ПОРЯДОК ВО ВЛАСТИ - ПОРЯДОК В СТРАНЕ О ПОЛОЖЕНИИ В СТРАНЕ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ). Послание. Президент РФ. 06.03.97


Страницы: 1  2  


"сильных"   представителей   частного   бизнеса   получить   для  себя
исключительные привилегии.

     4.1. Реформа предприятий

     В настоящее время одним из основных препятствий для  нормализации
положения  в  экономике  является  медленный процесс преобразований на
уровне предприятий.  Многие российские предприятия,  функционирующие в
рыночной  среде,  сохраняют  внутреннюю  структуру  и стиль поведения,
характерные для прежней системы.
     Установленные разграничения    прав   и   ответственности   между
собственниками   (акционерами)   и   управляющими   (директорами)   не
соблюдаются.   Во   многих  случаях  директора  фактически  отстраняют
акционеров,  в том  числе  крупных,  от  принятия  важнейших  решений,
относящихся   к   непосредственной  компетенции  собственника.  Низкое
качество  управления,  устаревшие  системы  учета,  слабая  дисциплина
договорных  отношений  -  вот характерные черты современных российских
предприятий.
     Это парализует   воздействие   рыночных   стимулов   на   процесс
"естественного  отбора"  эффективного   собственника,   управленческих
кадров,  стратегий  развития,  делает  предприятия  невосприимчивыми к
инновациям, непривлекательными для инвестиций.
     Государственная власть  до  сих  пор  не  выполняет своей главной
задачи по  регулированию  рыночной  экономики  -  не  формирует  режим
максимального   благоприятствования   предпринимательскому  поведению,
соответствующему интересам  потребителя.  Недопустимо  положение,  при
котором  консервация  отсталости на своем предприятии для руководителя
выгоднее, чем повышение эффективности производства.
     Государство не  может и не должно прямо вмешиваться во внутренние
дела  частных  предприятий,  но  обязано  создавать  стимулы  для   их
реформирования.
     Приоритетными задачами Правительства,  обеспечивающими проведение
реформы предприятий в 1997 году, должны стать:
     - защита   прав   акционеров,   четкое   разграничение   прав   и
ответственности   собственников   и   управляющих,   совершенствование
механизмов корпоративного управления;
     - укрепление   контрактного   права,   то  есть  правовая  защита
договорных отношений;
     - создание   эффективного   механизма  управления  предприятиями,
полностью или частично находящимися в государственной собственности;
     - повышение качества подготовки нового поколения менеджеров.
     Принципиально важен  вопрос о собственности на земельные участки,
занимаемые  предприятиями.  Мы  не  можем  рассчитывать  на  серьезные
долгосрочные инвестиции,  если не будут обеспечены права собственности
и  рыночный  оборот  земельных  участков.   Очень   важно   обеспечить
предоставление  участков  в  собственность  под  новое  строительство,
максимально облегчить процедуры необходимых согласований.
     Поручаю Правительству  до  1  августа текущего года разработать и
внести в Государственную Думу законопроекты о правах  собственности  и
рыночном  обороте несельскохозяйственных земель.  В эти же сроки будет
подготовлен    аналогичный    указ    Президента,     которым     надо
руководствоваться до принятия соответствующих законов.
     До сих пор не урегулирована проблема сельскохозяйственных земель.
Считаю,  что  Правительство  недопустимо затянуло реализацию положений
прошлогоднего Указа о конституционных правах граждан на землю.
     Необходимым условием   активизации   инвестиционного  процесса  и
улучшения качества управления предприятиями становится реформа системы
бухгалтерского   учета.   Действующая   система   устарела,   она   не
обеспечивает необходимой информацией ни управляющих, ни собственников,
ни   инвесторов.  Разговоры  о  переходе  на  международные  стандарты
бухгалтерского учета ведутся уже пять лет,  но до сих пор  результатов
нет.  Правительство  обязано  до  1 сентября текущего года разработать
программу и необходимые нормативные документы для перехода с 1998 года
на новые принципы бухгалтерского учета.
     Активизировать процесс  реформирования  предприятий  -  одна   из
основных   задач  Правительства  на  текущий  год.  Концепция  реформы
предприятий должна быть  подготовлена  Правительством  в  двухмесячный
срок.
     Реформирование предприятий  и  их  переориентация  на   повышение
эффективности  неизбежно  выдвинут  в  число  первоочередных  проблему
обеспечения занятости.  Разработку действенных мер, направленных на ее
решение,  необходимо  начинать  уже  сегодня.  За  этой  работой будет
осуществляться постоянный президентский контроль.
     Структурная перестройка    экономики,    включая    реорганизацию
убыточных предприятий,  будет сопровождаться значительным  увеличением
подвижности  рабочей  силы  на  рынке  труда.  Для  того  чтобы это не
обернулось массовой безработицей, должна быть подготовлена развернутая
инфраструктура    рынка    труда,   система   переподготовки   кадров,
трудоустройства, помощи безработным. Сегодня государственная поддержка
убыточных  предприятий  зачастую  является крайне неэффективной формой
помощи людям, фактически ставшим безработными.
     Особую опасность    представляет   неразвитость   инфраструктуры,
обслуживающей рынок труда,  при проведении структурной перестройки  на
так называемых градообразующих предприятиях.
     Одним из важнейших условий безболезненного функционирования рынка
труда является полноценный рынок жилья.  Любой россиянин, поставленный
перед необходимостью смены рабочего места,  должен  иметь  возможность
продать  свое  жилье  и  купить  его  там,  где он нашел новую работу.
Механизмы купли-продажи  жилья,  кредитования  и  залога  должны  быть
надежно   защищены   от   преступности,  доступны  и  понятны  каждому
гражданину.  Реформа жилищно-коммунального хозяйства -  крайне  важный
шаг в нормализации рынка жилья, а значит, и рынка труда.
     Огромное значение имеет развитие социального партнерства, которое
под  эгидой  государства  позволяет  находить  компромиссные  решения,
учитывающие  интересы  как  предпринимателей,  так  и  трудящихся.   В
предстоящем  налаживании  такого  партнерства  трудно переоценить роль
профсоюзов.
     Выполнение этой задачи означает,  прежде всего,  защиту интересов
трудящихся перед работодателями,  руководителями предприятий. Однако в
последние годы профсоюзы чаще занимали другую,  "классовую",  позицию:
во многих случаях,  когда по вине  директора  предприятия  рабочим  не
выплачивалась зарплата,  профсоюзы требовали денег от государства,  то
есть  фактически  становились  на  сторону  работодателя.  От  позиции
профсоюзов во многом зависит и скорость реформирования предприятий,  и
его безболезненность.
     Одновременно с    подготовкой   концепции   реформы   предприятий
Правительство  должно  разработать  увязанные  с  ней  мероприятия  по
обеспечению  занятости,  по  развитию социального партнерства.  В этой
связи вызывает тревогу задержка  доработки  проекта  нового  Трудового
кодекса.   В   первом  полугодии  Правительство  обязано  внести  этот
законопроект в Государственную Думу.

