Страницы: 1 2 О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 6 октября 1998 г. N 763 (ПРМ) Период времени, прошедший с момента принятия Комплексной программы, оказался крайне неблагоприятным для московского рынка ценных бумаг. Крупнейший за последние 20 лет мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на российский фондовый рынок. Отток средств российских и иностранных инвесторов потребовал от Министерства финансов и Центрального банка Российской Федерации принятия жестких мер по стабилизации кредитно-финансовой системы. В результате значительно возрос объем предложений на продажу акций при резком падении спроса и цены на активы упали более чем в три раза. В сложившейся ситуации основные усилия были сосредоточены на выполнении приоритетных направлений Комплексной программы. Благодаря слаженной работе основных подразделений Правительства Москвы, Московского регионального отделения ФКЦБ России были в полной мере реализованы пункты программы, касающиеся укрепления московского рынка ценных бумаг, повышения его инвестиционного потенциала, защиты прав и законных интересов инвесторов в г.Москве. Результатом скоординированной работы стали инвентаризация и уточнение реестра акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Москвы. На сегодня реестр насчитывает 480 предприятий. Проведен финансово-экономический анализ деятельности компаний, в соответствии с присвоенными им категориями разработаны предложения по структуризации и управлению портфелем ценных бумаг города. В результате работы по выводу московских предприятий на фондовый рынок около 10 акционерных обществ при условии улучшения рыночной конъюнктуры готовы осуществить публичную эмиссию и пройти процедуру листинга на Московской фондовой бирже, которая успешно развивается и за время выполнения Комплексной программы вошла в число лидирующих российских торговых площадок. Для вывода предприятий на рынок разработаны учебные программы и налажена система обучения ведущих специалистов и руководителей. Анализ правонарушений на рынке ценных бумаг показал, что большинство незаконных сделок осуществляется с ценными бумагами, не прошедшими государственную регистрацию. Для пресечения подобных противоправных действий был изменен порядок государственной регистрации акционерных обществ в г.Москве. В итоге зарегистрировано более 15000 выпусков ценных бумаг и отчетов об их выпуске. В результате применения Закона города Москвы "Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг" было рассмотрено более 240 дел, штрафным санкциям были подвергнуты 93 организации. Данный закон был положен в основу принятого Государственной Думой России Закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", а также введения соответствующих положений в проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Совместными усилиями правоохранительных органов Москвы и Московского РО ФКЦБ России создается система защиты московского рынка ценных бумаг от мошенничества и других экономических правонарушений. Для обеспечения эффективного взаимодействия Мэром Москвы подписано распоряжение от 20 апреля 1998 года N 404-РМ "О защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках". В результате совместных действий выявлен и пресечен ряд крупных афер. Стабилизация фондового рынка невозможна без внутренних инвестиций. Для привлечения средств населения в Восточном административном округе открыт и успешно работает Московский фондовый центр. Подготовлены проекты создания фондовых центров в других округах, открытие которых планируется провести до конца 1998 года. Разработаны нормативная база и технология работы городских фондовых центров для населения. Однако существующий порядок налогообложения доходов физических лиц затрудняет работу профессиональных участников рынка с данной категорией инвесторов. В связи с этим необходимо изменение порядка налогообложения на уровне субъекта Федерации. Ведется работа по обеспечению информационной прозрачности московского рынка ценных бумаг. Открыта WEB-страница Московского РО ФКЦБ России в интернете, подписаны соглашения с ведущими агентствами по раскрытию информации о московских эмитентах. Разработана рекламно-имиджевая стратегия Правительства Москвы по вопросам инвестиций и фондового рынка. Начата ее реализация в части подготовки образовательных телевизионных программ, публикаций в средствах массовой информации, выпуска учебных пособий, проведения тематических семинаров, организации систем обучения старшеклассников, бесплатного консультирования населения. В июне 1998г. в Москве успешно прошла первая специализированная выставка, посвященная историческому наследию в области рынка ценных бумаг. В целях стабилизации и дальнейшего развития московского фондового рынка Правительство Москвы постановляет: 1. Признать работу по выполнению Комплексной программы развития рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику Москвы удовлетворительной. 2. Продолжить дальнейшую реализацию Комплексной программы по следующим направлениям: - проведение ежеквартального мониторинга хозяйствующих субъектов с долей города; - проведение обучения руководителей московских эмитентов и представителей города в хозяйствующих субъектах; - просветительская работа с населением; - взаимодействие с правоохранительными органами; - контроль за соблюдением эмитентами и профессиональными участниками действующего законодательства; - развитие инфраструктуры московского фондового рынка; - раскрытие информации и обеспечение информационной прозрачности рынка ценных бумаг. 