целевые жилищные программы строительства, реконструкции и ремонта зданий, социальные программы субсидирования и помощи неимущим. Взаимодействуя с местными органами управления, банки аккумулируют бюджет округа и координируют экономические, коммерческие, градостроительные и социальные аспекты выполнения жилищной программы в округе. Это позволит администрации префектур получить дополнительные финансово - кредитные возможности, а банкам - административные рычаги для совместного решения муниципальных жилищных проблем. Оценка структуры и соотношения различных форм и источников финансирования строительства жилья и их влияния на совершенствование муниципальной системы воспроизводства жилья, в первую очередь, связана с обоснованием рациональных форм организации муниципальных инвестиционно - строительных компаний, осуществляющих на определенных территориях строительство и управление жилищным фондом в сочетании с обеспечением субсидирования и долгосрочного кредитования населения. Создание необходимой инфраструктуры для обеспечения функционирования муниципальных предприятий требует определения сферы деятельности предлагаемых структур и регламентации управления их деятельности. Создание и функционирование в г. Москве муниципальных инвестиционно - строительных и эксплуатационных фирм позволит обеспечить самоокупаемые принципы сочетания бюджетного субсидирования долгосрочного кредитования строительства и оплаты жилья и коммунальных услуг, включающие: - обоснование целесообразности создания муниципальных организаций по строительству и эксплуатации жилья; - проект организационной структуры управления с определением основных видов деятельности; - определение роли городских и окружных органов власти в управлении предлагаемыми организациями; - выбор инвестиций, политика квартирной платы, условия распределения квартир, их эксплуатация и ремонт; - обоснование целесообразности проведения эксперимента в двух - трех районах на основе существующих строительных организаций, РЭУ, жилищных отделов районов. Преобразование жилищной системы города предусматривает совершенствование структуры Департамента муниципального жилья. Требует разработки и принятия решения вопрос о наделении Департамента муниципального жилья функциями заказчика по реализации городского правительственного заказа на строительство и реконструкцию муниципального жилья. С учетом новых задач по субсидированию, кредитованию жилищного строительства предлагается структура управления реализации жилищной программы, представленная на рис. 9.1. X. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Реализация основных положений и заданий программы при условии стабилизации экономики и финансового состояния города позволит к 2000 г. завершить в основном жилищную реформу, закрепить вхождение жилищного комплекса города в систему рыночных отношений. За пределами 2000 г. начнется переход на качественно новый уровень функционирования жилья с учетом повышения платежеспособного спроса на качественное жилье и ускорения структуризации сферы жилищно - коммунальных услуг. Однако к 2000 г. может остаться ряд нерешенных проблем: - некоторая часть новоселов из числа очередников будет иметь уровень жилищной обеспеченности не выше 9 кв. м на человека; - возможно углубление дифференциации жилищных условий населения не только по количественным, но и по качественным параметрам жилья и жилых районов; - по причине высокой степени износа инженерных коммуникаций вероятны длительные сбои в коммунальном обслуживании населения. Развитие рыночных принципов помимо положительных результатов может иметь негативные последствия, связанные с пространственным перераспределением имеющегося жилищного фонда между группами населения с различными доходами, способствуя формированию "богатых" и "бедных" районов, что создаст проблему сегрегации в городе и приведет к возникновению "богатых" перспективных жилых районов и районов с высоким качеством среды обитания, тогда как неперспективные в этом отношении районы станут отставать в своем развитии. Без надлежащей системы управления и финансового обеспечения муниципальный жилищный фонд будет преждевременно изнашиваться и может произойти потеря его потребительских характеристик. При этом обеспечение технического обслуживания и ремонта приватизированного жилищного фонда, принадлежащего малообеспеченным группам населения, потребует дополнительной финансовой поддержки. Налоговое бремя может повлиять на процесс реприватизации некоторого объема жилья, повысится доля вновь построенного коммерческого жилья, не находящего сбыта на рынке недвижимости. Устранение последствий переходного периода потребует ряда приоритетных задач (целевых программ) на отдельных этапах реформы. Важнейшая проблема 1995 г. - оживление инвестиционного спроса на продукцию строительного комплекса. В 1995-1996 гг. необходимо реализовать новую стратегию в отношении частных инвестиций и привлечения средств населения, отладить систему инвестиционного регулирования в городе для строительной активизации и содействия притоку финансовых ресурсов. В 1996 г. в первоочередном порядке должна быть принята система согласованных мер и нормативно - методических документов, обеспечивающих социальные гарантии и права граждан на жилье. В последующем предстоит завершить реформирование муниципального хозяйства, выстроить перспективную систему управления жилищным фондом и отладить регулирование деятельности естественных монополистов в сфере жизнеобеспечивающих отраслей городского хозяйства. Необходимо создать целостную нормативную базу и организационные механизмы деятельности товариществ и других общественных объединений населения. Своевременное решение указанных выше проблем позволит выдвинуть Москву в ряд городов с наиболее высоким уровнем обеспеченности населения современным жильем. Прогноз численности населения г. Москвы Таблица 1.1 ------------------------------------------------------------------ 1989 1995 2000 2005 2010 ------------------------------------------------------------------ Численность населения, тыс. чел. 8967 8630 8500 8338 8220 Число родившихся на 1 тыс. чел. 14,3 7,7 10,4 10,8 11,3 Число умерших на 1 тыс. чел. 12,0 17,7 14,5 15,2 16,0 Сальдо миграции, тыс. чел. 62,0 0 0 0 0 Число семей, млн.<*> 2,5 2,5 2,6 2,6 2,6 Средний размер семьи, чел.<*> 3,1 3,0 3,0 3,0 3,0 Численность одиноких, млн. чел. 0,8 0,7 0,5 0,5 0,5 Число расчетных единиц (число семей+численность одиноких), млн. 3,3 3,2 3,1 3,1 3,1 Средний размер расчетных единиц, чел. 2,7 2,7 2,74 2,75 2,75 ------------------------------------------------------------------ <*> Показатели даны без учета численности одиноких. Прогноз жилищной обеспеченности населения г. Москвы на период до 2000 г. Таблица 1.2 ---|--------------|-----|----------------------------------------- NN | Показатели |Ед. | по состоянию на: п/п| |изм. |----|-----|-----|-----|-----|-----|------ | | |1.01|01.01|01.01|01.01|01.01|01.01|01.01 | | |1995| 1996| 1997| 1998| 1999| 2000| 2001 ---|--------------|---- |----|-----|-----|-----|-----|-----|------ 1. |Жилищный фонд |млн. |69,1|170,9|173,7|176,5|178,7|181,2|183,8 |(в пределах) |кв.