Страницы: 1 2 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫСШИХ ВОЕННО - УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ 5 апреля 1994 г. N 110 (МОБ) 1. Ввести в действие Положение о высших военно - учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации (Приложение N 1 к настоящему Приказу). 2. Признать утратившими силу пункт 3 Приказа министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 147 в части, касающейся Приказа министра обороны СССР 1989 г. N 350, и пункт 2 Приказа министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 191 в части, касающейся Приказа министра обороны СССР 1987 г. N 0300. 3. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации Приказы согласно Приложению N 2 к настоящему Приказу. 4. Приказ разослать до отдельного батальона, военно - учебного заведения, учреждения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации, генерал армии П. ГРАЧЕВ 5 апреля 1994 г. N 110 Приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 5 апреля 1994 года N 110 Согласовано Председатель Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию В.КИНЕЛЕВ 19 января 1994 года ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫСШИХ ВОЕННО - УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел I ВЫСШИЕ ВОЕННО - УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ИХ ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА А. Общие положения 1. Высшие военно - учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации <*> являются государственными военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования. -------------------------------- <*> В последующих статьях настоящего Положения высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации для краткости будут именоваться также высшими военно - учебными заведениями или вузами. Главными задачами высших военно - учебных заведений являются: подготовка для Вооруженных Сил Российской Федерации офицеров-квалифицированных специалистов с высшим образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации; повышение квалификации и переподготовка офицеров, в том числе командного и преподавательского состава вузов, офицеров запаса первого разряда, а также руководящих работников федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, связанных с решением военных и оборонных вопросов; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, направленных на решение проблем укрепления обороноспособности страны и совершенствования военного образования; удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в приобретении высшего или послевузовского профессионального образования, повышении квалификации в избранной области военно - профессиональной деятельности; организация и проведение работы по военно - профессиональной ориентации молодежи, подготовка ее к поступлению в высшие военно-учебные заведения. Высшие военно - учебные заведения могут осуществлять подготовку офицеров для других министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации, в которых предусмотрена военная служба, а также в соответствии с межправительственными соглашениями (договорами) для вооруженных сил других государств. 2. Высшие военно - учебные заведения осуществляют подготовку офицеров с высшим образованием, соответствующим третьему уровню высшего профессионального образования в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации. В ходе обучения реализуются следующие основные образовательные программы третьего уровня: программы подготовки офицеров - специалистов, предназначенных для замещения первичных офицерских должностей с перспективой выдвижения на вышестоящие должности. Обучение осуществляется на базе среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования, срок обучения не менее пяти лет. При обучении на базе среднего профессионального образования по родственным специальностям срок обучения может быть сокращен, но не более чем на два года. Обучение может осуществляться также на основе высшего профессионального образования второго уровня или трех - четырех курсов гражданских высших учебных заведений, срок обучения от одного до трех лет. Лицам, освоившим указанные программы, присваивается квалификация специалиста и выдается диплом о высшем образовании государственного образца с указанием специальности. При прохождении военной службы они считаются имеющими высшее военно - специальное образование; программы подготовки офицеров - высококвалифицированных специалистов в области управления крупными воинскими коллективами и всестороннего обеспечения деятельности войск в мирное и военное время и преподавателей высших военно - учебных заведений. Обучение осуществляется на базе имеющегося у слушателей высшего профессионального образования третьего уровня и опыта служебной деятельности, срок обучения от двух до трех лет. Освоившим указанные программы присваивается квалификация специалиста, выдается диплом о высшем образовании государственного образца с указанием специальности, и они назначаются на должности, как правило, не ниже полкового звена и им соответствующие. Офицеры, освоившие указанные программы, при прохождении военной службы считаются имеющими высшее военное образование. 3. В высших военно - учебных заведениях могут реализовываться, кроме того, другие профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования: программы подготовки офицеров - магистров, ориентированные на научно - исследовательскую и научно - педагогическую деятельность выпускников. Подготовка магистров организуется целевым назначением по заказам научно - исследовательских, проектно - конструкторских, испытательных организаций и военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. Обучение организуется на базе высшего профессионального образования (кроме высшего военного образования) и проводится только очно, по индивидуальному плану под руководством научного руководителя. Срок обучения не менее двух лет. Освоившим программы магистратуры и защитившим магистерскую диссертацию присуждается квалификационная академическая степень "магистр" и выдается диплом магистра государственного образца. Магистратура может быть открыта в высшем военно - учебном заведении, располагающем высококвалифицированными научно - педагогическими кадрами, современной лабораторно - исследовательской базой и ведущем научно - исследовательскую деятельность по направлениям магистерской подготовки. Открытие магистратуры и организация магистерской подготовки осуществляются в соответствии с Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе военного образования, утверждаемым министром обороны Российской Федерации; программы высшего профессионального образования второго уровня с присвоением освоившим их квалификационной академической степени "бакалавр" и выдачей диплома бакалавра государственного образца. Срок обучения не менее четырех лет. Бакалавриат в высших военно - учебных заведениях может организовываться преимущественно как промежуточная ступень при подготовке магистров или специалистов с высшим профессиональным образованием третьего уровня; программы подготовки (на договорной основе) гражданских специалистов с высшим профессиональным образованием для оборонной и других отраслей промышленности. 4. Высшие военно - учебные заведения осуществляют подготовку офицеров по специальностям, устанавливаемым министром обороны Российской Федерации. Формы обучения - очная и заочна Перечень специальностей, по которым допускается заочное обучение, устанавливается министром обороны Российской Федерации. В высших военно - учебных заведениях, наряду с реализацией профессиональных образовательных программ подготовки военных специалистов, осуществляется обучение курсантов гражданским специальностям, перечень которых утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим образованием Российской Федерации и открывается в установленном для гражданских высших учебных заведений порядке. Обучение в высших военно - учебных заведениях осуществляется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. 