Страницы: 1 2 О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 11 июня 1996 г. N 01-54/10565 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 11 июня 1996 г. N 1/10393 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР 13 июня 1996 г. N НФ/2501 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ 14 июня 1996 г. N ВВ-1503 (Д) Проведенный российскими и зарубежными экспертами анализ показывает, что недооценка и отсутствие прогноза последствий отказа государства от контроля за сферой интеллектуальной собственности в период перехода к частному предпринимательству привели к неконтролируемой ситуации в этой сфере. Пиратство, - а проще обворовывание государства, творческих работников и производителей объектов интеллектуальной собственности, в среднем составляет 70% (производство и распространение программ ЭВМ и книжной продукции, музыкальный, кино- и видеобизнес). Государственный бюджет теряет значительную прибыль вследствие сокрытия получаемых доходов от налогообложения. Пиратство препятствует развитию интеллектуального и культурного потенциала России, вредит ее международному авторитету, усиливает криминализацию общества. Мелкие правонарушители и организованные преступные группы за счет нарушения авторских прав и смежных прав получают доход, исчисляемый более, чем 5 триллионами рублей в год. С учетом создавшегося положения и в целях выполнения распоряжений Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения охраны объектов интеллектуальной собственности направляем для использования в практической деятельности методические рекомендации и предлагаем: 1. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальникам УВДТ, РУОП МВД России; начальникам таможенных управлений и таможен ГТК России; начальникам управлений (отделов) по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам ФСНП России; начальникам территориальных управлений ГКАП России. 1.1. Возложить в соответствии с компетенцией министерств и ведомств функций по защите объектов интеллектуальной собственности на руководителей служб и конкретных исполнителей для осуществления борьбы с правонарушениями и преступлениями в соответствии с действующим законодательством. Организовать: изучение рекомендаций с личным составом задействованных служб и подразделений; работу в крупных городах, на приграничных и узловых железнодорожных станциях, аэропортах и таможнях; обмен информацией между заинтересованными подразделениями различных министерств и ведомств; контроль за исполнением запланированных мероприятий. Координацию деятельности служб министерств и ведомств возложить на ГУЭП МВД России. 1.2. Практиковать создание рабочих групп из сотрудников МВД, ГТК, ФСНП и ГКАП для проведения согласованных действий в борьбе с пиратством. Не реже одного раза в квартал проводить совместные крупномасштабные операции профилактического и оперативно-розыскного характера. О результатах деятельности доложить в справках по итогам за 1996 г. 1.3. Распространять положительный опыт, особенно в работе следствия и дознания. Освещать ход борьбы по сохранности объектов интеллектуальной собственности в средствах массовой информации. 2. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальникам УВДТ, РУОП МВД России основное внимание сосредоточить на разоблачении: нелегальных цехов, фирм, других производителей пиратской продукции и ее составляющих (футляров, буклетов и т.д.); крупных поставщиков и оптовых реализаторов; организованных преступных групп межрегионального, международного характера, занимающихся этим незаконным видом деятельности в виде промысла. Организовать и проводить профилактические мероприятия, направленные на изъятие пиратской продукции. 3. Начальникам таможенных управлений и таможен ГТК России при поддержке органов внутренних дел принять меры к пресечению ввоза на территорию России контрафактной продукции. Особое внимание сосредоточить на западной границе и границе с Китаем, аэропортах, где принимаются самолеты из Болгарии, Чехии, Польши, Китая, Сингапура. Планировать и совместно с заинтересованными сотрудниками контролирующих и правоохранительных органов проводить мероприятия, направленные на изъятие пиратской продукции и наказание лиц, причастных к незаконному перемещению ее через границу. 4. Начальникам управлений (отделов) по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам ФСНП России совместно с другими правоохранительными и контролирующими органами осуществлять меры по выявлению организаций, предприятий, изготавливающих и реализующих контрафактную продукцию и скрывающих полученные доходы от налогообложения. Основные усилия в работе должны быть направлены на выявление скрываемых объектов налогообложения фирмами, занимающихся поставкой продукции из-за рубежа, особенно из Болгарии и Китая, крупными изготовителями и реализаторами чистых и с записью аудио и видеокассет. 5. Начальникам территориальных управлений ГКАП России совместно с милицией и налоговой полицией пресекать случаи недобросовестной конкуренции посредством реализации товаров, изготовленных с нарушением авторских прав и смежных прав, чаще применять предписания и наложения штрафов за их невыполнение. 6. Ответственными по выявлению и пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности назначить: - от МВД - Начальника ГУЭП - Дементьева А.С., - начальника ГУООП - Голубева И.Н., - начальника ГУВДТ - Ромахова А.В. - от ФСНП - Начальника оперативного Управления Громова Л.