режимов, могут возникнуть трудности при распределении заключенных по тем программам, которые наилучшим образом соответствуют их личным потребностям. Хотя и необходимо предоставлять стимулы для поддержания производственной деятельности, нужно также следить за тем, чтобы заключенные, закрепленные за определенной программой обучения, ориентированной на их конкретные выявленные потребности, не были бы несправедливо ущемлены потерей зарплаты. Это, конечно, решает сама администрация, однако, основополагающим принципом является признание, в рамках даваемого правилом определения, того, что предписание проходить обучение имеет тот же статус, что и привлечение к труду. 79. Необходимо подчеркнуть, в соответствии со статусом настоящих Правил, как важно с особым вниманием относиться к этим категориям заключенных. Тем самым признается, что они могут столкнуться с особенными трудностями в силу лингвистических или других причин, стремясь воспользоваться преимуществами обычных программ или, например в случае молодых заключенных, овладеть основными образовательными или конкретными трудовыми навыками. 80. Первоочередную важность в программах любого учреждения имеет ликвидация неграмотности. Элементарное умение читать, писать и считать необходимо, чтобы справиться с проблемами повседневной жизни на свободе или даже в тюрьме. Чувство потерянности и стрессы, которые могут появиться у человека, страдающего от отсутствия у него этих навыков, или препятствия, которые могут возникнуть в связи с этим для его обучения, могут быть легко устранены применением современных обучающих методик. Значительное число заключенных нуждается в такой помощи и поддержке. В этой области особенно важно опираться на сотрудничество с органами образования, потому что существует вероятность регрессии, если достигнутый прогресс не будет подкреплен предоставлением возможностей продолжать образование после освобождения. 81. Данное правило делает общим применение последнего тезиса предыдущего Правила 60. Оно скорее касается общего принципа совместимости, предопределяющего политику, а не индивидуальных потребностей. Вторая же часть этого правила, тем не менее, относится к индивидуальным программам, так как подчеркивает преимущества обучения в обычных учебных заведениях в тех случаях, когда это возможно и соответствует индивидуальным потребностям. Можно с удовлетворением отметить существующую обнадеживающую тенденцию к использованию таких возможностей, которая без сомнения будет способствовать успеху ресоциализации. Как и в случае с трудом заключенных на объектах за пределами места лишения свободы, принятие таких мер требует как можно более тесного сотрудничества между администрациями пенитенциарных учреждений и соответствующими внешними организациями и руководящими органами. Все это должно рассматриваться как составная часть общего подхода к интеграции пенитенциарных учреждений в общественные. 82. Повышение роли обучения в пенитенциарных учреждениях усилило важность библиотек в местах лишения свободы и повысило требования, предъявляемые к ним. Несмотря на существующие сложности, нужно делать все возможное, чтобы заключенные пользовались библиотеками и оставляли книги у себя в камерах или спальных помещениях. Уровень современного образования, предоставляемого в местах лишения свободы, таков, что требует участия общественных библиотечных служб, чтобы предоставить заключенным доступ к как можно более разнообразным книгам и другим публикациям в области литературы, идеологии, науки и искусства. Также необходимо рассмотреть возможность, в тех учреждениях, где это допускается, использования современной технологии и профессиональных библиотекарей, чтобы пользоваться ресурсами книг и другой справочной литературы в учебных программах и в качестве досуга. Заключенным нужно также предоставлять возможность работать в тюремных библиотеках. Физкультура, спорт и досуг Новые правила данного раздела признают тот факт, что физкультура, различные виды спорта и досуга в рамках современных пенитенциарных режимов стали одним из основных видов деятельности, от которой зависит состояние здоровья заключенных. Это также имеет важное значение для администраций крупных и переполненных мест лишения свободы, так как в особенно напряженные моменты подобная деятельность позволяет снизить остроту проблемы и служит здоровым и позитивным способом снятия напряжения в условиях ограниченности других ресурсов. Этот аспект режимов содержания стал, наряду с трудом и регулярным обучением, основным в повседневной жизни пенитенциарных учреждений и применяемых в них общих режимах. Отталкиваясь от ранее существовавшей задачи обеспечить кратковременные занятия физкультурой, современные режимы достигли такого уровня в своем развитии, при котором впечатляющие программы физкультуры, спорта и досуга фактически сделали первоначальные требования ежедневных физических упражнений анахронизмом в современных пенитенциарных учреждениях. По мере развития эти программы становятся все более профессиональными и специализированными. Это необходимо признать, имея в виду управление учреждением и определение приоритетов. Данная область также предоставляет возможности для сотрудничества с общественностью как внутри учреждения, так и вне его, в зависимости от обстоятельств. 83. Данное правило постулирует такой подход, который отражает исключительную важность данного аспекта тюремной жизни. Его нужно рассматривать как фундаментальный для улучшения всех стандартов жизни и условий содержания в современных местах лишения свободы. Персонал, занятый организацией и реализацией этих программ, должен всячески поощряться к повышению профессиональных навыков и статуса, так как они становятся все более сложными и разнообразными. 84. Важно, чтобы администрация и персонал, отвечающий за физкультуру, рассматривали эти программы как составную часть всей философии режимов исправительного воздействия. Много полезного для жизни в учреждении и индивидуальной подготовки будет потеряно, если эти занятия будут проводиться в отрыве от другой важной деятельности в рамках режима, по отношению к которой они являются взаимодополняющими. В любом случае, соображения практического порядка требуют, чтобы существовало теснейшее сотрудничество между элементами структуры управления, если целью является максимальная оптимизация имеющихся ресурсов. 85. Данное правило подчеркивает ответственность администрации за обеспечение должного здоровья и безопасности заключенных. Оно также признает то, что персонал, ответственный за физкультуру, должен обладать профессиональными навыками для оказания помощи медицинским службам в области лечебной физкультуры. Это - еще один аспект, для которого важное значение имеет сотрудничество всех служб учреждения на пользу заключенным и для более полного использования ресурсов в общих интересах, 86. Хотя данное правило и приобретает характер остаточного в современных условиях, оно содержит важное требование и заслуживает того, чтобы его сохранили в новых правилах как дающее одну из основных гарантий для заключенных. Совершенно очевидно, что лучше сосредоточить свои усилия на расширении возможностей для физических упражнений и пребывания на свежем воздухе в рамках более широкой режимной деятельности. Однако данное положение все еще необходимо для некоторых мест лишения свободы, для лиц, к которым применены меры пресечения, или для тех заключенных, которые не принимают участия в других видах деятельности или не хотят этого. Подготовка к освобождению Специальные программы подготовки заключенных к освобождению из мест лишения свободы становятся обычным элементом прогрессивных пенитенциарных режимов. Это относится к тому, что обычно обозначается как конкретное структурированное обучение на последней стадии отбывания наказания. Его значение в том, что оно предоставляет заключенным информацию и навыки, а также повышает их уверенность в себе в тот момент, когда у них усиливается состояние тревоги. Однако важнейшим для понимания концепции ресоциализации является то, что подготовка к освобождению, с точки зрения индивидуальных потребностей и обучения, должна начинаться, концептуально и на практике, с самого начала заключения. Все процедуры в месте лишения свободы, начиная от приема и вплоть до освобождения, все режимы и программы обучения, разрешение личных проблем заключенных и сама концепция пенитенциарных учреждений должны быть направлены на то, чтобы донести понимание конечной цели освобождения до широкой общественности. Нижеследующие правила предусматривают, что подготовка к освобождению включает в себя два общих аспекта. Это необходимое и поддерживающее обучение с одной стороны, и специальные организационные меры практического характера, предназначенные конкретно для самого процесса возвращения в общество после освобождения, с другой. 87. Необходимость преемственности и общей концепции подготовки к освобождению уже подчеркивалась. Более конкретно, для отдельных заключенных можно принимать меры по организации труда, получения образования, занятий спортом и другой деятельностью за пределами места лишения свободы. О существовании таких возможностей уже говорилось в других частях, данного раздела настоящей пояснительной записки. Для заключенных, отбывающих очень короткие сроки наказания, или для тех, кто находится под стражей только временно, эти возможности ограничены. Однако определенная подготовка все равно необходима, даже если это всего лишь элементарные консультации, инструкции или помощь технического характера при решении личных проблем (например, связанных с жильем, работой или семьей). 