Страницы: 1 2 УСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СОЮЗА ССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР 6 апреля 1964 г. N 270 (НЦПИ) УТВЕРЖДЕН постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. N 270 (Изменено: Постановления Совета Министров СССР от 13.06.1964 г. N 1155; 26.10.1964 г. N 881; 22.07.1969 г. N 571; 20.09.1972 г. N 688; 21.08.1974 г. N 650; 11.05.1976 г. N 317; 20.04.1978 г. N 312; 24.07.1978 г. N 629; 26.04.1979 г. N 380; 5.06.1980 г. N 440; 7.01.1985 г. N 13; 5.10.1986 г. N 1177; 15.12.1986 г. N 1479; 4.06.1987 г. N 645; 30.07.1988 г. N 920; 29.12.1989 г. N 1172; Постановления Кабинета Министров СССР от 15.06.1991 г. N 362; 1 июля 1991 г. N 431) (Повысить размеры применяемых на территории Российской Федерации штрафов за нарушения предусмотренные: статьями 50, 51, 92, 104, 118, 118-1, 144, 155-1, 156, 156-1, 157, 159, 159-1, 161, 163 - в 15,6 раза - Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1992 г. N 347). (Повысить в 5,2 раза размеры применяемых на территории Российской Федерации штрафов, ранее увеличенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1992 г. N 347, за нарушения, предусмотренные: статьями 50, 51, 92, 104, 118, 118-1, 144, 155-1, 156, 156-1, 156-2, 157, 159, 159-1, 161, 163(первый абзац) - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 января 1993 г. N 55). (Применяется к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории Российской Федерации. - Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 г. N 4604-I). (Повысить в 9,7 раза размеры применяемых на территории Российской Федерации штрафов, ранее увеличенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1993 г. N 55, за нарушения, предусмотренные: статьями 50, 51, 92, 104, 118, 118-1, 144, 155-1, 156, 156-1, 156-2, 157, 159, 159-1, 161, 163(первый абзац) - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 95) (Повысить в 9,6 раза размеры применяемых на территории Российской Федерации штрафов, ранее увеличенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 95 - постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. N 433) (Изменения: постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 41; постановление Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. N 157; Раздел I 1. Общие положения 1. Железнодорожный транспорт Союза ССР, являясь одной из важнейших отраслей народного хозяйства, обеспечивает наряду с другими видами транспорта нормальное производство и обращение в стране продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках и способствует укреплению оборонной мощи Союза ССР. 2. Устав железных дорог Союза ССР определяет обязанности, права и ответственность железных дорог, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся железнодорожным транспортом. Уставом регламентируются порядок составления и выполнения плана железнодорожных перевозок, основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, основные положения по эксплуатации железнодорожных подъездных путей, а также взаимоотношения железных дорог с другими видами транспорта. 3. Главными задачами железных дорог являются полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, выполнение планов перевозок грузов и пассажиров, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пункты назначения. Органы железнодорожного транспорта, а также министерства, ведомства, совнархозы предприятия, организации и учреждения - грузоотправители и грузополучатели обязаны при перевозках грузов строго соблюдать интересы социалистического государства и обеспечивать полное и ритмичное выполнение плана перевозок грузов как в целом, так и по каждому роду груза, по каждой железной дороге, отделению дороги и станции, рациональное использование подвижного состава, безопасность движения поездов и максимальную экономию транспортных издержек в народном хозяйстве. 4. Действие настоящего Устава распространяется на перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты по железным дорогам, входящим в общую сеть железных дорог СССР и открытым для общего пользования, в том числе на перевозки грузов, погрузка и выгрузка которых производятся на железнодорожных подъездных путях. Перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты по строящимся железным дорогам до сдачи этих дорог в постоянную эксплуатацию производятся по правилам, утверждаемым Министерством транспортного строительства СССР и Министерством путей сообщения по согласованию с ВЦСПС. 5. Перевозки по железным дорогам грузов, пассажиров и багажа в сообщениях с другими странами производятся на основании соглашений о прямых железнодорожных международных сообщениях, заключаемых в установленном порядке. 6. На основании настоящего Устава Министерство путей сообщения утверждает, с последующим опубликованием в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта СССР: а) по согласованию с Советом народного хозяйства СССР и Государственным арбитражем при Совете Министров СССР - Правила перевозок грузов (в дальнейшем именуемые Правила), содержащие правила перевозок отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций на станциях и железнодорожных подъездных путях, разрабатываемые с участием Советов Министров союзных республик, заинтересованных министерств и ведомств СССР (Сноска 1); б) Технические условия погрузки и крепления грузов (в дальнейшем именуемые Технические условия), разрабатываемые с участием Советов Министров союзных республик, заинтересованных министерств и ведомств СССР и ВЦСПС; в) совместно с Министерством морского флота, Министерством внешней торговли и Государственным комитетом СССР по внешним экономическим связям - Правила перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении; г) Правила перевозок пассажиров и багажа. -------------------- Сноска 1. См. Подпункт "Г" пункта 11 постановление Совета Министров СССР от 20 апреля 1978 г. N 312 (стр. 116). В настоящее время Министерство путей сообщения разрабатывает правила перевозок грузов и утверждает их по согласованию с Государственным арбитражем при Совете Министров СССР с участием Госплана СССР и Госснаба СССР. Раздел II 2. Грузовое хозяйство. Устройства для обслуживания пассажиров 7. Железные дороги осуществляют перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты между станциями, открытыми для производства соответствующих операций. Станции производят операции по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов повагонными и мелкими отправками, в контейнерах, а также операции, связанные с перевозками пассажиров и багажа. Станции могут открываться для производства всех или некоторых операций. Для оформления перевозочных документов и взимания провозных платежей на станциях организуются товарные конторы или товарные кассы, багажные и билетные кассы. В товарных конторах и в кассах должны быть вывешены основные правила приема и выдачи грузов и багажа, а также продажи билетов. При необходимости на станциях организуются справочные бюро. Время работы товарных контор, касс, грузовых дворов, складов и т. п. устанавливается с учетом наилучшего обслуживания грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров, а также наиболее рационального использования перевозочных средств. Открытие и закрытие станций для выполнения всех или некоторых операций производятся Министерством путей сообщения, с опубликованием об этом в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта СССР. При этом закрытие станций производится по согласованию с Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Министров автономных республик или исполнительными комитетами областных (краевых) Советов народных депутатов. 8. Перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты по железным дорогам производятся в вагонах Министерства путей сообщения, а также в вагонах предприятий, организаций и учреждений. Вагоны, предназначенные для перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты по железным дорогам, входящим в общую сеть железных дорог СССР, должны удовлетворять требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР. 9. Погрузка и выгрузка грузов производятся как на станционных складах и площадках, находящихся в ведении железной дороги (места общего пользования), так и на прирельсовых складах, площадках и других пунктах, находящихся в ведении предприятий, организаций, учреждений (места необщего пользования). 10. Для осуществления перевозок грузов и выполнения грузовых операций станции должны иметь оборудованные надлежащим образом сооружения и устройства. Станции со значительным объемом операций по перевозкам отдельных грузов должны иметь специальные устройства,а также машины, приспособления и инвентарь для погрузки и выгрузки этих грузов (специальные платформы и площадки для приема и выдачи навалочных грузов, площадки и машины для погрузки и выгрузки контейнеров, скотопогрузочные платформы или площадки, водопойные пункты, дезинфекционно-промывочные устройства, устройства для снабжения изотермических вагонов и т. п.). Все сооружения и устройства грузового хозяйства по своей мощности и пропускной способности должны обеспечивать выполнение заданного объема перевозок грузов, полную их сохранность, своевременную обработку подвижного состава, выполнение в установленные сроки операций по погрузке и выгрузке грузов и механизацию погрузочно-разгрузочных работ. 