Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ УКАЗАНИЕ КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ 4 февраля 2002 г. N 14 (Д) 1. Утвердить Рекомендации по проектированию социальных приютов для детей и подростков, разработанные ГУП МНИИП "Моспроект-4" и согласованные Москомархитектурой и Комитетом социальной защиты населения Москвы. 2. Управлению перспективного проектирования и нормативов (Зобнин А.П.) совместно с ГУП "НИАЦ" (Дронова И.Л.) обеспечить издание и распространение Рекомендаций по заявкам заинтересованных организаций. 3. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на начальника Управления перспективного проектирования и нормативов Зобнина А.П. Первый заместитель председателя Ю.П. Григорьев РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Предисловие 1. Разработаны: ГУП МНИИП "Моспроект-4" (архитекторы Любомудрова К.И., Кряжевских М.А., инженер Тихомирова И.Б.). 2. Подготовлены к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.). 3. Согласованы: Комитетом социальной защиты населения г. Москвы, Москомархитектурой. 4. Утверждены и введены в действие указанием Москомархитектуры от 04.02.2002 N 14. Введение Социальные приюты для детей и подростков (далее - СП) являются стационарными реабилитационными, учебно - воспитательными учреждениями временного проживания, которые оказывают на территории административных округов г. Москвы, обслуживаемых ими, социальную помощь безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей или законных представителей, и осуществляют комплекс мер по их социальной реабилитации. Являясь промежуточной ступенью между улицей и различными типами воспитательно - образовательных учреждений, СП за время, необходимое для юридического решения дальнейшей судьбы ребенка, должны обеспечивать: все типы диагностики физического и психического состояния воспитанника, комплексную медицинскую, психолого - педагогическую, социальную реабилитацию и социально - трудовую адаптацию несовершеннолетних, проживание и коррекционное обучение. 1. Область применения 1.1. Настоящие Рекомендации разработаны для г. Москвы как дополнение к нормативным документам в строительстве и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих СП. 1.2. Настоящие Рекомендации устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно - планировочным решениям и инженерному оборудованию СП. 1.3. Проектирование СП должно вестись в соответствии с положениями настоящих Рекомендаций, а также требованиями нормативно - методических документов в строительстве, действующих на территории г. Москвы. 2. Нормативные ссылки В настоящих Рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативно - методические документы: 2.1. СНиП 10.01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения". 2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения". 2.3. СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений". 2.4. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". 2.5. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений". 2.6. СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха". 2.7. СП 2.4.2.782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений". 2.8. СП 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий". 2.9. СН 441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений". 2.10. МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения". 2.11. МГСН 4.15-98 "Общеобразовательные учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". 2.12. МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы". 2.13. МГСН 4.12-97 "Лечебно - профилактические учреждения". 2.14. МГСН 2.06-99 "Естественное, искусственное и совмещенное освещение". 2.15. МГСН 2.05-99 "Инсоляция и солнцезащита". 2.16. МГСН 2.01-99 "Энергосбережение в зданиях". 2.17. МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения". 2.18. Рекомендации по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи, М., 2000 г. 2.19. Рекомендации по проектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для г. Москвы, М., 1997 г. 3. Общие положения 3.1. Назначением СП является оказание социальной поддержки безнадзорным и беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, оказание правовой, медицинской, психологической, педагогической помощи, дальнейшее жизнеустройство. 3.2. Основными направлениями деятельности СП являются: - выявление безнадзорных и беспризорных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей; - обеспечение временного проживания безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних; - осуществление медико - психологической, социально - психологической и психолого - педагогической диагностики, направленной на определение форм и степени их социальной дезадаптации; - организация индивидуальных психо - коррекционных мероприятий; - организация мероприятий по социально - педагогической реабилитации; - оказание помощи подросткам в профориентации и трудовой адаптации; - организация мероприятий по культурно - эстетическому и физическому воспитанию; - организация мероприятий, направленных на обеспечение защиты юридических прав и законных интересов безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних; - организация мероприятий, направленных на дальнейшее устройство несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей. 3.3. Деятельность СП определяется следующими принципами: - возможность оперативной корректировки содержания, форм и методов диагностики, коррекции, реабилитации и адаптации в соответствии с индивидуальными особенностями детей и подростков; - системность и ситуативность подходов к процессам реабилитации, образования, воспитания, оздоровления и развития детей и подростков; - последовательность и неуклонность в юридической защите прав и интересов, а также судьбы ребенка и возвращение его обществу. 