О ПРОГРАММЕ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Совет Федерации Федерального собрания РФ. 10.07.98 313-СФ


Страницы: 1  2  



            О ПРОГРАММЕ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
                  ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
                                                                               
                           10 июля 1998 г.
                               N 313-СФ                                                       
                                                                               
                                (НТЦС)
                                                                            

     Рассмотрев Программу    стабилизации    экономики    и   финансов
Правительства Российской Федерации (далее - Программа),  а также пакет
необходимых для ее выполнения проектов федеральных законов,  внесенных
Правительством   Российской   Федерации   в    Государственную    Думу
Федерального    Собрания   Российской   Федерации,   Совет   Федерации
Федерального Собрания  Российской  Федерации  отмечает,  что  в  целом
поддерживает  усилия Правительства Российской Федерации,  направленные
на   повышение   эффективности   функционирования   налогово-бюджетной
системы,  снижение  цен  и  тарифов  на продукты и услуги естественных
монополий,  усиление  государственного  контроля  за  производством  и
оборотом  спирта  и  алкогольной  продукции,  создание предпосылок для
улучшения финансового положения предприятий производственной сферы.
     Вместе с  тем  предложенные  Правительством  Российской Федерации
меры по преодолению  кризисного  состояния  национальной  экономики  и
финансов,  в  том  числе  по  устранению причин долгового и бюджетного
кризисов,  депрессивного состояния производственной  сферы  и  резкого
снижения   инвестиционной  активности  в  ней,  явно  недостаточны.  В
Программе отсутствуют меры по оживлению промышленного  производства  и
подъему  инвестиционной  активности,  повышению  конкурентоспособности
национальной  промышленной  продукции,  усилению  валютного  контроля,
обеспечению устойчивости рубля и социальной защиты населения.
     В Программе  не  нашли  отражения  предложения  Совета  Федерации
Федерального    Собрания    Российской    Федерации   по   преодолению
экономического кризиса и переходу  к  экономическому  росту,  созданию
условий  для  устойчивого  социально-экономического  развития  страны,
предусмотренные  в  постановлениях   Совета   Федерации   Федерального
Собрания  Российской  Федерации  от  11  июня  1997  года  N 198-СФ "О
неотложных  мерах  по  повышению  роли  государства  в   регулировании
рыночной экономики", от 5 ноября 1997 года N 358-СФ "О положении дел в
оборонной промышленности Российской Федерации",  от  18  февраля  1998
года  N  54-СФ  "О  мерах  по активизации государственной промышленной
политики и созданию условий  для  экономического  роста  в  Российской
Федерации"  и  от  13  марта 1998 года N 101-СФ "О Послании Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию "Общими силами - к  подъему
России   (О  положении  в  стране  и  основных  направлениях  политики
Российской  Федерации)"  и   основных   направлениях   законодательной
деятельности Совета Федерации в 1998 году".
     В целях создания условий для стабилизации экономики и финансов  и
обеспечения экономического роста в стране Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации постановляет:
     1. Одобрить   обобщенные  с  учетом  рекомендаций  Петербургского
экономического  форума,  проведенного  17  -  19   июня   1998   года,
предложения   Совета   Федерации   Федерального   Собрания  Российской
Федерации по выводу страны из  экономического  кризиса  и  переходу  к
устойчивому  экономическому  росту  и  направить  их  в  Правительство
Российской Федерации (прилагаются).
     2. Предложить Правительству Российской Федерации:
     учесть при  разработке  конкретных  мероприятий   по   реализации
Программы   обобщенные   предложения   Совета  Федерации  Федерального
Собрания Российской  Федерации  по  выводу  страны  из  экономического
кризиса и переходу к устойчивому экономическому росту;
     поручить Министерству финансов Российской Федерации  совместно  с
Министерством   экономики   Российской   Федерации  и  Государственной
налоговой  службой  Российской  Федерации  до  1  сентября  1998  года
разработать   и   представить  в  Правительство  Российской  Федерации
предложения,  направленные   на   прекращение   взимания   налога   на
добавленную  стоимость  на  продукцию,  поставляемую  в  государства -
участники Содружества Независимых Государств, а также на отмену уплаты
налога  на  добавленную  стоимость с валютных авансов (по экспорту) на
машиностроительную продукцию;
     поручить Министерству  финансов  Российской Федерации совместно с
Министерством экономики Российской Федерации обеспечить  в  1998  году
безусловное выполнение Федеральной адресной инвестиционной программы и
Бюджета развития Российской Федерации, включая предоставление гарантий
Правительства Российской Федерации под инвестиционные проекты с учетом
предложений субъектов Российской Федерации;
     поручить Министерству экономики Российской Федерации до 1 августа
1998  года  разработать  и  представить  в  Правительство   Российской
Федерации   предложения   о   создании  при  Правительстве  Российской
Федерации органа,  отвечающего за координацию разработки,  принятия  и
реализации региональных инвестиционных проектов и программ;
     обязать Министерство   государственного   имущества    Российской
Федерации   предусматривать  участие  органов  государственной  власти
субъектов Российской Федерации  в  подготовке  и  принятии  решений  о
реформировании  и  реструктуризации  предприятий  с  федеральной долей
собственности,  их приватизации,  передаче в залог или  аренду  акций,
имущества  этих предприятий,  предъявлении исков об их банкротстве,  а
также в рассмотрении вопросов,  затрагивающих  интересы  регионов,  по
реорганизации указанных предприятий и управлению ими.
     3. Комитетам Совета Федерации совместно с профильными  комитетами
Государственной   Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации,
представителями Правительства Российской Федерации ускорить работу над
проектами   федеральных   законов,   представленными   во   исполнение
Программы.  При  их  доработке  исходить  из  необходимости   создания
реальных  механизмов стимулирования экономического роста и предпосылок
для развития промышленности.
     4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации                                       Е.С. Строев
10 июля 1998 г.
N 313-СФ


                                                            Приложение

                                                       к постановлению
                                                      Совета Федерации
                                                 Федерального Собрания
                                                  Российской Федерации
                                                  от 10 июля 1998 года
                                                              N 313-СФ

                             ПРЕДЛОЖЕНИЯ

     СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
        ПО ВЫВОДУ СТРАНЫ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ПЕРЕХОДУ
                  К УСТОЙЧИВОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ

     Предложения Совета  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
Федерации (далее - предложения Совета  Федерации)  представляют  собой
перечень   мер,   необходимых  для  преодоления  кризисного  состояния
российской экономики,  общества и государства,  создания  условий  для
устойчивого   социально-экономического   развития,   разработанных  во
исполнение решений  и  рекомендаций  Совета  Федерации,  выраженных  в
постановлениях   палаты,   рекомендациях   парламентских   слушаний  и
конференций.
     В них  учтены замечания и предложения комитетов Совета Федерации,
а также рекомендации "круглых  столов"  Петербургского  экономического
форума, рассмотревших и одобривших проект программы.