     4.2. Реформа налогообложения

     Ключевым элементом   в   создании   благоприятной    среды    для
предпринимательства и инвестиций является налоговая реформа.
     Действующее налоговое законодательство  предусматривает  огромное
количество  льгот  по  большинству  существующих видов налогов.  Кроме
того,  сохраняется множество индивидуальных  льгот.  Это  способствует
уклонению  от  налогообложения,  в  то  время  как честные плательщики
подвергаются дискриминации.
     Частые изменения    в   налоговом   законодательстве   затрудняют
планирование  хозяйственной  деятельности,  ставят  малые  и   средние
предприятия на грань банкротства,  создают серьезные трудности крупным
предприятиям.  Неполнота и противоречивость  нашей  налоговой  системы
расширяют  возможности  для  произвола  власти,  и налогоплательщик от
этого никак не защищен.
     Несправедливость существующей    налоговой   системы   фактически
стимулирует уклонение от  уплаты  налогов.  В  результате  сокращаются
доходы    бюджета,    затрудняется   выполнение   государством   своих
обязательств перед гражданами,  уменьшаются возможности экономического
роста.  Создается  ситуация,  при  которой капиталы идут не туда,  где
российская  промышленность  способна  развиваться  в  соответствии   с
динамикой потребительского спроса, а туда, где можно явно или тайно не
платить налоги.
     При подготовке   нормативных   актов,   относящихся  к  налоговой
системе,   необходимо   предусмотреть   следующие    направления    ее
реформирования:
     - кардинальное упрощение  налоговой  системы,  сокращение  общего
числа   налогов   и   установление   исчерпывающего  перечня  налогов,
применение которых допустимо на территории Российской Федерации;
     - выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения
числа налоговых льгот;
     - расширение   базы   налогообложения   за  счет  распространения
реального  налогового  бремени  на  сферы,  в  которых  больше   всего
практикуется уклонение от налогов;
     - выравнивание  фактического  уровня  налогообложения  заработной
платы  и  других  видов  доходов  (с учетом отчислений во внебюджетные
фонды);
     - установление  предельных  ставок  для  региональных  и  местных
налогов;
     - снижение ставок штрафов и пеней;
     - кодификация     правил,     регламентирующих    взаимоотношения
налогоплательщика и налоговых органов с целью устранения  противоречий
гражданского  и  налогового законодательства,  обеспечения защиты прав
налогоплательщиков.
     Для реализации  этих  принципов  поручаю  Правительству  в  марте
текущего года внести в Государственную Думу проект Налогового кодекса.
Настоятельно  рекомендую депутатам принять его в этом году,  чтобы как
можно  скорее  дать  российским  предприятиям  долгосрочные  налоговые
ориентиры.
     После принятия  Налогового  кодекса  любые  изменения  в  систему
налогообложения  будут  вноситься  не  чаще одного раза в год,  причем
одновременно   с   принятием   закона   о   федеральном   бюджете   на
соответствующий год.
     Осуществление налоговой  реформы  по  перечисленным  направлениям
приведет  к  более  справедливому  распределению  налоговой  нагрузки,
существенно ослабит стимулы к уклонению от  уплаты  налогов,  позволит
стабилизировать, а затем и начать снижение номинальных ставок налогов.
     Важнейшим результатом проведения налоговой  реформы  станет  рост
доходов  бюджета,  что  существенно облегчит решение задачи сокращения
бюджетного дефицита.

     4.3. Регулирование естественных монополий

     Одна из   важнейших   проблем   государственного    регулирования
экономики  сегодня  -  контроль  за естественными монополиями,  прежде
всего в таких отраслях, как электроэнергетика, газовая промышленность,
железнодорожный транспорт.
     Необоснованный рост цен и тарифов в  этих  отраслях  в  последние
годы   позволял   естественным  монополиям  увеличивать  издержки,  не
заботясь о  повышении  эффективности.  Здесь  поддерживается  излишняя
занятость  при  заработной  плате,  намного  превышающей  среднюю.  Не
урегулированы платежно-расчетные отношения с потребителями продукции и
услуг  естественных  монополий.  В результате эта сфера стала одним из
основных источников неплатежей в народном хозяйстве,  а высокие цены и
тарифы  на  услуги  естественных  монополий  существенно  ограничивают
потенциал развития и конкурентоспособности российской промышленности.
     Сложной проблемой   остается  субсидирование  одних  потребителей
услуг естественных  монополий  за  счет  других.  В  наиболее  тяжелом
положении оказываются промышленные предприятия,  на которые фактически
возлагается  дополнительное  бремя.  При  этом   небюджетные   дотации
отдельным   группам   населения,   образующиеся  в  результате  такого
перекрестного субсидирования,  серьезно подрывают справедливость  всей
системы  социальной  помощи,  поскольку  предоставление  дотаций через
льготные тарифы,  как правило,  не зависит от реальной  обеспеченности
конкретных людей.
     Закон о  естественных  монополиях  был  принят   в   1995   году.
Президентскими указами было предусмотрено создание федеральных органов
регулирования  естественных  монополий,  но  они   до   сих   пор   не
укомплектованы  кадрами  и  фактически  не  приступили к работе.  Свою
недоработку Правительство обязано устранить в 1997  году.  Все  органы
регулирования  естественных  монополий  должны  приступить к работе не
позднее середины текущего года.
     Поручаю Правительству в трехмесячный срок подготовить и утвердить
принципы регулирования цен и контроля издержек естественных монополий,
а  также  разработать  необходимые нормативные документы.  Должен быть
обеспечен переход от применяемых в  настоящее  время  упрощенных  схем
контроля   к  регулированию,  стимулирующему  снижение  издержек.  Под
жесткий  контроль  следует  поставить  инвестиционные  фонды  отраслей
естественных  монополий.  Необходимо  предусмотреть  меры  по переводу
инвестиционного процесса в этих отраслях на рыночные принципы.
     В течение  месяца Правительством должна быть утверждена программа
поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования.  Задачей 1997  года
является  приближение цен и тарифов для получающих льготы потребителей
к уровню покрытия издержек, а в 1998 году - переход на единые принципы
ценообразования   для   всех  групп  потребителей.  При  необходимости
сохранения  субсидирования  по   социальным   причинам   его   следует
обеспечивать за счет бюджетных средств и в адресной форме.
     В течение  первого  полугодия  1997  года  Правительство   должно
подготовить  и  утвердить  программу  мер  по структурной перестройке,
приватизации и усилению контроля в отраслях естественных монополий для
обеспечения   эффективного   долгосрочного   развития   этого  сектора
экономики и  поддержания  баланса  интересов  монопольных  отраслей  и
отраслей обрабатывающей промышленности.
     Необходимо коренным   образом   пересмотреть   практику    работы
представителей   государства   в   органах  управления  предприятий  -
естественных  монополий.  Цель  -  значительно  повысить  персональную
ответственность  этих  представителей  за  реализацию  государственных
задач.

