О МЕРАХ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 1998-1999 ГГ.. Постановление. Правительство Москвы. 30.12.97 941-ПП


Страницы: 1  2  3  


                                                                      
                      О МЕРАХ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ                      
                 НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 1998-1999 ГГ.                 
                                                                      
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
                                                                      
                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ                         
                                                                      
                           30 декабря 1997 г.                           
                               N 941                              
                                                                      
                              (ВММ 98-4)                              
                                                                      
     Правительство Москвы отмечает,  что  в  1996-1997  гг.  Комитетом
здравоохранения, лечебно-профилактическими учреждениями города, Фондом
обязательного   медицинского   страхования,   другими    службами    и
организациями   проведена   значительная   работа,   направленная   на
реализацию  городской  программы   обеспечения   медицинской   помощью
населения Москвы на 1996-1997 гг.                                     
     Осуществление мер,  предусмотренных данной программой, позволило,
решая первоочередные задачи здравоохранения, сохранить гарантированное
медицинское обеспечение  москвичей  и  бесперебойное  функционирование
всех   лечебно-профилактических   учреждений,   сохранить  и  укрепить
материально-техническую   базу   отрасли   и   поддерживать   развитие
медицинской  науки.  Реализуется  московская  программа  обязательного
медицинского страхования, активно внедряется бюджетно-страховая модель
финансирования отрасли.                                               
     Параллельно с    государственной     системой     гарантированной
медицинской  помощи  развиваются  негосударственные формы медицинского
обеспечения жителей города  (добровольное  медицинское  страхование  и
платные    услуги    в    системе    медицинской   предпринимательской
деятельности), что привело к формированию рынка медицинских услуг.    
     В соответствии    с    действующим    порядком     осуществляется
лицензирование    медико-технической    деятельности,   реформирование
учреждений и организаций здравоохранения.                             
     Реализация целевых  программ  Комитета  здравоохранения позволила
улучшить  организацию  и   оказание   медицинской   помощи   по   ряду
приоритетных направлений.                                             
     Проведенные мероприятия  позволили   стабилизировать   показатели
мертворожденности   и   перинатальной   смертности,   снизить  уровень
младенческой   смертности.   Оптимизировано   обеспечение    населения
психиатрической  и  наркологической помощью;  усовершенствованы методы
борьбы с сахарным диабетом и его  осложнениями,  способы  реабилитации
больных с последствиями инсульта;  завершено создание городской службы
экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.               
     Несмотря на  сложное  экономическое положение,  в 1996 - 1997 гг.
построено и введено в  эксплуатацию  15  новых  медицинских  объектов,
осуществлены   комплексная   реконструкция,   капитальный   ремонт   и
переоснащение 42 объектов,  проведен текущий  ремонт  во  многих  ЛПУ,
повышен   уровень  технической  оснащенности  учреждений.  Выполняется
распоряжение первого  заместителя  Премьера  Правительства  Москвы  от
09.09.93  N  1678-РЗП  "О  строительстве подстанций скорой медицинской
помощи". За истекший период введено в строй 18 новых подстанций.      
     Правительство Москвы  полностью выполняет взятые обязательства по
социальной  защите  медицинских  работников,  обеспечивая  доплату   к
заработной  плате и муниципальное жилье для улучшения жилищных условий
медиков.                                                              
     Вместе с  тем  Правительство  Москвы  отмечает,  что  несмотря на
принимаемые  меры  в  городе  сохраняется   неблагоприятная   динамика
медико-демографических  показателей  и  состояния  здоровья москвичей.
Остается высокой заболеваемость во всех группах  населения  по  многим
классам болезней.                                                     
     Анализ эффективности     сложившейся      системы      городского
здравоохранения  и  его  взаимодействия  с  медицинскими  учреждениями
другой   ведомственной    подчиненности    в    интересах    москвичей
свидетельствует  о наличии целого ряда нерешенных вопросов и факторов,
сдерживающих дальнейшее развитие отрасли и повышение  результативности
медицинского обеспечения населения.                                   
     Недостаточно эффективно осуществляется диспансеризация москвичей,
практически  отсутствует  система  сертификации  субъектов медицинской
деятельности,  работа медицинских коммерческих структур мало связана с
интересами территориального здравоохранения и потребностями населения.
К  проблемам  управления  относится   определенная   несогласованность
действий  структур,  причастных  к  охране  здоровья,  что  приводит к
снижению      эффективности      медико-санитарного      обслуживания,
нерациональному использованию ресурсов.                               
     Различные источники  поступления  финансовых средств в учреждения
здравоохранения нескоординированы друг с другом, их объемы не в полной
мере  отражают  потребности  населения  в конкретных видах медицинской
помощи.  Нерешенной проблемой  остается  дефицит  медицинских  кадров,
особенно в участково-территориальной сети, а также крайне недостаточно
число врачей по ряду медицинских специальностей.                      
     На решение указанных проблем и  повышение  качества  медицинского
обеспечения     населения    направлена    представленная    Комитетом
здравоохранения  Концепция   развития   здравоохранения   г.   Москвы.
Приоритеты  Концепции  и  пути  этапной  реализации поставленных задач
нашли отражение в проекте программы  обеспечения  медицинской  помощью
населения г. Москвы на 1998- 1999 гг.                                 
     В целях дальнейшего развития системы городского  здравоохранения,
повышения   доступности  и  качества  всех  видов  медицинской  помощи
населению Правительство Москвы постановляет:                          
     1. Одобрить    Концепцию    развития   здравоохранения   г.Москвы
(приложение 1).                                                       
     2. Утвердить:                                                    
     2.1. Программу обеспечения медицинской помощью населения г.Москвы
на 1998-1999 гг. (приложение 2).                                      
     2.2. Правила обязательного медицинского страхования населения  г.
Москвы на 1998 г.(приложение 3).                                      
     3. Комитету здравоохранения:                                     
     3.1. В  месячный  срок  совместно  с  заинтересованными  службами
разработать и  утвердить  план  мероприятий  по  реализации  Программы
обеспечения медицинской помощью населения г.Москвы на 1998-1999 гг.  и
целевые   программы   по    приоритетным    направлениям    городского
здравоохранения; принять меры для их безусловного выполнения.         
     3.2. В месячный срок совместно  с  заинтересованными  ведомствами
разработать  и  представить в санитарно- противоэпидемическую комиссию
Правительства   Москвы    межведомственные    комплексные    программы
"Неотложные  меры  борьбы с туберкулезом в г.Москве" и "Предупреждение
распространения  заболевания,  передаваемого  вирусом   иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекции) в г.Москве (АНТИВИЧ/СПИД)".                   
     4. Департаменту  финансов,  Управлению  бюджетного   планирования
городского  заказа  в  процессе  исполнения  бюджета 1998 г.  выделить
Комитету здравоохранения средства в объеме 68,2  млн.  рублей  (  68,2
млрд.  рублей в ценах 1997 года) для осуществления мероприятий целевой
диспансеризации и вакцинопрофилактики населения города.               
     5. Постановление  Правительства Москвы от 13.02.96 N 140 "О мерах
по охране  здоровья  населения  г.Москвы  на  1996-1997  гг."  считать
утратившим силу.                                                      
     6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.        
                                                                      
П.п.Премьер Правительства Москвы                        Ю.М.Лужков    
                                                                      
                                                                      
                                                      Приложение 1    
                                     к постановлению Правительства    
                                Москвы от 30 декабря 1997 г. N 941    
                                                                      
                      Правительство г.Москвы                          
                 Комитет здравоохранения г.Москвы                     
                                                                      
           Концепция развития здравоохранения г.Москвы                
                                                                      
                          Москва - 1997                               
                                                                      
         1. Необходимость создания новой концепции развития           
                     здравоохранения г.Москвы                         
                                                                      
