РЕГЛАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ - ПАРЛАМЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 25.03.94 80-I ГД


Страницы: 1  2  


регулирования;
     г) перечня законов и иных  нормативных  правовых  актов,  отмены,
изменения,  дополнения или принятия которых потребует принятие данного
законопроекта;
     д) предложений о разработке нормативных правовых актов,  принятие
которых необходимо для реализации данного закона;
     е) финансово-экономического   обоснования   (в   случае  внесения
законопроекта,   реализация    которого    потребует    дополнительных
материальных и иных затрат).
     В соответствии с  частью  3  статьи  104  Конституции  Российской
Федерации законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от
их уплаты,  о выпуске государственных займов,  об изменении финансовых
обязательств   государства,  другие  законопроекты,  предусматривающие
расходы,  покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены
в  Государственную  Думу  только  при наличии заключения Правительства
Российской Федерации.
     В представленных   материалах   указываются   фамилии   депутатов
Государственной    Думы,    являющихся     инициаторами     разработки
законопроекта,   государственные   органы,  общественные  объединения,
учреждения, организации, а также отдельные лица, принимавшие участие в
их подготовке.  При оформлении законопроектов должны учитываться также
другие требования, установленные федеральным законодательством.

     Статья 97.  Непосредственно в текст внесенного в  Государственную
Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:
     а) о сроках и порядке  вступления  федерального  конституционного
закона, федерального закона в силу;
     б) об отмене,  изменениях и дополнениях ранее принятых законов  и
других   нормативных  правовых  актов  в  связи  с  принятием  данного
федерального конституционного закона, федерального закона;
     в) предложение   Президенту   Российской  Федерации  и  поручение
Правительству Российской Федерации о приведении в соответствие с вновь
принятым  федеральным конституционным законом,  федеральным законом их
правовых актов.

     Статья 98.  Законопроекты,  внесенные  в  Государственную   Думу,
подлежат  регистрации Государственной Думой.  Контроль за регистрацией
осуществляет  Комитет  Государственной  Думы  по  организации   работы
Государственной Думы.

     Статья 99.  Если  форма представленного законопроекта не отвечает
требованиям   федерального   законодательства,   касающимся    порядка
подготовки законопроектов и настоящего Регламента, или не представлены
необходимые материалы,  указанные в статье 96  настоящего  Регламента,
такой  законопроект  может быть возвращен Советом Государственной Думы
его  инициатору  для  выполнения   им   установленных   требований   к
законопроекту.

     Статья 100. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной
Думой,  направляется Советом Государственной  Думы  в  соответствующий
комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.
     В случае направления законопроекта в  несколько  комитетов  Совет
Государственной  Думы определяет из числа этих комитетов ответственный
комитет по законопроекту.
     Совет Государственной  Думы  может установить срок для подготовки
законопроекта.

     Статья 101.  Порядок  подготовки  и  рассмотрения  законопроектов
определяется     ответственным    комитетом    Государственной    Думы
самостоятельно на основе федерального  законодательства  и  настоящего
Регламента.
     Для работы над законопроектами комитеты могут  создавать  рабочие
группы.
     В случае,  если   законопроект   рассматривается   в   нескольких
комитетах, ими может быть образована совместная рабочая группа.
     В состав рабочих групп могут включаться депутаты  Государственной
Думы,   не   являющиеся  членами  указанных  комитетов,  представители
соответствующего субъекта права законодательной  инициативы,  а  также
представители    органов    государственной    власти,    общественных
объединений, научных учреждений, эксперты и специалисты.
     Если по   одному   и   тому   же  вопросу  имеется  более  одного
законопроекта, они рассматриваются комитетом одновременно.

     Статья 102.  Законопроекты  по  предметам   совместного   ведения
Российской  Федерации  и  субъектов  Российской Федерации направляются
субъектам Российской Федерации для дачи предложений и замечаний.
     По решению    ответственного    комитета   Государственной   Думы
законопроект  направляется  на  заключение  Правительства   Российской
Федерации,  соответствующих министерств и ведомств,  государственных и
общественных органов, на научную экспертизу. Комитетом устанавливается
срок представления заключения и материалов экспертизы.
     Правовое управление Аппарата Государственной  Думы  по  поручению
ответственного   комитета   осуществляет  правовую  и  лингвистическую
экспертизу законопроекта,  а также проверку  представленных  субъектом
права   законодательной   инициативы   перечней   актов   федерального
законодательства,  которые подлежат отмене, изменению или дополнению в
связи с принятием данного законопроекта.
     Замечания и предложения депутатов Государственной Думы  и  других
соответствующих   субъектов   права   законодательной   инициативы  по
законопроекту рассматриваются на заседании ответственного комитета.
     Комитеты, участвовавшие  в  работе  над законопроектом,  в случае
возникновения   между   ними   разногласий   по   поводу    содержания
законопроекта  или  целесообразности  работы  над ним принимают меры к
достижению согласия.  Вопросы,  по  которым  не  достигнуто  согласие,
вносятся на рассмотрение Совета Государственной Думы.

     Статья 103.  Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной
Думы  происходит  открыто,  может   освещаться   средствами   массовой
информации.

     Статья 104.    Законопроект,    подготовленный   к   рассмотрению
Государственной Думой,  и материалы к нему направляются  ответственным
комитетом  Государственной  Думы  в  Совет  Государственной  Думы  для
внесения на рассмотрение Государственной  Думы.  Комитет  представляет
также  предложения  о  приглашении  лиц  на рассмотрение законопроекта
Государственной Думой.

                               Глава 13
      Рассмотрение законопроектов и принятие федеральных законов

     Статья 105.  Рассмотрение  законопроектов  в Государственной Думе
осуществляется   в   трех   чтениях,   если   Государственной    Думой
применительно  к  конкретному  законопроекту  не  будет принято другое
решение.

     Статья 106.  Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом
чтении,   и   соответствующие   материалы   к  нему  по  представлению
ответственного комитета Государственной  Думы  направляются  депутатам
Государственной  Думы  не  позднее  чем  за  три  дня  до рассмотрения
законопроекта на заседании Государственной Думы.
     Законопроекты, кроме законопроектов, перечисленных в части второй
статьи 96 настоящего Регламента, могут быть рассмотрены без заключений
на  них,  если заключения не были представлены в установленный Советом
Государственной Думы срок.
     Полномочный представитель   Президента   Российской  Федерации  в
Федеральном Собрании,  представители комитетов  Государственной  Думы,
Правительства Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации, а
также  других  государственных  органов,   общественных   объединений,
учреждений, организаций, которым законопроект направлен на заключение,
вправе  присутствовать  на  заседаниях   комитета   при   рассмотрении
законопроекта и решении вопроса о внесении его на первое чтение.
     По результатам  рассмотрения  законопроекта   комитет   принимает
постановление.

     Статья 107.  При рассмотрении Государственной Думой законопроекта
в  первом  чтении  обсуждаются  его  основные  положения,   вопрос   о
необходимости    его   принятия,   дается   общая   оценка   концепции
законопроекта.
     Обсуждение начинается   с   доклада  инициатора  законопроекта  и
содоклада ответственного комитета Государственной Думы.
     Если разработка  законопроекта была поручена нескольким комитетам
палаты и они представили различные  его  концепции,  то  заслушиваются
также   доклады  тех  комитетов,  которые  не  согласны  с  концепцией
ответственного комитета.
     Рассмотрение законопроекта,   внесенного  Президентом  Российской
Федерации,  Правительством Российской Федерации,  субъектом Российской
Федерации,  начинается  с обоснования их представителями необходимости
законопроекта и заканчивается  их  заключительным  словом  с  анализом
высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний.
     При рассмотрении  законопроекта   заслушиваются   предложения   и
замечания фракций и депутатских групп, депутатов Государственной Думы,
полномочного   представителя   Президента   Российской   Федерации   в
Федеральном    Собрании,   представителей   Правительства   Российской
Федерации,  субъектов Российской Федерации,  других лиц,  приглашенных
для участия в обсуждении.
     При рассмотрении   законопроектов,   предусматривающих   расходы,
покрываемые  за  счет  федерального  бюджета,  в  обязательном порядке
заслушивается заключение Правительства Российской Федерации.

