Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРБИТРАЖЕ СССР И О ПРАВИЛАХ РАССМОТРЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АРБИТРАЖАМИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР 16 апреля 1988 г. N 490. (СПС 88-19-20) Совет Министров СССР постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственном арбитраже СССР. Советам Министров союзных республик утвердить по согласованию с Государственным арбитражем СССР положения об органах государственного арбитража в союзных республиках. 2. Внести в Правила рассмотрения хозяйственных споров госу- дарственными арбитражами, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1980 г. N 440 (СП СССР, 1980 г., N 16-17, ст.104), из- менения и дополнения, изложив указанные Правила в новой редакции (при- лагаются). 3. Признать утратившими силу: постановление Совета Министров СССР от 7 августа 1970 г. N 646 "О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей ми- нистерств и ведомств в народном хозяйстве" ( СП СССР, 1970 г.,N15, ст. 122), кроме пунктов 1 и 2 в части, относящейся к арбитражам ми- нистерств и ведомств; пункт 6 постановления Совета Министров СССР от 17 января 1974 г. N 60 "О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража" таблицу 22 приложения N 1 к постановлению ЦК КПСС, Совета Минист- ров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. N 1059 "О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением долж- ностных окладов и тарифных ставок среднеоплачиваемых категорий работ- ников республиканских (АССР) и местных органов государственного управ- ления, хозяйственных организаций, суда, прокуратуры, кредитных учреж- дений и органов государственного страхования"; таблицу 7 приложения N 1 и таблицу 8 приложения N 2 к постановле- нию ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. N 1060; пункт 2 постановления Совета Министров СССР от 5 июня 1980 г. N 440 "Об утверждении Правил рассмотрения хозяйственных споров госу- дарственными арбитражами и Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР" ( СП СССР, 1980 г., N 16-17, ст. 104), а также пункт этого постановления в части утверждения Положения о Госу- дарственном арбитраже при Совете Министров СССР. Положение о Государственном арбитраже СССР от 16 апреля 1988 г. N 490 ( СП СССР N 19-20 1988 г.) 1. В соответствии с Законом СССР "О государственном арбитраже в СССР" Государственный арбитраж СССР является союзно-республиканским органом СССР. Государственный арбитраж СССР, государственные арбитражи союзных и автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей и автономных округов составляют единую систему органов госу- дарственного арбитража в СССР. Государственный арбитраж СССР осуществляет свою деятельность под руководством Верховного Совета СССР и его Президиума и несет от- ветственность за организацию, состояние и совершенствование деятель- ности всех органов государственного арбитража. Работа Государственного арбитража СССР по осуществлению его функ- ций, связанных с контролем за соблюдением договорной дисциплины в на- родном хозяйстве и предупреждением нарушений законности в хозяйствен- ных отношениях, разработкой предложений по совершенствованию правового регулирования хозяйственной деятельности, а также с контролем за дея- тельностью других органов, разрешающих хозяйственный споры, и их инструктированием, направляется Советом Министров СССР. 2. Главными задачами Государственного арбитража СССР являются: осуществление руководства органами государственного арбитража; обеспечение единообразного и правильного применения законода- тельства государственными арбитражами, арбитражами министерств, госу- дарственных комитетов, ведомств, другими органами при разрешении хо- зяйственных споров; обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприя- тий, учреждений и организаций на основе неуклонного проведения в жизнь положений Закона СССР "О государственном предприятии ( объединении)" и других актов законодательства о коренной перестройке руководства эко- номикой; активное воздействие на предприятия, учреждения, организации, их вышестоящие органы ( министерства, государственные комитеты, ведомства или другие вышестоящие органы) и должностных лиц в целях обеспечения соблюдения ими социалистической законности, государственной дисциплины в народном хозяйстве, безусловного выполнения плановых заданий и дого- ворных обязательств; разработка предложений и осуществление мер, направленных на совер- шенствование правового регулирования хозяйственной деятельности. 3. Государственный арбитраж СССР: а) всемерно использует правовые средства и предоставленные ему полномочия в целях усиления охраны социалистической собственности, ук- репления хозяйственного расчета и повышения роли договора, развития принципов самофинансирования и самоокупаемости, рациональных хо- зяйственных связей и сотрудничества между предприятиями, учреждениями и организациями, усиления режима экономики, борьбы с потерями в народ- ном хозяйстве, с проявлениями местничества и ведомственности в хо- зяйственной деятельности, содействуя динамичному планомерному и про- порциональному росту социалистической экономики, научно-техническому прогрессу, повышению эффективности общественного производства и ка- чества работы, осуществлению курса партии на ускорение социально-эко- номического развития страны; б) направляет работу органов государственного арбитража: на обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предпри- ятий, учреждений, и организаций, своевременного рассмотрения хо- зяйственных споров, единообразного и правильного применения хо- зяйственных споров, выявления противоречащих законодательству норма- тивных актов министерств, государственных комитетов и ведомств по воп- росам заключения и выполнения хозяйственных договоров, всемерное со- действие улучшению договорной и претензионной работы в народном хо- зяйстве, предупреждение нарушения законности, государственной дисцип- лины и недостатков в хозяйственной деятельности, добиваясь устранения причин и условий, способствующих правонарушениям в экономике; на расширение связей с трудовыми коллективами предприятий, учреж- дений и организаций в целях усиления борьбы с невыполнением договорных обязательств, необоснованным доведением споров до арбитража, повышения ответственности должностных лиц в этом деле, возмещения виновными ли- цами материального ущерба, причиненного нарушениями законности в хо- зяйственной деятельности; на выполнение других задач, предусмотренных законодательством. 4. Государственный арбитраж СССР осуществляет руководство всеми органами государственного арбитража, как правило, через государствен- ные арбитражи союзных республик. 5. Государственный арбитраж СССР в своей деятельности руководству- ется Конституцией СССР, законами СССР, иными решениями Верховного Со- вета СССР и его Президиума, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР и другими актами законодательства, а также настоящим Положением. 