88. Масштабы подготовки к освобождению заключенных, отбывающих более длительные сроки наказания, безусловно более значительны, и необходимо учитывать общие соображения, изложенные в преамбуле выше. Каждый осужденный к длительному сроку лишения свободы должен пройти как определенную конкретную подготовку, так и общую подготовку в рамках режима. Она может включать использование особых возможностей внутри пенитенциарной системы и вне ее, причем и те, и другие могут сочетаться со специальным курсом в конце отбывания наказания. Такой курс доказал свою целесообразность в практическом смысле и как ценное средство создания позитивных взаимоотношений между персоналом и заключенными, улучшающих общую атмосферу учреждения. 89. Данное правило направлено на поощрение сотрудничества с общественными организациями и добровольными работниками, ведущими очень важную работу с заключенными во время отбывания наказания и после освобождения. Оно также обязывает предпринимать необходимые меры по удовлетворению индивидуальных потребностей заключенных при разрешении проблем практического характера, связанных с их возвращением в общество. Желательно, чтобы эти обязанности возлагались на специально подготовленный и опытный персонал, работающий в тесном взаимодействии со специалистами учреждения и представителями общественных организаций и служб. Такие меры окажутся особенно полезными, если будет существовать преемственность у персонала, выполняющего эту функцию управления, насколько это позволяют укомплектованность штата и другие обстоятельства оперативного характера. Тем не менее, всех сотрудников нужно обучать взаимодействию при подготовке заключенных к освобождению. Эта задача должна осуществляться при активном участии специалистов, работающих в данном учреждении и вне его. Трудности, с которыми приходится сталкиваться в этой области, в основном вызываются нехваткой ресурсов и низким уровнем обучения. Другие проблемы связаны с административной структурой социальных служб. Необходимо прикладывать все усилия для разрешения этих проблем принятием административных мер или посредством установления более тесной координации. Изменение формулировки данного правила подтверждает тот факт, что решения вышеуказанных проблем не зависят целиком от пенитенциарной администрации. Часть 5 Дополнительные правила для специальных категорий заключенных Правила составлены таким образом, чтобы служить практическим и нормативным кодексом на благо всех заключенных. Целесообразность применения и применимость многих наиболее строгих из них безусловно зависит от обстоятельств заключения под стражу и правового положения лиц, лишенных свободы. Например, то, что подходит для осужденного за уголовное преступление, особенно, отбывающего длительный срок наказания, может быть совершенно неприемлемо или неприменимо по отношению к лицам, осужденным за гражданские правонарушения или находящимся под следствием. То же относится и к заключенным, имеющим психические отклонения, у которых могут быть особые потребности. Тем не менее, положения настоящих правил в общем виде должны применяться, если это возможно и желательно, по отношению ко всем лицам в пенитенциарных учреждениях, которым это может пойти на пользу. Правила, содержащиеся в части 5, должны применяться по отношению к специальным категориям заключенных как дополнительные. 90. Данное правило устанавливает принцип, лежащий в основе применения того, что описано выше. Заключенные, находящиеся под судом или следствием В соответствии с настоящими правилами в данную категорию заключенных включаются лица, содержащиеся под стражей по причине выдвинутого против них обвинения в совершении уголовного преступления, но еще не осужденные или не представшие перед судом. 91. Данное правило закрепляет положение таких заключенных и подтверждает, что правила в целом распространяются и на них в той мере, в какой это является приемлемым и выполнимым. 92. Формулировка настоящего правила была изменена, чтобы сделать его положения более понятными и усилить его применение на практике, имея в виду статус данной категории заключенных. Применяя это правило, пенитенциарной администрации в некоторых случаях придется принимать трудные решения по осуществлению необходимых мер ограничения и надзора. При этом во главу угла должны ставиться ответственность администрации за поддержание порядка и дисциплины и требования правосудия и справедливости в отношении каждого конкретного заключенного. Правила признают это и устанавливают основные критерии для принятия таких решений в соответствии с обстоятельствами каждого конкретного случая. 93. Упоминание "всех важных контактов с администрацией и для своей защиты" должно пониматься как указание на администрацию места лишения свободы, юридических консультантов или судебных представителей. В правило были внесены изменения только редакционного характера, не затрагивающие его сути. 94. Это еще одно правило, в которое были внесены существенные изменения по сравнению с первоначальным вариантом в силу соображений практического характера, основанных на опыте и новом мышлении. Совершенно ясно, что опасность самоубийств и более общие соображения, касающиеся благополучия заключенных, могут в некоторых случаях являться основанием для совместного пребывания заключенных в общей камере. 95. В данное правило были внесены только редакционные изменения для улучшения формулировки. 96. В данное правило были внесены поправки, признающие существование проблем практического порядка, иногда возникающих при предоставлении работы неосужденным заключенным, которые хотели бы использовать такую возможность. Правило также подчеркивает положительное значение профессионального и общеобразовательного обучения для неосужденных заключенных с точки зрения предоставления психологической поддержки или возможностей для саморазвития. 97. С этим правилом обычно не возникает никаких проблем на практике, и оно повсеместно применяется в Европе. Его важность и самодовлеющая ценность способствовали закреплению этого положения, с его разумными и сбалансированными гарантиями, в практических кодексах всех современных пенитенциарных систем. Пенитенциарные администрации должны сами поощрять творческий подход к данному положению со стороны персонала на всех уровнях, постольку поскольку именно персонал может значительно улучшить порой трудные и неудовлетворительные условия, в которых содержатся заключенные данной категории. 98. Применение этого правила на практике недостаточно удовлетворительно. Оно является важным символом правового и личного статуса неосужденного заключенного, и его необходимо выполнять. Правило было изменено, чтобы расширить сферу его применения и подчеркнуть основополагающий принцип обращения с неосужденными заключенными. Осужденные за гражданские правонарушения 99. В основном, данное правило применяется в полном объеме и не вызывает больших трудностей несмотря на некоторые различия в его интерпретациях. В него были внесены незначительные поправки технического характера. Душевнобольные и психически ненормальные заключенные 100. Незначительная поправка технического характера к данному правилу говорит о том, что его требования относятся к компетенции пенитенциарных администраций не в полном объеме. На практике оно применяется также не в полном объеме из-за существующих различий в разных странах, нехватки ресурсов и проблем, связанных с правовым определением. Однако пенитенциарные администрации должны стремиться придерживаться первой части данного правила и принимать усилия к тому, чтобы реализовать две остальные его части. В связи с содержанием и лечением этой категории заключенных возникают особые соображения морального и медицинского характера, и здесь нет единого общего мнения. Данное правило поэтому предназначено не для того, чтобы развивать какой-то конкретный подход, а для того, чтобы установить основные принципы, необходимые прежде всего для обеспечения гуманности и справедливости. От руководства местами лишения свободы требуется предоставить специальные ресурсы для быстрейшего разрешения возникающих проблем в целях удовлетворения требований, содержащихся в правилах. Всем сотрудникам, непосредственно имеющим дело с содержанием и лечением заключенных данной категории, необходимо предоставить соответствующее обучение и подготовку. Это особенно важно для тех учреждений, в которых имеется недостаточно ресурсов для удовлетворения потребностей вышеуказанных заключенных или для выполнения обязанностей администрации. Данная проблема настолько важна и сложна, что вполне оправданы те меры, которые предпринимает администрация, чтобы обеспечить постоянный медицинский и административный контроль как за ситуацией в целом, так и за каждым конкретным случаем. Большое значение имеет также продолжение психиатрического лечения после освобождения. III. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРАВИЛ (Текст рассмотрен Европейским комитетом по проблемам преступности на 34-м пленарном заседании 22-26 апреля 1985 года) А. История и развитие правил Все более пристальное внимание, уделяемое международному сотрудничеству в области пенологии и криминологии, на фоне способствующего этому развития транспортных средств и более совершенных средств связи, несколько заслоняет собой историческую подоплеку данного процесса. Вот уже более ста лет как практики, так и теоретики стремятся объединить усилия для достижения прогресса, по крайней мере на интеллектуальном уровне, международный обмен идеями и опытом ведется еще более долгий период времени. Разработка Минимальных стандартных правил обращения с заключенными является важной составной частью этого процесса. Как и другие аспекты управления пенитенциарными учреждениями и, конечно, многочисленные направления, по которым ведется разработка социальной политики, упорядочение стандартов, которыми надлежит руководствоваться при обращении с заключенными, должно соответствовать изменениям морального и материального окружения, в которых они действуют. Более того, администрация пенитенциарных учреждений обязана способствовать и оказывать поддержку гуманным и прогрессивным подходам, основанным на высочайших стандартах, допускающих реализацию на практике. Тем не менее, если сами правила и способы их соблюдения не в полной мере отвечают моральным, интеллектуальным и практическим критериям, совместимым с социальной политикой и заслуживающим доверие в политическом смысле, их действенность будет значительно снижена. Об этом убедительно свидетельствует опыт и рациональный взгляд на обстоятельства современной действительности. Это положение, усиленное позитивными идеалами и целями международного сообщества, может служить, и послужило, основой для деятельности международных органов, которые на протяжении более столетия стремились выразить в форме минимальных стандартных правил философию и цели исполнения наказания. За этот период течение общественной жизни Европы было нарушено войной, экономическими кризисами и фундаментальными сдвигами социальных позиций. К нарушениям жизни общества, вызванным войной, прибавились стрессы, связанные с перераспределением населения, по экономическим причинам, между странами, а также сельской местностью и городом. Эти масштабные социальные перемещения сопровождались процессом дестабилизации семьи, ростом экономического неравенства и изменением точки зрения на нравственные и религиозные ценности. Парадоксально, но вызванные технологическим прогрессом рост благосостояния в целом и следующая за ним структурная безработица сопровождались, с одной стороны, параллельным ростом преступности и антиобщественного поведения, а с другой, похвальным осознанием необходимости формулировки моральных ориентиров и кодекса общественной этики, основанных на высоких и гуманных идеалах. В связи с этим произошли изменения как в структуре преступности, так и в том, что касается духовных стремлений молодежи и определенных культурных меньшинств. Общее возрастание потребностей и общественных устремлений придали новое измерение пенитенциарным теориям и привели к изменениям в жизни заключенных, выражающимся в тех или иных факторах, например, в поощрении альтернативных подходов, развитии системы обучения и возрастающей мобильности. Исправительное воздействие (Сноска 1) и правила, лежащие в основе систем управления пенитенциарными учреждениями, подверглись воздействию всех упомянутых исторических событий и тенденций. В данной главе мы дадим общий обзор истории разработки Правил в контексте международного сотрудничества, происходящего на фоне отмеченных выше перемен и соответствующей реакции на них. -------------------- Сноска 1. Термин "Исправительное воздействие" здесь понимается в самом широком смысле, обозначая все меры (труд, социальная подготовка, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, физическое воспитание, подготовка к освобождению, и т.д.), применяемые с целью поддержания или восстановления физического и психического здоровья заключенных, их социальной реинтеграции и создания общих условий содержания в местах лишения свободы. (Для более подробного определения см.Доклад Совета Европы о местах заключения и обращении с особо опасными преступниками). Правила своими корнями восходят к движениям по проведению международных пенитенциарных реформ, которые начали серьезно заявлять о себе в конце прошлого и в начале нынешнего столетий. Международные встречи, посвященные вопросам пенологии, проводились в Лондоне (1872), Стокгольме (1878), Риме (1885), Санкт-Петербурге (1890), Париже (1895), Брюсселе (1900), Будапеште (1905) и Вашингтоне (1910). В современном понимании и, особенно, как метод, основанный на концепции соблюдения условий содержания заключенных, и опирающийся на некий кодекс минимальных стандартов, активный подход к пенитенциарной реформе и управлению пенитенциарными учреждениями прослеживается в деятельности Международной уголовно-правовой и пенитенциарной комиссии (МУПК) в период между 1929 и 1933 годами. Несомненно, ее работе предшествовали исследования в различных странах, но на международном уровне это явилось первым значительным шагом. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, составленные и переработанные МУПК, были рекомендованы правительствам Ассамблеей Лиги Наций на 15-й Очередной сессии в сентябре 1934 года. 28 сентября 1935 года на 16-й Очередной сессии Ассамблея Лиги Наций приняла резолюцию, согласно которой Генеральный секретарь обратился к правительствам, принявшим Правила, с просьбой по мере возможности довести их до сведения общественности путем официальных публикаций и другими способами. С тех пор, естественно, по мере надобности и в результате обсуждения были разработаны более поздние формулировки Правил, но общая схема и подход, утвержденные Лигой Наций, остались неизменными. Подчеркивался практический аспект Правил, провозглашенный Лигой Наций, наряду с пожеланием распространить их на все пенитенциарные системы вне зависимости от их юридических, социальных и экономических условий. Хотя и не претендующие на образцовую модель содержания в пенитенциарных учреждениях, Правила имели своей целью установить минимальные стандарты в рамках философской концепции, основанной на социальных принципах добра и гуманности. Правила Лиги Наций охватывали такие проблемы, как классификация заключенных по категориям, распределение и раздельное содержание заключенных, исправительное воздействие на заключенных, режимы содержания, дисциплина, проблемы персонала пенитенциарных учреждений, подготовка заключенных к освобождению и др. В свете современных размышлений о необходимости расширения области применения Правил интересно отметить, что в первоначальном варианте Лига Наций настаивала на том, что в тех странах, где содержание под надзором полиции не подпадает под действие Правил, их основные идеи должны, тем не менее, быть приняты во внимание, насколько это возможно. В международном плане, ситуация с Правилами оставалась неизменной вплоть до окончания Второй мировой войны. Последствия конфликта в Европе обернулись созданием Совета Европы и возрождением стремления к более либеральной и прогрессивной пенитенциарной политике, произошла историческая переориентация и социальное обновление мира. В этом контексте Организация Объединенных Наций сконцентрировала внимание на проблемах общественного порядка и правах человека. В ходе проведения широкой кампании мероприятий в данном направлении Организация Объединенных Наций созвала ведущих пенологов из разных стран в 1949 году, которые рекомендовали пересмотреть Минимальные стандартные правила содержания заключенных. Проект Правил ООН был одобрен всеми региональными группами, входящими в Организацию, и, в конце концов, принят на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями согласно резолюции, датированной 30 августа 1955 года. Правила были оглашены Общественной комиссией Экономического и социального совета, с условием дальнейших периодических докладов Генеральному секретарю ООН с интервалом в три года. Правила ООН представляли собой модернизированный и переработанный текст первоначального варианта Лиги Наций, но в некоторых отношениях были явно слабее последних, уделяя больше внимания приведению в соответствие современных теорий, принципов и практики. Хотя с философской точки зрения такие Правила выглядели менее завершенными, в них очевидно и убедительно отразился процесс развития пенитенциарной практики. С тех пор на последующих конгрессах ООН было уделено немало внимания Правилам и их применению с целью распространения на другие виды содержания под стражей основополагающих принципов, вытекающих из философии, положенной в основу Правил, и идеалов, сформулированных во Всеобщей декларации прав человека и других документах ООН. На 6-м конгрессе ООН в Каракасе в 1980 году акцент был сделан на статусе и применении Правил в странах - членах ООН. Однако несмотря на то, что ценность и авторитет Правил получили очередное подтверждение, была высказана обеспокоенность по поводу степени их эффективного воплощения в жизнь. Более того, хотя прозвучали мнения о желательности пересмотра текста с точки зрения современных требований, они не получили существенной поддержки. Позиция Совета Европы по этим аспектам Правил была выражена в официальном заявлении, о котором речь пойдет ниже. Судя по подготовительной работе к 7-му конгрессу ООН 1985 года, проводящейся на региональном уровне, эти пункты вновь будут фигурировать в повестке дня с упором на меры, которые следует принять для улучшения положения с соблюдением Правил, а также на расширение регионального сотрудничества. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными всегда занимали важное место в ряду пенитенциарных проблем, рассматриваемых Советом Европы. В соответствии со своим уставом. Совет должен способствовать прогрессу в социальной сфере, реализуя идеалы и принципы общеевропейского культурного наследия. Руководствуясь именно этими побуждениями, Совет изучил и предпринял попытки смягчить проблемы, возникающие в результате преступного и антиобщественного поведения. Чтобы обеспечить официальное обоснование и эффективную базу для такой работы, Комитетом министров в июне 1956 года была принята Резолюция (56)13. Она преследовала основную цель - способствовать сотрудничеству Совета Европы с Организацией Объединенных Наций. Как следствие этого, в 1957 году был образован Европейский Комитет по Проблемам Преступности (ЕКПП), на который целиком возлагалась ответственность за деятельность, проводимую в этой области Советом Европы. В 1968 году ЕКПП было предложено привести текст Правил ООН в соответствие с требованиями современной пенитенциарной политики с целью их дальнейшего эффективного применения в Европе. Позже, по завершении работы группы экспертов в области пенологии Комитет министров в январе 1975 года принял Резолюцию (73) 5, содержащую текст европейской версии Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В резолюции особенно подчеркивалась ценность общих принципов пенитенциарной политики и современных достижений в области исправительного воздействия. Более конкретно, в резолюции рекомендовалось правительствам стран членов руководствоваться в законотворчестве и