Страницы: 1 2 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ГРАЖДАН И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ И ВОЙСКАХ ФПС РОССИИ НА ДОЛЖНОСТЯХ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РФ 16 октября 1996 г. N 700 (МОБ) В соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" и в целях обеспечения качественного профессионального отбора граждан и военнослужащих для прохождения военной службы в органах и войсках ФПС России на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин приказываю: 1. Утвердить Руководство по профессиональному отбору граждан и военнослужащих для прохождения военной службы в органах и войсках ФПС России на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин (прилагается). 2. Центру оперативно-пограничных исследований и книжно - журнальному издательству "Граница" до 1 марта 1997 года изготовить и направить в органы и войска ФПС России Сборник методов и методик, применяемых при проведении мероприятий профессионального отбора. 3. Приложением 4 к Приказу директора ФПС России от 4 ноября 1995 г. N 521 не руководствоваться. 4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Организационно-мобилизационное управление и Управление подготовки войск. Настоящий Приказ довести до заинтересованных должностных лиц ФПС России, органов и войск ФПС России. Директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации, генерал армии А. НИКОЛАЕВ 16 октября 1996 г. N 700 УТВЕРЖДЕНО Приказом Директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 16 октября 1996 года N 700 РУКОВОДСТВО ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОТБОРУ ГРАЖДАН И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ И ВОЙСКАХ ФПС РОССИИ НА ДОЛЖНОСТЯХ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Профессиональный отбор в органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации - это система мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования штатных воинских должностей на основе обеспечения соответствия состояния здоровья, профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, подлежащих призыву на военную службу, граждан и военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту, требованиям военно-профессиональной деятельности. Профессиональный отбор включает методические приемы по изучению состояния здоровья и профессионально важных свойств личности, стандартизированную схему обследования пополнения, математический расчет и анализ результатов тестирования, унифицированные приемы обобщения диагностической информации и правила распределения военнослужащих по основным воинским должностям. 2. Основными задачами профессионального отбора являются: военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями и их поступление на военную службу по контракту; определение профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих к подготовке (обучению) и военной службе на конкретных штатных воинских должностях сержантов, старшин, солдат и матросов органов пограничной службы; оценка профессионально важных качеств личности для определения профилей подготовки граждан, поступивших на военную службу, по конкретным военно-учетным специальностям (должностям); отбор кандидатов для обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации; выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью; углубленное психологическое изучение военнослужащих с признаками затрудненной адаптации к военной службе (обучению) для разработки предложений командованию по проведению индивидуальной работы с ними; комплектование воинских коллективов с учетом психологической совместимости военнослужащих. 3. Профессиональный отбор организуется и проводится: в военных комиссариатах - в ходе отбора призывных контингентов и проведения призыва, а также отбора кандидатов на военную службу по контракту из числа граждан, пребывающих в запасе, и не состоящих на воинском учете граждан женского пола; в органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации - при поступлении пополнения. 4. В органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации профессиональный отбор включает медицинский, социально-психологический, образовательный и профессиональный психологический виды отбора. Перечисленные виды отбора могут дополняться отбором на рабочих местах и квалификационными испытаниями по предметам общевойсковой и специальной подготовки. Медицинский, социально-психологический, образовательный и профессиональный психологический отбор проходят все пополнения. Психологическое и психофизиологическое обследование, отбор на рабочих местах и квалификационные испытания по предметам общевойсковой и специальной подготовки проходят кандидаты, поступающие на основные воинские должности. Классы сходных воинских должностей устанавливаются Психологической классификацией воинских должностей солдат, матросов, сержантов и старшин органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации (Приложение 1). 5. По результатам медицинского отбора определяется соответствие состояния здоровья граждан и военнослужащих, требованиям Положения о военно-врачебной экспертизе. 6. Социально-психологическое изучение включает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, моральных и волевых качеств, организаторских способностей, способностей общения и поведения в коллективе и направлено на выявление у кандидатов призвания к военной службе и общих характерологических требований (чувства долга, убеждений, мировоззрений, нравственности, мотиваций и других). 7. Образовательный отбор направлен на определение профессиональной подготовленности личности, соответствия граждан и военнослужащих установленным директором Федеральной пограничной службы Российской Федерации квалификационным требованиям по штатной воинской должности солдат, матросов, сержантов и старшин, которым должен соответствовать военнослужащий, занимающий эту должность, а также определение лиц, у которых процесс обучения даст максимальный эффект при минимальном времени обучения. 8. Профессиональный психологический отбор - психологическое и психофизиологическое обследование (тестирование) - направлен на оценку уровня развития познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление), свойств нервной системы (сила, подвижность, лабильность, уравновешенность), психомоторики, психологических особенностей (темперамент, характер, способности), нервно-психической устойчивости личности. 9. Социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование граждан и военнослужащих проводятся в помещениях, отвечающих установленным требованиям и оборудованных в соответствии с Примерным перечнем материально - технического оснащения подразделений профотбора (Приложение 2). 