3.4. Контингент воспитанников СП составляют беспризорные и безнадзорные дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет: - оставшиеся без попечения родителей или законных представителей опеки; - проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; - самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно - воспитательных учреждений закрытого типа; - не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; - заблудившиеся или подкинутые; - оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации. В СП не могут быть помещены несовершеннолетние, страдающие алкоголизмом, наркоманией, психически больные с выраженными симптомами болезни и лица, совершившие преступления. В случае выявления указанных патологий в период нахождения в СП несовершеннолетние помещаются в соответствующие лечебно - профилактические учреждения органов здравоохранения или в воспитательные учреждения органов внутренних дел. 3.5. Воспитанники находятся в СП в течение 6 месяцев, в отдельных случаях (невозможности быстрого решения всех юридических и моральных проблем) этот срок может быть увеличен на время, необходимое для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с действующим законодательством. Из указанного срока 1 месяц воспитанники проводят в приемном отделении. 3.6. СП должно быть полностью рассчитано на использование внутренней инфраструктуры. Его воспитанники не могут посещать общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, УПК, культурно - массовые и спортивные и т.п. Функции этих учреждений должны быть обеспечены в СП за счет соответственной расширенной номенклатуры помещений. 3.7. Оптимальной вместимостью СП является 70 мест, в том числе 20 мест - приемное отделение, 50 мест - стационарное отделение. 3.8. Состав и площади помещений СП должны определяться в соответствии с разделом 5 настоящих Рекомендаций и уточняются в каждом конкретном случае заданием на проектирование. 4. Требования к размещению, участку и территории 4.1. СП следует размещать в периферийной зоне города. 4.2. Размеры и составы зон участков определяются заданием на проектирование или проектом с учетом положений настоящего раздела. 4.3. Здания СП следует размещать на обособленных земельных участках. Расстояние от зданий СП до красной линии и от границы земельного участка СП до стен жилых домов следует принимать в соответствии с МГСН 4.06-96. 4.4. Площадь участка СП принимается из расчета 80-120 кв. м на 1 место с учетом размещения на участке площадок и сооружений оздоровительного и досугового характера. 4.5. В составе территории участка СП предусматриваются следующие зоны: - общественная и проживания; - физкультурно - оздоровительная; - изолятора; - приемного и карантинного отделений; - хозяйственная. 4.6. В зоне размещения функциональных блоков общественного назначения и проживания у главного входа рекомендуется предусматривать мощеную площадку для массовых сборов воспитанников. 4.7. В физкультурно - оздоровительной зоне рекомендуется предусматривать игровые и спортивные площадки, теневые навесы для отдельных групп детей. Площадь игровых площадок следует принимать 6-8 кв. м на 1 ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто - песчаный покров. Теневые навесы - 2 кв. м на 1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения занятий с детьми на воздухе. Теневые навесы должны иметь дощатый пол и ветрозащитные стенки с двух - трех сторон. На игровых площадках для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется предусматривать следующее оборудование: качели, качалки, грибки, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столы для игр с песком, а также оборудование для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, перелезания). Для детей среднего и старшего школьного возраста рекомендуется предусматривать: комбинированную площадку для спортивных игр 60 x 40 м; гимнастическую площадку 15 x 16 м. 4.8. Площадку для игры с мячом следует располагать на расстоянии не менее 25 м от окон здания, а при наличии ограждения высотой 3 м - не менее 15 м. Площадки для занятий физкультурой - на расстоянии не менее 10 м. 4.9. Изолятор и приемное отделение должны иметь самостоятельные выходы на участок: изолятор - 1 выход, приемное отделение - 2 выхода (для санпропускника и карантинного отделения). 