     Статья 108.  По результатам  обсуждения  законопроекта  в  первом
чтении Государственная Дума может решить:
     принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над  ним
с учетом высказанных предложений и замечаний;
     отклонить законопроект;
     принять закон.
     В случае  принятия  законопроекта в первом чтении Государственная
Дума может установить сроки подачи поправок к законопроекту и внесения
его на второе чтение.
     Государственная Дума  может   принять   решение   о   всенародном
обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.
     Законопроект, принятый Государственной Думой в первом  чтении,  в
течение пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации.
     При внесении более одного  законопроекта  по  одному  и  тому  же
вопросу  Государственная  Дума  рассматривает их в ходе первого чтения
одновременно и принимает решение,  какой из них принять за основу  для
дальнейшей    работы,    что    означает   также   отклонение   других
законопроектов.  Отклоненные законопроекты не  могут  быть  внесены  в
Государственную Думу повторно до принятия ею окончательного решения по
законопроекту, принятому в первом чтении.
     Решение по   законопроекту,   рассмотренному   в  первом  чтении,
считается принятым,  если за него проголосовало большинство от  общего
числа   депутатов   Государственной   Думы.  Это  решение  оформляется
постановлением Государственной Думы.

     Статья 109.  Государственная Дума может принять закон  после  его
обсуждения в первом чтении.

     Статья 110.  Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении,
вносятся в соответствующий комитет Государственной Думы в виде  текста
изменений  или  дополнений  в  конкретные  статьи  законопроекта  либо
предложений  об  исключении  конкретных  пунктов,  частей  или  статей
законопроекта.
     Поправки к  законопроекту,  принятому  в  первом  чтении,  вправе
вносить   Президент   Российской  Федерации,  Совет  Федерации,  члены
(депутаты)   Совета   Федерации,   депутаты   Государственной    Думы,
Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные)
органы субъектов Российской Федерации.  Конституционный Суд Российской
Федерации,  Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской  Федерации  могут  вносить  поправки  к  законопроекту   по
вопросам их ведения.

     Статья 111.  Ответственный комитет Государственной Думы изучает и
обобщает поправки.  Комитет вправе  проводить  независимую  экспертизу
поправок на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и
федеральным конституционным  законам.  В  случае  признания  комитетом
поправок противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным
конституционным законам комитет сообщает  об  этом  авторам  поправок.
Лица,  внесшие  поправки,  вправе  уточнять  их  в  ходе  обсуждения в
комитете.
     Сгруппированные по   статьям   законопроекта   поправки  подлежат
рассмотрению на заседании комитета, который может согласиться с ними и
включить  их  в  текст законопроекта или внести в Государственную Думу
рекомендацию об отклонении поправок.  После рассмотрения на  заседании
комитета    доработанный    законопроект    представляется   в   Совет
Государственной  Думы   для   включения   в   календарь   рассмотрения
Государственной Думой вопросов во втором чтении.
     Вместе с  законопроектом,  подготовленным  ко   второму   чтению,
комитетом представляется таблица поправок, рекомендованных комитетом к
отклонению, и таблица одобренных комитетом поправок.
     По поручению  комитета  и в соответствии с текстом законопроекта,
подготовленного  комитетом  ко  второму  чтению,  Правовое  управление
Аппарата  Государственной Думы проверяет и вносит уточнения в перечень
актов федерального законодательства,  подлежащих отмене, изменению или
дополнению в связи с принятием законопроекта.
     Законопроект вместе с указанным перечнем направляется  инициатору
законопроекта,  как  правило,  не  позднее  чем  за  30  дней  до  его
рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.

     Статья 112. Комитет Государственной Думы направляет законопроект,
подготовленный  ко  второму  чтению,  с  таблицами  поправок  к  нему,
принятых комитетом либо рекомендованных им  к  отклонению,  Президенту
Российской   Федерации,  субъекту  права  законодательной  инициативы,
внесшему данный законопроект, и Правительству Российской Федерации для
дачи заключения.
     Совет Государственной  Думы   принимает   решение   о   включении
законопроекта,   подготовленного   ко   второму  чтению,  в  календарь
рассмотрения  Государственной  Думой  вопросов  во  втором  чтении,  о
направлении  депутатам  Государственной  Думы необходимых материалов и
определяет докладчика по законопроекту - представителя  ответственного
комитета.
     Законопроект вместе     с     перечнем     актов     федерального
законодательства, подлежащих отмене, изменению или дополнению, таблицы
поправок  к  нему  и  заключения   по   законопроекту   представляются
депутатам,  как правило, не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения
Государственной Думой во втором чтении.

     Статья 113.   В   начале   второго   чтения    законопроекта    в
Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного
комитета Государственной Думы.
     Докладчик сообщает   об   итогах   рассмотрения  законопроекта  в
комитете,  поступивших поправках и результатах их рассмотрения.  Затем
выступают  полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Федеральном   Собрании,   представители   инициатора    законопроекта,
Правительства  Российской  Федерации.  Председательствующий  выясняет,
имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против
поправок,  включенных  ответственным  комитетом в законопроект при его
доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для
их  краткого,  до  трех  минут,  обоснования.  Докладчик  отвечает  на
возражения,  после чего в Государственной Думе проводится  голосование
об одобрении или отклонении поправки.
     При рассмотрении   возражений   против    поправок,    включенных
ответственным  комитетом в законопроект при его доработке,  проводится
голосование о принятии проекта за основу.  Решение считается принятым,
если  за  него  проголосовало  большинство  от  общего числа депутатов
Государственной Думы.
     В случае  принятия  законопроекта  за основу председательствующий
ставит на голосование вопрос об утверждении рекомендации  комитета  по
отклонению  соответствующих поправок.  При утверждении Государственной
Думой данной рекомендации на голосование ставится  вопрос  о  принятии
законопроекта во втором чтении.
     В случае,  если законопроект за основу не принят,  на голосование
ставится вопрос о продолжении обсуждения или его отклонении.
     Если принято  решение  о  дальнейшем  обсуждении   законопроекта,
Государственная  Дума  переходит к рассмотрению поправок,  отклоненных
ответственным комитетом.  Обсуждение и принятие решения по отклоненным
поправкам производится в том же порядке, что и по одобренным комитетом
поправкам в соответствии  с  частью  второй  настоящей  статьи.  После
принятия  решения  по  отклоненным  поправкам проводится голосование о
принятии законопроекта во  втором  чтении.  В  результате  голосования
Государственная  Дума  принимает  законопроект  во  втором чтении либо
отклоняет его.

     Статья 114. Принятый во втором чтении законопроект направляется в
ответственный  комитет  Государственной Думы для устранения с участием
Правового   управления   Аппарата   Государственной   Думы   возможных
внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и
редакционной правки ввиду изменения текста  законопроекта  при  втором
чтении.
     По завершении  этой  работы  законопроект  в  течение  семи  дней
представляется  ответственным  комитетом  в Совет Государственной Думы
для включения в календарь рассмотрения вопросов.

     Статья 115.  Совет Государственной Думы  назначает  в  специально
отведенный  день  недели третье чтение законопроекта для голосования с
целью его принятия в качестве закона.
     При третьем  чтении  законопроекта не допускаются внесение в него
поправок и возвращение к его обсуждению  в  целом  либо  по  отдельным
статьям, главам, разделам.
     В исключительных случаях по требованию  депутатских  объединений,
представляющих    большинство    депутатов    Государственной    Думы,
председательствующий  обязан  поставить  на   голосование   вопрос   о
возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.

     Статья 116.  Федеральный  закон принимается Государственной Думой
большинством голосов от общего  числа  депутатов  палаты.  Федеральный
конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством
не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
     Принятый Государственной  Думой  федеральный закон в течение пяти
дней  передается  на  рассмотрение   Совета   Федерации.   Решение   о
направлении    федерального    закона    оформляется    постановлением
Государственной Думы, которое также передается Совету Федерации.
     В случаях,  если принятый Государственной Думой федеральный закон
не   подлежит   обязательному   рассмотрению   Советом   Федерации   в
соответствии  со  статьей  106  или статьей 108 Конституции Российской
Федерации и если в течение  14  дней  он  не  был  рассмотрен  Советом
Федерации,   то   в   течение   пяти  дней  данный  федеральный  закон
направляется Государственной Думой Президенту Российской Федерации для
подписания и обнародования.

                               Глава 14
       Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных
                          Советом Федерации

     Статья 117.  В  случае,  если  федеральный закон отклонен Советом
Федерации,  он передается Советом Государственной Думы в ответственный
комитет Государственной Думы,  который рассматривает возражения Совета
Федерации,  дает по  ним  заключение  и  вносит  свои  предложения  по
преодолению возникших разногласий на рассмотрение палаты.

