ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ СКРЫТОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАТИСТИКЕ 25 февраля 2000 г. N 15 (НЦПИ) Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Методику определения общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности и ввести ее в действие с I квартала 2000 года. 2. С введением указанной в п. 1 настоящего Постановления Методики отменить ранее действовавшую Методику определения общего объема платных услуг населению с учетом объемов неформальной экономики, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 31.01.98 N 7. Генеральный директор Российского статистического агентства В.Л. Соколин Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25 февраля 2000 г. N 15 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ СКРЫТОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Настоящая Методика разработана в целях получения объективной и достоверной статистической информации об уровне потребления населением платных услуг в рамках федерального государственного статистического наблюдения в этой сфере. Она предназначена для использования исключительно территориальными органами Госкомстата России при определении общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности в целом по субъекту Российской Федерации. Для других целей (налогообложения, построения прогнозов на будущие периоды и т.п.) применение настоящей Методики напрямую не предполагается. С некоторыми условностями на основе Методики возможен расчет общего объема платных услуг населению в разрезе административных районов и городов субъекта Российской Федерации. Расчеты по настоящей Методике производятся раз в год по итогам прошедшего года. Они осуществляются в рамках годовой работы "Объем платных услуг населению", предусмотренной Федеральной программой статистических работ. В целом по России итоги формируются суммированием данных по субъектам Российской Федерации. 1. Основные понятия Под платными услугами понимаются полезные результаты разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги. Услуги, как правило, не принимают форму материальных объектов, на которые могли бы распространяться права собственности (исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам, услуги фотографий и другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях - дискетах, магнитных лентах, бумаге и т.п.). Услуги являются объектом купли - продажи и реализуются по ценам, покрывающим издержки производителя и обеспечивающим ему прибыль. Показатель "Объем платных услуг населению" отражает объем потребления населением различных видов услуг и статистически измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги. Классификация платных услуг, учитываемых в данном показателе, осуществляется на основе Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163. В соответствии с ним в действующих формах статистического наблюдения выделяются следующие группы, подгруппы и виды платных услуг: Бытовые услуги в том числе: Услуги по ремонту, окраске и пошиву обуви Услуги по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий в том числе: услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры услуги по ремонту бытовых машин и приборов услуги по ремонту и изготовлению металлоизделий Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств в том числе легковых автомобилей Услуги по изготовлению и ремонту мебели Услуги по химической чистке и крашению Услуги прачечных Услуги по ремонту и строительству жилья и других построек в том числе: услуги по ремонту жилья и других построек услуги по строительству жилья и других построек Услуги фотографий и фотокинолабораторий Услуги бань и душевых Услуги парикмахерских Ритуальные услуги Услуги предприятий по прокату Транспортно - экспедиторские услуги Прочие виды бытовых услуг Услуги пассажирского транспорта Услуги связи Жилищные услуги из них: предоставление жилой площади (квартирная плата) услуги гостиниц, мотелей Коммунальные услуги из них: пользование электроэнергией водоснабжение газоснабжение центральное отопление горячее водоснабжение канализация Услуги учреждений культуры Туристско - экскурсионные услуги Услуги физической культуры и спорта Медицинские услуги Санаторно - оздоровительные услуги Ветеринарные услуги Услуги правового характера Услуги системы образования из них: услуги детских дошкольных учреждений услуги системы среднего и высшего образования обучения населения на курсах Прочие виды платных услуг Производителями платных услуг могут быть официально зарегистрированные организации любой организационно - правовой формы и любой формы собственности, как специализирующиеся на оказании услуг, так и те, для которых оказание услуг не является основной деятельностью (юридические лица), некорпорированные организации, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе (физические лица). В настоящей Методике к некорпорированным организациям относятся организации, принадлежащие отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства, занимающимися этой деятельностью часто в качестве дополнительного приработка, на временной основе и во многих случаях непрофессионально. К скрытой и неформальной деятельности в настоящей Методике отнесена деятельность, осуществляемая некорпорированными организациями и физическими лицами, результаты которой не могут быть учтены статистикой традиционными способами, а также объемы скрытой деятельности в организованном, формальном секторе экономики. Исходя из этого выделяются следующие составляющие скрытой и неформальной деятельности на рынке платных услуг: - объем платных услуг, оказанных населению официально зарегистрированными организациями (юридическими лицами), не представившими сведения в органы государственной статистики; - объем платных услуг, сокрытый официально зарегистрированными организациями, представившими в органы государственной статистики заниженные сведения; - объем платных услуг, оказанных населению некорпорированными организациями; - объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (зарегистрированными и незарегистрированными). Первые две составляющие характеризуют скрытую деятельность, остальные две - неформальную деятельность. Расчет общего объема платных услуг населению с учетом объемов скрытой и неформальной деятельности осуществляется по каждому из перечисленных групп (подгрупп) услуг в отдельности <*> путем последовательного определения размеров перечисленных составляющих и их добавления к официально учтенным данным. На основе полученного таким образом общего объема услуг и отчетных данных по каждой группе услуг рассчитывается коэффициент досчета, который на протяжении следующего за отчетным года используется для автоматического увеличения отчетных данных на соответствующую величину, отражающую размер скрытой и неформальной деятельности. ---- <*> В случае, если в отчетности предусмотрена расшифровка группы услуг на отдельные виды (жилищные, коммунальные услуги и др.), допустимо расчет производить по группе в целом и использовать полученный при этом коэффициент для досчетов по каждому виду услуг, входящему в эту группу. По итоговой строке (объем платных услуг населению - всего) общий объем получается как сумма данных по группам. При этом коэффициент досчета по этой строке определять необязательно, т.к. он не используется в дальнейших расчетах. Вместо него в аналитических целях целесообразно рассчитывать удельный вес досчета в общем объеме платных услуг населению, который характеризует долю "теневого" сектора на потребительском рынке услуг. 2. Объем платных услуг населению по организациям, представившим сведения в органы государственной статистики Объем платных услуг населению по отчитавшимся организациям формируется в разрезе видов услуг на основе форм федерального государственного статистического наблюдения: - N 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению" (она распространена на все юридические лица, занимающиеся оказанием платных услуг населению по роду основной и неосновной своей деятельности, за исключением субъектов малого предпринимательства); - N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия". Схематично формирование объема платных услуг по отчитавшимся организациям выглядит следующим образом: Оо = Ок + Ом, (1) где: Ок - объем платных услуг населению по крупным, средним организациям и организациям с численностью работников до 15 человек, не имеющим статус малого предприятия (по данным ф. N 1-услуги); Ом - объем платных услуг по малым предприятиям (по данным ф. N ПМ). Статистическое наблюдение по форме N ПМ осуществляется на выборочной основе. Распространение итогов выборочного обследования малых предприятий по показателю "Объем платных услуг населению" на генеральную совокупность производится по каждому виду услуг в отдельности по среднему объему платных услуг в расчете на одно обследованное предприятие: Ообс Ом = ---- x Чг, (2) Чобс где: Ом - объем платных услуг, оказанных населению малыми предприятиями; Ообс - объем платных услуг по обследованному кругу малых предприятий; Чобс - число обследованных малых предприятий (т.