Страницы: 1 2 КОНСУЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ БОЛГАРИЕЙ КОНВЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 7 сентября 1995 г. (Д) Российская Федерация и Республика Болгария, именуемые в дальнейшем стороны, стремясь содействовать укреплению дружеских отношений между двумя странами, а также углублению взаимовыгодного сотрудничества, руководствуясь желанием регулировать и развивать консульские отношения с целью более эффективной защиты прав и интересов своих граждан, выражая волю дополнять и развивать положения Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года, подтверждая, что по вопросам, которые не оговорены в данной Конвенции, будут применяться нормы обычного международного права и многосторонние международные договоры, участниками которых являются Стороны, договорились о нижеследующем: Статья 1 Определения В настоящей Конвенции употребляемые ниже выражения имеют следующие значения: а) "консульское учреждение" означает любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство; б) "консульский округ" означает район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций; в) "глава консульского учреждения" означает лицо, которому поручено действовать в этом качестве; г) "консульское должностное лицо" означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций; д) "консульский служащий" означает любое лицо, выполняющее административные или технические обязанности в консульском учреждении; е) "работник обслуживающего персонала" означает любое лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения; ж) "работники консульского учреждения" означает консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала; з) "работники консульского персонала" означает консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консульские служащие и работники обслуживающего персонала; и) "частный домашний работник" означает используемые исключительно для консульского учреждения здания или части зданий и обслуживающий данное здание или части зданий, земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них; л) "консульские архивы" включают все бумаги, документы, корреспонденцию, книги, фильмы, видеозвукозаписи, дискеты и реестры консульского учреждения вместе шифрами и кодами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или ранения; м) "судно представляемого государства" означает любое судно, за исключением военных судов, имеющие право идти под флагом представляемого государства и зарегистрированное в этом государстве; н) "воздушное судно представляемого государства" означает любой летательный аппарат, за исключением военных летательных аппаратов, зарегистрированный в представляемом государстве и имеющий право нести опознавательные знаки этого государства. Статья 2 Открытие консульских учреждений 1.Консульское учреждение представляемого государства может быть открыто на территории государства пребывания только с согласия государства пребывания. 2. Местонахождения консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются по соглашению между представляемым государством и государством пребывания. 3. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класс и консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания. 4. Предварительное определенно выраженное согласие государства пребывания необходимо также для открытия канцелярий, составляющей часть существующего консульского учреждения, вне местонахождения последнего. Статья 3 Назначение главы консульского учреждения 1. До назначения главы консульского учреждения представляемым государством по дипломатическим или по иным соответствующим каналам должно быть получено согласие государства пребывания в отношении предлагаемого лица. 2. Если государство пребывания не дает согласия на назначение какого-либо лица в качестве главы консульского учреждения, оно не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа. 3. Представляемое государство направляет по дипломатическим каналам в Министерство иностранных дел государства пребывания консульский патент или другой аналогичный документ для назначения главы консульского учреждения, его гражданство, класс, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. 4. По получении консульского патента или иного аналогичного документа для назначения главы консульского учреждения государство пребывания выдает ему разрешение, называемое экзекватурой, какую бы форму такое разрешение не имело. Государство пребывания, отказывающееся выдать экзекватуру или иное разрешение, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа. 5. За исключением случаев, предусмотренных в пункте 6, настоящей статьи и в статье 4, глава консульского учреждения может приступить к выполнению своих функций только после выдачи такой экзекватуры или иного разрешения. 6. Государство пребывания может допустить главу консульского учреждения к выполнению его функции на временной основе до выдачи экзекватуры или иного разрешения. В этом случае применяются положения настоящей Конвенции. 7. Как только глава консульского учреждения будет допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания немедленно уведомляет об этом компетентные органы консульского органа. Кроме того оно обеспечивает принятие мер, необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами, вытекающими из настоящей Конвенции. Статья 4 Временное выполнение функции главы консульского учреждения 1. Если глава консульского учреждения не может выполнять свои функции или если должность главы консульского учреждения вакантна, функции главы консульского учреждения могут временно выполняться исполняющими обязанности главы консульского учреждения. 