ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Указание. Комитет по архитектуре и градостроительству Правительства Москвы. 04.02.02 14


Страницы: 1  2  



            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
              СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

                               УКАЗАНИЕ

   КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

                          4 февраля 2002 г.
                                 N 14

                                 (Д)


     1. Утвердить  Рекомендации  по  проектированию социальных приютов
для детей  и  подростков,  разработанные  ГУП  МНИИП  "Моспроект-4"  и
согласованные   Москомархитектурой   и   Комитетом  социальной  защиты
населения Москвы.
     2. Управлению  перспективного проектирования и нормативов (Зобнин
А.П.) совместно с ГУП  "НИАЦ"  (Дронова  И.Л.)  обеспечить  издание  и
распространение Рекомендаций по заявкам заинтересованных организаций.
     3. Контроль  за  выполнением  настоящего  указания  возложить  на
начальника   Управления  перспективного  проектирования  и  нормативов
Зобнина А.П.

Первый заместитель председателя
                                                        Ю.П. Григорьев


                             РЕКОМЕНДАЦИИ
                 ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ
                        ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

                             Предисловие

     1. Разработаны:  ГУП МНИИП "Моспроект-4" (архитекторы Любомудрова
К.И., Кряжевских М.А., инженер Тихомирова И.Б.).
     2. Подготовлены   к    утверждению    и    изданию    Управлением
перспективного    проектирования    и   нормативов   Москомархитектуры
(архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).
     3. Согласованы:  Комитетом социальной защиты населения г. Москвы,
Москомархитектурой.
     4. Утверждены и введены в действие указанием Москомархитектуры от
04.02.2002 N 14.

                               Введение

     Социальные приюты для детей и подростков (далее  -  СП)  являются
стационарными реабилитационными, учебно - воспитательными учреждениями
временного    проживания,    которые    оказывают    на     территории
административных  округов  г.  Москвы,  обслуживаемых ими,  социальную
помощь безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним, детям - сиротам
и   детям,   оставшимся   без   попечения   родителей   или   законных
представителей,  и  осуществляют  комплекс  мер   по   их   социальной
реабилитации.
     Являясь промежуточной ступенью между улицей и  различными  типами
воспитательно - образовательных учреждений,  СП за время,  необходимое
для   юридического   решения   дальнейшей   судьбы   ребенка,   должны
обеспечивать:   все   типы   диагностики  физического  и  психического
состояния   воспитанника,   комплексную   медицинскую,   психолого   -
педагогическую,   социальную   реабилитацию  и  социально  -  трудовую
адаптацию несовершеннолетних, проживание и коррекционное обучение.

                        1. Область применения

     1.1. Настоящие  Рекомендации  разработаны  для  г.   Москвы   как
дополнение к нормативным документам в строительстве и распространяются
на проектирование новых и реконструкцию существующих СП.
     1.2. Настоящие  Рекомендации  устанавливают  основные положения и
требования  к  размещению,   участку,   территории,   архитектурно   -
планировочным решениям и инженерному оборудованию СП.
     1.3. Проектирование  СП   должно   вестись   в   соответствии   с
положениями настоящих Рекомендаций,  а также требованиями нормативно -
методических документов в строительстве,  действующих на территории г.
Москвы.

                        2. Нормативные ссылки

     В настоящих   Рекомендациях   приведены   ссылки   на   следующие
нормативно - методические документы:
     2.1. СНиП    10.01-94    "Система    нормативных   документов   в
строительстве. Основные положения".
     2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
     2.3. СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
     2.4. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка
городских и сельских поселений".
     2.5. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
     2.6. СНиП 2.04.05-91* "Отопление,  вентиляция и кондиционирование
воздуха".
     2.7. СП  2.4.2.782-99  "Гигиенические   требования   к   условиям
обучения  школьников в различных видах современных общеобразовательных
учреждений".
     2.8. СП 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции
и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий".
     2.9. СН 441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок и
участков предприятий, зданий и сооружений".
     2.10. МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".
     2.11. МГСН 4.15-98 "Общеобразовательные учреждения  для  детей  -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
     2.12. МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования,  планировки и
застройки Москвы".
     2.13. МГСН 4.12-97 "Лечебно - профилактические учреждения".
     2.14. МГСН  2.06-99  "Естественное,  искусственное  и совмещенное
освещение".
     2.15. МГСН 2.05-99 "Инсоляция и солнцезащита".
     2.16. МГСН 2.01-99 "Энергосбережение в зданиях".
     2.17. МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения".
     2.18. Рекомендации по проектированию  образовательных  учреждений
для  детей,  нуждающихся  в  психолого  -  педагогической  и  медико -
социальной помощи, М., 2000 г.
     2.19. Рекомендации   по  проектированию  сети  и  зданий  детских
внешкольных учреждений для г. Москвы, М., 1997 г.

