О ВЫБОРАХ СОВЕТНИКОВ РАЙОННОГО СОБРАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ. Закон. Мэр Москвы. 07.05.97 9


Страницы: 1  2  



               О ВЫБОРАХ СОВЕТНИКОВ РАЙОННОГО СОБРАНИЯ
                           В ГОРОДЕ МОСКВЕ

                                ЗАКОН

                              МЭР МОСКВЫ
     
                            7 мая 1997 г.
                                 N 9

                                 (Д)
     
     
                       Глава I. Общие положения
     
     Статья 1. Основные принципы выборов

     Советники районного   Собрания  (далее  -  советники)  избираются
гражданами Российской Федерации,  имеющими место жительства в пределах
района  города  Москвы  (далее - жители Москвы),  на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
     Участие в выборах является добровольным.

     Статья 2. Законодательство о выборах

     Выборы советников   проводятся   в  соответствии  с  Конституцией
Российской  Федерации,  Федеральным законом  от  6 декабря  1994  года
N 56-Ф3  (в  редакции  от  26 ноября 1996 года) "Об основных гарантиях
избирательных  прав  граждан  Российской  Федерации".  Уставом  города
Москвы,  Законами  города  Москвы  от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О
районной Управе в  городе  Москве",  от  17  мая  1995  года  N  6  "О
Московской городской избирательной комиссии" и настоящим Законом.

     Статья 3. Избирательные права жителей города Москвы

     Гражданин Российской Федерации, имеющий место жительства в городе
Москве,  зарегистрированный  в  качестве  избирателя  в  установленном
порядке  и  достигший  на  день  выборов  18  лет (далее - избиратель,
обладающий активным избирательным правом),  вправе избирать советников
районного Собрания того района, в котором он имеет место жительства.
     Советником может быть избран  гражданин  Российской  Федерации  -
житель  Москвы,  достигший  на  день выборов возраста 18 лет,  имеющий
место жительства не менее года на территории района в  соответствии  с
установленными  правилами  регистрации  граждан или имеющий постоянное
место работы на территории района.  При этом одно лицо не  может  быть
зарегистрировано  в  качестве кандидата в советники (далее - кандидат)
более чем одного районного Собрания.
     Не имеют  права  избирать и быть избранными граждане,  признанные
судом недееспособными,  или граждане,  содержащиеся в  местах  лишения
свободы по приговору суда.

     Статья 4. Численный состав и срок полномочий советников

     Количество советников,    избираемых    в    районное   Собрание,
определяется Московской городской Думой  по  представлению  Московской
городской избирательной  комиссии  (далее  -  городская  избирательная
комиссия)  с  учетом  численности  избирателей   района.   При   числе
избирателей  в  районе  до 50 тысяч избирается десять советников,  при
числе избирателей свыше 50 тысяч  -  один  советник  дополнительно  от
каждых полных или неполных 10 тысяч избирателей.
     Районное собрание является правомочным, если в его состав избрано
не менее двух третей от установленного числа советников.
     Срок полномочий советников - 2 года.

     Статья 5. Назначение выборов

     Выборы советников  назначаются  Мэром  Москвы.  Дата   проведения
выборов согласовывается с Московской городской Думой.
     Срок со дня назначения выборов до дня выборов  должен  составлять
не менее 70 дней.
     Днем выборов является первое воскресенье  после  истечения  срока
полномочий  районного Собрания.  Исчисление срока полномочий районного
Собрания начинается со дня выборов данного состава районного Собрания.
При   соблюдении  нормы,  установленной  частью  2  настоящей  статьи,
допускается совмещение  даты  выборов  советников  с  ближайшей  датой
выборов  в органы государственной власти Российской Федерации и города
Москвы или референдума города Москвы,  а также  местного  референдума,
если такое совмещение изменяет срок полномочий советников не более чем
на 3 месяца.
     В случае   если  Мэр  Москвы  не  назначит  выборы  советников  в
установленный настоящей статьей срок, дату выборов объявляет городская
избирательная комиссия.

            Глава II. Избирательные округа и избирательные
                    участки по выборам советников

     Статья 6. Избирательные округа

     Для проведения выборов советников на  территории  каждого  района
города   Москвы   образуется   один   или   несколько   многомандатных
избирательных  округов  с  числом  мандатов,   соответствующим   числу
избираемых   советников,  или  одномандатные  избирательные  округа  в
соответствии с числом избираемых советников.
     В районах,    имеющих    обособленные    территории,   наряду   с
многомандатными   избирательными   округами    могут    образовываться
одномандатные избирательные округа.
     Избирательные округа образуются в границах районов. Избирательный
округ   составляет   единую   территорию,   не   допускается  создание
избирательного округа из не  граничащих  между  собой  территорий,  за
исключением  случаев,  когда территория района состоит из обособленных
частей, не граничащих друг с другом.
     При выборах  по одномандатным избирательным округам избирательные
округа образуются примерно с равным числом избирателей.  Отклонение от
средней  нормы представительства избирателей по округам допускается не
более чем на 10 процентов. В исключительных случаях в целях совмещения
границ    округов    и   микрорайонов   избирательные   округа   могут
образовываться   с    большим    отклонением    от    средней    нормы
представительства избирателей, но не более чем на 15 процентов.
     Решение о порядке избрания советников принимает районное Собрание
с учетом особенностей района.
     Решение об образовании избирательных округов на территории района
принимает   районное   Собрание   по   представлению   территориальной
избирательной комиссии не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
     Списки избирательных   округов   с  указанием  их  границ,  числа
мандатов,  численности избирателей в каждом округе  и  местонахождения
территориальной   избирательной   комиссии   публикуются  в  средствах
массовой информации территориальной избирательной комиссией не позднее
чем за 55 дней до дня выборов.

