ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Правила. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России). 31.10.96 49


Страницы: 1  2  



           ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ
             ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ
                  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

                               ПРАВИЛА

   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА РФ

                          31 октября 1996 г.
                                 N 49

                                 (Д)


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                            постановлением Госкомсанэпиднадзора России
                                                         31.10.96 N 49

           Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.-576-96

                             Предисловие

     1. Гигиенические требования разработаны:
     - Научным  Центром  Охраны здоровья детей,  подростков и молодежи
РАМН  (Н.Н.Куинджи,  Б.З.Воронова,  В.И.Беляевская,   Г.М.Сапожникова,
М.И.Степанова, З.И.Сазанюк, М.А.Поленова, В.В.Бугров);
     - Центром Госсанэпиднадзора г.Москвы (Д.В.Синякова,  Л.И.Пронина,
З.Ф.Степанова);
     - Санкт-Петербургской   государственной   медицинской   академией
(В.Г.Маймулов,    Т.С.Чернякина,   Л.Т.Блинова,   В.Ю.Андреева,   А.В.
Суворова);
     - НИИ  профилактической токсикологии и дезинфекции (Л.С.Федорова,
А. И. Фролова);
     - Российским институтом общественных зданий (В.И.Степанов);
     - Нижегородским НИИ детской гастроэнтерологии (И.Э.Александрова).
     При участии:
     - Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Б.Г.Бокитько).
     2. Рекомендованы        Комиссией       по       государственному
санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.
     3. Утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России 31.10.96
N 49.
     4. Введены  взамен  "Санитарных правил по устройству и содержанию
общеобразовательных  школ",   утвержденных   Главным   государственным
санитарным врачом СССР 29 сентября 1974 г. N 1186-а-74.

                             ЗАКОН РСФСР
                   "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ
                       БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ"

     Санитарные правила,  нормы  и  гигиенические  нормативы  (далее -
Санитарные  правила)  -  нормативные  акты,  устанавливающие  критерии
безопасности  и  (или)  безвредности  для  человека факторов среды его
жизнедеятельности.
     Санитарные правила     обязательны     для    соблюдения    всеми
государственными органами и общественными объединениями, предприятиями
или  иными  хозяйствующими  субъектами,  организациями и учреждениями,
независимо от их  подчиненности  и  форм  собственности,  должностными
лицами и гражданами (статья 3).
     Санитарными правонарушениями  признается  посягающее   на   права
граждан  и интересы общества противоправное,  виновное (умышленное или
неосторожное)  деяние  (действие   или   бездействие),   связанное   с
несоблюдением   санитарного   законодательства   РСФСР,  в  том  числе
действующих санитарных правил...
     Должностные лица   и   граждане   РСФСР,  допустившие  санитарное
правонарушение,    могут    быть    привлечены    к    дисциплинарной,
административной и уголовной ответственности (статья 27).

                      2.4.2. Школьные учреждения

     Гигиенические требования   к   условиям   обучения  школьников  в
различных видах современных общеобразовательных учреждений
     Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.576-96

