Страницы: 1 2 ИНСТРУКЦИЯ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ И ДОХОДОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ УЧАСТНИКАМИ ЭТИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР 29 декабря 1990 г. N 146 (Д) I. Общие положения 1. Настоящая инструкция издается на основании Закона СССР о нало- гах с предприятий, объединений и организаций" от июня 1990 г. и Постановления Верховного Совета СССР "О порядке введения в действие Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" от 14 июня 1990 г. Инструкция регулирует налогообложение прибыли совместных предпри- ятий, создаваемых на территории СССР с участием советских юридических- лиц и граждан (именуемых в дальнейшем "совместными предприятиями"), и также налогообложение доходов советских и иностранных участников от долевого участия в совместных предприятиях. 2. Положения настоящей инструкции применяются к совместным предп- риятиям, созданным на территории СССР в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 13 января 1987г. N 48 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ" и N 49 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предпри- ятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и раз- вивающихся стран" с последующими изменениями и дополнениями. 3. Представительства, отделения и филиалы без права юридического- лица, создаваемые совместными предприятиями не являющимися плательщи- ками налога на прибыль. Доходы, получаемые совместными предприятиями через такие представительства, отделения и филиалы, учитываются на едином балансе совместного предприятия и подлежат налогообложению в общем порядке. 4. На малые предприятия, созданные с участием советских юриди- ческих лиц и иностранных юридических лиц и граждан, полностью расп- ространяется законодательство, регулирующее деятельность совместных предприятий, включая налоговый режим. 5. Положения настоящей инструкции не распространяются на дочерние предприятия, создаваемые совместными предприятиями. Порядок налогооб- ложения прибыли и доходов таких дочерних предприятий регулируется инструкцией Министерства финансов СССР от 29 декабря 1990 г. N 145 "О порядке исчисления уплаты в бюджет налога на прибыль и отдельные виды доходов". 6. В порядке, предусмотренном настоящей инструкцией ,облагается налогом прибыль (превышение доходов над расходами), полученная сов- местными предприятиями как в СССР, включая экономическую зону и конти- нентальный шельф, так и за его пределами. 7. Режим налогообложения прибыли совместных предприятий в части ставок налога, особенностей определения облагаемого дохода и права на льготы по налогу зависит от соотношения долей советских и иностранных участников в уставном фонде совместного предприятия. При определении соотношения долей учитываются совокупные вклады всех инос- транных участников и всех советских участников совместного предприятия. С учетом этих особенностей к совместным предприятиям применяются два разных режима в отношении налогообложения прибыли: первый - для сов- местных предприятий, у которых доля иностранного участника в уставном фонде составляет 30 и менее процентов; второй - для совместных предп- риятий, у которых доля иностранного участника превышает 30 процентов. 8. Оценка долей участников совместных предприятий производится по соотношению средств, фактически внесенных в счет вкладов в уставной фонд, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. II. Налогообложение прибыли совместных предприятий с долей иностранного участника в уставном фонде 30 и менее процентов 9. Налог на прибыль совместных предприятий взимается с облагаемой прибыли. Облагаемая прибыль исчисляется исходя из балансовой прибыли. 10. Балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реали- зации продукции (работ, услуг), других материальных ценностей и дохо- дов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога с оборота и налога с продаж, а также зат- ратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). В состав доходов (расходов) от внереализационнных операций вклю- чаются: доходы,получаемые от долевого участия в других совместных предприятиях, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим данному совместному предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, не- посредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономи- ческих санкций и возмещения убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в соответствии с Законода- тельством СССР в виде санкций за счет прибыли, остающейся в распоряже- нии предприятия, не включаются в состав расходов от внереализационных операций. К таким санкциям относятся, в частности, взносы в бюджет прибыли, полученной в результате несоблюдения стандартов и технических условий, прибыли, полученной в результате нарушения государственной дисциплины цен, штрафы в размере незаконно полученной прибыли, а также финансовые санкции, взыскиваемые налоговыми органами в соответствии с Законом СССР "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций", суммы пени за несвоевременную уплату платежей в бюджет и другие виды санкций, вносимые в бюджет за счет прибыли. 11. Исчисление затрат по производству и реализации продукции (ра- бот, услуг), включаемых в себестоимость, производится в том же поряд- ке, что и для советских предприятий, в соответствии с основными поло- жениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (ра- бот, услуг), утвержденными Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР и Госкомстатом СССР 30 ноября 1990 г., с учетом особенностей, предусмотренных для совместных предприятий (Письмо Минфина СССР от 21 декабря 1990 г. N 142). 