     Здоровье определяется   сложнейшим   взаимодействием    различных
факторов - социальных,  экономических,  политических,  экологических и
прочих.  Глубокие  изменения  в  социально-экономической   обстановке,
начавшиеся  в  России  в  конце  80-х  годов,  определили  современную
неблагоприятную медико-демографическую ситуацию в стране,  в том числе
и  в  Москве.  Во  исполнение  Постановления  Правительства Российской
Федерации от 03.03.1993г.  N195 и Приказа Минздрава РФ от 13.04.1993г.
N75    ежегодно,   начиная   с   1993г.,   Комитетом   здравоохранения
представляется <Государственный доклад о состоянии здоровья  населения
Москвы>.  В  докладе с максимально возможной полнотой и объективностью
освещаются данные  о  медико-демографических  показателях  и  динамике
состояния    здоровья,    причинах   и   тенденциях   происходящих   и
прогнозируемых изменений,  а  также  предлагаются  меры,  нивелирующие
негативные процессы.                                                  
     1.1. Неблагоприятная медико-демографическая ситуация             
     1.1.1. Смертность, рождаемость, причины смерти                   
     Основные медико-демографические показатели в динамике  за  5  лет
представлены в таблице 1.                                             
                                                                      
                                                             Таблица 1
                                                                      
                 Основные демографические показатели                  
                         (на 1.000 населения)                         
                                                                      
-------------------------------------------------------------------------------------
|           | Рождаемость            |Смертность            |  Естественный         |
|           |                        |                      |     прирост           |
|           -------------------------------------------------------------------------
|           |   Москва     |     РФ  |   Москва    |   РФ   |   Москва  |   РФ      |
|           -------------------------------------------------------------------------
|  1992 г.  |      7,7     |   10,7  |     13,7    |  12,2  |    -6,0   | -1,5      |
|           |              |         |             |        |           |           |
|  1993 г.  |      7,1     |    9,4  |     16,5    |  14,5  |    -9,4   | -5,1      |
|           |              |         |             |        |           |           |
|  1994 г.  |      7,6     |    9,6  |     17,6    |  15,7  |   -10,0   | -6,1      |
|           |              |         |             |        |           |           |
|  1995 г.  |      8,0     |    9,3  |     16,9    |  15,0  |    -8,9   | -5,7      |
|           |              |         |             |        |           |           |
|  1996 г.  |      7,9     |    8,9  |     15,1    |  14,3  |    -7,2   | -5,4      |
-------------------------------------------------------------------------------------
                                                                      
     Несмотря на  то,  что  в  последние   годы   несколько   возросла
рождаемость (на 1000 населения:  1994г.  - 7.6, 1995г. - 8.0, 1996г. -
7.9) и сократилась смертность (1994г.  - 17.6, 1995г. - 16.9, 1996г. -
15.1),                                                                
                                                                      
     население города продолжает сокращаться под влиянием естественной
убыли (1991г.  - 8.9 млн. чел., 1996г. - 8.5 млн. чел., т.е. на 4.5%).
Уменьшилась средняя продолжительность жизни  москвичей.  Неутешительны
сведения    об    ожидаемой   продолжительности   предстоящей   жизни,
представленные в таблице 2.                                           
                                                                      
                                                             Таблица 2
                                                                      
            Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни             
                                                                      
-------------------------------------------------------------------------
|         |         Россия               |            Москва            |
|         ---------------------------------------------------------------
|         | Оба пола | Мужчины | Женщины | Оба пола |Мужчины | Женщины  |
|         ---------------------------------------------------------------
|  1992 г.| 67.9     |  62.0   |  73.0   |   68.8   |  63.3  |  74.0    |
|         |          |         |         |          |        |          |
|  1993 г.| 65.1     |  58.9   |  71.9   |   65.5   |  59.2  |  72.1    |
|         |          |         |         |          |        |          |
|  1994 г.| 64.2     |  57.6   |  71.2   |   64.2   |  57.5  |  71.6    |
|         |          |         |         |          |        |          |
|  1995 г.| 65.0     |  58.0   |  72.0   |   64.9   |  58.2  |  72.0    |
|         |          |         |         |          |        |          |
|  1996 г.| 65.9     |  59.6   |  72.7   |   -      |  -     |  -       |
-------------------------------------------------------------------------
                                                                      
     Резко сокращается  численность  мужчин  трудоспособного возраста.
Особую тревогу вызывает снижение ожидаемой продолжительности  жизни  у
мужчин,   которые,   родившись   в  1993-96гг.,  могут  не  дожить  до
пенсионного возраста.  Для характеристики состояния здоровья населения
и  благополучия  общества  наибольшее  значение  имеют  младенческая и
материнская смертность,  которые в Москве,  как и в целом  по  России,
далеки от желаемого уровня (Таблицы 3 и 4).                           
                                                                      
                                                                      
                                                             Таблица 3
                                                                      
      Младенческая смертность (число умерших детей до 1 года на       
                           1000 родившихся)                           
                                                                      
     ----------------------------------------------------------       
     | Год            |   Показатель младенческой смертности  |       
     |                -----------------------------------------       
     |                |   Москва    |           РФ            |       
     ----------------------------------------------------------       
     | 1992           |     16,0    |         18,0            |       
     | 1993           |     16,5    |         19,9            |       
     | 1994           |     17,9    |         18,6            |       
     | 1995           |     15,5    |         18,1            |       
     | 1996           |     13,0    |         17,1            |       
     ----------------------------------------------------------       
                                                                      
     Среди прочих   причин   младенческой   смертноости    доминируют,
составляя в   среднем   80%,   врожденные   аномалии  и  перинатальные
заболевания у взрослых.                                               
                                                                      
                                                             Таблица 4
                                                                      
           Материнская смертность (число умерших на 100 000           
                          родившихся живими)                          
                                                                      
 -----------------------------------------------------------------------------
 |                           |  1992  |  1993  |  1994  |  1995   | 1996     |
 -----------------------------------------------------------------------------
 |   По учреждениям Комитета |        |        |        |         |          |
 | здравоохранения г. Москвы |  44.6  |  52.4  |  64.5  |   52.3  |  54.7    |
 |                           |        |        |        |         |          |
 |   По территории г. Москвы |  48.5  |  57.7  |  63.5  |   56.2  |  50.5.   |
 |                           |        |        |        |         |          |
 |   По России               |  50.8  |  51.6  |  52.3  |   53.3  |          |
 -----------------------------------------------------------------------------
                                                                      
      Среди причин  смерти  матерей первое место занимают заболевания,
не связанные с беременностью  (42%),  затем  следуют  аборты  (25%)  и
токсикозы беременности (15%).                                         
      В таблице 5 приведены данные о  смертности  населения  Москвы  в
динамике. 85% общей смертности формируют 5 классов причин:            
                                                                      
    - болезни сердца и сосудов - 56.1%;                               
    - новообразования - 15.4%;                                        
    - травмы и несчастные случаи - 13.6%;                             
    - заболевания органов пищеварения - 6.6%;                         
    - заболевания органов дыхания - 4.7%.                             
                                                                      
                                                             Таблица 5
                                                                      
       Смертность жителей Москвы и России по основным причинам        
                        (на 100000 населения)                         
                                                                      
------------------------------------------------------------------------------------
|         |     Болезни    |                 | Травмы,     | Болезни     | Болезни |
|         |     системы    | Новообразования | отравления, | органов     | органов |
|         |  кровобращения |                 | несчастные  | пищеварения | дыхания |
|         |                |                 | случаи      |             |         |
------------------------------------------------------------------------------------
| Москва  |  780           |    270          |   147       |   43        |    34   |
| 1992 г. |                |                 |             |             |         |
|         |                |                 |             |             |         |
| Россия  |  646           |    201          |   173       |   40        |    58   |
| Москва  |  934           |    272          |   212       |   53        |    57   |
| 1993 г. |                |                 |             |             |         |
|         |                |                 |             |             |         |
| Россия  |  769           |    207          |   228       |   38        |    75   |
| Москва  |  988           |    266          |   234       |   60        |    63   |
| 1994 г. |                |                 |             |             |         |
|         |                |                 |             |             |         |
| Россия  |  837           |    206          |   251       |   44        |    81   |
| Москва  |  947           |    260          |   230       |   63        |    57   |
| 1995 г. |                |                 |             |             |         |
|         |                |                 |             |             |         |
| Россия  |  790           |    203          |   237       |   46        |    74   |
| Москва  |  859           |    257          |   190       |   57        |    40   |
| 1996 г. |                |                 |             |             |         |
|         |                |                 |             |             |         |
| Россия  |  771           |    201          |   213       |   43        |    71   |
------------------------------------------------------------------------------------
                                                                      