Г. - от ГТК - Начальник Управления по борьбе с таможенными правонарушениями Ванина М.В. - от ГКАП - Начальника Управления по контролю за недобросовестной конкуренцией Коковихина Ю.В. Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации П.В. Голубец 11 июня 1996 г. N 1/10393 Первый заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации В.Ф. Кругликов 11 июня 1996 г. N 01-54/10565 Первый Заместитель Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации В.И. Волковский 14 июня 1996 г. N ВВ-1503 Заместитель Председателя Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Российской Федерации Н.Е. Фонарева 13 июня 1996 г. N НФ/2501 Согласовано: Заместитель Генерального Прокурора Российской Федерации М.Б. Катышев Приложение Некоторые аспекты обстановки с обеспечением охраны объектов интеллектуальной собственности в России (авторское право и смежные права) Проблема обеспечения охраны интеллектуальной собственности является для России важной, актуальной и комплексной. От ее решения во многом зависит сохранение и приумножение интеллектуального потенциала, культурного наследия, международного авторитета и снижение криминальной напряженности в стране. Учитывая это, Правительство Российской Федерации неоднократно рассматривало на своих заседаниях меры в указанном направлении. Им создана правительственная Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения охраны объектов интеллектуальной собственности. Готовится Указ Президента России, разработаны и находятся в стадии рассмотрения иные законодательные и ведомственные нормативные акты. Различные международные организации, включая Европейский Союз, ЮНЕСКО, Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности и другие правительственные и неправительственные организации, заинтересованные в снижении уровня пиратства *1) в России и способствуют этому. В 1994 г. с целью содействия в становлении цивилизованного музыкального бизнеса в Российской Федерации открыто Представительство Международной Федерации Производителей Фонограмм. Такое внимание к данной проблеме вызвано тем, что обстановка с обеспечением охраны объектов интеллектуальной собственности в Российской Федерации вызывает тревогу и характеризуется следующими данными российских и зарубежных экспертов. В области программ для ЭВМ и баз данных работает около 6 тысяч фирм, занято более 200 тысяч человек. Отрасль обеспечивает рабочими местами высококвалифированные кадры из НИИ и ВПК. Однако развитию информационной и коммуникационной структур в России существенно препятствует заполнение рынка незаконными копиями и незаконная инсталляция (запись программ в памяти компьютера) программного продукта. В настоящее время наибольшую опасность представляет пиратский СD-ROM - носитель, способный воспринять и сохранить несколько десятков компьютерных программ. Они в массовом порядке незаконно стали поступать из Китая. Пиратство в этой области составляет 70 - 75% (по оценкам США - 94%). Общие потери оцениваются в 190 млн. долларов США, в т.ч. 85 млн. долларов недополучает бюджет за счет налогов. Если положение с пиратством не будет изменено, то, по мнению специалистов, может наступить стагнация в этой развитой и престижной для России отрасли. В области музыкального бизнеса с учетом распространенности различных типов магнитофонов, проигрывателей, большой потребности в аудиокассетах и компакт-дисках и в результате этого его доходности, сложилась крайне тяжелая обстановка. Здесь уровень пиратства оценивается 80 % (экспертами США 95 %). Общие потери составляют 260 миллионов долларов (по оценкам США - 300 млн. долларов). Бюджет теряет около 130 млн. долларов. Российские фирмы (около 150) не могут конкурировать с дешевой пиратской продукцией, не получают развития и находятся на грани банкротства. По этой же причине для них практически потерян рынок в своей стране. Так, в Китае действуют более 30 заводов по выпуску компакт-дисков, производительностью около 100 млн. штук такой продукции в год (в 1996 г. планируется удвоение производства). Рынок Китая может освоить только 5 - 10 млн. штук. Остальная продукция незаконно ввозится в основном в Российскую Федерацию, страны СНГ и открыто реализуется торговыми предприятиями. В Болгарии эта отрасль представлена 3 заводами, один из которых нацелен исключительно на рынок России. В нашей стране имеются всего 2 завода по производству компактдисков. По вышеперечисленным причинам их мощности загружены меньше, чем на половину. Кроме того, необходимо учесть, что в последнее время развивается технология изготовления видеозаписи на компакт-дисках и их воспроизведения на компьютерах и телевизорах. В ближайшем будущем это изделие будет ходовым пиратским продуктом. Не лучшим образом развивается кино и видео рынок. Продажа, прокат видеокассет, деятельность видеосалонов и кабельного телевидения почти на 100% пиратская. Общие потери в этой отрасли составляют более 500 млн. долларов (по оценкам США - 145), потери бюджета - около 300 млн. долларов. В результате распространенности пиратства фирмы-производители не могут покрыть даже четверти расходов на создание фильмов, что ведет к упадку отечественной кинопромышленности. Пиратство книжной продукции характеризуется ее незаконным производством и продажей. За последние годы уровень пиратства возрос почти до 50%, а законный общий тираж, например в 1994 г., сократился на 37%. Общие потери оцениваются в 40 млн. долларов, потери бюджета - 20 млн. долларов. В целом ущерб от всех видов пиратства в год составляет