О МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ. Письмо. Государственная налоговая инспекция по г. Москве. 23.09.98 30-14/29100


Страницы: 1  2  



        О МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ
     ПРОВЕРОК ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ

                                ПИСЬМО

           ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ

                         23 сентября 1998 г.
                            N 30-14/29100

                                (НЦПИ)


     Государственная налоговая  инспекция  по  г.Москве направляет для
сведения   и   руководства   Методические   указания   по   проведении
документальных  проверок плательщиков налогов,  поступающих в дорожные
фонды.
     Основание: письмо  Государственной  налоговой  службы  Российской
Федерации от 14 сентября 1998 г. N ШС-6-07/611@.

Заместитель начальника инспекции
государственный советник
налоговой службы III ранга
                                                          А.А. Глинкин
23 сентября 1998 г.
N 30-14/29100


                                                            Приложение

                        Методические указания
     по проведению документальных проверок плательщиков налогов,
                     поступающих в дорожные фонды

     При исчислении налогов в дорожные фонды следует руководствоваться
Законами Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных  фондах
в  Российской  Федерации",  от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой
системы  в  Российской  Федерации",   Указом   Президента   Российской
Федерации  от 23.05.93 N 1008 "О Федеральном дорожном фонде Российской
Федерации",  Инструкцией Госналогслужбы России от  15.05.95  N  30  "О
порядке  исчисления  и  уплаты налогов,  поступающих в дорожные фонды"
(зарегистрирована  Минюстом  России,  N  859  от  25.05.95,  далее   -
"Инструкция")  с учетом изменений и пополнений по состоянию на текущий
период,  а  также  иными   нормативно-правовыми   актами   в   области
налогообложения.
     Изменения и   дополнения   в  Инструкцию  N  8  внесены  приказом
Госналогслужбы России от 31.03.98 N АП-3-07/58.
     Указанные изменения   и   дополнения   изданы  в  соответствии  с
Федеральными законами от 26.03.98 N 42-ФЗ "О  федеральном  бюджете  на
1998  год"  и  от  28.03.98  N 51-ФЗ "О внесении дополнения в статью 4
Закона  Российской  Федерации  "О   дорожных   фондах   в   Российской
Федерации".
     Первый из вышеперечисленных Федеральных законов  вступил  в  силу
31.03.98,  второй  -  02.04.98,  в  связи с чем пункт 3 Изменений N 8,
касающийся изменения соотношения федеральной (0,5%) и  территориальной
(2,0%)  ставок  налога при сохранении общей ставки (2,5%),  вступает в
силу 31 марта 1998 года.
     Пункт 1  Изменений  N  8,  предусматривающий обложение импортеров
горюче-смазочных материалов в случае их реализации не с разницы  между
их продажной и покупной стоимостью,  а со всего оборота по реализации,
вступает в силу со 2 апреля 1998 года.
     Остальные пункты вступают в силу с 1 января 1998 года,  поскольку
связаны  с  изменением  плана  счетов  в   кредитных   учреждениях   и
деноминацией рубля.
     Изменения N 8 зарегистрированы в Минюсте России за  номером  1499
от 1 апреля 1998 года.

