при принятии законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы, а также распоряжений Мэра Москвы и постановлений Правительства Москвы. Так, при рассмотрении Законов города Москвы от 6 июля 2001 года N 30 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 27 декабря 2000 года N 41 "О бюджете города Москвы на 2001 год" и от 24 октября 2001 года N 50 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 27 декабря 2000 года N 41 "О бюджете города Москвы на 2001 год", а также Закона города Москвы от 23 ноября 2001 года N 60 "О бюджете города Москвы на 2002 год", учтены предложения Палаты об увеличении доходов бюджетов соответственно в 2001 году на 470000,0 тыс. рублей, в 2002 году на 8270247,0 тыс. рублей, а также о сокращении расходов бюджета в 2002 году на 600000,0 тыс. рублей. В связи с результатами проведенных Палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2001 году выпущено 4 распоряжения Мэра Москвы и 6 постановлений Правительства Москвы, выполнение которых позволит обеспечить более эффективное использование бюджетных средств и собственности города Москвы. Продолжена практика проведения контрольных мероприятий совместно со Счетной палатой Российской Федерации. В январе 2001 года проведена проверка законности и эффективности расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Москве. В течение отчетного года было проведено 19 заседаний Коллегии Палаты, на которых рассмотрено 36 вопросов, в том числе: различные отчеты, заключения по итогам экспертизы нормативных правовых актов, материалы контрольных мероприятий, организационные вопросы деятельности Палаты. Особо следует отметить, что 5 июля 2001 года на Коллегии Палаты была утверждена новая редакция Регламента Палаты, введенного в действие распоряжением председателя Палаты от 9 июля 2001 года N 16/1-06. В отчетном году были проведены заседания Коллегии Палаты с участием представителей Московской городской Думы, Департамента продовольственных ресурсов города Москвы, Департамента финансов города Москвы, Государственного унитарного предприятия "Моспродконтракт". Палатой в 2001 году было подписано Соглашение о взаимодействии с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве и Главным управлением внутренних дел города Москвы. С 1 января 2001 года введено новое штатное расписание Палаты. Дополнительно образованы 6 сводных инспекций внутри аудиторских направлений, правовая инспекция и инспекция методического обеспечения, инспекция контроля информационных систем и проектов. В результате вдвое увеличилось количество сотрудников, занимающихся экспертно-аналитической работой, и уменьшилось количество обслуживающего персонала. На основании постановления Московской городской Думы от 14 февраля 2001 года N 28 "О назначении аудитора Контрольно-счетной палаты Москвы" на должность аудитора Палаты назначен Сироткин Евгений Владимирович. В феврале 2001 года Палатой был организован и проведен "Круглый стол" по теме: "Опыт взаимодействия контрольных органов Москвы", в котором приняли участие 16 депутатов Московской городской Думы, Вице-мэр Москвы Шанцев В.П., министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы Коростелев Ю.В., начальник Главного контрольно-ревизионного управления Правительства Москвы Винокурова Л.А., руководитель Контрольно-ревизионного управления Минфина Российской Федерации в городе Москве Малинин В.М., а также руководители и ответственные работники других контрольных органов в городе Москве. По итогам "Круглого стола" был разработан проект общегородской концепции организации государственного финансового контроля в городе Москве. В отчетном году Палата принимала активное участие в мероприятиях, проводимых Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации, основной задачей которой является содействие в разработке и внедрении системы контроля за формированием и исполнением бюджетов различных уровней. Сотрудники Палаты активно участвовали в 9 семинарах и конференциях по обмену опытом работы контрольных органов. В декабре 2001 года Палата организовала и провела семинар на тему: "Открытый бюджет: проблематика, тенденции". В его работе приняли участие члены президиума Европейской ассоциации региональных счетных палат и руководители контрольно-счетных органов, созданных законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. В течение 2001 года приобретено, настроено и введено в состав локальной вычислительной сети Палаты 68 современных персональных компьютеров (класса Celeron-667 - PentiumIII-933) с операционными системами Windows`98 и Windows`2000, тем самым более чем наполовину увеличен парк компьютерной техники, введен новый файловый сервер класса PentiumIII-1000, что позволило создать высокоскоростную единую информационную сеть Палаты. Налажено взаимодействие с Информационно-технологическим центром Правительства Москвы и информационно-аналитическим отделом аппарата Московской городской Думы по доступу к информационно-справочным и нормативным базам данных. В 2001 году модернизированы и введены в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс и информационно-справочная система анализа бюджетных показателей (корпоративный WWW-сервер с результатами мониторинга бюджетных показателей). В программно-аппаратном