Страницы: 1 2 О ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ" (ЧАСТЬ 3) УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 18 августа 1994 г. N 1696 (Д) ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - приоритетная в современном образовании. От решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает переход от развития одаренной личности к формированию одаренного общества, от образования элиты - к элитарному образованию. Накоплен немалый опыт работы с одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего совершенствования. В течение многих лет в качестве экспертизы одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний выступают различного рода олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, выставки, летние школы и лагеря. Дифференцированное обучение широко используется в школах с углубленным изучением ряда предметов, лицеях, гимназиях. Создаются общественные лаборатории и региональные центры по научному, научно-техническому и художественному творчеству. Средствами массовой информации все чаще обсуждаются проблемы развития одаренной молодежи. Вместе с тем координация работы различных учреждений и общественных объединений, направленная на поиск и развитие одаренных детей, носит весьма бессистемный характер. Поэтому, опираясь на предшествующий опыт работы с одаренными детьми и молодежью в нашей стране и за рубежом, программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Программа ставит целью развитие интеллектуальных ресурсов общества, повышение социального статуса творческой личности, воспитание талантливого ребенка как гражданина своей страны, ответственного за ее судьбу. Программа предусматривает решение следующих задач: создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей; подготовка и переподготовка кадров, работающих с одаренными детьми; создание экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми; поддержка образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми Предусматриваются мероприятия по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, открытие Всероссийской гимназии при Государственном Русском музее в г. Санкт-Петербурге, в которой будет осуществляться обучение и воспитание художественно одаренных детей. Экспериментальная работа Предусматриваются меры по исследованию проблем развивающего образования как основы современной системы диагностики воспитания и поддержки одаренных детей, по разработке научных основ умственной одаренности детей, методических рекомендаций по составлению программ обучения одаренных детей на индивидуальной основе, а также по созданию и оснащению экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми. Подготовка и переподготовка кадров, работающих с одаренными детьми Включаются мероприятия, направленные на обеспечение образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, квалифицированными кадрами (педагогами, психологами), владеющими современными методиками и технологиями выявления и обучения одаренных детей. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: поднять престиж творческой личности как ценности в обществе; разработать основы для развития одаренности и таланта у детей в современных условиях; организовать подготовку и переподготовку кадров для работы с одаренными детьми. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Одаренные дети" на 1996-1997 годы _______________________________________________________________________ Мероприятия | Сроки | Исполнители | исполнения | | (годы) | | | | | | | ________________________________|_____________|________________________ I. Развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми Целевая поддержка 1996-1997 Минобразование материально-технической базы России образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми (оборудование компьютерных классов, телеклассов) Открытие Всероссийской гимназии 1996 Минобразование при Государственном Русском России музее в г. Санкт-Петербурге на Минкультуры России базе действующей муниципальной гимназии Целевая поддержка программы 1996-1997 Минобразование "Новые имена" России Минкультуры России Международный благотворительный фонд "Новые имена" Формирование банка данных об 1996 Минобразование образовательных учреждениях, России работающих с одаренными детьми, Минкультуры России и одаренных детях ГКФТ России II. Экспериментальная работа Проведение исследований по 1996-1997 Минобразование проблеме выявления и обучения России одаренных дошкольников Российская академия образования Создание и оснащение 1996-1997 Минобразование экспериментальных площадок России компьютерным, медицинским диагностическим оборудованием Внедрение образовательных 1996-1997 Минобразование технологий обучения и развития России одаренных детей Создание цикла телерадиопередач 1996-1997 Минобразование по проблеме выявления и обучения России одаренных детей Госкомвуз России ФСТР России Подготовка и участие российской 1996-1997 Минобразование делегации из воспитанников России детских домов и школ-интернатов в МИД России Международном конкурсе юных талантов "Дети и музы" III. Подготовка и переподготовка кадров, работающих с одаренными детьми Подготовка практических 1996-1997 Минобразование психологов, работающих с России одаренными детьми Госкомвуз России Обучение новым педагогическим 1996-1997 Минобразование технологиям России Госкомвуз России Российская академия управления продолжение _______________________________________________________________________ Мероприятия | Стоимость (млр.