КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Закон. Верховный Совет Чувашской Республики. 24.11.92


Страницы: 1  2  


XI

                             КОНСТИТУЦИЯ
                         ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
         (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 10 ИЮНЯ 1996 ГОДА)



     (С изменениями  и  дополнениями,  внесенными  Законами  Чувашской
Республики от 3 ноября 1989 года,  от 29  августа  1991  года,  от  23
октября 1991  года,  от 15 февраля 1992 года,  от 29 апреля 1992 года,
от 24 ноября 1993 года).

               I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ
                         ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                    Глава 1. Политическая система

     Статья 1.  Чувашская  Республика  есть  общенародное государство,
выражающее волю  и  интересы  рабочих,   крестьян   и   интеллигенции,
трудящихся республики всех национальностей.

     Статья 2.  Вся  власть в Чувашской Республике принадлежит народу.
Народ осуществляет  свою  власть  непосредственно,   а   также   через
государственные органы и местное самоуправление.
     Высшим выражением   непосредственной   власти   народа   является
референдум и свободные выборы.
     Государственная власть в Чувашской Республике  осуществляется  на
основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, а
также в   соответствии   с   установленным   Конституцией    Чувашской
Республики, Конституцией    Российской    Федерации,    разграничением
предметов ведения и полномочий между органами  государственной  власти
Чувашской Республики и федеральными органами.

     Статья 3. Исключена.

     Статья 4.   Государство,  все  его  органы  действуют  на  основе
законности, обеспечивают охрану прав и свобод  граждан,  правопорядка,
интересов общества.
     Государственные и  общественные  организации,  должностные   лица
обязаны соблюдать   Конституцию   Российской   Федерации,  Конституцию
Чувашской Республики и законы.

     Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся
на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование
(референдум).

     Статья 6.  Политические  партии,  профсоюзные,  молодежные,  иные
общественные организации    и    массовые    движения    через   своих
представителей, избранных в Советы народных депутатов, в других формах
участвуют в    выработке    политики    государства,    в   управлении
государственными и общественными делами.

     Статья 7.  Все политические партии,  общественные  организации  и
массовые движения,  выполняя функции, предусмотренные их программами и
уставами, действуют  в  рамках  Конституций  Российской  Федерации   и
Чувашской Республики.
     Не допускается создание  и  деятельность  партий,  организаций  и
движений, имеющих   целью  насильственное  изменение  конституционного
строя, разжигание социальной, национальной и религиозной розни.

     Статья 8.  Трудовые коллективы участвуют в обсуждении  и  решении
государственных и  общественных  дел,  в  планировании  производства и
социального развития,  в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении
и решении  вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения
условий труда  и  быта,  использования  средств,  предназначенных  для
развития производства,  а  также на социально-культурные мероприятия и
материальное поощрение.
     Трудовые коллективы    развивают    соревнование,    способствуют
распространению передовых   методов   работы,   укреплению    трудовой
дисциплины, воспитывают   своих   членов  в  духе  нравственных  норм,
заботятся о  повышении  их  политической  сознательности,  культуры  и
профессиональной квалификации.

     Статья 9.  Основным  направлением  развития  политической системы
общества является  дальнейшее  развертывание  демократии:  все   более
широкое участие  граждан  в  управлении делами государства и общества,
совершенствование государственного  аппарата,   повышение   активности
общественных организаций,   усиление  народного  контроля,  укрепление
правовой основы  государственной  и  общественной  жизни,   расширение
гласности, постоянный учет общественного мнения.

                    Глава 2. Экономическая система

     Статья 10.  Основу  экономической  системы  Чувашской  Республики
составляет собственность   на   средства    производства    в    форме
государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.
     Собственностью общественных   объединений   является    имущество
профсоюзных и иных общественных объединений,  организаций, необходимое
им для осуществления уставных задач.
     Государство охраняет все виды собственности и создает условия для
их преумножения.
     Никто не  вправе  использовать  государственную  собственность  в
целях личной наживы и в других корыстных целях.

     Статья 11.  Государственная собственность - общее достояние всего
народа.
     Земля, ее  недра,  воды,  растительный  и  животный  мир,  другие
природные ресурсы   являются   достоянием   народов,   проживающих  на
соответствующей территории.  В  Чувашской  Республике   подтверждается
многообразие и   равенство   государственной,  колхозно-кооперативной,
частной, коллективно-долевой    форм    собственности    на     землю,
поддерживается развитие всех форм хозяйствования:  колхозов, совхозов,
крестьянских (фермерских)  хозяйств,  их  кооперативов  и  ассоциаций.
Государству принадлежат     основные     средства    производства    в
промышленности, строительстве   и   сельском    хозяйстве,    средства
транспорта и   связи,  банки,  имущество  организованных  государством
торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный
фонд, а  также  другое имущество,  необходимое для осуществления задач
государства.

     Статья 12.  Собственностью  колхозов   и   других   кооперативных
организацией, их  объединений  являются  средства  производства и иное
имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
     Колхозы, как   и  другие  землепользователи,  обязаны  эффективно
использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

     Статья 13.  Основу   личной   собственности   граждан   Чувашской
Республики составляют  трудовые  доходы.  В личной собственности могут
находиться предметы   обихода,   личного   потребления,   удобства   и
подсобного домашнего  хозяйства,  жилой  дом  и  трудовые  сбережения.
Личная собственность  граждан  и  право  ее  наследования   охраняются
государством.
     В собственности,  пожизненном наследуемом  владении,  пользовании
граждан могут    находиться    участки    земли,   предоставляемые   в
установленном законом  порядке  для  ведения  крестьянского,   личного
подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и
огородничества, а также для  индивидуального  строительства.  Граждане
обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки.
Государство и  колхозы  оказывают  содействие  гражданам   в   ведении
подсобного хозяйства.
     Имущество, находящееся в личной собственности или  в  пользовании
граждан, не   должно   служить   для  извлечения  нетрудовых  доходов,
использоваться в ущерб интересам общества.

