Страницы: 1 2 ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МИНИМУМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 18 июля 1997 г. N 974/14-12 (Д) Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации направляет для использования в общеобразовательных учреждениях обязательный минимум содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы, которым следует руководствоваться до утверждения государственного образовательного стандарта. Обязательный минимум содержания каждой образовательной области определен с учетом времени, отводимого на его изучение в Базисном учебном плане Первый заместитель министра В.Д. ШАДРИКОВ Обязательный минимум содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы Обязательный минимум содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы подготовлен по следующим областям знаний и предметам: начальная школа (русский язык и литература, математика, естественные дисциплины - природоведение, общественные дисциплины); языки и литература (русский язык, литература, иностранный язык - английский, немецкий, французский, испанский); искусство (изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура); общественные дисциплины (история России, всеобщая история, обществоведение, география); естественные дисциплины (физика и астрономия, химия, биология); математика, информатика; физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности; технология. Указанные материалы готовились на основе действующих программ, временных стандартов и методических писем Управления, введенных в практику преподавания с 1992 по 1997 год. Опыт работы школ с программно-методическими письмами позволил определить то минимальное содержание образования, которое дает возможность формировать у обучающихся адекватную современному уровню знаний картину мира. Минимальное содержание образовательных программ может быть реализовано за время, отводимое на инвариантную часть Базисного учебного плана, в соответствии с распределением часов по областям знаний. При подготовке материала были использованы проекты стандартов, подготовленные Российской академией образования и другими научными центрами. Все материалы прошли экспертизу Федерального экспертного совета по общему образованию. Начальная школа Русский язык и литература Фонетика и графика Гласные звуки, гласные буквы; согласные звуки звонкие и глухие, парные и непарные, твердые и мягкие, согласные буквы; гласные ударные и безударные. Ударение, слог. Русский алфавит. Морфология Имя существительное. Род, изменение имен существительных по числам, падежам. Правописание падежных окончаний существительных. Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Правописание падежных окончаний прилагательных. Глагол. Неопределенная форма глагола. Время, лицо, число глагола. Спряжение глагола. Правописание не с глаголами. Личные местоимения. Предлог. Состав слова. Значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Однокоренные слова. Синтаксис и пунктуация Предложение. Предложения повествовательные и вопросительные. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды); однородные члены предложения. Союзы и, а, но при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Орфография Употребление больших букв. Правописание ь и ъ. Правописание предлогов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глагола. Техника чтения и понимание прочитанного Осознанное правильное чтение художественного и научно-популярного текста целыми словами вслух и про себя. Понимание основного содержания текста. Главная мысль произведения и соотнесение ее с заглавием. Постановка вопросов к тексту и ответы по прочитанному содержанию. Простой план. Пересказ прочитанного по плану. Читательский кругозор и ориентация в мире книг Русские народные сказки, сказки народов мира (волшебные, бытовые, о животных). Литературные сказки русских и зарубежных авторов. Детский игровой фольклор, мифы и предания народов России и мира. Произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения. Произведения современной детской русской и зарубежной литературы. Библиографические сведения о книге (автор, оглавление, аннотация). Знакомство с учебными словарями. Литературоведческая пропедевтика Жанры произведений: рассказ, сказка (народная или литературная), басня, стихотворение, повесть, пьеса. Жанры фольклора: загадки, скороговорки, песенки, пословицы и поговорки. Тема произведения. Основная мысль. Сюжет. Герой-персонаж, его характер, поступки. Писатель, автор-рассказчик. Средства художественной выразительности в тексте - эпитеты, сравнения; в стихах - звукопись, рифма. Речевое развитие Постановка вопросов и ответы на них. Пересказ произведения подробно, выборочно, кратко. Связный рассказ о персонажах произведения по плану. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Заучивание стихотворений (с опорой на ключевые слова, воображаемые картины, иллюстрации) и их чтение с соблюдением пауз, логического ударения, интонации. Письменный ответ на вопрос. Изложение. Письмо текста на определенную тему. Математика Числа и вычисления. Числа натурального ряда в пределах миллиона. Число 0. Запись и чтение числа в десятичной системе счисления. Сложение, вычитание, умножение, деление целых неотрицательных чисел. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения). Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания; таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Приемы устных вычислений. Алгоритмы письменных вычислений: сложение и вычитание; умножение и деление на однозначное и на двузначное число. Доли, нахождение доли числа и числа по его доле, числовые выражения. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них). Буквенные выражения. Простые и составные текстовые задачи Геометрические фигуры и величины. Точка. Отрезок. Луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Многоугольник (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат). Окружность, круг. Центр и радиус окружности (круга). Длина. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Измерение длины отрезка. Вычисление длины ломаной, периметра многоугольника (треугольника, прямоугольника, квадрата). Площадь. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр. Площадь прямоугольника. Масса. Единицы массы: граммы, килограммы, центнер, тонна. Единица объема: литр. Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, год, век. Соотношение между единицами величин. Зависимости между величинами: скорость, время, длина пути при равномерном движении; цена, количество, стоимость товара; работа, производительность труда, время. Общественные дисциплины (история, обществознание) Первоначальное понятие об истории и исторических источниках. Историческое время и пространство. Счет лет в истории. Историческая карта Родины Восточные славяне. Древняя Русь. Первые киевские князья. Крещение Руси. Письменность. Художественное ремесло, зодчество Древней Руси. Монголо-татарское нашествие. Александр Невский. Возвышение Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование е иного государства. Культура Руси XIV-XVI вв. Книгопечатание, зодчество, иконопись. Андрей Рублев. Защита Отечества от иноземных захватчиков. Дмитрий Пожарский и Козьма Минин. Петр I и его реформы. Россия при Екатерине II. Академия наук и Московский университет. Михаил Ломоносов. Победы русской армии и флота. Александр Суворов. Отечественная война 1812 года и ее герои. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Культура Российской империи. Падение царизма. Приход большевиков к власти. Образование СССР. Попытка создания нового общества. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Советская страна во второй половине ХХ в. Распад СССР. Провозглашение независимости России. Со ременная Россия. Современный мир, его многообразие, проблемы и пути их решения. Родина. Мир. Современная карта Родины и мира. Страна, город, село, столица. Многонациональная Россия. Семья, поколение. Культура прошлого и настоящего. Религия в жизни людей. Символика России. Граждане России, их права и обязанности. Права ребенка. Законы. Государство. Конституция. Федерация. Президент. Государственная Дума. Местное самоуправление. Государственные праздники. Человек, семья, общество. Собственность. Деньги. Семейные доходы. Взаимоотношения людей в обществе. Нормы морали. Естественные дисциплины (природоведение) Тела и вещества. Объекты и явления неживой и живой природы. Объекты природы и предметы, созданные человеком. Неживая природа Твердые тела, жидкости и газы. Воздух, его свойства. Вода, ее свойства. Смена твердого, жидкого и газообразного состояния веществ на примере воды. Круговорот воды в природе. Небесные тела: звезды и планеты Земля, ее форма. Глобус. Луна. Солнце. Смена дня и ночи и ее связь с вращением Земли вокруг своей оси. Смена времен года и ее связь с обращением Земли вокруг Солнца. Горизонт. Стороны света. Компас. Карта и план, условные обозначения на карте и плане Основные формы земной поверхности: равнина и горы, холмы и овраги. Водоемы: река, пруд, озеро, море, океан. Полезные ископаемые, их свойства, практическое использование. Погода (температура, облака, дождь и снег, ветер). Термометр. Живая природа Грибы, растения, животные - живые организмы. Свойства живых организмов: питание, дыхание, рост, размножение и развитие. Съедобные и несъедобные грибы. Растения. Рост, питание, дыхание растений. Почва, ее значение в жизни растений. Травы, кустарники, деревья; лиственные и хвойные кустарники и деревья. Мхи, папоротники, цветковые растения. Дикорастущие и культурные растения. Животные. Рост, питание, дыхание животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные. Условия, необходимые для жизни растений и животных. Связи между явлениями неживой и живой природы. Сообщества и природные зоны. Растения и животные различных сообществ (леса, луга, водоема) и природных зон (зоны арктических пустынь, тундры, лесной зоны, степей, пустынь). Охрана растений и животных. Красная книга. Сельскохозяйственные растения и животные своей местности. Человек Человек - часть природы. Отличие человека от животных. Основные органы человека, их роль в организме. Значение природы в жизни людей. Экологическая роль воздуха, воды, почвы, растений и животных. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу и природы на человека. Правила гигиены. Режим дня. Охрана и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни. Правила безопасного поведения на улице и в быту, противопожарной безопасности, поведения в общественных местах. Основная школа Образовательная область Языки и литература (русский язык, литература, иностранные языки) Русский язык I. Введение 1. Общие сведения о русском языке Роль русского языка в жизни общества. Русский язык - национальное достояние русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Русский язык и его контакты с другими языками. Современный русский литературный язык как функционирующая и развивающаяся знаковая система. 2. Наука о русском языке Наука о русском языке и ее разделы. Развитие науки о русском языке в XVIII-XX вв. Виднейшие ученые-русисты. II. Система языка 1. Фонетика. Орфоэпия Звуки речи: гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетические чередования звуков. Слог. Ударение. Интонация. Основные правила литературного произношения. Элементарные сведения о развитии фонетического строя русского языка. Орфоэпические словари. Словари ударений. 2. Лексика и фразеология Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Развитие словарного запаса. Устаревшие слова и неологизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Арготизмы. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные свойства фразеологизмов. Источники русской фразеологии. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Пословицы, поговорки и афоризмы Основные толковые словари русского языка. 3. Морфемика (состав слова) Морфема как минимальная значимая часть слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова и окончание. Производная и производящая основы. Корневые и служебные морфемы в основе слова. Чередование звуков в слове. Варианты морфем. Простые и сложные слова. Однокоренные слова. Гнезда однокоренных слов. Изменения в структуре слова. Понятие об этимологии. Морфемные и словообразовательные словари русского языка. 4. Словообразование Определение структуры слова и его происхождения. Способы образования слов: а) морфологический: с помощью морфем; с помощью сложения (слов, полных основ, сокращенных основ); смешанный; б) лексико-семантический способ словообразования; в) образование слов путем сокращения; г) слияние сочетаний слов в слова; д) словообразование различных частей речи. Этимологические словари русского языка. 5. Грамматика 1) Морфология, грамматические формы и категории. Части речи в русском языке как лексико-грамматические разряды. Самостоятельные части речи: имена существительные, прилагательные и числительные, местоимения, глаголы, причастия, деепричастия, наречия. Категория состояния. Их семантические и структурные разряды, формы и категории. Синтаксические функции. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия как особая часть речи. Звукоподражательные слова. Переходные явления в частях речи. 2) Синтаксис. Словосочетание и предложение как синтаксические единицы. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по характеру главного слова. Предложение как основная единица синтаксиса. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Типы подлежащего и сказуемого. Простое предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Средства оформления предложения: интонация, логическое ударение, порядок слов. Обращения; вводные слова и конструкции. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Уточнение как обособленный член предложения. Сложное предложение. Наличие двух и более предикативных (грамматических) основ как признак сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Усложненные сложные предложения. Синтаксические синонимы. Способы передачи чужой речи. III. Речь Виды речевой деятельности: говорение и аудирование; письмо и чтение. Устная и письменная форма речи. Речь диалогическая и монологическая. Качества хорошей речи: информативность, правильность, уместность, выразительность. Русский речевой этикет. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста. Типы текстов по функционально-смысловым особенностям (повествование, описание, рассуждение), по стилям речи (разговорные, официально-деловые, публицистические, научные и художественные). Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. IV. Письмо. Орфография и пунктуация 1. Графика Значение письменности. Алфавит. Рукописные и печатные буквы. Каллиграфия. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Двойное значение букв. Обозначение мягкости согласных. Прописные и строчные буквы. 2. Орфография Принципы русской орфографии. Орфограмма. Орфографическое правило. Написание гласных и согласных в составе морфем. Написания фонетические и нефонетические. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари. 3. Пунктуация Принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции: завершение, выделение, отделение. Парные знаки препинания. Знаки завершения. Знаки выделения. Знаки разделения. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания. Литература (литературные произведения, предназначенные для чтения и изучения в 5-9 классах) Из русского фольклора Русские народные сказки: 2-3 сказки, например: "Два Ивана - солдатских сына", "Финист - Ясный Сокол", "Царевна-лягушка", "Марья Моревна", "Бой на калиновом мосту", "Каша из топора". Былины: "Вольга и Микула Селянинович", "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Садко". Русские народные песни, пословицы, поговорки, народные игры. Из древнерусской литературы "Повесть временных лет" (фрагменты), "Слово о полку Игореве", "Слово о разорении Рязани Батыем" (фрагменты), "Житие Бориса и Глеба", "Поучение Владимира Мономаха", "Сказание о Петре и Февронии Муромских", "Житие протопопа Аввакума". Из литературы XVIII века М.В.Ломоносов. "Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.", "Разговор с Анакреоном", "Случились вместе два астронома в пиру". Г.Р.Державин. 2-3 стихотворения, например: "Снигирь", "Признание", "На птичку", "Памятник", "Река времен". Д.И.Фонвизин. "Недоросль". Из литературы XIX века Н.М.Карамзин. "Бедная Лиза". И.А.Крылов. 5-6 басен, например: "Ворона и Лисица", "Квартет", "Лебедь, Щука и Рак", "Свинья под Дубом", "Волк и Ягненок", "Демьянова уха", "Лжец", "Любопытный", "Две бочки", "Волк на псарне", "Осел и Соловей", "Лягушки, просящие Царя". В.А.Жуковский. 2-3 произведения, например: "Светлана", "Кубок", "Спящая царевна", "Лесной царь", "Перчатка". "Сельское кладбище". А.С.Грибоедов. "Горе от ума". А.В.Кольцов. "Косарь", "Разлука". А.С.Пушкин. "Руслан и Людмила", "Полтава", "Медный всадник", "Повести Белкина", "Дубровский", "Капитанская дочка". 7-8 стихотворений, например: "И.И.Пущину", "Зимнее утро", "Зимний вечер", "Узник", "Песнь о Вещем Олеге", "Я вас любил: любовь еще, быт может...", "Я помню чудное мгновенье...", "Анчар", "...Вновь я посетил...", "Птичка", "Туча", "Еще дуют холодные ветры...", "Бесы", "Жених", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд...", "19 октября", "На холмах Грузии...", "Мадонна", "Арион", "Признание", "Поэт", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". М.Ю.Лермонтов. "Беглец", "Песня про купца Калашникова...", "Мцыри". 7-8 стихотворений, например: "Казачья колыбельная песня", "Утес", "Листок", "Парус", "Тучи", "Бородино", "Три пальмы", "Родина", "Выхожу один я на дорогу...", "Смерть Поэта", "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Пророк", "Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...". Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки" (2 повести, например: "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь, или Утопленница", "Заколдованное место"), "Шинель", "Тарас Бульба", "Ревизор". А.Н.Островский. 1 пьеса, например: "Снегурочка", "Свои люди - сочтемся", "Доходное место", "Бедность не порок". И.С.Тургенев. "Записки охотника" (1-2 рассказа, например: "Бежин луг", "Хорь и Калиныч", "Бирюк", "Певцы", "Муму", "Ася", "Первая любовь"), "Стихотворения в прозе" (1-2 стихотворения, например: "Русский язык", "Два богача", "Как хороши, как свежи был розы..."). Ф.И.Тютчев. 3-4 стихотворения, например: "Есть в осени первоначальной...", "Летний вечер", "Осенний вечер", "Умом Россию не понять...", "Весенние воды", "Нам не дано предугадать...", "Неохотно и несмело...", "Листья", "Что ты клонишь над водами...","Фонтан", "Как весел грохот летних бурь...". А.А.Фет. 3-4 стихотворения, например: "Еще весны душистой нега...", "Заря прощается с землею...", "Ель рукавом мне тропинку завесила...", "Скрип шагов вдоль улиц белых...", "Летний вечер тих и ясен", "Какая ночь! Как воздух чист...", "Это утро, радость эта...", "Бабочка", "Какая грусть! Конец аллеи...". Л.Н.Толстой. "Детство", "Отрочество", "Юность" (1 повесть по выбору), "Кавказский пленник", "После бала". Н.А.Некрасов. "Дедушка", "Мороз, Красный нос". 5-6 стихотворений, например: "Соловьи", "На Волге", "Тройка", "Железная дорога", "Размышления у парадного подъезда", "В дороге", "Калистрат", "В полном разгаре страда деревенская...", "Внимая ужасам войны...". Н.С.Лесков. "Левша". И.С.Никитин. 2-3 стихотворения, например: "Русь", "Утро", "Встреча зимы", "Ярко звезд мерцанье...", "Лес". М.Е.Салтыков-Щедрин. 2 сказки, например: "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик", "Медведь на воеводстве". Ф.М.Достоевский. "Мальчик у Христа на елке", "Белые ночи", "Бедные люди". А.П.Чехов. 4-5 рассказов, например: "Лошадиная фамилия", "Пересолил", "Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Злоумышленник", "Налим", "Смерть чиновника", "Хирургия", "Размазня", "На мельнице", "Волк", "Переполох", "Егерь", "Тоска", "В аптеке", "Дом с мезонином", "Анна на шее". Из литературы XX века И.А.Бунин. 2-3 рассказа, например: "Танька", "Лапти", "Сверчок", "Цифры". 2-3 стихотворения, например: "Густой зеленый ельник у дороги...", "Осыпаются астры в садах...", "Перед закатом набежало...", "Вечер", "Слово", "Сказка", "Помню - долгий зимний вечер...", "Летняя ночь", "Первый утренник, серебряный мороз!..", "Еще и холоден и сыр...". А.