Страницы: 1 2 О ПРИНЦИПАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЛОГОВОГО КРЕДИТОВАНИЯ В Г. МОСКВЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 25 апреля 1995 г. N 356 (ТВ 95-31) Анализ действующего в странах рыночной экономики института залогового кредитования и применяемых при этом стандартных процедур показывает, что для обеспечения доступа правительства Москвы к кредитам иностранных, а также российских банков и финансово-инвестиционных институтов под залог имущества, в том числе находящегося в государственной собственности Москвы, требуется решить ряд серьезных проблем правового и организационного характера. Практика деятельности отечественных и зарубежных банковских учреждений в России не знает примеров проведения операций по залоговому кредитованию в значительных объемах. Для развития института залога необходимо создание в Москве соответствующей инфраструктуры залогового кредитования. В целях стимулирования притока отечественных и иностранных инвестиций и кредитов в экономику города, создания более благоприятных условий для привлечения кредитных ресурсов для реализации городских проектов, стабильных условий хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности на территории Москвы, а также во исполнение распоряжения премьера правительства Москвы от 19 января 1994 г. N 93-РП "О рабочей группе по созданию залогового фонда правительства Москвы" и распоряжения мэра от 23 марта 1994 г. N 135-РМ "О плане мероприятий по созданию имущественного фонда правительства Москвы" правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить порядок использования залогового кредитования для финансирования проектов в г. Москве, изложенный в приложении 1. 2. Одобрить принципы формирования залогового фонда правительства Москвы, изложенные в приложении 4. 3. Образовать Межведомственную комиссию правительства Москвы по залоговому кредитованию (приложение 5) и утвердить положение о ней (приложение 6). 4. В целях формирования городской программы залогового кредитования: 4.1. Департаментам и комитетам правительства Москвы, префектурам административных округов г. Москвы направлять в департамент экономической политики заявки на реализацию инвестиционных и иных проектов на условиях залогового кредитования в соответствии с порядком, изложенным в приложении 1. 4.2. Поручить Межведомственной комиссии по залоговому кредитованию формировать перечни проектов, рекомендуемых для включения в программу залогового кредитования, и представлять их на утверждение правительства Москвы. 5. Одобрить примерный текст договора о залоге (приложение 7), оформляемого при заключении сделок по залоговому кредитованию. 6. В целях решения оперативных вопросов развития залогового кредитования на территории Москвы поручить департаменту внешних связей. 6.1. Подготовить в месячный срок обращение в Центральный банк России о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты, имея в виду предусмотреть возможность приобретения нерезидентами инвалюты на рублевые средства, полученные от реализации предмета залога (в том числе недвижимости), а также возможность реализации кредитором-нерезидентом своих залоговых прав путем продажи предмета залога другим нерезидентам. 6.2. Разработать в месячный срок и согласовать с Центральным банком России порядок открытия спецсчетов для обслуживания иностранных кредитов, получаемых под залог государственной собственности г. Москвы. 7. Дополнить перечень видов деятельности, лицензируемых в Москве, утвержденный постановлением правительства Москвы от 05.04.94 N 285 "Об упорядочении лицензирования отдельных видов деятельности на территории Москвы", следующим видом деятельности: "риэлтерская деятельность (совершение операций с нежилыми помещениями, земельными участками) - коэффициент вида деятельности - 0,75". 8. Московской лицензионной палате приступить к лицензированию указанного вида деятельности с 1 июля 1995 года. Запретить с 1 октября 1995 года осуществление риэлтерской деятельности без лицензии. 9. Московской лицензионной палате совместно с департаментом внешних связей провести до 1 июня 1995 г. согласование с Госкомимуществом в установленном порядке "Положения о порядке лицензирования риэлтерской деятельности (совершение операций с нежилыми помещениями, земельными участками) на территории Москвы" ( приложение 8), которое будет основанием для его утверждения и введения в действие. 10. Департаменту финансов внести соответствующие изменения в финансовые показатели Московской лицензионной палаты на 1995 год. 11. Поручить Комиссии при мэре Москвы по разработке нормативной базы землепользования, градостроительства и управления недвижимости (Комиссия при мэре) совместно с заинтересованными организациями: 11.1. Разработать в двухмесячный срок проект закона Москвы "Об ипотеке на территории Москвы" для его последующего представления в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы. 11.2. Подготовить во втором квартале 1995 г. Положение о единой системе и порядке государственной регистрации прав на объекты недвижимости на территории Москвы. 12. Поручить Москомимуществу, Москомзему, департаменту муниципального жилья и Фонду имущества г. Москвы создание и ведение в своей части перечней объектов залогового фонда правительства Москвы. Возложить на департамент экономической политики функции держателя единого перечня объектов залогового фонда правительства Москвы. 13. Поручить департаменту экономической политики совместно с Москомимуществом, Москомземом, департаментом муниципального жилья и Фондом имущества г. Москвы совместно с Московской регистрационной палатой в месячный срок разработать порядок ведения реестра и его форму для осуществления государственной регистрации залога имущества и имущественных прав. 14. Поручить Фонду имущества г. Москвы и Москомимуществу вносить необходимые изменения в планы приватизации с учетом использования в качестве объектов залога имущественных объектов и предприятий, находящихся в государственной собственности г. Москвы, а также принадлежащих городу акций в акционерных обществах. 