руб) |____________________________________ | всего | в том числе | |__________________________ | | 1996 | 1997 | | год | год __________________________________|_________|_________|________________ I. Развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми Целевая поддержка 8,0 3,2 4,8 материально-технической базы образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми (оборудование компьютерных классов, телеклассов) Открытие Всероссийской гимназии 1,5 1,5 - при Государственном Русском музее в г. Санкт-Петербурге на базе действующей муниципальной гимназии Целевая поддержка программы 0,5 0,3 0,2 "Новые имена" Формирование банка данных об 0,2 0,2 - образовательных учреждениях, работающих с одаренными детьми, и одаренных детях _______________________________________________________________________ Итого по разделу I 10,2 5,2 5,0 II. Экспериментальная работа Проведение исследований по 1,0 0,6 0,4 проблеме выявления и обучения одаренных дошкольников Создание и оснащение 1,0 0,6 0,6 экспериментальных площадок компьютерным, медицинским диагностическим оборудованием Внедрение образовательных 1,0 0,6 0,4 технологий обучения и развития одаренных детей Создание цикла телерадиопередач 1,8 1,0 0,6 по проблеме выявления и обучения одаренных детей Подготовка и участие российской 0,03 0,015 0,015 делегации из воспитанников детских домов и школ-интернатов в Международном конкурсе юных талантов "Дети и музы" _______________________________________________________________________ Итого по разделу II 4,83 2,815 2,015 III. Подготовка и переподготовка кадров, работающих с одаренными детьми Подготовка практических 1,0 0,7 0,3 психологов, работающих с одаренными детьми Обучение новым педагогическим 0,5 0,5 - технологиям _______________________________________________________________________ Итого по разделу III 1,5 1,2 0,3 ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ 16,53 9,215 7,315 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ" НА 1996-1997 ГОДЫ ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Организация летнего отдыха детей" на 1996-1997 годы Наименование программы Организация летнего отдыха детей Наименование, дата и Указ Президента Российской Федерации номер решения о от 18 августа 1994 г. N 1696 разработке программы "О президентской программе "Дети России" постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1299 "О разработке президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы" Государственный заказчик Минсоцзащиты России программы Основной разработчик Минсоцзащиты России программы Цель и задачи программы, государственная поддержка развития важнейшие целевые учреждений детского отдыха и показатели оздоровления совершенствование правовых основ реорганизации летнего отдыха детей и подростков разработка научно-методических основ организации летнего отдыха детей в современных условиях санитарно-медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение функционирования учреждений летнего отдыха и оздоровления детей кадровое и организационное обеспечение системы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков создание условий, направленных на сохранение и стабилизацию системы летнего отдыха и оздоровления детей в современных условиях Сроки реализации 1996-1997 годы программы Исполнители основных Минсоцзащиты России, мероприятий программы Минобразование России, Минздравмедпром России, Роскоммолодежи, Минкультуры России, Госкомсанэпиднадзор России, ФСЗ России, Фонд социального страхования Российской Федерации Объемы и источники 1,28 млрд. рублей из средств финансирования программы федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы, в том числе на 1996 год 0,83 млрд. рублей (в ценах 1996 года) средства, выделяемые из федерального бюджета министерствам и ведомствам, средства Фонда социального страхования Российской Федерации Ожидаемые конечные стабилизация системы организации результаты реализации летнего отдыха и оздоровления детей программы расширение сети учреждений летнего отдыха и оздоровления детей увеличение числа детей, охваченных организованными формами летнего отдыха Система контроля за Минсоцзащиты России совместно с исполнением программы Минэкономики России, Минфином России, Фондом социального страхования Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ Организация летнего отдыха детей и подростков в настоящее время является одной из наиболее острых социальных проблем. Только за последние пять лет число детей, отдохнувших в летних оздоровительных лагерях, сократилось с 7,2 млн. до 4,5 млн. человек. Уменьшается количество детских здравниц. Если в 1990 году действовало 46,1 тыс. летних оздоровительных лагерей, то в 1994 году их работало 39,6 тысяч. Наибольшую обеспокоенность вызывает сокращение числа загородных оздоровительных лагерей. Детские оздоровительные учреждения испытывают острый дефицит финансирования, не определен их правовой статус, не скорректированы действия по отношению к ним различных управленческих структур. В итоге только каждый десятый ребенок школьного возраста имеет возможность отдохнуть в летних детских здравницах. Резко увеличивается число преступлений среди подростков, остающихся летом безнадзорными. Ухудшается здоровье детей. Решение этих проблем на федеральном уровне требует программно-целевого подхода. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Программа ставит целью создание социальной инфраструктуры, способствующей воспитанию, развитию и оздоровлению детей и подростков в летний период. Программа предусматривает решение следующих задач: реализация мер государственной поддержки развития учреждений детского отдыха и оздоровления независимо от форм собственности; приведение нормативно-правовой базы организации летнего отдыха детей в соответствие с современными требованиями; научно-методическое обеспечение деятельности учреждений детского отдыха и оздоровления; совершенствование оздоровительной работы и повышение эффективности санитарно-эпидемиологического надзора в детских оздоровительных учреждениях; реорганизация системы подготовки и повышения квалификации кадров работников учреждений детского отдыха и оздоровления; совершенствование организационного и финансового обеспечения системы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Меры государственной поддержки системы детского отдыха и оздоровления Предусматривается разработка механизмов государственного обеспечения и регулирования системы детского отдыха и