     Статья 118. Для преодоления возникших разногласий по федеральному
закону Государственная  Дума  может  принять  участие  в  создании  по
инициативе   Совета   Федерации,   Государственной   Думы,  Президента
Российской  Федерации,  субъекта  права   законодательной   инициативы
согласительной  комиссии  из  числа  депутатов  Государственной Думы и
Совета Федерации.
     Решение о  необходимости  создания  согласительной  комиссии и об
избрании  в  ее  состав  депутатов  Государственной  Думы,   а   также
сопредседателя   согласительной   комиссии   от  Государственной  Думы
принимается  на  заседании  палаты  большинством  голосов   от   числа
избранных  депутатов  Государственной  Думы  и  направляется  в  Совет
Федерации.

     Статья 119.   Согласительная   комиссия   рассматривает    каждое
возражение Совета Федерации в отдельности,  стремясь выработать единый
текст соответствующего федерального закона.
     Решения согласительной     комиссии     принимаются    раздельным
голосованием членов комиссии от Государственной Думы и членов комиссии
от Совета Федерации. Комиссия принимает решения открытым голосованием.
Решение считается принятым,  если за  него  проголосовало  большинство
членов комиссии от каждой из палат.
     По результатам   работы   согласительная   комиссия    составляет
протокол,  содержащий предложения по преодолению разногласий. Протокол
вносится на рассмотрение Совета Государственной Думы, который включает
федеральный  закон  в  календарь  рассмотрения вопросов для повторного
рассмотрения закона Государственной Думой.

     Статья 120.  При  повторном  рассмотрении   федерального   закона
Государственной  Думой обсуждаются только предложения,  содержащиеся в
протоколе согласительной  комиссии.  Никакие  поправки,  выходящие  за
пределы этих предложений, Государственной Думой не рассматриваются.
     В случае отклонения хотя  бы  одного  предложения  согласительной
комиссии  Государственная Дума может предложить продолжить ее работу с
учетом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых
предложений в течение 10 дней.
     Новые предложения   согласительной    комиссии    рассматриваются
Государственной  Думой  в порядке,  указанном в частях первой и второй
настоящей статьи.

     Статья 121.  Государственная Дума принимает  решение  по  каждому
предложению  согласительной  комиссии отдельно большинством голосов от
общего числа депутатов палаты.
     Федеральный закон    в    редакции,    учитывающей    предложения
согласительной комиссии,  которые были одобрены Государственной Думой,
направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.

     Статья 122.  Если при повторном рассмотрении федерального закона,
отклоненного  Советом  Федерации,  Государственная  Дума  не   приняла
предложений  согласительной  комиссии  и  выразила  свое  несогласие с
решением  Совета  Федерации  об  отклонении  закона,  он  ставится  на
голосование в ранее принятой редакции.
     В этом случае федеральный закон считается принятым,  если за него
проголосовало   не   менее  двух  третей  от  общего  числа  депутатов
Государственной Думы.
     Принятый в  указанном  порядке  федеральный  закон в течение пяти
дней  направляется  Председателем  Государственной   Думы   Президенту
Российской  Федерации  для  подписания  и обнародования.  Председатель
Государственной  Думы  уведомляет  Председателя  Совета  Федерации   о
направлении этого закона Президенту Российской Федерации.

                               Глава 15
             Повторное рассмотрение федеральных законов,
             отклоненных Президентом Российской Федерации

     Статья 123. Если Президент Российской Федерации в течение 14 дней
с  момента  поступления   федерального   закона   отклонит   его,   то
Государственная Дума вновь рассматривает данный закон.

     Статья 124. Федеральный закон, отклоненный Президентом Российской
Федерации,  направляется Советом Государственной  Думы  на  заключение
ответственного  комитета Государственной Думы или специально созданной
комиссии палаты, которые рассматривают его в течение 10 дней.
     По итогам  рассмотрения  комитет или комиссия могут рекомендовать
Государственной Думе:
     одобрить федеральный  закон в редакции,  предложенной Президентом
Российской Федерации;
     согласиться с  предложением  Президента  Российской  Федерации  о
нецелесообразности принятия федерального закона;
     одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.
     Совет Государственной Думы по получении заключения  упомянутых  в
части  первой  настоящей  статьи  комитета  или  комиссии  включает  в
первоочередном порядке вопрос о  повторном  рассмотрении  федерального
закона в календарь рассмотрения вопросов.
     О времени и месте проведения заседания  Государственной  Думы  не
позднее  чем  за  три  дня  до  его  проведения  сообщается Президенту
Российской   Федерации   и   полномочному   представителю   Президента
Российской Федерации в Федеральном Собрании.

     Статья 125. Повторное рассмотрение федерального закона начинается
с  выступления  полномочного   представителя   Президента   Российской
Федерации в Федеральном Собрании, затем излагается заключение комитета
или  комиссии,  указанных  в   статье   124   настоящего   Регламента.
Предложение   Президента  Российской  Федерации  о  нецелесообразности
принятия отклоненного им федерального закона может быть поставлено  на
голосование.  Решение  считается принятым,  если за него проголосовало
большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
     Если палата  принимает  решение  о  проведении обсуждения,  в нем
участвуют  только   представители   фракций   и   депутатских   групп.
Заключительное   слово   предоставляется   полномочному  представителю
Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании.

     Статья 126.  По   окончании   обсуждения   первым   ставится   на
голосование   предложение   одобрить  федеральный  закон  в  редакции,
предложенной  Президентом  Российской  Федерации.  Решение   считается
принятым,  если  за  него  проголосовало  большинство  от общего числа
депутатов Государственной Думы.
     Если первое   предложение   не  принято,  на  голосование  палаты
ставится вопрос об одобрении  федерального  закона  в  ранее  принятой
Государственной  Думой  редакции.  Решение  в  этом случае принимается
большинством не менее двух третей голосов от  общего  числа  депутатов
Государственной Думы. В случае принятия данного решения закон в тот же
день  направляется  Председателем   Государственной   Думы   в   Совет
Федерации.
     В случае, если не принято ни одно из решений, упомянутых в частях
первой  и  второй  настоящей  статьи,  палата  проводит голосование по
отдельным разделам,  главам,  статьям, их частям и пунктам в редакции,
предложенной    Президентом   Российской   Федерации.   Перед   каждым
голосованием   слово   предоставляется   полномочному    представителю
Президента  Российской  Федерации  в  Федеральном  Собрании,  а  затем
представителю  ответственного  комитета  или   специальной   комиссии,
упомянутых в статье 124 настоящего Регламента. Решение в каждом случае
считается принятым,  если за него проголосовало большинство от  общего
числа депутатов Государственной Думы.
     После одобрения  Государственной  Думой   отдельных   предложений
Президента  Российской  Федерации  повторное рассмотрение федерального
закона откладывается до  следующего  заседания  палаты;  комитету  или
комиссии,  готовившим заключение,  поручается с привлечением Правового
управления   Аппарата   Государственной   Думы    подготовить    текст
федерального  закона  с  включением  в него одобренных Государственной
Думой предложений Президента  Российской  Федерации.  Указанный  текст
представляется Государственной Думе для одобрения в целом.
     Федеральный закон  считается  одобренным  с  учетом   предложений
Президента   Российской   Федерации,   если   за   него  проголосовало
большинство от общего числа депутатов  Государственной  Думы.  В  этом
случае  федеральный закон в течение пяти дней передается Председателем
Государственной Думы на рассмотрение Совета Федерации.

                               Глава 16
     Рассмотрение предложений о пересмотре положений Конституции
            Российской Федерации и внесение в нее поправок

     Статья 127.  Предложения  о  пересмотре   положений   Конституции
Российской  Федерации  и  о  внесении  в  нее поправок могут вноситься
Президентом Российской Федерации,  Советом Федерации,  Государственной
Думой,    Правительством    Российской   Федерации,   законодательными
(представительными) органами субъектов Российской Федерации,  а  также
группой депутатов численностью не менее одной пятой членов (депутатов)
Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
     В соответствии со статьей 135  Конституции  Российской  Федерации
положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть
пересмотрены Федеральным Собранием.