И.Куприн. "Тапер". М.Горький. "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Детство". А.А.Блок. 3-4 стихотворения, например: "Россия", "На железной дороге", "О, я хочу безумно жить...", "Да. Так диктует вдохновенье...", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна...", "О доблестях, о подвигах, о славе...", "Летний вечер", "О, как безумно за окном...", "Ветер принес издалёка...", "О, весна без конца и без краю...". В.В.Маяковский. 3-4 стихотворения, например: "Нате!", "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Хорошее отношение к лошадям", "Необычайное приключение...", "Подлиза", "Прозаседавшиеся". С.А.Есенин. 4-5 стихотворений, например: "Отговорила роща золотая...", "Несказанное, синее, нежное...", "С добрым утром", "Я покинул родимый дом...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я иду долиной. На затылке кепи...", "Собаке Качалова". А.А.Ахматова. 3-4 стихотворения, например: "Мужество", "А там мой мраморный двойник...", "Стихи о Петербурге", "Песня о песне", "Молитва", "Сразу стало тихо в доме...", "Я спросила у кукушки...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Дальний глас", "Муза". "Двустишие", "Пушкин". М.И.Цветаева. 2-3 стихотворения, например: "Книги в красном переплете", "Моим стихам, написанным так рано...", "Идешь, на меня похожий...", "Бабушке", "С большою нежностью", "Стихи о Москве", "Родина". А.П.Платонов. "Волшебное кольцо", "Неизвестный цветок", "На заре туманной юности". М.А.Булгаков. "Собачье сердце". А.Т.Твардовский. "Василий Теркин", "Я убит подо Ржевом". М.А.Шолохов. "Судьба человека". Произведения писателей и поэтов второй половины XX века, например: Ф.А.Абрамова, В.П.Астафьева, В.И.Белова, В.Г.Распутина, Е.И.Носова, В.М.Шукшина, Ю.П.Казакова, Н.М.Рубцова, М.В.Исаковского, Н.А.Заболоцкого, А.Я.Яшина, Р.И.Рождественского и др. (3-4 произведения по выбору). Из зарубежной литературы Избранные произведения, в том числе: "Одиссея" Гомера (фрагмент), "Ромео и Джульетта" В.Шекспира, "Мещанин во дворянстве" или "Скупой" Ж.-Б.Мольера, "Дон Кихот" М.Сервантеса (главы), лирика Дж.-Г.Байрона, сказки Г.Х.Андерсена (1-2 сказки по выбору), рассказы Дж.Лондона (1-2 рассказа по выбору), "Приключения Тома Сойера" М.Твена. Литературные произведения, предназначенные для самостоятельного чтения и обсуждения в классе: А.С.Пушкин "Евгений Онегин", М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени", Н.В.Гоголь "Мертвые души". Сведения по теории и истории литературы Литература - искусство слова. Стихотворная и прозаическая речь. Образность - отличительная черта художественного произведения. Средства художественной изобразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, антитеза, гротеск, гипербола, аллегория, параллелизм, ассонанс, аллитерация и др.). Структура литературного произведения (тема, идея, система образов, сюжет, композиция). Характер, герой, персонаж. Внесюжетные элементы: лирические отступления, вставные эпизоды. Литературное произведение и его автор. Литературное произведение и эпоха. Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Биография писателя. Творческий путь. Творческая история произведения. Фольклор и литература. Миф и литература. Фольклорные жанры: сказка, легенда, предание, сказание, былина, песня, загадка, пословица, поговорка. Литературные роды (эпос, лирика и драма). Эпические жанры: сказка, легенда, повесть, рассказ, новелла, роман, басня и др. Особая роль повествования в эпических произведениях. Сюжет и композиция. Роль диалогов и монологов (внутренних монологов), портрета, пейзажа, интерьера, других авторских описаний и рассуждений. Художественная деталь. Лирические жанры и формы: лирическое стихотворение, песня, ода, элегия, эпиграмма, сонет и др. Особенности лирического произведения (лирический герой, поэтическая интонация, поэтический синтаксис и др.). Лироэпические жанры (поэма, баллада). Сведения о русском стихе (ритмика, двусложные и трехсложные размеры стиха, рифма, строфа, поэтический язык, поэтический синтаксис). Силлабо-тоническое стихосложение. Драматические жанры: трагедия, драма, комедия. Конфликт как движущая сила в драме. Стадии развития сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Особенности композиции драматического произведения (эпизоды, сцены, монологи и диалоги). Художественные приемы раскрытия характеров в драме (действие, речь, ремарки, детали). Сведения по культуре речи Библиографические сведения Историко-культурные сведения Вечные вопросы бытия (борьба добра и зла; выбор жизненного пути; жизнь и смерть; человек и Бог; преемственность поколений; личность и общество; человек и природа; человек и время; человек и нация; честь, долг, совесть и др.). Общий уклад жизни, бытовые реалии времени (быт, нравы, традиции, мораль, идеал, среда, цивилизация, эволюция, революция и др.). Доминирующие социокультурные ценности (вера, гуманизм, альтруизм и др.). Социально-психологический тип человека эпохи (подвижник, гуманист, романтик, бунтарь, лишний человек и др.). Литература и другие виды искусства. "Вечные темы" и "вечные образы". Иллюстрации к произведениям русской литературы. Мотивы и образы русской литературы в произведениях живописи, музыки, скульптуры. Литература и театр. Литература и кино. Иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский) Ведущая цель обучения иностранным языкам - овладение иноязычным общением на базовом уровне. В связи с этим в содержание обучения входят: языковые, речевые, социокультурные знания, навыки и умения, обеспечивающие формирование элементарной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях устного и письменного общения (говорение, аудирование, чтение, письмо). 1. Языковые знания Английский язык Произносительная сторона речи: допустима относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникацию; достаточно четкое произнесение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение долготы и краткости гласных; соблюдение звонкости согласных в конце слов; отсутствие смягчения согласных (палатализации); слитное произношение служебных слов со знаменательными; произнесение предложений с соблюдением основных типов интонации английского языка, адекватных целям высказывания; соблюдение ударения в словах; правильное членение предложений на смысловые группы; соблюдение ударения во фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, предлогах, союзах, некоторых местоимениях). Графическая сторона речи: буквы алфавита; графика (полупечатный шрифт); основные правила орфографии; правила чтения, техника чтения. Лексическая сторона речи: 2300 слов для рецептивного усвоения. Из них 800 слов предназначаются для продуктивного усвоения. Словообразовательные средства для овладения