Страницы: 1 2 использована для одновременной погрузки или выгрузки однородных грузов. Погрузка и выгрузка на предприятиях с постоянным грузооборотом должны быть механизированы. Выбор средств механизации производится исходя из технико-экономической целесообразности. Фронт механизированной погрузки и выгрузки устанавливается исходя из количества и перерабатывающей способности механизмов. Фронт погрузки и выгрузки маршрутов при отправлении или прибытии одного или более маршрутов в сутки должен быть приспособлен для погрузки и выгрузки маршрута не более чем в две-три подачи. 92. Время простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой при обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивом железной дороги исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки до момента получения станций от предприятия, организации или учреждения уведомления о готовности вагонов к уборке. За задержку свыше 15 минут по вине железной дороги уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки на железнодорожных подъездных путях в случае, когда подача и уборка вагонов производятся локомотивом железной дороги, или приема вагонов с железнодорожных подъездных путей железная дорога уплачивает грузоотправителю, грузополучателю или владельцу железнодорожного подъездного пути штраф в размере, предусмотренном статьей 156. Этот штраф начисляется за все время задержки с момента истечения срока на уборку вагонов, предусмотренного договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или договором на подачу и уборку вагонов. Время простоя вагонов на железнодорожных подъездных путях предприятий, организаций и учреждений, обслуживаемых их локомотивами, исчисляется с момента передачи вагонов на выставочных путях. Место и порядок производства приемо-сдаточных операций устанавливаются договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. Нормы времени на приемо-сдаточные операции не должны превышать 1 минуты на вагон и 30 минут на всю одновременно предъявляемую партию вагонов. Охрана груженных и порожних вагонов на железнодорожных подъездных путях предприятий, организаций, учреждений, а также в пределах территории предприятия,организации, учреждения и у их фронтов погрузки и выгрузки на подъездных путях, принадлежащих железной дороге, осуществляется средствами и за счет предприятия, организации, учреждения. Предприятиям, организациям и учреждениям запрещается использовать вагоны общесетевого парка для своих внутренних перевозок или для хранения в них грузов, а также занимать эти вагоны под погрузку без разрешения железной дороги (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статья 92 после абзаца первого дополнена абзацем постановлением Совета Министров СССР от 26 апреля 1979 г. N 380 (сп СССР, 1979 г., N 13, ст. 86). (См. также. - Постановление Кабинета Министров СССР от 15 июня 1991 г. N 362). 93. Железная дорога с согласия предприятия, организации, учреждения может использовать железнодорожный подъездной путь предприятия, организации, учреждения, а также часть принадлежащего железной дороге подъездного пути в пределах территории предприятия, организации, учреждения для производства маневровых работ, постановки подвижного состава и для других целей. 94. Договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договор на подачу и уборку вагонов заключаются на пять лет. В случае изменения технического оснащения или технологии работы станции или основного производства предприятия отдельные пункты договора или весь договор по согласованию сторон могут быть пересмотрены до истечения срока его действия. При взаимном согласии сторон договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договор на подачу и уборку вагонов могут быть продлены на следующие пять лет (Сноска 1). Договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договор на подачу и уборку вагонов подписываются: при грузообороте до 50 вагонов в сутки - начальником отделения дороги (или по его поручению начальником станции) и руководителем предприятия, организации, учреждения; при грузообороте свыше 50 вагонов в сутки - начальником железной дороги (или по его поручению начальником отделения дороги) и руководителем предприятия, организации, учреждения. При наличии объединенных транспортных хозяйств для обслуживания предприятий, организаций, учреждений договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути может заключаться железной дорогой с объединенным транспортным хозяйством. В договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и в договоре на подачу и уборку вагонов должны предусматриваться мероприятия по обеспечению ускорения оборота вагонов и сроки проведения этих мероприятий. Разногласия по договору на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и по договору на подачу и уборку вагонов рассматриваются и решаются: по подъездным путям со среднесуточным грузооборотом до 50 вагонов - начальником отделения дороги и руководителем предприятия, организации, учреждения; по подъездным путям со среднесуточным грузооборотом более 50 вагонов - начальником железной дороги и руководителем предприятия, организации, учреждения. (абзац тринадцатый) до решения арбитражем спорных вопросов все взаимоотношения сторон по этим вопросам регулируются условиями прежнего договора. Спорные вопросы, связанные с обеспечением безопасности движения, разрешаются начальником железной дороги. -------------------- Сноска 1. Абзац первый статьи 94 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 4 июня 1987 г. N 645. 95. Примыкание вновь строящихся железнодорожных подъездных путей к существующим железнодорожным подъездным путям допускается: к подъездным путям, принадлежащим железной дороге, - с разрешения начальника железной дороги; к подъездным путям, принадлежащим предприятиям, организациям, учреждениям, - с разрешения начальника железной дороги и соответствующего министерства, ведомства. Раздел V 5. Прямое смешанное сообщение с участием других видов транспорта 96. Железнодорожный транспорт осуществляет перевозки грузов, пассажиров и багажа в тесном взаимодействии с другими видами транспорта - морским, речным, автомобильным и воздушным, организуя систему прямых смешанных сообщений: железнодорожно-водных, железнодорожно-автомобильных, железнодорожно-водно-автомобильных, а в необходимых случаях - железнодорожно-воздушных и других сообщений. Перевозка в прямом смешанном сообщении производится по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования. 97. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении производится на основании настоящего раздела Устава и Правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, утверждаемых Министерством путей сообщения совместно с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами. В части, не предусмотренной настоящим разделом Устава и указанными Правилами, при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении применяются нормы уставов, кодексов, правил и тарифов, регулирующие перевозки на соответствующем виде транспорта. Перевозка пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении производится на основании особых соглашений Министерства путей сообщения с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами. 98. В прямое смешанное грузовое сообщение включаются: а) все железнодорожные станции, открытые для операций по грузовым перевозкам; б) морские порты и речные порты и пристани по перечню, устанавливаемому Министерством морского флота и органами управления речным транспортом союзных республик; в) автостанции, агентства и автохозяйства автомобильного транспорта общего пользования по перечню, устанавливаемому органами управления автомобильным транспортом союзных республик; г) аэропорты гражданского воздушного флота по перечню, устанавливаемому Министерством гражданской авиации. Порты, пристани, автостанции агентства, автохозяйства и аэропорты считаются включенными в прямое смешанное сообщение с момента телеграфного извещения об этом (с последующим опубликованием в сборниках правил перевозок и тарифов транспортных министерств и ведомств). 99. Грузы в прямом смешанном сообщении принимаются к перевозке по плану, утверждаемому в установленном порядке. Министерство путей сообщения и другие транспортные министерства и ведомства могут по согласованию между собой принимать грузы к перевозке в прямом смешанном сообщении сверх плана. Прием к перевозке и отгрузка с пунктов перевалки грузов, перевозимых мелкими отправками в прямом смешанном сообщении, производятся по предъявлению, с подсортировкой их в случаях, предусмотренных Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, при передаче на железную дорогу - на грузосортировочной станции, при передаче на водный и автомобильный транспорт - соответственно в портах (на пристанях) и на автостанциях (в агентствах, автохозяйствах). 