5. К высшим военно - учебным заведениям относятся: военные академии, военные институты, высшие военные училища и военные факультеты при гражданских высших учебных заведениях. Военные академии являются ведущими учебно - методическими и научными центрами в системе военного образования. Основное предназначение военных академий - подготовка высококвалифицированных офицеров с высшим военным образованием, подготовка научно - педагогических и научных кадров высшей квалификации и преподавателей для высших военных училищ, а также повышение квалификации и переподготовка офицеров. В военных академиях может организовываться подготовка офицеров - специалистов с высшим военно - специальным образованием и магистров. Военные академии проводят фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, укрепления обороноспособности страны и совершенствования военного образования. Военные институты являются ведущими высшими военно - учебными заведениями вида Вооруженных Сил, рода войск, службы по подготовке офицеров - специалистов с высшим военно - специальным образованием. Они осуществляют подготовку научно - педагогических и научных кадров, повышение квалификации и переподготовку офицеров и проведение научных исследований в интересах своего вида Вооруженных Сил, рода войск, службы; в установленном порядке может организовываться подготовка офицеров - магистров. Высшие военные училища осуществляют подготовку офицеров - специалистов с высшим военно - специальным образованием по одной или нескольким родственным специальностям. В них могут создаваться подразделения дополнительного образования (повышения квалификации и переподготовки) офицеров. В высших военных училищах проводятся научные исследования, а при наличии научно - педагогических и научных кадров высшей квалификации и современной исследовательской и экспериментальной базы могут организовываться в установленном порядке подготовка магистров, научно - педагогических и научных кадров. Военные факультеты при гражданских высших учебных заведениях обеспечивают подготовку офицеров - специалистов с высшим военно - специальным образованием на базе трех - четырех курсов соответствующих гражданских высших учебных заведений, а также на базе среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования. На военных факультетах проводятся научные исследования и может организовываться подготовка научно - педагогических и научных кадров. 6. Высшие военно - учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются Правительством Российской Федерации. Высшее военно - учебное заведение является юридическим лицом и имеет Боевое Знамя. 7. Высшие военно - учебные заведения, входящие в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно подчиняются главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации. Высшие военно - учебные заведения, не входящие в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно подчиняются заместителям министра обороны Российской Федерации, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, начальникам главных управлений (управлений) Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. 8. Высшие военно - учебные заведения в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами министра обороны Российской Федерации, его заместителей, приказами и указаниями начальников, которым они подчинены. Организация и проведение образовательного процесса в вузах осуществляется на основе настоящего Положения, приказов и директив заместителя министра обороны Российской Федерации, отвечающего за подготовку офицерских кадров, а также рекомендаций Управления военного образования Министерства обороны Российской Федерации. На основе настоящего Положения в видах Вооруженных Сил Российской Федерации, родах войск, главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации могут разрабатываться инструкции, организационно - методические указания и другие руководящие документы, отражающие особенности структуры и деятельности входящих в их состав высших военно - учебных заведений. Указанные документы разрабатываются по решению начальников, которым подчинены вузы, и утверждаются ими. По вопросам боевой и мобилизационной готовности, гарнизонной службы, внутреннего порядка, строительства и бытового устройства личного состава вузы руководствуются также приказами командующих войсками военных округов (флотами), на территории которых они дислоцированы. Физическая подготовка и спортивно - массовая работа в вузах организуется и проводится в соответствии с наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, вводимым в действие Приказом министра обороны Российской Федерации. 9. Контроль за деятельностью высших военно - учебных заведений осуществляется в порядке, определяемом министром обороны Российской Федерации. Государственная аттестация и государственная аккредитация высших военно - учебных заведений осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Б. Структура высших военно - учебных заведений 10. Структура высшего военно - учебного заведения и численность личного состава определяются исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед вузом задач и устанавливаются приказами и директивами министра обороны Российской Федерации, директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и штатами. Высшее военно - учебное заведение может иметь филиалы, учебно - научные подразделения (факультеты и кафедры), научные подразделения, подразделения слушателей и курсантов, подразделение послевузовского образования (адъюнктуру) и докторантуру, подразделения дополнительного образования, а также учебные полки, корабли и части (подразделения) обеспечения. 11. Филиал как структурное подразделение вуза создается для решения определенной части задач, возложенных на высшее военно - учебное заведение: для подготовки офицеров по одной или нескольким специальностям, повышения квалификации и переподготовки офицеров и других. Филиал может иметь в своем составе факультеты, кафедры и другие структурные подразделения высшего военно - учебного заведения и иметь статус юридического лица. 12. Факультет является учебно - научным подразделением высшего военно - учебного заведения, осуществляющим подготовку офицеров по одной или нескольким родственным специальностям. В состав факультета входят: командование (начальник факультета и его заместители), учебная часть, кафедры и лаборатории, обеспечивающие подготовку слушателей и курсантов по профилирующим дисциплинам специальностей факультета, подразделения слушателей и курсантов. В высших военно - учебных заведениях могут создаваться факультеты, не имеющие в своем составе кафедр и потому не являющиеся учебно - научными подразделениями: факультеты заочного обучения, факультеты, выполняющие только функции подразделений слушателей и курсантов, и другие. 13. Кафедра является основным учебно - научным подразделением высшего военно - учебного заведения, осуществляющим организацию и проведение учебной и методической работы по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам, проведение воспитательной работы со слушателями и курсантами, выполнение научных исследований по профилю кафедры, подготовку научно - педагогических и научных кадров, а также повышение квалификации и переподготовку офицеров по профилю кафедры. Кафедра организуется при наличии не менее пяти должностей преподавательского состава. 14. Научные подразделения (научно - исследовательские и научно - вычислительные центры, отделы, лаборатории, военно - научные группы и другие) создаются для решения актуальных научных проблем, связанных с развитием военной теории и практики по профилю вуза, разработкой новых образцов вооружения и военной техники, их эксплуатации и боевого применения, а также совершенствованием военного образования и повышением качества подготовки офицеров. 15. Подразделениями слушателей и курсантов являются: курсы и учебные группы в составе факультета; батальоны (дивизионы); роты (батареи) и взводы в составе батальона (дивизиона); учебные отделения в составе учебной группы и взвода. В подразделениях организуется и проводится воспитательная работа со слушателями и курсантами и учебная работа по отдельным общевоенным дисциплинам, в том числе по общевоинским уставам и строевой подготовке. 16. Подразделения послевузовского образования (адъюнктура) являются составными частями системы непрерывного военного образования, предназначаются для подготовки офицеров к самостоятельной научно - педагогической и научно - исследовательской деятельности и обеспечивают повышение уровня их образования (образовательного ценза). Наряду с подразделениями послевузовского образования (адъюнктурой) в вузах может создаваться докторантура, предназначенная для подготовки научно - педагогических и научных кадров высшей квалификации - докторов наук. 17. Подразделениями дополнительного образования являются факультеты (отделения, курсы, центры, классы) повышения квалификации и переподготовки офицеров. Они реализуют дополнительные образовательные программы, ориентированные на достижение непрерывности военного образования. Программы повышения квалификации обеспечивают обновление и повышение уровня теоретических знаний и практических навыков офицеров, освоение ими современных методов решения профессиональных задач в рамках полученной специальности. Программы переподготовки обеспечивают получение офицерами новой специальности или квалификации в рамках полученного ранее уровня высшего профессионального образования или освоение новых видов вооружения и военной техники. Раздел II ПОСТОЯННЫЙ СОСТАВ ВЫСШИХ ВОЕННО - УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ А. Общие положения 18. К постоянному составу высших военно - учебных заведений относятся: руководящий, преподавательский, научный, административный, инженерно - технический и инструкторский состав, командиры подразделений слушателей и курсантов, производственный и вспомогательный персонал, а также личный состав частей, подразделений и служб обеспечения и обслуживания. К руководящему составу вуза относятся офицеры, занимающие должности начальника вуза, заместителей начальника вуза, начальников факультетов, командиров батальонов (дивизионов) курсантов, начальников отделов и служб вуза. К преподавательскому составу относятся: офицеры, занимающие должности начальников кафедр, их заместителей, профессоров, доцентов, старших преподавателей и преподавателей; лица гражданского персонала, занимающие должности заведующих кафедрами, профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов. К научному составу относятся офицеры и лица гражданского персонала, занимающие должности начальников (заведующих) и заместителей начальников научно - исследовательских и научно - вычислительных центров, отделов, лабораторий, военно - научных групп, а также должности ведущих научных, старших научных, научных и младших научных сотрудников, докторантов и адъюнктов. 