          Цели социально-экономической политики государства

     Совет Федерации,   поддержав   Послание   Президента   Российской
Федерации Федеральному Собранию "Общими силами -  к  подъему  России",
формулирует следующие цели экономической политики государства: переход
к стратегии экономического  роста  и  устойчивого  развития  общества,
обеспечение  научно-технического  прогресса и повышение инвестиционной
активности,  рост благосостояния населения и качества  жизни,  строгое
выполнение   обязательств   государства  перед  обществом,  наполнение
федеративных отношений реальным содержанием, упрочение государственной
власти и укрепление национальной безопасности, развитие интеграционных
процессов в Содружестве Независимых Государств.
     В качестве  основных  направлений  реализации  этих  целей  Совет
Федерации в своих решениях определяет:  усиление  роли  государства  в
регулировании     экономики,     создание    условий    для    подъема
конкурентоспособности отечественных предприятий,  роста производства и
капитальных  вложений,  сохранение  и  активизацию научно-технического
потенциала,    обеспечение    социальных    гарантий    и     развитие
интеллектуального    потенциала    общества,    оздоровление   системы
государственных финансов и нормализацию денежного обращения, повышение
эффективности    социальной    политики,   обеспечение   защиты   прав
собственности и других правовых условий эффективного  функционирования
рыночной     экономики,     защиту     национальных    интересов    во
внешнеэкономической и внешнеполитической сферах.
     Экономическая политика  должна  стать  комплексной  и  системной,
включать  в   себя   не   только   монетарную   политику,   но   также
инвестиционную,     структурную,     промышленную,     внешнеторговую,
научно-техническую и прочие  составляющие,  необходимые  для  создания
предпосылок  экономического  роста в сложившихся условиях.  Она должна
обеспечить   преодоление    дезинтеграции    экономической    системы,
трансформацию  сбережений  в  инвестиции,  восстановление  нормального
платежного  оборота,   стимулирование   инновационной   активности   и
структурной  перестройки  экономики,  ее  модернизации  на современной
технической   основе,   повышение   конкурентоспособности   российских
производственных структур,  социальную ориентацию экономики,  создание
системы социальных гарантий и социальной защиты.
     С учетом  обострения долгового и бюджетного кризисов,  угрожающих
разрушением  всей  финансовой  системы  страны,   провоцирующих   рост
социально-политической   напряженности,   блокирующих   инвестиционную
активность, усугубляющих депрессивное состояние производственной сферы
и сказывающихся в ощутимом ухудшении благосостояния значительной части
населения на фоне уже произошедшего закритического спада  производства
и уровня жизни, настоящие предложения Совета Федерации состоят из двух
частей,  первая  содержит  описание  антикризисных  мер,  а  вторая  -
описание   мер   по   созданию  необходимых  условий  для  устойчивого
социально-экономического развития.
     Первая часть  предложений  Совета Федерации характеризует срочные
меры по  предотвращению  разрушения  финансовой  системы  государства,
необратимой   деградации   научно-производственного   и  человеческого
потенциала,  других наиболее острых угроз  экономической  безопасности
страны,  которые  должны  быть предприняты немедленно и реализованы до
конца года. Результатом этих мер должно стать: преодоление долгового и
бюджетного кризисов, предусматривающее увеличение доходов федерального
бюджета не менее чем на треть;  сокращение  расходов  на  обслуживание
государственного    долга   и   прекращение   его   роста;   оживление
производства,   улучшение   финансового   положения   предприятий    и
нормализация денежного обращения в производственной сфере; обеспечение
расходов на выполнение минимально необходимых социальных,  оборонных и
других  функций  государства,  предусмотренных  Федеральным законом "О
федеральном бюджете на 1998 год".
     Предложения Совета   Федерации   не   рассматривают   в  качестве
антикризисных  меры,  предусматривающие   сокращение   государственных
расходов  и увеличение государственного долга,  прежде всего внешнего.
Напротив,  предлагаемые антикризисные меры  направлены  на  увеличение
доходной   базы   бюджета,  повышение  эффективности  государственного
регулирования экономики,  прекращение роста и сокращение  расходов  на
обслуживание государственного долга.
     Вторая часть   предложений   Совета    Федерации    характеризует
среднесрочные  меры социально-экономической политики,  необходимые для
вывода страны на траекторию устойчивого развития с  параметрами  роста
валового внутреннего   продукта   не   менее   5   процентов   в  год,
инвестиционной активности - не  менее  15  процентов  в  год,  включая
инвестиции  в  наукоемкую  промышленность  и  новые технологии - до 20
процентов в год,  заработной платы - на 12 процентов в год,  повышения
эффективности производства - не менее чем на 10 процентов в год.

                               Часть I

                       АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА

      1. Угрозы дестабилизации и углубления кризисного состояния
                           экономики России

     Наиболее острые угрозы,  определяющие в настоящее время опасность
неконтролируемого углубления социально-экономического кризиса, связаны
с шаткостью удерживаемой ценой  огромных  бюджетных  затрат  видимости
финансовой стабилизации на фоне продолжающейся депрессии производства,
спада инвестиций,  деградации социальной сферы. Поддержание финансовой
"пирамиды"  государственного  внутреннего  долга достигается ценой его
быстрого неконтролируемого роста,  который обеспечивается сверхвысокой
доходностью  государственных  обязательств и сопровождается секвестром
расходов  федерального  бюджета  и  резким   сокращением   капитальных
вложений.  При  этом  чем  дольше продолжается этот процесс,  тем хуже
состояние производственной  сферы  и  инвестиционной  активности,  тем
глубже  и  разрушительнее  становятся  долговой  и  бюджетный кризисы.
"Пирамида" государственных краткосрочных обязательств вышла далеко  за
пределы  устойчивости,  превысив по своему объему всю денежную массу и
все доходы федерального бюджета.  Сохранение таким способом  видимости
финансовой    стабилизации    неизбежно    оборачивается    финансовым
банкротством государства.
     Ниже характеризуется  текущее  состояние  наиболее  острых  угроз
экономической безопасности страны, определяющее необходимость срочного
принятия действенных антикризисных мер.

            1.1. Углубление долгового кризиса государства

     Расходы на   обслуживание   государственного  долга  стали  самой
крупной статьей  расходов  федерального  бюджета,  превысив  в  первом
квартале  треть  всех  расходов.  Этого  тем не менее недостаточно для
прекращения дальнейшего роста  финансовой  "пирамиды"  государственных
обязательств, ежемесячные расходы на поддержание которой требуют вдвое
больше средств, чем все налоговые доходы федерального бюджета.
     При соблюдении  заложенных  в  Федеральном  законе "О федеральном
бюджете на 1998 год" параметров номинальный  объем  долга  по  ГКО-ОФЗ
может  увеличиться к 1 января 1999 г.  до 570 млрд.  рублей.  При этом
доходность ГКО к концу 1998 г.  в лучшем случае снизится лишь  до   25
проценто годовых, что не позволит решить задачу подъема инвестиционной
активности.
     При сохранении    сложившихся    тенденций   объем   обслуживания
внутреннего долга достигнет в 1999 г.     60    процентов    налоговых 
поступлений, в 2000 г. - почти 70 процентов, а в 2001 г. превысит   80 
процентов.
     Общий  объем облигационного  долга  в  1999  г.  достигнет  18-20 
процентов годового валового внутреннего продукта,  а  в 2001 г.  28-30 
процентов (1997 г. - 13 процентов). Банковская     система  окажется в 
принципе не способной  "переварить"   такой   объем    государственных 
заимствований. Уже в 2001 г.  размер  пакета федеральных ценных бумаг,
который должен быть размещен в коммерческих банках,  включая Сбербанк,
сравняется с уровнем рублевых кредитных ресурсов, а в 2001 г. превысит
его на четверть.
     Предпринятые Правительством   и   Центральным  банком  Российской
Федерации  меры  по  преодолению  финансового  кризиса  лишь  временно
снизили  его  остроту  ценой  переноса тяжести обслуживания "пирамиды"
государственного  долга  на  федеральный  бюджет   и   внешний   долг.
Осуществляемая  Правительством  конвертация части внутреннего долга во
внешний  лишь  усугубляет  проблему  преодоления  долгового   кризиса,
оставляя  нерешенной  проблему  острого недостатка внутренних ресурсов
для  обслуживания  растущих  долговых  обязательств  и   резко   сужая
возможности   государственного   маневра   по  реструктуризации  своих
обязательств.
     Комплекс мер,   запланированный   Правительством   в   программе,
недостаточен для  преодоления  долгового  кризиса,  он  способен  лишь
притормозить  сползание  к  финансовому  краху,  отсрочив  момент  его
наступления  с  1998-1999   гг.   до   2000-2001   гг.   при   условии
дополнительных внешних займов в объеме не менее 30 млрд. долларов.

