МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ. Рекомендации. Министерство здравоохранения РФ. 28.12.00 2510/14302-34


Страницы: 1  2  



          МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ФОРМИРОВАНИЯ
        И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
       ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
               ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

                          28 декабря 2000 г.
                           N 2510/14302-34

       ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

                          28 декабря 2000 г.
                            N 5594/40-1/и

                                 (Д)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                               Министр здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                                         Ю.Л. ШЕВЧЕНКО
                                                  28 декабря 2000 года
                                                       N 2510/14302-34

                                                              Директор
                                                    Федерального фонда
                                обязательного медицинского страхования
                                                          А.М. ТАРАНОВ
                                                  28 декабря 2000 года
                                                         N 5594/40-1/и

                                                           Согласовано
                                         Заместитель Министра финансов
                                                  Российской Федерации
                                                         Т.А. ГОЛИКОВА
                                                  28 декабря 2000 года
                                                            N 02-10-08

                          1. Общие положения

     Настоящие Методические  рекомендации  по  порядку  формирования и
экономического обоснования  территориальных  программ  государственных
гарантий   обеспечения   граждан   Российской   Федерации   бесплатной
медицинской помощью (далее Методические  рекомендации)  разработаны  в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29
ноября  2000  года  N  907  "О  Программе   государственных   гарантий
обеспечения   граждан   Российской  Федерации  бесплатной  медицинской
помощью" (далее - Программа).
     Методические рекомендации определяют цели,  принципы, структуру и
порядок  формирования   органами   исполнительной   власти   субъектов
Российской   Федерации   Территориальной   Программы   государственных
гарантий   обеспечения   граждан   Российской   Федерации   бесплатной
медицинской  помощью  (далее  -  Территориальная программа) в пределах
общих объектов,  установленных программой государственных гарантий  на
2001 год.
     Территориальная Программа представляет  собой  пакет  документов,
определяющих    перечень    заболеваний,   видов,   объемов,   условий
предоставления  и  финансирования  медицинской   помощи,   оказываемой
населению   за   счет:   средств   бюджетов   всех   уровней,  средств
обязательного  медицинского   страхования   (далее   ОМС)   и   других
поступлений.   Территориальная   программа   содержит  территориальные
нормативы по конкретным объемам медицинской  помощи  и  показатели  их
финансового обеспечения.
     Цель разработки Территориальных Программ:
     - создание  единого  механизма  реализации  конституционных  прав
граждан  Российской  Федерации  по  получению  бесплатной  медицинской
помощи гарантированного объема и  качества  за  счет  всех  источников
финансирования;
     - обеспечение  сбалансированности  обязательств  государства   по
предоставлению  населению  бесплатной  медицинской помощи и выделяемых
для этого финансовых средств;
     - повышение   эффективности   использования   имеющихся  ресурсов
здравоохранения.
     Основные принципы формирования Территориальных Программ:
     - обоснование  потребности  населения  территории  в  медицинской
помощи,  исходя  из  особенностей демографического состава,  уровней и
структуры заболеваемости населения;
     - обеспечение   соответствия  гарантируемых  объемов  медицинской
помощи  нормативам   и   стандартам   оказания   медицинской   помощи,
предусмотренных Программой;
     - научное  обоснование  необходимых  материальных  и   финансовых
затрат на соответствующую единицу объема медицинской помощи;
     - сбалансированность объемов, структуры гарантируемой медицинской
помощи и необходимых для их реализации финансовых средств;
     - уровень соответствия мощностей сети учреждений  здравоохранения
субъекта  Российской  Федерации  потребности  населения  в медицинской
помощи  и  необходимый  объем  медицинской   помощи   вне   территории
проживания:
     - повышение   эффективности    использования    ресурсной    базы
здравоохранения  за  счет  комплексного  территориального планирования
сети  учреждений  здравоохранения   и   внедрения   ресурсосберегающих
медицинских технологий.
     Структура Территориальной Программы.
     Территориальная Программа включает в себя:
     - Перечень    заболеваний    и    видов    медицинской    помощи,
предоставляемой  населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней,  и
видов и объемов медицинской  помощи,  финансируемых  за  счет  средств
обязательного медицинского страхования;
     - Перечень медицинских учреждений,  работающих в системе  ОМС,  и
учреждений, финансируемых из бюджета;
     - Сводный расчет объемов и  стоимости  Территориальной  программы
(Госзаказ);
     - Согласованные объемы медицинской  помощи  и  их  финансирования
муниципальных образований (муниципальный заказ);
     - План  реализации  государственного  и   муниципальных   заказов
объемов   гарантируемой   медицинской   помощи   населению  лечебно  -
профилактическими   учреждениями   субъекта   Российской    Федерации,
ведомственными    лечебно    -    профилактическими   учреждениями   и
учреждениями, расположенными за пределами данной территории;
     - Перечень   жизненно   необходимых   и  важнейших  лекарственных
средств,  изделий  медицинского  назначения  и  расходных  материалов,
применяемых при реализации государственных гарантий;
     - Условия и порядок предоставления бесплатной медицинской  помощи
населению территории субъекта Российской Федерации;
     - Сводный   расчет   стоимости    утвержденной    Территориальной
Программы, включающей Территориальную программу ОМС (см. раздел 4.2).

         2. Перечень заболеваний и видов медицинской помощи,
                 предоставляемой населению бесплатно

     Гражданам Российской Федерации в рамках Территориальной Программы
бесплатно предоставляются:
     1. Скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или
здоровью  гражданина  или  окружающих  его  лиц,  вызванных внезапными
заболеваниями,  обострениями  хронических   заболеваний,   несчастными
случаями,  травмами  и  отравлениями,  осложнениями беременности и при
родах;
     2. Амбулаторно   -  поликлиническая  помощь,  включая  проведение
мероприятий по профилактике (в  том  числе  диспансерному  наблюдению,
включая наблюдение здоровых детей),  диагностике и лечению заболеваний
как в поликлинике, так и на дому;
     3. Стационарная  помощь  при  острых  заболеваниях  и обострениях
хронических болезней,  отравлениях и  травмах,  требующих  интенсивной
терапии,   круглосуточного   медицинского  наблюдения  и  изоляции  по
эпидемиологическим показаниям;  при патологии  беременности,  родах  и
абортах;  при  плановой  госпитализации  с  целью проведения лечения и
реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том
числе в детских и специализированных санаториях.
     4. Медицинская помощь,  оказываемая в  дневных  стационарах  всех
типов (см. Приказ Минздрава Российской Федерации от 09.12.99 N 438).
     При оказании помощи в больницах,  дневных стационарах  и  службой
скорой  медицинской  помощи  осуществляется  бесплатная  лекарственная
помощь в соответствии с  перечнем  жизненно  необходимых  и  важнейших
лекарственных  средств,  утверждаемых  в установленном порядке органом
управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
     Перечисленные выше  виды  медицинской  помощи предоставляются при
следующих группах болезней и состояний в  учреждениях  здравоохранения
всех форм собственности (схема 1).

                                                               Схема 1

                                СХЕМА
              ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПЕРЕЧНЕЙ БОЛЕЗНЕЙ И СОСТОЯНИЙ
        ПАЦИЕНТОВ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВРАЧЕЙ И ПРОФИЛЕЙ ОТДЕЛЕНИЙ
        СТАЦИОНАРОВ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

