КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ-ЭЛ. Закон. Верховный Совет Республики Марий-Эл. 03.11.92


Страницы: 1  2  


XI

                     КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
                         РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
        (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 3 НОЯБРЯ 1992 ГОДА)



     (с изменениями  и  дополнениями,  внесенными  законами Республики
Марий Эл от 16 апреля 1981 года,  от 8 декабря 1982 года,  от 2 ноября
1989 года, от 22 августа 1990 года, от 17 апреля, 26 июля и 17 октября
1991 года, 4 марта, 8 июля, 3 сентября и 3 ноября 1992 года).


     Верховный Совет Республики Марий Эл:
     - сознавая     историческую     ответственность     за     судьбу
многонационального народа республики;
     - свидетельствуя  уважение  к  суверенным  правам  всех  народов,
населяющих Российскую Федерацию;
     - реализуя  неотъемлемое  право  марийской  нации,  всего  народа
республики    на    самоопределение,    подтверждает   государственный
суверенитет Республики Марий Эл на всей ее  территории  и  заявляет  о
решимости  создать  демократическое  правовое  государство  в  составе
Российской Федерации.

               I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ
                         РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

                    Глава 1. Политическая система

     Статья 1.  Республика  Марий  Эл  есть  суверенное   государство,
созданное на    основе    осуществления   марийским   народом   своего
неотъемлемого права на самоопределение.
     Незыблемыми основами  конституционного  строя Республики Марий Эл
являются народовластие,  республиканская форма  правления,  разделение
властей.

     Статья 2.  Вся  власть  в  Республике  Марий  Эл  принадлежит  ее
многонациональному народу.  Народ осуществляет государственную  власть
через Советы  народных  депутатов,  составляющие  политическую  основу
Республики Марий Эл, и непосредственно.

     Статья 3.  Система государственной власти в Республике  Марий  Эл
строится на  принципах  разделения  законодательной,  исполнительной и
судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий
между Российской   Федерацией,   Республикой   Марий   Эл   и  местным
самоуправлением.
     Все государственные органы,  формируемые в соответствии с законом
путем демократических выборов, и должностные лица подотчетны народу.

     Статья 4.  Советское государство,  все его  органы  действуют  на
основе социалистической законности,  обеспечивают охрану правопорядка,
интересов общества, прав и свобод граждан.
     Государственные и   общественные  организации,  должностные  лица
обязаны соблюдать  Конституцию  Республики   Марий   Эл,   Конституцию
Российской Федерации,   законы   Республики   Марий   Эл,   Российской
Федерации, изданные в пределах их полномочий.

     Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся
на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование
(референдум).

     Статья 6.  Политические  партии,  профсоюзные,  молодежные,  иные
общественные организации    и    массовые    движения    через   своих
представителей, избранных в  Совет  народных  депутатов,  и  в  других
формах участвуют   в  выработке  политики  государства,  в  управлении
государственными и общественными делами.

     Статья 7.  Все политические партии,  общественные  организации  и
массовые движения,  выполняя функции, предусмотренные их программами и
уставами, действуют  в  рамках  Конституции  Российской  Федерации   и
Конституции Республики  Марий  Эл  и  законов  Российской  Федерации и
Республики Марий Эл.
     Не допускается  создание  и  деятельность  партий,  организаций и
движений, имеющих   целью    насильственное    изменение    советского
конституционного строя  и  целостности  социалистического государства,
подрыв его  безопасности,  разжигание   социальной,   национальной   и
религиозной розни.

     Статья 8.  Трудовые  коллективы  участвуют в обсуждении и решении
государственных и общественных  дел,  в  планировании  производства  и
социального развития,  в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении
и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями,  улучшения
условий труда  и  быта,  использования  средств,  предназначенных  для
развития производства,  а также на социально-культурные мероприятия  и
материальное поощрение.
     Трудовые коллективы  развивают   социалистическое   соревнование,
способствуют распространению   передовых  методов  работы,  укреплению
трудовой дисциплины,  воспитывают своих членов в духе коммунистической
нравственности, заботятся  о повышении их политической сознательности,
культуры и профессиональной квалификации.

     Статья 9.  Основным направлением  развития  политической  системы
советского общества является дальнейшее развертывание социалистической
демократии, все более широкое  участие  граждан  в  управлении  делами
государства и  общества,  совершенствование государственного аппарата,
повышение активности  общественных  организаций,  усиление   народного
контроля, укрепление  правовой  основы  государственной и общественной
жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

                    Глава 2. Экономическая система

     Статья 10. Право собственности в Республике Марий Эл признается и
охраняется государством.
     Государство создает    условия,    необходимые    для    развития
разнообразных форм собственности, и обеспечивает равную их защиту.
     Исходя из общественных  интересов,  закон  устанавливает  пределы
свободы экономической деятельности.

     Статья 11.   Земля,   ее  недра,  воды,  воздушное  пространство,
растительный и животный мир и другие природные ресурсы  на  территории
Республики Марий  Эл  являются  достоянием  ее  народа  и  объявляются
собственностью Республики Марий Эл.
     Владение, пользование  и  распоряжение  природными богатствами не
могут осуществляться в ущерб интересам народа Республики Марий  Эл,  и
регулируются Основами    законодательства   Российской   Федерации   и
законодательством Республики Марий Эл.
     Формы собственности  на  землю,  ее недра,  воды,  растительный и
животный мир,  природные  ресурсы  устанавливаются  Верховным  Советом
Республики Марий   Эл   квалифицированным   большинством  голосов  или
народным голосованием   (референдумом).   Владение,   пользование    и
распоряжение указанными  природными  богатствами регулируются законами
Республики Марий Эл,  РФ,  актами местных Советов народных  депутатов,
изданными в пределах их полномочий.