около миллиарда долларов, половина от этой суммы должна была поступить в бюджет страны. В связи с доходностью пиратского бизнеса, отсутствием четкой законодательной базы и действенных государственных мер вокруг этой незаконной деятельности сформировались устойчивые преступные группы, поделившие сферы влияния. Указанный бизнес не существует в чистом виде, он сопровождается другими тяжкими преступления. Именно поэтому наиболее организованную часть пиратства Экономический и Социальный совет ООН относит к одному из видов организованной преступности. По указанным причинам большинство зарубежных экспертов считают уровень пиратства в Российской Федерации высоким и ставят ее по этой проблеме на второе место в мире после Китая. Разрастание пиратства в России может привести к серьезным международным последствиям и повлиять: на взаимоотношения с США. В эту страну из Российской Федерации на выгодных условиях ежегодно ввозится товаров более чем на 350 млн. долларов США. В связи с пиратством в отношении американских производителей правительство США уже поместило Россию в наблюдательный список в области интеллектуальной собственности. В 1996 г. не исключено применение экономических санкций, что также влечет необходимость принятия мер к устранению причин пиратства в России с тем, чтобы избежать ситуации, подобной известному инциденту между США и Китаем в 1994 - 1995 годах; на взаимоотношения с Европейским Союзом . Россия и Европейский Союз имеют специальную статью в Соглашении о Партнерстве и Сотрудничестве по соблюдению требований в области интеллектуальной собственности. Основная проблема заключается в том, что по отдельным направлениям развития законодательства России и особенно правоприменительная практика отстают от стандартов европейских стран; на вступление России во Всемирную Торговую Организацию , Присоединение России к ВТО требует выполнения норм ТРИПСа - Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, предусматривающего четкие международные стандарты в этой области и требующего наличия эффективных мер по борьбе с пиратством. За последние два года учеными и практиками России предприняты меры по созданию и изменению законодательной базы в этой области. В 1993 г. был принят новый Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", соответствующий основным международным стандартам в этой области. Это позволило Российской Федерации в 1994 г. присоединиться к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и Конвенции (Женевской) об охране прав производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Однако предстоит еще много законодательной работы. Нет соответствующих реалиям сегодняшнего дня норм Уголовного кодекса. Не действуют статьи Кодекса об административных правонарушениях. Большая работа предстоит в области защиты научно-технических разработок, особенно оборонного значения. Трудно оценить ущерб наносимый незаконной передачей другим странам этого интеллектуального продукта. Изложенное свидетельствует о проблемах, которые необходимо незамедлительно решать в области защиты интеллектуальной собственности в России. Первостепенное значение, безусловно, имеет нормативная база. В то же время и в действующих Уголовном, Административном, Таможенном кодексах, Законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" имеется ряд статей, реальное применение которых могло бы существенно ограничить пиратство в стране. Деятельность в этом направлении потребует четкой координации работы правоохранительных и контролирующих органов, особенно МВД, ГТК, ФСНП, ГКАП и других ведомств. Основные понятия Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" *2) I. Авторское право - регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. В них участвуют, с одной стороны, авторы произведений и их наследники, с другой стороны - организации, заинтересованные в их использовании (издательства, театры, киностудии и т.д.). Авторское право на произведения науки, литературы, искусства возникает по факту его создания и не требует соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель авторских прав вправе поместить на каждом экземпляре произведения знак охраны авторского права, состоящий из 3-х элементов: - латинской буквы "С" в окружности; - имени обладателя исключительных авторских прав; - года первого опубликования произведения. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Авторы имеют два вида прав - неимущественные и имущественные. Неимущественные права не имеют экономического содержания. Они защищают произведения от плагиата, присвоения авторства и действуют бессрочно. Имущественные права - заключаются в том, что автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право на использование произведения, включая права осуществлять или разрешать следующие действия: - воспроизводить произведения; - распространять произведение любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д.; - импортировать экземпляры произведения; - публично показывать произведение; - публично исполнять произведение; - сообщать произведение в эфире и по кабелю для всеобщего сведения; - переводить произведение; - переделывать, аранжировать и другим образом перерабатывать его. Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливается в авторском договоре, а также в договорах, заключенных организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Имущественные права могут передаваться автором другим лицам путем заключения авторского договора (лицензии). Указанный договор может предусматривать передачу исключительных или неисключительных прав. Договор о передаче исключительного права разрешает использовать произведение только лицу, которому это право передается и которое вправе разрешать использование произведения другим лицам. Договор о передаче неисключительного права разрешает пользователю использование произведения наравне с другими лицами в ограниченных пределах. Закон разрешает использовать правомерно обнародованные произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения при цитировании, воспроизведении музыкальных и других произведений в целях иллюстрации, обучения и исключительно в личных целях. II. Смежные права - это права, примыкающие к авторскому праву, они защищают: исполнителей (актеров, певцов, танцоров и т.д.); производителей фонограмм; организации эфирного и кабельного вещания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется каких-либо формальностей. Производитель фонограмм или исполнитель на каждом экземпляре фонограммы или на каждом содержащем ее футляре вправе поместить знак охраны, состоящий из 3-х элементов: - латинской буквы "Р" в окружности - имени обладателя исключительных смежных прав; - года первого опубликования фонограммы. Права исполнителя действуют 50 лет после первого исполнения. Права производителя фонограмм действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или ее первой записи. Права организации эфирного и кабельного вещания действуют 50 лет после первой передачи. Исполнитель имеет следующие исключительные права: на имя, на защиту от искажения, на передачу исполнения в эфир или по кабелю, на запись ранее не записанных исполнений, на воспроизведение записи исполнения, передачи записи исполнения в эфир или по кабелю, сдачи записи исполнения в прокат. Производитель фонограмм имеет следующие права: воспроизводить фонограмму, переделывать или любым способом перерабатывать ее, распространять экземпляры фонограммы (продавать, сдавать в прокат и т.д.), импортировать. Организации эфирного и кабельного вещания (радиостанции, телевизионные организации и т.п.) получают следующие исключительные права: право разрешать (запрещать) другой организации одновременно выпускать передачу в эфир или по кабелю, право записывать передачу, право воспроизводить запись передачи, право сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом. Объекты смежных прав могут использоваться без согласия правообладателей в следующих случаях: - при включении небольших отрывков в обзоры текущих событий; - использование в целях обучения и научных исследований; - в виде цитат; - в личных целях. В тоже время Закон допускает использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя, но с выплатой вознаграждения при: - публичном исполнении фонограммы; - передаче фонограммы в эфир; - сообщения фонограммы по кабелю. Сбор, распределение и выплата вознаграждения осуществляется одной из организаций, управляющей правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. Права исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания могут передаваться по договору другим лицам. Коллективное управление имущественными правами. В ряде случаев авторы и обладатели смежных прав не сами используют свои имущественные права, а на основе договоров передают эти права организациям, которые ведут для них сбор и распределение вознаграждения. В России эту функцию выполняет Российское авторское общество (РАО), его филиалы и представительства. III. Учитывая, что для правоприменительной практики особенно важен раздел Закона, посвященный защите авторских и смежных прав, он приводится полностью. *3) "Защита авторских и смежных прав Статья 48. Нарушение авторских и смежных прав. Контрафактные экземпляры произведения и фонограммы 1. За нарушение предусмотренных настоящим Законом авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона, является нарушителем авторских и смежных прав. 3. Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. 4. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться. Статья 49. Гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав 1. Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя: 1) признания прав; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; 3) возмещение убытков, включая упущенную выгоду; 4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; 5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода; 6) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав. Указанные в подпунктах 3,4,5 настоящего пункта меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав. 2. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты. 3. За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией. 4. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. Статья 50. Способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав 1. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт или иное предусмотренное настоящим Законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными). 2. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. При наличии достаточных данных о нарушении авторских или смежных прав орган дознания, следователь, суд или судья единолично обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведений или фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, предназначенные для изготовления и воспроизведения указанных экземпляров произведений или фонограмм, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение." Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" Закон охраняет произведения всех живущих российских авторов. Произведения умерших российских авторов охраняются, если к 1 января 1993 года не истекло 50 лет после их смерти (на оставшийся до истечения 50 лет период). Исполнения, фонограммы и передачи организаций эфирного или кабельного вещания российских правообладателей охраняются указанным Законом, если они впервые исполнены, опубликованы, переданы в эфир после вступления в силу Закона или если к 1 января 1993 года не истекло 50 лет после их первого исполнения, опубликования, передачи в эфир (на оставшийся до истечения 50 лет период). Иностранные произведения, исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания охраняются на территории Федерации, как правило, если они были впервые опубликованы, исполнены на территории Российской Федерации, а также в силу международных конвенций. Российская Федерация участвует в следующих основных международных конвенциях в области авторских и смежных прав: - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Берн, 1886 г., с изменениями и дополнениями 1971 г. и 1979 г.), - Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 1971 г.) - Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 1952 г. с изменениями 1971 г.) *4) В силу международных конвенций права иностранных авторов охраняются, как правило, с 27 мая 1973 года. Таким образом, исходя из вышеизложенного и с учетом названных сроков, любое копирование, тиражирование, продажа 1, прокат программ ЭВМ и баз данных, фонограмм (компакт-дисков, аудиокассет, пластинок), пленок фильмов, видеокассет, книг и т.д. без согласия обладателей прав являются нарушением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", а лица, их допустившие, должны привлекаться к ответственности в соответствии с нормами уголовного, административного, таможенного и гражданского права. Правоприменительная практика некоторых стран в борьбе с пиратством Наиболее богатый опыт в решении указанной проблемы имеют Соединенные Штаты Америки. В этой стране давно поняли важность и выгодность охраны авторских прав. Творческая индустрия составляет довольно значительную часть экономики США (5%), в ней занято более 5 млн. человек. Эта индустрия дает бюджету США около 250 млрд. долларов ежегодно. Это больше, чем в таких ведущих отраслях, как самолетостроение, автомобильная или текстильная промышленность. На федеральном уровне борьбу с пиратством ведут Федеральное бюро расследований (Министерство юстиции) и Таможенная служба (Министерство финансов). ФБР ежегодно проводит 50 - 60 расследований, заканчивающихся обвинительными актами, предотвращает и возвращает индустрии авторского права убытки в сумме около 100 млн. долларов. Таможенная служба производит в год более 2 тысяч арестов объектов, произведенных и перемещаемых через таможенную границу с нарушением закона, охраняющего интеллектуальную собственность, стоимостью около 50 млн. долларов. Кроме указанных органов, борьбу с пиратством ведут полиция и многочисленные ассоциации. В целом в этой стране ежегодно возбуждается 2500 уголовных дел. По неполным данным Германия, по оценке ее специалистов, несет убытки от пиратства в сумме более 10 млрд. марок в год. Анализ уголовных дел в этой области показывает, что для настоящего времени характерны как простые, так и сложные формы пиратства, в т.ч. с применением современных технологий, продуманной тактики и с учетом потребностей рынка. Планирование и осуществление сложных преступлений организовано профессионально, с разделением труда, использованием легальных и нелегальных, государственных, частных и международных структур. Указанный процесс в сфере интеллектуальной собственности наносит ущерб культуре, бюджету, усиливает преступные сообщества, оказывает негативное влияние на экономические и управленческие структуры государства. Поэтому криминальная полиция ФРГ совместно с таможней, налоговой службой и международными организациями по защите интеллектуальной собственности расследует около 6 тыс. случаев нарушений авторского права в год. В Италии мероприятия, направленные на устранение нарушений авторских прав, разрабатывает Финансовая Гвардия и совместно с другими административными органами осуществляет их. В 1993 г. правоохранительными органами этой страны изъято свыше 1 млн. пиратских видеозаписей. Меры, принятые полицией Южной Кореи, позволили увеличить продажу только кинопродукции с 8 до 100 млн. долларов и за счет налогов значительно пополнить бюджет страны. После мер, принятых международными организациями, в Китае значительно активизировалась борьба с пиратством. Полицией в 1995 году проведено более 3 тысяч рейдов по изъятию контрафактных дисков. Практически все развитые страны на государственном уровне осуществляют меры, направленные на устранение нарушений авторских и смежных прав. Особенности применения норм кодекса РСФСР об административных правонарушениях, Таможенного кодекса РФ, Закона РФ "О нарушении и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Уголовного кодекса Российской Федерации по защите объектов интеллектуальной собственности Учитывая, что на местах имеются методические рекомендации, обзоры и пособия по выявлению и пресечению правонарушений на потребительском рынке, применению налогового, таможенного и антимонопольного законодательства, в этом разделе будет уделено внимание только особенностям защиты объектов, охраняемых авторским правом и смежными правами. В