               1. Общие положения и область применения

     1.1. Настоящие  Санитарные  правила  и  нормы (далее - Санитарные
правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия
на  организм  школьников  вредных факторов,  сопровождающих их учебную
деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к:
     - размещению общеобразовательного учреждения;
     - участку общеобразовательного учреждения;
     - школьному зданию;
     - оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
     - воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
     - естественному и искусственному освещению;
     - водоснабжению и канализации;
     - помещениям и оборудованию школ,  размещенных в  приспособленных
зданиях;
     - организации учебно-воспитательного процесса;
     - организации медицинского обслуживания учащихся;
     - санитарному   состоянию   и   содержанию   общеобразовательного
учреждения;
     - организации питания учащихся.
     1.2. Ответственность  за  выполнение  настоящих Санитарных правил
возлагается на администрацию общеобразовательного учреждения.
     1.3. Проектирование,      строительство      и      реконструкция
общеобразовательных учреждений должны осуществляться в соответствии  с
настоящими санитарными правилами и нормами.
     1.4. Ссылки на обязательность соблюдения установленных настоящими
Санитарными  правилами  санитарно-гигиенических требований должны быть
включены в государственные стандарты и  другие  нормативно-технические
документы,    устанавливающие    требования    к   общеобразовательным
учреждениям.
     1.5. Государственный    санитарно-эпидемиологический   надзор   и
контроль за выполнением  настоящих  Санитарных  правил  осуществляется
органами  и  учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической
службы       Российской       Федерации,        а        ведомственный
санитарно-эпидемиологический   контроль   -   медицинским   персоналом
общеобразовательного учреждения.
     2. Требования  к  условиям  и  организации  обучения школьников в
различных видах общеобразовательных учреждений
     2.1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений
     2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений  должны  размещаться
на    внутриквартальных    территориях   микрорайона,   удаленных   от
межквартальных  проездов  с   регулярным   движением   транспорта   на
расстояние 100-170 м.
     2.1.2. Расположение     общеобразовательных     учреждений     на
внутриквартальных  проездах  с  периодическим (нерегулярным) движением
автотранспорта допустимо только при  условии  увеличения  минимального
разрыва от границы участка школы до проезда с 15 до 25 м.
     2.1.3. Размещение   школ   на   внутриквартальных   и    особенно
межквартальных проездах с регулярным движением транспорта недопустимо.
     2.1.4. Строительство вблизи школ индивидуальных гаражей  легковых
машин недопустимо.
     Между границами   школьных   участков   и   гаражей   минимальная
санитарно-защитная зона должна составлять 25 м при мощности гаражей до
20 машин и 50 м - при  мощности  гаражей  до  50  машин.  При  большей
мощности  гаражей  вопрос  о  степени их удаления от школы должен быть
согласован с органами Госсанэпиднадзора.
     2.1.5. Расстояния  от  школьного здания до различных видов зданий
(жилых,  производственных и др.) должны приниматься в соответствии  со
СНиП 2.07.01-89.
     2.1.6. Радиус  обслуживания  от   дома   до   общеобразовательных
учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах,
должен  составлять  не  более  0,5  км  пешеходной  доступности;  в  I
климатическом  районе  (I  подзона)  для  учащихся младшего и среднего
школьного возраста (I-II ступеней обучения)  -  0,3  км,  для  старших
школьников  (III  ступень)  -  0,4  км;  в  I климатическом районе (II
подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста - 0,4 км,
для старших школьников - 0,5 км.
     Допускается размещение    общеобразовательных    учреждений    на
расстоянии транспортной доступности: для учащихся I ступени - 15 минут
(в одну сторону),  для учащихся II и III ступеней - не более 30  минут
(в одну сторону).
     2.1.7. В  сельской   местности   размещение   общеобразовательных
учреждений  должно  предусматривать  для  учащихся  1  ступени  радиус
доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин.  (в одну  сторону)
при транспортном обслуживании.
     Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной  доступности  не
должен  превышать 4 км,  а при транспортном обслуживании - не более 30
минут.
     Предельный радиус обслуживания учащихся II-III ступеней не должен
превышать 15 км.
     2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся,  проживающие
на расстоянии от школы более 3 км.
     Подвоз сельских  школьников  осуществляется  специальным школьным
транспортом.
     Предельный пешеходный  подход учащихся к месту сбора на остановке
должен быть не более 500 м.
     Остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным
с 3 сторон,  защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое
покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.
     2.1.9. Для учащихся,  проживающих на расстоянии  свыше  предельно
допустимого  транспортного  обслуживания,  а  также  при  транспортной
недоступности  в  период  неблагоприятных  погодных   условий   должен
предусматриваться  пришкольный  интернат из расчета 10%  мест от общей
вместимости учреждения.
     2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений
     2.2.1. Общеобразовательное      учреждение      должно      иметь
самостоятельный  земельный  участок с расстоянием от здания учреждения
до красной линии не менее 25 м.
     2.2.2. Площадь   земельных   участков   зависит   от  вместимости
учреждения и принимается в соответствии со СНиП 2.07.01-89.
     2.2.3. Территория  участка  должна быть ограждена забором высотой
1,5 м и вдоль него зелеными насаждениями.
     2.2.4. Участок  должен  быть  озеленен  из  расчета  не менее 50%
площади его территории.
     При озеленении участка запрещается посадка деревьев и кустарников
с ядовитыми плодами.
     2.2.5. На  земельном участке должны быть выделены следующие зоны:
учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.
     2.2.6. Учебно-опытная зона должна составлять не более 25% площади
участка.  В  городских  школах  она  может  быть  сокращена  за   счет
строительства на участке павильонов,  теплиц и оранжерей,  органически
связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.
     2.2.7. Физкультурно-спортивная   зона   должна   размещаться   на
расстоянии не менее 25 м от  здания  учреждения,  за  полосой  зеленых
насаждений.  Не  допускается  располагать  ее  со стороны окон учебных
помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение
учебных  программ  по  физическому воспитанию,  а также для проведения
секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
     Спортивно-игровые площадки   должны   иметь   твердое   покрытие,
футбольное поле - травяной покров.
     Запрещается проводить   занятия   на   сырых  площадках,  имеющих
неровности и выбоины.
     2.2.8. Зона   отдыха  должна  размещаться  вблизи  сада,  зеленых
насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон.
     Площадки для  подвижных  игр и отдыха должны располагаться вблизи
выходов  из  здания  (для  максимального  использования  их  во  время
перемен)  и  быть  разделенными  для учащихся каждой ступени школьного
обучения.
     2.2.9. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в
производственные помещения столовой (буфета)  на  границе  участка  на
расстоянии  от  здания  общеобразовательного учреждения не менее 35 м,
ограждена зелеными насаждениями и иметь самостоятельный въезд с улицы.