11. На станциях со значительным объемом операций по перевозкам грузов, выполняемых на местах общего пользования, организуются грузовые дворы. Площади грузовых дворов и подъезды к грузовым дворам должны обеспечивать нормальные условия работы автомобильного транспорта. Благоустройство подъездов к грузовым дворам возлагается на исполнительные комитеты Советов народных депутатов. 12. Железные дороги в необходимых случаях организуют на станциях специализированные пункты (эстакады, механизированные склады, контейнерные площадки, платформы и др) для приема, погрузки, выгрузки и выдачи навалочных, тяжеловесных и других грузов, а также по согласованию с Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Министров автономных республик или исполнительными комитетами областных (краевых) Советов народных депутатов могут сосредоточивать погрузку и выгрузку грузов на отдельных станциях. 13. Железная дорога может предоставлять предприятиям, организациям и учреждениям во временное пользование свободные участки земли в полосе отвода для складирования грузов, а также для устройства примыкания подъездных путей и других сооружений, с возмещением железной дороге взимаемых с нее налогов, а также расходов по содержанию этих участков (по ставкам, устанавливаемым Министерством путей сообщения). 14. Для взвешивания перевозимых грузов и багажа применяются вагонные, товарные (стационарные и передвижные) и элеваторные весы. Железные дороги на местах общего пользования, а грузоотправители и грузополучатели на местах необщего пользования должны иметь необходимое количество весов и весовых приборов. 15. Весы и весовые приборы подлежат обязательной государственной поверке и клеймению в установленном порядке. Поверка и клеймение весов и весовых приборов производятся при первоначальной установке весов, после выхода их из капитального и среднего ремонта и периодически, в сроки, устанавливаемые Государственным комитетом СССР по стандартам. Взвешивание грузов на неисправных весах, а также на весах с просроченными сроками поверки и клеймения не допускается. Железные дороги могут принимать на техническое обслуживание (технический надзор, ремонт, контрольная проверка) на местах необщего пользования весы грузоотправителей и грузополучателей, предназначенные для взвешивания грузов. 16. Станции, открытые для выполнения операций по перевозкам пассажиров и багажа, должны соответствовать требованиям, обеспечивающим выполнение этих операций. Вокзалы должны иметь билетные кассы и, в зависимости от размеров перевозок, помещения для приема и выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, комнаты отдыха транзитных пассажиров, залы для пассажиров с детьми, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров (почта, телеграф, радиоузел, парикмахерские, пункты медицинской помощи, кипятильники и т. д.), справочные бюро, а также служебные помещения для лиц, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров и с движением поездов. Для безопасной посадки, высадки и перехода пассажиров на станциях у каждого пути приема и отправления пассажирских поездов, а также в необходимых случаях на пассажирских остановочных пунктах, в том числе на пригородных участках, сооружаются платформы с навесами или павильонами, билетными кассами и пешеходными тоннелями или мостами, а также приспособлениями, обеспечивающими доступ инвалидам. Привокзальные площади должны быть благоустроены и должны отвечать требованиям удобного и безопасного передвижения пешеходов и городского транспорта. Благоустройство привокзальных площадей возлагается на исполнительные комитеты советов народных депутатов. (В ред. - Постановление Кабинета Министров СССР от 1 июля 1991 г. N 431. 17. На вокзале (в пассажирском помещении станции), в пассажирском поезде, в товарной конторе (кассе) должна быть книга жалоб и предложений пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. Книга жалоб и предложений должна выдаваться по первому требованию. Заявитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения жалобы или предложения. Жалобы должны быть рассмотрены в трехдневный срок. В случае несогласия с решением, принятым по жалобе, заявитель вправе обратиться в вышестоящие органы железнодорожного транспорта, которые обязаны проверить жалобу и о принятых мерах уведомить заявителя не позднее месячного срока. Запись в книге жалоб и предложений не исключает необходимости предъявления в соответствующих случаях претензии (статьи 169-174). Раздел III 18. Перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществляются по годовым планам, с распределением по кварталам, и по квартальным планам, с распределением по месяцам. Планы перевозок грузов железнодорожным транспортом разрабатываются на основе планов промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения, товарооборота и обосновываются экономическими расчетами. Предприятия, организации, учреждения, министерства и ведомства - грузоотправители при составлении планов производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения и товарооборота обязаны учитывать необходимость сокращения дальности перевозок и снижения транспортных издержек (Сноска 1). Порядок и сроки составления планов перевозок грузов железнодорожным транспортом устанавливаются Основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов, утверждаемыми Советом Министров СССР, и издаваемыми в их развитие правилами планирования перевозок грузов, утверждаемыми Министерством путей сообщения по согласованию с Госпланом СССР. Предприятия, организации, учреждения, министерства и ведомства - грузоотправители, Министерство путей сообщения и железные дороги обязаны строго соблюдать плановую дисциплину и государственные интересы при составлении и выполнении планов перевозок в целом по сети железных дорог СССР, по каждой железной дороге, отделению дороги, станции и по каждому грузоотправителю. Грузоотправители и грузополучатели обязаны не допускать завышенных заявок на перевозку грузов, своевременно и ритмично предъявлять грузы к погрузке в размерах, предусмотренных планом, и осуществлять погрузку и выгрузку в установленные сроки. Железные дороги обязаны обеспечивать своевременную и ритмичную подачу вагонов по всем пунктам погрузки и выгрузки в соответствии с планом перевозок. -------------------- Сноска 1. Абзацы первый - третий статьи 18 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 20 сентября 1972 г. N 688 (сп СССР, 1972 г., N 19, ст. 98). 19. Годовые, с распределением по кварталам, планы перевозок грузов железнодорожным транспортом составляются по общему объему (в тоннах), с выделением перевозок грузов по установленной номенклатуре, и утверждаются в установленном порядке. Министерства и ведомства СССР и Госпланы союзных республик в установленный срок после получения от Министерства путей сообщения утвержденных годовых планов перевозок грузов сообщают соответственно союзно-республиканским министерствам и ведомствам союзных республик, республиканским министерствам и ведомствам, а также предприятиям, организациям и учреждениям союзного подчинения утвержденные для них годовые, с распределением по кварталам, планы перевозок грузов по установленной номенклатуре (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статья 19, абзацы первый и второй статьи 21 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 20 сентября 1972 г. N 688 (сп СССР, 1972 г., N 19, ст. 98). Тем же постановлением статья 21 дополнена абзацем пятым. 20. Годовые планы перевозок грузов по каждой железной дороге отправления в целом и по родам грузов (по установленной номенклатуре) составляются на основании годового плана перевозок грузов железнодорожным транспортом и утверждаются Министром путей сообщения. 21. Квартальные, с распределением по месяцам, планы перевозок грузов в целом по железнодорожному транспорту, согласованные в установленном порядке, а также квартальные планы перевозок грузов по отдельным железным дорогам утверждаются Министерством путей сообщения. Квартальное, с распределением по месяцам, планирование перевозок грузов железнодорожным транспортом осуществляется по установленной номенклатуре в централизованном порядке Министерством путей сообщения и на местах управления железных дорог (Сноска 1). В квартальных планах предусматриваются размеры среднесуточной погрузки на квартал, с распределением по месяцам и родам грузов в тоннах и вагонах, а также задания по перевозке грузов маршрутами. Перевозка овощей, картофеля, фруктов и других сельскохозяйственных продуктов, отгружаемых заготовительными организациями и организациями потребительской кооперации, производится по плану, а также по предъявлению без ограничения, по заявкам, представляемым за пять дней до начала погрузки. Продовольственные и промышленные товары народного потребления, отгружаемые мелкими партиями, а также повагонными отправками из государственного резерва, принимаются к перевозке по предъявлению (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статья 19, абзацы первый и второй статьи 21 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 20 сентября 1972 г. N 688 (сп СССР, 1972 г., N 19, ст. 98). Тем же постановлением статья 21 дополнена абзацем пятым. 