19. Функциональные обязанности должностных лиц постоянного состава высшего военно - учебного заведения разрабатываются в вузе на основе общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив министра обороны Российской Федерации, настоящего Положения, других нормативных документов и утверждаются в вузе соответствующими начальниками по их подчиненности. Функциональные обязанности начальника вуза утверждаются начальником, которому подчинен вуз. Привлечение постоянного состава на мероприятия, не связанные с исполнением функциональных обязанностей, с проведением или обеспечением образовательного процесса, допускается только с разрешения начальника, которому подчинен вуз. 20. Постоянный состав высшего военно - учебного заведения имеет право на обеспечение своей профессиональной деятельности, участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов учебной, воспитательной, методической, научной работы и других направлений деятельности вуза. Постоянный состав обязан в полном объеме выполнять функциональные обязанности, обеспечивать эффективность образовательного процесса и высокое качество подготовки офицеров. 21. Постоянный состав высшего военно - учебного заведения комплектуется военнослужащими и гражданским персоналом. Замещение офицерами должностей преподавательского и научного состава вузов проводится в соответствии с положением, утверждаемым министром обороны Российской Федерации. Назначение на должности начальников вузов осуществляется по согласованию с Управлением военного образования Министерства обороны Российской Федерации. Должности, подлежащие комплектованию военнослужащими и являющиеся вакантными, могут замещаться гражданским персоналом по контракту или на условиях почасовой оплаты. Условия замещения этих должностей определяются начальником вуза в соответствии с действующим законодательством. Б. Преподавательский состав, командиры подразделений слушателей и курсантов 22. Должности преподавательского состава высших военно - учебных заведений комплектуются военнослужащими и лицами гражданского персонала, имеющими высшее профессиональное образование, опыт служебной или научно - педагогической деятельности, а также, как правило, ученые степени (ученые звания). 23. Преподаватели - офицеры при проведении ими занятий являются прямыми начальниками по отношению к слушателям и курсантам. Освобождение преподавателей - офицеров, а также офицеров, организующих и принимающих участие в образовательном процессе, от занимаемых должностей в связи с перемещением по службе или с проведением организационно - штатных мероприятий производится после окончания учебного года. 24. Заключению контракта с преподавателем из числа гражданского персонала предшествует конкурсный отбор на ученом совете вуза (факультета). Замещение указанных должностей производится в соответствии с положением, утверждаемым федеральным (центральным) органом управления высшим образованием. Указания преподавателей из числа гражданского персонала и лиц инструкторского состава во время проведения учебных занятий являются для слушателей и курсантов обязательными для исполнения. 25. Планирование и учет учебной нагрузки преподавателей осуществляются в соответствии с нормами учебной нагрузки, планирования и учета труда преподавательского состава высших военно - учебных заведений, устанавливаемыми Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. Решением начальника вуза по представлению начальника факультета (кафедры) учебная нагрузка между лицами преподавательского состава может перераспределяться с учетом объема выполняемой ими методической и научной работы. Начальнику вуза предоставлено также право перераспределять на срок не более одного года должности и лиц преподавательского состава между кафедрами в зависимости от объема их учебной, методической и научной работы, а также должности и лиц научного состава между научными подразделениями в соответствии с планами научной работы, но без увеличения штатной численности и фонда штатно - должностных окладов. 26. Преподаватели имеют право выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество усвоения слушателями и курсантами учебного материала. Выбранные ими методы и средства обучения могут быть рассмотрены на методическом совещании (заседании) предметно - методической комиссии (кафедры). Преподаватели обязаны развивать у слушателей и курсантов самостоятельность, инициативу и творческие способности, быть для них образцом безупречного выполнения служебного долга, дисциплинированности, высокой культуры и нравственности. 27. Командиры (начальники) подразделений слушателей и курсантов (начальники факультетов, командиры батальонов, дивизионов, начальники курсов, курсовые офицеры, командиры рот, батарей и взводов) являются прямыми начальниками слушателей и курсантов. Они отвечают за воспитание, состояние воинской дисциплины и учебной работы слушателей и курсантов, знание и строгое выполнение ими требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, поддержание образцового внутреннего порядка в подразделениях, точное выполнение распорядка дня, сохранность и состояние вооружения, военной техники и имущества, числящегося в подразделении. Должности командиров подразделений слушателей и курсантов комплектуются офицерами с высшим образованием, как правило, по профилю данного вуза, имеющими опыт службы в войсках (силах флота) и склонность к педагогической и воспитательной работе. 28. Командиры подразделений слушателей и курсантов: проводят индивидуальную работу по всестороннему воспитанию слушателей и курсантов, формированию у них необходимых военно - профессиональных и нравственных качеств, совершенствованию физической подготовленности, строевой выправки и подтянутости; осуществляют во взаимодействии с преподавательским составом постоянный контроль за ходом учебной работы слушателей и курсантов, организацией и обеспечением их самостоятельной работы; лично проводят учебные занятия со слушателями и курсантами по общевоенным дисциплинам, участвуют в проведении учений и занятий по тактической (тактико - специальной), военно - технической (военно - специальной) подготовке, в организации и руководстве войсковой (флотской) стажировкой; принимают участие в работе по военно - профессиональной ориентации молодежи и комплектованию вузов слушателями и курсантами. В. Подготовка и повышение квалификации постоянного состава 29. Подготовка научно - педагогических и научных кадров в высших военно - учебных заведениях организуется и проводится преимущественно по целевому принципу в докторантуре, на должностях старших научных сотрудников, предназначенных для завершения работы над докторской диссертацией, в адъюнктуре (очной, заочной) и путем соискательства в соответствии с Положением о подготовке научно - педагогических и научных кадров в Министерстве обороны Российской Федерации <*>. -------------------------------- <*> Введено в действие Приказом министра обороны 1989 г. N 80. Для приема к защите докторских и кандидатских диссертаций при ведущих вузах решением Высшего аттестационного комитета Российской Федерации создаются диссертационные советы. Работа диссертационных советов организуется в соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий <*>. -------------------------------- <*> Приказ министра обороны 1990 г. N 140. Подготовка офицеров - преподавателей может осуществляться на военно - педагогических факультетах (отделениях), в военно - педагогических группах военных академий. 