комплексе функционируют информационные ресурсы: законы о бюджете на 1996-2001 годы, соответствующие сводные бюджетные росписи, отчеты Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве, результаты аналитической обработки данных, поступающих из различных источников, отклонения данных в законе о бюджете и в бюджетной росписи, отклонения в данных, поступающих из Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве и Департамента финансов города Москвы. Обеспечен доступ к WWW-серверу с результатами мониторинга бюджетных показателей для сотрудников всех инспекций и аудиторских направлений Палаты, а также внешний доступ для депутатов Московской городской Думы с использованием сети Интернет. Подготовлено и подписано Соглашение о создании единого информационного пространства и организации информационного взаимодействия Палаты и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве, а также подписан Порядок информационного взаимодействия Правительства Москвы и Контрольно-счетной палаты Москвы. Достигнута договоренность о подготовке к организации электронного информационного взаимодействия между Палатой и Департаментом финансов города Москвы. Разработан проект нового Web-сайта Палаты, освещающего деятельность Палаты в сети Интернет (публикация в сети запланирована к 8-й годовщине Палаты - 18 мая 2002 года). Руководствуясь принципом гласности в деятельности Палаты, был организован выпуск периодического журнала "Бюллетень Контрольно-счетной палаты Москвы" и создан документальный фильм о деятельности Палаты. В течение 2001 года председатель Палаты и члены Коллегии Палаты регулярно выступали в средствах массовой информации. В 2001 году придавалось большое значение методической работе в целях обеспечения результативной и эффективной деятельности контрольных и экспертно-аналитических подразделений Палаты. В феврале 2001 года в составе Палаты была создана инспекция методического обеспечения. За отчетный период данной инспекцией разработаны: проект инструкции по работе с документами в Палате, проект правил (стандартов) внутреннего контроля качества контрольных мероприятий, проект методических указаний по организации и проведению экспертно-аналитических работ и др. Предложения инспекции методического обеспечения и правовой инспекции по внесению изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации были учтены при подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". В течение 2001 года повысили свою квалификацию 85 сотрудников Палаты, из них: прошли обучение на факультетах переподготовки четыре человека; получили (подтвердили) аттестаты аудитора и профессионального бухгалтера 12 руководителей структурных подразделений Палаты, в том числе 7 аудиторов. Впервые за 7 лет деятельности Палаты улучшили жилищные условия 4 семьи сотрудников Палаты - очередников районов. В январе-феврале 2001 года осуществлен переезд Палаты из помещений общей площадью 1068,4 кв. метров (на четырех этажах по адресу: ул.Н.Арбат, 11), в том числе 974 кв. метра служебных помещений, в помещения общей площадью 2134,2 кв. метров, находящиеся на 8-м и 9-м этажах здания по адресу: ул.Н.Арбат, 36, в том числе 1308,7 кв. метра служебных помещений. II. Результаты проверок и обследований Палата осуществляла проверки и обследования как по финансово-хозяйственной деятельности организаций, так и по вопросам, связанным с зачислением, перечислением и расходованием средств городского бюджета, средств от продажи или использования государственной собственности города Москвы, других финансовых и материальных ресурсов города Москвы, предоставленных городу Москве или сформированных в соответствии с действующим законодательством. Приоритетным направлением в контрольно-ревизионной деятельности Палаты был контроль исполнения бюджета города Москвы за 2000 год, в том числе контроль законности и эффективности расходования средств целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов города Москвы. С этой целью Палатой проведены две комплексные проверки, в которых приняли участие сотрудники всех аудиторских направлений и инспекций: внешняя проверка отчета об исполнении Закона города Москвы от 24 декабря 1999 года N 40 "О бюджете города Москвы на 2000 год" с последующими изменениями и дополнениями; проверка целевого расходования бюджетных средств города Москвы, выделенных на развитие Московского городского казначейства в 2000 году, а также законности формирования и эффективного расходования средств целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов города Москвы в условиях казначейского исполнения бюджета в 2000 году. 1. В ходе внешней проверки исполнения бюджета города Москвы за 2000 год, с учетом результатов других контрольных мероприятий, выявлено, что: 1.1. Достоверность прогнозных величин за 2000 год составила: от общего объема доходов - 70,5 процента; от общего объема расходов - 87,8 процента. 1.2. Существует большая задолженность по налоговым платежам в бюджет. 1.3. С 2000 года на казначейское исполнение переведено исполнение бюджета по платежам, связанным с земельным налогом. 