пространственно распределенных и взаимосвязанных измерительных РЛС для усиления и различения целей ______________ Примечания. 1. По подпункту "а" пункта 6.1.8.12 не контролируются средства выдачи сигнала для предупреждения столкновений в системах контроля воздушного движения, морских или прибрежных РЛС 2. По подпункту "г" пункта 6.1.8.12. не контролируются системы, оборудование и узлы, используемые для контроля морского движения 6.2. Испытательное, контрольное и производственное оборудование 6.2.1. Акустика - нет 6.2.2. Оптические датчики - нет 6.2.3. Камеры - нет Оптика 6.2.4. Следующее оптическое оборудование: 6.2.4.1. Оборудование для измерения абсолютного 903140000 значения отражательной способности с погрешностью плюс-минус 0,1 % от значения отражательной способности; 6.2.4.2. Оборудование, отличное от оборудования 903140000 для измерения рассеяния оптической поверхностью, имеющее незатемненную апертуру с диаметром более 10 см, специально предназначенное для бесконтактного оптического измерения неплоской фигуры (профиля) оптической поверхности с точностью 2 нм или менее (лучше) от требуемого профиля _______________ Примечание. По пункту 6.2.4 не контролируются микроскопы 6.2.5. Лазеры - нет 6.2.6. Магнитометры - нет Гравиметры 6.2.7. Оборудование для производства, юстировки 903180390 и калибровки гравиметров наземного базирования со статической точностью лучше 0,1 миллигала Радиолокаторы 6.2.8. Импульсные локационные системы для 852610900 измерения поперечного сечения, имеющие длительность передаваемых импульсов 100 нс или менее, и специально предназначенные для них компоненты 6.3. Материалы 6.3.1. Акустика - нет Оптические датчики 6.3.2. Материалы для оптических датчиков, такие, как: 6.3.2.1. Химически чистый элементарный теллур 280450900 (Те) с уровнями чистоты 99,9995 % или более; 6.3.2.2. Монокристаллы теллурида кадмия (СdTe), 381800900; цинкового теллурида кадмия (CdZnTe) или 810790000 ртутного теллурида кадмия (HgCdTe) любого уровня чистоты, включая эпитаксиальные пластины из этих материалов 6.3.3. Камеры - нет Оптика 6.3.4. Оптические материалы, такие, как: 6.3.4.1. Заготовки из селенида цинка (ZnSe) и 284290100; сульфида цинка (ZnS), полученные 283020000 химическим осаждением паров, имеющие любую из следующих характеристик: а) объем более 100 куб. см; или б) диаметр более 80 мм и толщину 20 мм или более; 6.3.4.2. Слитки следующих электрооптических материалов: 6.3.4.2.1. Арсенид титаната калия (КТА); 284290900 6.3.4.2.2. Серебряный селенид галлия (AgGaSe2); 284290100 6.3.4.2.3. Таллиевый селенид мышьяка (Tl3AsSe3, 284290100 известный также как TAS); 6.3.4.3. Нелинейные оптические материалы, имеющие 702000900 все следующие характеристики: а) восприимчивость третьего порядка (хи 3) 10(-6) кв. м/В(2) или более; и б) время отклика менее 1 мс; 6.3.4.4. Заготовки карбида кремнезема или 284920000; осажденных материалов бериллия - 811219000 бериллия (Be/Be) с диаметром или длиной главной оси более 300 мм; 6.3.4.5. Стекло, содержащее расплавы кремния, 700100900; фосфатное стекло, фторофосфатное стекло, 702000900 фторид циркония (ZrF4) и фторид гафния (HfF4), имеющее все следующие характеристики: а) концентрацию гидроксильных ионов (ОН-) менее 5 частей на миллион; б) интегральные уровни чистоты металлов менее 1 части на миллион; и в) высокую однородность (вариацию показателя коэффициента преломления) менее 5 х 10-6 6.3.4.6. Синтетический алмазный материал с 710490000; поглощением менее 10(-5) см-1 на длине 710510000 волны от 200 нм до 14000 нм Лазеры 6.3.5. Синтетические кристаллические материалы (основа) лазера в необработанном виде, такие, как: 6.3.5.1. Корунд с титаном; 710310000 6.3.5.2. Александрит 710310000 6.3.6. Магнитометры - нет 6.3.7. Гравиметры - нет 6.3.8. Радиолокаторы - нет 6.4. Программное обеспечение 6.4.1. Программное обеспечение, специально созданное для разработки или производства оборудования, контролируемого по пунктам 6.1.4, 6.1.5, 6.1.8 или 6.2.8 6.4.2. Программное обеспечение, специально разработанное для использования оборудования, контролируемого по пунктам 6.1.2.2, 6.1.8 или 6.2.8 6.4.3. Другое программное обеспечение, такое, как: Акустика 6.4.3.1. Следующее программное обеспечение: а) программное обеспечение, специально разработанное для формирования акустического луча для обработки в реальном масштабе времени акустических данных для пассивного приема с использованием буксируемых гидрофонных решеток; б) текст программы для обработки в реальном масштабе времени акустических данных для пассивного приема с использованием буксируемых гидрофонных решеток; в) программное обеспечение, специально разработанное для надводных или погруженных систем и имеющее формирование луча или текст программы для обработки в реальном масштабе времени акустических данных для пассивного приема 6.4.3.2. Оптические датчики - нет 6.4.3.3. Камеры - нет 6.4.3.4. Оптика - нет 6.4.3.5. Лазеры - нет Магнитометры 6.4.3.6. Программное обеспечение, такое, как: 6.4.3.6.1. Программное обеспечение, специально разработанное для магнитокомпенсационных систем для магнитных датчиков, предназначенных для работы на подвижных платформах; 6.4.3.6.2. Программное обеспечение, специально разработанное для обнаружения магнитных аномалий на подвижных платформах Гравиметры 6.4.3.7. Программное обеспечение, специально разработанное для коррекции влияния движения гравиметров или гравитационных градиометров; Радиолокаторы 6.4.3.8. Программное обеспечение, такое, как: 6.4.3.8.1. Программы для применения программного обеспечения для управления воздушным движением на компьютерах общего назначения, находящихся в центрах управления воздушным движением и обладающих любой из следующих возможностей: а) одновременной обработкой и отображением более 150 траекторий систем; или б) приемом информации о целях РЛС от более чем четырех первичных РЛС 6.4.3.8.2. Программное обеспечение для разработки или производства обтекателей антенн радиолокаторов, которые: а) специально разработаны для защиты фазированных антенных решеток с электронным сканированием луча, контролируемых по пункту 6.1.8.5; и б) имеют результирующий средний уровень боковых лепестков более чем на 40 дБ ниже максимального уровня главного луча __________________ Техническое примечание. Средний уровень боковых лепестков, указанный в подпункте "б" пункта 6.4.3.8.2 измеряется целиком для всей решетки, за исключением диапазона углов, в который входят главный луч и первые два боковых лепестка по обе стороны главного луча 6.5. Технология 6.5.1. Технологии, в соответствии с общим технологическим примечанием предназначенные для разработки оборудования, материалов или программного обеспечения, контролируемых по пунктам 6.1, 6.2, 6.3 или 6.4 6.5.2. Технологии, в соответствии с общим технологическим примечанием предназначенные для производства оборудования или материалов, контролируемых по пунктам 6.1, 6.2 или 6.3 6.5.3. Другие технологии: 6.5.3.1. Акустика - нет 6.5.3.2. Оптические датчики - нет 6.5.3.3. Камеры - нет Оптика 6.5.3.4. Технологии, такие, как: 6.5.3.4.1. Технология обработки и покрытия оптических поверхностей, требуемая для достижения однородности 99,5 % или лучше, для оптических покрытий диаметром или длиной главной оси более 500 мм и с общими потерями (поглощение и рассеяние) менее 5 х 10-3 _______________ Особое примечание. Смотрите также пункт 2.5.3.4; 6.5.3.4.2. Оптические технологии изготовления, использующие методы одноточечного вращения алмазов с получением конечных среднеквадратичных точностей обработки поверхности лучше, чем корень квадратный из 10 нм на неплоских поверхностях площадью более 0,5 кв.