------------------------------------------------------------------------------------
| N  | Группы болезней    | Класс по | Перечень основных   | Перечень              |
|    |   и состояний      |  МКБ-10  | специалистов,       | профилей стационарных |
|    |                    |   <*>    | оказывающих помощь  | отделений <**>        |
|    |                    |          | <**>                |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 1  |        2           |    3     |          4          |         5             |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 1  | Инфекционные,      |    I     | инфекционист,       | инфекционное,         |
|    | паразитарные       |          | педиатр, терапевт   | педиатрическое        |
|    | болезни            |          |                     |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 2  | Болезни,           |    I     | дермато -           | венерологическое      |
|    | передаваемые       |          | венеролог           |                       |
|    | половым путем      |          |                     |                       |
|    | <***>              |          |                     |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 3  | Туберкулез         |    I     | фтизиатр,           | туберкулезное,        |
|    | <***>              |          | торакальный         | торокальной           |
|    |                    |          | хирург,             | хирургии,             |
|    |                    |          | хирург              | хирургическое         |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 4  | Синдром            |    I     | инфекционист        | инфекционное          |
|    | приобретенного     |          |                     |                       |
|    | иммунодефицита     |          |                     |                       |
|    | (СПИД) <***>       |          |                     |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 5  | Новообразования    |    II    | онколог,            | онкологическое,       |
|    |                    |          | онколог -           | лучевой терапии,      |
|    |                    |          | гинеколог,          | хирургическое,        |
|    |                    |          | онколог -           | гинекологическое      |
|    |                    |          | радиолог            |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 6  | Болезни            |    IV    | эндокринолог,       | эндокринологическое,  |
|    | эндокринной        |          | терапевт,           | терапевтическое,      |
|    | системы,           |          | педиатр, хирург     | педиатрическое,       |
|    | расстройства       |          |                     | хирургическое         |
|    | питания,           |          |                     |                       |
|    | нарушения          |          |                     |                       |
|    | обмена веществ     |          |                     |                       |
|    | и иммунитета       |          |                     |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 7  | Болезни крови,     |   III    | гематолог,          | гематологическое,     |
|    | кроветворных       |          | терапевт,           | терапевтическое,      |
|    | органов и          |          | иммунолог,          | иммунологическое,     |
|    | отдельные          |          | педиатр, врач       | педиатрическое        |
|    | нарушения,         |          | общей практики      |                       |
|    | вовлекающие        |          | (ВОП)               |                       |
|    | иммунный           |          |                     |                       |
|    | механизм           |          |                     |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 8  | Психические        |    V     | психиатр,           | психиатрическое,      |
|    | расстройства и     |          | психотерапевт,      | психотерапевтическое  |
|    | расстройства       |          | психолог,           |                       |
|    | поведения <***>    |          | социальные          |                       |
|    |                    |          | работники           |                       |
|    |                    |          | (педагоги,          |                       |
|    |                    |          | юристы)             |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 9  | Наркологические    |    V     | нарколог            | Наркологические       |
|    | заболевания        |          |                     |                       |
|    | <***>              |          |                     |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 10 | Болезни нервной    |    VI    | невропатолог,       | неврологическое,      |
|    | системы            |          | нейрохирург,        | нейрохирургическое    |
|    |                    |          | терапевт, ВОП       |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 11 | Болезни глаза      |   VII    | офтальмолог, ВОП    | офтальмологическое    |
|    | и его              |          |                     |                       |
|    | придаточного       |          |                     |                       |
|    | аппарата           |          |                     |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 12 | Болезни уха,       |   VIII   | отоларинголог,      | отоларингологическое, |
|    | горла, носа        |          | хирург, ВОП         | хирургическое         |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 13 | Болезни            |    IX    | кардиолог,          | кардиологическое,     |
|    | системы            |          | ревматолог,         | ревматологическое,    |
|    | кровообращения     |          | терапевт, педиатр,  | кардио -              |
|    |                    |          | торакальный         | ревматологическое,    |
|    |                    |          | хирург,             | терапевтическое,      |
|    |                    |          | кардиохирург,       | педиатрическое,       |
|    |                    |          | сосудистый хирург,  | торакальной хирургии, |
|    |                    |          | ВОП                 | кардиохирургическое,  |
|    |                    |          |                     | сосудистой хирургии   |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 14 | Болезни органов    |    X     | пульмонолог,        | пульмонологическое,   |
|    | дыхания            |          | терапевт,           | терапевтическое,      |
|    |                    |          | педиатр,            | аллергологическое,    |
|    |                    |          | аллерголог,         | торакальной хирургии  |
|    |                    |          | торакальный         |                       |
|    |                    |          | хирург, ВОП         |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 15 | Болезни органов    |    XI    | гастроэнтеролог,    | гастро -              |
|    | пищеварения        |          | терапевт,           | энтерологическое,     |
|    |                    |          | педиатр, хирург,    | терапевтическое,      |
|    |                    |          | проктолог, ВОП      | педиатрическое,       |
|    |                    |          |                     | хирургическое,        |
|    |                    |          |                     | проктологическое      |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 16 | Заболевания        |    XI    | стоматолог,         | стоматологическое,    |
|    | зубов и полости    |          | стоматолог -        | челюстно - лицевой    |
|    | рта                |          | хирург              | хирургии              |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 17 | Болезни            |   XIV    | нефролог,           | нефрологическое,      |
|    | мочеполовой        |          | терапевт,           | терапевтическое,      |
|    | системы            |          | педиатр,            | урологическое,        |
|    |                    |          | уролог,             | хирургическое,        |
|    |                    |          | хирург              | гемодиализа           |
|    |                    |          |                     | (искусственной почки) |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 18 | Болезни            |   XIV    | акушер -            | гинекологическое      |
|    | женских            |          | гинеколог, ВОП      |                       |
|    | половых            |          |                     |                       |
|    | органов            |          |                     |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 19 | Беременность,      |    XV    | акушер -            | акушерское,           |
|    | включая            |          | гинеколог, ВОП      | гинекологическое      |
|    | аборты по          |          |                     |                       |
|    | медицинским и      |          |                     |                       |
|    | социальным         |          |                     |                       |
|    | показаниям,        |          |                     |                       |
|    | роды,              |          |                     |                       |
|    | послеродовой       |          |                     |                       |
|    | период             |          |                     |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 20 | Болезни кожи       |   XII    | дермато -           | кожное,               |
|    | и подкожной        |          | венеролог,          | аллергологическое,    |
|    | клетчатки          |          | аллерголог,         | хирургическое         |
|    |                    |          | хирург, ВОП         |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 21 | Болезни            |   XIII   | ревматолог,         | ревматологическое,    |
|    | костно -           |          | терапевт,           | терапевтическое,      |
|    | мышечной           |          | педиатр,            | педиатрическое        |
|    | системы и          |          | травматолог -       |                       |
|    | соединительной     |          | ортопед,            |                       |
|    | ткани              |          | хирург, ВОП         |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 22 | Врожденные         |   XVII   | хирург,             | хирургическое,        |
|    | аномалии           |          | нейрохирург,        | отоларингологическое, |
|    | развития,          |          | отоларинголог,      | кардиохирургическое,  |
|    | деформации и       |          | кардиохирург,       | стоматологическое,    |
|    | хромосомные        |          | стоматолог -        | челюстно - лицевой    |
|    | нарушения у        |          | хирург, врач -      | хирургии;             |
|    | детей <***>        |          | генетик             | медикогенетическая    |
|    |                    |          |                     | консультация          |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 23 | Врожденные         |   XVII   | хирург,             | хирургическое,        |
|    | аномалии,          |          | нейрохирург,        | отоларингологическое, |
|    | пороки             |          | отоларинголог,      | кардиохирургическое,  |
|    | развития,          |          | кардиохирург,       | стоматологическое,    |
|    | деформации и       |          | стоматолог -        | челюстно - лицевой    |
|    | хромосомные        |          | хирург, врач -      | хирургии;             |
|    | нарушения у        |          | генетик             | медикогенетическая    |
|    | взрослых           |          |                     | консультация          |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 24 | Отдельные          |   XVI    | неонатолог,         | педиатрическое        |
|    | состояния,         |          | педиатр для         | раннего возраста,     |
|    | возникающие у      |          | новорожденных       | педиатрическое для    |
|    | детей в            |          |                     | недоношенных детей,   |
|    | перинатальном      |          |                     | педиатрическое        |
|    | периоде <***>      |          |                     |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 25 | Травмы             |   XIX    | травматолог -       | травматологическое,   |
|    |                    |          | ортопед,            | ортопедическое,       |
|    |                    |          | нейрохирург,        | нейрохирургическое,   |
|    |                    |          | хирург              | хирургическое         |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 26 | Ожоги              |   XIX    | травматолог -       | ожоговое,             |
|    |                    |          | ортопед,            | травмотологическое,   |
|    |                    |          | хирург              | хирургическое         |
|----|--------------------|----------|---------------------|-----------------------|
| 27 | Отравления и       |   XIX    | токсиколог,         | токсикологическое,    |
|    | другие             |          | терапевт,           | терапевтическое,      |
|    | воздействия        |          | педиатр,            | педиатрическое        |
|    | внешних            |          | травматолог         |                       |
|    | причин             |          |                     |                       |
|----|--------------------|----------|---------------------------------------------|
| 28 | Симптомы,          |  XVIII   |                                             |
|    | признаки,          |          |        Исключение из правил.                |
|    | отклонения от      |          |   Случаи, подлежащие специальной            |
|    | нормы,             |          |            экспертизе.                      |
|    | выявленные при     |          |                                             |
|    | клинических и      |          |                                             |
|    | лабораторных       |          |                                             |
|    | исследованиях, не  |          |                                             |
|    | классифицированные |          |                                             |
|    | в других           |          |                                             |
|    | рубриках           |          |                                             |
|----|--------------------|----------|---------------------------------------------|
| 29 | Факторы,           |   XXI    |        Исключение из правил.                |
|    | влияющие на        |          |   Случаи, подлежащие специальной            |
|    | состояние          |          |            экспертизе.                      |
|    | здоровья           |          |                                             |
|    | населения и        |          |                                             |
|    | контакты с         |          |                                             |
|    | учреждениями       |          |                                             |
|    | здравоохранения    |          |                                             |
------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> МКБ  -  Международная статистическая классификация болезней и
проблем,  связанных со здоровьем,  десятого  пересмотра,  принятая  43
Всемирной     Ассамблеей    здравоохранения    (Приказ    Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 27.05.97 N 170).
     <**> Перечень   может   быть   дополнен   в   рамках  действующей
номенклатуры специальностей и профилей отделений.
     <***> Помощь оказывается за счет средств бюджетов всех уровней.