100. В пунктах перевалки транспортные предприятия обязаны обеспечивать бесперебойную и равномерную подачу вагонов, судов и автомобилей под погрузку перевалочных грузов, широко развивать перевалку грузов с одного вида транспорта на другой по прямому варианту (без выгрузки в склад). Планы перевалки грузов разрабатываются и утверждаются в соответствии с основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов, утверждаемыми советом министров СССР, и правилами планирования перевозок грузов (Сноска 1). Железные дороги обязаны восполнять неподачу вагонов, а предприятия других видов транспорта восполнять непредъявление грузов или недогруз их, допущенные в отдельные дни первой или соответственно второй половины месяца, - в последующие дни данной половины месяца. Железные дороги, станции и пароходства, порты, пристани в случае неподачи по их вине перевозочных средств для выполнения месячного плана перевалки грузов обязаны по требованию соответственно пароходства, порта, пристани и железной дороги, станции (при наличии груза) выделять перевозочные средства для восполнения невыполненной части плана (нормы) в течение следующего месяца. Порядок выделения перевозочных средств для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между соответствующими транспортными организациями. При нарушении согласованного порядка железные дороги и пароходства, порты, пристани несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевалки (Сноска 2). -------------------- Сноска 1. Абзац второй статьи 100 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 20 сентября 1972 г. N 688 (сп СССР, 1972 г., N 19, ст. 98). Сноска 2. Статья 100 дополнена абзацем постановлением Совета Министров СССР от 22 июля 1969 г. N 571 (сп СССР 1969 г., N 18, ст. 105). 101. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке в прямом смешанном сообщении, должны предъявляться в исправной таре, обеспечивающей их сохранность при перевалке и следовании в вагонах, судах, автомобилях и других транспортных средствах. Условия упаковки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, должны предусматриваться в стандартах и технических условиях (Сноска 3). -------------------- Сноска 1. Абзац второй статьи 101 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 7 января 1985 г. N 13 (сп СССР, 1985 г., N 4, ст. 18). 102. Грузы, перевозимые наливом, лес, следующий по водным путям в плотах, а также взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества к перевозке в прямом смешанном сообщении не принимаются. Перечень принимаемых к перевозке в прямом смешанном сообщении скоропортящихся, опасных, легкогорючих грузов, грузов, требующих сопровождения проводниками грузоотправителей или грузополучателей, а также условия перевозок лесных грузов навалом в прямом смешанном сообщении устанавливаются совместно соответствующими транспортными министерствами и ведомствами. 103. Грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, взвешиваются в пунктах перевалки при передаче их с железнодорожного на водный транспорт или обратно по требованию стороны, принимающей груз: на вагонных весах - железной дорогой; на товарных весах - портом или пристанью. Грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении, взвешиваются в пунктах перевалки железной дорогой по требованию принимающей стороны. Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте, и прибывшие в пункт перевалки в исправной таре, передаются с одного вида транспорта на другой без взвешивания, по счету мест и в таком же порядке сдаются грузополучателю в пункте назначения. 104. Перевозка грузов в контейнерах Министерства путей сообщения, Министерства морского флота и органов управления речным транспортом и автомобильным транспортом союзных республик в прямом смешанном железнодорожно-водном и железнодорожно-автомобильном сообщении осуществляется между пунктами, устанавливаемыми соответствующими транспортными министерствами и ведомствами. Правила перевозок грузов в контейнерах и сроки оборота контейнеров устанавливаются совместно соответствующими транспортными министерствами и ведомствами. За задержку контейнеров сверх установленных сроков пароходства, автотранспортные предприятия и железные дороги уплачивают штраф за каждые сутки задержки контейнера массой брутто более 5 тонн в размере 2 рублей, массой брутто 5 тонн и менее в размере 30 копеек (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Абзац третий статьи 104 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1974 г. N 650 (сп СССР, 1974 г., N 17, ст. 99). 105. Сроки начала приема грузов портами (пристанями) от железных дорог в пунктах перевалки при открытии навигации и сроки окончания приема грузов перед закрытием навигации сообщаются портами и речными пароходствами управлениям железных дорог и публикуются в сборниках правил перевозок и тарифов морского и речного транспорта. 106. Грузы, принятые станциями отправления до объявленного срока окончания приема их к перевозке водным транспортом и доставленные в пункты перевалки с соблюдением сроков доставки, принимаются портами (пристанями) перевалки от железных дорог беспрепятственно. Если такие грузы не могут быть доставлены в пункты назначения водным транспортом в связи с прекращением навигации, порты (пристани) обязаны запросить грузоотправителя, как поступить с грузом. Грузы, принятые железной дорогой после объявленного срока окончания приема грузов к перевозке водным транспортом или доставленные с просрочкой в пункт перевалки после закрытия навигации, могут сдаваться порту (пристани) с его согласия на хранение. 107. Грузы, следовавшие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и оставшиеся в портах (на пристанях) после закрытия навигации, должны быть погружены портом (пристанью) и отправлены железной дорогой по назначению. В таком же порядке железные дороги обязаны принять к перевозке грузы внутреннего и прямого водного сообщения, зазимовавшие в пути и направляемые грузовладельцами на железнодорожные станции назначения. Срок доставки этих грузов соответственно удлиняется на время задержки груза в портах (на пристанях). 108. Перевалочные работы выполняются: а) при перегрузке грузов из судов и складов в вагоны, а также из вагонов в суда и склады - портом (пристанью); б) при перегрузке грузов из вагонов и складов на автомобили, а также с автомобилей в вагоны и склады - железной дорогой. 109. Оборудование вагонов и судов для перевалки и перевозки грузов в несколько ярусов, тяжеловесных, громоздких и длинномерных грузов,а также крепление грузов на железнодорожном подвижном составе и судах производятся портом (пристанью). Необходимые материалы для оборудования вагонов и судов и крепления грузов предоставляются грузоотправителем. Оборудование печами вагонов для перевозки скоропортящихся грузов производится железной дорогой. Стоимость произведенных портом (пристанью) работ включается в накладную для взыскания с грузополучателя. 110. Железнодорожные пути в морских и речных портах (на пристанях), предназначенные для перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, принадлежат железной дороге. Строительство и реконструкция этих железнодорожных путей производятся железной дорогой по проектам, согласованным с портом (пристанью). Строительство и реконструкция складов, предназначенных для приема и отправления грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, производятся портом (пристанью) по проектам, согласованным с управлением железной дороги. Содержание и ремонт весов (кроме вагонных) на перевалочных пунктах производятся портом (пристанью). Содержание и ремонт вагонных весов производятся железной дорогой. 111. Условия работы перевалочных пунктов определяются узловым соглашением, заключаемым железной дорогой с пароходством (портом, пристанью) или автотранспортным предприятием на 3 года. Порядок разработки и заключения узловых соглашений устанавливается Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. 112. Начальник станции и начальник порта (пристани) или автостанции (агентства, автохозяйства) по взаимному соглашению могут сгущать подачу вагонов и автомобилей и предъявлять грузы в размерах, превышающих суточную норму перевалки. 113. Сроки доставки грузов определяются по совокупности сроков доставки их железнодорожным и другими видами транспорта и исчисляются на основании действующих на этих видах транспорта правил исчисления сроков доставки грузов. 114. Плата за перевозку грузов в прямом смешанном сообщении взыскивается в следующем порядке: а) по отправкам с железной дороги: на станции отправления - за протяжение железнодорожного пути всех железных дорог,участвующих в перевозке, и в пункте назначения - за протяжение всего водного и автомобильного пути; б) по отправкам из портов (с пристаней) и с автостанций (агентств, автохозяйств): в пункте отправления - за протяжение всего водного и автомобильного пути и в пункте назначения - за протяжение железнодорожного пути. По отправкам с водных пунктов, где не имеется управления порта (пристани), плата за перевозку взыскивается за протяжение всего водного пути на станции назначения. Причитающиеся автотранспортному предприятию провозная плата и другие сборы в перевозочные документы не включаются и взыскиваются с грузоотправителя или грузополучателя непосредственно по счетам автостанций, агентств и автохозяйств. Сборы за перевозку перевалочных грузов автотранспортом из порта (с пристани) на станцию или обратно включаются станцией в сумму платежей, причитающихся железной дороге, а расчеты с автотранспортным предприятием за эти перевозки производятся железной дорогой. 