е. попавших в выборку); Чг - число малых предприятий в генеральной совокупности. 3. Объем платных услуг, оказанных населению неотчитавшимися организациями Для определения объема платных услуг, оказанных населению неотчитавшимися организациями, устанавливается число таких организаций причем в разрезе видов услуг. В этих целях необходимо: 3.1. Разгруппировать весь массив полученных отчетов по форме N 1-услуги по видам услуг. Отнесение организации в соответствующую группу производится по коду ОКОНХ, указанному в кодовой зоне формы, с использованием переходного ключа между ОКОНХ и ОКУН, приведенного в Приложении N 1 настоящей Методики. Если код по ОКОНХ, указанный в кодовой зоне формы, не относится к услугам, то эта организация включается в ту группу, которая занимает наибольший удельный вес в структуре ее платных услуг населению. 3.2. Произвести выборку из ЕГРПО объектов, имеющих перечисленные в Приложении N 1 коды по ОКОНХ (как по основному, так и по неосновному виду деятельности), разгруппировав их по тем же группам, что и отчеты по ф. N 1-услуги. Если основным видом деятельности организации является деятельность, не связанная с обслуживанием, то такая организация попадает в группу по первому встретившемуся в перечне ее видов деятельности коду, относящемуся к оказанию услуг. В отборе должны участвовать организации, функционирующие на территории данного субъекта Российской Федерации, независимо от того, где они зарегистрированы (в пределах или за пределами его территории). Малые предприятия, которые обследуются на выборочной основе по форме N ПМ и соответственно не должны представлять форму N 1-услуги, включать в этот перечень не следует. 3.3. Сопоставить оба перечня организаций по каждой группе и выявить неотчитавшиеся организации. Каждую выявленную таким образом организацию следует проверить на наличие в списке отчитавшихся организаций по другим группам. В этом случае организация исключается из перечня неотчитавшихся. За счет этого возможны варианты, когда по одному и тому же виду услуг группа отчитавшихся организаций числено превосходит соответствующую группу из ЕГРПО. Остальные неотчитавшиеся организации проверяют на наличие их в генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, созданной на основе ЕГРПО (ГС). Если организация в ГС отсутствует, то резонно предположить, что она не функционирует, следовательно, досчет на нее производиться не должен и эту организацию необходимо исключить из перечня неотчитавшихся. После определения окончательного числа неотчитавшихся официально зарегистрированных организаций по каждому виду услуг рассчитывается следующий коэффициент: Чо + Чн Кн = -------, (3) Чо где: Кн - коэффициент досчета на неотчитавшиеся организации; Чо, Чн - число соответственно отчитавшихся (включая генеральную совокупность малых предприятий) и неотчитавшихся организаций. При этом в число отчитавшихся организаций (Чо) обязательно следует добавить число малых предприятий по генеральной совокупности. Принцип распределения их по группам услуг тот же, что по крупным и средним организациям (см. п. 3.2 настоящей Методики). Условный пример: ------------------------------------------------------------------------------------------------ | Виды | Код по | Перечень организаций | Коэффициент | | услуг |----------------|--------------------------------------------| досчета на | | | ОКУН | ОКОНХ | отчитавшихся | в ЕГРПО | неотчившихся | неотчитавшиеся | | | | | | | | организации, Кн | | | | | | | | | |---------------|--------|-------|--------------|--------------|--------------|------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 = (4 + 6) : 4 | |---------------|--------|-------|--------------|--------------|--------------|------------------| | Ремонт, | 011000 | 17372 | организации: | организации: | организации: | | | окраска | | 17373 | | | | | | и пошив | | | N а | N а | N d | | | обуви | | | N b | N b | N m | | | | | | N c | N c | | | | | | | N e | N d | | | | | | | N n | N e | | | | | | | N r | М m | | | | | | | N k <*> | N n | | | | | | | | N r | | | |--------------------------------|--------------|--------------|--------------|------------------| | Итого число | 7 | 8 | 2 | 7 + 2 | | организаций: | | | | Кн = ----- = 1,3 | | | | | | 7 | |--------------------------------|--------------|--------------|--------------|------------------| | Туристско - | 060000 | 91600 | организации: | организации: | | | | экскурсионные | | | | | | | | услуги | | | N f | N f | - | | | | | | N l | N l | | | | | | | N j | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|--------------|------------------| | Итого число | 3 | 2 | 0 | 3 + 0 | | организаций: | | | | Кн = ----- = 1 | | | | | | 3 | |--------------------------------|--------------|--------------|--------------|------------------| | Услуги | 070000 | 91700 | организации: | организации: | организации: | | | физической | | | | | | | | культуры и | | | N z | N р | N p | | | спорта | | | N y | N z | | | | | | | | N y | | | | | | | | N j <**> | | | | | | | | N s <***> | | | |--------------------------------|--------------|--------------|--------------|------------------| | Итого число | 2 | 5 | 1 | 2 + 1 | | организаций: | | | | Кн = ----- = 1,5 | | | | | | 2 | |--------------------------------|--------------|--------------|--------------|------------------| ---- <*> Организация имеет основной вид деятельности, не относящийся к оказанию услуг, и включена в эту группу по наибольшему удельному весу данного вида услуг в объеме оказываемых ею платных услуг. <**> Организация исключена из перечня по данной группе, т.к. по отчитавшимся организациям она попала в другую группу (туристско - экскурсионные услуги). <***> Организация отсутствует в генеральной совокупности объектов статистического наблюдения на основе ЕГРПО. Расчет коэффициента досчета на неотчитавшиеся организации производится по схеме N 1-КН (услуги), приведенной в Приложении N 4. Объем платных услуг, оказанных населению неотчитавшимися организациями (Он), получается умножением отчетных данных об объеме платных услуг населению (Оо) на уменьшенный на единицу коэффициент досчета на неотчитавшиеся организации: Он = Оо x (Кн - 1). (4) 4. Сокрытый объем платных услуг населению Для определения объема занижения организациями сведений необходимо установить степень надежности статистических данных, показанных в отчетах, т.е. насколько (процентов) они отражают действительный размер явления (в данном случае объем реализации платных услуг населению). Если степень надежности обозначить символом Н, то коэффициент досчета объема платных услуг на объемы занижения организациями сведений в своих отчетах будет иметь следующий вид: 100 Кз = ---. (5) Н По существу степень надежности (Н) представляет из себя удельный вес объема платных услуг, показанного в отчетах, в фактически имевшем место объеме по данному кругу организаций, т.е.: Оо Н = ----- x 100. (6) Офакт Учитывая, что в этой формуле два неизвестных (Н и Офакт), причем конечной целью является установление Офакт, поэтому Н может быть определена только экспертным путем. Исходной базой для оценки Н является анализ всей имеющейся по конкретным (специально отобранным) организациям статистической информации с точки зрения реальности и объективности соотношений между показателями, напрямую или косвенно связанными с показателем "объем платных услуг населению". При этом выборка организаций должна быть представительна по всем видам платных услуг и их доля по числу организаций не менее 5%, по объемам - не менее 30%. Удобнее для сопоставления показателей отбирать профильные организации. Наиболее простой способ воспользоваться в этих целях данными бухгалтерского баланса, форм N П-1, П-2, П-3, П-4, ПМ и самой формы N 1-услуги. При этом целесообразно рассчитать различного рода относительные показатели (объем платных услуг на одного работника, среднемесячная заработная плата, прибыль на одного работника, прибыль по отношению к затратам, затраты на одного работника и т.д.), сопоставить динамику показателей (например, число занятых не изменилось, объем платных услуг снизился, а заработная плата увеличилась, возможно, объем платных услуг занижен). Также можно произвести сопоставление данных об объеме платных услуг населению в расчете на одного работника, среднемесячной заработной плате, доле НДС в объеме платных услуг населению и т.