12. Для целей исчисления облагаемой прибыли: а) балансовая прибыль совместного предприятия увеличивается (уменьшается) на сумму превышения (снижения) расходов в оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе се- бестоимости реализованной продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной. Порядок определения нормируемой величины расхо- дов на оплату труда, принимаемой для исчисления облагаемой прибыли, ежегодно устанавливается Верховным Советом СССР по представлению Сове- та Министров СССР и доводится до местных налоговых органов Главной государственной налоговой инспекцией Министерства финансов СССР. Мест- ные налоговые органы сообщают об этом совместным предприятиям. В 1991 г. при исчислении налогооблагаемой прибыли нормируемая ве- личина расходов на оплату труда определяется предприятиями в меру роста (снижения) объема производства продукции (работ, услуг) или дру- гих показателей их деятельности против отчета за 1990 г. в сопостави- мых ценах и условиях с применением коэффициента роста расходов на оп- лату труда по отраслям (видам основной деятельности). Коэффициенты роста расходов на оплату труда по отраслям и видам основной деятельности), установленные Советом Министров СССР на 1991 г., приведены в приложении 1 к настоящей инструкции. В качестве базовой величины для исчисления расходов на оплату труда в 1991 г. принимаются фактические расходы на указанные цели в 1990 г., исчисленные исходя из сложившейся среднемесячной заработной платы работников занятых в основной деятельности в части, относимой на себестоимость продукции (работ, услуг), но не выше 400 рублей. Нормируемая величина расходов на оплату труда исчисляется как по- изведение среднемесячной заработной платы работников, занятых в основ- ной деятельности (но не выше 400 руб.), среднесписочной численности этих работников за 1990 г. и числа месяцев в отчетном периоде, а также коэффициента роста расходов на оплату труда и темпов роста объема про- изводства (работ, услуг). По вновь созданным предприятиям нормируемый фонд оплаты труда оп- ределяется исходя из фактической численности работников данного пред- приятия за соответствующий период 1991 г. и среднемесячного размера оплаты труда за этот же период 1991 г. работников, занятых в основной деятельности предприятий аналогичного профиля. При этом среднемесячный размер оплаты труда определяется исходя из размеров фонда оплаты тру- да, принимаемого при исчислении налогооблагаемой прибыли. Величина фонда оплаты труда, определенная в указанном выше поряд- ке, согласовывается с государственной налоговой инспекцией по месту нахождения вновь созданного предприятия. При отсутствии предприятия аналогичного профиля в данном районе (городе) окончательное решение о размере нормируемой величины фонда оплаты труда принимается вышестоящим налоговым органом. При исчислении среднемесячной заработной платы работников, заня- тых в основной деятельности, состав затрат на оплату труда определя- ется в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включа- емых в состав себестоимости продукции (работ, услуг) и инструкцией Госкомстата СССР от 13 декабря 1990 г. N 17-24/6-72 "О составе средств, направляемых на потребление". Определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной пла- ты рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17 сентября 1987 г. N 17-10-0370. В случаях, когда предприятие работает не полный год, то для опре- деления нормируемой величины расходов на оплату труда среднесписочная численность определяется за все месяцы работы предприятия в году путем суммирования среднесписочной численности за указанный период и деления полученной суммы на соответствующее отработанное число месяцев. При этом к среднесписочной численности работников основного про- изводственного персонала добавляется среднесписочная численность ра- ботников, не состоящих в штате предприятия, работающих по договорам подряда, относящихся к основной деятельности. Численность этой катего- рии работников учитывается ежемесячно в течение всего срока действия договора. Для определения фактических расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции величина себестоимости реализованной продукции отчетного периода умножается на долю расходов на оплату труда в затра- тах на производство (себестоимость товарной продукции (работ, услуг) отчетного периода. Определенная в указанном порядке сумма фактических расходов на оплату труда сравнивается с нормируемой величиной этих расходов и на сумму превышения (снижения) корректируется балансовая прибыль. Пример определения расходов на оплату труда, принимаемых при исчислении налогооблагаемой прибыли в 1991 г., приведен в приложении 2 к настоящей инструкции; б) балансовая прибыль уменьшается на сумму: отчислений в резервный или аналогичные по назначению фонды в раз- мерах, установленных в учредительных документах совместного предприя- тия, но не более 25% уставного фонда; рентных платежей, вносимых в установленном порядке из прибыли (порядок исчисления и уплаты рентных платежей регулируется специальны- ми положениями); дивидендов, полученных по акциям, доходов по облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим данному совместному предприятию и выпу- щенным предприятиями и организациями, расположенными в СССР; дохода, полученного от долевого участия в других совместных предприятиях, созданных в СССР. 13. При исчислении налога на прибыль совместные предприятия, по- лучающие доходы от казино, видеосалонов (видеопоказа), эксплуатации игровых автоматов, проведения массовых концертно-зрелищных мероприя- тий, которые подлежат обложению налогом поставке и в порядке, пре- дусмотренных инструкцией Министерства финансов СССР от 5 сентября 1990 г. N 111, уменьшают балансовую прибыль на разницу между выручкой, по- лученной от иной деятельности, и понесенными в связи с этими расходами включая расходы на оплату труда). 