практике сформулированными в Правилах принципами и раз в пять лет представлять Генеральному секретарю Совета Европы отчет о достигнутом прогрессе в этой области. Кроме того, было высказано пожелание раз в два года устраивать конференции руководителей администраций пенитенциарных учреждений в странах - членах Совета Европы. Совет наделил эти конференции необходимыми полномочиями для облегчения процедуры воплощения в жизнь и применения Европейских минимальных стандартных правил в более широком аспекте, ко всей области пенитенциарной деятельности. Попытка составить первый обзор за пятилетний период была предпринята в 1978 году и, в связи с этим, была образована специальная комиссия экспертов, в обязанности которой входило составление отчета о соблюдении Правил в Европейских пенитенциарных системах, а также предлагалось изучить проблемы дальнейшего контроля и надзора за соблюдением Правил в Европе. Специальная комиссия представила отчет в 1980 году. Ее заключения были одобрены ЕКПП, после чего приняты Комитетом министров в июне того же года и представлены в виде официального заявления Совета Европы на Конгрессе ООН в Каракасе (1980). Более подробно заключения доклада обсуждаются ниже. Тем не менее, представляется важным, в качестве одного из исторических аспектов деятельности Совета Европы по повышению эффективности Правил, коротко рассказать о роли и полномочиях Комитета по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области (КСПО). Этот комитет был создан на основании приведенных в докладе специальной комиссии доводов, согласно которым, как показывает опыт, практическое применение Правил может углубить процесс исполнения наказания в целом, если рассматривать его в более широком контексте теории и практики. В связи с этим, КСПО было поручено оказывать содействие политике и интересам Совета Европы в том, что касается Правил, понимаемых на основе более широкой области ответственности. Таким образом, роль комитета определялась фундаментальной посылкой следовать и способствовать развитию современных практических методов содержания в местах лишения свободы; служить в качестве информационного и справочного центра; предоставлять своевременные консультации странам-членам по конкретным пенологическим проблемам; организовывать и проводить конференции руководителей администраций пенитенциарных учреждений; а также публиковать отчеты и регулярную информацию по пенитенциарным проблемам. В рамках столь широко сформулированной задачи, КСПО обязан обеспечивать прогресс и совершенствование применения Правил, а также регулярно представлять отчеты на рассмотрение ЕКПП. Следуя возложенной на него ответственности в том, что касается Правил, КСПО составил второй пятилетний отчет в 1983 году и вслед за этим провел опросы администраций пенитенциарных учреждений ряда стран-членов с целью выяснить положение с соблюдением некоторых пунктов Правил или способствовать прогрессу в определенных областях, руководствуясь результатами, представленными в отчете. Эти специфические опросы, хотя и достаточно ограниченные по своей сути, явились первой международной акцией в отношении соблюдения Правил. Соответствующие страны-члены проявили участие и прислали полезные ответы на поставленные вопросы, чем укрепили КСПО в уверенности, что и в дальнейшем возможна подобная тесная и конструктивная работа с администрациями пенитенциарных учреждений Европы с целью повышения уровня соблюдения Правил, а также оказания поддержки и обмена опытом для проведения мер, направленных на повышение эффективности Правил в их практическом приложении. Вне специфических областей деятельности ЕКПП и КСПО интерес к Правилам в рамках форумов Совета Европы был продемонстрирован на Парламентской Ассамблее. В Рекомендации 914(1981) по социальному положению заключенных Парламентская Ассамблея Совета Европы, в контексте широкой и прогрессивной философии пенитенциарной политики, выразила согласие с мнением, ранее высказанным ЕКПП, о том, что Правила следует пересмотреть для приведения их в соответствие с современными тенденциями и для расширения спектра охватываемых ими проблем. В свою очередь, после предоставления отчета о соблюдении Правил ЕКПП поручил КСПО включить в рамки возложенной на него общей ответственности задачу составления нового варианта Правил. Это явило собой новую фазу истории разработки Правил в Европе в дополнение к попыткам КСПО по обеспечению их более эффективного соблюдения. КСПО информирован о развитии ситуации в других регионах в том, что касается соблюдения Правил ООН, а также возникновения внутренних или национальных Правил в качестве средства улучшения работы администрации пенитенциарных учреждений и режима содержания заключенных. Попытки системной кодификации минимальных стандартов в рамках специальных юрисдикций представляют собой существенные шаги в направлении утверждения практической силы и моральных критериев Правил, приемлемых в международном смысле как средства обеспечения гуманного и конструктивного режима содержания заключенных. Предложения, касающиеся введения процесса аккредитации на основании практического достижения соответствия минимальным стандартам, также открывают, как кажется, жизнеспособные и убедительные пути дальнейшего движения вперед. Существование на международном уровне согласованного кодекса минимальных стандартов, прогресс в Европе и теоретическая и практическая разработка новых подходов к управлению пенитенциарными учреждениями в других регионах мира иллюстрируют степень роста и внутренний потенциал Правил в смысле совершенствования и проведения в жизнь условий и режима содержания заключенных. В некоторых странах ярко выражена тенденция обращаться к моральной силе и авторитету Правил с целью улучшения условий в местах заключения и более полного использования влияния правил на режим содержания. Наблюдается отчетливый побудительный импульс, распределенный неравномерно, который важно подпитывать. Однако наиболее слабые места в историческом развитии Правил, которому до сих пор была посвящена данная работа, обнаруживаются в тех аспектах предмета Правил, которые относятся к современному определению их цели и постоянно обсуждаемым вопросам выполнимости и сферы применимости правил. Тем не менее, ничто в практике применения Правил, с момента их появления около пятидесяти лет назад, не умалило присущей им внутренней ценности. Более того, есть все основания отметить важность влияния, оказанного Правилами, на пенитенциарную политику в тех странах, которые признали их основные положения. Теперь необходимо возобновить развитие Правил, если мы не хотим их стагнации, с учетом более творческого и целенаправленного будущего, чтобы расширить их влияние и повысить их статус как инструмента управления пенитенциарными учреждениями. Б. Практическое применение Правил 1. Статус Правил В тексте резолюций, согласно которым Минимальные стандартные правила были введены в действие в ООН и в Европе, ясно сказано, что они не обладают обязательной юридической силой в рамках международного права. Они представляют собой, тем не менее, кодекс стандартов и практических мер, основанных на взаимном консенсусе всех стран, которые приняли Правила в качестве предмета политики или правового регулирования. Очевидная слабость правового статуса Правил, особенно в том, что касается обеспечения осуществления прав или неотъемлемых прав тех, условия заключения которых должны ими определяться, имеет свои преимущества и недостатки. Последние очевидны. Не существует гарантированной официальной основы для процедур подачи жалоб, на которую могли бы положиться заключенные, настаивающие на соблюдении минимальных стандартов обращения с ними в местах лишения свободы. Не предусмотрено также механизма или возможности, за исключением тех стран, где включение текста Правил в местное законодательство придает им силу закона, в соответствии с которыми частные лица или организации могли бы от имени заключенных требовать обеспечения минимальных стандартов, содержащихся в Правилах. С другой стороны, распространение Правил в качестве рекомендаций без сомнения расширяет возможность их применения в более широком ряде стран, где социальные и экономические условия подвержены значительным изменениям. Более того, возникающая в результате этого гибкость Правил улучшает перспективы совершенствования их практического применения в соответствующих пенитенциарных системах. Как в резолюциях ООН, так и в резолюциях Совета Европы предусмотрено наблюдение за процессом соблюдения Правил для того, чтобы обеспечить на международном уровне поддержание их морального статуса и регулярно следить за их выполнением. В обзоре Правил 1978-1980 годов специальная комиссия Совета Европы высказала точку зрения, в дальнейшем принятую Европейским Комитетом по Проблемам Преступности, что, в соответствии с общей концепцией Правил, они относятся не столько к предоставлению прав отдельным лицам, сколько к представителям исполнительной власти, ответственным за обеспечение минимальных стандартов режима содержания и управления. Тем не менее, это положение может в определенной степени меняться от страны к стране в соответствии с положением, занимаемым Правилами в местных законах или нормативных актах. Влияние Правил на юридические процедуры, вытекающие из положений Европейской Конвенции по правам человека, в Совете Европы более подробно обсуждается ниже. Внутренний статус Правил существенно меняется от страны к стране, поскольку в некоторых случаях они были включены в национальные пенитенциарные законодательства. Для других характерны прямые ссылки на них, частичное упоминание либо полное его отсутствие. В последнем случае, тем не менее, Правила могут быть отражены, в той или иной форме, в правилах внутреннего распорядка мест лишения свободы, полностью или частично. Таким образом, основные принципы и требования Правил могут считаться оправданными с точки зрения закона или нормативных актов, хотя и не