22. Грузоотправители в установленные сроки представляют (в трех экземплярах) в управления железных дорог на утвержденные объемы перевозок развернутые месячные планы перевозок грузов по установленной номенклатуре, с распределением по родам грузов, станциям отправления и железным дорогам назначения, а по грузам, перевозимым в пределах железной дороги отправления, - с распределением по станциям назначения. Эти планы составляются грузоотправителями в тоннах и вагонах на основе статических нагрузок, разрабатываемых с участием соответствующих союзглавснабсбытов при Госснабе СССР, Министерств и ведомств СССР - грузоотправителей и устанавливаемых Министерством путей сообщения. Одновременно представляются планы перевозок грузов маршрутами, с указанием станций назначения или станций распыления маршрута. При непредставлении грузоотправителем плана перевозок грузов маршрутами или представлении плана в заниженных по сравнению с заданиями квартального плана размерах обязательное для грузоотправителя количество маршрутов устанавливает начальник железной дороги, исходя из развернутого плана перевозок. Род подвижного состава определяется в соответствии с правилами. Форма развернутого плана перевозок грузов и порядок ее заполнения утверждаются Министерством путей сообщения (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статья 22, абзац первый статьи 24 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 20 сентября 1972 г. N 688 (сп СССР, 1972 г., N 19, ст. 98). 23. В месячных планах перевозок предусматривается перевозка грузов маршрутами, организуемыми как грузоотправителями (отправительские маршруты), так и железными дорогами путем объединения групп вагонов одного направления в маршрутные поезда в соответствии с планом формирования поездов. Грузоотправители обязаны предъявлять к перевозке каменный уголь, кокс, руду, нефть, зерновые хлебные грузы, лес, минеральные строительные материалы и другие массовые грузы, как правило, отправительскими маршрутами. Порядок организации перевозок грузов маршрутами устанавливается Правилами. 24. В целях сокращения транспортных затрат в народном хозяйстве, а также рационального использования различных видов транспорта, устранения встречных, излишне дальних, повторных и других нерациональных перевозок планирование перевозок грузов осуществляется в соответствии со схемами нормальных направлений грузопотоков (Сноска 1). Схемы нормальных направлений грузопотоков разрабатываются и утверждаются в установленном порядке и являются обязательными для грузоотправителей и железных дорог. 25. Предприятия, организации, учреждения, министерства и ведомства - грузоотправители обязаны при планировании перевозок не допускать нерационального использования транспортных средств, в частности: встречных перевозок, то есть перевозок грузов в направлениях, встречных основному потоку однородных (взаимозаменяемых) грузов; излишне дальних перевозок, то есть перевозок грузов за пределы зон, установленных схемами нормальных направлений грузопотоков; перевозок, которые целесообразнее осуществить водным, автомобильным, трубопроводным транспортом или в смешанном сообщении; повторных перевозок однородных (взаимозаменяемых) грузов, за исключением перевозок таких грузов с баз длительного хранения, с баз подгруппировки или с предприятий, выполняющих эти функции. В отдельных случаях повторные перевозки могут допускаться с разрешения начальника железной дороги. Министерства и ведомства - грузоотправители для устранения встречных и других нерациональных перевозок обязаны в необходимых случаях производить обмен однородной (взаимозаменяемой) продукции. Способы транспортировки грузов на короткие расстояния должны определяться на местах планирующими организациями и органами транспорта в каждом отдельном случае с учетом экономической целесообразности и фактической возможности использования данного вида транспорта. 26. Министерство путей сообщения и начальники железных дорог обязаны проверять заявки на перевозку грузов и развернутые планы перевозок и исключать из них нерациональные перевозки, с уведомлением об этом в сроки, устанавливаемые Правилами планирования перевозок грузов предприятий, организаций, учреждений, министерств, ведомств - грузоотправителей, представивших заявки и планы. 27. Должностные лица, виновные в систематическом представлении завышенных заявок на перевозку грузов и в непредъявлении к погрузке грузов, предусмотренных планом, несут в установленном порядке дисциплинарную или материальную ответственность. 28. Начальник отделения дороги до наступления планового месяца устанавливает по согласованию с грузоотправителями порядок выполнения плана, обеспечивающий равномерность и ритмичность погрузки по отделению дороги в течение месяца и суток, а также укрупнение перевозок и выполнение заданий по перевозкам грузов отправительскими маршрутами. Согласованный порядок выполнения плана заносится в учетную карточку. Грузоотправитель за 3 дня до наступления декады обязан подать начальнику отделения дороги через начальника станции заявку на погрузку с календарным расписанием размеров погрузки по дням декады. Начальником отделения дороги совместно с грузоотправителем может быть установлен порядок подачи заявок на более длительный период. Начальник станции за сутки до наступления декады уведомляет каждого грузоотправителя о размерах подачи вагонов по дням декады по родам грузов и железным дорогам назначения. 29. Выполнение плана перевозок учитывается в учетной карточке. Форма и правила составления учетной карточки утверждаются Министерством путей сообщения. Учетная карточка подписывается начальником станции и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток. 30. Железные дороги в случае неподачи по их вине перевозочных средств для выполнения месячного плана перевозок грузов обязаны по требованию грузоотправителя выделить перевозочные средства для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Перевозочные средства, не поданные в последнем месяце квартала, должны быть выделены в первом месяце следующего квартала. Порядок восполнения недогрузов, допущенных по вине железной дороги, устанавливается: по грузам, перевозка которых планируется в прямом железнодорожном сообщении, - железной дорогой по согласованию с грузоотправителями; по грузам, перевозка которых планируется в смешанном железнодорожно-водном сообщении на экспорт, - министерством путей сообщения по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами. При нарушении согласованного порядка железная дорога на неподачу перевозочных средств и грузоотправитель за непредъявление грузов к перевозке несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статья 30 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 20 сентября 1972 г. N 688 (сп СССР, 1972 г., N 19, ст. 98). 31. Начальник отделения дороги по согласованию с грузоотправителем может сгущать подачу вагонов и контейнеров под погрузку для создания маршрутов и укрупнения перевозок, а также для восполнения недогрузов. Таким же правом пользуется начальник станции с согласия начальника отделения дороги (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статьи 31 и 35 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 5 октября 1986 г. N 1177 (сп СССР, 1986 г., N 35, ст. 180). 32. По грузам, перевозка которых планируется в тоннах и вагонах, при выполнении грузоотправителем плана погрузки в тоннах, оставшиеся незагруженными вагоны не считаются недогрузом и в случаях, предусмотренных Правилами, засчитываются в счет подачи вагонов по плану на следующие сутки. 33. Начальник железной дороги и начальник отделения дороги имеют право разрешать погрузку грузов сверх плана или вне плана без ущерба для выполнения плана и при условии выполнения заданий Министерства путей сообщения по сдаче порожних вагонов и контейнеров на другие дороги и отделения дороги. Для погрузки груза сверх плана или вне плана грузоотправитель обязан представить начальнику железной дороги или начальнику отделения дороги заявку не позднее чем за 5 дней до наступления дня погрузки. Такие заявки могут представляться через начальника станции. В случае, когда не имеется возможности осуществить сверхплановую или внеплановую погрузку либо когда заявленная перевозка является нерациональной, начальник железной дороги или начальник отделения дороги обязан в трехсуточный срок уведомить заявителя об отказе в такой перевозке. 34. Начальник железной дороги имеет право по ходатайствам грузоотправителей: а) разрешать, в виде исключения, внутристанционные (в пределах одного тарифного пункта) перевозки грузов с включением их в план и с зачетом в выполнение плана перевозок; б) разрешать выход подвижного состава министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений на железнодорожные пути, входящие в общую сеть железных дорог СССР, для перевозки грузов в местном сообщении, с зачетом этих перевозок в выполнение плана, не допуская нерациональных перевозок; в) изменять предусмотренную планом станцию отправления груза в пределах железной дороги. 