оздоровления. Прежде всего это предполагает создание законодательных основ государственной политики в отношении детского и семейного отдыха, реализацию комплекса мер, направленных на поддержку и развитие учреждений детского отдыха и оздоровления. Программой предусматривается осуществление мер, направленных на внедрение новых форм оздоровительной работы с детьми и подростками, организацию отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе общества, поддержку региональных программ летнего отдыха детей. Совершенствование правовых основ организации летнего отдыха детей и подростков Требуется приведение действующих нормативных правовых актов в соответствие с современными требованиями. Предусматривается разработка нового положения о детском оздоровительно-образовательном учреждении, документов, определяющих порядок лицензирования его деятельности, стандарты оздоровительно-образовательных услуг. Разработка научно-методических основ организации летнего отдыха детей в современных условиях Предусматривается работа по совершенствованию теоретических и научно-методических основ деятельности учреждений детского отдыха и оздоровления. Планируется разработка новых концептуальных моделей детских оздоровительно-образовательных учреждений различных видов. Предполагается осуществить выпуск нормативных документов, методических рекомендаций, пособий и литературы в помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков, разработать программы и психолого-педагогические модели организации летнего отдыха и занятости детей, нуждающихся в особой социальной поддержке. Санитарно-медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение функционирования учреждений детского отдыха и оздоровления Предусматривается реализация мер по совершенствованию санитарно-эпидемиологического надзора в местах отдыха и оздоровления детей и подростков. Это предполагает разработку соответствующих методических рекомендаций по организации оздоровительной работы в учреждениях летнего отдыха для детей с разным уровнем здоровья, создание моделей организации отдыха и оздоровления детей из экологически неблагоприятных территорий, а также организацию лагерей дневного пребывания на базе городских образовательных учреждений. Кадровое обеспечение системы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков Данный раздел включает мероприятия по решению проблемы обеспечения летних оздоровительно-образовательных учреждений квалифицированными кадрами, в том числе формирование межведомственной программы подготовки и переподготовки кадров учреждений детского отдыха и оздоровления, разработку новых принципов диагностики социального заказа и кадровых потребностей детских оздоровительных учреждений. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: стабилизировать ситуацию с организацией отдыха и оздоровления детей и подростков в стране; расширить сеть учреждений детского отдыха и оздоровления на основе различных форм собственности; увеличить число детей, охваченных организованными формами летнего отдыха. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Организация летнего отдыха детей" на 1996-1997 годы _______________________________________________________________________ Мероприятия | Сроки | Исполнители | исполнения | | (годы) | | | | | | | ________________________________|_____________|________________________ I. Меры государственной поддержки системы детского отдыха и оздоровления Развитие разнообразных форм и 1996-1997 Минобразование видов организации отдыха и России оздоровления детей, в том числе Минсоцзащиты России профильных и палаточных лагерей, Минкультуры России лагерей дневного пребывания, Миннац России лагерей труда и отдыха, ГКФТ России туристических походов и поездок, Роскоммолодежи летних спортивных соревнований, органы исполнительной спартакиад, художественных, власти субъектов музыкальных и других творческих Российской Федерации конкурсов и фестивалей (по согласованию) Разработка проекта федеральной 1996 Роскоммолодежи целевой программы развития Минобразование всероссийских детских центров России "Орленок", "Океан" Минсоцзащиты России Минэкономики России Минфин России Обеспечение участия учреждений 1996-1997 Минкультуры России культуры, спорта и туризма ГКФТ России (детских парков, библиотек, органы исполнительной музеев, домов культуры, стадионов, власти субъектов туристических центров и Российской Федерации других) в организации работы с (по согласованию) детьми и подростками в период летних школьных каникул Обеспечение в первоочередном 1996-1997 Минсоцзащиты России порядке организации отдыха и Минобразование оздоровления детей-сирот, детей, России оставшихся без попечения родителей, Миннац России детей с ограниченными МЧС России возможностями, детей из Роскоммолодежи многодетных и неполных семей, из ФСЗ России семей безработных, беженцев и ФМС России вынужденных переселенцев, семей органы исполнительной военнослужащих, пострадавших в власти субъектов вооруженных конфликтах, детей, Российской Федерации проживающих в районах чрезвычайных (по согласованию) ситуаций, в районах, подвергшихся радиационному заражению, и районах Крайнего Севера Обеспечение занятости подростков, 1996-1997 ФСЗ России ков, организация временных органы исполнительной рабочих мест для них в период власти субъектов летних школьных каникул Российской Федерации (по согласованию) Разработка и реализация 1996-1997 Минсоцзащиты России комплекса мер по сохранению и Роскоммолодежи развитию системы летнего отдыха и Госкомимущество оздоровления детей, в том числе: России подготовка предложений по льготному налогообложению предприятий и организаций всех форм собственности, имеющих на своем балансе детские оздоровительно - образовательные учреждения создание механизма стимулирования перевода детских оздоровительно-образовательных учреждений в категорию юридического лица подготовка предложений по льготному налогообложению и кредитованию детских оздоровительно-образовательных учреждений, являющихся