     При отсутствии  теплофикации и централизованного водоснабжения на
территории хозяйственной зоны  должны  предусматриваться  котельная  и
насосная с водонапорным баком.
     Мусоросборники должны  иметь  плотно  закрывающиеся  крышки.   Их
следует  устанавливать  на  бетонированной  площадке  на расстоянии не
менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).
     2.2.10. Въезды   и   входы   на   участок,   проезды,  дорожка  к
хозяйственным  постройкам,  к  площадкам  для  мусоросборников,  а   в
сельских   школах   без   канализации  -  к  дворовым  уборным  должны
покрываться асфальтом,  бетоном и другим твердым покрытием.  Подходы к
зданию  школы  не  менее  чем  за  100  м  также  должны иметь твердое
покрытие.
     2.2.11. Участок  школы  должен иметь наружное освещение при норме
освещенности на земле -10 лк.
     2.2.12. Земельные  участки сельских школ должны быть расширены за
счет сооружения парников,  теплиц,  оранжерей,  помещений для хранения
малогабаритной    сельскохозяйственной    техники,   садово-огородного
инвентаря и др.
     2.3. Требования к школьному зданию
     2.3.1. Количество  детей  в  школе   не   должно   превышать   ее
вместимости,  предусмотренной  проектом,  по  которому  построено  или
приспособлено   здание.   Оптимальная    вместимость    в    городских
общеобразовательных  учреждениях  не  должна  превышать 1000 учащихся.
Наполняемость  каждого  класса  не  должна   превышать   25   человек.
Вместимость   сельских   школ   не  должна  превышать:  для  начальных
малокомплектных школ - 80 учащихся,  для школ I,  II  ступеней  -  250
учащихся, для школ I, II, III ступеней - 500 учащихся.
     2.3.2. Новые   виды   общеобразовательных   учреждений    (лицеи,
гимназии,  частные  школы  и  др.) должны иметь либо отдельное здание,
либо размещаться в отдельных отсеках с изолированным  входом  на  базе
функционирующих общеобразовательных школ.
     2.3.3. Учебные помещения запрещается  размещать  в  подвальных  и
цокольных этажах здания.
     2.3.4. Этажность здания не должна превышать 3 этажей. Допускается
в  условиях  плотной  застройки  городов  строительство школ высотой 4
этажа.  При  размещении   общеобразовательных   учреждений   в   ранее
выстроенных  4-5-этажных  зданиях  четвертый  и пятый этажи необходимо
отводить под редко посещаемые учащимися кабинеты.
     2.3.5. При   размещении  школы  в  приспособленном  здании  набор
помещений,  их площади определяются по согласованию с территориальными
центрами Госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае,  исходя из вида
общеобразовательного учреждения, числа и возраста учащихся, количества
классов и пр.
     2.3.6. Гардеробы в школах должны быть размещены на  1-м  этаже  с
обязательным оборудованием ячеек для каждого класса.
     Гардеробы должны быть оснащены вешалками для  одежды  и  ячейками
для  обуви.  Категорически  запрещается устраивать гардеробы в учебных
помещениях и рекреациях.
     2.3.7. Для  правильной  организации  карантинных  мероприятий при
возникновении   инфекционных   заболеваний   необходимо    повседневно
использовать все имеющиеся в здании входы.
     2.3.8. Набор помещений  должен  создавать  условия  для  изучения
обязательных  учебных  дисциплин (с учетом национальной и региональной
специфики),  а также дополнительных предметов  по  выбору  учащихся  в
соответствии  с  их  интересами  и дифференциацией по направлениям для
углубленного изучения одного-двух-трех предметов.
     Учебные классы не должны находиться вблизи помещений,  являющихся
источниками шума и запахов (мастерских,  спортивных и  актовых  залов,
пищеблока).
     2.3.9. Учащиеся I ступени в городских и  сельских  школах  должны
обучаться   в  закрепленных  за  каждым  классом  учебных  помещениях,
выделенных в отдельный блок.
     2.3.10. Обучение  учащихся  II-III ступеней должно осуществляться
по классно-кабинетной системе.
     Классно-кабинетная система    обеспечивает    преподавание   всех
предметов в закрепленном классе-кабинете,  в который  транспортируются
учебные  пособия  и  технические  средства обучения (ТСО).  Количество
классов-кабинетов для основных  дисциплин  принимается  от  количества
старших классов.
     Учебные кабинеты и  лаборатории  допускается  размещать  в  любых
этажах здания, кроме подвальных и цокольных.
     Необходимо создавать  специализированные   секции,   объединяющие
кабинеты  для  дисциплин  естественно-математического  и гуманитарного
циклов.
     Для создания   наилучших   условий   для   учебной  и  внеучебной
деятельности  школьников  II-III  ступеней  количество   кабинетов   и
лабораторий в секции не должно превышать 6.
     В сельской школе  при  малой  наполняемости  классов  допускается
использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам.
     Наиболее благоприятным является  следующее  сочетание  предметов;
химия-биология,        математика-черчение,        черчение-рисование,
история-география, литература-иностранный язык.
     2.3.11. Учебные    помещения   должны   включать   рабочую   зону
(размещение  учебных  столов  для  учащихся),  рабочую  зону  учителя,
дополнительное  пространство  для размещения учебно-наглядных пособий,
ТСО,  зону для индивидуальных занятий учеников  и  возможной  активной
деятельности.
     2.3.12. Площадь кабинетов должна приниматься из расчета 2,5  кв.м
на  1  учащегося  при  фронтальных  формах  занятий,  3,3  кв.м  - при
групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
     2.3.13. Площадь  и использование кабинетов вычислительной техники
должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542-96.
     2.3.14. Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла
видимости (связанного с расстоянием от доски  до  1  боковых  рядов  -
парт).  Он  должен составлять не менее 35 градусов для учащихся II-III
ступеней школы и не менее 45 градусов для школьников 6-7 лет.
     2.3.15. При  каждом  кабинете  или группе из 2-3 кабинетов должна
быть лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии,
физики, биологии, компьютерном классе).
     2.3.16. Для   углубленного   изучения   отдельных   предметов   и
проведения  практических  занятий  необходимо  деление  классов на 2-4
подгруппы.
     2.3.17. При  наличии  в  школьном  здании  учебных мастерских они
должны использоваться по назначению  или  могут  быть  переоборудованы
соответственно профилю нового общеобразовательного учреждения, а также
для внеклассных занятий по техническому творчеству по  согласованию  с
органами Госсанэпиднадзора.
     2.3.18. При строительстве школ,  ориентированных на углубленное и
расширенное содержание обучения, для разностороннего развития личности
школьников необходимо предусматривать выделение помещений  под  студии
(универсальные залы) с габаритами 12х12 м, а также подсобные помещения
для отделения  по  художественному  воспитанию  и  искусству:  кабинет
эстетики   с  полиэкраном,  кружковые  помещения  по  изобразительному
искусству,  хореографии,  классы  пения  и  музыки  (70-108  кв.м),  в
зависимости от назначения нового образовательного учреждения.
     В учреждениях  с  техническим  профилем   следует   предусмотреть
универсальное  помещение  площадью  108  кв.м (90+18) для технического
творчества.
     Учебно-художественные кабинеты  должны иметь зоны для акварельной
живописи, масляной живописи и рисунка.
     Исходя из   позы   при  работе  различными  видами  живописи  (по
акварельной живописи и рисунку - сидя,  по масляной живописи -  стоя),
площадь на одно рабочее место должна составлять: для масляной живописи
- 3,5 кв.м, акварельной живописи и рисунка - 2,0 кв.м.
     2.3.19. Спортивный   зал   следует   размещать  на  1-м  этаже  в
пристройке.  Его  размеры  должны  предусматривать  выполнение  полной
