Страницы: 1 2 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ МЕДИЦИНСКУЮ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ ПРИКАЗ КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ 22 января 2002 г. N 19 (Д) В целях дальнейшего совершенствования контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность на территории города Москвы, во исполнение Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и постановления Правительства Москвы от 11.09.2001 N 829-ПП "О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы" приказываю: 1. Утвердить: 1.1. Порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность (приложение 1). 1.2. Порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих фармацевтическую деятельность (приложение 2). 1.3. Порядок хранения, учета и контроля за использованием бланков распоряжений на проведение проверок и приложений к отрывным талонам распоряжений на проведение проверок (приложение 3). 1.4. Перечень сотрудников структурных подразделений Комитета здравоохранения и Центра медицинской инспекции Комитета здравоохранения, ответственных за работу с бланками распоряжений (приложение 4). 1.5. Перечень сотрудников структурных подразделений Комитета здравоохранения и Центра медицинской инспекции Комитета здравоохранения, ответственных за координацию контрольной деятельности на территории г. Москвы (приложение 5). 1.6. Перечень специалистов структурных подразделений Комитета здравоохранения и Центра медицинской инспекции Комитета здравоохранения, уполномоченных на проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (приложение 6). 2. Начальникам управлений лицензирования и аккредитации, фармации, организации медицинской помощи, директору Центра медицинской инспекции: 2.1. Обеспечить проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность на территории Москвы, в строгом соответствии с утвержденным Порядком проведения проверок (приложения 1, 2). 2.2. Провести практические занятия с сотрудниками, уполномоченными на проведение проверок, по изучению Порядка проведения проверок, а также основных нормативных правовых документов, регламентирующих осуществление медицинской и фармацевтической деятельности. Срок - до 1 февраля 2002 г. 3. Начальникам управлений бухгалтерского учета и отчетности, лицензирования и аккредитации, фармации, директору Центра медицинской инспекции Комитета здравоохранения обеспечить работу с бланками распоряжений на проведение проверок в строгом соответствии с утвержденным Порядком (приложение 3). 4. Начальнику отдела председателя ежеквартально представлять информацию о проведенных проверках, выявленных нарушениях, примененных санкциях в Центр по координации контрольной деятельности на территории Москвы Департамента поддержки и развития малого предпринимательства. 5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя Комитета здравоохранения Полякова С.В. Председатель Комитета здравоохранения Правительства Москвы А.П. Сельцовский 22 января 2002 г. N 19 Приложение 1 к приказу Комитета здравоохранения от 22 января 2002 года N 19 * ПОРЯДОК * ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ * ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ * ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ Г. МОСКВЫ * I. Общие положения 1. Настоящий порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - порядок), разработан в целях создания единой системы контроля за медицинской деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и упорядочения проведения проверок должностными лицами контрольных служб Комитета здравоохранения Москвы, а также в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. N 829-ПП "О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы", приказом Комитета здравоохранения от 25 октября 2001 г. N 484 "О совершенствовании контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность на территории города Москвы". 2. Предметом проверок является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лицензионных требований и условий, норм и правил осуществления медицинской деятельности. 3. Порядок является обязательным для должностных лиц структурных подразделений и организаций Комитета здравоохранения (далее - Комитет) и Центра медицинской инспекции, уполномоченных на осуществление проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, а также для других специалистов, привлекаемых к проведению проверок (далее - должностные лица). 4. При проведении проверок должностные лица обязаны: - не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении проверок, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; - представлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении проверки, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию; - знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами проверки; - при определении мер, принимаемых по факту выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованных ограничений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. * II. Порядок проведения проверки * 1. Требования к организации и проведению проверки 1.1. До начала проверки специалистам следует ознакомиться с материалами предыдущих проверок и другими документами, характеризующими медицинскую деятельность организации или индивидуального предпринимателя (жалобы, письма и т.д.). С учетом анализа изученных материалов определяется перечень основных вопросов, которым необходимо уделить особое внимание в ходе проверки. 