     Статья 11-1.  Государственная  собственность  Республики Марий Эл
является достоянием народа Республики Марий Эл.
     В государственной  собственности  Республики  Марий  Эл находятся
имущество государственных  предприятий,   учреждений   и   организаций
Республики Марий    Эл,    культурные    и    исторические    ценности
республиканского значения,    средства    государственного     бюджета
Республики Марий  Эл,  доли  Республики Марий Эл в золотом,  алмазном,
валютном фондах  Российской  Федерации,   в   пенсионном,   страховом,
резервном и иных фондах.
     В государственной  собственности  Республики   Марий   Эл   могут
находиться средства   производства   в   промышленности,   предприятия
транспорта, связи,  информатики,  топливно-энергетического  комплекса,
иные предприятия и иное имущество, необходимое для осуществления задач
Республики Марий Эл.
     Владение, пользование      и     распоряжение     государственной
собственностью осуществляется  в  соответствии   с   законодательством
Республики Марий   Эл,   Российской  Федерации.  Республика  Марий  Эл
участвует в управлении имуществом,  переданным  Российской  Федерацией
для выполнения их полномочий.

     Статья 12.   Собственностью   совхозов,  колхозов,  кооперативных
организаций, крестьянских   хозяйств,    их    объединений    являются
произведенная ими   продукция  и  другое  имущество,  необходимое  для
осуществления их  производственной  и  иной,  не  запрещенной  законом
деятельности.
     Земельные участки    для    производства     сельскохозяйственной
продукции предоставляются   государством  в  пользование,  пожизненное
наследуемое владение.
     Изъятие земельных участков, за исключением случаев, установленных
законодательством Республики Марий Эл, не допускается.
     Государство содействует  развитию всех форм сельскохозяйственного
производства. Исходя  из  общественных  интересов,  государство  может
устанавливать предельные размеры земельных участков.
     Землепользователи обязаны эффективно использовать землю,  бережно
относиться к ней, повышать ее плодородие.

     Статья 13.  Собственность  граждан  создается  и приумножается за
счет их трудовых доходов от участия в  общественном  производстве,  от
ведения собственного хозяйства,  иных доходов,  полученных в порядке и
на условиях, не противоречащих закону.
     Собственность граждан   и   право   ее   наследования  охраняются
государством.
     Собственность не  может  использоваться  в целях,  противоречащих
интересам общества, правам других граждан.

     Статья 14.   Гражданину    принадлежит    исключительное    право
распоряжаться своими  способностями  к производительному и творческому
труду. Гражданин осуществляет это право самостоятельно или  на  основе
трудового договора.
     Лицам, занятым  на  производстве,  основанном  на  любых   формах
собственности, законом   гарантируются   справедливые  условия  найма,
увольнения, оплаты и охраны труда.

     Статья 15.  Высшая цель  общественного  производства  -  наиболее
полное удовлетворение  растущих  материальных  и духовных потребностей
людей.

     Статья 16.  Экономика  Республики  Марий  Эл  является  составной
частью экономики  Российской Федерации,  единого народнохозяйственного
комплекса, охватывающего  все   звенья   общественного   производства,
распределения и обмена на территории Российской Федерации.
     Руководство экономикой осуществляется на  основе  государственных
планов экономического  и  социального развития, с учетом отраслевого и
территориального принципов, при сочетании централизованного управления
с хозяйственной    самостоятельностью   и   инициативой   предприятий,
объединений и  других  организаций.  При  этом  активно   используются
хозяйственный расчет,  прибыль,  себестоимость,  другие  экономические
рычаги и стимулы.

     Статья 17.  Республика  Марий  Эл  создает  условия  и   поощряет
предпринимательскую деятельность     и    хозяйственную    инициативу,
направленную на     динамичное     развитие     производства,     рост
производительности труда и повышение благосостояния общества и каждого
гражданина.
     Государство регулирует    предпринимательскую   и   хозяйственную
деятельность, обеспечивает развитие рыночного механизма,  не допускает
монополизма, защищает  интересы  граждан,  охраняет  окружающую среду,
осуществляет единую налоговую,  финансовую политику,  разрешает  споры
между участниками  экономической  жизни,  пресекает  злоупотребления в
предпринимательской и хозяйственной деятельности.

     Статья 18.  В  интересах  настоящего  и   будущих   поколений   в
Республике Марий  Эл  принимаются необходимые меры для охраны и научно
обоснованного рационального использования  земли  и  ее  недр,  водных
ресурсов, растительного  и  животного  мира,  для сохранения в чистоте
воздуха и  воды,  обеспечения  воспроизводства  природных  богатств  и
улучшения окружающей человека среды.

               Глава 3. Социальное развитие и культура

     Статья 19.  Социальную  основу  Республики  Марий  Эл  составляет
нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
     Государство способствует    усилению   социальной    однородности
общества - стиранию классовых различий,  существенных  различий  между
городом и  деревней,  умственным  и  физическим трудом,  всестороннему
развитию и сближению всех наций и народностей Российской Федерации.

     Статья 20.  Государство ставит своей  целью  расширение  реальных
возможностей для   применения   гражданами   своих   творческих   сил,
способностей и дарований, для всестороннего развития личности.

     Статья 21.  Государство заботится об улучшении условий  и  охране
труда, его научной организации,  о сокращении, а в дальнейшем и полном
вытеснении тяжелого   физического   труда   на   основе    комплексной
механизации производственных  процессов  во  всех  отраслях  народного
хозяйства.