14. Совместные предприятия с долей иностранного участника в уставном фонде 30 и менее процентов имеют право на следующие льготы по налогообложению прибыли. Прибыль, исчисленная в соответствии с правилами, перечисленными в п. 12 настоящей инструкции, для целей налогообложения уменьшается на: а) сумму в размере 30% затрат (кроме капитальных вложений) на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции (включая продукцию машиностроения, поставляемую на экспорт на свободно конвертируемую валюту), осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий; б) сумму в размере 30% затрат, связанных с проведением природоох- ранных мероприятий, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий; в) сумму затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий в соответствии с нормативами затрат, утверж- денными местными Советами народных депутатов, по содержанию находя- щихся на их балансе объектов здравоохранения, домов престарелых и ин- валидов, детских дошкольных учреждений, пионерских лагерей, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования, а также объектов жилищного фонда. Нормативы затрат на содержание указанных объектов утверждаются теми Советами народных депутатов, на территории которых находятся уч- реждения социальной сферы конкретных совместных предприятий. Если та- кие нормативы местными Советами народных депутатов не утверждены, при- меняется порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подве- домственных местным Советам; г) суммы прибыли, внесенные в Советский детский фонд имени В.И.Ленина, Советский фонд мира, Советский фонд культуры, Советский фонд милосердия и здоровья. Фонд помощи детям с отклонениями в разви- тии имени Л.С.Выготского, добровольные физкультурно-спортивные общест- ва, Союз и общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Всесоюзную ассоциацию "Реабилитация инвалидов", всесоюзные организации воинов-ин- тернационалистов, фонды "Огонек" - Анти"СПИД", "Чернобыль", их респу- ликанские, региональные и местные отделения, в экологические и оздо- ровительные фонды, на благотворительные цели, а также перечисленные предприятиям, учреждениям и организациям культуры, народного образова- ния, здравоохранения и социального обеспечения, физкультуры и спорта, но в целом не более 1% облагаемой прибыли, исчисленной с учетом поло- жений п. 12, но без учета льгот, перечисленных в настоящем пункте; д) сумму затрат, осуществляемых предприятиями (кроме совместных сельскохозяйственных предприятий) за счет прибыли, на оказание помощи сельскохозяйственным предприятиям в строительстве объектов на селе и приобретение оборудования для них (кроме внешнеторговых операций), но не более 1% облагаемой прибыли, определяемой как указано выше в под- пункте "г"; е) сумму в размере 30% прибыли предприятий, применяющих труд пенсионеров по старости и инвалидов, если их численность составляет не менее 50% от общей численности, или сумму в размере 20% прибыли, если численность пенсионеров по старости и инвалидов составляет от 30 до 50% от общей численности работающих на предприятии. Эта льгота предоставляется совместным предприятиям, созданным в СССР с участием иностранных юридических лиц и граждан и советских об- щественных организаций инвалидов и пенсионеров, их учреждений, учеб- но-производственных предприятий и объединений. Освобождаются от уплаты налога предприятия, у которых инвалиды составляют свыше 50% от общей численности работающих. Освобождаются от уплаты налога в первый год после ввода в действие и уплачивают 50% налоговых платежей во второй год вновь вве- денные в действие в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера пред- приятия всех отраслей, кроме предприятий добывающей промышленности. На основании распоряжения Совета Министров СССР от 0 октября 1990 г. N 1707-р освобождается от налогообложения прибыль совместных предп- риятий, полученная от производства и сбыта произведенной лечебно-диаг- ностической аппаратуры и инструментария для родовспомогательных и детских учреждений, средств реабилитации и протезирования для де- тей-инвалидов, в части сумм налога, зачисляемых в союзный бюджет. 15. Льготы, перечисленные в п. 14 предоставляются только в отно- шении затрат, фактически произведенных предприятием на указанные цели в отчетном году. Авансирование льгот, предусмотренных в п. 14, не допускается. 16. Совместные предприятия с долей иностранного участника в уставном фонде 30 и менее процентов уплачивают налог на прибыль в сле- дующих размерах: а) в союзный бюджет - по ставке 22%, б) в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты - по ставкам, установленным законодательными акта- ми союзных и автономных республик на основе соглашения между ними, но не более 23%. 17. Ставки налога, указанные в п. 16 настоящей инструкции, приме- няются к прибыли в рамках предельного уровня рентабельности, установ- ленного по отдельным отраслям. Предельный уровень рентабельности, учи- тываемый при применении ставок налога на прибыль, принимается в удво- енном размере по отношению к среднеотраслевому ее уровню (кроме от- расли "Наука и научное обслуживание, включая проектно-изыскательские и конструкторско-технологические работы"). Средние отраслевые размеры рентабельности, установленные Советом Министров СССР, приведены в при- ложении 3. Рентабельность совместного предприятия, учитываемая при примене- нии ставок налога на прибыль, исчисляется как отношение прибыли от ре- ализации продукции (работ, услуг) и иных материальных ценностей к се- бестоимости реализованной продукции (работ, услуг) и материальных цен- ностей. Для торговли, включая общественное питание, рентабельность исчисляется путем деления прибыли на объем товарооборота. Прибыль, принимаемая при определении рентабельности, уменьшается на сумму вносимой в бюджет прибыли, полученной в результате превышения установленных постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1990 г. N 1080 предельных уровней рентабельности по продукции (работам, услугам), реализуемой по договорным оптовым ценам (тарифам), превышаю- щим государственные фиксированные цены. В случае превышения установленного среднеотраслевого размера рен- табельности в два раза прибыль, соответствующая этому превышению, об- лагается налогом по следующим ставкам: а) 80% - применительно к сумме прибыли, составляющей превышение двукратного уровня рентабельности до 10 пунктов включительно; б) 90% - применительно к сумме прибыли, составляющей превышение двукратного уровня рентабельности свыше 10 пунктов. Сумма налога, исчисленного по этим ставкам, вносится в размере 50% - в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и мест- ные бюджеты в размерах и порядке, определяемых законодательными актами союзных и автономных республик на основе соглашения между ними. 18. По совместным предприятиям, действующим в нефтяной, газовой, угольной промышленности, электроэнергетике (в части каскадов гидроэ- лектростанций и производственных энергетических объединений, в которых имеются гидроэлектростанции), занимающимся добычей, обогащением и пе- реработкой руд черной и цветной металлургии, апатитно-нефелиновых руд, выпускающим химические реактивы и особо чисты вещества, при реализации продукции по ценам, не превышающим государственные фиксированные цены, средние размеры рентабельности, учитываемые при применении ставок на- лога на прибыль, не применяются. 