35. Начальник отделения дороги имеет право: а) изменять по ходатайствам грузоотправителей предусмотренную планом станцию отправления груза в пределах отделения дороги; б) заменять предусмотренный планом крытый подвижной состав открытым, если перевозка данного груза на открытом подвижном составе допускается Правилами, а также один род открытого подвижного состава другим. Таким же правом пользуется начальник станции с согласия начальника отделения дороги (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статьи 31 и 35 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 5 октября 1986 г. N 1177 (сп СССР, 1986 г., N 35, ст. 180). 36. Начальник станции имеет право по ходатайствам грузоотправителей: а) разрешать замену одного рода груза другим в пределах отдельных групп грузов, предусмотренных номенклатурой плана; б) изменять предусмотренные планом перевозок дороги и станции назначения в порядке и размерах, устанавливаемых правилами планирования перевозок грузов. 37. По договору железнодорожной перевозки груза железная дорога обязуется доставить вверенный ей грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза за установленную плату. 38. Грузоотправитель должен представить станции отправления на каждую отправку груза накладную, которая является основным перевозочным документом. Накладная составляется на имя определенного грузополучателя, подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Время приема груза к перевозке удостоверяется календарным штемпелем станции на накладной. В удостоверение приема груза к перевозке станция выдает грузоотправителю грузовую квитанцию. Форма накладной и порядок ее заполнения, а также форма грузовой квитанции утверждаются Министерством путей сообщения по согласованию с Государственным арбитражем при Совете Министров СССР. При перевозке массовых грузов в постоянных направлениях в случаях, предусмотренных Правилами, может допускаться составление одной накладной на перевозку целого маршрута или группы вагонов, а также комплекта контейнеров. Станции железных дорог обязаны снабжать грузоотправителей бланками накладных. 39. Грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных им в накладной. Железная дорога имеет право проверять правильность этих сведений, а также обеспечивает систематическую проверку веса грузов, указываемого грузоотправителем, путем выборочного взвешивания. 40. Грузы принимаются к перевозке грузовой скоростью, а также большой скоростью с оплатой по повышенному тарифу. К перевозке большой скоростью принимаются грузы в направлениях, устанавливаемых министерством путей сообщения. Скорость перевозки определяет и указывает в накладной грузоотправитель. Если перевозка данного груза допускается только определенной скоростью, грузоотправитель должен указать в накладной эту скорость. 41. Провозная плата при перевозке грузов взимается за расстояние по кратчайшему направлению. В случаях, предусмотренных тарифами, провозная плата взимается за фактически пройденное расстояние. 42. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей стандартам и техническим условиям, а грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, - в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность (Сноска 1). Сельскохозяйственные продукты, отправляемые колхозами и автономными секциями по сбыту сельскохозяйственных продуктов при союзах потребительских обществ, могут приниматься к перевозке в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при перевозке. -------------------- Сноска 1. Абзац первый статьи 42 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 7 января 1985 г. N 13 (сп СССР, 1985 г., N 4, ст. 18). 43. Железные дороги могут принимать к перевозке грузы с объявленной грузоотправителем ценностью. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между грузоотправителем и станцией отправления стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт. Перечень грузов, объявление ценности которых является обязательным, а также грузов, объявление ценности которых не допускается, устанавливается Правилами. 44. Погрузка грузов в определенных направлениях может быть запрещена только в исключительных случаях по разрешению лично Министра путей сообщения, с предварительным извещением об этом Совета народного хозяйства СССР (Сноска 1) и других заинтересованных организаций и с сообщением в Совет Министров СССР о таком запрещении. В случаях явлений стихийного характера, крушений и аварий, вызвавших перерыв движения, а также при объявлении карантина погрузка грузов может быть временно прекращена или ограничена распоряжением начальника железной дороги, с немедленным уведомлением об этом Министра путей сообщения, который устанавливает срок действия прекращения погрузки или ограничения ее. О прекращении и ограничении погрузки грузов начальник станции уведомляет грузоотправителей. -------------------- Сноска 1. В настоящее время - с извещением Госснаба СССР. 45. Погрузка грузов в вагоны и на автомобили, а также выгрузка из них производятся: а) железной дорогой - на местах общего пользования, а также в случаях, предусмотренных отдельными постановлениями Совета Министров СССР; б) грузоотправителем и грузополучателем - на местах необщего пользования, а также на местах общего пользования опасных и скоропортящихся грузов, сырых животных продуктов, тяжеловесных (свыше 0,5 тонны в одном месте) и негабаритных грузов, грузов, перевозимых наливом, насыпью и навалом, в специальном подвижном составе и в сопровождении проводников грузоотправителей или грузополучателей. Железные дороги при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями или грузополучателями выполнение погрузочно-разгрузочных работ по указанным грузам (кроме грузов, перевозимых наливом, опасных,а также скоропортящихся, перевозимых с охлаждением, отоплением или утеплением). При организации на станциях централизованного завоза и вывоза грузов автомобильным транспортом общего пользования погрузка и выгрузка на этих станциях всех грузов (кроме опасных и перевозимых наливом) производятся железной дорогой. За погрузку и выгрузку грузов железная дорога взимает с грузоотправителя и грузополучателя сбор в размере, предусмотренном тарифом. 46. Железная дорога обязана подавать под погрузку вагоны и контейнеры исправные, годные для перевозки данного груза, очищенные от остатков груза и мусора, а в необходимых случаях - промытые и продезинфицированные. Под налив должны подаваться цистерны и бункерные полувагоны, соответствующие роду наливаемого продукта (согласно Правилам). Подготовка цистерн и бункерных полувагонов под налив производится железной дорогой или грузоотправителем за счет дороги (по соглашению). Подготовка под налив специальных цистерн производится грузоотправителем. Пригодность подвижного состава для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется: вагонов - грузоотправителем, если погрузка производится его средствами, или железной дорогой, если погрузка производится средствами железной дороги; контейнеров, цистерн и бункерных полувагонов - грузоотправителем. 47. Технические нормы загрузки вагонов и контейнеров устанавливаются Министерством путей сообщения исходя из необходимости максимального использования грузоподъемности или вместимости вагона (контейнера) и обеспечения сохранности грузов с учетом рациональных методов подготовки грузов к перевозке (прессовка, тарирование, разборка по узлам и т.п.) и размещения их в вагоне (контейнере). Начальники железных дорог с разрешения Министерства путей сообщения могут устанавливать по согласованию с грузоотправителями местные технические нормы загрузки вагонов и контейнеров в зависимости от свойств и качества перевозимой продукции. Грузоотправитель обязан загружать вагоны и контейнеры не ниже технических норм. Погрузка грузов на открытый подвижной состав должна производиться до полного использования габарита подвижного состава, но не выше его грузоподъемности. Перечень грузов, перевозка которых допускается на открытом подвижном составе, устанавливается Правилами. Грузы, по которым технические нормы загрузки не установлены, должны грузиться до полного использования вместимости вагонов (контейнеров), но не выше их грузоподъемности. В случае загрузки вагона (контейнера) сверх его грузоподъемности грузоотправитель обязан по требованию железной дороги выгрузить излишек груза. Грузоотправитель обязан производить погрузку с соблюдением Правил и Технических условий. 48. Необходимые для погрузки и перевозки приспособления и материалы (козлы, стойки, прокладки, подкладки, проволока, брезент, веревка, щитовые ограждения и т.