     Статья 14.    Источником    роста    общественного     богатства,
благосостояния народа   и   каждого  человека  является  свободный  от
эксплуатации труд людей.
     В соответствии с принципом "От каждого - по способностям, каждому
- по  труду"  государство  осуществляет  контроль  за  мерой  труда  и
потребления. Оно   определяет  размер  налога  на  доходы,  подлежащие
налогообложению.
     Общественно полезный  труд  и его результаты определяют положение
человека в обществе.  Государство,  сочетая материальные  и  моральные
стимулы, поощряя   новаторство,   творческое   отношение   к   работе,
способствует превращению труда в первую жизненную потребность  каждого
человека.

     Статья 15.  Высшая  цель  общественного  производства  - наиболее
полное удовлетворение растущих материальных  и  духовных  потребностей
людей.
     Опираясь на   творческую   активность   трудящихся,    достижения
научно-технического прогресса,    совершенствуя    формы    и   методы
руководства экономикой,      государство       обеспечивает       рост
производительности труда,   повышение   эффективности  производства  и
качества работы,  динамичное,  планомерное и пропорциональное развитие
народного хозяйства.

     Статья 16.  Экономика  Чувашской  Республики  является  составной
частью экономики Российской Федерации,  единого  народнохозяйственного
комплекса, охватывающего   все   звенья   общественного  производства,
распределения и обмена на территории Российской Федерации.
     Руководство экономикой  осуществляется  на основе государственных
планов экономического и социального развития,  с учетом отраслевого  и
территориального принципов, при сочетании централизованного управления
с хозяйственной   самостоятельностью   и   инициативой    предприятий,
объединений и   других  организаций.  При  этом  активно  используются
хозяйственный расчет,  прибыль,  себестоимость,  другие  экономические
рычаги и стимулы.

     Статья 17. Исключена.

     Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в Чувашской
Республике принимаются  необходимые   меры   для   охраны   и   научно
обоснованного, рационального  использования  земли  и ее недр,  водных
ресурсов, растительного и животного мира,  для  сохранения  в  чистоте
воздуха и  воды,  обеспечения  воспроизводства  природных  богатств  и
улучшения окружающей человека среды.

               Глава 3. Социальное развитие и культура

     Статья 19.  Социальную  основу  Чувашской  Республики  составляет
нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
     Государство способствует   усилению    социальной    однородности
общества -  стиранию  классовых различий,  существенных различий между
городом и деревней,  умственным  и  физическим  трудом,  всестороннему
развитию и сближению всех наций и народностей.

     Статья 20.  В  соответствии с идеалом "Свободное развитие каждого
есть условие свободного развития всех" государство ставит своей  целью
расширение реальных   возможностей  для  применения  гражданами  своих
творческих сил,  способностей и дарований,  для всестороннего развития
личности.

     Статья 21.  Государство  заботится  об улучшении условий и охране
труда, его научной организации,  о сокращении, а в дальнейшем и полном
вытеснении тяжелого    физического   труда   на   основе   комплексной
механизации и  автоматизации  производственных   процессов   во   всех
отраслях народного хозяйства.

     Статья 22.  В Чувашской Республике последовательно претворяется в
жизнь программа    превращения    сельскохозяйственного    труда     в
разновидность индустриального;  расширения  в  сельской местности сети
учреждений народного образования,  культуры, здравоохранения, торговли
и общественного   питания,   бытового   обслуживания  и  коммунального
хозяйства; преобразования сел и деревень в благоустроенные поселки.

     Статья 23.  На основе роста производительности труда  государство
неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных
доходов трудящихся.
     В целях более полного удовлетворения потребностей людей создаются
общественные фонды  потребления.  Государство  при   широком   участии
общественных организаций  и  трудовых  коллективов обеспечивает рост и
справедливое распределение этих фондов.

     Статья 24.  В  Чувашской  Республике  действуют   и   развиваются
государственные системы   здравоохранения,   социального  обеспечения,
торговли и   общественного   питания,    бытового    обслуживания    и
коммунального хозяйства.
     Государство поощряет   деятельность   кооперативных   и    других
общественных организаций  во  всех сферах обслуживания населения.  Оно
содействует развитию физической культуры и спорта.

     Статья 25.  В Чувашской Республике существует и  совершенствуется
единая система    народного    образования,    которая    обеспечивает
общеобразовательную и  профессиональную  подготовку  граждан,   служит
воспитанию, духовному  и  физическому развитию молодежи,  готовит ее к
труду и общественной деятельности.

     Статья 26.  В соответствии с потребностями  общества  государство
обеспечивает планомерное  развитие  науки и подготовку научных кадров,
организует внедрение  результатов  научных  исследований  в   народное
хозяйство и другие сферы жизни.

     Статья 27.   Государство  заботится  об  охране,  преумножении  и
широком использовании   духовных   ценностей   для   нравственного   и
эстетического воспитания людей, повышения их культурного уровня.
     В Чувашской    Республике    всемерно     поощряется     развитие
профессионального искусства и народного художественного творчества.

                      II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

              Глава 4. Гражданство Чувашской Республики.
                       Равноправие граждан

     Статья 28.  В соответствии  с  установленным  Законом  Российской
Федерации каждый  гражданин  Чувашской Республики является гражданином
Российской Федерации.
     Основания и    порядок    приобретения   и   утраты   гражданства
определяются Законом о гражданстве.
     Гражданин Чувашской  Республики  за границей пользуется защитой и
покровительством государства.