                  1.2. Обострение бюджетного кризиса

     Начиная с 1993 г.  расходы консолидированного бюджета Снизились с
50,8%  до 30,1%  в 1997 г.  и до 25,4%  в первом квартале 1998  г.  от
валового  внутреннего продукта при одновременном сокращении ВВП за это
время на треть.  Резкое уменьшение государственных расходов парализует
выполнение   государством   функций,   необходимых   для   устойчивого
социально-экономического  развития   страны,   формирования   рыночной
экономики,    обеспечения    жизнедеятельности   общества   и   самого
государства.
     Бюджетный кризис усугубляется неконтролируемым ростом внутреннего
долга,  вызывая  перераспределение  тающих   бюджетных   ресурсов   на
обслуживание     долговых     обязательств.    Непроцентные    расходы
государственного бюджета  падают  до  уровня,  составляющего  едва  ли
половину минимально необходимой величины государственных расходов, что
влечет  за  собой  хроническое  неисполнение   федерального   бюджета,
деградацию научно-технического и человеческого потенциала,  нарастание
социальной  напряженности,   разрушение   жизнеобеспечивающих   систем
страны, утрату перспектив ее будущего развития.

               1.3. Углубление инвестиционного кризиса

     После пятикратного  сокращения  за  годы  реформ производственных
инвестиций в текущем году ожидается  дальнейшее  их  снижение  на  3%.
Объем капитальных вложений уже более чем втрое ниже уровня, минимально
необходимого для поддержания простого воспроизводства основных фондов,
и  не  компенсирует  их  нарастающее  выбытие.  Ожидаемое  поддержание
доходности государственных обязательств на  уровне,  превышающем  25%,
при снижении рентабельности производственных предприятий до 5%  делает
невозможным рост производственных инвестиций в обозримой  перспективе.
Ситуация  усугубляется  дальнейшим  ухудшением  финансового  положения
производственных    предприятий     и     фактическим     прекращением
государственных    производственных    инвестиций.    При   сохранении
сложившихся тенденций производственный потенциал России  сократится  к
2002 г. вдвое по сравнению с 1991 г.

   1.4. Дальнейшее ухудшение положения производственных предприятий

     При неплатежеспособности    47%    предприятий,    загрузке    их
производственных   мощностей   на   уровне   около    40%    положение
производственной сферы осложняется:
     продолжающимся ростом  неплатежей  и   демонетизацией   экономики
(просроченная  суммарная  задолженность  предприятий возросла в первом
квартале этого года на треть по сравнению с  соответствующим  периодом
прошлого года и превысила триллион деноминированных рублей);
     невыполнением обязательств   государства   перед   предприятиями,
усугубляющим    их   задолженность   перед   государством   (суммарная
задолженность по налоговым платежам и штрафным санкциям в  федеральный
бюджет выросла за январь - апрель на 49 млрд. рублей и составила свыше
350 млрд.  рублей; недоимка выросла на 10 млрд. рублей и составила 112
млрд. рублей);
     контролем важных  сегментов   потребительского   рынка   теневыми
структурами  и  организационными  монополиями,  блокирующими механизмы
рыночной конкуренции и удерживающими значительную часть доходов  (доля
производителя  в цене товаров народного потребления,  как правило,  не
превышает 50 процентов, а  по  многим  продовольственным  товарам - 25 
процентов);
     вытеснением отечественных  товаров  иностранными,  доминированием
зарубежных  фирм  на  ключевых  для  экономического  роста   сегментах
внутреннего  рынка,  удержанием  ими  более  половины потребительского
рынка;
     доминированием иностранного   капитала   на  рынке  корпоративных
ценных  бумаг,  установлением  контроля   иностранных   компаний   над
базисными отраслями российской экономики.

               1.5. Резкое ухудшение платежного баланса

     Под влиянием нарастающего вывоза капитала (в первом квартале 1998
г.  вывоз капитала увеличился более чем в 1,5 раза,  составив 10 млрд.
долларов)  и  резкого  снижения  активного сальдо торгового баланса (в
первом квартале 1997 г. - 17,3 млрд. долларов, в первом квартале с. г.
-  1,5  млрд.  долларов,  на  1998  г.  в  целом  прогноз около О) при
ограниченности  валютных  резервов  Центрального  банка   двухмесячным
объемом  импорта усиливается угроза девальвации рубля.  При сохранении
сложившихся тенденций отрицательное сальдо по текущим операциям уже  в
1999 г.  превысит 10 млрд. долларов, а к 2001 г. достигнет 15-17 млрд.
долларов. К этому следует добавить последствия проводившейся с 1993 г.
стратегии  повышения  обменного  курса  рубля  в  реальном  выражении,
приведшей    к    восьмикратному    снижению     конкурентоспособности
отечественных   товаров   на  внешних  рынках.  В  этой  ситуации  при
продолжении проводимой политики валютных резервов  Центрального  банка
окажется  недостаточно  для  обеспечения  устойчивого  обменного курса
рубля.

                1.6. Неустойчивость финансовой системы

     Перечисленные выше угрозы весьма опасны  для  финансовой  системы
страны.   Неспособность  государства  к  обслуживанию  своих  долговых
обязательств,  компенсируемая в настоящее время лихорадочными внешними
займами    и    секвестром    бюджета,    неизбежно    влечет   скорую
неплатежеспособность государства, следствием чего могут стать:
     обесценение долговых   обязательств  государства  и  кредиторской
задолженности в целом, сжатие внутренней кредитоспособности экономики;
     резкая и  неконтролируемая девальвация рубля,  ведущая к параличу
денежного обращения  и  всплеску  инфляции,  что  повлечет  дальнейшее
быстрое   падение   уровня   жизни,   усилит  тенденции  дезинтеграции
экономического пространства страны;
     лавина банкротств  банков,  обесценения  сбережений,  еще больший
спад инвестиционной активности.
     Перечисленные выше  угрозы  стали следствием проводившейся до сих
пор политики макроэкономической стабилизации на основе сжатия денежной
массы и связывания ее в "пирамиде" государственного долга. Продолжение
этой   политики   наряду   с   углублением   депрессивного   состояния
производственной   сферы,   снижением   уровня   жизни  и  деградацией
социальной сферы  влечет  банкротство  государства  и  разрушение  его
финансовой  системы  уже  в  скором  будущем.  Необходима  немедленная
серьезная   корректировка    экономической    политики    государства,
направленная  на  нейтрализацию  указанных  угроз  и создание реальных
условий для экономического роста.