     Статья 7. Образование избирательных участков

     Для проведения  голосования  по  выборам  советников  и  подсчета
голосов избирателей  на  территории  района  образуются  избирательные
участки.
     Избирательные участки  образуются  главой  районной   Управы   по
согласованию  с территориальной избирательной комиссией не позднее чем
за 45 дней до дня выборов с учетом местных условий и в целях  создания
максимальных удобств для избирателей. Участки образуются из расчета не
более 3 тысяч избирателей на каждом участке.
     Списки избирательных   участков   с  указанием  их  границ,  мест
нахождения  участковых  избирательных   комиссий   и   помещений   для
голосования  публикуются  территориальной  избирательной  комиссией  в
местной печати или иным способом не позднее чем  за  30  дней  до  дня
выборов.

                  Глава III. Избирательные комиссии
                        по выборам советников

     Статья 8. Система избирательных комиссий

     Подготовку и проведение выборов советников осуществляют:
     - городская избирательная комиссия;
     - территориальные избирательные комиссии;
     - окружные избирательные комиссии;
     - участковые избирательные комиссии.
     Полномочия, порядок   формирования   и   деятельности   городской
избирательной комиссии  устанавливаются  законодательством  Российской
Федерации,  настоящим  Законом  и Законом города Москвы от 17 мая 1995
года N 6 "О Московской городской избирательной комиссии".
     Полномочия и  порядок  деятельности  территориальных,  окружных и
участковых избирательных комиссий устанавливаются настоящим Законом.
     В состав  избирательных  комиссий  не  могут  входить  кандидаты,
супруги и близкие родственники кандидатов,  а так же лица, находящиеся
у  них  в  непосредственном  подчинении.   При   возникновении   таких
обстоятельств   член   избирательной   комиссии  обращается  в  орган,
образовавший  избирательную  комиссию,  с  письменным   заявлением   о
сложении   своих  полномочий  либо  такое  представление  производится
избирательной комиссией самостоятельно.

     Статья 9. Полномочия городской избирательной комиссии

     Городская избирательная  комиссия  при  подготовке  и  проведении
выборов советников:
     - дает  разъяснения  о  порядке  применения  настоящего  Закона и
обеспечивает его единообразное исполнение;
     - вносит  в  Московскую  городскую Думу предложения по численному
составу районных Собраний;
     - формирует  территориальные  избирательные  комиссии  в случаях,
предусмотренных частью 3 статьи 10 настоящего Закона;
     - руководит работой нижестоящих избирательных комиссий;
     - рассматривает  заявления  и  жалобы  на  решения   и   действия
территориальных избирательных комиссий и принимает по ним решения;
     - в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции
и иные акты по вопросам организации выборов;
     - устанавливает   формы   избирательных    бюллетеней,    списков
избирателей и других избирательных документов;
     - утверждает образцы печатей  избирательных  комиссий  и  порядок
пересылки и хранения избирательной документации;
     - распределяет  денежные  средства,  выделенные   из   городского
бюджета   на   проведение   выборов,   и   контролирует   их   целевое
использование;
     - публикует сообщение об итогах выборов в целом по городу;
     - осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии   с   настоящим
Законом.

     Статья 10. Порядок формирования и полномочия территориальной
                избирательной комиссии

     Территориальная избирательная  комиссия  по  выборам   советников
образуется   в   каждом  районе.  При  проведении  выборов  советников
одновременно  с  выборами   в   федеральные   или   городские   органы
государственной    власти,    а    также   с   референдумами   функции
территориальных избирательных комиссий по выборам советников выполняют
соответствующие территориальные комиссии,  образованные для проведения
указанных выборов и референдумов в соответствии с законодательством.
     Территориальная избирательная   комиссия   формируется   районным
Собранием, а при его отсутствии - городской избирательной комиссией не
позднее  чем  за 65 дней до дня выборов в составе 7-11 членов комиссии
на основе предложений общественных объединений,  собраний  избирателей
по  месту  работы  и  жительства,  а  также  органов  территориального
общественного самоуправления.
     В случае  если кандидатуры в состав территориальной избирательной
комиссии не были выдвинуты в установленный  срок,  ее  формирование  в
полном составе или частично производится районным Собранием, а при его
отсутствии - городской избирательной комиссией самостоятельно.
     Председатель, заместитель      председателя      и      секретарь
территориальной избирательной комиссии избираются тайным  голосованием
из числа членов комиссии на ее первом заседании.
     Территориальная избирательная комиссия:
     - осуществляет  контроль  за  исполнением  настоящего  Закона  на
территории района;
     - определяет   избирательные   округа   и   представляет   их  на
утверждение районного Собрания;
     - образует участковые избирательные комиссии;
     - координирует  работу  окружных   и   участковых   избирательных
комиссий,  рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (или
бездействие) этих комиссий и принимает по ним решения;
     - контролирует составление списков избирателей;
     - регистрирует   избирательные   объединения,    выступившие    с
инициативой по выдвижению кандидатов;
     - распоряжается  денежными  средствами,   выделенными   городской
избирательной комиссией на проведение выборов;
     - контролирует обеспечение окружных  и  участковых  избирательных
комиссий  помещениями,  транспортом,  средствами связи и рассматривает
иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
     - выдает  избирательным  объединениям,  органам  территориального
общественного самоуправления и инициативным группам образцы  подписных
листов, контролирует правильность их изготовления, заверяет их;
     - принимает  подписные  листы   и   проверяет   правильность   их
заполнения;
     - регистрирует  кандидатов  и  их  доверенных  лиц,   выдает   им
удостоверения установленного образца;
     - готовит,  публикует  и   организует   распространение   сводной
информации  о  кандидатах,  удостоверенной  подписями  кандидатов,  по
избирательному округу;
     - обеспечивает  равные условия предвыборной деятельности для всех
кандидатов;
     - утверждает   текст   бюллетеня  для  голосования,  обеспечивает
изготовление  бюллетеней  и  снабжение  ими  участковых  избирательных
комиссий;
     - проводит  досрочное  голосование  в  помещении  территориальной
избирательной комиссии;
     - получает от  участковых  избирательных  комиссий  протоколы  об
итогах голосования;
     - устанавливает результаты выборов  по  избирательным  округам  и
сообщает о них в городскую избирательную комиссию;
     - регистрирует  избранных  советников  и  выдает  им   постоянные
удостоверения;
     - утверждает полномочия  советников  в  случаях,  предусмотренных
статьей 50 настоящего Закона;
     - объявляет и обеспечивает проведение выборов  советников  вместо
выбывших советников, избранных по одномандатным избирательным округам;
     - осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии   с   настоящим
Законом.
     Территориальная избирательная комиссия прекращает свои полномочия
после  образования  территориальной  избирательной  комиссии  в  новом
составе.

