Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО НАСТАВЛЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ ШТАБОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 12 февраля 1997 г. N 86 (НЦПИ) 1. Утвердить прилагаемое Временное наставление по службе штабов органов внутренних дел и ввести его в действие с 1 марта 1997 года. 2. Начальникам главных управлений, управлений МВД России, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России: 2.1. Организовать изучение Временного наставления в системе профессиональной подготовки и принятие зачетов от сотрудников штабов. 2.2. До 1 января 1998 года представить в Главный штаб МВД России предложения, направленные на совершенствование Временного наставления. 3. Главному штабу (Маслову П.Т.), ВНИИ (Пономареву П.Г.) МВД России с учетом предложений главных управлений, управлений МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД 8 ГУ МВД России подготовить до 1 июня 1998 года Наставление по службе штабов органов внутренних дел Российской Федерации. 4. Установить, что заместители министров, заместители начальников ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России, горрайлинорганов внутренних дел - начальники штабов при осуществлении функций межотраслевого управления, возложенных на штабы, являются прямыми начальниками всего личного состава и имеют право, при проведении в жизнь решений начальников соответствующих органов внутренних дел, отдавать от их имени распоряжения и указания подчиненным этих начальников с последующим докладом министру, начальнику ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России, горрайлиноргана внутренних дел. 5. Правовому управлению Главного штаба МВД России (Воробьеву В.Ф.) в 2-месячный срок обеспечить приведение ведомственных нормативных актов в соответствие с настоящим приказом. 6. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра - начальника Главного штаба МВД России генерал-лейтенанта Маслова П.Т. Министр внутренних дел Российской Федерации - генерал армии А. Куликов 12 февраля 1997 г. N 86 Приложение к приказу МВД РФ от 12 февраля 1997 года N 86 Временное наставление по службе штабов органов внутренних дел Настоящее наставление введено в действие с 1 марта 1997 г. Временное Наставление по службе штабов органов внутренних дел (далее - Временное наставление) разработано на основе Закона РСФСР "О милиции", Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов МВД России, регламентирующих управленческую деятельность органов внутренних дел. В нем определены роль и место штабов в системе органов внутренних дел, а также даны общие указания по работе штабов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России и горрайлинорганов внутренних дел. Под службой штабов в настоящем Временном наставлении понимается деятельность штабов по обеспечению управления подразделениями органов внутренних дел. Глава 1. Общие положения 1.1. Роль и место штабов в системе органов внутренних дел 1.1.1. Всей деятельностью органа внутренних дел руководит его начальник. Он несет полную ответственность за качество выполнения возложенных на орган внутренних дел задач, служебно-боевую и мобилизационную готовность: служебно-боевую, оперативно-розыскную деятельность и всестороннее их обеспечение, а также профессиональную, боевую и служебную подготовку, воспитание, служебную дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава. Он обязан твердо и последовательно проводить в жизнь политику государства в области обеспечения надежной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, а также общественной и экологической безопасности. Начальник органа внутренних дел управляет подчиненными подразделениями и службами лично и через штаб, а также своих заместителей. Он обязан проявлять постоянную заботу о подготовке штаба, своевременно оставить ему задачи, требовать инициативного и творческого их выполнения. В своей деятельности по руководству подразделениями и службами он заслушивает предложения начальника штаба, посвящает его в свои намерения и обозначает основные направления подготовки управленческих решений, информирует об отданных им приказах и распоряжениях. Начальник штаба обязан всегда знать обстановку, предвидеть возможные ее изменения и быть готовым доложить начальнику органа внутренних дел свои выводы и предложения, знать замыслы начальника органа внутренних дел на организацию оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности (кроме оперативно-розыскной деятельности и расследования преступлений, за организацию и ведение которых отвечают соответственно заместитель начальника органа внутренних дел - начальник криминальной милиции и руководитель следственного подразделения), а также отданные им лично распоряжения и организовать контроль за их выполнением. Начальник штаба при осуществлении функций межотраслевого управления, возложенных на штабы, является прямым начальником всего личного состава и имеет право, при проведении в жизнь решений начальников соответствующих органов внутренних дел, отдавать от их имени распоряжения и указания подчиненным этих начальников с последующим докладом начальнику органа внутренних дел. 1.1.2. Штабы органов внутренних дел*(1) являются основными органами управления службами и подразделениями органа внутренних дел призванными по поручению начальника соответствующего органа внутренних дел*(2) или по собственной инициативе в пределах своих полномочий обеспечить деятельность органов внутренних дел*(3) по решению общесистемных, межрегиональных, межотраслевых либо комплексных задач*(4) координировать деятельность служб и подразделений, организовывать взаимодействие между ними в целях наиболее качественного выполнения возложенных на орган внутренних дел задач, вырабатывать и реализовывать управленческие решения начальника органа внутренних дел. 1.1.3. Общими задачами штабов являются: обеспечение оперативно-служебной и мобилизационной готовности органа внутренних дел; непрерывный сбор, анализ и оценка данных оперативно-служебной обстановки и организация реагирования на ее изменения; планирование и руководство служебной и служебно-боевой деятельностью органа внутренних дел, при привлечении для выполнения задач двух и более подразделений и служб различных направлений деятельности; организация действий органа внутренних дел и его подразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций; подготовка управленческих решений начальника органа внутренних дел; информационно-аналитическое и организационное обеспечение управленческих решений начальника органа внутренних дел; подготовка проектов и организация реализации комплексных программ, планов, иных управленческих решений начальника органа внутренних дел путем координации усилий всех подразделений и служб и организации взаимодействия между ними; своевременное доведение до подразделений и служб задач, приказов и распоряжений; контроль за выполнением подразделениями и службами поставленных задач и оказание им практической и методической помощи; организация всех видов связи, средств автоматизации и вычислительной техники; изучение, обобщение и распространение положительного опыта служебной и служебно-боевой деятельности; доклад вышестоящему штабу данных оперативно-служебной обстановки и принятых начальником органа внутренних дел решений; информирование начальников и штабов подчиненных, взаимодействующих и соседних органов внутренних дел о новых данных оперативной обстановки; организационно-штатное обеспечение органа внутренних дел; правовое обеспечение деятельности органа внутренних дел; обеспечение международного сотрудничества органа внутренних дел; организационно-методическое обеспечение работы нижестоящих штабов органов внутренних дел; организация и совершенствование системы управления органами внутренних дел, обеспечение ее бесперебойной работы, охраны, маскировки, защиты от радиоэлектронного подавления; организация изучения общественного мнения о состоянии правопорядка и эффективности деятельности органа внутренних дел. На штаб возложена также задача обеспечения хранения и содержания Знамени органа внутренних дел. Главный штаб МВД России, как орган общесистемного управления, кроме того, организационно обеспечивает выработку и реализацию стратегических решений в системе Министерства на главных направлениях борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и общественной безопасности. Конкретные задачи штабов органов внутренних дел различного уровня и их структурных подразделений определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими начальниками органов внутренних дел. 1.2. Взаимоотношения штаба с другими структурными подразделениями органа внутренних дел 1.2.1. Взаимоотношения штаба с другими структурными подразделениями органа внутренних дел основываются: на совместной разработке и организации выполнения мероприятий по вопросам, решение которых требует совместных усилий; на систематическом личном общении начальников и сотрудников штаба с должностными лицами других структурных подразделений, с целью взаимной информации по вопросам, решение которых требует взаимных усилий. 