и расширения потенциального словаря учащихся: а) производные слова (аффиксация): суффиксы существительных: -er, -or, -ity, -ing, -ness, -tion, -sion, -ism, -ment; приставки и суффиксы прилагательных: -ful, -less, in-, un-, dis-, -y, -al, -ic, -able (-ible); приставки и суффиксы глаголов mis-, re , dis-, over-, -ize (-ise), -en; суффикс наречий -ly; суффикс порядковых числительных -th; б) слова английского языка, сходные по звучанию, написанию и значению со словами русского или родного языка: production, culture, ecology; в) конверсия: образование имен существительных от глаголов: to work - his work, to offer - an offer. Грамматическая сторона речи. Материал для двустороннего (продуктивного и рецептивного) усвоения. Синтаксис Простые нераспространенные предложения с глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемым (с инфинитивом, модальными глаголами, их эквивалентами); простые предложения, распространенные за счет однородных членов предложения и/или второстепенных членов предложения; предложения утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные и порядок слов в них; безличные предложения; предложения с оборотом there is/are; сложносочиненные предложения: бессоюзные и с союзами and, but; сложноподчиненные предложения с союзами because, so, if, when, that, that is why; понятие согласования времен и косвенная речь. Морфология Имя существительное: его основные функции в предложении; имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения. Артикль: определенный, неопределенный, нулевой. Основные случаи употребления определенного и неопределенного артикля. Употребление существительных без артикля. Местоимения: указательные (this/these, that/those) с существительными и без них, личные, притяжательные, вопросительные, объектные. Неопределенные местоимения, производные от some, any, no, every. Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения. Наречия в сравнительной и превосходных степенях. Неопределенные наречия, производные от some, any, every. Глагол. Понятие глагола-связки. Модальные глаголы, их эквиваленты. Образование и употребление глаголов в Present, Past, Future Simple (Indefinite), Present Continuous, Present Perfect; глаголов в Present Simple (Indefinite) для выражения действий в будущем после союзов if, when. Материал для рецептивного усвоения. Синтаксис Предложения со сложным дополнением типа I want you to come here; сложноподчиненные предложения с союзами for, as, till, until, (al) though; сложноподчиненные предложения с придаточными типа If I were you I would do English instead of French. Предложения с союзами neither...nor, either...or. Текст как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные, общественно-политические, научно-популярные), разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма (монологические: сообщение, описание, рассказ, рассуждение; диалогические: интервью, обмен мнениями и т.д.). Морфология Дифференциальные признаки глаголов в Past Perfect, Past Continuous, Future-in-the-Past. Глаголы в страдательном залоге, преимущественно в Indefinite Passive. Признаки инфинитива и инфинитивных оборотов и способы передачи их значений на родной язык. Признаки и значения слов и словосочетаний с формами на -ing без обязательного различения их функций (герундий, отглагольное существительное, причастие настоящего времени). Немецкий язык Произносительная сторона речи: допустима относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникации; достаточно четкое произнесение и различение на слух всех звуков немецкого языка; соблюдение долготы и краткости гласных; оглушение согласных в конце слога, слова; отсутствие смягчения согласных перед гласными переднего ряда (палатализации); ударение в слове, особенно в сложных словах и предложении; интонация в утвердительном, вопросительном (с вопросительным словом и без такового), побудительном предложениях; интонация в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Графическая сторона речи: буквы алфавита; графика; основные правила орфографии; правила чтения, техника чтения. Лексическая сторона речи: 2300 слов для рецептивного усвоения. Из них 800 слов предназначаются для продуктивного усвоения. Словообразовательные средства для создания и расширения потенциального словаря учащихся: а) производные слова (аффиксация): префиксы be-, ge-, re-, ver-, zer, ent-, emp-, durch, ьber-, um-, voll-, wider-, mil-, mit-, nach-, auf-, aus-; суффиксы существительных: chen-, lein-, -e, -ei, -er, -ler, -in, -keit, -heit, -schaft; суффиксы прилагательных: -ig, -lich, -isch, -los. б) словосложение: существительное и существительное; глагол и существительное; прилагательное и существительное и т.д. в) конверсия: образование существительных от глаголов, в частности инфинитива и других форм; образование глаголов от прилагательных. Грамматическая сторона речи. Материал для двустороннего (продуктивного и рецептивного) усвоения. Синтаксис Основные типы простого предложения, отражающие структурный минимум, обусловленный обязательными валентными свойствами глагола. Коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные. Прямой и обратный порядок слов, коммуникативные функции обратного порядка слов. Основные средства выражения отрицания: отрицание kein, nicht; выражение отрицания с помощью niemand, nichts. Способы выражения подлежащего: существительными, личными местоимениями, неопределенноличным местоимением man, безличным местоимением es. Виды сказуемого: простое глагольное сказуемое; сложное глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое. Рамочная конструкция в немецком предложении. Инфинитивные обороты: основные случаи употребления инфинитива с zu, без zu, в том числе инфинитивный оборот um...zu + Infinitiv. Сложносочиненные предложения с союзами und, aber, denn, deshalb, nicht nur...sondern auch. Сложноподчиненные предложения: дополнительные с союзами da, ob и вопросительными словами wer, was, wann и др.; временные с союзами als, wenn; причинные с союзами weil, da. Текст как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные, общественно-политические, научно-популярные), разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма (монологические: сообщение, описание, рассказ, рассуждение; диалогические: интервью, обмен мнениями и т.