     4.4. Совершенствование системы расчетов

     В последнее  время  в  области  расчетов   усилились   негативные
тенденции.   Объем   просроченной   задолженности  измеряется  сотнями
триллионов рублей, а значительная доля расчетов осуществляется в форме
бартера   или  с  помощью  денежных  суррогатов  (векселей,  налоговых
освобождений и др.).  В этих условиях не  приходится  рассчитывать  на
эффективное функционирование рыночных механизмов.
     Неплатежи, бартер,  денежные  суррогаты   -   следствие   плохого
финансового  управления,  а  нередко - результат сознательной политики
руководителей предприятий,  осуществляемой при попустительстве, а то и
при  прямой  поддержке  органов  исполнительной власти разных уровней.
Предприятия   часто   используют   прирост   денежных   средств    для
непосредственного увеличения доходов (зарплат,  премий, дивидендов), а
не для устранения неплатежей и возврата к денежным расчетам.
     Особая опасность    заключается   в   распространении   бартерных
операций. На некоторых предприятиях их доля достигает 60-70 процентов.
В  таких условиях не только расширяются масштабы уклонения от налогов,
но и цены теряют характер  надежных  рыночных  ориентиров,  а  базовые
показатели   деятельности   предприятий  перестают  отражать  реальное
положение дел.
     Оздоровление системы  расчетов возможно только при двух условиях,
выполнения которых я буду настоятельно требовать:
     - федеральные    органы    исполнительной    власти    и   органы
исполнительной  власти  субъектов  Российской   Федерации   должны   в
кратчайший срок отказаться от эмиссии денежных суррогатов;
     - федеральные органы исполнительной власти должны занять  жесткую
позицию  по отношению к тем неплательщикам налогов в бюджет и платежей
во внебюджетные фонды,  которые активно используют бартер  и  денежные
суррогаты  в  расчетах  с партнерами,  тем самым искусственно создавая
ситуацию неплатежеспособности перед бюджетом.

     4.5. Защита экономики от преступности

     Неразвитость форм    правового    регулирования     реформируемой
экономики,  размытость границ деятельности государства в экономической
сфере,     неподготовленность     государственных,     в     частности
правоохранительных и судебных,  органов к деятельности в принципиально
новой  экономической  обстановке  создали  благоприятные  условия  для
резкого роста криминального бизнеса, теневой экономики и коррупции.
     Надо откровенно признать:  сегодня в России  степень  риска  быть
привлеченным   к   ответственности   несопоставима   с  получаемой  от
преступной деятельности прибылью.  Проблема экономических преступлений
и  коррупции  из  чисто полицейской,  какой она является в большинстве
стран, перешла у нас в разряд политических.
     Преступный мир,  по существу, бросил вызов государству, вступив с
ним в открытую конкуренцию.  Появилось  немало  хорошо  организованных
преступных   групп   со   своими  мозговыми  центрами,  исполнителями,
"судами",  "силовыми  подразделениями".   Эти   преступные   структуры
расширяют   свое   влияние,  фактически  осуществляют  "регулирование"
некоторых хозяйственных отношений, даже "защиту" собственников, но уже
по своим, криминальным, правилам.
     Экономическая преступность   создала   опасно   высокий   уровень
общекриминального  фона.  Борьба  преступных  сообществ сопровождается
террористическими актами, перестрелками, заказными убийствами.
     Преступность в  сфере  экономики идет рука об руку с коррупцией -
злоупотреблением властью в личных  интересах.  Коррумпированная  часть
государственного аппарата "питает" и защищает как криминальный бизнес,
так и незаконные действия  бизнеса  легального.  Причем  коррупция  не
сводится  только к взяточничеству.  Нередко используются разнообразные
завуалированные формы подкупа чиновников и депутатов.
     Мы объявили  войну  экономической  преступности  и коррупции,  но
по-настоящему  так  и  не   начали   ее.   Невыносимые   условия   для
криминального бизнеса государство так и не создало.
     Я не случайно говорю о государстве в целом. Уровень экономической
преступности  зависит  в  первую  очередь  от возможностей незаконного
обогащения за счет средств государственного бюджета. Совершенствование
системы исполнения бюджета,  сокращение объема полномочий чиновников в
распределении государственных ресурсов,  отмена  большинства  льгот  и
налоговая  реформа не входят в компетенцию правоохранительных органов,
однако  именно  успешное  решение  этих  задач   создаст   необходимые
предпосылки  для  повышения  эффективности  их работы.  Здесь особенно
важно объединение усилий всех институтов государственной власти,  всех
политических сил.
     Огромная роль   принадлежит   палатам   Федерального    Собрания.
Необходимо   как   можно  быстрее  принять  законы,  подрывающие  базу
экономической преступности и коррупции,  в частности законы о борьбе с
коррупцией,  об  ответственности  за  легализацию  преступных доходов.
Однако новые правовые нормы не должны открывать простор для произвола,
грубых нарушений прав человека и гражданина.
     Общество ждет от  правоохранительных  органов  не  статистических
данных,  а  реальных  действий.  Ставка  на отчетность нередко ведет к
подмене борьбы с наиболее опасными преступлениями  борьбой  с  мелкими
правонарушениями.     Известно    также    немало    случаев,    когда
правоохранительные органы в погоне за "благополучной"  статистикой  не
фиксируют   преступления,   необоснованно   отказывают  в  возбуждении
уголовных дел.
     Особую роль  в борьбе с экономической преступностью должны играть
Государственная  налоговая  служба  и  Федеральная  служба   налоговой
полиции.  Мировой  опыт показывает,  что основной эффект в выявлении и
привлечении к уголовной ответственности крупных  криминальных  дельцов
дает  строжайший  контроль за соблюдением налогового законодательства.
Но   с   этой    задачей    данные    ведомства    справляются    пока
неудовлетворительно,  например, не сопоставляются декларации о доходах
собственников роскошных особняков со стоимостью их  недвижимости.  Что
это - некомпетентность или коррупция?
     Конечное звено в  механизме  ответственности  за  преступления  -
уголовная юстиция.  Судебная власть должна в полной мере осознать, что
ее роль не менее ключевая, чем у правоохранительных органов.
     Экстренные меры   по   декриминализации   экономической  жизни  и
ликвидации условий,  питающих коррупцию,  должны быть  предприняты  по
всем направлениям.
     1. Необходимо  обеспечить   равенство   условий   хозяйствования,
подконтрольность всех каналов расходования государственных средств.  О
важнейших  мерах,  направленных  на  решение  этих   задач,   подробно
говорилось выше.
     Любые действия   должностных    лиц,    использующих    закрытые,
неподконтрольные,      внеконкурсные      процедуры      распределения
государственных ресурсов, должны рассматриваться как прямое содействие
коррупции.
     Необходимо существенно  снизить  в  хозяйственной   сфере   объем
разрешительного   принципа,   заменяя   его  уведомительным,  а  также
установить  строгую  ответственность  должностных   лиц   федеральных,
региональных   органов   исполнительной   власти  и  органов  местного
самоуправления за превышение установленных сроков согласования решений
по хозяйственным вопросам.
     Следует предусмотреть  и   другие   меры:   внесение   платы   за
согласование исключительно в бюджет, а не в ведомственные внебюджетные
фонды;  жесткое ограничение  ее  размеров;  составление  исчерпывающих
списков лицензируемых видов деятельности.  Соответствующие меры должно
выработать Правительство.
     2. От     Генеральной     прокуратуры,     МВД,    ФСБ,    других
правоохранительных органов требую в полной мере реализовать  потенциал
нового   уголовного  законодательства.  Кроме  того,  надо  освободить
оперативных и следственных работников от обилия  отчетных  документов.
Они должны выполнять прежде всего свои прямые обязанности.
     Для эффективной борьбы с экономической преступностью и коррупцией
необходимо  выявлять  вдохновителей и организаторов преступлений,  так
называемых "крестных отцов", а не только рядовых исполнителей.
     3. Правоохранительные органы должны наладить регулярное и широкое
информирование не  вообще  об  операциях  и  числе  задержанных,  а  о
выявленных    преступлениях,    о    делах,   по   которым   закончено
предварительное  следствие.  При  этом  важны  характер  предъявляемых
обвинений и то, кому они предъявлены.
     4. Государственной Думе следует приложить все усилия,  чтобы  как
можно скорее принять новый Уголовно-процессуальный кодекс. Генеральной
прокуратуре необходимо скоординировать  подготовку  правоохранительных
органов к введению его в действие.
     5. Нужно активизировать работу по подготовке  и  принятию  других
законов,  подрывающих  корни  экономической  преступности и коррупции.
Необходим,  в частности,  закон о контроле за соответствием реальных и
декларируемых  доходов  физических лиц,  предусматривающий ужесточение
мер  ответственности  в  случае  обмана  государства,  в   том   числе
конфискацию имущества.  В первом полугодии текущего года Правительство
должно внести проект такого закона в Государственную  Думу.  Вместе  с
тем  надо  в полную силу использовать действующее законодательство,  в
частности,  для  контроля   за   соответствием   имущества,   особенно
недвижимого, декларируемым доходам.
     6. Наступление на экономическую преступность и  коррупцию  должно
сопровождаться одновременным ударом по предательству,  очищением самих
правоохранительных органов.  Требуется резкая активизация деятельности
подразделений  собственной  безопасности  в  этих органах.  Спецслужбы
должны сосредоточиться на выявлении и пресечении  фактов  коррупции  в
правоохранительных органах и судах.
     Для общества далеко не безразлично,  кто осуществляет правосудие.
На  белых  одеждах  Фемиды  не  должно  быть  пятен.  Квалификационные
коллегии судей обязаны  тщательнее  и  строже  контролировать  чистоту
судейского корпуса. В этой работе нужна полная гласность.
     7. Предлагаю  Верховному  Суду  и   Высшему   Арбитражному   Суду
специально  рассмотреть вопрос о том,  какую роль могут сыграть суды в
декриминализации экономической жизни.
     Честных судей,     оперативных    и    следственных    работников
правоохранительных  органов,  не  сомневаюсь,  -  большинство.  Но  не
секрет, что у многих из них сохранился негативный опыт прошлого, когда
существовали  "неприкасаемые"  фигуры.  Этот   синдром   должен   быть
преодолен.  Если следы преступления ведут в "высокие" кабинеты, надо и
в этих случаях действовать строго по  закону.  Иное  поведение  должно
расцениваться    как    нарушение   служебного   долга,   трусость   и
непрофессионализм.