         I. Порядок исчисления и уплаты налога на реализацию
                     горюче-смазочных материалов

     1. Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов
(автобензин,   дизельное   топливо,   масла   дизельные,   масла   для
карбюраторных  двигателей,  масла  для   карбюраторных   и   дизельных
двигателей,  сжатый и сжиженный газ, используемый в качестве моторного
топлива)   являются   юридические   лица   (предприятия,   учреждения,
организации,    объединения)    -   далее   "организации",   граждане,
осуществляющие  предпринимательскую   деятельность   без   образования
юридического  лица  -  далее "предприниматели",  реализующие указанные
материалы.
     Таким образом,  при  осуществлении  отпуска ГСМ одним структурным
подразделением другому  структурному  подразделению  в  рамках  одного
юридического лица налог не уплачивается.
     Подлежит налогообложению реализация ГСМ даже в том  случае,  если
заведомо известно,  что указанные ГСМ будут использованы иначе чем при
эксплуатации автомобильной техники, например - на плавательных судах.
     Если одно  структурное  подразделение  приобрело  ГСМ,  а  другое
реализует на сторону, и оба подразделения не являются самостоятельными
юридическими  лицами,  налог  уплачивает  юридическое  лицо  от  суммы
разницы  между  покупной  и  продажной  стоимостью  ГСМ   (без   НДС).
Юридическое лицо должно при этом обязательно документально подтвердить
покупную стоимость первичными  документами,  оформленными  структурным
подразделением с поставщиком ГСМ.
     При исчислении налога на реализацию  горюче-смазочных  материалов
(далее   -   "ГСМ")   из  налогооблагаемой  базы  исключаются  обороты
предприятий - изготовителей, а также остальных хозяйствующих субъектов
по реализации продукции за пределы государств - участников Содружества
Независимых Государств по ценам, приближенным к мировым.
     Для предоставления льгот  по  налогообложению  экспортируемых  за
пределы   государств-участников   Содружества  Независимых  государств
(далее  -  государств-участников  СНГ)  ГСМ,   в   том   числе   через
посреднические   организации,   по   договору   комиссии,   поручения,
агентскому договору,  в налоговые органы предъявляются в  обязательном
порядке следующие документы:
     - контракт (копия контракта,  заверенная в установленном порядке)
российского  лица  - налогоплательщика с иностранным лицом на поставку
ГСМ;
     - выписка  банка,  подтверждающая фактическое поступление выручки
от   реализации   ГСМ   иностранному   лицу   на   счет    российского
налогоплательщика  в российском банке,  зарегистрированный в налоговых
органах;
     - грузовая  таможенная  декларация  или  ее   копия,   заверенная
руководителем  и  главным  бухгалтером  налогоплательщика  с отметками
российского таможенного органа,  осуществившего выпуск  ГСМ  в  режиме
экспорта,  и  российского  таможенного органа,  в регионе деятельности
которого находится пункт пропуска,  через который ГСМ были вывезены за
пределы   таможенной   территории   Российской   Федерации   (далее  -
пограничный таможенный орган).
     В случаях:
     - если вывоз ГСМ осуществляется с использованием  трубопроводного
транспорта,  представляется  полная  грузовая  таможенная декларация с
отметками российского таможенного  органа,  производившего  таможенное
оформление;
     - если  вывоз  ГСМ  осуществляется   через   границу   Российской
Федерации  с  государством - участником Таможенного союза,  на которой
таможенный  контроль  отменен,  представляется   грузовая   таможенная
декларация   с  отметками  таможенного  органа  Российской  Федерации,
производившего таможенное оформление;
     - копии   транспортных   или   товаросопроводительных,  или  иных
документов    с    отметками    пограничных     таможенных     органов
государств-участников СНГ или таможенных органов стран, находящихся за
пределами территорий государств-участников СНГ,  подтверждающих  вывоз
ГСМ за пределы территорий государств-участников СНГ.  Налогоплательщик
может представлять любой из перечисленных документов.
     При вывозе  экспортируемых  ГСМ  судами  через  морские порты для
подтверждения   факта   экспорта    ГСМ    за    пределы    территорий
государств-участников СНГ представляются следующие документы:
     - копия поручения на отгрузку экспортных ГСМ  с  указанием  порта
разгрузки   с   отметкой   "погрузка  разрешена"  пограничной  таможни
Российской Федерации;
     - копия  коносамента  на  перевозку  экспортных ГСМ,  в котором в
графе  "Порт  разгрузки"  указан  порт,   находящийся   за   пределами
территорий государств-участников СНГ.
     При вывозе экспортируемых ГСМ с таможенной территории  Российской
Федерации  воздушным  транспортом для подтверждения факта экспорта ГСМ
за пределы территорий государств-участников СНГ  может  представляться
копия   международной   авиационной  грузовой  накладной  с  указанием
аэропорта   разгрузки,   находящегося    за    пределами    территорий
государств-участников СНГ.
     При вывозе  экспортируемых  ГСМ  железнодорожным  транспортом   с
таможенной   территории   Российской   Федерации   через   границу   с
государством-участником  СНГ,  не  являющимся  участником  Таможенного
союза,   для   подтверждения  факта  экспорта  за  пределы  территорий
государств-участников  СНГ,  может   представляться   копия   грузовой
таможенной  декларации,  оформленной  на  экспортируемые из Российской
Федерации    ГСМ,    перемещаемые     через     таможенные     границы
государств-участников   СНГ   в   соответствии  с  таможенным  режимом
транзита,    с    отметкой     пограничного     таможенного     органа
государства-участника СНГ.
     Копии транспортных или  товаросопроводительных,  или  таможенных,
или   иных  документов  с  отметками  пограничных  таможенных  органов
государств-участников   СНГ   или   таможенных   органов   государств,
находящихся  за пределами территорий государств-участников СНГ,  могут
не представляться в случаях:
     - вывоза ГСМ в режиме экспорта,  осуществляемого с использованием
трубопроводного транспорта;
     - вывоза  ГСМ,  экспортируемых с таможенной территории Российской
Федерации   через   границы   с    государствами,    не    являющимися
государствами-участниками  СНГ  (странами  дальнего зарубежья),  кроме
ГСМ, вывозимых автомобильным транспортом.
     При использовании   налогоплательщиком   льгот   экспортера  ГСМ,
Законом и Инструкцией  не  предусмотрено  механизма  возврата  налога,
уплаченного при приобретении ГСМ. При подтверждении льготы не подлежит
налогообложению у производителя  -  оборот  по  реализации  ГСМ,  а  у
перепродавца - разница между выручкой от реализации ГСМ,  и стоимостью
их приобретения.
     Не являются      плательщиками     налога     субъекты     малого
предпринимательства     (юридические     лица     и     индивидуальные
предприниматели),   применяющие  упрощенную  систему  налогообложения,
учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29  декабря
1995  г.  N  222-ФЗ  "Об  упрощенной системе налогообложения,  учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства".
     Реализация ГСМ   в   рамках   совместной   деятельности  подлежит
обложению  налогом  в  установленном  порядке  по  данным   отдельного
(обособленного) баланса участника совместной деятельности,  которому в
соответствии  с  договором  поручено  ведение  общих  дел  участниками
договора.
     При реализации ГСМ в рамках совместной деятельности до 23.05.97 -
даты   вступления  в  силу  п.2  Инструкции  в  редакции  Изменений  и
дополнений N 6  налог  уплачивали  участники  исходя  из  их  долей  в
реализуемом имуществе (если уплата налога не производилась участником,
ведущим общие дела,  исходя из всей выручки от реализации ГСМ в рамках
совместной деятельности).
     Изменениями и дополнениями N 6 установлена особая форма  расчетов
с   дорожными   фондами   указанных  участников  в  рамках  совместной
деятельности.  Уплата  налога   в   рамках   совместной   деятельности
участником,  ведущим  общие  дела,  не  покрывается  исключительно его
собственными  средствами,  а  отражается  на  расчетах  с  участниками
совместной деятельности.
     2. Объектом налогообложения для организаций -  изготовителей  ГСМ
является   оборот   по  реализации  ГСМ,  исходя  из  фактических  цен
реализации (включая акциз), без налога на добавленную стоимость.
     При реализации ГСМ,  ввозимых на территорию Российской Федерации,
объектом налогообложения является оборот по реализации ГСМ,  исходя из
фактических цен реализации (включая акциз),  без налога на добавленную
стоимость.
     Организации, передающие   сырье   для   переработки  его  в  ГСМ,
уплачивают налог,  исходя из фактических цен реализации этих ГСМ,  без
налога на добавленную стоимость.
     По организациям,  осуществляющим реализацию ГСМ по ценам не  выше
фактической   себестоимости,  для  целей  налогообложения  принимается
рыночная  цена  на  аналогичную  продукцию,  сложившаяся   на   момент
реализации, но не ниже фактической себестоимости.
     Под фактической  себестоимостью  понимается   совокупность   всех
затрат организации, связанных с производством и реализацией продукции.