обладать прямой юридической силой. Что касается жалоб и прошений, в некоторых странах заключенные могут полагаться на Правила как таковые. В других, надежда на Правила относительна в том смысле, что ссылаться на них можно, но, в случае конфликта, они либо вторичны по отношению к национальному законодательству, либо не имеют юридической силы вовсе. В большинстве стран Правила в подобных случаях применимы или неявно отражены в содержании нормативных актов, которые были приняты под влиянием Правил в их первоначальной формулировке. Помимо этого, в некоторых странах национальные инспекционные службы также фиксируют случаи несоблюдения Правил в своих отчетах о выявленных недостатках в инспектируемых ими пенитенциарных системах, при этом наблюдается похвальная тенденция обращения к Правилам при проведении инспекции как к высшему авторитету в том, что касается минимальных стандартов. Какой конкретно орган отвечает за обеспечение соблюдения Правил в странах - членах Совета Европы, зависит от действующих там конституционных и административных положений. Таким образом, сформулированные в Правилах требования в каждой из стран-членов Совета Европы приобретают значительное юридическое и практическое воплощение на общем уровне управления пенитенциарными учреждениями в том, что касается стандартов режима содержания, а также физических и моральных стандартов, преобладающих в местах лишения свободы. В широком спектре международного права и практики принципы Правил также получили отражение в таких документах, как Международная конвенция гражданских и политических свобод ООН, Конвенции МОТ по принудительному труду, Венская конвенция по консульским отношениям, Конвенция Совета Европы по передаче осужденных лиц, а также многочисленные двусторонние соглашения по передаче осужденных. Однако особого внимания в этом смысле заслуживает Европейская конвенция по правам человека как единственная, наделенная юридической силой и механизмом обязательного исполнения. Некоторые положения Европейской конвенции по правам человека, по своей внутренней сути, наиболее тесно связаны с положением заключенных и содержанием Правил. Среди всех прав и свобод, гарантируемых Конвенцией, следует выделить те, требования соблюдения которых особенно существенно могут повлиять на пенитенциарные учреждения и заключенных, а также на содержание Правил. В связи с этим не удивительно, что количество обращений в Европейскую комиссию по правам человека в Страсбурге, поступивших от заключенных, непропорционально велико по отношению к общей численности населения. Директорат по правам человека в 1981 году опубликовал краткое заключение по соответствию условий содержания в местах лишения свободы Европейской конвенции прав человека, хотя это заключение и не преподносилось как официальная интерпретация положений конвенции или решение Комиссии, или постановление Европейского суда по правам человека. В заключении указывалось, что, хотя ни Суд, ни Комиссия не обладают юрисдикцией на обследование условий содержания под стражей, кроме тех случаев, когда они сопряжены с нарушением прав, гарантируемых Конвенцией, и в последней отсутствуют статьи, непосредственно касающиеся режима содержания заключенных, практика показала, что даже в рамках этих определений Комиссии часто предоставлялась возможность обследовать условия содержания под стражей. В результате, возник свод основ прецедентного права по данному вопросу, а Правила были признаны "действенным руководством по содержанию заключенных". Тем не менее, апелляции к соблюдению Правил минимальных стандартов обращения с заключенными с точки зрения прав человека, как правило, оказывались безуспешными. Проблема, в общем, состоит в том, что условия содержания под стражей, которые в некоторых отношениях не соответствуют стандартам, сформулированным в Правилах, совсем не обязательно подразумевают бесчеловечное или унизительное обращение, составляющее нарушение Конвенции. Подобная точка зрения соответствует упомянутому выше положению, а именно, хотя Правила не обладают юридической силой и не подлежат обязательному исполнению, кроме случаев включения в контекст местного законоуложения, их моральный статус и значение как руководства к действию приобретают все больший вес. 2. Степень влияния Правил В данной работе до сих пор утверждалось, что Правила важны прежде всего в смысле влияния, оказываемого ими на повышение стандартов управления пенитенциарными учреждениями, а не в области их правого применения, идет ли речь о национальном или международном уровне. В Европе с течением времени они превратились в символ и стимул для улучшения общих стандартов и содействия проведению в жизнь гуманной и прогрессивной пенитенциарной политики и режима содержания заключенных. Несомненно, что в пенитенциарных системах Европы основные принципы управления, разработка программ по модернизации тюремных зданий и оборудования, средства и цели стратегии режима, а также определенные полномочия и обучение персонала на всех уровнях ощутили на себе влияние общих и нравственных целей, поставленных Правилами. Они служат ценностным и практическим ориентиром в том, что касается условий жизни в местах лишения свободы. Что касается заключенных, правила отражают те нравственные принципы, которые лежат в основе юридических процедур, соблюдения основных прав человека, а также процедур наложения дисциплинарных взысканий, подачи жалоб и прошений. Короче говоря, речь идет о фундаментальных основах соблюдения цивилизованных стандартов и нравственно приемлемых принципов в управлении пенитенциарными учреждениями и обращении с теми, кто в них содержится. Помимо непосредственного влияния на правила тюремного режима и распорядка, нравственный аспект Правил и вытекающие из этого меры находят свое дальнейшее выражение в общественном и политическом измерениях, а также в важной надзорной роли таких представителей официальной власти как Juges de l`Application des Peines в некоторых странах, а также Ombudsman и национальные инспекции в других. Все эти влиятельные и престижные институты находятся под воздействием здравого смысла и авторитета Правил и всегда могут прибегнуть к их помощи в контексте общей ответственности за надлежащее исполнение правосудия и справедливость, либо в случае каких-то особых обстоятельств или персональных аспектов дела, входящего в рамки их компетенции. Помимо этого, в одних странах ведутся разработки, в других странах разгораются дебаты, касающиеся соблюдения Правил или сформулированных непосредственно на их основе модифицированных кодексов с целью создания реалистичного и действенного свода стандартов либо путем аккредитования, либо административной процедурой. Центральным аргументом подобного подхода служит утверждение, что надежная пенитенциарная политика должна включать в себя согласованный свод стандартов, что должно обеспечить соблюдение надлежащих минимальных условий в пенитенциарных учреждениях, а также осуществить динамическую связь стратегии режима, управления и обращения с заключенными в соответствии с Правилами. Подобный подход подразумевает не только реальное подчинение администрации пенитенциарных учреждений принятым стандартам, но требует также выполнения нравственных и политических обязательств, связанных с ними. В философском аспекте, Правилам пришлось вобрать в себя основную эволюцию мысли и опыта послевоенного периода, которая, по всей видимости, ускорилась в минувшем десятилетии. В целом Правила очень успешно прошли проверку переменами и временем. Современные обстоятельства и новый образ мышления углубили внутреннее противоречие между целями лишения свободы и заключением как таковым. Выдвижение концепции ресоциализации посредством применения режимов исправительного воздействия, основанного на процессах дифференциации, классификации и распределения заключенных по надлежащим индивидуализированным программам обучения и подготовки, столкнулось с трудностями, вытекающими из принудительного характера пребывания в местах лишения свободы. Использование заключения как средства защиты общества и выражения неприятия преступного поведения, препятствует, согласно своей сути, его использованию в качестве средства для последующей ресоциализации преступников. Целью и задачей Правил всегда было поддержать и укрепить вышеупомянутые подходы, а посредством их влияния на условия содержания заключенных и внутренние особенности пенитенциарного режима способствовать устранению или, по крайней мере, ослаблению воздействия негативных аспектов лишения свободы, что должно стать существенным и действенным дополнением к позитивным программам исправительного воздействия. Пока представляется чрезвычайно сложным оценить косвенное влияние Правил на этот центральный аспект управления и режима содержания в пенитенциарных учреждениях, но абсолютно очевидно, что Правила, в большей степени, чем какие-либо другие международные своды пенитенциарных стандартов, ценны как указание на цели и действия. Как всегда, когда речь идет о нематериальных объектах, невозможно точно определить меру этой ценности. Тем не менее, немало практиков пенитенциарных учреждений по достоинству оценят Правила в этом смысле и с готовностью признают их благотворное воздействие. Даже те, кто критикует сами Правила или уровень их соблюдения, косвенно подчеркивают их значимость. Циники безусловно и вполне оправданно могут сослаться на историческую неспособность государственных административных органов, особенно в пенитенциарной области, оправдывать возложенные на них ожидания по достижению поставленных целей и преодолению периодически повторяющихся кризисов, сводящих на нет самые высокие идеалы. Верно также, что Правила, когда они лишены предусмотренной законом базы и эффективной процедуры их внедрения, могут не выдержать конкуренции с реальной рабочей обстановкой, финансовыми трудностями или соображениями первоочередности. Их можно также критиковать за некоторую двусмысленность формулировок