2. Полное имя и фамилия исполняющего обязанности главы консульского учреждения сообщаются министерству иностранных дел государства пребывания или указанному этим министерством органу дипломатическим представительством представляемого государства или, если это государство не имеет такого представительства в государстве пребывания, - главой консульского учреждения, или, если оно не в состоянии этого сделать, - любым компетентным органом представляемого государства. Как общее правило, это сообщение делается заблаговременно. 3. Компетентные органы государства пребывания оказывают исполняющему обязанности главы консульского учреждения помощь и защиту. Пока он возглавляет учреждение, на него распространяются положения настоящей Конвенции на том основании, как и на главу соответствующего консульского учреждения. 4. Если член дипломатического представительства представляемого государства в государстве пребывания назначается представляемым государством в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи временно исполняющим обязанности главы консульского учреждения, он продолжает пользоваться дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Статья 5 Назначение работников консульского персонала 1. С исключениями, предусмотренными в положениях статей 6 и 7, представляемое государство может свободно назначать работников консульского персонала. 2. Представляемое государство заблаговременно сообщает государству пребывания полное имя и фамилию, категорию и класс всех консульских должностных лиц, помимо главы консульского учреждения с тем, чтобы государство пребывания могло, если оно этого пожелает, осуществить свои права, предусмотренные в пункте 3 статьи 7. 3. Государство пребывания выдает всем работникам консульского учреждения и членам их семей удостоверение личности, признающее их статус в качестве работников консульского учреждения и членов их семей. Статья 6 Гражданство консульских должностных лиц Консульское должностное лицо должно быть гражданином представляемого государства. Статья 7 Лица, объявленные "persona non grata" 1. Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство по дипломатическим каналам о том, что то или иное консульское должностное лицо является "persona non grata" или что любой работник консульского персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство должно соответственно отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении. 2. Если представляемое государство откажется выполнить или же не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, государство пребывания может соответственно аннулировать экзекватуру или иное разрешение данного лица или перестать считать его работником консульского персонала. 3. Лицо, назначенное в качестве работника консульского учреждения, может быть объявлено неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания или, если оно уже находится в государстве пребывания, до того, как оно приступит к исполнению своих обязанностей в консульском учреждении. В любом таком случае предоставляемое государство аннулирует его назначение. 4. В случаях, упомянутых в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, государство пребывания не обязано сообщать мотивы своего решения предоставляемому государству. Статья 8 Уведомление государства пребывания о назначениях, прибытии и отбытии 1. Министерств иностранных дел государства пребывания или указанный этим министерством орган уведомляет: а) о назначении работников консульского учреждения, их прибытие после назначения в консульское учреждение, об их окончательном отбытии или о прекращении функций и обо всех других изменениях, влияющих на их статус, которые могут произойти во время их работы в консульском учреждении; б) о прибытии или окончательном отбытии лица, являющегося членом семьи работника консульского учреждения и постоянно вместе с ним проживающего, а также, в надлежащих случаях, о том, что то или иное лицо становится или перестает быть таким членом семьи; в) о прибытии и окончательном отбытии частных домашних работников и, в надлежащих случаях, о прекращении их службы в качестве таковых; г) о найме и увольнении лиц, проживающих в государстве пребывания в качестве работников консульского учреждения или частных домашних работников, имеющих право на привилегии и иммунитеты. 2. Уведомление о прибытии или окончательном отбытии должно делаться по возможности заблаговременно. Статья 9 Приобретение консульских и жилых помещений 1. Представляемое государство имеет право от своего лица или через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в соответствии с законами и правилами государства пребывания и с согласия этого государства приобретать в собственность, получать в пользование, арендовать или вступать во владение в любой другой форме: а) здания ил части зданий, предназначенные для консульских помещений, резиденцию главы консульского учреждения, а также жилое помещение для любого консульского должностного лица и любого консульского служащего, который не является гражданином государства пребывания или не имеет постоянного местожительства в этом государстве; б) землю, предназначенную для строительства любых таких консульских и жилых помещений. 