     Фактическая себестоимость приобретенных для дальнейшей реализации
ГСМ включает стоимость приобретения этих  материалов,  расходы  по  их
транспортировке, хранению, реализации, другие издержки обращения.
     Под сложившимися рыночными ценами понимаются цены,  сложившиеся в
регионе на момент реализации ГСМ при совершении сделки.  Под  регионом
следует  понимать  сферу  обращения  ГСМ  в данной местности,  которая
определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести
ГСМ  на  ближайшей  по  отношению  к  нему  территории.  При  этом под
ближайшей  территорией  понимается  конкретный  населенный  пункт  или
группа населенных пунктов, или иные территории, находящиеся в пределах
границ      национально-      и       административно-территориальных,
национально-государственных образований.
     Если организация в течение 30 дней до реализации ГСМ по ценам, не
превышающим  фактической  себестоимости,  реализовала  (реализовывала)
аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической  себестоимости,  то
по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены,  исчисленные
из максимальных цен реализации этих ГСМ.
     Учитывая изложенное,  при  реализации  ГСМ  не  выше  фактической
себестоимости  выручка  от  реализации   горюче-смазочных   материалов
доводится  до  расчетной  величины,  определяемой как максимум из трех
показателей: фактическая себестоимость реализованных ГСМ, максимальные
цены   реализации  за  последние  30  дней  и  сложившиеся  на  момент
реализации рыночные цены.
     Таким образом,   если   налоговые   органы  обладают  информацией
(например,  подтвержденной компетентным органом - органом статистики),
что  рыночные  цены  были выше фактической себестоимости,  для расчета
налогооблагаемой базы, согласно Инструкции, принимаются рыночные цены,
сложившиеся в регионе на момент реализации ГСМ.
     При реализации  ГСМ  по   регулируемым   ценам,   устанавливаемым
местными   органами  власти,  для  целей  налогообложения  принимаются
указанные регулируемые цены.  У перепродавца при реализации  ГСМ  ниже
покупной  цены по таким операциям налогооблагаемая база приравнивается
нулю, у производителя определяется исходя из регулируемых цен.
     Для организаций,  осуществляющих  обмен  ГСМ  на какой-либо товар
(выполненные  работы,  услуги),  для  исчисления  налога   принимается
стоимость  этих  товаров  (работ,  услуг),  но  не  ниже  рыночных цен
обмениваемых ГСМ, сложившихся на момент совершения сделки (в том числе
на биржах).
     3. При перепродаже ГСМ,  кроме ввозимых на территорию  Российской
Федерации,  объектом  обложения  налогом  является сумма разницы между
выручкой от реализации ГСМ,  исходя из фактических цен реализации,  но
не   ниже   фактической   себестоимости  (без  налога  на  добавленную
стоимость) и стоимостью их приобретения  (без  налога  на  добавленную
стоимость).  При  этом  к плательщикам,  реализующим ГСМ относятся как
организации, так и предприниматели.
     Для плательщиков  налога,  приобретающих  ГСМ  для их доработки с
целью улучшения качественных  характеристик,  товарного  вида  (в  том
числе  за  счет расфасовки в другую тару),  и последующей перепродажи,
объектом обложения налогом является сумма разницы  между  выручкой  от
реализации  ГСМ,  исходя  из  фактических  цен реализации,  но не ниже
фактической себестоимости (без налога  на  добавленную  стоимость),  и
стоимостью  их  приобретения  (без  налога  на добавленную стоимость).
Указанная сумма разницы включает все затраты,  связанные с  улучшением
качества ГСМ,  их товарного вида,  а также издержки обращения, включая
расходы  по  транспортировке,   хранению,   реализации,   коммерческие
расходы, акциз и прибыль организации-перепродавца ГСМ.
     Плательщики налога,  осуществляющие обмен ГСМ на какой-либо товар
(выполненные работы,  услуги), уплачивают налог от суммы разницы между
стоимостью этих товаров  (работ,  услуг),  но  не  ниже  рыночных  цен
обмениваемых ГСМ, сложившихся на момент совершения сделки (в том числе
на биржах),  (без налога на добавленную стоимость),  и  стоимостью  их
приобретения (без налога на добавленную стоимость).
     4. Включение расходов по таре и транспортировке ГСМ в выручку  от
реализации  этих  материалов зависит от принятого плательщиками метода
формирования цены на ГСМ.
     При установлении                    организациями-изготовителями,
организациями-перепродавцами,   а   также    предпринимателями    цены
реализации  ГСМ  на  условиях их доставки до пункта назначения за счет
поставщика расходы  по  таре  и  доставке  ГСМ  до  пункта  назначения
подлежат   включению  в  состав  коммерческих  расходов  или  издержек
обращения организаций (предпринимателей) - поставщиков и учитываются в
составе отпускной цены и выручки от реализации ГСМ.
     В случае,  когда  такие  расходы  выделяются  в   счетах-фактурах
отдельной  строкой,  они  также подлежат включению в состав выручки от
реализации ГСМ и учету при исчислении налога на реализацию ГСМ.
     Аналогично учитываются  при  налогообложении  расходы  по  таре и
доставке ГСМ до пункта отправления при установлении отпускной цены  на
условиях доставки ГСМ до пункта отправления за счет поставщика.
     При установлении отпускной цены на условиях доставки ГСМ за  счет
поставщика  до  пункта  отправления  расходы по таре и доставке ГСМ от
пункта отправления  до  пункта  назначения,  возмещаемые  покупателями
сверх  отпускной  цены,  у  поставщика  в выручку от реализации ГСМ не
включаются и налогом не облагаются.
     Указанный порядок распространяется как на производителя, так и на
перепродавца.
     Налогом облагается  собственник ГСМ.  Организация,  не являющаяся
собственником  ГСМ,  налогом  не  облагается.  Так,  в  частности,  не
облагаются  налогом  услуги  по  переработке  нефти  и нефтепродуктов,
осуществляемые на давальческой основе.
     Организации, передающие  нефть для переработки в горюче-смазочные
материалы, при реализации последних уплачивают налог как производители
ГСМ.
     Не облагаются налогом посреднические услуги - услуги поверенного,
комиссионера,  агента по договорам соответственно поручения, комиссии,
агентскому. Во всех указанных случаях налог уплачивает собственник ГСМ
- доверитель, комитент, принципал.
     При участии посредника в расчетах облагаются  налогом  не  суммы,
поступающие  собственнику  ГСМ  от посредника за реализованные ГСМ,  а
суммы, поступающие посреднику от покупателя, т.е. стоимость реализации
ГСМ,  по которой покупатель приобретает ГСМ, подтвержденная первичными
документами.
     5. Для  организаций,  которые  определяют  реализацию по отгрузке
товаров,  датой  совершения  оборота  считается  день  их  отгрузки  и
предъявления   покупателям   расчетных  документов,  или  иной  момент
перехода права собственности к покупателю.
     Для организаций, которые определяют реализацию по оплате товаров,
датой  совершения  оборота  считается  день  поступления  средств   за
реализацию  отгруженных  ГСМ  на  счета  юридических  лиц в учреждения
банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в
кассу,   или   иной  момент  погашения  дебиторской  задолженности  за
отгруженные ГСМ, числившейся за покупателем.
     При участии   посредника  в  расчетах  у  доверителя,  комитента,
принципала при учетной политике  "по  оплате"  объект  налогообложении
возникает  по поступлении посреднику денежных средств в уплату ГСМ,  а
при учетной политике "по отгрузке" - по  отгрузке  ГСМ  (при  переходе
права собственности на ГСМ) фактическому покупателю.
     6. Налог уплачивается по ставке 25 процентов.
     7. Налог уплачивается по месту нахождения плательщика в следующие
сроки.
     7.1. Ежемесячно, исходя из фактических оборотов по реализации ГСМ
за истекший календарный месяц в срок не позднее 20-го числа следующего
месяца,  -  организациями  со  среднемесячными  платежами  налога от 3
тыс.рублей.
     7.2. Ежеквартально,  исходя из фактических оборотов по реализации
ГСМ за  истекший  квартал  в  срок  не  позднее  20-го  числа  месяца,
следующего за отчетным кварталом:
     - организациями со среднемесячными платежами до 3 тыс.рублей;
     - малыми предприятиями, а также предпринимателями, не перешедшими
на упрощенную систему налогообложения,  учета  и  отчетности  согласно
Федеральному  закону  от  29  декабря 1995 г.  N 222-ФЗ "Об упрощенной
системе налогообложения,  учета  и  отчетности  для  субъектов  малого
предпринимательства".
     7.3. Сумма  платежей  по  налогу  на  реализацию  ГСМ  включается
предпринимателями в состав расходов декларации о доходах.
     7.4. Размер  среднемесячного  платежа  определяется   исходя   из
отчетных данных за предыдущий квартал.
     8. Плательщики  налога  на  реализацию  ГСМ  не  позднее   срока,
установленного   для   уплаты   налога,   ежеквартально   (ежемесячно)
представляют налоговым инспекциям по месту своего нахождения расчет по
форме, указанной в Приложении 1 к настоящей Инструкции.
-------------------------
     См. форму   расчета  по  налогу  на  реализацию  горюче-смазочных
материалов,  приведенную в инструкции Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995
г. N 30