и слишком большую общность, препятствующую обеспечению осуществления декларированных стандартов на практике. Никто не станет отрицать, что Правила ООН и, в несколько меньшей степени, Правила Совета Европы и другие документы, призванные оказать им поддержку, грешат указанными недостатками. Однако это не должно служить причиной разочарования и приводить к излишнему пессимизму иди недооценке оказанного Правилами влияния. Не должно это заслонять и символическую значимость Правил как вдохновляющих администрации и персонал пенитенциарных учреждений стремиться к достижению более высоких стандартов. В этом основная суть ответственности за создание прогрессивной и гуманной системы. Теперь невозможно и подумать о том, чтобы администрация пенитенциарных учреждений осталась без Правил. Они представляют собой самый значительный международный документ в пенитенциарной области. С. Будущее Минимальных стандартных правил обращения с заключенными в Европе Представляется уместным и важным поразмышлять о том, что ожидает Европейские Правила в двух широких и связанных друг с другом аспектах, а именно, в переработке и внедрении в практику. Прежде всего, однако, разумно представить обзор исторического и современного контекстов, с точки зрения которых следует рассматривать и приветствовать дальнейшее развитие Правил. За прошедшие десятилетия, в течение которых практика применения Правил приобрела определенный опыт, в пенитенциарной области, по мнению большинства ученых-пенологов и практических работников, открылась новая страница. Сама суть лишения свободы подверглась переоценке. Во-первых, в свете идей и влияния тех представителей общественного мнения, которые активно способствуют прогрессивным переменам. Во-вторых, на фоне тревожных симптомов проявления общественно-политической апатии или даже явной враждебности и выявленных в результате исследований неблагоприятных фактов. Разрыв между теорией и практикой, во многом обязанный своим происхождением нереалистическим ожиданиям администрации пенитенциарных учреждений, обесценил и подорвал веру во многое из того хорошего, что было и есть в системе исправительного воздействия. Немногие могут с уверенностью ответить, является ли лишение свободы составной частью уголовного правосудия и социальной политики или вспомогательной службой, призванной аккумулировать нерешаемые проблемы. Несомненно, теперь мало кто верит, что система уголовного правосудия способна на существенно большее, чем сдерживание повседневной преступности на сравнительно приемлемом уровне. Парадоксально, но факт, что именно тюрьмы и тюремная администрация до сих пор обвиняются в несоответствии этой цели, в то время как все остальные институты социальной сферы бессильны решить задачу. Был как бы создан нравственный и организационный вакуум. Этот факт, а также результаты оценочных исследований, продемонстрировавших, что системы исправительного воздействия очень мало отличаются друг от друга в своей способности к реформированию, привели к выводу о необходимости нормализовать условия жизни и деятельности в местах лишения свободы, возникла идея так называемых "реальных тюрем". Поборники этой идеи придерживались также точки зрения о необходимости уменьшить пагубные эффекты тюремного заключения, что до сих пор недостаточно четко определено и нуждается в объективной и практической проверке. Несомненно, что в пенологии, как и в других науках, происходит неумолимый процесс вторжения новых знаний, идей и свежего восприятия, которые отодвигают или, по крайней мере, изменяют границы нашего невежества и предрассудков. При наличии такой обновленной пенологии, пенитенциарной администрации предстоит переступить не один порог в теории и практике. Правила потребуются для того, чтобы гарантировать, предлагая разумную, прогрессивную схему нравственных ограничений, что этот процесс развития руководствуется непреходящими ценностями и этическими требованиями. Таким образом, мы вправе ожидать дальнейшего роста значимости и актуальности Правил. Они призваны соответствовать прогрессу и вдохновлять будущую пенитенциарную администрацию. С момента появления правил указанные факторы порождали и формировали постоянные прогрессивные изменения. Правила, как уже указывалось, успешно сосуществовали с меняющимися взглядами на этиологию и природу преступления, а также с как правило неблагоприятными результатами обследования существующих методов и целей исправительного воздействия. Опираясь на силу заложенных в их основу нравственных ценностей и реальную практическую направленность, Правила, должным образом переформулированные, могут рассчитывать на сохранение своей значимости и в будущем. В каких же направлениях будет развиваться это будущее? Можно ожидать, что сохранится тенденция рассматривать цели, состоящие в исполнении наказания и реабилитации, в более широком социальном аспекте и, вероятно, будет разработана последовательная и реалистическая теория лишения свободы для укрепления интеллектуальной базы, способной подпитывать данный процесс. Общая философская суть Правил должна этому соответствовать. Возникнут существенные сдвиги в управлении и технологии, произойдет переоценка применяемых методов и появятся новые, усложненные операционные модели и оборудование, обслуживаемые компьютеризированными техническими устройствами. Правила обязаны учесть это в том, что касается их практического применения и этического примера. Статус и права заключенных станут еще более заметной темой пенологических дебатов и теорий. В будущем, кроме этого, найдет свое отражение неуклонный рост общественного и политического интереса к социальным проблемам и преступности, а также к связи этих проблем с экономическими условиями. Несмотря на впечатляющие перспективы с точки зрения практики и дебатов, разумеется, недостаточно использовать лишение свободы только как символ общественного осуждения и механизм сдерживания преступности. Переформулировка Правил в реалистическом и прогрессивном контексте, с учетом огромной работы, проделанной Европейским Комитетом по Проблемам Преступности в последние годы, обещает более целенаправленное и оптимистическое будущее. Возникает также вопрос о практической целесообразности и желательности распространения области применимости Правил (или их части) на другие области социального контроля, которые предполагают заключение под стражу или другие формы ограничений (например, в более широком смысле, речь может идти о полицейском аресте или таких не связанных с заключением мерах, как испытательный срок или принудительный общественно полезный труд). Подобные вопросы в некоторых случаях поднимались, но пока не достаточно хорошо изучены и не являются предметом, относящимся к условиям содержания заключенных или управлению пенитенциарным учреждением, как таковым. Текст пересмотренных Правил будет представлять для пенитенциарных администраций дальнейшее развитие прежних формулировок и будет включать новые правила, принимающие во внимание общие и практические перемены. В его содержании отразятся результаты работ и докладов Европейского Комитета по Проблемам Преступности и его вспомогательных комиссий. Помимо этого, будут учтены точки зрения и предложения, высказанные Европейскому Комитету по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области в ответ на их запросы, адресованные администрациям пенитенциарных учреждений Европы. Таким образом, переработанные Правила следует рассматривать в контексте основной роли Европейского комитета по Проблемам Преступности в деле координирования законодательств стран Европы, пенологических исследований и изучения проблем преступности и социальных изменений, природы преступности и общественного мнения по проблеме преступности и лишения свободы. Специальные исследования, затрагивающие конкретные аспекты лишения свободы и исправительного воздействия на преступников, включают рассмотрение альтернатив, не связанных с заключением, вынесение приговора, проблемы персонала, малолетних и взрослых преступников, постпенитенциарную опеку, труд в местах лишения свободы, содержание в заключении женщин и, сравнительно недавно, проблемы заключенных-иностранцев, взятие под стражу, содержание опасных преступников, режимы содержания, предоставление отпусков и управление пенитенциарными учреждениями. Пересмотренные Правила могут в будущем послужить важным и эффективным средством доведения до сведения и использования в работе администрацией пенитенциарных учреждений Европы результатов этой значительной научной и практической деятельности. Наряду с теоретическим вкладом подобной работы в содержание Правил, в будущем неизбежно расширение многочисленных сфер их практического применения. Необходимо также всячески способствовать росту авторитета Правил, основанного на убеждении, что они должны отражать реалистические, творческие, и прогрессивные подходы к современным и будущим принципам деятельности пенитенциарной администрации, а в более общем смысле, ко всей пенитенциарной философии. Переработка правил На встрече в Страсбурге в мае 1984 года Европейский Комитет по Проблемам преступности поручил Комитету по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области подготовить переработанный текст Европейских минимальных стандартных правил и сопроводительную пояснительную записку. Основы для переработки были заложены в докладе специальной комиссии (1978-1980), информация тщательно отбиралась из официальных отчетов за пятилетний период 1978 и 1983 годов, с учетом точек зрения стран-членов на конкретные предложения по переработке, собранных воедино в процессе подготовки этих отчетов. В результате появились сформулированные ниже широкие критерии, которые были выработаны при общей поддержке Европейского Комитета по Проблемам Преступности совместно с главами пенитенциарных администраций. В общем подходе предполагается, что переработанные Правила должны соответствовать современной социальной обстановке в Европе, развитию