м | |170,9|175,3|179,5|182,4|185,2|189,2 | | | | | | | | | 2. |Численность |млн. | 8,7| 8,7| 8,7| 8,6| 8,6| 8,5| 8,5 |населения |чел. | | | | | | | |г. Москвы | | | | | | | | 3. |Средняя |кв.м |19,4| 19,6| 20- |20,5-|20,8-|21,3-|21,6- |жилищная |общ. | | |-20,2|-20,9|-21,2|-21,7|-22,3 |обеспеченность|пл./ | | | | | | | | |чел. | | | | | | | 4. |Число семей<*>|млн. | 2,5| 2,5| 2,5| 2,5| 2,6| 2,6| 2,6 | | | | | | | | | 5. |Средний состав|чел. | 3| 3| 3| 3| 3| 3| 3 |семьи | | | | | | | | | | | | | | | | | 6. |Численность |млн. | 0,7| 0,7| 0,7| 0,7| 0,6| 0,5| 0,5 |одиноких |чел. | | | | | | | | | | | | | | | | 7. |Число расчет- |млн. | 3,2| 3,2| 3,2| 3,2| 3,2| 3,1| 3,1 |ных единиц | | | | | | | | |(число семей+ | | | | | | | | |численность | | | | | | | | |одиноких) | | | | | | | | | | | | | | | | | 8. |Средний размер|чел. | 2,7| 2,7| 2,7| 2,7| 2,7| 2,74| 2,74 |расчетных | | | | | | | | |единиц | | | | | | | | | | | | | | | | | 9. |Ввод в эксплу-|млн. | 2,3| 3,0-| 3,0-| 3,0-| 3,0-|3,0- | |атацию общей |кв.м | |-5,0 |-4,6 |-3,5 |-3,4 |-4,6 | |площади (за | | | | | | | | |год) | | | | | | | | | | | | | | | | | 10.|Прирост общей |млн. |Общий дополнительный прирост жилого |площади за |кв.м |фонда за счет реконструкции составляет |счет реконст- | |1,1 млн. кв. м общей площади - за счет |рукции | |реконструкции 5-этажной застройки и | | |1,0 млн. кв. м общей площади за счет | | |реконструкции центра | | | 11.|Убыль жилищ- |млн. | 0,5| 0,2-| 0,2-| 0,8-| 0,5-| 0,4-| |ного фонда |кв.м | | -0,3| -0,4| -0,9| -0,6| -0,6| |(за год) | | | | | | | | | | | | | | | | | 12.|Площадь |кв.м | 60| | | | | | 63 |квартиры | | | | | | | | | | | | | | | | | 13.|Число квартир |млн. | 3,2| | | | | | 3,3 ---|--------------|---- |----|-----|-----|-----|-----|-----|------ Примечание: технико - экономические показатели даны в интервале, где первая цифра рассчитана с учетом планируемых объемов жилья, а вторая - с учетом объемов размещения жилья. <*> Показатели числа семей и среднего состава семей даны без учета численности одиноких. Прогнозируемая емкость жилищного строительства Таблица 1.3 ---|---------------|----|-----|------------------------|----|----- | | | | | | NN | Наименование |Ед. |1966-| в том числе по годам: |За- |Всего п/п| |изм.|-2000|----|----|----|----|----|дел | | | | гг. |1996|1997|1998|1999|2000| | ---|---------------|----|-----|----|----|----|----|----|----|----- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 ---|---------------|----|-----|----|----|----|----|----|----|----- 1. |Жилищное |тыс.|22330|4895|4735|3460|4005|5235|4510|26840 |строительство |кв.м| | | | | | | | | |общ.| | | | | | | | | |пл. | | | | | | | | 1.1|На территории |-"- | 3000| 525| 600| 610| 610| 655| 720| 3720 |Центрального | | | | | | | | | |адм. округа, | | | | | | | | | |в том числе: | | | | | | | | | |- новое строи- |-"- | 2000| 325| 400| 410| 410| 455| 420| 2420 | тельство | | | | | | | | | |- реконструкция|-"- | 1000| 200| 200| 200| 200| 200| 300| 1300 1.2|За счет завер- |-"- | 5755|1425|1570|1130| 930| 700| 180| 5935 |шения застройки| | | | | | | | | |и уплотнения | | | | | | | | | |сложившихся | | | | | | | | | |микрорайонов | | | | | | | | | 1.3|За счет вывода |-"- | 965| 55| 270| 80| 380| 180| 160| 1125 |промышленных | | | | | | | | | |предприятий | | | | | | | | | 1.4|За счет строи- |-"- | 760| 270| 300| 20| 85| 85| 210| 970 |тельства на | | | | | | | | | |территориях, | | | | | | | | | |занятых объек- | | | | | | | | | |тами МО РФ | | | | | | | | | 1.5|На участках со |-"- | 2150| 720| 400| 315| 320| 395| 800| 2950 |сложной инже- | | | | | | | | | |нерной подго- | | | | | | | | | |товкой | | | | | | | | | 1.6|На участках, |-"- | 380| - | - | - | - | 380| 800| 1180 |освобождаемых | | | | | | | | | |после проклад- | | | | | | | | | |ки магистраль- | | | | | | | | | |ных газопрово- | | | | | | | | | |дов | | | | | | | | | 1.7|За счет комп- |-"- | 3460| 50| 366| 540| 680|1824|1255| 4715 |лексной рекон- | | | | | | | | | |струкции райо- | | | | | | | | | |нов, застроен- | | | | | | | | | |ных 5-этажными | | | | | | | | | |панельными до- | | | | | | | | | |мами 1-го пе- | | | | | | | | | |риода индуст- | | | | | | | | | |риального до- | | | | | | | | | |мостроения | | | | | | | | | 1.8|Поселки мало- |-"- | 1000| 160| 615| 80| 45| 100| - | 1000 |этажного стро- | | | | | | | | | |ительства и | | | | | | | | | |реконструкции | | | | | | | | | |существующих | | | | | | | | | |деревень | | | | | | | | | 1.9|За счет изъя- |-"- | 4860|1690| 615| 685| 955| 915| 385| 5245 |тия сельхоз- | | | | | | | | | |земель | | | | | | | | | ---|---------------|----|-----|----|----|----|----|----|----|----- Требуемое соотношение квартир в расчетном периоде Таблица 1.4 -----------|------------------------------------------------------ | Квартирный состав |----|---|----|----|----|----|----|----|----|---|--|--- Показатели | 1к |1к | 2к | 2к | 3к | 3к | 4к | 4к | 5к |5к |6к| 6 | |п/ | | п/ | | п/ | | п/ | | п/| | п/ | |/к*| | /к | | /к | | /к | | /к| | /к -----------|----|---|----|----|----|----|----|----|----|---|--|--- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |11 |12|13 -----------|----|---|----|----|----|----|----|----|----|---|--|--- Программа |17,1|2,2|24,1| 9,1|26,8|11,8| 4,9| 3,6| |1,9| |0,3 жилищного | | | | | | | | | | | | строитель- | | | | | | | | | | | | ства | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Соотношение|29,0| |33,4| |32,6| | 5,0| | | | | квартир, | | | | | | | | | | | | предназна- | | | | | | | | | | | | ченных для | | | | | | | | | | | | передачи в | | | | | | | | | | | | наем | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Для справки|27,4| |25,7| |35,5| |10,5| | 3,6| | |0,3 необходимое| | | | | | | | | | | | соотношение| | | | | | | | | | | | квартир | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Соотношение|18,6| |31,3| |36,5| |12,4| | 1,2| | | квартир, | | | | | | | | | | | | предназна- | | | | | | | | | | | | ченных для | | | | | | | | | | | | продажи с | | | | | | | | | | | | поддержкой | | | | | | | | | | | | государства| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Для справки| 9,3| |25,4| |58,9| | 6,4| | | | | выявленное | | | | | | | | | | | | на основа- | | | | | | | | | | | | нии опроса | | | | | | | | | | | | соотношение| | | | | | | | | | | | квартир | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Соотношение| |9,6| |33,8| |41,1| |10,1| |4,3| |0,8 квартир, | | | | | | | | | | | | предназна- | | | | | | | | | | | | ченных для | | | | | | | | | | | | продажи на | | | | | | | | | | | | коммерче- | | | | | | | | | | | | ской основе| | | | | | | | | | | | -----------|----|---|----|----|----|----|----|----|----|---|--|--- Примечание: по всем позициям всего квартир - 100%. Характеристика фактических и нормативных эксплуатационных затрат на содержание жилищного фонда Таблица 1.5 ---|-----------------|--------|-----------------|----------------- | |Единица | 1994 г. | 2000 г. NN | Показатели |измере- | | прогноз п/п| | ния |--------|--------|--------|-------- | | |факти- |норма- | ресурс-| норма- | | |ческие |тивные | ный | тивный | | |затраты |затраты | вариант| вариант ---|-----------------|--------|--------|--------|--------|-------- 1. |Удельные | руб. | 7667,0 |20750,0 | 10500 | 25000 |эксплуатационные | | | | | |расходы на 1 кв.