                        2. Антикризисные меры

     Антикризисные меры   следует   разделить   на   обязательные    и
вынужденные.  Первые  следует  реализовывать немедленно,  не дожидаясь
выхода   кризисных   тенденций   из-под   контроля,   независимо    от
обстоятельств;  вторые  - в случае неуправляемого нарастания кризисных
тенденций,  неспособности государства к  обслуживанию  своих  долговых
обязательств.   Своевременное  применение  обязательных  мер  позволит
избежать  необходимости  использования  мер  вынужденных,  к   которым
придется  прибегнуть лишь в крайнем случае для минимизации последствий
разрушения финансовой системы.
     В целом   антикризисная   политика   должна  быть  направлена  на
предотвращение перечисленных угроз, преодоление долгового и бюджетного
кризисов,   повышение   устойчивости   рубля,  овладение  государством
необходимыми    функциями    регулирования    экономики,    реанимацию
научно-производственного   потенциала  страны,  недопущение  массового
голода и разрушения жизнеобеспечивающих систем страны. Ниже излагается
перечень мер, необходимых для решения этих задач.

      2.1. Существенное увеличение неналоговых бюджетных доходов

     2.1.1. Обязательные меры:
     введение реальной государственной монополии на  оборот  этилового
спирта,  спиртосодержащих  растворов  и  алкогольной  продукции  через
казенные предприятия,  временное прекращение импорта этилового спирта,
распространение   акциза   на   все  виды  спирта  с  последующей  его
компенсацией потребителям технического спирта;
     перечисление всей прибыли Центрального банка в доход федерального
бюджета,  проверка порядка ее формирования, обоснованности образования
им   фондов,   относимых  на  расходы,  а  также  накопления  средств,
получаемых в результате коммерческой деятельности;
     отмена решения   Правительства   о  снижении  ставок  таможенного
тарифа;
     введение вмененного   налога  на  мелкие  и  средние  торговые  и
посреднические фирмы;
     введение контроля  за эффективностью размещения валютных резервов
государства;
     повышение налога  на валютообменные операции,  введение налога на
ввоз наличной иностранной валюты;
     активизация мер  по возврату ранее предоставленных СССР и Россией
кредитов другим странам;
     повышение эффективности       использования       государственной
собственности, перечисление дивидендов по акциям предприятий и банков,
находящихся в  государственной собственности,  в бюджет,  установление
строгой ответственности руководителей  соответствующих  министерств  и
ведомств, представителей государства за выполнение плановых ориентиров
по доходности и оценочной стоимости активов вверенных им предприятий.
     Ответственные: Правительство и Центральный банк.
     Срок исполнения: три месяца.
     2.1.2. Вынужденные меры:
     отмена всевозможных льгот по оплате  таможенных  пошлин,  включая
режимы временного ввоза;
     восстановление экспортного тарифа на вывоз  природного  газа  или
введение госмонополии на этот вид деятельности;
     легализация источников происхождения  капитала  путем  уплаты  их
владельцами  подоходного  налога  с  рыночной  капитализации  активов,
приобретенных неизвестным способом.

   2.2. Обеспечение устойчивости рубля, усиление валютного контроля

     2.2.1. Обязательные меры:
     решительное применение    установленных   санкций   в   отношении
нарушений  валютного  законодательства,  а  также  строгое  соблюдение
ограничений  на  приобретение иностранной валюты исключительно на цели
оплаты импортных  контрактов  и  других  разрешенных  законом  текущих
операций;
     восстановление ограничений на вывоз капитала;
     ужесточение валютного контроля за импортными операциями;
     ужесточение контроля и  сокращение  сроков  репатриации  валютной
выручки от экспорта;
     переход к  более   гибкой   политике   обменного   курса   рубля,
учитывающей  требования поддержания конкурентоспособности не менее 2/3
отечественных  товаропроизводителей,  а  также  проблемы   поддержания
платежного баланса;
     обеспечение "прозрачности"  деятельности  Центрального  банка   в
отношении политики размещения валютных резервов,  операций на открытом
рынке в целях регулирования обменного курса рубля,  усиление  контроля
за  деятельностью  дилеров Центрального банка,  исключение возможности
злоупотреблений в этой сфере;
     повышение устойчивости  структуры  валютных  резервов страны,  их
диверсификация,  отказ от привязки обменного курса рубля к доллару как
в  формировании  валютных  резервов,  так и в политике регулирования и
номинирования обменного курса;
     прекращение деятельности   явных   и  скрытых  оффшорных  зон  на
территории  России,  применение  санкций  в   отношении   коммерческих
структур,  нелегально  вывезших капитал или ведущих платежно-расчетное
обслуживание проводимой в России деятельности в оффшорных зонах;
     запрет на открытие и ведение счетов оффшорных банков в российских
коммерческих банках;
     введение ограничений  на  ввоз  иностранной  наличной  валюты  по
установленным нормативам  для  физических  лиц,  при  запрете  на  эти
операции  со  стороны  юридических  лиц,  за  исключением Центрального
банка;
     расширение практики   использования   рубля   во   внешнеторговых
расчетах, а также в качестве резервной валюты в СНГ;
     создание межбанковского   пула  стабилизации  рубля  -  механизма
консолидированной ответственности банковского сектора за  стабильность
финансовых  рынков  за  счет  обязательных отчислений банками валютных
средств в размере доли от объема их валютных активов.
     Ответственные: Центральный  банк,  Федеральная  служба  России по
валютному и экспортному контролю.
     Срок исполнения: до конца года.
     2.2.2. Вынужденные меры в случае исчерпания валютных  резервов  и
возникновения угрозы неуправляемой девальвации рубля:
     централизация валютных   резервов,   введение   ограничений    на
использование валютных счетов предприятиями;
     введение обязательной  продажи   валютной   выручки   экспортеров
Центральному банку с постепенной отменой валютных счетов предприятий;
     введение государственных   гарантий   по    банковским    вкладам
физических  лиц,  совершенных  в валюте и конвертированных в рубли при
условии использования их  соответствующими  банками  для  кредитования
развития производственной сферы и инвестиций;
     введение ограничений на вывоз прибыли от операций на рынке ценных
бумаг;
     установление государственного контроля за экспортными  операциями
предприятий,    вывозящих   основные   экспортные   сырьевые   товары,
концентрация валютной выручки на счетах в  нескольких  государственных
банках;
     введение ограничений на импорт  предметов  роскоши,  а  также  на
вывоз иностранной валюты для оплаты услуг.

   2.3. Сокращение расходов на обслуживание государственного долга

     2.3.1. Обязательные меры:
     осуществление реструктуризации     пакета     ГКО-ОФЗ,     других
обязательств  Правительства,  находящихся в собственности Центрального
банка, с временным прекращением их продаж на открытом рынке и текущего
обслуживания;
     инвентаризация краткосрочных долговых  обязательств  государства,
проведение  переговоров  с  инвесторами  в  отношении  возможностей их
реструктуризации в долгосрочные.
     Ответственные: Центральный банк и Правительство.
     Срок исполнения: 1 месяц.
     2.3.2. Вынужденные меры:
     списание с госдолга части государственных обязательств, возникших
в   связи   с  невозвращением  централизованных  льготных  кредитов  и
находящихся в собственности Банка России;
     заключение соглашения  между  Правительством и крупными банками о
стабилизации  финансовых  рынков,  элементами  которого  должны  стать
лимиты   покупки   и  реструктуризации  государственных  обязательств,
поэтапное снижение ставок их размещения.

