РУКОВОДСТВО ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. Руководящий документ. Организация Объединенных Наций (ООН). 07.09.90


Страницы: 1  2  



                 РУКОВОДСТВО ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
                     ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

                         РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

                    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

                          7 сентября 1990 г.


                           (СЮ 93-2,3,5,6)


                               ВВЕДЕНИЕ

     Формальные процессы криминальной юстиции - задержание, обвинение,
вынесение приговора,  наказание и  исправление  правонарушителей,  как
показали  последние  годы,  оказывают  только  ограниченное влияние на
контролирование преступности и во многих  странах  уголовная  политика
сфокусирована   на   развитии   мер  по  предупреждению  и  сокращению
преступности.
     Настоящий доклад  соединяет  в  себе опыт стран по предупреждению
преступности  и  имеет  целью  предоставить  широкий  спектр  основных
направлений  и специальных мер.  Они не носят обязательного характера:
некоторые   меры   применяются    только    к    определенным    типам
правонарушителей  и  не  обязательно  преобладают  во  всех обществах:
другие могут потребовать значительных финансовых  и  других  расходов.
Вместе  с  тем,  разработано  много мер,  которые не требуют ни особых
затрат,  ни технической оснащенности.  В  докладе  дается  описание  и
оценка  сильных  и  слабых сторон используемых и появляющихся подходов
предупреждения  преступности,  предоставляется  возможность  практикам
принять  соответствующие меры для конкретной ситуации,  которую он или
она встречает.
     Доклад разделен на четыре части:
     1) социальные   меры   предупреждения   преступности   -    меры,
направленные  на  искоренение причин преступности и склонности людей к
правонарушениям. Они могут быть направлены на население в целом или на
особые группы риска;
     2) ситуационное предупреждение преступности, которое, в основном,
связано с сокращением возможностей правонарушений;
     3) участие общественности в предупреждении преступности,  которое
улучшает  способности  коммун  сократить  преступность путем сочетания
ситуационных и социальных мер;
     4) процесс  предупреждения преступности от планирования инициатив
до их осуществления и оценки.
     Стратегии, описанные   в  первых  трех  частях  (социальные  меры
предупреждения преступности,  ситуационное предупреждение преступности
и  участие  общественности  в предупреждении преступности) не являются
чем-то отдельным  или  обособленным,  скорее,  это  взаимосвязанные  и
дополняющие друг друга подходы.
     Самый большой опыт и значительный успех достигнуты пока только  в
отношении  правонарушений,  связанных  с собственностью (кражи личного
имущества,  (квартирные  кражи,  кражи  коммерческой  и   общественной
собственности,   нанесение   ущерба   и   т.д.).   Обзор   Организации
Объединенных  Наций  направленности  преступности,   операции   систем
уголовной юстиции и стратегий предупреждения преступности показал, что
во  всех  странах   преступления   против   собственности   составляют
большинство зарегистрированных преступлений.  Кроме того,  ситуации, в
которых совершаются такие преступления, как воровство, разбой и кражи,
не  отличаются  значительно в разных странах,  независимо от уровня их
развития или культурной, законодательной или общественной системы.
     Основное внимание   данного   доклада   уделено  правонарушениям,
связанным с собственностью.  Стратегии,  приводимые в докладе,  тем не
менее,   применимы   к  другим  общим  типам  правонарушений:  уличные
преступления,  нападения и различные типы  молодежных  правонарушений.
Некоторые  страны  приводятся  в связи с преобладанием правонарушений,
связанных с употреблением  наркотиков  и  спиртных  напитков.  Но  это
включает  целый  комплекс вопросов,  которые не могут быть рассмотрены
удовлетворительно в общем обзоре мер предупреждения преступности.
     Меры предупреждения   преступности   могут   быть  направлены  на
население  в  целом,  группы   риска   и   тех,   кто   уже   совершал
правонарушения. Что касается последнего направления, то можно сказать,
что то,  что сделано системой уголовной  юстиции,  будет,  несомненно,
иметь эффект. Болев того, работа системы уголовной юстиции должна быть
связана с целями и объектами  превентивных  программ.  Таким  образом,
отношения   между   системой   уголовной   юстиции  и  предупреждением
преступности сложны и не раскрываются в этом докладе.

                               Глава 1

                           СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ
                     ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

     Введение

     1.1. Самый прямой путь предупреждения преступности - это снижение
количества существующих или  потенциальных  правонарушителей.  Причины
того,   почему   люди   совершают   правонарушения,   сложны  и  очень
разнообразны,  но двумя наиболее важными влияниями  являются:  степень
сдерживания  склонности к правонарушению (т.  е.  внешний контроль или
внутренний контроль самих  людей,  что  сдерживает  их  от  совершения
правонарушений)  и  отсутствие  стимулов  подчиняться  закону  (т.  е.
отсутствие личной заинтересованности в соблюдении  закона).  Оба  этих
фактора влияют на склонность человека к правонарушению.
     12. Многие  аспекты   социальной   политики   могут   влиять   на
преступность. В этой связи наиболее часто приводятся шесть направлений
социальной политики:
     - политика   планирования  городских  и  сельских  районов  и,  в
частности,  политика  ликвидации   трущоб,   управления   размещением,
проблема    бездомности,    проектирование   и   предусмотрение   мест
общественного    пользования    и    торговли,    взаимосвязь    между
предоставлением  жилья и другими службами,  особенно транспорт и место
работы;
     -политика занятости   и,   в  частности,  политика,  связанная  с
ликвидацией безработицы и созданием рабочих мест;
     - политика  в  области  образования,  включая  детей  дошкольного
возраста;
     - семейная политика;
     - молодежная  политика,  включая  создание  условий  для  отдыха,
проведения досуга и занятия культурой;
     - политика в области здравоохранения и,  в  частности,  борьбы  с
наркоманией и алкоголизмом.
     13. Политика планирования городских застроек,  жилых домов  и,  в
меньшей степени,  вопросы отдыха и досуга рассматриваются в главах 2 и
3.  Более широкий вопрос о том,  как политика планирования городских и
сельских  районов  влияет  на  преступность,  требует  дополнительного
изучения  и  в  этой  главе  не  рассматривается.  Не   освещается   и
предупреждение  наркомании  и  алкоголизма.  Таким образом,  эта глава
сфокусирована  на  социальной  политике  в  четырех  областях:   семья
(включая   бездомность),   школа,  создание  условий  для  молодежи  и
занятость.
     1.4. Социальные  меры  предупреждения преступности отличаются  от
мер ситуационного предупреждения и способов участия  общественности  в
предупреждении  преступности.  Существует  не  менее  четырех основных
различий:  во-первых,  социальные  меры  предупреждения   преступности
сфокусированы на молодежи, включая детей, т. к. они являются основными
реципиентами  социализации.  Большинство   взрослых   правонарушителей
начинает  совершать  преступления  будучи  несовершеннолетними.  Таким
образом,  предупреждение  должно  начинаться  как  можно  раньше   для
получения    лучших    результатов.    Во-вторых,    социальные   меры
предупреждения  преступности  охватывают  более  широкую,   но   менее
определенную  область преступлений и,  в частности, типы преступлений,
совершаемых  молодежью.  В-третьих,  различные  превентивные   подходы
применяются на различных стадиях социального развития.  Так, например,
стратегии участия семьи в предупреждении преступности будут различными
для семьи с маленькими детьми и для семьи с детьми-подростками.
     1.5. Наконец,   в-четвертых,   социальные   меры   предупреждения
преступности  не  могут  быть  проверены  при помощи запланированных и
краткосрочных инициатив.  Для этого необходим более  длительный  срок,
программный подход и бывает очень трудно определить прямое воздействие
на уровень преступности.
     Связь правонарушений   с  социально  экономической  структурой  и
институтами социализации очень сложна. Эффект программы социальных мер
предупреждения   преступности  может  быть  определен  лишь  по  таким
критериям,  как школьная успеваемость.  агрессивное поведение, уровень
самооценки и занятость.