3. Рекомендовать отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы использовать систему показателей для проведения комплексного анализа финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов с долей города, разработанную Московским региональным отделением ФКЦБ России (приложение 1). 4. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы начиная с января 1999 года устанавливать пороговые значения финансовых показателей по отраслям промышленности для проведения ежеквартального анализа финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов с долей города, проводимого Московским региональным отделением ФКЦБ России совместно с отраслевыми департаментами и комитетами Правительства Москвы. 5. Утвердить предложенный Московским региональным отделением ФКЦБ России состав показателей статистической отчетности,обязательных к представлению в органы государственной статистики на территории города Москвы, с целью получения полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий с долей города Москвы (приложение 2). 6. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы до конца 1998 года сформировать городской заказ Московскому городскому комитету государственной статистики на 1999 год по сбору и обобщению статистической отчетности хозяйствующих субъектов с долей города, в том числе по утвержденным показателям. 7. Московскому городскому комитету государственной статистики обеспечить до конца 1998 года введение форм обязательной статистической отчетности по утвержденным показателям, организовать доступ Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России, отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы к текущей статистической отчетности хозяйствующих субъектов с долей города. 8. Утвердить Положение об обязательном порядке проведения текущего наблюдения и аудиторских проверок деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих в уставном капитале долю города Москвы, предусматривающее проверку соответствия деятельности предприятия интересам города как акционера (приложение 3). Обязать представителей города в хозяйствующих субъектах вносить на общие собрания предложение о представлении аудиторского заключения по итогам ежегодной аудиторской проверки согласно требованиям утвержденного Положения. 9. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России, отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы в случаях, установленных законодательством, требовать от хозяйствующих субъектов с долей города аудиторское заключение по итогам обязательной ежегодной аудиторской проверки, отвечающее требованиям утвержденного Положения. 10. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы совместно с Московским региональным отделением ФКЦБ России обеспечить условия для привлечения инвестиций в городскую экономику путем активизации московского фондового рынка и увеличения на нем числа московских предприятий. 11. Утвердить Положение о порядке проведения аттестации представителей интересов города Москвы в хозяйствующих субъектах (приложение 4). Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы в IV квартале 1998 года и I квартале 1999 года по окончании обучения провести аттестацию слушателей, по результатам которой выдать удостоверения на право представлять интересы города в хозяйствующих субъектах. 12. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, префектурам административных округов содействовать Московскому региональному отделению ФКЦБ России в создании сети фондовых центров для работы с населением на территории г.Москвы. 13. Департаменту финансов обеспечить в полном объеме финансирование предусмотренных в бюджете города Москвы на Ш и IV квартал 1998 года расходов по развитию рынка ценных бумаг. 14. Утвердить Городскую программу массового просвещения населения в области инвестиций и рынка ценных бумаг на период до 2000 года (рекламно-имиджевая стратегия Правительства Москвы) (приложение 5). 15. Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с акционерным обществом "ТВ-Центр" и Московской городской студией кабельного телевидения обеспечить выход с января 1999 года на каналах "ТВ-Центр" и Московской городской студии кабельного телевидения ежедневной просветительской программы для населения по вопросам инвестирования и рынка ценных бумаг. 16. Московскому региональному отделению ФКЦБ России в срок до 01.09.99 подготовить и выпустить серию популярных изданий по вопросам инвестиций и рынка ценных бумаг, рассчитанных на различные слои населения. 17. Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Московским комитетом образования в срок до 01.02.99 разработать и приступить к реализации учебных программ для школьников, в том числе компьютерных, по вопросам инвестирования и рынка ценных бумаг; создать на этой базе курсы лекций для старшеклассников с различной степенью изучения экономических дисциплин; начать переподготовку учителей общеобразовательных школ г.Москвы для чтения данных курсов. 18. Московскому региональному отделению ФКЦБ России в срок до 01.09.99 подготовить к изданию серию методических пособий для специалистов акционерных обществ, работников судебных и правоохранительных органов, а также иных целевых аудиторий. 19. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России координацию деятельности департаментов, комитетов и управлений Правительства Москвы по реализации Городской программы массового просвещения. 20. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Департаментом финансов и Государственной налоговой инспекцией по г.Москве в двухнедельный срок внести на рассмотрение Мэра проект закона города Москвы "О льготах по подоходному налогу с физических лиц, являющихся участниками рынка ценных бумаг". 21. Главному управлению внутренних дел г.Москвы с участием Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по г.Москве, Регионального управления по борьбе с организованной преступностью МВД России по г.Москве, Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по г.Москве и Московской области, Прокуратуры Москвы, Московского регионального отделения ФКЦБ России, Департамента экономической политики и развития г.Москвы в апреле 1999 года доложить на заседании Правительства Москвы о проделанной работе по пресечению правонарушений на фондовом рынке в соответствии с распоряжением Мэра от 20 апреля 1998 года N 404-РМ "О защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках". 22. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка, Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России создать до конца 1998 года специализированную организацию, в качестве основных функций предусмотреть: - инвестиционное и финансовое консультирование приватизированных предприятий по вопросам привлечения инвестиций; - разработку и реализацию программ, связанных с привлечением на предприятия средств в виде как прямых, так и портфельных инвестиций; - оказание организационной, возвратно-финансовой, технической поддержки предприятиям, в том числе оказание помощи акционерным обществам в подготовке и проведении дополнительных эмиссий и в осуществлении заимствований; - подбор и привлечение стратегических инвесторов; - разработку и реализацию мероприятий по поддержанию ликвидности ценных бумаг предприятий; - управление закрепленными за городом пакетами акций и долями собственности в капиталах хозяйственных обществ и совместных предприятий (по поручению Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы); - создание и обслуживание системы раскрытия информации. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка, Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России установить источники финансирования деятельности учреждения, нормативы и порядок их формирования и использования. 23. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Комиссией при Мэре Москвы по разработке нормативной базы землепользования, градостроительства и управлению недвижимостью и Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы в IV квартале 1998 г. разработать программу создания системы оценки стоимости хозяйствующих субъектов с долей города Москвы и представить ее на утверждение Правительства Москвы. 24. Комиссии по координации аудиторской деятельности при Мэре Москвы в срок до 01.02.99 разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы положение о порядке проведения разовых аудиторских проверок хозяйствующих субъектов, использующих средства городского бюджета, а также о нормах профессиональной этики аудиторов г. Москвы. 25. Снять с контроля пункт 18 постановления Правительства Москвы от 21.07.98 N 556 "Об итогах работы Комплекса по экономической политике и имущественно-земельным отношениям в первом полугодии 1998 года по привлечению ресурсов на финансирование городских программ и мерах по повышению эффективности управления пакетами акций (долями), принадлежащими Москве" как выполненный. 26. Департаменту финансов предусмотреть в проекте бюджета на 1999 год расходы на развитие московского рынка ценных бумаг с учетом заявки Московского регионального отделения ФКЦБ России. 27. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М. и председателя Московского регионального отделения ФКЦБ России Сизова Ю.С. Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение N 1 к постановлению Правительства Москвы от 6 октября 1998 г. N 763 Система показателей для проведения комплексного анализа финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов с долей города Цель анализа - определить финансовое положение хозяйствующего субъекта для последующего принятия решения по оптимизации и управлению портфелем долей города. Основные направления финансового анализа: - Анализ качества активов; - Анализ качества пассивов; - Соответствие структуры управления совершаемым операциям; - Обоснованность затрат и расходов; - Обоснованность отражения доходов; - Анализ прибыльности отдельных видов деятельности; - Распределение прибыли; - Использование фондов; В рамках финансового анализа определяется система показателей для оценки финансового положения предприятия с учетом отраслевых особенностей и особой значимости для функционирования городского хозяйства. Относительные показатели: _________________________________________________________________ Группа | Показатель | Расчет ____________________|_________________|__________________________ Показатели оценки |Коэффициент |Реинвестированная прибыльности и |реинвестирования |прибыль / прибыль после эффективности | |выплаты налогов хозяйственной |_________________|__________________________ деятельности |Коэффициент роста|Собственный капитал на |собственного |начало отчетного |капитала |периода / | |собственный капитал | |на конец периода |_________________|__________________________ |Коэффициент |А) Рентабельность чистых |рентабельности |активов*(1-Т)*(1-I), где |собственного |T - ставка налога на |капитала |прибыль, I - средняя |(ROE) |кредитная ставка за | |отчетный период | | | |Б) прибыль после выплаты | |налогов / собственный | |капитал |_________________|__________________________ |Экономический |Коэффициент |рост |реинвестирования * |компании |коэфф-т рентабельности | |собственного капитала * | |коэффициент роста | |собственного капитала |_________________|__________________________ |Рентабельность |Рентабельность продаж * |чистых |оборачиваемость чистых |активов (ROA) |активов |_________________|__________________________ |Рентабельность |Прибыль до |продаж |налогообложения |(ROS) |/ выручка от реализации ____________________|_________________|__________________________ Показатели оценки |Оборачиваемость |Выручка от реализации / деловой активности |чистых активов |чистые активы |_________________|__________________________ |Оборачиваемость |Выручка от реализации / |оборотных фондов |оборотные фонды |_________________|__________________________ |Оборачиваемость |Выручка от реализации / |запасов |запасы |_________________|__________________________ |Оборачиваемость |Выручка от реализации / |кредиторской |кредиторская |задолженности |задолженность |_________________|__________________________ |Оборачиваемость |Выручка от реализации / |дебиторской |дебиторская задолженность |задолженности | ____________________|_________________|__________________________ Показатели оценки |Коэффициент |Заемный капитал / ликвидности и |финансовой |Собственный капитал рыночной |зависимости | устойчивости |_________________|__________________________ |Текущий |Оборотные средства / |коэффициент |краткосрочные пассивы |ликвидности | |_________________|__________________________ |Критический |Дебиторская |коэффициент |задолженность + |ликвидности |денежные средства / | |краткосрочные пассивы |_________________|__________________________ |Коэффициент |Собственный капитал / |автономии |актив баланса |собственных | |средств | |_________________|__________________________ |Обеспеченность |Собственные оборотные |запасов |средства / запасы |собственными | |оборотными | |средствами | |_________________|__________________________ |Индекс |Внеоборотные активы / |постоянного |собственный капитал |актива | ____________________|_________________|__________________________ Абсолютные показатели: _________________________________________________________________ Показатель | Расчет _________________________|_______________________________________ Чистая прибыль (прибыль в|Прибыль до налогообложения - сумма распоряжении акционеров)|процентов по кредиту - налог на прибыль _________________________|_______________________________________ Скорректированный на |Собственный капитал - Убытки величину убытков |прошлых лет и отчетного года собственный капитал | _________________________|_______________________________________ Чистые активы |Дебиторская задолженность + Запасы + |Прочие текущие активы + Краткосрочные |кредиты - Кредиторская задолженность - |Прочие текущие пассивы + Основные |средства _________________________|_______________________________________ Собственные оборотные |Собственный капитал - внеоборотные средства |активы _________________________|_______________________________________ Скорректированная по |По данным вводимой формы отчетности срокам дебиторская | задолженность | _________________________|_______________________________________ Скорректированная по |По данным вводимой формы отчетности срокам кредиторская | задолженность | _________________________|_______________________________________ Оценка инвестиционной привлекательности предприятия для акционеров и инвесторов в долгосрочной перспективе основывается на анализе общего потенциала компании, ее экономического роста. Структурный анализ данного показателя проводится с использованием жестко детерминированной многофакторной модели "Дюпон", позволяющей идентифицировать и дать сравнительную характеристику основных факторов, повлиявших на его изменение. Данная модель учитывает практически все внутренние факторы, оказывающие хотя бы малейшее влияние на финансовое состояние предприятия. Практическое использование модели на многих российских предприятиях позволяет говорить об этой методике не только как об эффективном инструменте для финансового анализа, но и как о модели, пригодной для осуществления тактического и стратегического планирования. Коэффициент экономического роста складывается из трех факторов: 1) Рентабельность собственного капитала - объем чистой прибыли на собственный капитал; 2) Коэффициент реинвестирования - доля чистой прибыли, направленной на расширение производства; 3) Рост собственного капитала на конец отчетного периода. Коэффициент реинвестирования отражает политику предприятия по распределению прибыли. Этот коэффициент прямо пропорционально влияет на экономический рост компании. Коэффициент роста собственного капитала отражает рост собственного капитала относительно значения на начало отчетного периода. На величину собственного капитала могут оказывать влияние изменения по следующим статьям: уставный капитал; добавочный капитал; реинвестированная прибыль; целевые финансирования и поступления; другие поступления. Наряду с расчетом коэффициента экономического роста необходим