настоящее время борьба с пиратством успешно может вестись с использованием имеющихся норм административного, таможенного, уголовного и уголовно-процессуального права. Для решения рассматриваемой проблемы могут быть применены статьи 146-4, 146-5, 150, 150-3, 156, 156-1, 171-1, 171-2 Кодекса РСФСР об Административных правонарушениях. Наиболее эффективно, без больших сложностей, может применяться статья 146-5 КОАП - Продажа товаров без документов. "Продажа товаров или иных предметов на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению или гражданам, зарегистрированным в качестве предпринимателей без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце..." Применение данной статьи должно рассматриваться в связи со следующими аргументами: 1) Исходя из положений Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", международных конвенций, действующих на территории России, любое копирование, тиражирование, продажа *5), прокат, перемещение через границу - программ ЭВМ и баз данных, фонограмм (компакт-дисков, аудиокассет, пластинок), пленок фильмов, видеокассет с записью и других объектов интеллектуальной собственности - без согласия обладателей прав является нарушением вышеуказанного Закона, а лица, его допустившие, должны привлекаться к ответственности в соответствии с нормами гражданского, административного и уголовного права. (Учитывая, что это положение будет применяться в тексте неоднократно, назовем его для краткости изложения в последующем - Аргументом N 1). 2) Основания, изложенные в Аргументе N 1, исключают законную выдачу документов на продажу контрафактной продукции, следовательно, если будут иметься накладные, справки и т.д. на контрафактную продукцию, то они будут выданы по не знанию, ошибочно, получены обманным путем, либо будут являться поддельными. Статья 146-4. Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил "Продажа товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке, на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению или гражданам, зарегистрированным в качестве предпринимателей, - влечет ... " При осуществлении мероприятий по охране объектов интеллектуальной собственности и сборе доказательств для привлечения к ответственности по указанной статье следует обратить внимание на следующие моменты: 1) Большинство пиратской продукции, записанной на компакт-дисках, завозится из-за рубежа (Китая, Болгарии) без полиграфии (рекламных буклетов) и упаковки. Упаковка и оформление изготавливаются, как правило, в России, имеют очень низкое качество и не соответствуют стандартам. 2) Записанные или переписанные в домашних условиях видеокассеты и аудиокассеты не будут соответствовать по качественным и техническим характеристикам кассетам, изготовленным на специально предназначенной аппаратуре и в специальном помещении. Упаковка будет отсутствовать или иметь низкое качество. Статья 150 (3). Обман потребителей в небольшом размере "Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товаров, или иной обман потребителей в магазинах, на других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, независимо от форм собственности, а равно гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), совершенной в небольшом размере - влечет..." Данная статья может быть применена, если продавец реализует контрафактные кассеты, записанные в домашних условиях, выдавая их за легальные, записанные на специальной аппаратуре и в специальном помещении, например, на студии. При этом на поддельном буклете незаконно используется информация с буклета с легальной фонограммы, что вводит потребителя в заблуждение. Статья 156. Нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью. "Нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью - влечет..." Для применения этой статьи также можно использовать положения Аргумента N 1 при условии, если доказано, что гражданин занимается изготовлением копий аудио-, видеокассет, книг и т.д. без разрешения обладателя авторских и смежных прав, полученного по соответствующему договору. Кроме этого, для публичной демонстрации кино- и видеофильмов необходимо прокатное удостоверение. Статья 171-1. Нарушение порядка изготовления и распространения продукции средств массовой информации. "Изготовление и распространение продукции средства массовой информации без его регистрации или после решения о прекращении его выпуска или издания - влечет..." Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 290 "О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации" устанавливается, что открытие полиграфических предприятий осуществляется на основании лицензий или разрешений (если объем выпускаемой продукции до 2 млн. печатных листов-оттисков), выдаваемых территориальным органом - Государственной инспекцией по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печати и информации Российской Федерации. Если объем выпускаемой продукции превышает 2 млн. печатных листов-оттисков, то лицензию выдает Министерство печати и информации Российской Федерации. Лицензия выдается сроком на 5 лет. Аннулирование лицензии производится выдавшим ее органом в случае, если: - лицензия выдана с нарушением установленного порядка; - полиграфическое предприятие нарушило условия выданной ему лицензии, в т.