     Статья 22.  В Республике Марий Эл последовательно претворяется  в
жизнь программа     превращения    сельскохозяйственного    труда    в
разновидность индустриального;  расширения в сельской  местности  сети
учреждений народного образования,  культуры, здравоохранения, торговли
и общественного  питания,  бытового   обслуживания   и   коммунального
хозяйства; преобразования сел и деревень в благоустроенные поселки.

     Статья 23.  На  основе роста производительности труда государство
неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных
доходов трудящихся.
     В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей
создаются общественные  фонды  потребления.  Государство  при  широком
участии общественных организаций и трудовых  коллективов  обеспечивает
рост и справедливое распределение этих фондов.

     Статья 24.   В   Республике  Марий  Эл  действуют  и  развиваются
государственные системы  здравоохранения,   социального   обеспечения,
торговли и    общественного    питания,    бытового   обслуживания   и
коммунального хозяйства.
     Государство поощряет    деятельность   кооперативных   и   других
общественных организаций во всех сферах  обслуживания  населения.  Оно
содействует развитию массовой физической культуры и спорта.

     Статья 25. Исключена.

     Статья 26.  В  соответствии  с потребностями общества государство
обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку  научных  кадров,
организует внедрение   результатов  научных  исследований  в  народное
хозяйство и другие сферы жизни.

     Статья 27.  Государство  заботится  об  охране,  приумножении   и
широком использовании   духовных   ценностей   для   нравственного   и
эстетического воспитания советских  людей,  повышения  их  культурного
уровня.
     В Республике    Марий    Эл    всемерно    поощряется    развитие
профессионального искусства и народного художественного творчества.

                      II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

            Глава 4. Права и свободы человека и гражданина

     Статья 28.  Государство  признает  и  утверждает  права и свободы
человека, его честь и достоинство как высшую ценность.
     Права и свободы человека принадлежат ему от рождения и могут быть
ограничены законом только в той мере,  в какой это необходимо в  целях
защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав
и интересов других людей в демократическом обществе.
     Перечень прав и свобод,  закрепленных настоящей Конституцией,  не
является исчерпывающим и не умаляет других прав и  свобод  человека  и
гражданина.
     Общепризнанные международные   нормы,   относящиеся   к    правам
человека, имеют  преимущество  перед  законом  Республики  Марий  Эл и
непосредственно порождают права и обязанности граждан Республики Марий
Эл.

     Статья 29. Все равны перед законом и судом.
     Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо  от
расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного
и должностного  положения,  места  жительства,  отношения  к  религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям,  а также других
обстоятельств.
     Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.
     Лица, виновные в нарушении равноправия  граждан,  привлекаются  к
ответственности на основании закона.

     Статья 30.  Осуществление человеком своих прав и свобод не должно
нарушать права и свободы других лиц.
     Запрещается использование   прав  и  свобод  для  насильственного
изменения конституционного строя,  разжигания  расовой,  национальной,
классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

     Статья 31.  Каждый  имеет  право  на  приобретение  и прекращение
гражданства Республики Марий Эл в соответствии с  законами  Республики
Марий Эл и Российской Федерации.
     Гражданин Республики Марий Эл не может быть лишен ее  гражданства
и выслан за ее пределы.
     Гражданин Республики  Марий  Эл  не  может  быть  выдан   другому
государству иначе как на основании закона или международного договора.
     Республика Марий  Эл  предоставляет  своим  гражданам  защиту   и
покровительство за ее пределами.

     Статья 32.  Лица,  не являющиеся гражданами Республики Марий Эл и
законно находящиеся на ее территории,  пользуются правами и свободами,
а также  несут обязанности граждан Республики Марий Эл,  за изъятиями,
установленными Конституцией,  законами  и  международными   договорами
Республики Марий Эл и Российской Федерации.

     Статья 33.  Каждый  имеет  право  на  жизнь.  Никто не может быть
произвольно лишен  жизни.  Государство  стремится  к   полной   отмене
смертной казни. Смертная казнь впредь до ее отмены может применяться в
качестве исключительной меры наказания за  особо  тяжкие  преступления
против личности только по приговору суда.

     Статья 34.    Каждый    имеет   право   на   свободу   и   личную
неприкосновенность.
     Заключение под стражу и лишение свободы допускается исключительно
на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законом.
     Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому
или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто
не может  быть  без его добровольного согласия подвергнут медицинским,
научным или иным опытам.
     Задержание может быть обжаловано в судебном порядке.

     Статья 35.  Каждый  имеет право на неприкосновенность его частной
жизни, на тайну переписки,  телефонных переговоров, телеграфных и иных
сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с
законом на основании судебного решений.
     Каждый имеет право на уважение и защиту его чести и достоинства.
     Сбор, хранение,  использование  и  распространение  информации  о
частной жизни  лица  без  его согласия не допускается,  за исключением
случаев, указанных в законе.

     Статья 36. Жилище неприкосновенно. Никто не имеет права проникать
в жилище против воли проживающих в нем лиц.
     Обыск и иные действия,  совершаемые с  проникновением  в  жилище,
допускаются на основании судебного решения.
     В случаях,   не   терпящих    отлагательств,    возможен    иной,
установленный законом    порядок,    предусматривающий    обязательную
последующую проверку судом законности этих действий.

     Статья 37.  Каждый имеет право  на  свободу  передвижения,  выбор
места пребывания и жительства.
     Гражданин Республики Марий Эл имеет право свободно вызжать за  ее
пределы и беспрепятственно возвращаться.
     Ограничения этих прав допускаются только на основании закона.

     Статья 38.  Каждый имеет право на свободу мысли,  слова,  а также
беспрепятственное выражение  своих мнений и убеждений.  Никто не может
быть принужден к выражению своих мнений и убеждений.
     Каждый имеет  право  искать,  получать  и свободно распространять
информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом.