м Лазеры 6.5.3.5. Технология, требуемая для разработки, производства или использования специализированных диагностических инструментов или мишеней в испытательных установках для испытаний лазеров сверхвысокой мощности или испытаний, или оценки стойкости материалов, облучаемых лучами лазеров сверхвысокой мощности; Магнитометры 6.5.3.6. Технология, требуемая для разработки или производства феррозондовых магнитометров или систем феррозондовых магнитометров, имеющих любую из следующих характеристик: а) уровень шума менее 0,05 нТ, деленные на корень квадратный из частоты в герцах, на частотах менее 1 Гц (среднеквадратичное); или б) уровень шума 1 х 10-3 нТ, деленные на корень квадратный из частоты в герцах, на частотах 1 Гц или более (среднеквадратичное) 6.5.3.7. Гравиметры - нет 6.5.3.8. Радиолокаторы - нет Категория 7. Навигация и авиационная электроника 7.1. Системы, оборудование и компоненты _______________ Примечание. Для автопилотов подводных аппаратов смотрите Категорию 8, для РЛС смотрите Категорию 6 7.1.1. Акселерометры, предназначенные для 901420900; использования в инерциальных системах 903289 навигации или наведения и имеющие любую из следующих характеристик, и специально разработанные для них компоненты: а) стабильность смещения менее (лучше) 130 микро g относительно фиксированной калиброванной величины на протяжении периода в 1 год; б) стабильность масштабного коэффициента менее (лучше) 130 долей на миллион относительно фиксированной калиброванной величины на протяжении периода в 1 год; или в) специфицируемые для функционирования при уровнях линейных ускорений, превышающих 100 g 7.1.2. Гироскопы, имеющие любую из следующих 901420990; характеристик, и специально 903289 разработанные для них компоненты: а) стабильность скорости дрейфа, измеренную в условиях воздействия 1 g на протяжении периода в 3 месяца относительно фиксированной калиброванной величины: 1) менее (лучше) 0,1 ов час, когда паспортные (номинальные) данные приведены для функционирования при уровнях линейных ускорений ниже 10 g; или 2) менее (лучше) 0,5 ов час, когда приведены паспортные (номинальные) данные для функционирования при уровнях линейных ускорений от 10 до 100 g включительно; или б) специфицируемые для функционирования при линейных ускорениях с уровнем, превышающем 100 g 7.1.3. Инерциальные навигационные системы 901410900; (платформенные карданные и 901420900 бесплатформенные бескарданные) и инерциальное оборудование, разработанное для летательных аппаратов, наземных средств передвижения или космических аппаратов для определения местоположения, наведения или управления, имеющие любую из следующих характеристик, и специально разработанные для них компоненты: а) навигационную ошибку (чисто инерциальную) после нормальной выставки от 0,8 морской мили в час (50-процентная круговая вероятная ошибка - КВО) или менее (лучше); или б) специфицируемые для функционирования при уровнях линейных ускорений свыше 10 g _______________ Примечания: 1. Параметры, указанные в подпункте "а" пункта 7.1.3, применимы для любого из следующих условий среды: а) входная случайная вибрация на предельном уровне величиной корень квадратный из 7,7 g в первые полчаса и общие испытания в течение полутора часов вдоль каждой из осей по трем перпендикулярным направлениям, когда может иметь место следующая случайная вибрация: 2 1) постоянная спектральная плотность мощности от 0,04 g /Гц в частотном интервале от 15 до 1000 Гц; и 2) спектральная плотность мощности спадает в зависимости от частоты от 0,04 g2 /Гц до 0,01 g2 /Гц в частотном интервале от 1000 до 2000 Гц; или б) вращение и рыскание равны или более +2,62 рад/с (150 град/с); или в) условий, указанных в национальных стандартах, положения которых эквивалентны пунктам "а" и "б" настоящего примечания 2. По пункту 7.1.3 не контролируются инерциальные навигационные системы, сертифицированные для применения на гражданских летательных аппаратах гражданской администрацией государства - участника соглашений 7.1.4. Гироастрокомпасы и другие устройства, 901420900; которые обеспечивают определение 901480000 местоположения или ориентацию посредством автоматического слежения небесных тел или спутников с точностью по азимуту, равной или менее (лучше) 5 угловых секунд 7.1.5. Приемная аппаратура глобальных 901420900; навигационных спутниковых систем (GPS 901480000 или ГЛОНАСС), имеющая одну из следующих характеристик, и специально разработанные для нее компоненты: а) использующая дешифровку; или б) использующая антенны с управляемой диаграммой направленности ("провал" в диаграмме направленности) 7.1.6. Бортовые альтиметры, действующие на 852610110; частотах, отличных от 4,2 до 4,4 ГГц 852691900 включительно, имеющие одну из следующих характеристик: а) управление мощностью; или б) использующие амплитудную модуляцию с переменной фазой 7.1.7. Радиопеленгаторное оборудование, 852691900 действующее на частотах свыше 30 МГц и имеющее все следующие характеристики, и специально разработанные для него компоненты: а) мгновенное значение ширины полосы пропускания 1 МГц или более; б) параллельную работу на более чем 100 частотных каналах; и в) производительность более 1000 пеленгований в секунду на частотный канал 7.2. Испытательное, контрольное и производственное оборудование 7.2.1. Оборудование для испытаний, калибровки, 903110000; выставки, специально разработанное для 903120000; оборудования, контролируемого по пункту 903180 7.1 _______________ Примечание. По пункту 7.2.1 не контролируется оборудование для испытаний, калибровки, выставки для технического обслуживания по первому и второму уровням _______________ Технические примечания: 1.Техническое обслуживание по первому уровню Повреждение инерциального навигационного устройства на летательном аппарате обнаруживается по показаниям управляемого и дисплейного устройства или по сообщению сигнализации от соответствующей подсистемы. Впоследствии вызванное повреждение может быть устранено фирмой-изготовителем путем замены неисправного устройства. Оператор удаляет это устройство и заменяет его запасным 2. Техническое обслуживание по второму уровню Неисправное устройство посылается для ремонта в производственный цех фирмы или оператору, ответственному за техническое обслуживание по второму уровню. В производственном цехе неисправное устройство испытывается различными соответствующими средствами, чтобы проверить и локализовать неисправный модуль устройства, подлежащий замене в цехе. Этот поврежденный модуль устройства удаляется и заменяется действующим запасным. Поврежденный модуль устройства (или по возможности устройство) затем возвращается изготовителю ______________ Особое примечание. Техническое обслуживание по второму уровню не включает извлечение подпадающих под контроль акселерометров и гироскопических датчиков из заменяемого в заводских условиях модуля устройства 7.2.2. Оборудование, специально разработанное для оценки характеристик зеркал кольцевых лазерных гироскопов, такое, как: 7.2.2.1. Рефлектометры, имеющие точность 903180 измерений в 10 миллионных долей или менее (лучше) 7.2.2.2. Профилометры, имеющие точность измерений 903180 в 0,5 нм (5 ангстрем) или менее (лучше) 7.2.3. Оборудование, специально разработанное 8413; для производства оборудования, 842119910; контролируемого по пункту 7.1 842119990; 903110000; 903120000; 903180 _________________ Примечание. Пункт 7.2.3 включает: а) испытательные установки для регулирования гироскопов; б) установки для динамической балансировки гироскопов; в) установки для испытания гиромотора; г) установки для наполнения и откачки рабочего вещества гироскопа; д) центрифуги для гироподшипников; е) установки для выравнивания осей акселерометра 7.3. Материалы - нет 7.4. Программное обеспечение 7.4.1. Программное обеспечение, специально созданное или модифицированное для разработки или производства оборудования, контролируемого по пункту 7.1 или 7.2 7.4.2. Текст программы для использования в любом инерциальном навигационном оборудовании или в системах определения курсового направления в воздухе, включая инерциальное оборудование, не контролируемое по пункту 7.1.3 или 7.1.4 ________________ Примечание. По пункту 7.4.2 не контролируются тексты программ для использования в платформенных системах определения положения в воздухе ______________ Техническое примечание. Система определения положения (курсового направления) летательного аппарата в воздухе, как правило, отличается от инерциальной навигационной системы (ИНС) тем, что система определения углового (курсового) положения летательного аппарата в воздухе обеспечивает информацией о положении самолета в воздухе и направлении и обычно не обеспечивает информацией об ускорении, скорости и положении (координате), снимаемой с ИНС 7.4.3. Другое программное обеспечение, такое, как: 7.4.3.1. Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для улучшения действующих характеристик или уменьшения навигационной ошибки систем до уровней, указанных в пунктах 7.1.3 и 7.1.4; 7.4.3.2. Текст программы для гибридных комплексированных систем, которые улучшают действующие характеристики или уменьшают навигационную ошибку систем до уровней, указанных в пункте 7.1.3, при комплексировании инерциальных данных с любыми из навигационных данных, получаемых от: а) допплеровского определителя скорости; б) глобальной навигационной спутниковой системы (GPS или ГЛОНАСС); или в) базы данных о рельефе местности; 7.4.3.3. Текст программы для комплексированных авиационных или космических систем, которые объединяют данные измерительных датчиков и используют экспертные системы; 7.4.3.4. Текст программы для разработки любого из следующих видов оборудования: 7.4.3.4.1. Цифровых систем управления полетом для общего управления полетом; 7.4.3.4.2. Комплексированных систем управления полетом и двигателей; 7.4.3.4.3. Систем управления по проводам или по сигнальным огням; 7.4.3.4.4. Отказоустойчивых и самоперестраиваемых активных систем управления полетом; 7.4.3.4.5. Бортового автоматического оборудования, управляющего ориентацией; 7.4.3.4.6. Воздушно-информационных систем, основанных на сведениях о поверхностных помехах; или 7.4.3.4.7. Проекционных дисплеев с головками растрового типа или трехмерных дисплеев 7.4.3.5. Программное обеспечение системы автоматизированного проектирования, специально разработанное для создания активных систем управления полетом, систем многокоординатного управления вертолетом по проводам или сигнальным огням или вертолетных систем контроля направления или противовращения с контролируемой циркуляцией, технологии которых контролируются по пунктам 7.5.4.2, 7.5.4.3.1 или 7.5.4.3.2 7.5. Технология 7.5.1. Технологии, в соответствии с общим технологическим примечанием предназначенные для разработки оборудования или программного обеспечения, контролируемых по пунктам 7.1, 7.2 или 7.4 7.5.2. Технологии, в соответствии с общим технологическим примечанием предназначенные для производства оборудования, контролируемого по пункту 7.1 или 7.2 7.5.3. Технологии, в соответствии с общим технологическим примечанием предназначенные для ремонта, капитального ремонта и восстановления оборудования, контролируемого по пунктам 7.1.1 - 7.1.4 _______________ Примечание. По пункту 7.5.3 не контролируются технологии технического обслуживания, непосредственно связанного с калибровкой, демонтажем или заменой неисправных или непригодных к эксплуатации типовых заменяемых элементов и местоположением специализированного ремонта летательных аппаратов гражданского применения, которые указаны в описании технического обслуживания по первому и второму уровням _____________ Особое примечание. Для целей пункта 7.5.3 см. техническое примечание к пункту 7.2.1 7.5.4. Другие технологии, такие, как: 7.5.4.1. Технология для разработки или производства: 7.5.4.1.1. Бортового автоматически управляемого оборудования, работающего на частотах, превосходящих 5 мГц; 7.5.4.1.2. Воздушно-информационных систем, основанных только на поверхностных статических данных, то есть систем, которые обходятся без стандартных воздушных проб; 7.5.4.1.3. Проекционных дисплеев с головками растрового типа или трехмерных дисплеев для летательных аппаратов; 7.5.4.1.4. Инерциальных навигационных систем или гироастрокомпасов, содержащих в себе акселерометры или гироскопы, контролируемые по пункту 7.1.1 или 7.1.2; 7.5.4.1.5. Электрических исполнительных механизмов (то есть электромеханических, электрогидростатических и интегрированных исполнительных блоков), специально разработанных для прямого управления полетом; 7.5.4.1.6. Групп оптических датчиков системы управления полетом, специально разработанных для применения в активных системах управления полетом 7.5.4.2. Технологии разработки активных систем управления полетом (включающих полет с управлением по проводам или сигнальным огням), включая: 7.5.4.2.1. Конфигурацию, разработанную для связи множества микроэлектронных вычислительных элементов (бортовых компьютеров), позволяющую реализовать законы управления в реальном масштабе времени; 7.5.4.2.2. Компенсацию зависимости управления от расположения измерительного датчика или динамических нагрузок каркаса летательного аппарата, например, компенсацию вибрационного фона датчика или вариацию размещения датчиков относительно центра тяжести; 7.5.4.2.3. Электронное управление избыточными данными или системами резервирования для определения ошибки, допустимого отклонения ошибки, локализации ошибки или ее реконфигурации _______________ Примечание. По пункту 7.5.4.2.3 не контролируется технология проектирования физической избыточности; 7.5.4.2.4. Управление летательным аппаратом, которое позволяет автономно изменять структуру сил и моментов в полете в реальном масштабе времени; 7.5.4.2.5. Комплексирование цифровой системы управления полетом, системы навигации и данных системы управления двигателем в цифровую систему общего управления полетом ________________ Примечание. По пункту 7.5.4.2.5 не контролируются: а) технологии проектирования комплексированных цифровых систем управления полетом, навигации и контроля данных двигателя, объединенных в цифровую систему управления полетом для оптимизации траектории полета; б) технологии проектирования авиационных средств навигации, предназначенных исключительно для курсового всенаправленного радиомаяка СВЧ-диапазона, дальномерной аппаратуры, системы "слепой" посадки, системы посадки СВЧ-диапазона или системы захода на посадку; 7.5.4.2.6. Полную государственную систему цифрового управления полетом или многодатчиковую систему организации работы управляющих систем, использующих экспертные системы _______________ Особое примечание. Для технологий полностью автономной электронно-цифровой системы управления двигателями (FADEC) см. пункт 9.5.3.1.9 7.5.4.3. Технология для разработки следующих вертолетных систем: 7.5.4.3.1. Многокоординатных средств управления по проводам или сигнальным огням, которые объединяют по крайней мере две из следующих функций в один управляющий элемент: а) управление несущим винтом; б) управление вращением; в) управление рысканием 7.5.4.3.2. Системы управления моментом вращения и скручивающим усилием при вращательном движении; 7.5.4.3.3. Вращающихся лопастей с переменной геометрией аэродинамического профиля для систем с управляемыми лопастями Категория 8. Морское дело 8.1. Системы, оборудование и компоненты 8.1.1. Подводные аппараты и надводные суда, такие, как: _______________ Особое примечание. Для оценки контрольного статуса оборудования подводных аппаратов смотрите: для оборудования передачи зашифрованной информации - часть 2 Категории 5 (Защита информации); применительно к датчикам - Категорию 6; для навигационного оборудования - Категории 7 и 8; для оборудования передачи, зашифрованной для подводного оборудования, - пункт 8.1 8.1.1.1. Пилотируемые человеком, управляемые по 890600910; проводам подводные аппараты, 890600990 спроектированные для операций на глубинах, превышающих 1000 м; 8.1.1.2. Пилотируемые человеком, неуправляемые по проводам подводные аппараты, имеющие любую из следующих характеристик: 8.1.1.2.1. Спроектированные для автономного 890600910; плавания и имеющие характеристику по 890600990 подъемной силе: а) 10 % или более их собственного веса (веса в воздухе); и б) 15 кН или более 8.1.1.2.2. Спроектированные для плавания на 890600910; глубинах, превышающих 1000 м; или 890600990 8.1.1.2.3. Имеющие все следующие характеристики: 890600910; а) спроектированные для экипажа из 890600990 четырех или более человек; и б) спроектированные для автономного плавания в течение 10 часов или более; в) имеющие радиус действия 25 морских миль или более; и г) имеющие длину 21 м или менее ______________ Технические примечания: 1. Для целей пункта 8.1.1.2 "автономное плавание" означает, что аппараты полностью погружены без шноркеля, все их системы функционируют и обеспечивают плавание на минимальной скорости, при ко торой погружением можно безопасно управлять (с учетом необходимой динамики по глубине погружения) с использованием только глубинных рулей без участия надводного судна поддержки или базы (береговой или корабля-матки); аппараты имеют двигательную систему для движения в погруженном и надводном состоянии; 2. Для целей пункта 8.1.1.2 радиус действия составляет половину максимального расстояния, которое может преодолеть подводный аппарат 8.1.1.3. Не пилотируемые человеком, управляемые 890600910; по проводам подводные аппараты, 890600990 спроектированные для плавания на глубинах, превышающих 1000 м, имеющие любую из следующих составляющих: 8.1.1.3.1. Спроектированные для самоходного маневра с применением двигателей или тяговых установок, контролируемых по подпункту "б" пункта 8.1.2.1; или 8.1.1.3.2. Имеющие волоконно-оптические линии передачи данных 8.1.1.4. Не пилотируемые человеком, неуправляемые 890600910; по проводам подводные аппараты, имеющие 890600990 любую из следующих составляющих: 8.1.1.4.1. Спроектированные для решения задачи достижения (прокладки курса) любого географического ориентира в реальном масштабе времени без участия человека; 8.1.1.4.2. Имеющие канал передачи акустических данных или команд; или 8.1.1.4.3. Имеющие волоконно-оптическую линию передачи данных или линию передачи команд, превышающую по длине 1000 м 8.1.1.5. Океанские системы спасения с подъемной силой, превышающей 5 MН, для спасения объектов с глубин, превышающих 250 м, и имеющие одну из следующих характеристик: 8.1.1.5.1. Системы динамического управления 890590100; положением, способные стабилизироваться 890600910 в пределах (внутри) 20 м относительно заданной точки, фиксируемой навигационной системой; или 8.1.1.5.2. Системы придонной навигации и 890590100; навигационной интеграции для глубин, 890600910 превышающих 1000 м с точностью обеспечения положения в пределах (внутри) 10 м относительно заданной точки 8.1.1.6. Амфибийные суда на воздушной подушке (с 890600910; полностью изменяемой поверхностной 890600990 конфигурацией), имеющие все следующие характеристики: а) максимальную проектную скорость при полной загрузке более 30 узлов при значении высоты волны в 1,25 м (Морская статья 3) или более; б) амортизирующее давление более 3830 Па; и в) соотношение водоизмещения незагруженного и полнозагруженного судна менее 0,70; 8.1.1.7. Амфибийные суда на воздушной подушке (с 890600910; неизменяемой поверхностной 890600990 конфигурацией) с максимальной проектной скоростью, превышающей при полной загрузке 40 узлов при значении высоты волны в 3,25 м (Морская статья 5) или более; 8.1.1.8. Суда с гидрокрылом с активными системами 890600910; для автоматического управления крылом с 890600990 максимальной проектной скоростью при полной загрузке в 40 узлов или более и значении высоты волны в 3,25 м (Морская статья 5) или более; 8.1.1.9. Суда с малой площадью ватерлинии, 890600910; имеющие любую из следующих 890600990 характеристик: а) водоизмещение при полной загрузке, превышающее 500 тонн, с максимальной проектной скоростью, превышающей при полной загрузке 35 узлов, при значении высоты волны в 3,25 м (Морская статья 5) или более; или б) водоизмещение при полной загрузке, превышающее 1500 тонн, с максимальной проектной скоростью при полной загрузке, превышающей 25 узлов, при значении высоты волны в 4 м (Морская статья 6) или более ________________ Техническое примечание. Принадлежность судна к судам с малой площадью ватерлинии определяется следующей формулой: площадь ватерлинии при известном значении водоизмещения при операционной проектной осадке меньше 2 х (водоизмещение при операционной проектной осадке)2/3 8.1.2. Системы или оборудование, такие, как: ______________ Примечание. Для систем подводной связи смотрите часть 1 Категории 5 (Телекоммуникации) 8.1.2.1. Системы и оборудование, специально спроектированные или модифицированные для подводных аппаратов, спроектированных для плавания на глубинах, превышающих 1000 м, такие, как: 8.1.2.1.1. Помещения под давлением или корпуса под 890590100; давлением с максимальным внутренним 890600900 диаметром камеры, превышающим 1,5 м; 8.1.2.1.2. Электродвигатели постоянного тока или 850133910; тяговые установки; 850134500; 850134990 8.1.2.1.3. Кабельные разъемы и соединители для них, 853690110; использующие оптическое волокно и 853690190; имеющие силовые элементы из 901390000 синтетических материалов 8.1.2.2. Системы, специально спроектированные или 901480000 модифицированные для автоматического управления движением подводных аппаратов, контролируемых по пункту 8.1.1, использующие навигационные данные и имеющие сервоуправляющие средства с замкнутым контуром: а) способные управлять движением аппарата в пределах 10 м относительно заданной точки водяного столба; б) поддерживающие положение аппарата в пределах 10 м относительно заданной точки водяного столба; или в) поддерживающие положение аппарата в пределах 10 м при следовании на тросе (кабеле) за или под кораблем-маткой 8.1.2.3. Волоконно-оптические корпусные разъемы 901390000 или соединители; 8.1.2.4. Системы подводного наблюдения, включающие: 8.1.2.4.1. Телевизионные системы и телевизионные камеры, такие, как: 8.1.2.4.1.1. Телевизионные системы (включая камеру, 852510900 оборудование для мониторинга и передачи сигнала), имеющие предельное разрешение более 800 линий при измерении его в воздушной среде и телесистемы, специально спроектированные или модифицированные для дистанционного управления подводным судном; или 8.1.2.4.1.2. Подводные телекамеры, имеющие предельное 852530900 разрешение более 1100 линий при измерении разрешения в воздушной среде; 8.1.2.4.1.3. Телевизионные камеры для съемки объектов 852530990 с низким уровнем освещенности, специально спроектированные или модифицированные для использования под водой и содержащие все следующие составляющие: а) трубки с усилителем изображения, которые контролируются по пункту 6.1.2.1.2.1; и б) более 150000 активных пикселов на площади твердотельного приемника _______________ Техническое примечание. Предельное разрешение в телевидении измеряется горизонтальным (строчным) разрешением, обычно выраженным в максимальном числе линий по высоте изображения (экрана), различаемых на тестовой таблице, использующей стандарт IEEE 208/1960 или любой эквивалент этого стандарта 8.1.2.4.2. Системы, специально спроектированные или 852692000 модифицированные для дистанционного управления подводным судном, использующие способы минимизации эффектов обратного рассеяния, включая облучатели с пропусканием сигнала в определенном диапазоне значений дальности, или лазерные системы 8.1.2.5. Фотодиапозитивные камеры, специально 900653000; спроектированные или модифицированные 900659000 для подводного применения на глубинах более 150 м, имеющие формат ленты 35 мм или более и любую из следующих составляющих: а) аннотацию ленты данными, определяющими специфику внешнего источника камеры; б) автоматическую обратную коррекцию фокусного расстояния; или в) управление с автоматической компенсацией, специально спроектированное для боксов подводной фотосъемки, способных выдерживать глубину, превышающую 1000 м 8.1.2.6. Электронные системы наблюдения, 903081900 специально спроектированные или модифицированные для подводного использования, способные хранить в цифровой форме более 50 экспонированных кадров; 8.1.2.7. Системы подсветки, специально спроектированные или модифицированные для применения под водой: 8.1.2.7.1. Стробоскопические световые системы с 902920900; энергией выхода более 300 Дж в одной 940540100; вспышке и частотой вспышки более 5 раз в 940540390 секунду; 8.1.2.7.2. Аргонодуговые световые системы, 940540100; специально спроектированные для 940540390 использования на глубинах более 1000 м 8.1.2.8. Роботы, специально спроектированные для 847989500; подводного применения, управляемые с 847990980 использованием специализированной