новых философских взглядов на уголовное наказание и переменам в практике пенитенциарной администрации и исправительном воздействии. В новой формулировке переработанные Правила должны, насколько это возможно, отражать современные и вероятные будущие стандарты пенитенциарных учреждений Европы, должным образом учитывая достаточно четко сформулированные программы и политические тенденции наряду с экономическими и политическими соображениями, которые могут сказаться на Правилах в смысле их подтверждения или запрещения. В том, что касается конкретного содержания отдельных пунктов Правил, переработанный текст должен, в дополнение к сказанному выше, принимать во внимание доклады и обзоры Совета Европы; последние научные и практические исследования, проведенные при поддержке других международных организаций, и меры, предпринимаемые в тех странах, где Правила занимают достаточно важные и влиятельные позиции; а также суть и практические следствия, вытекающие из конвенций по правам человека, Декларации по пыткам и аналогичных международных документов. Переработанные Правила должны также уделять должное внимание важной роли и влиянию персонала в управлении пенитенциарным учреждением и исправительном воздействии и, таким образом, насколько это возможно и приемлемо, учитывать его законные устремления в том, что касается работы, чтобы способствовать пониманию и приверженности процессу прогрессивных перемен в обращении с заключенными в рамках Правил. С юридической и технической точки зрения представляется важным для практической действенности Правил, чтобы их структура и терминология соответствовали их статусу, который заключается в том, чтобы скорее возлагать ответственность на администрацию пенитенциарного учреждения, чем в явном виде предоставлять заключенным индивидуальные права, которые обычно оговариваются в рамках существующих юридических или конституционных форумах. Тем не менее, отдельно подчеркивается, что, добиваясь этого, не допускается ослабления положенной степени защиты прав и интересов заключенных. В текстуальном развитии новых правил предусматривается, что их следует перегруппировать для обеспечения логического упорядочения последовательного изложения материала, который должен быть в свою очередь, расположен в таком порядке, чтобы теснее связать смежные области исправительного воздействия и управления в местах лишения свободы. Есть надежда, что таким образом более подчеркнутым окажется смысл Правил, упростится процедура ссылок и возникнет согласованная основа для формулирования политики и практических приложений. Для улучшения изложения Правил и их оценки с позиций современной философии они должны быть снабжены сопроводительной пояснительной запиской. Она должна помогать разрешению проблем при практическом применении Правил в современных условиях, чтобы поощрять администрации пенитенциарных учреждений к более тесной работе с кодексом стандартов, изложенным в Правилах, и усиливать роль и применение правил, чтобы еще шире распространить их влияние на практике. В переработанном тексте, помимо того, что он должен быть перегруппирован по причинам, изложенным выше, некоторые из существующих пунктов правил, не сформулированные как таковые, но имеющие пояснительный характер, должны быть перенесены в текст преамбулы пояснительной записки, как это подобает. В дополнение к общему пересмотру существующего текста должны быть добавлены несколько новых правил, которые подведут под Правила современную теоретическую базу и приведут их в соответствие с современной и будущей практикой. Помимо новых пунктов, относящихся к персоналу пенитенциарных учреждений, предлагается внести изменения в формулировку существующих правил и сопроводить их комментариями в пояснительной записке, существенно опираясь на работу, проведенную Советом Европы после опубликования настоящего текста Правил в 1973 году. Исключение из этого общего подхода, касающееся проблем персонала пенитенциарных учреждений, обосновывается его неизменной актуальностью и особым вниманием, которое желательно уделять роли сотрудников в контексте новых Правил. Для облегчения процесса претворения Правил в жизнь предусматривается целый ряд дополнительных новых правил и разделов в тексте пояснительной записки. Например, предполагается включить в пояснения или правила пункты, касающиеся доступности текста Правил для заключенных и сотрудников, а также их использования в процессе управления и обучения. Им надлежит также отразить развивающиеся тенденции в пенитенциарной теории и практике, о которых упоминалось в Совете Европы, как, например, цели ресоциализации, усиление внимания к контактам с внешним миром, поэтапная подготовка к освобождению, современные принципы управления пенитенциарными учреждениями, планирование режима содержания, роль персонала, стандартные условия проживания, труд и обучение в местах лишения свободы, режим содержания специальных категорий заключенных и роль общественного мнения. Таким образом, формулировки и полномочия переработанного текста новых Правил и Пояснительной записки должны быть основаны на следующих документах. Резолюции и рекомендации Комитета министров: - Резолюция (77) 26 о статусе, найме и обучении персонала пенитенциарных учреждений; - Резолюция (68) 254 о статусе, отборе и обучении руководящего состава персонала пенитенциарных учреждений; - Резолюция (73) 17 по обращению со взрослыми преступниками, отбывающими краткосрочные заключения; - Резолюция (75) 25 по труду в местах лишения свободы; - Резолюция (76) 2 по обращению с заключенными, отбывающими длительные сроки наказания; - Резолюция (78) 62 по детской преступности и социальным переменам; - Рекомендация N R (80) 11 по содержанию подследственных в местах лишения свободы; - Рекомендация N R (82) 16 по предоставлению отпусков заключенным; - Рекомендация N R (82) 17 по содержанию под стражей и обращению с особо опасными преступниками; - Рекомендация N R (84) 12 относительно заключенных-иностранцев. Доклады Совета Европы: - Женская преступность (1980); - Управление пенитенциарными учреждениями (1983); - Заключенные-иностранцы (Рекомендация N R (84) 12) (1985) Материалы общеевропейских семинаров, включая, в особенности, те, которые были посвящены подготовке к освобождению и обучению в местах лишения свободы, что является в настоящий момент предметом изучения специальной комиссии. Вероятно также, что определенное внимание будет уделено новому названию переработанных Правил, которое сможет более явно отразить развитие их роли и статуса, а также отчетливее подчеркнет их европейскую принадлежность. Реализация Правил В Документе КСПО (85) 1 содержится расширенный итоговый отчет о современном уровне реализации Правил в Европейских пенитенциарных службах с указанием проблем, которые мешают, в той или иной степени, полностью применять Правила на практике. В значительной мере эти недостатки функционирования связаны с проблемами ресурсов, возникающими вследствие непригодности доставшихся в наследство от прежних времен тюремных зданий, в которых встречаются помещения, где зачастую содержится большое количество заключенных, отбывающих как короткие, так и длительные сроки наказания, а дата постройки зданий восходит к 19 веку, а кое-где даже и к более раннему периоду. Эта проблема как раньше, так и теперь усугубляется переполненностью тюрем и вечными проблемами финансирования ремонтных и строительных работ. Поскольку Правила могут повлиять на первоочередность распределения средств как вне, так и внутри пенитенциарной системы, это должно помочь администрации учреждения в процессе преодоления затруднений и эффективной борьбы с обстоятельствами, приведшими к неудовлетворительному уровню поддержания стандартов, декларируемых Правилами. Однако некоторые из подобных проблем относятся к стилю руководства, традиционной практике и слабости статуса и применимости Правил, вызванных их недоступностью, языковыми или процедурными факторами. По вышеупомянутым причинам новый вариант Правил должен предусмотреть изменение манеры изложения и ярче сформулировать намерения, чтобы прояснить природу и внутреннюю суть тех обязательств, которые, согласно Правилам, возлагаются на администрацию пенитенциарных учреждений. Подразумевается, что это должно способствовать принятию Правил и облегчить их использование в качестве критериев во всех областях управления пенитенциарными учреждениями, включая, особенно в данном контексте, формулировку политики, планирование и развитие, систему и стиль управленческой деятельности. Инспекции на государственном уровне рассматриваются как нужные и все более важные организационные мероприятия на пути обеспечения максимально возможного уровня соблюдения Правил. Как организовать инспекцию, какую методику использовать, каковы ее статус и полномочия - вопросы, решаемые на внутригосударственном уровне. Потребность в надзоре и инспекции на национальном уровне, осуществляемых в соответствии с духом и буквой Правил, может быть подкреплена и усилена международным соглашением, заключенным в рамках резолюций или рекомендаций Совета Европы. Подобный документ мог бы в свою очередь подчеркнуть роль самого Совета Европы, состоящую в усилении влияния национальных средств, используемых в этой области. Как указывалось ранее, Совет Европы первоначально предполагал, что контроль за выполнением Правил в Европе будет производиться посредством регулярных встреч директоров администраций пенитенциарных учреждений. Однако практика показала, что потребность в использовании значительного времени на этих встречах для обсуждения других неотложных проблем, а также то, что встречи проводились с интервалом в два года, не дает достаточных оснований для выполнения подобной задачи. Это послужило одним из факторов, приведших к созданию Комитета по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области. Мандат, выданный Комитету по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области Комитетом