п. по однотипным, с точки зрения числа занятых и структуры оказываемых услуг, организациям. У организации нет особых причин занижать в форме N 1-услуги данные об НДС, поэтому если его доля в объеме платных услуг по какому-либо виду услуг завышена по сравнению с аналогичными данными по другой организации, выбранной для сравнения, есть вероятность, что сведения об объеме платных услуг населению в отчете этой организации занижены. Другой пример. Уровень заработной платы работников одной организации выше, чем в другой, а объем платных услуг населению в расчете на одного работника ниже. В этом случае можно предположить, что в первой организации имеет место занижение данных об объеме платных услуг населению. Возможны и другие направления анализа. Наряду с анализом имеющейся в органах статистики информации для выявления объемов занижения организациями сведений об объеме платных услуг населению будут полезны материалы налоговых органов. Районные и городские налоговые инспекции осуществляют регулярные проверки организаций (в т.ч. и оказывающих платные услуги населению) по применению ими контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Проверки бывают рейдовые и документальные. Они направлены на выявление фактов наличия неоприходованной выручки. Результаты этой работы фиксируются в квартальной форме N 1-ККМ "Отчет о контрольной работе по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Раздел III этой формы содержит сведения о проверке полноты оприходования выручки организацией. По строке 303 отражаются суммы неоприходованной выручки. С определенной долей условности можно считать, что сумма неоприходованной организацией выручки - это та величина, на которую занижены сведения в отчете организации по форме N 1-услуги (или N ПМ). Для того, чтобы от единичных фактов наличия неоприходованной выручки в отдельных организациях перейти к обобщающим данным о степени надежности статистических сведений о платных услугах в отчетах в целом, необходимо по выборочному кругу организаций (в которых налоговыми органами проводились проверки) рассчитать фактически имевший место объем платных услуг населению и найти в нем удельный вес показанных в отчетах данных. При этом выборка организаций по возможности должна быть представительной в разрезе видов услуг и включать в себя как организации, в которых установлен факт наличия неоприходованной выручки, так и те, где при проверке налоговыми органами такой факт не выявлен. По отобранным организациям берутся данные об объеме платных услуг населению, показанные этими организациями в отчетах по форме N 1-услуги (Оо), и сумма выявленной неоприходованной выручки (Вн). При этом Оо и Вн по всем организациям должны быть приведены к единому периоду времени, лучше к данным за один день, т.к. рейдовая проверка (а по некоторым организациям могут иметься лишь итоги рейдовых проверок) позволяет зафиксировать только дневную сумму неоприходованной выручки. Затем определяется фактически имевший место объем платных услуг населению по этому кругу организаций за выбранный период времени (день, месяц и т.д.): Офакт = Оо + Вн. (7) Далее по каждому виду услуг рассчитывается степень надежности статистических сведений об объеме платных услуг населению (Н) и на основе ее коэффициенты досчета объема платных услуг на объемы занижения организациями сведений в своих отчетах (Кз). Расчет коэффициента досчета на организации, занизившие сведения в отчетах, производится по схеме N 1-КЗ (услуги), приведенной в Приложении N 5. Оценка сокрытого объема платных услуг населению в целом по всем организациям, представившим сведения в органы государственной статистики, производится по формуле: Оз = Оо x (Кз - 1), (8) где: Оо - объем платных услуг населению по отчитавшимся организациям; Кз - коэффициент досчета на организации, занизившие сведения в отчетах. 5. Объем платных услуг, оказанных населению некорпорированными организациями Объем платных услуг, оказанных населению некорпорированными организациями, определяется экспертным путем на основе изучения рекламных объявлений о предоставлении населению тех или иных видов услуг. При этом важно, чтобы в список не попали физические лица, работающие в сфере услуг на индивидуальной основе. Они, скорее всего, рекламируют свою деятельность в разделе частных объявлений (это дешевле) и, кроме того, по ассортименту предлагаемых в рекламном объявлении услуг можно косвенно сделать вывод о размере производителя: чем шире перечень услуг, тем больше вероятность, что это не индивидуальный предприниматель, а некорпорированная организация. Следует составить наиболее широкий перечень рекламодателей по каждому виду услуг (отнесение организации к виду услуг осуществляется по заявленному в объявлении роду деятельности), по возможности установить адреса их расположения, а затем по ним сверить с данными генеральной совокупности объектов статистического наблюдения на основе ЕГРПО. Те из организаций, которых не окажется в этой совокупности, и можно отнести к некорпорированным. Далее рассчитывается следующий коэффициент: Чо + Чнр Кнр = --------, (9) Чо где: Чо - число отчитавшихся организаций, включая генеральную совокупность малых предприятий по данному виду услуг; Чнр - число выявленных некорпорированных организаций; Кнр - коэффициент досчета на объемы платных услуг, оказанных населению некорпорированными организациями. Расчет указанного коэффициента досчета производится по схеме N 1-КН (услуги), приведенной в Приложении N 4. Объем платных услуг, оказанных населению некорпорированными организациями, определяется по каждому виду услуг по следующей формуле: Онр = Оо x (Кнр - 1), (10) где: Оо - объем платных услуг, оказанных населению отчитавшимися организациями, включая распространенные на генеральную совокупность данные по малым предприятиям. 6. Объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и без привлечения наемных работников Возможно несколько вариантов оценки объема платных услуг, оказанных населению гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (физическими лицами), каждый из которых по-своему теоретически обоснован, но одновременно не имеет каких-либо предпочтений перед другими. Более того, существует вероятность получения различных значений искомой величины на основе разных вариантов. Поэтому считать, что получены наиболее объективные результаты, можно только при сравнении расчетов по разным вариантам. Расчет производится по схеме N 1-КФ (услуги), приведенной в Приложении N 6. 6.1. Определение объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами, на основе данных о валовых доходах, полученных этими лицами Объем платных услуг, оказанных населению гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (физическими лицами), равен сумме валового дохода, полученного указанными лицами. Этот доход индивидуальные предприниматели отражают в представляемой в налоговую инспекцию "Декларации о доходах --- года". Лист В декларации содержит сведения о валовых доходах предпринимателя в разрезе видов деятельности. В схеме N 1-КФ (услуги) данные о суммарном валовом доходе показываются по графе 12. Однако считать суммарный валовой доход таких лиц искомой величиной преждевременно, т.к. имеются случаи, когда индивидуальные предприниматели из-за нерегулярности работы или по другим причинам не декларируют свои доходы. Поэтому суммарный валовой доход индивидуальных предпринимателей можно принять лишь за нижнюю границу оценки объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами. 6.2. Определение объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами, на основе данных о численности предпринимателей и среднем объеме услуг в расчете на одного предпринимателя Объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами (Оф), можно оценить как произведение числа предпринимателей, занимающихся оказанием услуг, и среднего объема услуг, оказанных одним предпринимателем. Расчет делается по каждому виду услуг в отдельности по формуле: Оф = Ф x оф, (11) где: Ф - среднегодовая численность физических лиц, занимающихся оказанием платных услуг без образования юридического лица; оф - объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, в расчете на одного предпринимателя. Оба множителя могут быть определены несколькими способами: ------------------------------------------------------------------------ | Показатели | Информационная база | Источник информации | |-----------------|--------------------------------|---------------------| | Численность | 1. Выборочное обследование | органы Госкомстата | | физических лиц, | домашних хозяйств по проблемам | России | | занимающихся | занятости (обследование | | | оказанием | рабочей силы) | | | платных услуг | 2. Численность индивидуальных | органы Министерства | | населению без | предпринимателей, состоящих на | РФ по налогам и | | образования | учете в налоговой инспекции и | сборам (МНС России) | | юридического | представивших декларации о | | | лица (Ф) | доходах предшествующего