программы   по   физвоспитанию   учащихся   и  возможность  внеурочных
спортивных занятий.
     Количество и  типы  спортивных  залов должны предусматриваться от
вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
     Площади спортивных залов приняты:  9х18 м,  12х24 м,  18х30 м при
высоте не менее 6 м.
     При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные площадью
16-32 кв.м  в  зависимости  от  площади  спортзала;  раздевальные  для
мальчиков и девочек площадью 10,5 кв.м каждая; душевые площадью 9 кв.м
каждая;  уборные для девочек  и  мальчиков  площадью  8  кв.м  каждая;
комната для инструктора площадью 9 кв.м.
     В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо
включать помещение (зону),  оборудованное тренажерными устройствами, а
также, по возможности, бассейн.
     2.3.20. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест
из расчета 0,65 кв.м на одно место и 60% от общего количества учащихся
школы.  При  актовом  зале  должны  быть  предусмотрены  артистические
уборные площадью не менее 10 кв.м каждая, кинопроекционная площадью 27
кв.м,  склад декораций и бутафорий,  музыкальных инструментов площадью
10 кв.м, склад хранения костюмов площадью 10 кв.м.
     2.3.21. В школах с углубленным содержанием обучения следует иметь
лекционную аудиторию.  Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней
возрастной параллели учащихся, состоящей не более чем из 3 классов, из
расчета 1 кв.м на одно место.
     2.3.22. Тип   библиотеки  зависит  от  вида  общеобразовательного
учреждения и его вместимости.
     В школах  нового  типа библиотеку следует использовать в качестве
справочно-информационного  центра,  оснащенного  всеми   видами   ТСО,
обеспечивающего условия для индивидуальных занятий учащихся.
     Площадь библиотеки - информационного центра необходимо  принимать
из расчета не менее 0,6 кв.м на одного ученика.
     В помещении библиотеки должны быть предусмотрены следующие  зоны:
читательских  мест,  информационный пункт (выдача и прием литературы),
места  для  работы  с  каталогами,  фонды  открытого  доступа,   фонды
закрытого хранения,  зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО
и боксы для хранения передвижных тележек.
     2.3.23. При    строительстве    и    реконструкции    современных
общеобразовательных   учреждений   следует    отдавать    предпочтение
рекреационным помещениям зального типа.
     2.3.24. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения  должен
включать  следующие помещения:  кабинет врача длиной не менее 7 м (для
определения остроты слуха и зрения учащихся),  площадью  не  менее  14
кв.м;  кабинет зубного врача площадью 12 кв.м,  оборудованный вытяжным
шкафом;  процедурный  кабинет  площадью  14  кв.м;  кабинет  психолога
площадью 10 кв.м. При медпункте должен быть самостоятельный санузел.
     Примерный перечень  оборудования  и  инструментария  медицинского
кабинета школы дается в приложении 1.
     2.3.25. На каждом этаже должны размещаться  санитарные  узлы  для
мальчиков  и  девочек,  оборудованные  кабинами с дверями без запоров.
Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз  на  20
девочек,  1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара
и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков
и  девочек  следует  принимать  из расчета не менее 0,1 кв.м на одного
учащегося.
     Для  персонала  должен  быть  выделен  отдельный  санузел.
     Для учащихся II и III ступеней должны быть  организованы  комнаты
личной  гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью
не менее 3 кв.м.
     Входы в  санузлы не должны располагаться напротив входа в учебные
помещения или в непосредственной близости от них.
     На каждом    этаже    должны    быть   предусмотрены   помещения,
оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для
хранения    и    обработки    уборочного    инвентаря,   приготовления
дезинфекционных растворов.
     2.3.26. В  помещениях  начальных классов,  лабораториях,  учебных
кабинетах,    мастерских,    помещениях    медицинского    назначения,
учительской,     комнате     технического     персонала    обязательно
устанавливаются умывальники.
     2.3.27. В    общеобразовательных    учреждениях    должны    быть
организованы 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня
и горячие завтраки для остальных детей.
     Питание может быть организовано в столовой,  работающей на  сырье
или   на   полуфабрикатах,  а  также  в  буфете-раздаточной.  Согласно
требованиям СанПиН 42-123-5777-91, столовые должны предусматриваться в
школах  с  числом  учащихся  более  100  человек.  Школьная  столовая,
работающая на сырье,  должна  иметь  следующий  набор  оборудования  и
помещений:   цехи  -  горячий,  холодный,  мясо-рыбный,  кондитерский,
овощной;  моечные для столовой и кухонной посуды;  кладовые для  сухих
продуктов  и  овощей;  охлаждаемые  и  низкотемпературные  камеры  для
хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов;  бытовые  помещения
для   персонала   пищеблока;  загрузочная-тарная;  моечная  для  тары;
холодильная  камера  для  пищевых  отходов;  санузел  для  сотрудников
столовой.
     В состав   помещений    школьной    столовой,    работающей    на
полуфабрикатах, должны входить: горячий цех, доготовочная, моечные для
столовой и кухонной посуды,  кладовые для сухих  продуктов  и  овощей,
холодильные камеры для полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала
пищеблока,  загрузочная-тарная,  моечная для тары,  холодильная камера
для пищевых отходов.
     В состав    помещений    буфета-раздаточной    должны    входить:
загрузочная,  оборудованная  плитой  для подогрева пищи,  холодильными
шкафами;   раздаточная,   оборудованная   мармитами;    посудомоечная;
подсобные  помещения,  бытовые помещения для персонала,  помещения для
мытья тары.
     При школьных   буфетах   и   столовых   обязательно  должен  быть
предусмотрен обеденный зал площадью из расчета 0,7 кв.м на одно  место
в зале, исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди.
     При столовых должны быть установлены  умывальники  из  расчета  1
кран  на  20  посадочных  мест.  Умывальники  размещают  в расширенных
проходах,  коридорах,  ведущих  в  обеденный  зал,  или  в   отдельном
помещении рядом с обеденным залом.
     2.3.28. В сельских школах (средних,  неполных средних) требования
к организации питания те же, что и в городских.
     В малокомплектных школах (до  50  учеников)  необходимо  выделять
помещения   для   приема  пищи  с  минимальным  набором  оборудования:
электроплита  2-гнездная,  мойка  для   мытья   посуды,   холодильник,
электротитан.
     2.4. Требования к оборудованию помещений
     2.4.1. В   зависимости  от  назначения  учебных  помещений  могут
применяться  столы  ученические  (одноместные  и  двухместные),  столы
аудиторные,  чертежные  или  лабораторные.  Расстановка  столов должна
быть,  как правило,  трехрядной, но возможны варианты с двухрядной или
однорядной (сблокированной) расстановкой столов.
     2.4.2. Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим  местом  за
партой  или  столом  в соответствии с его ростом и состоянием зрения и
слуха.
     Для подбора  мебели соответственно росту учащихся производится ее
цветовая маркировка.
     Запрещается использовать вместо стульев табуретки или скамейки.
     Парты (столы) расставляются  в  учебных  помещениях  по  номерам:
меньшие - ближе к доске, большие - дальше,
     Для детей с нарушением слуха и зрения  парты,  независимо  от  их
номера,  ставятся первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения
должны размещаться в первом ряду от окон.
     Детей, часто болеющих ОРЗ,  ангинами,  простудными заболеваниями,
следует рассаживать дальше от наружной стены.