д.). Морфология Склонение существительных. Основные случаи употребления определенного, неопределенного, нулевого артикля, слияние артикля с предлогами. Предлоги. Употребление предлогов, требующих Akkusativ, Dativ, Akkusativ и Dativ. Временные формы глаголов: Presens, Perfekt, Futurum, Preteritum. Спряжения модальных глаголов в Presens, Preteritum. Склонение прилагательных. Степени сравнения прилагательных и наречий. Местоимения (употребление личных, неопределенных, указательных, притяжательных местоимений). Материал для рецептивного усвоения. Синтаксис Предложения с инфинитивными оборотами statt...zu + Infinitiv, ohne...zu + Infinitiv и причастными оборотами. Виды придаточных предложений: временные с союзами nachdem, wahrend, damit; определительные с союзами der, das, die. Сложноподчиненные предложения с несколькими подчиненными предложениями. Морфология Формальные признаки глагольных форм: Futurum, Plusquamperfekt, а также Presens, Preteritum, Plusquamperfekt Passiv, Konjunktiv, Partizip I в качестве определения. Французский язык Произносительная сторона речи: допустима относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникации, достаточно четкое произнесение и различение на слух всех звуков французского языка; четкое произнесение безударных гласных; долгота и краткость гласных; отсутствие смягчения согласных перед гласным переднего ряда; отсутствие оглушения звонких согласных в конце слова; фразовая мелодика; ритмическое и синтагматическое членение в рамках основных типов предложений; употребление в речи различных интонационных моделей, адекватных целям высказывания. Графическая сторона речи: буквы алфавита; графика; основные правила орфографии; правила чтения, техника чтения. Лексическая сторона речи: 2300 слов для рецептивного усвоения. Из них 800 слов предназначаются для продуктивного усвоения. Словообразовательные средства для создания и расширения потенциального словаря учащихся: а) производные слова (аффиксация): суффиксы имен существительных: eur(-euse), -tion, -te, -ier(-iere), -age, -isme, -aison; cуффиксы имен прилагательных: -al, -ain, -ais, -ien, -iste, -able; суффиксы порядковых числительных: -ieme; префиксы глаголов: re-(re), de-(des-); префиксы прилагательных: in-; б) конверсия: образование имен существительных от глаголов. Грамматическая сторона речи: Материал для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения. Синтаксис Простые предложения - нераспространенные и распространенные с глагольным и именным сказуемым. Порядок слов в предложении. Отрицательная форма предложения с частицами ne...pas, ne...rien, ne...jamais. Вопросительные предложения с вопросительными словами Ou va-t-il? (Обратный порядок слов). Неопределенно-личные предложения с местоимением on. Безличные предложения. Сложносочиненные предложения - бессоюзные и с союзами et, mais. Сложноподчиненные предложения с союзами parce que, quand, qui, que. Текст как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные, общественно-политические, научно-популярные), разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма (монологические: сообщение, описание, рассказ, рассуждение; диалогические: интервью, обмен мнениями и т.д.). Морфология Имя существительное, его функции в предложении, множественное число существительных. Понятие определенного и неопределенного артикля. Употребление сокращенной формы артикля и слитных форм артикля (I`, du, des, aux, au). Употребление частичного артикля с существительными, обозначающими вещество, качество. Употребление личных приглагольных местоимений в функции прямого и косвенного дополнений. Употребление местоимений en и y. Прилагательные: род, число, степени сравнения. Понятие глагола-связки. Образование и употребление временных форм глагола: Present, Passe Compose, Imparfait, Futur Simple, Passe immediat, Plus-que-parfait, Conditionnel Present. Употребление Imperatif 2-го лица, единственного и множественного числа. Употребление Futur Immediat во фразах, типичных для устного общения. Употребление Present для обозначения будущего времени после союза si. Материал для рецептивного усвоения. Синтаксис Сложноподчиненное предложение с условным придаточным (Si j`avais le temps, j`irais au cinema). Узнавание и понимание при чтении предложений с ограничительной частицей ne...que. Морфология Дифференциальные признаки глаголов в Passe Simple, Plus-que-parfait, Conditionnel Present. Дифференциальные признаки неличной формы глагола Gerondif, Forme passive и понимание этих форм в пределах изученных времен. Узнавание и понимание инфинитивного оборота (Je vois le moment de partir approcher). Понятие о согласовании времен. Употребление Fome passive. Испанский язык Произносительная сторона речи: допустима относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникации; краткое, напряженное произношение гласных под ударением и без ударения; правильное произнесение дифтонгов, трифтонгов; отсутствие смягчения согласных перед -е-, -i-; слитное произнесение служебных слов со знаменательными; членение предложения на ритмические группы; интонационное оформление разных типов фраз; правила удвоения; Графическая сторона речи: буквы алфавита; графика; основные правила орфографии; правила чтения, техника чтения. Лексическая сторона речи: 2300 слов для рецептивного усвоения. Из них 800 слов предназначаются для продуктивного усвоения. Словообразовательные средства для создания и расширения потенциального словаря учащихся: Производные слова (аффиксация): суффиксы имен существительных: -о-, -а-, -е-, -ista-, -ero-, -era-, -dor-, -dora-, -ada-, -ante-, -mente-, -en-, -te-, -iente-, -miente-,-ita-, -ito-, -ismo-, -tor-, -tora-, -sor-, -sora-, -dad-, -tad-, -ia-; суффиксы глаголов: ar-, -aer-, ificar-, izar-; суффиксы имен прилагательных: able-, ible-, esa-, iso(a)-, oso(a)-, al-, il-, ante-, an-, iente-, eno-, ense; префиксы имен прилагательных и глаголов: re-, de-, en-, sob-, re-, inter-, ante-, des-, dis-, co-, con-, pre-, anti-, in-, pro-, trans-; префиксы имен существительных: in-, anti-, pro-, re-, de-, des-, dis-. Грамматическая сторона речи. Материал для двустороннего (продуктивного и рецептивного) овладения. Синтаксис Основные типы предложений: а) повествовательные (утвердительные и отрицательные); б) вопросительные (с вопросительным словом и без него); в) побудительные; г) отрицательные варианты всех типов предложений. Двусоставные предложения: нераспространенные и распространенные. Неопределенно-личные предложения, безличные предложения. Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Состав сложного глагольного сказуемого (личная форма глагола + инфинитив или герундий). Состав именного составного сказуемого. Глаголы-связки: ser, estar, parecer, hacerse, ponerse, volverse, seguir, resulyar, quedar. Порядок слов в повествовательных, вопросительных, побудительных, отрицательных предложениях (простых и сложных). Сложносочиненные предложения, образуемые с помощью сочинительных союзов у, о, pero, sino, а также бессоюзным способом, с помощью подчинительных союзов que, si, союзных слов-наречий donde, cuando. Сложноподчиненные предложения с относительным местоимением que, si porque. Текст как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные, общественно-политические, научно-популярные), разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма (монологические: сообщение, описание, рассказ, рассуждение; диалогические: интервью, обмен мнениями и т.