6. Государственный арбитраж СССР: а) разрабатывает и осуществляет мероприятия по выполнению органами государственного арбитража решений Партии и Правительства; б) рассматривает наиболее важные хозяйственные споры в соот- ветствии с установленной компетенцией; в) рассматривает в порядке, предусмотренном законодательством СССР, заявления государственных предприятий (объединений) и организа- ций о признании недействительными полностью или частично затрагивающих права и охраняемые законом интересы этих предприятий (объединений) и организаций актов их вышестоящих органов, не соответствующих компетен- ции указанных органов либо изданных с нарушением требований законода- тельства; г) осуществляет в установленном порядке надзор за законностью ре- шений государственных арбитражей; д) издает в пределах своей компетенции обязательные для органов арбитража, для министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций инструктивные указания по воп- росам применения законодательства Союза ССР при разрешении хозяйствен- ных споров и их доарбитражном урегулировании, а также при ведении до- говорной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях; е) приостанавливает действие нормативных актов государственных ар- битражей союзных республик в случае несоответствия их законодательству Союза ССР, отменяет либо изменяет инструктивные указания государствен- ных арбитражей союзных республик при несоответствии их инструктивным указаниям Государственного арбитража СССР; ж) систематически осуществляет проверку деятельности органов госу- дарственного арбитража, заслушивает отчеты государственных арбитражей союзных республик, а в необходимых случаях - автономных республик, краев, областей, городов, автономных республик и автономных округов; з) осуществляет мероприятия по совершенствованию стиля и методов работы органов государственного арбитража, улучшению их взаимодействия с другими правоохранительными, а также контролирующими органами; изу- чает, обобщает и распространяет положительный опыт работы органов государственного арбитража; и) изучает и обобщает практику применения законодательства при разрешении хозяйственных споров, их доарбитражном урегулировании, а также при ведении договорной работы и на этой основе разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения по совершенствованию правово- го регулирования хозяйственной деятельности, деятельности органов государственного арбитража, арбитражей министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов, разрешающих хозяйственные споры; к) организует в системе органов государственного арбитража работу по подбору, расстановке и созданию резерва кадров, воспитанию их в ду- хе требовательности и ответственности за безупречное выполнение слу- жебного долга, обеспечивает переподготовку и повышение квалификации кадров, создание условий для наилучшего использования их знаний и опы- та, выдвижение на руководящую работу политически зрелых и хорошо заре- комендовавших себя специалистов; способствует созданию надлежащих условий труда и быта для работников органов государственного арбитра- жа, утверждает по согласованию с Советами Министров союзных республик типовые нормы нагрузки для них; л) организует работу по ведению арбитражной статистики, инструкти- рует органы государственного арбитража по вопросам ведения статисти- ческого учета; м) организует проведение мероприятий, связанных с осуществлением научно-исследовательских работ по правовым проблемам деятельности ор- ганов государственного арбитража, усиления их влияния на повышение эф- фективности общественного производства и качества работы, обеспечивает внедрение в практику результатов этих научно-исследовательских работ; н) осуществляет в установленном порядке международные связи с ор- ганами государственного арбитража социалистических стран. Государственный арбитраж СССР выполняет стоящие перед ним задачи, не допуская вмешательства в оперативную деятельность министерств, государственных комитетов, ведомств, учреждений и организаций. 7. Государственный арбитраж СССР осуществляет контроль за соблюде- нием договорной дисциплины в народном хозяйстве и правил доарбитражно- го урегулирования хозяйственных споров. В этих целях Государственный арбитраж СССР: проверяет на предприятиях, в учреждениях и организациях соблюдение требований законодательства по вопросам заключения договоров, выполне- ния обязательств, применения имущественных санкций за допущенные нару- шения и доарбитражного урегулирования споров, а в министерствах, госу- дарственных комитетах и ведомствах - практику организации и руко- водства этой работой; получает от министерств, государственных комите- тов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций о мерах по устра- нению нарушений законодательства в работе по заключению договоров и выполнению обязательств; дает руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреж- дений и организаций обязательные для исполнения предписания об устра- нении нарушений законодательства о порядке урегулирования споров, а также о рассмотрении вопросов привлечения в установленном порядке ви- новных лиц к материальной ответственности за ущерб, причиненный в свя- зи с выявленными государственными арбитражами нарушениями законности в хозяйственной деятельности; определяет порядок осуществления органами государственного арбит- ража их функций по контролю за соблюдением договорной дисциплины в на- родном хозяйстве и правил доарбитражного урегулирования хозяйственных споров. Государственный арбитраж СССР совместно с министерствами, госу- дарственными комитетами и ведомствами СССР, осуществляющимися функция- ми межотраслевого управления, разрабатывает и издает указания по воп- росам организации работы по заключению хозяйственных договоров. 8) В целях предупреждения нарушения законности, государственной дисциплины и недостатков в хозяйственной деятельности Государственный арбитраж СССР: рассматривает хозяйственные споры, имеющие важное общественное значение, непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях и их вышестоящих органах; ведет пропаганду хозяйственного законодательства; разрабатывает предложения по предупреждению и устранению нарушений законности, государственной дисциплины и недостатков в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также по выявле- нию т устранению причин нарушений и недостатков, вносит в установлен- ном порядке эти предложения на рассмотрение Совета Министров СССР, ми- нистерств, государственных комитетов, ведомств СССР, Советов Министров союзных республик; совместно с министерствами, государственными комитетами, ве- домствами, предприятиями, учреждениями и организациями рассматривает вопросы, связанные с разработкой мер по предупреждению, а также по устранению выявленных государственными арбитражами нарушений закон- ности и недостатков в хозяйственной деятельности; направляет в установленном порядке предприятиям, учреждениям, ор- ганизациям, их вышестоящим органам и должностным лицам сообщения о вы- явленных нарушениях законности, государственной дисциплины и недостат- ках в хозяйственной деятельности с предложениями об их устранении, а также о возмещении причиненного ими материального ущерба; организует работу органов государственного арбитража по предупреж- дению нарушений законности, государственной дисциплины и недостатков в хозяйственной деятельности,выявлению причин этих нарушений и недостат- ков. Руководители предприятий, учреждений и организаций и вышестоящих по отношению к ним органов, получившие сообщение Государственного ар- битража СССР, обязаны принять меры по устранению отмеченных в сообще- нии недостатков и поставить Государственный арбитраж СССР в извест- ность о принятых мерах в месячный срок после получения сообщения. В необходимых случаях сообщения о выявленных нарушениях закон- ности, государственной дисциплины и недостатках в хозяйственной дея- тельности направляются для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в органы прокуратуры, внутренних дел и другие компетентные органы. О наиболее серьезных нарушениях законности, государственной дисциплины и недостатках в хозяйственной деятельности, допускаемых ми- нистерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, Государственный арбитраж СССР докладыва- ет Совету Министров СССР. Государственный арбитраж СССР координирует свою деятельность по предупреждению нарушений законности с деятельностью Прокуратуры СССР, Министерства юстиции СССР, Министерства внутренних дел СССР, Верховно- го Суда СССР, Комитета народного контроля СССР и других государствен- ных органов. 