10. По результатам профессионального отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан или военнослужащих для подготовки (обучения) и военной службы на конкретных военно-учетных специальностях (должностях): а) рекомендуется, в первую очередь - первая категория профессиональной пригодности (полностью соответствует квалификационным требованиям, установленным для конкретной штатной воинской должности); б) рекомендуется - вторая категория профессиональной пригодности (в основном соответствует квалификационным требованиям, установленным для конкретной штатной воинской должности); в) рекомендуется условно - третья категория профессиональной пригодности (минимально соответствует квалификационным требованиям, установленным для конкретной штатной воинской должности, допускается к подготовке (обучению) или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов); г) не рекомендуется - четвертая категория профессиональной пригодности (не соответствует квалификационным требованиям, установленным для штатных воинских должностей). 11. Заключения о профессиональной пригодности учитываются при поступлении граждан на военную службу, отборе кандидатов для обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования, подготовки по конкретным военно-учетным специальностям (должностям) в учебных центрах центрального, окружного (группового) подчинения, учебных центрах соединений и воинских частей (далее - учебные центры), а также при назначении на штатные воинские должности. На военную службу по контракту не может быть принят обследованный, отнесенный по результатам профессионального отбора к четвертой категории профессиональной пригодности. 12. Данные о лицах с признаками нервно-психической неустойчивости представляются в медицинские службы соединений и воинских частей, военно-учебных заведений, которые учитывают их при определении годности обследованных к военной службе, подготовке (обучению) и проведении с ними необходимых лечебно - профилактических мероприятий. 13. Наблюдения за военнослужащими и анализ результатов их работы проводятся непрерывно в процессе всего срока прохождения военной службы и самостоятельной деятельности по избранной военной специальности. 14. Общее руководство профессиональным отбором в органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации осуществляется Главным штабом Федеральной пограничной службы Российской Федерации (Организационно-мобилизационным управлением) и Управлением кадров Федеральной пограничной службы Российской Федерации. 15. Руководство мероприятиями профессионального отбора, проводимыми в учебных центрах, возлагается на структурные подразделения Федеральной пограничной службы Российской Федерации (по направлениям ответственности), в военно-учебных заведениях - на Управление военно-учебных заведений Федеральной пограничной службы Российской Федерации. 16. Научно-практический центр Федеральной пограничной службы Российской Федерации осуществляет разработку вопросов теории и практики профессионального отбора, своевременное и качественное внедрение результатов научных исследований в деятельность органов и войск, подготовку (доподготовку, переподготовку) и повышение квалификации специалистов подразделений профессионального отбора. 17. На Центр оперативно-пограничных исследований Федеральной пограничной службы Российской Федерации возлагается планирование, координация и реализация результатов научно-методической работы по вопросам профессионального отбора. 18. Председатели аттестационных комиссий соединений и воинских частей, председатели приемных комиссий военно-учебных заведений несут персональную ответственность за обоснованность и достоверность заключений о профессиональной пригодности лиц к подготовке (обучению) и службе на штатных воинских должностях. 19. Командиры соединений и воинских частей при назначении военнослужащих на штатные воинские должности обязаны учитывать заключения об их профессиональной пригодности, вынесенные аттестационными (приемными) комиссиями соединений, воинских частей и военно-учебных заведений. 20. Результаты профессионального отбора доводятся только до должностных лиц не ниже начальника заставы и его заместителя, командиров взводов (боевых частей кораблей) и им равных, отражаются в донесениях по военнослужащим, представляемых в соответствующие штабы и научно-исследовательские учреждения Федеральной пограничной службы Российской Федерации в порядке и в сроки, устанавливаемые Главным штабом Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Использование данных о личности обследуемых, полученных в результате проведения мероприятий профессионального отбора, в целях нанесения им морального ущерба категорически запрещается. I. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ОТБОРА ГРАЖДАН В ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТАХ 21. Мероприятия профессионального психологического отбора в военных комиссариатах республик (краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга) организуют и проводят старшие помощники начальников отделов военных комиссариатов по профотбору совместно с офицерами по профотбору штабов военных округов, а в военных комиссариатах районов, городов (без районного деления) - нештатными группами профотбора, создаваемыми ежегодными приказами военных комиссаров. Военные комиссары районов после составления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, направляют по месту их учебы или работы и в территориальные органы профориентации запросы на необходимые сведения об этих гражданах (Приложение 3). 22. Группа профотбора военного комиссариата района проводит: анализ сведений, поступивших с места работы или учебы и из органов профориентации населения, а также других материалов, содержащихся в документах воинского учета; индивидуальные беседы с каждым гражданином, направленные на выявление у них устойчивых профессиональных интересов, способностей и личностных качеств. В необходимых случаях проводятся и беседы с родителями граждан, преподавателями, должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, где граждане учатся (работают); психологическое и психофизиологическое обследование; наблюдение за особенностями поведения изучаемых в ходе бесед и обследований; военно-профессиональное просвещение и консультирование; мероприятия по военно-профессиональной ориентации, прежде всего в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, согласуя эту работу с соответствующими должностными лицами; предварительный отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения; подбор кандидатов для подготовки в РОСТО и образовательных учреждениях профессионального образования. К моменту вызова гражданина на призывную комиссию группа профотбора военного комиссариата района с учетом сведений об индивидуально-психологических качествах и способностях, общеобразовательной и профессиональной подготовленности гражданина вырабатывает заключение о его профессиональной пригодности, которое учитывается при принятии обоснованного решения о предназначении граждан, призываемых на военную службу, в органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации. 23. Результаты изучения, заключение о профессиональной пригодности и решение о предназначении граждан призывных возрастов заносятся в разделы I, II, IV - VI карты профессионального психологического отбора (Приложение 4). Данные изучения и обследования, заключение о профессиональной пригодности кандидата к прохождению военной службы по контракту заносятся в разделы I - III и V - VI карты профессионального психологического отбора. 