     Статья 39. Каждому гарантируется свобода совести - право свободно
исповедовать любую  религию  или  не  исповедовать никакой,  выбирать,
иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и
действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.
     Религиозные объединения  в  Республике  Марий  Эл   отделены   от
государства, государственная   система   образования   носит  светский
характер.
     Все религии   и  религиозные  объединения  равны  перед  законом.
Оскорбление убеждений преследуется по закону.

     Статья 40.  Каждый  гражданин  Республики  Марий  Эл,  убеждениям
которого противоречит несение военной службы, имеет право на ее замену
выполнением альтернативных   гражданских   обязанностей   в   порядке,
установленном законом.

     Статья 41.  Каждый  вправе  свободно определять свою национальную
принадлежность. Никто  не  должен  быть  принужден  к  определению   и
указанию его национальной принадлежности.
     Каждый имеет  право  на  пользование   родным   языком,   включая
обучение и воспитание на родном языке.
     Оскорбление национального  достоинства  человека  преследуется по
закону.

     Статья 42. Граждане Республики Марий Эл имеют право участвовать в
управлении делами общества и государства как  непосредственно,  так  и
через своих  представителей,  свободно  избираемых на основе всеобщего
равного избирательного права при тайном голосовании.

     Статья 43.  Граждане  Республики  Марий  Эл  имеют  равное  право
доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со
своей профессиональной подготовкой  и  без  какой-либо  дискриминации.
Требования, предъявленные  к  кандидату  на должность государственного
служащего, обуславливаются   исключительно   характером    должностных
обязанностей.

     Статья 44. Граждане Республики Марий Эл вправе собираться мирно и
без оружия,  проводить  митинги,  уличные  шествия,   демонстрации   и
пикетирование при условии предварительного уведомления властей.

     Статья 45.   Граждане   Республики   Марий   Эл  имеют  право  на
объединение. Ограничение этого права может  быть  установлено   только
решением суда на основании закона.

     Статья 46.  Граждане  Республики  Марий Эл имеют право направлять
личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным
лицам, которые  в  пределах  своей компетенции обязаны рассмотреть эти
обращения, принять по  ним  решения  и  дать  мотивированный  ответ  в
установленный законом срок.

     Статья 47.  Каждый имеет право быть собственником,  то есть иметь
право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими
объектами собственности  как индивидуально,  так и совместно с другими
лицами. Никто не может быть лишен собственности  помимо  его  воли,  и
иначе, чем на основании закона и по решению суда.
     Право наследования гарантируется законом.
     Каждый имеет   право   на  предпринимательскую  деятельность,  не
запрещенную законом.

     Статья 48.  Каждый имеет  право  на  труд,  который  он  свободно
выбирает или    на   который   свободно   соглашается,   также   право
распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и  род
занятий.
     Каждый имеет  право  на  условия  труда,  отвечающие  требованиям
безопасности и  гигиены,  на  равное вознаграждение за равный труд без
какой бы то ни было дискриминации и  не  ниже  установленного  законом
минимального размера.
     Принудительный труд запрещен.

     Статья 49. Каждый работник имеет право на отдых.
     Работающим по    найму    гарантируются   установленные   законом
продолжительность рабочего   времени,   еженедельные   выходные   дни,
праздничные дни,  оплачиваемый  ежегодный отпуск,  сокращенный рабочий
день для ряда профессий и работ.

     Статья 50.  Каждый имеет право на  квалифицированную  медицинскую
помощь в    государственной   системе   здравоохранения.   Государство
принимает меры,    направленные    на    развитие     государственной,
муниципальной и  частной системы здравоохранения,  а также медицинское
страхование; поощряет  деятельность,   способствующую   экологическому
благополучию, укреплению   здоровья   каждого,   развитию   физической
культуры и спорта.
     Сокрытие государственными    должностными    лицами    фактов   и
обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью  людей,  преследуется
по закону.

     Статья 51.  Каждый  имеет  право  на  социальное  обеспечение  по
возрасту, в случаях утраты  трудоспособности,  потери  кормильца  и  в
иных, установленных законом случаях.
     Пенсии, пособия  и   другие   виды   социальной   помощи   должны
обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного
минимума.
     Государство развивает    систему    социального   страхования   и
обеспечения.
     Поощряется создание общественных фондов социального обеспечения и
благотворительность.

     Статья 52.  Каждый  имеет  право  на  образование.  Гарантируется
общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного
образовательного стандарта.
     Каждый вправе  на  конкурсной  основе  бесплатно  получить высшее
образование в государственном заведении.

     Статья 53.  Каждый имеет право на жилище.  Никто  не  может  быть
произвольно лишен жилища.
     Государство поощряет    жилищное    строительство,    содействует
реализации права на жилище.
     Жилье малоимущим  гражданам  предоставляется  бесплатно  или   на
льготных условиях из государственных и муниципальных жилищных фондов.
     Граждане Республики  Марий  Эл  должны   бережно   относиться   к
предоставленному им жилищу.

     Статья 54.   Государство   обеспечивает   защиту   материнства  и
младенчества, прав детей,  инвалидов,  умственно отсталых лиц, а также
граждан, отбывших  наказание  в местах лишения свободы и нуждающихся в
социальной поддержке.

     Статья 55.  Свобода  художественного,  научного  и   технического
творчества, исследований  и  преподавания,  а  также  интеллектуальная
собственность охраняются законом.
     Признается право   каждого   на  участие  в  культурной  жизни  и
пользовании учреждениями культуры.