                                * * *

     Наведение порядка  в  государственном   регулировании   экономики
приведет   к   утверждению   справедливых,   единых  для  всех  правил
экономической деятельности,  к созданию твердых  гарантий  государства
для каждого предпринимателя.
     Это будет означать режим  максимального  благоприятствования  для
любого законного бизнеса, стремящегося к производству товаров и услуг,
пользующихся спросом  потребителя.  Такой  режим  будет  стимулировать
расширение  производства,  повышение  его  эффективности  и  качества,
снижение цен, создание новых рабочих мест.
     Вместе с  улучшением  работы  органов  государственной  власти  и
повышением   финансовой   дисциплины   упорядочение   государственного
регулирования    экономики   создаст   необходимые   предпосылки   для
экономического  подъема  России,   станет   основой   для   реализации
подготовленной  Правительством  среднесрочной  программы на 1997- 2000
годы "Структурная перестройка и экономический рост".
     По мере  экономического подъема будут расширяться возможности для
увеличения   социальной   помощи    нуждающимся,    для    полноценной
государственной   поддержки   культуры,  образования,  фундаментальной
науки, здравоохранения.

         5. Три уровня власти - три уровня ответственности

     Установление правового порядка в России предполагает  обеспечение
беспрепятственного  прохождения  управленческих "импульсов" и надежную
обратную связь по всей вертикали - от федерального центра  до  органов
местного  самоуправления.  Незавершенность  строительства  российского
федерализма делает налаживание такой системы особенно сложным.
     Нечеткость нормативно-правового      разграничения      предметов
совместного  ведения  федерального  центра  и   субъектов   Российской
Федерации,    неопределенность    финансовой    и    ресурсной    базы
соответствующих  полномочий  "размывают"  границы  ответственности  за
экономические и политические последствия принимаемых на разных уровнях
решений.
     В результате  разрушается единство правового пространства страны,
падает эффективность работы как  федеральных  органов  власти,  так  и
органов    власти    субъектов    Федерации,    тормозятся   назревшие
социально-экономические реформы,  ухудшаются условия жизни большинства
людей.