п.) должны заготовляться грузоотправителями. Установка этих приспособлений и материалов при погрузке и снятие их при выгрузке производятся грузоотправителем, грузополучателем или железной дорогой в зависимости от того, чьими средствами производятся погрузка и выгрузка. Об установленных приспособлениях грузоотправитель может указать в накладной. Дверные заграждения (щиты) при перевозке насыпью зерновых грузов, семян масличных и бобовых культур, комбикормов, отрубей и навалом картофеля и овощей, стандартные металлические стяжки для увязки леса, а также решетки при перевозке животных предоставляются железной дорогой. Установка щитов и решеток в вагоны, крепление их, обрешетка люков вагонов, а также увязка леса стандартными металлическими стяжками и другие дополнительные работы производятся грузоотправителем, который несет ответственность за правильность установки и крепления приспособлений. Все приспособления, принадлежащие грузоотправителю, выдаются на станции назначения грузополучателю вместе с грузом. 49. Сроки погрузки и выгрузки грузов средствами грузоотправителей и грузополучателей на местах общего и необщего пользования устанавливаются Министерством путей сообщения: а) при погрузке и выгрузке механизированным способом - расчетным путем с учетом применяемых средств механизации, устройств и сооружений, предназначенных для погрузки и выгрузки, и максимального использования их; б) при погрузке и выгрузке немеханизированным способом - с учетом единых норм выработки. Сроки погрузки и выгрузки грузов на промежуточных станциях могут устанавливаться с учетом организации маневровой работы на данном участке. 50. О времени подачи вагонов под погрузку и выгрузку средствами грузоотправителя или грузополучателя начальник станции обязан уведомить грузоотправителя или грузополучателя не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов. За задержку свыше 15 минут по вине железной дороги подачи вагонов под погрузку и выгрузку против сроков, предусмотренных договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или договором на подачу и уборку вагонов, железная дорога уплачивает грузоотправителю или грузополучателю штраф в размере 60 копеек за вагон в час, но не более чем за 6 часов. Задержка свыше 15 минут принимается за полный час. Если грузополучатель, уведомленный о подаче вагонов, не произведет выгрузки в установленный срок, железная дорога может выгрузить груз своими средствами за счет грузополучателя (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статья 50 после первого абзаца дополнена двумя абзацами постановлением Совета Министров СССР от 26 апреля 1979 г. N 380 (сп СССР, 1979 г., N 13, ст. 86). (См. также. - Постановление Кабинета Министров СССР от 15 июля 1991 г. N 362). 51. Грузополучатель обязан полностью выгрузить груз из вагона (цистерны) и контейнера. Лица, виновные в оставлении груза в вагоне (цистерне) после выгрузки (слива), несут в установленном порядке дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность. После выгрузки груза вагоны и контейнеры должны быть очищены как с внутренней, так и с наружной стороны. Очистка вагонов после выгрузки производится грузополучателем, если выгрузка производилась его средствами, или железной дорогой, если выгрузка производилась средствами железной дороги. Очистка контейнеров производится во всех случаях грузополучателем. Очистка, промывка и в необходимых случаях дезинфекция вагонов после перевозки животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов производятся средствами железной дороги за счет грузополучателя. Промывка вагонов после выгрузки средствами грузополучателя зловонных и загрязняющих вагоны грузов производится грузополучателем или железной дорогой за счет грузополучателя. Перечень таких грузов устанавливается Министерством путей сообщения. Очистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов от загрязнения после налива и слива производится соответственно грузоотправителем или грузополучателем. Слив продуктов из цистерн и бункерных полувагонов должен производиться полностью (за исключением случаев, когда государственными стандартами допускается наличие остатков) с удалением вязких продуктов с внутренней поверхности котла и бункера. По соглашению между грузоотправителем и грузополучателем очистка внутренней поверхности специальных цистерн после слива может не производиться. Железная дорога имеет право не принять не очищенные грузополучателем после выгрузки или слива вагоны (крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, бункерные полувагоны и др.) и контейнеры впредь до очистки их и взыскать с грузополучателя штраф за простой вагонов и задержку контейнеров (статьи 156, 157). Грузополучатель уплачивает также штраф за простой цистерн и бункерных полувагонов под очисткой на промывочно-пропарочных станциях железных дорог в случае обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах остатков продуктов сверх допускаемых норм. 52. При возникновении затруднений на станции в связи с несвоевременной выгрузкой грузов и вывозом их грузополучателями начальник отделения дороги имеет право увеличивать плату за хранение выгруженных грузов до пятикратного размера, а штраф за простой вагонов, задержанных свыше 24 часов сверх установленных сроков на станции или железнодорожном подъездном пути, до двухкратного размера. Повышенные плата за хранение и штраф за простой вагонов вводятся по истечении 24 часов после того, как будет вывешено об этом объявление на станции. 53. При сдаче грузоотправителем и приеме железной дорогой грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должен быть определен и указан в накладной их вес. Тарные и штучные грузы перевозятся с указанием в накладной веса и количества грузовых мест. Вес тарных и штучных грузов определяется до предъявления их к перевозке и указывается на грузовых местах. Грузы, перевозимые насыпью, навалом и наливом, а также другие грузы, взвешивание которых на товарных весах невозможно, взвешиваются на вагонных весах. Перечень грузов, которые могут перевозиться насыпью и навалом, устанавливается Правилами. Общий вес груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом веса на грузовых местах по трафарету или по стандарту. Для отдельных грузов вес может определяться расчетным путем, по обмеру или условно (нефтепродукты в цистернах, лесные грузы и т.п.). О способе определения веса грузоотправитель обязан указать в накладной. 54. Определение веса грузов производится: а) железной дорогой - при погрузке на местах общего пользования; б) грузоотправителем - при погрузке на местах необщего пользования. Определение веса груза по трафарету, по стандарту, расчетным путем, по обмеру или условно во всех случаях производится грузоотправителем. Вес зерновых хлебных грузов, семян масличных и бобовых культур, отрубей и комбикормов, перевозимых насыпью, определяется на весах весовщиком грузоотправителя и удостоверяется его подписью в накладной; при отсутствии вагонных или элеваторных весов у грузоотправителя определение веса производится на вагонных весах станции отправления весовщиком железной дороги совместно с весовщиком грузоотправителя и удостоверяется их подписями в накладной. За взвешивание груза железной дорогой с грузоотправителя взимается сбор в размере, предусмотренном тарифом. 55. Загруженные крытые вагоны (в том числе изотермические) и цистерны должны быть опломбированы: а) пломбами железной дороги, когда груз погружен железной дорогой; б) пломбами грузоотправителя, когда груз погружен грузоотправителем. Перечень грузов, допускаемых к перевозке в вагонах без пломб, технические условия изготовления пломб, а также порядок пломбирования вагонов и контейнеров (статья 67) устанавливаются Правилами. Пломбы, пломбировочные тиски, а также бечева или проволока для пломбирования вагонов и контейнеров предоставляются железной дорогой грузоотправителям за плату по себестоимости. 56. Прием мелких отправок от грузоотправителей через склады станций производится в соответствии с календарным расписанием погрузки по направлениям. Расписание приема мелких отправок по дням и направлениям, установленное для данной станции, должно быть объявлено грузоотправителям. Домашние вещи принимаются к перевозке в день предъявления. Грузоотправители могут отправлять грузы мелкими отправками в отдельных вагонах (сборных) в счет предоставленных им плановых норм. В этих случаях вагоны должны загружаться мелкими отправками в соответствии с планом формирования сборных вагонов и установленными нормами их загрузки. 57. Железные дороги обязаны доставлять грузы по назначению в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления сроков доставки грузов утверждаются Министерством путей сообщения по согласованию с Советом народного хозяйства СССР (Сноска 1). Исчисление срока доставки начинается с 24 часов дня приема груза к перевозке. При приеме груза к перевозке ранее назначенного дня погрузки срок доставки его исчисляется с 24 часов дня, в который этот груз должен быть погружен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) с грузом подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. При задержке подачи вагонов (контейнеров) под выгрузку вследствие занятости фронта выгрузки или по другим причинам, зависящим от грузополучателя, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки. -------------------- Сноска 1. В настоящее время - по согласованию с Госпланом СССР и Госснабом СССР. 58. Железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе в день прибытия груза и, во всяком случае, не позднее 12 часов следующего дня. Порядок и способы уведомления устанавливаются начальником станции. Грузополучатель может указать способ уведомления его о прибытии груза. Если железная дорога не уведомит грузополучателя о прибытии груза, то он не несет ответственности за простой вагонов и контейнеров и освобождается от уплаты сбора за хранение груза до посылки уведомления о прибытии груза. 