1.2.2. В целях координации усилий и организации взаимодействия всех сил и средств органа внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и борьбе с преступностью, в работе с руководителями подразделений органа внутренних дел штаб обязан: постоянно, своевременно и возможно более полно информировать их о всех изменениях в оперативной обстановке, данных анализа и прогнозах ее развития; своевременно информировать их о поставленных задачах и решениях начальника органа внутренних дел, требующих участия соответствующих подразделений для их выполнения; формировать единую техническую политику органа внутренних дел и организовать обеспечение их всеми видами связи, спецтехники и автоматизации; обеспечивать подразделения и службы органа внутренних дел информационными базами данных силами и средствами информационного центра; контролировать своевременность и полноту выполнения в их интересах мероприятий тылового обеспечения и выделения необходимых сил и средств другими подразделениями и службами органа внутренних дел для решения комплексных задач; обеспечивать организационно-штатные мероприятия по охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью на наиболее важных направлениях, в т.ч. и путем создания временных нештатных формирований на период выполнения конкретных задач (проведения специальных операций); контролировать выполнение поставленных задач и решений начальника органа внутренних дел; информировать о задачах, полученных от соответствующих органов государственной власти, местного самоуправления и решениях начальника органа внутренних дел по организации их выполнения; ставить их в известность о планируемых изменениях в организационно-штатной структуре органа внутренних дел; принимать участие в работе по повышению уровня профессиональной подготовки руководящего состава органа внутренних дел, бдительности, укреплению служебной дисциплины и соблюдению законности; принимать участие в формировании резерва кадров на выдвижение и укомплектование вакантных должностей руководящего состава; своевременно, через дежурные части, организовывать наращивание усилий, привлекая необходимые силы и средства в целях предупреждения и пресечения преступных проявлений и нарушений общественного порядка. 1.2.3. Подразделения и службы органа внутренних дел, в свою очередь, обязаны: своевременно информировать штаб об изменениях оперативной обстановки и выводах из анализа данных обстановки, полученных по своим направлениям деятельности; участвовать в подготовке решений начальника органа внутренних дел, обеспечивающих адекватную реакцию всеми силами и средствами, имеющимися в его распоряжении, на изменение в оперативной обстановке; информировать о состоянии укомплектованности подразделений и служб, об основных проводимых мероприятиях, о морально-психологическом состоянии личного состава, его профессиональной, специальной и физической подготовке; вносить предложения по подготовке штабом планов (календарных планов) основных мероприятий, планированию штабом комплексных мероприятий и операций, а также при подготовке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность, готовящихся в соответствующих органах государственной власти и органах местного самоуправления; своевременно представлять в штаб установленные отчеты, а также ежемесячные аналитические справки о состоянии работы и предложения по решению проблемных вопросов по своим направлениям деятельности; вносить в штаб предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры своих подразделений и служб в целях совершенствования их деятельности. 1.3. Взаимоотношения штабов между собой и с другими органами управления Одним из важнейших условий успешного управления органов внутренних дел всех уровней являются правильные взаимоотношения между вышестоящими и подчиненными штабами и другими органами управления подразделений и служб, обеспечение их согласованной работы. Вышестоящие (старшие) штабы обязаны: постоянно руководить нижестоящими штабами, своевременно ставить и уточнять им задачи, информировать об оперативной обстановке в районе ответственности соседей, а при необходимости ориентировать, в части их касающейся, о намечаемых мероприятиях; организовывать и поддерживать с нижестоящими штабами устойчивую связь; определять порядок представления донесений, сводок и других отчетных документов; оказывать помощь нижестоящим штабам и контролировать их работу. Нижестоящие штабы должны выполнять указания вышестоящего (старшего) штаба; в установленные сроки и по мере необходимости докладывать ему данные оперативной обстановки; представлять отчетные и другие документы в установленные сроки или по требованию вышестоящего штаба. Взаимодействующие штабы и другие органы управления должны: знать оперативную обстановку в районах ответственности соседних органов внутренних дел (района совместных действий); правильно понимать замыслы мероприятий (действий) и поставленные взаимодействующим органам внутренних дел и другим правоохранительным органам задачи; поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять систематическую взаимную информацию на основе решения, указаний МВД России, начальника органа внутренних дел и вышестоящего штаба, согласовывать разработку основных планирующих документов по реализации общероссийских и региональных программ и мероприятий; тщательно согласовывать мероприятия по организации всех видов обеспечения; контролировать выполнение совместных приказов и распоряжений начальника органа внутренних дел и руководителей других правоохранительных органов. 1.4. Требования, предъявляемые к штабам 1.4.1. Штаб должен отличаться высокой слаженностью и быть способным обеспечивать твердое, непрерывное, гибкое и скрытное управление органом внутренних дел в любых условиях оперативной обстановки. Это достигается: постоянной служебно-боевой готовностью штаба; четкой организацией работы со штабами подчиненных, взаимодействующих и соседних органов внутренних дел, а также управленческими структурами других правоохранительных органов, администрацией органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; необходимым материально-техническим обеспечением штаба; широким использованием средств автоматизации и вычислительной техники; строгим соблюдением режима секретности, правил ведения радиообмена и защиты информации. 1.4.2. Основными требованиями, предъявляемыми к работе штаба являются: организованность, целеустремленность, оперативность, предвидение и предусмотрительность, точность и исполнительность, инициатива и творчество. 1.4.3. Организованность заключается в четкой, строго упорядоченной и умело построенной работе штаба, что достигается: постоянным руководством штабом со стороны начальника органа внутренних дел и начальника штаба; четким выполнением каждым сотрудником своих обязанностей, систематическим их уточнением, проявлением самостоятельности, инициативы, высокой дисциплины и безупречной исполнительности; согласованностью работы штаба с деятельностью других органов управления. 1.4.4. Целеустремленность заключается в постоянной направленности штаба на решение главных задач, умелом определении и сосредоточении основных усилий на первоочередной проработке и осуществлении важнейших мероприятий, от которых зависит успешное выполнение поставленных перед органом внутренних дел задач, что обеспечивается: единым и правильным пониманием сотрудниками штаба руководящих нормативных правовых документов; знанием решений начальника органа внутренних дел; четким планированием, последовательным и настойчивым проведением в жизнь мероприятий по повышению качества выполнения служебных задач, укреплению дисциплины личного состава; поддержанием непрерывного взаимодействия; постоянным контролем за выполнением поставленных задач и оказанием помощи подразделениям и службам. 1.4.5. Оперативность заключается в способности штаба решать задачи качественно и в установленные сроки, с учетом оперативной обстановки, гибко менять формы и методы работы. Она достигается: постоянным знанием оперативно-служебной обстановки; своевременной и четкой постановкой задач и точным их выполнением; привитием сотрудникам навыков высокой штабной культуры, умением быстро производить расчеты и разрабатывать предельно краткие и ясные документы; применением наиболее эффективных методов работы, обеспечивающих выполнение решений начальника органа внутренних дел в короткие сроки; умелым использованием средств связи, автоматизации и вычислительной техники. 1.4.6. Предвидение и предусмотрительность заключается в заблаговременном определении штабом возможного развития оперативной обстановки на длительный период. Это достигается: глубоким комплексным анализом оперативной обстановки в стране и регионе всего спектра факторов и причин, влияющих на состояние правопорядка и преступности (экономика, политика, финансы, эффективность правового регулирования и правоприменения, а также обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан и др.); своевременной реализацией выводов, полученных в результате углубленного научного анализа, проведенного как своим органом внутренних дел, так и другими правоохранительными органами, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями системы МВД России; своевременной подготовкой долгосрочных прогнозов, моделированием возможного развития оперативной обстановки для разработки и осуществления адекватных мер по усилению охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью и профилактики противоправных посягательств; максимальным учетом всех факторов, влияющих на эффективность функционирования системы МВД России и других правоохранительных органов, как в перспективном и текущем планировании, так и при разработке планов действий органа внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах (ситуациях). 