15. Обязать Москомимущество, Москомзем, департамент муниципального жилья и Фонд имущества Москвы осуществлять регистрацию залога имущества и имущественных прав в соответствии с разделом 6 приложения 1 к настоящему постановлению. 16. Поручить департаменту экономической политики совместно с департаментом внешних связей, Москомимуществом, Фондом имущества Москвы, Москомземом, департаментом муниципального жилья подготовить в 3-месячный срок предложения о развитии на территории Москвы титульного страхования (страхования прав на объекты собственности) с внедрением передового зарубежного опыта. 17. Принять предложение департамента внешних связей и Комиссии при мэре о развитии в Москве института оценки как комплексной системы, подготовке необходимой нормативной базы и организационных структур для регламентации и территории Москвы деятельности оценщиков. 18. Создать при правительство Москвы Общественный совет оценщиков Москвы (ОСОМ) во главе с заместителем премьера правительства Москвы И.Н. Орджоникидзе (председатель), руководителем Комиссии при мэре И.Н. Шустовым (заместитель председателя) и 12 членами ОСОМ. Департаменту внешних связей, Фонду имущества Москвы, Москомимуществу, Москомзему, департаменту экономической политики, департаменту муниципального жилья и департаменту перспективного развития Москвы представить в десятидневный срок Комиссии при мэре кандидатуры своих представителей для участия в работе ОСОМ. 19. Одобрить Общие подходы к развитию института оценки на территории Москвы (приложение 15). Поручить Комиссии при мэре совместно с департаментом внешних связей, департаментом экономической политики, Москомимуществом, Москомземом, Фондом имущества Москвы разработать в месячный срок в соответствии с Общими подходами документы, регламентирующие работу ОСОМ, определяющие его права и обязанности. 20. Комиссии при мэре Москвы во втором квартале 1995 г. совместно с департаментом внешних связей, Фондом имущества Москвы, Москомимуществом, Москомземом, департаментом муниципального жилья при участии Московского фонда подготовки кадров подготовить проект распоряжения мэра о программе обучения, переподготовки, аттестации и лицензирования оценщиков, а также изучить опыт зарубежных стран в области оценки и подготовки профессиональных оценщиков с целью его использования для разработки нормативных актов. Просить Московский фонд подготовки кадров совместно с департаментом внешних связей, Департаментом экономической политики, Комиссией при мэре, другими заинтересованными организациями разработать и реализовать учебные программы по подготовке специалистов в области ипотеки и оценки недвижимости. 21. Поручить Управлению юстиции г. Москвы довести до сведения судов г. Москвы порядок регистрации залога и реализации заложенного имущества, установленный в приложении 1 к настоящему постановлению. 22. Департаменту по делам печати и информации в двухнедельный срок обеспечить публикацию текста настоящего постановления в печати. 23. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей премьера правительства Москвы по принадлежности. Премьер правительства Москвы Ю. Лужков Приложение N 1 ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЛОГОВОГО КРЕДИТОВАНИЯ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ В Г. МОСКВЕ Раздел 1. Общие положения 1.1. Настоящий порядок разработан на основе закона РФ "О залоге", Гражданского кодекса Российской Федерации, распоряжения мэра Москвы от 16.06.94 N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в г. Москве", постановления правительства Москвы от 27.04.93 N 415 "О государственной регистрации залога жилых помещений, принадлежащих гражданам или юридическим лицам на праве собственности" и постановления правительства Москвы от 20.09.94 г. N 788 "О введении на территории Москвы единой системы государственной регистрации залога и единого реестра договоров залога" и других нормативных актов. Он определяет процедуры залогового кредитования, которые могут быть использованы при реализации городских (закупка продовольствия, медикаментов и др.) проектов (далее - Городские проекты), с использованием в качестве залога имущественных объектов, в том числе находящихся в государственной собственности г. Москвы. Указанный порядок по ряду процедур может быть также рекомендован и для самостоятельных субъектов хозяйственной деятельности, действующих на территории Москвы, при осуществлении ими операций, связанных с залоговым кредитованием. 1.2. Настоящий порядок касается процедур получения кредитных ресурсов как на зарубежном, так и на отечественном финансовых рынках и может применяться к залогу различных видов имущества и имущественных прав, включая предприятия, здания и сооружения, жилые дома, другие строения потребительского назначения, ценные бумаги (акции предприятий) и иные активы, а также залог предусмотренных законодательством прав по аренде земельных участков. 