9. В целях осуществления контроля за деятельностью арбитражей ми- нистерств, государственных комитетов и ведомств, а также других орга- нов, разрешающих хозяйственные споры, Государственный арбитраж СССР: проверяет работу арбитражей министерств, государственных комите- тов, ведомств, а также других органов, разрешающих хозяйственные спо- ры, инструктирует их по вопросам организации и практики рассмотрения таких споров и дает указания по совершенствованию этой работы; дает арбитражам министерств, государственных комитетов, ведомств, а также других органов, разрешающих хозяйственные споры, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках на- рушений законодательства, допущенных при разрешении хозяйственных спо- ров; определяет порядок осуществления органами государственного арбит- ража их функций по контролю за деятельностью арбитражей министерств, государственных комитетов и ведомств, а также других органов, разреша- ющих хозяйственные споры, и их инструктированию. 10. Обязательные предписания Государственного арбитража СССР, пре- дусмотренные в пунктах 7 и 9 настоящего Положения, подлежат исполнению в 10-дневный срок с сообщением о результатах Государственному арбитра- жу СССР. Государственный арбитраж СССР вправе по своей инициативе отозвать предписание нижестоящего органа государственного арбитража. 11. Государственный арбитраж СССР в случаях, предусмотренных зако- нодательством Союза ССР, или по поручению Совета Министров СССР: утверждает обязательные для министерств, государственных комите- тов, ведомств и подведомственных им предприятий, учреждений и органи- заций нормативные акты, регулирующие хозяйственную деятельность, а также порядок рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами и органами системы министерств, государственных комитетов и ведомств; рассматривает представляемые на согласование проекты нормативных ак- тов, регулирующих хозяйственную деятельность; дает министерствам, государственным комитетам и ведомствам разъ- яснения по применению решений Совета Министров СССР, регулирующих хо- зяйственную деятельность. При выявлении не соответствующих законодательству нормативных ак- тов вышестоящих органов предприятий, учреждений и организаций по воп- росам заключения и выполнения хозяйственных договоров Государственный арбитраж СССР ставит перед органом, утвердившим такой акт, вопрос о приведении его в соответствие с законодательством. Указанный орган обязан в месячный срок рассмотреть поставленный вопрос и сообщить Государственному арбитражу СССР о принятом решении. 12. В необходимых случаях Государственный арбитраж СССР издает с министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР сов- местные акты в пределах соответствующей компетенции. 13. Государственный арбитраж СССР вправе привлекать по согласова- нию с министерствами, государственными комитетами и ведомствами специ- алистов и научных работников к подготовке нормативных актов и отдель- ных вопросов, связанных с правовым регулированием хозяйственной дея- тельности. 14. Государственный арбитраж СССР возглавляется Главным госу- дарственным арбитром СССР, назначаемым на должность Верховным Советом СССР сроком на пять лет, а в период между сессиями - Президиумом Вер- ховного Совета СССР с последующим утверждением Верховным Советом СССР. Главный государственный арбитр СССР несет ответственность за вы- полнение задач, возложенных на Государственный арбитраж СССР. Главный государственный арбитр СССР имеет заместителей, включая первого заместителя, назначаемых на должность Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Главного государственного арбитра СССР. Государственные арбитры Государственного арбитража СССР назнача- ются на должность Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Главного государственного арбитра СССР. Распределение обязанностей между заместителями Главного госу- дарственного арбитра СССР, а также между государственными арбитрами Государственного арбитража СССР производится Главным государственным арбитром СССР. 15. Главный государственный арбитр СССР руководит деятельностью органов государственного арбитража, издает на основании и во исполне- ние законодательства приказы, инструкции, постановления, утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Госу- дарственного арбитража СССР, в установленном порядке назначает на должности работников указанного аппарата, определяет степень от- ветственности руководителей структурных подразделений за отдельные об- ласти деятельности Государственного арбитража СССР, осуществляет общее руководство работой по подбору, расстановке и воспитанию кадров в системе органов государственного арбитража, применяет в установленном порядке меры поощрения и взыскания к работникам этих органов. 16. В соответствии с Регламентом Верховного Совета Союза Советских Социалистических республик Главный государственный арбитр СССР не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о деятельности Государственного арбитража СССР Верховному Совету СССР, систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета СССР и по вопросам, от- носящимся к компетенции Правительства СССР, - Совету Министров СССР. 17. В Государственном арбитраже СССР образуется коллегия в составе Главного государственного арбитра СССР (председатель), его первого за- местителя и заместителей по должности, а также других руководящих ра- ботников государственного арбитража. Персональный состав коллегии Государственного арбитража СССР ут- верждается Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Главно- го государственного арбитра СССР. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Главного госу- дарственного арбитра СССР. В случае разногласия между Главным госу- дарственным арбитром СССР и коллегией Главный государственный арбитр СССР проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разног- ласиях Президиуму Верховного Совета СССР. Члены коллегии в свою оче- редь, могут сообщить свое мнение Президиуму Верховного Совета СССР. 18.Государственный арбитраж СССР созывает в установленном порядке совещания работников органов государственного арбитража, арбитражей министерств, государственных комитетов, ведомств, а также других орга- нов, разрешающих хозяйственные споры, на которых заслушиваются доклады о мероприятиях по выполнению решений Партии и Правительства, рассмат- риваются вопросы применения действующего законодательства при разреше- нии хозяйственных споров и другие важные вопросы работы арбитражей. 19. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам организации и деятельности органов арбитража, рассмотрения вопросов, связанных с разработкой мер по предупреждению и устранению выявленных органами государственного арбитража нарушений законности, госу- дарственной дисциплины и недостатков в хозяйственной деятельности, при Государственном арбитраже СССР создается научно-консультативный совет из видных ученых и других высококвалифицированных специалистов (вклю- чая представителей министерств, государственных комитетов и ведомств). Состав научно-консультативного совета и положение о нем утвержда- ются Главным государственным арбитром СССР. 20. Государственный арбитраж СССР издает совместно с Министерством юстиции СССР журнал "Хозяйство и право". 