                  2.1. Перечень заболеваний и видов
            медицинской помощи, входящих в Территориальную
           Программу обязательного медицинского страхования

     В рамках  Территориальной  Программы  обязательного  медицинского
страхования  (далее  Программа  ОМС)  в  лечебно  -   профилактических
учреждениях   независимо   от   их  организационно  -  правовой  формы
предоставляется  амбулаторно   -   поликлиническая,   стационарная   и
стационарозамещающая (дневные стационары) медицинская помощь при:
     - инфекционных   и   паразитарных   болезнях   (за    исключением
заболеваний,   передаваемых  половым  путем,  туберкулезе  и  синдроме
приобретенного иммунодефицита);
     - новообразованиях;
     - болезнях эндокринной системы;
     - расстройствах питания и нарушениях обмена веществ;
     - болезнях нервной системы;
     - болезнях  крови,  кроветворных  органов и отдельных нарушениях,
вовлекающих иммунный механизм;
     - болезнях глаза и его придаточного аппарата;
     - болезнях уха и сосцевидного отростка;
     - болезнях системы кровообращения;
     - болезнях органов дыхания;
     - болезнях органов пищеварения;
     - болезнях мочеполовой системы;
     - болезнях кожи и подкожной клетчатки;
     - заболеваниях зубов и полости рта;
     - при беременности, родах и послеродовом периоде, включая аборты;
     - при   травмах,   ожогах,   отравлениях   и   некоторых   других
последствиях воздействия внешних причин;
     - врожденных  аномалиях  развития,  деформациях   и   хромосомных
нарушениях у взрослых;
     - диспансерное наблюдение здоровых детей.
     Программа ОМС   реализуется   за   счет   средств   обязательного
медицинского страхования (страховых взносов работодателей  и  платежей
из  соответствующих  бюджетов  на ОМС неработающего населения субъекта
Российской Федерации).
     Отношения субъектов   (участников)   обязательного   медицинского
страхования регулируются законодательством и  нормативно  -  правовыми
актами    субъектов    Российской    Федерации,   не   противоречащими
законодательству и нормативно - правовой  базе  Российской  Федерации.
Программа  ОМС  реализуется  на  основе  договоров,  заключенных между
субъектами (участниками) обязательного медицинского страхования.
     Медицинская помощь  в  рамках  Базовой  Программы   обязательного
медицинского  страхования  (далее  Базовая  Программа) предоставляется
гражданам на всей территории Российской  Федерации  в  соответствии  с
договорами обязательного медицинского страхования.
     Перечень видов медицинской помощи  по  территориальной  программе
ОМС не может быть меньше установленного Базовой программой ОМС.  Объем
предоставляемой помощи зависит  от  особенностей  структуры  и  уровня
заболеваемости населения субъекта Российской Федерации.

            2.2. Перечень заболеваний и видов медицинской
          помощи, предоставляемой населению за счет средств
           бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов
                      муниципальных образований

     Гражданам Российской Федерации за счет средств  бюджета  субъекта
Российской    Федерации    и    бюджетов   муниципальных   образований
предоставляется:
     - скорая медицинская помощь,  оказываемая станциями (отделениями,
пунктами) скорой медицинской помощи;
     - амбулаторно  -  поликлиническая,  стационарная,  оказываемая  в
специализированных диспансерах,  больницах (отделениях,  кабинетах)  и
дневных  стационарах  при:  заболеваниях,  передаваемых половым путем;
туберкулезе;   синдроме    приобретенного    иммунодефицита    (СПИД);
психических  расстройствах и расстройствах поведения;  наркологических
заболеваниях; при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях
и хромосомных нарушениях у детей;  отдельных состояниях, возникающих в
перинатальном периоде.
     Кроме того,  за  счет средств бюджетов всех уровней финансируются
дорогостоящие   виды   помощи,   перечень   которых   утверждается   в
установленном  порядке  органом  управления  здравоохранения  субъекта
Российской   Федерации;   льготное   лекарственное    обеспечение    и
протезирование   (зубное,   ушное,   глазное);   медицинская   помощь,
оказываемая фельдшерско - акушерскими пунктами,  хосписами, больницами
сестринского   ухода,   лепрозориями,   трахоматозными   диспансерами,
центрами по  борьбе  со  СПИДом,  центрами  медицинской  профилактики,
врачебно - физкультурными диспансерами, детскими и специализированными
санаториями,  домами ребенка,  бюро судебно - медицинской экспертизы и
патологоанатомической     экспертизы,     отделениями    и    центрами
профпатологии,  центрами  экстренной  медицинской  помощи,  станциями,
отделениями, кабинетами переливания крови, санитарной авиацией.

           3. Методика разработки Территориальной Программы
             государственных гарантий обеспечения граждан
         Российской Федерации бесплатной медицинской помощью

          3.1. Порядок разработки Территориальной Программы
                       государственных гарантий

     Орган управления здравоохранением субъекта  Российской  Федерации
совместно   с   Территориальным  фондом  ОМС  осуществляют  разработку
Территориальной Программы в следующей последовательности:
     1. В   соответствии   с  нормативами,  определенными  Программой,
утвержденной  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
29.11.2000    N   907   (далее   -   нормативы),   проводится   расчет
территориальных  нормативов  объемов  бесплатной  медицинской  помощи,
откорректированных  с  учетом  демографических  особенностей  уровня и
структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации  (см.
ниже).
     2. На  основе   полученных   нормативов   осуществляется   расчет
стоимости  реализации  на  территории  субъекта  Российской  Федерации
планируемых    объемов     медицинской     помощи,     предусмотренных
Территориальной Программой (включающей программу ОМС).
     Для этого  на  основе  статистической  и  финансовой   отчетности
проводится    анализ   сложившейся   структуры   медицинской   помощи,
анализируется   дефицит   (или   избыток)   средств   для   реализации
государственных     гарантий,     вырабатываются     предложения    по
реструктуризации сети учреждений здравоохранения  и  совершенствованию
медицинских  технологий.  Планируемые объемы медицинской помощи должны
быть сбалансированы с планируемыми объемами финансирования как за счет
средств   бюджета   субъекта   Российской  Федерации,  так  и  средств
территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также
других финансовых источников.

            3.2. Расчет территориальных нормативов объемов
           бесплатной медицинской помощи населению субъекта
                         Российской Федерации

     Формирование территориальных   нормативов   объемов    бесплатной
медицинской   помощи   требует   углубленного   анализа   особенностей
реализации Программы в субъектах Российской Федерации с учетом  медико
-    организационных,    демографических,    климатогеографических   и
экономических условий обеспечения доступности  бесплатной  медицинской
помощи населению за счет всех источников финансирования.

     Алгоритм расчета:
     На основе Федеральных нормативов, выраженных в количестве койко -
дней   в   расчете  на  1000  жителей  (таблица  1.2,  Приложение  1),
определяется необходимый объем стационарной помощи для взрослых, детей
и в расчете на 1000 жителей субъекта Российской Федерации.
     Последовательность расчетов:
     1. Данные  таблицы  1.2 (Приложение 1) следует откорректировать с
помощью   "поправочных   коэффициентов",    учитывающих    особенности
демографического  состава  населения  субъекта  Российской  Федерации.
Поправочные коэффициенты находятся путем деления удельного веса  (в  %
или  долях единицы) численности детей и взрослых в структуре населения
территории на  соответствующие  показатели  по  Российской  Федерации,
которые составляли при расчете Базовых нормативов 22%  - дети и 78%  -
взрослые. Для "Х" территории, например, при 30% детей и 70% взрослых в
составе  населения,  поправочные  коэффициенты будут 1,36 для детского
населения (30/22  =  1,36)  и  0,89  для  взрослого  (70/78  =  0,89).
Перемножая  соответствующие  данные  таблицы  1.2 (т.е.  нормативы для
взрослых и детей)  на  эти  коэффициенты,  получаем  скорректированные
расчетные  нормативы  числа  койко  - дней для взрослых и детей данной
территории.  Пример:  коррекция по  строке  1  (кардиология)  выглядит
следующим образом (таблица 1а).