юридическими лицами Подготовка проектов постановлений 1996-1997 Минсоцзащиты России Правительства Российской Минфин России Федерации об организации Минздравмедпром летнего отдыха детей России Минобразование России МВД России Роскоммолодежи Фонд социального страхования Российской Федерации II. Совершенствование правовых основ организации летнего отдыха детей и подростков Подготовка предложений по 1996 Минсоцзащиты России совершенствованию законодательства Роскоммолодежи Российской Федерации с целью Минобразование создания условий для деятельности России детских оздоровительных учреждений Разработка положения о детском 1996 Минсоцзащиты России оздоровительно-образовательном Роскоммолодежи учреждении Минобразование России Минздравмедпром России Пересмотр и осовременивание 1996-1997 Минздравмедпром ведомственных нормативных России документов по вопросам Минобразование организации детского отдыха и России оздоровления МВД России Госкомсанэпиднадзор России Минсоцзащиты России МЧС России Фонд социального страхования Российской Федерации Разработка проекта федерального 1996 Минсоцзащиты России закона "О государственной Роскоммолодежи поддержке детского и семейного Минобразование отдыха" России Минюст России Подготовка предложений о 1996 Минсоцзащиты России лицензировании деятельности Роскоммолодежи оздоровительно-образовательных Госкомимущество учреждений, порядке их приватизации, России номенклатуре и стандартах Минздравмедпром оздоровительно-образовательных услуг России III. Разработка научно-методических основ организации летнего отдыха детей в современных условиях Разработка методических основ 1996-1997 Минсоцзащиты России летнего отдыха и оздоровления Минобразование детей в современных условиях России Роскоммолодежи Минздравмедпром России Разработка концептуальных моделей 1996 -"- детских оздоровительных учреждений различных видов Выпуск методических пособий в 1996-1997 Минсоцзащиты России помощь организаторам летнего Минобразование отдыха детей и подростков России Роскоммолодежи Подготовка и издание сборника 1996 Минсоцзащиты России нормативных документов в помощь Роскоммолодежи организаторам летнего отдыха Минобразование детей и подростков России Фонд социального страхования Россий- ской Федерации IV. Санитарно-медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение функционирования учреждений детского отдыха и оздоровления Разработка методических 1996-1997 Минздравмедпром рекомендаций по организации России оздоровительной работы в Минсоцзащиты России учреждениях летнего отдыха для Госкомсанэпиднадзор детей с разным уровнем здоровья России (здоровые дети, дети с отклонениями МЧС России в развитии, дети-инвалиды, дети из экологически неблагоприятных территорий и другие категории детей) Разработка модели организации 1996-1997 Минздравмедпром летнего отдыха детей с учетом России состояния их здоровья на базе Госкомсанэпиднадзор городских образовательных России учреждений Минсоцзащиты России Разработка учебно-тематического 1996 -"- плана и программы подготовки медицинских кадров для работы в различных типах учреждений детского отдыха V. Кадровое обеспечение системы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков Разработка мер по кадровому 1996-1997 Минсоцзащиты России обеспечению учреждений детского Минобразование отдыха и оздоровления России Роскоммолодежи Разработка принципов диагностики 1996 -"- потребностей и удовлетворения спроса в кадрах детских оздоровительно-образовательных учреждений Разработка и реализация 1996-1997 -"- комплекса мер по привлечению для работы в детских оздоровительно-образовательных учреждениях студентов педагогических и социальных учебных заведений, педагогов, психологов, специалистов по социальной работе продолжение _______________________________________________________________________ Мероприятия | Стоимость (млр.руб) |____________________________________ | всего | в том числе | |__________________________ | | 1996 | 1997 | | год | год __________________________________|_________|_________|________________ I. Меры государственной поддержки системы детского отдыха и оздоровления Развитие разнообразных форм и Средства, выделяемые из видов организации отдыха и федерального бюджета оздоровления детей, в том числе министерствам и ведомствам профильных и палаточных лагерей, лагерей дневного пребывания, лагерей труда и отдыха, туристических походов и поездок, летних спортивных соревнований, спартакиад, художественных, музыкальных и других творческих конкурсов и фестивалей Разработка проекта федеральной - - - целевой программы развития всероссийских детских центров "Орленок", "Океан" Обеспечение участия учреждений - - - культуры, спорта и туризма (детских парков, библиотек, музеев, домов культуры, стадионов, туристических центров и других) в организации работы с детьми и подростками в период летних школьных каникул Обеспечение в первоочередном Средства, выделяемые из порядке организации отдыха и федерального бюджета оздоровления детей-сирот, детей, министерствам и ведомствам оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, детей из многодетных и неполных семей, из семей безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, семей военнослужащих, пострадавших в вооруженных конфликтах, детей, проживающих в районах чрезвычайных ситуаций, в районах, подвергшихся радиационному заражению, и районах Крайнего Севера Обеспечение занятости подростков, - - - организация временных рабочих мест для них в период летних школьных каникул Разработка и реализация Средства, выделяемые из комплекса мер по сохранению и федерального бюджета развитию системы летнего отдыха и министерствам и ведомствам оздоровления детей, в том числе: подготовка предложений по льготному налогообложению предприятий и организаций всех форм собственности, имеющих на своем балансе детские оздоровительно-образовательные учреждения создание механизма стимулирования перевода детских оздоровительно-образовательных учреждений в категорию