2. В соответствии с условиями, упомянутыми в пункте 1 настоящей статьи, представляемое государство может также улучшать или приспособлять такие консульские и жилые помещения или землю, предназначенную соответственно для консульских и жилых помещений или же для их строительства. 3. Государства пребывания в случае необходимости оказывает соответствующую помощь и поддержку представляемому государству при осуществлении прав, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи. 4. Ничто в настоящей статье не следует толковать как освобождающее представляемое государство от ответственности за соблюдение законов и правил государства пребывания, регулирующих расположения и конструкцию зданий, а также городское планирование и районирование. Статья 10 Почетные консульские должностные лица Если обе Договаривающиеся Стороны согласятся на назначение почетного консульского должностного лица, они консультируются друг с другом по вопросу заключения соответствующего соглашения на основе положений Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 года, настоящей Конвенции и норм обычного международного права. Статья 11 Защита консульских учреждений и работников консульских учреждений 1. Государство пребывания предоставляет все возможности для выполнения функций консульского учреждения. 2. Государство пребывания относится к консульским должностным лицам с должным уважением и принимает все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу или достоинство консульских должностных лиц или иных работников консульского учреждения, не являющихся гражданами государства пребывания и не имеющих в государстве пребывания статуса иностранца, которому на законном основании разрешено постоянное место жительства, а также членов семей, постоянно проживающих с любым из вышеупомянутых лиц. Статья 12 Государственный флаг и герб 1. Представляемое государство имеет право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания в соответствии с положениями настоящей статьи. 2. Государственный флаг представляемого государства может быть вывешен и его государственный герб укреплен на здании, занимаемом консульским учреждением на его входных дверях, а также на резиденции главы консульского учреждения и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на его средствах передвижения. 3. При осуществлении прав, предусмотренных в настоящей статье, представляемые государством соблюдает законы, правила и обычаи государства пребывания. Статья 13 Неприкосновенность консульских помещений 1. Консульские помещения неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в здание, части зданий, используемые исключительно для целей консульского учреждения, или на земельный участок, обслуживающий эти здания или части зданий, без согласия на это главы консульского учреждения, главы дипломатического представительства представляемого государства или лица, назначенного одним из них. 2. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются также к жилым помещениям консульских должностных лиц и консульских служащих, если они не являются гражданами государства пребывания или лицами, постоянно проживающими в нем. 3. При условии соблюдения положений пункта 1 настоящей статьи на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства. 4. Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях государственной обороны или для общественных нужд государства пребывания. Статья 14 Неприкосновенность консульского архива и документов Консульские архивы и консульские документы неприкосновенны в любое время и не зависимо от их местонахождения. Статья 15 Освобождение консульских помещений от налогов 1. Консульские помещения и резиденция главы консульского учреждения, владельцем или нанимателем которых является представляемое государство, или любое лицо, действующее от его имени, освобождаются от всех государственных, районных или местных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляю собой плату за конкретные виды обслуживания. 2. Налоговые изъятия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не распространяются на те сборы, пошлины и налоги, которыми по законам и правилам государства пребывания облагаются лица, заключившие договор с представляемым государством или лицом, действующим от его имени. Статья 16 Свобода передвижения Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания обеспечивает всем работникам консульского учреждения свободу передвижения и поездок по территории консульского округа. Статья 17 Свобода сношений 1. Государство пребывание должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей. При сношениях с правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они не находились, консульское учреждение может пользоваться всеми проходящими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы, и закодированные или шифрованные депеши. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с согласия государств пребывания. При пользовании обычными средствами связи к консульскому учреждению применяются те же тарифы, что и к дипломатическому представительству. 2. Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его функциям. 3. Все места, составляющие консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и могут содержать только официальную корреспонденцию и документы или предметы, предназначенные исключительно для официального пользования. 4. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезное основание полагать, что в вализе содержится что-то друге, кроме корреспонденции, документов или предметов, перечисленных в пункте 3 настоящей статьи, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить эти требования, вализа возвращается в место отправления. 5. Консульский курьер снабжается официальным документом, в котором указываются его статус и число мест, составляющих консульскую вализу. За исключением случаев, когда имеется согласие государства пребывания, он не может быть ни гражданином государства пребывания, ни, если он не является гражданином представляемого государства, лицом, постоянно проживающим в государстве пребывания. При выполнении своих функций он находится как и дипломатический курьер, под защитой государства пребывания, пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме. 6. Представляемые государства, его дипломатические представительства и консульские учреждения могут назначать специальных консульских курьеров ad hoc. В таких случаях также применяются положения пункта 5 настоящей статьи за тем исключением, что упомянутые в нем иммунитеты прекращаются в момент доставки курьером доверенной консульской вализы по назначению. 7. Консульская вализа может быть вверена командиру судна или самолета. Он снабжается официальным документом, с указанием числа мест, составляющих вализу, но он не считается консульским курьером. Консульское должностное лицо может принять вализу непосредственно и беспрепятственно от командира судна или самолета, а также передать ему такую вализу. Статья 18 Личная неприкосновенность консульских должностных лиц Консульские должностные лица и члены их семей пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Статья 19 Иммунитет от юрисдикции 1. Консульское должностное лицо или консульский служащий, если он не является гражданином государства пребывания или лицом, постоянно пребывающим в нем, пользуется иммунитетами от юрисдикции государства пребывания с изъятиями, предусмотренными в пунктах "а", "в", "с" пункта 1 и в пункте 3 статьи 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях, подписанной 18 апреля 1961 года. 2. Члены семей консульских должностных лиц или консульских служащих, если они проживают вместе с ними и не являются гражданами государства пребывания или лицами, постоянно проживающими в нем, пользуются иммунитетами от юрисдикции государства пребывания и личной неприкосновенностью в той же мере, что и в консульские должностные лица или консульские служащие. Статья 20 Обязанность давать свидетельские показания 1. Консульское должностное лицо не обязано давать показания в качестве свидетеля. 2. Консульский служащий, не являющийся гражданином государства пребывания, может по просьбе дать свидетельские показания. При этом, однако он может отказаться давать свидетельские показания об обстоятельствах касающихся служебной деятельности. Принятие мер в целях принуждения консульского служащего давать показания или явиться для этой цели в суд, а также привлечение его к ответственности в случае отказа от дачи показаний или неявки в суд не допускаются. 3. Согласие консульского служащего дать свидетельские показания не должно препятствовать выполнению им своих служебных функций. В случаях когда это допустимо и возможно, устные или письменные свидетельские показания могут быть даны в консульстве или на квартире соответствующего консульского служащего. 4. Консульский служащий, на которого не распространяются положения пункта 2 настоящей статьи, может отказаться давать свидетельские показания об обстоятельствах, касающихся служебной деятельности. 5. Положения настоящей статьи относятся как к судопроизводству, так и производству совершаемому административными властями. 6. Положения настоящей статьи соответственно применяются к членам семей консульских должностных лиц или консульских служащих, если они проживают вместе с ними и не являются гражданами государства пребывания или лицами, постоянно проживающими в нем. Статья 21 Отказ от привилегий и иммунитетов 1. Представляемое государство может отказаться от любых привилегий и иммунитетов работников консульского учреждения или членов их семей, предусмотренных в статьях 18, 19 и 20. 2. За исключением случая, предусмотренного в пункте 3 настоящей статьи, такой отказ всегда должен быть определенно выраженным и о нем должно быть сообщено государству пребывания в письменной форме. 3. Предъявление консульским должностным лицом или консульскими служащими иска в том случае, когда он мог бы воспользоваться иммунитетом от юрисдикции в отношении какого бы то ни было встречного иска, непосредственно связанного с основным иском. 4. Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета от исполнительных действий, являющихся результатом судебного решения; в отношении таких действий необходим отдельный отказ. Статья 22 Освобождение от регистрации и от получения разрешения на жительство 1.Консульские должностные лица, консульские служащие и члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех обязанностей, предусмотренных законами и правилами государства пребывания в отношении регистрации иностранцев, и от получения разрешения на жительство. Положения пункта 1 настоящей статьи, однако, не применяются, к любому консульскому служащему, который не является постоянным служащим представляемого государства, а также к любому члену семьи такого служащего. Статья 23 Освобождение от получения разрешения на работу 1. Работники консульского учреждения, в том что касается выполнения работы для представляемого государства, освобождаются от любых обязанностей, связанных с получением разрешения на работу, установленных законами и правилами государства пребывания о найме на работу иностранцев. 