        2.4. Ужесточение контроля за эффективностью и целевым
         использованием бюджетных расходов, их рационализация

     2.4.1. Обязательные меры:
     выполнение требования    Совета    Федерации    о     предварении
секвестирования   бюджета  исчерпывающими  мерами  по  увеличению  его
доходов;
     неукоснительное соблюдение  установленного  законом  требования в
отношении пропорционального сокращения всех  расходов  при  недостатке
доходов, включая расходы на обслуживание государственного долга;
     разработка совместно с органами исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации  комплексной  программы  повышения эффективности
государственных расходов по всей вертикали федеральной  исполнительной
власти;
     открытие обособленного   счета   для   аккумулирования    средств
Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации
и перечисление с него  финансовой  помощи  (трансфертов)  регионам  на
специальные счета, которые должны быть открыты в субъектах Федерации;
     немедленное погашение  задолженности  федерального   бюджета   по
зарплате работникам бюджетной сферы и оборонных предприятий;
     выполнение предусмотренных  Федеральным  законом  "О  федеральном
бюджете  на  1998  год" мер по обеспечению подготовки районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей  к  осенне-зимнему  периоду  за
счет  указанных  выше  мер  по повышению неналоговых доходов бюджета и
привлечению   прямых   кредитов   Центрального   банка   в    пределах
установленных лимитов роста денежной базы;
     усиление административной   и   уголовной   ответственности    за
нецелевое использование бюджетных средств,  нарушение законодательства
о   федеральном    бюджете,    предоставление    не    предусмотренных
законодательством льгот по налогам и другим обязательным платежам.
     Ответственные: Правительство,  Федеральное   Собрание,   субъекты
Российской Федерации.
     Срок исполнения: до конца года.
     2.4.2. Вынужденные меры:
     перевод в   Федеральное   казначейство    всех    государственных
внебюджетных фондов;
     в случае  резкого  ухудшения  социального  положения  переход  по
согласованию  с  субъектами  Федерации  к  финансированию  критических
расходов Федеральным казначейством непосредственно через лицевые счета
бюджетополучателей исходя из обеспечения минимально допустимого уровня
расходов в увязке с их натуральным наполнением.
     восстановление кредитов   Центрального  банка  на  финансирование
кассовых разрывов в доходах и расходах федерального бюджета в пределах
бюджетного года и установленных лимитов роста денежной базы.

       2.5. Оживление производства и инвестиционной активности,
                    преодоление платежного кризиса

     2.5.1. Обязательные меры.
     1. В бюджетно-налоговой сфере:
     обеспечение исполнения Бюджета развития  в  части  предоставления
государственных гарантий под инвестиционные кредиты;
     выполнение государственной инвестиционной программы;
     прекращение задержек в выделении бюджетных ассигнований на оплату
закупок военной техники и проведение научных  исследований  оборонного
значения,  предусмотренных  Федеральным законом "О федеральном бюджете
на 1998 год";
     обеспечение исполнения   статей   23-24  Федерального  закона  "О
федеральном  бюджете  на  1998   год",   предусматривающих   меры   по
оздоровлению     финансового     положения    предприятий    оборонной
промышленности, списанию задолженности производственных предприятий по
налогам,  образовавшейся  вследствие невыполнения Правительством своих
обязательств, в том числе:
     а) завершение   в   течение   1998   г.  работ  по  реорганизации
предприятий  оборонной  промышленности  в   казенные   предприятия   и
акционерные   общества  со  списанием  или  погашением  задолженности,
образовавшейся    вследствие    недофинансирования    государственного
оборонного  заказа,  и  реструктуризацию  других просроченных долговых
обязательств;
     б) проведение   в   течение   1998   г.   выверки   задолженности
Правительства  Российской  Федерации  по   финансированию   содержания
мобилизационных   мощностей  и  пополнения  мобилизационных  резервов,
образовавшейся в 1992-1997 гг., с ее погашением предприятиям оборонной
промышленности,  а  также  пересмотр планов мобилизационной подготовки
производства исходя из имеющихся финансовых возможностей и  заключение
с предприятиями соответствующих договоров;
     в) погашение задолженности предприятиям обороной  промышленности,
образовавшейся  по  состоянию  на  1  января  1998  г.,  за продукцию,
изготовленную  по  государственному  оборонному  заказу,   обеспечение
строгого   исполнения   ассигнований  на  закупку  военной  техники  и
проведение НИОКР, предусмотренных законом о федеральном бюджете;
     рационализация системы  государственных закупок,  а также закупок
государственных   предприятий,    прекращение    импорта    за    счет
государственного бюджета, средств государственных предприятий (включая
предприятия с принадлежащим государству  контрольным  пакетом  акций),
предоставления государственных гарантий под финансирование иностранных
связанных кредитов при наличии  аналогичной  продукции  отечественного
производства;
     отмена налоговых  санкций  за  продажу  товаров  по  ценам   ниже
себестоимости.
     2. В сфере управления государственными активами:
     инвентаризация исполнения  обязательств  инвесторов,  приобретших
акции  приватизированных  предприятий   на   условиях   инвестиционных
конкурсов с отменой сделок,  по которым обязательства не выполнены,  и
последующей реприватизацией предприятий;
     инвентаризация отношений   недропользования,  отзыв  лицензий  на
разработку месторождений природных ресурсов у организаций,  не имеющих
собственного  или привлеченного капитала для их освоения с последующим
предоставлением  лицензий  на  конкурсной  основе   под   обеспеченные
обязательства инвесторов.
     3. В платежно-расчетных отношениях:
     реструктуризация и    списание   накопленной   задолженности   по
процентам  за  просроченные  долги  перед  государственным   бюджетом,
снижение пеней и штрафов при условии своевременного выполнения текущих
налоговых обязательств;
     проведение взаимозачета    и    реструктуризации    задолженности
предприятий одновременно с созданием механизма взыскания  просроченной
задолженности с должников;
     проведение секьюритизации  и  организация  оборота   просроченной
дебиторской задолженности;
     введение централизованной  системы  учета  и  переучета  векселей
Центральным  банком,  прежде  всего для наиболее крупных предприятий -
держателей дебиторской задолженности;
     создание необходимых  условий для оборота залоговых инструментов,
включая товарные закладные;
     принятие законодательства об ипотеке.
     4. В области регулирования цен:
     устранение перекрестного субсидирования при формировании  тарифов
естественных  монополий с компенсацией повышения тарифов для населения
адресными субсидиями нуждающимся потребителям  жилищно-коммунальных  и
транспортных услуг;
     снижение тарифов на электроэнергию и  услуги  транспорта,  в  том
числе  в  рамках  соглашения  между  энергетиками,  транспортниками  и
потребителями их продукции об оплате поставок  деньгами  под  гарантии
федеральных и региональных властей.
     5. Во внешней торговле:
     активное применение  защитных  мер  в  соответствии с Федеральным
законом "О мерах по защите экономических интересов  при  осуществлении
внешней торговли товарами";
     приведение импортного  тарифа  в  соответствие  с   потребностями
загрузки   простаивающих   производственных   мощностей  отечественных
товаров;
     активное применение   компенсационных   пошлин,  в  том  числе  в
отношении импорта  продовольственных  товаров,  с  целью  выравнивания
условий конкуренции на внутреннем рынке;
     прекращение практики  предоставления  Правительством   льгот   по
уплате импортных пошлин, в том числе с ввозимых летательных аппаратов,
других видов производимой в России техники, подакцизных товаров;
     стимулирование экспорта,  в  том числе за счет резкого расширения
практики  предоставления  государственных  гарантий   под   экспортные
кредиты;
     ужесточение контроля   за   качеством   импортируемых    товаров,
устранение  практики  делегирования  функций государственного контроля
качества  иностранным  организациям,  недопущение   каких-либо   льгот
импортерам в данной области.
     Ответственные: Правительство,   Центральный   банк,   Федеральное
Собрание.
     Срок исполнения: до конца года.
     2.5.2. Вынужденные меры:
     снижение акцизов на энергоресурсы с замещением выпадающих доходов
бюджета  путем  восстановления  экспортных  пошлин  или прямых рентных
платежей;
     "замораживание" цен  на  энергоносители  и продукцию естественных
монополий до выравнивания кумулятивных темпов их  роста  с  ценами  на
готовую продукцию в течение последних лет;
     введение протекционистских  мер  во  внешней  торговле,   включая
временное  установление  количественных  ограничений  в  целях  защиты
внутренних товаропроизводителей и выравнивания платежного баланса;
     расширение системы  государственных  закупок в целях натурального
обеспечения соответствующих направлений бюджетных расходов;
     введение системы  общественных работ на принадлежащих государству
объектах инфраструктуры с натуральной формой оплаты;
     установление лимитов  гарантированного  тепло-  и энергоснабжения
производственных предприятий с их оплатой  в  порядке  государственных
нужд с соответствующим оформлением платежных требований и обязательств
государства;
     национализация неплатежеспособных       предприятий,      имеющих
стратегическое  значение  для  экономики  страны  с   их   последующей
реструктуризацией, повышением эффективности работы и реприватизацией.