1.2. Проверка проводится только на основании специального бланка распоряжения тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении о проведении проверки. 1.3. Продолжительность проверки не должна превышать один месяц. 1.4. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года. 1.5. Бланк распоряжения подписывается: - при проведении плановой проверки - председателем Комитета, его заместителями либо начальниками структурных подразделений, ответственных за организацию проверок; - при проведении внеплановой проверки - председателем Комитета либо лицом, его замещающим; - при проведении повторной проверки по устранению выявленных нарушений распоряжение подписывается начальником структурного подразделения, ответственного за проведение контрольной проверки. Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным председателем Комитета планом проверок. 1.6. Повторной проверке, предметом которой является контроль исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате проверки нарушений обязательных требований. 1.7. Внеплановые проверки проводятся специалистами Комитета и Центра медицинской инспекции в случаях: - получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о нарушениях в осуществлении медицинской деятельности, которые могут причинить вред жизни и здоровью людей; - обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Комитет, не могут служить основанием для проведения внеплановых проверок. 1.8. Проверки осуществляются группой специалистов (числом не менее двух), по одному специалисту от структурных подразделений и организаций Комитета. * 2. Ограничения при проведении проверок 2.1. При проведении проверок специалисты Комитета не вправе: - осуществлять проверки в случае отсутствия при их проведении должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей; - требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверок и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки; - распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. * III. Методика проведения проверки * 1. Проверка учредительных документов В данном разделе проверяется: - наличие законодательно оформленных учредительных документов юридического лица (устав, учредительный договор, дата их регистрации); - наличие свидетельства о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; - соответствие учредительных документов требованиям законодательства; - адрес местонахождения в соответствии со свидетельством о регистрации; - ИНН. Основные регламентирующие нормативные правовые документы: - Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г.); - Закон РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации"; - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"; - Указ Президента РФ от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации"; - Закон города Москвы от 28.06.95 N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" (с изменениями от 21.02.2001); - постановление Правительства Москвы от 17.09.91 N 97 "О введении единого порядка регистрации предприятий и организаций в Москве" (с изменениями от 11.11.97). * 2. Наличие лицензии и документов на право владения * занимаемыми помещениями В данном разделе проверяются: - адрес объекта деятельности; - наличие документов на право владения, пользования, распоряжения занимаемыми помещениями, оформленных в соответствии с действующим законодательством; - наличие лицензии и приложения к ней с перечнем разрешенных работ и услуг, входящих в медицинскую деятельность; - разрешенные, но не выполняемые работы и услуги (указать причины); - соотношение фактически осуществляемых работ и услуг разрешенным лицензией; - контактный телефон. Основные регламентирующие нормативные правовые документы: - Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г.); - Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; - распоряжение Мэра Москвы от 07.09.98 N 911-РМ "Об обязательной государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества"; - распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 01.04.99 N 257-РЗП "Об обязательной регистрации договоров аренды (субаренды)"; - распоряжение Мэра Москвы от 26.10.2000 N 1123-РМ "О внесении изменений в распоряжение Мэра Москвы от 07.09.98 N 911-РМ "Об обязательной государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества"; - Федеральный закон от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; - постановление Правительства РФ от 11.04.2000 N 326 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 17.11.2000); - постановление Правительства РФ от 21.05.2001 N 402 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности"; - приказ Комитета здравоохранения Москвы от 20.08.2001 N 369 "Об организации лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности в городе Москве". * 3. Порядок допуска специалистов к профессиональной * деятельности и оформление документации по кадрам В данном разделе проверяется: - наличие утвержденного штатного расписания (штатная численность, административно - хозяйственный персонал, врачи, средний медперсонал); - соответствие должностей в штатном расписании разрешенным лицензией работам и услугам и номенклатуре должностей МЗ РФ; - ведение личной карточки по учету кадров; - наличие копий дипломов, документов о специализации, сертификатов, свидетельств о повышении квалификации; - соответствие медицинского образования сотрудников