                                                            Таблица 1а

                                ПРИМЕР
          КОРРЕКЦИИ НОРМАТИВА ПОКАЗАТЕЛЯ ЧИСЛА КОЙКО - ДНЕЙ
                    НА 1000 ЖИТЕЛЕЙ "Х" ТЕРРИТОРИИ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Профиль отделения "I" |                                                     i                             |
|                       |            Норматив койко - дней на 1000 жителей (ню кд)                          |
|                       |-----------------------------------------------------------------------------------|
|                       |  Клинический     |   Городской      |    Уровень       | Итого по всем    | ВСЕГО |
|                       |  уровень для:    |  уровень для:    |   района для:    |  уровням для:    |       |
|-----------------------|------------------|------------------|------------------|------------------|-------|
|                       | взрослых | детей | взрослых | детей | взрослых | детей | взрослых | детей |       |
|-----------------------|----------|-------|----------|-------|----------|-------|----------|-------|-------|
| Кардиология           |  11,57х  | 3,8   |  97,28   | 3,44  |  0,0     | 0,0   |  108,9   | 7,2   | 116,1 |
| (норматив по          |          |       |          |       |          |       |          |       |       |
| Программе)            |          |       |          |       |          |       |          |       |       |
|-----------------------|----------|-------|----------|-------|----------|-------|----------|-------|-------|
| Поправочный           |   0,89=  | 1,36= |   0,89=  | 1,36= |  0,89=   | 1,36= |  0,89=   | 1,36= |       |
| коэффициент           |          |       |          |       |          |       |          |       |       |
|-----------------------|----------|-------|----------|-------|----------|-------|----------|-------|-------|
| Скорректированный     |  10,29   | 5,17  |  86,58   | 4,68  |  0,0     | 0,0   | 96,9     | 9,8   | 106,7 |
| норматив для "Х"      |          |       |          |       |          |       |          |       |       |
| территории            |          |       |          |       |          |       |          |       |       |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Аналогичным образом проводится коррекция  Федеральных  нормативов
по всей таблице 1.2 (Приложение 1).
     2. Определение абсолютного числа необходимых  койко  -  дней  для
населения субъекта Российской Федерации. Расчет проводится по формуле:

----------------------------------------------------------------------
|                             SUM (Kiдельта x N)            |        |
|                   Кдельта = ------------------            |  (1)   |
|                                  1000                     |        |
----------------------------------------------------------------------

     где:
     Кдельта - суммарное (по всем уровням) количество койко - дней для
населения данной территории;
     Kiдельта - скорректированный норматив койко - дней i профиля  для
взрослых и детей в расчете на 1000 жителей (т.е. данные таблицы 1а);
     N - общая численность  населения  (дети  -  взрослые)  территории
(тыс. чел.) <*>;
--------------------------------
     <*> Для  расчетов  берется среднегодовая численность населения по
прогнозу Министерства экономики Российской  Федерации  (соответственно
субъекта Российской Федерации) на расчетный период.

     SUM - знак суммирования по уровням и "i" профилям.
     Проиллюстрируем это на том же  примере  "кардиологии".  Допустим,
что  прогноз  численности  населения  территории  субъекта  Российской
Федерации составляет 1 млн.  200 тыс.  человек.  Тогда  потребность  в
койко  -  днях  по  кардиологии по уровням оказания медицинской помощи
составит (таблица 1б):

                                                            Таблица 1б
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                    | Объем помощи (абсолютное значение) по скорректированным нормативам койко - дней    |
|                    |------------------------------------------------------------------------------------|
|                    |  Клинический     |   Городской      | Уровень района   |  Итого (сумма)   | ВСЕГО  |
|                    |  уровень для:    |  уровень для:    |       для:       | по всем уровням  |        |
|                    |                  |                  |                  |       для:       |        |
|--------------------|------------------|------------------|------------------|------------------|--------|
|                    | взрослых | детей | взрослых | детей | взрослых | детей | взрослых | детей |        |
|--------------------|----------|-------|----------|-------|----------|-------|----------|-------|--------|
| Скорректированный  |          |       |          |       |          |       |          |       |        |
| норматив для "Х"   |          |       |          |       |          |       |          |       |        |
| территории         | 10,29х   | 5,17х |  86,58х  | 4,68х |    -     |   -   |   96,9   |   9,8 | 106,7  |
|--------------------|----------|-------|----------|-------|----------|-------|----------|-------|--------|
| Численность        |          |       |          |       |          |       |          |       |        |
| населения "Х"      |          |       |          |       |          |       |          |       |        |
| территории,        |          |       |          |       |          |       |          |       |        |
| тыс. чел.          |  1200=   | 1200= |  1200=   | 1200= |    -     |   -   |          |       |        |
|--------------------|----------|-------|----------|-------|----------|-------|----------|-------|--------|
| Число к/дней       |   12348  |  6204 |  103896  | 5616  |    -     |   -   |  116244  | 11820 | 128064 |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Контроль: норматив койко - дней на 1000 жителей данной территории
составит:

----------------------------------------------------------------------
|                     i     SUM Kd                       |           |
|                   ню    = ------ x 1000                |    (2)    |
|                     k/d     N                          |           |
----------------------------------------------------------------------

     или в нашем примере это:

----------------------------------------------------------------------
|              i      128064                                         |
|            ню    = -------- х 1000 = 106,7 (см. таблицу 1а)        |
|              k/d   1200000                                         |
----------------------------------------------------------------------

     Расчет корректен.

     Особенностью нормативов,   распределенных   по  уровням  оказания
медицинской   помощи,   состоит    в    их    ресурсоорганизующей    и
ресурсосберегающей  роли.  Именно  такой  подход  позволит рационально
распределить  не  только  коечный  фонд   по   иерархическим   уровням
организации   медицинской  помощи,  но  и  сбалансировать  необходимые
финансовые поступления в учреждения разного  уровня,  путем  умножения
стоимости  койко - дня по каждому профилю на планируемое число койко -
дней по данному профилю.
     Аналогичным образом  производятся  коррекция и расчеты нормативов
обеспечения потребности в  амбулаторно  -  поликлинической  помощи.  В
отличие от нормативов по стационару, нормативы посещений не приводятся
по уровням организации медицинской помощи, а даются в двух вариантах -
напрямую  в  расчете на 1000 человек соответствующего возраста (детей,
взрослых) и на 1000  жителей  (таблица  1.3,  Приложение  1).  Поэтому
расчеты можно вести напрямую,  используя данные граф 1 и 2 таблицы 1.3
и  соответствующую  численность   детского   и   взрослого   населения
территории.
     Алгоритм расчета следующий:
                                                        i
     Например, по кардиологии норматив на 1000 детей (ню  )   -     47
                                                        vd
посещений, а на 360000 детского населения (в нашем примере) абсолютное
                 i
число посещений V    составит:
                 дет

----------------------------------------------------------------------
|            i                                               |       |
|          ню   x Nдет                                       |       |
|    i       vd           47 x 360000                        |       |
|   V    = ------------ = ----------- = 16920 посещений      | (1`)  |
|    дет        1000         1000                            |       |
----------------------------------------------------------------------

     на 840000 взрослых соответственно:

----------------------------------------------------------------------
|             i                                              |       |
|           ню     x Nвзр                                    |       |
|    i        vвзр          148 x 840000                     |       |
|   V    = -------------- = ------------ = 124320 посещений  |       |
|    взр        1000            1000                         |       |
----------------------------------------------------------------------

     Как видно, в отличие от расчетов по стационару, здесь мы получаем
абсолютное число необходимых посещений  для  детей  и  взрослых  путем
прямого  расчета.  Полученные  данные вносятся в таблицу по аналогии с
таблицей 1б,  а  затем  рассчитываются  скорректированные  для  данной
территории  нормативы числа посещений в расчете на 1000 жителей (всего
населения) путем деления данных таблицы на общую численность населения
территории  и умножения на 1000 (аналогично таблице 1а).  В примере по
кардиологии это будет выглядеть следующим образом:

----------------------------------------------------------------------
|                         i                                          |
| Для детского   `      V дет x 1000   16920 x 1000                  |
| населения     V     = ------------ = ------------ = 14,1 посещений |
|                vдет        N            1200000    детей в расчете |
|                                                    на 1000 жителей |
|--------------------------------------------------------------------|
|                        i                                           |
| Для взрослого         V     x 1000                                 |
| населения       `      vвзр          124320 x 1000                 |
|                V    = ------------ = ------------- = 103,6         |
|                 взр        N            1200000      посещений     |
|                                                      взрослых на   |
|                                                      1000 жителей  |
----------------------------------------------------------------------

        ------------------------------------------------------
        |                       КОНТРОЛЬ:                    |
        |                                                    |
        |      Всего на 1000 жителей: 14,1 + 103,6 = 117,7   |
        |                                                    |
        |         16920 посещ. + 124320 посещ. = 141240;     |
        |                                                    |
        |                   141240                           |
        |                   ------- x 1000 = 117,7           |
        |                   1200000                          |
        |                                                    |
        ------------------------------------------------------

     Если сравнивать   эти   данные   с   таблицей  1.3  Приложения  1
нормативов,  мы увидим,  что в нашем расчете на 1000 жителей нормативы
по детям выше (14,1 посещение вместо 10,3),  а по взрослым ниже (103,6
вместо  115,4),  так  как  в  нашем  примере  была  другая  возрастная
структура населения.