     Статья 56.  Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные
интересы всеми способами, не противоречащими закону.

     Статья 57.  Государственные органы, учреждения и должностные лица
обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться  с  документами  и
материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы,  если
иное не предусмотрено законом.

     Статья 58.  Каждому гарантируется  судебная  защита  его  прав  и
свобод. Решения  и  деяния должностных лиц,  государственных органов и
общественных организаций,  повлекшие за  собой  нарушение  закона  или
превышение полномочий,  а  также ущемляющие права граждан,  могут быть
обжалованы в суд.
     Каждый вправе   в   соответствии   с   международными  договорами
Республики Марий Эл и Российской Федерации обращаться в  международные
органы по  защите  прав и свобод человека и гражданина,  если ему было
отказано в защите его прав во  всех  установленных  республиканским  и
федеральным законом судебных инстанциях.

     Статья 59.  Права  жертв  преступлений  и злоупотреблений властью
охраняются законом.  Государство обеспечивает им доступ к правосудию и
скорейшую компенсацию за причиненный ущерб.

     Статья 60. Каждый обвиняемый в преступлении считается невиновным,
пока его  виновность  не  будет  доказана  в  предусмотренном  законом
порядке и   установлена   вступившим   в   законную   силу  приговором
компетентного, независимого и  беспристрастного  суда.  Обвиняемый  не
должен доказывать   свою   невиновность.   Неустранимые   сомнения   в
виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
     Каждый осужденный   за  преступление  имеет  право  на  пересмотр
приговора вышестоящей судебной  инстанцией  в  порядке,  установленном
законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
     Никто не должен дважды нести уголовную или  иную  ответственность
за одно и то же правонарушение.
     Доказательства, полученные с  нарушением  закона,  признаются  не
имеющими юридической силы.

     Статья 61.  Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность
лица, обратной силы не имеет.  Никто не может нести ответственность за
действия, которые    в    момент   их   совершения   не   признавались
правонарушением. Если после совершения правонарушения  ответственность
за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
     Закон, предусматривающий наказание  граждан  или  ограничение  их
прав, вступает  в  силу  только  после его опубликования в официальном
порядке.

     Статья 62.  Никто не обязан свидетельствовать против себя самого,
своего супруга  и  близких  родственников,  круг  которых определяется
законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи  освобождения  от
обязанности давать показания.

     Статья 63.    Каждому    гарантируется   право   на   пользование
квалифицированной юридической  помощью.  В  случаях,   предусмотренных
законом, эта помощь оказывается бесплатно.
     Каждое задержанное,  заключенное  под  стражу  или  обвиняемое  в
совершении преступления лицо имеет право пользоваться помощью адвоката
(защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу
или предъявления обвинения.

     Статья 63-1.   Каждый  имеет  право  на  возмещение  государством
всякого вреда,  причиненного  незаконными  действиями  государственных
органов или должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.

     Статья 63-2.  Временное  ограничение  прав  и  свобод  человека и
гражданина допускается в случае введения  чрезвычайного  положения  на
основании и в пределах, устанавливаемых законом.

           Глава 5. Обязанности граждан Республики Марий Эл

     Статья 63-3. Каждый должен соблюдать Конституцию Республики Марий
Эл и Российской Федерации, законы, уважать права и свободы других лиц,
нести иные, установленные законом обязанности.
     Незнание официально  опубликованного  закона  не  освобождает  от
ответственности за его несоблюдение.
     Исполнение явно   преступного    приказа    влечет    за    собой
ответственность по закону.

     Статья 63-4. Основное общее образование обязательно.
     Родители или лица,  их заменяющие,  должны  обеспечить  получение
детьми основного общего образования.

     Статья 63-5.  Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к животному и растительному миру.

     Статья 63-6.  Каждый обязан заботиться о сохранении исторического
и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

     Статья 63-7. Каждый обязан платить законно установленные налоги и
платежи.

     Статья 63-8.  Гражданин Республики  Марий  Эл  в  соответствии  с
федеральным и  республиканским  законом  несет гражданскую обязанность
участвовать в  осуществлении  правосудия  в  качестве  народного   или
присяжного заседателя.

     Статья 63-9.  Защита Отечества является долгом граждан Республики
Марий Эл.
     Граждане Республики  Марий Эл несут военную службу в соответствии
с законом.

     Статья 63-10.  Никто  не  должен  быть  принужден  к   исполнению
обязанностей, не  предусмотренных  Конституцией  Республики Марий Эл и
законом.

                   III. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ
                   И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
                    УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

              Глава 6. Республика Марий Эл - республика
                       в составе Российской Федерации

     Статья 64.  Республика  Марий  Эл  в составе Российской Федерации
обладает всей     полнотой      государственной      (законодательной,
исполнительной, судебной)   власти  на  своей  территории,  кроме  тех
полномочий, которые переданы (отнесены) к ведению федеральных  органов
государственной власти Российской Федерации.
     Территория и статус Республики Марий Эл не  могут  быть  изменены
без ее согласия.