     1.1.2. Заболеваемость и распространенность                       
     В 1996г.  отмечен рост  заболеваемости  у  всех  групп  населения
практически  по  всем  классам  болезней.  Обращает  на  себя внимание
поздняя  обращаемость  населения  за  медицинской  помощью   во   всех
возрастных группах.                                                   
     Сравнительный анализ заболеваемости жителей Москвы  показал,  что
состояние здоровья взрослых, подростков и детей, несмотря на отдельные
позитивные сдвиги,  ухудшается.  При  этом  следует  подчеркнуть,  что
оценке  подвергаются  лишь  сведения  о  зарегистрированных  лечебными
учреждениями заболеваниях.                                            
     Истинная заболеваемость  остается  неизвестной  и  не  может быть
выявлена  из-за  крайне  недостаточной  работы   по   диспансеризации,
непонимания определенной частью населения значимости раннего обращения
     за медицинской  помощью  и недостаточного внимания к собственному
здоровью,  а также наличия значительной части неучтенного населения  -
мигрантов,   бомжей   и   москвичей,   лечащихся  в  ЛПУ  негородского
подчинения.                                                           
                                                                      
     1.1.2.1. Взрослые (общесоматическая патология)                   
     В 1996г.    лечебно-профилактическими    учреждениями    Комитета
здравоохранения г.Москвы было  впервые  зарегистрировано  у  взрослого
населения    3575100    заболеваний    против   3692800   заболеваний,
зарегистрированных в 1995г. (снижение на 3%). В то же время отмечается
увеличение на 4.7% показателя распространенности заболеваний (1996г. -
132724  на  100000  взрослого  населения),  что   говорит   о   сдвиге
заболеваемости в сторону хронических заболеваний. Согласно приведенным
данным,  каждые три  взрослых  москвича  страдали  в  1996г.  четырьмя
заболеваниями. Структура заболеваемости взрослого населения по впервые
зарегистрированным случаям в  амбулаторно-поликлинических  учреждениях
Комитета  здравоохранения  (на  100000  взрослых) имеет следующий вид:
болезни системы кровообращения 26249  болезни  органов  дыхания  25080
болезни  нервной системы и органов чувств (в т.ч.  нарушения мозгового
кровообращения сосудистого генеза) 14981 болезни  органов  пищеварения
12626  болезни  костно-мышечной  системы и соединительных тканей 10919
травмы и отравления 9822 Заболевания  органов  системы  кровообращения
по-прежнему   занимают   первое  место  по  распространенности  как  в
структуре первичной,  так и в структуре общей заболеваемости взрослого
населения (19.8%).                                                    
     В 1996г.  на 100000  взрослого  населения  зарегистрировано  2572
случая  гипертонической  болезни  (в  1995г.  -  2443),  11500 случаев
ишемической болезни сердца (в 1995г.  - 10614),  144  острых  инфаркта
миокарда (в 1995г. - 131), 5210 случаев стенокардии (в 1995г. - 4832),
8488 случаев цереброваскулярных болезней (в 1995г. - 7933).           
     Распространенность болезней  системы  кровообращения  у взрослого
населения составила (на 1000 населения) в 1992г.  - 215.5,  в 1993г. -
219.9,  1994г.  - 237.4,  1995г.  - 241.2. 1996г. - 262.5. Общее число
дней   нетрудоспособности   от   болезней    системы    кровообращения
увеличивается:  1996г.  - 15.9%,  1995г.  - 13%. В структуре первичной
инвалидности первое место также  стабильно  занимают  болезни  органов
кровообращения (1994г. - 70.2%, 1995г. - 72.5%, 1996г. - 70.5%).      
     Остаются неблагоприятными показатели,  характеризующие  состояние
здоровья  женщин-матерей:  растет  заболеваемость беременных анемиями,
патологией  почек  и   сердечно-сосудистой   системы.   Удельный   вес
абсолютно-нормальных родов в 1995г.  составил всего 35.5%.  в 1996г. -
36%  от общего числа родов.  Практически  не  изменился  удельный  вес
преждевременных родов - 7.2%.                                         
                                                                      
     1.1.2.2. Дети и подростки                                        
     В структуре общей и первичной заболеваемости детей  и  подростков
первое место занимают острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ), на
втором месте - болезни нервной системы и органов чувств (в  частности,
близорукость,  регистрируемая  у  каждого 7-го подростка),  на третьем
четвертом месте болезни органов пищеварения.  Значителен травматизм, а
также нарко- и токсикомании, табакокурение.                           
     Повысилась. по сравнению с 1995г.,  заболеваемость детей до  1-го
года жизни - у каждого ребенка зафиксировано более 3 заболеваний.     
     Не снижается  число  детей  инвалидов  с  впервые   установленной
инвалидностью,   основными   причинами  которой  являются  заболевания
нервной системы,  психические расстройства, врожденные аномалии. Общее
число детей-инвалидов в городе - 20307 человек.                       
     Среди детей и подростков наибольшую распространенность по впервые
зарегистрированным  случаям  в амбулаторно-поликлинических учреждениях
Комитета здравоохранения (на 100000 населения) имеют:                 
                                                                      
-------------------------------------------------------------         
|      Дети:                                  |             |         
| болезни органов дыхания (фактически ОРВИ)   |      108227 |         
| болезни нервной системы и органов чувств    |      20251  |         
| травмы и отравления                         |      12852  |         
| болезни органов пищеварения                 |      11522  |         
| болезни кожи и подкожной клетчатки          |      9504   |         
-------------------------------------------------------------         
|      Подростки:                             |             |         
| болезни органов дыхания (фактически ОРВИ)   |      50805  |         
| болезни нервной системы и органов чувств    |      24308  |         
| (в т.ч. близорукость)                       |      13576  |         
| болезни органов пищеварения                 |      11986  |         
| болезни костно-мышечной системы и           |             |         
| соединительной ткани                        |      11735  |         
| травмы и отравления                         |      10691  |         
-------------------------------------------------------------         
                                                                      
     Ухудшение состояния  здоровья  у детей и подростков мужского пола
служит  предпосылкой  к   ухудшению   состояния   здоровья   следующих
поколений,  отражается  на  показателях  годности к военной службе,  а
ухудшение здоровья девочек  и  девушек  -  к  генетически  ослабленным
поколениям.                                                           
                                                                      