     Статья 128.  Предложения о пересмотре глав 1,  2 и 9  Конституции
Российской   Федерации,   внесенные  в  Государственную  Думу,  должны
содержать  новую  редакцию  указанных  глав   Конституции   Российской
Федерации   или   их   отдельных  статей,  частей,  пунктов,  а  также
обоснование данного предложения.
     Предложение направляется Советом Государственной Думы  в  Комитет
Государственной Думы  по  законодательству  и судебно-правовой реформе
для   подготовки   заключения,   после   чего    включается    Советом
Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов.

     Статья 129.  Предложение о пересмотре глав 1,  2 и 9  Конституции
Российской   Федерации   и   заключение  комитета  рассматриваются  на
заседании Государственной Думы.  По итогам обсуждения  Государственная
Дума принимает решение об одобрении или отклонении предложения.
     Предложение о пересмотре глав 1,  2 и  9  Конституции  Российской
Федерации  считается  одобренным,  если за него проголосовало не менее
трех пятых от общего числа  депутатов  Государственной  Думы.  В  этом
случае  постановление Государственной Думы направляется в течение пяти
дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения.

     Статья 130.  Поправки к  главам  3  -  8  Конституции  Российской
Федерации   принимаются   в   порядке,  предусмотренном  для  принятия
федеральных конституционных законов. При внесении проекта федерального
конституционного  закона  о  поправках  к  главам  3  -  8 Конституции
Российской   Федерации    применяется    законодательная    процедура,
предусмотренная разделом III настоящего Регламента.
     Поступивший проект   федерального   конституционного   закона   о
внесении  изменений  и дополнений в главы 3 - 8 Конституции Российской
Федерации  передается  Советом  Государственной  Думы  на   заключение
Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе.
     Комитет проводит     предварительное     рассмотрение     проекта
федерального конституционного закона о внесении изменений и дополнений
в главы 3 - 8 Конституции Российской Федерации с  участием  инициатора
законопроекта,   полномочного   представителя   Президента  Российской
Федерации  в   Федеральном   Собрании,   представителя   Правительства
Российской Федерации, а также представителей других комитетов палаты и
иных лиц, предусмотренных настоящим Регламентом.
     Заключение и  подготовленный  к  рассмотрению проект федерального
конституционного закона о внесении изменений в положения глав  3  -  8
Конституции   Российской   Федерации   с   учетом  внесенных  поправок
направляются Комитетом по законодательству и судебно-правовой  реформе
в  Совет  Государственной Думы для включения законопроекта в календарь
рассмотрения вопросов.

     Статья 131.  Рассмотрение законопроекта о  внесении  изменений  и
дополнений   в   главы   3   -   8  Конституции  Российской  Федерации
осуществляется Государственной Думой в трех чтениях.
     В ходе    рассмотрения    законопроекта    Государственная   Дума
заслушивает  доклад  инициатора   каждой   конституционной   поправки,
содоклад   Комитета   Государственной   Думы   по  законодательству  и
судебно-правовой  реформе,  выступления   полномочного   представителя
Президента   Российской   Федерации   в   Федеральном   Собрании   или
уполномоченных им лиц,  представителей фракций и депутатских групп,  а
также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия
в обсуждении.

     Статья 132.  Поправки к  главам  3  -  8  Конституции  Российской
Федерации  обсуждаются  и  голосуются  каждая в отдельности в порядке,
предусмотренном настоящим Регламентом.  Поправка принимается,  если за
нее  проголосовало  не  менее  двух  третей  от общего числа депутатов
Государственной Думы.

     Статья 133. После постатейного обсуждения и голосования поправок,
проверки   текста   проекта  федерального  конституционного  закона  о
внесении изменений в главы 3 - 8 Конституции  Российской  Федерации  и
устранения   имеющихся  противоречий  Государственная  Дума  принимает
федеральный конституционный закон в целом,  если за него проголосовало
не  менее  двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Федеральный конституционный закон считается принятым,  если он одобрен
большинством  не  менее  двух третей голосов от общего числа депутатов
Государственной Думы.
     Принятый Государственной  Думой федеральный конституционный закон
в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

     Статья 134.   Если   Совет   Федерации   отклоняет    федеральный
конституционный  закон о внесении изменений и дополнений в главы 3 - 8
Конституции  Российской  Федерации,  то  для   преодоления   возникших
разногласий  может  применяться  процедура,  предусмотренная настоящим
Регламентом для повторного  рассмотрения  федеральных  конституционных
законов.
     Указанный федеральный конституционный закон считается одобренным,
если  за  его  принятие  проголосовало не менее двух третей голосов от
общего числа депутатов палаты.
     Одобренный Государственной   Думой   федеральный  конституционный
закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации

     Статья 135. Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской
Федерации    осуществляется   без   принятия   Государственной   Думой
дополнительного решения на основании принятого в установленном порядке
федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию
и образовании в ее составе нового субъекта  Российской  Федерации,  об
изменении   конституционно-правового   статуса   субъекта   Российской
Федерации.

                              РАЗДЕЛ IV
               Решение Государственной Думой вопросов,
                       отнесенных к ее ведению

                               Глава 17
            Дача согласия Президенту Российской Федерации
               на назначение Председателя Правительства
                         Российской Федерации

     Статья 136.  В соответствии со статьей 103 Конституции Российской
Федерации  Председатель Правительства Российской Федерации назначается
Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
     По получении   представления   Президента   Российской  Федерации
Председатель Государственной Думы  немедленно  извещает  депутатов  об
этом.  Текст  представления  сразу  же после этого вручается депутатам
палаты.
     Государственная Дума   рассматривает  представленную  Президентом
Российской   Федерации   кандидатуру   на    должность    Председателя
Правительства  Российской  Федерации  в течение недели со дня внесения
представления.

     Статья 137.  Президент Российской Федерации либо его  полномочный
представитель   в   Федеральном   Собрании   официально   представляет
кандидатуру  на  должность   Председателя   Правительства   Российской
Федерации.
     Кандидат на  должность  Председателя   Правительства   Российской
Федерации   докладывает   Государственной   Думе   программу  основных
направлений деятельности будущего Правительства Российской  Федерации.
Перед   обсуждением   кандидатуры  в  течение  времени,  определенного
Государственной Думой,  но не свыше 30  минут,  кандидат  отвечает  на
вопросы депутатов.
     По окончании  ответов  на   вопросы   представители   фракций   и
депутатских  групп  высказываются за выдвинутую кандидатуру или против
нее.

     Статья 138.  Решение о даче согласия на  назначение  Председателя
Правительства   Российской   Федерации   принимается   по   усмотрению
Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с
применением электронной системы.
     Согласие на  назначение  Председателя  Правительства   Российской
Федерации  считается  полученным,  если  за  предложенную  кандидатуру
проголосовало большинство от общего  числа  депутатов  Государственной
Думы.
     По результатам  тайного  голосования  о  назначении  Председателя
Правительства Российской Федерации принимается постановление.

     Статья 139. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры
на должность Председателя Правительства Российской Федерации Президент
Российской  Федерации  в течение недели со дня ее отклонения вносит на
согласование палаты новую кандидатуру.
     Обсуждение и согласование новой кандидатуры происходит в порядке,
предусмотренном частью  второй  статьи  138  настоящего  Регламента  в
течение   недели   после   представления   ее  Президентом  Российской
Федерации.

     Статья 140.  В  случае  двукратного   отклонения   представленных
кандидатур   на   должность   Председателя   Правительства  Российской
Федерации  Государственной  Думой  Президент  Российской  Федерации  в
течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить
третью кандидатуру.
     Обсуждение и   согласование   третьей  кандидатуры  на  должность
Председателя Правительства Российской Федерации происходит в сроки и в
порядке,  которые предусмотрены настоящим Регламентом для обсуждения и
согласования первых двух кандидатур.

                               Глава 18
             Рассмотрение вопросов, связанных с доверием
                  Правительству Российской Федерации

     Статья 141.  В соответствии со статьей 117 Конституции Российской
Федерации  Государственная Дума может выразить недоверие Правительству
Российской Федерации.
     Предложение о   выражении   недоверия   Правительству  Российской
Федерации вносится фракцией либо депутатской группой в Государственной
Думе,  численность  которой  составляет не менее одной пятой от общего
числа депутатов палаты.
     Государственная Дума    рассматривает    вопрос    о    недоверии
Правительству  Российской  Федерации  в  недельный  срок   после   его
внесения,   во   внеочередном   порядке,   предусмотренном   настоящим
Регламентом.