1.4. В течение 2000 года из неналоговых доходов на казначейское исполнение бюджета были переведены: арендные платежи за нежилые помещения, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от продажи жилых помещений и иных сделок с ними, средства от эксплуатации муниципальных платных парковок (с 1 июля 2000 года), а также средства от аренды земельных участков (с 1 августа 2000 года). 1.5. Перевод на казначейский метод исполнения только части неналоговых доходов не привел к существенному улучшению положения дел с полнотой и своевременностью поступления в городской бюджет доходов от распоряжения и управления городской собственностью. 1.6. Неэффективно расходуются средства, отвлеченные из доходов бюджета города Москвы в соответствии с льготами по налогу на прибыль, организациями-исполнителями программ, утвержденных Московской городской Думой и городским Благотворительным советом. 1.7. Осуществлены дополнительные расходы по "бюджету развития" и по статье "другие расходы", которые бюджетом города Москвы на 2000 год не утверждались. 1.8. Средства резервного фонда расходовались на финансирование мероприятий, не носящих чрезвычайный или непредвиденный характер. 1.9. Имеют место значительные расхождения данных по показателям бюджета, характеризующим состояние долговых обязательств (объем государственного долга, объем погашения долговых обязательств, объем привлечения заемных средств, расходы по обслуживанию государственного долга) с данными по этим же показателям Департамента финансов города Москвы из Единого реестра долговых обязательств города Москвы и отчетов об исполнении бюджета (ежемесячных, годового), а также с данными, полученными из департаментов и комитетов исполнительной власти города Москвы. 1.10. Погашение долговых обязательств за счет средств "валютного резерва" и экономии средств расходов по разделу "Обслуживание государственного долга" противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации. Московская городская Дума, рассмотрев результаты внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Москвы за 2000 год, проведенной Палатой, приняла постановление от 26 сентября 2001 года N 139 "О введении в действие Закона города Москвы "Об исполнении бюджета города Москвы за 2000 год", в котором обращает внимание Правительства Москвы на: недопустимость использования средств резервного фонда на финансирование мероприятий, не носящих чрезвычайный или непредвиденный характер; необходимость проведения инвентаризации существующих внебюджетных фондов и проверки обоснованности их существования; необходимость отражения в Законе города Москвы "О бюджете города Москвы на 2002 год" доходов бюджетных учреждений, получаемых ими от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Последний абзац указанного постановления был частично учтен в статье 23 Закона города Москвы от 23 ноября 2001 года N 60; "О бюджете города Москвы на 2002 год" в следующей редакции: "Установить, что в целях консолидации средств в бюджете города Москвы с 1 января 2002 года доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями, подлежат зачислению на специальные счета, открываемые Департаментом финансов города Москвы, и направляются на финансирование соответствующих бюджетных учреждений согласно утвержденным сметам. Указанные доходы и расходы отражаются в составе бюджета в порядке его исполнения по мере открытия лицевых счетов получателям бюджетных средств". Распоряжением Мэра Москвы от 24 декабря 2001 года N 1146-РМ "О создании Центра по возврату задолженности перед бюджетом города Москвы, городскими предприятиями и организациями" образован Центр по возврату задолженности перед бюджетом города Москвы, городскими предприятиями и организациями на правах структурного подразделения Финансово-хозяйственного управления исполнительных органов власти города Москвы. 2. Объектами проверки законности формирования и эффективности расходования средств целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов города Москвы в условиях казначейского исполнения бюджета в 2000 году были финансово-казначейские управления административных округов города Москвы, главные распорядители целевых бюджетных фондов развития территорий 10 административных округов и 20 районов города Москвы. По итогам проверки подготовлена сводная справка, которая направлена Мэру Москвы, Вице-мэру Москвы и председателю Московской городской Думы. Проверкой установлено, что: 2.1. В процессе исполнения смет по целевым бюджетным фондам развития территорий административных округов и районов на 2000 год было получено дополнительных доходов на сумму 1362000,0 тыс. рублей (на 48 процентов больше суммы, утвержденной Московской городской Думой). 2.2. На счетах фондов на 1 января 2001 года образовались остатки денежных средств в размере 514100,0 тыс. рублей. 2.3. Имеются факты недостоверного отражения доходов в отчетах об исполнении смет по целевым бюджетным фондам развития территорий административных округов и районов. 2.4. Финансирование расходов производилось напрямую со счетов по учету средств целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов, открытых финансово-казначейским управлениям административных округов. Бюджетные счета для финансирования расходов главных распорядителей средств фондов, которые должны были действовать до открытия лицевых счетов в казначействе, в подавляющем большинстве случаев открыты не были. В 2001 году лицевые счета были открыты лишь части главных распорядителей целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов. 2.5. В нарушение статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации из средств фондов осуществлялось финансирование расходов на оказание материально-технической помощи судебным органам, военкоматам, воинским частям. 