     5.1. Защита общероссийского правового пространства

     Единое правовое  пространство не означает полного единообразия на
всей территории страны. Это и нереально, и вредно, и неконституционно.
Есть  масса вопросов,  которые субъекты Федерации,  местные сообщества
должны решать  так,  как  им  подсказывают  исторические,  культурные,
этнические,  природные  и  другие  особенности.  Однако  не может быть
единого государства  без  универсальных,  общих  для  всех,  принципов
жизни. Пока мы единое правовое пространство не обустроили.
     Наиболее яркие признаки этого - принятие органами государственной
власти  субъектов  Федерации и органами местного самоуправления актов,
противоречащих федеральному законодательству и нарушающих  Конституцию
Российской   Федерации,   несоблюдение  или  неисполнение  федеральных
законов, указов Президента, судебных решений.
     Начиная с  середины  1995  года  в Министерство юстиции поступило
более 14  тысяч  нормативных  правовых  актов,  принятых  в  субъектах
Федерации.   Большинство   из   них  не  соответствует  Конституции  и
федеральному   законодательству.   Практикуется   издание   субъектами
Федерации   правовых   актов   по  предметам  исключительного  ведения
Российской Федерации. Часто искажается смысл федеральных законов.
     Федеральное законодательство, к сожалению, пока не предоставило в
руки федеральных контрольных и надзорных структур более мощные  рычаги
реагирования.  Эту  задачу  необходимо  решить как можно скорее.  Но и
действующее законодательство органы прокуратуры и  юстиции  используют
явно недостаточно.  Набор методов их воздействия сводится в основном к
протестам,  которые зачастую игнорируются.  В то же время прокуроры  и
органы юстиции вправе обращаться от имени Российской Федерации в суд с
исками  о   нарушении   законодательства   государственными   органами
субъектов  Федерации и органами местного самоуправления.  Но это право
используется очень редко.
     Министерство юстиции  в лучшем случае ограничивается констатацией
нарушений.  А ведь у этого Министерства есть  территориальные  органы,
которые  могли предостеречь от нарушений еще на стадии подготовки того
или иного решения.
     Механизм защиты  единого  правового  пространства  России  должен
заработать в нынешнем году.
     Уже дано   поручение   обусловливать   подписание   договоров   о
разграничении предметов ведения и  полномочий  проведением  экспертизы
соответствия нормативных актов субъекта Федерации Конституции России и
федеральному  законодательству.   Это   условие   должно   соблюдаться
неукоснительно.
     Правительству в   ближайшее   время    необходимо    выявить    и
систематизировать  основные  правовые  дефекты  конституций  и уставов
субъектов Федерации и подготовить запросы в Конституционный Суд.
     Генеральная прокуратура   и   Министерство  юстиции  должны  дать
указания  своим  территориальным  подразделениям   об   обязательности
судебного   оспаривания   незаконных  нормативных  актов,  принимаемых
органами власти и должностными лицами субъектов Федерации  и  органами
местного  самоуправления,  если иные способы реагирования не достигают
цели.
     Еще в  июне  1996  года Указом Президента Российской Федерации "О
мерах по  укреплению  дисциплины  в  системе  государственной  службы"
Генеральной  прокуратуре и Главному контрольному управлению Президента
поручалось вносить представления о наказании руководителей федеральных
органов  исполнительной  власти и глав исполнительной власти субъектов
Федерации, нарушающих федеральное законодательство и указы Президента,
а также судебные решения.
     Считаю также,  что вопросы о практике  принятия  органами  власти
субъектов   Федерации   актов,  противоречащих  Конституции  России  и
федеральному законодательству,  а также  о  несоблюдении  должностными
лицами федеральных законов, указов Президента, судебных решений должны
стать  предметом  рассмотрения  Совета   Федерации.   Верхняя   палата
парламента  - не просто собрание представителей регионов.  Это одна из
главных частей механизма федеральной  власти.  Двойной  статус  членов
Совета  Федерации  требует  от  них равного подхода и к актам структур
федеральной власти, и к своим собственным решениям.
     Обеспечение единства  правового  пространства  России  во  многом
зависит и  от  Государственной  Думы.  Очевидно,  что  в  значительной
степени острота проблемы вызвана отсутствием базового закона,  который
бы обеспечивал единство основных принципов власти и эффективную защиту
от  покушений  на  федеральное  законодательство.  До сих пор варианты
такого закона не соответствовали этим требованиям.
     Одна из   важнейших   проблем   обеспечения   единого   правового
пространства   -   сильная   зависимость   территориальных    структур
федеральных органов от региональных органов власти. Каждое федеральное
ведомство обязано создать  для  своих  территориальных  органов  и  их
должностных  лиц  условия,  обеспечивающие  независимость  от местного
влияния при осуществлении федеральных полномочий.  Но  это  не  должно
вести к ослаблению взаимодействия.
     На главах субъектов Федерации лежит политическая  ответственность
перед  избравшим  их населением за качество управления,  за выполнение
своих   предвыборных   обещаний.   А   перед   страной    они    несут
государственно-правовую   ответственность  за  выполнение  федеральных
законов, указов Президента, актов Правительства, судебных решений. Это
вытекает из Конституции России.
     Выборный статус руководителей субъектов Федерации не может  и  не
будет означать ослабления единой системы государственной власти.
     На Президенте Российской  Федерации,  которому  российский  народ
вручил  мандат  доверия,  лежит  конституционная  обязанность защищать
интересы  всего  государства,  гарантировать   правовой   порядок   на
территории всей страны. Такая защита предусматривает различные формы и
методы, в том числе применение мер ответственности к должностным лицам
за нарушение Конституции Российской Федерации.
     Однако гораздо  лучше  для  страны  и  всех  уровней  власти   не
создавать  условий,  способствующих возникновению коллизий.  Для этого
необходимы не только безусловное  подчинение  региональных  органов  и
должностных   лиц   актам   федеральной  власти,  но  и  взвешенность,
реалистичность самих федеральных решений.
     До сих   пор   большинство   федеральных   функций   в   регионах
осуществляли органы государственной власти субъектов Федерации. Теперь
федеральным  властям предстоит выполнять многие из них самостоятельно.
Это   означает   необходимость   усиления   координационных    функций
полномочных  представителей  Президента  в  регионах.  Им  будут  даны
соответствующие   полномочия,   что   позволит   эффективно   защищать
общегосударственные  интересы на всей территории страны,  обеспечивать
единое правовое пространство,  проведение единой  политики  в  сферах,
отнесенных к ведению Российской Федерации.
     Трудный поиск баланса между самостоятельностью и ответственностью
характерен  и для взаимоотношений органов власти субъектов Федерации с
органами местного самоуправления.
     Всемерное содействие  муниципальному уровню власти,  прежде всего
завершение формирования экономической  базы  местного  самоуправления,
его  правовая защита,  является не только конституционной обязанностью
государства, но и важнейшей политической задачей.
     Согласно Конституции  органы  местного самоуправления не входят в
систему органов государственной власти,  но они осуществляют  реальную
власть в пределах своих муниципальных образований.
     Для государственной системы органы местного самоуправления  важны
именно  как  органы  власти,  как  канал  управления  страной.  Органы
местного самоуправления лучше  других  осведомлены  о  реальной  жизни
людей, об их повседневных потребностях. В частности, именно эти органы
должны стать основным источником информации при  введении  в  действие
системы   адресной   социальной   поддержки.   Отношение   к  местному
самоуправлению как к чему-то второсортному означает полное непонимание
его общегосударственного значения.
     Российская Конституция  не  только  не  мешает,   но,   наоборот,
способствует построению такой системы власти, при которой на каждом ее
уровне точно знают,  чем заниматься,  за что  и  перед  кем  отвечать.
Местное самоуправление не исключение.  Необходимо тратить усилия не на
замену  органов  местного  самоуправления   органами   государственной
власти,  против  чего  высказался и Конституционный Суд,  а на строгое
правовое и финансовое обеспечение их деятельности,  на применение  мер
ответственности   в   тех   случаях,   когда   эти   органы   нарушают
законодательство.
     Однако в   некоторых  субъектах  Федерации  деятельность  органов
местного самоуправления затрудняется, а то и просто парализуется из-за
отсутствия  необходимой  правовой  базы,  прямого  противодействия  со
стороны региональных властей.
     Большая доля вины за такое положение лежит на федеральной власти,
которая сконцентрировала свои  усилия  на  взаимодействии  с  органами
власти субъектов Федерации,  по привычке считая уровень местной власти
недостойным внимания.  Мы ограничились изданием  базового  Закона  "Об
общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской
Федерации",  не разъяснив значения и  сути  конституционных  принципов
местного самоуправления,  законодательно не обеспечив его финансовые и
другие гарантии.
     Считаю серьезной ошибкой,  что проблемами местного самоуправления
мы занимаемся от случая к случаю,  не создали мощного координационного
центра,   который  бы  контролировал  процесс  реформирования  местной
власти,  вносил продуманные предложения,  даже  выступал  ходатаем  по
делам местного самоуправления.
     В ближайшее время жду от Правительства комплекса  предложений  по
системе  организационных,  правовых  и  финансовых  мер для скорейшего
завершения реформы местного самоуправления.