1.3. Кредитование под залог имущества (в дальнейшем -залоговое кредитование) в зависимости от характеристик объекта залога и условий кредитования подразделяется на два принципиальных вида: залоговое финансирование и залоговое/ ипотечное кредитование. Залоговое финансирование - это проектное финансирование с дополнительными гарантиями в виде залога имущества. Главным его принципом является предоставление кредитных ресурсов на условиях контроля кредитора за их использованием через ссудный счет, открываемый заемщику кредитором, и передачи возводимого объекта в залог. Залоговое финансирование применяется, главным образом, когда заемщик не располагает объектами залога, чья ликвидная стоимость позволяла бы обеспечить покрытие суммы кредита. Основным критерием для отбора инвестиционных проектов для реализации на условиях залогового финансирования являются уровень их рентабельности и срок окупаемости. Залоговое/ипотечное кредитование - это кредитование под залог ликвидных активов заемщика. Ипотечное кредитование является разновидностью залогового кредитования, когда объектом залога выступает недвижимое имущество (предприятия, строения, здания, сооружения или иные объекты вместе с соответствующим земельным участком) или право пользования им. Главным принципом залогового/ипотечного кредитования является предоставление кредитных ресурсов на условиях залога постоянно приносящего доход имущества и контроля кредитора за доходами, получаемыми от этого имущества, через специальный ссудный счет (далее - спецсчет). Залоговое/ипотечное кредитование позволяет заемщику получать несвязанный кредит, который он может использовать по своему усмотрению, то есть в отличие от залогового финансирования здесь не обязательно согласование с кредитором проекта, отобранного для кредитования правительством Москвы. 1.4. Развитие системы залогового кредитования в Москве предполагает также введение практики предоставления гарантий правительства Москвы в форме поручительства, выдаваемого при заключении хозяйствующими субъектами Москвы кредитных сделок под залог своего имущества для финансирования важных и необходимых для экономики города проектов. Поручитель обязуется перед кредитором отвечать за полное или частичное исполнение заемщиком своих обязательств в пределах, предусмотренных поручительством. Это позволяет создать дополнительные гарантии кредитору по выполнению заемщиком своих кредитных обязательств без использования залогового фонда правительства Москвы. 1.5. Применение излагаемых ниже процедур должно способствовать, в случае формирования инфраструктуры залога на территории Москвы, получению доступа правительства Москвы, а также самостоятельных хозяйствующих субъектов, действующих на территории Москвы, к финансовым ресурсам, в том числе на зарубежных финансовых рынках. Внедрение предлагаемого механизма залогового кредитования должно обеспечить развитие системы залога и ипотеки на территории Москвы, в том числе создать предпосылки для возникновения вторичного рынка ипотеки (продажа инвесторам уже существующих ипотечных долговых обязательств), что позволит расширить систему гарантий при кредитовании за счет эмиссии ипотечными организациями собственных долговых обязательств. 1.6. Работу по применению механизма залогового кредитования для финансирования городских проектов в соответствии с настоящим порядком организует и координирует Межведомственная комиссия правительства Москвы по залоговому кредитованию (далее - Межведомственная комиссия, состав и положение о Комиссии определены соответственно в приложении 5 и 6 настоящему постановлению). Раздел 2. Порядок отбора городских проектов для реализации на условиях залогового кредитования 2.1. В целях реализации инвестиционных и иных проектов в г. Москве, финансирование которых предполагается осуществить за счет кредитов под залог активов, находящихся в государственной собственности Москвы, или с использованием поручительства правительства Москвы, проводится работа по их отбору, анализу и экспертизе. 2.2. Территориальные и отраслевые органы управления г. Москвы - департаменты и комитеты правительства Москвы, префектуры административных округов города (далее - заявитель) с учетом инвестиционных и иных программ, намечаемых к осуществлению по городскому, территориальному и отраслевому заказу, поручений и распоряжений мэра, постановлений и решений правительства Москвы, а также обращений хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций) готовят и представляют в департамент экономической политики заявки на реализацию городских проектов на условиях залогового кредитования с использованием залогового фонда или поручительства правительства Москвы. 2.3. Заявки на залоговое кредитование включают в себя следующие документы: 1. Письмо-ходатайство в Межведомственную комиссию правительства Москвы по залоговому кредитованию с кратким обоснованием заявки. 2. Бизнес-план и ТЭО проекта. 3. Копии учредительных документов (для предприятия-заемщика). 4. Инвестиционный паспорт предприятия (для инвестиционных проектов, реализуемых на условиях залогового финансирования). 5. Копии балансов заемщика. 6. Заключение аудиторской проверки (для действующих предприятий). 7. Юридическая справка об имуществе и имущественных правах заемщика. 2.4. Указанные документы готовятся заказчиком проекта (получателем кредита) с участием заявителя, который осуществляет первичную проверку документов на их соответствие требованиям, изложенным в приложениях 2 и 3 к настоящему постановлению. 2.5. Приоритетными отраслями для реализации городских проектов на условиях залогового кредитования с использованием залогового фонда правительства Москвы являются: - строительство и реконструкция зданий и сооружений; - производство строительных и отделочных материалов; - производство продовольственных товаров, товаров народного потребления; - производство лекарственных и других медицинских препаратов, медицинских изделий и техники; - общественное питание; - гостиничное хозяйство; - закупка товаров по критическому импорту (медикаментов продовольственных и других крайне необходимых и дефицитных товаров). При этом заявки ан финансирование инвестиционных и иных проектов на условиях залогового кредитования должны включать прежде всего те проекты, финансирование которых невозможно или нецелесообразно за счет средств городского бюджета, субвенций из федерального бюджета, городских внебюджетных средств или на долевых началах негосударственными предприятиями. 