115. Расчеты между железными дорогами, пароходствами и автотранспортными предприятиями по перевозкам грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются: по платежами сборам, включенным в перевозочные документы, - в безакцептном порядке; по всем другим сборам и штрафам - в акцептном порядке по счетам на общих основаниях. 116. Учет выполнения плановой нормы перевалки производится раздельно по грузам, передаваемым с железнодорожного на другой вид транспорта, и по грузам, передаваемым с другого вида транспорта на железнодорожный. Формы учетных карточек и порядок их составления устанавливаются совместно соответствующими транспортными министерствами и ведомствами. 117. За невыполнение плана перевалки грузов железные дороги, пароходства и предприятия других видов транспорта несут материальную ответственность. Железные дороги несут ответственность в случаях неподачи порожних или груженых вагонов по среднесуточной или сгущенной на данные сутки норме. Пароходства несут ответственность в случаях невыполнения среднесуточной или сгущенной на данные сутки нормы погрузки или нормы выгрузки вагонов за каждые сутки. Предприятия других видов транспорта несут ответственность за невыполнение суточной нормы вывоза грузов и предъявления их к перевалке. Железные дороги, пароходства и предприятия других видов транспорта освобождаются от ответственности за невыполнение в отдельные дни среднесуточной нормы перевалки грузов: а) при соответствующем перевыполнении нормы перевалки в предыдущие дни месяца в результате сгущения перевалки; б) при восполнении в течение первой или соответственно второй половины месяца недогрузов и неподачи вагонов по плану перевалки, допущенных в отдельные дни данной половины месяца. 118. За невыполнение среднесуточной плановой или согласованной сгущенной нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (включая перевозку на паромах и в контейнерах), виновная сторона (железная дорога, пароходство, порт, пристань) уплачивает штраф в следующих размерах: по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, - по 1 рублю с тонны груза; по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, - по 50 рублей за вагон; по грузам, перевозимым в контейнерах, - по 30 рублей за контейнер массой брутто 30 тонн, по 20 рублей за контейнер массой брутто 20 тонн, по 10 рублей за контейнер массой брутто 10 тонн, по 5 рублей за контейнер, массой брутто 5 тонн, по 3 рубля за контейнер массой брутто 3 тонны, по 1 рублю 50 копеек за контейнер массой брутто менее 3 тонн. За невыполнение плана перевалки грузов в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении железные дороги и автотранспортные предприятия уплачивают штраф по 10 копеек за тонну. За задержку вагонов под погрузкой и выгрузкой свыше сроков, установленных узловым соглашением, а также за задержку приема груженых вагонов, прибывших на станцию перевалки, пароходство, порт, пристань уплачивают штраф. При задержке обыкновенных вагонов (крытых вагонов, полувагонов, платформ) взыскивается штраф в размере 40 копеек за вагон в час; при задержке цистерн, цементовозов, транспортеров, бункерных полувагонов и других специальных вагонов (кроме рефрижераторных) размер штрафа увеличивается в два раза, при задержке рефрижераторных вагонов - в три раза. В пунктах перевалки со среднесуточным грузооборотом 50 вагонов и более время нахождения вагонов (кроме специального подвижного состава) учитывается по безномерному способу (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статья 118 - с изменениями, внесенными постановлениями Совета Министров СССР от 11 мая 1976 г. N 317 (сп СССР, 1976 г., N 9, ст. 42) и от 26 апреля 1979 г. N 380 (сп СССР, 1979 г., N 13, ст. 86). 118-1. При перегрузке грузов, в том числе импортных, из судна непосредственно в вагон за простой стоящего у причала судна из-за неподачи по вине железной дороги вагонов в количестве, указанном в суточной заявке порта (пристани), согласованной в порядке, предусмотренном узловым соглашением, а также из-за неподачи их в сроки, установленные в этом соглашении, железная дорога уплачивает порту (пристани) штраф. За простой самоходного судна взыскивается штраф в размере 40 копеек в сутки и за простой несамоходного судна - 20 копеек в сутки за каждую тонну не перегруженного из судна груза; за простой рефрижераторного судна размер штрафа увеличивается в два раза. Количество тонн груза, не перегруженного из судна в течение данных суток, определяется путем умножения статической нагрузки вагона на количество неподанных или несвоевременно поданных вагонов 119. Ответственность за сохранность груза до момента фактической передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на принимающей стороне. Охрана груженых и порожних вагонов в портах (на пристанях) производится средствами и за счет порта (пристани). Снятие пломб с груженых вагонов, подаваемых в пункты перевалки под выгрузку, а равно пломбирование вагонов, загруженных в пунктах перевалки грузами, перевозимыми в прямом смешанном сообщении, производятся железной дорогой. Ответственность железных дорог и предприятий других видов транспорта за сохранность грузов, принятых к перевозке в прямом смешанном сообщении, определяется уставами (кодексами, правилами), действующими на соответствующем виде транспорта. При установлении виновности железных дорог, пароходств и автотранспортных предприятий в утрате, недостаче, порче или повреждении груза ответственность несут соответственно железные дороги, пароходства и автотранспортные предприятия. Раздел VI. 6. Перевозки пассажиров, багажа и почты 120. Железные дороги должны обеспечивать потребность населения в пассажирских перевозках, безопасность пассажиров при пользовании железнодорожным транспортом, необходимые удобства для пассажиров, культурное обслуживание их на вокзалах и в поездах, своевременную перевозку и сохранность багажа пассажиров. Для этих целей железные дороги обязаны обеспечивать движение всех пассажирских поездов строго по расписанию. Пассажирские вагоны, вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в образцовом техническом состоянии и чистоте, обеспечивать выполнение заданного объема перевозок пассажиров. На вокзалах и в пассажирских поездах, как правило, должна быть организована продажа продуктов питания пассажирам. 121. Поезда, предназначенные для перевозки пассажиров, делятся: а) в зависимости от скорости движения - на скорые и пассажирские; б) в зависимости от расстояния следования - на дальние, местные и пригородные. 122. В помещениях вокзалов должны быть вывешены для сведения пассажиров расписания отправления и прибытия пассажирских поездов. Таблицы стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, объявления о времени работы билетных и багажных касс, о наличии свободных мест в поездах, о месте нахождения книги жалоб и предложений и указатели размещения вокзальных помещений. 123. По договору железнодорожной перевозки пассажира железная дорога обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив пассажиру место в поезде согласно купленному билету, а пассажир обязуется уплатить за проезд по установленному тарифу, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. Каждый пассажир обязан иметь билет на проезд в поезде. Железная дорога обязана обеспечить продажу пассажиру проездного билета до указанной им станции назначения, открытой для пассажирских операций. Формы билетов и других проездных документов, порядок продажи их и пользования ими, срок их годности, а также правила проезда по железным дорогам устанавливаются Министерством путей сообщения. 124. Железная дорога обязана продлить срок годности железнодорожного проездного билета в следующих случаях: а) при непредоставлении пассажиру места в поезде (кроме пригородного) - на время до отправления следующего поезда, в котором пассажиру будет предоставлено место; б) при опоздании согласованных поездов в пунктах пересадки - на все время задержки транзитного пассажира до предоставления ему возможности продолжать поездку; в) при болезни пассажира - на все время болезни; г) при остановке пассажира в пути - на срок не более 10 суток. 125. На участках пригородного сообщения, помимо продажи билетов на одну поездку,должна производиться продажа: а) обратных билетов, дающих пассажиру право проезда до станции назначения и обратно на станцию первоначального отправления в течение одних суток, не считая дня выдачи, а также общевыходных и праздничных дней; б) абонементных именных билетов (без ограничения количества поездок в пределах срока их действия); в) льготных абонементных именных билетов рабочим, служащим и учащимся на проезд от места жительства к месту работы или учебы и обратно по предъявлении документов (паспорта, студенческого или ученического билета и т.п.), подтверждающих местожительство, а также местонахождение предприятия, организации, учреждения или учебного заведения. При отсутствии в документах указанных сведений представляется справка с места работы или учебы с указанием в ней местожительства. Пенсионерам льготные абонементные именные билеты продаются по предъявлении пенсионного удостоверения. 