     1.1.2.3. Инфекционные заболевания,  туберкулез,  другие социально
значимые заболевания                                                  
     В 1996г.   зарегистрировано  2.46  млн.  случаев  инфекционных  и
паразитарных заболеваний,  88.4%  которых составляют  грипп  и  острые
респираторные вирусные инфекции (2.17 млн. случаев).                  
     Каждый четвертый  случай  инфекционного  заболевания   обусловлен
инфекциями  с воздушно-капельным механизмом передачи,  на втором месте
находятся  кожно-венерические  заболевания  (чесотка  -  20%),   далее
кишечные инфекции (17.2%),  вирусные гепатиты В и С (3.3%),  зоонозные
инфекции (0.02%).                                                     
     Общее количество инфекционных заболеваний в 1996г. по сравнению с
1995г.  уменьшилось на  22%.  что  связано  с  отсутствием  выраженной
эпидемической вспышки гриппа и со снижением воздушнокапельных инфекций
и явилось результатом осуществления  комплекса  профилактических  мер.
Сохранилась  и  позитивная тенденция снижения заболеваемости дифтерией
(10.6 на 100000 населения против  26.9  в  1995г.),  что  подтверждает
правильность  разработанной  стратегии массовой иммунизации населения.
На 28.8% снизилась заболеваемость чесоткой.                           
     Вместе с  тем,  в  1996г.  отмечен  рост  заболеваемости вирусным
гепатитом С - на 42.5%,  вирусным гепатитом В - на 41.3%, менингитом -
в  2.1 раза,  эпидемическим паротитом - 41.3%,  скарлатиной - на 8.9%,
активными формами туберкулеза - на 7.6% (в т.ч. бациллярными формами -
на 10.6%). Стабильно высоким остается уровень заболеваемости кишечными
инфекциями.                                                           
     Остается неблагополучной    ситуация    с   социально   значимыми
заболеваниями в целом.                                                
     Прирост заболеваемости  туберкулезом  отмечен как среди взрослого
населения (на 7.2%),  так и  у  детей  (на  8.4%),  остаются  высокими
показатели смертности от туберкулеза.  Остается высокой заболеваемость
сифилисом (212.2 на 100000 населения),  увеличились случаи врожденного
сифилиса (1994г.  - 17, 1995г. - 20, 1996г. - 24). Наблюдается рост (в
5.7 раза по сравнению с 1995г.) пораженности педикулезом.             
     Рост заболеваемости   гепатитом   и    туберкулезом    обусловлен
неблагоприятными    социально-экономическими    условиями:   усилением
миграционных процессов,  появлением  в  городе  обширных  контингентов
беженцев,  переселенцев,  а  также асоциальных групп населения (бомжи,
бродяги и др.).                                                       
     Не уменьшается  число  больных  психическими   расстройствами   и
наркоманиями,  причем отмечено распространение привычного употребления
алкоголя, наркотических и токсических веществ среди детей 8-12 лет.   
                                                                      
     1.1.2.4. Онкологические заболевания                              
     Заболеваемость злокачественными   новообразованиями   возросла  с
311.8  на  100000  населения  в  1992г.  до  321.9   в   1996г.,   что
соответствует   общей   тенденции   увеличения  данного  показателя  в
большинстве стран (таблица 6).                                        
                                                                      
                                                             Таблица 6
                                                                      
         Динамика показателя заболеваемости распространенными         
       злокачественными новообразованиями в разрезе локализаций       
                        (на 100000 населения)                         
                                                                      
--------------------------------------------------------------------------------------
| Локализация                          | 1992г. | 1993г. | 1994г. | 1995г. | 1996г.  |
--------------------------------------------------------------------------------------
|                                      |        |        |        |        |         |
| Все злокачественные новообразования  | 311.8  | 311.3  | 311.1  | 303.7  | 321.8   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Молочная железа                      |  36.3  |  38.3  |  39.2  |  38.5  |  42.6   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Желудок                              |  41.4  |  40.5  |  40.2  |  38.1  |  38.4   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Легкие, бронхи, трахея               |  39.9  |  39.6  |  37.8  |  36.1  |  37.5   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Ободочная кишка                      |  26.0  |  26.6  |  26.2  |  25.9  |  28.1   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Другие злокачественные новообр. Кожи |  17.4  |  19.2  |  22.0  |  21.8  |  23.6   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Прямая кишка и ректосигмоидное соед. |  15.0  |  15.1  |  15.3  |  15.2  |  16.5   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Тело матки                           |  12.0  |  11.8  |  12.1  |  13.1  |  14.3   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Поджелудочная железа                 |  10.7  |  10.5  |  10.9  |  11.3  |  11.6   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Яичники                              |  11.1  |  10.1  |  10.4  |  10.3  |  10.9   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Полость рта и глотки                 |  10.4  |   9.6  |   8.8  |   8.1  |   8.9   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Почка                                |   8.2  |   8.3  |   8.0  |   8.8  |   8.1   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Шейка матки                          |   7.1  |   7.2  |   7.4  |   7.8  |   7.9   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Меланома кожи                        |   4.6  |   4.6  |   5.0  |   4.8  |   5.4   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Пищевод                              |   6.8  |   6.0  |   5.0  |   5.2  |   5.1   |
|                                      |        |        |        |        |         |
| Гортань                              |   4.7  |   5.0  |   4.7  |   4.6  |   5.0   |
--------------------------------------------------------------------------------------
                                                                      
     Наиболее высокая         заболеваемость          злокачественными
новообразованиями    в    1996г.    зарегистрирована   при   следующих
локализациях:  молочная железа (42.6),  желудок (38.4), легкое (37.5),
ободочная кишка (28.1), кожа (23.6).                                  
     Тенденцию к     росту     имеют     показатели     заболеваемости
злокачественными новообразованиями следующих локализаций:  ободочной и
прямой  кишок,  поджелудочной  железы,  кожи,  шейки  и  тела   матки,
лимфатической ткани и,  особенно,  молочной железы. Прогрессивный рост
заболеваемости раком молочных желез привел к тому,  что с  1995г.  она
превзошла  заболеваемость раком желудка и легких,  которые традиционно
занимали первые два места.                                            
     Снижение заболеваемости      имеется      при     злокачественных
новообразованиях  губы.  полости  рта  и  глотки,  пищевода,  желудка,
мочевого    пузыря.    При   остальных   локализациях   прослеживается
стабилизация этого показателя.                                        
     Число больных  злокачественными  новообразованиями,  состоящих на
учете диспансерной онкологической службы,  возросло с 136820 больных в
1992г.  до  144746  в 1996г.  Однако,  темпы ежегодного прироста имеют
четкую тенденцию к сокращению.                                        
     Указанные изменения  динамики числа больных,  состоящих на учете,
являются  прямым  следствием  организации  в  Москве  канцер-регистра,
который приводит к упорядочению учета и диспансеризации               
                                                                      
     1.1.3. Неблагоприятные   воздействия   на   москвичей  экзогенных
источников повреждения здоровья                                       
     За последнее пятилетие значительно ухудшился уровень безопасности
москвичей из-за воздействия внешних (экзогенных) источников риска  для
жизни  и здоровья:  техногенные аварии и происшествия,  криминальные и
антисоциальные действия, экологическое неблагополучие.                
     Состояние окружающей среды в городе  крайне  неудовлетворительно:
промышленность  Москвы  является  значительным  источником загрязнения
атмосферного воздуха и водоемов более,  чем 200  вредными  веществами,
при  этом  99%  загрязнений  специфическими  веществами  приходится на
выбросы предприятий энергетики и химической промышленности.  Постоянно
возрастают  уровни  загрязнения  воздуха  окисью  углерода и диоксидом
азота,  альдегидами,  в частности, формальдегидом. Сохраняется высокий
уровень  содержания  аммиака и фенола (в некоторых местах концентрация
аммиака превышает ПДК в 8-12 раз). Почва загрязнена тяжелыми металлами
(превышение  ПДК  по  меди  -  в  4.5  раза,  по цинку - до 3 раз,  по
миграционно-воздушному  показателю  для  сероуглерода  -  в  3  раза).
Химические   соединения   в   окружающей   среде  особенно  интенсивно
воздействуют на наиболее чувствительные группы  населения  -  детей  и
подростков.                                                           
                                                                      
