МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ 28 августа 2001 г. N 2510/9257-01 (Д) УТВЕРЖДАЮ Министр здравоохранения Российской Федерации Ю.Л. ШЕВЧЕНКО 28 августа 2001 года N 2510/9257-01 Директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования А.М. ТАРАНОВ 28 августа 2001 года N 3159/40-1 Согласовано Заместитель министра финансов Российской Федерации Т.А. ГОЛИКОВА 28 августа 2001 года N 12-03-03 1. Общие положения Настоящие Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью" (в редакции от 11 октября 1999 года N 1194, от 29 ноября 2000 года N 907, от 24 июля 2001 года N 550) (далее - Программа). Методические рекомендации определяют цели, принципы, структуру и порядок формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - Территориальная программа) в пределах общих объемов, установленных программой государственных гарантий на 2002 год. Территориальная программа по общим объемам оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и подушевым нормативам ее финансирования выступает в качестве минимальных социальных стандартов. Территориальная Программа представляет собой пакет документов, определяющих перечень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирования государственных, муниципальных медицинских услуг, оказываемых населению за счет бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования (далее ОМС), и других поступлений. Территориальная программа содержит территориальные нормативы объемов различных видов медицинской помощи, обеспечивающих реализацию государственных, муниципальных медицинских услуг, и финансовые нормативы затрат на их оказание. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные медицинские услуги - это услуги, бесплатно и безвозмездно предоставляемые за счет средств бюджетной системы гражданам России в медицинских учреждениях, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и ее субъектов, муниципальные медицинские услуги - это услуги, бесплатно и безвозмездно предоставляемые за счет средств бюджетной системы гражданам России в медицинских учреждениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Цель разработки Территориальных Программ: - создание единого механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет всех источников финансирования; - обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств; - повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения. Основные принципы формирования Территориальных Программ: - обоснование потребности населения территории в медицинской помощи, исходя из особенностей демографического состава, уровней и структуры заболеваемости населения; - обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи нормативам и стандартам оказания медицинской помощи, предусмотренных Программой; - научное обоснование необходимых материальных и финансовых затрат на соответствующую единицу объема медицинской помощи; - сбалансированность объемов, структуры гарантируемой медицинской помощи и необходимых для их реализации финансовых средств; - обеспечение соответствия мощностей сети учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации и объема медицинской помощи вне территории проживания обоснованной потребности населения в медицинской помощи; - повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения за счет комплексного территориального планирования сети учреждений здравоохранения, внедрения ресурсосберегающих медицинских технологий, повышения эффективности деятельности медицинских учреждений. Структура Территориальной Программы Территориальная Программа включает в себя: - Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней, и видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования; - Перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, и учреждений, финансируемых из бюджета; - Сводный расчет объемов и стоимости Территориальной программы; - Согласованные объемы медицинской помощи и размер их финансирования для муниципальных образований (муниципальный заказ - задание на предоставление государственных, муниципальных медицинских услуг в лечебно - профилактических учреждениях муниципальных образований); - Планы - задания лечебно - профилактическим учреждениям субъекта Российской Федерации, ведомственным лечебно - профилактическим учреждениям и учреждениям, расположенными за пределами данной территории, на реализацию государственных, муниципальных медицинских услуг в объемах медицинской помощи, утвержденных Территориальной программой; - Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий; - Условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению территории субъекта Российской Федерации; - Сводный расчет стоимости утвержденной Территориальной Программы, включающей Территориальную программу ОМС (см. раздел 4.2) с декомпозицией по муниципальным образованиям прилагается отдельной таблицей. 2. Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно Гражданам Российской Федерации в рамках Территориальной Программы бесплатно предоставляются: 1. Скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах; 2. Амбулаторно - поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению, включая наблюдение здоровых детей), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому; 3. Стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при патологии беременности, родах и абортах; при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях. 4. Медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах, стационарах на дому амбулаторно - поликлинических учреждений (подразделений) и стационарах (отделениях, палатах) дневного пребывания больничных учреждений (см. Приказ Минздрава Российской Федерации от 09.12.99 N 438). При оказании помощи в больницах, дневных стационарах и службой скорой медицинской помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемых в установленном порядке органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Перечисленные выше виды