24. Организация медицинского освидетельствования граждан, направляемых для прохождения военной службы в органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, возлагается на призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая в своей работе руководствуется законодательством Российской Федерации, Положением о военно-врачебной экспертизе, указаниями (разъяснениями) Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны Российской Федерации, военно-врачебной комиссии (ВВК) военного округа, на территории которого дислоцируется военный комиссариат. Под освидетельствованием понимается изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе, обучению (службе) по военно-учетной специальности. Если при освидетельствовании выявляется заболевание, препятствующее поступлению на военную службу по контракту, дальнейшее освидетельствование прекращается, врачом - специалистом оформляется лист медицинского освидетельствования и ВВК выносит заключение: "Не годен к поступлению на военную службу по контракту", при этом заключение о категории годности к военной службе не выносится. 25. Врач - специалист по результатам освидетельствования гражданина при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту или в военно-учебное заведение на основании дополнительных требований к состоянию здоровья (Приложение 5) дает заключение о его годности к военной службе по следующим категориям: "А" - годен к военной службе; "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями; "В" - ограниченно годен к военной службе; "Г" - временно не годен к военной службе; "Д" - не годен к военной службе. В зависимости от вида контракта о прохождении военной службы военно-врачебная комиссия при необходимости выносит также заключение о годности к прохождению военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных районах, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями. 26. Для органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации отбираются безупречные в морально - психологическом отношении граждане, годные по состоянию здоровья для прохождения военной службы и отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к первой и второй категориям профессиональной пригодности. Для морских частей пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации отбираются граждане, отвечающие дополнительным требованиям к состоянию здоровья для службы на надводных кораблях. В специальные подразделения органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации граждане отбираются в порядке, установленном для Отдельного Президентского полка. На случай отсева отбор граждан проводится с 15% резервом. 27. Отбору и предназначению для военной службы в органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации не подлежат граждане: состоящие на учете в органах внутренних дел, наркологических и венерологических заведениях; которые находятся под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, а также имеющие судимости за эти преступления; предпринимавшие попытки к незаконному пересечению Государственной границы Российской Федерации; имеющие близких родственников, проживающих за границей (за исключением стран СНГ), а также оформляющих документы для выезда на постоянное жительство за границу; поддерживающие не вызываемые служебной необходимостью личные контакты с иностранцами; отрицательно характеризуемые администрацией предприятий (учреждений, организаций) по месту работы (учебы), ведущие паразитический образ жизни; сообщающие заведомо ложные анкетные данные. 28. Все граждане, отобранные для прохождения службы в органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации по призыву и контракту, в обязательном порядке согласовываются с полномочными органами. 29. Профессиональный отбор в военных комиссариатах проводится при активном участии представителей органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, которые обязаны непосредственно в военных комиссариатах района изучить отобранных для прохождения военной службы по призыву и контракту граждан. При проведении изучения с учетом результатов профессионального психологического отбора, медицинского освидетельствования и наличия допусков и санкций полномочных органов определяется соответствие отобранных граждан установленным требованиям. В военных комиссариатах района изучаются личные дела граждан. По месту их проживания, работы или учебы проводятся личные встречи и беседы с руководителями предприятий, учреждений и заведений, а также с кандидатами на военную службу по призыву и контракту, членами их семей. По окончании изучения и отбора граждан военные комиссариаты района с участием представителей органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации составляют на отобранных кандидатов списки в 4 экземплярах (Приложение 6). Первые экземпляры списков кандидатов направляются в полномочные органы, вторые экземпляры списков высылаются в областные (краевые, республиканские, городов Москвы и Санкт - Петербурга) военные комиссариаты, третьи вручаются представителям войск, четвертые остаются в военных комиссариатах района. 30. Окончательное решение о направлении граждан для прохождения военной службы по призыву в органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации принимается призывной комиссией персонально по каждому гражданину. Военным комиссаром района направление граждан, отобранных кандидатами для прохождения военной службы по контракту в органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, производится только по запросам соответствующих командиров соединений и воинских частей. Граждане, отобранные в персональном порядке для прохождения военной службы по призыву и контракту в органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, направляются только в те соединения и воинские части, в которые они были отобраны. Изменять их предназначение запрещается. 