21. Структура и численность работников центрального аппарата Госу- дарственного арбитража СССР утверждаются Советом Министров СССР. Штат- ное расписание Государственного арбитража СССР утверждается Главным государственным арбитром СССР. 22. Государственный арбитраж СССР имеет печать с изображением Государственного герба СССР и со своим наименованием. Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами от 16 апреля 1988 г. N 490 ( СП СССР N 19-20 1988 г.) Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство, определяющее порядок рассмотрения хо- зяйственных споров Порядок рассмотрения хозяйственных споров государственными арбит- ражами определяется Законом СССР "О государственном арбитраже в СССР", настоящими Правилами, иными актами законодательства Союза ССР. Настоящие Правила имеют целью обеспечение разрешения споров госу- дарственными арбитражами в точном соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик, исходя из задач, предусмотренных Зако- ном СССР "О государственном арбитраже СССР" Статья 2. Право на обращение в государственный арбитраж Предприятия, учреждения, организации, их вышестоящие органы, дру- гие государственные органы вправе обращаться в установленном порядке в государственный арбитраж за защитой нарушенных либо оспариваемых прав или охраняемых законом интересов. Отказ от права на обращение в государственный арбитраж недействи- телен. Статья 3. Возбуждение дел в государственном арбитраже Государственный арбитраж возбуждает дела по заявлениям: заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, обращаю- щихся в арбитраж за защитой нарушенных либо оспариваемых прав или ох- раняемых законом интересов; вышестоящих органов (министерств, государственных комитетов, ве- домств или других вышестоящих органов), обращающихся в арбитраж в ин- тересах входящих в их систему предприятий, учреждений и организаций; других государственных органов, обращающихся в арбитраж в случаях, предусмотренных законодательством; прокуроров, направляющих заявления в арбитраж в интересах госу- дарственных, кооперативных и других общественных предприятий, учрежде- ний и организаций. Государственный арбитраж вправе возбуждать дела по своей инициати- ве. Статья 4. Принятие мер к непосредственному урегулированию хо- зяйственных споров Спор может быть передан на разрешение государственного арбитража лишь после принятия сторонами мер к выполнению обязанностей по не- посредственному урегулированию его в установленном порядке. Возбуждение дел по заявлению прокурора или по инициативе госу- дарственного арбитража производится независимо от соблюдения сторонами порядка непосредственного урегулирования спора. Статья 5. Рассмотрение хозяйственных споров Рассмотрение споров производится государственным арбитражем в составе председательствующего - государственного арбитра или главного государственного арбитра либо его заместителя - и представителей сто- рон. Для рассмотрения сложных споров главный государственный арбитр или заместитель главного государственного арбитра может вводить в состав арбитража письменным указанием дополнительно двух государственных ар- битров, назначив одного из трех арбитров председательствующим в засе- дании. В случаях и в порядке, установленных статьей 70 настоящих Правил, спор может быть рассмотрен без участия представителей сторон. Требования государственного арбитра, предъявляемые в пределах прав государственного арбитра, предъявляемые в пределах прав государствен- ного арбитража в связи с рассмотрением спора, обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов, а также должностных лиц. Статья 6. Законодательство, на основании которого рассматриваются хозяйственные споры Органы государственного арбитража разрешают споры на основании за- конов и других законодательных актов Союза ССР и союзных республик, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, других нормативных актов и в соответствии с госу- дарственными планами экономического и социального развития. Органы государственного арбитража руководствуются также инструк- тивными указаниями Государственного арбитража СССР и государственного арбитража союзной республики по вопросам применения законодательства при разрешении споров и их доарбитражном урегулировании. Статья 7. Обязательность решений государственного арбитража. Решения государственного арбитража ( решение, постановление, опре- деление) вступают в силу немедленно после их принятия и обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, ми- нистерствами, государственными комитетами, ведомствами. Статья 8. Пересмотр решений государственного арбитража в порядке надзора Решения государственного арбитража могут быть пересмотрены в по- рядке надзора. Глава II. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ Статья 9. Хозяйственные споры, подведомственные органам госу- дарственного арбитража Органы государственного арбитража рассматривают споры между госу- дарственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями и организациями, совместными предприятиями, международны- ми объединениями и организациями СССР и других стран - членов СЭВ, возникающие при заключении, изменении, расторжении и исполнении хо- зяйственных договоров либо по другим основаниям, кроме: 1) споров колхозов, межколхозных и государственно-колхозных предп- риятий, организаций и их объединений с государственными, кооперативны- ми и другими общественными предприятиями, учреждениями и организация- ми, а также между собой; 2) споров, возникающих при заключении договоров, не основанных на обязательном для обеих сторон плановом задании, если иное специально не предусмотрено законодательством или соглашением сторон; 3) споров по налогам и неналоговым платежам, взыскиваемым в госу- дарственный бюджет в соответствии с Положением о взыскании не внесен- ных в срок налогов и неналоговых платежей; 4) споров на сумму менее 100 рублей; 5) споров между предприятиями, учреждениями и организациями, с од- ной стороны, и органами железнодорожного или воздушного транспорта - с другой, возникающих из договоров перевозки грузов в прямом международ- ном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении, которые разреша- ются судами в соответствии с международными соглашениями; 6) споров между предприятиями, учреждениями и организациями одного министерства, государственного комитета, ведомства, кооперативной системы или иной общественной организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР; 7) споров между предприятиями, учреждениями о организациями, воз- никающих в связи с осуществлением банками финансового контроля за использованием средств на капитальные вложения (исключая подлежащие рассмотрению в органах государственного арбитража споры об оплате сто- имости поставленных по договору оборудования, машин и других матери- альных ценностей, относящихся к основным фондам); 8) споров, возникающих при согласовании стандартов и технических условий; 9) споров об установлении цен на продукцию, а также тарифов на оказываемые услуги (выполняемые работы), если эти цены и тарифы сог- ласно действующему законодательству не могут устанавливаться соглаше- нием сторон; 10) других споров, разрешение которых законодательством Союза ССР отнесено к ведению иных органов. Органы государственного арбитража рассматривают споры между