                                                             Таблица 1
----------------------------------------------------------------------
     Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам "столы ученические"
                        и "стулья ученические"
----------------------------------------------------------------------
Номера   | Группа   | Высота над    |     Цвет      | Высота над
мебели   | роста    | полом крышки  | маркировки    | полом переднего
  по     | (в мм)   | края стола,   |               | края сиденья
ГОСТам   |          | обращенного к |               | по ГОСТУ
11015-93 |          | ученику, по   |               | 11016-93 (в мм)
11016-93 |          | ГОСТу         |               |
         |          | 11015-93      |               |
         |          | (в мм)        |               |
----------------------------------------------------------------------
   1      1000-1150         460       оранжевый         260
-------------------------------------------------------------------
   2      1150-1300         520       фиолетовый        300
-------------------------------------------------------------------
   3      1300-1450         580       желтый            340
-------------------------------------------------------------------
   4      1450-1600         640       красный           380
-------------------------------------------------------------------
   5      1600-1750         700       зеленый           420
-------------------------------------------------------------------
   6      Свыше 1750        760       голубой           460
------------------------------------------------------------------

    2.4.3. При   оборудовании  учебных  помещений  должны  соблюдаться
следующие размеры проходов и расстояния между предметами  оборудования
в см:
     - между рядами двухместных столов - не менее 60;
     - между  рядом  столов  и  наружной  продольной стеной - не менее
50-70;
     - между    рядом    столов   и   внутренней   продольной   стеной
(перегородкой) или шкафами,  стоящими вдоль этой  стены,  -  не  менее
50-70;
     - от последних столов  до  стены  (перегородки),  противоположной
классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, -
не менее 100, а при наличии оборотных классов - 120;
     - от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
     - от первой парты до учебной доски - 2,4-2,7 м.
     - наибольшая  удаленность  последнего  места учащегося от учебной
доски - 860;
     - высота нижнего края учебной доски над полом - 80-90;
     - угол видимости доски (от края доски  длиной  3  м  до  середины
крайнего  места  учащегося за передним столом) должен быть не менее 35
градусов для учащихся II-III ступени школы и не менее 45 градусов  для
школьников 6-7 лет.
     2.4.4. Кабинеты  физики   и   химии   должны   быть   оборудованы
специальными   демонстрационными  столами,  где  предусмотрены  пульты
управления  проектной   аппаратурой,   подача   воды,   электричества,
канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий
демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум.
     В зоне  учащихся  должны  устанавливаться двухместные ученические
лабораторные столы  (с  надстройкой  и  без  нее)  с  подводкой  воды,
электроэнергии,  сжатого воздуха (лаборатория физики) и подводкой воды
(лаборатория  химии).  Лаборатория  химии  должна   быть   оборудована
вытяжными   шкафами,  расположенными  у  наружной  стены  возле  стола
преподавателя.
     2.4.5. Кабинеты  иностранного  языка  должны  включать  следующее
оборудование:  стол преподавателя с пультом управления  и  тумбой  для
проекционных  аппаратов;  подставка  под  магнитофон  и проигрыватель;
секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения  наглядных
пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки.
     2.4.6. Оборудование кабинетов вычислительной техники,  дисплейных
классов должно соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542-96.
     2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму
     2.5.1. Отопление,   вентиляцию,   кондиционирование   воздуха   в
общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии
со СНиП 2.08.02-89.
     Теплоснабжение зданий должно обеспечиваться от ТЭЦ,  районных или
местных котельных. Паровое отопление недопустимо.
     В качестве нагревательных приборов могут  применяться  радиаторы,
трубчатые  нагревательные  элементы,  встроенные в бетонные панели,  а
также допускается использование конвекторов с  кожухами.  Отопительные
приборы   должны   быть   ограждены  съемными  деревянными  решетками,
располагаться под оконными проемами и иметь регуляторы температуры. Не
допускается устройство ограждений из древесно-стружечных плит и других
полимерных материалов.  Средняя температура поверхности нагревательных
приборов не должна превышать 80 градусов Цельсия.
     2.5.2. При проектировании в школьном здании воздушного отопления,
совмещенного с  вентиляцией,  следует  предусматривать  автоматическое
управление  системами  для  поддержания  в  помещении  в рабочее время
расчетных уровней температуры  и  относительной  влажности  воздуха  в
пределах 40-60%.
     Во внеучебное время в помещении должна поддерживаться температура
не ниже 15 градусов Цельсия.
     Температура воздуха,    поддерживаемая   в   системе   воздушного
отопления, в рабочее время не должна превышать 40 градусов Цельсия.
     Рециркуляция воздуха  в  системах  воздушного  отопления  учебных
помещений не допускается.
     Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для
следующих помещений  (групп  помещений):  классных  комнат  и  учебных
кабинетов (при отсутствии воздушного отопления),  лабораторий, актовых
залов,  бассейнов,   тиров,   столовой,   медпункта,   киноаппаратной,
санитарных  узлов,  помещений  для  обработки  и  хранения  уборочного
инвентаря.
     Воздухообмен в   школьных   столовых   должен  рассчитываться  на
поглощение  теплоизбытков,  выделяемых  технологическим  оборудованием
кухни.
     Запрещается применение  в  учебных  учреждениях  асбестоцементных
воздухопроводов.
     2.5.3. Печное  отопление   допускается   только   в   одноэтажных
малокомплектных  сельских  школах (не более 50 человек).  Топка должна
устраиваться в коридоре.
     Запрещается устанавливать железные печи.
     Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные
трубы  закрываются  не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем
за два часа до прихода учащихся.
     2.5.4. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть
не менее 1/50 площади пола.  Фрамуги и форточки должны функционировать
в любое время года.
     2.5.5. Учебные помещения должны проветриваться во время  перемен,
а рекреационные - во время уроков.
     До начала занятий и после их  окончания  необходимо  осуществлять
сквозное   проветривание  учебных  помещений.  Длительность  сквозного
проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2.
     В теплые   дни   целесообразно  проводить  занятия  при  открытых
фрамугах и форточках.