                          3. Общие положения

     3.1. Назначением  СП  является  оказание   социальной   поддержки
безнадзорным   и  беспризорным  детям  и  подросткам,  организация  их
временного     проживания,     оказание     правовой,     медицинской,
психологической, педагогической помощи, дальнейшее жизнеустройство.
     3.2. Основными направлениями деятельности СП являются:
     - выявление  безнадзорных  и  беспризорных  детей  и  подростков,
оставшихся без попечения родителей;
     - обеспечение  временного  проживания безнадзорных и беспризорных
несовершеннолетних;
     - осуществление    медико    -   психологической,   социально   -
психологической и психолого - педагогической диагностики, направленной
на определение форм и степени их социальной дезадаптации;
     - организация индивидуальных психо - коррекционных мероприятий;
     - организация   мероприятий   по   социально   -   педагогической
реабилитации;
     - оказание   помощи   подросткам   в  профориентации  и  трудовой
адаптации;
     - организация   мероприятий   по   культурно  -  эстетическому  и
физическому воспитанию;
     - организация  мероприятий,  направленных  на  обеспечение защиты
юридических прав и  законных  интересов  безнадзорных  и  беспризорных
несовершеннолетних;
     - организация мероприятий,  направленных на дальнейшее устройство
несовершеннолетних,  оставшихся  без  попечения родителей или законных
представителей.
     3.3. Деятельность СП определяется следующими принципами:
     - возможность  оперативной  корректировки  содержания,   форм   и
методов   диагностики,   коррекции,   реабилитации   и   адаптации   в
соответствии с индивидуальными особенностями детей и подростков;
     - системность  и ситуативность подходов к процессам реабилитации,
образования, воспитания, оздоровления и развития детей и подростков;
     - последовательность  и  неуклонность в юридической защите прав и
интересов, а также судьбы ребенка и возвращение его обществу.
     3.4. Контингент   воспитанников   СП  составляют  беспризорные  и
безнадзорные дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет:
     - оставшиеся  без попечения родителей или законных представителей
опеки;
     - проживающие   в   семьях,   находящихся   в  социально  опасном
положении;
     - самовольно   оставившие   семью,   ушедшие  из  образовательных
учреждений для  детей  -  сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей,   или   других  детских  учреждений,  за  исключением  лиц,
самовольно ушедших из специальных учебно -  воспитательных  учреждений
закрытого типа;
     - не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к
существованию;
     - заблудившиеся или подкинутые;
     - оказавшиеся  в  иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в
социальной помощи и (или) реабилитации.
     В СП   не  могут  быть  помещены  несовершеннолетние,  страдающие
алкоголизмом, наркоманией, психически больные с выраженными симптомами
болезни и лица, совершившие преступления. В случае выявления указанных
патологий в период нахождения в  СП  несовершеннолетние  помещаются  в
соответствующие   лечебно   -   профилактические   учреждения  органов
здравоохранения или в  воспитательные  учреждения  органов  внутренних
дел.
     3.5. Воспитанники находятся в СП в течение 6 месяцев, в отдельных
случаях  (невозможности  быстрого решения всех юридических и моральных
проблем) этот срок может  быть  увеличен  на  время,  необходимое  для
решения   вопросов   их   дальнейшего   устройства  в  соответствии  с
действующим   законодательством.   Из   указанного   срока   1   месяц
воспитанники проводят в приемном отделении.
     3.6. СП  должно  быть  полностью  рассчитано   на   использование
внутренней   инфраструктуры.   Его   воспитанники  не  могут  посещать
общеобразовательные     учреждения,     учреждения     дополнительного
образования,  УПК,  культурно  - массовые и спортивные и т.п.  Функции
этих учреждений должны быть обеспечены в СП  за  счет  соответственной
расширенной номенклатуры помещений.
     3.7. Оптимальной вместимостью СП является 70 мест, в том числе 20
мест - приемное отделение, 50 мест - стационарное отделение.
     3.8. Состав  и  площади  помещений  СП  должны   определяться   в
соответствии с разделом 5 настоящих Рекомендаций и уточняются в каждом
конкретном случае заданием на проектирование.