     Если последний  день  срока  приходится  на нерабочий день,  днем
окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
     9. Налог  на  реализацию  ГСМ полностью зачисляется в Федеральный
дорожный фонд.
     В соответствии   с   Законом  Российской  Федерации  "О  закрытом
административно-территориальном   образовании"    (Ведомости    Совета
народных  депутатов  Российской  Федерации  и Верховного Совета РСФСР,
1992 г.,  N 33,  ст.1915) налог на  реализацию  ГСМ,  уплачиваемый  на
территориях   закрытых   административно-территориальных  образований,
зачисляется   в   бюджеты   закрытых   административно-территориальных
образований.
     10. Юридическое  лицо,  имеющее  в  своем   составе   структурные
подразделения,   не  являющиеся  юридическими  лицами,  самостоятельно
реализующие ГСМ,  может передать им функции по перечислению налога  на
реализацию ГСМ по таким операциям, с уведомлением налоговых органов по
месту  нахождения  таких  подразделений.  При  самостоятельной  уплате
юридическим  лицом  налога  по операциям,  осуществляемым структурными
подразделениями,  суммы налога,  начисляемые к  уплате,  относятся  на
расчеты со структурными подразделениями, а у структурных подразделений
указанные  суммы  исключаются  из  выручки   от   реализации   ГСМ   в
общеустановленном    порядке.    Ответственность    за   неполноту   и
несвоевременность уплаты налога несет юридическое лицо в  соответствии
с действующим законодательством.
     11. Учет  расчетов  с  Федеральным  дорожным  фондом по налогу на
реализацию ГСМ осуществляется на счете  67  "Расчеты  по  внебюджетным
платежам"  по  отдельному  субсчету  "Расчеты  по налогу на реализацию
горюче-смазочных материалов".
     Сумма налога,  полученная организацией  -  изготовителем  ГСМ  от
реализации  ГСМ  и  учтенная  на  счете  реализации в составе выручки,
отражается по дебету счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и
кредиту счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам".
     12. Организации,  осуществляющие  перепродажу  ГСМ,  отражают  по
кредиту  счета  67  сумму  налога,  исчисленную от суммы разницы между
выручкой от реализации ГСМ (без налога  на  добавленную  стоимость)  и
стоимостью  приобретения  (без  налога  на  добавленную стоимость),  в
корреспонденции с дебетом счета 46.
     При перепродаже  ГСМ  сумма  налога,  выделенная  в документах на
приобретение  ГСМ,  в  стоимость  приобретения  ГСМ  не  включается  и
приходуется  на  счет 19 субсчет "Налог на реализацию горюче-смазочных
материалов"  в  корреспонденции  с  кредитом  счетов  расчетов,  учета
денежных средств. К оплате покупателю при перепродаже ГСМ выставляется
как начисленный и подлежащий уплате в Федеральный дорожный фонд  налог
на реализацию ГСМ,  так и выделенный в документах на приобретение ГСМ.
Указанная  сумма  подлежит  исключению  из  выручки  от  реализации  и
отражается  в  учете  по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ,
услуг)"  и   кредиту   счета   19   субсчет   "Налог   на   реализацию
горюче-смазочных материалов".
     При приобретении ГСМ и  использовании  их  для  собственных  нужд
сумма   налога   на   реализацию   ГСМ,  выделенная  в  документах  на
приобретение ГСМ, включается в стоимость их приобретения.
     13. Сумма  налога,  перечисленная  в  Федеральный  дорожный фонд,
отражается в учете по дебету счета 67 и кредиту  счета  51  "Расчетный
счет".
     14. В  журналах-ордерах,  ведомостях,  машинограммах   и   других
регистрах  бухгалтерского  учета сумма налога на реализацию ГСМ должна
выделяться в отдельную графу на основании расчетных документов.
     При перепродаже ГСМ,  кроме ввезенных  на  территорию  Российской
Федерации,  в первичных документах (счетах-фактурах, накладных и т.д.)
продавец  ГСМ  должен  выделять  отдельной  строкой  сумму  налога  на
реализацию ГСМ,  определяемую путем сложения суммы налога,  уплаченной
поставщику реализуемых ГСМ,  с суммой налога,  начисляемой  по  данной
операции  к  уплате  в  Федеральный  дорожный  фонд  от  разницы между
продажной и покупной стоимостью ревизованных ГСМ.
     При продаже  произведенных  ГСМ  или  ввезенных   на   территорию
Российской  Федерации  в первичных документах отдельной строкой должна
выделяться сумма налога на реализацию  ГСМ,  начисляемая  к  уплате  в
Федеральный дорожный фонд по данной операции.
     В приложении  1  приведены  примеры  расчета  налога  для  разных
категорий   плательщиков,  определения  сумм,  выставляемых  к  уплате
покупателю  ГСМ,  отражения  в  бухгалтерском  учете  сумм  налога  на
реализацию ГСМ.