2.6. Департамент экономической политики проводит первичный анализ поступивших заявок и при соответствии их требованиям, изложенным в настоящем приложении, регистрирует их для дальнейшего рассмотрения и проработки. Заявки, не оформленные должным образом, возвращаются заявителю. 2.7. Зарегистрированные заявки представляются на рассмотрения Межведомственной комиссии, которая дает поручения департаменту внешних связей (для проектов, предусматривающих получение средств в СКВ) или департаменту перспективного развития (для проектов, предусматривающих получение средств в рублях) по подготовке заключения о целесообразности реализации представленного в заявке проекта и возможности залогового обеспечения его кредитования. С этой целью указанные департаменты организуют экспертизу бизнес-плана и ТЭО проекта с привлечением экспертов. Одновременно Москомимущество, Москомзем, департамент муниципального жилья и Фонд имущества Москвы ( в зависимости от вида имущества и имущественных прав, предлагаемых к залогу) с участием, при необходимости, Государственно-правового управления мэрии Москвы проводят по поручению Межведомственной комиссии проверку материалов заявки, касающихся залогового обеспечения кредитования проекта (проверка документов, подтверждающих права заемщика на имущество, и данных по оценке стоимости объектов залога). Результаты проверки передаются соответственно в департамент внешних связей или департамент перспективного развития, которые с учетом результатов экспертизы проекта и проверки материалов по залоговому обеспечению готовят заключение и направляют его в департамент экономической политики. Срок подготовки заключения один месяц. 2.8. По заявкам, предусматривающим выдачу поручительства правительства Москвы при заключении заемщиком кредитных договоров, Межведомственная комиссия может затребовать для проверки и экспертизы любую дополнительную информацию, связанную с кредитной сделкой, включая документы по предмету залога. 2.9. Департамент экономической политики на основе поступивших от департамента внешних связей и департамента перспективного развития заключений готовит предложения оп представленным заявкам и выносит их для рассмотрения на ближайшем заседании Межведомственной комиссии. 2.10. Межведомственная комиссия рассматривает представленные материалы по заявкам и принимает решение о возможности реализации проектов на условиях залогового кредитования, определяя при этом вид залогового кредитования (залогового финансирование или залоговое/ипотечное кредитование) и схему финансирования (прямое кредитное соглашение с банком, кредитное соглашение с ипотечной организацией или выпуск муниципальных залоговых облигаций), конкретный объект (объекты) залога для каждого отобранного проекта. Кроме того, Межведомственная комиссия рассматривает в качестве возможного обеспечения финансирования городского проекта выдачу соответствующего поручительства правительства Москвы. При отборе проектов для включения их в программу залогового кредитования Межведомственная комиссия исходит из принципа надежности гарантий возврата кредита и получения экономической отдачи от реализации проекта и руководствуется следующими критериями: - социальная и экономическая значимость проекта для города; - экономическая эффективность и рентабельность проекта (сроки реализации и окупаемости, размер ожидаемой прибыли и др.); - наличие у предприятия-получателя кредита имущества и имущественных прав, а также права долгосрочной аренды земельного участка, которые по своей стоимости были бы достаточными для залогового обеспечения суммы кредита и отвечали бы требованиям, предъявляемым кредиторами к предмету залога, а при залоговом кредитовании приносили бы также прибыль, достаточную для погашения кредита (выплат основного долга и процентов по кредиту). В случае приятия отрицательного решения рассмотренные документы возвращаются в департамент экономической политики для подготовки ответа заявителю. 2.11. При положительном решении Межведомственная комиссия дает поручения на проведение предварительной работы по поиску потенциальных кредиторов (если таковые не имеются на момент рассмотрения заявки) для финансирования отобранных городских проектов на условиях залогового кредитования, которая проводится: - при проработке возможности финансирования проекта в СКВ - департаментом внешних связей совместно с заявителем; - при проработке возможности рублевого финансирования - департаментом экономической политики совместно с заявителем. В обоих случаях предполагается участие в данной работе кредитополучателя-организации (предприятия), которая будет осуществлять кредитуемый проект. Указанная работа предусматривает проведение предварительных переговоров с финансовыми институтами, которые могут предоставить необходимые для реализации проектов финансовые средства. В ходе переговоров уточняются вид залогового кредитования и схема финансирования для каждого отобранного проекта. Желательно, чтобы по итогам переговоров потенциальные кредиторы предоставляли определенные гарантии кредитования проектов в случае их включения в программу залогового кредитования правительства Москвы и при выполнении заемщиком договоренностей, достигнутых в ходе предварительных переговоров. 