126. Продажа билетов должна производиться: а) в кассах предварительной продажи - заблаговременно в пределах до 45 суток до отправления поездов; б) в кассах станций формирования и оборота пассажирских поездов и беспересадочных вагонов - за 24 часа до отправления поезда; в) на промежуточных станциях - с момента получения сведений о наличии свободных мест в поезде, но не позднее чем за один час до прибытия поезда. Время продажи пассажирам билетов для проезда в пригородных поездах устанавливается распоряжением начальника станции с учетом расписания движения пригородных поездов. В пунктах пересадки преимущественное право на получение имеющихся в продаже мест в соответствующем поезде предоставляется транзитным пассажирам. 127. Камеры хранения на железнодорожных вокзалах принимают от пассажиров ручную кладь независимо от наличия проездных документов. Запрещается сдача и прием в камеры хранения легковоспламеняющихся и других опасных веществ. Время работы камер хранения ручной клади устанавливается начальником станции в зависимости от расписания движения поездов и от местных условий. 128. Пассажир имеет право: а) приобрести билет в любой поезд и любой вагон до названной им станции назначения, открытой для пассажирских операций, по кратчайшему направлению следования пассажирских поездов, с наименьшим числом пересадок или по маршруту, удобному по времени. Групповые билеты для туристов и экскурсантов, имеющих туристские путевки, выдаются по любому маршруту; б) провозить вместе с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не свыше 5 лет, если он не занимает отдельного места; в) провозить с собой бесплатно ручную кладь не свыше 36 килограммов и дополнительно в пригородных поездах не свыше 50 килограммов за плату по багажному тарифу; г) сдавать к перевозке багаж по проездному билету за плату по установленному тарифу; д) делать остановку в пути с продлением срока годности билета не более чем на 10 суток; е) продлить в случае болезни в пути срок годности билета на все время болезни (по предъявлении справки лечебного учреждения); ж) изменить один раз в течение поездки маршрут, указанный в билете, не изменяя станции назначения; з) занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории с доплатой разницы в стоимости проезда; и) выехать с поездом, отходящим ранее того поезда, на который взят билет, сделав на нем необходимую отметку в кассе станции; к) при опоздании на поезд (кроме пригородного) вследствие болезни или несчастного случая в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который был приобретен билет, возобновить без дополнительной оплаты проездные документы (кроме доплаты за спальное место) на другой поезд или получить обратно с разрешения начальника станции стоимость проезда за вычетом стоимости спального места, а в остальных случаях при опоздании на поезд (кроме пригородного) в течение 3 часов с момента его отправления - с доплатой или соответственно за вычетом 25 процентов стоимости проезда (Сноска 1); л) при возврате проездных документов в кассу железнодорожной станции: не позднее чем за 24 часа до отправления поезда получить полную стоимость проезда; менее чем за 24 часа, но не позднее чем за 6 часов до отправления поезда, получить 90 процентов стоимости проезда; менее чем за 6 часов до отправления поезда, получить 75 процентов стоимости проезда. При возврате проездных документов на обратный выезд в пунктах их приобретения или обратного отправления не позднее чем за 3 суток до отправления поезда пассажиру выплачивается полная стоимость проезда, а при возврате позднее этого срока, но до отправления поезда - 75 процентов стоимости проезда (Сноска 1); м) при прекращении поездки в пути следования получить обратно стоимость проезда (кроме стоимости спального места) за непроследованное расстояние. Во всех случаях возврата проездных документов с пассажира взыскивается установленный Министерством путей сообщения сбор. Возврат денег производится в порядке, устанавливаемом Министерством путей сообщения. -------------------- Сноска 1. Пункты "к", "л" статьи 128 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1986 г. N 1479 (сп СССР, 1987 г., N 2, ст. 12). 128-1. Железные дороги осуществляют продажу билетов предприятиям, организациям и учреждениям по их предварительным заявкам для перевозки отдельных групп пассажиров. При возврате предприятиями, организациями и учреждениями приобретенных ими по указанным заявкам проездных документов в кассу железнодорожной станции менее чем за 7 суток, но не позднее чем за 3 суток до отправления поезда, удерживается 10 процентов стоимости проезда, а при возврате проездных документов позднее чем за 3 суток до отправления поезда удерживается 20 процентов стоимости проезда. Удержание сумм из стоимости проезда независимо от сроков возврата проездных документов (но до отправления поезда) не производится при отмене поезда, указанного в билете, или задержке его отправления из пункта начала следования пассажиров более чем на один час, при несостоявшейся отправке пассажиров из-за непредоставления им указанных в билете мест и несогласия воспользоваться другими местами, при болезни пассажира. При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поезда, не предусмотренным расписанием, возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние. Прием от предприятий, организаций и учреждений заявок на продажу билетов для перевозки отдельных групп пассажиров, а также выплата стоимости возвращенных ими проездных документов осуществляются в порядке, устанавливаемом министерством путей сообщения. 129. В случае непредоставления места в вагоне согласно купленному билету железная дорога обязана предоставить пассажиру при его согласии место в другом вагоне, хотя бы и более высокой категории, без взимания доплаты. Если пассажиру предоставлено место, оплачиваемое ниже стоимости купленного билета, ему возвращается разница в стоимости проезда. При отказе пассажира от предложенной ему замены места железная дорога возвращает пассажиру стоимость проезда. При невозможности предоставить место в этом же поезде железная дорога обязана по требованию пассажира предоставить ему соответствующее место в другом поезде. 130. Пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования пассажирскими вагонами и вокзальными помещениями и бережно относиться к имуществу железнодорожного транспорта. 131. Железные дороги обязаны производить перевозку багажа во всех дальних и местных поездах, а также в почтово-багажных поездах и не менее чем в одной паре пригородных поездов в сутки на участках с развитым пригородным движением. Железная дорога обязана по предъявлении пассажиром проездного билета принять к перевозке багаж и отправить его в том же поезде, в котором будет следовать пассажир. Багаж пассажиров, следующих в поезде без багажного вагона или отделения, должен быть отправлен в первом поезде соответствующего назначения, в котором имеется багажный вагон, или в почтово-багажном поезде. По заявлению пассажира багаж может быть отправлен по другому маршруту или в другом поезде, не указанном в билете. Багаж может быть сдан пассажиром не позднее чем за 20 минут до отправления поезда, с которым багаж должен быть отправлен. В удостоверение приема багажа к перевозке пассажиру выдается багажная квитанция. Пассажир может при сдаче багажа объявить его ценность с уплатой сбора согласно тарифу. 132. К перевозке багажом от пассажира принимаются такие вещи и предметы, которые по своим размерам, упаковке и свойствам могут быть без затруднений погружены и размещены в багажном вагоне и не могут причинить вреда багажу других пассажиров. Перечень легковоспламеняющихся и других опасных грузов, запрещенных к перевозке багажом, устанавливается Правилами. 133. Срок доставки багажа определяется временем следования до станции назначения поезда, с которым был отправлен багаж (статья 131). Если багаж следует по маршруту с перегрузкой в пути, то срок доставки багажа определяется временем следования по данному маршруту согласованных поездов с добавлением одних суток на каждую перегрузку. 134. Пассажир имеет право считать багаж утраченным и потребовать возмещения стоимости его, если багаж не прибудет на станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа. 135. Багаж выдается на станции назначения предъявителю багажной квитанции. Выдача багажа производится в течение всего времени, когда станция открыта для операций по пассажирским перевозкам. За хранение багажа взыскивается сбор. 136. Багаж, не востребованный в течение 30 дней, подлежит передаче местным торгующим организациям для продажи в порядке, устанавливаемом Правилами перевозок пассажиров и багажа. Предъявитель багажной квитанции в течение шестимесячного срока с момента реализации багажа имеет право получить сумму, уплаченную железной дороге за переданный торгующим организациям невостребованный багаж за вычетом сумм, причитающихся железной дороге. 