           4. Требования к размещению, участку и территории

     4.1. СП следует размещать в периферийной зоне города.
     4.2. Размеры  и  составы  зон  участков  определяются заданием на
проектирование или проектом с учетом положений настоящего раздела.
     4.3. Здания   СП  следует  размещать  на  обособленных  земельных
участках.  Расстояние от зданий СП  до  красной  линии  и  от  границы
земельного  участка  СП  до  стен  жилых  домов  следует  принимать  в
соответствии с МГСН 4.06-96.
     4.4. Площадь участка СП принимается из расчета 80-120 кв.  м на 1
место  с  учетом  размещения  на   участке   площадок   и   сооружений
оздоровительного и досугового характера.
     4.5. В составе территории участка СП предусматриваются  следующие
зоны:
     - общественная и проживания;
     - физкультурно - оздоровительная;
     - изолятора;
     - приемного и карантинного отделений;
     - хозяйственная.
     4.6. В   зоне   размещения  функциональных  блоков  общественного
назначения и проживания у главного входа рекомендуется предусматривать
мощеную площадку для массовых сборов воспитанников.
     4.7. В  физкультурно   -   оздоровительной   зоне   рекомендуется
предусматривать  игровые  и  спортивные  площадки,  теневые навесы для
отдельных групп детей.
     Площадь игровых площадок следует принимать 6-8 кв. м на 1 ребенка
из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного  возраста
и 40-50%  детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто -
песчаный покров.  Теневые навесы - 2 кв. м на 1 место должны примыкать
к  игровым  площадкам  и  быть  рассчитаны  на проведение игр в плохую
погоду, а также на возможность проведения занятий с детьми на воздухе.
Теневые  навесы должны иметь дощатый пол и ветрозащитные стенки с двух
- трех сторон.
     На игровых  площадках  для детей дошкольного и младшего школьного
возраста рекомендуется предусматривать следующее оборудование: качели,
качалки,  грибки,  скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для
хранения песка,  столы для игр с  песком,  а  также  оборудование  для
развития  всех  основных  видов  движения  (для  лазания,  скатывания,
перелезания).
     Для детей  среднего  и  старшего школьного возраста рекомендуется
предусматривать:  комбинированную площадку для спортивных игр 60 x  40
м; гимнастическую площадку 15 x 16 м.
     4.8. Площадку для игры с мячом следует располагать на  расстоянии
не  менее 25 м от окон здания,  а при наличии ограждения высотой 3 м -
не менее 15 м.  Площадки для занятий физкультурой - на  расстоянии  не
менее 10 м.
     4.9. Изолятор и приемное отделение должны  иметь  самостоятельные
выходы на участок:  изолятор - 1 выход,  приемное отделение - 2 выхода
(для санпропускника и карантинного отделения).
     4.10. Изолятор и приемное отделение должны иметь подъездные пути,
обеспечивающие  возможность  проезда   специального   транспорта   для
доставки вновь прибывающих детей и эвакуации заболевших.
     4.11. В зоне приемного отделения (карантинного отделения) следует
предусматривать  теневые  навесы  (2 кв.  м на 1 место) с примыкающими
игровыми площадками (6-8 кв.  м на 1 место) из расчета  одновременного
присутствия  50-60%  детей,  находящихся  в  приемном отделении.  Зона
приемного  отделения   должна   быть   удалена   от   физкультурно   -
оздоровительной зоны СП и иметь ограждение высотой не менее 2 м.
     4.12. Площадь озеленения должна составлять не менее 40%  от общей
площади  участка  в  соответствии  с  СП 2.4.2.782-99.  В зеленой зоне
рекомендуется предусматривать газоны  с  низкорастущими  декоративными
растениями.   Учитывая   специфику   контингента   воспитанников,   не
допускается применение  посадок  деревьев  и  кустарников  (исключение
возможности спрятаться).
     4.13. Хозяйственная зона должна иметь отдельный  въезд  (вход)  и
размещаться  со  стороны  производственных  помещений столовой.  На ее
территории допускается размещать гараж  служебных  машин,  навесы  для
инвентаря и оборудования, мусоросборники и т.п.
     4.14. Земельный участок СП должен иметь глухое ограждение высотой
не  менее  2 м с проходной для охраны в соответствии с требованиями СН
441-72*.
     4.15. Участок   СП   должен   быть   освещен   в  соответствии  с
требованиями СНиП 23-05-95.
     4.16. На  участке  СП  должно  быть  предусмотрено  не менее двух
въездов (один хозяйственный),  проезды должны иметь твердое покрытие и
ширину  не менее 3 м;  планировка участка должна обеспечивать подъезды
пожарных машин ко всем зданиям,  а  также  объезды  вокруг  них  (СНиП
21-01-97*).
     4.17. Для  автомашин  сотрудников  СП   следует   предусматривать
открытую стоянку в соответствии с требованиями МГСН 1.01-99.

        5. Требования к архитектурно - планировочным решениям
                      и инженерному оборудованию