30. Подготовка офицеров, назначаемых в вузы непосредственно из войск (сил флота) на должности руководящего (кроме начальников отделов и служб обеспечения) и преподавательского состава, осуществляется в соответствующих группах на факультетах (отделениях, курсах, в центрах, классах) повышения квалификации и переподготовки офицеров. С офицерами - преподавателями, не прошедшими такую подготовку, а также с офицерами, назначенными на должности командиров подразделений слушателей и курсантов, решением начальника вуза не позднее чем через 6 месяцев после назначения на должности проводятся сборы, на которых изучаются вопросы психологии, педагогики и организации образовательного процесса. Допуск офицеров к самостоятельной преподавательской работе производится приказом начальника вуза после их обучения на соответствующих курсах (сборах). 31. Офицеры постоянного состава повышают свою квалификацию на сборах, в системе командирской подготовки и в процессе самостоятельного совершенствования своих военно - профессиональных знаний и навыков. Командирская подготовка офицеров постоянного состава организуется и проводится в порядке, определяемом приказами (директивами) министра обороны Российской Федерации. Преподаватели - военнослужащие повышают свою квалификацию, кроме того, на факультетах (отделениях, курсах, в центрах, классах) повышения квалификации и переподготовки офицеров, в ходе стажировки, проводимой в войсках (на флотах), в родственных вузах, учреждениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств, а также на учениях войск (сил флота) и испытаниях вооружения и военной техники. Преподаватели из числа гражданского персонала повышают квалификацию в образовательных учреждениях (подразделениях) дополнительного профессионального образования гражданских министерств и ведомств, на стажировке в ведущих высших военно - учебных заведениях и в высших гражданских учебных заведениях, в научно - исследовательских учреждениях, на предприятиях промышленности. Продолжительность стажировки до одного месяца. 32. Стажировка преподавателей - военнослужащих в войсках (на флотах) проводится на соответствующих командных, штабных, инженерных и других должностях в целях изучения опыта оперативной, боевой, общественно - государственной подготовки войск (сил флота), а также изучения службы выпускников вуза в войсках (на флотах). Стажировка может проводиться также в учреждениях, высших военно - учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств. Соединения, воинские части, учреждения, военно - учебные заведения, предприятия и организации, где проводится стажировка, определяются начальниками, которым подчинены вузы, по заявкам высших военно - учебных заведений. Продолжительность стажировки - от одного до трех месяцев. Выезд преподавателя в войска (на флоты) продолжительностью не менее одного месяца для выполнения служебного задания, связанного с практической деятельностью по его специальности, решением начальника вуза может быть засчитан ему в качестве стажировки. На стажировку в войска (на флоты) могут направляться офицеры из числа преподавательского состава, выдвинутые на руководящие должности в вузы, а также научные сотрудники - военнослужащие. Преподавателю, направляемому на стажировку или на факультет (отделение, курсы, в центр, классы) повышения квалификации и переподготовки офицеров, выдается индивидуальное задание, разрабатываемое кафедрой и утверждаемое начальником, которому подчинена кафедра. На основе индивидуального задания стажером разрабатывается план стажировки, утверждаемый соответствующим командиром или начальником по месту ее проведения. По окончании стажировки командующий объединением, командир соединения (воинской части), начальник учреждения, военно - учебного заведения, предприятия, организации направляет в высшее военно - учебное заведение отзыв о работе стажера. Письменный отчет преподавателя о прохождении стажировки (о выполнении индивидуального задания) рассматривается на заседании кафедры. 33. В высшем военно - учебном заведении работа по повышению квалификации руководящего, преподавательского и научного состава организуется учебным отделом на основе перспективного (пятилетнего) и годового (на учебный год) планов повышения квалификации. На кафедрах, кроме того, на каждого вновь назначенного преподавателя разрабатывается перспективный план его профессионального становления, рассчитанный на два года. Руководящий состав вуза (кроме начальников отделов и служб обеспечения), преподаватели - военнослужащие и офицеры учебного отдела направляются на факультеты (отделения, курсы, в центры, классы) повышения квалификации и переподготовки офицеров на основании планов их комплектования, разрабатываемых по предложениям вузов начальниками, которым факультеты (отделения, курсы, центры, классы) подчинены. При этом в группы подготовки преподавателей направляются офицеры с педагогическим стажем до двух лет, а в группы повышения квалификации - свыше пяти лет. Обучение опытных преподавателей на факультетах (отделениях, курсах, в центрах, классах) может осуществляться по индивидуальным планам непосредственно на родственных кафедрах. Обучение преподавателей - военнослужащих на факультетах (отделениях, курсах, в центрах, классах) повышения квалификации и переподготовки офицеров и прохождение стажировки должно чередоваться с периодичностью один раз в 5 лет. Преподаватели военных академий, а также преподаватели кафедр тактики, боевого применения и эксплуатации вооружения и военной техники и общевоенных кафедр военных институтов и высших военных училищ вместо повторного обучения на факультетах (отделениях, курсах, в центрах, классах) могут направляться с той же периодичностью на стажировку. Преподаватели - военнослужащие направляются для участия в учениях войск, испытаниях вооружения и военной техники по планам начальников, которым подчинены вузы. Раздел III СЛУШАТЕЛИ И КУРСАНТЫ ВЫСШИХ ВОЕННО - УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 34. Военнослужащие, обучающиеся в высших военно - учебных заведениях, именуются: не имеющие офицерских воинских званий - курсантами, а имеющие воинские звания офицеров - слушателями. Слушателями именуются также военнослужащие, не имеющие офицерских воинских званий, принятые на учебу после окончания трех или четырех курсов гражданских высших учебных заведений соответствующего профиля Перечень высших военно - учебных заведений, в которые студенты зачисляются на учебу в качестве слушателей, определяется Правительством Российской Федерации. 35. Гражданам, не имеющим воинского звания, и военнослужащим, имеющим воинское звание рядового, матроса, при зачислении в высшее военно - учебное заведение присваивается воинское звание "курсант". Другие воинские звания, присвоенные до поступления в высшее военно - учебное заведение, сохраняются. 36. Комплектование высших военно - учебных заведений слушателями и курсантами производится на конкурсной основе по результатам профессионального отбора и вступительных экзаменов кандидатов. Условия конкурса должны обеспечивать зачисление на учебу кандидатов, соответствующих требованиям военно - профессиональной деятельности, наиболее способных и подготовленных к освоению профессиональных образовательных программ. Организация и порядок комплектования вузов слушателями и курсантами определяются правилами приема в военно - учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации, вводимыми в действие Приказом министра обороны Российской Федерации. Слушателям и курсантам, зачисленным на учебу, выдаются зачетные книжки. 37. Общие права и обязанности слушателей и курсантов определяются законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими законодательными актами и настоящим Положением. При обучении в вузе слушатели и курсанты имеют право: получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры; принимать участие в проведении научных исследований, в работе творческих кружков, спортивных секций и общественных организаций, действующих в вузе; участвовать, в том числе через общественные организации и органы управления вуза, в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высшего военно - учебного заведения. Слушатели и курсанты обязаны в установленные сроки выполнять все виды учебных заданий, сдавать зачеты и экзамены, предусмотренные учебным планом и программами. 38. Обеспечение слушателей и курсантов денежным довольствием, обмундированием, питанием, жилыми помещениями, а также предоставление льгот осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Размещение курсантов и их увольнение из расположения вуза осуществляются в порядке, определенном Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Слушателям очного обучения и курсантам во время перерывов в учебных занятиях в соответствии с учебным планом ежегодно предоставляются летний каникулярный отпуск продолжительностью 30 суток и зимний каникулярный отпуск продолжительностью 14 суток. 