31. Представители органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации в пути следования продолжают изучение граждан, призванных или отобранных кандидатами на военную службу по контракту, методом наблюдения за особенностями их поведения. Результаты изучения и свои выводы по прибытии докладывают соответствующим командирам (начальникам) и председателям аттестационных комиссий соединений и воинских частей. II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В ОРГАНАХ И ВОЙСКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32. Мероприятия профессионального отбора организуются и проводятся: в органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации; в военных образовательных учреждениях профессионального образования. 1. Организация и порядок проведения профессионального отбора в органах и войсках 33. Мероприятия профессионального отбора в органах и войсках организуют штатные и нештатные подразделения профотбора (офицеры по профотбору) штабов пограничных округов и групп войск. На них возлагается: контроль за деятельностью аттестационных комиссий воинских частей; участие в проведении мероприятий профессионального отбора среди граждан, отобранных для прохождения военной службы по призыву и контракту, и их распределения по профилям подготовки и штатным воинским должностям; организация методической подготовки лиц, ответственных за проведение мероприятий профессионального отбора в соединениях и воинских частях; проведение работы по обеспечению качественного отбора кандидатов, изъявивших желание проходить военную службу за пределами Российской Федерации, поступить на военную службу по контракту, а также для обучения в военно-учебных заведениях. 34. При поступлении пополнения из военных комиссариатов, а также распределении подготовленных специалистов по соединениям, воинским частям и подразделениям мероприятия профессионального отбора организуются и проводятся на пунктах приема пополнения учебных центров. 35. Для работы на пунктах приема пополнения назначаются аттестационные комиссии соединений и воинских частей, на которые кроме выполнения задач, определенных Приказом директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 89 "Об утверждении Положения об аттестовании солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, в Пограничных войсках Российской Федерации", возлагается: методическая подготовка представителей воинских частей, направляемых в военные комиссариаты, по вопросам целенаправленного изучения и отбора граждан, подлежащих призыву и призванных на военную службу, а также изъявляющих желание проходить военную службу по контракту; проведение анализа заключений о профессиональной пригодности, вынесенных в военных комиссариатах, и данных изучения пополнения представителями соединений и воинских частей; военно-профессиональное изучение пополнения, поступившего в учебный центр, разработка рекомендаций по его рациональному распределению по профилям подготовки и воинским должностям; отбор кандидатов для подготовки сержантов, старшин, солдат и матросов - специалистов в учебных центрах; военно-профессиональная ориентация военнослужащих на поступление в военно-учебные заведения и на военную службу по контракту; предварительный отбор военнослужащих для поступления в военно-учебные заведения; определение профессиональной пригодности кандидатов для поступления на военную службу по контракту; выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью; методическая работа с командирами воинских частей и подразделений по вопросам проведения военно-профессионального изучения личного состава и использования его результатов в учебно-воспитательной работе. 36. На военные администрации пунктов приема пополнения учебных центров возлагаются: встреча, размещение и учет поступившего пополнения; проведение воспитательных мероприятий, связанных с поддержанием уставного внутреннего порядка и воинской дисциплины среди личного состава на пункте приема; материально-техническое обеспечение пункта приема; обеспечение личного состава на пункте приема питанием и вещевым имуществом, банно-прачечным обслуживанием; проведение на пункте приема санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; отправка собственных вещей военнослужащих. 37. Председателями аттестационных комиссий назначаются начальники штабов соединений и воинских частей, которые несут персональную ответственность за объективность заключений о профессиональной пригодности к подготовке и прохождению военной службы на конкретных военно-учетных специальностях (должностях) по каждому обследованному военнослужащему. В состав комиссий включаются представители организационно - мобилизационных отделов (отделений), строевых отделений, офицеры штабов, медицинских служб, отделений подготовки войск и воспитательной работы, отделений кадров, отделений защиты государственной тайны и службы войск, психологи, социологи, юристы, специалисты по вычислительной технике и другие должностные лица. Конкретный состав, распределение функциональных обязанностей среди членов комиссии, администрации пункта приема и порядок их работы определяются приказами командиров соединений и воинских частей с учетом требований, изложенных в Приложениях 2 и 7. Военнослужащие, назначенные в состав аттестационной комиссии и администрации пункта приема соединения и воинской части, на период проведения мероприятий профессионального отбора освобождаются от исполнения обязанностей по штатным воинским должностям. 38. В органах и войсках мероприятия профессионального отбора среди военнослужащих проводятся с учетом заключений о профессиональной пригодности, вынесенных в военных комиссариатах, и данных изучения пополнения представителями соединений и воинских частей. На основании результатов медицинского отбора, социально - психологического изучения, образовательного отбора и профессионального психологического обследования пополнения, получаемых с использованием Сборника методов и методик, применяемых при проведении мероприятий профессионального отбора, выносятся заключения о профессиональной пригодности военнослужащих к подготовке и прохождению военной службы на конкретных военно - учетных специальностях (должностях). Заключения о профессиональной пригодности военнослужащих и рекомендации по их военно-профессиональному использованию докладываются командирам соединений и воинских частей и учитываются при распределении военнослужащих по профилям подготовки и воинским должностям. 