года | | | | 3. Численность лиц, получивших | органы, | | | лицензию на занятие | уполномоченные | | | определенным видом | выдавать лицензии | | | деятельности | | |-----------------|--------------------------------|---------------------| | Объем платных | 1. Объем платных услуг | органы Госкомстата | | услуг в расчете | населению в расчете на одного | России | | на одного | работника малого предприятия | органы МНС России | | предпринимателя | 2. Валовой доход в расчете на | | | (оф) | одного индивидуального | | | | предпринимателя | органы МНС России | | | 3. Вмененный доход (с досчетом | | | | до размера валового) в расчете | | | | на одного индивидуального | | | | предпринимателя | | |-----------------|--------------------------------|---------------------| 6.2.1. Выборочное обследование по проблемам занятости (обследование рабочей силы). Выборочное обследование по проблемам занятости (обследование рабочей силы) проводится во всех субъектах Российской Федерации с квартальной периодичностью по состоянию на специально установленную критическую неделю. Единицей наблюдения является частное домашнее хозяйство, отдельные лица, проживающие в этих домашних хозяйствах. Порядок организации, проведения и обработки материалов обследования установлен в Положении о проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы), утвержденном Постановлением Госкомстата России от 28 мая 1999 г. N 35. Обследование позволяет выявить число лиц, занимавшихся на обследуемой неделе на основной или дополнительной работе предпринимательством в области оказания платных услуг населению без образования юридического лица или на индивидуальной основе, без привлечения наемных работников, причем в разрезе видов деятельности в соответствии с четырехзначным кодом ОКДП. Численность тех, для кого это основная работа, определяется по ответам на вопросы N 13, 14, 15 и 25 анкеты: ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Вопрос | Нужные варианты ответов | | вопроса | |---------------------------------------------------------------| | в | | N | ответ | N | ответ | | анкете | | ответа | | ответа | | | | | | | | | | | | | | | | |---------|--------------------------------|--------|----------------------|--------|----------------------| | 13. | Скажите, пожалуйста, на | 3. | предпринимательская | 4. | на индивидуальной | | | обследуемой неделе Ваша | | деятельность без | | основе | | | основная работа была: | | образования | | | | | | | юридического лица | | | | | | | | | | | | | | | | | |---------|--------------------------------|--------|----------------------|--------|----------------------| | 14. | Работали ли Вы: | 1. | на собственном | | | | | | | предприятии или в | | | | | | | собственном деле для | | | | | | | получения дохода | | | | | | | | | | | | | | | | | |---------|--------------------------------|--------|----------------------|--------|----------------------| | 15. | Работали ли Вы: | 1. | без наемных | 1. | без наемных | | | | | работников | | работников | |---------|--------------------------------|--------|----------------------|--------|----------------------| | 25. | Назовите, пожалуйста, основной | | должен быть указан | | должен быть указан | | | вид деятельности предприятия, | | один из видов | | один из видов | | | организации либо | | деятельности, | | деятельности, | | | подразделения, на котором Вы | | относящихся к | | относящихся к | | | работали на обследуемой | | оказанию услуг | | оказанию услуг | | | неделе, или собственного дела. | | населению (приведены | | населению (приведены | | | Если затрудняетесь, то | | в Приложении N 1 | | в Приложении N 1 | | | укажите, какую основную | | настоящей Методики) | | настоящей Методики) | | | продукцию или услуги оно | | | | | | | производит | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---------|--------------------------------|--------|----------------------|--------|----------------------| Численность лиц, которые на дополнительной работе занимались предпринимательством или имели собственное дело на рынке услуг без образования юридического лица, выявляется на основе ответов на вопросы N 35, 36, 37 и 39 анкеты: ----------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Вопрос | Нужные варианты ответов | | вопроса | |---------------------------------------------------------------| | в | | N | ответ | N | ответ | | анкете | | ответа | | ответа | | | | | | | | | | | | | | | | |---------|---------------------------|--------|----------------------|--------|----------------------| | 35. | Расскажите, | 3. | предпринимательская | 4. | на индивидуальной | | | пожалуйста, о той | | деятельность без | | основе | | | дополнительной | | образования | | | | | работе или | | юридического лица | | | | | подработке, которую | | | | | | | Вы считаете наиболее | | | | | | | важной. Была ли эта | | | | | | | работа на | | | | | | | обследуемой неделе: | | | | | |---------|---------------------------|--------|----------------------|--------|----------------------| | 36. | Была ли эта работа: | 1. | на собственном | | | | | | | предприятии или в | | | | | | | собственном деле для | | | | | | | получения дохода | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---------|---------------------------|--------|----------------------|--------|----------------------| | 37. | На этой Вашей | 1. | без наемных | 1. | без наемных | | | дополнительной работе на | | работников | | работников | | | обследуемой неделе | | | | | | | работали ли Вы: | | | | | |---------|---------------------------|--------|----------------------|--------|----------------------| | 39. | Назовите, пожалуйста, | | должен быть указан | | должен быть указан | | | основной вид деятельности | | один из видов | | один из видов | | | предприятия, организации, | | деятельности, | | деятельности, | | | подразделения или | | относящихся к | | относящихся к | | | собственного дела, где у | | оказанию услуг | | оказанию услуг | | | Вас дополнительная | | населению (приведены | | населению (приведены | | | работа, о которой Вы мне | | в Приложении N 1 | | в Приложении N 1 | | | рассказали. Если Вы | | настоящей Методики) | | настоящей Методики) | | | затрудняетесь, то | | | | | | | укажите, какую основную | | | | | | | продукцию или услуги оно | | | | | | | производит | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---------|---------------------------|--------|----------------------|--------|----------------------| Общая численность индивидуальных предпринимателей на потребительском рынке услуг определяется суммированием по каждому виду услуг численности лиц, для которых данное занятие является основной работой и для которых это дополнительный заработок. Поскольку обследование по проблемам занятости проводится с квартальной периодичностью, а расчет объема платных услуг по физическим лицам осуществляется за год, необходимо рассчитать среднегодовую численность индивидуальных предпринимателей. Она определяется как средняя величина из квартальных данных об общей численности индивидуальных предпринимателей, занятых на рынке услуг, после проведения определенным образом объединения квартальных массивов данных. Полученные данные об общей численности индивидуальных предпринимателей отражаются в графе 4 схемы N 1-КФ (услуги). 6.2.2. Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговой инспекции и представивших декларации о доходах предшествующего года. Данные о численности индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговой инспекции и представивших декларации о доходах предшествующего года, имеются в органах Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Соглашением между б. Госналогслужбой России (16.07.98 N ВП-15-09/507) и Госкомстатом России (16.07.98 N ВС-1-21/2929) об обмене информацией с целью осуществления мониторинга деятельности по субъектам малого предпринимательства, доведенным до территориальных статистических и налоговых органов совместным письмом от 16.09.98 N ОР-1-23/3688 и от 20.09.98 N ВП-6-12/639, предусмотрено представление государственными налоговыми инспекциями территориальным органам Госкомстата России перечня физических лиц - индивидуальных предпринимателей с указанием наименования вида (видов) осуществляемой деятельности (без признаков, позволяющих идентифицировать индивидуального предпринимателя). В территориальном органе Госкомстата России производится присвоение видам деятельности кодов ОКОНХ. На основе указанного перечня и переходного ключа между ОКОНХ и ОКУН, приведенного в Приложении N 1 Методики, составляется группировка числа индивидуальных предпринимателей в разрезе видов услуг. Индивидуальный предприниматель, занимающийся несколькими видами деятельности, должен быть учтен во всех группах, соответствующих видам его занятий. Полученные данные заносятся в графу 5 схемы N 1-КФ (услуги). 