39. Слушатели и курсанты, полностью выполнившие все требования учебного плана и учебных программ данного курса, приказом начальника вуза переводятся на следующий курс. 40. Отлично и хорошо успевающим слушателям и курсантам наряду с поощрениями, установленными Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, могут предоставляться льготы и применяться следующие поощрения, направленные на стимулирование добросовестного учебного труда: слушателям и курсантам, проявившим выдающиеся способности в учебной и научной деятельности, могут в установленном порядке назначаться на учебный год специальные (именные) стипендии; слушателям и курсантам второго и последующих курсов решением начальника вуза (факультета) может быть предоставлено право досрочной сдачи экзаменов и зачетов. Высвободившееся время может использоваться по желанию обучающегося для углубленного изучения дисциплин по выбору, проведения научной работы или увеличения продолжительности каникулярных отпусков, при этом суммарная продолжительность зимнего и летнего каникулярных отпусков в учебном году не должна превышать шестидесяти суток; слушателям и курсантам второго и последующих курсов, проявившим склонность к научному творчеству, решением начальника вуза (факультета) могут устанавливаться индивидуальные планы обучения по отдельным дисциплинам, группам дисциплин или всем учебным дисциплинам. Индивидуальные планы должны предусматривать обязательное выполнение отчетности, установленной действующим учебным планом и программами, и могут предусматривать дополнительное изучение дисциплин, разделов и тем по выбору обучающегося. Слушателям и курсантам, успешно занимающимся по индивидуальным планам, срок обучения в вузе по их желанию может быть сокращен, но не более чем на один год. Решение о сокращении срока обучения принимается начальником вуза при наличии рекомендации ученого совета вуза (факультета); слушателям и курсантам может быть предоставлено право дополнительно к основной специальности (специализации) изучать дисциплины и выполнять отчетность по второй специальности (специализации). Результаты отчетности по дополнительно изученным дисциплинам отражаются в зачетной книжке и выписке из зачетной ведомости. При полном выполнении требований учебного плана и программ по второй специальности слушателю или курсанту выдается при выпуске второй диплом; наиболее подготовленные курсанты, проявившие склонность к научному творчеству, могут переводиться после окончания первого или второго курса в военные академии или другие вузы, осуществляющие подготовку офицеров по родственным специальностям для наукоемкой и исследовательской деятельности со сроком обучения 6 лет, в том числе на обучение по программам магистерской подготовки. Перевод осуществляется решением начальника, которому подчинены вузы, по представлению начальника того вуза, в который курсант переводится на учебу и при наличии рекомендации ученого совета вуза, где он обучается; слушатели и курсанты могут сдавать экзамены по отдельным дисциплинам в объеме и в соответствии с требованиями, установленными для адъюнктуры. Слушатели военных академий, имеющие высшее образование, могут сдавать кандидатские экзамены в процессе учебы. Слушателям и курсантам, окончившим высшее военно - учебное заведение с золотой медалью и дипломом с отличием, а также с дипломом с отличием, выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размерах, установленных действующим законодательством. Они пользуются преимущественным правом выбора места службы в пределах установленной для вуза разнарядки. Слушатели и курсанты, окончившие высшее военно - учебное заведение с золотой медалью и дипломом с отличием, по рекомендации ученого совета вуза (факультета) могут поступать в адъюнктуру непосредственно после окончания вуза. 41. Слушателям и курсантам, не допущенным к сдаче экзаменов в период экзаменационной сессии, получившим на экзаменах (зачетах с оценкой) не более двух неудовлетворительных оценок, а также не сдавшим зачеты по дисциплинам, экзамены по которым в текущем семестре не проводятся, устанавливаются решением начальника вуза (факультета) индивидуальные сроки сдачи (повторной сдачи) экзаменов и зачетов. Учебная задолженность должна быть ликвидирована, как правило, до начала следующего семестра. Пересдача с целью повышения положительной оценки, как правило, не допускается. В исключительных случаях отдельным слушателям и курсантам выпускного курса по решению ученого совета вуза (факультета) разрешается повторная сдача одного - двух экзаменов (зачетов с оценкой) с целью повышения положительной оценки по дисциплинам, изучавшимся на младших курсах <*>. -------------------------------- <*> К слушателям и курсантам младших курсов относятся: при сроке обучения 2 и 3 года - слушатели первого курса, при сроке обучения 4 и более лет - слушатели и курсанты первого и второго курсов. Слушателям и курсантам, не сдавшим экзамены и зачеты в экзаменационную сессию или в установленные сроки по уважительным причинам (болезнь, семейные обстоятельства, служебные командировки), подтвержденным в установленном порядке, решением начальника вуза (факультета) устанавливаются индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов, или решением начальника вуза они могут быть оставлены на повторное обучение на данном курсе. Оставление на повторное обучение допускается один раз за весь срок пребывания в вузе. 42. Слушатели и курсанты, выполнившие все требования учебного плана, допускаются к итоговой государственной аттестации, которая организуется и проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации слушателей и курсантов военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, утверждаемым министром обороны Российской Федерации. Слушателям и курсантам, успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, присваивается квалификация (квалификационная степень) по полученной специальности и выдается диплом государственного образца о высшем образовании. Распределение выпускников для дальнейшей службы производится с учетом выпускных аттестаций в обстановке гласности, с участием командиров подразделений слушателей и курсантов, представителей преподавательского состава, а также представителей слушательских и курсантских коллективов. Слушатели и курсанты, окончившие вузы с золотой медалью и дипломом с отличием или с дипломом с отличием, пользуются преимущественным правом выбора места службы в пределах разнарядки, установленной для вуза. Слушатели и курсанты, не допущенные к итоговой государственной аттестации или получившие неудовлетворительную оценку (оценки) в ходе итоговой государственной аттестации, отчисляются из высшего военно - учебного заведения. Они могут быть допущены к итоговой государственной аттестации, в том числе повторной, в порядке и в сроки, устанавливаемые Положением об итоговой государственной аттестации слушателей и курсантов военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, при условии прохождения ими военной службы. 43. За невыполнение учебных планов, нарушение воинской дисциплины или общественного порядка к слушателям и курсантам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления из вуза. Слушатели и курсанты отчисляются из высших военно - учебных заведений по неуспеваемости, недисциплинированности, нежеланию учиться, по болезни (на основании заключения военно - врачебной комиссии), в связи с невозможностью продолжать обучение по не зависящим от них причинам, а также при незаключении контракта о прохождении военной службы. Курсанты высших военных авиационных училищ летчиков (штурманов) отчисляются также по летной неуспеваемости (профессиональной непригодности). По неуспеваемости отчисляются слушатели и курсанты, не сдавшие в экзаменационную сессию экзамены (зачеты с оценкой) или не допущенные к экзаменам (зачетам с оценкой) по трем и более дисциплинам, получившие при пересдаче экзаменов (зачетов с оценкой) две неудовлетворительные оценки, не ликвидировавшие учебную задолженность в установленные сроки, а также лица, указанные в абзаце третьем статьи 42 настоящего Положения. По неуспеваемости могут быть отчислены слушатели и курсанты, показавшие неудовлетворительные результаты в ходе комплексной проверки вуза, по представлению лица, возглавляющего проверку. Дела слушателей и курсантов, представляемых к отчислению, рассматриваются на ученом совете вуза (факультета). Отчисление производится приказом начальника вуза, при этом прапорщики (мичманы) и офицеры, обучавшиеся очно, направляются, как правило, к прежнему месту службы. Лицам, отчисленным из высшего военно - учебного заведения, выдается академическая справка установленного образца. 