юридического лица подготовка предложений по льготному налогообложению и кредитованию детских оздоровительно-образовательных учреждений, являющихся юридическими лицами Подготовка проектов постановлений - - - Правительства Российской Федерации об организации летнего отдыха детей _______________________________________________________________________ Итого по разделу I II. Совершенствование правовых основ организации летнего отдыха детей и подростков Подготовка предложений по - - - совершенствованию законодательства Российской Федерации с целью создания условий для деятельности детских оздоровительных учреждений Разработка положения о детском - - - оздоровительно-образовательном учреждении Пересмотр и осовременивание - - - ведомственных нормативных документов по вопросам организации детского отдыха и оздоровления Разработка проекта федерального - - - закона "О государственной поддержке детского и семейного отдыха" Подготовка предложений о - - - лицензировании деятельности оздоровительно-образовательных учреждений, порядке их приватизации, номенклатуре и стандартах оздоровительно-образовательных услуг _______________________________________________________________________ Итого по разделу II III. Разработка научно-методических основ организации летнего отдыха детей в современных условиях Разработка методических основ 0,25 0,25 - летнего отдыха и оздоровления детей в современных условиях Разработка концептуальных 0,4 0,25 0,15 моделей детских оздоровительных учреждений различных видов Выпуск методических пособий в 0,6 0,3 0,3 помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков Подготовка и издание сборника 0,03 0,03 - нормативных документов в помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков _______________________________________________________________________ Итого по разделу III 1,28 0,83 0,45 IV. Санитарно-медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение функционирования учреждений детского отдыха и оздоровления Разработка методических Средства, выделяемые из рекомендаций по организации федерального бюджета оздоровительной работы в учреждениях министерствам и ведомствам летнего отдыха для детей с разным уровнем здоровья (здоровые дети, дети с отклонениями в развитии, дети-инвалиды, дети из экологически неблагоприятных территорий и другие категории детей) Разработка модели организации -"- летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений Разработка учебно-тематического -"- плана и программы подготовки медицинских кадров для работы в различных типах учреждений детского отдыха _______________________________________________________________________ Итого по разделу IV V. Кадровое обеспечение системы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков Разработка мер по кадровому Средства, выделяемые из обеспечению учреждений детского федерального бюджета отдыха и оздоровления министерствам и ведомствам Разработка принципов диагностики -"- потребностей и удовлетворения спроса в кадрах детских оздоровительно-образовательных учреждений Разработка и реализация - - - комплекса мер по привлечению для работы в детских оздоровительно-образовательных учреждениях студентов педагогических и социальных учебных заведений, педагогов, психологов, специалистов по социальной работе _______________________________________________________________________ Итого по разделу V _______________________________________________________________________ ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ 1,28 0,83 0,45 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ СЕМЕЙ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ" НА 1996-1997 ГОДЫ ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" на 1996-1997 годы Наименование программы Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев Наименование, дата и номер Указ Президента Российской решения о разработке программы Федерации от 18 августа 1994 г. N 1696 "О президентской программе "Дети России" постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1299 "О разработке президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы" Государственный заказчик ФМС России программы Основные разработчики программы ФМС России Минсоцзащиты России Минздравмедпром России Минобразование России Госкомсанэпиднадзор России Цель и задачи программы, формирование основ комплексного важнейшие целевые показатели решения проблем детей беженцев и вынужденных переселенцев улучшение положения детей беженцев и вынужденных переселенцев как наиболее социально незащищенной категории создание благоприятных условий для детей беженцев и вынужденных переселенцев для размещения и адаптации оказание помощи семьям с детьми в расселении, жилищном, социально-культурном и медико-санитарном обеспечении Сроки реализации программы 1996-1997 годы Исполнители основных ФМС России мероприятий программы Минсоцзащиты России Минобразование России Госкомсанэпиднадзор России МЧС России Минздравмедпром России МВД России Госкомвуз России МИД России Роскомторг Госкомимущество России Минкультуры России Объемы и источники 145,605 млрд. рублей из средств финансирования программы федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы, в том числе на 1996 год 75,331 млрд. рублей (в ценах 1996 года) Ожидаемые конечные результаты создание условий для нормального реализации программы и гармоничного физического, психологического и культурного развития детей семей беженцев и вынужденных переселенцев Система контроля за исполнением ФМС России совместно с программы Минэкономики России, Минфином России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ В настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано более 200 тыс. несовершеннолетних детей из семей граждан, официально получивших статус беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе около 1000 детей потеряли родителей в межнациональных конфликтах или прибыли в Россию без них. Кроме того, около 100 тыс. несовершеннолетних детей насчитывается в семьях, вынужденно покинувших навсегда или временно места постоянного проживания в результате конфликта в Чеченской Республике. Среди семей беженцев и вынужденных переселенцев, имеющих несовершеннолетних детей, более одной трети составляют неполные и многодетные семьи. Нельзя исключать и тот факт, что на территории Российской Федерации находятся до 500 тыс. нелегальных и в большинстве своем многодетных мигрантов из государств дальнего зарубежья. Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки. В этих условиях семьи беженцев и вынужденных переселенцев, лишившиеся привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы. Нельзя не учитывать и длительного негативного воздействия на детскую психику, вызванного отрывом от привычной среды и теми экстремальными условиями, которые зачастую сопровождают процесс вынужденной миграции. Пережившие трагедию межнациональных конфликтов и предоставленные в большинстве случаев сами себе, дети нередко бывают склонны к девиантному поведению, особенно в местах массового сосредоточения вынужденных мигрантов. Основные направления работы и механизмы реализации государственной политики в отношении беженцев и вынужденных переселенцев определены в Федеральной миграционной программе, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1668. Однако проблемы, поставленные перед Россией вынужденной массовой миграцией, и, в частности, проблемы, связанные с положением детей семей беженцев и вынужденных переселенцев, настолько масштабны и многообразны, что требуют для своего разрешения специальных целенаправленных скоординированных усилий большинства государственных и общественных институтов. Наиболее пристального внимания, адресной государственной поддержки требуют особо нуждающиеся семьи с несовершеннолетними детьми, дети, оставшиеся без родителей или потерявшие их в межнациональных конфликтах, неполные и многодетные семьи. Одним из наиболее нерешенных на сегодняшний день вопросов остается вопрос о медицинском обслуживании семей беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе и детей. Важным компонентом социальной адаптации детей должна стать индивидуальная и семейная социокультурная и психолого-педагогическая реабилитация. Эти и многие другие проблемы нашли отражение в Федеральной целевой программе "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев". Содержащиеся в ней мероприятия соответствуют общему смыслу государственной социальной политики в интересах детей и согласуются с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка. Субъектами данной программы являются различные категории детей семей беженцев и вынужденных переселенцев в соответствии с определениями, содержащимися в Законах Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью программы является реализация государственной политики в области создания условий для нормального и гармоничного физического, психологического и культурного развития детей семей беженцев и вынужденных переселенцев. Программа предусматривает решение следующих задач: создание условий для оказания незамедлительной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев, предупреждение социального сиротства; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья детей семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказание социально-психологической и педагогической помощи детям, создание условий для их образования, внедрение новых педагогических технологий компенсирующего обучения; организация научно-методических разработок по социально-психологическим и педагогическим проблемам реабилитации детей семей беженцев и вынужденных переселенцев; определение правовых гарантий детей, защита их прав на образование, воспитание в семье, имущественных, жилищных и других интересов; гуманитарная помощь ребенку; поиск родителей или других членов его семьи. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Статистический учет и организационное обеспечение программы Предусматриваются разработка и осуществление статистического учета детей семей беженцев и вынужденных переселенцев. Предполагается, что статистический учет детей семей беженцев и вынужденных переселенцев будет включать также сбор и наличие всесторонней информации о расселении этих детей, их численности, национальном и возрастном составе, состоянии здоровья, обеспечении жильем, медицинской помощью. Предусматривается также создание специального фонда помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев для привлечения средств предприятий, организаций и отдельных граждан. Мероприятия, направленные на защиту, эвакуацию и размещение детей в условиях межнациональных и военных конфликтов Предусматривается создание механизмов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при эвакуации детей из зон межнациональных и военных конфликтов, разработка нормативов по продовольственному и материальному обеспечению детей, гарантирующих их выживание в экстремальных условиях в случае невозможности эвакуации. Мероприятия по обустройству детей, прибывших без родителей из зон межнациональных и военных конфликтов Предусматривается организация размещения детей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, интернатах для детей-сирот, интернатах для детей-инвалидов, домах отдыха, здравницах, пансионатах, санаториях и других учреждениях (по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), а также в семьях, способных принять детей. Представляются также мероприятия по оздоровительному и восстановительному лечению, социальной реабилитации детей и подростков. Мероприятия, проводимые в отношении детей, находящихся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и центрах временного размещения лиц, ищущих убежища Предусматривается разработка санитарных правил, норм содержания, рационов питания и меню, обеспечивающих физиологические потребности детей при минимальных финансовых затратах на их питание. Финансовое обеспечение пребывания детей в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, обеспечение соответствующими принадлежностями. Обеспечение детских учреждений методическими пособиями и оборудованием для обучения детей русскому языку. Культурно-воспитательные мероприятия. Медицинское обслуживание и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия Предусматриваются организация углубленных медицинских осмотров прибывающих детей, их бактериологическое обследование и обязательная иммунизация. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями размещения и проживания детей. Предусматриваются профилактика негативного воздействия въезда мигрантов на санитарно-эпидемиологическую обстановку в регионах, снижение риска ввоза и распространения инфекционных заболеваний как среди самих мигрантов и их детей, так и среди населения принимающих территорий. Социальная поддержка семей беженцев и вынужденных переселенцев, имеющих несовершеннолетних детей Предусматривается создание системы дополнительных льгот для особо нуждающихся семей беженцев и вынужденных переселенцев, имеющих несовершеннолетних детей. Нормативно-правовое обеспечение программы Предусматриваются разработка системы социальной и правовой поддержки семей беженцев и вынужденных переселенцев, имеющих несовершеннолетних детей, и подготовка соответствующих нормативных правовых актов. Научно-методическое обеспечение Предусматривается разработка методических пособий по диагностике готовности детей к различным ступеням образования, специальных образовательных комплексов языковой подготовки и необходимых дополнительных учебных комплексов для корректировки базового уровня подготовки различных групп детей. Кроме того, предусматривается разработка программ деятельности центров реабилитации и адаптации, тренинга межкультурного общения и профилактики асоциального поведения детей семей беженцев и вынужденных переселенцев. Кадровое обеспечение Предусматривается проведение мероприятий по созданию системы подготовки и повышения квалификации специалистов, занятых в области психолого-педагогической реабилитации детей семей беженцев и вынужденных переселенцев, социальных работников, работников центров временного размещения. Информационное обеспечение программы Предусматривается организация ежегодного издания справочно-информационных материалов об инновациях в работе с детьми семей беженцев и вынужденных переселенцев. Кроме того, планируются проведение конференций и семинаров, издание материалов по вопросам оказания социально-психологической, педагогической и медицинской помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: создать условия для нормального и гармоничного физического, психологического и культурного развития детей семей беженцев и вынужденных переселенцев, выравнивания их стартовых возможностей по отношению к коренному населению принимающих регионов; ускорить процесс нормативного обустройства и адаптации семей беженцев и вынужденных переселенцев, имеющих несовершеннолетних детей, на новом месте жительства. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ федеральной целевой программы "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" на 1996-1997 годы __________________________________________________________________ Мероприятия | Сроки | Исполнители | исполнения | | (годы) | | | | | | | ________________________________|_____________|___________________ I. Статистический учет и организационное обеспечение программы Разработка и введение 1996 ФМС России статистической отчетности о детях Минздравмедпром семей беженцев и вынужденных России переселенцев (по категориям) Создание единого банка данных 1996 МЧС России оздоровительных лагерей, Минсоцзащиты России детских санаториев и профилакториев, Минобразование школ-интернатов, общежитий вузов, России техникумов и ПТУ, детских ФМС России дошкольных учреждений на территории Федерация независимых России, которые могут быть профсоюзов России использованы для временного (по согласованию) размещения эвакуированных детей Госкомвуз России Госкомсанэпиднадзор России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) Подготовка предложений о 1996 ФМС России создании специального фонда помощи Минфин России детям семей беженцев и вынужденных переселенцев для привлечения средств предприятий, организаций и отдельных граждан II. Мероприятия, направленные на защиту, эвакуацию и размещение детей в условиях межнациональных и военных конфликтов Разработка оптимальных аварийных 1996 Минздравмедпром продуктовых пайков и норм России материального обеспечения детей в Госкомсанэпиднадзор экстремальных ситуациях России МЧС России Разработка плана мероприятий по 1996 МВД России эвакуации детей из зон Минобороны России межнациональных и военных конфликтов МЧС России по следующим направлениям: ФМС России МПС России организация вывоза детей Департамент воздушного транспорта организация бригад необходимого Российской Федерации при эвакуации детей персонала Минобразование разработка норм продовольственного, России материального, санитарного, Минздравмедпром медицинского, психолого - России педагогического обеспечения, Госкомсанэпиднадзор необходимого при эвакуации детей России Центральный комитет организация временного размещения Российского общества эвакуированных детей Красного Креста (по согласованию) организация розыска родителей органы исполнительной эвакуированных детей власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) III. Мероприятия по обустройству детей, прибывших без родителей из зон межнациональных и военных конфликтов Обеспечение размещения детей, 1996-1997 Минобразование прибывших без родителей, в домах России ребенка, детских домах, Минсоцзащиты России школах-интернатах, интернатах для Минздравмедпром детей-сирот, социальных приютах для России детей и подростков, специализированных Центральный комитет учреждениях для детей, Российского общества нуждающихся в социальной реабилитации, Красного Креста и других детских учреждениях (по согласованию) (по согласованию с органами органы исполнительной нами исполнительной