ЭВМ, управляемой встроенной программой, имеющие любую из следующих составляющих: а) системы, управляющие роботом с использованием информации от датчиков, которые измеряют усилие или момент вращения, прикладываемые к внешнему объекту, расстояние до внешнего объекта или контактное (тактильное) взаимодействие между роботом и внешним объектом; или б) способные создавать усилие в 250 Н или более или момент вращения 250 Нм или более и использующие сплавы на основе титана или волоконные, или нитевидные композиционные материалы в элементах конструкции роботов 8.1.2.9. Дистанционно управляемые шарнирные 847989500; манипуляторы, специально 847990980 спроектированные или модифицированные для использования с подводными судами, имеющими любую из следующих составляющих: а) системы, управляющие манипулятором, используя информацию от датчиков, измеряющих момент вращения или усилие, прикладываемые к внешнему объекту, или контактное (тактильное) взаимодействие между манипулятором и внешним объектом; или б) пропорциональное управление ведущий-ведомый или управление с применением специализированной ЭВМ, управляемой встроенной программой, имеющие пять степеней свободы движения или более ________________ Примечание. При определении количества степеней свободы движения в расчет принимаются только функции, имеющие пропорциональное управление с применением позиционной обратной связи или с применением специализированной ЭВМ, управляемой встроенной программой, обеспеченной библиотекой программ; 8.1.2.10. Изолированные от атмосферы силовые системы, специально спроектированные для применения под водой, такие, как: 8.1.2.10.1. Изолированные от атмосферы силовые 840810; системы с двигателями циклов Брайтона 840999000 или Ренкина, имеющие любую из следующих составляющих: а) химические скрубберы или абсорберы, специально спроектированные для удаления диоксида углерода, оксида углерода и частиц из рециркулируемого выхлопа двигателя; б) системы, специально спроектированные для применения моноатомного газа; в) приборы или глушители, специально спроектированные для снижения шума под водой на частотах ниже 10 кГц, или специально смонтированные приборы для смягчения хлопка выброса; или г) системы, специально спроектированные для: 1) прессования продуктов реакции или восстановления топлива; 2) хранения продуктов реакции; и 3) выхлопа продуктов реакции при противодавлении в 100 кПа или более; 8.1.2.10.2. Дизельные двигатели для изолированных от 840810; атмосферы силовых систем, имеющие все 840999000 следующие характеристики: а) химические скрубберы или абсорберы, специально спроектированные для удаления диоксида углерода, оксида углерода и частиц из рециркулируемого выхлопа двигателя; б) системы, специально спроектированные для применения моноатомного газа; в) приборы или глушители, специально спроектированные для снижения шума под водой на частотах ниже 10 кГц, или специально смонтированные приборы для смягчения хлопка выброса; и г) специально спроектированные выхлопные системы с задержкой выброса продуктов сгорания; 8.1.2.10.3. Воздушно-независимые энергетические 840999000 установки на топливных элементах (ЭХГ) с выходной мощностью, превышающей 2 кВт, имеющие любую из следующих составляющих: а) приборы или глушители, специально спроектированные для снижения шума под водой на частотах ниже 10 кГц, или специально смонтированные приборы для смягчения хлопка выброса; и ли б) системы, специально спроектированные для: 1) прессования продуктов реакции или восстановления топлива; 2) хранения продуктов реакции; и 3) выхлопа продуктов реакции при противодавлении в 100 кПа или более; 8.1.2.10.4. Независимые от атмосферы силовые системы 840810; с двигателями цикла Стирлинга, имеющие 840999000 все следующие составляющие: а) приборы или глушители, специально спроектированные для снижения шума под водой на частотах ниже 10 кГц, или специально смонтированные приборы для смягчения хлопка выброса; и б) специально спроектированные выхлопные системы с выхлопом продуктов сгорания при противодавлении в 100 кПа или более 8.1.2.11. Кромки корпуса, уплотнения и выдвижные 847990980; элементы, имеющие любую из следующих 890600910; составляющих: 890600990 а) спроектированные для давлений в подушке 3830 Па или более, функционирующие при значении высоты волны 1,25 м (Морская статья 3) или более и специально спроектированные для амфибийных судов на воздушной подушке (с полностью изменяемой поверхностной конфигурацией), контролируемых по пункту 8.1.1.6; или б) спроектированные для давлений в 6224 Па или более, функционирующие при значении высоты волны 3,25 м (Морская статья 5) или более и специально спроектированные для амфибийных судов на воздушной подушке (с неизменяемой поверхностной конфигурацией), контролируемых по пункту 8.1.1.7; 8.1.2.12. Подъемные вентиляторы мощностью более 841239900; 400 кВт, специально спроектированные для 841280990; амфибийных судов на воздушной подушке, 848510900 контролируемых по пунктам 8.1.1.6 или 8.1.1.7; 8.1.2.13. Полностью погружаемые подкавитационные 847990980; или суперкавитационные гидрокрылья, 890600910; специально разработанные для судов, 890600990 контролируемых по пункту 8.1.1.8; 8.1.2.14. Активные системы, специально 847990980; спроектированные или модифицированные 890600910; для автоматического управления движением 890600990 подводных аппаратов или судов, контролируемых по пунктам 8.1.1.6, 8.1.1.7, 8.1.1.8 или 8.1.1.9; 8.1.2.15. Винты, системы передачи мощности, системы получения энергии и системы снижения шума, такие, как: 8.1.2.15.1. Системы двигателя с водяным винтом или системы передачи мощности, специально спроектированные для амфибийных судов на воздушной подушке (с полностью изменяемой или неизменяемой поверхностной конфигурацией), для судов с гидрокрыльями и судов с малой площадью ватерлинии, контролируемых по пунктам 8.1.1.6, 8.1.1.7, 8.1.1.8 или 8.1.1.9, такие, как: 8.1.2.15.1.1. Суперкавитационные, супервентиляторные, 840810 частично погруженные или опускаемые (проникающие через поверхность) движители мощностью более 7,5 МВт; 8.1.2.15.1.2. Противовращательные движительные системы 841229500; мощностью более 15 МВт; 848510900 8.1.2.15.1.3. Системы, служащие для выравнивания 841229500 потока, набегающего на движитель с использованием методов устранения завихрений потока до и после их образования; 8.1.2.15.1.4. Легковесный, высокой мощности (К-фактор 848340930 превышает величину 300) редуктор; 8.1.2.15.1.5. Системы передачи мощности 848310900 трансмиссионным валом, включающие компоненты из композиционных материалов и способные осуществлять передачу мощности более 1 МВт 8.1.2.15.2. Движители с водяным винтом, системы получения и передачи энергии, разработанные для применения на судах, такие, как: 8.1.2.15.2.1. Гребные винты с регулируемым шагом и 848510900 сборки ступицы мощностью более 30 МВт; 8.1.2.15.2.2. Электрические двигатели с водяным 850134990 внутренним охлаждением и выходной мощностью, превышающей 2,5 МВт; 8.1.2.15.2.3. Движители с применением 850120900 сверхпроводимости или долго работающие магнитоэлектрические двигатели с выходной мощностью, превышающей 0,1 МВт; 8.1.2.15.2.4. Системы передачи мощности 848310900 трансмиссионным валом, включающие компоненты из композиционных материалов и способные осуществлять передачу мощности более 2 МВт; 8.1.2.15.2.5. Системы вентиляторных или системы на 848510900 базе вентиляторных винтов мощностью более 2,5 МВт 8.1.2.15.3. Системы снижения шума, разработанные для применения на судах водоизмещением 1000 тонн или более, включая: 8.1.2.15.3.1. Системы снижения шума под водой на 840999000; частотах ниже 500 Гц, состоящие из 841229500 компаундных акустических сборок для акустической изоляции дизельных двигателей, дизель-генераторных установок, газовых турбин, газотурбинных генераторных установок, двигательных установок или редукторов, специально спроектированных для звуковой или вибрационной изоляции, имеющие усредненную массу, превышающую 30 % от массы монтируемого оборудования; 8.1.2.15.3.2. Активные системы снижения шума или его 841229500 погашения или подшипники на магнитном