1.4.7. Точность и исполнительность заключается в выполнении штабом возложенных на него задач в полном объеме и в соответствии с решениями начальника органа внутренних дел, а также указаниями вышестоящего штаба, в безошибочности проводимых расчетов, разрабатываемых документов и отдаваемых распоряжений, в точности выводов, докладов и предложений по обстановке, в ответственном отношении к исполнению всех поручений и заданий. Это достигается: постоянным обучением личного состава формам и методам штабной работы; формированием у сотрудников твердых навыков в пользовании электронно-вычислительной, множительной техникой и средствами связи; широким использованием типовых и формализованных документов; высокой требовательностью руководства к сотрудникам, сочетаемой со всесторонней заботой о них. 1.4.8. Инициатива и творчество заключаются в стремлении штаба найти наиболее целесообразные и эффективные способы качественного выполнения поставленных задач в соответствии с конкретной оперативной обстановкой: умении самостоятельно определить лучшие формы и методы работы в организации и планировании служебно-боевой деятельности, внедрять все новое, передовое, обобщать и использовать положительный опыт, готовность взять на себя ответственность за самостоятельные действия. Инициатива и творчество в работе штаба особенно важны в сложной оперативной обстановке при выполнении новых и внезапно возникших задач. 1.4.9. Основой успешного выполнения стоящих перед штабом задач, является тщательный подбор, высокая профессиональная и специальная подготовка сотрудников штаба, глубокое понимание стоящих перед ними задач и способов их выполнения. 1.4.10. Сотрудники штаба должны быть образцом выполнения своих обязанностей, обладать высокой профессиональной подготовкой и организаторскими способностями, отличаться глубоким знанием действующего законодательства, высокой служебной и штабной культурой, безупречной дисциплиной, исполнительностью, инициативой и творческим подходом к выполнению поставленных задач. Каждый сотрудник штаба обязан: твердо знать основы служебно-боевой деятельности, организационную структуру, задачи и возможности подразделений и служб органа внутренних дел; четко выполнять обязанности по занимаемой должности и быть готовым, в случае необходимости, выполнять обязанности других сотрудников; уметь глубоко анализировать, оценивать и кратко докладывать оперативную обстановку, в короткие сроки доводить задачи до подчиненных штабов и органов внутренних дел; быстро и точно производить необходимые расчеты, объективно оценивать результаты служебной деятельности подразделений, полно и точно вести рабочую карту, быстро и качественно разрабатывать служебные документы, уметь эффективно применять средства связи, автоматизации и механизации управления; знать и строго соблюдать требования по обеспечению государственной и служебной тайны, правила скрытого управления и безопасности связи, постоянно повышать уровень профессиональных и специальных знаний, совершенствовать практические навыки в штабной работе, владеть методами обучения и воспитания личного состава, укрепления служебной дисциплины. 1.4.11. Вышестоящий штаб должен служить для нижестоящих штабов примером высокой требовательности, точности и исполнительности в работе. Он обязан постоянно заботиться о том, чтобы больше времени для работы предоставлялось нижестоящим штабам. Это достигается своевременным информированием нижестоящих штабов об оперативной обстановке и о планируемых мероприятиях (предстоящих задачах), отдачей им предварительных распоряжений, минимальной затратой времени на оформление решений (приказов, распоряжений, указаний) начальника органа внутренних дел и доведение их до исполнителей. 1.5. Правовая основа деятельности штабов Правовой основой деятельности штабов являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, издаваемых в пределах их компетенции, а также настоящее Временное наставление. Глава 2. Организаторская работа 2.1. Содержание организаторской работы Организаторская работа штаба включает: разработку во взаимодействии с другими подразделениями органа внутренних дел планов основных организационных мероприятий (планов служебной деятельности) планов работы коллегии, оперативного совещания, инспекторских, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов в подчиненные органы, подразделения и учреждения внутренних дел, контроль за их выполнением; организационное обеспечение и непосредственное участие совместно с другими подразделениями органа внутренних дел, органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и общественными объединениями в разработке федеральных, региональных и местных программ и планов социальной профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка, совершенствования деятельности органов внутренних дел, совместных мероприятий правоохранительных органов по усилению борьбы с преступностью, предупреждению и пресечению отдельных видов преступлений и правонарушений, осуществлению неотложных мер реагирования на негативные проявления и тенденции, кризисные ситуации, конфликты, чрезвычайные происшествия и контроль за их выполнением в части, касающейся органа внутренних дел; изучение и обобщение практики организации планирования служебной деятельности органа внутренних дел и эффективности выездов в командировки в подчиненные органы, подразделения и учреждения, разработку предложений по совершенствованию этих видов деятельности; контроль за организацией выездов сотрудников органа внутренних дел в служебные командировки и их эффективностью; организационное обеспечение заседаний коллегии и оперативного совещания при начальнике органа внутренних дел, комплексных мероприятий, проводимых в масштабах органа внутренних дел, а также деятельности начальника органа внутренних дел в осуществлении функций старшего оперативного начальника; обеспечение профессиональной подготовки руководящих кадров органов внутренних дел. 2.2. Разработка планов и программ 2.2.1. Общий порядок планирования оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел регламентируется соответствующими ведомственными нормативными правовыми актами.*(5) 2.2.2. Разработка штабом планов основных организационных мероприятий (планов служебной деятельности)*(6) органа внутренних дел предполагает систематический анализ состояния преступности и охраны общественного порядка на обслуживаемой территории, результатов деятельности органа внутренних дел и иных факторов, определяющих оперативную обстановку. Поиск, накопление и систематизация информации для подготовки проектов планов проводятся постоянно в течение планового периода. Для этого создается накопительный массив по разделам в соответствии со структурой плана, которая определяется приказом начальника органа внутренних дел. 2.2.3. Непосредственная разработка плана начинается с подготовки штабом распоряжения начальника органа внутренних дел, в котором определяется порядок и сроки внесения предложений в проект плана и представления его для утверждения. В соответствии с этим распоряжением в штаб направляются заинтересованными подразделениями органа внутренних дел подготовленные ими по линиям своей работы конкретные предложения по решению поставленных перед ними задач.*(7) Штаб анализирует обоснованность и актуальность представленных предложений, при необходимости вносит уточнения и коррективы в очередность и состав исполнителей, сроки выполнения мероприятий, согласовывая их с заинтересованными подразделениями, и составляет проект плана. Для облегчения согласования мероприятий плана, исключения разногласий, которые могут возникнуть при его обсуждении, в проекте плана предусматривается специальная графа, где указываются источники, послужившие основанием для включения мероприятий в план (конкретные нормативные акты, пункты перспективного плана, указания и поручения начальника органа, инициативные предложения подразделений и т.п.). В окончательном варианте плана эта графа заменяется на графу для отметок о выполнении плановых мероприятий. 2.2.4. При формировании проекта плана должны соблюдаться следующие требования: максимальное соответствие планируемых мероприятий оперативной обстановке, результатам прогноза ее развития, а также стоящим задачам; концентрация всех планируемых мероприятий на решении ключевых проблем, опережающее реагирование на развитие негативных тенденций в оперативной обстановке; планирование только реальных и конкретных мероприятий, направленных на совершенствование организаторской деятельности и усиление охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; комплексный подход в решении планируемых задач: в проект плана как правило, включаются лишь предложения, реализация которых требует участия двух и более подразделений; равномерное распределение мероприятий по кварталам и месяцам. 