     1.2. Состояние и проблемы системы городского здравоохранения     
                                                                      
     1.2.1. Краткая характеристика итогов работы в 1993-1997гг.       
     В течение   последних   лет   деятельность   органов   управления
здравоохранением и всей медицинской службы города была  направлена  на
сохранение  установленных объемов и уровня качества медицинской помощи
для   всех   граждан   города   и   обеспечение   стабильной    работы
лечебно-профилактических    учреждений.    Решение   указанных   задач
осуществлялось  в  рамках   выполнения   единых   городских   программ
обеспечения  медицинской  помощью  населения г.Москвы на 1992-1993гг.,
1994-1995гг.    и    1996-1997гг.,    утвержденных     Постановлениями
Правительства Москвы от 15.09.92г.  N 742,  от 14.12.93г.  N 1152 и от
13.02.96г.  N 140 "О мерах по  охране  здоровья  населения  г.Москвы".
Осуществление мер,  предусмотренных указанными программами, позволило,
решая первоочередные  задачи,  сохранить  гарантированное  медицинское
обеспечение    москвичей   и   бесперебойное   функционирование   всех
лечебно-профилактических  учреждений  города,  сохранить  и   укрепить
материально-техническую   базу   отрасли   и   поддерживать   развитие
медицинской   науки.   Совместно   с   Московским   городским   фондом
обязательного медицинского страхования (МГФОМС) реализуется Московская
программа  обязательного  медицинского  страхования,  сформирована   и
активно    развивается    бюджетно-страховая   модель   финансирования
здравоохранения.   Параллельно    с    обеспечением    гарантированной
медицинской  помощи вводится система высокосервисных медицинских услуг
в форме добровольного медицинского страхования как в  государственных,
так   и   в   негосударственных   медицинских   учреждениях,  а  также
осуществляется внедрение новых и дополнительных  видов  медицинской  и
медикосоциальной  помощи на основе платных услуг в системе медицинской
предпринимательской   деятельности.   В    настоящее    время    можно
констатировать,  что  создание  рынка  медицинских  услуг  в  г.Москве
состоялось.  Организована постоянно действующая система лицензирования
всех   видов  медицинской  деятельности  на  территории  г.Москвы.  По
состоянию  на  15.03.97г.  проведено  первичное   лицензирование   834
учреждений   городского  и  окружного  подчинения,  1.566  медицинских
предпринимательских   структур,    203    ведомственных    медицинских
учреждений,   867   организаций,   осуществляющих   медико-техническую
деятельность,  т.е.  всего 3.470 лицензиатов. Повторное лицензирование
(продление   срока  первично  выданных  лицензий)  проведено  в  1.820
случаях.                                                              
     Использование программно-целевого   метода   планирования  работы
отрасли позволило сосредоточить усилия на решении первоочередных задач
и обеспечить рациональное распределение имеющихся ресурсов.           
     Реализация целевых  программ  позволила  улучшить  организацию  и
оказание медицинской помощи населению по ряду направлений.            
     В рамках программы "Охрана здоровья  матерей  и  детей"  с  целью
улучшения    медицинской    помощи   новорожденным   налажена   работа
реанимационных  отделений   в   9   акушерских   стационарах,   создан
круглосуточный  пост  по  приему  вызовов  реанимационных неонатальных
бригад,  открыты центры  планирования  семьи  и  репродукции  во  всех
административных  округах.  В  женских  консультациях обеспечен полный
объем  оказания  медицинской  помощи  беременным  в   соответствии   с
утвержденными   стандартами.   Получила   дальнейшее  развитие  служба
гинекологической помощи детям и подросткам (в настоящее время в городе
функционируют 30 кабинетов детской гинекологии).                      
     Проведенные мероприятия  позволили   стабилизировать   показатели
мертворождаемости   и   перинатальной   смертности,   снизить  уровень
младенческой смертности.                                              
     Улучшилось обеспечение      населения      психиатрической      и
наркологической    помощью,    осуществлялся    постоянный    контроль
деятельности  ЛПУ  в  части  соблюдения  Закона  РФ "О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании",  внедрен  ряд  новых
методов лечения. Увеличился объем профилактических осмотров и возросло
число лиц, взятых на профилактическое наблюдение.                     
     Наметились позитивные  сдвиги в специализированной помощи больным
с эндокринными заболеваниями.                                         
     По программе  "Медицинская  помощь при сахарном диабете" получили
развитие  новые  принципы  лечения  больных  на  амбулаторном  уровне:
открыты   школы   для   больных   диабетом.   Контроль   за   больными
свидетельствует  об   эффективности   обучения:   на   90%   снизилась
продолжительность госпитализации, у 70% больных улучшилась компенсация
заболевания,  отсутствовали  случаи  тяжелого  кетоацидоза.  Всего  за
последние годы прошло обучение более 6 тыс. больных.                  
     В рамках  данной программы проведены мероприятия,  способствующие
повышению  эффективности  лечения  больных  с  осложнениями  сахарного
диабета:  создано  отделение  по профилактике и лечению "диабетической
стопы",  выделены койки для лечения больных с  гнойными  осложнениями,
ретинопатией.  На  базе роддома ГКБ N 1 им.Н.И.Пирогова работает Центр
"Диабет и беременность",  где  ежегодно  осуществляется  наблюдение  и
родовспоможение  200  женщинам  с  сахарным  диабетом,  что  позволяет
значительно снизить  смертность  новорожденных  и  частоту  врожденных
аномалий развития.                                                    
     В ходе  выполнения  программы  снизилась смертность от диабета на
20% (1994г. - 10.0, 1995г. - 8.2, 1996г. - 8.1). Почти вдвое снизилась
летальность  у  больных в состоянии диабетической комы (1995г.  - 136,
1996г. - 73).                                                         
     Реализация целевой программы "Экстренная медицинская помощь в ЧС"
позволила   создать   территориальную   службу   медицины   катастроф,
оперативно  и  адекватно реагирующую на все происшествия на территории
города.                                                               
     Несмотря на  сложное  экономическое положение продолжалась работа
по развитию  и  укреплению  материально  технической  базы  городского
здравоохранения:  введено  в  эксплуатацию  свыше 40 новых медицинских
объекта,  в  т.ч.  подстанции  ССиНМП,  поликлиники,  комплекс  зданий
станции  переливания крови,  корпус госпиталя для ветеранов войн N 1 и
др.  Проводился  капитальный  и  текущий   ремонт   ряда   учреждений,
существенно повысился уровень технической оснащенности ЛПУ.           
     Вместе с тем,  многие разделы целевых  программ  не  выполнены  в
связи с отсутствием финансирования.                                   
     В целом,  несмотря на  принимаемые  меры,  в  городе  сохраняется
неблагоприятная    динамика   медико-демографических   показателей   и
состояния здоровья населения.                                         
     Сложная эпидемиологическая   обстановка  требует  более  активной
совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения и центров
госсанэпиднадзора    по    проведению    санитарно-эпидемиологических,
профилактических    и    лечебных    мероприятий    и    осуществления
санитарно-гигиенического   мониторинга.  Сохраняется  высокий  уровень
загрязнения окружающей среды и крайне неудовлетворительно  выполняются
меры,  направленные  на  ее  оздоровление.  Нуждается  в окончательном
упорядочении   лекарственное   обеспечение   лечебных   учреждений   и
населения,  особенно  по льготным и бесплатным рецептам.  Повседневный
анализ  эффективности  деятельности  сложившейся  системы   городского
здравоохранения   свидетельствует  о  наличии  целого  ряда  факторов,
сдерживающих дальнейшее  развитие  отрасли,  и  проблем,  без  решения
которых    маловероятно    повышение   результативности   медицинского
обеспечения населения города.                                         
                                                                      