подвесе, специально спроектированные для мощных трансмиссионных систем, включающие электронные системы управления, способные активно снижать вибрации оборудования генерацией антишумовых или антивибрационных сигналов непосредственно у источника шума 8.1.2.16. Системы движения на струйном движителе с 841229500 выходной мощностью, превышающей 2,5 МВт, использующие отклоняющееся сопло и технику регулирования потока лопаткой (лопастью) в целях увеличения эффективности движителя или снижения генерируемых движителем и распространяемых под водой шумов; 8.1.2.17. Аппараты, погружаемые под воду или плавающие под водой, автономные, закрытого или полузакрытого типа (имеющие собственное воздухообеспечение) 8.2. Испытательное, контрольное и производственное оборудование 8.2.1. Гидроканалы, имеющие шумовой фон менее 903120000 100 дБ (эталон - 1 мкПа, 1 Гц) в частотном диапазоне от 0 до 500 Гц, спроектированные для измерения акустических полей, генерируемых гидропотоком около моделей движительных систем 8.3. Материалы 8.3.1. Синтактный материал, разработанный для 392190900 применения под водой, имеющий все следующие характеристики: а) предназначенный для морских глубин более 1000 м; и б) плотность менее 561 кг/куб.м ______________ Техническое примечание. Синтактный материал состоит из полых сфер из пластика или стекла, залитых резиновой матрицей 8.4. Программное обеспечение 8.4.1. Программное обеспечение, специально спроектированное или модифицированное для разработки, производства или применения оборудования или материалов, контролируемых по пунктам 8.1, 8.2 или 8.3 8.4.2. Специфическое программное обеспечение, специально созданное или модифицированное для разработки, производства, текущего ремонта, капитального ремонта или восстановления чистоты поверхности (ремашинизации) винтов, специально спроектированных для снижения их шума под водой 8.5. Технология 8.5.1. Технологии, в соответствии с общим технологическим примечанием предназначенные для разработки или производства оборудования или материалов, контролируемых по пунктам 8.1, 8.2 или 8.3 8.5.2. Другие технологии, такие, как: 8.5.2.1. Технологии для разработки, производства, текущего ремонта, капитального ремонта, восстановления (ремашинизации) винтов, специально спроектированных для снижения их шума под водой; 8.5.2.2. Технологии для капитального ремонта или восстановления чистоты поверхности оборудования, контролируемого по пунктам 8.1.1, 8.1.2.2, 8.1.2.10, 8.1.2.15 или 8.1.2.16 Категория 9. Двигатели 9.1. Системы, оборудование и компоненты 9.1.1. Газотурбинные авиационные двигатели, при 841111900; производстве которых используется любая 841181- из технологий, контролируемых по пункту 841182 9.5.3.1: а) не снабженные сертификатом для определенных гражданских летательных аппаратов, для которых они предназначены; ________________ Примечание. В целях осуществления сертификации на отнесение летательных аппаратов к категории гражданских сертификация 16 двигателей, сборок или их компонентов, включая запасные, считается допустимой б) не снабженные сертификатом для гражданского применения авторитетными специалистами государств - участников договоренностей; в) разработанные для полета на скорости более 1,2 М в течение более 30 мин 9.1.2. Морские газотурбинные двигатели со 841182910- стандартной по ИСО эксплуатационной 841182990 мощностью 24245 кВт или более и удельным расходом топлива, не превышающим 0,219 кг/кВтч, в диапазоне мощностей от 35 до 100 % и специально разработанные агрегаты и компоненты для таких двигателей __________________ Примечание. Термин "морские газотурбинные двигатели" включает промышленные или авиационные газотурбинные двигатели, приспособленные для применения в корабельных электрогенераторных или двигательных установках 9.1.3. Специально разработанные агрегаты и 841199900 компоненты, при производстве которых используются технологии, контролируемые по пункту 9.5.3.1, для газотурбинных двигателей: а) контролируемых по пункту 9.1.1; б) о разработке или производстве которых либо не известно производителю, либо они разрабатываются и производятся в государствах, не являющихся участниками договоренностей 9.1.4. Ракеты-носители и космические аппараты 880250000; 930690 _________________ Примечания: 1. По пункту 9.1.4 не контролируются полезные нагрузки 2. Для контрольного статуса оборудования, входящего в состав полезной нагрузки космического аппарата, смотрите соответствующие категории 9.1.5. Жидкостные ракетные двигатели, 841210900 содержащие любую из систем или компонентов, контролируемых по пункту 9.1.6 9.1.6. Системы и компоненты, специально разработанные для жидкостных ракетных двигателей, такие, как: 9.1.6.1. Криогенные рефрижераторы, бортовые 841290900 сосуды Дьюара, криогенные теплоотборные трубы или криогенные системы, специально разработанные для использования в космических аппаратах и имеющие потери криогенной среды (хладоагента) менее 30% в год; 9.1.6.2. Криогенные контейнеры или 841290900 рефрижераторные системы с замкнутым циклом, способные обеспечивать температуру 100 К (-173 град. С) или ниже, для самолетов, способных поддерживать скорость полета, превышающую 3 М, ракет-носителей или космических аппаратов; 9.1.6.3. Хранилища для жидкого водорода или 731100; системы его перекачки; 841319960; 841960000 9.1.6.4. Турбонасосы высокого давления 841319 (превышающего 17,5 МПа), компоненты насосов или объединенные с ними газогенераторы, или системы, управляющие подачей газа к турбине; 9.1.6.5. Камеры сгорания высокого давления 841290300 (превышающего 10,6 МПа) и сопла для них; 9.1.6.6. Системы хранения топлива, использующие 841229990; принципы капиллярного сдерживания или 847989800 точной подачи (то есть с гибкими вытеснительными пузырями); 9.1.6.7. Форсунки жидких топлив с единичными 841290900; калиброванными отверстиями диаметром 930690900 0,381 мм или менее (площадью сечения 1,14 х 10-3 кв.см или менее для некруглых отверстий), специально спроектированные для жидкостных ракетных двигателей; 9.1.6.8. Монолитные камеры сгорания или 3801; монолитные выхлопные конические насадки 841290; сопла из материала углерод - углерод 930660 плотностью более 1,4 г/куб.см и прочностью на разрыв более 48 МПа 9.1.7. Твердотопливные ракетные двигатели, 841210900 обладающие любой из следующих характеристик: а) суммарным импульсом, превосходящим 1,1 МН; б) удельным импульсом 2,4 кН/кг или более, когда поток истекает из сопла в условиях, соответствующих условиям на уровне моря, и давление в камере сгорания составляет 7 МПа; в) доля в массе ступени превосходит 88 % и заряд твердого топлива превосходит 86% веса ступени; г) включают любые из компонентов, контролируемых по пункту 9.1.8; д) изолирующие системы или системы крепления топлива, выполненные как единое целое с двигателем для обеспечения большей механической прочности или как преграда для исключения взаимного проникновения химических продуктов (компонентов) твердого топлива в материал изоляции ________________ Техническое примечание. Для целей подпункта "д" пункта 9.1.7 большая механическая прочность означает прочность применения, равную или превышающую прочность топлива 9.1.8. Компоненты, специально разработанные для твердотопливных ракетных двигателей, такие, как: 9.1.8.1. Изолирующие системы и системы крепления 841290300; топлива, вкладыши, используемые для 880390990 обеспечения большей механической прочности или как преграда для исключения взаимного проникновения твердого топлива в материал изоляции ________________ Техническое примечание. Для целей пункта 9.1.8.1 большая механическая прочность означает прочность применения, равную или превышающую прочность топлива; 9.1.8.2. Двигательные отсеки из композиционных 930690 волоконно-тканых материалов с диаметром больше 0,61 м или имеющих удельную прочность более 25 км _________________ Техническое примечание. Удельная прочность (PV/W) - это разрывное напряжение (P), умноженное на объем отсека (V) и деленное на общий вес отсека (W) высокого давления; 9.1.8.3. Сопла двигателей с уровнем тяги, 930690 превышающим 45 кН, или скоростью уноса массы в области горловины сопла