                                Семья

     1.6. Способность   семей   эффективно  функционировать  считается
решающей в предупреждении правонарушений.  Исследования показали,  что
наряду с хорошим образованием и соответствующей занятостью, стабильные
семьи  являются  мощными  источниками   эффективной   социализации   и
социальной  интеграции.  Изучение  развития  показало то,  что детское
непослушание,  нечестность  и  антиобщественное   поведение   являются
важными  указателями  последующих  правонарушений  и,  что структура и
функционирование семьи играют центральную роль в определении поведения
детей.   Ключом   к   предупреждению  правонарушений,  таким  образом,
становится   предупреждение    или    недопущение    агрессивного    и
антиобщественного поведения в раннем возрасте.
     1.7. Дети,  которые начинают нарушать закон  в  раннем  возрасте,
скорее станут серьезными и убежденными преступниками,  чем те, которые
начинают нарушать закон в подростковом возрасте.  Первые часто выходят
из   семей   в   условиях  стресса,  характеризуемого  многочисленными
социальными  и  личными  проблемами,  разногласиями  и  межличностными
конфликтами.  Родители  обычно бывают низкого социально-экономического
статуса,  с преступным прошлым,  грубыми и неправильной дисциплины, не
замечают  своих детей и сами являются выходцами из подобных семей.  Те
дети,  у которых только один родитель,  еще более уязвимы к социальной
несправедливости,    особенно    если    родитель   молод   (социально
изолированная мать зависит от пособия).
     1.8. Ни  развод,  ни имение только одного родителя не обязательно
предрасполагают детей к антиобщественному или  преступному  поведению.
Важно  не  отсутствие  одного  из  родителей,  а  качество  и зрелость
отношений ребенка  с  родителем.  Нестабильная  семья  или  отсутствие
одного  из  родителей  может быть скомпенсировано хорошим отношением к
ребенку со стороны постороннего человека или успешным опытом в  других
областях социализации, в частности, в школе.

                      Раннее вмешательство семьи

     1.9. Существует три основные формы раннего вмешательства, которое
может оказать помощь в предотвращении преступности:
     1. помощь семьям в стрессовой ситуации;
     2. обучение и воспитание родителей:
     3. дошкольное воспитание для детей с неблагополучными родителями.

                     1. Программы в помощь семьям

     1.10. Могут  быть  разработаны  различные  системы  помощи семье,
которой приходится сталкиваться  с  поведенческими  проблемами.  Кроме
финансовой и материальной помощи, семьи могут получить помощь по уходу
за детьми,  срочную помощь,  помощь е кризисной  ситуации,  различного
рода  рекомендации,  особенно  для одиноких родителей.  Предоставление
помощи по уходу за ребенком подготовленными профессионалами  позволяет
идентифицировать   поведенческие  проблемы  на  раннем  этапе  и  дает
возможность для  предоставления  неформального  совета  по  воспитанию
ребенка.  Службы  помощи  на  дому  с  помощью  работников  центров по
наблюдению за детьми могут также дать  совет  по,  например,  вопросам
питания,  ухода  за  детьми  и ведения домашнего хозяйства.  Программы
помощи  семьям,  особенно  если  они  обеспечивают  связь  с   другими
социальными службами и соседствующими сетями, могут улучшить поведение
и  успеваемость  в  школе   -   два   фактора,   тесно   связанные   с
правонарушениями.

                  2. Обучение и курсы для родителей

     1.II. Курсы   для  родителей  могут  быть  полезными  для  помощи
родителям узнать и более соответственно ответить на поведение в семье,
которое  может негативно отразиться на детях.  Родителей можно научить
более конструктивно отвечать, использовать менее жестокую дисциплину и
избегать  тех  ситуаций,  которые  приводят  к конфликту.  На практике
участие на  начальном  этапе  обычно  низкое  и  на  заключительном  -
высокое,  хотя  оба этапа может быть улучшено финансовыми инициативами
(т.  е.  более крупные выплаты  семьям).  Оценка  программ  подготовки
родителей  показала некоторые успехи в сокращении раннего агрессивного
поведения, но не преступности в более старшем возрасте.
     1.12. В  связи  с  тем,  что  дети  очень молодых родителей более
уязвимы  к  преступности,  службы  планирования  семьи,  информация  и
просвещение  по  контролю  рождаемости  могут  также сыграть косвенную
превентивную роль.

                       3. Дошкольные программы

     1.13. Дошкольные    программы     направлены     на     улучшение
образовательных   достижений,   социальной   компетенции  и  поведения
молодежи и детей из социально и  экономически  неблагополучных  семей,
особенно из семей с одним родителем.  Трех-четырехлетние дети получают
ежедневные занятия и еженедельные визиты на дом  учителей.  Программы,
рассчитанные на не менее,  чем два года,  улучшают общеобразовательные
достижения,  социальную компетенцию,  поведение в школе, и в некоторой
степени,  влияет на уровень мелких правонарушений. Там, где дошкольные
программы могут быть дополнены дополнительными занятиями  в  начальной
школе, эффект предупреждения преступности еще более возрастает.