44. Слушатели и курсанты, отчисленные с первого курса по неуспеваемости, недисциплинированности, нежеланию учиться или отказавшиеся в установленные сроки заключить контракт о прохождении военной службы, могут быть повторно приняты в вуз только на общих основаниях в соответствии с действующими Правилами приема в военно - учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации. Слушатели и курсанты, отчисленные по указанным причинам со второго и последующих курсов, могут быть восстановлены на том же курсе того же или родственного вуза при условии их безупречной службы в войсках (добросовестной работы) и если со времени их отчисления прошло не менее десяти месяцев и не более трех лет. Слушатели и курсанты, отчисленные по болезни или в связи с невозможностью продолжать обучение по не зависящим от них причинам, могут быть восстановлены на соответствующем курсе того же вуза, если со времени их отчисления прошло не более трех лет. Курсанты, отчисленные из высших военных авиационных училищ летчиков (штурманов) по летной неуспеваемости (профессиональной непригодности), на учебу в указанные училища не восстанавливаются. Восстановление офицеров на учебу производится решением начальника, которому подчинен вуз, по представлению командира воинской части, начальника учреждения, предприятия или организации Министерства обороны Российской Федерации, где проходит службу офицер, согласованному с начальником вуза. Остальные лица восстанавливаются на учебу решением начальника вуза по представлениям их прямых начальников (военных комиссаров по месту жительства). Офицеры, отчисленные со второго и последующих курсов очного обучения, могут быть в том же порядке зачислены на соответствующие курсы заочного обучения по той же или родственной специальности. Экзамены и зачеты, сданные за период очного обучения, решением начальника вуза могут быть зачтены при условии соответствия учебных программ по этим дисциплинам. 45. Перевод курсантов и слушателей, не имеющих офицерских воинских званий, из одного высшего военно - учебного заведения в другой однотипный вуз допускается до начала учебного года (семестра) с согласия начальников обоих вузов. Перевод слушателей - офицеров осуществляется по разрешению начальников, которым подчинены вузы. Офицеры, обучающиеся заочно, могут быть переведены на соответствующие курсы очного обучения по той же или родственной специальности, если они успешно выполняют требования учебного плана и отвечают условиям приема на очное обучение. Перевод осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением для восстановления офицеров на учебу. Раздел IV УЧЕБНАЯ РАБОТА В ВЫСШИХ ВОЕННО - УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 46. Учебная работа является частью образовательного (учебно - воспитательного) процесса и основным видом деятельности высшего военно - учебного заведения. Она включает организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего и итогового контроля успеваемости и качества подготовки слушателей и курсантов. А. Организация учебной работы 47. Основными документами, непосредственно регламентирующими учебную работу в высшем военно - учебном заведении при подготовке офицеров по установленным для вуза специальностям, являются учебные планы и учебные программы, разрабатываемые на основе государственных образовательных стандартов, профессиональных образовательных программ и квалификационных требований к выпускникам вуза по соответствующим специальностям. 48. Квалификационные требования (квалификационные характеристики) разрабатываются на специальность (специализацию) комиссиями, назначаемыми начальниками, которым подчинены вузы, в составе представителей войск (сил флота), учреждений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, для которых ведется подготовка офицеров данной специальности (специализации), и представителей соответствующего вуза (группы вузов). Квалификационные требования согласовываются с заинтересованными управлениями, утверждаются начальниками, которым подчинены вузы, и доводятся до высших военно - учебных заведений не позднее чем за 1,5 года до начала подготовки офицеров по данной специальности (специализации). 49. Учебные планы и учебные программы определяют содержание образования и организацию обучения слушателей и курсантов. Учебные планы и программы военных академий, военных институтов и военных факультетов при гражданских высших учебных заведениях разрабатываются непосредственно вузами, учебные планы и программы высших военных училищ - комиссиями, назначаемыми начальниками, которым подчинены училища, или по их решению непосредственно училищами. Учебные планы и программы (сборники учебных программ) подписываются лицами, ответственными за их разработку, согласовываются с заинтересованными управлениями, а учебные планы согласовываются также с Управлением военного образования Министерства обороны Российской Федерации и утверждаются начальниками, которым подчинены вузы, не позднее чем за 1 год до начала обучения по ним. Учебные планы и программы должны быть стабильными и действовать в течение срока, не меньшего, чем полный срок подготовки офицеров по данной специальности. 50. Учебный план разрабатывается на каждую специальность. Учебные дисциплины специализаций отражаются в учебном плане соответствующей специальности или на специализацию разрабатывается отдельный учебный план. Дисциплины специализаций не должны превышать по объему 30 процентов бюджета времени учебных занятий. На специальность, по которой ведется подготовка офицеров в двух и более вузах, может разрабатываться и утверждаться в установленном порядке типовой учебный план. При разработке учебного плана и организации учебной работы в вузе руководствоваться следующим: учебный год в высших военно - учебных заведениях начинается 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. На втором и последующих курсах вузов, где летная подготовка, войсковая (флотская) стажировка и практика связаны с сезонностью, допускается перенос начала учебного года, но не позднее 1 ноября. С курсантами первых курсов, кроме групп, комплектуемых прапорщиками (мичманами), учебный год начинается 1 августа, и с ними проводится общевойсковая подготовка продолжительностью не менее одного месяца; общий объем учебной работы слушателей и курсантов, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 часов в неделю. Загрузка слушателей и курсантов всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 часов в неделю на всех курсах, кроме выпускного, и 30 часов в неделю - на выпускном курсе. На учениях, в период полевых выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная работа с преподавателем планируется из расчета не более 46 часов в неделю, в период войсковой (флотской) стажировки и всех видов практики - не более 40 часов в неделю. Для внесения в учебный план изменений и дополнений, связанных с реализацией требований министра обороны Российской Федерации и начальников, которым подчинены вузы, а также для оперативного отражения достижений военной науки, техники и передового опыта войск начальнику вуза предоставляется право: перераспределять время между учебными дисциплинами (в пределах данной группы учебных дисциплин), сокращать или увеличивать количество часов на изучение дисциплины в объеме до 10 процентов отведенного на нее времени при условии выполнения требований к качеству подготовки выпускников; вводить (исключать) в учебную дисциплину новые темы, перераспределять время между семестрами (курсами), а также по темам и видам занятий в пределах 25 процентов отведенного на нее времени; определять количество, наименования и объемы факультативных дисциплин и дисциплин (курсов), предлагаемых для выбора обучающимся, с учетом требований профессиональных образовательных программ и бюджета времени учебных занятий. 51. На основе утвержденного учебного плана в вузе при необходимости могут разрабатываться рабочие учебные планы: для факультета (отделения) заочного обучения; при необходимости внесения в учебный процесс существенных изменений в пределах прав, предоставленных начальнику вуза; для обеспечения перехода к обучению по новым учебным планам (могут разрабатываться для всех курсов, кроме выпускного); в интересах учета особенностей организации и материально - технического обеспечения образовательного процесса в конкретном вузе (на основе утвержденного в установленном порядке типового учебного плана). Рабочие учебные планы рассматриваются ученым советом вуза (факультета) и утверждаются начальником высшего военно - учебного заведения. 52. На основе утвержденного учебного плана вузом могут разрабатываться индивидуальные планы обучения слушателей и курсантов. Индивидуальные планы обучения по установленным специальностям, а также индивидуальные планы обучения в магистратуре рассматриваются ученым советом вуза (факультета) и утверждаются начальником высшего военно - учебного заведения (факультета). 