137. Железные дороги обязаны осуществлять почтовые перевозки как в специальных вагонах Министерства связи СССР, так и в вагонах железных дорог, включаемых в пассажирские, скорые и почтово-багажные поезда. Перечень поездов, в которые включаются почтовые вагоны, устанавливается Министерством путей сообщения по согласованию с Министерством связи СССР. Оплата почтовых перевозок производится по тарифам, утверждаемым Госпланом СССР (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. См. Сноску на стр. 74. 138. Железные дороги обязаны выделять в железнодорожных вокзалах помещения, предназначенные для обслуживания пассажиров почтовой, телеграфной и телефонной связью, для продажи периодической печати, а также для обработки и хранения почты. Для обеспечения перевозки почты железные дороги обязаны предоставлять на крупных железнодорожных узлах для отделений перевозки почты Министерства связи СССР помещения с необходимыми сооружениями (тупики, тоннели, платформы и т. п.). Железные дороги могут предоставлять помещения в железнодорожных вокзалах для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений и продажи билетов на другие виды транспорта, если это не вызовет затруднений в обслуживании пассажиров железнодорожного транспорта. 139. При строительстве новых и переустройстве существующих вокзалов железные дороги обязаны предусматривать строительство помещений для обслуживания пассажиров средствами связи в объемах по согласованию с Министерством связи СССР, а при необходимости и для обслуживания пассажиров других видов транспорта - в объемах по согласованию с органами управления этими видами транспорта. Строительство помещений для обслуживания пассажиров средствами связи производится за счет средств железных дорог. Строительство помещений, специально предназначенных для отделений перевозки почты, вне основных зданий вокзалов, а также специальных тупиков, железнодорожных подъездных путей, тоннелей, сортировочных площадок, платформ и т. п., необходимых для обработки почты, производится транспортными строительными организациями за счет средств Министерства связи СССР и Министерств связи союзных республик. Участки для строительства этих помещений должны отводиться в непосредственной близости от зданий вокзалов, с обеспечением выхода на перрон. 140. Органы Министерства связи СССР обязаны содержать почтовые вагоны в исправном состоянии в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР. Ремонт почтовых вагонов, принадлежащих Министерству связи СССР, производится за счет его средств Министерством путей сообщения в плановом порядке. 141. Порядок перевозки почты по железным дорогам устанавливается Министерством путей сообщения по согласованию с Министерством связи СССР. 142. Ответственность железных дорог за утрату, повреждение или задержку перевозимой почты определяется Уставом связи Союза ССР. Раздел VII. 143. Железные дороги, грузоотправители, грузополучатели и пассажиры несут материальную ответственность по перевозкам на основании настоящего Устава. Всякие предварительные соглашения железной дороги с грузоотправителями, грузополучателями или пассажирами, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на железную дорогу, грузоотправителей, грузополучателей или пассажиров, считаются недействительными, и всякие отметки об этом в накладной, не предусмотренные настоящим Уставом или Правилами, не имеют силы. 144. За невыполнение плана перевозок железная дорога и грузоотправитель несут материальную ответственность. За неподачу железной дорогой вагонов и контейнеров для выполнения плана перевозок и за неиспользование грузоотправителем поданных вагонов и контейнеров или отказ от предусмотренных планом вагонов и контейнеров уплачивается штраф в следующих размерах: по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, - по 1 рублю с тонны груза; по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, - по 50 рублей за вагон; по грузам, перевозимым в контейнерах, - по 30 рублей за контейнер массой брутто 30тонн, по 20 рублей за контейнер массой брутто 20 тонн, по 10 рублей за контейнер массой брутто 10 тонн, по 5 рублей за контейнер массой брутто 5 тонн, по 3 рубля за контейнер массой брутто 3 тонны, по 1 рублю 50 копеек за контейнер массой брутто менее 3 тонн. За неподачу железной дорогой рефрижераторных и других специализированных вагонов для выполнения плана перевозок и за неиспользование грузоотправителем поданных специализированных вагонов или отказ от выделенных в установленном порядке таких вагонов уплачивается штраф в следующих размерах: по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, - по 2 рубля с тонны груза; по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, - по 100 рублей за вагон. За невыполнение грузоотправителем плана по дорогам назначения уплачивается штраф в следующих размерах: по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, - по 30 копеек с тонны груза; по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, - по 20 рублей за вагон; по грузам, перевозимым в контейнерах, - по 9 рублей за контейнер массой брутто 30 тонн,по 6 рублей за контейнер массой брутто 20 тонн, по 3 рубля за контейнер массой брутто 10 тонн, по 2 рубля за контейнер массой брутто 5 тонн, по 1 рублю за контейнер массой брутто 3 тонны, по 50 копеек за контейнер массой брутто менее 3 тонн. Такую же ответственность несут железные дороги и грузоотправитель за невыполнение обязательств по сверхплановой и внеплановой перевозке грузов по заявкам грузоотправителя, принятым железной дорогой. За необеспечение погрузки маршрута с виновной стороны взыскивается в пользу другой стороны, кроме штрафа за невыполнение плана перевозок, штраф в размере 75 рублей за маршрут. При перевозке грузов по железнодорожным линиям узкой колеи размеры штрафа за невыполнение плана перевозок грузов, планируемых в вагонах, устанавливаются Министерством путей сообщения (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статья 144 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1976 г. N 317 (сп СССР, 1976 г., N 9, ст. 42). Статья 144 дополнена после абзаца пятого абзацами постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1988 г. N 929 (сп СССР, 1988 г., N 28, ст. 77). (Установить на период до принятия устава железных дорог Российской Федерации порядок, при котором железные дороги освобождаются от уплаты штрафа, предусмотренного данной статьей, за невыполнение плана перевозок из-за неподачи под погрузку вагонов и контейнеров в случае невнесения грузоотправителем платежей за предыдущую перевозку грузов, осуществленную железной дорогой - постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 41) 145. Грузоотправитель освобождается от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок: а) по причине явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути или при которых в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы, а также по причине аварии на предприятии, в результате которой было прекращено производство на срок не менее 3 суток; б) при запрещении и прекращении или ограничении погрузки грузов в соответствии со статьей 44; в) при неиспользовании вагонов (контейнеров), поданных грузоотправителю сверх плановой нормы в порядке сгущения погрузки без предварительного согласия грузоотправителя; г) при восполнении грузоотправителем в течение данной календарной декады допущенного им недогруза в отдельные дни этой декады; д) при выполнении плана в тоннах по грузам, перевозка которых планируется в вагонах и тоннах; е) при восполнении грузоотправителем в течение первой или соответственно второй половины месяца недогрузов нефти и нефтепродуктов, допущенных им в отдельные дни данной половины месяца, если отгрузка этих грузов производится с наливных станций нефтепроводов или пунктов перевалки. В случае, когда грузоотправитель в результате уплотненной загрузки вагонов (контейнеров) сверх технических норм использовал меньшее количество вагонов (контейнеров), чем предусмотрено планом, штраф за недогруз соответствующего количества вагонов (контейнеров) не взыскивается. В случае, когда грузоотправитель предупредит станцию о неиспользовании вагонов (контейнеров) не менее чем за двое суток до дня погрузки, сумма штрафа уменьшается на одну треть. 146. Железная дорога освобождается от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок: а) по причине явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), при которых было невозможно подать вагоны и контейнеры под погрузку; б) при запрещении и прекращении или ограничении погрузки грузов в соответствии со статьей 44; в) при задержке грузоотправителем вагонов (контейнеров) под выгрузкой. В этом случае железная дорога освобождается от уплаты штрафа за неподачу данному грузоотправителю того количества вагонов (контейнеров), которое было задержано под выгрузкой или не могло быть подано под погрузку по этой причине; г) при восполнении железной дорогой в течение данной календарной декады неподачи вагонов (контейнеров) за отдельные дни этой декады; д) при восполнении железной дорогой в течение первой или соответственно второй половины месяца неподачи подвижного состава под погрузку нефти и нефтепродуктов, допущенной в отдельные дни данной половины месяца, если отгрузка этих грузов производится с наливных станций нефтепродуктов или пунктов перевалки. 