использовании бюджетных инвестиций); формулирование условий прекращения реализации проекта. Подготовленное ТЭО проходит вневедомственную, экологическую и другие виды экспертиз. Затем следует утверждение ТЭО и принятие инвестиционного решения (решения о вложении средств в инвестиционный проект). П1.4.7. Подготовка контрактной документации включает: подготовку тендерных торгов и подготовку по их результатам контрактной документации; проведение переговоров с потенциальными инвесторами; тендерные торги на дальнейшее проектирование объекта и разработку рабочей документации. П1.4.8. Подготовка рабочей документации включает: подготовку документации, предусмотренной в П1.4.6.; определение изготовителей и поставщиков нестандартного технологического оборудования. П1.4.9. Строительно-монтажные и наладочные работы предусматривают: строительно-монтажные работы, наладку оборудования; обучение персонала; подготовку контрактной документации на поставку сырья, комплектующих и энергоносителей; подготовку контрактов на поставку продукции; выпуск лидерной партии продукции. П1.4.10. Эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей, в частности, предусматривают: сертификацию продукции; создание дилерской сети; создание центров ремонта; текущий мониторинг экономических показателей проекта. П1.4.11. На стадии осуществления проекта отдельные элементы организационно-экономического механизма могут закрепляться и конкретизироваться в договорах между участниками. Изменение (корректировка) организационно-экономического механизма осуществления проекта или любого другого раздела проектной документации рассматривается как изменение проекта в целом (разработка другого варианта проекта) и должно сопровождаться переоценкой его эффективности. П1.4.12. Для осуществления инвестиционного проекта используются следующие организационно-правовые формы: создание нового акционерного общества (АО) с участием инвестора и реципиента (АО может иметь небольшой уставной капитал и не являться собственником основных фондов предприятия, если они уже существуют). Инвестиции реализуются в форме наделения этого АО оборотными средствами. После того как АО начало получать прибыль, инвестору в текущих деньгах возвращается кредит без учета инфляции. Затем последующая прибыль делится в соответствии с долями учредителей в уставном капитале; выдача гарантий иностранному инвестору. В этом случае реципиент сам находит иностранного инвестора, а отечественная структура лишь страхует эти инвестиции своими или государственными активами, взимая за это небольшой процент с инвестируемой суммы. П1.5. Инвестиционное предложение П1.5.1. Инвестиционное предложение - результат технико - экономических исследований инвестиционных возможностей, предшествующих принятию решения о выполнении инвестиционного проекта (см. П1.4.5). П1.5.2. Инвестиционное предложение целесообразно дополнять информационным меморандумом, содержащим подробные данные о реципиенте, его финансовой состоятельности, выпускаемой продукции, стратегии поведения на рынке и другими данными. П1.5.3. Инвестиционное предложение и информационный меморандум подготавливаются реципиентом. П1.5.4. Вариантом инвестиционного предложения является заявка на инвестирование, направляемая обычно в кредитную организацию. Заявка (как правило) содержит сведения из инвестиционного предложения и информационного меморандума. Специальные формы существуют для ввода данных по инвестиционным проектам в международную информационную сеть центров ЮНИДО. П1.6. Масштабы инвестиционного проекта П1.6.1. Масштаб инвестиционного проекта определяется влиянием результатов его реализации на хотя бы один из внутренних (или внешних) рынков: финансовых, материальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку. П1.6.2. Проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле, рассматриваются как глобальные. П1.6.3. Проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране, и не оказывает существенного влияния на ситуацию в других странах, рассматриваются как крупномасштабные. П1.6.4. Проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в определенном регионе, городе (отрасли) и не оказывает существенного влияния на ситуацию в других регионах, городах (отраслях) рассматриваются как проекты регионального, городского (отраслевого) масштаба. П1.6.5. Проекты, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в регионах и / или городах, на уровень и структуру цен на товарных рынках, рассматриваются как локальные. П1.7. Инвестиционная программа П1.7.1. Понятие "инвестиционная программа" употребляется в двух смыслах: как инвестиционная программ приватизируемого предприятия, разрабатываемая в соответствии с планом приватизации для представления на инвестиционный конкурс; как совокупность унифицированных данных о системе инвестиционных проектов или предложений с определенной целевой направленностью. П1.7.2. В настоящих Рекомендациях понятие "инвестиционная программа" используется во втором значении. В зависимости от назначения инвестиционная программа формируется на основе выполненных инвестиционных проектов или инвестиционных предложений. Приложение 2 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ П2.1. Анализ финансового состояния действующего и проектируемого предприятия - реципиента П2.1.1. Финансовый анализ предполагаемого объекта инвестиций является неотъемлемой частью инвестиционного процесса на всех его стадиях. Инвестор не будет иметь дело с юридическим или физическим лицом, финансовое состояние которого ему не известно. В странах с развитой рыночной инфраструктурой публикация финансовых отчетов является общепринятым условием нормальных деловых связей, существуют различные регулярные справочники, по которым можно получить представление о финансовом положении фирмы <*>. -------------------------------- <*> В отечественной практике качество работы по финансовому анализу определяется квалификацией эксперта, достоверностью информации и используемой методикой аудита. П2.1.2. Методы диагностики финансового состояния предприятия могут рассматриваться в двух аспектах: методы, связанные с определением обобщающих показателей, относящихся к обследуемому предприятию; методы, дающие возможность оценить финансовое положение на основе вычисляемых интегральных критериев, позволяющих определить место, которое данное предприятие занимает в ряду других. Ниже на схеме показана последовательность процедур диагностики финансового состояния предприятия, обычно осуществляемой для выбора реципиента на стадии предпроектного обоснования. Отбор предприятия - реципиента с учетом финансового состояния -------------------------------- | Получение исходных данных о | | предприятиях - кандидатах | | в реципиенты | -------------------------------- | -------------------------------- | Вычисление значений локальных| | критериев для возможного | | кандидата | -------------------------------- | -------------------------------- | Вычисление значений | | интегральных критериев для | | группы предприятий | -------------------------------- | -------------------------------- | Ранжирование возможных | | кандидатов в реципиенты | -------------------------------- | --------------------------------------- | | ------------------------- ---------------------------------- | Формальная оценка по | | Содержательная оценка с учетом | | значениям показателей | | характера и возможностей | | | | динамического изменения | | | | значения показателей | ------------------------- ---------------------------------- | | --------------------------------------- | ---------------------------------- | Выбор одного или нескольких | | кандидатов из числа получивших | | достаточно высокое место | | при ранжировании | ---------------------------------- П2.1.3. При проведении анализа финансового состояния устанавливается: дееспособность предприятия в отношении ссуд, (по прошлому опыту, а также вероятность возврата инвестиционных кредитов), т.