                      Другие виды помощи семьям

     1.14. Бывают   определенные   этапы,  когда  семьи,  естественным
образом попадают под большой стресс (семьи  с  маленькими  детьми  или
подростками,  семьи  в  процессе распадения).  Могут быть использованы
специальные  ресурсы  в  это  время.  Центры  для  выдачи   совета   и
рекомендации родителям,  имеющим подростков, и программы добровольного
примирения для семей в процессе распадения - вот два примера.
     1.15. Распад   семьи  и  ссоры  родителей  могут  стать  причиной
преждевременного ухода детей из дома.  Как следствие,  они легко могут
Стать  бездомными  и быть вовлечены в пpecтуплeниe.  иногда только для
выживания.  Семейная и жилищная политика,  сводящая  к  минимуму  риск
роста  бездомных,  и  политика,  направленная  на бездомных,  являются
важной стратегией социальных мер предупреждения преступности.
     1.16. Родители должны иметь право быть информированы о нахождении
их детей,  если он (она) покидает дом.  Также и беглецы  должны  иметь
право  не  возвращаться  к  родителям  против своей воли.  Должны быть
разработаны особые процедуры для начала и ведения примирения родителей
и детей.
     1.17. Специальные  центры  с   приютом   и   возможностью   более
длительного нахождения,  а также мероприятия по воссоединению беглецов
с их  семьями  и  предупреждению  возможных  побегов  из  дома  должны
находиться  в  фокусе  стратегии  по  отношению  к бездомной молодежи.
Другие службы,  такие как советнические,  подготовительные и помощи  в
поиске   работы,   а  также  и  другие  средства  помощи  должны  быть
предусмотрены для беглецов и,  желательно,  как часть  многостороннего
ответа на нужды молодежи в группе риска.
     1.18. Предоставление жилья и другие услуги для беглецов не  могут
заменить  окружения  стабильной семьи.  Альтернативные,  "расширенные"
семьи для молодежи высокой  степени  риска,  включая  беглецов,  могут
частично   скомпенсировать  эту  потерю.  Состоящие  из  неполноценных
родителей и использующие групповое давление для соблюдения  дисциплины
и  контроля,  "расширенные"  семьи  могут  предоставить опекунство,  в
котором  члены  могут  создать  новые  отношения,  приобрести  чувство
самооценки  и финансовую независимость,  смысл концепции "расширенной"
семьи заключается в защите молодых людей группы риска путем соединения
стабильности   семейной   жизни   с   защитными  элементами  обучения,
подготовки, занятости и общих корней в обществе.
     1.19. Имеются     ограничения    на    политики    предупреждения
преступности,  основанные  на  развитии  помощи  семьям.  Политики   и
специалисты  иногда  не рискуют вмешиваться в личные и частные стороны
жизни. Некоторые могут поставить вопрос, зависят ли выделяемые ресурсы
на  помощь  неблагополучным  семьям  от  перспектив  будущего снижения
преступности. Существуют проблемы в определении социальных проблем как
уголовные или потенциально уголовные. Социальная политика проводится и
должна проводиться сама по себе  без  ссылки  на  превентивный  эффект
преступности.
     1.20. В связи с тем,  что некоторые области  социальной  политики
могут   оказать   значительный  эффект  на  преступность,  последствия
подобных политик на преступность должны  быть  раскрыты.  Этого  можно
достичь  путем  направления  тенденций  в обществе и правительственной
политики,  выпуском заявлений,  в которых раскрывать новые направления
социальной  политики  по борьбе с преступностью,  показывать возможные
последствия политики борьбы с преступностью. Это относится не только к
политике  в  области  семейных  отношений,  но  и ко всей социальной и
публичной политике.

                                Школа

     1.21. Существует убеждение,  что школа оказывает сильное  влияние
на  молодежь.  Дети  проводят  большую  часть  своих формативных лет в
различных    заведениях,    специально    предназначенных    для    их
образовательных  и  социализационных потребностей.  Те школы,  которые
предоставляют  для  политиков  воспринимающую  аудиенции,   составляют
привлекательную возможность. Они дают возможность развития социального
равенства,  культурного многообразия и личных  качеств,  воспитания  у
молодых   людей  моральных  стандартов  и  социальных  навыков.  Важно
отметить,  что  они  могут  дать   ученикам   информацию   о   природе
преступности,  последствиях  совершения  преступлений,  работе системы
уголовного правосудия и путях предупреждения преступности.
     1.22. Ученики,  которые  плохо,  ведут  себя  в школе,  постоянно
прогуливают занятия,  более склонны к совершению преступлений. Причины
академической   неуспеваемости,   нарушения   дисциплины   и  прогулов
полностью неясны,  но политика,  влияющая на способность школ свести к
минимуму случаи этих трех явлений должна находиться в центре стратегий
социальных мер в школе по предупреждению преступности.

                            Участие школы

     1.23. Стратегии участия школ в  предупреждении,  направленные  на
отдельных учеников или определенные аспекты образовательного процесса,
могут  иметь  только  очень  ограниченный  эффект  на  сокращение  или
предупреждение  преступности.  Включение  в  школьные программы курсов
изучения  общества,  жизненных  навыков  может  повысить   способность
учащихся предупреждать и справлять с конфликтами, включая потенциально
уголовные ситуации, но не на постоянной, долгосрочной основе. Наиболее
обещающий  подход  в участии школ по предупреждению преступности - это
попытки изменить организацию и "характер"  (история,  ценности,  нормы
поведения  и практика заведения,  которые в комбинации дают уникальную
атмосферу или климат) школ.
     1.24. Социальное  взаимодействие в школе,  школьные ценности и ее
организационные  структуры  находятся  в   центре   таких   стратегий.
Исследования   указывают   на   целый  ряд  черт,  которые  составляют
эффективные школы, включая:
     1. содержание, объем и гибкость учебной программы;
     2. опыт преподавателей,  их умение управлять классом и вести свои
дисциплины;
     3. природа отношений между преподавателями и  учениками;  система
поощрений и наказаний;
     4. сочетание обучения, воспитания дисциплинированности и заботы о
детях;
     1.25. Эффективные школы - это  такие  школы,  в  которых  высокий
уровень обязательности и участия учеников,  где все ученики добиваются
успеха тем или  иным  путем,  где  преподаватели  и  ученики  любят  и
доверяют друг другу,  где правила ясны и последовательны и справедливо
внедряются и где школа принимает полную ответственность за заботу и об
учителях, и об учениках Школы, которые успешно мотивируют, интегрируют
и  поощряют  своих  учеников,  независимо  от  социально-классового  и
этического  происхождения или академических способностей,  более всего
способствуют предупреждению преступности.
     1.26. Школы  с  высоким уровнем правонарушений среди школьников -
это те школы,  которые неумышленно или умышленно разделяют учеников по
принципу  академических  способностей,  сосредотачиваются на успехах в
учебе в ущерб  практическим  или  социальным  навыкам,  категоризируют
учеников  на  успевающих,  неуспевающих  и неспособных,  перекладывают
ответственность за поведение и благополучие  учеников  на  посторонние
агентства и организации.  Школы, которые исключают своих самых трудных
учеников или игнорируют тех,  кто постоянно пропускает  занятия,  сами
способствуют росту преступности.
     1.27. Ряд мер может помочь школам в их ответственности за  полную
интеграцию тех, кто находится в самой опасной группе риска (постоянные
прогульщики,  нарушители,  неуспевающие).  Полиция или другие  местные
должностные лица должны информировать школы об известных прогульщиках,
необходимо разрабатывать специальные программы реинтеграции постоянных
прогульщиков,  местные эксперты должны быть доступны школам для помощи
в решении проблем плохого поведения в школе  и,  что  особенно  важно,
школы  должны  пересмотреть  свою собственную организацию и "характер"
для изменения  условий,  дающих  повод  увеличению  числа  прогулов  и
нарушения дисциплины.
     1.28. Перемены в значительной  степени  зависят  от  отношения  и
желания  школьных руководителей и старшего преподавательского состава.
Другими     факторами,   способствующими     изменениям,     являются:
непосредственное   участие   преподавательского  состава,  учеников  и
родителей  для  достижения  правильного-баланса  между  стабильностью,
изменением, установлением и поддержанием реалистичных надежд.