     Статья 11. Порядок формирования и полномочия окружной
                избирательной комиссии

     В случае   если  в  районе  образовано  несколько  многомандатных
избирательных  округов  или   выборы   проводятся   по   одномандатным
избирательным  округам,  территориальной  избирательной  комиссией при
необходимости могут образовываться окружные избирательные комиссии.
     Окружные избирательные  комиссии формируются не позднее чем за 55
дней  до  дня  выборов  в  составе  5-7  членов  комиссии  на   основе
предложений  общественных  объединений,  собраний избирателей по месту
работы и жительства,  а также органов  территориального  общественного
самоуправления.
     Председатель, заместитель  председателя  и   секретарь   окружной
избирательной  комиссии избирается тайным голосованием из числа членов
комиссии на ее первом заседании.
     Окружная избирательная комиссия:
     - осуществляет  контроль  за  исполнением  настоящего  Закона  на
территории избирательного округа;
     - распоряжается денежными средствами,  выделенными на  проведение
выборов по избирательному округу;
     - выдает  избирательным  объединениям,  инициативным  группам   и
органам    территориального   общественного   самоуправления   образцы
подписных листов,  контролирует правильность их изготовления, заверяет
их;
     - принимает  подписные  листы   и   проверяет   правильность   их
заполнения;
     - регистрирует  кандидатов  и  их  доверенных  лиц,   выдает   им
удостоверения установленного образца;
     - определяет   форму   сводной   информации   о   кандидатах   по
избирательному округу, готовит, публикует и организует распространение
сводной информации, удостоверенной подписями кандидатов;
     - обеспечивает  равные условия предвыборной деятельности для всех
кандидатов;
     - утверждает   текст   бюллетеня  для  голосования,  обеспечивает
изготовление  бюллетеней  и  снабжение  ими  участковых  избирательных
комиссий;
     - устанавливает результаты выборов  по  избирательному  округу  в
порядке,  установленном статьей 43 настоящего Закона,  и передает их в
территориальную избирательную комиссию;
     - регистрирует   избранных  советников  и  выдает  им  постоянные
удостоверения;
     - осуществляет   иные   полномочия  в  соответствии  с  настоящим
Законом.
     В случае  формирования  в  районе окружных избирательных комиссий
полномочия,  указанные в  настоящей  статье,  не  распространяются  на
соответствующие территориальные избирательные комиссии.
     Полномочия окружной избирательной  комиссии  прекращаются  на  30
день после опубликования итогов выборов советников.

     Статья 12. Порядок формирования и полномочия участковой
                избирательной комиссии

     Участковые избирательные комиссии формируются не позднее  чем  за
40  дней  до  дня  выборов  в  составе  5-19  членов комиссии районным
Собранием,  а  при  его  отсутствии  -  территориальной  избирательной
комиссией  на  основе  предложений общественных объединений,  собраний
избирателей по месту работы  и  жительства,  органов  территориального
общественного   самоуправления.   При  проведении  выборов  советников
одновременно  с  выборами   в   федеральные   или   городские   органы
государственной  власти,  а  также  с референдумами функции участковых
избирательных комиссий по выборам советников выполняют соответствующие
участковые   избирательные   комиссии,   образованные  для  проведения
указанных выборов и референдумов в в соответствии с законодательством.
     Председатель, заместитель  председателя  и  секретарь  участковой
избирательной комиссии избирается  тайным  голосованием  из  числа  ее
членов на первом заседании комиссии.
     Участковая избирательная комиссия:
     - составляет список избирателей по избирательному участку;
     - проводит ознакомление избирателей с законодательством о выборах
и порядком голосования;
     - знакомит  избирателей  со  списком  избирателей,  принимает   и
рассматривает  заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей
и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
     - оповещает  население  о  месте  нахождения  и  номере  телефона
избирательной комиссии,  времени ее работы,  а также о дне  выборов  и
месте голосования;
     - контролирует соблюдение на  территории  избирательного  участка
норм  и  правил  размещения  агитационных  предвыборных  материалов  с
порядке, установленном настоящим Законом;
     - обеспечивает     подготовку    помещения    для    голосования,
избирательных ящиков и другого оборудования избирательного участка;
     - организует на своем участке голосование в день выборов, в также
досрочное голосование;
     - производит  подсчет голосов,  определяет результаты голосования
на  участке   и   передает   протоколы   об   итогах   голосования   в
территориальную (окружную) избирательную комиссию;
     - рассматривает заявления,  жалобы по вопросам подготовки выборов
и организации голосования и принимает по ним мотивированные решения;
     - осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии   с   настоящим
Законом.
     Полномочия участковой избирательной комиссии  прекращаются  после
официального опубликования итогов выборов.