д.). Морфология Понятие артикля и наиболее частые случаи его употребления. Функции прилагательного (атрибутивная, предикативная). Способы согласования прилагательных с существительными. Усеченные формы прилагательных buen(o), mal(o), gran(de). Степени сравнения имен прилагательных. Две формы превосходной степени прилагательных. Глаголы правильного, отклоняющегося и индивидуального спряжения. Четыре наклонения глагола. Понятие глагольного управления. Простые и сложные времена глагола. Глагольные времена: Modo Indicativo. Presente de Indicativo. Preterito Imperfecto de Indicativo. Preterito Indefinido. Preterito Perfecto de Indicativo. Futuro Simple. Futuro Preximo. Pluscumperfecto de Indicativo. Modo Sujuntivo. Presente de Subjuntivo. Согласование времен. Косвенная речь. Imperativo afirmativo второго лица единственного и множественного числа, третьего лица единственного и множественного числа. Imperativo отклоняющихся глаголов: первое лицо множественного числа. Imperativo negativo второго лица единственного числа, второго лица множественного числа, третьего лица единственного и множественного числа, первого лица множественного числа. Грамматические формы со значением Imperativo (a trabajar), употребление глаголов с модальным значением: querer, esperar, pensar. Инфинитивные обороты al+инфинитив; despues de+инфинитив; antesde+инфинитив; sin+инфинитив, gustar+инфинитив, querer + инфинитив. Личные местоимения с предлогами а, para, de, en, por, sin, con, entre; Личные местоимения: ударные и безударные. Возвратные местоимения. Указательные, притяжательные, вопросительные местоимения. 0Наиболее употребительные наречия. Наречия, образованные от прилагательных с помощью суффикса mente. 0Материал для рецептивного усвоения. 0Синтаксис Односоставные (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные) предложения. 0Назывные предложения. Именная часть составного сказуемого, выраженная причастием, прилагательным. 0Сложносочиненные предложения с союзом mas. Инфинитивные обороты, инфинитив с аккузативом с глаголами ver, mirar, oir, escuchar, sentir (Oigo gritar al ni). 0Морфология Смыслоразличительная функция артикля в словах с совпадающей формой: El frente - фронт, la frente - лоб. 0Понятие согласования времен. Voz pasiva. 0Относительные местоимения. Адвербиальные сочетания: а ciegas, a todo correr, al contrario, de prisa, de golpe, en resumen, en total, por desgracia. 2. Социокультурные знания, умения и навыки 02.1. Страноведческие знания. 0Географические и природные условия стран изучаемого языка. Общие сведения о государственном устройстве стран изучаемого языка. Сведения о культуре стран изучаемого языка и их вкладе в мировую культуру. 0Организация быта и досуга в странах изучаемого языка. Общие сведения об образовательных учреждениях стран изучаемого языка. 0Праздники и знаменательные даты в странах изучаемого языка. 0Особенности речевого поведения и этикета. 02.2. Лингвострановедческие знания. Интернационализмы, заимствования в изучаемых языках; безэквивалентная иноязычная лексика и способы передачи ее на родном языке. Фоновая лексика, культуроведческая направленность аутентичных текстов. 0Тематика устно-речевого и письменного общения. Страны изучаемого языка. Моя страна. Социальные и культурные контакты. 0О себе (имя, возраст, адрес и т.д.). Семья. Взаимоотношения в семье (в стране изучаемого языка, в нашей стране). 0Дом. Квартира (в стране изучаемого языка, в нашей стране). Школа. Любимые предметы. Взаимоотношения с учителями и одноклассниками (в стране изучаемого языка, в нашей стране). Досуг. Увлечения (в стране изучаемого языка, в нашей стране). 0Спорт. Здоровье (в стране изучаемого языка, в нашей стране). Города. Достопримечательности. Проблемы современного города (в стране изучаемого языка, в нашей стране). Путешествие. Туризм (в стране изучаемого языка, в нашей стране). 0Выбор профессии (в стране изучаемого языка, в нашей стране). 0Природа и экология (в стране изучаемого языка, в нашей стране). Достижения культуры (в стране изучаемого языка, в нашей стране). 0Великие люди (в стране изучаемого языка, в нашей стране). Национальные праздники и традиции (в стране изучаемого языка, в нашей стране). Искусство (изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура) 0Изобразительное искусство Целостное представление о комплексе пластических искусств, их связь с жизнью. Происхождение искусства и его начальные формы. Виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура. Отличительные особенности жанров изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр). Основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства. Национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Русская икона. Русская академическая живопись, передвижники, "Мир искусства" и другие художественны направления в русском изобразительном искусстве. Многовековое культурное наследие всех народов России, связь и целостность художественного развития, музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства. Вклад культуры народов России в мировую художественную культуру. 0Искусство и памятники культуры родного края. Центры народных художественных ремесел (Палех, Хохлома, Городец, Гжель и т.д.). Виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайн. Основы художественно-изобразительной грамоты - рисунок, живопись, композиция. Средства выразительности и эмоционального воздействия рисунка, живописи (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, теплые и холодные цвета, колорит и т.п.). Закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, т чки схода и т.д.). Закономерности светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая тень). Основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра (ритм, силуэт и т.д) Основные материалы, используемые в художественной работе, приемы работы с ними: карандаш, акварель, гуашь (акварель с белилами), пастель (мелки), уголь, кисть, аппликация (вырезанная и рваная), пластилин (глина), бумага (для моделирования), картон (для гравюры) и др. Начальные знания и навыки цветоделения (три основных цвета, черный, белый, их смеси, теплые, холодные, звонкие, глухие цвета, цветовой контраст) в изображении пространства (загораживание, уменьшение объемов при удалении), в изображении лица и фигуры человека (пропорции частей, передача движений). Особенности рисования с натуры, по памяти и по представлению. Длительные рисунки и быстрые - наброски и зарисовки. Работа на воздухе - пленэр. Правила рисования с натуры и по памяти отдельных предметов и натюрмортов, человека, животных, птиц, пейзажа, интерьера, архитектуры. Критерии прекрасного в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного искусства и архитектуры. Связь изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, телевидением. Ведущие музеи искусств страны и мира (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Лувр и т.