19. При наличии у совместного предприятия нескольких видов дея- тельности, относящихся к различным отраслям, выделенных на самостоя- тельный баланс или числящихся на едином балансе, уровень рентабель- ности, учитываемый при применении ставок налога на прибыль, определя- ется раздельно по каждому виду деятельности. Если удельный вес прибыли от одного из видов деятельности, отражаемых на едином балансе, превы- шает 70% в общей сумме прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и иных материальных ценностей, то для всего предприятия принимается уровень рентабельности по этому виду деятельности. III. Налогообложение прибыли совместных предприятий с долей иностранного участника в уставном фонде свыше 30% 20. Налог на прибыль совместных предприятий взимается с облагае- мой прибыли. Облагаемая прибыль исчисляется исходя из балансовой при- были. 21. Исчисление балансовой прибыли производится в порядке, указан- нос в пп. 10 и 11 настоящей инструкции. 22. Для целей исчисления облагаемой прибыли балансовая прибыль- уменьшается на сумму: отчислений в резервный или аналогичные по назначению фонды в раз- мерах, установленных в учредительных документах совместного предприя- тия, но не более 25% уставного фонда; рентных платежей, вносимых в установленном порядке из прибыли (порядок исчисления и уплаты рентных платежей регулируется специальны- ми положениями); дивидендов, полученных по акциям, доходов по облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим данному совместному предприятию и выпу- щенным предприятиями и организациями, расположенными в СССР; дохода, полученного от долевого участия в других совместных предприятиях, созданных в СССР. 23. При исчислении налога на прибыль совместные предприятия, по- лучающие доходы от казино, видеосалонов (видеопоказа), эксплуатации игровых автоматов, проведения массовых концертно-зрелищных мероприя- тий, которые подлежат обложению налогам по ставке и в порядке, пре- дусмотренных инструкцией Министерства финансов СССР от 5 сентября 1990 г. N 111, уменьшает балансовую прибыль на разницу между выручкой, по- лученной от такой деятельности, и понесенными в связи с этим расходами (включая расходы на оплату труда). 24. Совместные предприятия с долей иностранного участника в уставном фонде свыше 30% имеют право на следующие льготы по налогу: а) прибыль, исчисленная в соответствии с правилами, перечисленны- ми в п. 22 настоящей инструкции, уменьшается на: - сумму прибыли, направленной на развитие производства. Для целей налогообложения под развитием производства понимаются, в частности: строительство новых объектов производственного назначе- ния, техническое перевооружение и реконструкция действующего произ- водства, приобретение оборудования и других основных производственных фондов; модернизация оборудования, работы по совершенствованию техно- логии и организации производства, работы по созданию и освоению новых технологических процессов и видов продукции и иные аналогичные направ- ления деятельности; - сумму прибыли, направленной на уплату процентов по долгосрочным кредитам банков, кроме процентов по просроченным и отсроченным креди- там; - сумму прибыли, направленной на осуществление научно-исследова- тельских и опытно-конструкторских работ; - сумму прибыли, направленной на проведение природоохранных ме- роприятий. Под прибылью, направляемой на указанные выше цели, понимаются суммы, фактически использованные на эти цели в отчетном году; - сумму затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий в соответствии с нормативами затрат, утверж- денными местными Советами народных депутатов, по содержанию находя- щихся на их балансе объектов здравоохранения, домов престарелых и ин- валидов, детских дошкольных учреждений, пионерских лагерей, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования, а также объектов жилищного фонда. Нормативы затрат на содержание указанных объектов утверждаются теми Советами народных депутатов, на территории которых находятся уч- реждения социальной сферы конкретных совместных предприятий. Если та- кие нормативы местными Советами народных депутатов не утверждены, при- меняется порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подве- домственных местным Советам; - суммы прибыли, внесенные в Советский детский фонд имени В.И.Ле- нина, Советский фонд мира, Советский фонд культуры, Советский фонд ми- лосердия и здоровья, Фонд помощи детям с отклонениями в развитии имени Л.С.