147. По окончании месяца, но не позднее 10 числа следующего месяца, начальник станции сообщает грузоотправителю расчет по причитающимся железной дороге и грузоотправителю суммам штрафа за невыполнение плана перевозок. Суммы, причитающиеся железной дороге или грузоотправителю, подлежат уплате в пятидневный срок. 148. Железная дорога несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи согласно Правилам другому предприятию, организации, учреждению, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее зависело, в частности вследствие: а) вины грузоотправителя или грузополучателя; б) особых естественных свойств перевозимого груза; в) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути; г) сдачи груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; д) сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму. 149. Железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда: а) груз прибыл в исправном вагоне (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя или на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути с исправной защитной маркировкой либо исправной увязкой, или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза; б) недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе; в) груз перевозился в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя; г) недостача груза не превышает норм естественной убыли. В указанных случаях железная дорога несет ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине железной дороги. 150. Если массовые однородные грузы, перевозимые навалом, насыпью или наливом по разным накладным от одного грузоотправителя в адрес грузополучателя, в процессе перевозки обезличиваются (при перевалке с одного вида транспорта на другой, при перегрузке из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи или обратно и т. п.), то естественная убыль исчисляется исходя из общего веса всего обезличенного в пути груза. Недостача или излишек перевозимого навалом, насыпью или наливом с перевалкой или перегрузкой в пути груза, отгруженного одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывшего в исправных вагонах без признаков недостачи в пути, определяется по результатам проверки всей партии одновременно выданного груза. 151. Железная дорога возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в следующих размерах: а) за утрату или недостачу груза - в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза; б) за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности, а в случае, если железная дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, - в размере действительной стоимости; в) за порчу и повреждение груза - в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость. В случае использования железной дорогой для своих нужд каких либо грузов, принятых к перевозке, лица, виновные в этом, привлекаются в установленном порядке к ответственности, а железная дорога возмещает стоимость груза в двойном размере. Наряду с возмещением ущерба в случае утраты или недостачи перевозимого груза железная дорога возвращает взысканную за этот груз провозную плату, если она не входит в цену утраченного или недостающего груза (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статья 151 дополнена абзацем постановлением Совета Министров СССР от 22 июля 1969 г. N 571 (сп СССР, 1969 г., N 18, ст. 105). 152. Стоимость груза определяется исходя из общей суммы счета грузоотправителя. Железная дорога возмещает грузоотправителю или грузополучателю по претензиям стоимость утраченных, недостающих, испорченных или поврежденных грузов на основании счета грузоотправителя, а в тех случаях, когда за груз через банк не производятся, - на основании другого документа, заменяющего счет. Если по утраченному, недостающему, испорченному или поврежденному грузу грузоотправитель или грузополучатель обязан уплатить налог с оборота, а счет грузоотправителя выписан по ценам без налога, к сумме счета заявителем претензии добавляется соответствующая сумма налога с оборота, подтвержденная справкой финансовых органов. При внутрисистемных перевозках грузов, расчеты по которым между грузоотправителем и грузополучателем производятся по ценам без налога с оборота, а по реализации которых в бюджет уплачивается налог с оборота, грузополучатели могут представлять железной дороге вместо справки финансового органа выписку из прейскуранта оптовых цен промышленности с налогом с оборота. Стоимость грузов,принадлежащих гражданам, определяется по государственным розничным ценам, действующим в том месте и в то время, где и когда груз подлежал выдаче. 153. За просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает грузополучателю штраф (если не докажет, что просрочка произошла не по ее вине) в следующих размерах: 15 процентов провозной платы - при просрочке не свыше одной десятой срока доставки; 30 процентов провозной платы - при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых срока доставки; 45 процентов провозной платы - при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых срока доставки; 60 процентов провозной платы - при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых срока доставки; 75 процентов провозной платы - при просрочке более четырех десятых, но не свыше пяти десятых срока доставки; 90 процентов провозной платы - при просрочке более пяти десятых срока доставки. Если срок доставки груза не превышает 6 суток,железная дорога уплачивает грузополучателю штраф в размерах: 15 процентов провозной платы - за просрочку на 1 сутки; 30 процентов провозной платы - за просрочку на 2 суток; 45 процентов провозной платы - за просрочку на 3 суток; 60 процентов провозной платы - за просрочку на 4 суток; 75 процентов провозной платы - за просрочку на 5 суток; 90 процентов провозной платы - за просрочку более 5 суток. В таких же размерах взыскивается с железной дороги штраф за просрочку в доставке порожних вагонов, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям или арендованных ими (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статьи 153 и 155 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1988 г. N 929 (сп СССР, 1988 г., N 28, ст. 77). 154. Грузоотправитель или грузополучатель имеет право считать груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию в течение 30 дней по истечении срока доставки, а при перевозке груза в прямом смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Однако, если груз прибыл по истечении указанных выше сроков, грузополучатель обязан принять груз и возвратить сумму, выплаченную ему железной дорогой за утрату груза. 155. За предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойства груза с грузоотправителя, помимо взыскания причиненных железной дороге убытков, взыскивается штраф в размере пятикратной провозной платы по наивысшему тарифу, установленному для мелких отправок за все расстояние перевозки (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статьи 153 и 155 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1988 г. N 929 (сп СССР, 1988 г., N 28, ст. 77). 155-1. За использование без разрешения железной дороги грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути вагонов и контейнеров общесетевого парка для своих внутренних перевозок они уплачивают железной дороге штраф в размере 50 рублей за вагон и 25 рублей за контейнер в сутки. Указанный штраф взыскивается независимо от штрафа за простой вагонов и задержку контейнеров. 156. За задержку свыше установленных сроков вагонов, поданных под погрузку, выгрузку или перегрузку средствами грузоотправителя, грузополучателя (простой вагонов), с грузоотправителя или с грузополучателя взыскивается штраф. При простое обыкновенных вагонов (крытых вагонов, полувагонов, платформ) штраф взыскивается в следующих размерах: 60 копеек за вагон в час - простое от 1 до 6 часов; 1 рубля 20 копеек за вагон в час - при простое от 7 до 12 часов; 1 рубля 80 копеек за вагон в час - при простое от 13 до 18 часов; 3 рублей за вагон в час - при простое свыше 18 часов. Простой до 15 минут в расчет не принимается, простой 15 и более принимается за полный час. При простое цистерн, цементовозов, транспортеров, бункерных полувагонов и других специальных вагонов (кроме рефрижераторных) размер штрафа увеличивается в два раза, при простое рефрижераторных вагонов - в три раза. В тех же размерах взыскивается штраф за простой вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под погрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного подъездного пути. При простое на путях железных дорог вагонов, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям или арендованных ими, штраф за простой взыскивается в размере 50 процентов. При задержке свыше установленных сроков под погрузкой, выгрузкой или перегрузкой части вагонов рефрижераторного поезда или рефрижераторной секции штраф за простой взыскивается с грузоотправителя, грузополучателя как за вагоны, задержанные под погрузкой, выгрузкой или перегрузкой, так и за вагоны поезда или секции, простаивающие в ожидании окончания грузовых операций. При перевозке грузов по железнодорожным линиям узкой колеи размер штрафа за простой вагонов устанавливается Министерством путей сообщения по согласованию с Государственным комитетом СССР по ценам. Штраф за простой вагонов взыскивается независимо от штрафа за невыполнение плана перевозок грузов (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Статья 156 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 26 апреля 1979 г. N 380 (сп СССР, 1979 г., N 13, ст. 86). 