     Статья 13. Члены избирательных комиссий с совещательным голосом

     После регистрации     кандидатов    избирательное    объединение,
инициативная группа избирателей (далее - инициативная  группа),  орган
территориального  общественного самоуправления или сам кандидат вправе
назначить в избирательную комиссию,  зарегистрировавшую  кандидата,  а
также  в  соответствующие  участковые избирательные комиссии по одному
члену комиссии с правом  совещательного  голоса.  Члены  избирательной
комиссии  с  правом  совещательного голоса имеют право доступа ко всем
материалам и документам соответствующей  избирательной  комиссии.  Они
должны  оповещаться  и  имеют право присутствовать и выступать на всех
заседаниях  избирательной   комиссии,   принимать   участие   в   иных
мероприятиях, проводимых избирательной комиссией. При принятии решений
члены  избирательной  комиссии  с  правом  совещательного   голоса   в
голосовании не участвуют.

     Статья 14. Организация деятельности избирательных комиссий

     При подготовке  и  проведении  выборов  избирательные  комиссии в
пределах  своей  компетенции  независимы  от  государственных  органов
власти и органов власти района.
     Решения избирательных   комиссий,   принятые   в   пределах    их
компетенции,  обязательны  для  исполнительных органов государственной
власти,  органов власти района, общественных объединений, предприятий,
учреждений,   организаций,   должностных   лиц,  а  также  нижестоящих
избирательных комиссий.
     Государственные органы,   органы   власти   района,  общественные
объединения,  предприятия,  учреждения,  организации,  их  должностные
лица,   а   также   средства  массовой  информации  обязаны  оказывать
избирательным комиссиям  содействие  в  реализации  их  полномочий,  в
частности,  предоставлять необходимые помещения,  транспорт,  средства
связи,  техническое  оборудование,  сведения  и  материалы,  давать  в
пятидневный срок ответы на запросы и обращения избирательных комиссий,
а за 5 дней до  выборов  и  в  день  выборов  -  немедленно,  а  также
предоставлять   возможность  для  размещения  сообщений  избирательных
комиссий в  порядке,   установленном   настоящим   Законом   и   иными
законодательными актами города Москвы.
     При городской и  территориальных  избирательных  комиссиях  могут
создаваться    рабочие    группы    из    привлекаемых   специалистов,
осуществляющие материально-техническое  и  организационное  содействие
деятельности  избирательных  комиссий.  Положение  о  рабочих  группах
утверждается городской избирательной комиссией.
     Деятельность избирательных   комиссий  осуществляется  на  основе
коллегиальности.
     Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем
принимает  участие  большинство   от   установленного   числа   членов
избирательной комиссии c правом решающего голоса.
     Заседания избирательной   комиссии   созываются   и    проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии.
Заседание проводится также по требованию на менее одной  трети  членов
комиссии с правом решающего голоса.
     Все члены избирательной комиссии заблаговременно извещаются о  ее
заседаниях.  Члены  избирательной  комиссии  с правом решающего голоса
обязаны присутствовать на всех ее заседаниях.
     Решения избирательных    комиссий   об   избрании   председателя,
заместителя  председателя  и   секретаря   комиссии,   о   регистрации
кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об особых мнениях членов
избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки
и проведения выборов, об итогах голосования или о результатах выборов,
о  признании  выборов  недействительными  принимаются  на   заседаниях
избирательных  комиссий  большинством  голосов от установленного числа
членов комиссии  с  правом  решающего  голоса.  Решения  избирательных
комиссий  по  иным  вопросам принимаются большинством голосов от числа
присутствующих  членов  избирательной  комиссии  с  правом   решающего
голоса.
     При принятии решений избирательными комиссиями,  имеющими в своем
составе  четное  число  членов  комиссии с правом решающего голоса,  в
случае равного  числа  голосов  "за"  и  "против"  голос  председателя
избирательной комиссии является решающим.
     Решения избирательной  комиссии  подписываются  председателем   и
секретарем избирательной комиссии.
     Решения об  устранении  ошибки   в   списке   избирателей   могут
приниматься  единолично  председателем  или  секретарем  избирательной
комиссии,  а  также,  по  поручению  председателя,  одним  из   членов
избирательной комиссии с правом решающего голоса.
     Члены избирательной комиссии,  не согласные с решением,  принятым
комиссией,  вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое
должно быть доведено председателем комиссии  до  сведения  вышестоящей
избирательной  комиссии  не  позднее чем в трехдневный срок,  а в день
выборов - немедленно.
     Решение избирательной   комиссии,   противоречащее   федеральному
законодательству,  настоящему Закону  и  иным  правовым  актам  города
Москвы   либо   принятое   избирательной   комиссией   с   превышением
установленных полномочий,  подлежит отмене  вышестоящей  избирательной
комиссией или судом.
     Члены избирательной комиссии вправе:
     - выступать на заседании избирательной комиссии;
     - вносить предложения по вопросам,  входящим в  компетенцию  изби
рательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
     - задавать другим участникам заседания вопросы в  соответствии  с
повесткой дня и получать на них ответы по существу;
     - знакомиться с любыми документами и материалами  соответствующей
и  нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих
документов.
     По решениям   избирательных  комиссий  один  из  членов  комиссии
(председатель,  заместитель  председателя,  секретарь,  другие   члены
избирательных  комиссий  с  правом  решающего голоса) может работать в
комиссии постоянно или временно с отрывом от основной  работы.  Оплата
его  труда производится в пределах бюджетных ассигнований,  выделенных
на содержание соответствующих избирательных комиссий в течение  срока,
не превышающего 30 дней.
     Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может  быть
освобожден  от  своих  обязанностей  до  истечения срока полномочий по
решению органа, образовавшего комиссию, в случаях:
     - письменного  заявления  члена избирательной комиссии о сложении
своих полномочий;
     - утраты  членом  избирательной  комиссии  гражданства Российской
Федерации или выезда на место жительства за пределы города Москвы;
     - вступления  в  законную  силу  обвинительного  приговора суда в
отношении члена избирательной комиссии;
     - признания   члена   избирательной   комиссии   решением   суда,
вступившим в законную силу,  недееспособным, ограниченно дееспособным,
безвестно отсутствующим;
     - невыполнения либо ненадлежащего выполнения  обязанностей  члена
комиссии по представлению избирательной комиссии;
     - смерти члена избирательной комиссии.
     Назначение нового  члена  избирательной комиссии вместо выбывшего
производится по решению органа, образовавшего комиссию.
     В течение  срока  полномочий член избирательной комиссии с правом
решающего  голоса  не   может   быть   по   инициативе   администрации
(работодателя)  уволен  с  работы  или  без  его согласия переведен на
другую работу.