4.10. Изолятор и приемное отделение должны иметь подъездные пути, обеспечивающие возможность проезда специального транспорта для доставки вновь прибывающих детей и эвакуации заболевших. 4.11. В зоне приемного отделения (карантинного отделения) следует предусматривать теневые навесы (2 кв. м на 1 место) с примыкающими игровыми площадками (6-8 кв. м на 1 место) из расчета одновременного присутствия 50-60% детей, находящихся в приемном отделении. Зона приемного отделения должна быть удалена от физкультурно - оздоровительной зоны СП и иметь ограждение высотой не менее 2 м. 4.12. Площадь озеленения должна составлять не менее 40% от общей площади участка в соответствии с СП 2.4.2.782-99. В зеленой зоне рекомендуется предусматривать газоны с низкорастущими декоративными растениями. Учитывая специфику контингента воспитанников, не допускается применение посадок деревьев и кустарников (исключение возможности спрятаться). 4.13. Хозяйственная зона должна иметь отдельный въезд (вход) и размещаться со стороны производственных помещений столовой. На ее территории допускается размещать гараж служебных машин, навесы для инвентаря и оборудования, мусоросборники и т.п. 4.14. Земельный участок СП должен иметь глухое ограждение высотой не менее 2 м с проходной для охраны в соответствии с требованиями СН 441-72*. 4.15. Участок СП должен быть освещен в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95. 4.16. На участке СП должно быть предусмотрено не менее двух въездов (один хозяйственный), проезды должны иметь твердое покрытие и ширину не менее 3 м; планировка участка должна обеспечивать подъезды пожарных машин ко всем зданиям, а также объезды вокруг них (СНиП 21-01-97*). 4.17. Для автомашин сотрудников СП следует предусматривать открытую стоянку в соответствии с требованиями МГСН 1.01-99. 5. Требования к архитектурно - планировочным решениям и инженерному оборудованию Общие требования 5.1. В состав СП входят следующие функциональные группы помещений: - вестибюльная; - приемного отделения; - социально - правовой помощи; - диагностики социальной дезадаптации; - проживания (стационарное отделение); - общего образования и начальной профессиональной подготовки; - лечебно - реабилитационная (психолого- и медико - коррекционные, медицинская); - досуговая и физкультурно - оздоровительная; - изолятора; - питания; - административно - бытовая; - хозяйственного обслуживания. Архитектурно - планировочные решения СП должны учитывать требования функционального зонирования помещений с учетом осуществляемой в них деятельности. Различные функциональные группы помещений, рассчитанные на работу с детьми, помимо своих основных функций, должны обеспечивать также коррекционную функцию, что учитывается составом и площадями их помещений и должно быть отражено в архитектурно - планировочных решениях. 5.2. При проектировании помещений СП рекомендуется пользоваться габаритными схемами, приведенными в приложении. Рекомендуемые площади помещений в зависимости от конкретных планировочных и конструктивных решений могут быть откорректированы (уменьшены или увеличены) на 15%. 5.3. Функциональные группы помещений могут размещаться в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами. Учитывая специфику контингента воспитанников, необходимо предусмотреть возможность полной изоляции отдельных блоков. В случае непосредственного примыкания корпусов (блоков) должны предусматриваться пожарные отсеки площадью не более 5000 кв. м, разделяемые противопожарными стенами 1-го типа (в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89*), а из каждого пожарного отсека должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов, один из входов допускается предусматривать в соседний блок. 5.4. Здания СП не должны превышать 3 этажей (СП 2.4.2.782-99, п. 2.3.4). 5.5. Объемно - планировочная структура здания должна обеспечивать оптимальные условия осуществления протекающих в нем функциональных процессов, отражать специфику учреждения и обеспечивать комфортные условия эксплуатации и необходимую связь с участком. 5.6. Ширина лестничных маршей должна быть не менее 1,35 м. Лестничные марши и площадки должны иметь защитное ограждение на всю высоту. Лестничные марши должны быть оборудованы поручнями на разной высоте (0,9 м и 0,7-0,75 м) в соответствии с положениями Пособия к МГСН 4.05-95. Ширину дверей основных помещений следует принимать не менее 1 м. Ширину коридоров в группах помещений административно - бытового, методического и хозяйственного назначения следует принимать не менее 1,4 м, а во всех группах помещений, рассчитанных на работу с детьми, - не менее 2,2 м. Ширина рекреационных помещений должна приниматься не менее 4 м. 5.7. Высота наземных этажей здания СП должна быть не менее 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа). Высота зрительного зала принимается не менее 3,6 м, высота спортзала - 6 м (до низа несущих конструкций). 5.8. Внутренняя отделка помещений СП должна быть выполнена из материалов, разрешенных для применения органами госсанэпиднадзора Минздрава РФ, допускающих влажную уборку, а также применение дезинфицирующих средств. 