занимаемым должностям; - соответствие документов о специализации и усовершенствовании сотрудников требованиям нормативных документов МЗ РФ; - наличие оформленных личных медицинских книжек и порядок проведения профилактических осмотров; - наличие утвержденных должностных инструкций, порядок их доведения до сотрудников. Основные регламентирующие нормативные правовые документы: - постановление Правительства РФ от 08.07.97 N 835 "О первичных учетных документах"; - постановление Госкомстата РФ от 06.04.2001 N 26 "Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты"; - приказ Минздрава РФ от 27.08.99 N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" (с изменениями от 06.02.2001, 02.04.2001); - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (с изменениями от 02.03.98); - постановление Правительства РФ от 21.05.2001 N 402 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности"; - постановление Правительства РФ от 07.02.95 N 119 "О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах"; - приказ Минздрава РФ от 26.07.2000 N 284 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах"; - приказ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" (с изменениями от 19.01.99, 06.02.2001); - приказ Минздрава РФ от 05.06.98 N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием"; - приказ Минздрава РФ от 19.01.99 N 18 "О введении в действие Перечня соответствия специальностей среднего, медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов"; - постановление Правительства Москвы от 28.12.99 N 1228 "Об обязательных профилактических медицинских осмотрах и гигиенической аттестации"; - приказ Минздрава СССР от 31.07.78 N 720 "Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией"; - приказ Комитета здравоохранения Москвы от 03.02.2000 N 41 "Об обязательных профилактических медицинских осмотрах и гигиенической аттестации"; - приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.96 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (с изменениями от 11.09.2000, 06.02.2001); - приказ Минздрава РФ от 10.12.96 N 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников". * 4. Организация работы по оказанию медицинской * помощи пациентам В данном разделе проверяются: - порядок приема, обследования и лечения пациентов; - соответствие объема обследования и лечения, методов и методик, применяемых при этом, требованиям нормативных документов МЗ РФ; - лекарственные средства, используемые для лечения пациентов, рациональность их применения; - наличие укладок для оказания неотложной помощи; - перечень ведущейся учетно - отчетной медицинской документации, соответствие ее утвержденным МЗ РФ формам; - качество ведения медицинской документации, соблюдение требований Типовой инструкции МЗ РФ по заполнению форм первичной медицинской документации, полнота отражения информации о пациенте (анамнестические данные, патология, диагноз, проводимое лечение, состояние трудоспособности); - организация статистического учета и отчетности; - организация архивного хранения медицинской документации; - наличие договоров с организациями по обеспечению медицинской деятельности; - нормативно - методическое обеспечение. Основные регламентирующие нормативные правовые документы: - приказ Минздрава РФ от 03.09.99 N 303 "О введении в действие Отраслевого стандарта "Протоколы ведения больных. Общие требования"; - приказ Минздрава РФ от 22 декабря 1998 г. N 374 "О введении классификатора "Простые медицинские услуги"; - приказ Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 24 октября 1996 г. N 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации"; - приказ Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" (с изменениями от 16.05.83, 19.11.84, 15.03.85, 24.07.85, 05.09.85, 05, 08.09.88, 10.08.93, 03.07.95, 25.02.98); - Типовая инструкция по заполнению форм первичной медицинской документации лечебно - профилактических учреждений (без документов лабораторий), утвержденных приказом Минздрава СССР от 4 октября 1980 г. N 1030 (утв. Минздравом СССР от 20 июня 1983 г. N 27-14/70-83) (с изменениями от 25 января 1988 г.); - приказ Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. N 1338 "О введении новой формы медицинской карты амбулаторного больного"; - приказ Минздрава СССР от 09.06.86 N 818 "О мерах по сокращению затрат времени медицинских работников на ведение медицинской документации и упразднении ряда учетных форм"; - постановление Госкомстата РФ от 17.08.98 N 86 "Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за здравоохранением и образованием на 1999 год" с изменениями от 18.06.99, от 03.05.2000, от 26.06.2000, от 21.09.2001; - постановление Госкомстата РФ от 25.07.96 N 82 "Об утверждении форм ведомственного государственного статистического наблюдения по здравоохранению"; - Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 07.07.93 N 5341-1; - приказ Минздрава СССР от 30.05.74 N 493 "О введении в действие Перечня документов со сроками хранения Министерства здравоохранения СССР, органов, учреждений, организаций, предприятий системы здравоохранения". * 5. Материально - техническое обеспечение, организация * санитарно - эпидемиологического контроля В данном разделе проверяется: - соответствие материально - технического оснащения, набора кабинетов, вспомогательных помещений для выполнения разрешенных лицензией работ и услуг; - используемая в работе диагностическая и лечебная