медицинской помощи предоставляются при следующих группах болезней и состояний в учреждениях здравоохранения всех форм собственности (схема 1). Схема 1 Схема взаимосвязей перечней болезней и состояний пациентов, специальностей врачей и профилей отделений стационаров при оказании медицинской помощи населению ----------------------------------------------------------------------------------- | N | Группы болезней и | Класс | Перечень основных | Перечень профилей | | | состояний | по МКБ | специалистов, | стационарных | | | | - 10 | оказывающих | отделений <**> | | | | <*> | помощь <**> | | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 1 | Инфекционные, | I | инфекционист, | инфекционное, | | | паразитарные | | педиатр, терапевт | педиатрическое | | | болезни | | | | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 2 | Болезни, | I | дерматовенеролог | венерологическое | | | передаваемые | | | | | | половым путем | | | | | | <***> | | | | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 3 | Туберкулез <***> | I | фтизиатр, | туберкулезное, | | | | | торакальный | торокальной хирургии, | | | | | хирург, хирург | хирургическое | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 4 | | I | инфекционист | инфекционное | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 5 | Новообразования | II | онколог, | онкологическое, | | | | | онколог - | лучевой терапии, | | | | | гинеколог, | хирургическое, | | | | | онколог - радиолог | гинекологическое | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 6 | Болезни | IV | эндокринолог, | эндокринологическое, | | | эндокринной | | терапевт, педиатр, | терапевтическое, | | | системы, | | хирург | педиатрическое, | | | расстройства | | | хирургическое | | | питания, | | | | | | нарушения обмена | | | | | | веществ и | | | | | | иммунитета | | | | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 7 | Болезни крови, | III | гематолог, | гематологическое, | | | кроветворных | | терапевт, | терапевтическое, | | | органов и | | иммунолог, | иммунологическое, | | | отдельные | | педиатр, врач | педиатрическое | | | нарушения, | | общей практики | | | | вовлекающие | | (ВОП) | | | | иммунный механизм | | | | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 8 | Психические | V | психиатр, | психиатрическое, | | | расстройства и | | психотерапевт, | психотерапевтическое | | | расстройства | | психолог, | | | | поведения <***> | | социальные | | | | | | работники | | | | | | (педагоги, юристы) | | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 9 | Наркологические | V | нарколог | Наркологические | | | заболевания <***> | | | | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 10 | Болезни нервной | VI | невропатолог, | неврологическое, | | | системы | | нейрохирург, | нейрохирургическое | | | | | терапевт, ВОП | | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 11 | Болезни глаза и | VII | офтальмолог, ВОП | офтальмологическое | | | его придаточного | | | | | | аппарата | | | | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 12 | Болезни уха, | VIII | отоларинголог, | отоларингологическое, | | | горла, носа | | хирург, ВОП | хирургическое | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 13 | Болезни системы | IX | кардиолог, | кардиологическое, | | | кровообращения | | ревматолог, | ревматологическое, | | | | | терапевт, педиатр, | кардиоревматологичес- | | | | | торакальный | кое, терапевтическое, | | | | | хирург, | педиатрическое, | | | | | кардиохирург, | торакальной хирургии, | | | | | сосудистый хирург, | кардиохирургическое, | | | | | ВОП | сосудистой хирургии | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 14 | Болезни органов | X | пульмонолог, | пульмонологическое, | | | дыхания | | терапевт, педиатр, | терапевтическое, | | | | | аллерголог, | аллергологическое, | | | | | торакальный | торакальной хирургии | | | | | хирург, ВОП | | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 15 | Болезни органов | XI | гастроэнтеролог, | гастроэнтерологичес- | | | пищеварения | | терапевт, педиатр, | кое, терапевтическое, | | | | | хирург, проктолог, | педиатрическое, | | | | | ВОП | хирургическое, | | | | | | проктологическое | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 16 | Заболевания зубов | XI | стоматолог, | стоматологическое, | | | и полости рта | | стоматолог - | челюстно - лицевой | | | | | хирург | хирургии | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 17 | Болезни | XIV | нефролог, | нефрологическое, | | | мочеполовой | | терапевт, педиатр, | терапевтическое, | | | системы | | уролог, хирург | урологическое, | | | | | | хирургическое, | | | | | | гемодиализа | | | | | | (искусственной почки) | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 18 | Болезни женских | XIV | акушер - | гинекологическое | | | половых органов | | гинеколог, ВОП | | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 19 | Беременность, | XV | акушер - | акушерское, | | | включая аборты по | | гинеколог, ВОП | гинекологическое | | | медицинским и | | | | | | социальным | | | | | | показаниям, роды, | | | | | | послеродовой | | | | | | период | | | | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 20 | Болезни кожи и | XII | дерматовенеролог, | кожное, | | | подкожной | | аллерголог, | аллергологическое, | | | клетчатки | | хирург, ВОП | хирургическое | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 21 | Болезни | XIII | ревматолог, | ревматологическое, | | | костно - мышечной | | терапевт, педиатр, | терапевтическое, | | | системы и | | травматолог - | педиатрическое | | | соединительной | | ортопед, хирург, | | | | ткани | | ВОП | | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 22 | Врожденные | XVII | хирург, | хирургическое, | | | аномалии | | нейрохирург, | отоларингологическое, | | | развития, | | отоларинголог, | кардиохирургическое, | | | деформации и | | кардиохирург, | стоматологическое, | | | хромосомные | | стоматолог - | челюстно - лицевой | | | нарушения у | | хирург, | хирургии, | | | детей <***> | | врач - генетик | медико - генетическая | | | | | | консультация | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 24 | Отдельные | XVI | неонатолог, | педиатрическое раннего | | | состояния, | | педиатр для | возраста, | | | возникающие у | | новорожденных | педиатрическое для | | | детей в | | | недоношенных детей, | | | перинатальном | | | педиатрическое | | | периоде <***> | | | | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 25 | Травмы | XIX | травматолог - | травматологическое, | | | | | ортопед, | ортопедическое, | | | | | нейрохирург, | нейрохирургическое, | | | | | хирург | хирургическое | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 26 | Ожоги | XIX | травматолог - | ожоговое, | | | | | ортопед, хирург | травматологическое, | | | | | | хирургическое | |-----|-------------------|---------|--------------------|------------------------| | 27 | Отравления и | XIX | токсиколог, | токсикологическое, | | | другие | | терапевт, педиатр, | терапевтическое, | | | воздействия | | травматолог | педиатрическое | | | внешних причин | | | | |-----|-------------------|---------|---------------------------------------------| | 28 | Симптомы, | XVIII | | | | признаки, | | | | | отклонения от | | Исключение из правил. | | | нормы, выявленные | | Случаи, подлежащие специальной | | | при клинических и | | экспертизе. Если диагноз невозможен, | | | лабораторных | | оплата производится либо из бюджета, либо | | | исследованиях, не | | из средств ОМС, в случае если учреждение | | | квалифицированные | | работает в системе ОМС | | | в других рубриках | | | |-----|-------------------|---------|---------------------------------------------| | 29 | Факторы, влияющие | XXI | | | | на состояние | | | | | здоровья | | | | | населения и | | | | | контакты с | | | | | учреждениями | | | | | здравоохранения | | | ----------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> МКБ - Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра, принятая 43 Всемирной Ассамблеей здравоохранения (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.05.97 N 170). <**> Перечень может быть дополнен в рамках действующей номенклатуры специальностей и профилей отделений. <***> Помощь оказывается за счет средств бюджетов всех уровней. 2.1. Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, входящих в Территориальную программу обязательного медицинского страхования В рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее Программа ОМС) в лечебно - профилактических учреждениях независимо от их организационно - правовой формы предоставляется амбулаторно - поликлиническая, стационарная и стационарозамещающая (дневные стационары всех типов) медицинская помощь при: - инфекционных и паразитарных болезнях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита); - новообразованиях; - болезнях эндокринной системы; - расстройствах питания и нарушениях обмена веществ; - болезнях нервной системы; - болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм; - болезнях глаза и его придаточного аппарата; - болезнях уха и сосцевидного отростка; - болезнях системы кровообращения; - болезнях органов дыхания; - болезнях органов пищеварения; - болезнях мочеполовой системы; - болезнях кожи и подкожной клетчатки; - заболеваниях зубов и полости рта; - при беременности, родах и послеродовом периоде, включая аборты; - при травмах, ожогах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин; - врожденных аномалиях развития, деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых; - диспансерное наблюдение здоровых детей. Программа ОМС реализуется за счет средств обязательного медицинского страхования (страховых взносов работодателей и платежей из соответствующих бюджетов на ОМС неработающего населения субъекта Российской Федерации). Отношения субъектов (участников) обязательного медицинского страхования регулируются законодательством и нормативно - правовыми актами субъектов Российской Федерации, не противоречащими законодательству и нормативно - правовой базе Российской Федерации. Программа ОМС реализуется на основе договоров, заключенных между субъектами (участниками) обязательного медицинского страхования. Медицинская помощь в рамках Базовой Программы обязательного медицинского страхования (далее Базовая Программа) предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Перечень видов медицинской помощи по территориальной программе ОМС не может быть меньше установленного Базовой программой ОМС. Объем предоставляемой помощи зависит от особенностей структуры и уровня заболеваемости населения субъекта Российской Федерации. 2.2. Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований Гражданам Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований предоставляется: - скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи; - амбулаторно - поликлиническая, стационарная, оказываемая в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) и дневных стационарах при: заболеваниях, передаваемых половым путем; туберкулезе; синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД); психических расстройствах и расстройствах поведения; наркологических заболеваниях; при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у детей; отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде. Кроме того, за счет средств бюджетов всех уровней финансируются дорогостоящие виды помощи, перечень которых утверждается в установленном порядке органом управления здравоохранения субъекта Российской Федерации; льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, ушное, глазное); медицинская помощь, оказываемая фельдшерско - акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, лепрозориями, трахоматозными диспансерами, центрами по борьбе со СПИДом, центрами медицинской профилактики, врачебно - физкультурными диспансерами, детскими и специализированными санаториями, домами ребенка, бюро судебно - медицинской экспертизы и патолого - анатомической экспертизы, отделениями и центрами профпатологии, центрами экстренной медицинской помощи, станциями, отделениями, кабинетами переливания крови, санитарной авиацией, центрами планирования семьи и репродукции. 