           3.3. Расчет территориальных нормативов стоимости
             гарантируемой бесплатной медицинской помощи

     Территориальные нормативы стоимости бесплатной медицинской помощи
должны  обеспечивать  покрытие  всех  затрат медицинских учреждений по
всем статьям расходов на оказание гарантированных  объемов  бесплатной
медицинской помощи из всех источников финансирования,  предоставляемой
в  порядке  и  на  условиях  Территориальной  программы.  При  расчете
нормативов  стоимости  учитывается  реальность обеспечения нормативной
загрузки действующей сети амбулаторно - поликлинических и стационарных
учреждений,  в соответствии с рекомендуемыми Минздравом России нормами
нагрузки учреждений, адаптированными к местным условиям.
     Схема расчета:
     Определяется средняя стоимость одного койко - дня  в  стационарах
разного  уровня  и  одного  среднего  амбулаторно  -  поликлинического
посещения (включая посещения на дому), одного дня пребывания в дневных
стационарах и одного вызова скорой медицинской помощи.
     1) Проводится коррекция средних нормативов стоимости койко -  дня
(Skd)  и  врачебного  посещения  (Sv)  путем  умножения их на поясные,
региональные индексы (северные,  дальневосточные) удорожания стоимости
медицинских  услуг  (Jr).  Индексы  приводятся  по данным Минэкономики
России,  используемым при прогнозировании социально  -  экономического
развития Российской Федерации на расчетный период.
     Например, для районов  Чукотского  автономного  округа  индекс  в
                                                 r
среднем равен 3,0, тогда стоимость койко - дня (S  )   по      данному
                                                 kd
региону составит:

----------------------------------------------------------------------
|          r                                             |           |
|         S   = Sкд x Jr = 200,3 x 3 = 600,9 руб.        |     (3)   |
|          кд                                            |           |
----------------------------------------------------------------------

     2) Для расчета норматива стоимости одного койко - дня по  профилю
отделения   по   таблице  2.1  Приложения  2  находим  соответствующий
относительный коэффициент Rki.  Тогда норматив  стоимости  одного  дня
госпитализации  для  k-го  уровня  на койках i-го профиля определяется
формулой:

----------------------------------------------------------------------
|                     ri    r                              |         |
|                    S   = S   x Rki                       |   (4)   |
|                     кд    кд                             |         |
----------------------------------------------------------------------

     где:
      ri
     S   - региональный (территориальный)  норматив  стоимости  одного
      кд
койко - дня для к-го уровня на койках i-го профиля.

     Например, стоимость 1 койко - дня по кардиологии для взрослых  на
клиническом уровне составит:

                      600,9 x 1,102 = 662,2 руб.

     Данные записываются в таблицу.
     3) Аналогично   рассчитывается   стоимость   одного    врачебного
посещения,   норматив   стоимости  медицинской  помощи  умножается  на
относительные   коэффициенты   стоимости   одного   посещения    (Rvi)
(Приложение  2  таблица  2.2),  с  помощью  которых  можно  рассчитать
                                           i
стоимость посещения к любому специалисту (S ) по формуле:
                                           v

----------------------------------------------------------------------
|                ri    r                                |            |
|               S   = S  x Jr x Rvi                     |     (3`)   |
|                v     v                                |            |
----------------------------------------------------------------------

     В нашем примере стоимость  1-ого  посещения  по  кардиологии  для
взрослых составит:

----------------------------------------------------------------------
|           kupo                                        |            |
|          S     = 34,2 x 3,0 x 1,0840 = 111,2 руб.     |     (4`)   |
|           v                                           |            |
----------------------------------------------------------------------

     Данные записываются в таблицу.
     4) Перемножая   скорректированные   таким   образом    абсолютные
показатели  объема стационарной и амбулаторно - поликлинической помощи
и  соответствующие  им  показатели  стоимости  единицы   объема   (см.
Приложение    2)    получаем   оптимальный   вариант   потребности   в
финансировании  Территориальной  Программы  государственных   гарантий
обеспечения  населения  бесплатной  медицинской  помощью  за счет всех
источников в финансировании.
     Сводный расчет  стоимости Территориальной Программы проводится по
формуле:

---------------------------------------------------------------------------
|                                 i      i        i   i                   |
|        SUM [(Bс/п x SBс/п) + (ню    x S   ) + (V x S ) + (Дс x Sд/с)]   |
|                                 к/д    к/д          v                   |
| Cтпг = -------------------------------------------------------------- x |
|                                 1000                                    |
|                                                                         |
|           Затраты на поддержание                                        |
|          системы здравоохранения                                        |
|   x N : (и финансирование других)                            (5)        |
|             видов помощи и АУП                                          |
|                системы ОМС                                              |
---------------------------------------------------------------------------

     где:
     Cтпг - стоимость территориальной программы госгарантий;
     Bс/п - норматив числа вызовов скорой медицинской помощи  на  1000
жителей;
     SBс/п -  расчетная  стоимость  1-ого  вызова  скорой  медицинской
помощи;

      i
     n    - норматив числа койко / дней на 1000 жителей;
      к/д

      i
     S    - расчетная стоимость 1-ого койко / дня;
      к/д

      i
     V  - норматив числа посещений на 1000 жителей;

      i
     S  - расчетная стоимость 1-ого посещения;
      v

     Дс - норматив числа дней лечения в дневных стационарах;
     Sд/с -   расчетная  стоимость  1-ого  дня  пребывания  в  дневном
стационаре;
     N -  среднегодовая численность населения по прогнозу Министерства
экономики Российской  Федерации  (соответственно  субъекта  Российской
Федерации) на расчетный период.
     Полученные сводные расчетные данные записываются в виде следующей
таблицы (см. макет таблицы 1).
     При наличии достаточных финансовых возможностей в ТФОМС  субъекта
Российской  Федерации  предлагаемый  вариант  расчетов Территориальной
программы  может  быть  расширен.   Для   определения   реалистичности
Программы  и  ожидаемых объемов финансирования следует провести анализ
фактически сложившейся ситуации по данным статистических и  финансовых
отчетов  и сравнить их с расчетной программой.  Сопоставление позволит
выявить  расхождения  (дефицит  или  избыток)  по  отдельным   группам
показателей  и  максимально сбалансировать потребности и возможности в
финансировании Программы за счет "собственных" финансовых источников.

                                                 Таблица 1 (расчетная)

                                                                 Макет

                            СВОДНЫЙ РАСЧЕТ
                 СТОИМОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
           ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГРАЖДАН
      ----------------------------------------------- ТЕРРИТОРИИ
       (наименование субъекта Российской Федерации)
              БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ НА 2001 ГОД