2.12. По итогам проведенной работы Межведомственная комиссия формирует перечни отобранных для включения в городскую программу залогового кредитования проектов и представляет их на рассмотрение и утверждение правительства Москвы с предложениями по виду залогового кредитования, схеме финансирования и залоговому обеспечению кредитования по каждому проекту, с рекомендациями по определению непосредственного получателя кредита по заявленному проекту. Под городской программой залогового кредитования подразумеваются перечни отобранных правительством Москвы проектов, реализация которых предусматривается на условиях залогового кредитования. Нормативные сроки осуществления вышеуказанной работы составляют до 3 месяцев. Раздел 3. Подготовка документов для кредитора 3.1. После принятия правительством Москвы решения о включении отобранных проектов в городскую программу залогового кредитования Межведомственная комиссия организует работу: а) по обеспечению кредитных сделок для финансирования включенных в программу проектов (подбор, формирование и подготовка предмета залога или оформление поручительства); б) по практической реализации заявки на финансирование городских проектов на условиях залогового кредитования, включающую дополнительную проверку информации заемщика, подготовку необходимых для представления потенциальному кредитору документов по проекту и объекту залога, проведение по каждому отдельному проекту переговоров с финансовыми институтами по условиям кредитования, заключение договоров, организацию обслуживания долга. Департамент внешних связей (здесь и далее - для проектов, предусматривающих получение средств в СКВ) и департамент экономической политики (здесь и далее - для проектов, предусматривающих получение средств в рублях) являются кураторами сделок по залоговому кредитованию (далее - курирующий орган) по отобранным проектам. Они организуют и участвуют в работе по подготовке и заключению кредитного договора и договора о залоге, осуществляют контроль за выполнением заемщиком процедур, предусмотренных залоговым кредитованием (обслуживание долга, реализация заложенного имущества и др.). 3.2. Для представления потенциальному кредитору необходимых материалов департаментом внешних связей или департаментом экономической политики совместно с получателем кредита и заявителем организуется сбор и подготовка следующих основных документов с учетом международных требований, где это требуется: а) при залоговом финансировании: 1. Бизнес-план и технико-экономическое обоснование проекта, включая порядок финансирования, доходность и сроки окупаемости вложений; 2. Проект договора о залоге; 3. Оценка стоимости объекта залога; 4. Уставные документы заемщика и документы, удостоверяющие права на объект залога; б) при залоговом/ипотечном кредитовании: 1. Проект договора о залоге имущества или имущественных прав, права долгосрочной аренды земельного участка; 2. Оценка стоимости передаваемого в залог имущества или имущественных прав, права долгосрочной аренды земельного участка; 3. Предложения о распределении доходов, получаемых от коммерческой эксплуатации передаваемых в залог объектов недвижимости или иных активов; 4. Информация о доходах заемщика от использования объекта залога; 5. Уставные документы заемщика и документы, удостоверяющие права на объект залога. 3.4. При подготовке документов для кредитора по проектам, предусматривающим их реализацию на условиях залогового финансирования с привлечением валютных средств, департамент внешних связей, при необходимости, организует разработке с учетом международных стандартов бизнес-плана, включающего технико-экономическое обоснование, а также проведение оценки стоимости объектов залога, привлекая для этого консультационные фирмы, в том числе иностранные. Затраты на указанные выше работы закладываются в подготовленный бизнес-план городского проекта. 3.5. Нормативные сроки осуществления вышеуказанной работы составляют до 2 месяцев. Раздел 4. Выбор и подготовка объектов залога 4.1. Работа по обеспечению сделок по залоговому кредитованию предмета залога включает в себя: - отбор имущественных объектов и прав для формирования предмета залога по каждому отобранному для кредитования проекту; - сбор, проверку и оформление необходимой документации по объектам залога; - проведение оценки объекта залога; - подготовку предложений по вопросам страхования объекта залога, управления заложенным имуществом и его реализации в случае невозврата кредита. Данная работа по поручению Межведомственной комиссии осуществляется соответствующими органами управления имуществом - Москомимуществом, Москомземом, Фондом имущества г. Москвы и департаментом муниципального жилья с участие получателя кредита и заявителя и соответственно департамента внешних связей или департамента экономической политики. 4.2. В качестве предмета залога используются объекты недвижимого и движимого имущества, являющиеся государственной собственностью Москвы, в том числе имущество, принадлежащее организациям (предприятиям) на праве хозяйственного ведения, а также предусмотренные законодательством права по аренде земельных участков. Размер и характер имущества, имущественных прав и прав аренды земельных участков, из которых формируется предмет залога, зависят от требований и условий, выдвигаемых кредитором, и согласовываются в ходе переговоров с ним. Залог должен обеспечивать удовлетворение требованиям залогодержателя в объеме, достаточном для погашения основного долга, выплаты процентов по кредиту, а также иметь ресурс для уплаты неустойки, возмещения убытков, причиненных просрочкой исполнения, расходов залогодержателя на содержание заложенного имущества (при передаче объекта залога залогодержателю) и расходов по взысканию. Доходы, получаемые заемщиком (кредитополучателем) от эксплуатации объекта залога и реализуемого проекта, должны обеспечить осуществление платежей по обслуживанию кредита (выплату основного долга и процентов по кредиту), если кредитным договором в отдельных случаях не будет предусмотрен иной порядок выплаты кредитополучателем процентов по кредиту. 4.3. Решением Межведомственной комиссии на период подготовки залоговой документации и заключения кредитного соглашения объекты залога вносятся в перечень объектов залогового фонда правительства Москвы (далее - Перечень объектов залогового фонда). Внесение объектов залога в указанный Перечень обеспечивает их бронирование для залога и влечет безусловный запрет операций с правами на них, в том числе продажу или передачу в хозяйственное ведение другим организациям или предприятиям. 