                                                             Таблица 2
----------------------------------------------------------------------
      Длительность сквозного проветривания учебных помещений
          в зависимости от температуры наружного воздуха
----------------------------------------------------------------------
                       |   Длительность проветривания помещений
Наружная температура   |   (мин.)
в градусах Цельсия     |__________________________________________
                       |   в малые перемены | в большие перемены
                       |                    | и между сменами
_______________________|____________________|_____________________
    от +10 до +6       |        4-10        |    25-35
    от +5 до 0         |        3-7         |    20-30
    от 0 до-5          |        2-5         |    15-25
    от-5 до-10         |        1-3         |    10-15
    ниже 10            |        1-1,5       |     5-10
_______________________|____________________|_____________________

     2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий
должна составлять:
     - в классных помещениях,  учебных кабинетах, лабораториях - 18-20
градусов  Цельсия  при  их обычном остеклении и 19-21 градус Цельсия -
при ленточном остеклении;
     - в учебных мастерских - 15-17 градусов Цельсия;
     - в актовом зале,  лекционной аудитории,  классе пения и  музыки,
клубной комнате - 18-20 градусов Цельсия;
     - в  дисплейных  классах  -  оптимальная  19-21  градус  Цельсия,
допустимая 18-22 градуса Цельсия;
     - в спортзале и комнатах  для  проведения  секционных  занятий  -
15-17 градусов Цельсия;
     - в раздевалке спортивного зала - 19-23 градуса Цельсия;
     - в кабинетах врачей - 21-23 градуса Цельсия;
     - в рекреациях - 16-18 градусов Цельсия;
     - в библиотеке - 17-21 градусов Цельсия;
     - в вестибюле и гардеробе - 16-19 градусов Цельсия.
     2.5.7. Уроки  физкультуры  следует  проводить в хорошо аэрируемых
залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два
окна  с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5
градусов Цельсия и  слабом  ветре.  При  более  низкой  температуре  и
большей  скорости  движения  воздуха занятия в зале должны проводиться
при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен при
отсутствии учащихся.
     При достижении в помещении  температуры  воздуха  15-14  градусов
Цельсия проветривание зала следует прекращать.
     2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений  относительная
влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.
     2.5.9. В уборных,  помещениях кухни,  душевых и мастерских должна
быть оборудована вытяжная вентиляция.
     Вытяжные вентиляционные решетки  следует  ежемесячно  очищать  от
пыли.
     2.5.10. Школьные учебно-производственные мастерские,  где  работа
на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла
и пыли,  должны быть оборудованы  механической  вытяжной  вентиляцией.
Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 куб.м в час на 1
ребенка.  Станки и механизмы должны  отвечать  требованиям  санитарных
норм и иметь соответствующие защитные приспособления.
     2.6. Требования к естественному и искусственному освещению
     2.6.1. Естественное освещение.
     Учебные помещения школ должны иметь естественное  освещение.  Без
естественного    освещения   допускается   проектировать:   снарядные,
умывальные,  душевые,  уборные  при  гимнастическом  зале;  душевые  и
уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для
хранения      легковоспламеняющихся       жидкостей),       радиоузлы;
кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и
канализации;  камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха;  узлы
управления  и другие помещения для установки и управления инженерным и
технологическим   оборудованием   зданий;   помещения   для   хранения
дезсредств.
     В учебных помещениях следует проектировать боковое  левостороннее
освещение.  При  двустороннем  освещении,  которое  проектируется  при
глубине  учебных  помещений  более   6   м,   обязательно   устройство
правостороннего  подсвета,  высота которого должна быть не менее 2,2 м
от потолка.  При  этом  недопустимо  направление  основного  светового
потока спереди и сзади от учащихся.
     В учебно-производственных мастерских,  актовых и спортивных залах
также  может применяться двустороннее боковое естественное освещение и
комбинированное (верхнее и боковое).
     В помещениях  школ  должны быть обеспечены нормированные значения
КЕО  в  соответствии  со  СНиП  23-05-95.  В  учебных  помещениях  при
одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5%  (на
расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).
     Неравномерность естественного         освещения        помещений,
предназначенных для занятий учащихся, не должна превышать 3:1.
     Ориентация окон   учебных   помещений   должна   быть  на  южные,
юго-восточные  и  восточные  стороны  горизонта.  На  северные   румбы
горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования,
а также помещение кухни,  ориентация кабинета вычислительной техники -
на север, северо-восток.
     Светопроемы учебных   помещений    должны    быть    оборудованы:
регулируемыми  солнцезащитными  устройствами  типа  жалюзи,  тканевыми
шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
     Запрещается применять   шторы  из  поливинилхлоридной  пленки.  В
нерабочем состоянии шторы  необходимо  размещать  в  простенках  между
окнами.
     Для отделки учебных помещений  должны  использоваться  отделочные
материалы  и  краски,  создающие  матовую поверхность с коэффициентами
отражения:
     для потолка   - 0,7-0,8
     для стен      - 0,5-0,6
     для пола     - 0,3-0,5
     Следует использовать следующие цвета красок:
     - для  стен  учебных помещений - светлые тона желтого,  бежевого,
розового, зеленого, голубого;
     - для  мебели (парты,  столы,  шкафы) - цвета натурального дерева
или светло-зеленый;
     - для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;
     - для дверей, оконных рам - белый.
     Для максимального  использования  дневного  света  и равномерного
освещения учебных помещений рекомендуется:
     - сажать  деревья  не  ближе  15  м,  кустарник - не ближе 5 м от
здания;
     - не закрашивать оконные стекла;
     - не расставлять на подоконниках цветы.  Их следует  размещать  в
переносных  цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в
простенках окон;
     - очистку  и  мытье  стекол  проводить  2  раза  в  год (осенью и
весной).
     2.6.2. Искусственное освещение.
     В учебных помещениях должны быть  обеспечены  нормируемые  уровни
освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и
коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с требованиями СНиП
23-05-95.
     В учебных  помещениях  должно   проектироваться   преимущественно
люминесцентное   освещение   с  использованием  ламп:  ЛБ,  ЛХБ,  ЛЕЦ.
Допускается   использование   ламп   накаливания   (при   этом   нормы
освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).
     Запрещается использовать в одном помещении люминесцентные лампы и
лампы  накаливания.  Использование  новых  типов  ламп  и светильников
должно согласовываться с местными центрами санэпиднадзора.