2.2.5. Подготовленный штабом проект плана согласовывается с заинтересованными подразделениями органа внутренних дел и выносится на рассмотрение коллегии (оперативного совещания). После обсуждения на коллегии (оперативном совещании) проект плана дорабатывается штабом с учетом поступивших предложений, замечаний, дополнений и представляется на утверждение начальнику органа внутренних дел. Копии утвержденного плана (выписки из него) рассылаются исполнителям. 2.2.6. Для обеспечения единства планов, своевременного отражения в них происходящих изменений в оперативной обстановке, учета поступающих указаний и распоряжений разрешается вносить в утвержденные планы соответствующие коррективы. При этом из плана могут исключаться только те мероприятия, в проведении которых отпала необходимость или когда возникли новые важные обстоятельства, требующие срочного решения, сосредоточения усилий на других участках. Внесение корректив осуществляется в таком же порядке, как и при разработке плана: подразделения направляют в штаб согласованные с соответствующими заместителями начальника органа внутренних дел мотивированные письменные предложения; штаб рассматривает их, оценивает с точки зрения обоснованности и целесообразности, обобщает и представляет на утверждение начальнику органа внутренних дел. 2.2.7. Планирование штабом инспекторских, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов в нижестоящие органы, подразделения и учреждения внутренних дел осуществляется в формах: графика проверок и выездов, который прилагается к плану основных организационных мероприятий; плана командировок; календарного плана основных мероприятий. Данные документы составляются на основе поступивших из подразделений соответствующего органа внутренних дел, а также внесенные сотрудниками штаба обоснованных предложений, вытекающих из складывающейся в конкретных органах, подразделениях и учреждениях внутренних дел оперативной обстановки, с учетом установленной периодичности проведения инспекторских и контрольных проверок. Штаб на основе таких предложений разрабатывает проекты графика проверок и выездов на предстоящий год, плана командировок на квартал и представляет их для утверждения начальнику органа внутренних дел. Утвержденные документы рассылаются в заинтересованные подразделения в установленном порядке. При планировании командировок обязательно учитываются позиции плана основных организационных мероприятий (служебной деятельности) и требования приказа (директивы) начальника органа внутренних дел об основных задачах на предстоящий год. Планированию командировок предшествует изучение аналитических материалов и сведений о состоянии борьбы с преступностью, охране общественного порядка, а также результатов оперативно-служебной деятельности в органах внутренних дел, куда намечается выезд. Планирование выездов должно осуществляться с расчетом исключения дублирования и подмены работы нижестоящих органов, подразделений и учреждений, согласовываться с плановыми мероприятиями соответствующего органа внутренних дел, не нарушать ритмичность его работы. В плане командировок должны четко определяться целевое назначение выездов, конкретные сроки и подразделения-исполнители. При разработке графика проверок и выездов, а также плана командировок учитываются требования действующего законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, решений коллегии (оперативного совещания), а также мероприятия, предусмотренные федеральными и региональными программами борьбы с преступностью и планами работы. Основное внимание уделяется органам внутренних дел, работающим в условиях сложной криминогенной обстановки, имеющим неудовлетворительные результаты в оперативно-служебной деятельности и соблюдении законности. 2.2.8. Планирование работы коллегии (оперативного совещания) органа внутренних дел осуществляется в порядке, аналогичном планированию служебной деятельности. Согласованные с заинтересованными подразделениями и заместителями начальника органа внутренних дел по курируемым направлениям деятельности предложения в проект плана работы коллегии (оперативного совещания) и обоснования к ним представляются в штаб в сроки, установленные ведомственными правовыми актами, с указанием подразделений-исполнителей и предполагаемых сроков их обсуждения. На основе поступивших предложений штабом подготавливается проект плана работы коллегии (оперативного совещания), который рассматривается на одном из последних заседаний, предшествующих планируемому периоду, и утверждается начальником органа внутренних дел. Копии плана направляются членам коллегии (оперативного совещания), а также в структурные подразделения органа внутренних дел. Работа коллегии планируется на полугодие, оперативного совещания - на квартал. 2.2.9. С учетом планов основных организационных мероприятий (служебной деятельности), командировок, работы коллегии (совещания) и других директивных документов штабом ежемесячно разрабатываются календарные планы основных мероприятий. Предложения в календарный план основных мероприятий вносятся в штаб подразделениями органа внутренних дел. Штаб готовит проект плана и представляет его на утверждение начальнику органа внутренних дел. Копии утвержденного календарного плана (выписки из него) направляются в заинтересованные подразделения для исполнения. Сроки внесения предложений, представления проекта плана на утверждение и направления его копий устанавливаются ведомственными нормативными правовыми актами. 2.2.10. Работа штаба по организационному обеспечению участия органа внутренних дел в разработке проектов решений соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, а равно проектов межведомственных планов и программ включает в себя: подготовку проекта распоряжения начальника органа внутренних дел о формах и объеме участия соответствующих подразделений в разработке названных выше документов; сбор и обобщение предложений подразделений органа внутренних дел по рассматриваемым вопросам; постоянное поддержание взаимодействия с субъектами разработки проектов решений, планов и программ; внесение начальнику органа внутренних дел на согласование или утверждение подготовленных совместных документов. 2.3. Организация контроля за выполнением планов и программ, организационно-методическое обеспечение планирования и организация командировок 2.3.1. Штаб осуществляет общий контроль за выполнением соответствующих планов оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел. В этих целях в установленные сроки штаб истребует из подразделений письменные и устные сведения, отчеты и материалы о выполнении плановых мероприятий; проверяет их фактическое исполнение; проводит в необходимых случаях инструктивные совещания по вопросам организации выполнения планов; вносит предложения и готовит материалы для рассмотрения на коллегии (оперативном совещании) хода и итогов их выполнения; разрабатывает дополнительные меры по улучшению организационного обеспечения выполнения планируемых мероприятий. Аналогичная работа осуществляется штабом при контроле за выполнением государственных, межведомственных всероссийских, межрегиональных, региональных и иных комплексных программ по усилению борьбы с преступностью в части, касающейся органов внутренних дел, совершенствования его деятельности. Результаты контроля оформляются справкой о выполнении мероприятий плана и докладываются начальнику органа внутренних дел. 2.3.2. При осуществлении контроля за выполнением плановых командировок главное внимание сосредоточивается на изучении их эффективности. В целях совершенствования этой работы не реже одного раза в полугодие осуществляется анализ выездов в командировки и подготавливаются предложения начальнику органа внутренних дел по совершенствованию этой работы.*(8) 2.3.3. В целях организационно-методического обеспечения планирования и организации командировок в органе внутренних дел штаб: изучает в подразделениях органа внутренних дел организацию планирования служебной деятельности и эффективность командировок в подчиненные органы и учреждения внутренних дел; проводит инструктивные совещания по вопросам планирования; анализирует совместно с другими подразделениями органа внутренних дел организацию и результаты работы в командировках; принимает меры к упорядочению выездов представителей подразделений органа внутренних дел на места с проверками и оказанием помощи, недопущению направления сотрудников с конкретными заданиями без разрешения соответствующего начальника и предварительного согласования со штабом. Куратор от штаба (зональный инспектор штаба) при постановке вопроса руководителем соответствующего подразделения органа внутренних дел о внеплановом выезде обязан совместно с ним определить его целесообразность, во избежание дублирования командировок выяснить, кто находится в этом органе внутренних дел в командировке и какие выезды запланированы на ближайший период; готовит проекты нормативных правовых актов и методические документы по вопросам планирования и организации выездов в командировки; ведет учет выездов в командировки, в том числе автоматизированный; готовит и представляет заявки в тыловое подразделение органа внутренних дел на изготовление бланков командировочных удостоверений, журналов учета командировок, иных необходимых документов. 