                           Общие требования

     5.1. В   состав   СП  входят  следующие  функциональные  группы
помещений:
     - вестибюльная;
     - приемного отделения;
     - социально - правовой помощи;
     - диагностики социальной дезадаптации;
     - проживания (стационарное отделение);
     - общего образования и начальной профессиональной подготовки;
     - лечебно   -   реабилитационная   (психолого-   и    медико    -
коррекционные, медицинская);
     - досуговая и физкультурно - оздоровительная;
     - изолятора;
     - питания;
     - административно - бытовая;
     - хозяйственного обслуживания.
     Архитектурно -   планировочные   решения   СП   должны  учитывать
требования   функционального   зонирования    помещений    с    учетом
осуществляемой в них деятельности.
     Различные функциональные группы помещений, рассчитанные на работу
с  детьми,  помимо  своих основных функций,  должны обеспечивать также
коррекционную  функцию,  что  учитывается  составом  и  площадями   их
помещений  и  должно  быть  отражено  в  архитектурно  - планировочных
решениях.
     5.2. При  проектировании  помещений СП рекомендуется пользоваться
габаритными схемами,  приведенными в приложении. Рекомендуемые площади
помещений  в  зависимости от конкретных планировочных и конструктивных
решений могут быть откорректированы (уменьшены или увеличены) на 15%.
     5.3. Функциональные   группы   помещений   могут   размещаться  в
отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к
другу,  либо соединенных отапливаемыми переходами.  Учитывая специфику
контингента воспитанников, необходимо предусмотреть возможность полной
изоляции  отдельных  блоков.  В  случае  непосредственного  примыкания
корпусов (блоков) должны предусматриваться пожарные отсеки площадью не
более  5000 кв.  м,  разделяемые противопожарными стенами 1-го типа (в
соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89*),  а из каждого пожарного
отсека  должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов,
один из входов допускается предусматривать в соседний блок.
     5.4. Здания СП не должны превышать 3 этажей (СП 2.4.2.782-99,  п.
2.3.4).
     5.5. Объемно - планировочная структура здания должна обеспечивать
оптимальные условия осуществления  протекающих  в  нем  функциональных
процессов,  отражать  специфику  учреждения  и обеспечивать комфортные
условия эксплуатации и необходимую связь с участком.
     5.6. Ширина  лестничных  маршей  должна  быть  не  менее  1,35 м.
Лестничные марши и площадки должны иметь защитное  ограждение  на  всю
высоту.  Лестничные  марши должны быть оборудованы поручнями на разной
высоте (0,9 м и 0,7-0,75 м) в соответствии  с  положениями  Пособия  к
МГСН 4.05-95.
     Ширину дверей основных помещений следует принимать не менее 1 м.
     Ширину коридоров  в группах помещений административно - бытового,
методического и хозяйственного назначения следует принимать  не  менее
1,4 м, а во всех группах помещений, рассчитанных на работу с детьми, -
не менее 2,2 м.
     Ширина рекреационных помещений должна приниматься не менее 4 м.
     5.7. Высота наземных этажей здания СП должна быть не менее 3,3  м
(от   пола  до  пола  вышележащего  этажа).  Высота  зрительного  зала
принимается не менее 3,6 м,  высота спортзала - 6 м (до  низа  несущих
конструкций).
     5.8. Внутренняя отделка помещений СП  должна  быть  выполнена  из
материалов,  разрешенных  для  применения  органами  госсанэпиднадзора
Минздрава  РФ,  допускающих  влажную  уборку,   а   также   применение
дезинфицирующих средств.
     5.9. Все   помещения   групп   общего   образования,    начальной
профессиональной  подготовки  и  лечебно - реабилитационных помещений,
рассчитанные   на   пребывание   детей,   должны   быть    оборудованы
умывальниками.
     5.10. В  помещениях  рекреаций,  фойе  и   холлах   рекомендуется
организовывать    уголки    релаксации    с   зелеными   насаждениями,
фонтанчиками, аквариумами и т.д.
     5.11. Естественное освещение в помещениях следует проектировать в
соответствии с требованиями МГСН 2.06-99.
     5.12. Все   основные  учебные  помещения  и  помещения  начальной
профессиональной  подготовки  должны  иметь  КЕО  не  менее   1,5   на
поверхности  столов  и освещаться боковым с левой стороны светом.  Для
организации мобильных форм ведения занятий необходимо  предусматривать
равномерное  освещение  по  всей рабочей плоскости в помещении за счет
дополнительного  верхнего  света  или  дополнительного  искусственного
освещения в глубине помещения.
     5.13. Допускается не предусматривать естественного освещения:
     - в зрительном зале, в конференц - зале;
     - в  коммуникациях  и  коридорах,  не  являющихся  рекреационными
помещениями;
     - в умывальных, душевых и уборных при спортивном зале, санитарных
узлах для персонала, комнатах личной гигиены женщин;
     - в радиоузле;
     - в буфете для персонала;
     - в кладовых инвентаря, комнатах хранения предметов уборки;
     - в помещениях технических служб.
     В зависимости   от   архитектурно   -   планировочного    решения
допускается  проектировать  с искусственным освещением санитарные узлы
для детей и подростков (при соблюдении  необходимой  кратности  обмена
воздуха).
     5.14. Санитарные узлы и туалетные комнаты в  СП  проектируются  с
учетом   специфики  работы  каждого  подразделения  в  соответствии  с
действующими нормативными документами:  МГСН  4.15-98,  МГСН  4.06-96,
МГСН 4.07-96, СП 2.4.2.782-99.
     Общий расчет  количества  санитарных  узлов  СП   принимается   в
соответствии   с   Рекомендациями  по  проектированию  образовательных
учреждений для детей,  нуждающихся  в  психолого  -  педагогической  и
медико  -  социальной  помощи.  Общее  количество  санитарных приборов
принимается из расчета: на каждые 20 мест по два унитаза для мальчиков
и  для  девочек,  2 писсуара в уборной для мальчиков,  1 умывальник на
каждые 30 мальчиков и 30 девочек.
     Учитывая специфику    контингента    воспитанников,    размещение
санитарных приборов осуществляется только в общих санитарных  узлах  в
открытых кабинах.
     5.15. В   комнатах   хранения   уборочного   инвентаря    следует
предусматривать умывальник и слив.
     5.16. Инсоляцию помещений,  в  которых  находятся  дети,  следует
предусматривать  в  соответствии  с  требованиями  МГСН  4.06-96  и СП
2.2.1/2.1.1.1076-01.
     5.17. Отопление  и  вентиляцию  зданий  следует  проектировать  в
соответствии с  требованиями  СНиП  2.04.05-91*,  МГСН  4.06-96,  МГСН
2.01-99.
     5.19. Энергоснабжение,     электрооборудование,     электрическое
освещение    здания    и   наружное   освещение   территории   следует
предусматривать в  соответствии  с  требованиями  МГСН  2.06-99,  МГСН
4.06-96, МГСН 2.01-99.
     5.20. Здания  должны  проектироваться  с   учетом   максимального
энергосбережения в соответствии с требованиями МГСН 2.01-99.
     5.21. Здания   следует   проектировать   не   менее   П   степени
огнестойкости в соответствии со СНиП 21-01-97*.
     5.22. В зданиях должна быть предусмотрена автоматическая пожарная
сигнализация  в соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84.  Перечень
помещений,  в  которых   необходимо   предусматривать   автоматическую
пожарную  сигнализацию,  следует  определять  в  соответствии  с  МГСН
4.06-96  и  МГСН  4.15-98.   Сигнал   о   срабатывании   системы   АПС
(автоматической   пожарной   сигнализации)  выводится  в  помещение  с
круглосуточным пребыванием персонала.
     5.23. На  путях  эвакуации  из  здания  должно быть предусмотрено
аварийное и эвакуационное освещение,  проектируемое в  соответствии  с
требованиями СНиП 21-01-97* и СНиП 23-05-95.