         Нормативное и организационное обеспечение реализации
                       антикризисной программы

     В сфере законодательства:
     принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О Центральном  банке  Российской  Федерации  (Банке
России)",  внесенного  Советом  Федерации  в  порядке  законодательной
инициативы;
     принятие Федерального закона "О чрезвычайных мерах по преодолению
бюджетного кризиса";
     принятие поправок к Федерального закону "О валютном регулировании
и  валютном  контроле",  а  также   инструкций   Центрального   банка,
направленных на введение ограничений на вывоз капитала,  ввоз наличной
иностранной валюты,  ее ограничение во внутреннем обороте, ограничение
наличных расчетов, развитие электронных расчетов и дебетовых платежных
инструментов;
     принятие поправок к Уголовному кодексу,  уточняющих и расширяющих
ответственность за нарушения бюджетного и валютного законодательства;
     принятие решений  Правительства  по  вопросам  таможенных пошлин,
контроля   за   качеством   импортируемых    товаров,    регулирования
внешнеторговых операций, оборота алкогольной продукции и осуществления
других перечисленных мер.
     В организации исполнения:
     формирование планов работы  по  осуществлению  перечисленных  мер
антикризисной программы;
     создание совместных комиссий Правительства,  Центрального банка и
Федерального   Собрания  по  осуществлению  согласованных  направлений
антикризисной  политики,  формирование  детализированных   планов   их
работы, жесткий контроль за исполнением решений;
     исполнение поручения  Счетной  палате  Российской   Федерации   в
отношении  проверки  финансово-хозяйственной деятельности Центрального
банка;
     заключение "социального пакта" между политическими, финансовыми и
хозяйственными  элитами,   товаропроизводителями   и   профсоюзами   о
приоритетной   поддержке   уровня  жизни  населения  и  недопустимости
дальнейшего свертывания финансирования социальной сферы.

                             ЧАСТЬ II.

             СОЗДАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО
                  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

     Современный экономический   рост   характеризуется   определяющим
значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных
факторов  производства.  Важнейшей  задачей  и  одновременно  условием
современного экономического роста является  активизация  человеческого
фактора,  что  требует  обеспечения  социальных гарантий,  поддержания
современного образовательного уровня населения, культурного, духовного
и интеллектуального потенциала страны.
     Для достижения цели устойчивого социально-экономического развития
страны после обвального сокращения производства и инвестиций требуется
резкое увеличение инвестиционной и  инновационной  активности,  прежде
всего   за   счет   мобилизации  внутренних  возможностей:  сбережений
предприятий и населения,  природной ренты,  повышения интенсивности  и
эффективности    использования   имеющегося   научно-производственного
потенциала.
     Ниже формулируется   перечень  мер,  необходимых  для  достижения
требуемых  параметров  экономического  роста,  создания  условий   для
устойчивого     социально-экономического     развития.     При    этом
подразумевается    своевременное    исполнение    обязательных    мер,
перечисленных   при   описании  антикризисной  политики  в  предыдущем
разделе.

                 1. Макроэкономические условия роста

     Основные проблемы, которые сегодня блокируют экономический рост и
должны  быть  решены  в рамках макроэкономической политики,  включают:
несоответствие    структуры    экономических    оценок     требованиям
безубыточности     функционирования    производственно-технологической
структуры   экономики,   низкую   конкурентоспособность    предприятий
производственной   сферы,  платежный  кризис  и  расстройство  системы
денежного  обращения,   неблагоприятное   для   инвестиций   состояние
денежно-кредитной  сферы,  криминализацию хозяйственной деятельности и
неразвитость механизмов рыночной конкуренции.  Ниже излагается система
мер,    направленных   на   решение   этих   проблем   и   обеспечение
макроэкономических условий роста эффективности и объемов производства,
инвестиционной и инновационной активности.

                        1.1. Денежная политика

     В денежно-кредитной и валютной политике, регулировании финансовых
рынков  необходимо  осуществить  переход   от   примитивной   политики
формального   планирования  приростов  денежной  массы  к  комплексной
политике,    ориентированной    на    поддержание    приемлемой    для
производственных   инвестиций   и   восстановления  оборотных  средств
предприятий ставки  процента,  нормального  для  обеспечения  платежей
уровня  предложения  денег,  вытеснение  иностранной валюты и денежных
суррогатов из внутреннего платежного оборота.
     Для этого   необходимо   принять   следующие  меры  экономической
политики.
     1.1.1. Привести  технологию  регулирования  денежного обращения в
соответствие с реальными проблемами оздоровления денежного  обращения,
ремонетизации   производственной   сферы,   реанимации  инвестиционной
активности, дополнив ее инструментами: целевого регулирования денежных
потоков,  в  том  числе  эмитируемых  от имени государства Центральным
банком;  дифференциации резервных требований в зависимости от активных
операций     банков;    предоставления    государственных    гарантий;
использования  инвестиционных  счетов,  целевых  нормативов  и  других
инструментов,   нацеленных   на   привлечение   и  удержание  денег  в
производственной сфере, стимулирование производственных инвестиций.
     Принять меры   по   снижению   процентных   ставок   до   уровня,
обеспечивающего  возможности  кредитования  и  инвестиций  в  развитие
производственной   сферы,   при   необходимости  -  создать  механизмы
льготного кредитования развития производства.
     1.1.2. Принять  меры  по  локализации  и  преодолению  платежного
кризиса. В частности:
     упорядочить вексельное   обращение   путем   введения   института
первоклассных заемщиков  на  основе  создания  информационной  системы
оценки     эмитентов    векселей,    усиления    законодательного    и
организационного   обеспечения   процедуры   опротестования,   включая
банкротство  и  арест  имущества эмитентов,  а также введение практики
переучета  векселей  и  иных  ценных  бумаг  первоклассных   заемщиков
Центральным банком;
     создать правовые  и   организационные   условия   для   обращения
залоговых обязательств, в частности товарных закладных;
     создать региональные расчетные палаты,  которые могли бы взять на
себя  клиринговые  расчеты между предприятиями,  регулирование оборота
денежных суррогатов;
     ускорить проведение    реструктуризации   задолженности   крупных
предприятий в ценные бумаги и  векселя,  а  также  ввести  в  практику
продажу просроченной задолженности;
     расширить использование современных расчетных инструментов, в том
числе дебетовых платежных инструментов, активизировать меры по сужению
сферы  расчетов  наличными  деньгами,   стимулировать   электронизацию
системы расчетов.