расчет всех показателей, приведенных в таблице. Это позволит оценить все стороны хозяйственной деятельности предприятия, касающиеся структуры капитала, кредитоспособности предприятия и пр. Результаты коэффициентного анализа не могут служить единственным обоснованием для принятия решения, а лишь позволяют сделать заключения о сильных и слабых сторонах деятельности хозяйствующего субъекта, и являются предварительным этапом проведения углубленного анализа, включающего работу непосредственно на предприятии. Предлагаемые показатели финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов, имеющих в уставном капитале долю города Москвы, определяются ежеквартально по итогам деятельности хозяйствующего субъекта в соответствующем отчетном периоде накопленным итогом в течение каждого финансового года. Следует учитывать отсутствие достоверной отчетности, что требует ее корректировки, используя информацию из дополнительно вводимой формы обязательной статистической отчетности, а также информацию, содержащуюся в аудиторских отчетах и заключениях, составленных согласно требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы. Перечисленные показатели рассчитываются как отраслевыми департаментами и комитетами Правительства Москвы, в ведении которых находятся хозяйствующие субъекты с долей города, так и каждым хозяйствующим субъектом самостоятельно, либо с привлечением независимого аудитора, осуществляющего обязательную годовую аудиторскую проверку хозяйствующего субъекта. В последнем случае расчет перечисленных показателей представляется руководством хозяйствующего субъекта независимому аудитору в ходе проведения аудиторской проверки по итогам года для проверки и подтверждения их достоверности. Мнение независимого аудитора по поводу достоверности расчета указанных показателей и их анализ приводится в аудиторском заключении по результатам обязательной годовой проверки хозяйствующего субъекта. При первичном анализе показатели рассчитываются за последние три года с целью определить динамику финансового состояния хозяйствующего субъекта, что послужит основанием отнесения его к одной из групп согласно принятой Правительством Москвы классификации. При текущем анализе перспективных групп учитываются отклонения от среднеотраслевых и от предыдущих значений показателей. Значительные отклонения являются основанием для более углубленного анализа и принятия последующего управленческого решения. На этом же этапе выявляются потенциальные возможности хозяйствующих субъектов для перехода в более высокие группы. Решения по классификации и оптимизации портфеля, основанные на данных финансового анализа, должны быть взвешены и учитывать экспертные оценки состояния всей отрасли и экономики в целом. В силу меняющихся условий хозяйствования на рынке возможно внесение изменений в изложенный набор показателей, что не противоречит общей концепции коэффициентного анализа. Приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 6 октября 1998 г. N 763 СОСТАВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ Данный состав показателей вводится в действие нормативным актом территориального органа Государственного комитета по статистике в виде обязательных форм статистической отчетности, которые составляются и заполняются всеми хозяйствующими субъектами, имеющими в уставном капитале долю города Москвы. Формы N1 и N2 составляются хозяйствующими субъектами по итогам каждого финансового года и представляются в органы государственной статистики на территории г.Москвы в составе годового отчета в сроки, установленные для сдачи годового отчета в органы государственной статистики. Формы NN 3-9 составляются хозяйствующими субъектами ежеквартально по итогам каждого отчетного квартала. Формы NN 3-6 заполняются по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября каждого финансового года. Формы NN 7-9 заполняются поквартально накопленным итогом в течение каждого финансового года. Формы NN 3-9 представляются в органы государственной статистики на территории г.Москвы в составе квартальных отчетов (а по итогам финансового года - в составе годового отчета) в сроки, установленные для сдачи квартального (или годового) отчета в органы государственной статистики. Цель введения дополнительных форм - получить информацию, раскрывающую дополнительные аспекты финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов с долей города Москвы в уставном капитале и позволяющую скорректировать данных существующих форм отчетности для последующего анализа финансово-экономического состояния указанных хозяйствующих субъектов. Информация, содержащаяся в новых формах обязательной статистической отчетности, позволяет акционеру (участнику) указанных хозяйствующих субъектов, в том числе и Правительству Москвы как акционеру (участнику), получить следующую информацию: - направления распределения и использования прибыли; - соответствие использования невыплаченных дивидендов определенным собранием акционеров целям; - причины невыплаты дивидендов в текущем и предыдущих годах; - структура активов; - структура дебиторской и кредиторской задолженности; - остатки на счетах в кредитных организациях; - соотношение активов и обязательств; - объемы и стоимость привлечения заемных средств; - качественный состав выручки от реализации продукции, работ, услуг; - объемы и направления налоговых платежей. Органы государственной статистики на территории г.