     1.2.2. Основные проблемы городского здравоохранения              
                                                                      
     1.2.2.1. Недостатки    сложившейся     организационной     модели
медицинской службы                                                    
     Недостатки сложившейся организационной модели медицинской  службы
в   том,   что   в   ней  значительное  место  занимает  дорогостоящая
стационарная  помощь  и  необоснованно  меньшее   внимание   уделяется
первичной   медико-санитарной  помощи,  различным  формам  организации
добольничной   и   полубольничной   медицинской   помощи    населению.
Практически   не  осуществляется  в  настоящее  время  диспансеризация
москвичей.  Очевидно,  что амбулаторная медицинская помощь имеет целый
ряд   преимуществ,   так   как   обеспечивает  предупреждение,  раннее
обнаружение  и  своевременное  лечение  заболевания,  а   также,   что
немаловажно,   экономичнее   стационарной.  Однако,  совершенствование
первичной медико-санитарной помощи сопряжено с целым рядом объективных
трудностей  и  может осуществляться только поэтапно путем внедрения ее
новых   организационных   форм   и   параллельным    функционированием
существующей  системы  медицинского обслуживания населения.  Сохраняет
актуальность   проблема   повышения   эффективности   стационарной   и
специализированной медицинской помощи за счет оптимизации и унификации
лечебно-диагностического  процесса.  К  нерешенным  вопросам   следует
отнести    и    отсутствие    регламента   взаимодействия   городского
здравоохранения  с  медицинскими  учреждениями  другой   ведомственной
подчиненности в интересах административной территории. В целом, анализ
сложившейся  системы  медицинского   обеспечения   свидетельствует   о
недостаточной  ее  продуктивности  (особенно  на  уровне амбулаторного
звена) и  экстенсивном  пути  развития.  Общее  построение  службы  не
нацелено  на  строгую  этапность лечебно-диагностического процесса,  а
имеющиеся кадровые и  материально-технические  ресурсы  службы  подчас
малоэффективны,  не  оправдывая вложенных в них ассигнований.  Система
обязательного медицинского страхования (ОМС) заняла  прочное  место  и
является  важнейшей  составляющей  системы городского здравоохранения.
Однако,   продуктивность   ее   использования   снижена   из-за   ряда
недоработанных  вопросов.  В частности,  в существующей системе ОМС не
учтены различия в лечебно-диагностических  возможностях  ЛПУ,  поэтому
установленный  единый  порядок  взаиморасчетов  между  страховщиками и
учреждениями  здравоохранения   не   может   считаться   справедливым.
"Перечнем услуг",  отражающим деятельность амбулаторно-поликлинических
учреждений в системе ОМС,  не  учтены  многие  виды  работ  участковых
терапевтов  и  не предусмотрены временные затраты на их осуществление.
Так, существующий норматив - 12 минут на одного больного, первичный же
прием  больного  льготного  контингента,  помимо 6 параметров согласно
"Перечню   услуг"   требует   дополнительного    оформления    учетной
документации   о  наличии  льгот  по  лекарственному  обеспечению  (16
параметров) с затратами рабочего времени не менее 25-30  минут.  Кроме
того,  в  "Перечень услуг" не включены:  оказание медицинской помощи и
повторный  осмотр  больного,  оформление   многочисленных   документов
(направление МСЭК,  в дом инвалидов и престарелых, санаторно-курортных
карт и др.),  констатация  смерти  на  дому,  работа  с  призывниками,
консультация   заведующим   отделением   и   т.д.   Конкуренция  между
поставщиками  медицинских  услуг  -  один  из  центральных  механизмов
рыночной  экономики,  способствующий  повышению общего уровня качества
медицинской помощи,  внедрению передовых методов и технологий. В связи
с  этим,  необходимо  обеспечивать  дальнейшее  развитие добровольного
медицинского страхования и поддержку  медицинских  предпринимательских
структур, способствуя формированию сбалансированного рынка медицинских
услуг.                                                                
     Вместе с  тем,  деятельность  медицинских  коммерческих  структур
остается  практически  бесконтрольной,  их  работа  мало  связана  (за
исключением    стоматологических)    с   интересами   территориального
здравоохранения и потребностями населения.                            
                                                                      
     1.2.2.2. Проблемы системы управления                             
     К проблемам   системы   управления  в  первую  очередь  относится
возникшая несогласованность действий  структур,  занимающихся  охраной
здоровья.  Такая  несогласованность  приводит к снижению эффективности
медицинского обслуживания.  нерациональному  использованию  выделяемых
ассигнований и имеющихся ресурсов.                                    
     Необходимое сочетание  централизованного  и   децентрализованного
управления  отраслью городского здравоохранения нуждается в разработке
четких  механизмов   разделения   функций   по   уровням   управления,
исключающих как бесконтрольность, так и дублирование.                 
     Не определен  соответствующими  документами  порядок   совместной
деятельности  городского  здравоохранения  и  федеральных  медицинских
структур по оказанию профилактической и лечебно-диагностической помощи
москвичам.                                                            
     Следует также  подчеркнуть  недопустимость  утраты  экономических
рычагов  управления  отраслью  и  необходимость создания общегородской
системы  управления  качеством  медицинской  помощи,  оказываемой   на
территории  г.Москвы.  Управление  качеством  медицинской помощи - это
запланированное   воздействие   на   существующую   систему   оказания
медицинской   помощи   с   целью   ее   позитивных  изменений  по  3-м
направлениям:                                                         
     - по ассортименту предлагаемых услуг;                            
     - по объему услуг и ресурсов каждого вида (кадровых, материальных
и др.);                                                               
     - по уровню медицинских технологий.                              
     Однако интегрированное управление используется крайне мало.      
                                                                      
     1.2.2.3. Проблемы системы финансирования и планирования          
     Совершенствование системы финансирования и планирования относится
к  числу первоочередных задач городского здравоохранения.  В настоящее
время наметилось отчуждение финансирования от  органа,  ответственного
за политику в сфере медицинского обеспечения, что неминуемо приведет к
утрате  экономических  рычагов  управления.  Концепция   экономической
реформы   в   здравоохранении   основывается   на   бюджетно-страховом
финансировании,  сочетании бюджетных и внебюджетных средств. Бюджетное
финансирование  предусматривает  выделение ассигнований на медицинские
целевые программы,  социально значимые службы,  подготовку медицинских
кадров,   научные  исследования,  материально-техническое  обеспечение
медицинских  учреждений   и   управление.   Однако   доля   бюджетного
финансирования здравоохранения от ВВП крайне недостаточна: так, если в
США эта доля составляет 13,5%, в Японии и Западной Европе около 7%, то
в  России  выделяется  на  эти  цели только 3,1%  от ВВП.  В Москве на
протяжении 5 лет доля расходов на  здравоохранение  в  бюджете  города
составляет   около  14%  расходной  части.  Введение  в  экономическую
практику   здравоохранения   механизмов    медицинского    страхования
предусматривает  оплату  медицинских услуг,  кроме бюджетных,  за счет
средств обязательного и добровольного медицинского страхования.  Кроме
того,   медицинские  услуги  оказывают  созданные  предпринимательские
структуры и частнопрактикующие врачи.  Учитывая тот факт, что несмотря
на  появление дополнительного внебюджетного источника финансирования -
ФОМС и других источников  финансовых  поступлений,  уровень  суммарных
расходов  на  здравоохранение  по-прежнему не достигает рекомендуемого
ВОЗ  минимума  (5%  ВВП),  особое  значение  приобретает  рациональное
планирование  и  распределение  ассигнований  по  службам  и отдельным
учреждениям  здравоохранения.  До  сих  пор   распределение   ресурсов
осуществляется  без должного учета потребностей населения в конкретных
формах и видах медицинского обслуживания  и  без  обоснованной  оценки
объемов    лечебно-диагностических    процедур    в   зависимости   от
функционального  предназначения  учреждения.  Крайне  актуальным   для
решения       данной      задачи      представляется      ранжирование
лечебно-профилактических  учреждений  в  зависимости   от   имеющегося
кадрового    и    материально-технического    потенциала,    сложности
используемых  лечебно-диагностических  процедур.   Необходимо   строго
учитывать  все  финансовые  поступления  в  городское здравоохранение,
независимо от их источника,  и контролировать  прохождение  финансовых
потоков.  Эффективное  планирование  в  отрасли  может быть обеспечено
концентрацией усилий и  ресурсов  (материально-технических,  кадровых,
финансовых) на решении первоочередных задач и созданием равных условий
для учреждений одного  типа.  Долгосрочное  планирование  способствует
обоснованному     и     последовательному    распределению    ресурсов
здравоохранения  для  этапного  решения  крупных  задач   медицинского
обеспечения.                                                          
                                                                      