6.2.3. Численность лиц, получивших лицензию на занятие определенным видом деятельности. Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (текст приведен в приложении к Приказу Госкомстата России от 20.11.98 N 193) установлен перечень лицензируемых видов деятельности (статья 17). Он включает в себя и отдельные виды обслуживания населения. Кроме того, имеются виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено другими федеральными законами, вступившими в силу до момента вступления в силу указанного Федерального закона. Полный перечень видов деятельности, относящихся к сфере обслуживания населения, на осуществление которых требуется получение лицензии, с указанием лицензирующих органов приведен в Приложении N 2. Законом установлено, что лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестрах, в частности, содержатся сведения о лицензиатах (является он юридическим или физическим лицом), сроках действия лицензий и видах деятельности, на осуществление которых они выданы. В соответствии со статьей 14 (п. 2) указанного Закона лицензирующие органы обязаны безвозмездно предоставлять информацию из реестров лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления. Для расчетов по настоящей Методике из указанных реестров необходимо получить в разрезе видов деятельности сведения о численности лицензиатов - физических лиц, имевших в отчетном году лицензии (срок действия которых не истек) на осуществление на территории данного субъекта Российской Федерации конкретной деятельности. Эти данные показываются в графе 6 схемы N 1-КФ (услуги). 6.2.4. Окончательный вариант оценки численности физических лиц, занимающихся оказанием платных услуг населению без образования юридического лица. В качестве окончательного из всех вариантов расчета численности физических лиц, занимающихся обслуживанием населения, по каждому виду услуг выбирается наибольшее значение, поскольку фактическая численность индивидуальных предпринимателей не может быть меньше численности лиц, получивших лицензию или представивших декларацию о доходах. Выбранное по каждому виду услуг число физических лиц (Ф) заносится в графу 7 схемы N 1-КФ (услуги). 6.2.5. Объем платных услуг населению в расчете на одного работника малого предприятия. Деятельность индивидуального предпринимателя по своему масштабу и условиям хозяйствования сопоставима с деятельностью малого предприятия аналогичного профиля. Поэтому возможно допустить, что индивидуал и работник малого предприятия работают с одинаковой производительностью, т.е. объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, в расчете на одного предпринимателя можно приравнять к объему платных услуг населению в расчете на одного работника малого предприятия. Информационной базой для определения этой величины являются данные формы N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия". Программное обеспечение обработки статистической информации по форме N ПМ предусматривает получение по кругу предприятий, попавших в выборку, данных об объеме платных услуг населению в расчете на одного работника по видам услуг (таблица N У-4-м). В схеме N 1-КФ (услуги) эти данные показываются по графе 8. 6.2.6. Валовой доход в расчете на одного индивидуального предпринимателя. Валовой доход в расчете на одного индивидуального предпринимателя можно рассчитать, разделив суммарный валовой доход, полученный индивидуальными предпринимателями за оказание конкретного вида услуг, на их численность. При этом расчет можно делать по выборочной совокупности, главное условие - чтобы взятые в расчет данные о доходах и численности отражали один и тот же круг предпринимателей. Источником информации являются данные "Декларации о доходах, полученных в --- году". По этой причине валовой доход в расчете на индивидуального предпринимателя можно считать нижней границей искомого показателя, т.к. вряд ли предприниматель будет завышать свои доходы в декларации. В схеме N 1-КФ (услуги) эти данные заносятся в графу 9. 6.2.7. Вмененный доход (с досчетом до размера валового) в расчете на одного индивидуального предпринимателя. Понятие вмененного дохода определено в Федеральном законе "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ (с учетом изменений и дополнений от 31 марта 1999 г. N 63-ФЗ). Вмененный доход - потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций. В статье 3 названного Закона установлен перечень видов деятельности, на которые в субъектах Российской Федерации может вводиться единый налог на вмененный доход. В части услуг этот перечень приведен в Приложении N 3 настоящей Методики. Каждый субъект Российской Федерации нормативными правовыми актами своих законодательных (представительных) органов государственной власти определяет на основе этого перечня виды деятельности, на которые в данном субъекте вводится такой порядок налогообложения, и размер вмененного дохода для каждого вида деятельности. Для целей настоящей Методики необходимы сведения о базовой доходности единицы физического показателя по видам деятельности. При этом следует иметь в виду следующие моменты. Во-первых, для целей налогообложения применяются, как правило, данные о базовой доходности в расчете на месяц, а для расчетов по настоящей Методике необходимы сведения в целом за год. Поэтому месячные данные должны быть пересчитаны на годовой период. Во-вторых, вмененный доход не включает в себя величину произведенных предпринимателем затрат при оказании услуг, а при расчетах объема платных услуг населению необходимо оперировать данными, соответствующими валовому доходу, в котором затраты учтены. Поэтому полученные данные о базовой доходности для использования их в дальнейших расчетах следует увеличить на сумму затрат. Это можно сделать путем использования удельного веса затрат в валовом выпуске по соответствующей отрасли по данным формы N 5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)". В-третьих, при определении размера вмененного дохода используется понятие базовой доходности - условной доходности в стоимостном выражении в расчете на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях. Таким показателем может выступать численность работающих, количество оборудованных рабочих мест, кв. м общей площади, грузоподъемность транспортного средства и т.п. (см. Приложение N 3 настоящей Методики). В расчетах по настоящей Методике напрямую могут быть использованы только данные о вмененном доходе в расчете на одного работающего и на одно оборудованное рабочее место (предполагается, что на одном рабочем месте может работать один работник), все другие виды базовой доходности перед использованием необходимо привести к тому же знаменателю. По услугам по краткосрочному проживанию перевод доходности 1 кв. м общей площади в средний доход в расчете на одно физическое лицо, предоставляющее эти услуги, осуществляется путем умножения на средний размер общей площади квартир по данным ф. N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде" (гр. 2 разделить на гр. 1 по строке 08). По услугам по предоставлению автостоянок и гаражей умножение производится на среднюю площадь типового гаража для размещения одного автомобиля, по транспортным услугам - на среднюю грузоподъемность автомобиля (по данным обследования перевозочной деятельности предпринимателей - владельцев грузовых автомобилей, выходная таблица N 3). В других случаях можно воспользоваться соотношением между показателем, по отношению к которому рассчитан вмененный доход (например, единица производственной мощности), и численностью работающих, сложившимся в малых предприятиях того же профиля: ВмДр = ВмДпм x ПМр, (12) где: ВмДр - вмененный доход в расчете на одного работника; ВмДпм - вмененный доход в расчете на единицу производственной мощности; ПМр - производственная мощность, приходящаяся на одного работающего, в малых предприятиях того же профиля. Рассчитывается делением производственных мощностей малых предприятий на численность работающих в них. Пример (данные условные): ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Вид деятельности | Физический | Базовая доходность | Показатель для | Вмененный доход в | Уровень затрат в | Валовой доход | | (услуг) | показатель, | единицы физического | перевода базовой | расчете на одного | валовом доходе, % | в расчете на | | | характеризующий | показателя за месяц, | доходности единицы | предпринимателя, | | одного | | | вид | руб. | физического | руб. | | предпринимателя, | | | деятельности | | показателя во |---------------------| | руб. | | | | | вмененный доход в | за | за год | | | | | | | расчете на одного | месяц | | | | | | | | предпринимателя | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |------------------|------------------|----------------------|----------------------|--------|------------|-------------------|------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 = | 6 = | 7 | 6 x 100 | | | | | | 3 x 4 | гр. 5 x 12 | | 8= --------- | | | | | | | | | 100 - гр. 7 | |------------------|------------------|----------------------|----------------------|--------|------------|-------------------|------------------| | Услуги по | Общая | 133 | Средний | 6464 | 77568 | - | 77568 | | краткосрочному | площадь | | размер | | | <*> | | | проживанию | (кв. м) | | общей | | | | | | | | | площади в | | | | | | | | | расчете | | | | | | | | | на 1 | | | | | | | | | квартиру | | | | | | | | | (48,6 | | | | | | | | | кв. м) | | | | | |------------------|------------------|----------------------|----------------------|--------|------------|-------------------|------------------| | Транспортные | Грузоподъемность | 500 | Средняя | 1800 | 21600 | 54,1 | 47059 | | услуги | транспортного | | грузоподъемность | | | | | | | средства (тонн) | | автомобилей | | | | | | | | | (3,6 тонны) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |------------------|------------------|----------------------|----------------------|--------|------------|-------------------|------------------| ---- <*> По этому виду услуг в целях избежания повторного счета вмененный доход приравнивается к валовому, т.к. жилищно - коммунальные платежи, которые можно считать затратами владельца жилья, являются оплатой услуг, предоставляемых службами жилищно - коммунального хозяйства и учитываемых в их отчетах по ф. N 1-услуги. 6.2.8. Окончательный вариант оценки объема платных услуг населению в расчете на одного индивидуального предпринимателя. Из трех вариантов расчета объема платных услуг населению на одного предпринимателя ни один не является предпочтительным, каждый имеет свои преимущества и свои недостатки: ----------------------------------------------------------------------------------- | Показатель | Преимущества | Недостатки | | (вариант | | | | расчета) | | | |----------------------|---------------------------|--------------------------------| | 1. Объем платных | Расчет менее трудоемок | Некоторая условность при | | услуг в расчете на | (вся необходимая | расчете, выражающаяся в | | одного работники | информационная база | неполном соответствии | | малого предприятия | имеется в органах | вида услуг и численности | | (Омал) | статистики), показатель | работников, занимающихся | | | имеет квартальную | оказанием именно этого | | | периодичность разработки, | вида услуг, особенно при | | | что позволяет на основе | разнообразном | | | анализа текущей динамики | ассортименте | | | отслеживать его | предоставляемых | | | объективность | предприятием услуг | |----------------------|---------------------------|--------------------------------| | 2. Валовой доход в | По экономическому | Есть вероятность искажения | | расчете на одного | содержанию наиболее точно | данных в сторону занижения, | | индивидуального | соответствует искомому | т.к. в целях уклонения от | | предпринимателя | показателю | налогов предприниматели могут | | (Овд) | | намеренно указывать в своих | | | | декларациях меньший уровень | | | | доходов, чем это имело место | | | | на самом деле | |----------------------|---------------------------|--------------------------------| | 3. Вмененный доход | Рассчитывается по | Для некоторых видов услуг не | | (с досчетом до | специальной методике на | является представительным, | | размера валового) в | основе использования | т.е. не соответствует в полном | | расчете на одного | всего спектра имеющихся | объеме тому виду услуг, для | | индивидуального | данных, утверждается | которого вынужден применяться | | предпринимателя | нормативными правовыми | (может отражать только одну | | (Овмд) | актами | услугу из перечня услуг, | | | | входящих в вид). Требуются | | | | досчеты до размера валового | | | | дохода, а в ряде случаев - | | | | пересчеты к необходимой базе | | | | | |----------------------|---------------------------|--------------------------------| При выборе окончательного варианта оценки, объема платных услуг в расчете на одного предпринимателя однозначной рекомендации нет, возможны разные случаи, в зависимости от чего специалистом, осуществляющим расчеты по настоящей Методике, принимается решение. Наиболее часто встречающимися случаями могут быть следующие: ----------------------------------------------------------------------------------------- | Полученные | Соотношения между | Выбор окончательного | | результаты | результатами расчетов | варианта расчета (Оф) | |--------------------------------|-----------------------|--------------------------------| | 1. По всем трем вариантам | Омал ~= Овд ~= Овмд | Выбирается любой вариант или | | получены примерно одинаковые | | среднеарифметическая из них. | | результаты (разрыв между | | | | максимальным и минимальным | | | | значением не превышает 5%) | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------------|-----------------------|--------------------------------| | 2. По второму варианту | Овд ~= Овмд или Овд | Выбирается любой из этих двух, | | получены результаты, близкие к | ~= Омал | близких друг другу, вариантов | | расчетам по третьему или | | или среднеарифметическая из | | первому варианту (разрыв менее | | них | | 5%) | | | | | | | | | | | |--------------------------------|-----------------------|--------------------------------| | 3. Результат, полученный по | Овд > Омал и | Выбирается результат, | | второму варианту, превышает | Овд > Овмд | полученный по второму варианту | | данные расчетов по другим | | (Овд), т.к. нереально считать, | | вариантам (даже если последние | | что предприниматель завышает | | близки между собой) | | свои доходы в декларации | | | | | | | | | | | | | |--------------------------------|-----------------------|--------------------------------| | 4. По одному из вариантов | Омал = ?, Овд > Овмд, | Выбирается второй | | данные отсутствуют (вид услуг | Овмд = ?, Овд > Омал | вариант (Овд) | | может не входить в перечень |-----------------------|--------------------------------| | сфер деятельности, на которые | Омал = ?, Овмд > Овд, | Предпочтение отдается третьему | | устанавливается единый налог | Овд = ?, Овмд > Омал, | варианту, за исключением тех | | на вмененный доход, или в | Овд = ?, Омал > Овмд | видов услуг, по которым | | выборку малых предприятий не | | вмененный доход не совсем | | попало ни одного предприятия, | | представителен по набору | | оказывающего данный вид услуг, | | входящих в вид услуг (Овмд) | | и т.п.), а разрыв между | | | | данными других вариантов | | | | существенен |-----------------------|--------------------------------| | | Овмд = ?, Омал > Овд | Предпочтение отдается тому | | | | варианту, который наиболее | | | | часто выбран в качестве | | | | окончательного по другим видам | | | | услуг | | | | | |--------------------------------|-----------------------|--------------------------------| | 5. По всем трем вариантам | Омал не равно Овд, | Предпочтение отдается тому | | получены абсолютно разные | Овд не равно Овмд, | варианту, который наиболее | | результаты | Овмд не равно Омал | часто выбран в качестве | | | | окончательного по другим видам | | | | услуг, за исключением случая, | | | | когда второй вариант | | | | превосходит первый и третий | | | | (Овд > Омал и Овмд), тогда | | | | выбирается второй вариант | | | | (Овд) | | | | | | | | | |--------------------------------|-----------------------|--------------------------------| Возможны и другие мотивы выбора специалистом, осуществляющим расчеты по настоящей Методике, того или иного значения, главное, чтобы этот выбор был объясним и логически обоснован. Принятые в качестве окончательных данные об объеме платных услуг населению в расчете на одного предпринимателя (оф) заносятся в графу 11 схемы N 1-КФ (услуги). Перемножением их на данные графы 7 этой схемы (Ф) получается объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами (Оф). 6.3. Окончательный вариант оценки объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами По каждому виду услуг в качестве окончательной оценки объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами, принимается наибольшее из двух значений этого показателя, рассчитанных в соответствии с п. 6.1 и 6.2 настоящей Методики. Оно заносится в графу 14 схемы N 1-КФ (услуги). После определения объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами, рассчитывается следующий коэффициент досчета, на основе которого в следующем за отчетным году будет оцениваться объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами: Оо + Оф Кф = -------, (13) Оо где: Кф - коэффициент досчета на объемы платных услуг, оказанных населению физическими лицами; Оо - объем платных услуг, оказанных населению отчитавшимися организациями, включая распространенные на генеральную совокупность данные по малым предприятиям; Оф - объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Коэффициент Кф показывается в графе 16 схемы N 1-КФ (услуги). 