     Статья 142.  Председатель Правительства Российской Федерации, а в
его  отсутствие один из первых заместителей,  исполняющий на заседании
Государственной Думы его обязанности,  вправе выступить с заявлением в
связи  с  внесенным  предложением о недоверии Правительству Российской
Федерации.
     В ходе   обсуждения   предложения   о   недоверии  Правительству,
Российской Федерации  депутаты  Государственной  Думы  задают  вопросы
Председателю    и    членам    Правительства   Российской   Федерации,
высказываются  за   выражение   недоверия   Правительству   Российской
Федерации  или  против  этого;  преимущественное  право на выступление
предоставляется представителям фракций, депутатских групп.
     Председатель Правительства  Российской Федерации или заместитель,
исполняющий его обязанности, получает слово последним.
     В ходе  обсуждения  Председатель и члены Правительства Российской
Федерации могут получать слово для справки, но не более трех минут.
     Обсуждение прекращается   по  предложению  об  этом,  одобренному
большинством  голосов  от  числа  депутатов,   принявших   участие   в
голосовании.

     Статья 143.   Государственная   Дума  принимает  постановление  о
недоверии Правительству Российской Федерации большинством  голосов  от
общего числа депутатов Государственной Думы.
     Голосование о  выражении   недоверия   Правительству   Российской
Федерации  проводится  открытым  голосованием.  Палата  вправе принять
решение о поименном голосовании.
     Предложение о   выражении   недоверия   Правительству  Российской
Федерации считается  отклоненным,  если  оно  не  собрало  большинства
голосов депутатов, предусмотренного частью первой настоящей статьи.

     Статья 144.  В  случае,  если  Президент  Российской Федерации не
согласился с решением Государственной Думы о  недоверии  Правительству
Российской  Федерации,  Государственная  Дума  в  течение трех месяцев
вправе провести повторное голосование по вопросу о выражении недоверия
Правительству Российской Федерации.

     Статья 145. Председатель Правительства Российской Федерации может
поставить перед Государственной Думой вопрос о  доверии  Правительству
Российской  Федерации.  Такое  представление  Правительства Российской
Федерации должно быть мотивировано,  а  текст  представления  подлежит
немедленному распространению среди депутатов Государственной Думы.
     Совет Государственной  Думы  назначает  вопрос   к   рассмотрению
Государственной Думой во внеочередном порядке в течение 10 дней со дня
внесения представления.

     Статья 146. Обсуждение вопроса о доверии Правительству Российской
Федерации,   поставленного   Председателем   Правительства  Российской
Федерации,  проводится  в  порядке,  установленном  настоящей   главой
Регламента.  Решение  о  доверии  Правительству  Российской  Федерации
принимается   большинством   голосов   от   общего   числа   депутатов
Государственной     Думы,     результаты    голосования    оформляются
постановлением.
     Если решение,  упомянутое  в  части  первой настоящей статьи,  не
принимается, это значит, что Государственная Дума отказывает в доверии
Правительству Российской Федерации.

                               Глава 19
         Назначение на должность и освобождение от должности
                  Уполномоченного по правам человека

     Статья 147.  В соответствии со статьей 103 Конституции Российской
Федерации Уполномоченный по правам человека назначается на должность и
освобождается  от  должности  Государственной  Думой.  Кандидатуры  на
должность Уполномоченного по правам человека  предлагаются  депутатами
Государственной Думы.
     Назначение производится  на   первой   сессии   каждого   созыва.
     Уполномоченный по правам человека назначается Государственной
Думой на срок,  установленный федеральным конституционным  законом  об
Уполномоченном по правам человека.

     Статья 148.  Кандидат  на  должность  Уполномоченного  по  правам
человека выступает перед Государственной Думой  с  краткой  программой
предстоящей   деятельности.  Депутаты,  присутствующие  на  заседании,
вправе  задавать  вопросы  кандидату,  высказывать  свое   мнение   по
предложенной кандидатуре, выступать за или против нее.
     О назначении  Уполномоченного  по  правам  человека   принимается
постановление.

     Статья 149.  Если  кандидатура  на  должность  Уполномоченного по
правам человека отклонена палатой, фракции и депутатские группы вправе
предложить  для  нового  рассмотрения  ту  же  или  новую кандидатуру.
Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день  после
получения    палатой   соответствующего   представления   в   порядке,
установленном настоящей главой Регламента.

     Статья 150.  Вопрос об освобождении от должности  Уполномоченного
по  правам  человека решается по представлению фракции или депутатской
группы на заседании Государственной Думы большинством от общего  числа
депутатов Государственной Думы.

     Статья 151.   По   вопросу  о  назначении  на  должность  или  об
освобождении  от  должности   Уполномоченного   по   правам   человека
Государственная Дума принимает постановление.

                               Глава 20
         Назначение на должность и освобождение от должности
     Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов

     Статья 152.  В соответствии со статьей 103 Конституции Российской
Федерации Председатель Счетной палаты и половина состава ее  аудиторов
назначаются  на должность и освобождаются от должности Государственной
Думой.  Кандидатуры  на  должность  Председателя  Счетной   палаты   и
аудиторов Счетной палаты представляются Комитетом Государственной Думы
по бюджету, налогам, банкам и финансам.
     Назначение производится  на  первой  сессии  Государственной Думы
первого созыва,  а в последующем -  на  сессии,  ближайшей  к  моменту
истечения полномочий Председателя Счетной палаты и ее аудиторов.
     Председатель Счетной палаты и ее аудиторы  назначаются  на  срок,
предусмотренный федеральным законом о Счетной палате.

     Статья 153.  Кандидат  на  должность  Председателя Счетной палаты
выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей
деятельности.  Депутаты,  присутствующие на заседании, вправе задавать
вопросы   кандидату,   высказывать   свое   мнение   по   предложенной
кандидатуре, выступать за или против нее. Обсуждение вопроса не должно
занимать  более  30  минут.  Преимущественное  право  для  выступления
принадлежит  представителям  фракций,  депутатских  групп  и комитетов
палаты.
     Председатель Счетной  палаты считается назначенным,  если за него
проголосовало большинство от числа избранных депутатов Государственной
Думы.

     Статья 154.  Вопрос  о  назначении  на должность аудитора Счетной
палаты решается Государственной Думой большинством  голосов  от  числа
избранных  депутатов Государственной Думы после краткого представления
кандидатур.

     Статья 155.  Если кандидатура на должность  Председателя  Счетной
палаты,  представленная  Комитетом  Государственной  Думы  по бюджету,
налогам,  банкам и финансам,  отклонена палатой,  этот комитет  вправе
предложить  для  нового  рассмотрения  ту  же  или  новую кандидатуру.
Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день  после
получения    палатой   соответствующего   представления   в   порядке,
установленном настоящей главой Регламента.

     Статья 156.  Вопрос об  освобождении  от  должности  Председателя
Счетной палаты решается по представлению Комитета Государственной Думы
по бюджету,  налогам,  банкам и финансам на заседании  Государственной
Думы  большинством  голосов  от общего числа депутатов Государственной
Думы.
     В том  же порядке производится освобождение от должности аудитора
Счетной палаты.
     Если решение  об  освобождении  от должности Председателя Счетной
палаты или ее  аудитора  не  принято,  освобождение  их  от  должности
считается не состоявшимся.

     Статья 157.   По   вопросу  о  назначении  на  должность  или  об
освобождении от  должности  Председателя  Счетной  палаты  и  половины
состава ее аудиторов Государственная Дума принимает постановление.

                               Глава 21
         Назначение на должность и освобождение от должности
         Председателя Центрального банка Российской Федерации

     Статья 158.  В  соответствии  с пунктом "г" статьи 83 Конституции
Российской   Федерации   кандидатура   на    должность    Председателя
Центрального  банка  Российской  Федерации  представляется Президентом
Российской Федерации.
     Назначение производится на сессии Государственной Думы, ближайшей
к  моменту  истечения  полномочий  Председателя   Центрального   банка
Российской Федерации.
     Председатель Центрального банка Российской Федерации  назначается
на  срок,  предусмотренный  Законом  РСФСР  "О Центральном банке РСФСР
(Банке России)".

     Статья 159.  Кандидатура на должность  Председателя  Центрального
банка Российской Федерации предварительно рассматривается на заседании
Комитета Государственной Думы по бюджету,  налогам, банкам и финансам,
который выносит свое заключение, представляемое Государственной Думе.