156-1. В случае, если подача грузоотправителю по его заявке порожних специальных вагонов для погрузки грузов, предусмотренных планом и заявкой,задерживается по причинам, зависящим от грузоотправителя, с него взыскивается за все время задержки вагонов на станции погрузки штраф в размере, предусмотренном статьей 156. Если грузоотправитель уведомит станцию об отказе использовать эти вагоны, указанный штраф начисляется до момента получения станцией такого уведомления. При отказе грузоотправителя от загрузки прибывших в соответствии с его заявкой на станцию погрузки порожних специальных вагонов и невозможности использования их в течение отчетных суток на данной станции другими грузоотправителями железной дорогой взыскивается с него кроме штрафа за невыполнение плана перевозок грузов плата за пробег этих вагонов от станции, с которой они были направлены, до станции погрузки, но не более чем за 300 километров. Размер платы за пробег таких вагонов предусматривается в тарифах на грузовые перевозки. 156-2. За задержку вагонов на строящихся железнодорожных линиях сверх установленных норм рабочего парка,а также за задержку вагонов на станциях, к которым примыкают эти линии, если задержка вызвана неприемом вагонов предприятием, организацией, осуществляющими строительство железнодорожной линии, это предприятие, организация уплачивает железной дороге штраф в следующих размерах: 30 копеек в час - за обыкновенный вагон; 60 копеек в час - за специальный вагон (кроме рефрижераторного); 90 копеек в час - за рефрижераторный вагон. 157. За задержку контейнеров сверх установленных норм предприятия, организации и учреждения - грузоотправители и грузополучатели уплачивают штраф в размере: 90 копеек в час за контейнер массой брутто 30 тонн, 60 копеек в час за контейнер массой брутто 20 тонн, 30 копеек в час за контейнер массой брутто 10 тонн, 20 копеек в час за контейнер массой брутто 5 тонн, 10 копеек в час за контейнер массой брутто 3 тонны, 5 копеек в час за контейнер массой брутто менее 3 тонн (Сноска 2). Штраф за задержку контейнеров взыскивается независимо от штрафа за невыполнение плана перевозок грузов в контейнерах. -------------------- Сноска 2. Абзац первый статьи 157 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1974 г. N 650 (сп СССР, 1974г., N 17, ст. 99). 158. Грузоотправитель и грузополучатель освобождаются от уплаты штрафа за простой вагонов и задержку контейнеров: а) если простой вагонов или задержка контейнеров произошли по причине явлений стихийного характера, вызвавших перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, а также по причине явлений стихийного характера или аварии на предприятии, в результате которых в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы; б) в случае подачи железной дорогой вагонов (контейнеров) в количестве, превышающем максимальную перерабатывающую техническую способность погрузочных и выгрузочных пунктов грузоотправителя и грузополучателя. 159. За задержку вагонов и контейнеров, возникшую вследствие того, что к накладной не были приложены документы, необходимые для исполнения таможенных, санитарных и других административных правил, грузоотправитель уплачивает штраф в размере, установленном статьями 156, 157, и возмещает понесенные железной дорогой по этой же причине убытки. 159-1. (Признать недействующей на территории Российской Федерации - постановление Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. N 157) 160. Взыскание штрафов, предусмотренных статьями 51, 155-ю1, 156 156-ю1, 156-ю2, 157, 159, 159-ю1, производится через кредитные учреждения в бесспорном порядке (без предварительного акцепта) (Сноска 2). -------------------- Сноска 1. Статьи 160-162 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 26 апреля 1979 г. N 380 (сп СССР, 1979 г., N 13, ст. 86). 161. Подача под погрузку неочищенного подвижного состава допускается только с согласия грузоотправителя, порта, пристани. В этом случае железная дорога уплачивает штраф в размере 15 рублей за обыкновенный вагон и 30 рублей за специальный вагон в пользу грузоотправителя, порта, пристани, который обязан очистить и загрузить эти вагоны, на очистку вагонов грузоотправителю, порту, пристани предоставляется необходимое время, определяемое соглашением начальника станции с грузоотправителем, портом, пристанью. В случае сдачи после выгрузки (слива) неочищенного подвижного состава грузополучатель, порт, пристань уплачивают в пользу железной дороги штраф в тех же размерах (Сноска 2). -------------------- Сноска 2. Статьи 160-162 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 26 апреля 1979 г. N 380 (сп СССР, 1979 г., N 13, ст. 86). 162. За повреждение вагонов или контейнеров на железнодорожном подъездном пути, в порту, на пристани, строящейся железнодорожной линии и при погрузке или выгрузке средствами грузоотправителя или грузополучателя на станции,за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой съемных перевозочных приспособлений (поддонов, стропов, стяжек, хлебных щитов, печей и др.) грузоотправитель, грузополучатель, порт, пристань, а также предприятие, организация, осуществляющие строительство железнодорожной линии, уплачивают железной дороге штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей вагона или контейнера или съемных приспособлений по расценочной ведомости, утверждаемой Министерством путей сообщения. Грузоотправитель, грузополучатель, а также предприятие, организация, осуществляющие строительство железнодорожной линии,обязаны также возместить железной дороге убытки, понесенные железной дорогой вследствие повреждения подвижного состава, перегруза, неправильной погрузки, упаковки или неправильного крепления груза (Сноска 2). -------------------- Соска 2. Статьи 160-162 - с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 26 апреля 1979 г. N 380 (сп СССР, 1979 г., N 13, ст. 86). 163. При самовольном занятии железной дорогой вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям или учреждениям или арендованных ими, железная дорога уплачивает им штраф в размере 50 рублей за вагон и 25 рублей за контейнер в сутки. При повреждении железной дорогой подвижного состава и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям или учреждениям или арендованных ими, железная дорога обязана их отремонтировать и уплатить владельцу подвижного состава и контейнеров штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей подвижного состава или контейнеров, а также возместить убытки, понесенные им вследствие повреждения подвижного состава и контейнеров, перегруза, неправильной погрузки,упаковки или неправильного крепления груза. За утраченный железной дорогой подвижной состав, принадлежащий предприятиям, организациям или учреждениям, железная дорога по их требованию обязана предоставить соответствующий подвижной состав во временное бесплатное пользование, а по истечении 3 месяцев передать подвижной состав взамен утраченного. При отсутствии у железной дороги соответствующего подвижного состава она обязана возместить стоимость утраченного подвижного состава (Сноска 1). -------------------- Сноска 1. Абзац первый статьи 163 заменен абзацами постановлением Совета Министров СССР от 26 апреля 1979 г. N 380 (сп СССР, 1979 г., N 13, ст. 86). 164. По прибытии груза на станцию назначения всю ответственность перед железной дорогой по данной перевозке несет грузополучатель. При этом грузополучатель может взыскать с грузоотправителя уплаченные им железной дороге вследствие неправильных действий грузоотправителя штрафы и сборы, а также расходы и убытки, связанные с перевозкой. Если груз был адресован грузополучателю, которого не оказалось в районе станции назначения, ответственность перед железной дорогой несет грузоотправитель. 165. Железная дорога несет материальную ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке багажа, а также за просрочку в доставке его, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение, а также просрочка произошли не по ее вине. За утрату, недостачу, порчу или повреждение багажа железная дорога несет ответственность в следующих размерах: а) багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности, а в случае, если железная дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, - в размере действительной стоимости; б) багажа, принятого к перевозке без объявления ценности, - в размере, предусмотренном тарифом. За просрочку в доставке багажа железная дорога уплачивает штраф в размере 10 процентов провозной платы за каждые сутки, считая неполные сутки за полные, но не свыше 50 процентов провозной платы. Просрочка в доставке багажа исчисляется с 24 часов дня, в который должен прибыть багаж. Уплата штрафа за просрочку в доставке багажа производится начальником станции назначения при выдаче багажа на основании акта, составленного по требованию пассажира. Забота о целости и сохранности ручной клади, перевозимой пассажиром с собой, лежит на обязанности пассажира. 