39. Для формирования в учебных центрах подразделений, характеризующихся высоким уровнем эффективности коллективной взаимосвязанной деятельности и устойчивостью к воздействию внешних неблагоприятных факторов, при поступлении пополнения их комплектуют путем подбора совместимых в требуемом отношении людей. 40. В учебных коллективах изучаются межличностные отношения, особое внимание при этом обращается на определение психофизиологической структуры группы, т.е. выбор лидеров (годных для подготовки сержантов и старшин), ведомых, обособляющихся и сотрудничающих. Помимо общих принципов обучения обеспечивается высокая военно-профессиональная подготовка специалистов, включающая: групповое обучение навыкам совместных действий по профессиональному взаимодействию, формирование у военнослужащих высокой мотивации к совместной работе и стремления к сотрудничеству, опору на точные знания личностных характеристик членов коллектива и особенностей его функционирования. В процессе подготовки курсантов аттестационными (приемными) комиссиями также разрабатываются рекомендации по вопросам дальнейшего обучения или перераспределения, при необходимости, отдельных военнослужащих для подготовки их по другим военно - учетным специальностям (должностям), подбора выпускников для комплектования в учебных центрах должностей, замещаемых сержантами и старшинами. 41. При распределении подготовленного пополнения в состав убывающих команд включаются военнослужащие различных темпераментов, гармонично дополняющие друг друга, терпимые, не акцентирующие общее внимание на личных неудобствах и колебаниях настроения. Не допускается включение в команду соперничающих военнослужащих. Подбор военнослужащих должен максимально предупреждать зарождение межнациональных конфликтных ситуаций и обострение внутриколлективных отношений в условиях автономного функционирования пограничных застав и других подразделений границы. 42. Результаты работы аттестационных комиссий на пунктах приема пополнения и в процессе подготовки военнослужащих отражаются в разделах VII - VIII карты профессионального психологического отбора и журнале учета работы подразделения профотбора (Приложения 4 и 8). 43. Перед окончанием подготовки курсантов в учебных центрах, а также перед увольнением военнослужащих с военной службы командиры подразделений оценивают успешность подготовки (деятельности) каждого военнослужащего по специальности. Сведения об итоговой оценке по специальной подготовке, полученной классной квалификации и соответствии военнослужащего занимаемой штатной воинской должности заносятся в разделы IX - X карты профессионального психологического отбора (Приложение 4) и используются при оценке эффективности проведенных мероприятий профессионального отбора. 44. Аттестационные комиссии соединений и воинских частей в период прохождения военной службы проводят работу по военно - профессиональной ориентации военнослужащих в целях выявления кандидатов для поступления в военно-учебные заведения и на военную службу по контракту. По указанию командиров принимают участие в комплектовании подразделений, экипажей, расчетов, команд с учетом психологической совместимости военнослужащих. 45. Предварительный профессиональный отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения из числа военнослужащих проводится в соответствии с установленными в Федеральной пограничной службе Российской Федерации правилами приема граждан в военно-учебные заведения. 46. С кандидатами, поступающими на военную службу по контракту, проводятся мероприятия профессионального отбора в целях определения их профессиональной пригодности для прохождения военной службы по контракту. Заключения о профессиональной пригодности каждого кандидата и рекомендации по его служебному использованию председатели аттестационных комиссий докладывают командирам соединений и воинских частей для обоснованного определения соответствия кандидата, поступающего на военную службу по контракту, установленным квалификационным требованиям. Данные профессионального отбора заносятся в разделы VII - VIII (пункт 3) карты профессионального психологического отбора (Приложение 4) и журнал учета работы подразделения профотбора (Приложение 8), который для кандидатов на военную службу по контракту ведется отдельно. 47. Оценка эффективности мероприятий профессионального отбора осуществляется два раза в год на основании анализа и обобщения штатными и нештатными подразделениями профотбора (офицерами по профотбору) штабов пограничных округов и групп войск, сотрудниками Научно-практического центра Федеральной пограничной службы Российской Федерации данных о результатах подготовки курсантов в учебных центрах, а также служебной деятельности выпускников этих частей и подразделений по истечении 6 месяцев после выпуска. В этих целях командиры соединений и воинских частей по указанию Главного штаба Федеральной пограничной службы Российской Федерации или запросам научных учреждений и командиров воинских частей направляют сведения о результатах служебной деятельности военнослужащих (Приложение 9). Количество военнослужащих, на которых запрашиваются сведения, определяется соответствующими методическими документами с учетом обеспечения достоверности оценки эффективности мероприятий профессионального отбора. При необходимости представители штатных и нештатных подразделений профотбора (офицеры по профотбору) штабов пограничных округов и групп войск, сотрудники Центра оперативно - пограничных исследований Федеральной пограничной службы Российской Федерации и Научно-практического центра Федеральной пограничной службы Российской Федерации направляются в соединения и воинские части для сбора и уточнения данных о результатах служебной деятельности военнослужащих. 48. Документация о проведении мероприятий профессионального отбора хранится в штабах соединений и воинских частей в течение установленных сроков военной службы военнослужащих. 