     В учебных  помещениях следует применять систему общего освещения.
Светильники с люминесцентными лампами должны располагаться параллельно
светонесущей  стене  на  расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от
внутренней.    Для    общего    освещения    учебных    помещений    и
учебно-производственных  мастерских  следует  применять люминесцентные
светильники  следующих  типов:  ЛСО02-2х40,  ЛПО28-2х40,   ЛПО02-2х40,
ЛП034-4хЗ6,  ЦСП-5-2х40.  Могут использоваться и другие светильники по
типу приведенных с аналогичными светотехническими  характеристиками  и
конструктивным исполнением.
     Классная доска должна  быть  оборудована  софитами  и  освещаться
двумя  установленными  параллельно  ей  зеркальными светильниками типа
ЛПО-30-40-122 (125).  Указанные светильники размещаются выше  верхнего
края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
     При проектировании системы искусственного освещения  для  учебных
помещений   необходимо   предусмотреть   раздельное   включение  линий
светильников.
     В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности
должны соответствовать следующим нормам:  на рабочих столах - 300  лк,
на  классной  доске  -  500  лк,  в  кабинетах технического черчения и
рисования - 500 лк,  в дисплейных классах на столах -  300-500  лк,  в
актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк,  в рекреациях (на полу)
- 150 лк.
     В кабинетах   технических   средств  обучения  при  необходимости
сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в  тетради  -
освещенность на столах учащихся должна быть 300 лк.
     При использовании диа- и кинопроекторов  освещенность  на  столах
учащихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только
одно  местное  освещение,  либо  создавать  систему  "функционального"
искусственного освещения с "темным коридором" перед экраном.
     Необходимо проводить чистку осветительной  арматуры  светильников
не  реже  2  раз  в  год  и  своевременно заменять перегоревшие лампы.
Запрещается  привлекать   к   этой   работе   учащихся.   Неисправные,
перегоревшие  люминесцентные  лампы  должны собираться и вывозиться из
здания школы.  Хранение  их  в  неприспособленных  помещениях  учебных
заведений запрещено.
     Профилактическое ультрафиолетовое   облучение    детей    следует
проводить  в  районах  севернее  57,5  градуса  с.ш.  и  в  районах  с
загрязненной  атмосферой.   Для   этого   рекомендуется   использовать
облучательные  установки  длительного  действия  или  кратковременного
(фотарии)    в    соответствии    с    методическими    рекомендациями
"Профилактическое   ультрафиолетовое  облучение  людей  с  применением
источников ультрафиолетового излучения".
     2.7. Требования к водоснабжению и канализации
     2.7.1. Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться
системами    хозяйственно-питьевого,   противопожарного   и   горячего
водоснабжения,  канализацией и  водостоками  в  соответствии  со  СНиП
2.08.02-89.
     2.7.2. Водоснабжение   и   канализация   в    общеобразовательных
учреждениях должны быть централизованными.
   В случаях  отсутствия  в  населенном   пункте   канализации   и
водопровода  водоснабжение и способ удаления нечистот и отбросов в
каждом  конкретном  случае   согласуется   с   местными   центрами
Госсанэпиднадзора.
     2.7.3. Общеобразовательные  учреждения  должны  быть   обеспечены
доброкачественной  питьевой водой в соответствии с СанПиН 2.1.4.559-96
"Питьевая   вода.   Гигиенические   требования   к    качеству    воды
централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
     2.7.4. Использование в общеобразовательных  учреждениях  фильтров
для  очистки питьевой воды должно быть согласовано с местными центрами
Госсанэпиднадзора.
     2.7.5. Горячим     водоснабжением    должны    быть    обеспечены
производственные  помещения  пищеблока,  душевые,  умывальные,  кабины
гигиены девочек, помещения медицинского кабинета.
     2.7.6. В неканализованных районах общеобразовательные  учреждения
должны  оборудоваться  внутренней  канализацией при условии устройства
местных очистных сооружений.
     2.7.7. В   неканализованных   районах   допускается   оборудовать
малокомплектные сельские школы вместимостью до 50  мест  люфтклозетами
или выгребами (с организацией вывоза стоков).
     Запрещается выливать в выгреб воду из-под  умывальников  и  после
уборки помещений.
     2.8. Требования к помещениям и оборудованию школ,  размещенных  в
приспособленном здании
     2.8.1. При размещении школы в приспособленном  здании  необходимо
иметь  обязательный  набор  помещений:  учебные классы,  помещения для
занятий по физвоспитанию,  столовую или буфет,  медпункт или помещение
для медицинского обеспечения, административно-хозяйственные помещения,
санузлы, рекреации и гардероб. Площади помещений должны определяться в
каждом  конкретном случае,  исходя из направления общеобразовательного
учреждения,  числа  и  возраста  учащихся,   количества   классов,   в
соответствии   с   требованиями   настоящих  санитарных  правил  и  по
согласованию с органами Госсанэпиднадзора.
     2.8.2. Сдача в аренду помещений школ другим организациям в целях,
не связанных с учебно-воспитательным процессом, не допускается.
     2.8.3. Помещения  столовой  или  буфета должны размещаться на 1-м
этаже и иметь отдельный выход.
     В малочисленных   школах  (с  числом  учащихся  меньше  100)  при
отсутствии  пищеблока  допускается   организация   питания   детей   в
специально   отведенном   помещении   по   согласованию   с   органами
Госсанэпиднадзора.
     2.8.4. Спортивный или физкультурный зал должен размещаться на 1-м
этаже и  должен  быть  удален  от  учебных  помещений,  учительской  и
кабинета врача. При спортивном зале должны быть раздевальные и душевые
для мальчиков и девочек, оборудованные вешалками для одежды.
     При отсутствии возможности оборудовать собственный  физкультурный
зал  допускается  использовать  спортивные  сооружения,  расположенные
вблизи учебного заведения,  при условии их  соответствия  требованиям,
предъявляемым к школьным спортивным залам.
     2.8.5. Медицинский  пункт  должен располагаться на первом этаже и
включать кабинет врача и процедурную.
     2.8.6. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими
их уборку влажным способом.
     2.8.7. Полы  должны  быть  без  щелей  и  иметь покрытие дощатое,
паркетное или линолеум на утепленной основе.
     Полы туалетных    и    умывальных   комнат   должны   выстилаться
керамической   или   мозаичной   шлифованной   плиткой.    Запрещается
использовать цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.
     2.8.8. При  выборе полимерных материалов для отделки полов и стен
помещений следует руководствоваться перечнем полимерных  материалов  и
изделий, разрешенных к применению в строительстве.
     2.9. Требования к организации учебно-воспитательного процесса
     2.9.1. Учебный план разрабатывается в каждом  общеобразовательном
учреждении  самостоятельно,  но  с  учетом соблюдения норм максимально
допустимой нагрузки школьников.
     2.9.2. Для  всех  общеобразовательных  учреждений,  независимо от
языка  обучения,  устанавливается  следующее  максимально   допустимое
количество часов в неделю с учетом ее продолжительности (таблица 3).