госу- дарственными предприятиями ( объединениями) и организациями и их вы- шестоящими органами о возмещении убытков, причиненных предприятиям (объединениям), причиненных предприятиям (объединениям) и организациям в результате выполнения указаний вышестоящих органов, нарушивших права предприятий (объединений) и организаций, а также в следствие ненадле- жащего осуществления вышестоящими органами своих обязанностей по отно- шению к предприятиям (объединениям) и организациям. Статья 10. Хозяйственные споры, разрешаемые Государственным арбит- ражем СССР Государственный арбитраж СССР разрешает: 1) споры между сторонами, находящимися на территории разных союз- ных республик, возникающие при заключении, изменении и расторжении хо- зяйственных договоров на сумму свыше 5 млн. рублей,а также при испол- нении договоров и по другим основаниям при цене иска свыше 50 тыс. рублей; 2) другие споры, отнесенные к ведению Государственного арбитража СССР законодательством Союза ССР. Государственный арбитраж СССР вправе в пределах подведомственности споров органам государственного арбитража принять к своему произ- водству и разрешить любой спор либо возбудить дело по своей инициати- ве. Статья 11. Хозяйственные споры, разрешаемые государственным арбит- ражем союзной республики Государственный арбитраж союзной республики, не имеющий в своем подчинении органов государственного арбитража, разрешает все подве- домственные органам государственного арбитража споры, кроме споров, отнесенных к ведению Государственного арбитража СССР. Государственный арбитраж союзной республики, имеющий в своем под- чинении органы государственного арбитража , разрешает: 1) споры между сторонами, находящимися на территории разных союз- ных республик, возникающие при заключении, изменении и расторжении хо- зяйственных договоров на сумму свыше 2 млн. рублей, но не более 5 млн. рублей, а также при исполнении договоров и по другим основаниям при цене иска свыше 20 тыс. рублей, но не более 50 тыс. рублей; 2) споры между сторонами, находящимися на территории разных авто- номных республик, краев, областей данной союзной республики, возникаю- щие при заключении, изменении и расторжении хозяйственных договоров на сумму свыше 2 млн. рублей, а также при исполнении договоров и по дру- гим основаниям при цене иска свыше 20 тыс. рублей; 3) другие споры, отнесенные к ведению государственного арбитража союзной республики законодательством Союза ССР. Если государственный арбитраж союзной республики имеет в своем подчинении только государственные арбитражи автономных республик и ав- тономных областей, то и в случаях, когда предприятия, учреждения, ор- ганизации и их вышестоящие органы - ответчики, поставщики, подрядчики или оказывающие услуги (выполняющие работы) находятся в районе или го- роде, не входящем в автономную республику или автономную область, спо- ры разрешаются государственным арбитражем данной союзной республики (кроме споров, отнесенных к ведению Государственного арбитража СССР). Государственный арбитраж союзной республики вправе в пределах под- ведомственности споров органам государственного арбитража данной союз- ной республики принять к своему производству и разрешить любой спор либо возбудить дело по своей инициативе. Статья 12. Хозяйственные споры, разрешаемые государственным арбит- ражем автономной республики, края, области, города, ав- тономной области и автономного округа. Государственный арбитраж автономной республики, края, области, го- рода, автономной области и автономного округа разрешает все подве- домственные органам государственного арбитража споры, кроме споров, отнесенных к ведению Государственного арбитража СССР и государственно- го арбитража союзной республики. Если предприятия, учреждения, организации и их вышестоящие органы - ответчики, поставщики, подрядчики или оказывающие услуги (выполняю- щие работы) находятся в городе республиканского (союзной республики) подчинения, споры при отсутствии государственного арбитража города разрешаются государственным арбитражем области, на территории которой расположен город, кроме споров, отнесенных к ведению Государственного арбитража СССР и государственного арбитража союзной республики. Государственный арбитраж автономной республики, края, области, го- рода, автономной области и автономного округа вправе в пределах подве- домственности споров данному арбитражу возбудить дело по своей инициа- тиве. Статья 13. Территориальная подведомственность хозяйственных спо- ров, разрешаемых органами государственного арбитража Споры, подведомственные органам государственного арбитража, возни- кающие при заключении, изменении и расторжении хозяйственных догово- ров, рассматриваются государственным арбитражем по месту нахождения предприятия, учреждения, организации - поставщика, подрядчика или ока- зывающего услуги (выполняющего работы). Споры, возникающие при испол- нении хозяйственных договоров и по другим основаниям, рассматриваются по месту нахождения ответчика. В случае, когда в деле участвует структурная единица объединения, территориально подведомственность споров определяется в соответствии с частью первой настоящей статьи в зависимости от места нахождения структурное единицы, а не объединения. Если в деле участвуют ответчики, находящиеся на территории разных республик, краев, областей, городов республиканского подчинения, авто- номных областей и автономных округов, спор рассматривается госу- дарственным арбитражем по месту нахождения одного из ответчиков по вы- бору истца. Статья 14. Исключительная подведомственность хозяйственных споров. Споры, связанные с поставкой продукции ненадлежащего качества или некомплектной, в которых участвуют несколько ответчиков, рассматрива- ются государственным арбитражем по месту нахождения ответчика - изго- товителя продукции, а если поставленная продукция произведена несколь- кими изготовителями, - по месту нахождения ответчика-поставщика. Споры, связанные с недостачей продукции, в которых участвуют несколько ответчиков, рассматриваются государственным арбитражем по месту нахождения отправителя продукции. Споры, связанные с недостачей продукции, переотправленной отправителем без вскрытия тары и упаковки изготовителя, рассматриваются по месту нахождения изготовителя, а в случаях переотправки продукции, произведенной несколькими изготовите- лями, - по месту нахождения отправителя, от которого получена продук- ция. Споры, возникающие из договоров перевозки, в которых одним из от- ветчиков является орган транспорта, рассматриваются государственным арбитражем по месту нахождения органа транспорта. Споры, возникающие при заключении, изменении, расторжении и испол- нении договоров при экспорте и импорте товаров ( в том числе споры, вытекающие из договора перевозки), если одной из сторон является внеш- неторговая организация, рассматриваются государственным арбитражем по месту нахождения внешнеторговой организации. Если внешнеторговая орга- низация находится в г. Москве или Московской области, споры рассматри- ваются Государственным арбитражем Московской области, кроме споров, подведомственных Государственному арбитражу СССР и Государственному арбитражу РСФСР. Споры о возмещении убытков государственным предприятиям (объедине- ниям) и организациям их вышестоящими органами союзного и республи- канского (союзной или автономной республики) подчинения рассматрива- ются соответственно Государственным арбитражем СССР, государственным арбитражем союзной или автономной республики; споры о возмещении убыт- ков вышестоящими органами