2. Организация и порядок проведения профессионального отбора в военных образовательных учреждениях профессионального образования (военно-учебных заведениях) 49. Мероприятия профессионального отбора в военно-учебных заведениях проводятся группами или лабораториями профотбора. На них возлагается: разработка материалов для проведения военно-профессиональной ориентации граждан и военнослужащих и методическая подготовка представителей военно-учебного заведения, направляемых в военные комиссариаты и войска для проведения этой работы; проведение социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования кандидатов, поступающих в военно-учебное заведение, и вынесение заключения об их профессиональной пригодности к обучению и последующей военно - профессиональной деятельности; выявление лиц с нервно-психологической неустойчивостью и последующая коррекция их психологического состояния; комплектование учебных групп по специальностям с учетом личностных качеств курсантов и слушателей; участие в подборе кандидатов на воинские должности, замещаемые сержантами (старшинами), и в комплектовании учебных подразделений; оценка степени адаптации к военной службе курсантов и слушателей первого года обучения, углубленное психологическое изучение курсантов и слушателей, склонных к нарушению воинской дисциплины, а также имеющих низкие показатели в учебе, и подготовка рекомендаций по индивидуальной работе с ними; предупреждение и психологическая коррекция отрицательной и неустойчивой мотивации курсантов и слушателей в военно - профессиональной деятельности; изучение социально-психологических явлений в учебных подразделениях; накопление данных о личностных особенностях курсантов и слушателей, подготовка материалов для аттестации выпускников; разработка предложений по служебному предназначению выпускников; анализ поступающих из органов и войск отзывов на выпускников военно-учебных заведений об их служебной деятельности; участие в исследовательской работе по созданию и совершенствованию методов военно-профессиональной ориентации и профессионального отбора для комплектования военно-учебного заведения переменным составом; анализ эффективности мероприятий профессионального отбора, проводимых в военно-учебном заведении, и разработка предложений по их совершенствованию. 50. В период приема на учебу кандидатов, поступающих на обучение, подразделение профотбора включается в состав приемной комиссии и усиливается подготовленными лицами из числа преподавательского состава, обслуживающего персонала и специалистов по вычислительной технике. 51. В процессе изучения материалов личных дел кандидатов подразделение профотбора принимает участие в анализе данных предварительного профессионального отбора, проведенного в военных комиссариатах и воинских частях, а также других документов, предусмотренных правилами приема в военно-учебные заведения. 52. Социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов проводится в соответствии с планом - графиком, утвержденным председателем приемной комиссии. На основании данных, полученных в ходе изучения и обследования кандидатов, поступающих в военно-учебное заведение, разрабатываются и представляются приемной комиссии военно-учебного заведения заключения об их профессиональной пригодности к обучению. Окончательное решение о зачислении кандидатов в военно-учебное заведение принимает приемная комиссия. Данные социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключение о профессиональной пригодности регистрируются в журнале учета работы подразделений профотбора (Приложение 8). Кроме того, заключения о профессиональной пригодности кандидатов заносятся в раздел XI карты профессионального психологического отбора (Приложение 4). После принятия решения о зачислении военнослужащего в военно - учебное заведение на каждого курсанта (слушателя) заводится карта изучения (Приложение 10). 53. К началу учебы курсантов и слушателей первых курсов подразделение профотбора разрабатывает предложения по наиболее целесообразному комплектованию учебных групп, в том числе по подбору и расстановке сержантов и старшин с учетом индивидуально - психологических качеств курсантов. 54. В процессе обучения курсантов и слушателей подразделение профотбора осуществляет мероприятия по их психологическому сопровождению и разрабатывает рекомендации командованию и профессорско-преподавательскому составу военно-учебного заведения по проведению с курсантами и слушателями индивидуальной учебно - воспитательной работы. Результаты психологического сопровождения регистрируются в картах психологического изучения курсантов и слушателей, используются для составления итоговых заключений о профессиональной пригодности курсантов и слушателей выпускного курса и разработки предложений по служебному предназначению выпускников в войсках. 55. Эффективность мероприятий профессионального отбора оценивается на основе сравнительного анализа заключений о профессиональной пригодности курсантов и слушателей и результатов их обучения в военно-учебном заведении, а также профессиональной деятельности в войсках, сведения о которой содержатся в служебных отзывах (Приложение 11), направляемых командирами воинских частей в установленном порядке. 56. Документация о результатах профессионального отбора курсантов (слушателей) хранится в военно-учетном заведении в течение пяти лет после окончания ими обучения. III. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА 57. Материально-техническое обеспечение мероприятий профессионального отбора организуется и проводится в целях удовлетворения потребностей пограничных округов и групп войск, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений в учебных и методических пособиях, аппаратуре, бланках и других материальных средствах, необходимых для проведения социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования граждан и военнослужащих (Приложение 2). 58. Штатные подразделения (специалисты) профотбора обеспечиваются материально-техническими средствами в соответствии с нормами оснащения подразделений профотбора, включенными в табели к штатам соответствующих органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Нештатные подразделения профотбора используют материально - технические средства, имеющиеся в соединениях и воинских частях, на базе которых они организуются. Обеспечение органов и войск учебными и методическими пособиями, издаваемыми книжно-журнальным издательством "Граница", и унифицированными техническими средствами профотбора организуется Главным штабом Федеральной пограничной службы Российской Федерации (Организационно-мобилизационным управлением). 59. Финансовое обеспечение мероприятий профессионального отбора осуществляется за счет денежных средств, выделяемых по соответствующим статьям сметы Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Вр.и.о. Начальника Главного штаба Федеральной пограничной службы Российской Федерации, генерал-лейтенант А. ЧЕЧУЛИН Приложение 1 к ст. 