3. Методика разработки Территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи 3.1. Порядок разработки Территориальной Программы государственных гарантий Орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации совместно с Территориальным фондом ОМС осуществляют разработку Территориальной Программы в следующей последовательности: 1. В соответствии с нормативами, определенными Программой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2001 года N 550 (далее - нормативы), проводится расчет территориальных нормативов объемов бесплатной медицинской помощи, откорректированных с учетом демографических особенностей, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации (см. ниже). 2. На основе полученных нормативов осуществляется расчет стоимости реализации на территории субъекта Российской Федерации планируемых объемов медицинской помощи, предусмотренных Территориальной Программой, включающей и программу ОМС. Для этого на основе статистической и финансовой отчетности проводится анализ сложившейся структуры медицинской помощи, анализируется дефицит (или избыток) средств для реализации государственных гарантий, вырабатываются предложения по реструктуризации сети учреждений здравоохранения и совершенствованию медицинских технологий. Планируемые объемы медицинской помощи должны быть сбалансированы с планируемыми объемами финансирования как за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, так и средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также других финансовых источников. 3.2. Расчет территориальных нормативов объемов бесплатной медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации Формирование территориальных нормативов объемов бесплатной медицинской помощи требует углубленного анализа особенностей реализации Программы в субъектах Российской Федерации с учетом медико - организационных, демографических, климатогеографических и экономических условий обеспечения доступности бесплатной медицинской помощи населению за счет всех источников финансирования. Алгоритм расчета: На основе Федеральных нормативов, выраженных в количестве койко - дней в расчете на 1000 жителей (таблица 1.2 Приложения 1), определяется необходимый объем стационарной помощи для взрослых, детей и в расчете на 1000 жителей субъекта Российской Федерации. Последовательность расчетов: 1. Данные таблицы 1.2 (Приложение 1) следует откорректировать с помощью "поправочных коэффициентов", учитывающих особенности демографического состава населения субъекта Российской Федерации. Поправочные коэффициенты находятся путем деления удельного веса (в % или долях единицы) численности детей и взрослых в структуре населения территории на соответствующие показатели по Российской Федерации, которые составляли при расчете Базовых нормативов 22% - дети и 78% - взрослые. Для "Х" территории, например, при 30% детей и 70% взрослых в составе населения, поправочные коэффициенты будут 1,36 для детского населения (30 / 22 = 1,36) и 0,89 для взрослого (70 / 78 = 0,89). Перемножая соответствующие данные таблицы 1.2 (т.е. нормативы для взрослых и детей) на эти коэффициенты, получаем скорректированные расчетные нормативы числа койко - дней для взрослых и детей данной территории. Пример: коррекция по строке 1 (кардиология) выглядит следующим образом (таблица 1а). Таблица 1а Пример коррекции норматива показателя числа койко - дней на 1000 жителей "Х" территории ------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Норматив койко - дней на 1000 жителей (н. Кiд) | |-------------------|-------------------------------------------------------------------------------------| | Профиль | Клинический | Городской | Уровень района | Итого по всем | ВСЕГО | | отделения "I" | уровень для: | уровень для: | для: | уровням для: | | |-------------------|-------------------|-------------------|------------------|------------------| | | | взрослых | детей | взрослых | детей | взрослых | детей | взрослых | детей | | | | | | | | | | | | | |-------------------|-----------|-------|----------|--------|----------|-------|----------|-------|-------| | Кардиология | 11,57 х | 3,8 | 97,28 | 3,44 | 0,0 | 0,0 | 108,9 | 7,2 | 116,1 | | (норматив по | | | | | | | | | | | Программе) | | | | | | | | | | |-------------------|-----------|-------|----------|--------|----------|-------|----------|-------|-------| | Поправочный | 0,89 = | 1,36 =| 0,89 = | 1,36 = | 0,89 = |1,36 = | 0,89 = |1,36 = | | | коэффициент | | | | | | | | | | |-------------------|-----------|-------|----------|--------|----------|-------|----------|-------|-------| | Скорректированный | 10,29 | 5,17 | 86,58 | 4,68 | 0,0 | 0,0 | 96,9 | 9,8 | 106,7 | | норматив для | | | | | | | | | | | "Х" | | | | | | | | | | | территории | | | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Аналогичным образом проводится коррекция Федеральных нормативов по всей таблице 1.2 (Приложение 1). 2. Определение абсолютного числа необходимых койко - дней для населения субъекта Российской Федерации. Расчет проводится по формуле: ---------------------------------------------------------------------- | SUM (Кiд х N) | | | Кд = -------------- | (1) | | 1000 | | ---------------------------------------------------------------------- где: Кд - суммарное (по всем уровням) количество койко - дней для населения данной территории; Кiд - скорректированный норматив койко - дней i профиля для взрослых и детей в расчете на 1000 жителей (т.