е. репутация заемщика; способность получать доход; формы и размеры активов, а также отношение к ним; состояние экономической конъюнктуры. П2.1.4. Обобщающие показатели оценки финансового состояния характеризуют: ликвидность; привлечение заемных средств; оборачиваемость капитала; прибыльность. П2.1.5. Конкретный набор локальных показателей может варьироваться в зависимости от специфики отрасли, целей проекта и прочих факторов. Однако, можно выделить следующие наиболее важные показатели: Ликвидность оборотных активов ---------------------------------------------------------------------- | К1(коэффициент наличность + эквиваленты наличности | | абсолютной = ----------------------------------- | | ликвидности) краткосрочные обязательства | |--------------------------------------------------------------------| | К2((промежуточный) краткосрочные активы - запасы | | коэффициент = ------------------------------ | | ликвидности краткосрочные обязательства | |--------------------------------------------------------------------| | краткосрочные активы | | К3(коэффициент = --------------------------- | | покрытия) краткосрочные обязательства | |--------------------------------------------------------------------| | Привлечение заемных средств | |--------------------------------------------------------------------| | К4(коэффициент все краткосрочные+долгосрочные | | соотношения заемные средства заемные средства | | заемных и = ---------------------------------- | | собственных средств) собственные средства | |--------------------------------------------------------------------| | К5(коэффициент долгосрочные займы | | долгосрочного = -------------------------- | | привлечения собственные + долгосрочные | | заемных средств) средства займы | |--------------------------------------------------------------------| | Оборачиваемость | | (коэффициент деловой активности) | |--------------------------------------------------------------------| | К6(коэффициент общей объем реализации (продаж) | | оборачиваемости = ------------------------------- | | капитала) среднегодовая стоимость активов | |--------------------------------------------------------------------| | К7(коэффициент себестоимость реализованной | | оборачиваемости продукции | | товарно-материальных = ------------------------------ | | запасов) среднегодовая стоимость | |--------------------------------------------------------------------| | товарно-материальных запасов | | К8(коэффициент объем реализации в кредит | | оборачиваемости = ------------------------------ | | счетов к получению) среднегодовая стоимость счетов | | к получению (без сомнительных | | долгов) | |--------------------------------------------------------------------| | 365 | | К9= --- (в днях) | | К8 | |--------------------------------------------------------------------| | К10(коэффициент себестоимость реализованной продукции | | оборачиваемости + / - изменение величины запасов | | счетов к платежу) = -------------------------------------- | | среднегодовая стоимость счетов | | к платежу | |--------------------------------------------------------------------| | 365 | | К11= ---- (в днях) | | К10 | |--------------------------------------------------------------------| | К12(коэффициент объем реализации | | оборачиваемости = ------------------------ | | собственного капитала) среднегодовая стоимость | | собственного капитала | |--------------------------------------------------------------------| | Прибыльность | |--------------------------------------------------------------------| | К13(рентабельность валовая прибыль от реализации | | продукции по = ----------------------------- | | валовой прибыли) себестоимость реализованной | | продукции | |--------------------------------------------------------------------| | К14(рентабельность чистая прибыль | | продукции по = ---------------------------- | | чистой прибыли) себестоимость реализованной | | продукции | |--------------------------------------------------------------------| | К15(рентабельность валовая прибыль | | капитала по = --------------------------- | | валовой прибыли) среднегодовой итог баланса | |--------------------------------------------------------------------| | К16(рентабельность чистая прибыль | | капитала по = --------------------------- | | чистой прибыли) среднегодовой итог баланса | |--------------------------------------------------------------------| | К17(рентабельность чистая прибыль | | собственного = -------------------------- | | капитала) среднегодовой собственный | | капитал | ---------------------------------------------------------------------- Рассмотренные финансовые коэффициенты применимы как к действующим, так и к вновь вводимым объектам. Общая оценка финансового состояния, использующая приведенные показатели, должна на заключительном этапе производиться экспертом, имеющим достаточную квалификацию в области финансового анализа. При этом необходимо проследить основные тенденции изменения показателей во времени. Твердые критерии допустимых уровней значений отдельных показателей при современном состоянии российской экономики не могут быть приведены. В процессе анализа можно рекомендовать воспользоваться в качестве сравнительного эталона системой показателей предприятия, близкого по профилю выпускаемой продукции с устойчивым финансовым положением. П2.1.6. Финансовое состояние предприятия является следствием всех аспектов его деятельности. Анализ финансового состояния может производиться с различной степенью подробности. В П2.1.5 представлены наиболее агрегированные (конечные) показатели (которые зависят от показателей более низкого уровня). Для определения причин отклонения их величин от желаемых, следует произвести декомпозицию условий (экономических и / или производственных), определяющих значения конечных показателей. Иначе говоря, конечные показатели могут быть развернуты до любого уровня (в иерархии экономических и производственных показателей). П2.2. Финансовый анализ в процессе составления выходных форм П2.2.1. Согласно рекомендациям ЮНИДО <*> для проведения финансового анализа а процессе подготовки инвестиционных проектов необходимы следующие базовые формы: проектно-балансовые ведомости; отчет о финансовых результатах; таблицы движения денежных средств. Могут быть использованы и другие формы: общие капиталовложения; потребность в оборотном капитале; общие производственные издержки; источники финансирования. Проектно-балансовые ведомости в форме классического бухгалтерского баланса (с несколькими агрегированными показателями) позволяют представить структуру и динамику активов и источников их образования. Эта форма является основной (наряду с отчетом о чистой прибыли) для оценки финансового состояния объекта в течение всего периода инвестирования и эксплуатации. Отчет о чистой прибыли - форма, представляющая укрупненную структуру издержек. Однако группировка статей отличается от принятой в отечественной практике. Все эти формы взаимоувязаны и представляют достаточную информацию для оценки проекта с точки зрения его ликвидности, финансовой устойчивости, уровня рентабельности выпускаемой продукции. -------------------------------- <*> Методические положения по адаптации показателей отечественной отчетности к действующим в международной практике разработаны ВНИИ технико-экономических исследований в промышленности в 1992 году. П2.2.2. Инвестиционный процесс имеет специфические особенности. Эти особенности в значительной степени касаются движения денежных средств. Наиболее сложным разделом инвестиционного проектирования является расчет потока и сальдо реальных денег. Они должны быть сформированы таким образом, чтобы сальдо накопленных реальных денег всегда принимало положительные значения. П2.2.3. В процессе инвестиционного проектирования финансовый анализ может дополняться выбором варианта в зависимости от условий и целей проекта. При выполнении ТЭО расчет потоков реальных денег проходит, как правило, в несколько итераций. Величина и время привлечения заемных средств определяются размерами и периодами появления дефицита реальных денег. То же относится к возврату займов, связанному с величиной накопленного сальдо реальных денег. Порядок и сроки привлечения средств и их возврата влияют на общий объем инвестиций и величины издержек, т.к. проценты по займам составляют финансовые издержки. П2.2.4. Финансовый анализ инвестиционного проекта предъявляет высокие требования к знанию множества финансовых факторов и их взаимосвязи, а также к умению прогнозировать изменения показателей и соотношения между ними на расчетный период времени. Приложение 3 ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ П3.1. Расчеты показателей эффективности проектов, предусматривающих участие иностранных фирм, имеют некоторые особенности. П3.2. При определении показателей бюджетной эффективности в составе доходов учитываются иностранные займы и кредиты, предоставленные Правительству РФ, в составе расходов - погашение указанных займов и кредитов, включая проценты по ним. При определении показателей экономической эффективности затраты иностранных участников не учитываются, а предоставляемые этими участниками кредиты и займы, а также уплачиваемые ими налоги и пошлины включаются в состав результатов проекта. П3.3. Сравнение различных вариантов проекта и обоснование размеров и форм иностранного участия в реализации проекта производится по критерию максимального интегрального народнохозяйственного эффекта (см. раздел 5 Рекомендаций). П3.4. Показатели коммерческой эффективности рассчитываются как по российским, так и по иностранным участникам. При этом в составе затрат иностранного участника учитывается также налог на прибыль, переводимую за границу. По иностранному участнику расчеты потока реальных денег проводятся также в валюте соответствующего государства. П3.5. Для дополнительного подтверждения эффективности проекта с иностранным участием рекомендуется сравнить его с аналогичным проектом, предусматривающим только российских участников. Приложение 4 ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОЕКТА П4.1. Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения его экономической эффективности. При определении коммерческой и бюджетной эффективности проекта социальные результаты проекта не учитываются. П4.2. Оценка социальных результатов проекта предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры (в пределах установленных норм) являются обязательными условиями его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат. П4.3. Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются: изменение количества рабочих мест в регионе; улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников; изменение условий труда работников; изменение структуры производственного персонала; изменение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными видами товаров (топливом и энергией - для проектов в топливно-энергетическом комплексе, продовольствием - для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности и т.п.); изменение уровня здоровья работников и населения; экономия свободного времени населения. П4.4. В стоимостной оценке социальных результатов учитывается только их самостоятельная значимость. Затраты, необходимые для достижения социальных результатов проекта или обусловленные социальными последствиями реализации проекта (например, изменение затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности или по безработице), учитываются в расчетах эффективности в общем порядке и в стоимостной оценке социальных результатов не отражаются. П4.5. Влияние реализации проекта на изменение условий труда работников оценивается по отдельным санитарно-гигиеническим и психофизиологическим элементам условий труда. Для оценки удовлетворенности работников условиями труда могут использоваться также данные социологических опросов. В случае, если реализация проекта приводит к изменению условий труда на сторонних предприятиях (например, на предприятиях - потребителях производимой техники или продукции повышенного качества), влияние этих изменений учитывается в составе косвенного финансового эффекта по этим предприятиям. П4.6. Реализация проекта может быть сопряжена с необходимостью улучшения жилищных и культурно-бытовых условий работников, например, путем предоставления им (бесплатно или на льготных условиях) жилья, строительства некоторых (дотируемых или самоокупаемых) объектов культурно-бытового назначения и т.п. Затраты по сооружению или приобретению соответствующих объектов включаются в состав затрат по проекту и учитываются в расчетах эффективности в общем порядке. Доходы от этих объектов (часть стоимости жилья, оплачиваемая в рассрочку, выручка предприятий бытового обслуживания и т.п.) учитываются в составе результатов проекта. Помимо этого, в расчетах экономической эффективности учитывается и самостоятельный социальный результат подобных мероприятий, получаемый в результате увеличения рыночной стоимости существующего в соответствующем районе жилья, обусловленное вводом в действие дополнительных объектов культурно-бытового назначения. П4.7. Изменение структуры производственного персонала определяется по регионам - участникам проекта, а по особо крупным проектам - по народному хозяйству в целом. В этих целях используются показатели: изменение численности работников (в том числе - женщин), занятых тяжелым физическим трудом; изменение численности работников (в том числе - женщин), занятых во вредных условиях производства; изменение численности занятых на работах, требующих высшего или среднего специального образования; изменение численности работников по разрядам единой разрядной сетки; численность работников, подлежащих обучению, переобучению, повышению квалификации. П4.8. Обусловленное реализацией проекта повышение или снижение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов определенными товарами рассматривается соответственно как положительный или отрицательный социальный результат. Стоимостное измерение этого результата производится с использованием действующих в регионе цен на соответствующие товары (без учета государственных и местных дотаций и льгот всем или отдельным категориям потребителей). П4.9. Социальный результат, проявляющийся в обусловленном реализацией проекта изменении заболеваемости трудящихся, включает предотвращенные (со знаком "минус" - дополнительные) потери чистой продукции народного хозяйства, изменение суммы выплат из фонда социального страхования и изменение затрат в сфере здравоохранения. П4.10. Социальный результат, проявляющийся в изменении показателя смертности населения, связанный с реализацией проекта, выражается изменением численности умерших в регионе при реализации проекта. Для стоимостного измерения данного эффекта может быть использован норматив народнохозяйственной ценности человеческой жизни, определяемый путем умножения средней величины чистой продукции (приходящейся на 1 отработанный человеко - год) на коэффициент народнохозяйственной ценности человеческой жизни, устанавливаемый для экономической оценки эффективности мероприятий <*>. Реализация проектов, направленных на улучшение организации дорожного движения, повышение безопасности транспортных средств, снижение аварийности производства и т. п., ведет к снижению количества тяжелых ранений людей, приводящих к их инвалидности. Для стоимостной оценки соответствующего социального результата используется норматив в размере 60 % народнохозяйственной ценности человеческой жизни. -------------------------------- <*> В настоящее время в Российской Федерации отсутствует утвержденный на федеральном уровне коэффициент народнохозяйственной ценности человеческой жизни. П4.11. Экономия свободного времени работников предприятий и населения (в человеко - часах) определяется, прежде всего, по проектам, предусматривающим: повышение надежности энергоснабжения населенных пунктов; выпуск товаров народного потребления, сокращающих затраты труда в домашнем хозяйстве (например, кухонных комбайнов); производство новых видов и марок транспортных средств; строительство новых автомобильных или железных дорог; изменение транспортных схем доставки определенных видов продукции, транспортных схем доставки работников к месту работы; совершенствование размещения торговой сети; улучшение торгового обслуживания покупателей; развитие телефонной и телефаксной связи, электронной почты и других видов связи; улучшение информационного обслуживания граждан (например, о размещении тех или иных объектов, о наличии билетов в кассах, о наличии товаров в магазинах). При стоимостной оценке данного вида результатов рекомендуется использовать норматив оценки 1 человеко - часа экономии в размере 50 % среднечасовой заработной платы по контингенту трудоспособного населения, затрагиваемого реализацией проекта. Приложение 5 УЧЕТ ИНФЛЯЦИИ, ВЫЧИСЛЕНИЕ ПОТОКА РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕГ, ДИСКОНТИРОВАНИЕ ЗАТРАТ И РЕЗУЛЬТАТОВ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ НОРМЫ ДОХОДНОСТИ П5.1. Учет инфляции П5.1.1. Инфляция - это превышение общего (среднего) уровня цен в экономике или на данный вид ресурса (продукции, услуг, труда). Инфляцию в конце шага t2 по отношению к начальному моменту t0, непосредственно предшествующему первому шагу <*>, можно характеризовать: индексом изменения цен ресурса J(t ,t ) <**>, т.