166. При обнаружении в сдаваемом к перевозке багаже предметов, перевозка которых багажом запрещена (статья 132), владелец багажа уплачивает штраф в размере пятикратной стоимости провоза багажа, а в подлежащих случаях привлекается к уголовной ответственности. 167. Железные дороги, грузоотправители, грузополучатели и пассажиры в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из настоящего Устава, несут материальную ответственность лишь в пределах, предусмотренных соответствующими статьями Устава. 168. Обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности железной дороги, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров при железнодорожной перевозке, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми станциями железных дорог. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств: а) несоответствия между наименованием, весом или количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе; б) порчи и повреждения груза или багажа; в) обнаружения груза или багажа без документов или документов без груза или багажа; г) возвращения железной дороге похищенного груза или багажа; д) непередачи железной дорогой на железнодорожный подъездной путь груза в течение 24 часов после оформления в товарной конторе (кассе) выдачи груза по документам. В этом случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя. Железная дорога обязана составить коммерческий акт, если она сама обнаружила перечисленные выше обстоятельства или когда на наличие хотя бы одного из этих обстоятельств указал получатель или отправитель груза или багажа. Порядок составления коммерческих актов и актов общей формы устанавливается правилами. 169. До предъявления к железной дороге иска, вытекающего из настоящего Устава, обязательно предъявление к ней претензии. Право на предъявление к железной дороге претензий и в соответствующих случаях исков имеют: а) в случае утраты груза: грузополучатель - при условии представления грузовой квитанции с отметкой станции назначения о неприбытии груза, а при невозможности представления грузовой квитанции - документа об оплате стоимости груза и справки железной дороги об отправке груза с отметкой станции назначения о неприбытии груза; грузоотправитель - при условии представления грузовой квитанции; б) в случае недостачи, порчи или повреждения груза - грузополучатель при условии представления накладной и коммерческого акта, выданного ему железной дорогой, или представления накладной с отметкой железной дороги о составлении коммерческого акта (в случае его утраты), или представления накладной и документов об обжаловании отказа железной дороги в составлении коммерческого акта; в) в случае просрочки в доставке груза - грузополучатель при условии представления накладной; г) в случае задержки выдачи груза - грузополучатель при условии представления накладной и акта; д) в случае утраты багажа - предъявитель багажной квитанции, в случае недостачи, порчи, повреждения или просрочки в доставке багажа - предъявитель выданного железной дорогой акта о недостаче, порче, повреждении или просрочке в доставке багажа. 170. Претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к управлению железной дороги назначения. Претензии, возникающие из перевозки пассажиров и багажа, могут быть предъявлены к управлению железной дороги отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии. Претензии, возникающие из перевозки груза в прямом смешанном сообщении, предъявляются: а) к управлению железной дороги назначения, если конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция; б) к другому соответствующему транспортному органу, если конечным пунктом перевозки является порт (пристань), автостанция (агентство, автохозяйство) или аэропорт. Претензии грузоотправителей о штрафах предъявляются к управлению железной дороги отправления. Министерство путей сообщения может возлагать рассмотрение претензий на отделения железных дорог и станции. 171. Не допускается предъявление требований грузоотправителей, грузополучателей и железных дорог на сумму менее 10 рублей по каждой накладной, за исключением претензий о взыскании штрафа за просрочку в доставке груза, прибывшего одновременно по нескольким накладным, на общую сумму не менее 10 рублей, а также претензий от граждан. 172. Передача другим организациям или гражданам права на предъявление претензий и исков не допускается, за исключением случаев передачи такого права грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю, а также грузоотправителем или грузополучателем - вышестоящей организации или транспортно-экспедиционной организации. Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на документе. 173. К претензионному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие претензию. К претензии в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. 174. Претензии к железным дорогам могут быть предъявлены в течение шестимесячного срока, а претензии об уплате штрафов - в течение 45 дней. Указанные сроки исчисляются: а) со дня выдачи груза или багажа - по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу груза или багажа; б) по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки - по претензиям о возмещении за утрату груза; в) по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке - по претензиям о возмещении за утрату груза, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении; г) по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа - по претензиям о возмещении за утрату багажа; д) со дня выдачи груза или багажа - по претензиям о просрочке в доставке груза или багажа; е) по окончании пятидневного срока, установленного для уплаты штрафа, - по претензиям о взыскании штрафа за невыполнение плана перевозок; ж) со дня получения заявителем претензии копии платежного требования (счета) железной дороги о начислении штрафа - по претензиям о возврате штрафа за простой вагонов и задержку контейнеров, взысканного в безакцептном порядке; з) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, - во всех остальных случаях. 175. Железная дорога обязана рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии: а) в течение 3 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в железнодорожном сообщении; б) в течение 6 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении; в) в течение 45 дней - по претензиям об уплате штрафов. 176. О результатах рассмотрения претензии железная дорога должна сообщить заявителю. При частичном удовлетворении или отклонении железной дорогой претензии в уведомлении должно быть указано основание решения железной дороги со ссылкой на соответствующие статьи настоящего Устава. В этих случаях представленные при претензионном заявлении документы возвращаются заявителю. Если при рассмотрении претензии будет установлено, что груз переадресован или выдан другому грузополучателю, то претензия возвращается железной дорогой заявителю с указанием, где, когда и кому именно выдан груз, и с указанием организации, по заявлению которой произведена переадресовка или выдача груза, для непосредственного расчета с фактическим грузополучателем или с организацией, по заявлению которой была произведена переадресовка или выдача груза. 177. Иски к железным дорогам, вытекающие из настоящего Устава, могут быть предъявлены только в случаях полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо неполучения от железной дороги ответа в течение сроков, указанных в статье 175. Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью или подсудностью в арбитраж или в суд по месту нахождения управления железной дороги, к которой была предъявлена претензия, в двухмесячный срок со дня получения ответа железной дороги или со дня истечения срока, установленного для ответа. По претензиям на сумму до 100 рублей решение начальника железной дороги является окончательным. 178. Иски железных дорог к грузоотправителям, грузополучателям и пассажирам, вытекающие из настоящего Устава, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью или подсудностью в арбитраж или в суд в течение 6 месяцев. Указанный шестимесячный срок исчисляется: а) по взысканию штрафа за невыполнение плана перевозок - по окончании пятидневного срока, установленного для уплаты штрафа; б) во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска. 179. На признанную сумму претензии или сумму, выплачиваемую по решениям арбитража или суда, железная дорога уплачивает 3 процента годовых. Проценты начисляются по день перечисления или уплаты денег, начиная со дня предъявления претензии. В таком же размере уплачивают проценты грузоотправители и грузополучатели по предъявленным к ним железной дорогой требованиям, возникшим из перевозки груза. В этих случаях проценты начисляются со дня предъявления железной дорогой письменных требований об уплате соответствующих сумм по день уплаты. По претензиям и искам о штрафах проценты не начисляются во всех случаях. Страницы: 1 2 |