2.6. В ряде случаев расходование средств фондов осуществлялось не по целевому назначению. По результатам проверки Палата рекомендовала: ускорить разработку и утверждение Порядка взаимодействия Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы и Московского земельного комитета с префектами и главами районных Управ в процессе исполнения заданий по мобилизации имущественно-земельных доходов в условиях казначейского исполнения бюджета города Москвы; приступить, начиная с 2002 года, к реформированию финансово-бюджетных отношений между городским, окружным и районным уровнями городского управления. В частности, перераспределить поступления по источникам доходов целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов (с одновременной передачей на районный уровень полномочий по управлению расположенной на их территории городской собственностью и контролю за полнотой и своевременностью поступления доходов от ее использования), а также перевести финансирование ряда расходов в полном объеме на районный уровень. Принятые меры: Порядок взаимодействия подразделений Комплекса по имущественно - земельным отношениям Правительства Москвы с префектурами административных округов, Департаментом финансов города Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы при формировании и исполнении заданий по мобилизации имущественно-земельных доходов утвержден постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 года N 68-ПП "Об итогах работы Комплекса по имущественно-земельным отношениям Правительства Москвы в 2001 году по привлечению ресурсов в бюджет города и задачах Комплекса на 2002 год"; с целью финансирования расходов по эксплуатации жилищного фонда на уровне районов в целевые бюджетные фонды развития территорий районов города Москвы направлена сумма в 11807,8 млн. рублей (Закон города Москвы от 23 ноября 2001 года N 60 "О бюджете города Москвы на 2002 год"). 3. Объектами проверки целевого использования бюджетных средств города Москвы, выделенных на развитие Московского городского казначейства в 2000 году, были Департамент финансов города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы и государственное унитарное предприятие "Экономика". 3.1. Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 28 марта 2000 года N 274-РП "О работах по созданию автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом" Департаменту экономической политики и развития города Москвы и Департаменту финансов города Москвы поручено до 1 мая 2000 года разработать и представить на утверждение Правительству Москвы Концепцию автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом (далее - Концепция АИС УБП), техническое задание на создание АИС УБП, технический проект телекоммуникационной подсистемы и комплекса технических средств АИС УБП. Исполнителем указанных разработок назначено ГУП "Экономика". 3.2. Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 4 сентября 2000 года N 885-РП "О продолжении работ по созданию информационной системы управления бюджетным процессом" утверждена Концепция АИС УБП и на основании подпункта "в" части 4 статьи 5 Закона города Москвы от 10 марта 2000 года N 4 "О городских государственных заказах" функции головного исполнителя по созданию АИС УБП возложены на ГУП "Экономика". В ходе проверки Департамент финансов города Москвы не представил документы, подтверждающие и обосновывающие выбор ГУП "Экономика" в качестве головного исполнителя в соответствии с требованиями Закона города Москвы от 10 марта 2000 года N 4 Отсутствовали и альтернативные варианты Концепции АИС УБП и выбор ее оптимального варианта, удовлетворяющего требования пользователя (заказчика). 3.3. Департамент финансов города Москвы заключил договор с ЗАО "Информационные технологии управления - ВНИИТ" на осуществление технологического контроля Концепции АИС УБП и связанных с ее разработкой материалов. Осуществление такого рода работ не было предусмотрено ни планом по созданию АИС УБП, ни другими нормативными правовыми актами города Москвы. Кроме того, на момент заключения договора Концепция АИС УБП уже была утверждена Правительством Москвы. Расходы на оплату ничем необоснованных работ составили 150,0 тыс. рублей. Недостатки, в том числе связанные с расходованием бюджетных средств не по целевому назначению или неэффективно. 