е. данные таблицы 1а); N - общая численность населения (дети + взрослые) территории (тыс. чел.) <*>; SUM - знак суммирования по уровням и "i" профилям. -------------------------------- <*> Для расчетов берется среднегодовая численность населения по прогнозу Министерства экономики Российской Федерации (соответственно субъекта Федерации) на расчетный период. Проиллюстрируем это на том же примере "кардиологии". Допустим, что прогноз численности населения территории субъекта Российской Федерации составляет 1 млн. 200 тыс. человек. Тогда потребность в койко - днях по кардиологии по уровням оказания медицинской помощи составит (таблица 1б): Таблица 1б ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Объем помощи (абсолютное значение) по скорректированным нормативам койко - дней | |-------------------|-------------------------------------------------------------------------------------------| | | Клинический уровень | Городской уровень| Уровень района | Итого (сумма) по | ВСЕГО | | | для: | для: | для: | всем уровням для:| | |-------------------|---------------------|-------------------|--------------------|-------------------| | | | взрослых | детей | взрослых | детей | взрослых | детей | взрослых | детей | | |-------------------|----------|----------|----------|--------|----------|---------|----------|--------|--------| | Скорректиро- | 10,29 х | 5,17 х | 86,58 х| 4,68 х | - | - | 96,9 | 9,8 | 106,7 | | ванный | | | | | | | | | | | норматив для | | | | | | | | | | | "Х" | | | | | | | | | | | территории | | | | | | | | | | |-------------------|----------|----------|----------|--------|----------|---------|----------|--------|--------| | Численность | 1200 = | 1200 = | 1200 = | 1200 = | - | - | | | | | населения "Х" | | | | | | | | | | | территории, | | | | | | | | | | | тыс. чел. | | | | | | | | | | |-------------------|----------|----------|----------|--------|----------|---------|----------|--------|--------| | Число к/дней | 12348 | 6204 | 103896 | 5616 | - | - | 116244 | 11820 | 128064 | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Контроль: норматив койко - дней на 1000 жителей данной территории составит: ---------------------------------------------------------------------- | i SUM Кд | | | n = -------- х 1000 | (2) | | к/д N | | ---------------------------------------------------------------------- или в нашем примере это: ---------------------------------------------------------------------- | i 128064 | | n = --------- х 1000 = 106,7 (см. таблицу 1а) | | к/д 1200000 | ---------------------------------------------------------------------- ----------------------------- | Резюме: расчет корректен. | ----------------------------- Особенностью нормативов, распределенных по уровням оказания медицинской помощи, состоит в их ресурсоорганизующей и ресурсосберегающей роли. Именно такой подход позволит рационально распределить не только коечный фонд по иерархическим уровням организации медицинской помощи, но и сбалансировать необходимые финансовые поступления в учреждения разного уровня путем умножения стоимости койко - дня по каждому профилю на планируемое число койко - дней по данному профилю. Далее проводится корректировка полученных нормативов с учетом заболеваемости населения территории с использованием как отчетных, так и данных специальных исследований (при наличии таковых). Корректировка проводится специалистами органа управления здравоохранением и ТФОМС. Продолжим пример по кардиологии. По данным предыдущего года анализируется состав больных в стационаре и число проведенных ими койко - дней в разрезе классов и групп заболеваний, приведенных в официальной статистической отчетности. По каждой группе заболеваний должны быть даны конкретные предложения по повышению эффективности использования ресурсов и применению новых медицинских и организационных (включая стационарозамещающие) технологий. В результате должен быть определен конкретный объем стационарной помощи, который необходимо оказать больным кардиологического профиля конкретной территории с учетом уровня организации медицинской помощи. По результатам работы корректируются расчетные территориальные нормативы объемов медицинской помощи (услуг) по каждому профилю. Затем производится суммирование объемов стационарной помощи по уровням и профилям и проводится расчет откорректированных нормативов объемов стационарной помощи (койко - дней на 1000 населения). Этот показатель, как правило, не должен превышать норматив объема стационарной помощи, установленный Программой. Превышение норматива может быть объяснено только существенно более высоким, чем в среднем по России, уровнем заболеваемости населения. Далее производятся коррекция и расчеты нормативов обеспечения потребности в амбулаторно - поликлинической помощи. В отличие от нормативов по стационару нормативы посещений не приводятся по уровням организации медицинской помощи, а даются в двух вариантах - напрямую в расчете на 1000 человек соответствующего возраста (детей, взрослых) и на 1000 жителей (таблица 1.3 Приложения 1). Поэтому расчеты можно вести напрямую, используя данные граф 1 и 2 таблицы 1.3 и соответствующую численность детского и взрослого населения территории. Алгоритм расчета следующий: i Например, по кардиологии норматив на 1000 детей (н ) - 47 vd посещений,а на 360000 детского населения (в нашем примере) абсолютное i число посещений V составит: дет ---------------------------------------------------------------------- | i | | | n х Nдет | | | i vд 47 х 360000 | | | V = ----------- = ----------- = 16920 посещений | (1`) | | дет 1000 1000 | | ---------------------------------------------------------------------- на 840000 взрослых соответственно: ---------------------------------------------------------------------- | i | | n х Nвзр | | i vвзр 148 х 840000 | | V = -------------- = ------------ = 124320 посещений | | взр 1000 1000 | ---------------------------------------------------------------------- Как видно, в отличие от расчетов по стационару здесь мы получаем абсолютное