     Статья 29.  Граждане Чувашской  Республики  равны  перед  законом
независимо от  происхождения,  социального и имущественного положения,
расовой и  национальной  принадлежности,  пола,  образования,   языка,
отношения к  религии,  рода  и  характера занятий,  места жительства и
других обстоятельств.
     Равноправие граждан  Чувашской  Республики обеспечивается во всех
областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

     Статья 30.  Женщина и мужчина имеют в Чувашской Республике равные
права.
     Осуществление этих прав обеспечивается  предоставлением  женщинам
равных с    мужчинами   возможностей   в   получении   образования   и
профессиональной подготовки,  в  труде,  вознаграждении  за   него   и
продвижении по   работе,   в   общественно-политической  и  культурной
деятельности, а также специальными мерами по охране труда  и  здоровья
женщины; созданием  условий,  позволяющих  женщинам  сочетать  труд  с
материнством; правовой защитой,  материальной и  моральной  поддержкой
материнства и детства,  включая предоставление оплачиваемых отпусков и
других льгот  беременным  женщинам и матерям,  постепенное  сокращение
рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.

     Статья 31.   Граждане   Чувашской   Республики  различных  рас  и
национальностей имеют равные права.
     Осуществление этих  прав  обеспечивается  политикой всестороннего
развития и сближения всех наций и народностей,  воспитанием граждан  в
духе патриотизма и интернационализма, возможностью пользоваться родным
языком и языками других народов.
     Какое бы  то  ни  было  прямое  или  косвенное  ограничение прав,
установление прямых или косвенных преимуществ  граждан  по  расовым  и
национальным признакам,  равно  как  и  всякая  проповедь  расовой или
национальной исключительности, вражды или пренебрежения - наказываются
по закону.

     Статья 32.  Иностранным  гражданам  и  лицам  без  гражданства  в
Чувашской Республике гарантируются  предусмотренные  законом  права  и
свободы, в  том  числе право на обращение в суд и иные государственные
органы для защиты принадлежащих им личных,  имущественных,  семейных и
иных прав.
     Находящиеся  на  территории  Чувашской   Республики   иностранные
граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию Российской
Федерации, Конституцию Чувашской Республики и соблюдать законы.

            Глава 5. Основные права, свободы и обязанности
                     граждан Чувашской Республики

     Статья 33.  Граждане  Чувашской Республики обладают всей полнотой
социально-экономических, политических  и   личных   прав   и   свобод,
провозглашенных и  гарантируемых  Конституцией  Российской  Федерации,
Конституцией Чувашской Республики и  законами.  Государственный  строй
обеспечивает расширение  прав и свобод,  непрерывное улучшение условий
жизни граждан по мере выполнения программ  социально-экономического  и
культурного развития. использование гражданами прав и свобод не должно
наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.

     Статья 34.  Граждане Чувашской Республики имеют право на труд,  -
то есть   на  получение  гарантированной  работы  с  оплатой  труда  в
соответствии с его количеством и качеством и  не  ниже  установленного
государством минимального размера, - включая право на выбор профессии,
рода занятий и работы  в  соответствии  с  призванием,  способностями,
профессиональной подготовкой,  образованием  и  с  учетом общественных
потребностей.
     Это право   обеспечивается   системой  государственных  гарантий,
неуклонным ростом производительных  сил,  бесплатным  профессиональным
обучением, повышением   трудовой   квалификации   и   обучением  новым
специальностям, развитием   систем   профессиональной   ориентации   и
трудоустройства.

     Статья 35. Граждане Чувашской Республики имеют право на отдых.
     Это право обеспечивается установлением  для  рабочих  и  служащих
рабочей недели,  не превышающей 41 часа,  сокращенным рабочим днем для
ряда профессий и производств,  сокращенной продолжительностью работы в
ночное время;  предоставлением  ежегодных оплачиваемых отпусков,  дней
еженедельного отдыха,       а       также       расширением       сети
культурно-просветительных и   оздоровительных   учреждений,  развитием
массового спорта,   физической   культуры   и    туризма;    созданием
благоприятных возможностей  для  отдыха  по  месту жительства и других
условий рационального использования свободного времени.
     Продолжительность рабочего    времени    и   отдыха   колхозников
регулируется колхозами.

     Статья 36.  Граждане Чувашской Республики имеют право  на  охрану
здоровья.
     Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской
помощью, оказываемой  государственными  учреждениями  здравоохранения;
расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан;
развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной
санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по
оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего
поколения, включая  запрещение  детского  труда,   не   связанного   с
обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований,
направленных на   предупреждение   и   снижение   заболеваемости,   на
обеспечение долголетней активной жизни граждан.

     Статья 37.   Граждане   Чувашской   Республики   имеют  право  на
материальное обеспечение в старости,  в  случае  болезни,  полной  или
частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
     Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих
и колхозников,  пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за
счет государства и колхозов пенсий  по  возрасту,  инвалидности  и  по
случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших
трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и  об  инвалидности;
другими формами социального обеспечения.

     Статья 38. Граждане Чувашской Республики имеют право на жилище.
     Это право обеспечивается развитием и охраной  государственного  и
общественного жилищного    фонда,    содействием    кооперативному   и
индивидуальному жилищному строительству,  справедливым  распределением
под общественным  контролем  жилой  площади,  предоставляемой  по мере
осуществления программы строительства благоустроенных жилищ,  а  также
невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Чувашской
Республики должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

     Статья 39.  Граждане  Чувашской   Республики   имеют   право   на
образование.
     Это право обеспечивается бесплатностью  всех  видов  образования,
осуществлением  всеобщего обязательного среднего образования молодежи,
широким развитием профессионально-технического,  среднего специального
и   высшего   образования   на  основе  связи  обучения  с  жизнью,  с
производством;   развитием   заочного   и    вечернего    образования;
предоставлением   государственных   стипендий   и   льгот  учащимся  и
студентам;  бесплатной  выдачей   школьных   учебников;   возможностью
обучения   в   школе   на   родном   языке;   созданием   условий  для
самообразования.