е. отношением 2 н цены ресурса в конце шага t к цене того же ресурса в момент tн; 2 уровнем инфляции r(t ,t ), равным: 2 0 ---------------------------------------------------------------------- | r(t ,t ) = J(t ,t ) - 1. | (П5.1) | | 2 н 2 н | | ---------------------------------------------------------------------- Для J(t ,t ) выполняются соотношения: i j ---------------------------------------------------------------------- | (-1) | | | J(t ,t ) = [J(t ,t )] | (П5.2) | | i j j i | | |----------------------------------------------------------|---------| | J(t ,t ) = 1 | (П5.3) | | i i | | ---------------------------------------------------------------------- и, если t < t , то н n ---------------------------------------------------------------------- | n | | | J(t ,t ) = П J(t ,t - 1) x J(t ,t ) | (П5.4) | | n н k=1 k k 0 н | | ---------------------------------------------------------------------- Основное влияние на показатели коммерческой эффективности инвестиционного проекта оказывает: неоднородность инфляции (т.е. различная величина ее уровня) по видам продукции и ресурсов; превышение уровня инфляции над ростом курса иностранной валюты. Помимо этого, даже однородная инфляция влияет на показатели инвестиционного проекта за счет: изменения влияния запасов и задолженностей (увеличение запасов материалов и кредиторской задолженности становится более выгодным, а запасов готовой продукции и дебиторской задолженности - менее выгодным, чем без инфляции); завышения налогов за счет отставания амортизационных отчислений от тех, которые соответствовали бы повышающимся ценам на основные фонды; изменения фактических условий предоставления займов и кредитов. Наличие инфляции влияет на показатели проекта не только в денежном, но и в натуральном выражении. Иными словами, инфляция приводит не только к переоценке финансовых результатов осуществления проекта, но и к изменению самого плана реализации проекта (планируемых величин запасов и задолженностей, необходимых заемных средств и даже объема производства и продаж). Поэтому переход в расчетах к твердой валюте или вообще к натуральным показателям не отменяет необходимости учета влияния инфляции. Наряду с расчетами в постоянных и / или мировых ценах необходимо производить расчет в прогнозных (в денежных единицах, соответствующих условиям осуществления проекта) ценах с тем, чтобы максимально учесть это влияние. -------------------------------- <*> В дальнейшем tн называется моментом приведения. <**> Все отношения выражены в долях, а не в процентах. П5.1.2. При уточненной оценке эффективности инвестиционного проекта необходимо учитывать динамику: уровня роста / падения отношения курсов внутренней и иностранной валют <*>; общего уровня цен (общая инфляция); цен на производимую продукцию на внутреннем и внешнем рынках (инфляция на сбыт) <**>; цен на используемые ресурсы и комплектующие (по группам, характеризующимся примерно одинаковой скоростью изменения цен); прямых издержек (по видам); уровня заработной платы - по видам работников (инфляция на заработную плату); общих и административных издержек (инфляция на общие и административные издержки); стоимости элементов основных фондов (земли, зданий и сооружений, оборудования); затрат на организацию сбыта (в частности, на рекламу, транспорт и др.); банковского процента. При практическом расчете, возможно, будут известны не все перечисленные виды инфляции (тем более, их прогноз). В этом случае рекомендуется пользоваться наиболее дробными данными из доступных. При наличии информации о ценовой политике государства (на период осуществления проекта) расчеты эффективности могут быть выполнены в прогнозных ценах, с использованием дифференцированных по группам ресурсов (продукции) индексов изменения цен. Однако, во всех случаях для оценки влияния инфляции в нынешних российских условиях приходится работать с неполной и неточной информацией (Раздел 6 Рекомендаций). -------------------------------- <*> Эквивалентным - при известной общей инфляции - является учет двух уровней инфляции иностранной валюты - внутреннего (повышения внутренних цен, определенных в иностранной валюте) и внешнего (на внешнем рынке). <**> При этом необходимо учитывать соотношение цен продукции и ресурсов с мировыми. П5.1.3. Для того чтобы правильно оценивать результаты проекта, а также обеспечить сравнимость показателей проектов в различных условиях, необходимо максимально учесть влияние инфляции на расчетные значения результатов и затрат. Для этого следует потоки затрат и результатов (потоки реальных денег - для расчета коммерческой эффективности) производить в прогнозных (текущих) ценах, а при вычислении интегральных показателей (интегральный эффект, ЧДД, ВНД, ИД и др.) переходить к расчетным ценам, т.е. ценам, очищенным от общей инфляции (см. П5.1.6). Расчетные цены приводятся к некоторому моменту времени, т.е. соответствуют ценам в этот момент (хотя могут не совпадать с ними за счет неоднородности инфляции). В Рекомендациях расчетные цены приводятся к моменту t = 0 (моменту, предшествующему началу реализации проекта), что необходимо иметь в виду при сравнении проектов с различными сроками их начала. П5.1.4. Приведение цен ресурса "j" в момент t = t (заданных н (базисных) цен) к ценам того же ресурса в конце t-ого шага (прогнозным ценам) производится по формуле: ---------------------------------------------------------------------- | c | | | Ц (t) = Ц (б) x J (t,t ), | (П5.5) | | j j j н | | ---------------------------------------------------------------------- c где Ц (t) - цена ресурса j на t-ом шаге ( прогнозная или j текущая цена); Ц (б) - цена того же ресурса в ценах момента t (базисная цена), а j 0 J (t,t ) - индекс цен на ресурс j, вычисленный с применением j н формул (П5.1) - (П5.4). Суммированием (по j) прогнозных цен соответствующих результатов на t-ом шаге получаем: c З - затраты на t-ом шаге в прогнозных (текущих) ценах (см. п. t 2.16), c c прогнозные значения притока (П (t)) и оттока (О (t)) наличности. В зарубежной практике поправка на инфляцию цены предложения делается так: ---------------------------------------------------------------------- | a | | | iнов | | | Цнов = Ц(б) x (SUM A x ----- + B), | (П5.6) | | i i a | | | iбаз | | ---------------------------------------------------------------------- где Ц(б) - базовая (базисная) цена товара; Цнов - прогнозная цена предложения товара; A - доля i-ого (i = 1,2, ...) ресурса (материалов, топлива, i энергии, транспортных расходов, зарплаты и т. д.) в цене товара; B - доля прочих (не вошедших в число A ) расходов в цене товара i (должно выполняться равенство SUM A + B = 1), инфляцию которых можно i i не учитывать; ---------------------------------------------------------------------- | a | | iнов | | ----- = J (нов, баз) - индексы роста цен ресурса A . | | a i i | | iбаз | | Ц(б), A (i = 1,2,...), В и J (нов, баз) устанавливаются в | | i i | | момент разработки проекта. | ---------------------------------------------------------------------- Для повышения точности формулы необходимо, чтобы возможно большее количество ресурсов (особенно с высокими ожидаемыми индексами роста цен) попало в число A . i П5.1.5. Прогнозные значения сальдо накопленных реальных денег и потока реальных денег (см. п.п. 3.2 - 3.6 Рекомендаций) определяются следующим образом. Значения величин в таблицах 1 - 4 заводятся в прогнозных ценах. Соотношения (3.3) - (3.5а) остаются при этом в силе. Соответствующие показатели обозначаются как ---------------------------------------------------------------------- | c - | | ф (t) = стр.(7) таблицы 1 (в прогнозных ценах) | | | 1 | | | | | | c +c | | | ф (t) = ф (t) = стр.(14) | (П5.7) | | 2 | | | | | | таблицы 2 (в прогнозных ценах) | | | | | | c | | | ф (t) = стр.(6) таблицы 3 (в прогнозных ценах) | | | 3 | | | - | ---------------------------------------------------------------------- c B (t) вычисляется, как и в п. 3.6 Рекомендаций из условия реинвестиций свободных денежных средств, но с учетом прогнозных цен и условий (например, банковского процента), а также начального значения c B , т.е. c c B (t) = f(B (t-1)) + (в прогнозных ценах) значения графы t[стр.(7) табл. 1 + (стр.(3) + (часть стр.(4), зависящая от деятельности непосредственно на t-ом шаге) табл. 2 - (стр.