     5.2. Экономические условия федерализма

     Незавершенность формирования федеративных отношений наиболее ярко
проявляется  в  нечетком  разграничении  предметов  ведения Российской
Федерации,  субъектов Федерации и предметов их совместного ведения,  в
неопределенности  финансового и ресурсного обеспечения соответствующих
полномочий.
     Частично остроту    проблемы    снимают   договоры,   заключаемые
федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации,  а
также  соглашения между Правительством Российской Федерации и органами
исполнительной  власти  субъектов  Федерации.  Но  в  целом   проблема
остается нерешенной.
     Экономический федерализм  органы   власти   некоторых   субъектов
Федерации  воспринимают  как  возможность  действовать  вопреки общему
направлению реформ,  в том числе сохранять командные методы управления
экономикой.
     Сегодня федеральная власть,  например,  регулирует цены всего  на
полтора  десятка  видов  товаров  и  услуг  (в  основном  на продукцию
отраслей-монополистов),  а региональные власти - на 40-50,  кое-где  -
почти на 200 видов товаров и услуг.
     Федеральное Правительство  практически  в  одиночку   борется   с
дефицитом государственного бюджета,  налаживает финансовую дисциплину,
идя зачастую на весьма непопулярные,  но необходимые  меры.  А  в  это
время  региональные  власти  раздают  субсидии,  осуществляют  эмиссию
денежных суррогатов.
     Не будет преувеличением сказать,  что львиная доля неоправданного
государственного  вмешательства   в   экономическую   жизнь   общества
сосредоточена  именно  на  региональном  уровне.  Тем самым тормозится
развитие предпринимательства,  создаются  условия  для  поборов,  иных
видов коррупции. Чтобы открыть свое дело или реализовать даже скромный
инвестиционный  проект,   приходится   пройти   через   тридцать-сорок
бюрократических инстанций, потерять многие месяцы. Совокупная плата за
согласования  (включая  взятки)  входит  весьма  увесистой  строкой  в
стоимость проекта.
     Субъекты Федерации активно  прибегают  к  заимствованиям,  в  том
числе у зарубежных государств и на мировых финансовых рынках. Зачастую
такие заимствования производятся без  соответствующего  обеспечения  и
подрывают кредитоспособность не только самого субъекта Федерации, но и
России в целом.  Правительство России не должно отвечать за финансовые
обязательства регионов,  не согласованные с ним. Необходимо выработать
и  законодательно  закрепить  систему  санкций   за   такие   действия
региональных  властей.  В  этой  связи  большое  значение  будет иметь
скорейшее принятие закона о разграничении функций и полномочий органов
власти  Российской  Федерации  и  ее  субъектов во внешнеэкономической
деятельности.
     Было бы несправедливо, однако, винить только регионы. Федеральные
власти порой легковесно подходят к своим решениям,  давая задания и не
указывая  источники финансирования для их выполнения.  Это тоже фактор
разрушения  экономического  федерализма,  поскольку  основная  тяжесть
выполнения решений нередко ложится на региональные и местные власти.
     Особая проблема - система федеральных  трансфертов.  Введенная  в
1994   году,   она  была  прогрессивной  мерой,  призванной  выравнять
стартовые возможности  регионов.  Причем  государство,  придавая  этой
проблеме ключевое значение, выделяет на ее решение значительные суммы.
     Однако со  временем  обнажились  существенные   недостатки   этой
системы: бесконтрольность расходования федеральных дотаций, увеличение
числа дотационных региональных бюджетов,  их слишком большая  (нередко
на 80-90 процентов) зависимость от федеральных трансфертов.
     Систему трансфертов придется совершенствовать.  Прежде всего надо
создать  условия,  при  которых  регионам будет выгодно обходиться без
них,  а там,  где слишком сильно зависят от  денег  "сверху",  следует
вводить  режим  особо  жесткого федерального контроля за расходованием
этих средств. Соответствующие предложения от Правительства должны быть
представлены уже в этом полугодии.
     Правительство должно в сжатые сроки по-новому  построить  систему
бюджетного  федерализма,  учитывающую  реально существующие полномочия
регионов   и   местных   сообществ,   недопустимость    неравноправия,
проявляющегося,  в  частности,  в  предоставлении отдельным регионам и
территориям льготных режимов экономической деятельности.
     Бюджетный федерализм, безусловно, должен включать местный уровень
власти.  Пока не будет четкого разграничения источников доходной части
бюджетов   всех   уровней,   разделения   бюджетных  полномочий,  пока
федеральное законодательство  не  определит  принципы  формирования  и
использования   муниципальных   финансовых  ресурсов,  взаимоотношений
органов  местного  самоуправления  с   хозяйствующими   субъектами   и
финансово-кредитными  институтами,  пока местная власть будет зависеть
от  распределения   кусков   общего   "бюджетного   пирога",   местное
самоуправление не сможет реализовать свой огромный потенциал.
     Правительство Российской Федерации обязано относиться  к  органам
местного   самоуправления   как  к  самостоятельному,  полноценному  и
серьезному  партнеру  в  экономическом  и  социальном   реформировании
страны.

     6. К активной внешней политике и эффективной военной реформе

     Перед лицом   внешних  вызовов  и  угроз  нам  крайне  необходима
взвешенная,  продуманная на перспективу внешняя и оборонная  политика,
объединяющая  общественные  и  политические силы,  властные институты.
Выработку  и  осуществление  такой  политики  считаю  одной  из  своих
важнейших задач.