     Статья 65.  К  ведению федеральных органов государственной власти
Российской Федерации относятся:
     а) принятие   и  изменение  Конституции  Российской  Федерации  и
федеральных законов, контроль за их соблюдением;
     б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
     в) регулирование   прав   и   свобод   человека   и   гражданина,
регулирование и защита национальных меньшинств; гражданство Российской
Федерации;
     г) установление   системы  федеральных  органов  законодательной,
исполнительной и   судебной   власти,   порядка   их   организации   и
деятельности; формирование федеральных государственных органов;
     д) федеральная государственная собственность и управление ею;
     е) установление   основ   федеральной   политики   и  федеральные
программы в области государственного,  экономического, экологического,
социального, культурного   и   национального   развития  в  Российской
Федерации;
     ж) установление    правовых   основ  единого  рынка;  финансовое,
валютное, кредитное,  таможенное  регулирование,   денежная   эмиссия,
основы ценовой  политики;  федеральные  экономические службы,  включая
федеральные банки;
     з) федеральный  бюджет;  федеральные налоги и сборы,  федеральные
фонды регионального развития;
     и) федеральные   энергетические   системы,   ядерная  энергетика,
расщепляющиеся материалы;  федеральные  транспорт,   пути   сообщения,
информация и связь; деятельность в космосе;
     к) внешняя  политика   и   международные   отношения   Российской
Федерации, международные договоры Российской Федерации;  вопросы войны
и мира;
     л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
     м) оборона и безопасность;  оборонное  производство;  определение
порядка продажи  и  покупки  оружия,  боеприпасов,  военной  техники и
другого военного имущества;  производство  расщепляющихся  материалов,
ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
     н) статус и защита государственной границы,  территориальных вод,
воздушного пространства,  экономической зоны и континентального шельфа
Российской Федерации;
     о) судоустройство;             прокуратура;            уголовное,
уголовно-процессуальное и  уголовно-исполнительное   законодательство;
амнистия и   помилование;   гражданское,  гражданско-процессуальное  и
арбитражно-процессуальное законодательство;
     п) федеральное коллизионное право;
     р) метеорологическая  служба,  стандарты,  эталоны,   метрическая
система и  исчисление  времени;  геодезия  и картография;  официальный
статистический и бухгалтерский учет;
     с) государственные   награды   и   почетные   звания   Российской
Федерации;
     т) федеральная государственная служба.
     Органы власти  Республики  Марий  Эл  участвуют  в  осуществлении
федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами.
     Республике Марий Эл гарантируется представительство в федеральных
органах государственной власти Российской Федерации.

     Статья 65-1.    К   совместному   ведению   федеральных   органов
государственной власти Российской Федерации и органов  государственной
власти Республики Марий Эл относятся:
     а) обеспечение  соответствия  Конституции  и  законов  Республики
Марий Эл Конституции и законам Российской Федерации;
     б) защита прав и свобод человека и гражданина,  прав национальных
меньшинств; обеспечение    законности,    правопорядка,   общественной
безопасности; режим пограничных зон;
     в) разграничение государственной собственности;
     г) природопользование,  охрана  окружающей  среды  и  обеспечение
экологической безопасности;  особо  охраняемые  природные  территории;
охрана памятников истории и культуры;
     д) общие   вопросы   воспитания,  образования,  науки,  культуры,
физической культуры и спорта;
     е) координация    вопросов    здравоохранения,    защиты   семьи,
материнства, отцовства   и   детства;   социальная   защита,   включая
социальное обеспечение;
     ж) проведение  мер   по   борьбе   с   катастрофами,   стихийными
бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
     з) установление общих принципов налогообложения и сборов;
     и) административное,   административно-процессуальное,  трудовое,
семейное, земельное,  жилищное,   водное,   лесное   законодательство,
законодательство о   недрах,  об  охране  окружающей  среды;  правовое
регулирование интеллектуальной собственности;
     к) судоустройство; адвокатура, нотариат; кадры правоохранительных
органов;
     л) защита  исконной  среды  обитания и традиционного образа жизни
малочисленных этнических общностей;
     м) установление     общих    принципов    организации    местного
самоуправления.
     По вопросам,  указанным  в части 1 настоящей статьи,  федеральные
органы государственной  власти  Российской  Федерации  издают   Основы
законодательства, в  соответствии  с  которыми  органы государственной
власти Республики   Марий   Эл   осуществляют   собственное   правовое
регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.
     Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в части
1 настоящей статьи,  направляются Республике Марий Эл, соответствующие
предложения которой  рассматриваются  в  Верховном  Совете  Российской
Федерации.

     Статья 66.  Ведению  Республики Марий Эл в лице ее высших органов
государственной власти подлежат:
     1) принятие  Конституции  Республики  Марий  Эл  и внесение в нее
изменений;
     2) контроль за соблюдением Конституции Республики Марий Эл;
     3) законодательство Республики Марий Эл;
     4) государственное устройство и территория Республики Марий Эл;
     5) охрана государственного порядка; регулирование и защита прав и
свобод человека  и  гражданина,  регулирование  и  защита национальных
меньшинств; гражданство Республики Марий Эл;
     6) установление  системы государственных органов законодательной,
исполнительной и   судебной   власти,   порядка   их   организации   и
деятельности; формирование  республиканских  государственных  органов;
установление принципов организации  и  деятельности  органов  местного
самоуправления;
     7) республиканская государственная собственность и управление ею;
     8) установление  основ республиканской политики и республиканские
программы в области государственного,  экономического, экологического,
социального, культурного  и  национального развития в Республике Марий
Эл;
     9) республиканские  экономические  службы,  включая  национальные
(республиканские) банки;
     10) республиканский   бюджет;  республиканские  налоги  и  сборы;
республиканские фонды развития;
     11) республиканская государственная служба;
     12) контроль в соответствии с законодательством Республики  Марий
Эл и  Российской Федерации за пользованием землей,  недрами,  лесами и
водами; охраной окружающей среды;
     13) руководство  жилищным и коммунальным хозяйством,  торговлей и
общественным питанием,  бытовым  обслуживанием   населения,   жилищным
строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов,
дорожным строительством и транспортом;
     14) руководство  народным  образованием,  культурными  и научными
организациями и учреждениями Республики  Марий  Эл,  здравоохранением,
физической культурой   и   спортом,  социальным  обеспечением;  охрана
памятников истории и культуры;
     15) государственные награды и почетные звания Республики Марий Эл;
     16) решение других вопросов государственной власти.