4.4. Перечни объектов залогового фонда ведутся Москомземом, Москомимуществом, департаментом муниципального жилья и Фондом имущества г. Москвы соответственно виду имущества. Данные из указанных перечней оперативно вносятся в единый городской Перечень объектов залогового фонда, который ведет департамент экономической политики. 4.5. В Перечень объектов залогового фонда вносятся следующие обязательные данные (реквизиты) по объекту залога: адрес, административный округ, название организации, площадь земельного участка или здания и сооружения и неразрывно связанного с ними земельного участка или количество и виды ценных бумаг, номер и дата соответствующего решения Межведомственной комиссии, правительства и распоряжения мэра Москвы о залоговом обеспечении кредитования проекта, включенного в программу залогового кредитования. 4.6. По отобранным для залога имущественным объектам проводится юридическая и технико-экономическая экспертиза, готовятся для представления кредитору следующие документы по объекту недвижимости: 1. Выписка из Московского городского бюро технической инвентаризации по объектам недвижимости, где это требуется; 2. Нотариально заверенная копия свидетельства на право собственности или аренды, выданного Москомимуществом (для нежилых зданий, строений и сооружений) или департаментом муниципального жилья (для жилых зданий и сооружений). 3. Выписка из Книги записей государственных актов на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей и договоров аренды земли г. Москвы, выданная Москомземом (для земельных участков). 4. Ситуационный план, выполненный Москомархитектурой. При необходимости департамент внешних связей или департамент экономической политики могут запрашивать у соответствующих подразделений правительства Москвы и городских служб другие необходимые документы. 4.7. Оценка объектов залога для определения их рыночной стоимости и представления кредитору организуется Москомимуществом, Москомземом, департаментом муниципального жилья или Фондом имущества г. Москвы соответственно виду имущества. Для проведения оценки привлекаются профессиональные оценщики. Если оценка объекта залога осуществляется для получения кредита в СКВ, то ее организует департамент внешних связей с участием соответствующих органов управления имуществом. 4.8. Нормативные сроки осуществления вышеуказанной работы составляют до 2 месяцев. Раздел 5. Ведение переговоров с финансовыми институтами и заключение договоров по залоговому кредитованию 5.1. После выполнения указанных выше подготовительных работ департамент внешних связей или департамент экономической политики совместно с получателем кредитной линии, включая определение процентных ставок и комиссионных по банковскому кредиту, согласование вопросов, связанных с открытием спецсчета. 5.2. В случае привлечения кредитных средств из-за рубежа на срок более 180 дней заемщик обращается в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ для получения лицензии на проведение операции, связанной с движением капитала. 5.3. Открытие ссудного счета, в случае привлечения кредитных средств на срок более 180 дней, осуществляется заемщиком после получения лицензии Банка России, указанной в п. 5.2. В случае привлечения кредитных ресурсов на срок менее 180 дней ссудный счет открывается без ограничений. Спецсчет, через который производится погашение кредита, открывается по согласованию с кредитором в одном из банков на территории России. 5.4. Заключение договоров по залоговому кредитованию производится на основании соответствующего распоряжения мэра или постановления правительства Москвы, принимаемого по представлению Межведомственной комиссии. 5.5. Процедура заключения сделок по залоговому кредитованию предусматривает оформление, подписание и регистрацию получателем кредита и залогодателем следующих основных документов: - кредитного договора; - договора о залоге (примерный текст договора приводится в приложении N 7 к настоящему постановлению). Кредитору могут быть также представлены полисы титульного (в случае развития в Москве практики титульного страхования) и рискового страхования на объекты залога, если договор о залоге предусматривает страхование предмета залога залогодателем: Полис титульного страхования - документ, гарантирующий кредитору, что никакие другие обязательства, кроме упомянутых в титуле, не будут препятствовать реализации права залога. Обычно полис содержит данные о праве собственности на имущество, о наличии закладной на имущество, задолженности бюджету по налоговым платежам, о других обязательствах, а также о том, кто и как будет реализовывать право залога в случае неплатежей. Полис рискового страхования - документ, подтверждающий страхование объекта залога от убытков, которые могут наступить в результате стихийных бедствий. Сумма страхового покрытия должна быть не ниже обеспеченного договорам залога денежного обязательства. 5.6. Правительство Москвы как залогодатель может само выступать в роли заемщика, назначая, в том числе по рекомендации Межведомственной комиссии, кредито-получателем организацию (предприятие), осуществляющую кредитуемый проект. В этом случае правительство Москвы выступает гарантом выполнения договора во всей полноте и в срок. В случае если заемщиком является правительство Москвы, то кредитные договоры готовятся и подписываются соответствующей организацией - заказчиком проекта по согласованию с департаментом внешних связей и департаментом экономической политики. Если заемщиком является организация (предприятие), осуществляющая кредитуемый проект, то процедура заключения кредитного договора выполняется данной организацией по согласованию с курирующим кредитную сделку органом (департаментом внешних связей или департаментом экономической политики). В случаях, когда при залоговом кредитовании предполагается выдача поручительства Москвы, переговоры с кредитором ведет непосредственно заемщик с участием департамента внешних связей (при валютных кредитах) и департамента экономической политики совместно с департаментом финансов (при рублевых кредитах), с которыми согласовывается кредитный договор. Во всех указанных выше случаях нотариально заверенная копия кредитного договора после его подписания находится на хранении в курирующем сделку органе. 