ч. приняло или выполнило заказ издателя с нарушением законодательства Российской Федерации об издательской деятельности, об авторском праве и смежных правах; - предприятие имеет не менее 2-х предупреждений о нарушениях, действующих ГОСТов и ОСТов, законодательства Российской Федерации об охране труда, окружающей среды и пожарной, санитарной безопасности; - при ликвидации полиграфического предприятия. Таким образом, если лицо не имеет лицензии на полиграфическую деятельность и ею занимается, то оно подлежит ответственности по данной статье. При этом необходимо учитывать, что в постановлении Совета Министров РСФСР от 17.04.1991 г. N 221 "О регулировании издательской деятельности в РСФСР" дается определение, что "печатным изданием признается газета, книга, журнал, брошюра, альбом, плакат, буклет, открытка, иное издание полиграфического производства независимо от тиража и способа изготовления, предназначенное для передачи содержащейся в ней информации". Контроль за выполнением положения о полиграфических предприятиях осуществляется Министерством печати и информации Российской Федерации и его местными органами, а также другими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это относится и к следующей статье. Статья 171-2. Нарушение порядка объявления выходных данных "Выпуск, а равно распространение печатных изданий или продукции средств массовой информации без установленных выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными - влечет..." Приказом Министерства печати и информации Российской Федерации от 28.06.1993 г. N 127 "Об утверждении перечня выходных изданий, размещаемых в непериодических печатных изданиях" определяются обязательные атрибуты, к которым относятся: "Сведения об авторах и других лицах, участвовавших в создании издания. Заглавие (название) издания. Надзаголовочные данные. Подзаголовочные данные. Выходные данные (место выпуска издания, название издательства или издающей организации, год выпуска издания). Авторский знак. Классификационные индексы универсальной десятичной классификации (УДК) и библиотечно-библиографической классификации (ББК). Аннотация на книгу. Знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов: латинской буквы "с" в окружности (; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Международный стандартный номер книги (JSBN). Выпускные данные (номер лицензии на издательскую деятельность, и дата ее выдачи; дата подписания в печать; сдачи в набор, вид, номер, формат и доля листа бумаги; гарнитура шрифта основного текста; вид печати; объем издания в условных печатных листах; объем издания в учетно-издательских листах; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; название и полный почтовый адрес издательства или издающей организации; название и полный почтовый адрес полиграфического предприятия". Нарушение указанных правил оформления влечет возможность применения указанной выше статьи. В защите объектов интеллектуальной собственности действует законодательство о налоговых правонарушениях и преступлениях. Статья 156-1. Уклонения от подачи декларации о доходах "Уклонения от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуальной трудовой деятельностью, либо об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, и в других случаях, когда подача деклараций предусмотрена законодательством, либо несвоевременная подача декларации или включение в нее заведомо искаженных данных - влечет..." Описанные ниже циклы совершения преступлений против прав на интеллектуальную собственность (стр.23 - 24, ст.162-5 УК РСФСР) позволяют сделать вывод, что основная цель преступников - получить неконтролируемый доход. Для применения статей КОАП и УК РСФСР о налогах необходимо учитывать следующую специфику. Юридические и физические лица, занимающиеся производством и реализацией контрафактной продукции, в связи с Аргументом N 1 (стр.11) не могут официально заявить о своей деятельности, следовательно, могут укрывать объемы работ и доходы от них. Нередко предприятия, производя и реализуя продукцию в соответствии с нормами авторского права и смежных прав, параллельно производят и реализуют контрафактную, или производят и реализуют легальных изделий больше, чем заказывали правообладатели, и именно эта часть продукции может не указываться в отчетах, а в налоговые органы вполне возможно представляются заведомо искаженные данные. Реализация изделий - результата интеллектуальной деятельности - требует больших затрат на рекламу, качественную упаковку и т.д. Предприятия, лица, занимающиеся производством и реализацией контрафактной продукции, могут втягивать в преступную деятельность другие организации и лица. Типографии, печатающие буклеты для контрафактной продукции без выходных данных, нарушают ст.171-2 КОАП. Как правило, она безучетна. Заводы, поставляющие, например, футляры для незаконно произведенных компакт-дисков, могут скрывать от учета такую часть продукции и не платить налогов. Таким образом, если в отчетных документах о доходах выявлены факты укрытия или искажены сведения о полученной прибыли, приведшей к уменьшению налогооблагаемой базы: - до 50 минимальных размеров оплаты труда - применяется ст.156-1 КОАП; - от 50 до 1000 минимальных размеров оплаты труда - ч.1 ст.162-2 УК РСФСР. Более 1000 минимальных размеров оплаты труда применяется ч.2 ст.162-2 УК РСФСР. Налог или другие платежи - обязательные взносы в бюджеты разных уровней, осуществляемые налогоплательщиком в порядке, определенном законодательными актами. Повторное совершение правонарушения по ст.156 КОАП, если ему предшествовало наложение административного взыскания по этой же статье, влечет применение ст.162-1 УК РСФСР "Уклонение от подачи декларации о доходах". Подход к применению ст.199 нового УК РФ остается тот же самый. Таможенные правонарушения и преступления. Согласно ст.