                 1.2. Регулирование финансовых рынков

     В части  политики  регулирования  финансовых  рынков  и выхода из
долгового кризиса должны быть предприняты меры по снижению  доходности
и   привлекательности   спекулятивных   операций,   не   связанных   с
производственными инвестициями.
     1.2.1. Отменить  искусственные  меры  по  повышению  доходности и
улучшению надежности операций в сфере обращения:  предоставление услуг
Центрального  банка  по хранению свободных средств коммерческих банков
на депозитных счетах Центрального банка, привлечение прямых вексельных
кредитов коммерческих банков для финансирования бюджетных расходов под
правительственные гарантии.
     1.2.2. Обеспечить      кардинальное      снижение      доходности
государственных обязательств до уровня,  сопоставимого с  общемировыми
стандартами (не более 5% в реальном выражении).
     1.2.3. Ввести  жесткие  механизмы  правовой  ответственности   за
создание  "финансовых  пирамид",  включая  государственные,  как особо
опасную форму мошенничества.
     1.2.4. Ужесточить  контроль за эмиссией ценных бумаг,  ограничить
эмитирование ценных  бумаг  исключительно  целями  сбора  средств  для
привлечения  инвестиций  в  развитие  производственной  деятельности и
финансирования дефицита бюджета.
     1.2.5. Обеспечить  "прозрачность"  деятельности реестродержателей
ценных бумаг,  защиту законных прав их обладателей, усилить требования
к  профессиональным  участникам  рынка,  предпринять  другие  меры  по
декриминализации оборота ценных бумаг.

              Организационное и нормативное обеспечение

     1. Принятие  Федерального  закона   "О   внесении   изменений   и
дополнений   в  Федеральный  закон  "О  Центральном  банке  Российской
Федерации (Банке России)", подготовленного Советом Федерации в порядке
законодательной инициативы.
     2. Создание  совместной  рабочей  группы  по  подготовке  проекта
Единой государственной программы денежно-кредитной политики на 1999 г.
с учетом перечисленных выше требований.
     3. Введение   механизма  ответственности  Центрального  банка  за
выполнение принятой программы денежно-кредитной политики,  сокрытие  и
искажение    информации,   обеспечение   "прозрачности"   деятельности
"денежных властей",  предсказуемости и стабильности  денежно-кредитной
политики.
     4. Принятие федеральных законов, направленных на декриминализацию
финансового рынка:
     "О предупреждении легализации (отмывания) доходов,  полученных  в
результате совершения преступлений",
     "Об ответственности за незаконные трансфертные операции".
     5. Присоединение  России  к  Страсбургской конвенции 1990 г.  "Об
отмывании,  выявлении,  изъятии и конфискации  доходов  от  преступной
деятельности".
     6. Принятие поправок и дополнений в Федеральный закон "О валютном
регулировании и валютном контроле".

      1.3. Регулирование товарных рынков, цен и заработной платы

     Необходимо создать   условия   для   работы  механизмов  рыночной
конкуренции,  кардинально  повысить   эффективность   антимонопольного
регулирования,  защиты  прав  потребителей,  устранить  диспропорции в
ценах    и    доходах,    блокирующих     экономический     рост     и
социально-экономическое развитие.
     1.3.1. Антимонопольная политика:
     расчистка товаропроводящей   сети   от   влияния  организационных
монополий,  организованной преступности,  устранение информационных  и
других  барьеров  во  внутренней  торговле,  обеспечение  условий  для
действия механизмов рыночной конкуренции в торговле;
     введение санкций  за  незаконные  картельные соглашения,  а также
другие формы сговора в целях контроля за рынком,  ограничения  доступа
на рынок и завышения цен;
     пресечение деятельности    организованных    преступных    групп,
пытающихся  ограничить  доступ  на  рынок  или  установить контроль за
рынком и товаропроводящей сетью.
     1.3.2. Защита прав потребителей:
     формирование нормативной базы,  определяющей  ответственность  за
нарушение   прав  потребителей,  включая  ответственность  за  ценовую
дискриминацию, фальсификацию качества товаров и др.;
     приведение механизма и технологии контроля за качеством импортных
товаров в соответствие со стандартами,  действующими  для  внутреннего
товаропроизводителя;
     формирование современной     нормативной,     методической      и
технологической базы по контролю за качеством товаров, по сертификации
отечественных и импортных товаров.
     1.3.3. Обеспечение   контроля   за  ценообразованием  в  отраслях
естественных монополий:
     кардинальное повышение  эффективности  работы федеральных органов
контроля   за   поведением   естественных    монополий,    обеспечение
представительства регионов в их работе и процедурах принятия решений;
     устранение ограничений   к   доступу   на   региональные    рынки
электроэнергии,    обеспечение    недискриминационного    доступа    к
энергетическим сетям;
     пересмотр основных     принципов    формирования    тарифов    на
электрознергию,  природный   газ,   услуги   связи,   железнодорожного
транспорта  в  целях  устранения возможностей неоправданного завышения
издержек и цен;
     выравнивание тарифов   на   продукцию  естественных  монополий  в
региональном   разрезе,    кардинальное    снижение    территориальной
дифференциации тарифов;
     введение государственного   контроля   за   политикой    развития
естественных монополий,  их инвестиционной политикой в целях повышения
ее эффективности и удержания  спроса  на  оборудование  на  внутреннем
рынке;
     принятие согласованного  плана  снижения  тарифов  на   продукцию
естественных монополий.
     1.3.4. Принятие специальных компенсирующих  мер  по  выравниванию
ценовых   пропорций,   повышению  конкурентоспособности  отечественных
товаропроизводителей:
     оценка межотраслевых  трансфертов  вследствие изменения структуры
цен;
     снижение акцизов  на  энергоносители с заменой выпадающих доходов
бюджета    экспортными    пошлинами    или    другими    инструментами
перераспределения  налоговой  нагрузки  с  внутреннего  потребления на
экспорт сырья;
     ужесточение административной    и    уголовной    ответственности
руководителей предприятий за приобретение сырья и материалов по  ценам
выше рыночных;
     наряду с прекращением перекрестного  субсидирования  потребителей
услуг  естественных  монополий  временное введение системы дотирования
определенного круга потребителей энергоносителей и услуг  естественных
монополий  в  целях  обеспечения  конкурентоспособности  перспективных
отраслей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.
     1.3.5. Повышение   относительного  и  абсолютного  уровня  оплаты
труда:
     усиление государственного  регулирования рынка труда,  пресечение
попыток его монополизации со стороны предпринимательских структур;
     принятие мер по переводу теневой занятости в легальное русло;
     развитие конкурентной  среды,   поддержка   малого   и   среднего
предпринимательства,  традиционных  промыслов,  народных предприятий и
кооперативов;
     становление муниципальной  собственности,  расширение занятости в
коммунальном обслуживании;
     развитие институтов   социального   партнерства,   усиление  роли
трехсторонних  комиссий,  расширение  прав  трудящихся  в   управлении
предприятиями.

              Организационное и нормативное обеспечение

     1. Принятие закона о ценообразовании и ценовой политике.
     2. Принятие  комплекса  законов  по   обеспечению   действенности
институтов социального партнерства.
     3. Принятие законов в сфере регулирования оплаты труда:
     Трудового кодекса  Российской  Федерации,  федеральных законов "О
государственных минимальных социальных стандартах",  "Об оплате  труда
наемных работников в Российской Федерации",  "О повышении минимального
размера оплаты труда", "О порядке повышения размера оплаты труда".
     4. Исполнение  Федерального  закона "Об особенностях распоряжения
акциями Российского акционерного общества энергетики и  электрификации
"Единая  энергетическая  система  России" и акциями других акционерных
обществ электроэнергетики,  находящимися в федеральной собственности",
в  том  числе  избрание  шести представителей Совета Федерации в Совет
директоров РАО "ЕЭС России".