     Статья 160. Кандидат на должность Председателя Центрального банка
Российской Федерации выступает перед Государственной Думой  с  краткой
программой предстоящей деятельности.
     Депутаты, присутствующие на заседании,  вправе  задавать  вопросы
кандидату,   высказывать  свое  мнение  по  предложенной  кандидатуре,
выступать за или против нее.
     Преимущественное право  на выступление принадлежит представителям
фракций, депутатских групп и комитетов палаты.
     Председатель Центрального  банка  Российской  Федерации считается
назначенным, если за него проголосовало большинство от числа избранных
депутатов Государственной Думы.

     Статья 161.    Если   кандидатура   на   должность   Председателя
Центрального банка Российской Федерации отклонена палатой,  назначение
на должность считается несостоявшимся.
     Повторное рассмотрение той же кандидатуры или рассмотрение  новой
кандидатуры  на  должность  Председателя Центрального банка Российской
Федерации производится на ближайшем после ее представления Президентом
Российской   Федерации   заседании  Государственной  Думы  в  порядке,
предусмотренном статьями 159, 160 настоящего Регламента.

     Статья 162.  Вопрос об  освобождении  от  должности  Председателя
Центрального  банка  Российской  Федерации  решается  по представлению
Президента Российской Федерации.
     Представление Президента  Российской Федерации об освобождении от
должности  Председателя  Центрального   банка   Российской   Федерации
предварительно  рассматривается  на заседании Комитета Государственной
Думы по бюджету,  налогам,  банкам и финансам,  который  выносит  свое
заключение, представляемое Государственной Думе.
     Решение об освобождении от  должности  Председателя  Центрального
банка   Российской   Федерации   принимается   Государственной   Думой
большинством голосов  от  числа  избранных  депутатов  Государственной
Думы.
     Если решение   об   освобождении   от   должности    Председателя
Центрального  банка  Российской Федерации не принято,  освобождение от
должности считается несостоявшимся.

                               Глава 22
          Порядок выдвижения Государственной Думой обвинения
                против Президента Российской Федерации

     Статья 163.  Предложение о выдвижении обвинения против Президента
Российской Федерации для отрешения его от должности может быть внесено
по  инициативе  не  менее  одной  трети  от  общего  числа   депутатов
Государственной Думы.
     Предложение должно  содержать  конкретные  указания  на  признаки
преступления,   которое   вменяется   в   вину  Президенту  Российской
Федерации, а также обоснование его причастности к этому преступлению.

     Статья 164.  Предложение о выдвижении обвинения против Президента
направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии,
образуемой  палатой,  для  оценки  соблюдения  процедурных  правил   и
фактической   обоснованности   обвинения,  а  также  в  Верховный  Суд
Российской  Федерации  для  дачи  заключения  о  наличии  в  действиях
Президента Российской Федерации признаков преступления.
     Специальная комиссия избирается Государственной Думой  в  составе
Председателя,  его заместителя и 10 - 12 членов комиссии. Председатель
комиссии избирается Государственной Думой путем открытого  голосования
большинством голосов от общего числа депутатов палаты.  Члены комиссии
избираются палатой по представлению фракций и депутатских групп  общим
списком большинством голосов от общего числа депутатов Государственной
Думы. Заместитель председателя комиссии избирается на ее заседании.
     Состав комиссии  формируется  с  учетом равного представительства
фракций и депутатских групп.

     Статья 165.   Специальная   комиссия   проверяет   обоснованность
выдвинутого   против   Президента   Российской   Федерации  обвинения,
соблюдение   кворума,   необходимого   для    выдвижения    обвинения,
правильность   подсчета   голосов   и   других   процедурных   правил,
установленных настоящим Регламентом.
     Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые
могут сообщить о фактах,  положенных в основу предложения о выдвижении
обвинения,   рассматривает   соответствующие   документы,  заслушивает
представителя Президента Российской Федерации.  Комиссия  большинством
голосов  членов  комиссии  принимает  заключение о наличии фактических
обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения,
и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения.

     Статья 166.  Предложение о выдвижении обвинения против Президента
и  заключение  специальной  комиссии  рассматриваются   на   заседании
Государственной Думы. По решению палаты заседание может быть объявлено
закрытым.
     С докладом   о   предложении  о  выдвижении  обвинения  выступает
уполномоченный группой, упомянутой в части первой статьи 163, депутат;
содоклад делает председатель специальной комиссии.
     Затем заслушивается   заключение   Верховного   Суда   Российской
Федерации  о  наличии  в  действиях  Президента  Российской  Федерации
признаков преступления.
     В обсуждении предложения о выдвижении обвинения против Президента
Российской Федерации для отрешения его от должности принимают  участие
депутаты Государственной Думы, а также приглашенные для этого эксперты
и другие лица, оценки и показания которых имеют существенное значение.
Преимущественное  право  на  выступление имеют представители фракций и
депутатских групп.  Полномочному представителю  Президента  Российской
Федерации   в   Федеральном  Собрании  и  представителю  Правительства
Российской Федерации слово предоставляется вне очереди.
     После прекращения  обсуждения представители фракций и депутатских
групп могут получить слово для выступления по  мотивам  голосования  в
течение не более пяти минут каждый.

     Статья 167.  По итогам обсуждения двумя третями голосов от общего
числа депутатов палаты Государственная Дума принимает постановление  о
выдвижении   обвинения   против   Президента  Российской  Федерации  в
государственной измене или совершении иного тяжкого  преступления  для
отрешения   его   от   должности.   Постановление  принимается  тайным
голосованием    с     использованием     бюллетеней.     Постановление
Государственной   Думы   о   выдвижении  обвинения  против  Президента
Российской  Федерации  в  пятидневный  срок   направляется   в   Совет
Федерации.
     Если предложение  о  выдвижении   обвинения   против   Президента
Российской  Федерации  не  получило  поддержки большинства в две трети
голосов от общего  числа  депутатов,  Государственная  Дума  принимает
постановление  об  отказе  в  выдвижении  обвинения против Президента,
которое является окончательным и подлежит официальному  опубликованию.
Постановление  направляется  за  подписью Председателя Государственной
Думы в Совет Федерации, а также Президенту Российской Федерации.

                               Глава 23
                         Объявление амнистии

     Статья 168.  Объявление амнистии  осуществляется  Государственной
Думой  путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке
исполнения амнистии.

     Статья 169.  Проект постановления об объявлении амнистии вносится
в  Государственную Думу и рассматривается ею в порядке,  установленном
для внесения и рассмотрения законопроектов настоящим Регламентом.
     Государственная Дума   принимает   постановление   об  объявлении
амнистии   большинством   голосов   от    общего    числа    депутатов
Государственной Думы.
     Постановление об объявлении амнистии подписывается  Председателем
Государственной  Думы  и подлежит официальному опубликованию в течение
трех дней.

                               РАЗДЕЛ V
      Внешнеполитические вопросы и международное сотрудничество

                               Глава 24
           Порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов

     Статья 170. Государственная Дума рассматривает внешнеполитические
вопросы по собственной инициативе, или в связи с обращением Президента
Российской  Федерации,  либо  по  докладам  и сообщениям Правительства
Российской Федерации и комитетов палаты.

     Статья 171. Государственная Дума принимает обращения и заявления,
выражающие  позицию  палаты  по  общим  или отдельным вопросам внешней
политики Российской  Федерации,  а  также  по  вопросам  международных
отношений в целом.
     Инициатива внесения    проектов     обращений     и     заявлений
Государственной Думы может исходить от субъектов права законодательной
инициативы.

     Статья 172.  Проекты обращений и заявлений Государственной  Думы,
касающиеся внешнеполитических вопросов, предварительно рассматриваются
Комитетом Государственной Думы по международным делам и/или  Комитетом
Государственной  Думы  по  делам  Содружества Независимых Государств и
связям с  соотечественниками,  а  в  случае  необходимости  и  другими
комитетами палаты по профилю их деятельности.