     Статья 40.   Граждане   Чувашской   Республики   имеют  право  на
пользование достижениями культуры.
     Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной
и мировой  культуры,  находящихся  в  государственных  и  общественных
фондах; развитием  и равномерным размещением культурно-просветительных
учреждений на территории республики;  развитием телевидения  и  радио,
книгоиздательского дела   и   периодической  печати,  сети  бесплатных
библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

     Статья 41.  Гражданам Чувашской Республики гарантируется  свобода
научного, технического     и     художественного    творчества.    Она
обеспечивается широким    развертыванием     научных     исследований,
изобретательской и    рационализаторской    деятельности,    развитием
литературы и искусства.  Государство  создает  необходимые  для  этого
материальные условия,  оказывает  поддержку  добровольным  обществам и
творческим союзам,     организует     внедрение     изобретений      и
рационализаторских предложений  в  народное  хозяйство  и другие сферы
жизни.
     Права авторов,   изобретателей   и   рационализаторов  охраняются
государством.

     Статья 42.  Граждане Чувашской Республики имеют право участвовать
в управлении  государственными и общественными делами,  в обсуждении и
принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.
     Это право  обеспечивается возможностью избирать и быть избранными
в депутаты,  выборные государственные  органы,  принимать  участие  во
всенародных обсуждениях и голосованиях,  в народном контроле, в работе
государственных органов,   общественных    организаций    и    органов
общественной самодеятельности,  в  собраниях трудовых коллективов и по
месту жительства.

     Статья 43.  Каждый гражданин  Чувашской  Республики  имеет  право
вносить в    государственные   органы   и   общественные   организации
предложения об улучшении их  деятельности,  критиковать  недостатки  в
работе.
     Должностные лица  обязаны  в  установленные  сроки  рассматривать
предложения и  заявления  граждан,  давать  на  них ответы и принимать
необходимые меры.
     Преследование за   критику  запрещается.  Лица,  преследующие  за
критику, привлекаются к ответственности.

     Статья 44. В соответствии с интересами народа гражданам Чувашской
Республики гарантируются свободы:  слова,  печати, собраний, митингов,
уличных шествий и демонстраций.
     Осуществление этих     политических     свобод     обеспечивается
предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц
и площадей,    широким   распространением   информации,   возможностью
использования печати, телевидения и радио.

     Статья 45. Граждане Чувашской Республики имеют право объединяться
в общественные   организации,   способствующие  развитию  политической
активности и  самостоятельности,   удовлетворению   их   многообразных
интересов.
     Общественным организациям  гарантируются  условия  для  успешного
выполнения ими своих уставных задач.

     Статья 46.  Гражданам  Чувашской Республики гарантируется свобода
совести, то есть право исповедовать любую религию или не  исповедовать
никакой, отправлять   религиозные   культы   или  вести  атеистическую
пропаганду. Возбуждение вражды и  ненависти  в  связи  с  религиозными
верованиями запрещается.
     Церковь в Чувашской Республике отделена от государства и школа  -
от церкви.

     Статья 47.   Семья   находится   под  защитой  государства.  Брак
основывается на  добровольном  согласии  женщины  и  мужчины;  супруги
полностью равноправны в семейных отношениях.
     Государство проявляет заботу о семье путем  создания  и  развития
широкой сети   детских  учреждений,  организации  и  совершенствования
службы быта  и  общественного  питания,  выплаты  пособий  по   случаю
рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а
также других видов пособий и помощи семье.

     Статья 48.   Гражданам   Чувашской    Республики    гарантируется
неприкосновенность личности.  Никто  не  может  быть подвергнут аресту
иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.

     Статья 49.   Гражданам   Чувашской    Республики    гарантируется
неприкосновенность жилища.   Никто   не   имеет  права  без  законного
основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

     Статья 50.  Личная жизнь  граждан,  тайна  переписки,  телефонных
переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.

     Статья 51.  Уважение  личности,  охрана  прав  и свобод граждан -
обязанность всех государственных органов,  общественных организаций  и
должностных лиц.
     Граждане Чувашской Республики имеют право на судебную  защиту  от
посягательств на  честь  и  достоинство,  жизнь и здоровье,  на личную
свободу и имущество.

     Статья 52.  Граждане Чувашской Республики имеют право  обжаловать
действия должностных  лиц,  государственных  и  общественных  органов.
Жалобы должны быть рассмотрены в  порядке  и  в  сроки,  установленные
законом.
     Действия должностных лиц,  совершенные  с  нарушением  закона,  с
превышением полномочий,   ущемляющие   права  граждан,  могут  быть  в
установленном законом порядке обжалованы в суд.
     Граждане Чувашской  Республики  имеют право на возмещение ущерба,
причиненного незаконными  действиями  государственных  и  общественных
организаций, а  также  должностных  лиц  при  исполнении ими служебных
обязанностей.

     Статья 53.  Осуществление прав и свобод неотделимо от  исполнения
гражданином своих обязанностей.
     Гражданин Чувашской  Республики  обязан   соблюдать   Конституцию
Российской Федерации,  Конституцию  Чувашской  Республики и законы,  с
достоинством нести высокое звание гражданина Чувашской Республики.

     Статья 54.  Обязанность и дело чести каждого способного  к  труду
гражданина Чувашской  Республики  - добросовестный труд в избранной им
области общественной  полезной   деятельности,   соблюдение   трудовой
дисциплины.

     Статья 55. Исключена.

     Статья 56.   Гражданин   Чувашской  Республики  обязан  оберегать
интересы государства,  способствовать  укреплению  его  могущества   и
авторитета.
     Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина Чувашской
Республики.
     Измена Родине - тягчайшее преступление перед народом.