     1.2.2.4. Несовершенство кадровой политики                        
     Проблема обеспечения медицинской службы Москвы кадрами  приобрела
в  последнее время особую актуальность.  укомплектованность учреждений
здравоохранения всеми категориями работающих,  в основном, достигается
за счет повышения коэффициента совместительства. Сохраняющийся дефицит
кадров как высшего,  так и среднего звена,  превышающий 20% от штатной
численности,  ставит задачу пополнения и закрепления на рабочих местах
медицинских  работников.   Прекращение   обязательного   распределения
выпускников  высших и средних медицинских учебных заведений (п.  2 ст.
37  Конституции  Российской  Федерации,  ч.  2  ст.  2  КЗОТ   РФ)   и
несовершенство   существующей  контрактной  системы  их  подготовки  и
распределения, исключающее ответственность подготовленных по контракту
работников  за  неисполнение обязательств,  не позволяют в перспективе
рассчитывать на механический прирост медицинских  кадров.  Медицинские
ВУЗы столицы,  к сожалению,  проявляют инертность в вопросе подготовки
кадров  для  городского  здравоохранения.  Положение   с   кадрами   в
стационарных     учреждениях     более     благополучное,     чем    в
амбулаторно-поликлинической сети,  однако повсеместно обращает на себя
внимание высокий удельный вес специалистов старших возрастных групп, в
том  числе  пенсионного  возраста,  занимающих  должности   заведующих
отделениями.  В отделениях терапевтического профиля со стажем пять лет
и менее работает около 25%  от общего числа врачей.  Недостаточна доля
аттестованных   специалистов,   которая   колеблется   от   42,4%  для
врачей-кардиологов  до  18%  для  врачей  гастроэнтерологов.  Наиболее
тяжелая   ситуация   сложилась   с   кадрами   участковых  терапевтов.
Физическими лицами имеющиеся штаты  участковой  службы  укомплектованы
только   на   63%.   Участково-территориальная   сеть  практически  не
пополняется молодыми специалистами.  Количество приходящих на работу в
качестве  участковых  врачей  выпускников  московских  ВУЗов  с 1988г.
быстро снижается (в 1996г. всего 6 человек).                          
                                                                      
                 Штаты и кадры участковых терапевтов                  
                                                                      
 -----------------------------------------------------------------------------------
 | Адм. округ    | Штатн.должн. | Занято | Физич.лиц | Из них   | Укомпл. | Коэфф. |
 |               |              |        |           | атт. в % |         | совм.  |
 -----------------------------------------------------------------------------------
 | ЦАО           |    299       |   287  |  205      |  24.4    |  96.0   |  1.4   |
 | СВАО          |    501       |   470  |  315      |  43.1    |  93.8   |  1.5   |
 | ВАО           |    556       |   538  |  364      |  35.0    |  96.0   |  1.5   |
 | ЮВАО          |    338       |   448  |  226      |  30.8    |  97.2   |  1.5   |
 | ЮАО           |    608       |   608  |  376      |  39.0    |  100.0  |  1.6   |
 | ЮЗАО          |    501       |   451  |  276      |  28.0    |  90.0   |  1.6   |
 | ЗАО           |    496       |   465  |  295      |  33.7    |  93.7   |  1.6   |
 | СЗАО          |    280       |   278  |  213      |  35.9    |  99.3   |  1.3   |
 | САО           |    453       |   438  |  282      |   8.6    |  96.7   |  1.5   |
 | Зеленогр. АО  |     96       |    91  |   84      |  38.4    | 100.0   |  1.1   |
 | Городск.      |              |        |           |          |         |        |
 | подчин.       |    214       |   208  |  134      |          |  97.2   |  1.6   |
 | ВСЕГО         |   4362       |  4187  | 2772      |  31.7    |  96.0   |  1.5   |
 -----------------------------------------------------------------------------------
                                                                      
     Около 80%  участковых врачей имеют стаж свыше 15 лет, а более 45%
из них - свыше 25 лет,  при этом количество  молодых  специалистов  не
превышает 1,5-2%.                                                     
     Количество участковых врачей в г.Москве со стажем до 5 лет       
     Крайне неутешительным   является   прогноз  состояния  участковой
службы   амбулаторно-поликлинической   сети   в   случае    непринятия
действенных мер по ее сохранению и развитию.                          
                                                                      
    Перспективы участково-территориальной службы г.Москвы до 2017     
                  года (при наметившейся тенденции)                   
                                                                      
     Городское здравоохранение  испытывает  серьезные  проблемы  из-за
нехватки  врачей  по  ряду  медицинских  специальностей  - фтизиатрии,
патологической анатомии, травматологии. Сохраняется дефицит среднего и
особенно младшего медицинского персонала.                             
     Причины дефицита медицинских кадров  многообразны,  но  одной  из
главных  является  низкая  заработная  плата.  Огромное значение имеет
совершенствование   системы   повышения   квалификации    медицинского
персонала    всех    уровней    с   созданием   системы   непрерывного
последипломного образования.                                          
     В целом,  кадровая политика должна претерпеть изменения,  которые
позволили бы обеспечить целенаправленную подготовку,  распределение  и
перераспределение  квалифицированных  профильных  медицинских кадров в
соответствии с осуществляющимся реформированием здравоохранения.      
                                                                      
     1.2.2.5. Лицензирование и сертификация                           
     В условиях      внедрения      принципов      бюджетно-страхового
здравоохранения,   а   также   в   связи  с  образованием  медицинских
коммерческих структур  особое  значение  приобрела  проблема  создания
системы   лицензирования   и  сертификации  медицинских  учреждений  и
медицинских  кадров.  Созданная  в   Москве   система   лицензирования
медицинской  деятельности  показала свою эффективность и в перспективе
целесообразно  сохранить  ее  отраслевую   принадлежность.   Но   если
лицензирование   медицинской   деятельности   в   достаточной  степени
отработано  и  эффективно  осуществляется,  то  вопросы   сертификации
субъектов   медицинской   деятельности   с   выдачей  государственного
удостоверения  на  соответствие   осуществляемых   медицинских   услуг
установленным  стандартам до настоящего момента не решены.  Отставание
связано  с   отсутствием   федеральных   стандартов   сертификации   в
здравоохранении.                                                      
                                                                      
     1.2.2.6. Научные исследования                                    
     Научно-исследовательская работа      в     системе     городского
здравоохранения проводится в  рамках  специальной  целевой  программы.
Представляемые  научно-технические  проекты  отбираются  на конкурсной
основе совместно Ученым медицинским  советом  и  Главными  профильными
специалистами Комитета здравоохранения с учетом актуальности,  научной
новизны и практической ценности.  Приоритетными направлениями  научных
разработок  являются:  новые  формы  организации и управления по видам
специализированной   медицинской   помощи,   диагностика   и   лечение
неотложных состояний, заболеваний эндокринной системы и системы крови,
охрана здоровья беременных, детей и подростков.                       
     Широко используется  научное комплексирование с ведущими НИИ РАМН
РФ и МЗ РФ. Вместе с тем, недостаточно активно используется выполнение
научных  разработок  совместными  исполнительским коллективами кафедр,
функционирующих в городских больницах (а их свыше 160) и  практических
врачей    этих    больниц,    что    безусловно    способствовала   бы
незамедлительному внедрению в практику достижений медицинской науки.  
     В целом,  установленный  порядок  научной поддержки практического
здравоохранения   представляется   весьма   эффективным.   Однако,   в
дальнейшем  следует  в  большей  степени  сконцентрировать  усилия  на
разработках,   имеющих   конкретизированную   цель    и    безусловный
медико-экономический   эффект   от   адресного   внедрения  полученных
результатов.                                                          
                                                                      
     1.2.2.7. Скорая и неотложная помощь                              
     В последние  годы  наблюдается  устойчивый  рост объемов работ по
оказанию скорой и неотложной медицинской помощи населению Москвы. Это,
в     первую    очередь,    связано    со    сложившейся    в    стане
социально-экономической обстановкой,  характеризующей снижением уровня
жизни  граждан  и  социальной незащищенностью широких слоев населения.
обострением  межнациональных  отношений   и   миграцией   значительных
контингентов  населения,  повышением  стрессорности  социальной среды,
обуславливающей   рост    заболеваемости,    травматизма,    эпидемий.
алкоголизма, наркомании и преступности (таблица 8).                   
                                                                      