число необходимых посещений для детей и взрослых путем прямого расчета. Полученные данные вносятся в таблицу по аналогии с таблицей 1б, а затем рассчитываются скорректированные для данной территории нормативы числа посещений в расчете на 1000 жителей (всего населения) путем деления данных таблицы на общую численность населения территории и умножения на 1000 (аналогично таблице 1а). В примере по кардиологии это будет выглядеть следующим образом: ------------------------------------------------------------------------------------------- | | i | | | | | V х 1000 | | | | Для | ` vдет 16920 х 1000 | посещений детей в | | | детского | V = ------------ = ------------ = 14,1 | расчете на 1000 | | | населения | дет N 1200000 | жителей | | |-----------|---------------------------------------------|---------------------| (2`) | | | i | | | | | V х 1000 | | | | Для | ` vвзр 124320 х 1000 | посещений взрослых | | | взрослого | V = ------------ = ------------- = 103,6 | в расчете на 1000 | | | населения | взр N 1200000 | жителей | | ------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------- | КОНТРОЛЬ: | | | | Всего на 1000 жителей: 14,1 + 103,6 = 117,7 | | | | 16920 посещ. + 124320 посещ. = 141240; | | | | 141240 | | --------- х 1000 = 117,7 | | 1200000 | -------------------------------------------------- Если сравнивать эти данные с таблицей 1.3 Приложения 1 нормативов, мы увидим, что в нашем расчете на 1000 жителей нормативы по детям выше (14,1 посещение вместо 10,3), а по взрослым ниже (103,6 вместо 115,4), так как в нашем примере была другая возрастная структура населения. 3.3. Расчет территориальных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, обеспечивающих реализацию государственных, муниципальных медицинских услуг (далее - территориальные нормативы финансовых затрат), должны обеспечивать покрытие всех затрат медицинских учреждений по всем статьям расходов на оказание гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи из всех источников финансирования, предоставляемой в порядке и на условиях Территориальной программы. При расчете территориальных нормативов финансовых затрат учитывается реальность обеспечения нормативной загрузки действующей сети амбулаторно - поликлинических и стационарных учреждений в соответствии с рекомендуемыми Минздравом России нормами нагрузки учреждений, адаптированными к местным условиям. Схема расчета: Определяется средняя стоимость одного койко - дня в стационарах разного уровня и одного среднего амбулаторно - поликлинического посещения (включая посещения на дому), одного дня пребывания в дневных стационарах и одного вызова скорой медицинской помощи. 1) Проводится коррекция средних нормативов стоимости койко - дня (S кд) и врачебного посещения (Sv) путем умножения их на поясные, региональные индексы (северные, дальневосточные) удорожания стоимости медицинских услуг (Jr). Индексы приводятся по данным Минэкономики России, используемым при прогнозировании социально - экономического развития Российской Федерации на расчетный период. Например, для районов Чукотского автономного округа индекс в r среднем равен 3,0, тогда стоимость койко - дня (S ) по данному региону кд составит: ---------------------------------------------------------------------- | r | | | S = Sкд х Jr = 200,3 х 3 = 600,9 руб. | (3) | | кд | | ---------------------------------------------------------------------- 2) Для расчета норматива финансовых затрат на один койко - день по профилю отделения по таблице 2.1 Приложения 2 находим соответствующий относительный коэффициент Rki. Тогда норматив финансовых затрат на один день госпитализации для k-го уровня на койках i-го профиля определяется формулой: ---------------------------------------------------------------------- | ri r | | | S = S х R | (4) | | кд кд ki | | ---------------------------------------------------------------------- где: ri S - региональный (территориальный) норматив финансовых затрат на кд один койко - день для k-го уровня на койках i-го профиля. Например, норматив финансовых затрат на 1 койко - день по кардиологии для взрослых на клиническом уровне составит: 600,9 руб. х 1,102 = 662,2 руб. Данные записываются в таблицу. 3) Аналогично рассчитывается норматив финансовых затрат на одно врачебное посещение. Норматив финансовых затрат на одно посещение умножается на относительные коэффициенты стоимости одного посещения (Rvi) (Приложение 2, таблица 2.2), с помощью которых можно рассчитать ri стоимость посещения к любому специалисту (S ) по формуле: v ---------------------------------------------------------------------- | ri r | | | S = S x Jr x R | (3`) | | v v vi | | ---------------------------------------------------------------------- В нашем примере норматив финансовых затрат на одно посещение по кардиологии для взрослых составит: ---------------------------------------------------------------------- | кард | | | S = 34,2 х 3,0 х 1,0840 = 111,2 руб. | (4`) | | v | | ---------------------------------------------------------------------- Данные записываются в таблицу. 