ст.16, 36 и 48 Закона "Об авторском праве и смежных правах" импортировать экземпляры произведений и фонограмм в целях распространения (т.е. продажи, сдачи в прокат и т.д.) можно только с разрешения правообладателей. В связи с этим возможно применение нижеперечисленных статей Таможенного кодекса Российской Федерации, если через границу перемещается большое количество, например, контрафактных компакт-дисков. Статья 275. Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации под видом товаров не для коммерческих целей "Перемещение через таможенную границу Российской Федерации физическим лицом под видом товаров не для коммерческих целей товаров, в действительности предназначенных для ведения производственной или иной коммерческой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 282 настоящего Кодекса, при отсутствии признаков преступления - влечет наложение штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения." Статья 276. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля "Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля, то есть вне определенных таможенными органами Российской Федерации мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, при отсутствии признаков контрабанды - влечет наложение штрафа в размере от ста до трехсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с конфискацией этих предметов или взысканием их стоимости, либо влечет конфискацию товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с конфискацией транспортных средств, на которых перевозились такие товары." Статья 277. Сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации "Сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, то есть использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других, при отсутствии признаков контрабанды - влечет наложение штрафа в размере от ста до трехсот процентов стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с конфискацией этих товаров, а также товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения, или взысканием стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушений, а также товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами правонарушения." Статья 278. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации "Перемещение через таможенную границу Российской Федерации и транспортных средств с представлением таможенному органу Российской Федерации в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, за исключением случаев, предусмотренными статьями 279 и 282 настоящего Кодекса, при отсутствии признаков контрабанды - влечет наложение штрафа в размере от ста до трехсот процентов стоимости товара и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств." Статья 279. Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств "Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, то есть незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений, либо заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей, за исключением случаев, предусмотренных статьями 258, 262, 263, 274, 275, 276, 277, 278 и 282 настоящего Кодекса, при отсутствии признаков контрабанды - влечет наложение штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва. Заявление недостоверных сведений, которые не влияют на принятие таможенным органом Российской Федерации решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, помещении их под запрашиваемый таможенный режим, размере таможенных платежей, - влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере до трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. " Материалы для заведения таможенного дела о преследовании за нарушения могут представить должностные лица контролирующих или правоохранительных органов как России, так и зарубежных стран. Это законодательно определено ст.293 ТК РФ: "Поводом к заведению дела о нарушении таможенных правил являются: - непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа Российской Федерации признаков нарушения таможенных правил; - сообщения и заявления российских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации; - материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов; - информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций; - материалы, поступившие от других таможенных органов Российской Федерации. Основанием для заведения дела являются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил." Изучение рынка в России показывает, что в 1995 г. из Китая и Болгарии было незаконно перемещено и продано около 6 млн. штук компакт-дисков. Элементарный подсчет по самым низким ценам позволяет сделать вывод, что правонарушители получили преступный доход в сумме двух триллионов рублей. Большинство дисков перемещалось через границу крупными партиями организованными преступными группами. Перемещение контрафактной продукции по оперативным данным проводилось или помимо таможенного контроля или с сокрытием от него обманным использованием документов, с недекларированием либо недостоверным декларированием, то есть действиями, которые попадают под признаки статьи 169-1 УК РСФСР или ч.1 ст.188 нового УК РФ. Статья 169-1 УК РСФСР. Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации (1) Перемещение в крупных размерах через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в ст. 78 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией Страницы: 1 2 |