     Статья 57.  Воинская служба в рядах  Вооруженных  Сил  Российской
Федерации - почетная обязанность граждан Чувашской Республики.

     Статья 58. Долг каждого гражданина Чувашской Республики - уважать
национальное достоинство других  граждан,  укреплять  дружбу  наций  и
народностей многонационального государства.

     Статья 59.  Гражданин Чувашской Республики обязан уважать права и
законные интересы других лиц,  быть  непримиримым  к  антиобщественным
поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.

     Статья 60.  Граждане  Чувашской  Республики  обязаны заботиться о
воспитании детей,  готовить их к общественно полезному труду,  растить
достойными членами  общества.  Дети  обязаны  заботиться о родителях и
оказывать им помощь.

     Статья 61.  Граждане Чувашской Республики обязаны беречь природу,
охранять ее богатства.

     Статья 62.  Забота  о сохранении исторических памятников и других
культурных ценностей - долг и обязанность граждан Чувашской Республики.

     Статья 63. Интернациональный долг гражданина Чувашской Республики
- содействовать  развитию  дружбы  и  сотрудничества с народами других
стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

                  III. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ
                  И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
                   УСТРОЙСТВО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

               Глава 6. Чувашская Республика в составе
                        Российской Федерации

     Статья 64.  Чувашская Республика есть государство,  находящееся в
составе Российской Федерации.
     Вне пределов   прав  Российской  Федерации  Чувашская  Республика
самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению.

     Статья 65. Территория Чувашской Республики не может быть изменена
без ее согласия.

     Статья 66.  Ведению Чувашской Республики в лице ее высших органов
государственной власти и управления подлежат:
     1) принятие  Конституции  Чувашской  Республики  и внесение в нее
изменений;
     2) контроль за соблюдением Конституции Чувашской Республики;
     3) законодательство Чувашской Республики;
     4) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;
     5) установление в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации порядка  организации  и деятельности республиканских органов
государственной власти и управления;
     6) проведение     единой     социально-экономической    политики,
руководство экономикой     Чувашской      Республики,      обеспечение
научно-технического прогресса    и    осуществление   мероприятий   по
рациональному использованию и охране природных ресурсов;
     7) разработка и утверждение государственных планов экономического
и социального развития Чувашской Республики,  государственного бюджета
Чувашской Республики и утверждение отчетов об их выполнении;
     8) установление в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации доходов, поступающих на образование государственного бюджета
Чувашской Республики;
     9) руководство  отраслями  народного  хозяйства  республиканского
подчинения, объединениями и предприятиями республиканского и  местного
подчинения;
     10) контроль  в  соответствии  с   законодательством   Российской
Федерации за  пользованием землей,  недрами,  лесами и водами;  охрана
окружающей среды;
     11) руководство  жилищным и коммунальным хозяйством,  торговлей и
общественным питанием,  бытовым  обслуживанием   населения,   жилищным
строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов,
дорожным строительством и транспортом;
     12) руководство  народным  образованием,  культурными  и научными
организациями и учреждениями Чувашской  Республики,  здравоохранением,
физической культурой   и   спортом,  социальным  обеспечением;  охрана
памятников истории и культуры;
     13) решение других вопросов республиканского значения.

     Статья 67.  Чувашская  Республика  участвует  в решении вопросов,
отнесенных к  ведению  Российской  Федерации,  через   высшие   органы
государственной власти и управления Российской Федерации.
     Чувашская Республика  обеспечивает  комплексное  экономическое  и
социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на
этой территории полномочий  Российской  Федерации,  проводит  в  жизнь
решения высших  органов государственной власти и управления Российской
Федерации.
     По вопросам,  относящимся  к  ее  ведению,  Чувашская  Республика
координирует и контролирует  деятельность  предприятий,  учреждений  и
организаций федерального подчинения.

     Статья 68.  В  соответствии  с  Конституцией Российской Федерации
защита Отечества относится к важнейшим функциям государства и является
делом всего народа.
     В целях защиты завоеваний,  мирного труда народа,  суверенитета и
территориальной целостности   государства   созданы  Вооруженные  Силы
Российской Федерации  и  установлена  всеобщая  воинская  обязанность.
Чувашская Республика    участвует   в   обеспечении   безопасности   и
обороноспособности страны,  оснащении   Вооруженных   Сил   Российской
Федерации всем   необходимым.   Обязанности  государственных  органов,
общественных организаций и должностных  лиц,  граждан  по  обеспечению
безопасности страны  и  укреплению  ее обороноспособности определяются
законодательством Российской Федерации.

     Статья 69. В Чувашской Республике пропаганда войны запрещается.

     Статья 70.  Законы Российской Федерации обязательны на территории
Чувашской Республики.

         Глава 7. Административно-территориальное устройство
                  Чувашской Республики

     Статья 71.  Чувашская Республика определяет свое районное деление
и решает   иные  вопросы  административно-территориального  устройства
республики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 72.  Чувашская Республика состоит из районов: Алатырского,
Аликовского, Батыревского,   Вурнарского,   Ибресинского,  Канашского,
Козловского, Комсомольского,    Красноармейского,    Красночетайского,
Мариинско-Посадского, Моргаушского,       Порецкого,       Урмарского,
Цивильского, Чебоксарского,  Шемуршинского, Шумерлинского, Ядринского,
Яльчикского, Янтиковского;    городов   республиканского   подчинения:
Чебоксар, Алатыря, Канаша, Новочебоксарска, Шумерли.

          IV. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
                        И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ

               Глава 8. Система и принципы деятельности
                        Советов народных депутатов

     Статья 73.  Верховный   Совет   Чувашской   Республики   является
представительным законодательным  органом  государственной  власти,  а
местные Советы народных депутатов - представительным органом  местного
самоуправления.