5.7. Оформление и подписание договора о залоге осуществляется залогодателем и кредитором. Залогодателем от имени правительства Москвы при использовании в качестве предмета залога имущества, находящегося в государственной собственности Москвы, выступает соответствующий орган управления данным имуществом - Москомимущество, Фонд имущества г. Москвы, департамент муниципального жилья или Москомземом. В случаях, когда залогодателем (залог имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения) является предприятие либо специализированная муниципальная компания, оформление и заключение договора о залоге согласовывается курирующим кредитную сделку органом и соответствующим органом управления имуществом. 5.8. После подписания договора о залоге его нотариально заверенные копии хранятся в курирующем сделку органе и в соответствующем органе государственной регистрации договоров о залоге. 5.9. Подписанный договор о залоге с прилагаемым к нему кредитным договором подлежит заверению у нотариуса для государственной регистрации за счет кредитополучателя. 5.10. Нормативные сроки осуществления вышеуказанной работы составляют до 1 месяца. Раздел 6. Регистрация сделок залога прав на объекты недвижимости 6.1. Порядок регистрации сделок по залогу имущества и имущественных прав совершается в соответствии с постановлением правительства Москвы от 27.04.94 N 788 "О введении на территории Москвы единой системы государственной регистрации залога и единого реестра договоров залога", постановлением правительства Москвы от 27.04.93 N 415 "О государственной регистрации залога жилых помещений, принадлежащих гражданам или юридическим лицам на праве собственности", а также распоряжением мэра от 16.06.95 г. N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в г. Москве". Настоящий порядок в части, касающейся объектов недвижимости, действует на территории Москвы до введения в действие соответствующего закона о регистрации прав на недвижимость и имущество и сделок с ними. 6.2. Договора о залоге регистрируются в обязательном порядке в следующих органах, которые осуществляются в соответствии с их компетенцией государственную регистрацию соответствующих объектов (далее - Регистрирующий орган): - Комитете по управлению имуществом г. Москвы; - Московском земельном комитете; - департаменте муниципального жилья; - фонде имущества г. Москвы; - Московском городском бюро технической инвентаризации; - Управлении государственной автомобильной инспекции по г. Москве; - Московской регистрационной палате; - Комитете по культуре; - Московском лесопарковом территориальном производственном объединении "Мослесопарк"; - Государственной инспекции по маломерным судам при Москомприроде; - Московской железной дороге Министерства путей сообщения Российской Федерации; - Центральном региональном геологическом центре Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр. 6.3. Основанием для регистрации сделок залога являются документально подтвержденные права заявителя документально подтвержденные права заявителя на предмет залога, в том числе свидетельства о праве собственности на жилые и нежилые здания и сооружения, земельные участки. При этом включенные в указанные документы записи возможности залога не требуется. 6.4. Для регистрации договора залога предоставляются в соответствующий вышеуказанный регистрирующий орган следующие документы: - заявление о регистрации залога в двух экземплярах; - договор о залоге и две нотариально заверенные его копии; - все документы, упомянутые в договоре залога, и две нотариально заверенные копии с них; - квитанции об уплате государственной пошлины; - справка о геокодах (координатах характерных точек объектов); - письменное согласие соответствующего органа управления имуществом г. Москвы при залоге имущества , находящегося в государственной собственности Москвы , или имущественных прав на него; -письменное решение о залоге (согласие на залог) собственника имущества предприятия или уполномоченного учредительными документами соответствующего органа, в том числе, если регистрируется залог предприятия; - оценка стоимости предмета залога; - опись представляемых документов в трех экземплярах. Предоставленный на регистрацию договор о залоге должен быть предварительно, в установленных законом случаях, нотариально удостоверен и содержать сведения, необходимые для оформления Свидетельства о регистрации залога, договор о залоге может быть удостоверен у любого нотариуса. 6.5. Регистрация залога предусматривает включение в Единый залоговый реестр сведений и документах, удостоверяющих договор о залоге объекта, и присвоение Московской регистрационной палатой Свидетельству о регистрации залога и договору о залоге номера (кода) Единого залогового реестра. Свидетельство о регистрации залога выдается регистрирующим органом. 