2.Частные домашние работники консульских должностных лиц и консульских служащих, если они не занимаются в государстве пребывания ни какой другой деятельностью с целью получения доходов, освобождаются от обязанностей, о которых говорится в пункте 1 настоящей статьи. Статья 24 Изъятия, относящиеся к социальному обеспечению 1. За исключением случаев, предусмотренных в пункте 3 настоящей статьи, законодательство о социальном обеспечении, действующее в государстве пребывания, не распространяется на работников консульского учреждения и на членов их семей, проживающих вместе с ними, в том, что касается работы, выполняемой ими для представляемого государства. 2. Изъятие, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, распространяется также на частных домашних работников, которые находятся исключительно на службе у работников консульского учреждения, при условии: а) что они не являются гражданами государства пребывания и не проживают в нем постоянно; б) что на них распространяются положения законодательства о социальном обеспечении, действующее в представляемом государстве или третьем государстве. 3. Работники консульского учреждения, нанимающие лиц, на которых не распространяются изъятия, предусмотренные в пункте 2 настоящей статьи, должны выполнять обязательства, налагаемые на нанимателей согласно законодательству государства пребывания. 4. Изъятия, предусмотренные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не препятствуют добровольному участию в системе социального обеспечения в государстве пребывания при условии, что такое участие разрешается этим государством. Статья 25 Налоговые изъятия 1. Консульские должностные лица и консульские служащие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и местных, за исключением: а) косвенных налогов, которые обычно включаются в стоимость товаров и обслуживания; б) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, с изъятиями, предусмотренными в положениях статьи 15; в) налогов на наследственное имущество или пошлин на наследование или налогов на переход имущества, взимаемых государством пребывания с изъятиями, предусмотренными в положениях пункта "б" статьи 27; г) налогов и сборов на частный доход, включая доходы с капитала, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие или финансовые предприятия в государстве пребывания; д) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания; е) регистрационных, судебных и регистрационных пошлин, ипотечных сборов, гербовых сборов и с изъятиями предусмотренными в положениях статьи 15. 2. Работники обслуживающего персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработную плату, получаемую ими за свою работу. 3. Работники консульского учреждения, нанимающие лица заработная плата которых не освобождена от подоходного налога в государстве пребывания, выполняют обязательства, налагаемые законами и правилами этого государства и нанимателей в том, что касается взимания подоходного налога. Статья 26 Освобождение от таможенных пошлин и досмотра. 1. Государство пребывания в соответствии с принятыми в нем законами и правилами разрешает ввоз и освобождает всех от таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рада услуги: а) предметы предназначенные для официального пользования консульским учреждением; б) предметы предназначенные для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, проживающими вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обустройства. Количество потребительских товаров не должно превышать количества необходимого для непосредственного потребления соответствующими лицами. 2. Консульские служащие пользуются привилегиями и освобождениями, предусмотренными в пункте 1 настоящей статьи, в отношении предметов, ввезенных во время их первоначального обустройства. 3. Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними, который следует вместе с этими лицами, освобождается от досмотра. Он может быть досмотрен лишь в том случае, если есть серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы иные, чем это указано в подпункте "б" пункта 1 настоящей статьи, или же предметы, ввоз и вывоз которых запрещен законами и правилами государства пребывания, или которые подпадают под его карантинные законы и правила. Такой досмотр производится в присутствии соответствующего консульского должностного лица или члена его семьи. Статья 27 Наследственное имущество работников консульского учреждения и членов их семей В случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи, проживающего вместе с ним, государство пребывания: а) разрешает вывоз движимого имущества умершего, за исключением имущества, которое было приобретено в государстве пребывания и вывоз которого был запрещен в момент его смерти; б) не взимает никаких государственных, районных или местных налогов на наследство или пошлин на наследование с движимого имущества, которое находится в государстве пребывания исключительное в связи с пребыванием в этом государстве умершего лица в качестве работника консульского учреждения или члена его семьи. Статья 28 Страницы: 1 2 |