     Статья 74.  Срок  полномочий Советов народных депутатов Чувашской
Республики - четыре года.
     Выборы народных   депутатов   Чувашской   Республики  и  народных
депутатов местных  Советов  народных  депутатов  Чувашской  Республики
назначаются не  позднее  чем  за  четыре  месяца  до  истечения  срока
полномочий соответствующих органов государственной власти.

     Статья 75. Важнейшие вопросы республиканского и местного значения
решаются на  сессиях  Верховного Совета Чувашской Республики и местных
Советов народных депутатов или ставятся на референдум.
     Верховный Совет  Чувашской  Республики  и местные Советы народных
депутатов избирают председателей Советов.  Верховный  Совет  Чувашской
Республики также формирует Президиум.
     Советы народных депутатов образуют постоянные  комиссии,  создают
исполнительные, а   также  другие  подотчетные  им  органы,  избирают,
назначают или утверждают их руководителей.
     Должностные лица,  избираемые  или  назначаемые Советами народных
депутатов, за исключением судей,  не  могут  занимать  свои  должности
более двух   сроков  подряд  и  могут  быть  досрочно  освобождены  от
занимаемой должности  в  случае  ненадлежащего  выполнения  ими  своих
служебных обязанностей.

     Статья 76. Исключена.

     Статья 77.  Советы  народных  депутатов  непосредственно  и через
создаваемые ими органы руководят на своих территориях всеми  отраслями
государственного, хозяйственного        и        социально-культурного
строительства, принимают   решения,   обеспечивают   их    исполнение,
осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.

     Статья 78.  Деятельность  Советов  народных депутатов строится на
основе коллективного,  свободного,  делового  обсуждения   и   решения
вопросов, гласности,    регулярной    отчетности    исполнительных   и
распорядительных органов,  других создаваемых Советами  органов  перед
ними, трудовыми   коллективами   и  населением,  широкого  привлечения
граждан к участию в их работе.
     Советы народных  депутатов  и  создаваемые  ими  органы учитывают
общественное мнение,  выносят на обсуждение граждан важнейшие  вопросы
республиканского и   местного   значения,  систематически  информируют
граждан о своей работе и принятых решениях.

                    Глава 9. Избирательная система

     Статья 79.  Выборы народных депутатов проводятся по одномандатным
или многомандатным   избирательным  округам  на  основании  всеобщего,
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

     Статья 80.  Выборы народных депутатов являются  всеобщими,  право
избирать и   быть  избранными  имеют  граждане  Чувашской  Республики,
достигшие 18 лет.
     Гражданин Чувашской   Республики   не   может  быть  одновременно
депутатом более чем в двух Советах народных депутатов.
     Лица, входящие в состав Совета Министров Чувашской Республики, за
исключением Председателя Совета Министров Чувашской Республики,  судьи
не могут  быть  депутатами  в  Совете,  которым  они  назначаются  или
избираются.
     Не могут    быть    депутатами    лица,   возглавляющие   местную
администрацию, ее отделы и иные структурные подразделения.
     В выборах  не  участвуют психически больные граждане,  признанные
судом недееспособными,  лица,  содержащиеся по  решению  суда  либо  с
санкции прокурора  в  местах  лишения свободы,  а также находящиеся по
решению суда в местах принудительного лечения.

     Статья 81. Выборы народных депутатов являются равными: избиратель
по каждому   избирательному   округу   имеет  один  голос;  избиратели
участвуют в выборах на равных основаниях.

     Статья 82.  Выборы народных депутатов являются прямыми:  народные
депутаты избираются гражданами непосредственно.

     Статья 83.  Голосование  на  выборах  народных депутатов является
тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.

     Статья 84.  Право  выдвижения  кандидатов  в  народные   депутаты
принадлежит трудовым     коллективам,    общественным    организациям,
коллективам средних специальных и высших учебных заведений,  собраниям
избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
     Число кандидатов в народные депутаты  не  ограничивается.  Каждый
участник предвыборного  собрания может предлагать для обсуждения любые
кандидатуры, в том числе и свою.
     Кандидаты в народные депутаты с момента их выдвижения участвуют в
предвыборной кампании на равных основаниях.
     В избирательные   бюллетени   может  быть  включено  любое  число
кандидатов.
     Расходы, связанные  с  подготовкой и проведением выборов народных
депутатов, производятся только за счет средств государства, выделенных
на проведение выборов.

     Статья 85. Подготовка к выборам народных депутатов осуществляется
открыто и гласно.
     Проведение выборов  обеспечивают избирательные комиссии,  которые
образуются из  представителей   трудовых   коллективов,   общественных
организаций, коллективов   средних   специальных   и   высших  учебных
заведений, собраний избирателей по месту жительства  и  военнослужащих
по воинским частям.
     Гражданам Чувашской     Республики,     трудовым     коллективам,
общественным организациям,  коллективам  средних  специальных и высших
учебных заведений гарантируется возможность свободного и всестороннего
обсуждения политических,   деловых   и  личных  качеств  кандидатов  в
народные депутаты,  а также право агитации за или против кандидатов на
собраниях, в печати, по телевидению, радио.
     Порядок проведения  выборов   народных   депутатов   определяется
законами Российской Федерации и Чувашской Республики.

     Статья 86. Избиратели дают наказы своим депутатам.
     Соответствующие Советы народных депутатов  рассматривают  наказы,
учитывают их   при  разработке  планов  экономического  и  социального
развития и составлении бюджета,  а также  при  подготовке  решений  по
другим вопросам,  организуют  выполнение наказов и информируют граждан
об их реализации.