     Статья 66-1.  Республика  Марий   Эл   является   самостоятельным
участником международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с
другими республиками,  краями,   областями,   автономными   областями,
автономными округами    Российской    Федерации   в   соответствии   с
Конституцией и    законами    Российской    Федерации.     Координация
международных и  внешнеэкономических  отношений  Республики  Марий  Эл
осуществляется органами государственной  власти  Российской  Федерации
совместно с Республикой Марий Эл.
     Вопросы владения,  пользования и  распоряжения  землей,  недрами,
водными и   другими   природными   ресурсами   регулируются   Основами
законодательства Российской Федерации и  законодательством  Республики
Марий Эл.    По    взаимной    договоренности    федеральных   органов
государственной власти Российской Федерации и органов  государственной
власти Республики  Марий  Эл определяется статус федеральных природных
ресурсов.
     В случае,   если  чрезвычайное  положение  вводится  федеральными
органами государственной власти  Российской  Федерации  на  территории
Республики Марий   Эл,  необходимо  предварительное  согласие  органов
государственной власти  Республики  Марий  Эл.  Если   обстоятельства,
служащие основанием для введения чрезвычайного положения,  затрагивают
территорию только  Республики  Марий  Эл,  чрезвычайное  положение   в
Республике Марий Эл может быть введено органами государственной власти
Республики Марий Эл с немедленным уведомлением  Президента  Российской
Федерации и  Верховного Совета Российской Федерации и осуществляется в
соответствии с федеральным законом.

     Статья 67.  Федеральные органы государственной власти  Российской
Федерации по  соглашению  с  органами власти Республики Марий Эл могут
передавать этим органам осуществление части своих полномочий.
     Органы власти  Республики  Марий  Эл по соглашению с федеральными
органами государственной власти Российской Федерации могут  передавать
им осуществление части своих полномочий.

     Статья 68.  Федеральные  органы государственной власти Российской
Федерации и органы власти Республики Марий  Эл  исполняют  федеральные
законы и иные правовые акты Российской Федерации в Республике Марий Эл
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     Юридические документы,   выданные   органами   власти  Российской
Федерации, Республики Марий Эл в  пределах  полномочий  этих  органов,
учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской
Федерации.

     Статья 68-1. Федеральные органы государственной власти Российской
Федерации не  могут  издавать правовые акты по вопросам,  отнесенным к
введению органов государственной власти Республики Марий Эл.  В случае
издания органами  Республики Марий Эл законов,  иных правовых актов по
вопросам, отнесенным к  исключительному  ведению  федеральных  органов
государственной власти  Российской Федерации,  применяются федеральные
законы.
     Отношения между   федеральными  органами  государственной  власти
Российской Федерации  и  органами  государственной  власти  Республики
Марий Эл   строятся   на   основе  Конституции  Российской  Федерации,
Конституции Республики   Марий   Эл,   взаимоуважения    и    взаимной
ответственности. Споры   разрешаются   с  обязательным  использованием
согласительных процедур  в  порядке,  установленном   Конституцией   и
законами Российской Федерации.
     Споры по вопросам,  указанным в части 1 настоящей  статьи,  и  по
вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения в соответствии со
статьей 65-1   Конституции   Республики    Марий    Эл,    разрешаются
Конституционным Судом Российской Федерации.

     Статья 69. В Республике Марий Эл пропаганда войны запрещается.

     Статья 70. Законы и иные нормативные акты органов государственной
власти Российской   Федерации,   принятые   в   пределах   полномочий,
определенных федеративным    договором,    действуют   на   территории
Республики Марий Эл непосредственно.

         Глава 7. Административно-территориальное устройство
                  Республики Марий Эл

     Статья 71. Республика Марий Эл определяет свое районное деление и
решает иные   вопросы   административно-территориального    устройства
республики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 72.  Республика  Марий  Эл состоит из районов:  Волжского,
Горномарийского, Звениговского,      Килемарского,       Куженерского,
Мари-Турекского, Медведевского,     Моркинского,     Новоторъяльского,
Оршанского, Параньгинского,  Сернурского,  Советского   и   Юринского;
городов республиканского    подчинения:    Йошкар-Олы,    Волжска    и
Козьмодемьянска.

          IV. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
                        И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ

               Глава 8. Система и принципы деятельности
                        Советов народных депутатов

     Статья 73. Советы народных депутатов - Верховный Совет Республики
Марий Эл,  местные  Советы  народных депутатов - районные,  городские,
поселковые и сельские -  составляют  единую  систему  представительных
органов государственной власти Республики Марий Эл.

     Статья 74. Срок полномочий Советов народных депутатов - пять лет.
     Выборы народных  депутатов  Республики  Марий   Эл   и   народных
депутатов местных  Советов назначаются не позднее чем за четыре месяца
до истечения срока полномочий соответствующих органов  государственной
власти.

     Статья 75. Важнейшие вопросы республиканского и местного значения
решаются на сессиях Верховного Совета Республики Марий  Эл  и  местных
Советов народных депутатов или ставятся на референдумы.
     Верховный Совет Республики Марий  Эл  избирается  непосредственно
избирателями. Верховный    Совет    Республики   Марий   Эл   избирает
Председателя Верховного Совета Республики  Марий  Эл.  Местные  Советы
народных депутатов Республики Марий Эл избирают председателей Советов.

     Статья 76. Исключена.