медицинская аппаратура; - организация сервисного технического обслуживания, периодичность технических осмотров аппаратуры; - наличие у персонала свидетельств о подготовке для работы на медицинской аппаратуре; - наличие текущих актов проверки органа Госсанэпиднадзора, устранение выявленных недостатков; - порядок стерилизации инструментов и перевязочного материала (наличие автоклава, сухожарового стерилизатора, договора на стерилизацию); - ведение журналов учета работы кварцевой лампы, генеральных уборок; - наличие анти - ВИЧ - укладок. Основные регламентирующие нормативные правовые документы: - постановление Правительства РФ от 21.05.2001 N 402 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности"; - приказ Комитета здравоохранения Москвы от 20.08.2001 N 369 "Об организации лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности в городе Москве"; - приказ Минздрава СССР от 03.10.90 N 394 "Об утверждении Положения о комплексном техническом обслуживании, ремонте и монтаже медицинской техники"; - Санитарные правила и нормы СанПиН 2.6.1.802-99 "2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований" (утв. Минздравом РФ 30.12.99); - приказ Минздрава СССР от 29.03.90 N 129 "Об упорядочении рентгенологических обследований"; - приказ Минздрава РСФСР от 02.08.91 N 132 "О совершенствовании службы лучевой диагностики"; - приказ Минздрава РФ от 16.06.93 N 137 "О дополнении к приказу МЗ РСФСР N 132 от 02.08.91 "О совершенствовании службы лучевой диагностики"; - приказ Минздравмедпрома РФ от 05.04.96 N 128 "О дополнении к приказу МЗ РСФСР N 132 от 02.08.91 "О совершенствовании службы лучевой диагностики"; - постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 688 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения (генерирующими)" (с изменениями от 05.04.99, 20.06.2001); - Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"; - постановление Главного государственного санитарного врача Москвы от 23.05.2000 N 7 "О санитарно - эпидемиологическом заключении о соответствии санитарным правилам хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг"; - постановление Правительства Москвы от 15.02.2000 N 118 "О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил"; - приказ Минздрава СССР от 10.06.85 N 770 "О введении в действие отраслевого стандарта ОСТ 42-21-2-85 "Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы". * 6. Организация работы с лекарственными средствами В данном разделе проверяется: - наличие документов, подтверждающих качество лекарственных препаратов; - использование наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств; - порядок выполнения требований нормативных документов по учету, хранению, выписыванию и использованию лекарственных средств. Основные регламентирующие нормативные правовые документы: - Федеральный закон от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (с изменениями от 02.01.2000); - приказ Минздрава РФ от 23.08.99 N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)" (с изменениями от 09.01.2001); - приказ Минздрава РФ от 16.07.97 N 214 "О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках"; - Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; - распоряжение Премьера Правительства Москвы от 08.06.98 N 602-РП "О мерах по выполнению Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"; - приказ Комитета здравоохранения Москвы от 06.07.98 N 369 "О мерах по выполнению распоряжения Правительства Москвы от 08.06.98 N 602-РП"; - постановление Правительства РФ от 30.05.98 N 541 "Об утверждении Положения о выдаче лицензии на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ"; - приказ МВД от 05.10.98 N 625 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.98 N 541 "Об утверждении Положения о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ"; - приказ Комитета здравоохранения Москвы от 06.01.97 N 2 "Об Инструкции по учету, хранению и использованию наркотических лекарственных средств в лечебно - профилактических учреждениях Комитета здравоохранения Москвы" (с изм. от 16.03.98); - приказ Минздрава РФ от 12.11.97 N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических, лекарственных средств"; - приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 16.03.98 N 125 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств"; - приказ Минздрава РФ от 09.01.2001 N 2 "О внесении изменений и дополнений в приказ Минздрава России от 12.11.97 N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств"; - Инструкция о системе фармацевтического контроля наркотических, сильнодействующих и ядовитых средств, используемых на территории Российской Федерации (утв. Минздравом РФ 10.06.97); - постановление Правительства РФ от 03.08.96 N 930 "Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.96 N 278, а также квот на ввоз (вывоз) наркотических средств" (с изм. от 31.07.98); - постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.98 N 681 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации"; - приказ Комитета здравоохранения Москвы от 05.08.98 N 445 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации"; - постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2000 N 577 "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанной с этой деятельностью"; - приказ Минздрава РФ от 27.04.2001 N 139 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2000 N 577"; - постановление Правительства РФ от 06.08.98 N 