59. Грузоотправителю предоставляется право изменить указанного в накладной грузополучателя без изменения станции назначения. Заявление об изменении грузополучателя подается начальнику станции отправления с приложением грузовой квитанции. При невозможности представить грузовую квитанцию грузоотправитель должен представить копию письменного или телеграфного уведомления в адрес первоначального грузополучателя о таком изменении. Железная дорога выполняет распоряжение грузоотправителя только в том случае, если груз еще не выдан грузополучателю. 60. Железная дорога может в исключительных случаях по заявлению грузоотправителя, грузополучателя или министерства, ведомства, в систему которого входит грузополучатель, изменить станцию назначения груза, принятого к перевозке (переадресовать груз). Повторная переадресовка и переадресовка грузов в обратных направлениях не допускаются. 61. Во всех случаях изменения грузополучателя или станции назначения груза организация, по заявлению которой произведено такое изменение, является ответственной перед первоначальным адресатом за последствия этого изменения и обязана урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным адресатом и фактическим грузополучателем. 62. Грузополучатель обязан принять и вывезти со станции груз, прибывший в его адрес. Сроки вывоза и порядок хранения грузов устанавливаются Правилами. Прибывшие грузы хранятся на станции назначения бесплатно в течение 24 часов. Этот срок исчисляется с 24 часов дня выгрузки груза или контейнера средствами железной дороги или с 24 часов дня подачи вагона под выгрузку средствами грузополучателя. За хранение груза на станции сверх указанного срока взыскивается сбор в размере, предусмотренном тарифом. Должностные лица, виновные в несвоевременном вывозе грузов со станции, несут в установленном порядке дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность. 63. В случае прибытия груза, поставка которого не предусмотрена планом (договором, заказом, нарядом), грузополучатель обязан принять такой груз от станции на ответственное хранение. Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько,что исключается возможность полного или частичного использования груза. Ответственность за порчу и повреждение груза, происшедшие вследствие несвоевременной выгрузки и вывоза груза грузополучателем, а также задержки вагонов на подъездных путях и станциях по причинам, зависящим от грузополучателя, несет грузополучатель. 64. Грузы выдаются на станции назначения грузополучателю, указанному в накладной, после внесения всех причитающихся железной дороге платежей. Грузополучатель расписывается в дорожной ведомости в получении груза. В случае, когда железная дорога не имеет возможности выдать груз грузополучателю, указанному в накладной, железная дорога поступает с грузом по указанию грузоотправителя, который обязан дать такое указание в трехсуточный срок со дня вручения ему уведомления. 65. На станции назначения железная дорога обязана проверить вес, количество мест и состояние груза в случаях: прибытия груза в неисправном вагоне, а также в вагоне с поврежденными пломбами или пломбами попутных станций. Прибытия груза с признаками недостачи, порчи или повреждения при перевозке на открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб, когда такая перевозка предусмотрена Правилами; прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока доставки этого груза или с нарушением установленного порядка льдосолеснабжения изотермических вагонов; прибытия груза, погруженного железной дорогой, в исправных вагонах с неповрежденными пломбами станции отправления, а также без признаков недостачи, порчи или повреждения при перевозке на открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб, когда такая перевозка предусмотрена Правилами; сдачи груза автотранспортной организации при осуществлении ею централизованного вывоза груза со станции железной дороги; выдачи с мест общего пользования грузов, выгруженных железной дорогой. В указанных выше случаях тарные и штучные грузы выдаются железной дорогой с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах. При обнаружении повреждения тары или других обстоятельств, могущих влиять на состояние груза, железная дорога обязана произвести проверку груза в поврежденных местах по фактурам и счетам со вскрытием поврежденных мест. Выдача грузов, погруженных средствами грузоотправителя и прибывших в исправных вагонах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, а также без признаков недостачи, порчи или повреждения на открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб, когда такая перевозка предусмотрена Правилами, производится железной дорогой в следующем порядке: зерновых хлебных грузов, семян масличных и бобовых культур, комбикормов и отрубей, перевозимых насыпью, а также мяса и мясопродуктов, перевозимых без упаковки, - с обязательной проверкой веса; других грузов, перевозимых навалом и насыпью, - с проверкой веса по требованию грузополучателя в пределах, предусмотренных Правилами. При отсутствии вагонных весов у грузополучателя и на станции назначения грузы, перевозимые навалом и насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки веса; тарных и штучных грузов, а также грузов, вес которых определен расчетным путем, по обмеру или условно, - без проверки количества мест, состояния и веса груза; муки и крупы, перевозимых в мешках со стандартным весом, - с проверкой количества мест. Вес груза считается правильным, если разница в весе груза, определенном на станции отправления, по сравнению с весом, оказавшимся на станции назначения, не превышает норм расхождения в показании весов или норм точности взвешивания грузов, установленных Государственным комитетом СССР по стандартам, и норм естественной убыли веса данного груза, утвержденных в установленном порядке. За проверку веса и состояния груза по требованию грузополучателя железная дорога взимает сбор в порядке и размерах, предусмотренных тарифом (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Порядок выдачи грузов на станции назначения, предусмотренный статьей 65 для муки и крупы, перевозимых в мешках со стандартным весом, распространен постановлением Совета Министров СССР от 26 октября 1964 г. N 881 (сп СССР, 1964 г., N 21, ст. 130) на сахар, перевозимый по железным дорогам в мешках со стандартным весом, а распоряжением Совета Министров СССР от 13 июня 1964 г. N 1155 - на семена кукурузы, перевозимые в мешках со стандартным весом. Абзац четырнадцатый статьи 65 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 22 июля 1969 г. N 571 (сп СССР, 1969 г., N 18, ст. 105). Тем же постановлением статья 65 дополнена абзацем шестым. 66. Если при проверке веса, количества мест или состояния груза на станции назначения будет обнаружена недостача, порча или повреждение груза или если эти обстоятельства установлены коммерческим актом, составленным в пути следования, станция назначения обязана определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза. При необходимости производства экспертизы железная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов или соответствующих специалистов. 67. Железные дороги обязаны осуществлять широкое развитие перевозок грузов в контейнерах и на поддонах. Для перевозки грузов применяются универсальные и специальные контейнеры. Универсальные контейнеры находятся в ведении железных дорог. Специальные контейнеры принадлежат грузоотправителям и грузополучателям и применяются для грузов, требующих особых условий перевозок. Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них производятся грузоотправителями и грузополучателями. Погрузка контейнеров на железнодорожные платформы и автомобили и выгрузка с платформ и автомобилей производятся: а) железными дорогами - на местах общего пользования; б) грузоотправителями и грузополучателями - на местах необщего пользования. Универсальные и специальные контейнеры по размерам и грузоподъемности должны отвечать требованиям государственных стандартов. Грузы в контейнерах принимаются железными дорогами к перевозке за весом и пломбами грузоотправителей. Домашние вещи перевозятся в контейнерах с пломбами железной дороги. Грузы, прибывшие в исправном контейнере с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки их веса, состояния и количества мест. 68. Железные дороги могут осуществлять транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся железнодорожным транспортом, и создавать для этих целей в установленном порядке транспортно-экспедиционные организации, содержащиеся за счет платежей, поступающих за производимые ими операции. Автотранспортные предприятия органов управления автомобильным транспортом союзных республик и исполкомов Советов народных депутатов, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, пользуются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим уставом для грузоотправителей и грузополучателей. 