Москвы передают указанные формы статистической отчетности в Департамент государственного и муниципального имущества г.Москвы и Московское региональное отделение ФКЦБ России. Пользователями информации, представленной в новых формах статистической отчетности, являются как государственные органы Правительства Москвы, представляющие собственника, так и прочие акционеры (участники) хозяйствующих субъектов, в том числе физические лица. Таблица N 1 Направления распределения прибыли Общества за отчетный год ________________________________________________________________ Возможные направления | Должно быть распределено|Фактически распределения | по решению Общего |распределено прибыли отчетного года| собрания (руб.) |(руб.) ______________________|_________________________|_______________ 1 | 2 | 3 ______________________|_________________________|_______________ Налоги, уплачиваемые | | за счет чистой | | прибыли, в т.ч.: | | - | | - | | - | | ______________________|_________________________|_______________ Купонные (процентные) | | выплаты по долговым | | ценным бумагам | | (облигациям,векселям) | | ______________________|_________________________|_______________ Дивиденды по | | привилегированным | | акциям | | ______________________|_________________________|_______________ Дивиденды по | | обыкновенным акциям | | ______________________|_________________________|_______________ Отчисления в фонды АО,| | в т.ч.: | | Фонд накопления | | Фонд производственного| | развития | | Фонд потребления | | Фонд материального | | поощрения | | Фонд социальной сферы | | Фонд Председателя | | Правления | | Благотворительный фонд| | - | | - | | ______________________|_________________________|_______________ Нераспределенная | | прибыль | | ______________________|_________________________|_______________ Таблица N 2 Сведения о выплате Обществом дивидендов за последние 3 года с причинами невыплаты ______________________________________________________________________ Финансовый|Ставка |Сумма | Сумма | Примечание год |дивидендов |выплаченных | чистой |(причины | |дивидендов | прибыли | невыплаты | | | после | дивидендов) |______________|______________| налогообложения| |по |по |по |по | | |привил.|обыкн.|привил.|обыкн.| | |акциям |акциям|акциям |акциям| | __________|_______|______|_______|______|________________|____________ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 __________|_______|______|_______|______|________________|____________ __________|_______|______|_______|______|________________|____________ __________|_______|______|_______|______|________________|____________ __________|_______|______|_______|______|________________|____________ __________|_______|______|_______|______|________________|____________ Таблица N 3 Наличие остатков на счетах Общества в банках по состоянию на <____>________199___ ________________________________________________________________ Наименование|Характер|Остаток|Общий объем|Общий объем|Остаток на банка |счета |на |поступлений|списаний за|конец года | |начало |за год |год | | |года | | | ____________|________|_______|___________|___________|__________ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ____________|________|_______|___________|___________|__________ ____________|________|_______|___________|___________|__________ ____________|________|_______|___________|___________|__________ ____________|________|_______|___________|___________|__________ Таблица N 4 Соотношение активов и обязательств Общества в отчетном году ________________________________________________________________ Наименование| Суммы по предполагаемым срокам реализации актива | или взыскания |___________________________________________________ | До 30|От 30 до 90|От 90 до 180|От 180 дней|Свыше 1 | дней |дней |дней |до 1 года |года ____________|______|___________|____________|___________|_______ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ____________|______|___________|____________|___________|_______ ____________|______|___________|____________|___________|_______ ____________|______|___________|____________|___________|_______ ____________|______|___________|____________|___________|_______ ____________|______|___________|____________|___________|_______ ИТОГО: | | | | | ____________|______|___________|____________|___________|_______ ________________________________________________________________ Наименование | Суммы с истекающими сроками погашения обязательства| _________________________________________________ | До 30|От 30 до 90|От 90 |От 180 дней|Свыше 1 | дней |дней |до 180 дней|до 1 года |года _____________|______|___________|___________|___________|_______ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 _____________|______|___________|___________|___________|_______ _____________|______|___________|___________|___________|_______ _____________|______|___________|___________|___________|_______ _____________|______|___________|___________|___________|_______ _____________|______|___________|___________|___________|_______ _____________|______|___________|___________|___________|_______ ИТОГО: | | | | | _____________|______|___________|___________|___________|_______ Таблица N 5 Перечень кредиторов Общества, с которыми необходимо рассчитаться в течение 180 дней от <____>________199___ ____________________________________________________________ Наименование| Сумма, | Срок платежа | Содержание кредитора | подлежащая уплате| | платежа ____________|___________________|______________|____________ 1 | 2 | 3 | 4 ____________|___________________|______________|____________ ____________|___________________|______________|____________ ____________|___________________|______________|____________ ____________|___________________|______________|____________ ____________|___________________|______________|____________ Таблица N 6 Перечень дебиторов Общества, от которых ожидаются поступления в течение 180 дней от <____>_________199___ ____________________________________________________________ Наименование| Сумма, | Срок платежа | Содержание дебитора | подлежащая уплате| | платежа ____________|___________________|______________|____________ 1 | 2 | 3 | 4 ____________|___________________|______________|____________ ____________|___________________|______________|____________ ____________|___________________|______________|____________ Таблица N 7 Доля в выручке Общества от реализации продукции, работ, услуг в отчетном году денежных и прочих форм оплаты ________________________________________________________________ Формы расчетов контрагентов | Сумма в рублях | Доля в общем Общества от реализации | | объеме выручки продукции, работ, услуг | | _____________________________|_________________|________________ 1 | 2 | 3 _____________________________|_________________|________________ Денежные средства | | _____________________________|_________________|________________ Банковские векселя | | _____________________________|_________________|________________ Векселя прочих организаций | | _____________________________|_________________|________________ Зачеты по встречным | | обязательствам | | _____________________________|_________________|________________ Бартерные операции | | _____________________________|_________________|________________ - | | _____________________________|_________________|________________ Таблица N 8 Сведения о заемных средствах, которые привлеклись Обществом в течение отчетного года ___________________________________________________________________ Сумма |Кредитор|Дата |Дата |Цель |Процентная|Уплаченные кредита/| |получения|возврата|кредита/|ставка |пени и займа | | | |займа | |штрафы (руб.) | | | | | |(руб.) ________|________|_________|________|________|__________|__________ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 ________|________|_________|________|________|__________|__________ ________|________|_________|________|________|__________|__________ ________|________|_________|________|________|__________|__________ ________|________|_________|________|________|__________|__________ ________|________|_________|________|________|__________|__________ Таблица N 9 Налоговые платежи в отчетном году ___________________________________________________________________ Налоги, уплаченные: |Общая сумма | Сумма штрафов | Сумма пеней |(руб.) | (руб.) | (руб.) _______________________|_____________|_______________|_____________ 1 | 2 | 3 | 4 _______________________|_____________|_______________|_____________ в Федеральный бюджет | | | _______________________|_____________|_______________|_____________ в бюджет субъекта РФ | | | _______________________|_____________|_______________|_____________ в местный бюджет | | | _______________________|_____________|_______________|_____________ | | | _______________________|_____________|_______________|_____________ Приложение N 3 к постановлению Правительства Москвы от 6 октября 1998 г. N 763 ПОЛОЖЕНИЕ об обязательном порядке проведения текущего наблюдения и аудиторских проверок деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих в уставном капитале долю города Москвы Во исполнение Постановления Правительства Москвы от <___>________199_г. N__ устанавливается следующий порядок текущего наблюдения, аудиторских проверок, составления и представления аудиторских заключений по результатам проверки деятельности акционерных обществ, все или часть акций (долей) которых находятся в собственности города Москвы. 1. ВВЕДЕНИЕ Распорядителям средств города Москвы как субъекта Российской Федерации необходимо знать, достигают ли акционерные общества, все или часть акций которых находятся в собственности города Москвы (далее по тексту - общество), поставленных при их учреждении целей и является ли их деятельность экономичной и эффективной. Данное положение ставит своей главной целью предоставление ключевой информации акционерам проверяемого общества, а также его руководству в целях содействия осуществлению им более эффективного управления материальными и финансовыми ресурсами в интересах акционеров. Положением предусматривается два вида наблюдения за предприятиями: 1. текущее наблюдение; 2. аудиторская проверка. Положение регламентирует порядок проведения текущего наблюдения, аудиторской проверки в рамках обязательного и инициативного аудита, с предоставлением оценки подходов и принципов управленческого учета, а также составления и представления отчетов и аудиторских заключений. Настоящий Порядок распространяется на все случаи проведения обязательных (как ежегодных, так и разовых) и инициативных аудиторских проверок обществ, в уставном капитале которых есть доля участия города Москвы. Аудиторской проверке и текущему наблюдению подлежат также: - филиалы указанных обществ, валюта