(5) + (6) + + (9) + (11) табл. 2) + стр. 6 табл. 3]. (П5.8) Функция f зависит от конкретного способа реинвестиций. Например, если свободные денежные средства размещаются в виде вклада под процент p(t), начисляемый в течение t-ого шага расчета, то ---------------------------------------------------------------------- | c c | | | f(B (t-1)) = B (t-1) x [1 + p(t)/100] | (П5.9) | | | | ---------------------------------------------------------------------- c После определения B (t) сальдо и поток реальных денег вычисляются по тем же формулам, что и в Рекомендациях (формулы (3.7), (3.8)), но в прогнозных ценах: ---------------------------------------------------------------------- | c c c | | | b (t) = B (t) - B (t-1), | (П5.10) | |--------------------------------------------------------|-----------| | c c c | | | ф (t) = b (t) - ф (t). | (П5.11) | | 3 | | ---------------------------------------------------------------------- П5.1.6. Приведение значений показателей к расчетным ценам делается для того, чтобы при вычислении значений интегральных показателей (см. П5.1.3) исключить из расчета общее изменение масштаба цен, но сохранить (происходящее, в частности, из-за инфляции) изменение в структуре цен, а также влияние инфляции на план осуществления проекта. Технически для этого рекомендуется ввести дефлирующий множитель J (t ,t), соответствующий уровню общей инфляции. G н c Если A (t) - значение любого показателя в конце t-ого шага, c вычисленного в прогнозных ценах (в Рекомендациях в качестве A (t) c c c +c c +c выступают R , З , Э , Э , ф (t), ф (t) и т.д.), то значение t t t t этого показателя в расчетных ценах обозначается A (t) и вычисляется по формуле: ---------------------------------------------------------------------- | c | | | A (t) = A (t) x J (t ,t), | (П5.12) | | G н | | ---------------------------------------------------------------------- где J (t,t ) - индекс изменения общего уровня цен <*> (здесь G н использована формула (П5.2)). Если значение показателя является суммой нескольких значений, относящихся к разным шагам расчета, то при приведении его к расчетным ценам необходимо это учесть. Так, в Рекомендациях фигурирует величина К - сумма дисконтированных первоначальных капиталовложений: ---------------------------------------------------------------------- | T | | | К = SUM К(t) x a , | (П5.13) | | t=1 t | | ---------------------------------------------------------------------- где К(t) - объемы первоначальных капиталовложений в базовых ценах (в Рекомендациях они обозначены символом К ), а t a - дисконтирующий множитель (см. П5.2 и п. 2.8 Рекомендаций). t Тогда расчетное (приведенное к началу проекта) значение первоначальных капиталовложений равно: ---------------------------------------------------------------------- | T | | | К = SUM a x J (t ,t) x SUM К (t) x J (t,t ), | (П5.14) | | t=0 t G н j j j н | | ---------------------------------------------------------------------- где К (t) - базисная цена j-ого элемента первоначальных j капитальных вложений, а J (t,t ) - прогнозируемый индекс цен по этому элементу. j н с Нередко вводят норму дисконта Е для текущих цен так, что ---------------------------------------------------------------------- | c | | | a = a x J (t ,t). | (П5.15) | | t t G н | | ---------------------------------------------------------------------- В настоящих Рекомендациях этот метод не используется, т.к. для обеспечения сравнимости значений ВНД надо явно указывать J (t ,t). G н При вычислении интегральных показателей в формулы (2.4) - (2.7) Рекомендаций следует подставлять значения аргументов (результатов, затрат, потока реальных денег, капитальных вложений и т.д.) в расчетных ценах. -------------------------------- <*> Часто в качестве J (t,t ) можно использовать средневзвешенное G н значение индексов изменения цен на виды выпускаемой в соответствии с проектом продукции и потребляемых ресурсов (с весами, равными количествам этих величин в натуральных единицах или в базисных ценах). П5.2. Дисконтирование, интегральные показатели внутренняя норма доходности (внутренняя эффективность) П5.2.1. Дисконтирование - это приведение разновременных экономических показателей к какому-либо одному моменту времени - точке приведения. В Рекомендациях в качестве точки приведения принят момент окончания первого шага расчета. Дисконтирование показателя, относящегося к t-му шагу, осуществляется путем умножения его текущего значения на величину a (см. формулу 2.3). t Суммируя дисконтированные значения показателя по всем периодам за время реализации проекта и вводя при необходимости дефлирующие множители, мы получаем значения интегральных показателей, например, чистого дисконтированного дохода - ЧДД. П5.2.2. Результат сравнения двух проектов с различным распределением эффекта во времени может существенно зависеть от нормы дисконта. Поэтому объективный (или хотя бы удовлетворяющий всех участников) выбор ее величины достаточно важен. В рыночной экономике эта величина определяется, исходя из депозитного процента по вкладам (в постоянных ценах). На практике она принимается большей его значения за счет инфляции и риска, связанного с инвестициями. Если принять норму дисконта ниже депозитного процента, инвесторы предпочтут класть деньги в банк, а не вкладывать их непосредственно в производство; если же норма дисконта станет выше депозитного процента на величину большую чем та, которая оправдывается инфляцией и инвестиционным риском, возникнет перетекание денег в инвестиции, повышенный спрос на деньги и как следствие - повышение их цены, т. е. банковского процента. П5.2.3. Приведенная оценка нормы дисконта справедлива (в рыночной экономике) для собственного капитала. В случае, когда весь капитал является заемным, норма дисконта представляет собой соответствующую процентную ставку, определяемую условиями процентных выплат и погашений по займам. В общем случае (когда капитал смешанный) норма дисконта приближенно может найдена как средневзвешенная стоимость капитала - WACC (Weighted Awerage Cost of Capital), рассчитанная с учетом структуры капитала, налоговой системы и др. Иными словами, если имеется n видов капитала, стоимость каждого из которых (после уплаты налогов) равна Е , а доля в общем капитале (i) A (i=1, 2, ..., n), то норма дисконта приблизительно равна i ---------------------------------------------------------------------- | n | | | Е = SUM Е x A . | (П5.16) | | i=1 (i) i | | ---------------------------------------------------------------------- П5.2.4. В нынешнем переходном периоде российской экономики при высокой инфляции депозитный процент по вкладам не определяет реальную цену денег. В этой ситуации можно использовать два подхода. А. Для оценки народнохозяйственной (экономической) эффективности - подход (разделяемый рядом зарубежных специалистов), в соответствии с которым норма дисконта должна отражать не только чисто финансовые интересы государства, но и систему предпочтений членов общества по поводу относительной значимости доходов в различные моменты времени, в том числе - и с точки зрения социальных и экологических результатов. В этой связи она является по существу "социальной нормой дисконта" и должна устанавливаться государством как специфический социально - экономический норматив, обязательный для оценки проектов, в которых государству предлагается принять участие. Б. Для оценки коммерческой эффективности - подход, при котором каждый хозяйствующий субъект сам оценивает свою индивидуальную "цену денег", т.е. выраженную в долях единицы реальную (с учетом налогов и риска) норму годового дохода на вложенный капитал с учетом альтернативных и доступных на рынке направлений вложений со сравнимым риском. Корректируя ее с учетом риска, связанного с конкретным проектом, субъект может определить и индивидуальную норму дисконта. В современных условиях, однако, при неразвитом фондовом рынке, такой подход затруднителен, хотя и возможен. Кроме того, он может привести к ошибочным решениям, если субъект в качестве альтернативы будет принимать вложения средств в краткосрочные спекулятивные операции (с иностранной валютой, импортными и дефицитными товарами и т.д.). В этих условиях определенным ориентиром при установлении индивидуальной нормы дисконта может служить депозитный процент по вкладам в относительно стабильной иностранной валюте, хотя и здесь следует учитывать инфляцию (рост цен товаров на российском рынке, выраженных в иностранной валюте) и риск банкротства коммерческих банков, которые принимают соответствующие депозиты. П5.2.5. Наряду с чистым дисконтированным доходом, рассмотренным в тексте Рекомендаций, важную роль играет внутренняя норма доходности (прибыли) - ВНД. Как уже указывалось, внутренняя норма доходности (ВНД или Евн) - это такая норма дисконта, при которой интегральный эффект проекта (например, ЧДД) становится равным нулю. Одна из ее экономических интерпретаций: если весь проект выполняется только за счет заемных средств, то ВНД равна максимальному проценту, под который можно взять заем с тем, чтобы суметь расплатиться из доходов от реализации проекта за время, равное горизонту расчета. П5.2.6. Как значение нормы дисконта, так и значение ВНД отражают: экономическую неравноценность разновременных затрат, результатов и эффектов - выгодность более позднего осуществления затрат и более раннего получения полезных результатов; минимально допустимую отдачу на вложенный капитал, при которой инвестор предпочтет участие в проекте альтернативному вложению тех же средств в другой проект с сопоставимой степенью риска; конъюнктуру финансового рынка, наличие альтернативных и доступных инвестиционных возможностей; неопределенность условий осуществления проекта и, в частности, степень риска, связанного с участием в его реализации. Преимуществом ВНД является то, что участник проекта не должен определять свою индивидуальную норму дисконта заранее. Он вычисляет ВНД, т.