4) Перемножая скорректированные таким образом абсолютные показатели объема стационарной и амбулаторно - поликлинической помощи и соответствующие им нормативы финансовых затрат (см. Приложение 2), получаем оптимизированный вариант потребности в финансировании Территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи за счет всех источников финансирования. Свободный расчет стоимости Территориальной программы проводится по формуле: --------------------------------------------------------------------------------- | i i i i | | | SUM[(В х S ) + (n х S ) + (V х S ) + (Д х S )] | | | с/п Вс/п к/д к/д v с д/c | | | Стпг = ------------------------------------------------------------- х | (5) | | 1000 | | | | | | х N + (Затраты на другие виды мед. помощи + АУП системы ОМС) | | | | | --------------------------------------------------------------------------------- где С - стоимость территориальной программы госгарантий; тпг В - норматив числа вызовов скорой медицинской помощи на 1000 с/п жителей; S - расчетный территориальный норматив финансовых затрат на один Вс/п вызов скорой медицинской помощи; i n - норматив числа койко/дней на 1000 жителей; к/д i S - расчетный территориальный норматив финансовых затрат на 1 к/д койко/день; Vi - норматив числа посещений на 1000 жителей; i S - расчетный территориальный норматив финансовых затрат на одно v врачебное посещение; Д - норматив числа дней лечения в дневных стационарах; с S - расчетный территориальный норматив финансовых затрат на один д/c день пребывания в дневном стационаре; N - среднегодовая численность населения по прогнозу Министерства экономики Российской Федерации (соответственно субъекта Российской Федерации) на расчетный период. Полученные сводные расчетные данные записываются в виде следующей таблицы (см. макет таблицы 1). При наличии достаточных финансовых возможностей в ТФОМС субъекта Российской Федерации предлагаемый вариант расчетов Территориальной программы может быть расширен. Для определения реалистичности Программы и ожидаемых объемов финансирования следует провести анализ фактически сложившейся ситуации по данным статистических и финансовых отчетов и сравнить их с расчетной программой. Сопоставление позволит выявить расхождения (дефицит или избыток) по отдельным группам показателей и максимально сбалансировать потребности и возможности в финансировании Программы за счет "собственных" финансовых источников. Таблица 1 (расчетная) Макет Сводный расчет стоимости территориальной программы государственных гарантий по оказанию гражданам ------------------------------------- территории (наименование субъекта Российской Федерации) бесплатной медицинской помощи в 2002 году ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Виды | N | Единица | Территориальные | Территориальные | Подушевые | Общая потребность в | | медицинской | строки | измерения | нормативы | нормативы | нормативы | финансировании Территориальной | | помощи по | | | объемов мед. | финансовых | финансирования | программы по источникам <**> | | источникам | | | помощи на 1000 | затрат на | Территориальной | | | финансирования | | | жит. | единицу объема | программы | | | | | | | медицинской |---------------------|-------------------------------------| | | | | | помощи | руб. на 1-го жит. | млрд. руб. | в % к | | | | | | | в год | | итогу | | | | | | |---------------------|-----------------------------| | | | | | | | из | из | средства | средства | ВСЕГО | | | | | | | | средств | средств | бюджета | ОМС | | | | | | | | | бюджета | ОМС | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 <*> | 6 <*> | 7 | 8 | 9 | 10 | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | 1. Медицинская | 01 | | Х | Х | | Х | | Х | | | | помощь, | | | | | | | | | | | | предоставленная | | | | | | | | | | | | за счет | | | | | | | | | | | | бюджетов | | | | | | | | | | | | субъекта РФ - | | | | | | | | | | | | ВСЕГО: | | | | | | | | | | | | в т.ч. | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | Скорая | 02 | число | | | | Х | | Х | | | | медицинская | | вызовов | | | | | | | | | | помощь | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | Социально | 03 | | Х | Х | | Х | | Х | | | | значимые виды | | | | | | | | | | | | медицинской | | | | | | | | | | | | помощи - ВСЕГО | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | В том числе: | 04 | посещения | | | | Х | | Х | | | | - амбулаторно -| | | | | | | | | | | | поликлиническая | | | | | | | | | | | | помощь | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | - стационарная | 05 | к/дни | | | | Х | | Х | | | | помощь | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | - дневные | 06 | дни | | | | Х | | Х | | | | стационары | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | Виды | 07 | | | | | | | | | | | мед. помощи, не | | | | | | | | | | | | вошедшие в тер. | | | | | | | | | | | | программу ОМС, | | | | | | | | | | | | в т.ч.: | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | Амбулаторно - | 08 | посещения | | | | | | | | | | поликлиническая | | | | | | | | | | | | помощь | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | Стационарная | 09 | к/дни | | | | | | | | | | помощь | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | Дневные | 10 | Дни | | | | | | | | | | стационары | | лечения | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | 2. Другие виды | 11 | | Х | Х | | | | | | | | мед. помощи и | | | | | | | | | | | | затраты на | | | | | | | | | | | | поддержание | | | | | | | | | | | | системы | | | | | | | | | | | | здравоохранения | | | | | | | | | | | | (раздел IV ПГГ) | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | 3. | 12 | | Х | Х | | | | | | | | Территориальная | | | | | | | | | | | | программа ОМС - | | | | | | | | | | | | ВСЕГО <***> | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | в том числе: | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | Амбулаторно - | 13 | посещения | | | | | | | | | | поликлиническая | | | | | | | | | | | | помощь | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | - стационарная | 14 | к/дни | | | | | | | | | | помощь | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | - дневные | 15 | дни | | | | | | | | | | стационары | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | Затраты на АУП | 16 | | | | Х | | Х | | | | | системы ОМС | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | | 17 | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | 4. | 18 | | Х | Х | | Х | | Х | | | | Дорогостоящие | | | | | | | | | | | | виды | | | | | | | | | | | | медицинской | | | | | | | | | | | | помощи за счет | | | | | | | | | | | | федерального | | | | | | | | | | | | бюджета МЗ РФ - | | | | | | | | | | | | всего: | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | Стац. помощь