       II. Порядок исчисления и уплаты налога на пользователей
                         автомобильных дорог

     15. Налог  на  пользователей   автомобильных   дорог   уплачивают
предприятия,   организации,  учреждения,  предприниматели,  являющиеся
юридическими лицами по законодательству Российской Федерации,  включая
созданные   на   территории   Российский   Федерации   предприятия   с
иностранными инвестициями,  международные объединения  и  организации,
осуществляющие   предпринимательскую   деятельность  через  постоянные
представительства,  иностранные юридические  лица;  филиалы  и  другие
аналогичные   подразделения  предприятий,  организаций  и  учреждений,
имеющие отдельный баланс и расчетный счет (статья 5 Закона  Российской
Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации").
     16. Объектом  налогообложения  является  выручка,  полученная  от
реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и
покупной ценами товаров,  реализованных в результате  заготовительной,
снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
     17. По плательщикам налога,  осуществляющим  реализацию  товаров,
продукции  (работ,  услуг) по ценам не выше фактической себестоимости,
для целей налогообложения применяются  рыночные  цены  на  аналогичные
товары,  продукцию (работы, услуги), сложившиеся на момент реализации,
но не ниже фактической себестоимости.
     Под фактической    себестоимостью    продукции   (работ,   услуг)
понимается  совокупность  всех   затрат   организации,   связанных   с
производством и реализацией продукции (работ, услуг).
     Фактическая себестоимость приобретенных для дальнейшей реализации
товаров  включает  стоимость приобретения этих товаров,  расходы по их
транспортировке, хранению, реализации, другие издержки обращения.
     Под сложившимися рыночными ценами понимаются цены,  сложившиеся в
регионе  на  момент реализации товаров,  продукции (работ,  услуг) при
совершении сделки.  Под  регионом  следует  понимать  сферу  обращения
товаров,   продукции   (работ,  услуг)  в  данной  местности,  которая
определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести
товары,  продукцию  (работы,  услуги)  на  ближайшей  по  отношению  к
покупателю территории.  При этом под ближайшей территорией  понимается
конкретный  населенный  пункт или группа населенных пунктов,  или иные
территории,   находящиеся   в   пределах   границ    национально-    и
административно-территориальных,           национально-государственных
образований.
     Если организация  в  течение  30  дней  до  реализации   товаров,
продукции (работ,  услуг) по ценам, не превышающим фактических затрат,
реализовала  (реализовывала)  аналогичную  продукцию  по  ценам   выше
фактических  затрат,  то  по  всем  сделкам  в  целях  налогообложения
применяются цены,  исчисленные из  максимальных  цен  реализации  этих
товаров, продукции (работ, услуг).
     В случае,  если плательщик  налога  не  мог  реализовать  товары,
продукцию  по  ценам выше себестоимости из-за снижения их качества или
потребительских  свойств  (включая   моральный   износ),   либо   если
сложившиеся  рыночные  цены  на эти или аналогичные товары,  продукцию
оказались ниже фактической себестоимости этих товаров,  продукции,  то
для  целей  налогообложения  применяются  фактические  цены реализации
товаров, продукции.
     Таким образом,   если   налоговые   органы  обладают  информацией
(например,  подтвержденной компетентным органом - органом статистики),
что   рыночные   цены   были   выше   фактической   себестоимости,  то
налогооблагаемая  база  может  быть  расчетным   путем   увеличена   в
вышеуказанном порядке.
     При осуществлении   плательщиками   налога    обмена    товарами,
продукцией   (работами,  услугами)  выручка  от  реализации  продукции
(работ,  услуг) и продажные цены  товаров  для  целей  налогообложения
определяются исходя из цен товаров,  продукции (работ,  услуг),  но не
ниже рыночных цен  обмениваемых  товаров,  продукции  (работ,  услуг),
сложившихся на момент совершения сделки (в том числе на биржах).
     Включение расходов  по таре и транспортировке товаров,  продукции
(работ, услуг) в выручку от реализации этой продукции (работ, услуг) и
в  продажные  цены  товаров  зависит от принятого плательщиками метода
формирования цены на товары, продукцию (работы, услуги).
     При установлении  цены  реализации  товаров,  продукции   (работ,
услуг) на условиях их доставки до пункта назначения за счет поставщика
расходы по таре и доставке товаров, продукции (работ, услуг) до пункта
назначения  подлежат  включению  в  состав  коммерческих  расходов или
издержек обращения организаций-поставщиков  и  учитываются  в  составе
продажных  цен  товаров  и  в  выручке от реализации продукции (работ,
услуг).
     В случае,   когда  такие  расходы  выделяются  в  счетах-фактурах
отдельной строкой, они также подлежат включению в состав продажных цен
товаров и в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и учету при
исчислении налога на пользователей автомобильных дорог.
     Аналогично учитываются  при  налогообложении  расходы  по  таре и
доставке товаров,  продукции (работ,  услуг) до пункта отправления при
установлении  отпускной  цены на условиях доставки товаров,  продукции
(работ, услуг) до пункта отправления за счет поставщика.
     При установлении  отпускной  цены  на  условиях доставки товаров,
продукции (работ,  услуг) за счет  поставщика  до  пункта  отправления
расходы по таре и доставке товаров, продукции (работ, услуг) от пункта
отправления  до  пункта  назначения,  возмещаемые  покупателями  сверх
отпускной цены, у поставщика в выручку от реализации продукции (работ,
услуг)  и  в  продажные  цены  товаров  не  включаются  и  налогом  на
пользователей автомобильных дорог не облагаются.
     Указанный порядок распространяется как на производителя, так и на
перепродавца.
     18. При исчислении налогооблагаемой базы из выручки от реализации
продукции  (работ,  услуг) исключаются налог на добавленную стоимость,
акцизы (по организациям-изготовителям подакцизных товаров),  налог  на
реализацию  горюче-смазочных материалов (по организациям,  реализующим
горюче-смазочные  материалы),  экспортные  пошлины  (по  организациям,
осуществляющим   экспортную   деятельность),   лицензионные  сборы  за
производство,  розлив  и   хранение   алкогольной   продукции,   суммы
установленных  процентных надбавок к розничным ценам на радиоприемники
и телевизоры.
     По заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности
при  исчислении налогооблагаемой базы из суммы разницы между продажной
и покупной ценами товаров исключается налог на добавленную  стоимость,
исчисленный от разницы между продажной и покупной ценами реализованных
товаров.
     По организациям,   осуществляющим   перепродажу  горюче-смазочных
материалов,  при  исчислении  налогооблагаемой  базы  по   налогу   на
пользователей  автомобильных  дорог из суммы разницы между продажной и
покупной  ценами  этих  материалов  исключается  налог  на  реализацию
горюче-смазочных   материалов,  исчисленный  от  суммы  разницы  между
продажной и покупной ценами этих материалов.
     Не уплачивают налог медицинские учреждения  от  целевых  денежных
сумм,  получаемых от фондов обязательного медицинского страхования,  в
том числе - через медицинские страховые компании.
     При переуступке  права  требования  налогообложение  у поставщика
продукции (товаров, работ, услуг), переуступающего право требования, и
у перепродавца права требования имеет следующие особенности.
     У цедента - поставщика продукции (товаров,  работ, услуг) выручка
от   реализации  продукции  (товаров,  работ,  услуг)  определяется  в
соответствии  с  учетной  политикой  -  по   мере   отгрузки   товаров
(выполнения   работ,   оказания   услуг)   и  предъявления  покупателю
(заказчику) расчетных документов (или  иному  моменту  перехода  права
собственности  на  продукцию,  товары) или по мере ее оплаты (в момент
погашения дебиторской задолженности, числившейся за покупателем).
     В частности,  если  учетная  политика установлена "по оплате",  у
цедента  при  переуступке  права  требования  возникает   выручка   от