Выготского, добровольные физкультурно-спортивные общества, Союз и общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Всесоюзную ассоциацию "Реабилитация инвалидов", всесоюзные организации воинов-интернациона- листов, фонды "Огонек" - Анти"СПИД", "Чернобыль", их республиканские, региональные и местные отделения, в экологические и оздоровительные фонды, на благотворительные цели, а также перечисленные предприятиям, учреждениям и организациям культуры, народного образования, здравоох- ранения и социального обеспечения физкультуры и спорта, но в целом не более 1% облагаемой прибыли, исчисленной с учетом положений п. 22, но без учета льгот, перечисленных в настоящем пункте; - сумму затрат, осуществляемых предприятиями (кроме совместных сельскохозяйственных предприятий) за счет прибыли, на оказание помощи сельскохозяйственным предприятиям в строительстве объектов на селе и приобретение оборудования для них (кроме внешнеторговых операций), но не более 1% облагаемой прибыли, исчисленной с учетом положений п. 22; - сумму прибыли в размере 30%, если совместные предприятия приме- няют труд пенсионеров по старости и инвалидов и их численность состав- ляет не менее 50% от общей численности; или сумму в размере 20% прибы- ли, если численность пенсионеров по старости и инвалидов составляет от 30 до 50% от общей численности работающих на совместном предприятии. Эта льгота предоставляется совместным предприятиям, созданным в СССР с участием иностранных юридических лиц и граждан и советских общественных организаций инвалидов и пенсионеров, их учреждений, учеб- но-производственных предприятий и объединений. освобождаются от уплаты налога предприятия, у которых инвалиды составляют свыше 50% от общей численности работающих; б) освобождаются от уплаты налога на прибыль совместные предприя- тия в сфере материального производства в течение первых двух лет (соз- данные в Дальневосточном экономическом районе - в течение первых трех лет) с момента получения ими балансовой прибыли, исчисленной как ука- зано в пп. 10 и 11 настоящей инструкции, за исключением предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых и рыболовством. При этом понимается, что правом на льготу могут пользоваться только те предприятия, у которых доля выручки, полученная от осущест- вления деятельности в сфере материального производства, составляет бо- лее 50% всей выручки. В случае изменения этого соотношения в сторону уменьшения доли дохода от деятельности в сфере материального произ- водства в течение льготного периода, действие льготы прекращается. Для применения настоящей льготы совместное предприятие должно вести раздельный учет доходов по видам деятельности. отнесение видов деятельности совместных предприятий к материаль- ной сфере производится на основании положений "Общесоюзного классифи- катора. Отрасли народного хозяйства" 175 . Конкретные вопросы, связан- ные с отнесением деятельности совместного предприятия к отраслям мате- риального производства, согласовываются с местными налоговыми органами. Отсчет льготного периода начинается с 1 января года, следующего за отчетным, в котором впервые получена балансовая прибыль. Перечень краев, областей и районов, входящих в состав дальне- восточного экономического района, прилагается (приложение 4): в) освобождается часть прибыли, полученная в течение 5-ти после выявления (на основании бухгалтерского баланса) и направленная на их покрытие при недостаточности средств резервного фонда. На покрытие убытков направляется облагаемая прибыль, остающаяся после использова- ния всех других льгот, на которые предприятие имеет право в соот- ветствии с настоящим пунктом. Убытки прошлых отчетных периодов покры- ваются прибылью, полученной в отчетном году, в календарной очередности возникновения. По окончании установленного срока переноса убытков не- покрытая из часть должна быть списана за счет источников, определенных учредительными документами. Примеры переноса убытков прилагаются (при- ложение 5). Если к моменту окончания льготного периода, предусмотренного в подпункте "б" настоящего пункта, у совместного предприятия остались непокрытыми убытки прошлых лет, оно может использовать льготу по пере- носу убытков, предусмотренную в настоящем подпункте. Однако в этом случае общая продолжительность льготного периода не должна превышать пяти лет с момента получения первой прибыли по балансу; г) освобождаются от уплаты налога в первый год после ввода в действие и уплачивают 50% налоговых платежей во второй год вновь вве- денные в действие в районах дальнего Востока и Крайнего Севера предп- риятия всех отраслей (кроме предприятий добывающей промышленности), на которые не распространяется льгота, предусмотренная подпунктом "б" настоящего пункта; д) освобождается от налогообложения прибыль совместных предприя- тий, полученная от производства и сбыта произведенной лечебно-диаг- ностической аппаратуры и инструментария для родовспомогательных и детских учреждений, средств реабилитации и протезирования для де- тей-инвалидов, в части сумм налога, зачисляемых в союзный бюджет (на- основании распоряжения Совета Министров СССР от 10 октября 1990 г. N 1707-р). авансирование льгот, предусмотренных настоящим пунктом инструк- ции, не допускается. 25. Совместные предприятия с долей иностранного участника в уставном фонде более 30% уплачивают налог на прибыль по ставке 30% (совместные предприятия, созданные в Дальневосточном экономическом ра- йоне, - поставке 10%). 26. Ставки налога, указанные в п. 25, применяются к прибыли в рамках предельного уровня рентабельности, установленного по отдельным отраслям. Предельный уровень рентабельности, учитываемый для примене- ния ставок налога на прибыль, принимается в удвоенном размере по отно- шению к среднеотраслевому ее уровню (кроме отрасли "Наука и научное обслуживание, включая проектно-изыскательские и конструкторско-техно- логические работы"). Средние отраслевые размеры рентабельности, уста- новленные Советом Министров СССР, прилагаются (приложение 3). Рентабельность совместного предприятия, учитываемая при примене- нии ставок налога на прибыль, исчисляется как отношение прибыли от ре- ализации продукции (работ, услуг) и иных материальных ценностей к се- бестоимости реализованной продукции (работ, услуг) и материальных цен- ностей. Для торговли, включая общественное питание, рентабельность исчисляется путем деления прибыли на объем товарооборота. Прибыль, принимаемая при определении рентабельности, уменьшается на сумму вносимой в бюджет прибыли, полученной в результате превышения установленных постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1990 г. N 1080 предельных уровней рентабельности по продукции (работам, услугам), реализуемой по договорным оптовым ценам (тарифам), превышаю- щим государственные фиксированные цены. В случае превышения установленного среднеотраслевого размера рен- табельности в два раза прибыль, соответствующая этому превышению, об- лагается налогом по следующим ставкам: а) 80% - применительно к сумме прибыли, составляющей превышение двукратного уровня рентабельности до 10 пунктов включительно; б) 90% - применительно к сумме прибыли, составляющей превышение двукратного уровня рентабельности свыше 10 пунктов. 