53. Учебная программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Она определяет научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий. Учебные программы по специальности разрабатываются единые для очного и заочного обучения. По дисциплинам, общим для нескольких вузов, могут разрабатываться типовые учебные программы. 54. Тематический план изучения дисциплины разрабатывается на период действия учебного плана и программ и является основным рабочим документом кафедры и преподавателя. Тематический план разрабатывается на основе учебной программы. Он конкретизирует содержание и организацию изучения дисциплины, содержит перечень учебных вопросов, организационно - методические указания по проведению и материально - техническому обеспечению каждого учебного занятия. Тематический план разрабатывается кафедрой, подписывается начальником кафедры и утверждается начальником вуза, его заместителем или начальником факультета (по подчиненности кафедры). В тематический план оперативно вносятся все необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания дисциплины. Изменения утверждаются (подписываются) лицом, утвердившим тематический план. 55. Расписание учебных занятий составляется учебным отделом вуза (учебной частью факультета) на семестр, согласовывается с начальниками (заведующими) кафедр и командирами подразделений слушателей и курсантов, утверждается начальником вуза (учебного отдела) и доводится до преподавательского состава, подразделений слушателей и курсантов не позднее чем за 10 дней до начала занятий. В вузах, где подготовка обучаемых включает полеты, учения, вождение боевых машин и стрельбы, допускается составление расписания на месяц. Расписанием предусматривается общая продолжительность всех видов учебных занятий с преподавателем не более 6 часов в день. Продолжительность академического часа 45 минут, допускается проведение занятий без перерыва по 90 минут. Тактические, тактико - специальные, командно - штабные учения и военные игры проводятся, как правило, непрерывно. В расписании указываются: подразделение слушателей (курсантов), дисциплина, вид занятия, дата, время и место его проведения, фамилии преподавателей, проводящих занятие. 56. Кроме документов, перечисленных в статьях 48, 50 - 55 настоящего Положения, в вузе разрабатываются другие документы по организации и учету учебной и методической работы. Примерный перечень основных документов по организации и учету учебной и методической работы в высшем военно - учебном заведении приведен в Приложении N 1 к настоящему Положению. Формы учебного плана и учебных программ разрабатываются вузом на основе примерных форм, рекомендуемых Управлением военного образования Министерства обороны Российской Федерации. Формы других планирующих и учетных документов устанавливаются вузом. 57. Высшее военно - учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора видов учебных занятий, методов и средств обучения создает необходимые условия обучающимся для усвоения учебного материала. При этом запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни и здоровья людей методов обучения. Запрещается отрывать слушателей и курсантов от всех видов учебных занятий, включая и самостоятельную работу, для выполнения обязанностей и работ, не связанных с образовательным процессом. На крупные гарнизонные мероприятия (парады войск и другие), для ликвидации последствий стихийных бедствий слушатели и курсанты привлекаются в границах гарнизона; привлечение их к участию в мероприятиях за пределами гарнизона производится только решением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Б. Учебные занятия 58. Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, групповые упражнения и занятия, лабораторные и практические занятия, тактические (тактико - специальные) занятия и учения, командно - штабные учения, военные (военно - специальные) игры, теоретические (научно - практические) конференции, контрольные работы (занятия), консультации, самостоятельная работа слушателей и курсантов (в том числе под руководством преподавателей), стажировка и практика, выполнение курсовых и дипломных работ (проектов, задач), разработка магистерских диссертаций. В высшем военно - учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета вуза. 59. Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития конкретной области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление. Лекции читаются начальниками (заведующими) кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для потоков. К чтению лекций в порядке исключения приказом начальника вуза могут допускаться наиболее опытные преподаватели и ассистенты, имеющие ученую степень или педагогический стаж не менее пяти лет. Лекции по наиболее важным и актуальным проблемам военной теории и практики могут читаться руководящим составом видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации и руководящим составом вуза (факультета). Для чтения отдельных лекций могут приглашаться видные ученые и профессора из других вузов, ведущие специалисты из войск (сил флота), научных учреждений, предприятий оборонных отраслей промышленности. 60. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала. 61. Групповые упражнения по оперативно - тактическим, тактическим и тактико - специальным дисциплинам имеют целью привить слушателям и курсантам навыки в планировании, организации боевых действий, их обеспечении и управлении войсками (силами флота). Групповые занятия проводятся с целью изучения вооружения и военной техники (объектов), организации их применения, эксплуатации и ремонта. 62. Лабораторные занятия имеют целью обучить слушателей и курсантов методам экспериментальных и научных исследований, привить навыки научного анализа и обобщения полученных результатов, навыки работы с лабораторным оборудованием, контрольно - измерительными приборами и вычислительной техникой. 63. Практические занятия проводятся с целью освоения вооружения и военной техники (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта; выработки навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов; отработки приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; практического овладения иностранными языками. Практические занятия могут проводиться методом тренировок (тренажей). Главным их содержанием является практическая работа каждого слушателя и курсанта. 64. Тактические (тактико - специальные) занятия являются основой практического обучения курсантов организации и обеспечению боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управлению ими в бою. Тактические (тактико - специальные учения) имеют целью совершенствование умений и навыков слушателей и курсантов в организации, обеспечении боевых действий и управлении в бою подразделениями (ротой, батальоном и им равными) и частями. Слушатели и курсанты исполняют на учениях обязанности командиров подразделений, частей, офицеров штаба и других должностных лиц в соответствии с замыслом учения. 65. Командно - штабные учения и военные (военно - специальные) игры проводятся по важнейшим темам оперативно - тактических, тактических (тактико - специальных) и военно - специальных дисциплин с целью дать слушателям и курсантам практику в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя (операции, боевых действий) и его всестороннем обеспечении. Руководителями тактических (тактико - специальных), командно - штабных учений и военных (военно - специальных) игр являются, как правило, начальники вузов, их заместители, начальники факультетов и кафедр. 66. Теоретические (научно - практические) конференции проводятся, как правило, на завершающем этапе изучения дисциплины в интересах систематизации и углубления полученных знаний, выработки у слушателей и курсантов навыков сбора, анализа и обобщения информации, подготовки докладов и сообщений, приобретения навыков публичных выступлений и ведения научных дискуссий. 67. Обязательным документом преподавателя на каждом учебном занятии является план его проведения. План разрабатывается преподавателем и при необходимости может рассматриваться на заседании кафедры (предметно - методической комиссии) и утверждаться начальником (заведующим) кафедры (председателем предметно - методической комиссии). Тексты лекций, задания на семинары, лабораторные работы и другие учебно - методические материалы для проведения учебных занятий разрабатываются на кафедре, обсуждаются на заседании кафедры (предметно - методической комиссии) и утверждаются начальником (заведующим) кафедры (председателем предметно - методической комиссии). Для проведения групповых упражнений, тактических (тактико - специальных), командно - штабных учений и военных (военно - специальных) игр разрабатываются учебные оперативно - тактические (тактические, тактико - специальные) задачи. В вузе на весь период обучения может разрабатываться система учебных задач, охватывающих ведение боевых действий на различной местности (театрах военных действий), в различных условиях обстановки. 