            Глава IV. Общественный контроль за проведением
                          выборов советников

     Статья 15. Гласность в деятельности избирательных комиссий

     Деятельность избирательных   комиссий   осуществляется  гласно  и
открыто.
     На заседаниях   избирательных   комиссий   вправе  присутствовать
кандидаты,   их   доверенные   лица,    представители    избирательных
объединений,  органов  территориального  общественного самоуправления,
инициативных групп избирателей, средств массовой информации.
     При рассмотрении   жалоб   на  заседание  избирательной  комиссии
приглашаются представители заинтересованных сторон.
     Сообщения о   решениях,   принятых   избирательными   комиссиями,
публикуются в печати и передаются в иные средства массовой  информации
в сроки, установленные настоящим Законом.

     Статья 16. Наблюдатели

     В день  голосования,  с  начала  работы  участковой избирательной
комиссии до подписания ее членами протокола об итогах голосования,  на
избирательном участке вправе присутствовать наблюдатели,  направленные
кандидатами,  общественными и избирательными  объединениями,  органами
территориального общественного  самоуправления,  а  также  иностранные
(международные) наблюдатели.
     Полномочия наблюдателя  должны  быть  удовлетворены  в письменной
форме кандидатом, общественным или избирательным объединением, органом
территориального  общественного  самоуправления,  интересы которого он
представляет,  с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства,
а  также  номера  избирательного участка,  на который он направляется.
Данный документ действителен только  при  предъявлении  паспорта  либо
удостоверения личности, его заменяющего.
     Иностранные (международные)   наблюдатели    осуществляют    свою
деятельность в соответствии с федеральным законодательством.

     Статья 17. Права и ответственность наблюдателей

     Наблюдатели имеют право;
     - присутствовать при всех  действиях,  осуществляемых  участковой
избирательной  комиссией  в  день голосования,  а также при проведении
повторного подсчета голосов;
     - присутствовать   при   голосовании   избирателей,   которые  по
состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в
помещение для голосования;
     - присутствовать при подсчете  голосов  избирателей  в  условиях,
обеспечивающих  видимость  действий  членов  участковой  избирательной
комиссии;
     - обращаться  в участковую и вышестоящие избирательные комиссии с
предложениями  и  замечаниями,  а  также  с  устными   и   письменными
заявлениями обо всех замеченных нарушениях настоящего Закона.
     В случае  однократного  совершения  наблюдателем   действий,   не
предусмотренных частью 1 настоящей статьи,  он по решению председателя
участковой избирательной комиссии или  лица,  его  заменяющего,  может
быть  предупрежден  о  недопустимости  данных  действий либо удален из
помещения для голосования.  В случае повторного  нарушения  требований
части 2 настоящей статьи наблюдателем, ранее получившим предупреждение
за те же действия,  председатель участковой избирательной комиссии или
лицо, его заменяющее, принимает решение о немедленном удалении данного
наблюдателя из помещения для голосования.
     Удаление наблюдателя из помещения для голосования влечет за собой
утрату им всех прав, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
     Решение об  удалении  наблюдателя  может  быть  обжаловано им или
делегировавшим его органом (кандидатом)  в  вышестоящую  избирательную
комиссию.

     Статья 18. Обжалование решений и действий избирательных
                комиссий

     Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и  их
должностных  лиц,  нарушающие избирательные права граждан,  могут быть
обжалованы  в  вышестоящую   избирательную   комиссию   или   в   суд.
Предварительное  обращение  в  вышестоящую  избирательную  комиссию не
является обязательным условием для обращения в суд.
     Решение избирательных  комиссий  по  жалобам,  поступившим в ходе
выборов,  принимаются в пятидневный срок и в меньший  срок  с  момента
поступления  жалобы  в  избирательную  комиссию,  если  до дня выборов
осталось менее 5 дней,  а в день выборов - немедленно.  В случае  если
факты, содержащиеся   в   жалобах,  требуют  дополнительной  проверки,
решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
     Избирательные комиссии  вправе принять самостоятельное решение по
существу жалобы,  отменив при этом решение  нижестоящей  избирательной
комиссии.

                     Глава V. Список избирателей

     Статья 19. Список избирателей и порядок его составления

     Список избирателей    составляется    участковой    избирательной
комиссией отдельно по  каждому  избирательному  участку  на  основании
сведений,  представляемых  главой  районной  Управы  по  установленной
городской избирательной комиссией форме,  не позднее чем за 30 дней до
назначения дня выборов.
     При проведении  выборов  советников  одновременно  с  выборами  в
федеральные  или  городские  органы  государственной  власти,  а также
референдумом города Москвы,  местным референдумом  список  избирателей
составляется в соответствии с законодательством о выборах этих органов
или о референдумах.
     Список избирателей  составляется  в двух экземплярах в алфавитном
или ином порядке и подписывается председателем и секретарем участковой
избирательной комиссии.
     В списке указываются фамилия,  имя,  отчество,  год рождения (для
избирателей  в  возрасте  18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес
места жительства избирателя. Второй экземпляр списка не позднее чем за
16  дней  до  дня  выборов  передается в территориальную избирательную
комиссию.