                      Глава 10. Народный депутат

     Статья 87.  Депутаты являются полномочными представителями народа
в Советах народных депутатов.
     Участвуя в    работе    Советов,    депутаты    решают    вопросы
государственного, хозяйственного        и        социально-культурного
строительства, организуют  проведение   решений   Советов   в   жизнь,
осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий,
учреждений и организаций.
     В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными
интересами, учитывает   запросы   населения   избирательного   округа,
добивается претворения в жизнь наказов избирателей.

     Статья 88.  Депутат осуществляет свои полномочия,  как правило не
порывая с производственной или служебной деятельностью.
     На время  сессий Верховного Совета Чувашской Республики и местных
Советов народных депутатов,  а  также  для  осуществления  депутатских
полномочий в   других   случаях,   предусмотренных   законом,  депутат
освобождается от    выполнения    производственных    или    служебных
обязанностей с  возмещением  ему  расходов,  связанных  с  депутатской
деятельностью, за счет средств соответствующего  республиканского  или
местного бюджета.

     Статья 89.   Депутат   имеет   право  запроса  к  соответствующим
государственным органам и  должностным  лицам,  которые  обязаны  дать
ответ на  запрос  на  сессии  Верховного  Совета Чувашской Республики,
местного Совета народных депутатов.
     Депутат вправе  обращаться  во все государственные и общественные
органы,  предприятия,  учреждения, организации по вопросам депутатской
деятельности  и  принимать  участие  в  рассмотрении  поставленных  им
вопросов. Руководители соответствующих государственных и  общественных
органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно
принимать депутата и рассматривать  его  предложения  в  установленные
сроки.

     Статья 90. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного
и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
     Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской
деятельности устанавливаются Законом о  статусе  депутатов  и  другими
законодательными актами Российской Федерации и Чувашской Республики.

     Статья 91.  Депутат  обязан  отчитываться о своей работе,  работе
Верховного Совета Чувашской Республики или  местного  Совета  народных
депутатов перед    избирателями,    коллективами    и    общественными
организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
     Депутат, не  оправдавший доверия избирателей,  может быть в любое
время отозван  по  решению  большинства  избирателей  в  установленном
законом порядке.

              V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И
                   УПРАВЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

            Глава 11. Верховный Совет Чувашской Республики

     Статья (92).  Высшим  органом  государственной  власти  Чувашской
Республики является Верховный Совет Чувашской Республики.
     Верховный Совет  правомочен  решать   все   вопросы,   отнесенные
Конституцией Российской  Федерации  и настоящей Конституцией к ведению
Чувашской Республики.
     Верховный Совет  Чувашской  Республики  -  постоянно  действующий
законодательный и контрольный орган государственной  власти  Чувашской
Республики.
     Верховный Совет Чувашской Республики:
     1) принимает  Конституцию  Чувашской  Республики,  вносит  в  нее
изменения и дополнения;
     2) определяет  внутреннюю и внешнюю политику Чувашской Республики
в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики
Российской Федерации;
     3) принимает  решения  по  вопросам  национально-государственного
устройства, отнесенным  к ведению Чувашской Республики;  устанавливает
порядок организации и деятельности  республиканских,  местных  органов
государственной власти   и   управления;  определяет  правовой  статус
республиканских общественных организаций;
     4) определяет          порядок          решения          вопросов
административно-территориального устройства Чувашской Республики;
     5) решает  вопросы  об  изменении  границ  Чувашской Республики с
другими автономными республиками и областями  Российской  Федерации  и
вносит их на утверждение Российской Федерации;
     6) утверждает перспективные  государственные  планы  и  важнейшие
республиканские программы   экономического   и   социального  развития
Чувашской Республики;  утверждает государственные планы экономического
и социального  развития  Чувашской Республики,  государственный бюджет
Чувашской Республики;  осуществляет контроль за ходом выполнения плана
и бюджета;  утверждает отчет об их выполнении,  в случае необходимости
вносит изменения в план и бюджет;
     7) устанавливает  в  соответствии  с законодательством Российской
Федерации доходы,  поступающие на образование Государственного бюджета
Чувашской Республики;
     8) избирает Председателя Верховного Совета Чувашской Республики;
     9) избирает   первого   заместителя  и  заместителя  Председателя
Верховного Совета Чувашской Республики;
     10) избирает  из  числа  народных  депутатов Чувашской Республики
постоянные комиссии    для     ведения     законопроектной     работы,
предварительного рассмотрения  и  подготовки  вопросов,  относящихся к
ведению Верховного Совета Чувашской Республики, а также для содействия
проведению в  жизнь  законов  Чувашской  Республики  и  иных  решений,
принятых Верховным   Советом   Чувашской   Республики,   контроля   за
деятельностью государственных органов и организаций.
     Верховный Совет  Чувашской  Республики  создает,   когда   сочтет
необходимым, следственные,  ревизионные  и  иные  комиссии  по  любому
вопросу;
     11) рассматривает  предложение Президента Чувашской Республики по
кандидатуре на  должность  Председателя  Совета  Министров   Чувашской
Республики;
     12) регулярно заслушивает отчеты  образуемых  или  избираемых  им
органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц; решает
вопросы о  доверии  правительству  Чувашской   Республики   и   членам
правительства Чувашской Республики;
     13) избирает   Комитет   конституционного    надзора    Чувашской
Республики;
     14) исключен;
     15) избирает Верховный суд Чувашской Республики;
     16) избирает Высший арбитражный суд Чувашской Республики;
     17) избирает народных судей районных (городских) народных судов;
     18) направляет деятельность местных Советов народных депутатов;
     19) принимает  решения  о  проведении  республиканского народного
голосования (референдума);
     20) назначает  выборы  народных  депутатов Чувашской Республики и
народных депутатов  местных  Советов  народных   депутатов   Чувашской
Республики, утверждает  состав  Центральной  избирательной комиссии по
выборам народных депутатов Чувашской Республики;
     21) обеспечивает  единство законодательного регулирования на всей
территории Чувашской Республики;  осуществляет в пределах  компетенции
Чувашской Республики     законодательное    регулирование    отношений
собственности, организации   управления    народным    хозяйством    и
социально-культурным строительством,    бюджетно-финансовой   системы,
оплаты труда,  ценообразования и  налогообложения,  охраны  окружающей
среды и  использования  природных ресурсов,  а также других отношений,
регулирование которых относится к ведению Чувашской Республики;
     22) толкует законы Чувашской Республики;
     23) утверждает  государственные  награды  Чувашской   Республики,
устанавливает почетные звания Чувашской Республики;
     24) решает  вопросы,  связанные  с  обеспечением  конституционных
прав, свобод и обязанностей граждан Чувашской Республики и равноправия
граждан всех национальностей на территории Чувашской Республики;
     25) осуществляет  законодательную  инициативу  на Съезде народных
депутатов Российской  Федерации  и  в  Верховном   Совете   Российской
Федерации;
     26) отменяет   указы   и   распоряжения   Президента    Чувашской
Республики, постановления   Президиума   Верховного  Совета  Чувашской
Республики, распоряжения  Председателя  Верховного  Совета   Чувашской
Республики, постановления  и  распоряжения  Совета Министров Чувашской
Республики в случае несоответствия их  законам  Чувашской  Республики,
законам Российской  Федерации,  действующим  на  территории  Чувашской
Республики;
     27) опротестовывает  и  приостанавливает действие постановлений и
распоряжений Совета   Министров   Российской   Федерации   на    своей
территории, если   они   нарушают   конституционные   права  Чувашской
Республики, а также  приостанавливает   действия   актов   федеральных
министерств, государственных   комитетов   и   ведомств  в  случае  их
противоречия законам Российской Федерации и Чувашской Республики;
     28) входит   в   Конституционный   суд   Российской  Федерации  с
предложением о даче заключения в соответствии актов Верховного  Совета
Российской Федерации   и   его  палат,  проектов  актов  этих  органов
Конституции и законам Российской Федерации;
     29) решает   другие   вопросы,  отнесенные  к  ведению  Чувашской
Республики.
     Верховный Совет  принимает законы и постановления большинством от
общего числа народных депутатов Чувашской Республики.