реализации ранее поставленной им продукции (товаров, работ, услуг).
     Что касается размера выручки от  реализации  продукции  (товаров,
работ,   услуг),   то   для   целей  налогообложения  он  определяется
однократно,  исходя из договорных отношений  и  первичных  документов,
оформленных  с  покупателем,  и  не  зависит  от  договорной стоимости
уступаемого права требования.  В  случае  занижения  оплаты  проданной
дебиторской   задолженности,  убыток  от  данной  операции  для  целей
налогообложения не учитывается.
     В том  случае,  если  цессионарий  приобретает право требования и
затем  реализует  его  (в  т.ч.  дебитору),  указанное  право  следует
рассматривать   как   финансовое   вложение,   которое  не  облагается
предприятий налогом (в том числе - у профессиональных участников рынка
ценных  бумаг,  поскольку право требования не является ценной бумагой,
согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации).
     Что касается  банков,  то  доходы от перепродажи права требования
относятся к  п.4  раздела  1  Положения  об  особенностях  определения
налогооблагаемой  базы  для уплаты налога на прибыль банками и другими
кредитными учреждениями,  утвержденного  постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  16.05.94 N 490 "Об особенностях определения
налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками  и  другими
кредитными учреждениями", и включаются в налогооблагаемую базу.
     У страховых  компаний  доходы  от  перепродажи  права  требования
относятся к п.2 Положения об особенностях определения налогооблагаемой
базы   для  уплаты  налога  на  прибыль  страховщиками,  утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г.  N
491  "Об  особенностях  определения  налогооблагаемой  базы для уплаты
налога на прибыль страховщиками" и подлежат налогообложению.
     При расчетах за продукцию  (товары,  работы,  услуги)  векселями,
когда  покупатель  является  векселедателем,  при учетной политике "по
оплате" выписывание векселя не приводит к  появлению  налогооблагаемой
базы.  Объект налогообложения возникает в момент погашения дебиторской
задолженности,  продолжающейся  числиться  за  покупателем   продукции
(товаров,  работ,  услуг)  - в момент погашения векселя или совершения
индоссамента на третье лицо.
     Убыток от  реализации  векселя  по цене меньшей,  чем отгруженная
продукция  (выполненные  работы,  оказанные   услуги)   не   уменьшает
налогооблагаемую базу.
     Если покупатель расплачивается векселем третьего лица,  в  момент
передачи векселя погашается дебиторская задолженность за покупателем и
должна быть  определена  выручка  от  реализации  продукции  (товаров,
работ,  услуг),  если  у  поставщика  учетная политика установлена "по
оплате".
     19. Ставка налога устанавливается в размере:
     2,5 процента  от  выручки,  полученной  от  реализации  продукции
(работ, услуг);
     2,5 процента от суммы разницы между продажной и  покупной  ценами
товаров,      реализованных      в     результате     заготовительной,
снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
     Средства налога зачисляются:
     в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации  по  ставке  0,5
процента, в территориальные дорожные фонды по ставке 2,0 процента.
     Средства федерального налога на пользователей автомобильных дорог
в части, зачисляемой в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации,
аккумулируются  на  специальных   счетах,   открытых   в   учреждениях
Центрального  банка Российской Федерации (Банка России) на территориях
субъектов Российской Федерации.
     В соответствии   с   Законом  Российской  Федерации  "О  закрытом
административно-территориальном образовании"  налог  на  пользователей
автомобильных    дорог,    уплачиваемый    на   территориях   закрытых
административно-территориальных  образований,  зачисляется  в  бюджеты
закрытых административно-территориальных образований.
     20. Законодательные    (представительные)    органы     субъектов
Российской   Федерации   с   учетом  местных  условий  могут  повышать
(понижать) ставку  налога,  зачисляемого  в  территориальные  дорожные
фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога.
     21. При исчислении налога на  пользователей  автомобильных  дорог
необходимо    учитывать    следующие    особенности    налогообложения
плательщиков по отдельным видам деятельности:
     21.1. Бюджетные   и   некоммерческие   организации,   реализующие
продукцию  (работы,  услуги)   и   осуществляющие   продажу   товаров,
уплачивают  налог  от  выручки,  полученной  от  реализации  продукции
(работ,  услуг),  и от суммы разницы между продажной и покупной ценами
товаров,      реализованных      в     результате     заготовительной,
снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
     21.2. Ломбарды   уплачивают   налог  от  выручки,  полученной  от
реализации услуг.
     Выручка от реализации услуг включает:
     - суммы,  полученные от проведения оценки и  хранения  имущества,
принятого и залог;
     - проценты   (суммы   дохода),   полученные   от   предоставления
краткосрочных   кредитов,  обеспеченных  залогом  движимого  имущества
граждан, предназначенного для личного потребления.
     При реализации  имущества,  принятого  в залог,  часть вырученных
средств  в  пределах  суммы  невозвращенного   кредита   не   подлежит
налогообложению.   Остальная   часть   вырученных   средств   подлежит
налогообложению как процент (доход) и  включается  в  налогооблагаемую
базу.
     21.3. Организации,  уставной   деятельностью   которых   является
предоставление  в  аренду имущества,  в том числе по договору лизинга,
(кроме  имущества,  находящегося  в  государственной  и  муниципальной
собственности),  уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог
от арендной платы, полученной от реализации этих услуг.
     Если в Уставе организации предоставление имущества в  аренду  как
вид  деятельности  не  указано,  но  расходы,  связанные с содержанием
сдаваемого  в  аренду  объекта  учитываются  на  счетах,   формирующих
себестоимость  продукции  (работ,  услуг)  или издержек производства и
обращения,  то суммы арендной платы должны быть отнесены  на  счет  46
"Реализация  продукции  (работ,  услуг)".  В  противном  случае  суммы
возникающего убытка не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
     При включении    организацией    арендной    платы    в    состав
внереализационных доходов затраты по содержанию  объекта,  сданного  в
аренду, должны относиться на счет собственных средств организации, так
как на внереализационные расходы списываются износ и  ремонт  объекта,
сданного в аренду (п.24 Положения о порядке начисления амортизационных
отчислений по основным фондам в народном хозяйстве).
     Учитывая вышеизложенное,  в частности, бюджетные и некоммерческие
организации,   предоставляющие   в  аренду  имущество,  находящееся  в
государственной и муниципальной собственности,  которым  разрешено  не
перечислять   вырученные  средства  собственнику  этого  имущества,  а
оставлять у себя на определенные цели,  не облагаются налогом в  части
указанной  деятельности  при  условии целевого использования указанных
средств.
     21.4. Организации,   предоставляющие  посреднические  услуги  (по
договору комиссии,  поручения,  агентскому договору), уплачивают налог
от выручки, полученной от реализации посреднических услуг.
     21.5. Биржи  уплачивают  налог  от  выручки,  полученной  в  виде
комиссионного сбора, вознаграждений со сделок, совершаемых на биржевых
торгах,  а также выручки,  полученной от продажи и  предоставления  на
ограниченный  срок  брокерских мест,  платы за право участия в торгах,
стоимости информационно-коммерческих и других платных услуг.
     21.6. Коммерческие    организации   (предприятия),   учредителями
которых являются  религиозные  организации  (объединения),  уплачивают
налог  от выручки от реализации продукции (работ,  услуг) и от разницы
между покупной и продажной ценами товаров.
     Из налогооблагаемой  базы  у  указанных  организаций  исключаются
отчисления на благотворительные и культурно-просветительские цели.
     21.7. Угледобывающие     и    углеперерабатывающие    организации