местного подчинения рассматриваются госу- дарственным арбитражем края, области, города, автономной области и ав- тономного округа. Статья 15. Передача исковых материалов или дела по подведомствен- ности и разрешение возникающих при этом разногласий При неподведомственности хозяйственного спора данному органу госу- дарственного арбитража или изменении подведомственности спора в про- цессе его рассмотрения вследствие увеличения цены иска, изменения основания иска, предъявления вторичного иска, привлечения другого ист- ца или ответчика либо замены стороны государственный арбитраж направ- ляет исковые материалы или дело по установленной подведомственности не позднее пяти дней после поступления искового заявления или выяснения определения о передаче дела. В случае уменьшения истцом размера исковых требований спор должен быть разрешен данным государственным арбитражем. Определение о передаче дела может быть пересмотрено в порядке над- зора. В случаях, когда главный государственный арбитр или заместитель главного государственного арбитра признает, что исковые материалы или дело переданы в данный орган государственного арбитража с нарушением подведомственности, эти материалы или дело с соответствующим заключе- нием направляются для разрешения вопроса о подведомственности спора в государственный арбитраж союзной республики, если разногласия возникли между государственными арбитражами этой республики, или в Госу- дарственный арбитраж СССР, если разногласия возникли между госу- дарственными арбитражами разных союзных республик. Глава III. УЧАСТНИКИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА Статья 16. Стороны, участвующие в рассмотрении хозяйственных спо- ров Сторонами в спорах, разрешаемых государственным арбитражем, - ист- цами и ответчиками - могут быть предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, а также их вышестоящие органы, другие государственные органы. Истцами являются предприятия, учреждения и ор- ганизации и указанные органы, предъявившие иск или в интересах которых предъявлен иск либо возбуждено дело, а ответчиками - предприятия, уч- реждения, организации и органы, против которых направлено исковое тре- бование. В случаях, предусмотренных законодательством, сторонами в спорах могут быть структурные единицы объединений. Статья 17. Права и обязанности сторон Каждая из сторон пользуется при рассмотрении хозяйственных споров в государственном арбитраже равными процессуальными правами. Стороны имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, представлять доказательства, участвовать в осмотре и исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмот- рения споров вопросам, возражать против ходатайств и доводов других участников арбитражного процесса, вступать в основанные на законе сог- лашения по спору с другой стороны6 участвовать в принятии решения, по- давать заявления о пересмотре решений, а также пользуются другими пра- вами, предоставляемыми им настоящими Правилами. Стороны обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им про- цессуальными правами, взаимно проявляя уважение к правам и охраняемым законом интересам другой стороны, принимать меры к всестороннему, пол- ному и объективному исследованию всех обстоятельств дела. Статья 18. Изменение основания или предмета иска, изменение разме- ра исковых требований, отказ от иска, признание иска Истец вправе до принятия решения по хозяйственному спору изменить основание или предмет иска, увеличить размер исковых требований при условии соблюдения порядка непосредственного урегулирования спора в этой части. Истец вправе отказаться от иска или уменьшить размер исковых тре- бований. Ответчик вправе признать иск полностью или частично. Государственный арбитраж не принимает отказа от иска, уменьшения размера исковых требований, признания иска, если эти действия противо- речат законодательству или нарушают чьи-либо права или охраняемые за- коном интересы. Государственный арбитраж вправе изменить основание или предмет иска по своей инициативе. Статья 19. Участие в арбитражном процессе структурной единицы объ- единения Структурная единица объединения может участвовать в арбитражном процессе: от имени объединения - по спорам, возникающим при заключении этой единицей хозяйственных договоров пределах прав, предоставленных ей за- конодательством и объединением, а также при изменении, расторжении и исполнении таких договоров; в этих случаях стороной в арбитражном про- цессе является объединение; от своего имени - по спорам, возникающим при заключении структур- ной единицей хозяйственных договоров в соответствии с предоставленным ей объединением правом, а также при изменении, расторжении и исполне- нии таких договоров; при этом стороной в арбитражном процессе является структурная единица. Структурная единица объединения, участвующая в арбитражном про- цессе, пользуется правами и несет обязанности соответствующей стороны. Статья 20. Представители сторон Представители сторон в государственном арбитраже являются руково- дители или заместители руководителей предприятий, учреждений, органи- заций и вышестоящих по отношению к ним органов, других государственных органов, а также структурных единиц объединений, участвующих в арбит- ражном процессе. Полномочия указанных лиц подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение. Представителями сторон могут быть также другие лица; полномочия этих лиц подтверждаются надлежаще оформленной доверенностью. Статья 21. Участие в деле нескольких истцов и ответчиков Иск может быть предъявлен несколькими истцами или к нескольким от- ветчикам. Каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой сторо- не выступает в арбитражном процессе самостоятельно. Статья 22. Привлечение к участию в деле другого истца или ответчи- ка Государственный арбитраж при наличии достаточных оснований вправе до принятия решения по хозяйственному спору привлечь по ходатайству стороны или по своей инициативе соответствующее предприятие, учрежде- ние и организацию к участию в деле в качестве другого истца или ответ- чика. Ходатайство о привлечении к делу истца или ответчика может быть удовлетворено при условии принятия сторонами мер к непосредственному урегулированию спора в установленном порядке. Привлечение к делу истца или ответчика по инициативе государственного арбитража во время рассмотрения спора может производиться независимо от соблюдения сторо- нами порядка непосредственного урегулирования спора. О привлечении истца или ответчика к участию в деле выносится опре- деление. Статья 23. Участие в арбитражном процессе вышестоящих по отношению к сторонам органов Вышестоящие по отношению к сторонам органы могут принимать участие в арбитражном процессе в случае предъявления ими иска в интересах вхо- дящих в их систему предприятий, учреждений и организаций, при этом они пользуются процессуальными правами и несут обязанности истца. Статья 24. Участие в арбитражном процессе прокурора Согласно закону в арбитражном процессе вправе принимать участие прокурор. Статья 25. Участие в арбитражном процессе должностных лиц сторон, их вышестоящих органов, других предприятий, учреждений, организаций и эксперта В арбитражном процессе могут участвовать должностные лица сторон, их вышестоящих органов и других предприятий, учреждений и организаций, когда они вызваны для дачи объяснений по существу хозяйственного спо- ра. Эти лица имеют право знакомиться с материалами дела, давать объ- яснения, представлять доказательства, участвовать в осмотре и исследо- вании доказательств