                          Работа с молодежью

     1.29. В связи с тем, что молодые люди больше подвержены влиянию в
период  перехода  в  категорию  взрослых,  предоставление  возможности
заниматься  культурным развитием и проводить свободное время стало еще
более важным.  Молодые люди имеют ограниченные  возможности  принимать
решения  и  нести  ответственность  в  мире  работы  и  им  необходимо
предоставить  альтернативные   пути   приобретения   независимости   и
зрелости.   Нельзя  недооценивать  важности  предоставления  различных
имажинативных форм отдыха и культурных  мероприятий  в  мире,  которые
способствует пассивному потреблению и создает для многих молодых людей
недостижимые надежды.
     1.30. Молодые люди должны чувствовать,  что они нужны, их ценят и
ими  дорожат.  Специальные  проекты,  начатые  и  управляемые   самими
молодыми  людьми,  могут  помочь  им приобрести чувство самоуважения и
независимости.  Занятия  спортом,  музыкой,  танцами,  литературой   и
театром  помогают  молодым людям постичь себя,  определить себя и свою
способность относиться к другим.  Подобные занятия,  а также  и  отдых
могут  помочь  в  борьбе  с  национальными и расовыми предрассудками и
объединении молодых людей в более широкую общность.
     1.31. До  сих  пор  мало  известно  о  влиянии способа проведения
досуга или особых типов работы с молодежью на  характер  преступлений.
Создается впечатление, что наиболее традиционная форма отдыха молодежи
- молодежный клуб,  не способен предупредить правонарушений.  Там, где
молодежные  клубы находятся в районах с высокой преступностью и низкой
социальной организацией,  они  испытывают  затруднения  в  привлечении
подростков  старшего  возраста  и  из  группы  риска или,  в некоторых
случаях,  сами могут стать местом  для  распространения  преступности.
Другие  формы  работы  с  молодежью,  такие,  как  информация,  центры
получения советов,  вызов на дом,  центры  по  подготовке  молодежи  и
работе с ними также не могут предупредить преступность и не надо этого
от них ожидать.
     1.32. Тем не менее,  существует, по крайней мере пять способов, с
помощью которых можно способствовать предотвращению преступности.  Они
могут.
     1. определить групповые рамки  и  тип  поведения,  включая  такие
ситуации, которые ведут к конфликтам и преступлениям:
     2. изучить отношения между этим типом поведения  и  ситуациями  и
индивидуальными   или   коллективными  потребностями  и  особенностями
молодых людей;
     3. предоставить альтернативные источники престижа и статуса;
     4. обеспечить доступ к услугам местных организаций;
     5. отвлечь молодых людей от ситуаций,  ведущих к преступлениям, и
направить их к выбранному ими виду деятельности.
     1.33. Предоставление  услуг и имущества молодым людям должно быть
в  рамках  более   широкой   программы   (см.   главу   4).   Сложная,
взаимосвязанная сеть услуг для молодых людей (образование, подготовка,
занятость, размещение, занятия в часы досуга и культурные мероприятия,
социальное обеспечение и т. д.) должна быть скоординирована на местном
уровне на основании местных  условий.  Выделенные  или  работающие  на
улицах  рабочие  часто  размещаются  для  определения  точных запросов
молодых людей и,  таким образом,  могут играть  важную  посредническую
функцию между ними и сетью местных услуг.  Дальнейшая информация может
быть собрана из небольших, местных анализов социальной и экономической
ситуации молодежи,  а также путем использования эффекта национальной и
местной политики в рамках их потенциального влияния на молодых людей в
группе риска.
     1.34. Ресурсы,  должны быть направлены на особые группы  риска  в
местах  их  проживания,  особенно в районах с низким уровнем развития,
высокой преступностью и безработицей. Ресурсы должны концентрироваться
на особых категориях молодых людей (например,  иммигранты,  этнические
меньшинства,  неблагополучные семьи), на особых проблемах, связанных с
молодежью  (такие  как  наркомания,  проституция  и  бездомность),  на
определенных  периодах  (время  после  занятий,  во   время   школьных
каникул).
     1.35. Молодые рабочие должны развивать ясные принципы  кооперации
с  правоохранительными  органами.  Соответствующие области полицейской
работы и работы с молодежью должны быть точно определены и разработаны
принципы  работы  друг  с  другом.  Полиция  должна уважать требования
молодых рабочих для  поддержания  доверия  и  веры  молодых  людей  и,
одновременно,  молодые рабочие должны уважать значение закона.  В этой
связи молодым рабочим потребуется достичь понимания с полицией о  том,
как  отвечать  на  правонарушения.  Молодые  люди  должны  быть ясно и
полностью   проинформированы   о   правилах   поведения   в    сложных
обстоятельствах  (от  молодежных центров до отдыха в выходные дни).  В
некоторых   случаях   деятельность   с   несовершавшими   преступлений
подростками может комбинироваться с участием общественности в работе с
молодыми преступниками.
     1.36. Основной  целью  работы  с  молодежью  является обеспечение
персонального  развития  индивидуума  через  социальное   образование,
основной  компонент  которого заключается в воспитании в молодых людях
ответственности за их  собственные  действия.  Следовательно,  молодым
людям   должна   быть   предоставлена  возможность  как  можно  больше
участвовать и нести ответственность за те мероприятия,  в которых  они
участвуют.   Пока  сложно  поддерживать  баланс  между  осуществлением
контроля  и  предоставлением  молодым  людям   возможности   управлять
собственными делами. Важно, чтобы они учились брать ответственность за
свои собственные  поступки,  включая  и  те,  которые  приближаются  к
нарушению закона.

                              Занятость

     1.37. Связь  между  занятостью  и  преступностью  очень  сложная.
Эффект безработицы на  преступность  пока  успешно  не  изолирован  от
широкого  спектра  социально-экономических факторов,  таких как доход,
распределение  и  неравенство,  городские  лишения   и   недостатки  в
образовании.  Тем  не менее,  широко распространена ошибка о том,  что
безработица тесно связана с социальными и экономическими  лишениями  и
является важным определителем преступности.
     1.38. Обычно,  программы по подготовке и  предоставлению  рабочих
мест,  за небольшим исключением, оказались неэффективными в сокращении
числа  преступлений.   Программы   по   предоставлению   долгосрочней,
квалифицированной  работы более эффективны чем те,  которые направлены
на  изменение  отношения  и  поведения  или  создают  недолговременную
занятость.  Программы,  уводящие  участников  от  соседства  с высокой
преступностью имели краткосрочный эффект. Но так как участники наконец
возвращались  к  своему  естественному окружению,  их результативность
оказалась ограниченной.
     1.39. Существует  два  типа подхода,  основанных на создании мест
работы и способных сократить или предупредить преступность:
     1. трудовая практика и возможность получить подготовку;
     2. улучшение и расширение возможностей по трудоустройству.