                    Вестибюльная группа помещений

     5.24. Рекомендуемый   состав  помещений  вестибюльной  группы  СП
приведен в таблице 5.1.
     5.25. Гардероб   для   верхней  одежды  персонала  и  посетителей
рекомендуется предусматривать в отдельном помещении при вестибюле.
     5.26. В состав вестибюльной группы рекомендуется включать комнату
свиданий воспитанников с посетителями с остекленным проемом  в  стене,
смежной с коридором для организации наблюдения.
     5.27. В помещениях приемного отделения  (карантинного  отделения)
следует предусматривать вестибюль площадью не менее 30 кв. м.
     5.28. В составе оборудования гардероба для детей при  карантинном
отделении  рекомендуется  предусматривать сушильные шкафы для одежды и
обуви с подогревом и вытяжкой, а также вешалки консольного типа.
     5.29. При входах в здание следует предусматривать тамбуры.

                                                           Таблица 5.1

               РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ
                         ВЕСТИБЮЛЬНОЙ ГРУППЫ

----------------------------------------------------------------
|N  |Наименование помещений   |Площадь     |Примечание         |
|п/п|                         |помещений,  |                   |
|   |                         |кв. м       |                   |
|   |                         |------------|                   |
|   |                         |на 1 |всего |                   |
|   |                         |место|      |                   |
|---|-------------------------|-----|------|-------------------|
| 1 |            2            |  3  |   4  |         5         |
|---|-------------------------|-----|------|-------------------|
|1. |Вестибюль                | 0,5 |   -  |С учетом           |
|   |                         |     |      |численности        |
|   |                         |     |      |персонала          |
|   |                         |     |      |и посетителей      |
|---|-------------------------|-----|------|-------------------|
|2. |Гардероб для верхней     | 0,1 |   -  |                   |
|   |одежды персонала         |     |      |                   |
|   |и посетителей            |     |      |                   |
|---|-------------------------|-----|------|-------------------|
|3. |Комната свиданий         |  -  |   12 |                   |
|   |с посетителями           |     |      |                   |
|---|-------------------------|-----|------|-------------------|
|4. |Помещение дежурного      |  -  |   10 |В ночное время     |
|   |администратора           |     |      |используется       |
|   |                         |     |      |для вахтера        |
|---|-------------------------|-----|------|-------------------|
|5. |Санитарный узел          |  -  |    3 |                   |
|   |с умывальником в шлюзе   |     |      |                   |
|---|-------------------------|-----|------|-------------------|
|6. |Комната хранения         |  -  |    4 |                   |
|   |предметов уборки         |     |      |                   |
----------------------------------------------------------------