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ШТАТНЫХ ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТЕЙ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН ОРГАНОВ И ВОЙСК ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ----------------------------------------------------------------------------- | Классы | Основные профессионально | Примеры воинских | | сходных | важные психологические | должностей | | воинских | качества | | | должностей | | | |-------------------|---------------------------------|---------------------| | 1. Командные | Развитые организаторские и | Командир боевой | | (организаторские) | познавательные | машины | | | (интеллектуальные) способности. | Командир орудия | | | Умение ориентироваться в | Командир танка | | | сложной обстановке, выделять | Командир отделения | | | главное и принимать правильные | Командир установки | | | решения в короткий срок. | Командир боевого | | | Инициативность, самообладание, | поста | | | ответственность, | Начальник команды | | | требовательность, | Инструктор | | | самостоятельность. Ясная и | розыскной собаки | | | разборчивая речь | Начальник | | | | мастерской | | | | Начальник поста | | | | (акустического, | | | | кодировочного, | | | | охраны и обороны) | | | | Начальник пункта | | | | (разведывательного, | | | | снаряжения и др.) | | | | Начальник | | | | радиостанции | | | | Начальник станции | | | | (помех, телеграфной | | | | и др.) | | | | Старшина команды | |-------------------|---------------------------------|---------------------| | 2. Операторские | Точность и быстрота зрительного | Оператор (РЛС, | | (сенсорно - | (слухового) восприятия, точный | ПТРК, энергосистем, | | гностические) | глазомер. Устойчивость и | постов управления, | | | концентрация внимания. | АСУ, ЭВТ, систем | | | Оперативная память. Быстрота | измерений и др.) | | | мышления, умение выделить в | Наводчик орудия | | | информации главное. Координация | (танка, САО и др.) | | | движений руками | Наводчик - оператор | | | | (БМП, БМД и | | | | противолодочных | | | | бомбовых установок | | | | и др.) | | | | Контролер | | | | Комендор | | | | Радиометрист | | | | Снайпер и др. | |-------------------|---------------------------------|---------------------| | 3. Связи и | Острый слух (зрение). Точность | Радиотелеграфист, | | наблюдения | слухового (зрительного) | радиотелефонист, | | (сенсорные) | восприятия. Устойчивость | радист | | | внимания. Оперативная память. | Телеграфист | | | Развитое чувство ритма, | Наблюдатель | | | выносливость и подвижность | Акустик, | | | нервной системы. Правильная | гидроакустик | | | дикция, разборчивый почерк. | Сигнальщик | | | Подвижность кистей и пальцев | | | | рук | | |-------------------|---------------------------------|---------------------| | 4. Водительские | Распределение и устойчивость | Водитель | | (сенсомоторные) | внимания. Быстрая сенсомоторная | Механик - водитель | | | реакция. Подвижность нервных | (танка, БМП, БМД, | | | процессов. Двигательная память. | САУ) | | | Координация движений руками и | Машинист дрезины | | | ногами | Рулевой | | | | Крановщик и др. | |-------------------|---------------------------------|---------------------| | 5. Специального | Координация движений, ловкость, | Специалисты | | назначения | физическая сила, выносливость, | разведывательных | | (моторно-волевые) | решительность, самообладание, | подразделений, | | | смелость | оперативных и | | | | тактических | | | | резервов (По огн., | | | | ММГ, ДШМГ, рпогз и | | | | др.) | | | | Вожатые служебных | | | | животных и др. | |-------------------|---------------------------------|---------------------| | 6. | Развитое наглядно-действенное | Аккумуляторщик | | Технологические | и наглядно-образное мышление. | Дизелист | | (специалисты по | Общеобразовательная и | Моторист | | обслуживанию и | техническая грамотность | Механик | | ремонту техники) | | Мастер | | | | (радиомастер, | | | | телефонный мастер) | | | | Электрик | | | | Электромонтер и др. | |-------------------|---------------------------------|---------------------| | 7. Прочие | Особых профессионально важных | Стрелок | | | психологических качеств не | Помощник | | | требуется | гранатометчика | | | | Заряжающий и др. | ----------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к ст. ст. 9, 37 и 57 ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 1. Для проведения социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования необходимы следующие помещения: класс для группового обследования; кабинет для индивидуального обследования; кабинет для индивидуального собеседования. 2. Класс и кабинеты оборудуются в отдельных отапливаемых помещениях с достаточным естественным и искусственным освещением и хорошей звукоизоляцией. Пол, потолок и стены помещений должны быть окрашены в спокойные тона. Ограждающие конструкции и покрытие пола должны обеспечивать снижение уровня проникающего шума до 45 - 35 дБ. Содержание, отопление, проветривание и противопожарное оборудование помещений должны соответствовать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и классам для занятий. Класс и кабинеты оборудуются достаточным количеством электророзеток с проводкой напряжением сети 220 В, 50 Гц, рассчитанного на общую потребляемую мощность не менее 5 кВт, и системами защиты от перегрузок и централизованного обесточивания. 3. Класс для группового обследования должен располагаться в помещении площадью не мене 50 кв. м и высотой не менее 2,5 м. Столы и стулья размещаются из расчета 25 - 30 рабочих мест со свободными проходами не менее 0,5 м. За каждым столом рекомендуется размещать не более двух человек. Рабочие места должны быть пронумерованы. 4. Кабинеты для индивидуального обследования и индивидуального собеседования должны располагаться в помещениях площадью не менее 10 кв. м и высотой не менее 2,5 м каждый. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРОФОТБОРА ------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование оборудования | Количество (штук) | | пп | | | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 1 | Унифицированные технические средства | Перечень определяется | | | профотбора (психодиагностическая | Главным штабом | | | аппаратура и специализированные средства | ФПС России | | | автоматизации) | | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 2 | Профессиональная персональная ЭВМ | По одной ПЭВМ на | | | | каждого специалиста | | | | профотбора | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 3 | Гибкие магнитные диски | 10 на одну ПЭВМ | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 4 | Микрокалькуляторы | 6 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 5 | Магнитофон с акустическими колонками | 2 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 6 | Диапроектор с дистанционным управлением | 1 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 7 | Экран проекционный 1,2 x 2 м | 1 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 8 | Хронометр (секундомер) двухстрелочный | 3 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 9 | Лампа настольная | 3 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 10 | Стол письменный | 5 