68. Контрольные работы (занятия) выполняются в виде письменных ответов на вопросы или решения задач (выполнения контрольных заданий). Содержание заданий на контрольную работу (занятие) и порядок ее проведения устанавливаются кафедрой (предметно - методической комиссией). 69. Консультации являются одной из форм руководства учебной работой слушателей и курсантов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер, при необходимости могут проводиться групповые консультации. 70. Самостоятельная работа слушателей и курсантов является важной составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Время для нее отводится распорядком дня из расчета 3 - 4 часа ежедневно, а на старших курсах, кроме того, в расписании занятий должны предусматриваться дополнительные дни (часы) самостоятельной работы. Самостоятельная работа организуется командирами подразделений слушателей и курсантов, обеспечивается кафедрами и контролируется учебным отделом. Самостоятельная работа под руководством преподавателей проводится в часы, определенные расписанием занятий, и может предусматривать разработку рефератов, проведение моделирования и выполнение других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины). 71. Войсковая (флотская) стажировка <*> организуется на завершающем этапе обучения в целях приобретения и отработки слушателями и курсантами практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению и проводится на соответствующих должностях в войсках (на флотах), в учреждениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации. -------------------------------- <*> В этой и последующих статьях настоящего Положения войсковая (флотская) стажировка для краткости будет именоваться войсковой стажировкой или стажировкой. Практика (учебная, производственная, ремонтная, корабельная и другие) организуется по отдельным дисциплинам или группам дисциплин в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. Практика проводится в вузе и его структурных подразделениях, в войсках (на флотах), в учреждениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, а также на предприятиях и в организациях других министерств и ведомств. Виды практики, продолжительность стажировки и практики определяются учебным планом. Прохождение стажировки и практики организуется: в воинских частях, учреждениях, на предприятиях и в организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации - по распоряжениям главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации; в воинских частях, учреждениях, на предприятиях и в организациях центрального подчинения, не входящих в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, - по распоряжениям заместителей министра обороны Российской Федерации, командующих (начальников) родами войск, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации (по подчиненности этих воинских частей, учреждений, предприятий и организаций); в учреждениях, на предприятиях и в организациях других министерств и ведомств - в соответствии с Положением о практике студентов гражданских высших учебных заведений, утверждаемым Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. Высшие военно - учебные заведения ежегодно к 1 июля представляют начальникам, которым они подчинены, заявки на выделение мест для прохождения стажировки и практики на следующий календарный год с указанием сроков их проведения. Определение воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, подчиненных соответствующим заместителям министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, для прохождения стажировки и практики производится этими начальниками: для подчиненных вузов - по заявкам начальников высших военно - учебных заведений, для других вузов - по заявкам начальников, которым эти вузы подчинены. Определение учреждений, предприятий и организаций других министерств и ведомств для прохождения практики производится соответствующими министерствами и ведомствами по ходатайствам начальников, которым подчинены вузы, или непосредственно начальниками военно - учебных заведений на основе прямых связей с учреждениями, предприятиями, организациями. Стажировка и практика организуются и проводятся в соответствии с инструкциями, утверждаемыми начальниками, которым подчинены вузы, или по их поручению - начальниками вузов. Кафедрой (кафедрами), на которую возложено учебно - методическое руководство стажировкой (практикой), разрабатываются программа ее проведения и индивидуальные задания для каждого слушателя и курсанта. Для руководства и контроля за работой слушателей и курсантов от вуза назначаются руководители стажировки (практики) из числа преподавателей и командиров подразделений слушателей и курсантов. Ответственность за создание необходимых условий для проведения стажировки (практики) и выполнение программ и индивидуальных заданий слушателями и курсантами несут командиры воинских частей, начальники (руководители) учреждений, предприятий и организаций, в которых она проводится. Использование слушателей и курсантов не по назначению и на должностях и работах, не связанных с выполнением программ стажировки (практики), не допускается. Слушатели и курсанты по окончании стажировки (практики) представляют письменный отчет о выполнении программы и индивидуального задания. Защита отчетов проводится в вузе или непосредственно по месту проведения стажировки (практики). 72. Курсовая работа (проект, задача) имеет целью научить слушателей и курсантов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач, привить навыки проектирования, производства расчетов, самостоятельного проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. Количество курсовых работ (проектов, задач) в семестре должно быть не более двух. На курсовую работу (проект, задачу) кафедра разрабатывает задание, для руководства работой слушателей и курсантов назначаются руководители из числа преподавателей и научных работников кафедры. Курсовая работа (проект, задача) по дисциплине выполняется в часы, отведенные на ее изучение. По результатам защиты курсовой работы (проекта, задачи) слушателям и курсантам выставляется зачет с оценкой. При получении неудовлетворительной оценки они выполняют работу по новой теме или перерабатывают прежнюю в сроки, устанавливаемые начальником вуза (факультета). 73. Дипломная работа (проект, задача) выполняется на заключительном этапе обучения и имеет целью систематизировать и расширить знания и практические навыки слушателей и курсантов в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью. Дипломная работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности и может выполняться слушателями и курсантами всех специальностей. Результаты работы оформляются в виде текстуальной части с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем. Дипломный проект - это решение конкретной инженерной проблемы с проведением проектно - конструкторских расчетов и разработок, теоретических и экспериментальных исследований. Он состоит из чертежей, расчетно - графических материалов и пояснительной записки. Дипломный проект выполняется слушателями и курсантами инженерных, командно - инженерных и отдельных командных специальностей. Дипломная задача предусматривает разработку организационно - методических документов на применение войск (сил) при проведении боевых действий, для проведения командно - штабных и тактических (тактико - специальных) учений, штабных тренировок, групповых упражнений. Она состоит из графической части, оформленной на картах (схемах), и пояснительной записки. Дипломная задача выполняется слушателями командных, командно - инженерных и отдельных инженерных специальностей военных академий по темам оперативного искусства, тактики, боевого и других видов обеспечения, войсковой мобилизации, а также методики боевой, оперативной и мобилизационной подготовки войск (флотов). Темы дипломных работ (проектов, задач) разрабатываются кафедрами и выбираются слушателями и курсантами самостоятельно не позднее первого месяца последнего года обучения. Каждому слушателю и курсанту назначается руководитель дипломной работы (проекта, задачи) из числа преподавателей, научных работников и руководящего состава вуза (факультета), при этом за одним руководителем закрепляется не более 5 слушателей или курсантов. Назначение руководителей приказом начальника вуза (факультета) и выдача слушателям и курсантам заданий на разработку дипломных работ (проектов, задач) производятся не позднее чем за три месяца до начала их разработки. По сложной и трудоемкой проблеме может разрабатываться комплексная дипломная работа (проект, задача), в выполнении которой Страницы: 1 2 |