     Статья 20. Порядок включения граждан в список избирателей

     В список избирателей включаются  избиратели,  имеющие  постоянное
место жительства на территории соответствующего избирательного участка
и обладающие на день голосования включительно  активным  избирательным
правом.
     Избиратель может быть включен  в  список  избирателей  только  на
одном избирательном участке по месту своего постоянного проживания.
     Избиратели, поселившиеся  на  территории избирательного участка в
период  после   представления   списка   избирателей   для   всеобщего
ознакомления,  а  также в силу различных обстоятельств не включенные в
список избирателей,  включаются по их просьбе участковой избирательной
комиссией  в список избирателей дополнительно на основании документов,
удостоверяющих их личность и место жительства  на  территории  данного
избирательного участка.
     Включение в  список  избирателей  лиц,  имеющих  на  это  право в
соответствии с настоящей статьей,  допускается в любое  время,  в  том
числе и в день выборов.
     Вносить изменения   в   список   избирателей   после   объявления
председателем    участковой    избирательной    комиссии   голосования
законченным запрещается.

     Статья 21. Ознакомление избирателей со списком избирателей

     Список избирателей представляется для  всеобщего  ознакомления  в
помещении  участковой избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней
до дня выборов.
     Каждый избиратель  вправе  обжаловать  невключение  его  в список
избирателей, а также любую ошибку или неточность в списке избирателей.
Заявление об этом подается в участковую избирательную комиссию.
     В течение 24  часов  участковая  избирательная  комиссия  обязана
рассмотреть  заявление  и  либо устранить ошибку,  либо дать заявителю
письменный ответ с изложением мотивов  отклонения  заявления.  Решение
участковой    избирательной   комиссии   может   быть   обжаловано   в
территориальную (окружную) избирательную комиссию или в  суд,  которые
обязаны  рассмотреть  жалобу  в  трехдневный срок,  а в день выборов -
немедленно.  На основании решения вышестоящей  избирательной  комиссии
или суда соответствующие исправления в списке избирателей производятся
участковой избирательной комиссией немедленно.

            Глава VI. Выдвижение и регистрация кандидатов

     Статья 22. Право выдвижения кандидатов

     Право выдвижения     кандидатов     принадлежит     избирательным
объединениям,  органам территориального общественного самоуправления и
непосредственно избирателям, в том числе по месту работы и жительства.
     Выдвижение кандидатов      начинается      после     формирования
территориальных избирательных комиссий и заканчивается не позднее  чем
за 30 дней до дня выборов.
     По каждому избирательному округу количество выдвинутых кандидатов
должно превышать количество мандатов.

     Статья 23. Выдвижение кандидатов избирательным объединением

     Избирательным объединением    является    районное   общественное
объединение,  а также действующее на территории  района  районное  или
окружное  отделение  (организация) общероссийского,  межрегионального,
регионального      (городского)       общественного       объединения,
зарегистрированного  соответственно  в Министерстве юстиции Российской
Федерации или в Управлении юстиции города Москвы не позднее чем  за  6
месяцев  до  объявления  дня  выборов,  устав которого предусматривает
участие в выборах органов власти посредством выдвижения кандидатов.
     Избирательные объединения   могут  объединяться  а  избирательные
блоки.  В случае вхождения в состав избирательного блока избирательное
объединение   не   может  выступать  на  тех  же  выборах  в  качестве
самостоятельного  избирательного  объединения  или  входить  в  другой
избирательный блок.
     Решение о создании избирательного блока принимается общественными
объединениями в порядке, определенном их уставами.
     Избирательные блоки регистрируются территориальной  избирательной
комиссией  не  позднее  чем  за  65  дней до дня выборов.  Регистрация
производится в трехдневный срок после  представления  в  избирательную
комиссию    копий    свидетельств    о   государственной   регистрации
соответствующих  объединений  и  совместного   решения   избирательных
объединений о создании избирательного блока.
     Избирательным объединениям,  заявившим о своем участии в выборах,
и     зарегистрированным    избирательным    блокам    территориальная
избирательная комиссия выдает справку установленного образца.
     Избирательные блоки пользуются правами избирательных объединений.
     Все избирательные объединения и  блоки  участвуют  в  выборах  на
равных основаниях.  Избирательное объединение назначает представителя,
уполномоченного  в  соответствии  с  настоящим  Законом   представлять
объединение  по  всем  вопросам,  связанным  с  участием избирательных
объединений в выборах.
     От избирательного    объединения    (избирательного   блока)   по
избирательному округу может  быть  выдвинут  лишь  один  кандидат,  за
исключением случаев, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона.
     Кандидатом может  быть  выдвинуто  лицо,  не  входящее  в  состав
избирательного объединения.
     Решение о  выдвижении  кандидата  от  избирательного  объединения
(избирательного блока) принимается тайным голосованием.
     О выдвижении кандидата избирательное объединение  представляет  в
территориальную   (окружную)   избирательную   комиссию   протокол  по
установленной  настоящим  Законом  форме  (приложение  1)  и   справку
территориальной   избирательной   комиссии   о   его   регистрации   в
соответствии с частью 4 настоящей статьи.
     Территориальная (окружная)  избирательная  комиссия в тот же день
рассматривает представленные документы о выдвижении кандидата и выдает
уполномоченному представителю избирательного объединения заверенные ею
бланки подписных листов,  изготовленные избирательным объединением  по
установленной настоящим Законом форме (приложение 2).
     В случае отказа принять документы от  избирательного  объединения
территориальная     (окружная)     избирательная    комиссия    выдает
мотивированное   решение.   Это   решение   может   быть    обжаловано
избирательным   объединением  в  городскую  избирательную  комиссию  в
пятидневный срок или в суд.