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Виды помощи по      | Единица   | Территориальные  | Территориальные  |    Подушевые нормативы      | Общая потребность в финансировании  |
|   источникам        | измерения | нормативы        | нормативы        |      финансирования         | Территориальной программы по        |
| финансирования      |           | объемов мед.     | стоимости        | Территориальной программы   | источникам <**>                     |
|                     |           | помощи на        | единицы объема   |-----------------------------|-------------------------------------|
|                     |           | 1000 жит.        | мед. помощи      | руб. на 1-ого жит. в год    |        млрд. руб.           |       |
|                     |           |                  | (руб.)           |-----------------------------|-----------------------------|       |
|                     |           |                  |                  | из средств | из средств ОМС | Средства | Средства | ВСЕГО | в % к |
|                     |           |                  |                  |  бюджета   |                | бюджета  |   ОМС    |       | итогу |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
|        А            |    1      |     2            |     3            |   4 <*>    |      5 <*>     |     6    |    7     |   8   |   9   |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| 1. Медицинская      |           |     х            |     х            |            |       х        |          |    х     |       |       |
| помощь,             |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| предоставленная за  |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| счет бюджетов       |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| субъекта РФ -       |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| ВСЕГО: в т.ч.       |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| Скорая медицинская  | число     |                  |                  |            |       х        |          |    х     |       |       |
| помощь              | вызовов   |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| Социально -         |           |     х            |     х            |            |       х        |          |    х     |       |       |
| значимые виды       |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| медицинской помощи  |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| ВСЕГО               |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| В том числе:        | посещения |                  |                  |            |       х        |          |    х     |       |       |
| - амбулаторно -     |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| поликлиническая     |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| помощь              |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| - стационарная      | к/дни     |                  |                  |            |       х        |          |    х     |       |       |
| помощь              |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| - дневные           | дни       |                  |                  |            |       х        |          |    х     |       |       |
| стационары          |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| 2. Затраты на       |           |     х            |     х            |            |       х        |          |    х     |       |       |
| поддержание системы |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| здравоохранения и   |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| другие виды помощи  |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| (раздел IV ПГГ)     |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| 3. Территориальная  |           |     х            |     х            |     х      |                |     х    |          |       |       |
| программа ОМС -     |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| ВСЕГО <***>         |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| в том числе:        |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| - амбулаторно -     | посещения |                  |                  |     х      |                |    х     |          |       |       |
| поликлиническая     |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| помощь              |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| - стационарная      | к/дни     |                  |                  |     х      |                |    х     |          |       |       |
| помощь              |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| - дневные           | дни       |                  |                  |     х      |                |    х     |          |       |       |
| стационары          |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| Затраты на АУП      |           |                  |                  |     х      |                |    х     |          |       |       |
| системы ОМС         |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| 4. Мед. помощь за   |           |     х            |     х            |            |       х        |          |    х     |       |       |
| счет федерального   |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| бюджета МЗ РФ -     |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| ВСЕГО:              |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| Дорогостоящие виды  |           |     х            |     х            |            |       х        |          |    х     |       |       |
| медицинской помощи  |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| - всего:            |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| Из них: амб. -      | Число     |                  |                  |            |       х        |          |    х     |       |       |
| поликл. помощь в    | консул.   |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| федеральных         | больных   |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| клиниках            |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| Стац. помощь в      | Пролеч.   |                  |                  |            |       х        |          |    х     |       |       |
| федеральных         | больных   |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
| клиниках (квоты)    |           |                  |                  |            |                |          |          |       |       |
|---------------------|-----------|------------------|------------------|------------|----------------|----------|----------|-------|-------|
| ИТОГО               |           |     х            |     х            |            |                |          |          |       |  100  |
|-----------------------------------------------------------------------|-----------------------------|-------------------------------------|
|                                                                       |           SUM               |                                     |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------
     <*> Гр. 2 x гр. 3 / 1000.
     <**> Соответствующие графы (4, 5) x на численность населения.
     <***> Включая нормированный страховой запас.

     Примечание. При  расчете  стоимости  единиц  объемов  медицинской
помощи по гр.  3  включаются  все  статьи  расходов.  Из  социально  -
значимых  видов  медицинской  помощи  за  счет  средств  бюджетов всех
уровней финансируются:  психиатрия,  наркология,  венерология (включая
СПИД)   и   фтизиатрия  (см.  Постановление  Правительства  Российской
Федерации от 29.11.2000 N 907).

     По аналогичной схеме составляется таблица "Утвержденная программа
государственных гарантий".

                 3.4. Анализ затрат на единицу объема
        оказанной помощи по Программе государственных гарантий
         обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной
                         медицинской помощью

     Анализ фактически сложившихся и планируемых затрат на медицинскую
помощь  проводится в расчете на 1 койко - день,  1 посещение,  1 вызов
скорой  медицинской  помощи  по  группам  затрат  в   соответствии   с
утвержденной экономической классификацией расходов бюджетов Российской
Федерации  -  Приложение  N  4  к  Федеральному  закону  "О  бюджетной
классификации Российской Федерации".
     Анализ проводится по таблице 2.
     При определении размера оплаты труда учитывается заработная плата
работников по штатному  расписанию,  утвержденному  в  соответствии  с
установленными нормативами.
     Затраты на   медикаменты   анализируются   в    соответствии    с
утвержденным  в  установленном порядке перечнем лекарственных средств,
изделий медицинского назначения и расходных материалов.


                                                             Таблица 2

                                АНАЛИЗ
               ФАКТИЧЕСКИХ И ПЛАНОВЫХ ЗАТРАТ НА ЕДИНИЦУ
                      ОБЪЕМА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
            (К/ДНЯ, ПОСЕЩЕНИЙ, ВЫЗОВОВ СКОРОЙ ПОМОЩИ) <*>

--------------------------------
     <*> В таблице  2.4  Приложения  2  приводится  справочно  базовая
структура  норматива стоимости по группам затрат,  которые должны быть
скорректированы в регионах с учетом поясных коэффициентов  и  динамики
расходов по отдельным статьям.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
|  N  |   Наименование     | Коды по       |   Затраты на единицу        |  Источники финансового        |
| п/п | статей расходов    | бюджетной     |         объема              | обеспечения планируемых       |
|     |                    | классификации |                             |         объемов               |
|-----|--------------------|---------------|-----------------------------|-------------------------------|
|     |                    |               | фактические  | планируемые  |   бюджет     | средства ОМС   |
|-----|--------------------|---------------|--------------|--------------|--------------|----------------|
|     |                    |               |  руб. |  %   | руб. |   %   |  руб. |   %  |  руб. |   %    |
|-----|--------------------|---------------|-------|------|------|-------|-------|------|-------|--------|
|  А  |        Б           |    1          |    2  |   3  |    4 |    5  |   6   |   7  |   8   |   9    |
|-----|--------------------|---------------|-------|------|------|-------|-------|------|-------|--------|
|  1  | Оплата труда       |               |       |      |      |       |       |      |       |        |
|-----|--------------------|---------------|-------|------|------|-------|-------|------|-------|--------|
|  2  | Начисления на      |               |       |      |      |       |       |      |       |        |
|     | оплату труда       |               |       |      |      |       |       |      |       |        |
|-----|--------------------|---------------|-------|------|------|-------|-------|------|-------|--------|
|  3  | Медикаменты и      |               |       |      |      |       |       |      |       |        |
|     | перевязочные       |               |       |      |      |       |       |      |       |        |
|     | средства           |               |       |      |      |       |       |      |       |        |
|-----|--------------------|---------------|-------|------|------|-------|-------|------|-------|--------|
|  4  | Продукты питания   |               |       |      |      |       |       |      |       |        |
|-----|--------------------|---------------|-------|------|------|-------|-------|------|-------|--------|
|  5  | Мягкий инвентарь и |               |       |      |      |       |       |      |       |        |
|     | обмундирование     |               |       |      |      |       |       |      |       |        |
|-----|--------------------|---------------|-------|------|------|-------|-------|------|-------|--------|
|  6  | Оплата             |               |       |      |      |       |       |      |  <*>  | <*>    |
|     | коммунальных услуг |               |       |      |      |       |       |      |       |        |
|-----|--------------------|---------------|-------|------|------|-------|-------|------|-------|--------|
|  7  | Приобретение       |               |       |      |      |       |       |      |  <*>  | <*>    |
|     | оборудования и     |               |       |      |      |       |       |      |       |        |
|     | предметов          |               |       |      |      |       |       |      |       |        |
|     | длительного        |               |       |      |      |       |       |      |       |        |
|     | пользования        |               |       |      |      |       |       |      |       |        |
|-----|--------------------|---------------|-------|------|------|-------|-------|------|-------|--------|
|  8  | Капитальный ремонт |               |       |      |      |       |       |      |  <*>  | <*>    |
|-----|--------------------|---------------|-------|------|------|-------|-------|------|-------|--------|
|     | ВСЕГО              |               |       | 100% |      | 100%  |       | 100% |       | 100%   |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Оплата может быть включена в состав тарифа на  медицинские  и
иные  услуги  по  обязательному медицинскому страхованию при условиях,
оговоренных ниже в разделе 3.4 Методических рекомендаций.