5.9. Все помещения групп общего образования, начальной профессиональной подготовки и лечебно - реабилитационных помещений, рассчитанные на пребывание детей, должны быть оборудованы умывальниками. 5.10. В помещениях рекреаций, фойе и холлах рекомендуется организовывать уголки релаксации с зелеными насаждениями, фонтанчиками, аквариумами и т.д. 5.11. Естественное освещение в помещениях следует проектировать в соответствии с требованиями МГСН 2.06-99. 5.12. Все основные учебные помещения и помещения начальной профессиональной подготовки должны иметь КЕО не менее 1,5 на поверхности столов и освещаться боковым с левой стороны светом. Для организации мобильных форм ведения занятий необходимо предусматривать равномерное освещение по всей рабочей плоскости в помещении за счет дополнительного верхнего света или дополнительного искусственного освещения в глубине помещения. 5.13. Допускается не предусматривать естественного освещения: - в зрительном зале, в конференц - зале; - в коммуникациях и коридорах, не являющихся рекреационными помещениями; - в умывальных, душевых и уборных при спортивном зале, санитарных узлах для персонала, комнатах личной гигиены женщин; - в радиоузле; - в буфете для персонала; - в кладовых инвентаря, комнатах хранения предметов уборки; - в помещениях технических служб. В зависимости от архитектурно - планировочного решения допускается проектировать с искусственным освещением санитарные узлы для детей и подростков (при соблюдении необходимой кратности обмена воздуха). 5.14. Санитарные узлы и туалетные комнаты в СП проектируются с учетом специфики работы каждого подразделения в соответствии с действующими нормативными документами: МГСН 4.15-98, МГСН 4.06-96, МГСН 4.07-96, СП 2.4.2.782-99. Общий расчет количества санитарных узлов СП принимается в соответствии с Рекомендациями по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи. Общее количество санитарных приборов принимается из расчета: на каждые 20 мест по два унитаза для мальчиков и для девочек, 2 писсуара в уборной для мальчиков, 1 умывальник на каждые 30 мальчиков и 30 девочек. Учитывая специфику контингента воспитанников, размещение санитарных приборов осуществляется только в общих санитарных узлах в открытых кабинах. 5.15. В комнатах хранения уборочного инвентаря следует предусматривать умывальник и слив. 5.16. Инсоляцию помещений, в которых находятся дети, следует предусматривать в соответствии с требованиями МГСН 4.06-96 и СП 2.2.1/2.1.1.1076-01. 5.17. Отопление и вентиляцию зданий следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91*, МГСН 4.06-96, МГСН 2.01-99. 5.19. Энергоснабжение, электрооборудование, электрическое освещение здания и наружное освещение территории следует предусматривать в соответствии с требованиями МГСН 2.06-99, МГСН 4.06-96, МГСН 2.01-99. 5.20. Здания должны проектироваться с учетом максимального энергосбережения в соответствии с требованиями МГСН 2.01-99. 5.21. Здания следует проектировать не менее П степени огнестойкости в соответствии со СНиП 21-01-97*. 5.22. В зданиях должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация в соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84. Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, следует определять в соответствии с МГСН 4.06-96 и МГСН 4.15-98. Сигнал о срабатывании системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) выводится в помещение с круглосуточным пребыванием персонала. 5.23. На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение, проектируемое в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97* и СНиП 23-05-95. Вестибюльная группа помещений 5.24. Рекомендуемый состав помещений вестибюльной группы СП приведен в таблице 5.1. 5.25. Гардероб для верхней одежды персонала и посетителей рекомендуется предусматривать в отдельном помещении при вестибюле. 5.26. В состав вестибюльной группы рекомендуется включать комнату свиданий воспитанников с посетителями с остекленным проемом в стене, смежной с коридором для организации наблюдения. 5.27. В помещениях приемного отделения (карантинного отделения) следует предусматривать вестибюль площадью не менее 30 кв. м. 5.28. В составе оборудования гардероба для детей при карантинном отделении рекомендуется предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви с подогревом и вытяжкой, а также вешалки консольного типа. 5.29. При входах в здание следует предусматривать тамбуры. Таблица 5.1 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ ВЕСТИБЮЛЬНОЙ ГРУППЫ ---------------------------------------------------------------- |N |Наименование помещений |Площадь |Примечание | |п/п| |помещений, | | | | |кв. м | | | | |------------| | | | |на 1 |всего | | | | |место| | | |---|-------------------------|-----|------|-------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |---|-------------------------|-----|------|-------------------| |1. |Вестибюль | 0,5 | - |С учетом | | | | | |численности | | | | | |персонала | | | | | |и посетителей | |---|-------------------------|-----|------|-------------------| |2. |Гардероб для верхней | 0,1 | - | | | |одежды персонала | | | | | |и посетителей | | | | |---|-------------------------|-----|------|-------------------| |3. |Комната свиданий | - | 12 | | | |с посетителями | | | | |---|-------------------------|-----|------|-------------------| |4. |Помещение дежурного | - | 10 |В ночное время | | |администратора | | |используется | | | | | |для вахтера | |---|-------------------------|-----|------|-------------------| |5. |Санитарный узел | - | 3 | | | |с умывальником в шлюзе | | | | |---|-------------------------|-----|------|-------------------| |6. |Комната хранения | - | 4 | | | |предметов уборки | | | | ---------------------------------------------------------------- Группа помещений приемного отделения 5.30. Состав и площади помещений приемного отделения приведены в таблице 5.2. 5.31. Назначение приемного отделения: - уточнение личности несовершеннолетнего, места проживания его родителей или лиц, их заменяющих, места его обучения; - извещение родителей или лиц, их заменяющих, директора учебного или интернатного учреждения о месте нахождения несовершеннолетнего; - проведение первичного медицинской диагностики (определение состояния здоровья ребенка и необходимых мероприятий по нормализации психического и физического состояния воспитанника, а также профилактических мероприятий), направление при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение; - проведение первичной психолого - медико - педагогической диагностики (определение социального диагноза и возможных путей психологической реабилитации, а также индивидуального подхода для полноценного развития личности каждого воспитанника); - оказание первичной психологической помощи (ослабление психического напряжения у детей, преодоление острой кризисной ситуации). 5.32. Группу помещений приемного отделения следует размещать в отдельном блоке, который соединяется с остальными помещениями СП через специальный тамбур - шлюз, или в отдельном корпусе. В тамбуре - шлюзе следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов. 5.33. Помещения приемного отделения должны быть разделены на две зоны: - санитарного пропускника; - карантинного отделения. В каждую из этих зон необходимо предусматривать отдельный вход с участка. Друг с другом зоны необходимо соединять через переходный тамбур - шлюз. Причем связь помещений санпропускника с другими помещениями СП возможна только через помещения карантинного отделения. 5.34. Функционально - планировочная схема и взаимосвязь помещений приемного отделения представлены на рисунке 1. 5.35. Карантинное отделение состоит из двух жилых секций (для мальчиков и для девочек) по 10 чел. и общих помещений: медицинских, психо - коррекционных, столовой и хозяйственных помещений кухни. Следует предусмотреть возможность полной изоляции каждой секции. 5.36. В спальных комнатах карантинного отделения необходимо предусматривать остекленный проем в стене, смежной с коридором, для наблюдения за воспитанниками. 5.37. Спальные комнаты рекомендуется оборудовать только кроватями и стульями. 5.38. Санитарные узлы и душевые рекомендуется предусматривать на каждую секцию отдельно. В состав санитарного узла следует включать унитаз и умывальник. В состав душевой следует включать душ и умывальник. В секции для мальчиков в состав оборудования санитарного узла следует включать писсуар; а в секции для девочек - биде. 5.39. В состав карантинного отделения входит кабинет психотерапевта, который рассчитан на проведение индивидуальных психо - коррекционных занятий. Основная функция данного кабинета - оказание первичной психологической помощи. Рис. 1. Функционально - планировочная схема и взаимосвязь помещений приемного отделения -------------------- --------------------------------------------|Приемное отделение|---------------------------------------------------------------------- | -------------------- | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| || Санитарный пропускник || ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| || ---------- || || |Приемная| || || ---------- || || V || || ----------------------- || || |Смотровая с первичной| || || |обработкой |---------------------- || || ----------------------- | | || || V V | | || || ----------------------- | V || || |Душевые | | -------------------------- || || |---------------------| | |Помещение для утилизации| || || |Для |Для | | | волос и одежды | || || |мальчиков |девочек | | -------------------------- || || ----------------------- | || || V V V || || ----------------------- ----------- || || |Одевальные | |Дезкамера| || || |---------------------| ----------- || || |Для |Для | || || |мальчиков |девочек | || || ----------------------- || || V V || || ----------------------- || || |Кабинет врача | || || |и медицинской сестры | || || ----------------------- || |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | V | | -------- | | |Тамбур| | | -------- | | V | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| || Карантийное отделение || ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| ||-------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------|| |||Две жилые секции (для мальчиков |--- |Помещения обслуживания ||| |||и девочек) | | | ||| |||------------------------------------------------| | |------------------------------------------------------------------------||| |||Спальные|Санузлы|Игровая|Комната |Комната | |<->|Столовая с |Кабинет |Кабинет |Процедурная|Кабинет |Кабинет ||| |||комнаты | | |приготовления|дежурного| | |подсобными |зав. |врача - | |психотерапевта|дежурной ||| ||| | | |уроков |персонала| | |помещениями|отделением|консультанта| | |медсестры||| ||| | | | | |<-|-->| | | | | |ры ||| ||| | | | | | | | | | | | | ||| ||-------------------------------------------------- | --------------------------------------------------------------------------|| || ------------------------------------------------ || |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Таблица 5.2 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ГРУППЫ ПОМЕЩЕНИЙ ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ------------------------------------------------------------ |N |Наименование помещений |Площадь |Примечания | |п/п| |помещений, | | | | |кв. м | | |---|-------------------------|-----------|----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---|------------------------------------------------------| | | А. Санпропускник | |---|------------------------------------------------------| |1. |Приемная | 12 | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |2. |Смотровая с первичной | 12 | | | |обработкой | | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |3. |Одевальные для мальчиков | 6 x 2 | | | |и для девочек | | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |4. |Кабинет врача | 14 | | | |для первичного осмотра | | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |5. |Лаборатория | 12 | | | |экспресс - анализов | | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |6. |Душевые для мальчиков | 4 x 2 |В состав | | |и для девочек | |оборудования | | | | |входят | | | | |ванна, | | | | |умывальник | |---|-------------------------|-----------|----------------| |7. |Санузлы для мальчиков | 3 x 2 |В состав | | |и для девочек | |оборудования | | |с умывальниками | |входят 1 | | | | |унитаз, 1 | | | | |умывальник | |---|-------------------------|-----------|----------------| |8. |Санузел персонала | 3 | | | |с умывальником | | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |9. |Комната хранения | 4 | | | |предметов уборки | | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |10.|Дезкамера | 4 |Может | | | | |размещаться | | | | |в подвале, | | | | |оборудуется | | | | | | | | | |вентиляцией | |---|-------------------------|-----------|----------------| |11.|Помещение для утилизации | 6 |Может | | |волос и одежды | |размещаться | | | | |в подвале, | | | | |оборудуется | | | | |вытяжкой и | | | | |принудительной | | | | |вентиляцией | |---|------------------------------------------------------| | | Б. Карантинное отделение | |---|------------------------------------------------------| | |1. Жилая секция на 10 чел. (2 секции) | |---|------------------------------------------------------| |1. |Спальные комнаты: | | | | |-------------------------|-----------|----------------| | |- на 1 место | 6 | | | |-------------------------|-----------|----------------| | |- на 4 места | 16 | | | |-------------------------|-----------|----------------| | |- на 5 мест | 20 | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |2. |Игровая | 36 | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |3. |Комната приготовления | 36 | | | |уроков | | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |4. |Душевая | 4 |В состав | | | | |оборудования | | | | |входят душ, | | | | |умывальник | |---|-------------------------|-----------|----------------| |5. |Санузел | 4 |В состав | | | | |оборудования | | | | |входят | | | | |унитаз, | | | | |умывальник, | | | | |писсуар | | | | |или биде | |---|-------------------------|-----------|----------------| |6. |Комната дежурного | 10 + 3 | | | |воспитателя с санузлом | | | | |в шлюзе | | | |---|------------------------------------------------------| | |2. Общие помещения | |---|------------------------------------------------------| |1. |Кабинет заведующего | 14 | | | |отделением | | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |2. |Кабинет врача - | 14 | | | |консультанта | | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |3. |Процедурная | 12 | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |4. |Кабинет психотерапевта | 14 | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |5. |Комната дежурной | 10 | | | |медицинской сестры | | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |6. |Столовая | 36 | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |7. |Буфетная | 8 | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |8. |Моечная посуды | 4 | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |9. |Санузел персонала | 3 | | | |с умывальником | | | |---|-------------------------|-----------|----------------| |10.