уплачивают налог  от  выручки,  полученной  от  реализации  продукции,
исчисленной  исходя  из  цен  предприятия  (за  исключением дотации из
бюджета на возмещение разницы между оптовой и расчетной ценой).
     21.8. Строительные,      проектные,     научно-исследовательские,
опытно-конструкторские  организации  уплачивают  налог   от   выручки,
полученной от выполнения работ собственными силами. При этом указанный
порядок применяется и в том случае,  если учетная политика установлена
"по  оплате" и от заказчика денежные средства в оплату всего комплекса
выполненных работ поступают в одном  отчетном  периоде,  а  расчеты  с
субподрядчиками производятся в следующем.
     21.9. Организации,     перепродающие     газ,     тепло,    воду,
электроэнергию, сжатый воздух и т.п., иные организации трубопроводного
транспорта  уплачивают  налог  от  разницы  между покупной и продажной
стоимостью этих товаров.  Если организация трубопроводного  транспорта
не перепродает транспортируемый товар, не являясь его собственником, а
оказывает услуги  по  его  транспортировке,  налогообложению  подлежит
выручка от реализации указанных услуг.
     21.10. Налог  не уплачивается с сумм,  полученных от родителей на
содержание детей в  детских  дошкольных  учреждениях,  а  также  сумм,
перечисленных организациями на эти цели.
     21.11. У банков и другие кредитных учреждений в  налогооблагаемую
базу включаются следующие доходы:
     - суммы начисленных и полученных процентов по кредитным ресурсам,
размещенным банком, включая доходы, полученные банком от увеличения на
три   пункта   процентов   (маржи)   по   централизованным   кредитам,
предоставляемым  через  банк  предприятиям  и организациям Центральным
банком Российской Федерации;
     - комиссионные  и  иные сборы (плата) за переводные,  инкассовые,
аккредитивные и другие банковские операции,  в том числе за услуги  по
осуществлению корреспондентских отношений;
     - плата за услуги,  оказываемые банком  клиентам  за  открытие  и
ведение их расчетных, текущих, валютных, ссудных и иных счетов, выдачу
(получение)  наличных  денег,  а  также  за  оказание  информационных,
консультационных, экспертных и других услуг;
     - доходы,  полученные  бачком   от   проведения   форфейтинговых,
факторинговых, доверительных (трастовых) операций;
     - доходы, полученные банком по гарантийным и акцептным операциям;
     - плата за услуги, оказываемые банком населению;
     - плата  за  инкассацию,  за  перевозку денежных средств,  ценных
бумаг, иных ценностей и банковских документов;
     - доходы,    полученные    банком   за   работу   по   размещению
государственных ценных  бумаг  и  резервов  федерального  казначейства
Российской Федерации и его территориальных органов;
     - доходы,  полученные банком по  операциям  с  ценными  бумагами,
включая  операции  по их размещению и управлению,  и иным операциям на
фондовом рынке;
     - доходы  от  проведения  банком  операций с иностранной валютой,
драгоценными  металлами  и  с  иными  валютными  ценностями,   включая
комиссионные  сборы  по  операциям,  связанным  с  покупкой и продажей
валюты за счет и по поручению клиентов;
     - плата,   получаемая   банками   от  экспортеров  продукции,  за
выполнение функции агентов валютного контроля;
     - доходы  от  сдачи  в  аренду  имущества,  принадлежащего банку,
включая доходы от проведения лизинговых операций;
     - разница   между   продажной  и  номинальной  стоимостью  акций,
выпускаемых банком (за  исключением  продажи  акций  при  формировании
уставного капитала банка,  когда сумма такой разницы рассматривается в
качестве добавочного капитала банка);
     - разница между ценой  реализации  и  ценой  приобретения  ценных
бумаг,    принадлежащих    банку,   за   исключением   государственных
краткосрочных бескупонных облигаций,  иных  аналогичных  ценных  бумаг
субъектов  Российской Федерации и органов местного самоуправления.  По
облигациям федерального займа, государственного сберегательного займа,
РАО   "Высокоскоростные   магистрали",   облигациям   государственного
внутреннего  валютного  займа  не  подлежит  налогообложению  доход  в
пределах   роста   накопленного  купонного  дохода,  остальные  доходы
подлежат налогообложению.  Положительный результат от переоценки  этих
бумаг  подлежит  налогообложению,  отрицательная переоценка по каждому
выпуску  уменьшает  налогооблагаемую  базу  в  пределах  положительной
переоценки по этому выпуску;
     - доходы от приобретенных или арендуемых банком  брокерских  мест
на биржах;
     - суммы,  перечисленные  банку  клиентами,  в   счет   возмещения
телеграфных, почтовых и иных услуг связи;
     - прочие  доходы,  включаемые  банком  в  облагаемую  прибыль   в
соответствии  с  законодательством,  а  также  полученные в результате
осуществления  иной  деятельности,  если  такие  доходы  относятся   к
банковским операциям и сделкам.
     У банков  доходы  от  перераспределения  кредитных   ресурсов   в
пределах  одного юридического лица между подразделениями,  являющимися
самостоятельными налогоплательщиками,  подлежат налогообложению наряду
с другими начисленными и полученными процентами.
     Не включаются в налогооблагаемую базу суммы,  возвращенные банку,
если  ранее  они  были  отнесены  на  расходы  банка,  суммы   излишне
начисленной ранее амортизации, возвращенные резервы и т.п.
     Не включается у банков в  налогооблагаемую  базу  нереализованная
курсовая  разница,  определяемая  как  разница  между рублевой оценкой
соответствующего  имущества  или  обязательств,   стоимость   которого
выражена  в  иностранной  валюте,  исчисленной  по курсу,  котируемому
Банком России,  на дату расчета  или  дату  составления  бухгалтерской
отчетности  за отчетный период,  и рублевой оценкой этих имущества или
обязательств,  исчисленной по курсу, котируемому Банком России на дату
принятия  их  к  бухгалтерскому  учету  в  отчетном  периоде  или дату
составления бухгалтерской отчетности за  предыдущий  отчетный  период,
поскольку   такая   разница   относится   к   пункту  57  раздела  III
вышеуказанного Положения.
     Доходы, полученные банком при  покупке  или  продаже  иностранной
валюты  по курсу,  отличному от котируемого Банком России курса валюты
на  день  совершения  операции,  относятся  к  пункту  10  раздела   1
вышеназванного   Положения   и  включаются  в  налогооблагаемую  базу.
Расходы,  возникающие   при   совершении   указанных   операций,   при
налогообложении не учитываются.
     Не включаются в налогооблагаемую базу проценты по ценным бумагам,
в  частности,  по  государственным  ценным  бумагам  и  ценным бумагам
органов местного самоуправления -  доходы,  определенные  эмитентом  в
условиях выпуска ценных бумаг.
     21.12. Страховые  организации   уплачивают   налог   от   выручки
страховщика, формируемой за счет:
     а) поступлений  страховых  взносов  по   договорам   страхования,
сострахования   и   перестрахования   за   вычетом  страховых  выплат,
отчислений в страховые  резервы  и  страховых  взносов  по  договорам,
переданным  в  перестрахование.  В  состав  указанных  поступлений  не
включаются   поступления   по   видам    обязательного    страхования,
осуществляемым  за счет бюджетных ассигнований,  которые учитываются в
качестве средств, предназначенных на целевое финансирование. В выручку
включаются    только   средства,   направляемые   в   соответствии   с
установленным порядком на покрытие расходов страховщика по  проведению
указанных видов страхования;
     б) сумм возврата страховых  резервов,  отчисленных  в  предыдущие
периоды;
     в) комиссионных вознаграждений и тантьем по договорам, переданным
в перестрахование;
     г) комиссионных  вознаграждений,  полученных  за  оказание  услуг
страхового   агента,   страхового   брокера,  сюрвейера  и  аварийного
комиссара;
     д) возмещения   перестраховщиками   доли   страховых   выплат  по
договорам, переданным в перестрахование;
     е) экономии средств на ведение дела по обязательному медицинскому
страховании,
     а также   от   прочих   поступлений  от  страховой  деятельности,
включающих:
     а) доходы,  полученные  от размещения страховых резервов и других