     Расходы на  питание,  мягкий  инвентарь   -   исходя   из   норм,
утвержденных в установленном порядке.
     Хозяйственные расходы - из средних сложившихся затрат по основным
направлениям расходов.
     По каждой  группе  затрат  определяются  возможные  резервы   для
планирования и оптимизации расчетов территориальных нормативов.
     В дневных стационарах в расчет не включаются расходы на  питание.
Медикаментозное  обеспечение в дневных стационарах (при поликлиниках и
при больницах) включается  в  тариф  стоимости  койко  -  дня  в  этих
учреждениях.
     При планировании и анализе стоимости  затрат  на  единицу  объема
медицинской  помощи  в  графах 2,  3,  4 и 5 таблицы 2 учитываются все
статьи расходов независимо от источника финансирования. В графах 6, 7,
8  и  9  показываются  расходы  по  источникам финансового обеспечения
(средства бюджета и обязательного медицинского страхования).
     Из средств  ОМС  по  Территориальной  программе ОМС финансируются
расходы на:  оплату труда,  начисление на оплату труда,  медикаменты и
перевязочные   средства,   продукты   питания,   мягкий   инвентарь  и
обмундирование.
     Оплата коммунальных услуг,  приобретение оборудования и предметов
длительного пользования,  капитальный ремонт  могут  быть  включены  в
состав   тарифа   на   медицинские  и  иные  услуги  по  обязательному
медицинскому  страхованию  при  условии  отсутствия  задолженности  по
заработной   плате   (с   начислениями)   и  утверждении  платежей  на
обязательное медицинское страхование  неработающих  граждан  субъектов
Российской  Федерации в соответствии с Порядком и методикой исчисления
платежей на обязательное медицинское страхование неработающих  граждан
субъектов     Российской    Федерации,    (утверждены    Министерством
здравоохранения   Российской   Федерации,    Министерством    финансов
Российской  Федерации,  Федеральным  фондом обязательного медицинского
страхования от 06.11.97).
     Таким образом,   расчет   стоимости   территориальной   программы
обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации
следует проводить в двух вариантах: с учетом финансирования из средств
ОМС  коммунальных  услуг,  приобретения   оборудования   и   предметов
длительного   пользования,   капитального   ремонта   и  -  без  учета
финансирования перечисленных расходов.  Соответственно, следует в двух
вариантах  рассчитать  затраты на реализацию территориальной программы
государственных  гарантий  обеспечения  граждан  субъекта   Российской
Федерации  бесплатной  медицинской помощью из средств бюджета субъекта
Российской Федерации.
     В текущем   квартале   оплата  коммунальных  услуг,  приобретение
оборудования и предметов длительного пользования,  капитальный  ремонт
могут   быть   произведены  из  средств  ОМС  при  условии  расчета  и
утверждения   платежей   на   обязательное   медицинское   страхование
неработающих  граждан  субъекта  Российской Федерации в соответствии с
вышеуказанными  документами  и  авансового  поступления   платежей   в
территориальный   фонд   ОМС   в   объеме   не   ниже  1/3  от  суммы,
предусмотренной на текущий квартал.
     В каждом  последующем  квартале  решение  об  оплате коммунальных
услуг,  приобретение оборудования и предметов длительного пользования,
капитальный  ремонт  из средств ОМС принимается территориальным фондом
ОМС совместно с  органами  управления  здравоохранением  на  основании
показателей  исполнения бюджета территориального фонда ОМС по платежам
на обязательное медицинское страхование неработающих граждан по итогам
предыдущего   квартала   и   авансирования   в  объеме  1/3  от  суммы
запланированных платежей на предстоящий квартал.
     В случае  несвоевременного  и / или не в полном объеме исполнения
бюджета  территориального  фонда  ОМС  по  платежам  на   обязательное
медицинское   страхование   неработающих   граждан  с  последующим  их
восстановлением,  средства  по  коммунальным   услугам,   приобретению
оборудования и предметов длительного пользования, капитальному ремонту
лечебно - профилактических учреждений также могут быть восстановлены.
     После проведения  расчета необходимо провести сравнение структуры
планируемых затрат с соответствующими затратами в структуре нормативов
Программы    по   видам   помощи   (амбулаторно   -   поликлиническая,
стационарная,  скорая медицинская помощь) и обосновать расхождения или
откорректировать      нормативы.      Сводный     расчет     стоимости
откорректированной Территориальной программы должен быть представлен в
виде таблицы 1, макет которой был приведен выше.

        4. Порядок согласования и утверждения Территориальной
        программы государственных гарантий обеспечения граждан
         Российской Федерации бесплатной медицинской помощью

                 4.1. Порядок уточнения и обеспечения
       сбалансированности объема и стоимости медицинской помощи
        по Территориальной программе государственных гарантий

     В финансовых органах субъектов Российской Федерации запрашиваются
данные о возможном финансовом обеспечении объемов  медицинской  помощи
за счет соответствующих бюджетов (в т.ч. отдельной строкой указываются
платежи на ОМС неработающего населения).
     Определяется объем финансовых поступлений в ТФОМС за счет единого
социального  налога,  единого  налога  на  вмененный доход,  страховых
взносов органов исполнительной власти на неработающих граждан и прочих
поступлений:
     - территориальными фондами обязательного медицинского страхования
на  основе  прогнозируемой суммы страховых и прочих поступлений (доход
за счет капитализации временно  свободных  средств  ОМС)  и  с  учетом
установленных  сумм  на  содержание системы обязательного медицинского
страхования,  представляется расчет объема  средств,  направляемых  на
финансирование Территориальной программы ОМС по формуле 6:

----------------------------------------------------------------------
|              Co = Cx + Cп - Cc,                       |      (6)   |
----------------------------------------------------------------------

     где:
     Co - страховые поступления;
     Cx - сумма единого  социального  налога  и  налога  на  вмененный
доход, направляемая на ОМС;
     Cп - прочие поступления (доход  за  счет  капитализации  временно
свободных средств ОМС);
     Cc - сумма средств на содержание системы ОМС (АУП ОМС).
     Размер средств,   необходимый   для  обеспечения  государственных
гарантий неработающему населению  в  части  Территориальной  программы
ОМС, определяется по формуле:

----------------------------------------------------------------------
|                  омс                                  |            |
|                 C    - Co = Cдельта,                  |      (7)   |
|                  тп                                   |            |
----------------------------------------------------------------------

     где:
      омс
     C  - стоимость уточненной Территориальной программы ОМС (строка 3
      тп
макета табл. 1);
     Co - страховые поступления;
     Cдельта -   необходимая  сумма  страховых  взносов  всех  уровней
органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации   на
обязательное  медицинское  страхование  неработающих граждан,  которые
должны быть зафиксированы в виде подушевого норматива на 1-ого  жителя
территории <*>.
--------------------------------
     <*> Фиксация  этого норматива в расчете на 1-ого жителя позволяет
его корректировать в  зависимости  от  полноты  поступлений  страховых
взносов  работодателей  и не будет зависеть от динамики точности учета
числа неработающих граждан.

     Представляемые данные Территориального  фонда  ОМС  уточняются  в
последующем  в  соответствии  с утвержденным бюджетом Территориального
фонда ОМС.  Согласно  статье  17  Закона  "О  медицинском  страховании
граждан  в  Российской  Федерации"  "при  недостатке  средств местного
бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в
порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации".
     Объем средств,  направляемых на финансирование здравоохранения за
счет средств бюджета субъекта Российской Федерации,  согласовывается с
финансовым органом.
     Затраты на  оказание  медицинской помощи при социально - значимых
видах болезней,  скорую медицинскую  помощь,  поддержание  и  развитие
системы  здравоохранения и другие виды помощи,  указанные в разделе IV
Программы (см.  Постановление Правительства  Российской  Федерации  от
29.11.2000 N 907), рассматриваются органом управления здравоохранением
совместно  с  финансовым  органом   исполнительной   власти   субъекта
Российской  Федерации.  При  их  уточнении  следует иметь в виду,  что
сокращение  объемов,  предусмотренных  этими   разделами   медицинской
помощи,  можно  считать допустимым только в случае,  если они по факту
превышают  федеральные  нормативы.  Вместе  с  тем,  если  в  субъекте
Российской Федерации показатели заболеваемости по социально - значимым
видам  медицинской   помощи   превышают   среднероссийские,   снижение
планируемых    объемов    предоставляемой   помощи   следует   считать
недопустимым.
     Затраты на    обеспечение    медицинской    помощи    в    рамках
Территориальной    программы    ОМС     рассматриваются     Правлением
Территориальных    фондов   ОМС   совместно   с   органом   управления
здравоохранением и финансовым органом.
     При уточнении  размеров  финансового  обеспечения Территориальной
программы ОМС следует иметь в виду:
     - корреляцию расчетных территориальных показателей с нормативами,
как в части  объемов  предоставляемой  медицинской  помощи,  так  и  в
стоимости единицы объема;
     - возможность  расширения   стационарозаменяющих   технологий   и
применения интенсивных методов лечения;
     - оптимизацию стоимости 1  койко  -  дня,  1  посещения  за  счет
повышения   эффективности   использования   имеющихся  материальных  и
кадровых ресурсов;
     - возможность  оптимизации системы организации медицинской помощи
с учетом межтерриториальной и региональной интеграции сети ЛПУ.
     Орган управления  здравоохранением  субъекта Российской Федерации
анализирует рассчитанный на основе нормативов  проект  Территориальной
программы,   включающей   Программу   ОМС,  сравнивает  их  в  разрезе
муниципальных образований со структурой реальной потребности населения
в  медицинской  помощи по профилям медицинских отделений и медицинских
специальностей.
     В результате   вырабатываются  рекомендуемые  объемы  медицинской
помощи,  как по субъекту Российской Федерации в целом, так и в разрезе
муниципальных образований (муниципальный заказ).
     На основе уточненных  объемов  медицинской  помощи  и  финансовых
нормативов  определяется ожидаемая стоимость Территориальной программы
в целом по субъекту Российской Федерации  и  в  разрезе  муниципальных
образований. При значительном отличии от ожидаемой величины финансовых
ресурсов производится их корректировка.  После чего утверждаются планы
-  задания  учреждениям  здравоохранения,  расположенным на территории
субъекта Российской  Федерации,  независимо  от  их  организационно  -
правовой  формы.  Проекты указанных документов в разрезе муниципальных
образований направляются на  согласование  с  органами  исполнительной
власти муниципальных образований.