                  1. Подготовка и трудовая практика

     1.40. Подготовка  должна  быть  связана  с  общими   тpeбoвaниями
местного   рынка   и  местных  работодателей,  учитывать  изменения  в
характере занятости и  карьерных  надежд  Кроме  трудового  опыта  она
должна  обеспечивать  формальную  квалификацию  в технической области,
курсы по жизненным навыкам и общественным услугам. Если необходимо, то
проводятся занятия по обучению грамотности. Подготовка должна улучшать
готовность  отдельных  лиц  к  дисциплине   рабочего   мира,   с   его
специфическими  правилами  и  надеждами.  Тому,  кто  был  безработным
длительное время,  может потребоваться постепенное приучение к труду и
разные   формы   социальной   поддержки.  Требуется  и  стратегия  для
размещения эффективно  подготовленных  учеников  на  рабочие  места  и
наоборот.   Там,  где  имеется  только  временная  неквалифицированная
работа,  требуются  стратегии  размещения  учеников  на  долгосрочную,
полуквалифицированную   работу  с  возможными  перспективами.  Наконец
ресурсы для подготовки и трудовой практики будут просто  потеряны  без
развития возможностей по трудоустройству.

                      2. Улучшение и расширение
                   возможностей по трудоустройству

     1.41. Создание    возможностей    по    трудоустройству    должно
основываться   на   развитии   местной   экономики  и  создании  новых
возможностей для работы на благо  общества.  Вновь  созданные  рабочие
месте  должны сразу передаваться на рынок занятости,  а м на затыкание
дыр,  которые  мало  отличается  от  опыта  нанимателей,  для  которых
преступление  представляет  повод  для  отказа Участие местных органов
повышает обязательства и способствуя созданию рабочих мест и совпадает
с потребностями и навыками местных жителей.
     1.42. Там,  где частный сектор не может предоставить  необходимые
рабочие  места,  общественный  сектор  должен дополнить его предложить
финансовые инициативы.  Также используются инициативы для того,  чтобы
убедить  компании принимать бывших преступников или оказать помощь для
переезда начинающих.
     1.43. Качество существующих рабочих мест должно быть улучшено для
получения больших возможностей для получения и сохранения работы.  Так
же  как и доход,  работа должна давал определенное удовольствие,  быть
источником прочного положения и перспектив на будущее.
     1.44. Следует   создать   сеть   организаций,   дающих   основную
информацию  о  типах  имеющейся  работы,  требованиях   и   содержании
различных   работ.  Неформальная  сеть  (предоставление  информации  и
использование личных контактов  с  друзьями  и  родственниками)  также
можно   получить  поддержку  и  развитие.  В  нестабильном,  социально
неорганизованном  обществе,  где  экономическое   развитие   встречает
значительные   трудности,  общественный  сектор  может  компенсировать
отсутствие неформального сектора среди самых отстраненных групп (такие
как  этнические  меньшинства  и эмигранты).  Для подобных групп должны
быть рассмотрены специальные виды помощи.

                               Глава 2

                     СИТУАЦИОННОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
                             ПРЕСТУПНОСТИ

     Вступление

     2.1. Эта    глава    посвящена    ситуационному    предупреждению
преступности.  Оно охватывает направленные на предупреждение отдельных
специфических   видов   преступлений   меры,   включающие  устройство,
проектирование  окружающей  городской   среды   или   непосредственное
воздействие   на   среду,   в   условиях   которой   эти  преступления
характеризуются   наибольшей    систематичностью    и    постоянством.
Ситуационное  предупреждение  преступности  направлено  на  то,  чтобы
уменьшить  возможности  совершения  этих  преступлений   и   увеличить
вероятность  их  раскрытия,  осознаваемую широким кругом потенциальных
преступников.
     2.2. Ситуационный   подход   является   наиболее  приемлемым  для
объяснения преступлений,  совершаемых  обычными  людьми,  действующими
рационально,   но   под   влиянием  специфических  обстоятельств  и  в
специфических,  обычно   "способствующих"   совершению   преступления,
ситуациях.   Этот   подход  наиболее  применим  к  определенного  рода
преступлениям,  обычно  мелким,  корыстным  преступлениям,  таким  как
квартирные  кражи,  кражи в магазинах,  вандализм.  Меры ситуационного
предупреждения преступности обычно  применяются  в  жилых  районах,  а
также   иных  местах,  особенно  торговых  помещениях  и  транспортных
предприятиях.
     23. Действенность  мер  ситуационного предупреждения преступности
зависит от того, настолько потенциальные преступники - осознают, что в
окружающей  среде  происходят  изменения,  неблагоприятно  влияющие на
степень легкости совершения преступления, риска, вероятности возмездия
за  совершенное  преступление  и  влияет  ли  это осознание на решение
совершить  преступление  или  нет.  Ясно,   что   меры   ситуационного
предупреждения  преступности  будут воздействовать на принятие решения
потенциальным преступником больше,  чем другие.  Точно также указанные
изменения на потенциальных преступников будут влиять в разной степени.
     2.4. Есть два  основных  вида  мер  ситуационного  предупреждения
преступности:   меры   безопасности,   которые  затрудняют  совершение
преступления,  и  меры,  снижающие  заинтересованность  в   совершении
преступления.

                      Меры безопасности, которые
                  затрудняют совершение преступлений

     2.5. Есть  три  пути,  в  соответствии  с  которыми   возможности
совершения   преступлений   могут   быть  непосредственно  ограничены:
укреплением объекта преступного посягательства;  перемещением  объекта
преступного посягательства; изъятием средств совершения преступления.

            Укрепление объекта преступного посягательства

     2.6. Этот   путь   повышает   физическую   безопасность  предмета
преступного посягательства  посредством  использования  замков,  более
прочных и неломающихся материалов,  устройств, не позволяющих сдвинуть
объект,  сигнализации,  а  также  размещения  уязвимых   объектов   за
заборами,  решетками,  сетками  или  в сейфах.  Вандализм в телефонных
будках  и  кражи  из  них  были  сокращены,  например,  путем   замены
алюминиевых   монетоприемников  на  стальные,  а  количество  краж  из
торговых и коммерческих помещений  было  сокращено  благодаря  искусно
установленной сигнализации против проникновения.
     Наиболее часто  фиксируемыми   преступлениями,   против   которых
применяются  различные  методы  укрепления объектов,  являются разбои,
ограбления,  кражи из магазинов,  с автомашин и из  автомашин.  Обычно
применяется   четыре   целенаправленных  метода  усиления  сохранности
объектов:  повышение  их  безопасности,   строительные   и   проектные
нормативы,  разъяснительные  кампании,  страховое стимулирование.  Два
первых метода направлены непосредственно  на  объекты  посягательства,
тогда  как  два других-действуют опосредованно и главным образом через
убеждение.

                         Повышение надежности

     2.7. Укрепление   объектов   замками   и    другими    средствами
безопасности  обычно  применяется  для  защиты  помещения от различных
видов.проникновения извне.  Будучи установленными, такие средства мало
что  стоят,  если  они  не используются.   Поэтому  попытки  повышения
сохранности  собственности  должны  также  указывать   владельцам   на
необходимость быть более осторожными.
     2.8. Изучение мер безопасности может осуществляться специалистами
полиции или другими лицами, такими как служащие страховых кампаний или
местных  отделений  по  предупреждению  преступности,  которые  должны
увязывать  даваемые  ими рекомендации с потребностями охраны отдельных
владельцев собственности. Для наибольшей эффективности рекомендации по
о)фане имущества должны представлять собой меры, которые соответствуют
нуждам и потребностям людей в их повседневной жизни.
     2.9. Эффективность   мер  укрепления  объектов  зависит,  главным
образом, от характера укрепляемого объекта.
     Что касается  общественный  зданий,  мало оснований считать,  что
меры их укрепления привели к сокращению случаев ограбления,  а если  и
привели,  то  не  без  некоторого  перемещения преступных проявлений в
другие места или трансформации их в другие преступные формы (см. главу
4).  Напротив,  известно,  что  обязательная  установка замков рулевых
колонок  на  новых  и  старых  автомашинах  привела  к   значительному
сокращению краж автомобилей.