и обязаны добросовестно пользоваться принадлежащи- ми им процессуальными правами. Указанные лица обязаны явиться в государственный арбитраж по его вызову, сообщить известные им сведения и обстоятельства по делу, представить по требованию государственного арбитража объяснения в письменном виде. В арбитражном процессе могут участвовать эксперты. Статья 26. Участие общественности в рассмотрении хозяйственных споров К участию в рассмотрении споров государственным арбитражем до- пускаются представители общественных организаций и трудовых коллекти- вов предприятий, учреждений, организаций, их вышестоящих органов, дру- гих государственных органов, являющихся стороной по делу, для изложе- ния государственному арбитражу мнения уполномочивших их организаций и коллективов по поводу рассматриваемого спора. Представители общественных организаций и трудовых коллективов име- ют право знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения споров вопросам, участвовать в осмотре и исследовании вещественных доказа- тельств, а также в выяснении причин нарушений законности, госу- дарственной дисциплины и недостатков в хозяйственной деятельности и обязаны пользоваться предоставленными им процессуальными правами в строгом соответствии с законодательством. Полномочия представителей общественных организаций и трудовых кол- лективов удостоверяют выпиской из решения, принятого общим собранием трудового коллектива либо советом трудового коллектива или выборным органом общественной организации. Статья 27. Процессуальное правопреемство В случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном реше- нием государственного арбитража правоотношении вследствие реорганиза- ции предприятия, учреждения, организации, их вышестоящего органа, дру- гого государственного органа арбитраж производит замену этой стороны ее правопреемником, указывая об этом в решении или в определении. Пра- вопреемство возможно в любой стадии арбитражного процесса. Глава IY. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Статья 28. Понятия и виды доказательств Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основе которых государственный арбитраж в поределенном законодательст- вом порядке устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоя- тельства, имеющие значение для правильного разрешения хозяйственного спора. Эти данные устанавливаются следующими средствами: письменными и вещественными доказательствами, объяснениями представителей и других должностных лиц сторон, их вышестоящих органов, других предприятий, учреждений и организаций, а также заключениями экспертов. Статья 29. Обязанность доказывания и представления доказательств Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими участниками ар- битражного процесса. Статья 30. Относимость и допустимость доказательств Государственный арбитраж принимает только те доказательства, кото- рые имеют значение для дела. Обстоятельства дела, которые согласно законодательству должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверж- даться иными средствами доказывания. Статья 31. Основания освобождения от доказывания Обстоятельства, признанные государственным арбитражем общеизвест- ными, не нуждаются в доказывании. Факты, установленные решением государственного арбитража при рассмотрении одного хозяйственного спора, не доказываются вновь при рассмотрении других споров, в которых участвуют те же предприятия, уч- реждения и организации, их вышестоящие органы, другие государственные органы. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обяза- телен для государственного арбитража, рассматривающего спор, по воп- росам, имели ли место определенные действия и кем они совершены. Вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу обя- зательно для государственного арбитража, рассматривающего спор, по вопросам о фактах, установленных судом и имеющих значение для дела. Статья 32. Письменные доказательства Письменные доказательствами являются акты, письма, объяснения, сведения, заключения, иные документы и материалы, содержащие данные об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения хо- зяйственного спора. Письменные доказательства представляются в подлиннике либо в над- лежащими образом заверенной копии. Если для дела имеет значение лишь часть документа, представляется надлежащим образом заверенная выписка из него. Подлинные документы представляются, когда обстоятельства дела сог- ласно законодательству должны быть удостоверены только такими докумен- тами, а также в иных необходимых случаях по требованию государственно- го арбитража. Статья 33. Вещественные доказательства Вещественными доказательствами являются предметы, которые могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения хозяйственного спора. Статья 34. Истребование доказательств Государственный арбитраж вправе требовать от предприятий, учрежде- ний, организаций и вышестоящих по отношению к ним органов, а также от других государственных органов, в том числе не являющихся сторонами, представления документов, сведений и заключений, необходимых для раз- решения хозяйственного спора, знакомиться с такими материалами не- посредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях, вышестоя- щих по отношению к ним органах, а также в других государственных орга- нах. Сторона, ходатайствующая об истребовании доказательств, обязана указать, какие имеющие значение для дела обстоятельства могут быть установлены этими доказательствами. Государственный арбитраж может уполномочить сторону на получение таких доказательств от предприятий, учреждений, организаций, вышестоя- щих по отношению к ним органов, других государственных органов, не яв- ляющихся сторонами в рассматриваемом споре. Статья 35. Осмотр и исследование письменных и вещественных доказа- тельств в месте их нахождения Государственный арбитраж может произвести осмотр и исследование письменных и вещественных доказательств в месте их нахождения в случае затруднительности представления этих доказательств. По результатам осмотра и исследования доказательств составляется протокол, который подписывается государственным арбитром и представи- телями сторон, участвовавшими в осмотре и исследовании доказательств. Протокол приобщается к делу. Статья 36. Возвращение письменных и вещественных доказательств Подлинные документы, имеющиеся в деле, по просьбе предприятий, уч- реждений, организаций и вышестоящих по отношению к ним органов, а так- же других государственных органов возвращаются им после окончания рассмотрения хозяйственного спора при представлении надлежаще заверен- ных копий этих документов. Вещественные доказательства, находящиеся в государственном арбит- раже, после окончания рассмотрения спора возвращаются предприятиям, учреждениям, организациям и органам, за которыми государственный ар- битраж признал право на эти вещи. Статья 37. Назначение и проведение экспертизы Для разъяснения возникающих при рассмотрении хозяйственного спора вопросов, требующих специальных познаний, государственный арбитраж назначает экспертизу (техническую, товароведческую, бухгалтерскую и т.