                                                             Таблица 8
                                                                      
                      Общий объем работы ССиНМП                       
                                                                      
 ----------------------------------------------------------------------
 | Характер выездов          |  1994г. |  1995г. |  1996г. | Динамика |
 |                           |         |         |         | 1995-96  |
 ----------------------------------------------------------------------
 | Выездов по "03",          | 1846888 | 1977687 | 1986512 |   +0.4%  |
 | в т.ч.                    |         |         |         |          |
 |  - к больным с внезапными |         |         |         |          |
 | заболеваниями             | 1443720 | 1580853 | 1577748 |   -0.1%  |
 |                           |         |         |         |          |
 |  - к пострадавшим         |         |         |         |          |
 | с травмами                | 206109  | 200150  | 210052  |  +4.9%   |
 |  - к пострадавшим с       |         |         |         |          |
 | отравлениями              |  20584  |  24222  |  28453  | +17.5%   |
 |  - безрезультатные        | 173822  | 158208  | 153587  | -2.9%    |
 ----------------------------------------------------------------------  -
                                                                      
     Непосредственное управление  выездными   бригадами   в   процессе
оказания  скорой  и  неотложной  медицинской  помощи  населению города
осуществляют      оперативные      (диспетчерские)      подразделения,
располагающиеся на ССиНМП, региональных и зональных подстанциях.      
     В настоящее  время  диспетчерские  службы,  реализующие   функции
приема-передачи  вызовов  и управления бригадами не автоматизированы и
работают в режиме речевой передачи  сообщений  по  телефонным  каналам
связи общего пользования.  Все это существенно снижает оперативность и
качество работы службы по следующим причинам:                         
     - значительные  затраты  времени при "ручной" технологии передачи
вызова для обслуживания выездной бригаде (в среднем от 5 до 10 минут с
момента поступления вызова);                                          
     - нередки случаи искажения информации по  параметрам  вызова  при
последовательной  его  передаче  в  речевом  режиме  между  различными
диспетчерским службами;                                               
     - отсутствие  у  диспетчерского персонала на любой текущий момент
времени  объективной  информации  по  количеству  и  типам   свободных
выездных   бригад,   что  исключает  возможность  выбора  рациональных
вариантов  обслуживания  вызовов   и   приводит   к   ошибкам   в   их
маршрутизации;                                                        
     - отсутствие возможности  оперативного  получения  информации  по
результатам  обслуживания  вызовов для контроля и управления процессом
оказания     экстренной     медицинской      помощи,      а      также
информационно-справочного  обслуживания  населения  и заинтересованных
служб.                                                                
     Актуальной проблемой   повышения  оперативности  и  эффективности
службы  скорой  медицинской  помощи  является   освобождение   ее   от
выполнения несвойственных данной службе функций - выезды к хроническим
больным и больным с острыми, но не требующими экстренного обслуживания
состояниями.   Способом  решения  данной  проблемы  является  создание
системы "круглосуточной  неотложной  медицинской  помощи  на  дому"  в
амбулаторно-поликлинической сети.                                     
                                                                      
     1.2.2.8. Состояние    ряда    параклинических   служб   и   парка
оборудования                                                          
     В настоящее   время  имеется  значительное  несоответствие  между
потребностью  в   различных   видах   диагностического   и   лечебного
оборудования,    его    реальным    наличием   в   ЛПУ,   численностью
квалифицированных   профильных   кадров   как   медицинских,   так   и
инженерно-технических.                                                
     Указанное положение типично практически для всех  параклинических
служб   и   не  способствует  ни  улучшению  медицинского  обеспечения
населения,   ни   рациональному   использованию   имеющихся   ресурсов
здравоохранения.    Примером   могут   служить   данные   по   службам
функциональной диагностики,  лучевой диагностики и  рентгенологической
службе:                                                               
     - согласно    существующим    нормативам    численность    врачей
функциональной  диагностики устанавливается в количестве 0,5 должности
на 20-25 врачебных должностей, ведущих прием, т.е. в штате поликлиники
может  быть 1 специалист функциональной диагностики,  в то время,  как
перечень основных  видов  исследований  с  использованием  специальной
аппаратуры   составляет   порядка  10  наименований,  и,  естественно,
эффективность использования дорогостоящего оборудования крайне низка и
оснащать ею поликлиническую сеть экономически невыгодно;              
     - в г.Москве имеется 1.013 ультразвуковых  установок  со  средней
нагрузкой   3.215  исследований  на  1  установку  в  год,  при  этом:
количество исследований в расчете на одну установку в 1996г. составило
в КДЦ N4 - 9.802,  КДЦ N1 - 11.876, в то время как в поликлиниках N 29
и N 193 соответственно - 1.675 и 1.279;                               
     - эффективность  использования  эндоскопической аппаратуры,  т.е.
соотношение  фактического  использования   прибора   к   должному   по
нормативу, в 1996г. колебалась по различным медицинским учреждениям от
135% до 32%;                                                          
     - крайне   негативное  влияние  на  ресурсосбережение  в  области
лучевой  диагностики  оказывает  децентрализация  финансовых  решений,
инерция корпоративных интересов на местах в решении вопросов оснащения
службы (приобретение не всегда лучших и  соответствующих  потребностям
образцов из-за недостаточного профессионализма лиц, формирующих заявки
на закупку оборудования);                                             
     - в  настоящее время сложилась следующая ситуация:  по нормативам
на   1   штатную   единицу   врача-рентгенолога    и    1,5    единицу
рентгенолаборанта  выделяется  2  рентгеновских  аппарата.  За вычетом
флюорографии  в  среднем  производится   8   исследований   на   одном
рентген-аппарате   за   рабочий   день,  на  45-50%  ниже  нормативных
требований;                                                           
     - в   городском   здравоохранении   имеется   1062  рентгеновские
установки стационарного типа, из которых 84% работают в одну смену;   
     - на уровне стационаров отмечается 70%-ый показатель дублирования
рентгеновских исследований и "нулевого" исследования, при этом 1087 из
2102  рентген-аппаратов  и  895  из  1476  штатных  должностей  врачей
рентгенологов находятся в поликлиниках;                               
     - дорогостоящие,   так  называемые,  короткоживущие  радионуклиды
используются   неэффективно   (на   35-40%   от   возможного)    из-за
неудовлетворительной  организации  работы  по многосменному графику на
период поступления препаратов и по предварительной группировке больных
с показаниями к исследованию;                                         
     - замена устаревшей технологии архивирования рентген-документации
на   современную,  помимо  рационального  и  удобного  формирования  и
хранения архива,  обеспечила бы возврат в городское хозяйство серебра,
тоннами законсервированного в примитивных и дорогостоящих хранилищах. 
                                                                      
     1.2.2.9. Лекарственное обеспечение                               
     Проблема лекарственного обеспечения населения не может  считаться
решенной.                                                             
     Анализ результатов лекарственного страхования в 1996г.  в  Москве
показал,  что товарооборот составил 2 254 796.3 млн.  руб., из которых
968 013.3 млн.  руб.  - стоимость лекарственных средств, отпущенных по
бесплатным  и льготным рецептам.  В то время,  в 1996г.  поликлиниками
Москвы   было   зарегистрировано   1   430   240   случаев   временной
нетрудоспособности по поводу заболеваний,  в результате которых потери
составили  19  859  852  человеко-дней  или   54   410   человеко-лет.
Численность работающих в Москве - 4 963 400 человек,  население - 8545
000 человек.                                                          
     Средние затраты  в  1996г.  на  приобретение  лекарств  и изделий
медицинского назначения на 1 москвича составили,  в среднем,  264 тыс.
руб.  Однако  фактически  стоимость  лекарственных  средств  и изделий
медицинского   назначения   в   расчете   на   1   случай    временной
нетрудоспособности  составила  714 тыс.  руб.,  или свыше 50%  средней
заработной  платы,  а   средняя   стоимость   лекарственных   средств,
отпущенных  по  бесплатным и льготным рецептам одному москвичу,  - 645
тыс. руб.                                                             
     В 1996г.   индекс  цен  (средняя  стоимость  одного  рецепта)  на
лекарственные средства,  отпущенные по бесплатным и льготным рецептам,

Страницы: 1  2  3