     Статья 24. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями

    Инициатива избирателей о выдвижении кандидата  может  исходить  от
инициативной группы избирателей в количестве не менее 5 человек (далее
- инициативная группа) либо от самого кандидата.  О  своей  инициативе
инициативная  группа  либо  сам кандидат в письменной форме уведомляет
территориальную (окружную) избирательную комиссия.
     Уведомление составляется  в произвольной форме и должно содержать
следующие данные о выдвигаемом кандидате:
     - фамилию, имя, отчество;
     - дату рождения;
     - паспортные данные;
     - место жительства;
     - род занятий (место работы и должность).
     Те же  данные  указываются  о  каждом  избирателе  -   инициаторе
выдвижения кандидата.
     Инициативная группа или  сам  кандидат  назначают  представителя,
уполномоченного   в  соответствии  с  настоящим  Законом  представлять
инициативную группу (кандидата) по всем вопросам, связанным с участием
в выборах.
     Территориальная (окружная) избирательная комиссия в тот  же  день
рассматривает  поданное  уведомление.  Основаниями для отказа в приеме
уведомления могут быть:
     - отсутствие  у  выдвигаемого кандидата пассивного избирательного
права на территории данного района в соответствии с требованиями части
2 статьи 3 настоящего Закона;
     - отсутствие у одного или нескольких членов  инициативной  группы
активного   избирательного   права  не  территории  данного  района  в
соответствии с требованиями части 1 статьи 3 настоящего Закона;
     - отсутствие  в  поданном  уведомлении  всех  или части сведений,
предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
     Отказ в приеме уведомления не является препятствием для повторной
подачи уведомления о выдвижении того  же  кандидата  после  устранения
выявленных недостатков.
     Территориальная (окружная)    избирательная    комиссия    выдает
уполномоченному   представителю   инициативной  группы  или  кандидату
заверенные ею  бланки  подписных  листов,  изготовленные  инициативной
группой  или  кандидатом  по  установленной  настоящим  Законом  форме
(приложение 2),  что является основанием для начала сбора  подписей  в
поддержку выдвинутого кандидата.
     В случае отказа принять  уведомление  территориальная  (окружная)
избирательная  комиссия  выдает  мотивированное  решение.  Это решение
может быть обжаловано кандидатом в пятидневный срок в суд.

     Статья 25. Выдвижение кандидата органом территориального
                общественного самоуправления

     Решение о    выдвижении    кандидата    орган    территориального
общественного самоуправления принимает на своем заседании большинством
голосов от своего списочного состава открытым или тайным голосованием.
О выдвижении  кандидата  в  территориальную  (окружную)  избирательную
комиссию  представляется  протокол  по установленной настоящим Законом
форме (приложение 1).
     От органа   территориального   общественного   самоуправления  по
избирательному округу,  на территории которого действует данный  орган
территориального  общественного  самоуправления,  может  быть выдвинут
лишь   один    кандидат.    Орган    территориального    общественного
самоуправления,  действующий  на  территории  нескольких избирательных
округов, вправе выдвинуть кандидата по каждому избирательному округу.
     Орган территориального   общественного  самоуправления  назначает
представителя,  уполномоченного в  соответствии  с  настоящим  Законом
представлять его по всем вопросам, связанным с участием в выборах.
     Территориальная (окружная)  избирательная  комиссия рассматривает
представленные   документы   о   выдвижении   кандидата    и    выдает
уполномоченному  представителю  органа  территориального общественного
самоуправления заверенные ею бланки  подписных  листов,  изготовленные
органом территориального общественного самоуправления по установленной
настоящим Законом форме (приложение 2),  что является  основанием  для
начала сбора подписей в поддержку выдвинутого кандидата.
     В случае   отказа   принять   документы  о  выдвижении  кандидата
территориальная    (окружная)    избирательная     комиссия     выдает
мотивированное    решение.   Оно   может   быть   обжаловано   органом
территориального общественного самоуправления  в  пятидневный  срок  в
суд.

     Статья 26. Сбор подписей в поддержку кандидатов

     Избирательное объединение,  орган  территориального общественного
самоуправления,  инициативная группа или сам кандидат  должны  собрать
необходимое  число  подписей  избирателей,  проживающих  в  районе,  в
поддержку выдвинутого кандидата.
     Количество подписей  избирателей  соответствующего избирательного
округа,  необходимое для регистрации кандидата, должно составлять один
процент  от  числа избирателей при проведении выборов по одномандатным
избирательным округам и один процент от числа избирателей, деленный на
количество   мандатов,   при   проведении  выборов  по  многомандатным
избирательным округам.  Это число  по  каждому  избирательному  округу
устанавливается  территориальной  избирательной  комиссией.  При  этом
минимальное   количество   подписей   избирателей,   необходимое   для
регистрации кандидата, должно составлять 50 подписей.
     Подписи могут собираться  только  среди  избирателей,  обладающих
активным   избирательным  правом,  в  том  избирательном  округе,  где
выдвинут  кандидат.  Сбор  подписей  проводится  по  месту  работы   и
жительства    избирателей.   Администрация   и   трудовые   коллективы
предприятий всех форм собственности,  учреждений и организаций обязаны
оказывать   содействие   в  создании  равных  условий  для  выдвижения
кандидатов и сбора подписей.
     При сборе    подписей    обеспечивается    порядок,   исключающий
принуждение и подкуп избирателей  в  любых  формах  со  стороны  лица,
собирающего подписи.
     Избиратель, ставя свою подпись в подписном листе,  указывает свою
фамилию,  имя,  отчество, год рождения (избиратели в возрасте 18 лет -
дополнительно день и месяц),  адрес места жительства,  серию  и  номер
паспорта  или  заменяющего  его  удостоверения личности,  а также дату
внесения подписи. По просьбе избирателя вышеперечисленные данные могут
быть  внесены  в  подписной лист лицом,  собирающим подписи,  при этом
избиратель    подписывается    собственноручно.     Подписной     лист
удостоверяется    лицом,    собиравшим   подписи,   и   уполномоченным
представителем  избирательного  объединения,  органа  территориального
общественного   самоуправления,   инициативной   группы   либо   самим
кандидатом.
     Сбор подписей  заканчивается  не  позднее  чем  за 30 дней до дня
выборов.

