Страницы: 1 2 О РЕГЛАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ - ПАРЛАМЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 25 марта 1994 г. N 80-I ГД (НТЦС) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. 2. Настоящее Постановление ввести в действие со дня опубликования. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.П. Рыбкин 25 марта 1994 г. N 80-I ГД ПРИНЯТ постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 марта 1994 года N 80-I ГД РЕГЛАМЕНТ Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации РАЗДЕЛ I Внутреннее устройство и органы Государственной Думы Глава 1 Общие положения Статья 1. Государственная Дума является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. Государственная Дума самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Статья 2. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Статья 3. Депутат Государственной Думы не может одновременно являться депутатом (членом) Совета Федерации, быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 4. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, палата вправе проводить закрытые заседания. Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Регламентом. Статья 5. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы. Статья 6. Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутата Государственной Думы устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы, другими федеральными законами и настоящим Регламентом. Статья 7. Депутат Государственной Думы может быть лишен неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Российской Федерации на основании заключения Мандатной комиссии Государственной Думы решением Государственной Думы, если за это решение проголосовало две трети от общего числа депутатов Государственной Думы. Глава 2 Председатель Государственной Думы. Первый заместитель Председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы Статья 8. Председатель Государственной Думы, Первый заместитель Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования. Председатель Государственной Думы, Первый заместитель и заместители Председателя Государственной Думы не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы. Кандидатуры на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать фракции, депутатские группы и депутаты. В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам на должность Председателя Государственной Думы, давшим согласие баллотироваться, эти кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов. Каждая фракция и депутатская группа имеет право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается. Статья 9. В список для голосования вносятся все выдвинутые кандидатуры на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. Кандидат является избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от числа избранных депутатов Государственной Думы. В случае, если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одну кандидатуру. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, который получил большинство голосов от числа избранных депутатов Государственной Думы. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал большинства голосов от числа избранных депутатов Государственной Думы, Государственная Дума переходит к выборам Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы. После избрания по крайней мере одного из заместителей Председателя Государственной Думы Государственная Дума возвращается к выборам Председателя Государственной Думы. При этом вся процедура выборов Председателя Государственной Думы повторяется начиная с выдвижения кандидатур. Избрание Председателя Государственной Думы оформляется постановлением палаты. Статья 10. Государственная Дума принимает решение о том, какое число заместителей Председателя Государственной Думы необходимо избрать. Кандидатуры для избрания на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигаться фракциями, депутатскими группами и депутатами. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в бюллетень для тайного голосования. Кандидатам, включенным в список для голосования, предоставляется слово на заседании палаты для выступления и ответов на вопросы. Кандидатуры, выдвинутые на должности заместителей Председателя Государственной Думы, могут быть предварительно рассмотрены Советом Государственной Думы в целях утверждения списка кандидатов. В этом случае Государственная Дума может провести открытое голосование по списку в целом. Избранными на должности заместителей Председателя Государственной Думы являются кандидаты, получившие большинство голосов от числа избранных депутатов Государственной Думы. В случае голосования по списку в целом избранными являются все кандидаты, включенные в список, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Государственной Думы. Избрание Первого заместителя Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы оформляется постановлениями палаты. Статья 11. Председатель Государственной Думы: ведет заседания палаты; ведает внутренним распорядком палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом; организует работу Совета Государственной Думы; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по организации работы Государственной Думы; представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях; участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Государственная Дума может отменить любое распоряжение Председателя Государственной Думы. Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в повестку заседания Государственной Думы следующие вопросы: о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы; о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Государственной Думы. Председатель Государственной Думы представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте программы ее законопроектной деятельности на следующую сессию. Доклады Председателя Государственной Думы обсуждаются на заседании Государственной Думы. По результатам обсуждения Государственная Дума может принимать постановления. Статья 12. Заместители Председателя Государственной Думы по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты согласно распределению обязанностей между ними и в соответствии с настоящим Регламентом. Глава 3 Совет Государственной Думы Статья 13. Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты. В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы. В отсутствие руководителей фракций, депутатских групп и председателей комитетов по их поручению в заседании Совета Государственной Думы принимают участие их представители. Председательствуют на заседаниях Совета Государственной Думы Председатель Государственной Думы или поочередно его заместители. В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать: полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании; представители Правительства Российской Федерации; представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах. Депутат Государственной Думы вправе присутствовать на заседании Совета Государственной Думы. Статья 14. Совет Государственной Думы: разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию ; составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц; созывает по предложению Президента Российской Федерации, или по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Правительства Российской Федерации внеочередные заседания палаты; направляет для рассмотрения в комитеты палаты законопроекты, внесенные в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы; принимает решение о возвращении субъектам права законодательной инициативы внесенных в Государственную Думу законопроектов, если не выполнены требования настоящего Регламента, предъявляемые к вносимым законопроектам; принимает решение о проведении парламентских слушаний; утверждает распределение обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы; разрешает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с настоящим Регламентом. Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде протокольных записей, которые подписываются Председателем Государственной Думы. Государственная Дума может отменить решение Совета Государственной Думы. Статья 15. О всех решениях Совета Государственной Думы Председатель Государственной Думы информирует депутатов Государственной Думы на ближайшем заседании палаты. Совет Государственной Думы направляет свои решения, документы, материалы и иную информацию депутатам Государственной Думы, в депутатские объединения и комитеты палаты. Глава 4 Комитеты и комиссии Государственной Думы Статья 16. В соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии. Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению: осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; осуществляют функции контроля за реализацией законодательства; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности. Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы, имеет право законодательной инициативы. Статья 17. Государственная Дума образует следующие комитеты: Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе; Комитет Государственной Думы по труду и социальной поддержке; Комитет Государственной Думы по охране здоровья; Комитет Государственной Думы по экологии; Комитет Государственной Думы по образованию, культуре и науке; Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи; Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам; Комитет Государственной Думы по экономической политике; Комитет Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам; Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию; Комитет Государственной Думы по обороне; Комитет Государственной Думы по безопасности; Комитет Государственной Думы по международным делам; Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками; Комитет Государственной Думы по делам национальностей; Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике; Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления; Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций; Комитет Государственной Думы по организации работы Государственной Думы; Комитет Государственной Думы по информационной политике и связи; Комитет Государственной Думы по вопросам геополитики. В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты. Решение об образовании комитета Государственной Думы оформляется постановлением палаты. Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва. Положение о комитете Государственной Думы утверждается постановлением палаты. Статья 18. Государственная Дума формирует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Статья 19. Председатели комитетов и комиссий и их заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы в статье 10 настоящего Регламента. Председатели и заместители председателей комитетов и комиссий избираются палатой большинством голосов от числа избранных депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур. Избрание оформляется постановлением палаты. Состав комитета, комиссии утверждается Государственной Думой большинством голосов от числа избранных депутатов Государственной Думы в соответствии со списком, предварительно согласованным во фракциях и депутатских группах. Решение об утверждении состава комитета, комиссии оформляется постановлением Государственной Думы. Изменения в составе комитета, комиссии производятся постановлением Государственной Думы с предварительного согласия соответствующих депутатских объединений. В состав комитетов, комиссий не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители. Статья 20. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений и депутатов Государственной Думы - членов Правительства Российской Федерации, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета. Статья 21. Заседание комитета, комиссии Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание проводит председатель комитета, комиссии или его заместитель. Заседания комитета, комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Внеочередное заседание комитета, комиссии созывает председатель комитета, комиссии по своей инициативе либо по поручению Председателя Государственной Думы, Совета Государственной Думы, по требованию депутатского объединения или не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии. О заседании комитета, комиссии его председатель уведомляет не менее чем за двое суток членов этого комитета, комиссии, а также заблаговременно информирует других участников заседания. Необходимая информация для депутатов Государственной Думы помещается на доске объявлений палаты. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которых он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета, комиссии по уважительной причине депутат Государственной Думы заблаговременно информирует председателя комитета, комиссии. Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании. Протоколы заседаний подписывает председательствующий. Статья 22. Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют право вносить на заседание Совета Государственной Думы предложения по повестке заседания Государственной Думы. Представитель комитета, комиссии имеет право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий Государственной Думы с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого им комитета и комиссии. Статья 23. В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав. На заседании комитета, комиссии вправе присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, представители Правительства Российской Федерации, а также представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии. На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации. Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания. Статья 24. Для подготовки отдельных вопросов, парламентских слушаний комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы из числа членов этого комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей министерств и ведомств, иных государственных органов и общественных объединений, научных учреждений, а также специалистов. Комитет, комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов, назначать независимую экспертизу законопроектов. Статья 25. Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах политического многообразия и многопартийности, свободы обсуждения, гласности. На заседания комитета, комиссии могут приглашаться представители средств массовой информации. Статья 26. Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, а также приглашать на свои заседания должностных лиц органов государственной власти, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций. Органы государственной власти, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации и их должностные лица обязаны в десятидневный срок предоставлять комитетам и комиссиям Государственной Думы запрашиваемые ими документы и материалы. Статья 27. Комиссии Государственной Думы формируются из числа членов комитетов палаты. Государственная Дума образует комиссии Государственной Думы: мандатную; для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах; для подсчета результатов тайного голосования; для дачи заключения, предусмотренного частью 2 статьи 93 Конституции Российской Федерации; а также другие. Задачи комиссии, срок ее деятельности, ее полномочия и состав определяются постановлением палаты. Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и имеет статус комитета Государственной Думы. Глава 5 Депутатские объединения: фракции, депутатские группы Статья 28. Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, именуется фракцией и подлежит регистрации. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы. Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Объединения депутатов Государственной Думы, не зарегистрированные в соответствии с настоящим Регламентом, не пользуются правами фракции или депутатской группы. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. Статья 29. Для регистрации депутатского объединения во Временный секретариат Государственной Думы направляется письменное уведомление о создании фракции или депутатской группы, ее целях, составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции или депутатской группы и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях. Временный секретариат Государственной Думы предоставляет палате, средствам массовой информации сведения о составе фракций и депутатских групп. Депутатские объединения информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях. После прекращения полномочий Временного секретариата Государственной Думы регистрация депутатских объединений осуществляется Комитетом Государственной Думы по организации работы Государственной Думы. РАЗДЕЛ II Общий порядок работы Государственной Думы Глава 6 Начало работы Государственной Думы. Порядок проведения заседаний Государственной Думы Статья 30. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или заместителя Председателя Государственной Думы поочередно на заседаниях Государственной Думы председательствуют представители всех избирательных объединений. Статья 31. На первом заседании Государственной Думы председательствующий сообщает палате фамилии избранных депутатов Государственной Думы согласно списку депутатов, официально переданному ей Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и составленному на день открытия первого заседания Государственной Думы. Статья 32. Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Государственной Думы избирает: Счетную комиссию Государственной Думы; Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования; Временную комиссию по Регламенту Государственной Думы; Временный секретариат Государственной Думы; Мандатную комиссию Государственной Думы. Решения Государственной Думы по этим вопросам оформляются постановлениями. Статья 33. Временный секретариат Государственной Думы ведет запись на выступления, регистрирует вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы, поступающие от депутатов; информирует председательствующего о списке записавшихся на выступления и об указанных материалах; выполняет иные функции по обеспечению заседаний Государственной Думы. Статья 34. На первом заседании Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом. Продолжительность и порядок проведения заседаний палаты определяются настоящим Регламентом и решениями Государственной Думы. Статья 35. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации. На заседаниях Государственной Думы вправе присутствовать депутаты (члены) Совета Федерации. Решением палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и иным вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях палаты при условии аккредитации в Государственной Думе. Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Президентом Российской Федерации, комитетом Государственной Думы или депутатским объединением в Государственной Думе, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании. Сведения о содержании закрытых заседаний Государственной Думы не подлежат разглашению и могут быть использованы депутатами Государственной Думы только для их деятельности в Федеральном Собрании. Статья 36. Президент Российской Федерации или полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, члены Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению за подписью Председателя Государственной Думы или по его поручению - одного из его заместителей. Для Президента Российской Федерации в зале заседаний Государственной Думы отводится специальное место, над которым помещаются Государственный флаг Российской Федерации и Государственный герб Российской Федерации. Отводятся также специальные места для Председателя Правительства Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Статья 37. На заседаниях Государственной Думы ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседании. Стенограммы заседаний Государственной Думы подлежат официальному опубликованию, кроме стенограмм закрытых заседаний. Депутат Государственной Думы вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования. Статья 38. Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю - с 12 января по 20 июля; осеннюю - с 1 октября по 25 декабря. Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы проходят в среду и пятницу. Время проведения заседаний устанавливается настоящим Регламентом. Совет Государственной Думы собирается еженедельно. Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают в понедельник и четверг. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах. По вторникам проводятся парламентские слушания. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов Государственной Думы с избирателями. Статья 39. Каждую пятницу на заседании Государственной Думы проводится "правительственный час" для ответов членов Правительства Российской Федерации на вопросы депутатов Государственной Думы. При этом заслушиваются не более двух членов Правительства Российской Федерации. Письменные предложения депутатов Государственной Думы о приглашении членов Правительства Российской Федерации и вопросы к ним рассматриваются Советом Государственной Думы. Решение, принимаемое Советом Государственной Думы по этому вопросу, направляется приглашенным не позднее чем за три дня до проведения "правительственного часа". Для ответа члена Правительства Российской Федерации на вопрос депутата Государственной Думы предоставляется не более 15 минут. Депутату, предварительно задавшему письменный вопрос, после ответа члена Правительства предоставляется возможность задать ему один уточняющий устный вопрос и выступить в течение не более пяти минут по существу поставленного им письменного вопроса. В случае, если приглашенный на "правительственный час" член Правительства Российской Федерации не имеет возможности прибыть на заседание Государственной Думы, он вправе дать письменный ответ на заданные письменные вопросы, который доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании Государственной Думы. Члены Правительства Российской Федерации могут быть приглашены на "правительственный час" для ответов на устные вопросы депутатов. Прения по ответам на устные вопросы не проводятся. Статья 40. Внеочередные заседания Государственной Думы созываются Советом Государственной Думы в соответствии со статьей 14 настоящего Регламента. Статья 41. Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих депутатов Государственной Думы, которую проводит председательствующий. Заседание Государственной Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании палаты по уважительной причине депутат Государственной Думы заблаговременно информирует Председателя Государственной Думы. Регистрация осуществляется после каждого перерыва в заседании палаты. Закрывая заседание, председательствующий напоминает депутатам, какие вопросы и в каком порядке будут рассматриваться на следующем заседании Государственной Думы. Статья 42. Выступающий в Государственной Думе не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания. Статья 43. На заседаниях Государственной Думы депутаты вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными установленными правами. Статья 44. Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты федеральных законов, постановлений Государственной Думы и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании палаты. Статья 45. Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с разработанной Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланной депутатам Государственной Думы общей программой работы сессии Государственной Думы, утверждаемой на ее первом заседании, календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц, составленным Советом Государственной Думы, и календарем рассмотрения вопросов на очередные две недели работы, утверждаемым Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Изменения в этот календарь рассмотрения вопросов могут быть внесены Государственной Думой по письменному требованию большинства фракций и депутатских групп. Статья 46. Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат: послания и обращения Президента Российской Федерации; законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации; проекты федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетной системе Российской Федерации; федеральные законы, возвращенные на повторное рассмотрение Государственной Думы в порядке, предусмотренном статьями 105 и 107 Конституции Российской Федерации; проекты федеральных законов о ратификации международных договоров; проекты Регламента Государственной Думы и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Статья 47. Председательствующий на заседании Государственной Думы: руководит общим ходом заседания, следит за соблюдением настоящего Регламента; предоставляет слово для выступления в порядке поступления зарегистрированных заявок в соответствии с повесткой заседания, требованиями настоящего Регламента либо в ином порядке, определенном решением Государственной Думы; обеспечивает выполнение организационных решений Государственной Думы; ставит на голосование каждое предложение депутатов Государственной Думы в порядке поступления; проводит голосование и оглашает его результаты; контролирует работу Аппарата Государственной Думы, ведение протоколов и стенограммы заседаний Государственной Думы, удостоверяет указанные протоколы своей подписью. Председательствующий на заседании Государственной Думы вправе: в случае нарушения положений настоящего Регламента предупреждать депутата Государственной Думы, а при повторном нарушении - лишать его слова. Депутат Государственной Думы, допустивший грубые, оскорбительные выражения в адрес председательствующего, других депутатов, лишается слова без предупреждения; указывать на допущенные в ходе заседания нарушения положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, настоящего Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях; удалять из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Государственной Думы. Статья 48. Председательствующий на заседании Государственной Думы не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления депутатов Государственной Думы, давать характеристику выступающим. Если председательствующий считает необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он записывается в общем порядке для выступления и на время своего выступления передает одному из своих заместителей функции председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу. Участвуя в открытом голосовании без использования электронной системы председательствующий голосует последним. При нарушении председательствующим требований настоящего Регламента Государственная Дума вправе назначить другого председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу. Статья 49. Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат Государственной Думы, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык. Депутат Государственной Думы выступает с трибуны или от установленного в зале микрофона. Во время работы в Государственной Думе депутаты должны носить деловую одежду, соответствующую официальному характеру деятельности Государственной Думы. Статья 50. Заседания Государственной Думы проводятся в рабочие дни: утренние - с 10 до 14 часов с перерывом с 12 до 12 часов 30 минут; вечерние - с 16 до 18 часов. Палата может принять решение об ином времени проведения заседаний. Статья 51. Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании Государственной Думы по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 30 минут - для доклада, 20 минут - для содоклада и 15 минут - для заключительного слова. Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлений в прениях, а также для выступлений при обсуждении законопроектов - до пяти минут, для выступлений по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, по кандидатурам, для заявлений, вопросов, предложений, сообщений, справок - до трех минут. По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление. С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, включенного в повестку заседания, время, отводимое на вопросы и ответы, продлить время выступления. Статья 52. На заседаниях Государственной Думы представитель фракции или депутатской группы может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз. Статья 53. Никто не вправе выступать на заседании Государственной Думы без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения. Депутаты Государственной Думы, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к стенограмме заседания Государственной Думы. Статья 54. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, установленного палатой, либо по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Председательствующий, получив предложение о прекращении прений, информирует депутатов Государственной Думы о числе записавшихся и выступивших, выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших представителей фракций и депутатских групп настаивает на выступлении, и с одобрения депутатов предоставляет им слово. После принятия решения о прекращении прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово. Допускаются выступления по мотивам голосования представителей фракций и депутатских групп. Глава 7 Парламентские слушания Статья 55. В соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. Статья 56. На парламентских слушаниях могут обсуждаться: законопроекты, требующие публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Статья 57. Информация о теме парламентских слушаний, времени и месте их проведения передается средствам массовой информации не позднее чем за 10 дней до начала парламентских слушаний. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами, комиссиями Государственной Думы, которыми организуются эти слушания. Статья 58. Парламентские слушания проводятся Государственной Думой по инициативе Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, депутатских объединений в Государственной Думе. Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются Советом Государственной Думы на соответствующие комитет, комиссию Государственной Думы. Комитеты и комиссии Государственной Думы могут совместно организовывать парламентские слушания. Статья 59. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Комитет, комиссия Государственной Думы, организующие проведение парламентских слушаний, могут принять решение о проведении закрытых парламентских слушаний. На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы конфиденциального характера, а также затрагивающие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну. Президент Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, члены Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе участвовать как в открытых, так и в закрытых парламентских слушаниях. Представители средств массовой информации и общественности на закрытые парламентские слушания не допускаются. Статья 60. Парламентские слушания ведет председатель или заместитель председателя соответствующих комитета, комиссии Государственной Думы. Председательствующий предоставляет слово для выступления депутатам Государственной Думы и приглашенным лицам, следит за порядком обсуждения, выступает с сообщениями. Статья 61. Продолжительность парламентских слушаний определяет комитет, комиссия Государственной Думы, исходя из характера обсуждаемых вопросов. Парламентские слушания могут быть продолжены в дни, определенные для их проведения настоящим Регламентом. Проведение парламентских слушаний во время заседаний Государственной Думы не допускается, если Государственная Дума не примет иное решение. Статья 62. Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово, до 20 минут, представителю комитета, комиссии Государственной Думы для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты Государственной Думы и приглашенные лица. Все приглашенные лица выступают на парламентских слушаниях только с разрешения председательствующего. Статья 63. После выступлений на парламентских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы депутатов Государственной Думы и других присутствующих и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме. Приглашенные лица не вправе вмешиваться в ход парламентских слушаний, прерывать их выкриками, аплодисментами. Председательствующий может удалить нарушителей из зала заседаний. Статья 64. Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации парламентских слушаний принимаются путем одобрения большинством принявших участие в слушаниях депутатов Государственной Думы. Статья 65. Парламентские слушания протоколируются и стенографируются. Протокол парламентских слушаний подписывается председательствующим. Рекомендации открытых парламентских слушаний могут публиковаться в печати. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для депутатов Государственной Думы, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, а также государственных органов, представители которых принимали участие в парламентских слушаниях. Глава 8 Работа депутатов с избирателями в Государственной Думе Статья 66. Поддерживая постоянную связь с избирателями в соответствии с федеральным законом о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы, депутат Государственной Думы отвечает на письма избирателей, осуществляет их прием в Приемной Государственной Думы, изучает поступившие от них предложения и жалобы, выезжает в свой избирательный округ или в регион, определенный депутатским объединением, для встречи с избирателями. Статья 67. В период заседаний Государственной Думы формой работы депутатов Государственной Думы с избирателями является прежде всего рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные федеральным законодательством о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. Статья 68. Общий порядок работы депутатов Государственной Думы с избирателями, процедура обращений депутатов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации, вопросы гарантий депутатской деятельности, материального обеспечения и обслуживания депутатов при работе с избирателями определяются федеральным законом о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы. Глава 9 Обеспечение деятельности Государственной Думы Статья 69. Правовое, организационное, документальное, информационное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы, депутатов Государственной Думы, депутатских объединений в Государственной Думе, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, Председателя Государственной Думы, его Первого заместителя и заместителей осуществляет Аппарат Государственной Думы. Аппарат Государственной Думы: ведает ее делопроизводством; обеспечивает протоколирование и стенографирование заседаний Государственной Думы, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентских слушаний; подготавливает и рассылает необходимые для работы депутатов Государственной Думы справки, информационные бюллетени, другие материалы; обеспечивает регистрацию и хранение документов. Руководитель Аппарата Государственной Думы назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Председателя Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы на основании представления Комитета Государственной Думы по организации работы Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть назначен на должность Руководителя Аппарата Государственной Думы. Контроль за деятельностью Аппарата Государственной Думы осуществляется Комитетом Государственной Думы по организации работы Государственной Думы. Статья 70. В состав Аппарата Государственной Думы входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Руководители аппаратов комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению председателей соответствующих комитетов и комиссий, руководителей фракций и депутатских групп. Права, обязанности и ответственность работников Аппарата Государственной Думы определяются Положением об Аппарате Государственной Думы, утверждаемым Председателем Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по организации работы Государственной Думы. Структура, штаты, размер оплаты труда и условия материально-технического обеспечения работников Аппарата Государственной Думы, а также расходы на его содержание определяются Председателем Государственной Думы по согласованию с Комитетом Государственной Думы по организации работы Государственной Думы в пределах сметы расходов на содержание Государственной Думы. Статья 71. Наряду с Аппаратом Государственной Думы информационное, правовое, экспертное, организационное и иное обеспечение Государственной Думы осуществляется также государственными учреждениями и предприятиями, обеспечивающими деятельность обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, а именно: Парламентской библиотекой, Парламентским центром, издательством Федерального Собрания и другими государственными учреждениями и предприятиями (далее - учреждения и предприятия системы обеспечения). Создание и ликвидация учреждений и предприятий системы обеспечения осуществляются путем принятия Государственной Думой и Советом Федерации соответствующих постановлений. Руководители учреждений и предприятий системы обеспечения назначаются на должность и освобождаются от должности постановлениями Государственной Думы и Совета Федерации. Структура и штаты учреждений и предприятий системы обеспечения определяются их руководителями по согласованию с Государственной Думой и Советом Федерации. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и предприятий системы обеспечения, размер оплаты труда и условия материально-бытового обеспечения их сотрудников, а также иные расходы на их содержание определяются в соответствии с действующим законодательством. В своей деятельности учреждения и предприятия системы обеспечения руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации, а также своими учредительными документами. Статья 72. Аппарат фракции, депутатской группы формируется после регистрации в установленном порядке соответствующей фракции, депутатской группы и осуществляет свои функции до момента прекращения деятельности фракции, депутатской группы. Фракции и депутатские группы осуществляют подбор и расстановку кадров своего аппарата, руководство и контроль за их деятельностью, а также определяют служебные обязанности сотрудников аппарата в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами). Прием на работу и увольнение с работы сотрудников аппаратов фракций и депутатских групп оформляются распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению руководителя соответствующей фракции, депутатской группы. Расходы на содержание аппарата фракции, депутатской группы определяются с учетом ее численности. Расходы на содержание аппаратов и материально-техническое обеспечение деятельности фракций и депутатских групп предусматриваются в смете расходов на содержание Государственной Думы и могут быть увеличены за счет привлечения средств политических партий и других общественных объединений, частных лиц. Общий порядок получения и расходования фракциями, депутатскими группами привлеченных средств определяется Государственной Думой. Статья 73. Прием на работу и увольнение с работы помощника депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе оформляются распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению соответствующего депутата. Депутат Государственной Думы самостоятельно определяет число своих помощников, смета расходов на содержание которых определяется в смете расходов на содержание Государственной Думы. Глава 10 Порядок голосования и принятия решений Статья 74. Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование на заседании в Государственной Думе осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования указанной электронной системы, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов Государственной Думы. При проведении открытого голосования с использованием электронной системы подсчета голосов депутат вправе получить список с поименными результатами голосования. В режиме поименного голосования с использованием электронной системы обеспечиваются поименные результаты голосования, формируются и распечатываются по установленной форме списки с результатами поименного голосования, которые доводятся до сведения депутатов. При проведении тайного голосования с использованием электронной системы данные о поименном голосовании депутатов в память электронной системы не заносятся. Постановление Государственной Думы считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа избранных депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации или настоящим Регламентом. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом. Результаты голосования по всем вопросам вносятся в протокол заседания палаты. Статья 75. При голосовании по каждому вопросу депутат Государственной Думы имеет один голос, подавая его за или против принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения. Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Депутат, отсутствовавший во время голосования, не вправе подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования. Статья 76. При выдвижении нескольких кандидатур или предложении более двух вариантов решения рассматриваемого палатой вопроса голосование может быть проведено в два тура по решению Государственной Думы. В первом туре может допускаться голосование каждого депутата Государственной Думы за любое количество выдвинутых кандидатур или предложенных вариантов решения рассматриваемого палатой вопроса. Второй тур голосования проводится по двум кандидатурам или двум вариантам решения, получившим наибольшее число голосов в первом туре. По итогам второго тура считается избранным тот кандидат или принятым тот вариант решения, которые получили наибольшее число голосов, но не менее числа голосов депутатов, установленного для принятия соответствующего решения. Если во втором туре голосования не набрал требуемого числа голосов ни один из вариантов решения, то данный вопрос снимается с рассмотрения. Статья 77. Открытое голосование на заседании Государственной Думы проводится, как правило, с использованием электронной системы подсчета голосов либо по решению палаты без использования электронной системы. При проведении открытого голосования без использования электронной системы подсчет голосов поручается Счетной комиссии, которая избирается палатой. Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает о количестве предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование, напоминает, каким большинством голосов (от общего числа депутатов Государственной Думы, от числа избранных депутатов, от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, другим установленным большинством голосов) может быть принято решение. После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование, кроме как для заявлений по порядку ведения заседания. По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет, какое решение принято (за, положительное, или против, отрицательное). При отсутствии кворума, необходимого для проведения голосования, председательствующий переносит голосование на следующее заседание Государственной Думы. Если при определении результатов голосования выявятся технические (связанные с работой электронной системы подсчета голосов) или процедурные ошибки при голосовании, то по решению палаты должно быть проведено повторное голосование. Статья 78. По решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, открытое голосование может проводиться путем опроса депутатов с указанием их решения при голосовании в подписном листе. Опрос и подведение итогов голосования поручаются Счетной комиссии Государственной Думы. Подписной лист любого депутата с его решением при голосовании предоставляется депутату Государственной Думы по его требованию. Статья 79. Тайное голосование проводится по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании. Тайное голосование проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или с использованием бюллетеней. Для проведения тайного голосования и определения его результатов палата избирает открытым голосованием Счетную комиссию Государственной Думы. Депутаты Государственной Думы, выдвинутые в состав избираемых органов, на период голосования по их кандидатурам приостанавливают свою деятельность в Счетной комиссии. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря Счетной комиссии. Решения Счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем Счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением Государственной Думы форме в количестве, соответствующем числу избранных депутатов Государственной Думы, и содержат необходимую информацию. Оставшиеся у Счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем Счетной комиссии в присутствии ее членов. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются Счетной комиссией в соответствии с настоящим Регламентом и объявляются председателем Счетной комиссии. Выдача бюллетеней для тайного голосования начинается не позднее чем за час до начала голосования; тайное голосование проводится в течение 30 минут с момента начала голосования, если иное не установлено Государственной Думой. Статья 80. Каждому депутату Государственной Думы выдается один бюллетень по выборам избираемого органа или лица либо по проекту решения, рассматриваемому на заседании Государственной Думы. Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам Государственной Думы Счетной комиссией Государственной Думы в соответствии со списком депутатов Государственной Думы по предъявлении ими удостоверения депутата Государственной Думы. При получении бюллетеня депутат Государственной Думы расписывается против своей фамилии в указанном списке. Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный ящик, опечатанный Счетной комиссией. Счетная комиссия обязана создать условия депутатам для тайной подачи голосов. Недействительными при подсчете голосов депутатов считаются бюллетени неустановленной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутатов. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются. О результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами. Доклад Счетной комиссии о результатах тайного голосования палата принимает к сведению. На основании принятого палатой к сведению доклада Счетной комиссии о результатах тайного голосования председательствующий объявляет, какое решение принято ("за", положительное, или "против", отрицательное), а при выборах называет избранные кандидатуры. Результаты тайного голосования с использованием бюллетеней оформляются постановлением палаты. Статья 81. Поименное голосование проводится по решению Государственной Думы, принимаемому не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, и осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или именных бюллетеней. Для проведения поименного голосования с использованием именных бюллетеней и определения его результатов палата избирает Счетную комиссию Государственной Думы. Результаты поименного голосования помещаются в стенографическом отчете заседания Государственной Думы и могут быть опубликованы в средствах массовой информации. Статья 82. В случае, если на заседании Государственной Думы приняты как решение о проведении поименного, так и решение о проведении тайного голосования, то проводится тайное голосование. Статья 83. Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов палаты, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Порядок внесения, рассмотрения и принятия Государственной Думой федеральных законов устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Регламентом. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Статья 84. В соответствии со статьями 103, 125 и 134 Конституции Российской Федерации Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению: о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; о доверии Правительству Российской Федерации; о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека; об объявлении амнистии; о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности; о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации; о внесении предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации; по другим вопросам своей компетенции. Статья 85. Государственная Дума вправе принимать заявления и обращения, которые оформляются постановлением палаты. Статья 86. В настоящем Регламенте под общим числом депутатов Государственной Думы понимается их число, установленное частью 3 статьи 95 Конституции Российской Федерации, - 450 депутатов; под числом избранных депутатов Государственной Думы - число фактически избранных в Государственную Думу депутатов, за исключением тех депутатов, чьи полномочия на момент голосования прекращены в установленном порядке. Глава 11 Контроль за использованием электронной системы Статья 87. В Государственной Думе может быть использована электронная система для: регистрации депутатов Государственной Думы; записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок; подсчета голосов и определения результатов голосования; накопления и оперативной выдачи справочной и статистической информации о ходе заседаний; формирования и распечатки списков и других документов заседаний; информационного обеспечения заседаний палаты. Статья 88. Для контроля за использованием электронной системы на заседаниях Государственной Думы в Комитете Государственной Думы по организации работы Государственной Думы создается подкомитет, который осуществляет, в частности, контроль за голосованием с использованием электронной системы. Статья 89. Члены подкомитета, указанного в статье 88 настоящего Регламента, имеют право беспрепятственного доступа ко всей информации, необходимой для осуществления контроля. Решение подкомитета по вопросам, отнесенным к его ведению, обязательно для всех работников Аппарата Государственной Думы, включая специалистов, обслуживающих электронную систему палаты. Статья 90. Подкомитет, указанный в статье 88 настоящего Регламента, обязан до начала тайного голосования проверить исправность электронной системы. Соблюдение правил работы электронной системы в режиме тайного голосования оформляется протоколом, составляемым подкомитетом. Статья 91. Подкомитет, указанный в статье 88 настоящего Регламента, рассматривает и проверяет обоснованность заявлений депутатов Государственной Думы о неточностях в результатах поименного голосования, записи на выступления и других ошибках в работе электронной системы. Подкомитет может привлекать к своей работе экспертов и специалистов. Статья 92. Результаты регистрации депутатов Государственной Думы, записи их на выступление, результаты голосования и другие данные о ходе заседания Государственной Думы представляются депутатам в виде цифровых данных, списков, иных материалов и подлежат включению в стенографический отчет заседания. Все данные хранятся в памяти электронной системы, а также на магнитных носителях в Архиве Государственной Думы. Статья 93. Руководитель группы по техническому обслуживанию электронной системы обязан выдать депутату Государственной Думы по его письменному запросу имеющиеся данные о заседаниях Государственной Думы. Информация о содержании закрытых заседаний Государственной Думы не может быть использована депутатами Государственной Думы за пределами их деятельности в Федеральном Собрании. Разрешение иным, кроме депутатов Государственной Думы, лицам на доступ к информации, хранящейся в памяти электронной системы и на магнитных носителях в Архиве Государственной Думы, дает председатель Комитета Государственной Думы по организации работы Государственной Думы. РАЗДЕЛ III Законодательная процедура Глава 12 Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение Статья 94. Согласно части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены (депутаты) Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы, указанными в части первой настоящей статьи. Статья 95. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу: законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Статья 96. Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы является представление: а) текста законопроекта; б) обоснования необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия; в) справки о состоянии законодательства в данной сфере правового Страницы: 1 2 |