69. Перевозка грузов по железнодорожным линиям узкой колеи, а также со станций железных дорог широкой колеи на станции железных дорог узкой колеи и в обратном направлении производится в порядке, устанавливаемом Правилами. Планы перевозок грузов по железнодорожным линиям узкой колеи, без выхода на станции железных дорог широкой колеи, утверждаются начальниками железных дорог. 70. Тарифы и сборы за перевозку грузов, пассажиров и багажа по железнодорожным линиям широкой и узкой колеи, входящим в общую сеть железных дорог СССР и принятым в постоянную эксплуатацию, утверждаются Госпланом СССР<1>, за исключением случаев, предусмотренных статьями 71, 72, 73. Правила исчисления тарифных расстояний, провозных платежей и штрафов утверждаются Министерством путей сообщения. -------------------- Сноска 1. В настоящее время - Государственным комитетом СССР по ценам. 71. Министерство путей сообщения по согласованию с Госпланом СССР: а) утверждает сборы за операции, связанные с перевозкой грузов (хранение и взвешивание грузов,подача вагонов на железнодорожные подъездные пути, погрузочно-разгрузочные работы и др.); б) вносит частичные изменения и дополнения в действующие исключительные повышенные и пониженные тарифы; в) устанавливает порядок расчета за перевозку в отдельных направлениях за фактически пройденное грузом расстояние (статья 41). 72. Министерство путей сообщения утверждает: а) тарифы и сборы за перевозку грузов, пассажиров и багажа по линиям, входящим в общую сеть железных дорог СССР, но не имеющим примыкания к ней; б) исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров; в) комиссионные сборы и сборы за не обязательные для железных дорог операции, кроме указанных в пункте "д" статьи 73, а также сбор за хранение багажа. Тарифы и сборы за перевозку грузов, пассажиров и багажа по строящимся линиям, открытым для временной эксплуатации, утверждаются министерством транспортного строительства. (Сноска 1) -------------------- Сноска 1. Признаны утратившими силу: абзац второй статьи 20 - постановлением совета министров СССР от 20 сентября 1972 г. N 688 (сп СССР, 1972 г., N 19, ст. 98); пункт "г" статьи 72 - постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1989 г. N 1172 (сп СССР, 1990 г., N части 10-12 статьи 94 - постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1980 г. N440 (сп СССР, 1980 г., N 16-17, ст. 104). Устав дополнен: статьями 118-1, 155-1, 156-1, 156-2 - постановлением Совета Министров СССР от 26 апреля 1979 г. N 380 (сп СССР, 1979 г., N 13, ст. 86); статьей 128-1 - постановлением Совета Министров СССР от 24 июля 1978 г. N 629 (сп СССР, 1978 г., N 19, ст. 115); статьей 159) (Сноска 1) - постановлением Совета Министров СССР от 22 июля 1969 г. N 571 (сп СССР, 1969 г., N 18, ст. 105). Абзац третий статьи 111 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в свод законов СССР. 73. Начальник железной дороги утверждает: а) тарифы на перевозку грузов и пассажиров на всех железнодорожных ветках, не включенных в общую сеть железных дорог СССР; б) исключительные пониженные (со скидкой до 25 процентов от общих тарифов) на тарифы на перевозку грузов в местном сообщении в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров; в) тарифы на переправу грузов и пассажиров через реки между станциями железных дорог; г) ставки сборов с грузополучателей за очистку, промывку и дезинфекцию вагонов средствами железных дорог в случаях, предусмотренных статьей 51, а также за очистку и промывку средствами железных дорог вагонов после выгрузки в других случаях, когда согласно Правилам требуются специальная очистка и промывка вагонов. Ставки этих сборов устанавливаются исходя из себестоимости производимых работ; д) ставки сборов за следующие операции, не обязательные для железных дорог: за хранение скоропортящихся продуктов на льдозаводах железных дорог, за хранение грузов, не предназначенных к перевозке по железным дорогам, за занятие бункеров грузами сверх установленных сроков, а также за дополнительные услуги, оказываемые пассажирам; е) тарифы на перевозку грузов в пределах подъездных путей, принадлежащих железным дорогам,без выхода на пути станций, - по согласованию с министерствами, ведомствами. 74. Тарифы на перевозку и сборы, утвержденные Госпланом СССР (Сноска 1) и Министерством путей сообщения, штрафы, а также правила их исчисления публикуются в сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта СССР, а тарифы и сборы, утвержденные начальниками железных дорог, - в местной печати, с обязательным указанием срока ввода в действие или периода действия. 75. Все причитающиеся железной дороге платежи за перевозку груза вносятся на станции отправления наличными деньгами, чеками Государственного банка СССР или платежными поручениями, акцептованными банком. Порядок оплаты чеками устанавливается Министерством путей сообщения по согласованию с Государственным банком СССР. В случае невнесения грузоотправителем платежей при сдаче груза к перевозке отправление груза железной дорогой может быть задержано до внесения платежей (Сноска 1). Окончательные расчеты между железными дорогами и грузополучателями по перевозкам производятся на станции назначения. После выдачи груза переборы и недоборы по провозной плате и сборам грузоотправителям и грузополучателям - предприятиям, организациям, учреждениям, а также железной дороге не возмещаются. Министерством путей сообщения по согласованию с Государственным банком СССР может устанавливаться иной порядок расчетов за перевозки. -------------------- Сноска 1. Абзац второй статьи 75 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1988 г. N 929 (сп СССР, 1988 г., N 28, ст. 77). 76. В случаях, когда железная дорога не имеет возможности доставить груз или выдать его грузополучателю, она обязана передать этот груз другой организации в порядке, устанавливаемом Правилами. Оценка грузов, передаваемых другим организациям, производится комиссией в составе представителя железной дороги, представителя организации, которой передается груз, и представителей органов Министерства финансов и Министерства торговли союзной республики. Об оценке груза составляется акт. 77. Сумма, полученная железной дорогой за переданный другой организации груз, за вычетом сумм, причитающихся железной дороге, перечисляется: а) грузополучателю, указанному в накладной, - в случае оплаты им стоимости груза; б) грузоотправителю - во всех остальных случаях. При невозможности перечислить указанную сумму грузополучателю или грузоотправителю эта сумма по истечении срока, установленного на предъявление претензии за недоставленные по назначению грузы, поступает в доход союзного бюджета. В случае последующего возмещения грузоотправителю или грузополучателю в претензионном или исковом порядке суммы стоимости переданного другой организации груза, которая уже перечислена в доход союзного бюджета, железная дорога уплачивает эту сумму за счет очередных перечислений в союзных бюджет. Сумма, полученная железной дорогой за переданный бездокументный груз, перечисляется в доход Министерства путей сообщения на покрытие сумм, выплаченных по претензиям за не прибывшие по назначению грузы. 78. Министерством путей сообщения совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами - грузоотправителями и грузополучателями в исключительных случаях, когда вследствие особых обстоятельств перевозка отдельных грузов не может быть осуществлена на основании действующих правил, может устанавливаться порядок перевозки данного груза на особых условиях, не предусмотренных настоящим Уставом. Раздел IV 4. Железнодорожные подъездные пути 79. К железнодорожным подъездным путям относятся пути, предназначенные для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений, связанные с общей сетью железных дорог СССР непрерывной рельсовой колеей и принадлежащие: а) предприятиям, организациям и учреждениям; б) железным дорогам. 80. Строительство железнодорожных подъездных путей допускается, как правило, в случаях, когда осуществление перевозок другими видами транспорта экономически нецелесообразно. Примыкание железнодорожных подъездных путей к общей сети железных дорог СССР разрешается Министерством путей сообщения или по его поручению начальником железной дороги. Строительство и реконструкция железнодорожных подъездных путей, а также устройств, предназначенных для погрузки, выгрузки и очистки вагонов, производятся по проекту, согласованному с Министерством путей сообщения или по его поручению с начальником железной дороги. Вновь построенные железнодорожные подъездные пути предприятий, организаций и учреждений, не связанные с технологическими перевозками, передаются в установленном порядке в ведение железных дорог. Конструкция и состояние путевых устройств и технических сооружений железнодорожных подъездных путей должны обеспечивать пропуск большегрузных вагонов, а при обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивами железной дороги - пропуск локомотивов, выделенных для этого железной дорогой. 