                  Строительные и проектные нормативы

     2.10. Более  широкий,  перспективный  подход  к  защите имущества
может быть осуществлен путем обеспечения новых  построек  специальными
стандартами безопасности.  Общенациональные нормативы, устанавливающие
стоимость устройств  безопасности  в  различных  видах  сооружений,  и
руководства  для  архитекторов  и  строителей по вопросам безопасности
становятся все более распространенными.  Следует  позаботиться,  чтобы
стандарты   безопасности   не   противоречили   требованиям   пожарной
безопасности.
     2.11. Что  касается автомашин,  дополнительно к замкам на рулевых
колонках каждый "защищенный от преступника  автомобиль"  должен  иметь
центральную   систему  запирания,  сигнализацию,  усиленные  стекла  и
регистрационные номера,  выгравированные на стеклах,  чтобы  уменьшить
возможности  перепродажи  в случае кражи.  Страховым компаниям следует
обеспечивать стимулирование клиентов,  чтобы они приобретали  средства
безопасности, а общественность следует убеждать, что, в конечном счете
они сами ответственны за безопасность их автомашин. Если это возможно,
средства  безопасности  должны  быть стандартизированы,  а строители и
предприятия-производители автомашин должны быть  обязаны  обеспечивать
соответствие минимальным требованиями безопасности.
     2.12. Поскольку мелкие кражи  из  домов  и  автомашин  составляют
самую  крупную  часть  всех  преступлений  и  совершение многих из них
облегчается  небрежным  отношением  владельцев  к  своему   имуществу,
разъяснительная работа,  направленная на информирование общественности
с тем,  чтобы люди берегли имущество от  краж,  становится  все  более
распространенной.  Но  эффект от таких кампаний,  проводятся ли они по
радио,  телевидению,  путем объявлений в  прессе  или  распространения
листовок,    трудно    измерить.    Деятельность,   которая   сочетает
разъяснительную  работу  с  другими  мерами,  такими   как   усиленное
полицейское  патрулирование или установка центральных систем запирания
в  автомашинах,  может  стимулировать  готовность   хозяев   домов   и
владельцев  автомашин принимать меры предосторожности.  В то же время,
хотя   разъяснительная   работа   приводит   к   возрастанию    уровня
информированности и озабоченности людей,  они редко меняют поведение и
показатели   преступности    не    уменьшаются    (кроме,    вероятно,
кратковременного  эффекта),  а  у  людей  может возрастать страх перед
преступлением.

                       Страховое стимулирование

     2.13. Страховые  компании,  настаивая   на   установке   защитных
устройств   как   условии  обеспечения  страхового  возмещения,  могут
повысить результативность мер безопасности, хотя следует позаботиться,
чтобы связанная с этим дополнительная цена не сдерживала потенциальных
покупателей.  Более бедные регионы больше страдают от преступлений  и,
следовательно,  у  них  больше  потребность  в  мерах безопасности и в
страховании  имущества  от  похищения.  Поскольку   суммы   страхового
возмещения  в таких регионах обычно очень большие,  может быть следует
обеспечивать беднейших клиентов субсидиями для страхования или  давать
скидку тем,  кто устанавливает защитные устройства. В то же время мало
подтверждений,  что страхование  оказывает  эффект  на  предупреждение
преступности.
     2.14. Само по себе  страхование  может  даже  приводить  к  росту
преступности,  если  нет  страховки,  то не будет и обманных страховых
требований.  Компьютеризация  страховых  требований  может   увеличить
показатели  разоблачения  страхового  мошенничества,  но  вряд  ли она
искоренит его.  Поскольку суммы страховых требований,  включая ложные,
ложатся   на  плечи  клиентов,  а  бедные  наиболее  часто  становятся
потерпевшими от преступлений;  страхование  имеет  тенденцию  ущемлять
интересы  тех,  кто  меньше может защитить свои интересы,  если вообще
может их защитить.

           Перемещение предмета преступного посягательства

     2.15. Некоторые  преступления  можно  предотвратить   устранением
возможности  доступа  к  предмету преступного посягательства или путем
создания такой обстановки,  что  возможности  совершения  преступления
будут  сокращены  до минимума.  Так,  например,  если убирать торговые
автоматы из общественных мест,  то это позволит избежать их поломки  и
попыток  проникновения  в  них,  а  замена  монет  чеками,  кредитными
карточками  или   другими   видами   "пластиковых"   денег   уменьшает
возможности  совершения  преступлений  такого  рода  как  нападения на
машины для перевозки денег  и  кражи  из  телефонных  будок.  Подобным
образом  могут  быть  предотвращены  похищения  выручки  в  трамваях и
автобусах, если будет введена система предварительной оплаты проезда.

               Изъятие средств совершения преступления

     2.16. Определенные виды преступлений  могут  быть  предотвращены,
если    средства   их   совершения   станут   недоступными.   Проверка
авиапассажиров на  наличие  оружия  и  взрывных  устройств  привела  к
сокращению  случаев  захвата  воздушных  судов,  а проблема футбольных
беспорядков была  решена  путем  систематического  обыска  болельщиков
перед  матчами  и  изъятия  у  них кирпичей,  камней и других подобных
предметов.   Убедительным   примером   изъятия   средств    совершения
преступления является контроль за оружием.

                  Меры, снижающие заинтересованность
                      в совершении преступления

     2.17. На   оценку   выгоды   и    привлекательности    совершения
преступления  можно  повлиять  путем  уменьшения  заинтересованности в
совершении   преступления   либо   путем    увеличения    осознаваемой
преступником  опасности  быть  задержанным.  Первый путь заключается в
уменьшении  ценности  какого-либо  похищенного  имущества  путем   его
маркировки.  Эти  меры  выходят  за  пределы собственно предупреждения
преступлений и простираются в сферу их раскрытия.  Нанесение  красящих
веществ   на   банкноты,  цветные  зажимы  на  проданных  товарах  или
использование пахучих веществ на ковриках могут действовать не  только
как средство предотвращения преступления,  но и как метод,  помогающий
определению преступников.
     2.18. Второй путь - увеличение осознаваемой угрозы разоблачения -
может быть обеспечен расширением различных форм наблюдения и  применим
к  большинству  видов  преступлений.  Этот  путь является не настолько
действенным,   как   другие    меры    ситуационного    предупреждения
преступности,  он  скорее действенный "персонально".  Наблюдение может
быть подразделено  на  два  главных  вида:  формальное/неформальное  и
естественное.