                               Глава 25
       Ратификация международных договоров Российской Федерации

     Статья 173.    Международный    договор   Российской   Федерации,
подлежащий ратификации,  вносится Президентом Российской  Федерации  в
Государственную Думу с проектом федерального закона о его ратификации,
пояснительной   запиской,   другими   необходимыми    документами    и
материалами.
     Председатель Государственной Думы  извещает  депутатов  палаты  о
поступившем    на    ратификацию    международном    договоре.   Совет
Государственной   Думы,   исходя   из   содержания   поступившего   на
рассмотрение договора,  определяет ответственный комитет по подготовке
к  его  ратификации  Государственной  Думой  (далее  -   ответственный
комитет)  и  направляет  договор  и  проект  федерального закона о его
ратификации  с   сопроводительными   материалами   на   заключение   в
соответствующий  комитет.  Одновременно  договор и проект федерального
закона о его ратификации с сопроводительными материалами  направляются
в  Комитет Государственной Думы по международным делам и/или в Комитет
Государственной Думы по делам  Содружества  Независимых  Государств  и
связям с соотечественниками в соответствии с их компетенцией.
     Решением Совета  Государственной  Думы  к  участию  в  подготовке
заключений по договору привлекаются другие комитеты палаты.

     Статья 174.  Ответственный комитет,  Комитет Государственной Думы
по  международным  делам  и  Комитет  Государственной  Думы  по  делам
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками могут
запрашивать   у  соответствующих  государственных  органов  Российской
Федерации дополнительную  информацию,  касающуюся  представленного  на
ратификацию   международного   договора,   привлекать  к  оценке  этой
информации и текста международного договора независимых экспертов.
     Ответственный комитет   оказывает   содействие  другим  комитетам
Государственной  Думы  в  подготовке  заключений   по   международному
договору  в  соответствии с их компетенцией,  создает подготовительные
комиссии.
     Ответственный комитет   по  решению  Государственной  Думы  может
проводить   парламентские   слушания   по   вопросу   о    ратификации
международного договора.

     Статья 175. На заседании ответственного комитета о представленном
на ратификацию международном договоре может быть заслушан  полномочный
представитель  Президента  Российской Федерации в Федеральном Собрании
или уполномоченное Президентом Российской Федерации лицо.
     В обсуждении  вопроса о ратификации международного договора могут
принимать  участие  приглашенные  члены  других  комитетов,   депутаты
Государственной Думы, эксперты и иные лица.

     Статья 176. По итогам обсуждения с учетом поступивших предложений
и на основе результатов парламентских слушаний  ответственный  комитет
представляет  заключение  и  проект федерального закона о ратификации.
Заключение  комитета  содержит  рекомендации  о  ратификации   или   о
нератификации  международного  договора,  предложения  о необходимости
сопроводить  ратификацию  возможными  декларациями,  заявлениями   или
оговорками,    допускаемыми    международным    правом,   поручениями,
принимаемыми Государственной Думой протокольно.
     Ответственный комитет по согласованию с Комитетом Государственной
Думы по международным делам и/или Комитетом  Государственной  Думы  по
делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
может рекомендовать Совету Государственной Думы наиболее удобный  срок
вынесения международного договора на рассмотрение палаты.
     Заключение по  вопросу  о  ратификации  международного   договора
принимается большинством голосов от общего числа членов комитета.

     Статья 177.  Ответственный  комитет  направляет в Государственную
Думу свое заключение, проект федерального закона о ратификации, другие
необходимые  сопроводительные  материалы.  В  обязательном  порядке  в
соответствии  с  компетенцией   представляются   заключения   Комитета
Государственной Думы по международным делам,  Комитета Государственной
Думы  по  делам  Содружества  Независимых  Государств   и   связям   с
соотечественниками,  а  также рекомендации других комитетов,  если они
содержат предложение воздержаться от ратификации  или  сопроводить  ее
оговорками.
     Совет Государственной  Думы   включает   вопрос   о   ратификации
международного договора в календарь рассмотрения вопросов вне очереди.

     Статья 178.   Государственная   Дума   рассматривает   вопросы  и
принимает решения о ратификации международных  договоров  в  таком  же
порядке,  как  и по другим законопроектам,  если иное не предусмотрено
настоящим Регламентом.

     Статья 179.  На заседании Государственной Думы  при  рассмотрении
вопроса  о  ратификации  международного  договора с докладом выступает
полномочный   представитель   Президента   Российской   Федерации    в
Федеральном Собрании. С содокладами могут также выступить председатель
ответственного комитета, председатель Комитета Государственной Думы по
международным  делам  и/или председатель Комитета Государственной Думы
по   делам   Содружества   Независимых   Государств   и    связям    с
соотечественниками.

     Статья 180.  Государственная  Дума  принимает федеральный закон о
ратификации международного договора  большинством  голосов  от  общего
числа депутатов.
     Принятый Государственной Думой федеральный  закон  о  ратификации
международного   договора   направляется   за   подписью  Председателя
Государственной Думы в  Совет  Федерации  в  порядке,  предусмотренном
настоящим Регламентом.

     Статья 181. В случае, если Государственная Дума принимает решение
об  отсрочке  рассмотрения  вопроса   о   ратификации   международного
договора, такое решение должно быть мотивировано.

     Статья 182.  Если  согласно  статье  125  Конституции  Российской
Федерации в Конституционный Суд  Российской  Федерации  был  направлен
запрос  о соответствии Конституции Российской Федерации вынесенного на
ратификацию международного договора,  то до вынесения  Конституционным
Судом  Российской  Федерации  решения по этому вопросу Государственная
Дума  не  рассматривает  проект  федерального  закона  о   ратификации
международного договора.

                               Глава 26
            Международное межпарламентское сотрудничество

     Статья 183.  Государственная Дума может  в  случае  необходимости
заключать   с   парламентами  других  государств  и  с  международными
парламентскими    организациями    соглашения    о    межпарламентском
сотрудничестве.
     Руководителям парламентов других государств,  главам государств и
правительств,  руководителям парламентских делегаций по решению Совета
Государственной Думы может быть предоставлена возможность выступить на
заседании Государственной Думы.

     Статья 184.  Государственная  Дума рассматривает рекомендательные
законодательные   акты   Межпарламентской   Ассамблеи   государств   -
участников Содружества Независимых Государств, принимает решения по их
реализации.  Рекомендательные  законодательные   акты   предварительно
рассматриваются соответствующим комитетом Государственной Думы.

     Статья 185.  Государственная  Дума  ежегодно  принимает программы
сотрудничества  с  парламентами  других  государств.   Проекты   таких
программ    подготавливаются   Комитетом   Государственной   Думы   по
международным  делам  и  Комитетом  Государственной  Думы   по   делам
Содружества  Независимых  Государств  и  связям с соотечественниками с
учетом мнений других комитетов,  а также фракций,  депутатских групп и
предложений  Отдела  межпарламентских  связей Аппарата Государственной
Думы.

     Статья 186.  В соответствии с намеченными  Государственной  Думой
программами  Совет  Государственной  Думы  с  учетом  мнений  фракций,
депутатских групп,  комитетов,  а также  Председателя  Государственной
Думы определяет состав направляемых за рубеж официальных парламентских
делегаций  Государственной  Думы,  руководителей  этих  делегаций,  их
заместителей   и   секретарей,   а   также  состав  российских  частей
межпарламентских    комиссий    (парламентских,     рабочих     групп)
Государственной  Думы  по  двустороннему сотрудничеству с парламентами
других государств, определяет объем их полномочий.
     Совет Государственной  Думы определяет также кандидатуры из числа
депутатов Государственной Думы для  включения  в  состав  делегаций  и
российских  частей  межпарламентских комиссий (парламентских,  рабочих
групп) Федерального Собрания.
     Делегации фракций  и  депутатских  групп направляются за рубеж за
счет  собственных   средств   и   представляют   за   рубежом   только
соответствующие   избирательные   и  депутатские  объединения,  но  не
Государственную Думу в целом,  если только Совет Государственной  Думы
не принял об этом иного специального решения.
     Решения Совета Государственной Думы  по  вопросам  официальных  и
неофициальных  визитов  в  рамках  межпарламентского  обмена,  а также
командирования депутатов Государственной Думы за рубеж  принимаются  в
форме распоряжений.

     Статья 187.  Государственная  Дума  вырабатывает  согласованный с
Советом Федерации порядок формирования общих  делегаций  и  российских
частей   межпарламентских   комиссий  (парламентских,  рабочих  групп)
Федерального Собрания.