м| | | | | |общей площади | | | | | |в год | | | | | | | | | | | 2. |Затраты по |млрд.руб| 298,0 | 1060,0 | 340,0 | 1210,0 |текущему ремонту |________|________|________|________|________ |жилья в год | % от | 0,22 | 0,75 | 0,22 | 0,75 | |балансо-| | | | | |вой сто-| | | | | |имости | | | | | |жилья | | | | ---|-----------------|--------|--------|--------|--------|-------- Рис. 2.1. Прогноз развития различных форм собственности на жилье Общая жилая площадь в млн.кв.м 200 -| 189,2 | 180 -| | 169,1 160 -| | 140 -| | 120 -| | 100 -| 110,0 | 94,0* 80 -| * | * 60 -| * | * 40 -| 40,8 * | * 37,0 20 -| 17,8 32,2 | 17,0 10,0 0 -|------|------|-------|------|------|------|------|------ 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 годы ---------------- Общий жилищный фонд города -------*-------- муниципальный фонд ---------------- фонд, находящийся в личной собственности ------- -------- фонд предприятий и организаций ---------------- фонд ЖСК Рис. 4.1. Схема государственной поддержки жилищного обеспечения для отдельных категорий граждан |---------------| |---------------| |---------------| | Сектор | | Сектор | | Регулирование | | усиленной | | малой | | развития | | помощи | | помощи | |частного жилья | |------|--------| |-------|-------| |-------|-------| | | | |------|--------| |---------|---------| |-------|-------| | Малоимущие | | Семьи с доходами, | | Семьи с | | граждане | | не превышающими | | доходами, | | | | установленного | | превышающими | |------|--------| | предела | | установленный | | |---------|---------| | предел | | | |-------|-------| |------|--------| | | | | | | | Ветераны | | | | | | | |------|--------| | | | | | |------|--------| | | | | | | | Инвалиды | |---------|---------| |-------|-----------| | | | Субсидии, | |Налоговая политика,| |---------------| |льготные банковские| | кредитование | ¦ | ссуды | |(накопительные сче-| |---------------| | | |та, жилищные обли- | | Городской | |-------------------| |гации, муниципаль- | | бюджет | | ные займы) | | | |-------------------| |---------------| Основные формы поддержки населения Таблица 4.1 -------------------|------------------------------|--------------- Группы населения,| Вид поддержки | Источники нуждающиеся в |--------|---------|-----------| ресурсов улучшении жилищных|денежная|натураль-|натурально-| условий | | ная | денежная | -------------------|--------|---------|-----------|--------------- 1. Ветераны | | + | |Республиканский | | | |бюджет 2. Инвалиды | | + | |Городской бюд- | | | |жет 3. Военнослужащие, | | + | |Республиканский уволенные в | | | |бюджет запас или от- | | | | ставку, постра- | | | | давшие на Черно-| | | | быльской АЭС | | | | 4. Работники сферы | | + | |Городской бюд- здравоохранения,| | | |жет просвещения, | | | | социального | | | | обеспечения | | | | 5. Малоимущие | | + | |Городской бюд- | | | |жет 6. Семьи, имеющие | | | + |Субсидии из доход, не | | | |городского бюд- превышающий | | | |жета, льготные установленный | | | |банковские предел (МПБ) | | | |ссуды 7. Семьи со сред- | + | | |Субсидии (для ними доходами | | | |очередников), (превышающими | | | |кредиты МПБ) | | | | 8. Семьи с высо- | - | - | - |Ипотечные кими доходами | | | |кредиты -------------------|--------|---------|-----------|--------------- Объем требуемых инвестиций для реализации программы жилищного строительства Таблица 5.1 -------------------------|-------|--------------------------------- |1995 г.|Проект программы на 1996-2000 гг. |проект |в ценах 1991 г. |прог- |-----|--------------------------- |раммы |Всего| в том числе по годам: |(млн. |(млн.|----|----|----|----|------- | руб.) |руб.)|1996|1997|1998|1999|2000 -------------------------|-------|-----|----|----|----|----|------ Объем капитальных | | | | | | | вложений по программе | | | | | | | правительства Москвы - | | | | | | | ВСЕГО |335,69 |37235|6536|7005|7454|7920|8320 в том числе: | | | | | | | | | | | | | | - средства городского | 55,72 | 575| 115| 115| 115| 115| 115 бюджета | | | | | | | | | | | | | | - средства республикан- | 12,90 | 1150| 230| 230| 230| 230| 230 ского бюджета | | | | | | | | | | | | | | - средства населения | 67,40 | 1396| 170| 226| 273| 339| 388 | | | | | | | - компенсации и субсидии |135,56 | 1661| 202| 270| 327| 405| 457 города | | | | | | | | | | | | | | - средства от коммерчес- |1733,69|13777|3105|2967|2829|2553|2323 кой реализации площади | | | | | | | | | | | | | | - средства предприятий, |1340,42|18676|2714|3197|3680|4278|4807 организаций и | | | | | | | инвесторов | | | | | | | -------------------------|-------|-----|----|----|----|----|------ Рис. 5.1. Рекомендуемая схема ипотечного кредитования жилищного строительства или приобретения квартиры |----------------| | Правительство | | Москвы | |--------|-------| |----------|---------| | Департамент | |муниципального жилья| Ценные бумаги |----------|---------| |-------------| Агентства |-------------|-----------| |Инвесторы: |<---------------------| Московское агентство | |юридические |--------------------->| по ипотечному жилищному | |и физические | Инвестиции | кредитованию | |лица | |---------|------|--------| |-------------| Денежные | | Продажа средства | | ипотечных на | | кредитов ипотечные | | кредиты | | |----------|------|----------| | Московский муниципальный | |ссудо - сберегательный банк;| | Ипотечный банк | |-----------|----|-----------| Получение | | Залог ипотечного | | квартиры кредита | | | | | | Право собственности | | |---------------| на жилую недвижимость |-----|----|------| |Продажа |<------------------------| | |квартиры. | | Заемщик | |Строительство |------------------------>| | |квартиры, дома | Денежные средства на |-----------------| |---------------| квартиру Объемы требуемых инвестиций на реализацию программы "Жилище" Таблица 8.1 |-------------------------------|------|-------------------------| | | | 1996-2000 гг. | | Показатели | Един.| (в ценах 1991 г.) | | | изм. |-------------|-----------| | | | Всего | в т.ч. % | |-------------------------------|------|-------------|-----------| | | | | | |1. Капитальные вложения | млн. | 37255 | 79% | | для реализации программы | руб. | | | | жилищного строительства | | | | | правительства Москвы | | | | |2. Затраты на реконструкцию | -"- | 6920 | 15% | | 5-этажных панельных домов | | | | | 1-го этапа индустриального | | | | | домостроения в объеме 3460 | | | | | тыс. кв. м общей площади | | | | | с привлечением инвесторов | | | | |3. Капитальные вложения на | -"- | 413 | 0,9% | | структурную перестройку и | | | | | переход на улучшенные типы | | | | | жилых домов | | | | |4. Затраты на реконструкцию | -"- | 2000 | 4,6% | | жилищного фонда в централь- | | | | | ной части города (в объеме | | | | | до 1000 тыс. кв. м общей | | | | | площади) | | | | |5. Затраты на первоочередные | -"- | 142 | 0,5% | | мероприятия | | | | |-------------------------------|------|-------------|-----------| | ИТОГО | | 46730 | 100% | | | | млн.