27. Суммы налога, исчисленные по ставкам, указанным в пп. 25 и 26 настоящей инструкции, вносятся в размере 50% в союзный бюджет, осталь- ные 50% - в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты в размерах и порядке, определяемых законодательными актами союзных и автономных республик на основе соглашения между ними. 28. По совместным предприятиям, действующим в нефтяной, газовой, угольной промышленности, электроэнергетике (в части каскадов гидроэ- лектростанций и производственных энергетических объединений, в которых имеются гидроэлектростанции), занимающимся добычей, обогащением и пе- реработкой руд черной и цветной металлургии, апатито-нефелиновых руд, выпускающим химические реактивы и особо чистые вещества, при реализа- ции продукции по ценам, не превышающим государственные фиксированные цены, средние размеры рентабельности, учитываемые при применении ста- вок налога на прибыль, не применяются. 29. При наличии у совместного предприятия нескольких видов дея- тельности, относящихся к различным отраслям, выделенных на самостоя- тельный баланс или числящихся на едином балансе, уровень рентабель- ности, учитываемый при применении ставок налога на прибыль, определя- ется раздельно по каждому виду деятельности. Если удельный вес прибыли от одного из видов деятельности, отражаемых на едином балансе, превы- шает 70% в общей сумме прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и иных материальных ценностей, то для всего предприятия принимается уровень рентабельности по этому виду деятельности. IV. Положения, распространяющиеся на все совместные предприятия, независимо от доли иностранного участника в уставном фонде 30. Сумма прибыли или дохода, полученная за границей (включая до- ход по акциям, облигациям, другим ценным бумагам, принадлежащим данно- му предприятию), включается в общую сумму прибыли или дохода, подлежа- щую налогообложению в СССР. Полученный за границей доход включается в бухгалтерский баланс совместных предприятий в полном размере, до вычета понесенных расхо- дов, в том числе уплаченного в иностранном государстве налога. При оп- ределении облагаемой прибыли предприятий расходы, понесенные ими в связи с получением дохода за границей, вычитаются в порядке и разме- рах, установленных Законодательством СССР. На сумму налога, уплаченного совместными предприятиями в иност- ранном государстве с прибыли или дохода, полученного за границей, пре- доставляется зачет. Основанием для получения зачета является платежное извещение, справка налогового органа иностранного государства или иной документ, подтверждающий факт уплаты налога за границей. размер предоставляемого зачета не может превышать сумму налога на прибыль (доход), подлежащую уплате в СССР в отношении прибыли (дохода), полу- ченной за границей, по ставкам налога на прибыль, установленным Зако- нодательством СССР для данного плательщика. Пример по устранению двой- ного налогообложения приводится в приложении 6 к настоящей инструкции. 31. Сумма налога на прибыль исчисляется совместными предприятиями самостоятельно, на основании данных годового бухгалтерского баланса с учетом положений настоящей инструкции. Расчет налога производится по форме согласно приложение 7. Совместные предприятия уплачивают в течение года квартальные авансовые платежи в размере 1/4 суммы годового налога. Авансовая сумма платежей на текущий год определяется самими предприятиями исходя из фактической прибыли пошлого года или на осно- вании финансового плана на текущий год, если такой план составляется. Расчет авансовых сумм налога представляется совместными предприятиями в налоговый орган до первого срока уплаты. Для уплаты аванса установлено четыре срока платежа: не позднее 15 марта, не позднее 15 июня, не позднее 15 сентября, не позднее 15 де- кабря. исчисление окончательного налога на прибыль, фактически полу- ченную в предшествующем году, производится предприятием не позднее 15 марта года, следующего за отчетным. Уплата налога по годовому расчету производится в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета (ба- ланса) за год, то есть к 25 марта года, следующего за отчетным. Совместные предприятия уплачивают налог на прибыль в безналичном порядке в рублях или в иностранной валюте, покупаемой банками СССР в установленном порядке. Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в 5-дневный срок со дня получения его письменного заявления. 32. Совместные предприятия представляют налоговым органам по месту своего нахождения годовые бухгалтерские отчеты и балансы, а так- же расчеты суммы налога на прибыль к 15 марта года, следующего за от- четным. Бухгалтерские отчеты и балансы должны быть проверены советской хозрасчетной аудиторской организацией, имеющей право проводить аудит для целей налогообложения. По результатам проверки выдается ауди- торское заключение о достоверности бухгалтерского учета и отчетности совместного предприятия. В случае, если на дату представления отчетности в налоговый орган аудиторская проверка не была произведена, совместное предприятие обя- зано в течение года, следующего за отчетным, но не позднее чем в тече- ние 10-и дней после проведения поверки, направить соответствующие до- кументы с заключением по результатам аудиторской проверки в налоговый орган, с которым оно ведет расчет по налогу на прибыль. К плательщикам, не представившим указанные документы, применяются меры ответственности, предусмотренные разделом III настоящей инструк- ции "Обязанности и меры ответственности плательщиков". Если проверка не проведена в установленные сроки не по вине плательщика, он обязан представить в налоговый орган одновременно с бухгалтерским отчетом и балансом официальное письменное подтверждение проверяющей аудиторской организации с указанием предполагаемого срока проверки. В таком случае упомянутые выше меры ответственности к плательщику не применяются. 