2.4. Организационное обеспечение работы коллегии (оперативного совещания) органа внутренних дел 2.4.1. Плановые заседания коллегии органа внутренних дел проводятся в установленные ведомственными нормативными правовыми актами сроки.*(9) Организационное обеспечение заседаний коллегии (оперативного совещания), ведение протоколов заседаний возлагается на штаб. 2.4.2. На основе плана работы коллегии штабом составляется повестка очередного заседания, которая вместе с материалами, выносимыми на рассмотрение, направляется членам коллегии. При возникновении необходимости включения в повестку дня очередной коллегии неотложных дополнительных вопросов предложения направляются в штаб в установленный срок. 2.4.3. Штаб контролирует своевременность (сроки) представления и качество документов (материалов), подготавливаемых соответствующими подразделениями органа внутренних дел, по вопросам, выносимым на рассмотрение коллегии. При невозможности представления материалов к очередному заседанию коллегии, либо когда запланированный вопрос исчерпан другими мероприятиями, или утратил свою актуальность штаб предлагает подразделению - ответственному исполнителю в установленный срок до заседания коллегии письменно доложить об этом председателю коллегии с просьбой об изменении сроков подготовки материалов или о снятии вопроса с обсуждения. При вынесении на обсуждение коллегии проектов приказов, инструкций, уставов, наставлений, положений и других ведомственных нормативных правовых актов необходимо их согласование с правовым подразделением штаба органа внутренних дел. Проект решения коллегии должен обеспечивать реальность и оперативность руководства. В его преамбуле кратко и четко излагается существо проблемы. В постановляющей части определяются конкретные задачи и механизм их выполнения, указываются сроки и лица, ответственные за исполнение. Отдельным пунктом в проекте указывается орган, подразделение, учреждение или должностное лицо, на которое возлагается контроль за выполнением решения коллегии. Представляемый на заседание проект решения коллегии, подготовленный ответственным исполнителем, должен быть согласован с руководителями заинтересованных подразделений органа внутренних дел, завизирован ими, а также членами рабочей группы, принимавшими участие в выработке проекта решения, и соответствующими заместителями начальника органа внутренних дел. Проект решения коллегии, как правило, не должен превышать пяти страниц машинописного текста. Справка по обсуждаемому вопросу должна содержать краткое изложение существа проблемы, анализ положения дел и сложившейся ситуации с отражением имеющихся недостатков, причин их появления и предложений по их устранению. Справка подписывается руководителями подразделений, ответственными за подготовку материалов, согласовывается с курирующими заместителями начальника органа внутренних дел. По объему она, как правило, не должна превышать пяти страниц машинописного текста. Предложения об участии в работе коллегии представителей органов государственной власти, местного самоуправления, организаций или общественных объединений вносятся в штаб подразделениями, ответственными за подготовку вопросов, выносимых на коллегию.*(10) Ознакомление приглашенных с материалами осуществляется заблаговременно. 2.4.4. Штаб оформляет протоколы заседаний коллегии, систематизирует другие, относящиеся к ним документы, подписывает протоколы у председательствовавшего на заседании и в установленный срок рассылает их копии членам коллегии и руководителям подразделений. Доработанные ответственным исполнителем проекты решений и другие документы визируются членами коллегии, руководителями заинтересованных подразделений и в установленный срок представляются в штаб, руководитель которого докладывает их председательствовавшему на ее заседании. Решения коллегии размножаются и направляются заинтересованным руководителям в установленном порядке.*(11) Штаб контролирует реализацию намеченных решениями мероприятий и протокольных поручений. 2.4.5. Подготовка и проведение совещаний (оперативных совещаний)*(12) руководства соответствующего органа внутренних дел осуществляются в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными правовыми актами.*(13) Штаб готовит рабочий план совещания, направляет постоянным участникам, а также приглашенным лицам утвержденную начальником органа внутренних дел повестку совещания с соответствующими материалами. Дополнительные вопросы в повестку очередного совещания (за исключением случаев рассмотрения неотложных вопросов) вносятся в установленный срок через сотрудников штаба. Совещания проводятся в МВД России по мере необходимости, в зависимости от назревших вопросов: в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России, горрайлинорганах внутренних дел - ежеквартально.*(14) Совещания проводит начальник органа внутренних дел, а в его отсутствие или по его поручению - один из заместителей. Порядок ведения совещания определяется соответствующим регламентом. Материалы совещания (докладная записка; проекты приказа, других нормативных правовых актов; план мероприятий, а также список лиц, которых предлагается пригласить на совещание) представляются ответственным исполнителем в штаб в установленный срок. Протокол совещания оформляется штабом и после подписания начальником органа внутренних дел в установленном порядке рассылается постоянным его участникам, руководителям заинтересованных подразделений органа внутренних дел. После этого штабом осуществляется общий контроль за исполнением решений совещания. 2.5. Обеспечение общих мероприятий и деятельности старшего оперативного начальника 2.5.1. При проведении федеральных, межрегиональных и региональных научно-практических конференций, совещаний, семинаров, учебно-методических и иных сборов, командно-штабных учений, штабных тренировок и других подобных общих мероприятий с участием руководителей органов внутренних дел или начальников штабов, а также при проведении расширенных заседаний коллегии по итогам работы за год штабы: разрабатывают программы указанных мероприятий; организуют совместно с другими подразделениями, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями подготовку необходимых материалов; рассылают приглашения и вызовы; готовят помещения и техническое обеспечение; координируют деятельность других подразделений в процессе подготовки и проведения этих мероприятий; обобщают поступающие от участников указанных мероприятий предложения по совершенствованию управленческой работы подразделений аппарата и штаба органов внутренних дел; в дальнейшем осуществляют контроль за их реализацией. 2.5.2. В целях обеспечения деятельности начальника органа внутренних дел в осуществлении им функций старшего оперативного начальника штабы: готовят по поручению начальника органа внутренних дел необходимые проекты управленческих решений; организуют, анализируют и контролируют исполнение решений старшего оперативного начальника; организуют и поддерживают взаимодействие с органами внутренних дел, дислоцированными на обслуживаемой территории, другими органами и учреждениями внутренних дел и подразделениями внутренних войск; координируют при возникновении чрезвычайных обстоятельств (ситуаций) действия штабов задействованных органов, учреждений, организаций и воинских частей внутренних войск; оказывают практическую и методическую помощь руководителям нижестоящих органов внутренних дел в налаживании и укреплении взаимодействия между дислоцированными на обслуживаемой территории подразделениями, учреждениями, организациями и воинскими частями внутренних войск, объединенному органу оперативного управления (оперативному штабу) в сборе и оценке оперативной информации, прогнозировании развития ситуации и выработке соответствующих управленческих решений. 