                 Группа помещений приемного отделения

     5.30. Состав  и площади помещений приемного отделения приведены в
таблице 5.2.
     5.31. Назначение приемного отделения:
     - уточнение личности несовершеннолетнего,  места  проживания  его
родителей или лиц, их заменяющих, места его обучения;
     - извещение родителей или лиц,  их заменяющих, директора учебного
или интернатного учреждения о месте нахождения несовершеннолетнего;
     - проведение  первичного  медицинской  диагностики   (определение
состояния  здоровья  ребенка и необходимых мероприятий по нормализации
психического   и   физического   состояния   воспитанника,   а   также
профилактических  мероприятий),  направление  при наличии показаний на
лечение в стационарное медицинское учреждение;
     - проведение   первичной  психолого  -  медико  -  педагогической
диагностики  (определение  социального  диагноза  и  возможных   путей
психологической  реабилитации,  а  также  индивидуального  подхода для
полноценного развития личности каждого воспитанника);
     - оказание    первичной    психологической   помощи   (ослабление
психического  напряжения  у  детей,   преодоление   острой   кризисной
ситуации).
     5.32. Группу помещений приемного отделения  следует  размещать  в
отдельном блоке, который соединяется с остальными помещениями СП через
специальный тамбур - шлюз,  или в отдельном корпусе. В тамбуре - шлюзе
следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов.
     5.33. Помещения приемного отделения должны быть разделены на  две
зоны:
     - санитарного пропускника;
     - карантинного отделения.
     В каждую из этих зон необходимо предусматривать отдельный вход  с
участка.  Друг  с  другом  зоны  необходимо соединять через переходный
тамбур  -  шлюз.  Причем  связь  помещений  санпропускника  с  другими
помещениями СП возможна только через помещения карантинного отделения.
     5.34. Функционально - планировочная схема и взаимосвязь помещений
приемного отделения представлены на рисунке 1.
     5.35. Карантинное отделение состоит из  двух  жилых  секций  (для
мальчиков  и для девочек) по 10 чел.  и общих помещений:  медицинских,
психо -  коррекционных,  столовой  и  хозяйственных  помещений  кухни.
Следует предусмотреть возможность полной изоляции каждой секции.
     5.36. В  спальных  комнатах  карантинного  отделения   необходимо
предусматривать  остекленный проем в стене,  смежной с коридором,  для
наблюдения за воспитанниками.
     5.37. Спальные комнаты рекомендуется оборудовать только кроватями
и стульями.
     5.38. Санитарные  узлы и душевые рекомендуется предусматривать на
каждую секцию отдельно.  В состав санитарного  узла  следует  включать
унитаз   и  умывальник.  В  состав  душевой  следует  включать  душ  и
умывальник.  В секции для мальчиков в состав оборудования  санитарного
узла следует включать писсуар; а в секции для девочек - биде.
     5.39. В   состав   карантинного    отделения    входит    кабинет
психотерапевта, который рассчитан на проведение индивидуальных психо -
коррекционных занятий.  Основная функция данного кабинета  -  оказание
первичной психологической помощи.

      Рис. 1. Функционально - планировочная схема и взаимосвязь
                    помещений приемного отделения

                                            --------------------
--------------------------------------------|Приемное отделение|----------------------------------------------------------------------
|                                           --------------------                                                                     |
|                                                                                                                                    |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
||                                         Санитарный пропускник                                                                    ||
||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------||
||                                        ----------                                                                                ||
||                                        |Приемная|                                                                                ||
||                                        ----------                                                                                ||
||                                             V                                                                                    ||
||                                 -----------------------                                                                          ||
||                                 |Смотровая с первичной|                                                                          ||
||                                 |обработкой           |----------------------                                                    ||
||                                 -----------------------       |             |                                                    ||
||                                      V           V            |             |                                                    ||
||                                 -----------------------       |             V                                                    ||
||                                 |Душевые              |       |  --------------------------                                      ||
||                                 |---------------------|       |  |Помещение для утилизации|                                      ||
||                                 |Для       |Для       |       |  |     волос и одежды     |                                      ||
||                                 |мальчиков |девочек   |       |  --------------------------                                      ||
||                                 -----------------------       |                                                                  ||
||                                       V          V            V                                                                  ||
||                                 -----------------------  -----------                                                             ||
||                                 |Одевальные           |  |Дезкамера|                                                             ||
||                                 |---------------------|  -----------                                                             ||
||                                 |Для       |Для       |                                                                          ||
||                                 |мальчиков |девочек   |                                                                          ||
||                                 -----------------------                                                                          ||
||                                       V          V                                                                               ||
||                                 -----------------------                                                                          ||
||                                 |Кабинет врача        |                                                                          ||
||                                 |и медицинской сестры |                                                                          ||
||                                 -----------------------                                                                          ||
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                               V                                                                                    |
|                                            --------                                                                                |
|                                            |Тамбур|                                                                                |
|                                            --------                                                                                |
|                                               V                                                                                    |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
||                                    Карантийное отделение                                                                         ||
||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------||
||--------------------------------------------------      --------------------------------------------------------------------------||
|||Две жилые секции (для мальчиков                 |---   |Помещения обслуживания                                                  |||
|||и девочек)                                      |  |   |                                                                        |||
|||------------------------------------------------|  |   |------------------------------------------------------------------------|||
|||Спальные|Санузлы|Игровая|Комната      |Комната  |  |<->|Столовая с |Кабинет   |Кабинет     |Процедурная|Кабинет       |Кабинет  |||
|||комнаты |       |       |приготовления|дежурного|  |   |подсобными |зав.      |врача -     |           |психотерапевта|дежурной |||
|||        |       |       |уроков       |персонала|  |   |помещениями|отделением|консультанта|           |              |медсестры|||
|||        |       |       |             |         |<-|-->|           |          |            |           |              |ры       |||
|||        |       |       |             |         |  |   |           |          |            |           |              |         |||
||--------------------------------------------------  |   --------------------------------------------------------------------------||
||     ------------------------------------------------                                                                             ||
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                           Таблица 5.2

           РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ГРУППЫ ПОМЕЩЕНИЙ
                         ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

------------------------------------------------------------
|N  |Наименование помещений   |Площадь    |Примечания      |
|п/п|                         |помещений, |                |
|   |                         |кв. м      |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
| 1 |           2             |     3     |     4          |
|---|------------------------------------------------------|
|   |              А. Санпропускник                        |
|---|------------------------------------------------------|
|1. |Приемная                 |    12     |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|2. |Смотровая с первичной    |    12     |                |
|   |обработкой               |           |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|3. |Одевальные для мальчиков |   6 x 2   |                |
|   |и для девочек            |           |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|4. |Кабинет врача            |    14     |                |
|   |для первичного осмотра   |           |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|5. |Лаборатория              |    12     |                |
|   |экспресс - анализов      |           |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|6. |Душевые для мальчиков    |   4 x 2   |В состав        |
|   |и для девочек            |           |оборудования    |
|   |                         |           |входят          |
|   |                         |           |ванна,          |
|   |                         |           |умывальник      |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|7. |Санузлы для мальчиков    |   3 x 2   |В состав        |
|   |и для девочек            |           |оборудования    |
|   |с умывальниками          |           |входят 1        |
|   |                         |           |унитаз, 1       |
|   |                         |           |умывальник      |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|8. |Санузел персонала        |     3     |                |
|   |с умывальником           |           |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|9. |Комната хранения         |     4     |                |
|   |предметов уборки         |           |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|10.|Дезкамера                |     4     |Может           |
|   |                         |           |размещаться     |
|   |                         |           |в подвале,      |
|   |                         |           |оборудуется     |
|   |                         |           |                |
|   |                         |           |вентиляцией     |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|11.|Помещение для утилизации |     6     |Может           |
|   |волос и одежды           |           |размещаться     |
|   |                         |           |в подвале,      |
|   |                         |           |оборудуется     |
|   |                         |           |вытяжкой и      |
|   |                         |           |принудительной  |
|   |                         |           |вентиляцией     |
|---|------------------------------------------------------|
|   |           Б. Карантинное отделение                   |
|---|------------------------------------------------------|
|   |1. Жилая секция на 10 чел. (2 секции)                 |
|---|------------------------------------------------------|
|1. |Спальные комнаты:        |           |                |
|   |-------------------------|-----------|----------------|
|   |- на 1 место             |     6     |                |
|   |-------------------------|-----------|----------------|
|   |- на 4 места             |    16     |                |
|   |-------------------------|-----------|----------------|
|   |- на 5 мест              |    20     |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|2. |Игровая                  |    36     |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|3. |Комната приготовления    |    36     |                |
|   |уроков                   |           |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|4. |Душевая                  |     4     |В состав        |
|   |                         |           |оборудования    |
|   |                         |           |входят душ,     |
|   |                         |           |умывальник      |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|5. |Санузел                  |     4     |В состав        |
|   |                         |           |оборудования    |
|   |                         |           |входят          |
|   |                         |           |унитаз,         |
|   |                         |           |умывальник,     |
|   |                         |           |писсуар         |
|   |                         |           |или биде        |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|6. |Комната дежурного        |  10 + 3   |                |
|   |воспитателя с санузлом   |           |                |
|   |в шлюзе                  |           |                |
|---|------------------------------------------------------|
|   |2. Общие помещения                                    |
|---|------------------------------------------------------|
|1. |Кабинет заведующего      |    14     |                |
|   |отделением               |           |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|2. |Кабинет врача -          |    14     |                |
|   |консультанта             |           |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|3. |Процедурная              |    12     |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|4. |Кабинет психотерапевта   |    14     |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|5. |Комната дежурной         |    10     |                |
|   |медицинской сестры       |           |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|6. |Столовая                 |    36     |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|7. |Буфетная                 |     8     |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|8. |Моечная посуды           |     4     |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|9. |Санузел персонала        |     3     |                |
|   |с умывальником           |           |                |
|---|-------------------------|-----------|----------------|
|10.|Комната хранения         |     4     |                |
|   |предметов уборки         |           |                |
------------------------------------------------------------