     Статья 188.   Официальные    делегации    Государственной    Думы
представляют   в   Совет  Государственной  Думы,  а  также  в  Комитет
Государственной Думы по международным делам, в Комитет Государственной
Думы   по   делам   Содружества  Независимых  Государств  и  связям  с
соотечественниками,   в   Отдел   межпарламентских   связей   Аппарата
Государственной  Думы,  а  в  случае необходимости и в другие комитеты
Государственной Думы  отчет  о  своей  работе.  По  инициативе  Совета
Государственной Думы, руководителя делегации, а также соответствующего
комитета   такой   отчет   может   быть   вынесен   на    рассмотрение
Государственной Думы.

     Статья 189.   Положение   о  российских  частях  межпарламентских
комиссий   (парламентских,    рабочих    групп)    по    двустороннему
сотрудничеству  с парламентами других государств,  а также положение о
парламентских  делегациях  Российской  Федерации  в   Межпарламентской
Ассамблее государств -участников Содружества Независимых Государств, в
Межпарламентской Ассамблее СБСЕ утверждаются Государственной Думой.
     Участие депутатов    Государственной    Думы    в    деятельности
Межпарламентского Союза регламентируется  положением  о  парламентской
группе России, принимаемым общим собранием парламентской группы.

     Статья 190.   Государственная  Дума  утверждает  согласованный  с
Советом  Федерации  единый  порядок   протокольного,   финансового   и
организационно-технического   обеспечения   иностранных  парламентских
делегаций в Российской Федерации,  а также  депутатов  Государственной
Думы,  выезжающих за рубеж в рамках российских частей межпарламентских
комиссий или в составе делегаций Государственной Думы или Федерального
Собрания.

                               Глава 27
        Порядок консультаций с комитетами Государственной Думы
         о назначении и отзыве дипломатических представителей

     Статья 191. Комитет Государственной Думы по международным делам и
Комитет  Государственной  Думы  по   делам   Содружества   Независимых
Государств   и   связям  с  соотечественниками  в  соответствии  с  их
компетенцией совместно с другими комитетами  Государственной  Думы  по
профилю  их  деятельности  проводят  при  необходимости консультации с
Президентом Российской  Федерации  по  вопросам  назначения  и  отзыва
дипломатических  представителей  Российской  Федерации  в  иностранных
государствах  и   международных   организациях   согласно   процедуре,
установленной в настоящей главе Регламента.

     Статья 192.    Предложения   по   кандидатурам   для   назначения
дипломатических   представителей   оформляются    решением    Коллегии
Министерства   иностранных   дел   Российской   Федерации   или  иного
министерства  Российской   Федерации   и   представляются   вместе   с
документами, характеризующими каждого кандидата. Аналогичные документы
представляются    на    кандидатов    для    отзыва    дипломатических
представителей.
     Предложение о    назначении    или     отзыве     дипломатических
представителей должно быть мотивировано.
     Комитет Государственной  Думы  может  затребовать   представление
дополнительных  данных  о  кандидатах  и  мотивировки  назначения либо
отзыва дипломатического представителя.

     Статья 193. Соответствующий комитет Государственной Думы на своем
закрытом    заседании    в   присутствии   кандидата   на   назначение
дипломатическим  представителем  или  дипломатического  представителя,
которого  предлагается  отозвать,  а также соответствующих должностных
лиц  Министерства  иностранных  дел  Российской   Федерации   проводит
обсуждение  и по его итогам выносит свое заключение.  Такое заключение
должно быть мотивировано и официально направляется на  имя  Президента
Российской Федерации.

                              РАЗДЕЛ VI
         Обращения в Конституционный Суд Российской Федерации

     Статья 194. Государственная Дума может обращаться с ходатайствами
в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  по  разрешению  дел  о
соответствии  Конституции  Российской  Федерации   нормативных   актов
Президента  Российской  Федерации,  Совета Федерации,  Государственной
Думы,  Правительства  Российской  Федерации,  конституций   республик,
уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской
Федерации,  международных  договоров,  не  вступивших   в   силу   для
Российской Федерации.
     Государственная Дума  может  также  обратиться   с   запросом   в
Конституционный  Суд  Российской  Федерации  о  толковании Конституции
Российской Федерации и  по  другим  вопросам,  относящимся  к  ведению
Государственной   Думы,   предусмотренным  в  статье  125  Конституции
Российской Федерации.
     Запрос в   Конституционный  Суд  Российской  Федерации  не  может
направляться  в  связи   с   делами,   находящимися   в   производстве
Конституционного Суда Российской Федерации.

     Статья 195. Предложение об обращении с запросом в Конституционный
Суд Российской Федерации вносится фракцией,  депутатской  группой  или
комитетом Государственной Думы.
     Предложение об  обращении  с  запросом  в   Конституционный   Суд
Российской   Федерации  оформляется  в  соответствии  с  требованиями,
установленными федеральным конституционным законом  о  Конституционном
Суде  Российской  Федерации,  а  также  с учетом требований настоящего
Регламента.
     Внесение, рассмотрение    и    принятие   Государственной   Думой
предложений об обращении с запросом в Конституционный  Суд  Российской
Федерации   осуществляются   в   порядке,   предусмотренном  настоящим
Регламентом  для  принятия   постановлений,   отнесенных   к   ведению
Государственной Думы.
     Решение об обращении с запросом в Конституционный Суд  Российской
Федерации  принимается  большинством голосов от общего числа депутатов
Государственной Думы.

     Статья 196. Решение Конституционного Суда Российской Федерации по
запросу  Государственной  Думы  доводится  до  сведения  депутатов  на
очередном ее заседании после того, как такое решение получено.
     Статья 197.   Предложение   об   обращении   с   ходатайством   в
Конституционный  Суд  Российской  Федерации  по  разрешению   дела   о
соответствии  Конституции  Российской  Федерации  федеральных законов,
нормативных актов Президента Российской Федерации,  Совета  Федерации,
Государственной  Думы,  Правительства Российской Федерации и по другим
вопросам,   предусмотренным   статьей   125   Конституции   Российской
Федерации,   может   внести   фракция,  депутатская  группа,  а  также
инициативная группа депутатов Государственной Думы,  насчитывающая  не
менее  одной  пятой  от  общего числа депутатов.  В последнем случае к
проекту   ходатайства   должен   быть   приложен   перечень   подписей
запрашивающих с указанием фамилии, имени и отчества каждого депутата.
     Внесение, рассмотрение   и   принятие    Государственной    Думой
предложений   об   обращении  с  ходатайством  в  Конституционный  Суд
Российской  Федерации  осуществляются   в   порядке,   предусмотренном
настоящим Регламентом для принятия постановлений, отнесенных к ведению
Государственной Думы.

                              РАЗДЕЛ VII
                Заключительные и переходные положения

     Статья 198. Государственная Дума первого созыва избирается сроком
на два  года.  По  истечении  срока  полномочий  Государственная  Дума
первого  созыва  сохраняет  свои  полномочия  до  дня открытия первого
заседания вновь избранной Государственной Думы.

     Статья 199.   Регламент   Государственной   Думы,   изменения   и
дополнения  к  нему  принимаются  большинством голосов от общего числа
депутатов Государственной Думы и оформляются постановлением палаты.
     Регламент вступает в силу со дня его принятия.

     Статья 200.  Предложения  об  изменении  и  дополнении Регламента
Государственной  Думы,  внесенные  фракциями,  депутатскими  группами,
комитетами  палаты  или  не  менее  чем  одной  пятой  от общего числа
депутатов Государственной  Думы,  включаются  Советом  Государственной
Думы без голосования в календарь рассмотрения вопросов Государственной
Думой и расcматриваются ею в первоочередном порядке.

     Статья 201.  Разъяснение положений Регламента и контроль  за  его
соблюдением  осуществляют  Комитет Государственной Думы по организации
работы Государственной Думы. Разъяснения Регламента, данные комитетом,
даются  на  заседании палаты и при необходимости могут быть утверждены
постановлением Государственной Думы.

     Статья 202.  Законопроекты,   не   принятые   Верховным   Советом
Российской  Федерации в окончательной редакции,  и принятые им,  но не
вступившие в силу законы могут быть  внесены  в  Государственную  Думу
субъектами  права  законодательной инициативы и должны рассматриваться
Государственной Думой в порядке, установленном Конституцией Российской
Федерации   и   настоящим  Регламентом  для  рассмотрения  и  принятия
федеральных конституционных и федеральных законов.

     Статья 203.  Смета расходов Государственной Думы утверждается  на
заседании  палаты  большинством  голосов  от  общего  числа  депутатов
Государственной Думы.

Страницы: 1  2