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 11 | Стол классный | 30 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 12 | Стул | 40 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 13 | Тумбочка | 2 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 14 | Шкаф канцелярский (книжный) | 3 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 15 | Шкаф для хранения аппаратуры | 2 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 16 | Доска классная | 1 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 17 | Указка | 2 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 18 | Подставка для демонстрационных плакатов | 4 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 19 | Затемняющие шторы | По количеству окон | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 20 | Комплект стендов по организации и методам | 1 | | | профотбора и профориентации | | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 21 | Комплект демонстрационных плакатов | 2 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 22 | Шариковая ручка | 100 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 23 | Карандаш (типа 2М) | 200 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 24 | Резинка стирательная | 100 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 25 | Набор цветных мелков | 10 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 26 | Папка канцелярская | 200 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 27 | Скоросшиватель | 200 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 28 | Бланки карт профессионального | По количеству | | | психологического отбора и регистрационные | лиц, подлежащих | | | листы | обследованию | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 29 | Комплект инструкций к методикам | 50 | |-----|----------------------------------------------|------------------------| | 30 | Книга для бухгалтерского учета | 20 | ------------------------------------------------------------------------------- Приложение 3 к ст. 21 ЗАПРОС НА СВЕДЕНИЯ О ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ В Вашем образовательном учреждении (предприятии, организации, учреждении) обучаются (работают) юноши -------------------------- года рождения, подлежащие первоначальной постановке на воинский учет в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе". Прошу Вас обеспечить заполнение анкет на каждого гражданина указанной категории по прилагаемой форме. Заполненные анкеты следует направить в военный комиссариат района, где они будут использованы для определения оптимального военно - профессионального предназначения граждан при призыве на военную службу. Военный комиссар ------------------------- района ------------------------------------------------- (воинское звание, подпись, фамилия и инициалы) АНКЕТА на гр. ------------------------, 19-- года рождения (фамилия, имя, отчество) 1. К каким учебным дисциплинам имеет выраженный интерес (назвать 1 - 3) -------------------------------------------------- . В каких школьных кружках, на факультативах занимается --------- ---------------------------------------------------------------------- 3. В каких олимпиадах участвовал и результаты ------------------- ---------------------------------------------------------------------- 4. Как относится к выполнению учебных (производственных) заданий (добросовестно, не всегда добросовестно, халатно) -------------------- ---------------------------------------------------------------------- 5. Какие общественные обязанности (постоянные и временные) выполнял (выполняет) и как успешно ----------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- 6. Какие способности (музыкальные, сценические, художественные, математические и т.п.) проявил и в чем это выразилось ---------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- 7. Какую роль занимает в учебном (производственном) коллективе (неформальный лидер, ведомый член коллектива, находится в изоляции от коллектива) ---------------------------------------------------------- 8. Каков уровень общительности проявляется в межличностных отношениях (высокий, обычный, низкий (замкнут) ------------------- 9. Как обычно реагирует на замечания (правильно, адекватно, равнодушно, обижается, ведет себя развязанно): старших --------------------------------------------------------- сверстников ----------------------------------------------------- 10. Употребляет ли (нет, иногда, систематически): алкоголь --------------, наркотики ---------------, курение ---------- 11. Пожелания по выбору гражданином будущей профессии (если имеются) ------------------------------------------------------------- Директор (начальник) -------------------------------------------- "--" -------------- 19-- года ------------------------- Примечание. Пункты 1 - 3 по месту работы гражданина могут не заполняться. ЗАПРОС НА СВЕДЕНИЯ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ И ПОЛУЧИВШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ В ЦЕНТРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ (ПРОФКОНСУЛЬТАТИВНОМ ПУНКТЕ) В целях определения оптимального военно-профессионального предназначения граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (призыву на военную службу) в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", прошу Вас поручить подготовить и направить в военный комиссариат района до --------------------- 19-- года сведения о юношах -------------- года рождения, получивших в Вашем учреждении профессиональные консультации. В документе целесообразно отразить наиболее выраженные черты характера, профессиональные интересы, увлечения и планы каждого юноши, уровень развития у него познавательных и организаторских способностей, особенности поведения в коллективе, привести выданные ему рекомендации и мнение специалистов Центра профориентации (профконсультативного пункта) о возможном использовании его на военной службе. Военный комиссар ------------------------------ района ----------------------------------------------------- (воинское звание, подпись, фамилия и инициалы) Приложение 4 к ст. ст. 23, 42, 43, 46 и 52 ---------------------------------------------------------------------- Формат 80 x 115 КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА --------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество) I. Общие сведения Дата рождения "--" --------------- 19-- года Образование ----------------------------------------------------- Гражданская специальность и стаж работы ------------------------- Подготовка по ВУС ----------------------------------------------- Дополнительные сведения ----------------------------------------- Страницы: 1 2 |