средств  (кроме  доходов  от  инвестирования   средств   резервов   по
обязательному медицинскому страхованию);
     б) доходы,  полученные  от  инвестирования  средств  резервов  по
обязательному    медицинскому    страхованию,    за    вычетом   сумм,
использованных на покрытие расходов  по  оплате  медицинских  услуг  и
пополнение  соответствующих  резервов  по нормативам,  устанавливаемым
территориальным фондом обязательного медицинского страхования;
     в) суммы  полученных  процентов,  начисленных  на  депо премий по
рискам, принятым в перестрахование;
     г) суммы,   полученные  в  порядке  реализации  права  требования
страхователя  по  страхованию  имущества  к  лицу,  ответственному  за
причиненный ущерб;
     д) прочие доходы  от  осуществления  страховой  деятельности.  Не
включаются  в  налогооблагаемую  базу  проценты  по ценным бумагам,  в
частности,  по государственным ценным бумагам и ценным бумагам органов
местного  самоуправления  - доходы,  определенные эмитентом в условиях
выпуска   ценных   бумаг.   По    облигациям    федерального    займа,
государственного    сберегательного   займа,   РАО   "Высокоскоростные
магистрали",  облигациям государственного внутреннего валютного  займа
не  подлежит  налогообложению  доход  в  пределах  роста  накопленного
купонного дохода, остальные доходы подлежат налогообложению.
     21.13. Выручка  от  реализации  продукции (работ,  услуг) и сумма
разницы между продажной и покупной ценами товаров, полученные в рамках
совместной деятельности, облагаются налогом в установленном порядке по
данным  отдельного  (обособленного)   баланса   участника   совместной
деятельности,  которому  в  соответствии  с договором поручено ведение
общих дел участниками договора.
     21.14. Профессиональные    участники   рынка   ценных   бумаг   и
инвестиционные фонды в дополнение к установленному порядку  уплачивают
налог  от  доходов  в  виде  разницы  между выручкой от продажи ценных
бумаг,  с одной  стороны,  и  их  учетной  стоимостью,  процентами  по
проданным  облигациям,  начисленными  с  момента их последней выплаты,
расходами по продаже в виде  комиссионных,  вознаграждений,  с  другой
стороны.
     По государственным краткосрочным бескупонным  облигациям  разница
между ценой реализации и ценой покупки ГКО приравнивается к проценту и
не включается в налогооблагаемую базу.
     Не включаются   в   налогооблагаемую  базу  доходы,  определенные
эмитентом в условиях выпуска государственных ценных  бумаг  Российской
Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации
и ценных бумаг органов  местного  самоуправления.  По  государственным
ценным  бумагам,  условиями  обращения которых предусмотрено получение
владельцем дохода в зависимости от времени нахождения ценной бумаги на
его  балансе,  настоящее  положение  применяется  в  отношении дохода,
начисленного   пропорционально    сроку    владения.    По    купонным
государственным  ценным  бумагам,  и  ценным  бумагам органов местного
самоуправления не подлежат  налогообложению  лишь  доходы  в  пределах
роста   накопленного   купонного  дохода,  остальные  доходы  подлежат
налогообложению.  Понятие профессионального вида деятельности на рынке
ценных бумаг определено Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
     21.15. Для туристско-экскурсионных организаций, которые формируют
стоимость  путевки  путем  приобретения  услуг  (проживание,  питание,
экскурсионное обслуживание и т.д.) в местах пребывания и  транспортных
услуг  по отправке и возвращению туристов,  объектом обложения налогом
является выручка от реализации продукции (работ,  услуг). Под выручкой
от реализации продукции (работ, услуг) у таких организаций принимается
сумма превышения средств,  полученных от туристов для оплаты оказанных
туристических услуг,  над средствами,  перечисленными третьим лицам за
оказанные туристам услуги.
     Для туристско-экскурсионных   организаций,   занимающихся  только
продажей путевок,  объектом  налогообложения  является  сумма  разницы
между продажной и покупной ценами путевок.
     21.16. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученная
в  иностранной  валюте  для  целей налогообложения,  пересчитывается в
рубли по курсу  Центрального  Банка  России,  действовавшему  на  день
поступления средств на валютный счет или в кассу организации.
     21.17. У  риэлтерских  организаций  налогом облагается выручка от
реализации посреднических услуг и разница между продажной  и  покупной
стоимостью перепродаваемой недвижимости.
     21.18. При организации и проведении лотерей налог  рассчитывается
с  учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 19.09.95
N  955  "Об  упорядочении   лотерейной   деятельности   в   Российской
Федерации",  утвердившего Временное положение "О лотереях в Российской
Федерации".  В частности,  в п.41 Временного положения  отмечено,  что
призовой фонд лотереи,  заявляемый в условиях лотереи и представляющий
нераспределенную часть средств участников лотереи, не является активом
организатора лотереи и не может быть использован им ни на какие другие
цели, кроме выплаты или выдачи выигрышей участником лотереи.
     Таким образом,  при  исчислении  налога  общий   объем   выручки,
полученной  от  реализации  лотерейных  билетов,  уменьшается на сумму
призового фонда лотереи.
     22. Налог  исчисляется  отдельно  по  каждому  виду деятельности.
Стоимость построенного объекта (завершенного этапа строительства)  при
строительстве  хозспособом  подлежит  включению  в  состав  выручки от
реализации  продукции  (работ,  услуг)  и  соответственно   облагается
налогом в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     При реализации изготовленной продукции через  магазин,  состоящий
на балансе организации,  налог исчисляется по двум вилам деятельности:
производственной - при передаче в магазин, и торговой - при реализации
через магазин.
     23. От уплаты налога освобождаются:
     23.1. Колхозы,   совхозы,  крестьянские  (фермерские)  хозяйства,
объединения,   акционерные   и   другие   предприятия,    занимающиеся
производством сельскохозяйственной продукции,  удельный вес доходов от
реализации которой в общей сумме их  доходов  составляет  70  и  более
процентов.
     Удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции
определяется по результатам работы за прошедший год:
     если за прошедший год удельный вес указанных доходов составил  70
и более процентов, то в текущем году налог не уплачивается, но если по
результатам работы текущего года этих хозяйствующих  субъектов  доходы
будут менее 70 процентов - уплата налога за текущий год производится в
десятидневный  срок   со   дня,   установленного   для   представления
бухгалтерского отчета и баланса за год;
     в случае, если в течение прошедшего года налог уплачивался, но по
результатам работы за истекший год удельный вес доходов составил 70  и
более  процентов,  плательщику  по  его заявлению производится возврат
уплаченных сумм  налога  или  их  зачет  в  счет  будущих  платежей  в
установленном порядке;
     если за прошедший год удельный  вес  указанных  доходов  составил
менее  70  процентов,  то  в  текущем  году уплата налога производится
нарастающим итогом по квартальным расчетам в пятидневный срок со  дня,
установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности,
а по годовым расчетам - в десятидневный срок  со  дня,  установленного
для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.
     Для организаций,   осуществляющих   производство   и  последующую
переработку сельскохозяйственной продукции, доля выручки от реализации
произведенной  сельскохозяйственной  продукции в выручке от реализации
произведенной   и   переработанной   сельскохозяйственной    продукции
определяется    исходя   из   соотношения   затрат   на   производство
сельскохозяйственной продукции в  общей  сумме  затрат,  относимых  на
себестоимость.
     Для организаций,  осуществляющих   торговую   деятельность,   при
расчете  удельного веса в общую сумму доходов включается разница между
продажной и покупной стоимостью товаров.
     23.2. К   сельскохозяйственной   продукции  относится  продукция,

Страницы: 1  2