3.4. В нарушение статей 71 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение контрактов произведено не на конкурсной основе как по привлечению ГУП "Экономика" в качестве головного исполнителя работ, так и субподрядчиков на выполнение работ для АИС УБП. Конкурсы на поставку оборудования проведены с нарушениями требований Закона города Москвы от 10 марта 2000 года N 4. В результате отсутствия в ходе выполнения работ по созданию АИС УБП должного контроля за ценовой и тарифной политикой со стороны Департамента экономической политики и развития города Москвы, а со стороны Департамента финансов города Москвы - за соблюдением финансовой дисциплины, ГУП "Экономика" осуществило: нецелевых расходов на сумму 5034,8 тыс. рублей; неэффективного расходования бюджетных средств на сумму 4524,0 тыс. рублей и 629,5 тыс. долларов США; расходов с нарушением действующего законодательства на сумму 116462,1 тыс. рублей. Рекомендации органам исполнительной власти города Москвы: рассмотреть вопрос об изменении организации работ по АИС УБП и создании руководящего постоянно действующего технического органа по управлению разработкой АИС УБП; провести доработку Концепции АИС УБП и соответствующую корректировку плана мероприятий по созданию АИС УБП в части приведения их в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации; поручить Департаменту финансов города Москвы и Департаменту экономической политики и развития города Москвы разработать и представить на утверждение Правительства Москвы комплекс мероприятий по компенсации потерь городского бюджета, вызванных нарушением действующего законодательства и неэффективным расходованием бюджетных средств, и по совершенствованию контроля за ходом осуществления работ по созданию АИС УБП. Принятые меры: распоряжением Мэра Москвы от 13 августа 2001 года N 808-РМ "Об утверждении технического задания на создание первой очереди автоматизированной системы управления бюджетным процессом" утверждено техническое задание на создание АИС УБП; приостановлена закупка технических средств для оснащения финансово-казначейских управлений; государственный заказчик принимает отчетные материалы только после монтажа и приемки оборудования в эксплуатацию в соответствии с условиями договора с ГУП "Экономика". 4. Перед проверкой эффективности расходования средств, полученных в рамках льгот по налогу на прибыль, и законности предоставления льгот по налогу на прибыль, предварительно, в инициативном порядке Палатой было проведено обследование. Объектами обследования являлись: 5 целевых программ на 2000-2001 годы, утвержденных соответствующими постановлениями Московской городской Думы в 2000 году; 10 целевых программ, утвержденных соответствующими постановлениями Московской городской Думы в 2001 году; 317 московских городских благотворительных программ, утвержденных городским Благотворительным советом (соответственно, до 1 января 2001 года - 217 и в течение 2001 года - 80). По результатам обследования были определены 4 объекта проверки из числа организаций-исполнителей указанных выше программ. В результате обследования и проверок выявлено, что: 4.1. Предельная сумма финансирования благотворительных программ, утвержденная постановлением Московской городской Думы от 11 мая 2001 года N 65 "О предельной сумме средств, направляемой на городские благотворительные программы в 2001 году" в сумме 2500000,0 тыс. рублей, в 2001 году превышена на 1 357639,0 тыс. рублей. 4.2. Целевые программы выполнены в 2000 году на 30,1 процента, а в 2001 году на 3,1 процента по сравнению с плановыми показателями (по состоянию на 1 июля 2001 года). 4.3. Имели место случаи финансирования объектов, не включенных в программы. 4.4. При реализации целевых программ была израсходована не по целевому назначению часть средств, полученных в рамках льгот по налогу на прибыль. Причины выявленных отклонений и нарушений: отсутствие нормативно-правовых актов города Москвы, устанавливающих перечень затрат, являющихся целевыми; отсутствие контроля со стороны органов исполнительной власти города Москвы за реализацией программ, в том числе за целевым использованием средств, привлеченных в рамках льгот по налогу на прибыль на реализацию программ. Предложения: внести в Закон города Москвы от 5 июля 1995 года N 11-46 "О благотворительной деятельности" изменения и дополнения, предоставляющие городскому Благотворительному совету право приостанавливать действия программ в случае непредставления организациями-исполнителями отчетных данных, а также устанавливающие порядок отчетности организаций-исполнителей программ о расходовании средств и контроля за целевым расходованием средств, полученных на реализацию программ, утвержденных Московской городской Думой, и предусматривающие механизм возврата в бюджет города Москвы или на счета инвесторов средств, полученных исполнителями программ сверх запланированных сумм или израсходованных не по целевому назначению, в том числе направленных на финансирование объектов, не включенных в программы. Принятые меры: результаты обследования и проверок обсуждены на заседании бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы. По информации, представленной Управлением бюджетного планирования городского заказа и Комплексом социальной сферы, в соответствии с поручениями Мэра Москвы, органы исполнительной власти города Москвы разрабатывают необходимые документы. 