министров Совета Европы в 1981 году, предусматривал возложение на вновь образованный комитет обязанности "обеспечить эффективность выполнения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и выдвигать предложения, направленные на ускорение процесса их практического применения в Европе" с целью их дальнейшей переработки. Данный комитет непосредственно отвечает перед Европейским Комитетом по Проблемам Преступности за выполнение этой задачи. Как должно быть ясно из вышеизложенного, Комитет по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области уже подготовил второй пятилетний отчет. В процессе обзора ситуации в отношении соблюдения Правил в Европе Комитет начал уделять больше внимания дальнейшему прояснению и корректировке применения Правил. По-видимому, в дальнейшем, наилучшая перспектива эффективного продвижения в деле решения этой задачи - это усиление роли Комитета по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области, при условии согласия и поддержки со стороны администраций пенитенциарных учреждений стран-членов. Комитет самостоятельно рассмотрел вопрос о той роли, которую он играет, и указал пути ее действенного усиления в будущем на национальном и международном уровнях. Выше упоминалась также деятельность национальной инспекции, и Комитет уже позаботился о том, чтобы в дальнейшем о неудачных попытках применения Правил, отмеченных инспекторами на внутригосударственном уровне, докладывалось Комитету, что должно способствовать выявлению проблемных областей и выработке решений. Весьма желательно, чтобы этот процесс поощрялся администрациями пенитенциарных учреждений на систематической основе. Параллельно, Комитет по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области также вновь подтвердил, что заключенные в принципе должны иметь право прибегать к помощи адвокатов и суда с целью опротестовывания решений центральной администрации, которые представляют собой нарушение одного из пунктов правил, действующих согласно закону о пенитенциарных учреждениях или внутреннему уставу. Отсюда следует, что, с точки зрения Комитета, важно, чтобы заключенные были информированы о своем положении и знали, какой орган несет ответственность за принятие окончательных решений во избежание их несоответствия Европейской конвенции по правам человека. Несмотря на то, что оба процесса, инспекция и механизм подачи апелляций, совершенно независимы по форме и различны по своей сути, мысленно объединенные воедино, они являют собой ценное средство повышения статуса Правил и способствуют их практическому применению. В этом контексте было высказано предложение, чтобы заключенные и их ассоциации могли иметь право подавать жалобы или уведомления о фактах нарушения Правил в адрес Комитета по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области. Комитет высказал мнение, что это было бы недопустимо, неверно по отношению к его роли и несовместимо со статусом Правил. Комитет также считает недопустимым, чтобы Минимальные стандартные правила обращения с заключенными как таковые были включены в текст Европейской конвенции по правам человека, поскольку это может нанести вред конституционной приемлемости права на подачу индивидуальных петиций. Резолюция (73) 5 Комитета министров предусматривала систему пятилетних отчетов о реализации Правил в адрес Генерального секретаря Совета Европы. Идея этого обязательного обзора вместе с подобными, фигурировавшими в других резолюциях Совета Европы, затем была спущена на тормозах. Тем не менее, в такой ситуации Комитету по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области, прекрасно понимавшему, что эти регулярные отчеты необходимы для выполнения им обязательств, касающихся Правил, удалось завершить составление второго пятилетнего отчета в 1983 году благодаря конструктивной добровольной помощи со стороны пенитенциарных администраций всех стран-членов. Таким образом, одобрив систему контроля за соблюдением Правил посредством составления регулярных отчетов как наиболее приемлемую, Комитет рассмотрел возможность ее совершенствования путем уменьшения интервала между последовательными отчетами с пяти лет до трех. Тем не менее, комитет пришел к заключению, что, хотя подобный курс заманчив с точки зрения реализации Правил, он не может быть рекомендован к применению в силу административного бремени, возлагаемого при этом на плечи руководства пенитенциарных учреждений. Очевидно, что контроль за внедрением Правил относится к деликатным вопросам с точки зрения международного участия и что требования отчетности и более полного соблюдения Правил, исходящие в соответствии с его официальными обязанностями от Комитета по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области, могут быть разработаны только в процессе совместной работы с пенитенциарными администрациями и с их согласия. Тем не менее, достигнутый на сегодняшний день прогресс позволяет надеяться, что на этом пути можно добиться повышения уровня соблюдения Правил и что Комитет, таким образом, сможет активно способствовать воплощению в жизнь как намерений Комитета министров относительно Правил, так и стремлений Европейского Комитета по Проблемам Преступности разработать действенную общеевропейскую пенитенциарную философию. Заключение Хотя Европейский вариант Правил действует немногим более десяти лет, за ним стоят авторитет и нравственные ценности, вдохновлявшие разработку концепции международно признанного кодекса стандартов обращения с заключенными на протяжении более пятидесяти лет. Более того, Европейские правила поддержаны все расширяющейся принципиальной приверженностью применению более творческих и прогрессивных пенитенциарных программ, а также общим подходом, вытекающим из Устава Совета Европы, в котором воплощены принципы гуманизма, уважения человеческого достоинства и социально-этические цели Европейской пенитенциарной философии. Всему этому способствует официальная структура и деятельность Европейского Комитета по Проблемам Преступности и Комитета по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области, посредством которых распространяются и претворяются в жизнь решения Комитета министров Совета Европы. Стойкая уверенность, существующая среди членов Совета Европы, в важности и практической ценности Правил привела к осуществлению данной переоценки и приданию Комитету по Сотрудничеству в Пенитенциарной Области дополнительных полномочий, позволяющих усилить влияние Правил. Тем не менее, недостатки Правил, выявившиеся в процессе их применения, изменяющаяся ситуация с проблемами заключенных, развитие философии, функционирование и структура управления пенитенциарных учреждений, распорядок жизни в местах лишения свободы - все это свидетельствует в пользу того, что переработка Правил в соответствии с результатами последних исследований Совета Европы в пенитенциарной области и вытекающими из них резолюциями будет существенным шагом вперед. Более того, действительные или предполагаемые несоответствия в управлении пенитенциарными учреждениями, заставляющие заключенных обращаться с жалобами по поводу ущемления их человеческого достоинства и нарушения прав человека, могут быть выправлены при более эффективном применении Минимальных стандартных правил обращения с заключенными в настоящем виде, который учитывает этот важный практический и нравственный аспект жизни в местах лишения свободы. Совет Европы полагает, что новая версия Правил будет способствовать их практическому применению и росту их влияния в странах - членах Совета Европы. Возникшие как следствие нового мышления и накопленного за последнее время опыта, переработанные Правила, вместе с прилагаемой к ним Пояснительной запиской, должны придать новый импульс системе исправительного воздействия и упрочить основы управления пенитенциарными учреждениями при помощи более эффективной системы стандартов и ценностей. IV. Соответствие европейских пенитенциарных правил минимальным стандартным правилам обращения с заключенными ---------------------------------------------------------------------- | Европейские пенитенциарные | Минимальные стандартные правила | | правила | обращения с заключенными | |--------------------------------------------------------------------| | Преамбула | |--------------------------------------------------------------------| | 1. Основные принципы | |--------------------------------------------------------------------| | 1 | 5, 3, первое предложение | |-----------------------------|--------------------------------------| | 2 | 5.1, 5.2 | |-----------------------------|--------------------------------------| | 3 | 58, 59, 66 | |-----------------------------|--------------------------------------| | 4 | 56.1 | |-----------------------------|--------------------------------------| | 5 | 56.2 | |-----------------------------|--------------------------------------| | 6 | новое правило (НР) | |--------------------------------------------------------------------| | 2. Управление | |--------------------------------------------------------------------| | 7 | 6.1, первое и второе предложения | |-----------------------------|--------------------------------------| | 8 | 6.2 | |-----------------------------|--------------------------------------| | 9 | 5.3, второе предложение | |-----------------------------|--------------------------------------| | 10 | 67.2 + 3 | |-----------------------------|--------------------------------------| | 11 | 7 + 85 | |-----------------------------|--------------------------------------| | 12 | 68 | |-----------------------------|--------------------------------------| | 13 | 69 | |-----------------------------|--------------------------------------| | 14 | 8 | |-----------------------------|--------------------------------------| | 15 | 9 | |-----------------------------|--------------------------------------| | 16 | 10 | ---------------------------------------------------------------------- |