81. Путевое развитие станций, вызываемое увеличением объема перевозок на железнодорожных подъездных путях предприятий, организаций и учреждений, производится средствами железной дороги и за ее счет. Вызываемые примыканием железнодорожного подъездного пути предприятия, организации или учреждения устройство новых постов и разъездов в местах примыкания, оборудование их и укладка стрелки примыкания производятся железной дорогой из материалов и за счет предприятия, организации или учреждения. Работы по развитию существующих и по строительству новых станций, вызываемые примыканием вновь строящегося подъездного пути предприятия, организации или учреждения, должны быть предусмотрены в проектах и сметах на строительство железнодорожного подъездного пути и производиться соответствующими министерствами, ведомствами в счет их планов. Строительство по требованию предприятия, организации или учреждения дополнительных путей на существующем железнодорожном подъездном пути, находящемся в ведении железной дороги, производится предприятием, организацией или учреждением за свой счет по проекту, согласованному с железной дорогой. 82. Открытие для постоянной эксплуатации вновь построенного железнодорожного подъездного пути и подача на этот путь подвижного состава допускаются после осуществления работ по строительству путей согласно проекту, принятия данного железнодорожного подъездного пути в эксплуатацию и установления железной дорогой порядка обслуживания подъездного пути. Подача вагонов на железнодорожные подъездные пути в период их строительства допускается на условиях временного соглашения между отделением дороги и строительной организацией, отвечающей за сохранность груза, подвижного состава, своевременный возврат его и за безопасность движения. На каждый железнодорожный подъездной путь должны быть технический паспорт, план подъездного пути, продольный профиль и чертежи искусственных сооружений. 83. Путевое развитие, сооружения и устройства железнодорожных подъездных путей должны обеспечивать в соответствии с объемом перевозок бесперебойную погрузку и выгрузку грузов, маневровую работу и рациональное использование вагонов и локомотивов. 84. Железнодорожные подъездные пути, локомотивы и вагоны предприятий, организаций и учреждений должны содержаться ими в полной исправности в соответствии с правилами, утвержденными соответствующими министерствами, ведомствами. Принадлежащие предприятиям, организациям и учреждениям локомотивы и вагоны, выходящие на пути общей сети железных дорог СССР, должны во всем соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР. Порядок выхода на станцию примыкания локомотива, принадлежащего предприятию,организации или учреждению, устанавливается начальником отделения дороги. 85. Работники железнодорожных подъездных путей предприятий, организаций и учреждений, связанные с движением поездов и маневровой работой на путях железной дороги, подвергаются в порядке и в сроки, устанавливаемые Министерством путей сообщения для работников железных дорог, испытанием для определения знания Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, инструкций по движению поездов и по сигнализации, а работники, выделенные для руководства погрузкой и креплением грузов на открытом подвижном составе, - испытаниям для определения знания Технических условий. Остальные работники железнодорожных подъездных путей предприятий, организаций и учреждений, связанные с движением поездов и маневровой работой, подвергаются испытаниям в экзаменационной комиссии, назначаемой руководителем предприятия,организации, учреждения. Лица, не сдавшие испытания, к работе не допускаются. При выполнении служебных обязанностей на путях железной дороги работники железнодорожных подъездных путей предприятий, организаций, учреждений обязаны иметь при себе удостоверение установленного образца о сдаче испытаний и точно выполнять распоряжения дежурного по станции или станционного диспетчера. 86. Начальнику станции или по его поручению другим работникам станции и ревизорам предоставляется право проверять состояние безопасности движения и железнодорожного хозяйства на железнодорожном подъездном пути предприятия, организации, учреждения. При обнаружении на железнодорожном подъездном пути неисправностей, угрожающих безопасности движения, распоряжением начальника станции или ревизора по безопасности движения подача вагонов на подъездной путь должна быть прекращена до устранения неисправностей. 87. Взаимоотношения железной дороги с предприятием, организацией или учреждением, имеющими железнодорожные подъездные пути, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. Подача и уборка вагонов, а также маневровая работа на железнодорожных подъездных путях, принадлежащих предприятиям, организациям и учреждениям, производятся их локомотивами. При отсутствии своего локомотива у предприятия, организации или учреждения подача и уборка вагонов и маневровая работа производятся локомотивом железной дороги за плату, установленную тарифом. Порядок подачи и уборки вагонов, а также сроки оборота вагонов и контейнеров на железнодорожном подъездном пути предприятия, организации, учреждения устанавливаются договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. Работа железнодорожных подъездных путей предприятий, организаций и учреждений, имеющих свои локомотивы, должна производиться на основе единого технологического процесса работы подъездного пути и станции примыкания. Предприятие, организация или учреждение и железная дорога в целях сокращения простоя вагонов в целом по станции могут устанавливать в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути единую норму простоя вагонов для станции и подъездного пути. При невыполнении единой нормы простоя вагонов предприятие, организация или учреждение несет ответственность за простой вагонов сверх нормы, установленной технологическим процессом для данного подъездного пути, но не более чем за время завышения единой нормы. 88. Время нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути учитывается: а) по номерному способу - при среднесуточном вагонообороте менее 50 вагонов; б) по безномерному способу - при среднесуточном вагонообороте 50 вагонов и более. Начальником железной дороги по соглашению с предприятием, организацией, учреждением могут устанавливаться исключения из указанного порядка. Время нахождения на железнодорожном подъездном пути изотермических вагонов, цистерн, бункерных полувагонов, цементовозов, транспортеров и других специальных вагонов учитывается отдельно (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статья 88 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1976 г. N 317 (сп СССР, 1976 г., N 9, ст. 42). 89. Порядок обслуживания контрагентов, то есть предприятий, организаций, учреждений, имеющих в пределах железнодорожного подъездного пути другого предприятия (организации, учреждения) свои склады или примыкающие к нему железнодорожные пути, устанавливается договором, заключаемым непосредственно между контрагентом и предприятием (организацией, учреждением), которому принадлежит подъездной путь. Ответственность перед железной дорогой за простой вагонов у контрагентов несет предприятие (организация, учреждение), которому принадлежит железнодорожный подъездной путь. При обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивом железной дороги между железной дорогой и контрагентом заключается договор на подачу и уборку вагонов и все расчеты производятся непосредственно между ними. Расчеты по платежам, связанным с амортизацией железнодорожного подъездного пути и с участием контрагента в ремонте и содержании этого пути, во всех случаях производятся непосредственно между предприятием (организацией, учреждением), которому принадлежит подъездной путь, и контрагентом. 90. Взаимоотношения железной дороги с предприятием, организацией или учреждением, имеющими свои прирельсовые склады и погрузочно-разгрузочные площадки на подъездных путях, принадлежащих железной дороге, регулируются договором на подачу и уборку вагонов. Подача и уборка вагонов и маневровая работа на подъездных путях железной дороги производятся локомотивом железной дороги за плату, установленную тарифом. Содержание и текущий ремонт подъездных путей, принадлежащих железной дороге, производятся средствами и за счет железной дороги. Очистка от мусора и снега, а также освещение этих путей в пределах территории предприятия, организации, учреждения и у фронтов погрузки и выгрузки производятся средствами и за счет предприятия, организации, учреждения. 91. Договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договор на подачу и уборку вагонов разрабатываются с учетом технологии работы подъездного пути и технологии работы станции примыкания, основанных на прогрессивных технических нормах. При определении количества подач и интервалов между ними должны учитываться фронт погрузки и выгрузки и наибольшее количество вагонов в подаче. Фронт погрузки и выгрузки определяется количеством вагонов, устанавливаемых по полезной длине складского пути, которая может быть Страницы: 1 2 |