892 "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами"; - приказ Комитета здравоохранения Москвы от 19.02.99 N 76 "О Правилах допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами"; - информационное письмо Комитета здравоохранения Москвы от 22.03.99 N 12-17/121; - письмо Минздрава РФ от 01.02.2001 N 25101057-01-31 "Об улучшении обеспечения больных наркотическими анальгетиками". * 7. Выполнение требований закона о защите * прав потребителей и порядка финансовых расчетов * с пациентами В данном разделе проверяется: - наличие информации для пациента об исполнителе услуг (вывеска с фирменным наименованием организации, местонахождением и режимом работы, информация о номере лицензии, сроке ее действия, разрешенных работах и услугах, закон о защите прав потребителей, книга отзывов и предложений); - наличие утвержденного прейскуранта, соответствие его разрешенным работам и услугам; - порядок денежного расчета за медицинские услуги (с применением контрольно - кассовой машины, бланков строгой отчетности, по безналичному расчету); - порядок оформления договора с пациентами на оказание медицинских услуг. Основные регламентирующие нормативные правовые документы: - Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 09.01.96 N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных нарушениях"; - постановление СМ РФ от 30.07.93 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин" (с изменениями от 23 октября 1995 г., 6 января, 19 декабря 1997 г., 7 августа, 3 сентября 1998 г.); - письмо Минфина РФ от 20.04.95 N 16-00-30-35 "Об утверждении форм документов строгой отчетности"; - письмо Минздравмедпрома РФ от 4 июля 1995 г. N 147-16/86 "Об утверждении форм документов строгой отчетности"; - Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г.); - постановление Правительства РФ от 13.01.96 N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями". * IV. Порядок оформления результатов проверки 1. По результатам проверки специалистом Комитета или Центра медицинской инспекции, ответственным за проведение проверки, составляется акт установленной формы в двух экземплярах, которые имеют одинаковую силу, с обобщением результатов проверки. Оформление акта осуществляется на объекте. 2. Копирование заполненных бланков актов и предписаний осуществляется путем снятия ксерокопии. Допускается изготовление копии с использованием копировальной бумаги. 3. Записи в бланки актов, отрывных талонов вносятся шариковой ручкой (синего или черного цвета) ответственным за проведение проверки. 4. В изложении должны быть соблюдены объективность, ясность, точность описания выявленных фактов, лаконичность со ссылками на нормативные правовые акты и соответствующие пункты этих актов. Не допускается включение в акт различного рода выводов и не подтвержденых документами данных. Сокращение слов при заполнении акта контрольной проверки не допускается. 5. Оставшиеся свободными от заполнения места в бланках актов прочеркиваются знаком "Z". 6. При внесении исправлений и дополнений в текст последние заверяются подписями всех членов комиссии. 7. При заполнении общего раздела бланка акта проверки указываются должности членов комиссии в соответствии со штатным расписанием, их фамилии и инициалы. Первым в список членов комиссии вносится ответственный по проверке. 8. Заполненный акт подписывается всеми членами комиссии. 9. В случае особого мнения одного из членов комиссии по содержанию акта или по его пункту или пунктам делается соответствующая запись в графе "Примечания" и к акту прилагается "Особое мнение члена комиссии". В "Примечаниях" также отмечается, какое количество документов дается в качестве приложения к акту (к нему прилагаются письменные объяснения отдельных должностных лиц и другие документы (копии), имеющие отношение к изложенным в акте фактам нарушений). 10. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или лицу, его замещающему, и индивидуальному предпринимателю или их представителям под роспись. 11. В случае отказа руководителя юридического лица или лица, его замещающего, и индивидуального предпринимателя или их представителей в заверении подписью факта ознакомления с содержанием акта и получения копии акта и предписания делается соответствующая запись, заверенная подписями членов комиссии. В этом случае копия акта направляется руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле Комитета. 12. В раздел акта "Выводы" вносятся выявленные нарушения со ссылками на нормативную правовую документацию или при отсутствии нарушений указывается: "Нарушений лицензионных требований и условий осуществления медицинской деятельности не выявлено". 13. В раздел акта "Заключение" вносятся формулировки: - при отсутствии нарушений - "Организация осуществляет деятельность без нарушений лицензионных требований и условий"; - при выявлении нарушений - "Организация осуществляет деятельность с нарушениями лицензионных требований и условий". 14. В раздел акта "Предложения (предписание)" вносится формулировка: "Устранить выявленные нарушения в срок до -----". 15. Специалистом, ответственным за проведение проверки, в журнале учета мероприятий по контролю производится запись о проведенной проверке, содержащая сведения: Комитет здравоохранения Москвы (Центр медицинской инспекции Комитета здравоохранения Москвы), дата, время проведения проверки, цель проверки - соблюдение условий осуществления медицинской деятельности, выявленные нарушения, предписание об их устранении, а также указываются фамилии, имена, отчества, должности лиц, проводивших проверку, и их подписи. Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенной проверки, делается соответствующая запись в графе "Примечания". 16. После заполнения реквизитов отрывного талона талон подписывается лицом, ответственным за проведение проверки, а также представителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. 17. В случае проведения комплексной проверки специалистом, ответственным за проверку, заполняется оборотная сторона отрывного талона. В графы вносятся реквизиты контролирующих организаций, принимающих участие в проверке, с их замечаниями по проверке. Графы заполняются аналогично реквизитам отрывного талона. 18. По окончании проверки специалист, ответственный за проверку, докладывает результаты проверки руководителю, сдает бланк распоряжения сотруднику, ответственному за работу с бланками в структурном подразделении. 19. При выявлении нарушений лицензионных требований и условий материалы проверки направляются руководителем структурного подразделения, ответственного за проведение проверки, на рассмотрение Лицензионной комиссии для применения санкций. Примечание. При принятии новых нормативных правовых документов контроль осуществляется с учетом внесенных изменений. Приложение 2 к приказу Комитета здравоохранения от 22 января 2002 года N 19 * ПОРЯДОК * ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ * ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКУЮ * ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ Г. МОСКВЫ * I. Общие положения 1. Настоящий Порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих фармацевтическую деятельность (далее - Порядок), разработан в целях создания единой системы контроля за фармацевтической деятельностью субъектов предпринимательства и упорядочения проведения проверок должностными лицами контрольных служб Комитета здравоохранения Москвы, а также в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. N 829-ПП "О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы", приказом Комитета здравоохранения от 25 октября 2001 г. N 484 "О совершенствовании контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность на территории города Москвы". 2. Предметом проверок является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности. 3. Порядок является обязательным для должностных лиц структурных подразделений и организаций Комитета здравоохранения (далее - Комитет) и Центра медицинской инспекции, уполномоченных на осуществление мероприятий по контролю (далее - проверка) за фармацевтической деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для других специалистов, привлекаемых к проведению проверок. 4. При проведении проверок должностные лица обязаны: - не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении проверок, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; - представлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении проверки, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию; - знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами проверки; - при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованных ограничений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. * II. Порядок проведения проверок * 1. Требования к организации и проведению проверки 1.1. До начала проверки специалистам следует ознакомиться с материалами предыдущих проверок и другими документами, характеризующими деятельность аптечного учреждения (жалобы, письма и т.д., при необходимости изучить документы, представленные для получения лицензии), уточнить наличие действующей лицензии (возможно самостоятельное прекращение фармацевтической деятельности). С учетом анализа изученных материалов определяется перечень основных вопросов, которым необходимо уделить особое внимание в ходе проверки. 1.2. Проверка проводится только на основании специального бланка распоряжения тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении о проведении проверки. 1.3. Продолжительность проверки не должна превышать один месяц. 1.4. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года. 1.5. Бланк распоряжения подписывается: - при проведении плановой проверки - председателем Комитета, его заместителями либо начальниками структурных подразделений, ответственных за организацию проверок; - при проведении внеплановой проверки - председателем Комитета либо лицом, его замещающим; - при проведении повторной проверки по устранению выявленных нарушений распоряжение подписывается начальником структурного подразделения, ответственного за проведение контрольной проверки. Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным председателем Комитета планом проверок. 1.6. Повторной проверке, предметом которой является контроль исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате проверки нарушений обязательных требований. 1.7. Внеплановые проверки проводятся специалистами Комитета и Центра медицинской инспекции в случаях: - получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о нарушениях в осуществлении фармацевтической деятельности, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей; - обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Комитет, не могут служить основанием для проведения проверки. 