5. Палатой осуществлена проверка формирования и расходования заемных средств города Москвы и эффективности управления государственным долгом города Москвы. Определение состояния государственного долга по объему и структуре и анализ эффективности расходования заемных средств и управления государственным долгом проведены за период с января 1998 года по июнь (включительно) 2000 года. Проверка проводилась в 14 департаментах, управлениях и комитетах исполнительной власти города Москвы, а также в АК "Московском муниципальном банке - Банк Москвы" и СГУП "Мосфинагентство" (всего 16 организаций), являвшихся заемщиками, распорядителями или получателями заемных средств. Проверкой заемно-инвестиционной деятельности установлено: 5.1. Регистрация принятых городом долговых обязательств осуществлялась со значительным опозданием против законодательно установленных сроков, при этом ряд долговых обязательств не был учтен в Едином реестре долговых обязательств города Москвы, а некоторые из них до настоящего времени не включены в бухгалтерский баланс города, что привело к искажению сводных данных об объеме и структуре государственного долга. 5.2. Отсутствовала система контроля за заемно-инвестиционной деятельностью, в том числе за целевым характером использования средств, законностью и эффективностью расходования заемных средств. 5.3. Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка по существу занимался кредитованием из заемных средств (возмездным и возвратным финансированием) органов исполнительной власти города Москвы и ряда неправительственных структур, практиковал противоречащие Гражданскому кодексу Российской Федерации схемы продажи облигаций городских займов на безденежной основе или их размещение через посредников департаментам и управлениям исполнительной власти города Москвы, таким образом последние покупали их у эмитента - Правительства Москвы - за бюджетные или заемные средства, при этом город не получал дополнительных средств от такого размещения своих облигаций. 5.4. Облигации городских займов неоднократно использовались в качестве платежного средства при расчетах. Имели место случаи повторного размещения облигаций, выкупленных от имени эмитента, что противоречит действующему законодательству. Такой механизм управления заемными средствами приводил к искусственному увеличению объемов долговых обязательств города и выпуску в обращение необеспеченных облигаций. 5.5. С 1999 года осуществлялось формирование так называемого "валютного резерва" для опережающего накопления средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, что не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации и законами о бюджете города Москвы на соответствующие годы. 5.6. Не принят городской распорядительный акт о ведении Государственной долговой книги города Москвы, в которую в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации вносится информация о долговых обязательствах. Причины выявленных нарушений и отклонений: отсутствие надлежащей системы контроля со стороны органов исполнительной власти города Москвы за заемно-инвестиционной деятельностью; недостатки в регистрации и учете долговых обязательств и в управлении государственным долгом; невыполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" об управлении долговыми обязательствами города единственным уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы; отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность субъектов заемно-инвестиционной системы города Москвы. Предложения Палаты: Департаменту финансов города Москвы принять меры по устранению расхождений по объему и структуре государственного долга, обнаруженных в ходе проверки; внести изменения в Закон города Москвы от 18 апреля 2001 года N 15 "О государственном долге города Москвы", включив раздел "Управление государственным долгом", с учетом замечаний и предложений, отраженных в заключении Палаты к проекту указанного Закона; разработать нормативные акты города Москвы, приводящие учет и регистрацию государственных заимствований города Москвы в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации и регулирующие деятельность субъектов заемно-инвестиционной системы в городе Москве. Принятые меры: результаты проверки заемно-инвестиционной деятельности были рассмотрены на заседании бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы, на совещаниях у Вице-мэра Москвы Шанцева В.П. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В. с участием представителей Палаты, а также на заседании Правительства Москвы; принято постановление Правительства Москвы от 13 ноября 2001 года N 1020-ПП "О мерах по совершенствованию системы управления государственным долгом города Москвы", в котором с учетом рекомендаций Палаты установлено: планирование заемно-инвестиционной деятельности осуществляет Департамент финансов города Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы; принятие долговых обязательств и предоставление гарантий могут осуществляться только на основании постановлений Правительства Москвы, проекты которых подготавливаются соответствующим уполномоченным отраслевым или функциональным органом исполнительной власти города Москвы с обязательной экспертизой в Департаменте экономической политики и развития города Москвы для определения экономической целесообразности; на основании постановлений Правительства Москвы о привлечении конкретных заимствований соответствующие уполномоченные функциональные органы исполнительной власти города Москвы согласовывают с кредиторами и заключают от имени города Москвы соответствующие договоры (соглашения), а также осуществляют иные действия, необходимые для привлечения конкретных