                       1. Маркировка имущества

     2.19. Надежная   маркировка  имущества,  такого  как  автомашины,
велосипеды,  ценные домашние вещи уменьшает его  притягательность  для
преступника, поскольку облегчает идентификаций вещей и, таким образом,
затрудняет их перепродажу.  Имя владельца или идентификационный  номер
могут  быть  выгравированы  на  имуществе специальным инструментом или
нанесены невидимыми чернилами,  однако  простая  маркировка  имущества
редко помогает вернуть имущество, если оно украдено, или предотвратить
его перепродажу.  Там,  где используются такие способы  как  наклейки,
уведомляющие,   что   вещи   маркированы,  и  где  оплата  за  это  не
затруднительна (что бывает редко),  показатели грабежей и  краж  имеют
тенденцию к снижению. Это позволяет предположить, что успех маркировки
имущества обусловлен не ее способностью уменьшить ценность  украденных
вещей,  а  способность  внушить  предполагаемым  преступникам,  что их
владельцы более осторожны,  опасаются стать  жертвами  преступления  и
потому риск разоблачения больше.
     2.20. Имеются  некоторые   примеры   очень   успешных   вариантов
маркировки имущества в сельской местности.  Применение видимой цветной
маркировки на всех контейнерах  с  удобрениями  наряду  с  наклейками,
объявляющими,   что  они  маркированы,  и  разъяснительная  работа  по
повышению  информированности  общества  радикально   сократили   кражи
удобрений.

                II. Формальное/неформальное наблюдение

     2.21. Формальное  наблюдение  относится  к деятельности тех,  чья
единственная   и   основная   функция   -   удерживать   потенциальных
преступников  от  совершения преступления путем обеспечения постоянной
угрозы разоблачения. Однако, если простое присутствие полиции (или сил
безопасности)   в   определенных   местах   обычно  достаточно,  чтобы
предупреждать преступления,  простое увеличение численности полиции не
ведет автоматически к сокращению преступности и может даже приводить к
обратному результату.
     2.22. Формальное   наблюдение,  осуществляемое  частными  фирмами
безопасности,  становится  все  более  обычным.  Компании  традиционно
нанимают  сотрудников  частных служб безопасности для патрулирования и
контроля доступа к объектам,  принадлежащим частным лицам. В последние
годы  службы  безопасности стали функционировать и в таких помещениях,
как торговые центры аэропорты,  лагеря  отдыха.  В  некоторых  странах
центральные  и  местные  органы  власти  образовали  свои  собственные
демократически-управляемые частные службы безопасности. Кое-где органы
полиции вступают в сотрудничество с частными службами безопасности.
     2.23. Расширение  размеров  и  масштабов   деятельности   частных
полицейских  служб  поднимает  вопрос об их компетенции и  отношений с
полицией.  Деятельность   сотрудников   частных   служб   безопасности
нуждается в законодательном регулировании.  Общими элементами являются
требования  к  отбору  и   подготовке   сотрудников   безопасности   и
установление надзора за ними со стороны местной полиции.
     2.24. В   отличие   от   формального   неформальное    наблюдение
осуществляется   представителями   общественных   органов,   служащими
компаний и обычными гражданами как часть их работы (в действительности
нет четкого разграничения между формальным и неформальным наблюдением;
это просто две стороны одного и того же процесса).  Служащие,  которые
обязаны   содействовать   предупреждению   преступлений,  это  портье,
сотрудники автостоянок,  водители автобусов и трамваев,  контролеры на
транспорте,   продавцы,   преподаватели   и   служащие  на  спортивных
стадионах.
     2.25. Наблюдение,  осуществляемое  работниками жилищных служб,  и
наем портье  в  фешенебельных  жилых  кварталах  и  других  помещениях
привели  к  тому,  что  обнаружилось  сокращение  уровней вандализма и
ограблений (без увеличения расходов) и усилилось чувство  безопасности
и   взаимодействия   между   жильцами.  Вновь  введенный  контроль  на
общественном транспорте (с использованием безработной молодежи)  также
усилил  неформальный надзор и привел к сокращению случаев безбилетного
проезда.  Соединение с  применением  таких  технических  средств,  как
телефонные    устройства   в   подъездах,   скрытое,   теленаблюдение,
радиотелефоны,  надзор сотрудников может быть  вполне  эффективно  для
сокращения  преступлений  по месту жительства,  в торговых помещениях,
местах отдыха и на общественном транспорте.
     2.26. Наиболее  ярким  примером  ведения неформального наблюдения
является наблюдение,  осуществляемое обычными `  гражданами  по  месту
жительства  и  в  других  местах Имеются два главных пути,  по которым
возможности   наблюдения   обычными   гражданами    могут    формально
осуществляться  -  путем организации патрулирования гражданами и путем
организации наблюдения по месту жительства.

                        Патрулирование граждан

     2.27. Там,  где предупреждение преступности  рассматривается  как
важная   задача   каждого   члена  общества,  обычные  граждане  могут
формировать патрули,  чтобы действовать как  "глаза  и  уши"  полиции.
Патрули граждан обычно состоят из групп добровольцев, которые помогают
полиции,  наблюдая со специальных удобных точек, проверяя незнакомых и
патрулируя  на  определенных  участках,  часто  ночью.  Они  проверяют
имущество и строения и  сообщают  о  нарушениях  (например,  опущенные
стекла   и   незакрытые  дверцы  автомашин)  хозяевам  имущества  и  о
подозрительных случаях - полиции.
     2.28. Патрули различаются в зависимости от места (отдельные дома,
фабрики,  хозяйства,  группы домов,  сельская местность,  транспортные
системы,  школы  и  т.д.),  функции  (охрана имущества,  охрана людей,
помощь полиции,  поведение людей и безопасность по  месту  жительства,
пожарная безопасность) и вида передвижения (пешие или на машинах).
     Патрулирующие граждане   могут   означать    для    потенциальных
преступников,  что  местность  постоянно  охраняется.  Эти  методы  не
показали  убедительно  их  собственную  эффективность   в   сокращении
преступности.   Разновидностью   патрулирования   граждан   по   месту
жительства является охрана соседних помещений или  кварталов,  которая
расширяется   до   пределов  неформального  наблюдения  за  всеми  или
большинством жителей по соседству или в квартале (см. 231. ниже).
     2.29. Некоторые   добровольные   патрульные   формирования  очень
напоминают  полицию.  Они  проходят  специальную   подготовку,   носят
униформу,  могут  непосредственно  действовать   в  случае  совершения
преступлений и арестовывать граждан. Постольку поскольку они действуют
в рамках закона,  они в той же мере ответственны за свои действия, как
и полиция.
     2.30. Разграничительная   линия  между  активной  и  общественной
деятельностью и  недопустимым  вторжением  в  сферу  запретного  очень
тонка.  Такие  группы могут обвинить в соглядательстве,  не вызываемом
необходимостью вмешательства в сферу личной жизни,  в  создании  помех
полиции  вместо  помощи  ей в ее деятельности по исполнению закона,  в
создании  атмосферы  подозрительности   среди   соседей   и   злостном
нарушении гражданских прав. Постоянная осторожность должна соблюдаться
при  осуществлении  наблюдения  в  указанной  форме   с   тем,   чтобы
гражданские права и свободы людей оставались неприкосновенными.