        Группа помещений отделения социально - правовой помощи

     5.40. Рекомендуемый   состав   и   площади   помещений  отделения
социально - правовой помощи приведены в таблице 5.3.
     5.41. Основное  назначение  отделения  -  оказание  содействия  в
дальнейшем жизненном устройстве несовершеннолетних,  проживающих в СП,
т.е.   возвращение   в   семью,   интернатное  учреждение,  оформление
документов на передачу под опеку, на попечение и т.д.
     5.42. Отделение   социально   -  правовой  помощи  рассчитано  на
проведение мероприятий, направленных на:
     - коррекцию  семейных  отношений,  в  т.ч.  разрешение  кризисных
ситуаций в семье;
     - при   невозможности   преодоления   дисфункциональности   семьи
содействие в образовании опекунской семьи;
     - организацию  коммуникативной  среды для адаптации потенциальных
опекунов и несовершеннолетних;
     - при   невозможности  создания  опекунской  семьи  содействие  в
переводе воспитанника в интернатное учреждение;
     - оказание   юридической  помощи  и  содействие  правовой  защите
несовершеннолетних.
     5.43. Отделение   социально   -   правовой  помощи  рекомендуется
размещать непосредственно при вестибюльной группе помещений.
     5.44. Все  кабинеты  специалистов рассчитаны на работу с детьми и
родителями  (опекунами).  Рекомендуемый  состав   оборудования:   стол
специалиста,  компьютерный  стол,  стеллажи,  журнальный  столик  с  4
креслами.
     5.45. В  состав  отделения  входят помещения Родительского клуба.
Основное назначение его - создание условий  для  общения  и  адаптации
опекунов  и  несовершеннолетних.  Рекомендуемый  состав  оборудования:
обеденный стол со стульями,  шкаф с посудой,  уголок отдыха  с  мягкой
мебелью,  подсобный столик с микроволновой печью и чайником, раковина.
Родительский клуб  рассчитан  на  пребывание  группы  до  6  чел.  При
Родительском  клубе  следует  предусматривать  лаборантскую с зеркалом
"гезелла"  в  стене,  смежной  с  основным  помещением,  для  скрытого
наблюдения.

                                                           Таблица 5.3

         РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ СОЦИАЛЬНО -
                           ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

---------------------------------------------------
|N  |Наименование помещений|Площадь   |Примечания |
|п/п|                      |помещений,|           |
|   |                      |кв. м     |           |
|---|----------------------|----------|-----------|
| 1 |           2          |     3    |     4     |
|---|----------------------|----------|-----------|
|1. |Кабинет заведующего   |    14    |           |
|   |отделением            |          |           |
|---|----------------------|----------|-----------|
|1. |Кабинет психолога     |    18    |Приложение,|
|   |                      |          |рис. П.1   |
|---|----------------------|----------|-----------|
|2. |Кабинет юриста        |    18    |           |
|---|----------------------|----------|-----------|
|3. |Кабинет специалиста   |    18    |           |
|   |по восстановительному |          |           |
|   |правосудию            |          |           |
|---|----------------------|----------|-----------|
|4. |Родительский клуб     |  36 | 9  |Приложение,|
|   |с лаборантской        |          |рис. П.2   |
|---|----------------------|----------|-----------|
|5. |Архив                 |    12    |           |
|---|----------------------|----------|-----------|
|6. |Санитарный узел       |     3    |           |
|   |с умывальником        |          |           |
---------------------------------------------------

            Помещения диагностики социальной дезадаптации

     5.46. Рекомендуемый  состав  и  площади   помещений   диагностики
социальной дезадаптации приведены в таблице 5.4.
     5.47. Группа  помещений   диагностики   социальной   дезадаптации
обеспечивает проведение мероприятий, направленных на:
     - диагностику психофизического развития воспитанника;
     - выявление формы и степени социальной дезадаптированности;
     - проведение  психолого  -  педагогической  диагностики  с  целью
установления   уровня  обученности  и  соответствия  заявленному  году
обучения.
     5.48. Группа  помещений  диагностики обслуживает как карантинное,
так и стационарное отделения.
     5.49. Кабинеты     диагностики     рассчитаны    на    проведение
индивидуальной работы.  Рекомендуемый состав  оборудования  кабинетов:
стол специалиста,  компьютерный стол,  стеллажи, уголок индивидуальной
психотерапии (2 кресла и журнальный столик).

                                                           Таблица 5.4

         РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ ДИАГНОСТИКИ
                       СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

--------------------------------------------------------
|N  |Наименование помещений      |Площадь   |Примечания|
|п/п|                            |помещений,|          |
|   |                            |кв. м     |          |
|---|----------------------------|----------|----------|
| 1 |            2               |     3    |     4    |
|---|----------------------------|----------|----------|
|1. |Кабинет заведующего         |    16    |          |
|   |отделением                  |          |          |
|---|----------------------------|----------|----------|
|2. |Кабинет социального педагога|    16    |          |
|---|----------------------------|----------|----------|
|3. |Кабинет специалиста         |    16    |          |
|   |по социальной работе        |          |          |
|---|----------------------------|----------|----------|
|4. |Кабинет психолога           |    16    |          |
|---|----------------------------|----------|----------|
|5. |Кабинет                     |    22    |          |
|   |психофизиологического       |          |          |
|   |тестирования                |          |          |

Страницы: 1  2