     (Статья (92)  после  избрания  Государственного  Совета Чувашской
Республики утрачивает  силу,  а  название   главы   "Верховный   Совет
Чувашской Республики"  заменяется  на "Государственный Совет Чувашской
Республики").

              Государственный Совет Чувашской Республики

     Статья 92. Государственный Совет Чувашской Республики - постоянно
действующий представительный   законодательный  орган  государственной
власти Чувашской Республики.
     Государственный Совет Чувашской Республики:
     1) принимает Конституцию и законы Чувашской Республики,  вносит в
них изменения и дополнения;
     2) принимает решения по вопросам  национально-государственного  и
административно-территориального устройства,   отнесенным   к  ведению
Чувашской Республики; устанавливает законодательную базу организации и
деятельности республиканских  органов государственной власти и органов
местного самоуправления;
     3) решает  вопросы  об  изменения  границ  Чувашской Республики с
другими республиками и областями  в  составе  Российской  Федерации  и
вносит их на утверждение Федерального Собрания Российской Федерации;
     4) по   представлению   Президента   Чувашской   Республики   или
Председателя Кабинета   Министров   Чувашской   Республики  утверждает
перспективные государственные программы экономического  и  социального
развития, государственный  бюджет  Чувашской Республики;  осуществляет
контроль за  ходом  выполнения  государственных  программ  и  бюджета;
утверждает отчет об исполнении бюджета;
     5) избирает  Председателя   Государственного   Совета   Чувашской
Республики и двух его заместителей;
     6) избирает из числа депутатов Государственного Совета постоянные
комиссии или    комитеты    для    ведения   законопроектной   работы,
предварительного рассмотрения и  подготовки  вопросов,  относящихся  к
ведению Государственного Совета, и осуществления контрольных функций;
     7) дает согласие Президенту Чувашской  Республики  на  назначение
Председателя Кабинета Министров - главы Правительства,  если Президент
Чувашской Республики  или  вице-президент  Чувашской   Республики   не
совмещает свои   посты   с   постом  Председателя  Кабинета  Министров
Чувашской Республики;
     8) по  представлению  Президента  Чувашской  Республики  избирает
Председателя и членов Комитета конституционного надзора,  Председателя
Верховного суда,  Председателя  Высшего  арбитражного  суда,  а членов
Верховного суда, Высшего арбитражного суда и народных судей избирает в
соответствии с действующим законодательством;
     9) принимает  решения  о  проведении  республиканского  народного
голосования (референдума);
     10) назначает выборы Президента Чувашской  Республики,  депутатов
Государственного Совета   Чувашской   Республики,  в  органы  местного
самоуправления, утверждает состав центральных  избирательных  комиссий
по выборам  депутатов  Государственного  Совета и Президента Чувашской
Республики;
     11) осуществляет толкование законов Чувашской Республики;
     12) учреждает  государственные  награды  Чувашской  Республики  и
устанавливает почетные звания Чувашской Республики;
     13) осуществляет  законодательную   инициативу   на   Федеральном
Собрании Российской Федерации;
     14) отменяет распоряжения  Председателя  Государственного  Совета
Чувашской Республики  в  случае  несоответствия  их  законам Чувашской
Республики;
     15) отрешает от должности Президента Чувашской Республики в связи
с нарушением Президентом Чувашской Республики  Конституции  и  законов
Чувашской Республики,  Конституции  и  законов Российской Федерации на
основании заключения  Комитета  конституционного   надзора   Чувашской
Республики.
     Решение принимается не менее чем двумя третями голосов от  общего

Страницы: 1  2