п.). Участники арбитражного процесса вправе представлять государствен- ному арбитражу вопросы, которые должны быть разъяснены экспертом. Окончательно круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, устанавливается государственным арбитражем в определении. Проведение экспертизы должно поручаться компетентным учреждениям и организациям и лишь при отсутствии такой возможности - непосредственно специалистами, обладающими необходимыми для этого познаниями. Лица, проводящие экспертизу, имеют право знакомиться с материалами дела и запрашивать от сторон дополнительные материалы. В случае необходимости экспертиза проводится с участием представителей сторон. Статья 38. Заключение эксперта Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведен- ных исследований, сделанные по их результатам выводы и обоснованные ответы на поставленные государственным арбитражем вопросы. Заключение представляется государственному арбитражу в письменном виде и в копии направляется сторонам. Если при проведении экспертизы устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения хозяйственного спора, по поводу которых государственным арбитражем не были поставлены вопросы, в заключении эксперт излагает выводы и по этим обстоятельствам. В случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта государственный арбитраж может назначить дополнительную экспертизу. При несогласии с заключением эксперта государственный арбитраж может назначить повторную экспертизу, поручив ее проведение другому экспер- ту. Статья 39. Оценка доказательств Государственный арбитраж оценивает все доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объектив- ном исследовании всех обстоятельств дела, руководствуясь при этом за- конодательством. Никакие доказательства не имеют для государственного арбитража за- ранее установленной силы. Признание одной из сторон фактических данных и обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, для государственного арбитража не является обязательным. Заключение эксперта обсуждается государственным арбитражем в засе- дании и оценивается в совокупности со всеми другими доказательствами по делу. Заключение эксперта может быть отклонено государственным арбитра- жем с указанием в решении мотивов отклонения. Глава Y. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСКА Статья 40. Цель обеспечения иска Государственный арбитраж по заявлению стороны или своей инициативе вправе принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения. Статья 41. Меры по обеспечению иска Мерами по обеспечению иска могут быть: 1) наложение ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие ответчику; 2) запрещение ответчику совершать определенные действия; 3) приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнитель- ному документу или иному документу, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке. Об обеспечении иска выносится определение. Статья 42. Отмена обеспечения иска Вопрос об отмене обеспечения иска разрешается государственным ар- битражем, рассматривающим хозяйственный спор, с указанием об этом в решении или определении. Глава YI. АРБИТРАЖНЫЕ РАСХОДЫ Статья 43. Состав арбитражных расходов Арбитражные расходы состоят из государственной пошлины и сумм, подлежащих выплате за проведение экспертизы, назначенной государствен- ным арбитражем. Статья 44. Государственная пошлина Исковые заявления и заявления о пересмотре решений государственно- го арбитража оплачивается государственной пошлиной. Статья 45. Цена иска Цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, опреде- ляется истцом исходя из взыскиваемой суммы либо из суммы, оспариваемой истцом по исполнительному документу или иному документу, по которому взыскание производиться в бесспорном (безакцептном) порядке. Цена иска по хозяйственным спорам об истребовании имущества определяется исходя из стоимости этого имущества. В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени), а если они не указа- ны, - суммы их, определенные в решении государственного арбитража. В случаях неправильного указания истцом цены иска или возбуждения дела по инициативе государственного арбитража цена иска определяется госу- дарственным арбитражем. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований. Статья 46. Взимание государственной пошлины Государственная пошлина уплачивается либо взыскивается в доход бюджета в порядке и размерах, установленных законодательством. При принятии решения по делу, возбужденному по заявлению прокурора или по инициативе государственного арбитража, государственная пошлина взимается в доход бюджета на общих основаниях. При увеличении размера исковых требований недостающая сумма госу- дарственной пошлины взимается в соответствии с увеличенной ценой иска. При передаче одним государственным арбитражем на рассмотрение дру- гого государственного арбитража исковых материалов или дела по хо- зяйственному спору, возникшему при заключении, изменении и расторжении договора, недовнесенная государственная пошлина взимается госу- дарственным арбитражем, в который переданы такие материалы или дело. Статья 47. Возврат государственной пошлины Государственная пошлина подлежит возврату в случаях, установленных законодательством. Возврат государственной пошлины производится финансовыми органами на основании решения, определения, постановления государственного ар- битража, в которых указывают обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины. По заявлени- ям, оплаченным государственной пошлиной, но не поступившим в госу- дарственный арбитраж, возврат пошлины производится на основании выда- ваемой им справки. Статья 48. Определение размера сумм, подлежащих выплате за прове- дение экспертизы В случаях, когда экспертиза проводится за вознаграждение, размер его определяется государственным арбитражем в решении с учетом уста- новленных в надлежащем порядке ставок оплаты и времени, затраченного на проведение экспертизы. Экспертам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в госу- дарственный арбитраж расходы по проезду и найму жилого помещения и выплачиваются суточные в размерах, установленных законодательством для работников направляющихся в служебные командировки. Статья 49. Распределение арбитражных расходов Государственная пошлина относится: 1) по спорам, возникающим при заключении, изменении и расторжении договоров, - на сторону, которая необоснованно уклоняется от принятия предложений другой стороны, или на обе стороны, если государственным арбитражем отклонена часть предложений каждой стороны; 2) по спорам, возникающим при исполнении договоров и по другим основаниям, - на стороны пропорционально размеру удовлетворенных иско- вых требований. Если дело возникло вследствие неправильных действий стороны (оставление ответчиком претензии без ответа, невысылка истцом ответчи- ку истребованных им документов для рассмотрения претензий и т.п.), государственный арбитраж вправе отнести на нее расходы по госу- дарственной пошлине независимо от исхода дела. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход бюджета пропор- ционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты пошлины. Стороне, в пользу которой состоялось решение, государственный ар- битраж возмещает расходы по уплате государственной пошлины за счет другой стороны, хотя бы эта сторона и была освобождена от уплаты пош- лины. Суммы, подлежащие выплате за проведение экспертизы, относятся: при удовлетворении иска - на ответчика; при отказе в иске - истца; при частичном удовлетворении иска - на обе стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Глава YII. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ Статья 50. Установление и исчисление процессуальных сроков Процессуальные действия совершаются в сроки, установленные законо- дательством. В тех случаях, когда процессуальные сроки не установлены законодательством, они назначаются государственным арбитражем. Сроки для совершения процессуальных действий определяются точной Страницы: 1 2 |