2.6. Обеспечение профессиональной подготовки руководящих кадров в органах внутренних дел Обеспечивая профессиональную подготовку руководящих кадров, штаб: организует разработку тематического плана проведения занятий на учебный год, в котором определяет время и место их проведения, состав участников, ответственного за организацию занятий; план в установленные сроки утверждается начальником органа внутренних дел и рассылается исполнителям; доводит до руководителей служб утвержденный начальником органа внутренних дел план профессиональной подготовки; осуществляет их информирование о времени и месте проведения конкретных занятий; организует разработку и проведение командно-штабных учений, штабных тренировок, подготовку инструктивных докладов и разработок; осуществляет контроль за посещением занятий; анализирует совместно с кадровым аппаратом эффективность профессиональной подготовки руководящего состава, разрабатывает предложения по ее совершенствованию. Глава 3. Информационно-аналитическая работа 3.1. Назначение и содержание информационно-аналитической работы 3.1.1. Информационно-аналитическая деятельность штаба предназначена для обеспечения выработки своевременных, обоснованных и рациональных управленческих решений начальника органа внутренних дел в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также при реализации других функций органа внутренних дел. 3.1.2. Информационно-аналитическая работа*(15) включает в себя: накопление, обобщение и анализ поступающей из органов внутренних дел, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, других источников информации о происходящих на обслуживаемой территории социально-политических, экономических, демографических, межнациональных и иных процессах, влияющих на криминогенную обстановку; комплексный анализ информации по проблемам борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности; организацию проведения социологических и криминологических исследований, прогнозирования тенденций и процессов в криминальной сфере; подготовку для начальника органа внутренних дел или для направления в инстанции информационно-аналитических и справочных материалов, тезисов докладов и выступлений начальника, данных об основных результатах работы органа внутренних дел, оценок оперативной обстановки на обслуживаемой территории, проблемных записок, предложений по повышению эффективности деятельности органа внутренних дел и иных информационно-аналитических и оперативно-справочных документов; формирование справочно-информационного фонда*(16) для нужд подразделений органа внутренних дел. 3.2. Организация сбора и анализа информации 3.2.1. Организуя работу по получению, обработке, систематизации, накоплению и обобщению разноаспектной информации, необходимой для аналитической деятельности и принятия управленческих решений, штаб: определяет источники информации и перечень необходимых основных сведений; согласовывает с руководителями подразделений номенклатуру, периодичность представления и лиц, ответственных за предоставление в штаб информационно-аналитических, справочных и иных материалов; устанавливает в целях получения необходимой информации контакты с соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и общественными объединениями; оценивает информацию с точки зрения ее значимости, полноты, достоверности и приемлемости для использования в информационно-аналитической работе; систематизирует поступающую информацию по содержанию, направленности и принадлежности; при наличии технических возможностей формирует банки данных с использованием электронно-вычислительной техники. 3.2.2. Сбору и последующему анализу подлежит информация о: состоянии правопорядка на обслуживаемой территории; факторах внешней среды, влияющих на состояние правопорядка и деятельность правоохранительных органов, в том числе органа внутренних дел; силах и средствах органа внутренних дел; результатах оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел. Она может поступать в виде: статистических данных, характеризующих социально-экономическое положение, демографическую ситуацию и состояние правопорядка на территории обслуживания; сведений о силах и средствах органа внутренних дел, результатах его оперативно-служебной деятельности, состоянии дисциплины и законности; информационно-аналитических и справочных материалов органа внутренних дел, а также иных правоохранительных органов; сведений, характеризующих судебную практику; материалов инспектирования и контрольных проверок органа внутренних дел; материалов научных исследований, в том числе по изучению общественного мнения о состоянии правопорядка, борьбы с преступностью и деятельности органов внутренних дел; писем, жалоб, обращений граждан в государственные органы, в том числе орган внутренних дел; материалов средств массовой информации по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; отечественной и зарубежной литературы по правоохранительной тематике. 3.2.3. Предметом анализа в штабах органов внутренних дел различного уровня являются: 3.2.3.1. В МВД России: сводки Дежурной части Управления дежурной службы Главного штаба МВД России о чрезвычайных происшествиях и опасных преступлениях (периодичность - ежедневно); статистические данные ГИЦ МВД России о состоянии преступности, результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (периодичность - ежемесячно); отчеты главных управлений и управлений МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России о результатах оперативно-служебной деятельности по выполнению директивных документов МВД России (периодичность - ежегодно); информационные материалы главных управлений и управлений МВД России по отдельным вопросам оперативно-служебной деятельности (периодичность - по мере поступления); акты и справки Главной инспекции Главного штаба МВД России о результатах инспектирования и контрольных проверок структурных подразделений МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД {ОВД,) 8 ГУ МВД России (периодичность - по мере поступления); информация федеральных правоохранительных органов о состоянии и перспективах развития криминальной ситуации в стране (периодичность - по мере поступления); федеральные законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере реализации правоохранительной функции (периодичность - по мере поступления); статистические и информационные материалы органов государственной власти Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития страны и регионов, обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью (периодичность - по мере поступления); обобщенные материалы о положительном опыте органов внутренних дел России*(17) и правоохранительной деятельности полиции зарубежных стран (периодичность - по мере поступления); научные, учебно-методические и иные материалы, содержащие информацию, относящуюся к обеспечению правопорядка и борьбы с преступностью, а также по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (периодичность - постоянно); публикации и сообщения средств массовой информации по правоохранительной тематике (периодичность - постоянно). 3.2.3.2. В МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России: оперативная информация, поступающая из подразделений аппарата, а также нижестоящих горрайлинорганов внутренних дел, органов внутренних дел на режимных объектах*(18) о преступлениях, чрезвычайных и других происшествиях, принятых мерах, используемых силах и средствах по ликвидации их последствий (периодичность - ежедневно); статистическая отчетность информационных центров о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (периодичность - ежемесячно и нарастающим итогом); материалы подразделений органа внутренних дел, характеризующие состояние преступности и борьбы с нею, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, эффективность использования сил и средств в решении правоохранительных задач (периодичность - ежеквартально и в целом за год); информация органов прокуратуры, юстиции, других правоохранительных органов субъектов Российской Федерации, характеризующая состояние и перспективы развития криминальной ситуации (периодичность - по мере поступления); информация органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития регионов (периодичность - по мере поступления); законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью (периодичность - по мере издания). 3.2.3.3. В горрайлинорганах внутренних дел: информация о поступивших заявлениях и сообщениях о преступлениях, нарушениях общественного порядка, дорожно-транспортных происшествиях, пожарах, авариях, крушениях и других чрезвычайных происшествиях (периодичность - за сутки, неделю и месяц); обобщенные данные о состоянии общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с преступностью в целом по городу, району либо иному административно-территориальному образованию, а также по конкретным населенным пунктам, участкам и др. (периодичность - ежемесячно); информация о наиболее значимых изменениях во внешней среде функционирования органа внутренних дел, оказывающих существенное влияние на состояние правопорядка (периодичность - ежемесячно); сведения о результатах оперативно-служебной деятельности, использовании сил и средств (периодичность - за сутки, неделю и месяц); информация о рассмотрении обращений и писем граждан, соблюдении законности в оперативно-служебной деятельности (периодичность - ежеквартально); нормативные правовые акты органов местного самоуправления в сфере охраны правопорядка. 3.3. Комплексный анализ деятельности органа внутренних дел 3.3.1. Основной задачей комплексного анализа, осуществляемого штабом, является получение полного и объективного представления о состоянии правопорядка и борьбы с преступностью, причинах изменений в криминальной ситуации, а также выявление наиболее характерных недостатков в организации и практике оперативно-служебной и управленческой деятельности органа внутренних дел с целью выработки и осуществления адекватных мер по совершенствованию его работы. 