              2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ
             ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ УРОВНЕ

     Развитие институциональной  структуры российской экономики должно
включать     в      себя:      реформу      предприятий,      создание
организационно-экономической инфраструктуры управления государственной
собственностью, формирование рынка недвижимости, упорядочение развития
финансовых рынков, обеспечение развития добросовестной конкуренции.

           2.1. Приватизация и развитие экономической среды

     направление механизма  приватизации  на  повышение  эффективности
управления предприятиями;
     усиление ответственности  инвесторов за выполнение инвестиционных
программ;
     ужесточение контроля  за  использованием  доходов,  полученных от
приватизации;
     политическое и  юридическое  оформление завершения этапа массовой
приватизации    государственных     предприятий,     предусматривающее
инвентаризацию  результатов  приватизации с отменой в судебном порядке
незаконных и ущербных для экономики страны актов, угрожающих интересам
национальной    безопасности,   а   также   сделок   по   приобретению
государственного имущества, обязательства по которым не выполняются, с
окончательным  закреплением  прав  собственности в отношении остальных
предприятий;
     твердая защита законно приобретенной собственности,  кардинальное
повышение эффективности работы в этом направлении судебной системы.

                  2.2. Совершенствование управления
          акционерными обществами с государственным участием

     Повышение роли   и   ответственности  государства-собственника  в
управлении акционерными обществами,  внедрение необходимых  для  этого
условий:
     голосование государственным пакетом акций на собрании  акционеров
осуществляет  только  уполномоченный  представитель государства (кроме
случая с передачей пакета акций в доверительное управление);
     государственные служащие,  представляющие интересы государства на
собрании акционеров и в совете директоров, должны быть разными лицами;
     утверждение представителей  государства в должности председателей
совета  директоров  и  генеральных  директоров   крупных   акционерных
обществ,  которые  имеют  важное  значение для экономики России и доля
государства в уставном капитале которых превышает 25%;
     участие органов   государственной   власти  субъектов  Российской
Федерации  в  подготовке  и  принятии  решений  о   реформировании   и
реструктуризации   расположенных   на   их  территории  предприятий  с
федеральной долей собственности, их приватизации, передаче в залог или
аренду  акций  или  имущества  этих предприятий,  предъявлении исков о
банкротстве,  а также в рассмотрении вопросов по  их  реорганизации  и
управлению, затрагивающих интересы регионов.

                   2.3. Реформирование предприятий

     2.3.1. Создание  условий  для  повышения эффективности управления
предприятиями:
     проведение реструктуризации основных фондов;
     развитие системы рыночной оценки  основных  фондов  реформируемых
предприятий,  формирование сети экспертных организаций,  имеющих право
проводить оценку основных фондов;
     обеспечение информационной "прозрачности" предприятий, проведение
реформы бухгалтерского учета с ориентацией на международные стандарты;
     ужесточение ответственности  менеджеров за эффективное управление
предприятиями   перед   их   акционерами,   трудовыми    коллективами,
государством;
     внедрение передовых  технологий  менеджмента,   предусматривающих
активизацию    человеческого    фактора,   оптимизацию   использования
производственных    ресурсов,    повышение     качества     продукции,
стимулирование  инновационной  активности,  максимальное использование
конкурентных преимуществ в стратегии развития предприятий;
     освоение современных    подходов    к    управлению   персоналом,
использование  гибких  органичных  структур   организации   управления
производством,  позволяющих  обеспечить  резкое  повышение  качества и
производительности труда при удовлетворении потребностей работников  в
самореализации.
     2.3.2. Стимулирование  процессов  реформирования  предприятий   в
целях повышения их эффективности:
     реструктуризация задолженности по платежам в федеральный бюджет;
     включение в число исполнителей по федеральным целевым программам;
     осуществление инвестиционных   проектов    конверсии    оборонных
предприятий из средств Государственного фонда конверсии;
     предоставление гарантий  под  привлечение  инвестиций  в   рамках
Бюджета развития.
     2.3.3. Принуждение    к     реформированию     неплатежеспособных
предприятий через процедуру банкротства
     Для этого  должны  быть  определены  следующие  важные   элементы
процедуры банкротства:
     порядок и  условия,  при  наступлении   которых   государственные
кредиторы обязаны возбуждать дело о банкротстве предприятия;
     адекватные значения  критериев  для  определения  несостоятельных
предприятий;
     орган независимой экспертизы оценки  государственных  предприятий
на   предмет   их   несостоятельности  и  возможностей  восстановления
платежеспособности;
     порядок выдвижения     государством    кандидатуры    конкурсного
назначения менеджеров в случае несостоятельности предприятия.
     В крайнем  случае  для  сохранения  наиболее  важных  для  страны
неплатежеспособных  предприятий  государство  может  прибегнуть  к  их
национализации  с  последующей  реструктуризацией,  реформированием  и
реприватизацией.

      2.4. Создание условий для интеграции финансового капитала,
   торгово-сбытовых сетей, производственного и научно-технического
    потенциала в высокоэффективных воспроизводственных структурах:

     устранение надуманных   ограничений   на   взаимное   участие   в
собственности   финансовых  и  производственных  структур,  слияние  и
объединение производственных  предприятий,  научно  исследовательских,
торговых и финансовых организаций;
     устранение антимонопольных ограничений на вертикальную интеграцию
смежных предприятий и организаций;
     стимулирование становления     финансово-промышленных      групп,
способных   к   самостоятельному   выживанию   в  условиях  внутренней
нестабильности и жесткой международной конкуренции;
     содействие развитию        различных       форм       совместного
предпринимательства в рамках СНГ;
     использование приватизации     остающихся    в    государственной
собственности  акций  предприятий  для  формирования   эффективной   и
конкурентоспособной структуры организации промышленности;
     развитие института     крупных     инвестиционных     посредников
инвестиционных банков, фондов, лизинговых компаний.
     В частности, в аграрном секторе необходимо стимулировать процессы
интеграции     сельскохозяйственных    производственных    единиц    с
перерабатывающими,  торговыми и финансовыми организациями в  целостные
агропроизводственные структуры, аграрные финансово-промышленные группы
и т. д.

              Организационное и нормативное обеспечение

     1. Принять комплекс законов, необходимый для правового завершения
массовой   приватизации   госсобственности.   В  частности,  завершить
инвентаризацию   исполнения   условий   инвестиционных   конкурсов   с
расторжением  договоров о приватизации с инвесторами,  не выполнившими
условия инвестиционных конкурсов.
     2. Внести     необходимые     изменения     в     антимонопольное
законодательство,  открывающие возможности для вертикальной интеграции
смежных предприятий,  производственных, научно-технических, финансовых
и торговых структур; предусмотреть формы реорганизации государственных
предприятий  и  акционерных  обществ  с  контрольными государственными
пакетами акций в вертикально-интегрированные структуры.
     3. Ввести   полный   перечень   отраслей   и  сфер  деятельности,
допускающих ограничения на участие иностранных  субъектов  в  капитале
стратегически значимых для России предприятий.
     4. Законодательно предусмотреть участие  представителей  трудовых
коллективов  и  мелких  акционеров  в  органах управления акционерными
обществами, в особенности крупными приватизированными предприятиями.
     Устранить ограничения    на   численность   акционеров   закрытых

Страницы: 1  2