заимствований; на Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка Правительства Москвы возложено проведение целевой работы по управлению государственным долгом города Москвы, а также функции по выкупу и досрочному погашению долговых обязательств города; учет долговых обязательств и гарантий города Москвы осуществляет Департамент финансов города Москвы в Государственной долговой книге города Москвы; Департаменту финансов города Москвы до 10 декабря 2001 года предложено представить на утверждение Правительству Москвы Положение "О порядке ведения Государственной долговой книги государственного долга города Москвы". Формирование и расходование заемных средств не могут быть рассмотрены в отрыве от инвестиционной деятельности органов исполнительной власти города Москвы. Палата провела проверки: расходования средств целевого бюджетного территориального дорожного фонда города Москвы, выделенных в соответствии с решениями Правительства Москвы на строительство участка третьего транспортного кольца ММДЦ-"Москва-Сити"-Автозаводский мост", соблюдения инвесторами условий контрактов на строительство жилых домов, в т.ч. безвозмездной передачи городу части построенного жилья в 1992-2000 годах в Западном административном округе, расходования бюджетных средств и использования городской собственности при осуществлении строительства торгово-развлекательного комплекса на площади Курского вокзала закрытым акционерным обществом "Ингеоком-КРК", расходования бюджетных средств на финансирование объектов инвестиционной программы Московского государственного унитарного предприятия "Мосводоканал" за 2000 год, эффективности расходования городских средств на строительство муниципального жилья в городе Москве в 1999-2000 годы на основании сравнительного анализа сметной стоимости строительства типовых сборных и индивидуальных монолитных жилых домов, других объектов Инвестиционной программы города Москвы. Нарушения и отклонения: заключение договоров осуществлялось с нарушением положений Закона города Москвы от 10 марта 2000 года N 4; расчеты в особом порядке, применяемые Департаментом экономической политики и развития города Москвы при оплате выполненных работ, проводились с нарушениями и отклонениями от действующего законодательства. Общая сумма выполненных, но незаконно оплаченных работ, составила 636000,0 тыс. рублей. Объемы работ на сумму 1264200,0 тыс. рублей оплачены с применением вексельной схемы расчетов, в нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации и распоряжения Мэра Москвы от 26 февраля 1998 года N 187-РМ "О регламенте особого порядка расчетов при исполнении бюджета города Москвы в 1998 году"; заказчик (ООО "Организатор") не выполняет принятые на себя при проведении конкурса обязательства по снижению стоимости проектирования и строительства на 5 процентов. Сумма средств, переплаченная заказчику, составила (расчетно) 1030000,0 тыс. рублей; сметный лимит по сводным сметным расчетам к технико-экономическому обоснованию на строительство проверяемого участка третьего автомобильного кольца завышен на сумму более 5000000,0 тыс. рублей (в текущих ценах) за счет включения затрат, не предусмотренных распоряжением Правительства Москвы от 23 января 1997 года N 62-РП "О Перечне прочих работ и затрат, учитываемых при составлении сметной документации объектов городского заказа", и завышения отдельных сметных нормативов; с учетом стоимости земельного участка, предоставленного Правительством Москвы под строительство, оплаты городом стоимости наружных инженерных сетей, выплат по кредитным договорам ЗАО "Ингеоком-КРК", прямых инвестиций города в строительство условия инвестиционного контракта от 19 сентября 1999 года N 99-ДК для города Москвы невыгодны. Заказчик ЗАО "Ингеоком-КРК" расходовал городские средства по направлениям, не предусмотренным действующими сметными нормативами; за год инвестиционные затраты города на строительство 1 кв. метра общей площади квартир муниципального жилья увеличились на 76 процентов (при том, что индекс пересчета сметной стоимости строительства в 2000 году увеличился по отношению к 1999 году всего на 10 процентов). Кроме того, инвестиционные затраты города на строительство 1 кв. метра жилья в 2000 году превысили полную сметную стоимость (по данным таблицы 7 Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли), расчетно, на 41 процент. Недополучено доходов в городской бюджет в результате неэквивалентного обмена площадей без учета рыночной стоимости 1 кв. метра жилья только по итогам реализации выборочно проверенных инвестиционных контрактов на сумму 1400000,0 тыс. рублей; в течение 2000 года расчеты между Управлением экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли и МГУП "Мосводоканал" почти наполовину велись путем взаимозачетов и векселей; объемы незавершенных строительно-монтажных работ в МГУП "Мосводоканал" имеют тенденцию к ежегодному росту. На начало 2000 года в незавершенном строительстве в МГУП "Мосводоканал" находились 19 объектов, а на начало 2001 года - 21 объект. Причиной роста незавершенного строительства являлось включение в Инвестиционную программу новых объектов, в то время как утвержденные на год лимиты капитальных вложений не могли в полной мере обеспечить завершение ранее начатого