3.3.2. Своим содержанием комплексный анализ должен охватывать анализ и оценку состояния правопорядка на обслуживаемой территории, результатов его оперативно-служебной деятельности, эффективности использования сил и средств, а также факторов внешней среды, оказывающих влияние на состояние правопорядка и работу органа внутренних дел. 3.3.3. Штаб осуществляет следующие основные виды комплексного анализа: текущий анализ (за сутки, неделю, месяц), который должен обеспечивать потребности оперативного управления, повседневной организации работы личного состава органа внутренних дел. На его основе принимаются меры реагирования на конкретные правонарушения и преступления, вносятся необходимые коррективы в расстановку сил и средств, осуществляются другие управленческие мероприятия; анализ нарастающим итогом за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год), при котором выявляются возникающие в оперативной обстановке отклонения от сложившихся тенденций в состоянии правопорядка, динамике и структуре преступности, исследуются причины произошедших изменений во взаимосвязи с эффективностью работы органа внутренних дел. Он является основой для внесения необходимых коррективов в оперативно-служебную деятельность на предстоящий период. На его базе готовятся аналитические документы о состоянии правопорядка и результатах борьбы с преступностью, информации в инстанции, разрабатываются планы мероприятий; анализ за длительный период (более года), основное назначение которого выявить тенденции, характерные для состояния преступности на обслуживаемой территории и эффективности деятельности органа внутренних дел, с целью использования полученных выводов при разработке комплексных и целевых программ борьбы с преступностью; внеочередной анализ, представляющий собой разновидность анализа за отчетный период, осуществляемый по итогам нескольких месяцев при резком осложнении оперативной обстановки либо в случае возникновения необходимости проведения заседания коллегии, совещания и других организационных мероприятий; проблемный анализ, предназначенный для изучения отдельных проблем и вопросов организации борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка, в качестве которых могут быть причины низкой раскрываемости тех или иных преступлений, роста уличной, рецидивной либо подростковой преступности, существенного снижения темпов прироста или сокращения числа зарегистрированных преступных посягательств конкретного вида, распространенности преступлений, связанных с наркотиками, совершенных с применением огнестрельного оружия, и т.п.; сравнительный анализ, проводимый в целях выявления причин существенных различий в конечных результатах оперативно-служебной деятельности двух и более органов внутренних дел, работающих в схожих условиях. 3.3.4. При анализе штабом состояния правопорядка и борьбы с преступностью изучаются: уровень преступности; динамика преступности в целом, преступлений компетенции криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также отдельных видов наиболее распространенных преступлений; структура преступности; территориальная (линейная и объективная) распространенность преступности и конкретных видов преступных посягательств; уровень латентной преступности; степень преступной активности конкретных групп населения, в том числе несовершеннолетних, женщин, лиц, ранее совершавших преступления, не имеющих постоянного источника дохода и др.; виктимологические аспекты преступности; состояние организованной и экономической преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия; состояние правопорядка на улицах и в других общественных местах; состояние преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы; состояние безопасности дорожного движения и пожарной безопасности. 3.3.5. При анализе и оценке штабом факторов внешней среды, оказывающих влияние на состояние правопорядка и деятельность органа внутренних дел, изучаются данные: о социально-политической ситуации, о составе и характеристике населения, уровне напряженности между различными его группами; об отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, населения, средств массовой информации к деятельности органа внутренних дел; об экономических процессах, происходящих на территории обслуживания, в том числе о количестве промышленных и сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, объектах инфраструктуры, их дислокации, численности занятых в производстве и обслуживании работников и т.д.; об экологической обстановке (наличие экологически вредных, химически и радиационно-опасных объектов), хранилищах оружия и боеприпасов, состоянии их охраны; другая информация, относящаяся к этому вопросу. 3.3.6. При анализе и оценке штабом оперативно-служебной деятельности, эффективности использования сил и средств органа внутренних дел: исследуются установленные ведомственными нормативными правовыми актами*(19) отдельные показатели оперативно-служебной деятельности и на этой основе определяется ее фактическое состояние; оценивается эффективность оперативно-служебной деятельности и определяется степень влияния работы органа внутренних дел на состояние преступности и правопорядка; выявляются неиспользованные резервы и возможности повышения эффективности оперативно-служебной деятельности для принятия последующих управленческих решений; изучаются количественные и качественные характеристики кадрового состава (некомплект, сменяемость, уровень профессиональной подготовки и другие); нагрузка на сотрудников подразделений органа внутренних дел; состояние дисциплины и законности, другие показатели. 3.3.7. По результатам комплексного анализа и оценки оперативной обстановки готовятся справки, докладные записки, обзоры, иные документы информационно-аналитического характера. В них должны отражаться: краткая характеристика общего состояния объекта изучения (преступности в целом, преступлений экономической направленности, рецидивной или подростковой преступности, административных правонарушений, наркомании и т.д.); основные изменения в объекте изучения, во внешней среде и причины этих изменений; наиболее актуальные задачи, которые решались в течение исследуемого периода органом внутренних дел; результаты работы органа внутренних дел в целом или на конкретном направлении оперативно-служебной деятельности; особо заметные достижения и способствовавшие этому факторы (совершенствование организации работы, качественное укрепление кадров, привлечение дополнительных сил и средств, использование положительного опыта, эффективная дисциплинарная практика и т.п.), лучшие по результатам работы подразделения органа внутренних дел; наиболее существенные недостатки в оперативно-служебной деятельности, в том числе в организации работы, худшие по показателям работы подразделения органа внутренних дел, причины допущенных просчетов и виновные в этом должностные лица; имеющиеся проблемы и пути их решения (конкретные предложения и проекты управленческих решений по их реализации). 3.4. Организация исследований, прогнозирования криминогенной обстановки и изучения общественного мнения 3.4.1. Штаб организуют через соответствующие научно-исследовательские и образовательные учреждения профессионального образования МВД России, другие аналогичные учреждения Российской Федерации проведение социологических и криминологических исследований, изучение общественного мнения населения о состоянии правопорядка и деятельности органов внутренних дел, подготовку прогнозов развития криминогенной обстановки (криминологических прогнозов) на обслуживаемой территории. В этих целях: определяет совместно с другими заинтересованными подразделениями органа внутренних дел тематику исследований, готовит в установленном порядке заявки на их проведение;*(20) вносит руководству органа внутренних дел обоснованные предложения о необходимости привлечения для проведения исследований сторонних организаций с приложением экономических расчетов; непосредственно участвует о качестве соисполнителя совместно с другими подразделениями органа внутренних дел в проведении исследований, а также прогнозировании тенденций и процессов в оперативной обстановке; готовит совместно с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями годовой прогноз развития криминогенной ситуации; поддерживает деловое сотрудничество с учреждениями и организациями, проводящими по заявкам (заказам) штаба исследования, осуществляет в соответствии с установленным порядком прием результатов работы; изучает на территории обслуживания раз в год по единой методике, утвержденной соответствующим нормативным правовым актом МВД России*(21), отношение населения, государственных структур, органов местного самоуправления и общественных объединений к состоянию правопорядка и деятельности органа внутренних дел. Результаты изучения общественного мнения докладываются начальнику органа внутренних дел. Они используются при подготовке управленческих и иных документов, обеспечивающих повышение эффективности правоохранительной деятельности органа внутренних дел. 3.4.2. Прогнозирование преступности, результатом которого является криминологический прогноз, дает возможность представить вероятные изменения в состоянии преступности на предстоящий период и на этой основе