менее 0,075 мм/с; 9.1.8.4. Системы управления вектором тяги на 841290300; основе поворотного сопла или впрыска 930690 вторичной жидкости, имеющие любую из следующих характеристик: а) способность перемещаться по азимуту и углу места (двум степеням свободы) в диапазоне свыше плюс-минус 5 град; б) скорость вращения вектора тяги 20 град/с или более; или в) ускорение вращения вектора тяги 40 град/с 2 или более 9.1.9. Гибридные ракетные двигатели с: 841210900; 841290300 а) суммарным импульсом, превышающим 1,1 МНс; или б) толкающим усилием, превышающим 220 кН в условиях вакуума на выходе 9.1.10. Следующие специально разработанные компоненты, системы или структуры для ракет-носителей, двигательных установок ракет-носителей и космического аппарата, включая: 9.1.10.1. Компоненты и структуры, каждые из 280450100; которых превышают 10 кг, специально 281820000; разработанные для двигательных установок 284920000; ракет-носителей, изготовленных с 3801; применением металлических матриц, 392690100; композиционных материалов, органических 681599100; композиционных материалов, керамических 690310000; матриц или армированных 701910; интерметаллических материалов, 701920; контролируемых по пункту 1.3.7 или 810192000; 1.3.10 Примечание. Ограничение по весу 810292000; не относится к головной (боевой) части 810890300- снаряда; 810890700; 841290; 880390990; 930690 9.1.10.2. Компоненты и структуры, специально 280450100; разработанные для двигательных установок 281820000; ракет-носителей, контролируемых по 284920000; пунктам 9.1.5 - 9.1.9, изготовленные с 3801; применением металлических матриц, 392690100; композиционных материалов, органических 681599100; композиционных материалов, керамических 690310000; матриц или армированных 701910; интерметаллических материалов, 701920; контролируемых по пункту 1.3.7 или 810192000; 1.3. 10; 810292000; 810890300- 810890700; 841290; 880390990; 930690 9.1.10.3. Структурные компоненты и изоляционные 880390990; системы, специально разработанные для 930690 активного управления динамической чувствительностью или деформациями структур космического аппарата; 9.1.10.4. Жидкостные ракетные двигатели 841210900 многократного включения с соотношением тяги к весу двигателя, равным или более 1 кН/кг, и временем срабатывания (временем, необходимым для достижения 90% полной номинальной тяги от момента пуска) менее 0,03 с 9.1.11. Прямоточные воздушно-реактивные 841210900 двигатели, пульсирующие воздушно-реактивные двигатели или двигатели комбинированного цикла и специально разработанные для них компоненты 9.2. Испытательное, контрольное и производственное оборудование 9.2.1. Нижеперечисленные оборудование, инструменты или приспособления, специально разработанные для производства или проведения измерений параметров лопаток газовых турбин, литых лопастей или краев кожухов: 9.2.1.1. Оборудование для направленной 841199900 кристаллизации или выращивания монокристалла; 9.2.1.2. Керамические стержни (ядра, сердечники) 690390900 или патроны (вкладыши); 9.2.1.3. Керамические стержни (ядра, сердечники) 690390900 производственного оборудования или инструментов; 9.2.1.4. Керамические патроны (оболочки) 690390900 оборудования для изготовления восковых моделей 9.2.2. Системы контроля с управлением от 903180910 основного оборудования в реальном масштабе времени, контрольно-измерительные приборы (включая датчики) или автоматическое оборудование для сбора и обработки информации, специально предназначенные для разработки газотурбинных двигателей, узлов и компонентов, включая технологии, контролируемые по пункту 9.5.3.1 9.2.3. Оборудование, специально разработанное 845961; для производства или испытаний 845969; (проверки) креплений щеток газовых 902410 турбин, разработанных для условий функционирования при скоростях на концах лопаток, превышающих 335 м/с, и температуре свыше 773 К (500 град. С), и специально разработанные компоненты или принадлежности для него 9.2.4. Инструменты, штампы или зажимные 851580100; приспособления для соединения 851590000 суперсплавов, титановых сплавов или интеркерамических комбинаций лопатка-диск, указанных в пунктах 9.5.3.1.3 или 9.5.3.1.6, для газовых турбин 9.2.5. Системы контроля с управлением от основного оборудования в реальном масштабе времени, контрольно-измерительные приборы (включая датчики) или автоматическое оборудование для сбора и обработки информации, специально предназначенные для использования с любыми следующими аэродинамическими трубами или устройствами: 9.2.5.1. Аэродинамическими трубами, 903120000 разработанными для скоростей 1,2 М или более, исключая специально разработанные для исследовательских целей и имеющие размер испытательной камеры (измеренный в продольном направлении) менее 250 мм ________________ Техническое примечание. Размер испытательной камеры определяется по диаметру окружности, стороне квадрата или наибольшей стороне прямоугольника, измеренным в месте наибольшего сечения; 9.2.5.2. Устройствами для моделирования условий 903120000 обтекания на скоростях, превышающих 5М, включая тепловые, плазменно-дуговые, импульсные и ударные аэродинамические трубы, а также аэрогазодинамические установки и легкогазовые пушки; 9.2.5.3. Аэродинамическими трубами или 903120000 устройствами, отличными от двухмерных, имеющими возможность имитировать потоки с числом Рейнольдса, превышающим 25 х 106 9.2.6. Оборудование, специально разработанное 903120000 для виброакустических испытаний, обладающее уровнем звукового давления 160 дБ или более (относительно 20 мкПа), расчетной мощностью 4 кВт или более, рабочей температурой в камере, превышающей 1273 К (1000 град. С), и имеющее специально разработанные для него кварцевые нагреватели 9.2.7. Оборудование, специально разработанное 902290000; для проверки целостности ракетных 9031 двигателей с использованием техники неразрушающего контроля, отличающейся от плоскостного рентгеновского облучения или требующей взятия основных физических и химических проб 9.2.8. Датчики, специально разработанные для 902519990; непосредственного измерения 902780990 поверхностного трения на стенке в потоке с температурой торможения, превышающей 833 К (560 град. С) 9.2.9. Оснастка для производства методом 846299100 порошковой металлургии элементов роторов турбин двигателей, способных функционировать при напряжении на уровне 60 % предельной прочности на растяжение или более и температуре металла 873 К (600 град. С) или более 9.3. Материалы - нет 9.4. Программное обеспечение 9.4.1. Программное обеспечение, необходимое для разработки оборудования или технологии, контролируемых по пунктам 9.1, 9.2 или 9.5.3 9.4.2. Программное обеспечение, необходимое для производства оборудования, контролируемого по пункту 9.1 или 9.2 9.4.3. Программное обеспечение, необходимое для задействования полностью автономных электронно-цифровых систем управления двигателями (ФАДЕК), контролируемыми по пункту 9.1, или оборудования, контролируемого по пункту 9.2, такое, как: 9.4.3.1. Программное обеспечение в электронно-цифровых контроллерах для двигательных систем, аэрокосмических испытательных установок или воздуходувных установок для испытания авиационных двигателей; 9.4.3.2. Программное обеспечение с допусками на аварийное выключение, используемое в ФАДЕК и ассоциированное в стендовое оборудование 9.4.4. Другое программное обеспечение, такое, как: 9.4.4.1. Программное обеспечение для моделирования двух- или трехвязкого внутридвигательного течения потока в аэродинамических трубах или для обработки данных летных испытаний, позволяющее детально моделировать внутридвигательный поток; 9.4.4.2. Программное обеспечение для испытаний воздушных газотурбинных двигателей, сборок или компонентов, специально разработанное для обобщения, преобразования и анализа данных в реальном масштабе времени и способное обеспечить управление с обратной связью, включая динамическую поднастройку испытуемых изделий или условий испытаний в ходе проведения эксперимента; 9.4.4.3. Программное обеспечение, специально разработанное для управления направленной кристаллизацией или формированием единичного кристалла; 9.4.4.4. Программное