     Статья 27. Действия  избирательной комиссии в случае
                недостаточного количества кандидатов

     В случае если в результате сбора подписей количество кандидатов в
многомандатном избирательном округе не  будет  превышать  хотя  бы  на
единицу  количество  мандатов или в одномандатном избирательном округе
окажется лишь один кандидат, территориальная избирательная комиссия на
следующий  день  после  окончания  срока сбора подписей информирует об
этом избирателей и продлевает  на  2  недели  в  данном  округе  сроки
выдвижения,   сбора   подписей  и  регистрации  кандидатов.  При  этом
избирательные  объединения  и  органы  территориального  общественного
самоуправления получают возможность выдвижения еще по одному кандидату
по данному избирательному округу.

     Статья 28. Регистрация кандидатов

     Для регистрации    кандидата     уполномоченные     представители
избирательных   объединений,  органов  территориального  общественного
самоуправления,  инициативных групп или сами кандидаты представляют  в
территориальную  (окружную)  комиссию до 18 часов не позднее чем за 30
дней до дня выборов подписные листы о поддержке выдвинутых  кандидатов
и  заявления кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующему
избирательному округу.
     Подписные листы   представляются   в  территориальную  (окружную)
избирательную комиссию  сброшюрованными  и  пронумерованными.  При  их
приемке  территориальная  (окружная)  избирательная комиссия проверяет
соответствие подписных листов установленным образцам,  заверяет каждый
подписной   лист  подписью  члена  комиссии  и  печатью  избирательной
комиссии,  просчитывает их общее количество и  выдает  уполномоченному
представителю   или  кандидату  письменное  подтверждение  о  принятии
подписных листов.
     Территориальная (окружная)  избирательная  комиссия  в  течение 5
дней,  не  считая  дня  принятия  документов,  проверяет  соответствие
порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает
решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
     При проверке  территориальной  (окружной) избирательной комиссией
правильности оформления подписных листов и  других  документов  вправе
присутствовать уполномоченные представители избирательных объединений,
органов территориального  общественного  самоуправления,  инициативных
групп, а также кандидаты.
     В случае  сомнений  в  достоверности   данных,   содержащихся   в
подписных    листах,    или    достоверности    подписей   избирателей
территориальная   (окружная)   избирательная    комиссия    организует
соответствующую проверку подписных листов.
     Территориальная (окружная) избирательная комиссия уменьшает общее
число  собранных  подписей  на  число  подписей,  которое она признала
недействительными.  Если  в   результате   количество   действительных
подписей   окажется   меньше   необходимого,   избирательная  комиссия
отказывает кандидату в регистрации.
     При выявлении  подложных  подписных листов или более 10 процентов
недействительных подписей от общего количества подписей в этих  листах
территориальная  (окружная)  избирательная  комиссия  вправе  отказать
кандидату в регистрации.
     В случае   отказа   зарегистрировать   кандидата  территориальная
(окружная)  избирательная  комиссия  обязана  незамедлительно   выдать
кандидату   или   уполномоченному  представителю  решение  комиссии  с
изложением мотивов отказа.
     О регистрации  кандидата территориальная (окружная) избирательная
комиссия составляет протокол.
     Территориальная (окружная)  избирательная комиссия не позднее чем
на четвертый день после  регистрации  кандидатов  публикует  в  печати
сообщение об их регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, даты
рождения,  занимаемой должности (рода занятий),  места  работы,  места
жительства каждого кандидата и кем он выдвинут.
     Каждому зарегистрированному кандидату территориальная  (окружная)
избирательная  комиссия  выдает удостоверение установленного городской
избирательной  комиссией  образца   с   указанием   даты   и   времени
регистрации.
     Избирательное объединение,     инициативная     группа,     орган
территориального  общественного  самоуправления  в  любое время до дня
выборов вправе  снять  выдвинутого  им  кандидата.  Решение  о  снятии
кандидатуры  принимается тем же органом и в том же порядке,  что и при
выдвижении кандидата.
     Кандидат также  вправе  в  любое  время до дня выборов снять свою
кандидатуру.
     Кандидат может  иметь  до  трех  доверенных лиц.  Доверенные лица
регистрируются территориальной (окружной) избирательной  комиссией  по
представлению кандидата. Доверенным лицам выдается удостоверение.
     Доверенным лицам по их личным  заявлениям  может  предоставляться
отпуск  без  сохранения  заработной  платы  на  срок не более 30 дней.
Кандидат,  назначивший доверенных лиц,  вправе в любое время  отозвать
или   заменить   их,   уведомив  об  этом  территориальную  (окружную)
избирательную комиссию,  которая аннулирует выданные  этим  доверенным
лицам удостоверения.
     Решение территориальной  (окружной)  избирательной   комиссии   о
регистрации   кандидата  либо  об  отказе  в  регистрации  может  быть
обжаловано в городскую избирательную комиссию или в суд  в  течение  5
дней  со  дня  принятия  комиссией  решения  об  отказе  в регистрации
кандидата.

                     Глава VII. Статус кандидатов

     Статья 29. Равенство кандидатов

     Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут
равные обязанности.

     Статья 30. Гарантии деятельности кандидатов

     Кандидаты после  регистрации  на  время  своего участия в выборах
могут быть освобождены от работы,  военной службы,  военных  сборов  и
учебы  по их личным заявлениям.  В течение этого срока территориальная
(окружная) избирательная комиссия за счет денежных средств, выделенных
на  подготовку  и проведение выборов,  выплачивает кандидатам денежную

Страницы: 1  2