руб. | | | | | или | | | | | 46,7 | | | | | млрд. руб. | | |-------------------------------|------|-------------|-----------| Структура источников инвестирования программы "Жилище" на 1996-2000 гг. Таблица 8.2 ----------------------------------------------|------------------| Структура инвестиций | Доля инвестиций| ----------------------------------------------|------------------| | - объем капитальных вложений на реализацию | 100% жилищного строительства - всего: | | в том числе: | | - средства городского бюджета | 1,5% | - средства республиканского бюджета | 3,0% | - собственные средства населения | 3,8% | - субсидии и компенсации города | 4,6% очередникам и членам ЖСК | | - средства от коммерческой реализации жилья | 37,0% | - средства привлекаемых инвесторов и | 50,1% собственные средства предприятий и | организаций, прочие внебюджетные | средства | Социальные результаты программы "Жилище" Таблица 8.3 |---|-------------------------------------------|-----|----------| |NN | Показатели |Ед. |Величина | |п/п| |изм. |показателя| |---|-------------------------------------------|-----|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---|-------------------------------------------|-----|----------| | 1.| Общий объем капитальных вложений | млн.| 4383 | | |на одного жителя г. Москвы, | руб.| | | | в том числе: |-----| | | | |100% | | | |- за счет бюджетных средств | -"- | 203 | | |- за счет внебюджетных фондов | -"- | 3818 | | |- собственные средства населения | -"- | 222 | | |- субсидии | -"- | 140 | | | | | | | 2.| Число семей, получивших жилье, | тыс.| 300 | | | из них: |семей| | | |- очередников префектур | -"- | 100 | | |- очередников предприятий | -"- | 200 | | | | | | | 3.| Распределение по формам собственности | тыс.| | | |на жилье, |кв.м | | | | всего, | общ.| 18000 | | | в том числе: | пл. | | | |- по договору найма | -"- | 5000 | | |- аренда | -"- | 800 | | |- личная собственность | -"- | 4000 | | |- частная собственность юридических лиц | -"- | 7500 | | |- кондоминиум | -"- | 500 | | |- индивидуальное строительство | -"- | | | | | | | | 4.| Социальная поддержка населения в | тыс.| | | |приобретении жилья, |кв.м | | | | всего, | общ.| 7500 | | | в том числе: | пл. | | | |- предоставление жилья на бесплатной | -"- | 3000 | | | основе малоимущим категориям населения | | | | |- предоставление жилья на бесплатной | -"- | 500 | | | основе льготным категориям (уволенным | | | | | в запас и отставникам, участникам | | | | | ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС | | | | | и др.) | | | | |- предоставление жилья на бесплатной | -"- | 2000 | | | основе очередникам | | | | |- предоставление жилья очередникам на | -"- | 1100 | | | основе субсидий, их личного вклада | | | | | и краткосрочных займов | | | | |- продажа жилья на основе долгосрочных | -"- | 100 | | | кредитов банков | | | | |- ипотечное кредитование приобретения | -"- | 800 | | | жилья | | | |---|-------------------------------------------|-----|----------| Коммерческая эффективность программы "Жилище" Таблица 8.4 |---|------------------------------------|-----------|-----------| |NN | Показатели | Единица | Величина | |п/п| | измерения | показателя| |---|------------------------------------|-----------|-----------| | 1.| Условия инвестирования: | кв. м | | | |объем площади, передаваемой |общ.площади| | | |инвестору: | | 15150 | | | - в собственность | | 13500 | | | - в долгосрочную аренду | | 1650 | | | - земельный участок, передаваемый | га | 1200 | | | в долгосрочную аренду | | | | 2.| Доход от коммерческого использо- | млн. руб. | 15000 | | |вания объектов и территорий |-----------| | | |(продажа, аренда объектов земель- |кв.м пл./га| | | |ного участка) | | | | 3.| Доход от функционирования | - " - | 20000 | | |объектов социально - культурного | | | | |и бытового назначения | | | | 4.| Дивиденды от реализации жилищных | - " - | 1955 | | |облигаций и других ценных бумаг | | | | 5.| Процентная ставка за банковский | тыс. руб. | 12000 | | |кредит | --------- | ----- | | | | % | 10 | | | | | | | 6.| Приведенные затраты инвесторов | млн. руб. | 30498 | | | | | | | 7.| Удельная чистая текущая стоимость | - " - | 32500 | | | | | | | 8.| Срок окупаемости инвестиций | лет | 1,5 | | | | | | | 9.| Рентабельность инвестиций | % | 40 | | | | | | |10.| Внутренняя норма рентабельности | % | 20 | |---|------------------------------------|-----------|-----------| Рис. 8.1. Формы и условия обеспечения жильем |============================| |-------------------------| | Социальное жилье | |Бюджетные и небюджетные | |----------------------------|-----| |источники финансирования,| | Предоставление жилья очередникам |---|средства предприятий и | | на бесплатной основе по договорам| |организаций | | найма в муниципальном фонде | |-------------------------| |----------------------------------| |-------------------------| | Предоставление специализирован-|-----|Бюджетные и небюджетные | | ного жилья для маломобильных | |источники финансирования,| | групп населения | |средства предприятий и | |--------------------------------| |организаций. Благотвори- | | Ночлежные дома, приюты для |---------|тельные фонды | | престарелых | |-------------------------| |-------------------------------| |-------------------------| | Предоставление жилья для оче- | |Бюджетные и небюджетные | | редников по договору аренды с | |источники финансирования,| | правом последующей приватиза- | |средства предприятий и | | ции (или выкупа) | |организаций, благотвори- | |==================================| |тельные фонды, средства | | Субсидированное жилье | |населения на оплату по | |==================================| |аренде и выкупу жилья | | Приобретение или строительство | |-------------------------| | жилья очередниками с предостав- | |-------------------------| | лением субсидий |----|Средства населения-30-95%| |---------------------------------| |Субсидии бюджета - 5-70% | | Приобретение или строительство | |-------------------------| | жилья семьями со средними дохо-| |-------------------------| | дами на основе консолидации | |Средства населения-5-30% | | личных средств, субсидий, |-----|Субсидии - 5-70% | | фьючерсов, кредитов | |Кредит - 50-5% | |--------------------------------| |Фьючерс - 15-20% | | Приобретение жилья с | |-------------------------| | использованием льготных | |-------------------------| | кредитов для молодых и |-----------|Средства населения - 30% | | многодетных семей | |Кредиты (с льготной опла-| |=============================| |той в рассрочку) - до 70%| | Частное жилье | |-------------------------| |=============================| |-------------------------| | Приобретение с помощью |-----------|Средства населения-30-50%| | ипотечных кредитов | |Кредит (с оплатой | |--------------------------| |в рассрочку) - 70-50% | | Приобретение жилья по | |-------------------------| | рыночным ценам |-------| |-------------------------| |-----------------------| |------|Средства населения 2 0- 10 | |-------------------------| Рис. 9.1. Организационная структура управления реализации жилищной программы по субсидированию и кредитованию жилищного строительства |--------------------------| | Правительство Москвы | |-------------|------------| |--------------------------|-------------------------| | Департамент муниципального жилья | |----------------------------------------------------| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -| |------------| Капвложения |---------------| || Жилищная |------------->|Муниципальный | ¦ Денежные | корпорация |<-------------|ссудо-сберега- |<----------|средства ||------------| |тельный банк | | | |---|--|--------| | | | | | | ФОНД РАЗВИТИЯ ЖИЛЬЯ ||-|- - - - - - | |----|-------| | |----------------------| |--| | |Агентство по| |КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ | | | | Продажа |ипотечному | | |---------|------------| | |-------------->|жилищному | |------|------| | | ипотечных |кредитованию| | | Ассоциация | | кредитов |-----|------| | жилищных | | | |-->--| | | | обществ | | Инвестиции | |Ценные |-------------| | | | |--<--|бумаги --- - - - - - - - - - - - - - | - | |--|---|------| | | Инвесторы | | |------------|| | | |---------------------| | |---------------------| | | Коммерческие банки |--------| Окружные |<| |--------|------------| | муниципальные банки | | | |---------------------| | |---<-----------------------------------------| Московская городская программа "Жилище" разработана коллективом специалистов департаментов, комитетов, организаций, институтов Москвы. Работа выполнена под руководством рабочей группы по разработке проекта Московской городской программы "Жилище", созданной распоряжением мэра Москвы от 03.03.94 N 355-РП, в составе: Сапрыкин П.В. - председатель группы, Росляк Ю.В., Якушенко Э.С. - заместители руководителя группы; члены рабочей группы: Акимов А.Б., Асцатуров В.Н., Воронин А.И., Горбанев Р.В., Графов Ю.А., Гуральник А.А., Демин А.С., Козлов П.Л., Коробков И.С., Кузьмин А.В., Лиценко В.Н., Маврин Ю.К., Маслов Н.В., Матросов А.С., Платонов Ю.Д., Пятибрат В.Г., Ушаков А.А., Хайрутдинова Р.Х., Чутчиков П.И., секретарь - Халеев П.И. Научно - методическое руководство разработкой программы, координация работ, выполнение сводных расчетов и обоснование осуществлены сотрудниками Центра содействия жилищной реформе в составе: - научное руководство: член-корр. ЖКА Кириллова А.Н.; - организация работ - генеральный директор Центра Полтев М.К.; - ответственные исполнители: Фильченко В.П., Стручалин П.В., Чистов Т.П. Работа выполнена при непосредственном участии специалистов Центра социально - экономических исследований Департамента перспективного развития Москвы (Кириллова А.Н., Пронченкова О.Т., Егоров В.Ю.), осуществивших информационно - аналитический анализ, согласование и уточнение параметров развития жилищного комплекса города. Научно - методическая разработка по отдельным направлениям программы осуществлялась следующими представителями институтов и организаций г. Москвы: - МНИИТЭП - Яхкинд Т.П., Винокурова С.Л.; - НИИМосстрой - Затван В.В.; - НИиПИ Генплана - Беккер В.Я., Трифонов А.Л., Иванов М.Е., Фоменко И.В., Макарова И.Е.; - ЦНИИЭП Жилища - Кутузов В.В.; - Институт государства и права - Литовкин В.Н.; - Корпорация "Жилищная инициатива" - Кудрявцева В.А., Чепурин Е.М.; - Российская гильдия риэлторов - Сусленков А.В.; - ЦЭМИ РАН - Хачатрян С.Р.; - Департамент перспективного развития Москвы - Шульга В.А., Демин А.С., Егорова Н.В. Приложение N 2 к постановлению правительства Москвы от 19 сентября 1995 г. N 782 ПРОГРАММА первоочередных мер по реализации программы "Жилище" |---|-----------------------------------|-------------|----------| |N | Мероприятие |Головная | Сроки | |п/п| |организация |реализации| | | |по разработке| | |---|-----------------------------------|-------------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---|-----------------------------------|-------------|----------| | I. Совершенствование правового обеспечения | | и регулирования жилищных отношений | | | | 1.1. Законодательные инициативы | | | | 1.|Разработка и внесение предложения в| Департамент |III-IV кв.| | |городскую Думу по изменению Закона| муниципаль- | 1995 г. | | |РСФСР "О приватизации жилищного| ного жилья | | | |фонда" | | | | | | | | | 2.|Внесение предложений по изменению| Департамент | III кв. | | |Закона "Об общих принципах органи-| инженерного | 1995 г. | | |зации местного самоуправления" | обеспечения,| | | | | Департамент | | | | | муниципаль- | | | | | ного жилья | | | | | | | | 3.|Внесение предложений в проект Зако-| Департамент | IV кв. | | |на РФ "О регулировании риэлторской| муниципаль- | 1995 г. | | |деятельности" | ного жилья | | | | | | | | 4.|Подготовка предложений в проект За-| - " - | II-IV кв.| | |кона РФ "О земле и иной недвижимос-| | 1995 г. | | |ти в РФ" | | | | | | | | | 5.|Участие в разработке Закона РФ по| - " - |III-IV кв.| | |оценке недвижимости | | 1995 г. | | | | | | | 6.|Разработка и внесение в городскую| - " - | IV кв. | | |Думу предложений по изменению Основ| | 1995 г.- | | |законодательства Союза ССР и союз-| | - II кв. | | |ных республик об аренде | | 1996 г. | | | | | | | 7.|Внесение предложений по разработке| - " - | IV кв. | | |федерального законодательства о | | 1995 г.- | | |ценных бумагах в жилищной сфере | | III кв. | | | | | 1996 г. | | | | | | | 8.|Внесение предложений по изменению| - " - | IV кв. | | |Закона РФ "О страховании" | | 1995 г.- | | | | | III кв. | | | | | 1996 г. | | | | | | | 9.|Участие в разработке Основ земель-| - " - | III кв. | | |ного законодательства РФ | | 1995 г.- | | | | | III кв. | | | | | 1996 г. | | | | | | |10.|Подготовка предложений по внесению| Департамент | IV кв. | | |изменений в постановление Прави-| муниципаль- | 1995 г.- | | |тельства РФ "О лицензировании от-| ного жилья, | I кв. | | |дельных видов деятельности" | Московская | 1996 г. | | | | лицензионная| | | | | палата | | | | | | | |11.|Участие в разработке федерального| Департамент | III кв. | | |Закона РФ "О государственной ре-| муниципаль- | 1995 г.- | | |гистрации прав на недвижимое иму-| ного жилья | II кв. | | |щество и сделок с ним" | | 1996 г. | | | | | | |12.|Внесение предложений по применению| - " - | IV кв. | | |и дополнению в законодательство об| | 1995 г.- | | |ответственности граждан и юридичес-| | I кв. | | |ких лиц за нарушения в использова-| | 1996 г. | | |нии жилых помещений | | | | | | 1.2. Нормативно - методическое обеспечение | | жилищных правоотношений | | | | 1.|Подготовка предложений и участие в| Департамент | III кв. | | |разработке Закона о недвижимости на| муниципаль- | 1995 г.- | | |территории Москвы | ного жилья, | III кв. | | | | Москомархи- | 1996 г. | | | | тектура, | | | | | Москомимуще-| | | | | ство, Мос- | | | | | комзем | | | | | | | | 2.|Разработка положения о первичной| Департамент | III кв. | | |регистрации прав на земельные| муниципаль- | 1995 г.- | | |участки и иные объекты недвижимости| ного жилья, | III кв. | | |на территории Москвы | Москомимуще-| 1996 г. | | | | ство, Мос- | | | | | комзем | | | | | | | | 3.|Подготовка Закона г. Москвы "О за-| Москомзем, | IV кв. | | |логе прав на участки земель и иные| Москомиму- | 1995 г.- | | |объекты недвижимости" | щество, | II кв. | | | | Департамент | 1996 г. | | | | муниципаль- | | | | | ного жилья | | | | | | | | 4.|Разработка проекта Закона г. Москвы| Москомзем, | IV кв. | | |"О приобретении, передаче и прекра-| Москомиму- | 1995 г.