е. эффективность вложенного капитала, а затем принимает решение, используя ее значение. Недостатки ВНД указывались в Рекомендациях. Совместное использование ЧДД и ВНД (если ВНД существует - см. п. 2.11 Рекомендаций) рекомендуется осуществлять следующим образом: при оценке альтернативных проектов (или вариантов проекта), т.е. в случае, когда требуется выбрать один проект (или вариант) из нескольких, следует производить их ранжирование для выбора по максимуму ЧДД <*>. Роль ВНД в этом случае, в основном, сводится к оценке пределов, в которых может находиться норма дисконта (при высокой неопределенности цены денег это - весьма существенно). При наборе независимых проектов, т.е. в случае, когда проекты могут осуществляться независимо друг от друга, для наиболее выгодного распределения инвестиций ранжирование проектов следует производить с учетом значений ВНД <*>. Чистый дисконтированный доход и внутреннюю норму доходности целесообразно вычислять в следующих вариантах: когда финансирование проекта условно принимается производящимся только за счет собственных средств (см. Приложение 1). В этом случае в +c К входят все инвестиционные затраты данного проекта, а в состав ф (t) не входят финансовые затраты (по обслуживанию займов, выплаты по облигациям и т.д. <**>; когда условия финансирования соответствуют проектным, но в К включается только часть инвестиционных затрат, осуществляемая за счет + собственных средств инвестора, а в состав ф (t) - все виды доходов (кроме источников средств) и финансовые издержки. ЧДД и ВНД, рассчитанная в последнем случае, определяет эффективность использования собственных средств инвестора. -------------------------------- <*> При заданных горизонтах расчета, т. к. величины ЧДД и ВНД зависят от горизонта расчета. <**> При равенстве норм дисконта и процентной ставки составляющие доходов и расходов, связанные с получением кредита, его погашением и выплатами процентов, входят в расчет ЧДД и ВНД в равной величине, но с противоположными знаками (кредит как доход со знаком "плюс", а погашение и проценты - как расходы со знаком "минус") и потому взаимно уничтожаются. П5.2.7. Перенос точки приведения и пересчет нормы дисконта Формулы (2.4) - (2.7) Рекомендаций зависят от точки приведения. Если до точки приведения имеется t шагов, а после нее с еще Т шагов (например, t шагов строительства + Т шагов производства, а с приведение производится к окончанию строительства), суммирование в них и формуле для К раздела 2 должно производиться от - (t - 1) до Т, а с (2.3) должна быть заменена на ---------------------------------------------------------------------- | 1 | | | at = ---------------, | (П5.17) | | t h | | | П (1 + Е ) | | | k=0 k | | ---------------------------------------------------------------------- где h = 1 при t > 0, h = 0 при t = 0 и h = -1 при t < 0. При сравнении эффективности различных проектов часто возникает задача определить норму дисконта для шага расчета продолжительности l 1 (например, для квартала), если известна норма дисконта (или эффективность капитала) при шаге длиной l (например, равном году). 2 Эта задача возникает, в частности, при расчете проекта с непостоянным шагом (см. 3.9.1). Формула пересчета для случая постоянной нормы дисконта Е определяется следующим образом. Пусть известна норма дисконта Е(l ) при размере шага l 1 1 (например, год) и требуется найти норму дисконта Е(l) при размере шага l (например, квартал), выраженного в тех же единицах, что и l , при 1 условии, что обе эти нормы должны соответствовать одинаковой эффективности капитала. Тогда Е(l) определяется как решение уравнения: ---------------------------------------------------------------------- | (l/l ) | | | 1 | | | 1 + Е(l) = [1 + Е(l )] . | (П5.18) | | 1 | | ---------------------------------------------------------------------- (В упомянутом примере разумно l и l вычислять в кварталах; тогда 1 l = 4 (кварталам), l = 1 и 1 ------------------------------------------ | (1/4) | | 1 + Е(квартал) = [1 + Е(год)] . | ------------------------------------------ Приложение 6 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОТБОРА И ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ П6.1. Всякий проект характеризуется несколькими видами показателей ( интегральные показатели, показатели, связанные с потоком и балансом наличности и т.д.). В каждый из видов показателей входят несколько конкретных показателей. Некоторые из них дополняют друг друга, другие (например, различные интегральные показатели) в известной степени независимы. Показатели, относящиеся к разным видам, также могут образовывать различные сочетания. Нередко для отбора вариантов проекта и принятия решения о его осуществлении приходится использовать экспертные (неформальные) процедуры для учета значений всех факторов и их взаимосвязей. Некоторые современные программные продукты включают в себя системы поддержки этих процедур (Приложение 9). П6.2. Принятие решения на инвестирование Фирма - инвестор до принятия решения на инвестирование должна определиться в своей системе приоритетов. Возможные варианты приоритетов: общественная значимость проекта; влияние на имидж инвестора; соответствие целям и задачам инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; соответствие организационным возможностям инвестора; рыночный потенциал создаваемого продукта; период окупаемости проекта; прибыль; уровень риска; экологичность и безопасность проекта; соответствие законодательству. Можно использовать в качестве критерия некоторую свертку показателей по этим приоритетам. П6.3. Процедура отбора инвестиционных проектов П6.3.1. Процедуры отбора, приводимые ниже, основываются на следующих предпосылках: государство может осуществлять функции посредника и организатора инвестиционной деятельности, создавать соответствующую инфраструктуру; государство может оказывать инвесторам и реципиентам прямую и косвенную поддержку, если это соответствует его коренным интересам, или участвовать с ними в совместной предпринимательской деятельности; государство может выступать в качестве инициатора новых организационных форм инвестиционной и инновационной деятельности, в том числе и инициатором создания специальных инвестиционных фондов для концентрации средств различных источников (в том числе государственных предприятий и частных предпринимателей) в целях реализации приоритетных для государства проектов. Одной из важнейших характеристик проекта, определяющих условия его отбора, является связанный с ним инвестиционный риск, отражающий вероятность потери вложенных средств вследствие различных социальных, политических и экономических причин. П6.3.2. Варианты ситуаций при отборе проектов При формировании списка проектов, подлежащих поддержке, участию или прямому финансированию со стороны государства, необходимо учитывать существенные различия в возможных ситуациях. Предметом рассмотрения могут быть: проекты, предназначенные для реализации предварительно разработанных и утвержденных федеральных программ, т.е. формируемые под заранее заданный срок и результат; проекты, ориентированные на реализацию приоритетного для государства производственного или научно-технического направления; инициативные проекты вне рамок приоритетных направлений. Решения о структуре распределения средств принимаются на основании приоритетов, указанных в инвестиционной программе на текущий год, утвержденной правительством. П6.3.3. Предварительные стадии выбора П6.3.3.1. При выборе проектов должна учитываться их полезность для государства. На данном этапе в инвестиционных программах еще не конкретизируются субъекты реализации ни в производственной, ни в научно-технической сфере или содержат только предварительную информацию о них. Этап содержит две стадии: структуризация приоритетных направлений, которая понимается как системный анализ проблемы их реализации, выявление ее составляющих и оценка возможности решения возникающих задач в рамках имеющихся и доступных средств. Методы реализации этой стадии являются экспертно-аналитическими и включают построение дерева целей (которое является развитием соответствующих целей целевого критериального комплекса), дерева проблем, анализ достаточности существующих организационных структур и т.