баланса каждого из которых составляет не менее 5% от валюты сводного баланса общества; - филиалы указанных обществ, совокупная валюта балансов которых составляет не менее 50% общей валюты баланса филиалов. Аудиторские проверки обществ проводятся в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее по тексту - Временные правила), утвержденными указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", и другими законодательными актами Российской Федерации. Аудиторские проверки обществ проводятся организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности на территории Российской Федерации, с которыми заключены соответствующие договоры на аудиторскую проверку (совместно именуемые далее по тексту - аудиторы). Договоры на проведение аудиторской проверки заключаются между аудитором и хозяйствующим субъектом. Заказчиком работ в рамках аудиторской проверки выступает хозяйствующий субъект. Стоимость работ по проведению аудиторской проверки, распределение обязанностей между заказчиком и аудитором и ответственность сторон определяются договором. Потребителями информации, полученной в ходе аудиторской проверки и отраженной в аудиторском заключении и аудиторском отчете, являются собственники (участники) хозяйствующего субъекта, в том числе и государственные органы, представляющие Правительство Москвы. Аудиторские проверки обществ проводятся аудиторами путем привлечения лиц, прошедших аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестованные специалисты). 2. Выбор аудитора Выбор аудитора осуществляется по решению общего собрания участников общества по представлению Совета директоров (или иной аналогичной структуры) общества. Аудиторские проверки могут осуществляться аудиторами, удовлетворяющими следующим требованиям: - наличие государственных лицензий на осуществление аудиторской деятельности в соответствующей области аудита, в соответствии с видом деятельности проверяемого общества; - численность специалистов аудитора не менее: 3 аттестованных специалистов для проведения общего аудита, 2 аттестованных специалистов для проведения прочих видов аудита по каждому из видов, 1 профессионального оценщика, признанного таковым по результатам проведенной в установленном порядке процедуры официальной аттестации. - продолжительная (не менее 3 лет) деятельность на рынке аудиторских и консультационных услуг; - отсутствие санкций со стороны лицензирующих органов за некачественное проведение аудиторских проверок и несоблюдение норм профессиональной этики и стандартов аудиторской деятельности; - наличие у аудитора: 1) клиентской базы, дающей представление о знании специфики тех отраслей хозяйственной деятельности, которые непосредственно относятся к проверяемому объекту; 2) специалистов, оказывающих услуги в области управленческого аудита и консалтинга; 3) возможности привлечения экспертов в смежных областях в рамках контрактной стоимости; 4) возможности проведения дополнительных консультаций руководства аудируемого общества по вопросам постановки и восстановлению учета, управленческим вопросам без удорожания стоимости контракта. - действительная независимость аудитора в соответствии с требованиями Временных правил и правил (стандартов) аудиторской деятельности. По всем вышеперечисленным критериям аудитор должен предоставить руководству общества соответствующие обязательства в письменной форме. К числу дополнительных требований, которые могут быть предъявлены к аудитору при заключении соответствующего договора, можно отнести: - наличие у аудитора договора о страховании профессиональной ответственности; - предоставление подробных данных об аттестованных специалистах, которых планируется привлечь к работе (представление подробных резюме специалистов, раскрывающих информацию об их образовательном уровне и опыте практической работы). Правительство Москвы имеет право вводить дополнительные требования или критерии для аудиторов, осуществляющих аудиторские проверки обществ, определяемых в соответствии с настоящим Положением, а также вводить институт уполномоченных аудиторов и/или аккредитацию аудиторов. 3. Цели аудита В процессе проведения аудита аудитором должны быть достигнуты следующие цели: 1) Выражение профессионального мнения о достоверности представляемой обществом бухгалтерской отчетности за проверяемый период и предложение рекомендаций по устранению выявленных в ней несоответствий; Для целей настоящего Положения под достоверностью отчетности понимается такая степень точности бухгалтерской отчетности, подготовленной во всех существенных аспектах в соответствии с законодательством и нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, и принятыми принципами ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, которая позволяет делать на ее основе правильные выводы о результатах деятельности общества и принимать основанные на этих выводах правильные решения. 2) Выражение мнения о финансово-экономическом состоянии общества и о возможности общества продолжать свою деятельность в течение ближайшего финансового года; 3) Оценка эффективности управления собственностью Москвы, в том числе имуществом и денежными средствами, включая бюджетные, и того, насколько деятельность руководства общества соответствует интересам акционеров (участников), является ли эта деятельность квалифицированной, экономичной и эффективной; 4) Выражение профессионального мнения о том, насколько Страницы: 1 2 |