33. Дополнительные льготы по налогу на прибыль совместных предп- риятий, кроме перечисленных в настоящей инструкции, могут устанавли- ваться: а) в пределах сумм налога, зачисляемого в союзный бюджет, - Совет Министров СССР; б) в пределах сумм налога, направляемых в бюджеты союзных и авто- номных республик и местные бюджеты, - в порядке, установленном законо- дательными актами, союзных и автономных республик. Местные Советы народных депутатов могут предоставлять дополни- тельные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, зачисляе- мых в местные бюджеты. V. Налогообложение доходов, получаемых участниками совместных предприятий в результате распределения прибыли 34. Доходы советских участников совместных предприятий, получае- мые в результаты распределения прибыли после уплаты налога на прибыль и формирования фондов, предусмотренных учредительными документами сов- местных предприятий, облагаются налогом поставке 15%. Налог удержива- ется при выплате дохода совместным предприятием, выплачивающим доход. Ответственность за удержание и перечисление налога в бюджет несет сов- местное предприятие, выплачивающее доход. 35. Доходы иностранных участников совместных предприятий, получа- емые в результате распределения прибыли, как указано выше, облагаются налогом поставке 15%, если иное не предусмотрено международным догово- ром по налоговым вопросам между СССР и государством, в котором иност- ранный участник совместного предприятия имеет постоянное местопребыва- ние (зарегистрирован в качестве юридического лица или постоянно прожи- вает). Ставки налога, установленные соглашениями, приводятся в прило- жении 8. Налог взимается только при переводе за границу суммы дохода, по- лученного иностранным участников совместного предприятия в порядке распределения прибыли совместным предприятием. При переводе доли прибыли иностранного участника на его счет в зарубежном банке непосредственно совместным предприятием налог удержи- вается самим предприятием. Ответственность за удержание и перечисление налога в бюджет несет совместное предприятие, выплачивающее доход. При переводе ранее распределенной прибыли за границу не- посредственно иностранным участником совместного предприятия, налог уплачивается самим иностранным участником. Ответственность за пере- числение налога в бюджет несет иностранный участник совместного пред- приятия - получатель дохода. Во всех случаях налог удерживается в валюте перевода. 36. суммы налогов, уплачиваемые, как указано в пп. 34 и 35, за- числяются в размере 50% в союзный бюджет и 50% в бюджеты союзной и ав- тономной республик и местные бюджеты по ставкам, определяемым законо- дательными актами союзных и автономных республик на основе соглашения между ними. Перечисление в бюджет налогов с указанных в настоящем разделе до- ходов производится одновременно с переводом денежных средств за грани- цу, если налог уплачивает иностранный участник совместного предприя- тия, или в течение 10-и дней после выплаты дохода, если налог удержи- вает совместное предприятие. Зачисление удержанных налогов произво- дится на соответствующие параграфы раздела 25 классификации доходов и расходов бюджетов. 37. Иностранные участники совместных предприятий, имеющие в соот- ветствии с международными соглашениями СССР право на полное или частичное освобождение от обложения налогом дохода, полученного в ре- зультате распределения прибыли совместных предприятий, подают заявле- ния в государственную налоговую инспекцию об освобождении от налога или снижении ставки налога по форме, приведенной в приложении 9, или , если налог уже удержан, по форме, приведенной в приложении 10. Заявле- ния, поданные по истечении года со дня перевода, к рассмотрению не принимаются. Местный налоговый орган рассматривает заявление, дает по нему заключение и направляет в вышестоящий союзный или республиканский ор- ган (Министерство финансов) для возврата налога. Возврат налога производится в валюте перевода. VI. Налогообложение при ликвидации совместных предприятий 38. При ликвидации совместного предприятия неиспользованная сумма его резервного фонда подлежит налогообложению по заявке, установленной для данного совместного предприятия. В случае ликвидации совместного предприятия в течение года применяется ставка, по которой налог на прибыль взимался за последний до ликвидации налогооблагаемый период. Сумма резервного фонда облагается отдельно от прибыли текущего года: при исчислении налога к ней не применяются ставки налога на сверхприбыль. 39. При ликвидации совместного предприятия до истечения периода освобождения от налога, на которое оно имеет право согласно п. 24"б" настоящей инструкции, сумма налога исчисляется в полном размере за весь период его деятельности. VII. Обязанности и меры ответственности плательщиков 40. Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов в бюджет и соблюдение действующего законодательства о налогообложении возлагается на совместные предприятия - плательщиков налогов и их должностных лиц. 41. Совместные предприятия обязаны: а) вести в установленном порядке бухгалтерский учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и представлять налоговым орга- нам бухгалтерские отчеты и балансы, расчеты по налогам и другие необ- ходимые документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой нало- гов, годовые бухгалтерские отчеты (балансы) представляются налоговым органам независимо от права совместного предприятия на освобождение от налога в течение льготного периода; б) предъявлять, а в соответствующих случаях представлять докумен- ты, подтверждающие право на льготы по налогам; в) своевременно и в полном размере уплачивать причитающиеся суммы налогов; г) допускать должностных лиц налоговых органов для обследования помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с извлече- нием прибыли (доходов), а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов. 42. Руководители и соответствующие должностные лица совместных предприятий обязаны подписать акт проверки, произведенной налоговым органом, а в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, предста- вить письменные пояснения мотивов несогласия. Они также обязаны выпол- нять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах. 43. Совместные предприятия, не имеющие к 25 марта года, следующе- го за отчетным, годовых бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов на уплату налога на прибыль, уплачивают 110% суммы налога, исчисленного за предыдущий отчетный период. После представления названных докумен- тов производится перерасчет налога исходя из фактически полученной прибыли. 