1.8. Проверки осуществляются группой специалистов (числом не менее двух), по одному специалисту от структурных подразделений и организаций Комитета. * 2. Ограничения при проведении проверок 2.1. При проведении проверок специалисты Комитета не вправе: - осуществлять проверки в случае отсутствия при их проведении должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей; - требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверок и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки; - распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. * III. Методика проведения проверки * 1. Общие сведения об аптечном предприятии Проверяется: - юридический и фактический адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя; - документ правоспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации); - наличие законодательно оформленных документов на право владения, пользования, распоряжения занимаемыми помещениями для осуществления фармацевтической деятельности; - расположение аптечного предприятия: характеристика дома (жилой, нежилой, складской и т. д.); характеристика входа (отдельный, общий с улицы, со двора и т.д.); - соответствие размещения помещений аптечного учреждения (предприятия) установленным требованиям и помещениям, заявленным при лицензировании; - наличие систем жизнеобеспечения (центральное или иное отопление, освещение и т.д.), покрытия стен, пола, потолка, отвечающих санитарно - гигиеническим нормам и правилам, необходимость в проведении ремонта помещений; - наличие в помещениях аптечного учреждения (предприятия) достаточного оборудования, необходимого для получения, хранения, отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции (шкафы, стеллажи, поддоны, холодильники), а также для создания нормальных условий для работы персонала; - наличие лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности, соответствие фактически осуществляемых работ работам, указанным в лицензии; - соответствие профессионального образования специалистов занимаемым должностям, наличие сертификатов специалистов на сотрудников, имеющих фармацевтическое образование. Основные регламентирующие нормативные правовые документы: - Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г.); - Закон РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации"; - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"; - Указ Президента РФ от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации"; - Закон города Москвы от 28.06.95 N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" (с изменениями от 21.02.2001), постановление Правительства Москвы от 17.09.91 N 97 "О введении единого порядка регистрации предприятий и организаций в Москве" (с изменениями от 11.11.97); - Федеральный закон от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах"; - Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; - Федеральный закон от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отельных видов деятельности"; - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (с изменениями от 02.03.98); - распоряжение Мэра Москвы от 07.09.98 N 911-РМ "Об обязательной государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества"; - распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 01.04.99 N 257-РЗП "Об обязательной регистрации договоров аренды (субаренды)"; - распоряжение Мэра Москвы от 26.10.2000 N 1123-РМ "О внесении изменений в распоряжение Мэра Москвы от 07.09.98 N 911-РМ "Об обязательной государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества"; - распоряжение Мэра Москвы от 20.02.98 N 157-РМ "Об утверждении Временного положения о порядке лицензирования фармацевтической деятельности на территории города Москвы"; - постановление Правительства РФ от 07.02.95 N 119 "О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах"; - приказ Минздрава РФ от 27.08.99 N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" (с изменениями от 06.02.2001, 02.04.2001); - приказ Минздрава РФ от 26.07.2000 N 284 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах"; - приказ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" (с изменениями от 19.01.99, 06.02.2001); - приказ Минздрава РФ от 05.06.98 N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием"; - приказ Минздрава РФ от 19.01.99 N 18 "О введении в действие Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов". * 2. Организация работы с населением Проверяется: a) наличие согласования режима работы с органами местного самоуправления и исполнительной власти (для МПА и ГУП), режим работы предприятия другой организационно - правовой формы, а также ПБОЮЛ устанавливается ими самостоятельно; б) наличие перед входом к аптечное предприятие вывески с указанием: названия, организационно - правовой формы собственности, юридического адреса предприятия, режима работы, сведений о ближайших аптечных предприятиях и ближайшей дежурной аптеке, для аптек - наличие необходимой атрибутики - "зеленый крест"; в) наличие информации для населения в торговом зале: - информация о наличии лицензии; - указание отделов; - таблички с указанием ФИО сотрудника, обслуживающего население, или нагрудных знаков; - сроки хранения лекарств, приготовленных в аптеке; - в доступном для покупателей месте текст Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"; - правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров (при наличии пункта проката: разработанное и утвержденное руководителем субъекта предпринимательства положение о Страницы: 1 2 |