- | | |щении прав на участки земель и иные| щество, | II кв. | | |объекты недвижимости" | Департамент | 1996 г. | | | | муниципаль- | | | | | ного жилья | | | | | | | | 5.|Разработка предложений и участие в| Департамент |III-IV кв.| | |подготовке проекта Закона Москвы | муниципаль- | 1995 г. | | |"О реальных повинностях" | ного жилья | | | | | | | | 6.|Подготовка и представление в го-| Департамент | IV кв. | | |родскую Думу проекта Закона г.| муниципаль- | 1995 г.- | | |Москвы "О порядке улучшения жилищ-| ного жилья, | II кв. | | |ных условий в г. Москве" | Департамент | 1996 г. | | | | инженерного | | | | | обеспечения,| | | | | Москомимуще-| | | | | ство | | | | | | | | 7.|Подготовка для представления в Мос-| Москомимуще-| IV кв. | | |ковскую городскую Думу проекта По-| ство, | 1995 г.- | | |ложения "О статусе и порядке ис-| Департамент | III кв. | | |пользования нежилых помещений, име-| инженерного | 1996 г. | | |ющих общественное значение в жилых| обеспечения,| | | |домах, управляемых товариществами| Департамент | | | |собственников помещений" | муниципаль- | | | | | ного жилья | | | | | | | | 8.|Подготовка проекта временного Поло-| Департамент |III-IV кв.| | |жения о создании и деятельности жи-| муниципаль- | 1995 г. | | |лищных товариществ по строительству| ного жилья | | | |и реконструкции жилых домов | | | | | | | | | 9.|Разработка и утверждение Положения| Департамент | IV кв. | | |о порядке и условиях предоставления| муниципаль- | 1995 г.- | | |гражданам жилой площади по договору| ного жилья | I кв. | | |аренды | | 1996 г. | | | | | | |10.|Разработка нормативной базы, опре-| - " - | IV кв. | | |деляющей порядок отселения жителей| | 1995 г.- | | |с жилой площади, относящейся к раз-| | I кв. | | |личным формам собственности, в свя-| | 1996 г. | | |зи с ремонтом и реконструкцией жи-| | | | |лых домов | | | | | | | | |11.|Разработка мероприятий, определяю-| - " - |III-IV кв.| | |щих порядок волнового переселения| | 1995 г. | | |граждан, отселяемых из 5-этажного | | | | |жилого фонда периода первого ин- | | | | |дустриального домостроения | | | | | | | | |12.|Подготовка предложений по реализа-| Департамент |III-IV кв.| | |ции ст. 15 Закона РФ "Об основах| инженерного | 1995 г. | | |федеральной жилищной политики" в| обеспечения | | | |части оплаты жилья и коммунальных| | | | |услуг" | | | | | | | | |13.|Разработка нормативной базы по из-| Департамент | IV кв. | | |менению правовых основ проживания в| муниципаль- | 1995 г.- | | |общежитиях в связи с введением инс-| ного жилья | II кв. | | |титута аренды жилых помещений | | 1996 г. | | | | | | |14.|Внесение предложений по упорядоче-| Департамент | I-III кв.| | |нию и систематизации законодатель-| муниципаль- | 1996 г. | | |ства, направленного на устранение| ного жилья | | | |нарушений в использовании жилых по-| | | | |мещений | | | | | | | | |15.|Разработка предложений по регламен-| Департамент |III-IV кв.| | |тации и упорядочению нормативной| инженерного | 1995 г. | | |базы по предоставлению гражданам| обеспечения | | | |льгот по дополнительной площади,| | | | |оплате жилья и коммунальных услуг | | | | | | | | |16.|Разработка предложения о порядке| Департамент | IV кв. | | |замены по обращению граждан занима-| муниципаль- | 1995 г. | | |емых ими жилых помещений, превышаю-| ного жилья | | | |щих социальную норму на жилое поме-| | | | |щение в пределах нормы | | | | | | | | |17.|Разработка методики определения| Москомзем, | IV кв. | | |площади земельных участков, относи-| БТИ, | 1995 г.- | | |мых к домовладению (площади дома) и| Департамент | I кв. | | |к квартальным территориям общего| инженерного | 1996 г. | | |пользования | обеспечения | | | | | | | |18.|Внесение предложений по введению| БТИ, | IV кв. | | |индексируемых коэффициентов к стои-| Департамент | 1995 г. | | |мости жилья, введенного в эксплуа-| инженерного | | | |тацию после 1 января 1992 г., для| обеспечения | | | |взимания налога на имущество | | | | | | | | |19.|Подготовка предложений по упорядо-| Департамент | IV кв. | | |чению налогообложения операций с| муниципаль- | 1995 г. | | |недвижимостью | ного жилья, | | | | | Российская | | | | | и Московская| | | | | гильдии | | | | | риэлторов | | | | | | | |20.|Подготовка и внесение предложений| Департамент | IV кв. | | |по совершенствованию системы управ-| муниципаль- | 1995 г.- | | |ления жилищным фондом города | ного жилья | II кв. | | | | | 1996 г. | | | | | | |21.|Подготовка и представление в го-| - " - | IV кв. | | |родскую Думу проекта Устава внебюд-| | 1995 г.- | | |жетного фонда поддержки жилищных| | II кв. | | |движений в г. Москве | | 1996 г. | | | | | | |22.|Подготовка проекта закона г. Москвы| Департамент | 1996 г. | | |"О риэлторской деятельности" | муниципаль- | | | | | ного жилья, | | | | | Лицензионная| | | | | палата | | | | | | | |23.|Подготовка проектов нормативных до-| Департамент | 1995 г. | | |кументов по организации конкурсов| муниципаль- | | | |по отбору частных компаний для уп-| ного жилья, | | | |равления жилищным фондом | Департамент | | | | | инженерного | | | | | обеспечения | | | | | | | |24.|Разработка проекта закона г. Москвы| Департамент | 1995 г. | | |"О домовых комитетах" | инженерного | | | | | обеспечения,| | | | | Департамент | | | | | муниципаль- | | | | | ного жилья | | | | | II. Организационное обеспечение | | | | | | | 1.|Переоценка жилищного фонда города с| БТИ | IV кв. | | |учетом реальной стоимости жилья | | 1995 г. | | | | | | | 2.|Разработка системы подготовки и пе-| Департамент | IV кв. | | |реподготовки кадров территориальных| муниципаль- | 1995 г.- | | |жилищных и эксплуатационных органи-| ного жилья, | IV кв. | | |заций с использованием научного по-| Департамент | 1996 г. | | |тенциала города и возможностей изу-| инженерного | | | |чения зарубежного опыта | обеспечения,| | | | | префектуры | | | | | | | | 3.|Систематизация нормативной базы,| Департамент | IV кв. | | |регламентирующей права и ответс-| инженерного | 1995 г.- | | |твенность нанимателей, арендаторов| обеспечения | II кв. | | |и собственников по содержанию и ре-| | 1996 г. | | |монту жилых помещений | | | | | | | | | 4.|Урегулирование порядка привлечения| - " - | III кв. | | |организаций различных форм соб-| | 1995 г. | | |ственности для эксплуатации жилищ-| | | | |ного фонда на конкурсной основе | | | | | | | | | 5.|Разработка, утверждение и выполне-| Департамент | IV кв. | | |ние программы поддержки и развития| инженерного | 1995 г.- | | |малого предпринимательства в сфере| обеспечения,| -2000 г. | | |эксплуатации жилищного фонда | префектуры | | | | | | | | 6.|Подготовка предложений по расшире-| - " - | IV кв. | | |нию прав Дирекции единого заказчика| | 1995 г.- | | |по эксплуатации и управлению жилыми| | II кв. | | |и нежилыми помещениями, внутридомо-| | 1996 г. | | |выми территориями и зелеными насаж-| | | | |дениями | | | | | | | | | 7.|Создание гибкой системы взаимодей-| Департамент | IV кв. | | |ствия между Дирекцией единого за-| инженерного | 1995 г.- | | |казчика и подрядчиками, нанимателя-| обеспечения | II кв. | | |ми квартир, собственниками квартир,| | 1996 г. | | |ЖСК в связи с возникновением новых| | | | |форм собственности на жилье | | | | | | | | | 8.