п.; формирование принципиальных (предварительных) программ реализации проблемы в целом или ее укрупненных составляющих с опорой на программно-целевые методы. На этой стадии может также оцениваться верхняя граница возможных затрат, которая впоследствии будет служить ориентиром для соответствующих критериев оценки проектов и разработок. П6.3.3.2. При формировании инвестиционных программ критериями качества служат: полнота реализации направления мероприятиями, включенными в программу; комплексность; оперативность; уровень наукоемкости; степень управляемости или надежности; опора на доступные ресурсы; связь со смежными отраслями экономики; совершенствование инфраструктуры; поддержание занятости и создание новых рабочих мест; надежность потенциальных инвесторов; возможность последующей диверсификации; другие критерии, отражающие стратегические задачи и экономическую конъюнктуру. Для реализации программ осуществляется создание (по мере необходимости) специализированных организационно-институционных структур. Их задачей является аккумуляция финансовых ресурсов, создание мотивационной среды для потенциальных участников работ, объединение усилий производственных и научно-технических звеньев, организация управления работами. П6.3.3.3. В отдельных случаях отбор проектов может осуществляться на конкурсной основе. Конкурс проектов содержит стадии: разработка условий конкурса; создание конкурсных советов и экспертных групп; уточнение системы критериев; систематизация, пополнение и уточнение базы данных по перспективным проектам и разработкам; проведение конкурсов; анализ полноты охвата проблем победителями конкурса и разработка требований к дополнительным разработкам. П6.3.4. Экспертная оценка проектов в рамках проведения конкурса П6.3.4.1. Выбор проектов не может быть осуществлен на основе одного - сколь угодно сложного - формального критерия. Это относится не только к приоритетным для государства, но и ко всем прочим проектам; однако, проекты, претендующие на приоритетность, должны анализироваться на базе многосторонней экспертизы. Решение должно приниматься с учетом множества различных, зачастую противоречивых характеристик проекта и его участников, носящих количественный или качественный характер. Часть этих характеристик относится к экономическим, экологическим и социальным последствиям реализации проекта в народном хозяйстве, регионе, отрасли. Другая часть описывает разнообразные риски, связанные с процессом реализации проекта. П6.3.4.2. Критерии отбора инвестиционных проектов подразделяются (условно) на следующие группы: целевые критерии; внешние и экологические критерии; критерии реципиента, осуществляющего проект; критерии научно-технической перспективности; коммерческие критерии; производственные критерии; рыночные критерии; критерии региональных особенностей реализации проекта. П6.3.4.3. Первая группа критериев определяет направления инвестиций, предполагающих поддержку со стороны государства, а остальные относятся к конкретному проекту. П6.3.4.4. Критерии каждой из групп (см. предыдущий пункт) подразделяются на обязательные и оценочные. Невыполнение обязательных критериев влечет отказ от участия в проекте. Критерии каждой группы оцениваются как для всего проекта, так и для отдельных участников. П6.3.4.5. Целевые критерии Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. П6.3.4.6. Внешние и экологические критерии Эти критерии включают: правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость действующему законодательству; возможное влияние перспективного законодательства на проект; возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта; воздействие на наличие вредных продуктов и производственных процессов (положительное, отрицательное, нейтральное); воздействие проекта на уровень занятости. П6.3.4.7. Критерии реципиента, реализующего проект Эти критерии включают: навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи, характеристику управляющих третьей стороной; стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке; данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории; достигнутые результаты деятельности и их тенденцию; данные о потенциале роста; показатели диверсификации (высокая, низкая, средняя). П6.3.4.8. Научно-технические критерии Эти критерии включают данные о: перспективности используемых научно-технических решений; патентной чистоте изделий и патентноспособности используемых технических решений; перспективности применения полученных результатов в будущих разработках; положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес. П6.3.4.9. Коммерческие критерии Эти критерии включают данные о: размере инвестиций, стартовых затратах на осуществление проекта; потенциальном годовом размере прибыли; ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли; значении внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора; соответствии проекта критериям экономической эффективности капитальных вложений; сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков; стабильности поступления доходов от проекта; возможности использования налоговых льгот; оценке периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам; необходимости привлечения заемного капитала (третьих лиц или банковского) и его доли в инвестициях; финансовом риске, связанном с осуществлением проекта. П6.3.4.10. Производственные критерии Эти критерии включают данные о: доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования; необходимости технологических нововведений для осуществления проекта (обратная шкала); наличии производственного персонала (по численности и квалификации); возможности использования отходов производства; потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании). П6.3.4.11. Рыночные критерии Эти критерии предусматривают: соответствие проекта потребностям рынка; оценку общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции (услугам, технологии) к моменту выхода предполагаемой продукции на рынок (низкая, средняя, высокая); оценку вероятности коммерческого успеха; эластичность цены на продукцию; необходимость маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого продукта на рынок (обратная шкала); соответствие проекта уже существующим каналам сбыта; оценку препятствий для проникновения на рынок; защищенность от устаревания продукции; оценку ожидаемого характера конкуренции (ценовая, в области качества и т.д.) и ее влияние на цену продукта. П6.3.4.12. Критерии региональных особенностей реализации проекта Вопросы риска при инвестиционных действиях (как в виде инноваций, так и в виде капитальных вложений в недвижимость или покупка действующих производств) сильно дифференцируются по различным регионам Российской Федерации. Несмотря на единство экономической и правовой федеральной основы, автономные образования применяют ряд местных региональных актов, которые существенно влияют на степень инвестиционного риска по регионам России. Необходимо также учитывать ресурсные возможности регионов, степень социальной нестабильности, состояние инфраструктуры (коммуникации, банковское обслуживание) и другие факторы. П6.3.5. Порядок отбора проектов П6.3.5.1. Отбору проектов предшествуют две предварительные процедуры: формирование перечня приоритетных направлений, формирование программ реализации приоритетов. П6.3.5.2. При отборе проектов в первую очередь проверяются обязательные критерии. Если все они выполняются, возможен дальнейший анализ проекта. Каждому из используемых критериев эксперт дает оценку по трехбалльной шкале - "низкая", или "1", "средняя", или "2", "высокая", или "3". В случае существования обобщающих критериев часть критериев группы может быть заменена обобщающим (интегральным) критерием. Для всех групп критериев, кроме коммерческой, определяется средний балл и критерий проходного балла. Для проектов, прошедших по некоммерческим критериям, рассчитываются показатели экономического эффекта или эффективности (для каждого из участников проекта и по их выбору). Кроме того, рассмотрению подлежит необходимость привлечения капитала третьих лиц и степень финансового риска в рамках проекта. Проекты с высоким финансовым риском рассматриваются только для приоритетных направлений инвестирования, при условии высокого (более 2,5) среднего балла по некоммерческим критериям. Оценка необходимости привлечения капитала третьих лиц используется для принятия решения о привлечении заемных средств, расширении числа участников или об акционировании проекта. Степень снижения допустимого уровня эффективности при повышении ранга приоритетности направления определяется конкурсной комиссией по рекомендациям экспертов. Проекты, реализующие приоритеты высшего ранга, могут, как уже отмечалось, приниматься и при отрицательной норме дохода. Однако и в этом случае предпочтение в конкурсе отдается проекту с максимальной эффективностью. П6.4. Более точные (хотя и более трудоемкие) методы отбора проектов основаны на квалиметрическом подходе. Приложение 7 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАСЧЕТА ПОТОКА РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕГ Примерный состав показателей и форм входной информации <*> Содержание 1. Инвестиционные издержки 2. Программа производства и реализации 3. Среднесписочная численность работающих 4. Текущие издержки на общий объем выпуска продукции (работ, услуг) 4.1. Материальные затраты 4.2. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды 4.3. Обслуживание и ремонт технологического оборудования и транспортных средств 4.4. Административные накладные расходы 4.5. Заводские накладные расходы 4.6. Издержки по сбыту продукции 5. Структура текущих издержек по видам продукции 6. Потребность в оборотном капитале 7. Источники финансирования 7.1. Акционерный капитал 7.2. Кредиты 7.3. Прочие источники финансирования -------------------------------- <*> Приводимые формы входной информации соответствуют методике ЮНИДО и, в основном, пригодны при использовании любой из принятых систем моделирования инвестиционных проектов. Однако для конкретных систем возможны отдельные отличия. Классификация затрат может меняться в зависимости от действующих нормативных документов. В Рекомендациях инвестиционные затраты классифицируются с учетом "Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций" от 30.12.93 N 160. 1. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОИЗВОДСТВА) (ВИД ИНВЕСТИЦИЙ: ИНОСТРАННЫЕ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ) (ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ) Таблица 1 -------------------------------------------------------------------------------------------- | | | | В том числе | Норма | | | | | по годам (периодам) | амортизации | | N | Вид капиталовложений | Всего | инвест. цикла | (в процентах) | | | | |---------------------| ции | | | | | 1 | 2 | 3 |...| Т | (в %) | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | 1. | Сметная стоимость проектно - | | | | | | | | | | изыскательских работ | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | 2. | Плата за землю (затраты по | | | | | | | | | | отводу и освоению земельных | | | | | | | | | | участков), в т.ч. некапитализируемые | | | | | | | | | | затраты | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | 3. | Стоимость привлечения основных | | | | | | | | | | фондов, уже существующих на | | | | | | | | | | начало разработки проекта | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | 4. | Подготовка территории | | | | | | | | | | строительства, в т.ч. | | | | | | | | | | некапитализируемые затраты | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | 5. | Стоимость строительно - | | | | | | | | | | монтажных работ (всего), | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | | по объектам основного | | | | | | | | | | производственного назначения; | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | | по объектам жилищно - | | | | | | | | | | гражданского назначения; | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | | прочие строительно-монтажные | | | | | | | | | | работы и затраты | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | 6. | Некапитализируемые затраты из | | | | | | | | | | общего объема стоимости | | | | | | | | | | строительно-монтажных работ | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | 7. | Стоимость оборудования | | | | | | | | | | (без стоимости монтажа), | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | основного технологического | | | | | | | | | | оборудования; | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | | вспомогательного оборудования | | | | | | | | | | и приспособлений; | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | | инвентаря | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | 8. | Прочие инвестиционные издержки | | | | | | | | | | (всего), | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | | затраты на патентование и | | | | | | | | | | приобретение лицензий, | | | | | | | | | | результатов НИОКР, | | | | | | | | | | услуг "ноу-хау"; | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | | единовременные выплаты | | | | | | | | | | гарантирующим и страховым | | | | | | | | | | организациям и страховые | | | | | | | | | | взносы организациям - | | | | | | | | | | страховщикам в период | | | | | | | | | | строительства; | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | | содержание дирекции строящихся | | | | | | | | | | предприятий, обеспечение | | | | | | | | | | технического надзора за | | | | | | | | | | строительством; | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | | оплата подготовки | | | | | | | | | | эксплуатационных кадров; | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | | затраты на создание социальной | | | | | | | | | | и технологической | | | | | | | | | | инфраструктуры; | | | | | | | | | | затраты на рекультивацию | | | | | | | | | | земель и т.п. затраты; | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | | затраты по преодолению | | | | | | | | | | отрицательных экологических, | | | | | | | | | | социальных и других | | | | | | | | | | последствий реализуемого | | | | | | | | | | проекта; | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | | расходы на непредвиденные | | | | | | | | | | работы и затраты, | | | | | | | | | | предусматриваемые в сметах на | | | | | | | | | | строительство | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | 9. | Некапитализируемые затраты из | | | | | | | | | | общего объема прочих | | | | | | | | | | инвестиционных издержек | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | 10.| Предпроизводственные затраты, | | | | | | | | | | всего | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | пусконаладочные работы в | | | | | | | | | | части затрат на опробование | | | | | | | | | | оборудования (вхолостую) с | | | | | | | | | | целью проверки качества | | | | | | | | | | монтажа | | | | | | | | |----|---------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | 11.| Капитальные вложения в | | | | | | | | | | прирост оборотных средств | | | | | | | | |--------------------------------------------|-------|----|---|---|---|----|---------------| | Всего капиталовложений, в т.ч. | | | | | | | | | все некапитализируемые затраты | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------- 2. ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ Таблица 2 -------------------------------------------------------------------------- | Наименование продукции | | По годам (периодам) | | | Единица | производства | |-------------------------------------| измерения |----------------------| | Показатели | | 1 | 2 | 3 | ... | 15 | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| | Продукция А <*> | | | | | | | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| | Объем производства: | | | | | | | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| | в натуральном выражении | | | | | | | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| | в стоимостном выражении | | | | | | | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| | Объем реализации: | | | | | | | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| | в натуральном выражении - всего | | | | | | | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| | в том числе: | | | | | | | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| | на внешнем рынке (экспорт) | | | | | | | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| | на внутреннем рынке - всего | | | | | | | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| | в том числе: | | | | | | | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| | в местной валюте | | | | | | | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| | в иностранной валюте | | | | | | | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| | Цена реализации за единицу: | | | | | | | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| | на внешнем рынке в иностранной | | | | | | | | валюте | | | | | | | |-------------------------------------|-----------|---|---|---|-----|----| |