     6.1. Достоинство и последовательность внешней политики

     В истекшем  году  российская  дипломатия  стремилась к реализации
основных задач внешней политики,  поставленных в предыдущих Посланиях:
к  созданию  благоприятных  внешних условий для продолжения российских
реформ и установлению и поддержанию подлинно равноправных отношений  с
ведущими  державами  мира,  отвечающих статусу и потенциалу Российской
Федерации.  Наша цель - отстаивать национальные  интересы  России,  не
сползая   к   конфронтации,   а   укрепляя   основы   стабильности   и
сотрудничества в международных отношениях.
     Российская внешняя  политика нацелена на построение такой системы
международных отношений,  которая исходит  из  того,  что  наш  мир  -
многополюсный, что в нем не должно быть доминирования какого-то одного
центра силы. Свое видение нового мирового порядка наша страна излагала
неоднократно,  в том числе на Генеральной ассамблее ООН.  Суть проста:
мир XXI века должен меньше опираться на военную силу и гораздо  больше
-  на  силу  права.  Именно  поэтому мы предлагаем заключить Договор о
ядерной стабильности и безопасности с участием всех ядерных  держав  и
провести III Конференцию мира.
     Важнейшим направлением политики нашего государства  в  1997  году
станет  российско-белорусская  интеграция  -  восстановление духовной,
культурной,  человеческой,  экономической  и   политической   общности
народов   России  и  Белоруссии.  В  решении  ответственнейшей  задачи
объединения братских народов не может быть места для политиканства,  а
в работе участвующих в интеграционном процессе государственных органов
- неспешного ведомственного подхода.
     Наш объединительный процесс опирается на весомые заделы,  которые
связаны не только с многовековой  историей  совместного  существования
двух  народов  в рамках единого государства,  но и с взаимодействием в
последние  годы.  Сближение  наших  стран   шло   последовательно   на
протяжении  последних лет,  что нашло выражение в создании весной 1996
года Сообщества Белоруссии и России. Наши народы неоднократно выражали
последовательную  волю  быть  вместе,  ибо  это  принесет  неоспоримые
преимущества.  Нынешний год будет  годом  новых  крупных  решений  для
России и Белоруссии.
     Отношения двух наших стран - важный фактор интеграции Содружества
Независимых Государств.  Убежден, что в нынешнем году на новый уровень
интеграции выйдет и  "четверка"  -  Россия,  Белоруссия,  Казахстан  и
Киргизия.
     Еще одна важная  задача  нашей  политики  в  СНГ  -  установление
стабильных,  подлинно  добрососедских  отношений c Украиной - пока,  к
сожалению,  остается нереализованной.  Готовы терпеливо  работать  над
решением   всех   проблем,   в  первую  очередь  проблемы  базирования
Черноморского флота России.  Надеюсь,  что и наши украинские  партнеры
проявят конструктивный, заинтересованный подход.
     Россия прилагала немало  усилий  для  урегулирования  конфликтных
ситуаций  на  пространствах СНГ.  Удалось добиться подписания в Москве
соглашения  о  путях  прекращения  войны   и   установления   мира   в
Таджикистане.    Россия    активно   содействовала   достижению   этой
договоренности.   Мы   будем   и   впредь    всемерно    содействовать
урегулированию  конфликтов  на  территории  СНГ,  утверждению  мира  и
национального согласия.
     Важнейшей задачей  внешней  политики  России  была и будет защита
прав наших соотечественников,  живущих за рубежом. Особое беспокойство
вызывает  положение русскоязычного населения в Эстонии,  Латвии и ряде
других государств.  Их руководители должны ясно понимать: мы за добрые
отношения  с соседями,  но никогда не предадим забвению законные права
соотечественников.
     Позиция России  в  этом вопросе - не прикрытие каких-то имперских
устремлений.  Наши  действия  продиктованы  принципиальным  неприятием
любых  форм  дискриминации  и  двойных  стандартов  в  отношении  прав
человека,  общими моральными и правовыми обязательствами членов Совета
Европы и ОБСЕ.
     На европейском направлении в 1997 году главной проблемой  внешней
политики   и   безопасности  России  будет  оставаться  предполагаемое
расширение НАТО на Восток.  Подтверждаю уже  не  раз  заявленное  нами
резко   отрицательное   отношение  к  этим  планам.  Они  противоречат
интересам безопасности России, чреваты новым расколом Европы. Снизится
значение   существующих   общеевропейских   политических  организаций.
Времена для Европы наступают критические.  Напомню:  без России, и тем
более  вопреки  ей,  еще  никто  в  Европе не смог и не сможет создать
эффективную систему безопасности.
     Выход из   нынешней  сложной  ситуации  есть.  Начался  серьезный
разговор с НАТО по  всему  комплексу  наших  отношений.  Россия  -  за
твердые  гарантии взаимной безопасности,  в том числе в ядерной сфере,
за создание надежного механизма консультаций и принятия решений.  Всем
этим  договоренностям  нужно придать четкую правовую форму.  Назрела и
необходимость адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе
к новым политическим реальностям.
     Обо всех этих проблемах шел и будет идти обстоятельный разговор с
главами европейских государств, с президентом США. Приложу все усилия,
чтобы в ходе предстоящих встреч добиться серьезных договоренностей  по
равноправному долговременному сотрудничеству.
     В прошедшем году Россия приняла активное участие в урегулировании
региональных  конфликтов,  в  первую  очередь ближневосточного.  Будем
вместе с США,  Францией и другими государствами  наращивать  усилия  в
пользу мира,  в чем заинтересованы все стороны - и Израиль, и арабские
страны.
     Как участники  контактной группы мы ведем курс на укрепление мира
и справедливого урегулирования в Боснии и Герцеговине.  Россия в  1996
году  внесла  свой  вклад  в  операцию Международных сил по выполнению
Парижского соглашения по Боснии,  а  теперь  участвует  и  в  операции
Международных  сил  по  поддержанию стабильности.  Наша страна связана
прочными  историческими  узами  с   народами   Балкан.   Мы   искренне
заинтересованы  в  достижении  всеми государствами этого региона мира,
демократических преобразований,  экономического процветания и готовы к
самому широкому сотрудничеству во имя этих целей.
     В 1996 году вышли на новые рубежи отношения России с  ее  великим
соседом  -  Китаем.  Развитие  всесторонних российско-китайских связей
становится примером доброго, доверительного партнерства великих держав
на  пороге  XXI века.  Новый импульс такому партнерству должна придать
предстоящая в скором времени  российско-китайская  встреча  на  высшем
уровне.
     Последовательно развивались всесторонние масштабные связи  России
с   дружественной   Индией,   странами  АСЕАН.  Возобновлено  активное
сотрудничество с традиционными партнерами - Вьетнамом,  Монголией. Эта
линия будет продолжена.
     Будем стремиться активизировать наш диалог с Японией. Подтверждая
действенность    Токийской    декларации,   мы   готовы   к   развитию
сотрудничества с Японией  по  всем  направлениям,  в  том  числе  и  в
предложенном  нами  совместном  хозяйственном  освоении южнокурильских
островов.
     Российская внешняя     политика     обретает     достоинство    и
последовательность.
     Достоинство внешней  политики  России  основано  на нашей великой
многовековой истории.  Это достоинство необходимо проявлять при защите
российских граждан в каждом уголке земного шара и при последовательном
отстаивании наших национальных интересов.
     Последовательной внешней   политике   не   к   лицу  "шарахания".
Достойная  внешняя   политика   учитывает   чужие   интересы,   а   не
подстраивается  под  них.  Защищая  достоинство России,  мы никогда не
будем посягать на достоинство других стран, никогда не встанем на путь
изоляции и ксенофобии.