                                                             Таблица 3
__________________________________________________________________
       Максимально допустимое количество часов в неделю при
                   разной ее продолжительности
__________________________________________________________________
             | Максимально допустимая недельная нагрузка
    Классы   | в часах
             |____________________________________________________
             | при 6-дневной неделе   |  при 5-дневной неделе
_____________|________________________|___________________________

                    3-летняя начальная школа:

   1-3                  25                     22

                    4-летняя начальная школа:

   1                    22                     20
   2-4                  25                     22
   5                    31                     28
   6                    32                     29
   7                    34                     31
   8-9                  35                     32
   10-11                36                     33
__________________________________________________________________

     Часы факультативных,  групповых и индивидуальных занятий в школах
должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся.
     2.9.3. Запрещается  вводить 5-дневную учебную неделю для учащихся
5-11-х классов всех видов общеобразовательных учреждений с углубленным
содержанием  обучения.  Для остальных школ организация учебных занятий
по 5-дневной учебной неделе допустима  при  условии  работы  школы  не
более чем в две смены.
     2.9.4. Продолжительность урока в школах не  должна  превышать  45
минут.
     2.9.5. В 1-е классы школы должны приниматься дети 8-го  или  7-го
года жизни по усмотрению родителей.
     Обязательным условием для приема в школу детей  7-го  года  жизни
является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6
лет 6 месяцев.
     Прием детей  в  1-е классы осуществляется на основании заключения
психолого-медицино-педагогической комиссии (консультации) о готовности
ребенка к обучению.
     Обучение детей,  не достигших 6,5 лет  к  началу  учебного  года,
следует   проводить   в  условиях  школы,  УВК  (учебно-воспитательный
комплекс)  или  детского  сада  с   соблюдением   всех   гигиенических
требований СанПиН 42-125-4216-86.
     2.9.6. В целях облегчения процесса адаптации детей к  требованиям
школы  в  1-х  классах  должен применяться "ступенчатый" режим учебных
занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:
     - в сентябре - 3 урока 35-минутной  продолжительности;
     - со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый;
     - со второго полугодия согласно п. 2.9.2.
     Для обучающихся в 1-х  классах  в  течение  года  устанавливаются
дополнительные недельные каникулы.
     2.9.7. В начальной школе плотность  учебной  работы  учащихся  на
уроках  по  основным  предметам  не  должна  превышать  80%.  С  целью
профилактики  утомления,  нарушения  осанки,  зрения  учащихся  должны
проводиться  на  уроках  физкультминутки  и  гимнастика  для  глаз при
обучении письму, чтению, математике (приложения 2 и 3).
     2.9.8. В  оздоровительных  целях  общеобразовательные  учреждения
должны создавать условия для удовлетворения биологической  потребности
школьников   в   движении.  Эта  потребность  может  быть  реализована
посредством ежедневной двигательной активности учащихся  в  объеме  не
менее  2  ч.  Такой объем двигательной активности слагается из участия
школьников в комплексе мероприятий для каждой школы. (Приложение 4): в
проведении  гимнастики до учебных занятий,  физкультминуток на уроках,
подвижных игр на переменах,  спортивного часа в продленном дне, уроков
физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований
и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
     С этой  же  целью в школьный компонент учебных планов для младших
школьников   необходимо   включать   предметы    двигательно-активного
характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение
традиционным и национальным спортивным играм и др.).
     2.9.9. Учебные  занятия  в  школах  должны  начинаться не ранее 8
часов. Запрещается проведение нулевых уроков.
     Обучение в    общеобразовательных   учреждениях   с   углубленным

Страницы: 1  2