44. За отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, а также за непредставление, несвоевременное представление налоговым органам отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, сов- местные предприятия уплачивают в бюджет 10% причитающихся сумм налогов. 45. В случае сокрытия (занижения) прибыли (дохода) с совместных предприятий взыскивается вся сумма сокрытой (заниженной) прибыли (до- хода), а также штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штраф в двойном размере. Суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохо- да) вносятся за счет прибыли (дохода), остающейся в распоряжении пла- тельщика. 46. Суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода), а также штраф должны быть уплачены плательщиками в бюджет в 10-дневный срок со дня составления должностными лицами налоговых органов акта о выявленных нарушениях. 47. На должностных лиц, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода), а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и дру- гих документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, налоговыми органами налагается административный штраф в размере от 100 до 200 руб., а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного штрафа, в размере от 200 до 300 рублей. 48. Сокрытие (занижение) прибыли (дохода), совершенное умышленно, влечет уголовную ответственность и наказывается исправительными рабо- тами на срок до двух лет или штрафом от 200 до 1000 руб. 49. Суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода), выявленные на- логовыми органами, зачисляются в размере 50% во внебюджетные фонды местных советов народных депутатов, на территории которых расположены предприятия. Остальные 50% указанной прибыли (дохода) и штрафа за сок- рытие прибыли (дохода) зачисляются в доход бюджета в порядке, установ- ленном для зачисления налога на прибыль, применительно к п. 28 настоя- щей инструкции. 50. Если в результате проверки налоговыми органами выявится, что на совместном предприятии, использующим льготу по налогу, предусмот- ренную п. 24 "б" настоящей инструкции, не ведется учет по видам дея- тельности, или что более половины выручки совместного предприятия при- ходится на сферу нематериального производства, необоснованное исполь- зование льготы бюджет рассматриваться как уклонение от налогообложения и повлечет за собой перерасчет налоговых обязательств предприятия за все время уклонения. В этом случае в доход бюджета взыскивается сумма налога за сокрытую прибыль и штраф в размере той же суммы. При сокры- тии от налогообложения доходов, полученных в свободно конвертируемой валюте, перерасчет суммы доходов производится по специальному курсу Госбанка СССР. VIII. Порядок взыскания в бюджет и возврата из бюджета неправильно уплаченных налогов 51. Суммы налогов, не внесенные в установленные сроки, а также суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) взыскиваются за все время уклонения по распоряжению налоговых органов в бесспорном порядке. Своевременно не уплаченные суммы налогов взыскиваются за все вре- мя задолженности бюджету с начислением пени в размере % с суммы не- доимки за каждый день просрочки (включая день уплаты). 52. Суммы налогов с доходов иностранных участников, получаемых ими в порядке распределения прибыли совместных предприятий, не удер- жанные совместными предприятиями при переводе за границу и не пере- численные в бюджет, взыскиваются из средств, остающихся в распоряжении совместного предприятия после расчетов с бюджетом в бесспорном поряд- ке, в валюте перевода, независимо от того, за какой период выплачен доход иностранному получателю. 53. Суммы платежей по налогам, излишне поступившие в результате неправильного их исчисления или нарушения установленного порядка взи- мания, подлежат возврату или зачету в счет других причитающихся с пла- тельщика сумм, если не истек годичный срок со дня из поступления. Подача заявления о возврате излишне поступивших сумм платежей прерывает течение указанного срока. Возврат неправильно уплаченных налогов из бюджета производится не более чем за один год до обнаружения неправильной уплаты. IX. Контроль налоговых органов 54. Контроль за правильностью применения законодательства о нало- гах осуществляется налоговыми органами в соответствии с Законода- тельством Союза ССР. Невыполнение должностными лицами совместных предприятий требова- ний, указаний и распоряжений налоговых органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, вытекающих из Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" от 14 июня 1990 г., влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 50 до 200 руб., налагаемого руководителями налоговых органов. X. Обжалование действий налоговых органов 55. Жалобы на действия должностных лиц налоговых органов подаются в тот орган, которому эти лица непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются, и решения по ним принимаются не позднее 30-дневного срока с момента поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в месячный срок в вы- шестоящий налоговый орган. 56. Обжалование действий должностных лиц налоговых органов, свя- занных с наложением административного взыскания, производится в соот- ветствии с Законодательством СССР и союзных республик об администра- Страницы: 1 2 |