6.6. В регистрации залога может быть отказано в следующих случаях: - когда соответствующими законодательными или нормативными актами залог прямо запрещен или объект (вещь, имущественные права и прочее) не может выступать в качестве предмета залога; - если любые существенные сведения, содержащиеся в договоре либо в заявлении, не соответствуют представленным на регистрацию документам; - при невозможности оформления Свидетельства о регистрации залога из-за отсутствия в договоре о залоге сведений, необходимых для включения в Свидетельство о регистрации залога; - при несоответствии представленных документов требованиям законодательства либо требованиям, установленным законом для регистрации залога в Москве; - при отсутствии хотя бы одного из документов, представление которых обязательно для регистрации залога. В последнем случае рассмотрение документов приостанавливается на срок не более 15 дней, о чем делается соответствующая запись. Если в течении указанного срока недостатки не будут устранены, регистрирующий орган обязан выдать официальный отказ в регистрации. В вышеперечисленных случаях регистрирующий орган обязан дать письменный мотивировочный отказ в течение 2 дней со дня истечении срока, установленного для регистрации залога. В иных случаях, не предусмотренных в настоящем пункте, отказ в регистрации договора залога не допускается. 6.7. Заинтересованное лицо вправе обжаловать отказ в регистрации залога, незаконное совершение регистрации, отказ в выдаче Свидетельства о регистрации залога или предоставлении выписки из реестра и другие действия (бездействия) в суде, в порядке, установленном законодательством. 6.8. После получения Свидетельства о регистрации залога Залогодатель ведет Книгу записи залогов, несет ответственность за своевременность и правильность внесения сведений в нее, а также возмещает потерпевшим убытки, причиненные несвоевременностью внесения записей в Книгу записи залогов для ознакомления в соответствии с законодательством. Сведения о залоге самостоятельно заносятся Залогодателем в книгу записи залогов. Книга записи залогов должна быть прошита, пронумерована постранично и храниться в бухгалтерии предприятия, организации. 6.9. При прекращении права залога по основаниям, предусмотренным законодательством, или признании договора залога недействительным по решению суда, Свидетельство о регистрации залога погашается держателем Единого залогового реестра, о чем делается соответствующая запись в Едином залоговом реестре. Раздел 7. Порядок оформления, учета и реализации договоров поручительства правительства Москвы 7.1. Решение о выдаче поручительства правительства Москвы, оформляемое постановлением правительства Москвы или распоряжением мэра, принимается, как правило, на основании предложения Межведомственной комиссии с учетом итогов проведенной работы, которая включает экспертизу ТЭО кредитуемого проекта, оценку соответствующего объекта залога и согласование условий кредитного соглашения и договора о залоге. 7.2. Договор поручительства составляется в форме, соответствующей требованиям кредитора и российского законодательства. Он готовиться с участием департамента внешних связей или департамента экономической политики и подписывается поручителем и кредитором. Под договором подписывается также заемщик, подтверждающий своей подписью, что он ознакомлен с содержанием договора. В договоре поручительства должны быть указаны сумма обеспеченного поручительством обязательства, кредитный договор, обязательства по которому обеспечиваются поручительством, договор о залоге, обеспечивающий обязательства заемщика по кредитному договору, условия реализации обязательств поручителя и прекращения поручительства, срок действия поручительства. Договор поручительства должен включать положение, предусматривающее переход прав кредитора и залогодержателя к правительству Москвы-поручителю в случае исполнения последним обязательства, обеспеченного поручительством. К договору прилагаются кредитный договор и договор о залоге. Поручительство предусматривает ответственность перед кредитором в объеме обязательств заемщика по кредитному договору (основной долг, проценты по кредиту, а также возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств должником), если иное не предусмотрено договором поручительства. Принадлежащее кредитору по договору поручительства право требования к правительству Москвы как поручителю не может быть передано другому лицу, если в договоре не предусмотрено иное. Договор поручительства вступает в силу со дня подписания, если в договоре не предусмотрено иное. 7.4. Департамент внешних связей или департамент экономической политики производят оформление и ведут учет договоров поручительства правительства Москвы, осуществляется контроль за погашением кредита и выполнением защитником других обязательств по кредиту предложения по удовлетворению требований кредитора по обеспеченным поручительством обязательствам, участвуют в процедуре реализации предмета залога или переходе к правительству Москвы прав залогодержателя, если кредитор по независящим от него причинам не смог реализовать свое право залогодержателя. 7.5. Получатель кредита информирует на регулярной основе соответственно департамент внешних связей или департамент экономической политики о каждом платеже в погашение кредита и процентов по нему и направляет соответствующую банковскую выписку. Заемщик, исполнивший свои обязательства по кредитному договору, обеспеченные поручительством, обязан немедленно известить об этом правительство Москвы. 7.6. Обязательство, обеспеченное поручительством правительства Москвы, ограничивается уплатой суммы, на которую выдано поручительство. Требование кредитора об уплате денежной суммы по обеспеченному поручительством обязательству должно быть представлено правительству Москвы в письменной форме с приложением указанных в договоре поручительства документов. В требовании должно быть указано, в чем состоит невыполнение или неполное выполнение заемщиком своего обязательства по кредитному договору, в обеспечение которого выдано поручительство, объем невыполненного обязательства. По получении требования кредиторов департамент внешних связей или департамент экономической политики соответственно немедленно уведомляет об этом заемщика с передачей ему копией документов, относящихся к требованию, и совместно с ним устанавливает соответствие этого требования условиям кредитного договора и договора о залоге. Страницы: 1 2 |