     Статья 77.  Советы  народных  депутатов  непосредственно  и через
создаваемые ими органы руководят на своих территориях всеми  отраслями
государственного, хозяйственного        и        социально-культурного
строительства, принимают   решения,   обеспечивают   их    исполнение,
осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.

     Статья 78.  Деятельность  Советов  народных депутатов строится на
основе коллективного,  свободного,  делового  обсуждения   и   решения
вопросов, гласности,    регулярной    отчетности    исполнительных   и
распорядительных органов,  других создаваемых Советами  органов  перед
ними, трудовыми   коллективами   и  населением,  широкого  привлечения
граждан к участию в их работе.
     Советы народных  депутатов  и  создаваемые  ими  органы учитывают
общественное мнение,  выносят на обсуждение граждан важнейшие  вопросы
республиканского (Республики    Марий   Эл)   и   местного   значения,
систематически информируют граждан о своей работе и принятых решениях.

                    Глава 9. Избирательная система

     Статья 79.  Выборы народных депутатов проводятся по одномандатным
или многомандатным избирательным округам на основе всеобщего,  равного
и прямого избирательного права при тайном голосовании.

     Статья 80.  Выборы народных депутатов являются  всеобщими:  право
избирать и   быть  избранными  имеют  граждане  Республики  Марий  Эл,
достигшие 18 лет.
     Гражданин Республики   Марий   Эл   не  может  быть  одновременно
депутатом более чем в двух Советах народных депутатов.
     Лица, входящие   в  состав  Правительства  Республики  Марий  Эл,
руководители ведомств Республики Марий Эл, а также лица, возглавляющие
местную администрацию,   отделы,   управления   и   иные   структурные
подразделения администрации,  не могут быть  соответственно  народными
депутатами Республики  Марий Эл или соответствующего представительного
органа местного  самоуправления.   Судьи  не  могут  быть   депутатами
Совета, которым они избираются.
     Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, если они
осуществляют надзор  за законностью издаваемых этими органами правовых
актов.
     В выборах  не  участвуют психически больные граждане,  признанные
судом недееспособными,  и  лица,  на   день   голосования   отбывающие
наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

     Статья 81. Выборы народных депутатов являются равными: избиратель
по каждому  избирательному  округу  имеет   один   голос;   избиратели
участвуют в выборах на равных основаниях.

     Статья 82.  Выборы народных депутатов являются прямыми:  народные
депутаты избираются гражданами непосредственно.

     Статья 83.  Голосование на выборах  народных  депутатов  является
тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.

     Статья 84.   Право  выдвижения  кандидатов  в  народные  депутаты
принадлежит трудовым    коллективам,    общественным     организациям,
коллективам средних специальных и высших учебных заведений,  собраниям
избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
     Число кандидатов  в  народные депутаты не ограничивается.  Каждый
участник предвыборного собрания может предлагать для обсуждения  любые
кандидатуры, в том числе и свою.
     Кандидаты в народные депутаты с момента их выдвижения участвуют в
предвыборной кампании на равных основаниях.
     В избирательные  бюллетени  может  быть  включено   любое   число
кандидатов.
     Расходы, связанные с подготовкой и проведением  выборов  народных
депутатов, производятся только за счет средств государства, выделенных
на проведение выборов.

     Статья 85. Подготовка к выборам народных депутатов осуществляется
открыто и гласно.
     Проведение выборов обеспечивают избирательные  комиссии,  которые
образуются из   представителей   трудовых   коллективов,  общественных
организаций, коллективов  средних   специальных   и   высших   учебных
заведений, собраний  избирателей  по месту жительства и военнослужащих
по воинским частям.
     Гражданам Республики Марий Эл, трудовым коллективам, общественным
организациям, коллективам  средних  специальных   и   высших   учебных
заведений гарантируется   возможность   свободного   и   всестороннего
обслуживания политических,  деловых  и  личных  качеств  кандидатов  в
народные депутаты,  а  также право агитации за или против кандидата на
собраниях, в печати, по телевидению, радио.
     Порядок проведения   выборов   народных   депутатов  определяется
законами Российской Федерации и Республики Марий Эл.

     Статья 86. Избиратели дают наказы своим депутатам.
     Соответствующие Советы  народных  депутатов рассматривают наказы,
учитывают их  при  разработке  планов  экономического  и   социального
развития и  составлении  бюджета,  а  также  при подготовке решений по
другим вопросам,  организуют выполнение наказов и информируют  граждан
об их реализации.

                      Глава 10. Народный депутат

     Статья 87.  Депутаты являются полномочными представителями народа
в Советах народных депутатов.
     Участвуя в    работе    Советов,    депутаты    решают    вопросы
государственного, хозяйственного        и        социально-культурного
строительства, организуя   проведение   решений   Советов   в   жизнь,
осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий,
учреждений и организаций.
     В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными
интересами, учитывает   запросы   населения   избирательного   округа,
добивается претворения в жизнь наказов избирателей.

     Статья 88,  Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не
порывая с производственной или служебной деятельностью.
     На время сессии Верховного Совета Республики Марий Эл или местных
Советов народных  депутатов,  а  также  для  осуществления депутатских
полномочий  в  других  случаях,   предусмотренных   законом,   депутат
освобождается от    выполнения    производственных    или    служебных
обязанностей с  возмещением  ему  расходов,  связанных  с  депутатской
деятельностью, за  счет  средств соответствующего республиканского или
местного бюджета.

     Статья 89.  Депутат  имеет  право   запроса   к   соответствующим
государственным органам  и  должностным  лицам,  которые  обязаны дать
ответ на запрос на сессии Верховного Совета,  местного Совета народных
депутатов.
     Депутат вправе обращаться во все государственные  и  общественные

Страницы: 1  2