д.). 0Музыка Минимальные требования к содержанию учебного предмета "Музыка" составляют доступные сведения о музыке и особенностях музыкально-творческой направленности основных видов деятельности: слушание музыки, вокально-хоровая деятельность, импровизация, элементарное музицирование, развитие чистого интонирования. Народная и профессиональная музыка. Действительность - источник музыкальных сочинений народной и профессиональной музыки прошлого и настоящего. Внутренний мир человека и особенности его отражения в произведениях композиторов. Интонация как носитель музыкально образного смысла произведения. Основные средства музыкальной выразительности: мелодия, гармония, ритм, динамика и др. Музыкальные формы: одночастная, двухчастная, трехчастная вариации, куплетная, рондо, сонатная форма и особенности их развития на основе принципов музыкальной драматургии - повтора, контраста, вариативности. Нотная запись как средство фиксации музыкальной речи. Музыкальные жанры: песня, танец, марш и их разновидности, опера, балет, симфония, инструментальная музыка, кантата, оратория, сюита, квартет, фуга. Основные виды музыкальной деятельности (сочинение, исполнение, слушание). Композитор, исполнитель, слушатель. Исполнители: оркестры (симфонический, духовой, оркестр народных инструментов); музыкальные инструменты (народные и профессиональные); хоры (детский, мужской, женский, смешанный, хоры народные и академические); голоса певцов-солистов (сопрано, дискант альт, тенор, баритон, бас). Музыка в контексте других видов искусств. Связь музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой. Общность тем, сюжетов, образов различных видов искусства. Музыка в кино, театре, на телевидении. Разнообразные функции музыки в театральны спектаклях, кинофильмах, мюзиклах. Современные направления отечественного и зарубежного музыкального искусства: академическая музыка и эстрада. 0Творчество выдающихся русских и зарубежных композиторов. Известные исполнители, дирижеры, инструменталисты, певцы-солисты, исполнительские коллективы. Российские и международные музыкальные конкурсы исполнителей. Особенности музыкальной культуры региона. Сохранение и приумножение национальных музыкальных традиций. Музыкальный фольклор и духовная музыка в русском и зарубежном музыкальном наследии. 0Мировая художественная культура Художественная культура. Типология культур. Синтез и взаимодействие искусств. Основные стили и направления в мировой художественной культуре. Древнерусское искусство. Художественное развитие России в ХVII веке, ее вхождение в мировой художественный процесс. Художественная культура древнего мира. Художественная культура Древней Греции и Рима. Особенности художественной культуры средневековья. Гуманизм в искусстве эпохи Возрождения. Стиль барокко и его отличительные черты. Характерные черты художественной культуры эпохи классицизма. Идеалы Просвещения и их отражение в искусстве. Романтизм и реализм в художественной культуре ХIX века. Художественная жизнь России на рубеже ХIX-ХХ вв. Основные тенденции развития художественной культуры ХХ века. Новые формы и жанры искусства конца ХХ века. Традиционность и преемственность в искусстве (на примере своего региона, народа, субкультуры). Основные особенности художественного развития народов России (на примерах из различных видов и жанров искусства). Ключевые вопросы отечественной художественной культуры. Общественные дисциплины (история России, всеобщая история, обществознание, география) История России 0Русь древняя и средневековая 0Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, соседи. 0Родоплеменные отношения. Русь в IX - первой половине XII в. Складывание Древнерусского государства. Новгород и Киев. Первые киевские князья. Крещение Руси. Владимир Святославович. Сельская община, собственность на землю, свободное и зависимое население. Древнерусские города, ремесло, торговля. Ярослав Мудрый. "Русская правда". Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Культура Древней Руси: устное народное творчество, письменность, художественное ремесло, зодчество. Русь в ХII-XIV вв. Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля: политическое устройство, хозяйство, города, культура. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. Зависимость Руси от Орды, ее последствия. Обособление Юго-Западной Руси. Борьба Северо-Западной Руси против агрессии с запада. Александр Невский. Москва как центр объединения русских земель. Московские князья и их политика. Церковь и великокняжеская власть. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Русь в ХV-XVI вв. Московская Русь в ХV в. Иван III. Конец зависимости Руси от Орды. Управление государством; Боярская дума, местничество. Система землевладения и положение крестьян. Начало оформления крепостного права. Судебник 1497 г. Складывание единого государства. Иван IV. Реформы 50-х гг. XVI в. Земские соборы. Опричнина. Становление самодержавия. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война. Русь и Литва в ХIV-XVI вв. Церковь и государство в ХV-XVI вв. Ереси. Развитие культуры в ХV-XVI вв. Литература. Книгопечатание. Зодчество. Иконопись. Андрей Рублев. "Домострой". Россия на рубеже XVI-XVII вв. Обострение социальных противоречий. Смута. Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Польская и шведская интервенция. Освободительная борьба против интервентов; ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Начало династии Романовых. Россия в новое время Россия в ХVII в. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Города и торговля. Ярмарки. Сословия. Соборное уложение 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Казачество. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина. Самодержавие и Церковь. Церковный раскол. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-османские отношения. Присоединение Сибири и Дальнего Востока. Народы России в ХVII в. Культура ХVII в. Новые черты. Усиление светского характера культуры. Зодчество. Россия в первой половине ХVIII в. Петр I. Реформы в экономике, административно-государственной сфере, армии. Изменения в культуре, быту. Социальная политика, ее последствия. Утверждение абсолютизма, создание Российской империи. Внешняя политика. Северная война. Цена и последствия реформ. Дворцовые перевороты. Расширение привилегий дворянства. Россия во второй половине ХVIII в. Развитие промышленности. Страницы: 1 2 |