                        Организация наблюдения

     2.31. Сущность  наблюдения состоит в том,  чтобы привлечь граждан
вести наблюдение и сообщать о подозрительных случаях. Небольшие группы
граждан  собираются  вместе,  чтобы  поделиться  информацией о местных
проблемах, связанных с преступностью, обменяться новостями по вопросам
предупреждения  преступности,  наметить  планы участия в наблюдении по
месту жительства.  Члены этих групп следят за имуществом  друг  друга,
маркируют  свои  вещи,  улучшают  охрану домов,  а в Некоторых случаях
разрабатывают предложения по улучшению окружающей среды.  Другие  виды
их   деятельности  могут  включать  программы  действий  родителей  по
кварталам (группам домов) по обеспечению безопасности детей в случаях,
когда  они  попадают в беду или когда они оказываются потерпевшими или
свидетелями.
     2.32. Программы охраны по месту жительства обычно готовят полиция
или группы активных жителей.  Эти программы  могут  охватывать  только
несколько  строений  или  распространяться  на  тысячи строений,  хотя
наиболее распространенный вариант предусматривает от 300 до 500 домов.
Назначается обычно местный координатор таких программ,  а по отдельным
группам  строений  могут  назначаться  представители  по  связи  между
жителями и местным координатором.  Чтобы жители были в курсе событий и
получали  рекомендации  по   вопросам   предупреждения   преступности,
проводятся   собрания   и   распространяется   информация:   на   дома
наклеиваются  уведомления,  а   на   улицах   устанавливаются   знаки,
указывающие,  что  это  район,  включенный  в программу охраны помосту
жительства.
     2.33. Наблюдение по месту жительства является самой легкой формой
организации  охраны  в  однородных  по   составу,   устойчивых   жилых
комплексах,  где  обычным является добровольное участие в общественных
делах.  Там же,  где плата за жилье  низкая  и  дома  выглядят  бедно,
эффективность  общественного  наблюдения  заметно  ниже.  В  районах с
высокой  текучестью  жителей   устанавливать   чужих   затруднительно,
особенно потому,  что многие микрорайоны населены приехавшими, которые
прибыли  сюда  в  связи  с   правоограничениями.   В   таких   районах
вступительный  взнос  за  охрану  может  быть  низким  или жителям его
затруднительно   вносить.   Это   может   привести   к   необходимости
разрабатывать  такие планы охраны,  чтобы обеспечить их другими путями
или объединить планы, используя то, что было сделано раньше.
     2.34. Смысл  разработанной  схемы  наблюдения по месту жительства
состоит в  том,  чтобы,  расширяя  рамки  неформального  наблюдения  и
информируя полицию, обеспечить уменьшение числа преступников на улицах
и недопущение совершения преступления потенциальными  преступниками  в
охраняемых  местах,  которые  воспринимались  бы как опасные зоны.  На
практике,  однако,  не обнаруживается убедительных подтверждений,  что
потенциальные  преступники  воздерживаются  от преступлений вследствие
осознания  того,  что  район  включен  в  программу  охраны  по  месту
жительства.  К  сожалению,  точная  оценка воздействия охраны по месту
жительства на сокращение преступности осложнена тем,  что значительная
часть  трудно  оцениваемых  программ имеет различную результативность.
Там, где применяется обоснованные методы, результаты могут быть весьма
скромными.
     2.35. Маловероятно, чтобы сама по себе охрана по месту жительства
привела к существенному сокращению или предупреждению преступности, по
крайней мере в перспективе.  Однако охрана по месту  жительства  может
простираться  за пределы неформального наблюдения.  Собираясь по делам
чаще,   чтобы   решать   общие   проблемы,   жители   могут   улучшить
взаимоотношения, укрепить связи между соседями и, тем самым, расширить
свои возможности в защите микрорайона от грабителей. Это одна (если не
главная) из целей предупреждения преступности на уровне микрорайона, о
чем говорилось в главе 3.

                     III. Естественное наблюдение

     2.36. Естественное  наблюдение  представляет  собой  сдерживающий
эффект,  предоставленный  самой  природой.  Некоторые места характерны
тем,  что они,  естественно,  хорошо просматриваются,  в то время  как
другие,   например   такие,  как  плохо  освещенные  улицы,  подземные
переходы,  затемненные аллеи, не могут просматриваться. Преступления с
меньшей  вероятностью  случаются  там,  где  потенциальные преступники
считают,  что их хорошо видно,  а лучший обзор  местности  может  быть
обеспечен  благодаря устройству окружающей среды различными средствами
- проектированием,  размещением зданий  и  выходов  из  них,  площадок
вокруг  них  Помещения  и  особенно  входы в них,  места общественного
пользования,  автомобильные  стоянки  (особенно   подземные   гаражи),
площадки  для  игр и пешеходные дорожки должны хорошо просматриваться;
возможности укрыться вблизи или внутри зданий должны  быть  сведены  к
минимуму:  продуманное расположение заборов и других ограждений должно
быть направлено на то,  чтобы проникновение  в  микрорайон  и  попытки
убежать  из  него  были  затруднены  для чужого;  размещение земельных
участков  в  микрорайоне  должно  быть  разнообразным  с  тем,   чтобы
стимулировать  "двигательную  активность" людей и увеличить количество
"глаз на улице".
     2.37. Надлежащее  отношение  к  имуществу также может приводить к
уменьшению возможности совершить преступление. Выбитые хулиганами окна
надо быстро застеклить. Средства безопасности, установленные, чтобы не
входили посторонние или чтобы обнаружить проникшего в здание человека,
должны  регулярно  проверяться.  В общественных и коммерческих зданиях
должны быть выделены люди, ответственные за вопросы безопасности.
     2.38. Помещения,  которые  воспринимаются  как  занятые или легко
просматриваются,   реже   подвергаются   нападениям.   Поэтому   меры,
направленные на то,  чтобы создать впечатление,  что помещение занято,
также могут помочь  предотвратить  преступление.  Там,  где  помещения
остаются  пустующими длительное время,  должны быть предприняты особые
меры,  чтобы создать впечатление,  что они заняты. Фактические пределы
времени,  когда  в  жилых помещениях есть люди,  особенно в "спальных"
районах с высокой долей семей с детьми и работающими  матерями,  могут
быть расширены в дневное время за счет разбивки рабочего дня.
     2.39. Сложность,  высокая стоимость, неоднозначность результатов,
характерные  для работ по улучшению окружающей среды,  ограничивают их
использование для сокращения или предупреждения преступности.
     Так, например,   меры   по   улучшению   видимости  и  уменьшению
доступности проникновения в какое-то место могут  затрагивать  частный
интерес:  точно  так  же  меры,  направленные  на  пробуждение  чувств
территориальной общности путем,  например,  возведения заборов  вокруг
общих   площадок,   могут  ограничивать  просматриваемость  местности.
Некоторые  меры  могут  даже  оказаться   излишними.   Малоэффективны,
например,  и меры по расширению возможностей просматривать один дом из
другого, если его хозяина нет дома.
     2.40. Эффективность    наблюдения    за   окружающей   средой   в
предупреждении преступлений обусловлена готовностью (или  осознаваемой
готовностью)  людей  вмешаться  в  течение событий в случае,  если они

Страницы: 1  2