|Комната хранения | 4 | | | |предметов уборки | | | ------------------------------------------------------------ Группа помещений отделения социально - правовой помощи 5.40. Рекомендуемый состав и площади помещений отделения социально - правовой помощи приведены в таблице 5.3. 5.41. Основное назначение отделения - оказание содействия в дальнейшем жизненном устройстве несовершеннолетних, проживающих в СП, т.е. возвращение в семью, интернатное учреждение, оформление документов на передачу под опеку, на попечение и т.д. 5.42. Отделение социально - правовой помощи рассчитано на проведение мероприятий, направленных на: - коррекцию семейных отношений, в т.ч. разрешение кризисных ситуаций в семье; - при невозможности преодоления дисфункциональности семьи содействие в образовании опекунской семьи; - организацию коммуникативной среды для адаптации потенциальных опекунов и несовершеннолетних; - при невозможности создания опекунской семьи содействие в переводе воспитанника в интернатное учреждение; - оказание юридической помощи и содействие правовой защите несовершеннолетних. 5.43. Отделение социально - правовой помощи рекомендуется размещать непосредственно при вестибюльной группе помещений. 5.44. Все кабинеты специалистов рассчитаны на работу с детьми и родителями (опекунами). Рекомендуемый состав оборудования: стол специалиста, компьютерный стол, стеллажи, журнальный столик с 4 креслами. 5.45. В состав отделения входят помещения Родительского клуба. Основное назначение его - создание условий для общения и адаптации опекунов и несовершеннолетних. Рекомендуемый состав оборудования: обеденный стол со стульями, шкаф с посудой, уголок отдыха с мягкой мебелью, подсобный столик с микроволновой печью и чайником, раковина. Родительский клуб рассчитан на пребывание группы до 6 чел. При Родительском клубе следует предусматривать лаборантскую с зеркалом "гезелла" в стене, смежной с основным помещением, для скрытого наблюдения. Таблица 5.3 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ СОЦИАЛЬНО - ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ --------------------------------------------------- |N |Наименование помещений|Площадь |Примечания | |п/п| |помещений,| | | | |кв. м | | |---|----------------------|----------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---|----------------------|----------|-----------| |1. |Кабинет заведующего | 14 | | | |отделением | | | |---|----------------------|----------|-----------| |1. |Кабинет психолога | 18 |Приложение,| | | | |рис. П.1 | |---|----------------------|----------|-----------| |2. |Кабинет юриста | 18 | | |---|----------------------|----------|-----------| |3. |Кабинет специалиста | 18 | | | |по восстановительному | | | | |правосудию | | | |---|----------------------|----------|-----------| |4. |Родительский клуб | 36 | 9 |Приложение,| | |с лаборантской | |рис. П.2 | |---|----------------------|----------|-----------| |5. |Архив | 12 | | |---|----------------------|----------|-----------| |6. |Санитарный узел | 3 | | | |с умывальником | | | --------------------------------------------------- Помещения диагностики социальной дезадаптации 5.46. Рекомендуемый состав и площади помещений диагностики социальной дезадаптации приведены в таблице 5.4. 5.47. Группа помещений диагностики социальной дезадаптации обеспечивает проведение мероприятий, направленных на: - диагностику психофизического развития воспитанника; - выявление формы и степени социальной дезадаптированности; - проведение психолого - педагогической диагностики с целью установления уровня обученности и соответствия заявленному году обучения. 5.48. Группа помещений диагностики обслуживает как карантинное, так и стационарное отделения. 5.49. Кабинеты диагностики рассчитаны на проведение индивидуальной работы. Рекомендуемый состав оборудования кабинетов: стол специалиста, компьютерный стол, стеллажи, уголок индивидуальной психотерапии (2 кресла и журнальный столик). Таблица 5.4 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ -------------------------------------------------------- |N |Наименование помещений |Площадь |Примечания| |п/п| |помещений,| | | | |кв. м | | |---|----------------------------|----------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---|----------------------------|----------|----------| |1. |Кабинет заведующего | 16 | | | |отделением | | | |---|----------------------------|----------|----------| |2. |Кабинет социального педагога| 16 | | |---|----------------------------|----------|----------| |3. |Кабинет специалиста | 16 | | | |по социальной работе | | | |---|----------------------------|----------|----------| |4. |Кабинет психолога | 16 | | |---|----------------------------|----------|----------| |5. |Кабинет | 22 | | | |психофизиологического | | | | |тестирования | | | Страницы: 1 2 |