власти субъектов власти субъектов Российской Федерации) Российской Федерации (по согласованию) Создание регулярно обновляемого 1996-1997 ФМС России федерального и региональных органы исполнительной банков данных о детях, прибывших власти субъектов без родителей Российской Федерации (по согласованию) Организация выявления семей, 1996-1997 -"- способных временно принять детей, потерявших родителей в межнациональных и военных конфликтах, и оказание этим семьям необходимой поддержки Организация поиска родителей, 1996-1997 МВД России родных и близких детей, МИД России прибывших без родителей ФМС России Организация медицинского 1996-1997 МВД России обследования и необходимого Минздравмедпром лечения детей, прибывших без России родителей, а также проведение в органы исполнительной случае необходимости судебно - власти субъектов медицинской экспертизы в целях Российской Федерации установления возраста (по согласованию) Организация на базе санатория 1996-1997 Госкомимущество "Кавказ" (г. Кисловодск) центра России временного размещения и ФМС России восстановительного лечения на 300 Минздравмедпром мест для детей семей беженцев и России вынужденных переселенцев, том Минобразование числе детей, прибывших без России родителей Минсоцзащиты России IV. Мероприятия, проводимые в отношении детей, находящихся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и центрах временного размещения лиц, ищущих убежища Разработка новых санитарных 1996 Госкомсанэпиднадзор правил и норм содержания, России организации режима дня и питания ФМС России для детей разных возрастных групп Разработка рационов питания и 1996 Минздравмедпром меню, обеспечивающих все России физиологические потребности детей Госкомсанэпиднадзор при минимальных финансовых затратах России на питание с учетом возраста и Роскомторг состояния здоровья Обеспечение детям, кормящим 1996-1997 ФМС России матерям и беременным женщинам, Роскомторг находящимся в центрах временного органы исполнительной размещения, дополнительного власти субъектов питания Российской Федерации (по согласованию) Проведение в центрах временного 1996-1997 ФМС России размещения работы по социальной Минсоцзащиты России реабилитации детей (организация Минобразование детских комнат для игр и занятий, России производственных мастерских, спортивных залов и обеспечение их необходимым инвентарем и оборудованием) Обеспечение пребывания детей, 1996-1997 ФМС России находящихся в центрах Минсоцзащиты России временного размещения, в детских Минобразование дошкольных и общеобразовательных России учреждениях, в том числе: Роскомторг школьное питание, предоставление учебников и учебных принадлежностей, приобретение школьной одежды, обуви, спортивных костюмов, транспортные расходы по доставке детей в детские дошкольные и образовательные учреждения Включение в штат центров 1996-1997 ФМС России временного размещения социального Минсоцзащиты России педагога, медицинской сестры. Минздравмедпром Специальное медицинское России обслуживание детей на договорной основе Закупка 200 обучающих 1996-1997 ФМС России компьютеров с синтезатором голоса Минобразование для оснащения центров временного России размещения и подготовка методических разработок для обучающих программ Обеспечение методическими 1996-1997 Минобразование пособиями и оснащение России оборудованием лингвистических ФМС России кабинетов для обучения детей русскому языку в 13 центрах временного размещения Организация 1996-1997 Минкультуры России театрально-концертного ФМС России обслуживания детей семей беженцев и вынужденных переселенцев, проживающих в центрах временного размещения V. Медицинское обслуживание и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия Проведение углубленных 1996-1997 Госкомсанэпиднадзор медицинских осмотров, России бактериологических обследований Минздравмедпром и обязательной иммунизации детей России семей беженцев и вынужденных органы исполнительной переселенцев власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) Определение и ежегодное 1996-1997 Госкомсанэпиднадзор уточнение территорий России предполагаемого размещения детей мигрантов с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки Определение иммунологического 1996-1997 -"- статуса детей мигрантов на основе лабораторных исследований напряженности иммунитета у детей с неизвестным прививочным анамнезом Определение инфекционных 1996-1997 Госкомсанэпиднадзор заболеваний, характерных для России территорий, из которых прибыли дети мигрантов, для разработки индивидуального календаря прививок Проведение анализа 1996-1997 -"- заболеваемости микстинфекциями/инвазиями в целях разработки и внедрения современных методов клинико-инструментальной и лабораторной диагностики, выдача рекомендаций Определение эпизоотии на 1996-1997 -"- территориях предполагаемого размещения детей мигрантов в целях их иммунизации от природно-очаговых заболеваний, характерных для данных территорий Проведение оценки 1996-1997 -"- восприимчивости территорий и возможности распространения паразитозов в центрах сосредоточения мигрантов, выехавших из эндемичных зон (бывшие республики Средней Азии, Закавказья, государства Ближнего и Дальнего Востока, Африки, Азии) Проведение энтомологического 1996-1997 -"- обследования территорий с наибольшей концентрацией детей мигрантов Организация государственного 1996-1997 -"- санитарно-эпидемиологического надзора за условиями размещения и проживания детей мигрантов Осуществление комплекса мер по 1996-1997 Госкомсанэпиднадзор предупреждению завоза и России распространения инфекционных и паразитарных заболеваний среди детей семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также детского населения принимающих территорий Выявление лиц с малярийной 1996-1997 Госкомсанэпиднадзор инфекцией и кишечными России протозоозами, проведение Минздравмедпром необходимых противоэпидемических России мероприятий и лечения Осуществление контроля за 1996-1997 -"- организацией и проведением Страницы: 1 2 |