разработать и осуществить необходимые меры предупредительного характера, нейтрализовать или ослабить действие криминогенных факторов, а также усилить влияние антикриминогенных факторов. При разработке прогнозов применяются следующие методы: моделирования, суть которого заключается в том, что на основе установленных зависимостей между криминогенными факторами строится математическая модель, позволяющая сделать выводы об ожидаемых изменениях в преступности; экспертных оценок, в соответствии с которыми в основу прогноза кладется мнение специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте; экстраполяции, сущность которой заключается в изучении прошлого развития криминальной ситуации и перенесении выявленных при этом закономерностей на предстоящий период, в том числе с применением метода расчета геометрической средней колебаний динамического ряда. 3.4.3. Штаб на основе результатов исследований, прогноза, а также комплексного анализа самостоятельно (при необходимости совместно с другими подразделениями) готовит: 3.4.3.1. Для начальника органа внутренних дел: информационно-аналитические и справочные материалы по вопросам, выносимым на обсуждение коллегии и оперативных совещаний; тезисы докладов и выступлений начальника органа внутренних дел; оценки оперативной обстановки на обслуживаемой территории по итогам работы органа внутренних дел ежеквартально, а при необходимости с меньшей периодичностью; данные об основных результатах работы подразделений соответствующего аппарата и нижестоящих органов внутренних дел; проблемные записки и иные информационно-аналитические и оперативно-справочные документы; согласованные с заинтересованными подразделениями предложения о повышении эффективности профилактической, оперативно-служебной и управленческой деятельности органа внутренних дел; проекты директивных документов с постановкой задач на предстоящий год, ежегодного отчета перед населением. 3.4.3.2. Для направления в соответствующие инстанции: информацию о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории, проявившихся либо возможных негативных тенденциях в оперативной обстановке, принимаемых органом внутренних дел и необходимых дополнительных мерах реагирования на осложнение криминальной ситуации; предложения по профилактике правонарушений и укреплению правопорядка на обслуживаемой территории. 3.5. Информационное обеспечение деятельности органа внутренних дел 3.5.1. Штаб на основе подготовленных им и поступающих из подразделений соответствующего аппарата, нижестоящих органов внутренних дел, научно-исследовательских и образовательных учреждений нормативных, информационно-аналитических, справочных, методических материалов, сборников научных трудов, иных печатных изданий и документов: формирует справочно-информационный фонд (СИФ), систематически обновляет и пополняет его отечественной и зарубежной литературой, собранными материалами о положительном опыте работы, другой документацией, необходимой для использования в деятельности органа внутренних дел; готовит перечень информационных и документальных материалов, подлежащих обязательному хранению в СИФе, и представляет его на утверждение начальника органа внутренних дел; направляет в месячный срок в Информационно-справочное отделение ИАУ Главного штаба МВД России по одному экземпляру издаваемых на местах сборников научных трудов, материалов научно-практических конференций, информационных бюллетеней, экспресс-информаций и других печатных изданий. 3.5.2. В справочно-информационном фонде штаба органа внутренних дел концентрируются и хранятся следующие информационные документы и материалы: законодательные акты, указы, распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; решения государственных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; нормативные правовые акты МВД России, МВД, УВД; статистика правонарушений; материалы инспектирования органа внутренних дел; отчетные и аналитические материалы подразделений органа внутренних дел; годовые отчеты о работе МВД, УВД, горрайлинорганов внутренних дел; сборники научных трудов, результаты проведения научных исследований образовательных и научно-исследовательских учреждений; печатные издания штабов; переводные материалы о деятельности правоохранительных органов зарубежных стран, отчеты сотрудников о загранкомандировках; материалы социологических исследований; тематический учет рекомендованных к внедрению материалов о положительном опыте; материалы средств массовой информации, касающиеся деятельности органов внутренних дел; методические рекомендации, указания, аналитические материалы Главного штаба, главных управлений, управлений МВД России; юридическая литература; планы работы МВД России, МВД, УВД, горрайлинорганов внутренних дел; сообщения МВД, УВД, горрайлинорганов внутренних дел о наиболее эффективных формах и методах оперативно-служебной и управленческой деятельности. Глава 4. Слежение за оперативной обстановкой и принятие неотложных мер 4.1. Содержание работы штаба по непрерывному слежению за оперативной обстановкой и принятию неотложных мер на ее изменения 4.1.1. Непрерывное слежение за оперативной обстановкой со стороны штаба включает в себя: круглосуточный сбор, обработку и анализ оперативной информации о чрезвычайных происшествиях и общественно-политических акциях; постоянное отслеживание ситуации в регионах, на территориях со сложной оперативной обстановкой; контроль за выполнением подразделениями и должностными лицами органа внутренних дел указаний начальника органа внутренних дел по взятым на особый учет чрезвычайным происшествиям и тяжким преступлениям; подготовку суточных оперативных сводок и иных информационных материалов руководству органа внутренних дел, его подразделениям, другим правоохранительным органам и соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления. 4.1.2. В содержание работы штаба по принятию неотложных мер на изменения оперативной обстановки входят: доведение до сведения заинтересованных подразделений и должностных лиц органа внутренних дел, других правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления информации о совершенных преступлениях, чрезвычайных происшествиях и общественно-политических акциях для принятия необходимых решений; разработка и доклад начальнику органа внутренних дел проектов управленческих решений по осуществлению неотложных мер реагирования на негативные проявления и тенденции в оперативной обстановке; непосредственное осуществление неотложных мер на изменения в оперативной обстановке, входящих в компетенцию штаба; взаимодействие со штабными и иными подразделениями правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления при подготовке и осуществлении неотложных мер. 4.1.3. Слежение за оперативной обстановкой и принятие в этой связи неотложных мер реагирования на ее изменения штабом осуществляются через дежурную часть органа внутренних дел.*(22) 4.2. Организация штабом непрерывного слежения за оперативной обстановкой и принятия неотложных мер на ее изменения Основными элементами работы штаба по организации непрерывного слежения за оперативной обстановкой и принятия неотложных мер на ее изменения являются: оценка состояния систем связи, обработки и анализа оперативной информации и внесение начальнику органа внутренних дел предложений по повышению их эффективности; анализ состояния и подготовка предложений по повышению оперативности и полноты сбора дежурной частью сведений об оперативной обстановке, улучшению качества аналитической работы в процессе обобщения и подготовки ежесуточной информации о сложившейся оперативной обстановке на обслуживаемой территории, иных оперативных сообщений, в том числе внеочередной информации об особо опасных преступлениях и чрезвычайных происшествиях, начальнику органа внутренних дел, его подразделениям, другим правоохранительным органам, органам государственной власти и органам местного самоуправления; обобщение практики участия подразделений органа внутренних дел в раскрытии преступлений по "горячим следам", эффективности управления силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; контроль за оперативностью, законностью и правильностью действий дежурной части в процессе реагирования на поступающие заявления, сообщения о преступлениях, правонарушениях и чрезвычайных происшествиях и их регистрации; оповещением заинтересованных органов внутренних дел, других правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления о совершенных преступлениях, чрезвычайных происшествиях, общественно-политических акциях; принятие мер к совершенствованию деятельности дежурной части органа внутренних дел, укреплению ее профессионально подготовленными кадрами; участие в организации и проведении учений, оперативных тренировок и практических занятий с личным составом дежурной части по изучению и отработке планов действий при чрезвычайных обстоятельствах. Глава 5. Работа штаба по подготовке органа внутренних дел к действиям в чрезвычайных обстоятельствах (ситуациях) 5.1. Содержание работы штаба по подготовке деятельности органа внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах (ситуациях) Страницы: 1 2 |