|Подготовка предложений по механизму| Департамент | IV кв. | | |стимулирования приобретения жилья| строитель- | 1995 г.- | | |москвичами в рамках программы мало-| ства | IV кв. | | |этажного жилищного строительства в| | 1996 г. | | |Московской области | | | | | | | | | 9.|Подготовка и утверждение стандартов| Москомархи- | IV кв. | | |качества жилой среды в г. Москве | тектура, | 1995 г.- | | | | МНИИТЭП | II кв. | | | | | 1996 г. | | | | | | |10.|Подготовка предложения по совер-| Департамент | IV кв. | | |шенствованию системы управления| строитель- | 1995 г.- | | |строительным комплексом города | ства | II кв. | | | | | 1996 г. | | | | | | |11.|Подготовка и создание специализиро-| Департамент | IV кв. | | |ванного жилищного суда | муниципаль- | 1995 г.- | | | | ного жилья, | III кв. | | | | Управление | 1997 г. | | | | юстиции г. | | | | | Москвы | | | | | | | |12.|Разработка предложений и проведение| Департамент | IV кв. | | |организационных мероприятий по фор-| муниципаль- | 1995 г.- | | |мированию жилищной милиции в струк-| ного жилья, | III кв. | | |туре службы криминальной милиции| ГУВД | 1997 г. | | |ГУВД г. Москвы | г. Москвы | | | | | | | |13.|Проведение комплекса мероприятий по| Департамент | III кв. | | |созданию системы страхования недви-| муниципаль- | 1995 г.- | | |жимости в жилищной сфере, разработ-| ного жилья, | II кв. | | |ка комплекта типовых документов по| префектуры | 1996 г. | | |страхованию жилых помещений | | | | | | | | |14.|Разработка целевой комплексной| Департамент | 1996 г.- | | |Программы паспортизации жилищного| муниципаль- | -1997 г. | | |фонда г. Москвы | ного жилья, | | | | | Центр содей-| | | | | ствия жилищ-| | | | | ной реформе | | | | | | | | |- разработка типового паспорта на| - " - | 1995 г. | | |квартиру | | | | |- разработка макета паспорта на жи-| МосгорБТИ | 1995 г. | | |лой дом | | | | |- эксперимент по внедрению паспор-| Префектуры | 1995 г.-| | |тизации жилищного фонда | адм.округов,| -1996 г. | | | | Департамент | | | | | инженерного | | | | | обеспечения,| | | | | МНИИТЭП | | | | | | | | |- внедрение паспортизации жилищного| - " - | 1996 г.- | | |фонда | | -1999 г. | | | | III. Организация финансового обеспечения | | программы | | | | 3.1. Инвестиционная политика | | | | 1.|Подготовка предложений и рекоменда-| Департамент | IV кв. | | |ции по регулированию рыночных и не-| строитель- | 1995 г.- | | |рыночных отношений в инвестировании| ства, Депар-| II кв. | | |жилищной сферы | тамент эко- | 1996 г. | | | | номической | | | | | политики и | | | | | развития | | | | | | | | 2.|Подготовка предложений по формиро-| Департамент | IV кв. | | |ванию инвестиционной части городс-| экономиче- | 1995 г.- | | |кого бюджета в новых условиях | ской полити-| I кв. | | | | ки и разви- | 1996 г. | | | | тия | | | | | | | | 3.|Проведение подготовительной работы| Департамент | IV кв. | | |по созданию системы финансирования| муниципаль- | 1995 г.- | | |жилищного строительства, основанной| ного жилья | III кв. | | |на развитии жилищных кредитов и| | 1996 г. | | |ссудо - сберегательных учреждений | | | | | | | | | 4.|Подготовка и утверждение Положения| Департамент | IV кв. | | |по организации муниципальных займов| экономиче- | 1995 г.- | | |для инвестирования строительства| ской полити-| II кв. | | |объектов жилищной сферы | ки и разви- | 1996 г. | | | | тия | | | | | | | | 5.|Разработка комплекта организационно| - " - | IV кв. | | |- распорядительных документов по| | 1995 г.- | | |кредитованию жилищного строительст-| | III кв. | | |ва | | 1996 г. | | | | | | | 6.|Подготовка предложений по совер-| - " - | IV кв. | | |шенствованию системы налогообложе-| | 1995 г.- | | |ния недвижимого имущества в жилищ-| | II кв. | | |ной сфере как основной доходной| | 1996 г. | | |части бюджета, направляемой на цели| | | | |финансирования строительства жилья | | | | | | | | | 7.|Проведение анализа и оценки эффек-| - " - | IV кв. | | |тивности методов и условий привле-| | 1995 г.- | | |чения инвесторов для реализации ре-| | II кв. | | |конструкции жилых объектов и квар-| | 1996 г. | | |талов. | | | | |Подготовка предложений | | | | | | 3.2. Совершенствование системы кредитования и | | субсидирования населения при строительстве | | и приобретении жилья | | | | 1.|Подготовка и проведение комплекса| Департамент | IV кв. | | |мероприятий по созданию системы| экономиче- | 1995 г.- | | |ипотечного кредитования в г. Москве| ской полити-| III кв. | | |(организация работы, договорные до-| ки и разви- | 1996 г. | | |кументы, предоставление гарантий по| тия г. Моск-| | | |ценным бумагам местным органам) | вы, | | | | | Департамент | | | | | муниципаль- | | | | | ного жилья | | | | | | | | 2.|Подготовка предложений по поддержке| - " - | - " - | | |и стимулированию банков, принимаю-| | | | |щих на себя кредитование жилищного| | | | |строительства | | | | | | | | | 3.|Подготовка предложений по совмест-| - " - | - " - | | |ному участию банков, риэлторских| | | | |структур в реализации долгосрочного| | | | |кредитования населения при строи-| | | | |тельстве и приобретении жилья | | | | | | | | | 4.|Подготовка предложений по развитию| Департамент | I кв. | | |новых форм строительства жилья с| муниципаль- | 1996 г.- | | |учетом создания системы субсидиро-| ного жилья, | IV кв. | | |вания населения с низкими и средни-| Департамент | 1996 г. | | |ми доходами | экономиче- | | | | | ской полити-| | | | | ки и разви- | | | | | тия г. Моск-| | | | | вы, Департа-| | | | | мент строи- | | | | | тельства | | | | | | | | 5.|Проведение эксперимента в микрорай-| Департамент | 1996 г.- | | |оне 8А Митино (СЗАО) по внедрению | муниципаль- | -1998 г. | | |новых форм внебюджетного финансиро-| ного жилья, | | | |вания: системы ипотечного кредито-| Департамент | | | |вания, размещения московских жилищ-| финансов, | | | |ных облигаций (жилищных сертифика-| Департамент | | | |тов), предоставление москвичам без-| строитель- | | | |возмездных субсидий на строительст-| ства | | | |во и покупку жилья, внедрение новой| | | | |системы эксплуатации жилищного фон-| | | | |да | | | | | | IV. Научно - техническое обеспечение | | | | 1.|Введение автоматизированной системы| Департамент | 1996 г.- | | |расчетов с нанимателями и владель-| инженерного | -1997 г. | | |цами жилья на уровне Дирекций еди-| обеспечения | | | |ного заказчика | | | | | | | | | 2.|Подготовка плана проведения работ| - " - | 1996 г.- | | |по внедрению информационно - вычис-| | -1998 г. | | |лительной техники в Дирекциях еди-| | | | |ного заказчика и выработке единой| | | | |информационной базы | | | | | | | | | 3.|Создание ЕИС "Жилище": | Департамент | | | |- создание Центров регистрации прав| муниципаль- | 1995 г. | | |собственности на жилье администра-| ного жилья, | | | |тивных округов | АО "Моспри- | | | | | ватизация" | | | | | | | | |- создание адресного реестра г.| МосгорБТИ | 1996 г. | | |Москвы и службы его ведения | | | | |- создание информационно - аналити-| Департамент | 1996 г.- | | |ческого центра | муниципаль- | 1997 г. | | | | ного жилья, | | | | | АО "Моспри- | | | | | ватизация", | | | | | МосгорБТИ, | | | | | Центр содей-| | | | | ствия жилищ-| | | | | ной реформе | | | | | | | | |- создание электронного архива до-| Департамент | 1995 г.