       4.2. Порядок согласования и утверждения Территориальной
                  программы государственных гарантий

     Муниципальные органы  исполнительной   власти   с   учетом   всех
источников   финансирования  (бюджет  и  средства  ОМС),  утвержденных
финансовых нормативов,  анализа потребности  населения  муниципального
образования  в  медицинской  помощи  и  потоков  пациентов  из  других
территорий формируют муниципальный заказ,  доводя его  до  медицинских
учреждений.   При   этом  должно  предусматриваться  совершенствование
структуры сети  ЛПУ  для  оказания  населению  максимально  возможного
объема медицинских услуг по месту жительства.
     Муниципальный заказ - это комплексный план, содержащий объемные и
финансовые   показатели  деятельности  здравоохранения  муниципального
образования в целом и всех  муниципальных  медицинских  учреждений  на
очередной  год,  формируемый  на  основе  анализа  объема  и структуры
потребности населения в  медицинской  помощи,  необходимых  финансовых
ресурсов.  Муниципальный  заказ на оказание населению административной
территории  бесплатной  медицинской  помощи  определяет  обязательства
муниципального   образования   (города,   района)   по  предоставлению
населению данной территории медицинской помощи за счет средств бюджета
и  средств  ОМС,  объем финансовых ресурсов,  выделяемых на выполнение
гарантий,  условия и порядок  оказания  медицинской  помощи,  а  также
требования  к  эффективной  деятельности  здравоохранения  территории.
Муниципальный  заказ   разрабатывается   на   основе   Территориальной
программы государственных гарантий предоставления населению бесплатной
медицинской  помощи  и  контрольных  цифр,   устанавливаемых   органом
управления здравоохранения субъекта Российской Федерации.
     С целью планирования развития здравоохранения субъекта Российской
Федерации  для  муниципальных  образований  устанавливаются  следующие
показатели и параметры:
     - показатели,   характеризующие   состояние   здоровья  населения
муниципального образования;
     - рекомендованные    объемы   медицинской   помощи,   оказываемые
населению муниципального образования на базе муниципальных медицинских
учреждений в рамках Территориальной программы государственных гарантий
по профилям, уровням;
     - объемы медицинской помощи, оказываемые в рамках Территориальной
программы на базе муниципальных медицинских учреждений жителям  других
субъектов Российской Федерации;
     - квоты на оказание  медицинской  помощи  жителям  муниципального
образования в рамках Территориальной программы на базе государственных
ЛПУ  субъекта   Российской   Федерации,   ЛПУ   других   муниципальных
образований, ведомственных ЛПУ;
     - подушевые нормативы финансирования за счет  бюджета  и  средств
ОМС;
     - территориальные  финансовые  нормативы  стоимости   медицинских
услуг по профилям и уровням оказания медицинской помощи;
     - предложения к  муниципальной  Программе  реструктуризации  сети
ЛПУ.
     Проекты муниципальных заказов  согласовываются  с  администрацией
субъекта Российской Федерации с учетом имеющихся финансовых ресурсов и
установленных финансовых нормативов.
     Согласованные проекты  муниципальных  заказов,  планы  -  задания
медицинским учреждениям областного (республиканского) уровня  и  квоты
субъекта  Российской  Федерации  для  лечения  граждан  в  Федеральных
учреждениях здравоохранения (за  счет  средств  федерального  бюджета)
составляют   Территориальную   программу   государственных   гарантий.
Программа утверждается  постановлением  Главы  администрации  субъекта
Российской Федерации.
     Сводный баланс расчетной и утвержденной стоимости Территориальной
Программы  на  планируемый  период  представляется в виде таблицы (см.
таблицу 3).


                                                             Таблица 3

                            СВОДНЫЙ БАЛАНС
                  РАСЧЕТНОЙ И УТВЕРЖДЕННОЙ СТОИМОСТИ
          ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
          ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ
              ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ НА ------ ГОД
             --------------------------------------------
             (наименование субъекта Российской Федерации)

------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Источники финансирования     |  N   |   Расчетная      |  Утвержденная    | Дефицит стоимости      |
| территориальной программы    | стр. |   стоимость      |    стоимость     | утвержденной           |
| государственных гарантий     |      |   Программы      |    Программы     | Программы к расчетной  |
| обеспечения граждан          |      |------------------|------------------|------------------------|
| бесплатной медицинской       |      | ВСЕГО | На 1-ого | ВСЕГО | На 1-ого | в млн. руб. | в %      |
| помощью                      |      | (млн. |  жителя  | (млн. | жителя   |  (гр. 3 -   | (гр. 7 / |
|                              |      | руб.) |          | руб.) | (руб.)   |   гр. 5)    |  гр. 3)  |
|------------------------------|------|-------|----------|-------|----------|-------------|----------|
|              1               |   2  |   3   |     4    |   5   |    6     |      7      |     8    |
|------------------------------|------|-------|----------|-------|----------|-------------|----------|
| 1. Бюджет здравоохранения    |  1   |       |          |       |          |             |          |
| субъекта Российской          |      |       |          |       |          |             |          |
| Федерации (п. 1 + п. 2 табл. |      |       |          |       |          |             |          |
| 1)                           |      |       |          |       |          |             |          |
|------------------------------|------|-------|----------|-------|----------|-------------|----------|
| Всего                        |      |       |          |       |          |             |          |
|------------------------------|------|-------|----------|-------|----------|-------------|----------|
| 2. Средства ОМС - Всего в    |  2   |       |          |       |          |             |          |
| том числе за счет:           |      |       |          |       |          |             |          |
|------------------------------|------|-------|----------|-------|----------|-------------|----------|
| 2.1. - единого социального   |  3   |       |          |       |          |             |          |
| налога                       |      |       |          |       |          |             |          |
|------------------------------|------|-------|----------|-------|----------|-------------|----------|
| 2.2 - налога на вмененный    |  4   |       |          |       |          |             |          |
| доход                        |      |       |          |       |          |             |          |
|------------------------------|------|-------|----------|-------|----------|-------------|----------|
| 2.3 - взносов (платежей)     |  5   |       |          |       |          |             |          |
| на неработающее население    |      |       |          |       |          |             |          |
|------------------------------|------|-------|----------|-------|----------|-------------|----------|
| 3. Федеральный бюджет МЗ     |  6   |   х   |    х     |  <*>  |    <*>   |             |          |
| РФ (квоты на лечение в       |      |       |          |       |          |             |          |
| федеральных клиниках)        |      |       |          |       |          |             |          |
|------------------------------|------|-------|----------|-------|----------|-------------|----------|
| 4. Другие источники          |  7   |       |          |       |          |             |          |
|------------------------------|------|-------|----------|-------|----------|-------------|----------|
| 5. ВСЕГО (п. 1 + п. 2 +      |      |       |          |       |          |             |          |
| п. 3 + п. 4)                 |      |       |          |       |          |             |          |
------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------
     <*> Заполняется после подписания трехсторонних Соглашений.

     Дефицит финансового   обеспечения    Территориальной    программы
государственных  гарантий  не  может  быть  признан  обоснованным  без
представления нескольких вариантов расчетов Программы,  минимизирующих
расходы    за    счет    эффективного    использования   резервов   по
реструктуризации  сети   учреждений   здравоохранения   и   применения
ресурсосберегающих технологий.
     В целях повышения эффективности  совместной  работы  Министерства
здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного
медицинского страхования и  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации по реализации Программы государственных гарантий
обеспечения  граждан  Российской  Федерации   бесплатной   медицинской
помощью,  заключаются  Соглашения  по вопросам организации медицинской
помощи.

           5. Условия и порядок оказания медицинской помощи
                  в учреждениях здравоохранения <*>

--------------------------------
     <*> Перечень  условий  может   быть   детализирован   исходя   из
особенностей  организации  медицинской  помощи  на территории субъекта
Российской Федерации.

     Условия предоставления населению  бесплатной  медицинской  помощи
определяются  специальным  разделом  Территориальной программы,  в том

Страницы: 1  2