строительства. Такой подход приводит к физическому и моральному старению объектов, причем задолго до их пуска в эксплуатацию. Предложения Палаты: обеспечить при определении цены инвестиционного контракта соблюдение действующих в Российской Федерации сметных нормативов с проведением в обязательном порядке экспертизы сметной документации на строительство и реконструкцию объектов городского заказа и объектов, строящихся за счет средств целевого бюджетного жилищно - инвестиционного фонда; рассмотреть вопрос о приостановлении строительных работ на объектах инвестиционной программы до приведения проектно-сметной и тендерной документации в соответствие с требованиями действующего законодательства; Мосгосэкспертизе при подготовке заключений по проектно-сметной документации исключить возможность необоснованного завышения сметной стоимости муниципальных жилых домов; на стадии планирования городских инвестиций производить анализ инвестиционной стоимости 1 кв. м. общей площади квартир на планируемый год; рассмотреть вопрос о соотношении способов возведения жилых зданий при формировании адресной инвестиционной программы города, учитывая перспективы развития монолитного и крупнопанельного домостроения; использовать имеющиеся резервы по снижению стоимости строительства до уровня 250-300 долларов США за 1 кв. метр общей площади квартир, что позволит при сложившемся объеме городских инвестиций существенно увеличить ввод площадей муниципального жилья. Принятые меры: распоряжением Мэра Москвы от 16 августа 2001 года N 821-РМ "О результатах проверки использования средств целевого бюджетного территориального дорожного фонда Москвы, выделенных на строительство участка третьего транспортного кольца, проведенной Контрольно-счетной палатой Москвы" поручено: Департаменту экономической политики и развития города Москвы и Департаменту финансов города Москвы запретить финансирование расходов по строительству (реконструкции) объектов, не обеспеченных проектно-сметной документацией, утвержденной в установленном порядке; в целях обеспечения учета контрактов, заключенных городскими заказчиками на закупку продукции (работ, услуг), Московскому городскому комитету по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществить учет инвестиционных контрактов, заключенных городскими заказчиками на создание (реконструкцию) объектов недвижимого имущества, и договоров на реализацию городского заказа в строительстве, в том числе путем внесения записей в Единый государственный реестр прав, в порядке, установленном пунктом 7.2 постановления Правительства Москвы от 13 июня 2000 года N 447-ПП "О выполнении Программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы на период до 2000 года и мерах по дальнейшему совершенствованию системы регистрации"; Департаменту экономической политики и развития города Москвы в месячный срок внести предложения в Правительство Москвы о создании Регионального центра ценообразования и сметного нормирования в строительстве в составе структуры органов городского управления на правах самостоятельного управления при Департаменте экономической политики и развития города Москвы; для обеспечения работ, связанных с выполнением функций городского заказчика на объектах, финансируемых за счет средств целевого бюджетного территориального дорожного фонда, увеличить численность Департамента экономической политики и развития города Москвы на 5 человек. 6. Контроль использования органами исполнительной власти города Москвы имущества города Москвы, в том числе долей города Москвы в организациях, осуществлялся при проведении проверок государственного унитарного предприятия "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина" (ГУП "Московский метрополитен"), Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы, МГУП "Мосводоканал", Специализированного государственного унитарного предприятия по продаже государственного и муниципального имущества города Москвы (СГУП), государственного унитарного предприятия "Объединенный центр "Московский дом книги", а также проверок правильности и полноты начисления дивидендов от деятельности СП "Мосрентсервис" на долю города и их целевого использования ГАО "Москва" и эффективности использования муниципальной собственности ОАО "ГТК "ТВ-Столица". Результаты проверок: 6.1. Не решены вопросы, связанные с государственной регистрацией вещных прав ГУП "Московский метрополитен" на объекты нежилого фонда, переданные ему в хозяйственное ведение, и прав пользования большинством земельных участков, на которых расположены объекты нежилого фонда, входящие в имущественный комплекс ГУП "Объединенный центр "Московский дом книги". Более того, установлено, что у города Москвы отсутствует юридически оформленное право собственности на объекты недвижимости, закрепленные за ГУП "Московский метрополитен". Тем самым нарушено положение статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в части осуществления государственной регистрации первичного права собственности города Москвы на объекты недвижимости. 6.2. Распределение и перечисление средств от большей части сделок по выкупу арендованного имущества осуществлялось с нарушением законодательства о приватизации. В результате 272 300,0 тыс. рублей Страницы: 1 2 |