     6.2. Путь к современной армии

     Приоритетное значение   в   предотвращении   войн  и  вооруженных
конфликтов Россия,  как  и  прежде,  отдает  политико-дипломатическим,
международно-правовым    и   экономическим   средствам,   коллективным
действиям мирового сообщества в отношении угрозы миру,  нарушений мира
и актов агрессии. Но для защиты интересов России мы должны быть готовы
и к применению других средств - Вооруженных Сил,  всей оборонной  мощи
государства.
     Между тем происходит снижение  уровня  боевой  и  мобилизационной
готовности   войск.   По   общему   уровню   технической  оснащенности
Вооруженные Силы Российской Федерации отстают от наиболее мощных армий
мира на пять-десять,  а по отдельным направлениям - на пятнадцать лет.
Практически  свернута  модернизация  вооружения  и  военной   техники.
Тяжелое  положение  складывается  с  организацией  прохождения военной
службы и подготовки кадров.
     Уровень денежного  довольствия  военнослужащих  не  соответствует
сложности,  напряженности,  значимости и особому  характеру  воинского
труда,  что  подрывает  престижность  воинской  службы и экономические
основы комплектования военными кадрами.
     Большую озабоченность  вызывает  то,  что не выполняется в полном
объеме Закон "О статусе военнослужащих",  определяющий права и льготы,
которыми   пользуются   военнослужащие   в  соответствии  с  условиями
контракта  о  прохождении  военной   службы.   Не   обеспечивается   и
своевременность выплаты военнослужащим денежного содержания.
     Сегодня Вооруженные  Силы,  другие  войска  находятся  в  тяжелом
положении.  И  это  положение  продолжает  ухудшаться.  Вот  почему  в
проведении  военной  реформы,  в  преобразовании  военной  организации
государства  в  целом дорог каждый день.  Любые задержки наносят ущерб
обороноспособности России.
     Военную реформу следует проводить по нескольким направлениям.
     1. Всю  военную  организацию  государства  необходимо  привести в
соответствие с потенциальными угрозами и вызовами безопасности России,
экономическими возможностями страны.
     В этих  целях  будет  оптимизирована  структура  видов  и   родов
Вооруженных  Сил,  уменьшено  число  министерств  и ведомств,  которым
разрешено иметь в своем составе  вооруженные  формирования,  сокращена
численность  Вооруженных  Сил и других войск.  Уже в этом году штатная
численность Вооруженных Сил сокращается на 200 тысяч военнослужащих. В
ближайшее  время  будет  принято  решение  и  о сокращении численности
других войск.  Это поможет создать хорошо укомплектованные объединения
и части.
     2. Усиление  социальной  защищенности,  социальное   обеспечение,
переподготовку  по  гражданским специальностям офицеров и прапорщиков,
увольняемых  из  Вооруженных  Сил  и  других  войск  в  связи   с   их
сокращением,   должна   обеспечить   Правительственная   комиссия   по
социальным  вопросам  военнослужащих,  граждан,  уволенных  с  военной
службы,  и  членов  их  семей  на  основе  существующих  и  специально
разработанных общегосударственных программ.
     3. Россия имеет самые протяженные границы в мире. Мы не можем, да
в этом и нет необходимости, иметь по всему периметру одинаково сильные
группировки войск. Поэтому по региональному принципу в составе военных
округов должны быть  созданы  высокомобильные  силы,  способные  вести
автономные действия и в кратчайшие сроки локализовать и нейтрализовать
угрозы на любом направлении.
     В течение этого года планируется уточнить задачи Вооруженных Сил,
других войск и воинских формирований,  обеспечить сопряжение планов их
строительства   и   подготовки,   повысить  эффективность  управления,
интегрировать системы технического, тылового и иных видов обеспечения,
капитального строительства,  подготовки кадров, военного образования и
военной науки.
     Основная цель  - добиться комплексного применения Вооруженных Сил
и  других  войск,  устранить  параллелизм,  ликвидировать  дублирующие
звенья или перенацелить их на решение других задач.  Убежден, это даст
значительную экономию финансовых, материальных и иных средств.
     4. Комплектование    Вооруженных    Сил,   других   войск   будет
переводиться  на  контрактную  основу  по  мере  создания  необходимой
инфраструктуры для службы и жизни контрактников и членов их семей.
     5. В   военно-технической   политике   основные   усилия    будут
сосредоточены  на  обеспечении  качественного  технического оснащения,
роста  боевой  эффективности  Вооруженных  Сил  и  других  войск,   на
оптимизации   номенклатуры,   стандартизации,   унификации  и  широкой
модернизации  вооружений  и   военной   техники   в   соответствии   с
утвержденной Президентом Государственной программой вооружения до 2005
года.  Правительство  также  должно  приложить  максимум  усилий   для
сохранения и развития научно-производственных мощностей промышленности
по созданию  и  выпуску  современных  вооружений  и  военной  техники.
Необходимо   наращивать   и   расширять  отвечающее  интересам  России
военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами.
     При организации   научных  исследований  первостепенное  внимание
будет уделено готовности Вооруженных Сил эффективно функционировать  в
условиях  быстрого  развития  информационных  технологий и новых видов
вооружений.
     Реформирование Вооруженных  Сил  и других войск будет происходить
при неуклонном  соблюдении  принципа  сохранения  Россией  способности
осуществлять эффективное сдерживание, в том числе ядерное, от агрессии
против нее и союзных государств.
     Конечная цель  военной  реформы  -  создание достаточной обороны,
качественно новых,  значительно меньших по численности Вооруженных Сил
и  других  войск,  оснащенных современной боевой техникой и обладающих
высокой профессиональной выучкой.
     Укрепление обороноспособности     страны     требует     активной
морально-политической поддержки  общества  и  должно  быть  обеспечено
необходимой  нормативной  базой.  В этом году необходимо будет принять
федеральные законы "О военном положении" и "О чрезвычайном положении",
проекты  которых  будут  внесены  в  Государственную Думу.  Надеюсь на
конструктивное сотрудничество  с  депутатами  Государственной  Думы  и
членами Совета Федерации.

                              Заключение

     Власть, не ограниченная правом,  опасна.  Право,  не обеспеченное
властью,  бессильно.  Первое много раз подтверждалось нашей  историей.
Второе становится очевидным сегодня.
     Общество подошло  к  рубежу,  когда   самое   главное   и   самое
конструктивное  -  последовательные меры по созиданию порядка.  Нельзя
допустить,  чтобы  неизбежные  издержки  переходных  процессов   стали
необратимыми.  Даже  если  не  произойдет  серьезных срывов,  остается
опасность медленного вползания  в  такой  режим,  в  котором  нынешний
беспорядок станет устойчивой формой "порядка".
     Наш выбор  -  это  порядок,   основанный   на   праве.   Порядок,
подавляющий человека,  его свободу и инициативу,  его достоинство,  не
может стать основой современного общества.  Это не только аморально  и
политически опасно, но и обрекает страну на безнадежное отставание.
     Всеми ответственными политиками должно быть  осознано  и  принято
главное: порядок в стране начинается с порядка во власти. Именно так я
намерен использовать мандат доверия,  полученный от российских граждан
на последних выборах.
    Послание, посвященное  наведению   порядка   во   власти,   должно
предполагать жесткую дисциплину реализации самого Послания.
     На Президента страны Конституцией  возложена  ответственность  за
определение основных направлений внутренней и внешней политики России.
Эти направления формулируются в первую очередь в  ежегодных  Посланиях
Президента  Федеральному  Собранию.  Поэтому они являются документами,
обязательными для исполнительной  власти  и  задающими  ориентиры  для
деятельности иных ветвей власти.
     За реализацию выдвинутых задач должностные лица  всех  органов  и
уровней     исполнительной    власти    будут    нести    персональную
ответственность.
     Не удовлетворен   степенью   и  качеством  реализации  предыдущих
Посланий.  Поэтому начиная с  1997  года  вводятся  в  практику  меры,
призванные обеспечить выполнение задач, поставленных в Послании.
     1. Будет    издан    указ,     регламентирующий     осуществление
предусмотренных в Послании основных мер.
     2. Правительство Российской Федерации обязано регулярно (один раз
в  три  месяца)  представлять Президенту Российской Федерации отчеты о
выполнении Послания на текущий год.  В этих отчетах должны содержаться
конкретные  данные  о  том,  что  удалось  и что не удалось сделать по
направлениям, обозначенным в Послании.
     3. Подготовка проекта федерального бюджета на очередной год будет
проходить под контролем Президента.  Задача - обеспечить  соответствие
проекта   бюджета   социально-политическим  приоритетам,  определяемым
главой государства.
     4. Администрации   Президента   Российской  Федерации  поручается
анализировать  действия  региональных  властей  по  выполнению  задач,
поставленных в Послании.
     5. Намерен сам информировать граждан  России  о  ходе  выполнения
Послания.
     Такой подход должен  стать  правилом  для  всех  органов  власти.
Граждане России имеют право знать все о планах власти и о том, как эти
планы осуществляются.  Общественный контроль - самый надежный. Поэтому
открытость нашей политики - средство повышения ее эффективности.
     Верю в то,  что мы сможем решить  поставленные  в  этом  Послании
задачи.  Они  вполне  реальны.  Если так и будет,  то в следующем году
взаимные неплатежи,  задержки выплаты зарплат и пенсий перестанут быть
национальной  проблемой,  рост экономики составит не менее 2 процентов
валового внутреннего продукта в год.  Мы сможем существенно  сократить
масштабы социального расслоения.
     Многие трудности последних  лет  были  связаны  с  необходимостью
обеспечить  условия  для предстоящего подъема России на новом витке ее
развития.  Сейчас главное - не растратить  заделы  последних  лет,  не
позволить  себе  расслабиться,  не  лишить достойной перспективы самих
себя и будущие поколения.
     Установить порядок,  в  основе  которого лежали бы не диктатура и
подавление,  а общность целей,  разум и согласие, энергия примирения и
созидания, - поистине историческая задача для России.

     Президент Российской Федерации                          Б. Ельцин

Страницы: 1  2