- | | |кументов, подтверждающих права| муниципаль- | -1996 г. | | |собственности на жилые помещения | ного жилья, | | | | | АО "Моспри- | | | | | ватизация" | | | | | | | | |- формирование банка данных муници-| Департамент | 1996 г.- | | |пального жилищного фонда | муниципаль- | -1997 г. | | | | ного жилья, | | | | | МосгорБТИ, | | | | | АО "Моспри- | | | | | ватизация", | | | | | МГКА "Мос- | | | | | жилсервис", | | | | | Жил.комитеты| | | | | адм.округов | | | | | | | | |- создание банков данных жилищной| Департамент | 1995 г.- | | |сферы | муниципаль- | -1997 г. | | | | ного жилья, | | | | | АО "Моспри- | | | | | ватизация", | | | | | МосгорБТИ, | | | | | Департамент | | | | | инженерного | | | | | обеспечения,| | | | | МГКА "Мос- | | | | | жилсервис", | | | | | ГУВД | | | | | | | | 4.|Проведение анализа и внесение пред-| Департамент | 1995 г.- | | |ложений по совершенствованию техно-| строительст-| -1997 г. | | |логий производства работ, созданию| ва | | | |экономичных строительных материа-| | | | |лов, конструкций и изделий в жилищ-| | | | |ном строительстве малой и средней| | | | |этажности | | | | | | | | | 5.|Подготовка предложений по примене-| Москомархи- | III кв. | | |нию планировочных схем трансформа-| тектура, | 1995 г.- | | |ции жилых помещений при строитель-| Департамент | II кв. | | |стве и реконструкции жилья | строительст-| 1996 г. | | | | ва | | | | | | | | 6.|Разработка технологий возведения| - " - | 1995 г.- | | |монолитных жилых домов с разнооб-| | -1996 г. | | |разными объемно - планировочными| | | | |решениями | | | | | | | | | 7.|Разработка плана мероприятий по со-| Департамент | IV кв. | | |вершенствованию производства сани-| строительст-| 1995 г.- | | |тарно - технических изделий и работ| ва, | IV кв. | | |с целью повышения потребительских| Департамент | 1996 г. | | |качеств, снижения материалоемкости,| инженерного | | | |насыщения квартир различными прибо-| обеспечения | | | |рами и устройствами регулирования,| | | | |учета и контроля, а также техноло-| | | | |гичности монтажа | | | | | | | | | 8.|Создание и внедрение передовых тех-| - " - | 1996 г.- | | |нологий в области отделочных работ| | -1997 г. | | |(механизированная отделка наружных| | | | |стен жилых домов, индустриальные| | | | |методы покраски и отделки внутрен-| | | | |них помещений, выпуск приспособле-| | | | |ний и оборудования для ремонта| | | | |квартир) | | | | | | | | | 9.|Создание современных систем благо-| Москомархи- | 1996 г.- | | |устройства и озеленения территорий| тектура, | -1997 г. | | |жилых кварталов, организации сбора,| префектуры | | | |транспортировки, утилизации и унич-| | | | |тожения бытовых отходов | | | | | | | | |10.|Разработка нормативных требований и| Москомархи- | IV кв. | | |экологической безопасности прожива-| тектура | 1995 г.- | | |ния | | I кв. | | | | | 1996 г. | | | | | | ¦ V. Реализация целевых программ по | ¦ отдельным направлениям | ¦ | | 1.|Целевая программа привлечения| Департамент | 1995 г.- | | |средств населения и адресной помощи| муниципаль- | -2000 г. | | |различным категориям граждан в| ного жилья, | | | |улучшении жилищных условий | Департамент | | | | | экономиче- | | | | | ской полити-| | | | | ки и разви- | | | | | тия, | | | | | префектуры | | | | | | | | | | | | | 2.|Целевая программа реформирования| - " - | 1996 г.- | | |системы финансирования жилищного| | -2000 г. | | |строительства с учетом сочетания| | | | |рыночных и нерыночных факторов | | | | | | | | | 3.|Целевая программа совершенствова-| Москомархи- | 1996 г.- | | |ния учета жилищных потребностей и| тектура, | -2000 г. | | |развития жилья | Департамент | | | | | муниципаль- | | | | | ного жилья, | | | | | префектуры | | | | | | | | 4.|Целевая программа подготовки и обу-| Департамент | 1995 г.- | | |чения кадров в жилищной сфере | муниципаль- | -2000 г. | | | | ного жилья, | | | | | Департамент | | | | | инженерного | | | | | обеспечения,| | | | | префектуры | | | | | | | | 5.|Целевая программа формирования| Москомархи- | 1995 г.- | | |жилья для маломобильных групп насе-| тектура, | -2000 г. | | |ления | префектуры, | | | | | Департамент | | | | | строительст-| | | | | ва | | | | | | | | 6.|Целевая программа снижения стоимос-| Департамент | 1995 г.- | | |ти строительства и реконструкции| строительст-| -2000 г. | | |жилья | ва | | | | | Москомархи- | | | | | тектура | | | | | | | | 7.|Целевая программа научно - техни-| - " - | 1995 г.- | | |ческого обеспечения жилищного стро-| | -2000 г. | | |ительства | | | | | | | | | 8.|Целевая программа обеспечения ре-| Префектура | 1995 г.- | | |конструкции жилых кварталов центра| ЦАО, Депар- | -2000 г. | | |г. Москвы на основе бизнес - плани-| тамент эко- | | | |рования доходов и затрат, экономи-| номической | | | |ческого обоснования проектных реше-| политики и | | | |ний с помощью методов расчета ком-| развития | | | |мерческой и финансовой эффективнос-| г. Москвы | | | |ти предложений по развитию террито-| | | | |рий | | | | | | | | | 9.|Целевая программа реконструкции| Москомархи- | IV кв. | | |5-этажных панельных домов первого| тектура, | 1995 г.- | | |периода индустриального домостро-| префектуры, | -2000 г. | | |ения на основе самофинансирования и| Департамент | | | |интеграции всех финансовых ресур-| экономиче- | | | |сов, включая средства населения,| ской полити-| | | |внедрение зарубежного опыта по ин-| ки и разви- | | | |дустриальным методам модернизации| тия г. Моск-| | | |жилья, обоснование проектных реше-| вы | | | |ний обновления жилых кварталов пу-| | | | |тем разработки бизнес - планов и| | | | |определения экономически выгодных| | | | |альтернативных предложений | | | | | | | | |10.|Разработка целевых программ соглас-| - " - | 1996 г.- | | |но перечню Программы "Жилище" | | -2000 г. | | | | | | VI. Совершенствование статистической отчетности | | | | | 1.|Разработка основных статистических| Мосгорком- | IV кв. | | |показателей, отражающих функциони-| стат, | 1995 г.- | | |рование жилищной сферы в рыночных| Департамент | III кв. | | |условиях | муниципаль- | 1996 г. | | | | ного жилья | | | | | | | | | | | | | 2.|Проведение анализа и обобщение по-| Мосгорком- | 1995 г.- | | |казателей по доходам и расходам се-| стат, | -1997 г. | | |мей, их распределения по группам с| ЦАО | | | |целью корректировки регулирующих| | | | |мер по использованию средств насе-| | | | |ления для жилищного финансирования | | | | | | | | | 3.|Разработка системы показателей| Мосгорком- | ежегодно | | |обеспеченности населения жильем | стат, | | | |различных форм собственности | Департамент | | | | | экономиче- | | | | | ской полити-| | | | | и развития | | | | | г. Москвы | | | | | | | | 4.|Проведение анализа выполнения ос-| Мосгорком- | ежегодно | | |новных показателей программы с| стат, | | | |оценкой эффективности всех механиз-| Департамент | | | |мов и форм реализации жилищной по-| муниципаль- | | | |литики с выделением социальных ре-| ного жилья, | | | |зультатов | Департамент | | | | | экономиче- | | | | | ской полити-| | | | | ки и разви- | | | | | тия г. Моск-| | | | | вы | | |---|-----------------------------------|-------------|----------| |