7. Общий объем платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности Общий объем платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности получается суммированием отчетных данных с расчетными: Ов = Оо + Он + Оз + Онр + Оф. (14) Расчет общего объема платных услуг с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности производится по схеме N 1-досчет (услуги), приведенной в Приложении N 7. 8. Коэффициент досчета объема платных услуг населению на объемы скрытой и неформальной деятельности Коэффициент досчета объема платных услуг населению на объемы скрытой и неформальной деятельности рассчитывается по формуле: Ов Кд = --. (15) Оо Полученное значение коэффициента Кд показывается в графе 17 схемы N 1-досчет (услуги). 9. Контроль объективности произведенных расчетов общего объема платных услуг населению Объективность рассчитанного на основе настоящей Методики общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности проверяется путем: 9.1. Сопоставления указанного объема с ранее произведенными прогнозными оценками объема платных услуг населению по видам, которые осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе рекомендаций Минэкономики России. 9.2. Сопоставления рассчитанного общего объема платных услуг населению в целом с оборотом розничной торговли за аналогичный период времени (в длительной динамике это соотношение меняется в сторону увеличения роли платных услуг, но за короткий промежуток времени это изменение обычно незначительно). 9.3. Сопоставления динамики рассчитанного объема платных услуг с динамикой потребительских расходов на оплату услуг по данным обследования бюджетов домашних хозяйств (тенденции в динамике обоих показателей должны быть одинаковые). 9.4. Сопоставления динамики этого показателя в сопоставимых ценах с динамикой соответствующих натуральных показателей отраслевых статистик (пассажирооборот, число телефонных переговоров, почтовых отправлений и т.п., число посещений учреждений культуры, численность учащихся на платной основе и т.п.). 9.5. Анализа доли скрытой и неформальной деятельности в общем объеме услуг данного вида в динамике (любое значительное изменение этой доли в сторону увеличения или уменьшения должно быть обосновано). 9.6. Проведения по отдельным видам услуг дополнительных расчетов объемов платных услуг, оказанных населению физическими лицами, на основе приведенных в п. 12 настоящей Методики альтернативных методик в случае, если расчеты по основной Методике дают явно необъективную информацию. 10. Порядок определения общего объема платных услуг населению на основе коэффициентов досчета Коэффициенты досчета, алгоритм получения которых приведен в предыдущих разделах настоящей Методики, используются для определения текущих данных об общем объеме платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности на протяжении следующего за отчетным года. Программа обработки текущей информации об объеме платных услуг населению по формам N П-1 и ПМ (таблица У-4) предусматривает получение по каждому виду услуг следующих показателей: объем по крупным и средним организациям <*> (Ок) - строка 3; объем по малым предприятиям (Ом) - строка 4; объем по неотчитавшимся организациям, организациям, занизившим сведения в отчетах, и организациям с неформальной занятостью (Он + Оз + Онр = Онедоучет) - строка 5; объем по физическим лицам (Оф) - строка 6; оценка скрытой и неформальной деятельности (Онф) - строка 7. ---- <*> Включая организации с численностью занятых менее 15 человек, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства. Первые два показателя в сумме (Ок + Ом = Оо) являются исходной информационной базой для расчета трех последних составляющих общего объема платных услуг населению на основе соответствующих коэффициентов. 10.1. Объем недоучета платных услуг за счет данных по неотчитавшимся организациям, организациям, занизившим сведения в отчетах, и организациям с неформальной занятостью рассчитывается на основе алгоритма, заложенного в программу обработки данных: Онедоучет = Оо x К, (16) где: Оо - объем платных услуг населению за отчетный месяц по отчитавшимся организациям (данные форм N П-1 и ПМ с учетом распространения данных на генеральную совокупность малых предприятий); К - коэффициент расчета объемов по неотчитавшимся организациям, организациям, занизившим сведения в отчетах, и организациям с неформальной занятостью. В программном обеспечении обработки информации по форме N П-1 указанный коэффициент (К) является импортируемым (таблица ИУ-11, графа 1). Расчет его производится на основе коэффициентов досчета, полученных по итогам за предыдущий год, по формуле: К = (Кн - 1) + (Кз - 1) + (Кнр - 1). (17) При этом коэффициент расчета К связан с коэффициентом досчета на объемы услуг, оказанных населению организациями Ко, показанным в графе 16 схемы N 1-досчет (услуги) следующим образом: К = Ко - 1. (18) 10.2. Объем платных услуг по физическим лицам (Оф) получается путем умножения объема платных услуг населению по отчитавшимся организациям за отчетный месяц (Оо) на коэффициент досчета на объемы услуг, оказанных физическими лицами, за предыдущий год (Кф) за минусом единицы: Оф = Оо x (Кф - 1). (19) Коэффициент расчета объема услуг, оказанных населению физическими лицами (Кф - 1), является импортируемым показателем, он отражается в таблице ИУ-11 по графе 2. При этом показанное по этой графе значение должно быть на единицу меньше данных графы 16 схемы N 1-КФ (услуги). 10.3. Оценка скрытой и неформальной деятельности по платным услугам населению заложена в программе обработки информации и осуществляется на основе алгоритма: Онф = Онедоучет + Оф. (20) 10.4. Общий объем платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности (строка 1 таблицы У-4) формируется как сумма объемов услуг, оказанных организациями (с учетом досчета на недоучет) и физическими лицами: Ов = Ок + Ом + Онедоучет + Оф. (21) 10.5. В соответствии с заложенным в программу обработки информации по форме N П-1 алгоритмом расчет общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности производится только по данным за месяц, данные нарастающим итогом получаются по сумме соответствующих месяцев. Это позволяет при необходимости вносить коррективы в используемые коэффициенты досчета. 11. Корректирование коэффициентов досчета Корректирование коэффициентов досчета, рассчитанных по данным за предыдущий год, допускается в целях повышения объективности оценки путем учета ситуации, складывающейся на рынке услуг в текущем году. Индикаторами этой ситуации могут выступать следующие факторы: 11.1. Динамика цен на услуги При рыночных отношениях цена является главным уравновешивающим элементом соотношения спроса и предложения на товар или услугу. Плавный, незначительный рост цены говорит об относительной стабильности указанного соотношения и соотношения между разными секторами реализации (корректировка коэффициентов досчета не требуется). После резкого скачка цены следует ожидать сокращения физического объема спроса на данную услугу и соответственно ее реализации (обоснованным будет уменьшение коэффициентов). Замедление темпов роста цены на услугу после резкого ее удорожания свидетельствует о том, что падение спроса достигло максимальной отметки и в ближайшей перспективе можно ожидать повышения реализации услуги (обоснованным будет увеличение коэффициентов). 11.2. Динамика объема платных услуг населению в расчете на одного работника малого предприятия Как отмечалось выше, малые предприятия работают с частными предпринимателями примерно в одинаковых условиях. Поэтому естественно предположить, что те тенденции, которые складываются в их деятельности, характерны и для частного индивидуального сектора. Если наблюдается рост объема платных услуг в расчете на одного работника малого предприятия (в фактических ценах), то правомерным будет увеличение коэффициента расчета объема услуг, оказанных населению физическими лицами (Кф - 1), и, наоборот, при снижении производительности на малых предприятиях следует уменьшить названный коэффициент. Корректирование производится путем умножения коэффициента расчета (Кф - 1) на темп изменения объема платных услуг в расчете на одного работника малого предприятия (в фактических ценах) в отчетном периоде по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. 