обеспечение в виде текста программы, объектного кода или машинного кода, требуемое для применения активных компенсационных систем для управления зазором лопатки ротора _______________ Примечание. По пункту 9.4.4.4 не контролируется программное обеспечение, которое входит в состав неконтролируемого оборудования, или требуемое для технического обслуживания, связанного с калибровкой, ремонтом или модернизацией системы управления с активной компенсацией зазора 9.5. Технология 9.5.1. Технологии, в соответствии с общим технологическим примечанием предназначенные для разработки оборудования или программного обеспечения, контролируемых по подпункту "в" пункта 9.1.1 и пунктам 9.1.4 - 9.1.11, 9.2 или 9.4 9.5.2. Технологии, в соответствии с общим технологическим примечанием предназначенные для производства оборудования, контролируемого по подпункту "в" пункта 9.1.1 и пунктам 9.1.4 - 9.1.11 или 9.2 ________________ Примечания: 1. Для технологии по ремонту контролируемых структур, ламинатов или материалов смотрите пункт 1.5.2.6 2. Технологии разработки или производства, контролируемые по пункту 9.5, газотурбинных двигателей остаются контролируемыми, когда они используются как применяемые технологии ремонта, восстановления или капитального ремонта. Не контролируются технические данные, чертежи или документация для эксплуатационной деятельности, непосредственно связанной с калибровкой, извлечением или перемещением поврежденных или необслуживаемых без перемещения блоков, включая перемещение двигателей в целом или их модулей 9.5.3. Другие технологии, такие, как: 9.5.3.1. Технологии, требуемые для разработки или производства любых из следующих компонентов или систем газотурбинных двигателей: 9.5.3.1.1. Лопаток газовых турбин, лопастей или верхних частей венцов, полученных из сплавов методом направленной кристаллизации (DS) или из одного кристалла (SC) и имеющих (по Миллеру индекс направления 001) время сопротивления на излом более 400 ч при температуре 1273 К (1000 град. С) и давлении 200 МПа, базируясь на усредненных показателях свойств материала; 9.5.3.1.2. Многокупольных камер сгорания, работающих при средних температурах на выходе из камеры более 1813 К (1540 град. С), или камер сгорания, содержащих термически разделенные теплозащитные элементы, неметаллические теплозащитные элементы или неметаллические корпуса; 9.5.3.1.3. Компонентов, изготовленных из органических композиционных материалов для применения при температуре более 588 К (315 град. С) или из металлических матричных, композиционных, керамических матричных, интерметаллических или армированных интерметаллических материалов, контролируемых по пунктам 1.1.2 или 1.3.7; 9.5.3.1.4. Неохлаждаемых турбинных лопаток, лопастей, верхних частей венцов или других компонентов, спроектированных для работы в газовом потоке с температурой 1323 К (1050 град. С) или более; 9.5.3.1.5. Охлаждаемых турбинных лопаток, лопастей, верхних частей венцов, иных, нежели те, что указаны в пункте 9.5.3.1.1, работающих без тепловой защиты при температуре газа в 1643 К (1370 град. С) или более; 9.5.3.1.6. Комбинаций лопасть с профилем крыла - диск турбины, использующих жесткое соединение; 9.5.3.1.7. Компонентов газотурбинного двигателя, использующих технологию диффузионной сварки, контролируемую по пункту 2.5.3.2; 9.5.3.1.8. Высокоресурсных вращающихся компонентов газотурбинного двигателя, использующих материалы, изготовленные методом порошковой металлургии, контролируемые по пункту 1.3.2.2; 9.5.3.1.9. ФАДЕК для газотурбинных двигателей и двигателей с комбинированным циклом и относящихся к ним компонентов диагностики, датчиков и специально спроектированных компонентов; 9.5.3.1.10. Систем управления геометрией газового потока и систем управления в целом для: а) газогенераторных турбин; б) вентиляторных или мощных турбин; в) подвижных сопел ________________ Примечания: 1. Системы управления геометрией газового потока и системы управления в целом в пункте 9.5.3.1.10 не включают выходные поворотные лопатки, вентиляторы с изменяемым шагом, поворотные статоры или дренажные клапаны для компрессоров 2. По пункту 9.5.3.1.10 не контролируются технологии разработки или производства систем управления геометрией газового потока для реверса тяги; 9.5.3.1.11. Систем управления зазором между венцом и лопатками ротора, использующих технологию активной компенсации зазора турбинным кожухом, ограниченную базой данных проектирования и разработки; или 9.5.3.1.12. Пустотелых лопаток с широкой хордой без межпролетного крепления 9.5.3.2. Технологии, требуемые для разработки или производства любого из следующего оборудования: 9.5.3.2.1. Аэродинамических моделей для испытаний в аэродинамической трубе, оборудованных съемными датчиками, способными транслировать данные от первичных сенсоров в систему с бора информации; 9.5.3.2.2. Лопаток из композиционных материалов или их креплений, способных выдерживать более 2000 кВт при скоростях полета свыше 0,55 М 9.5.3.3. Технологии, требуемые для разработки или производства компонентов газотурбинных двигателей, использующие для сверления отверстий лазер, водяную струю, электрохимическую обработку (ЭХО) или станки электроискровой обработки (СЭО) для получения отверстий, имеющих любую из следующих характеристик: 9.5.3.3.1. Все следующие параметры: а) глубина, более чем в 4 раза большая их диаметра; б) диаметр меньше 0,76 мм; и в) углы наклона равные или менее 25 град; или 9.5.3.3.2. Все следующие параметры: а) глубина, более чем в 5 раз большая их диаметра; б) диаметр менее 0,4 мм; и в) углы наклона более 25 град _______________ Техническое примечание. Применительно к пункту 9.5.3.3 угол наклона измеряется от поверхности, обдуваемой потоком, тангенциально в точке, где ось отверстия пересекается с этой поверхностью 9.5.3.4. Технологии, требуемые для: 9.5.3.4.1. Разработки вертолетных систем передачи мощности или заваливаемого воздушного винта, или заваливаемого воздушного крыла системы передачи мощности летательного аппарата; или 9.5.3.4.2. Производства вертолетных систем передачи мощности или заваливаемого воздушного винта, или заваливаемого воздушного крыла системы передачи мощности авиационного летательного аппарата 9.5.3.5.1. Технологии для разработки или производства поршневого дизельного двигателя наземных систем станции с силовой установкой, имеющей все следующие составляющие: а) объем бокса 1,2 куб.м или меньше; б) полную выходную мощность более 750 кВт на основе стандартов 80/1269/ЕЕС, ИСО 2534 или их национальных эквивалентов; и в) плотность мощности более 700 кВт/куб.м объема бокса _______________ Техническое примечание. Объем бокса: производная трех значений перпендикуляров, измеренных следующим образом: длина - длина коленчатого вала от переднего фланца до лицевой плоскости маховика; ширина - максимальное значение из следующих измерений: 1) внешнее расстояние от одной крайней крышки клапана до другой; 2) расстояние между краями головок цилиндров; или 3) диаметр кожуха маховика; или высота - наибольшее из следующих измерений: 1) расстояние от оси коленчатого вала до верхней плоскости крышки клапана (или головки цилиндра) плюс удвоенная длина хода поршня; или 2) диаметр кожуха маховика; 9.5.3.5.2. Технологии, требуемые для производства специально спроектированных компонентов для дизельных двигателей с высоким выходом мощности, такие, как: 9.5.3.5.2.1. Технологии, требуемые для производства систем двигателя, имеющего все перечисленные ниже компоненты, использующие керамические материалы, контролируемые по пункту 1.3.7: а) гильзы цилиндров; б) поршни; в) головки цилиндров; и г) один из других компонентов или более (включая выхлопные отверстия, элементы турбонаддува, направляющие клапанов, сборки клапана или изолированные топливные инжекторы) 9.5.3.5.2.2. Технологии, требуемые для производства систем турбонаддува с одноступенчатыми компрессорами, имеющие все следующие показатели: а) соотношение давлений (степень сжатия) 4:1 или выше; б) расход в диапазоне от 30 до 130 кг/мин; и ______________________________________________________________________ См. продолжение |