11.3. Динамика численности индивидуальных предпринимателей Как указывалось выше, обследование по проблемам занятости проводится с квартальной периодичностью. В зависимости от того, в какую сторону меняется, по данным этого обследования, численность индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием какого-либо вида услуг, следует корректировать и коэффициент расчета объемов услуг, оказанных физическими лицами (Кф - 1). При этом целесообразно влияние этого фактора рассматривать одновременно с предыдущим фактором (п. 11.2), сокращение численности предпринимателей может сопровождаться ростом производительности их труда, и наоборот. В этом случае степень корректировки указанного коэффициента определяется темпом изменения в отчетном квартале по отношению к предыдущему объема услуг, оказанных физическими лицами, рассчитанного как произведение численности предпринимателей и среднего объема услуг в расчете на одного предпринимателя (Ф x Омал). 11.4. Динамика заработной платы, пенсий, пособий и динамика задолженности по их выплате Рост абсолютного размера заработной платы, пенсий и пособий и сокращение задолженности по их выплате способствует росту реализации услуг, нарастание же задолженности, напротив, ведет к снижению покупательского спроса и соответственно объема реализации услуг. В соответствии с этой тенденцией корректируются и коэффициенты досчета. 11.5. Динамика оборота розничной торговли При возникновении по любой причине ажиотажного спроса на товары, как правило, происходит перераспределение денежных расходов населения в сторону увеличения расходов на покупку товаров за счет сокращения расходов на услуги. В такой ситуации коэффициенты досчета по услугам должны быть уменьшены. 11.6. К какой группе услуг относится данный вид услуг Все услуги можно условно разделить на три группы: - услуги, "обязательные" к оплате (жилищно - коммунальные, пассажирского транспорта, ритуальные, услуги абонементной телефонной связи), - физический объем реализации их практически не зависит от экономической ситуации и коэффициенты досчета по ним наименее подвержены изменениям; - услуги "для богатых" (услуги автосервиса, по ремонту и строительству жилищ, по ремонту радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники, индивидуальному пошиву одежды и обуви, услуги сотовой, пейджинговой, телематической связи, санаторно - оздоровительные, физкультурные, образовательные услуги, услуги правового характера и др.) - потребителями их являются в основном высокодоходные слои населения, что обеспечивает достаточную стабильность спроса и их реализации, коэффициенты на эти услуги также не подвержены особым изменениям; - остальные услуги - коэффициенты на них могут корректироваться в зависимости от текущей ситуации на рынке. 11.7. Уровень отчетной дисциплины Коэффициент расчета К должен корректироваться в зависимости от динамики соотношения отчитавшихся и неотчитавшихся организаций за отчетный месяц. 11.8. Проводимые мероприятия по борьбе с теневой экономикой Это касается мероприятий, проводимых как на федеральном уровне, так в субъекте Российской Федерации и направленных на повышение собираемости налогов, упорядочивания лицензирования определенных видов деятельности, повышения уровня регистрации в установленном порядке хозяйствующих субъектов, а также проводимой политики в отношении частного индивидуального предпринимательства и других мероприятий, способствующих расширению реального сектора экономики. Индикатором эффективности этих мероприятий является положительная динамика уровня собираемости налогов (в этом случае коэффициенты досчета должны быть уменьшены). Непосредственная величина корректировки коэффициентов определяется экспертным путем с учетом всех перечисленных факторов в комплексе, что обеспечивает обоснованное объяснение каждого случая изменения коэффициента. 12. Альтернативные методики определения объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами, по отдельным видам услуг Приведенные в этом разделе альтернативные методики предназначены для использования исключительно в тех случаях, когда основная Методика не позволяет получить по какому-либо виду услуг объективную оценку объемов, оказанных физическими лицами. Исходя из этого применение их не носит обязательного характера. 12.1. Услуги пассажирского транспорта В сфере пассажирского транспорта индивидуальное предпринимательство получило распространение в основном на автомобильном транспорте (частный извоз). Расчет объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами, занимающимися перевозкой пассажиров, производится перемножением числа таких лиц на величину годового объема платных услуг, приходящегося на один таксомотор, при этом условно принимается, что каждый владелец лицензии имеет один автомобиль и работает в одну смену: Д Оф = Ф x -----, (22) 2 x А где: Оф - объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, занимающимися перевозкой пассажиров; Ф - число предпринимателей, занятых перевозкой пассажиров (число лицензий), ф. N 8-авто (лиц) "Отчет о лицензионной работе на автомобильном транспорте"; Д - объем платных услуг, оказанных населению легковыми таксомоторами (доходы от перевозок пассажиров), ф. N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта"; А - среднесписочное количество легковых таксомоторов (по данным ф. N 3-автотранс, раздел 3, стр. 341, гр. 7: сумма наличия легковых таксомоторов на начало и конец отчетного года, деленная на 2). Аналогично, исходя из объема платных услуг на один автобус, выполняется расчет объемов услуг индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автобусные перевозки. Количество автобусов на 1 января можно получить из отчета по форме N 1-тр (автотранспорт) "Сведения об автотранспорте и о протяженности ведомственных и частных автодорог" по отрасли "автомобильный транспорт", раздел 1, стр. 102, гр. 3, количество легковых таксомоторов - из отчета по форме N 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", раздел 3, стр. 341, гр. 7. Если в регионе отсутствуют таксомоторные парки и осуществляется только частный извоз, данные о доходах, приходящихся на один таксомотор, берутся на уровне соседнего региона. Расчет объема платных услуг населению по частному извозу пассажиров и коэффициента досчета производится по схеме N 1-КФ (транспорт), приведенной в Приложении N 8. 12.2. Медицинские услуги К платным медицинским услугам относятся услуги, направленные на удовлетворение лечебно - оздоровительных потребностей граждан, оплачиваемые последними. Эти услуги заключаются в постановке диагноза, проведении диагностических, профилактических и лечебных процедур, консультаций врачами - специалистами и других видов медицинской помощи и санитарного обслуживания. Платные медицинские услуги, оказываемые населению физическими лицами, делятся на услуги частнопрактикующих специалистов (врачей и среднего медицинского персонала), получивших лицензию на право занятия самостоятельной медицинской деятельностью, и услуги, оказываемые врачами и средним медперсоналом в учреждениях здравоохранения за наличные (незаконные) платежи. Объем услуг по каждой из этих групп определяется отдельно. 12.2.1. Объем платных медицинских услуг, оказанных населению частнопрактикующими специалистами. Определение объема платных медицинских услуг, оказанных населению частнопрактикующими специалистами, основано на использовании данных лицензионных палат о числе зарегистрированных частнопрактикующих специалистов соответствующего профиля, данных федерального статистического наблюдения по форме N 47 "Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения" о средней нагрузке на одного специалиста, т.е. посещаемости его больными (с учетом необходимых корректировок) и получаемой экспертным путем на основе опросов средней стоимости одного посещения больным врача (среднего медицинского персонала). Расчет производится отдельно по врачам и среднему медицинскому персоналу (с последующим суммированием полученных итогов) по формуле: Оч = С x П x р, (23) где: Оч - объем платных медицинских услуг, оказанных населению частнопрактикующими врачами (средним медицинским персоналом); С - число частнопрактикующих врачей (среднего медицинского персонала); П - посещаемость частнопрактикующих врачей (среднего медицинского персонала); р - средняя стоимость одного посещения частнопрактикующего врача (среднего медицинского персонала). Общее число частнопрактикующих специалистов (С) определяется на основе сведений о числе врачей и среднего медицинского персонала, получивших необходимую лицензию на право занятия медицинской деятельностью. Информация о числе заявок и выданных лицензий по видам деятельности собирается в региональных лицензионных палатах. По каждому виду деятельности работают специальные центры. В частности, в Москве выдачу лицензий на оказание услуг в области здравоохранения производит Мосгоркомиссия по лицензированию медицинской деятельности. Кроме того, необходимо учесть медицинских работников, практикующих без лицензий. Их число определяется в процентном |