в | 20 | Пролеч. | | | | Х | | Х | | | | федеральных | | больных | | | | | | | | | | клиниках | | | | | | | | | | | | (квоты) | | | | | | | | | | | |-----------------|--------|-----------|-----------------|------------------|----------|----------|----------|----------|-------|-------| | Затраты на ТПГГ | 21 | | Х | Х | | | | | | 100 | | ИТОГО (стр. 01 | | | | | | | | | | | | + 11 + 12 + 17) | | | | | | | | | | | |---------------------------------------------------------------------------|---------------------|-------------------------------------| | | SUM | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Гр. 2 х гр. 3 / 1000. <**> Соответствующие графы (4, 5) х на численность населения. <***> Включая нормированный страховой запас. Примечание. При расчете нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по гр. 3 включаются все статьи расходов. Из социально значимых видов медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней финансируются: психиатрия, наркология, венерология (включая СПИД) и фтизиатрия (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 г. N 1194 (в редакции от 29 ноября 2000 года N 907 и от 24 июля 2001 года N 550)). По аналогичной схеме составляется таблица 1 "Утвержденная программа государственных гарантий", которая в последующем сопоставляется с расчетными данными. 3.4. Анализ затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой по Программе государственных гарантий Анализ фактически сложившихся и планируемых затрат на медицинскую помощь проводится в расчете на 1 койко - день, 1 посещение, 1 вызов скорой медицинской помощи по группам затрат в соответствии с утвержденной экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации - Приложение N 4 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации". Анализ проводится по таблице 2. При определении размера оплаты труда учитывается заработная плата работников по штатному расписанию, утвержденному в соответствии с установленными нормативами. Затраты на медикаменты анализируются в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов. Таблица 2 Анализ фактических и плановых затрат на единицу объема медицинской помощи (к/дня, посещений, вызовов скорой помощи) <*> ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Наименование статей | Коды по | Затраты на единицу | Источники финансового | | п/п | расходов | бюджетной | объема медицинской | обеспечения планируемых | | | | классификации | помощи | объемов медицинской | | | | | | помощи | |-----|---------------------|----------------|----------------------------|--------------------------| | | | | фактические | планируемые | бюджет | средства ОМС | |-----|---------------------|----------------|-------------|--------------|-----------|--------------| | | | | руб.| % | руб.| % | руб.| % | руб.| % | |-----|---------------------|----------------|-----|-------|------|-------|------|----|------|-------| | | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |-----|---------------------|----------------|-----|-------|------|-------|------|----|------|-------| | | Оплата труда | | | | | | | | | | |-----|---------------------|----------------|-----|-------|------|-------|------|----|------|-------| | | Начисления на | | | | | | | | | | | | оплату труда | | | | | | | | | | |-----|---------------------|----------------|-----|-------|------|-------|------|----|------|-------| | | Медикаменты и | | | | | | | | | | | | перевязочные | | | | | | | | | | | | средства | | | | | | | | | | |-----|---------------------|----------------|-----|-------|------|-------|------|----|------|-------| | | Продукты питания | | | | | | | | | | |-----|---------------------|----------------|-----|-------|------|-------|------|----|------|-------| | | Мягкий инвентарь и | | | | | | | | | | | | обмундирование | | | | | | | | | | |-----|---------------------|----------------|-----|-------|------|-------|------|----|------|-------| | | Оплата коммунальных | | | | | | | |<**> |<**> | | | услуг | | | | | | | | | | |-----|---------------------|----------------|-----|-------|------|-------|------|----|------|-------| | | Приобретение | | | | | | | |<**> |<**> | | | оборудования и | | | | | | | | | | | | предметов | | | | | | | | | | | | длительного | | | | | | | | | | | | пользования | | | | | | | | | | |-----|---------------------|----------------|-----|-------|------|-------|------|----|------|-------| | | Капитальный ремонт | | | | | | | |<**> |<**> | |-----|---------------------|----------------|-----|-------|------|-------|------|----|------|-------| | | ВСЕГО | | |100% | |100% | |100%| |100% | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> В таблице 2.4 Приложения 2 приводится справочно базовая структура норматива стоимости по группам затрат, которые должны быть скорректированы в регионах с учетом поясных коэффициентов и динамики расходов по отдельным статьям. <**> Оплата может быть включена в состав тарифа на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию при условиях, оговоренных ниже в разделе 3.4 Методических рекомендаций. Расходы на питание, мягкий инвентарь - исходя из норм, утвержденных в установленном порядке. Хозяйственные расходы - из средних сложившихся затрат по основным направлениям расходов. По каждой группе затрат определяются возможные резервы для планирования и оптимизации расчетов территориальных нормативов. В дневных стационарах в расчет не включаются расходы на питание. Медикаментозное обеспечение в дневных стационарах (при поликлиниках и при больницах) включается в тариф стоимости койко - дня в этих учреждениях. При планировании и анализе стоимости затрат на единицу объема медицинской помощи в графах 2, 3, 4 и 5 таблицы 2 учитываются все статьи расходов независимо от источника финансирования. В графах 6, 7, 8 и 9 показываются расходы по источникам финансового обеспечения (средства бюджета и обязательного медицинского страхования). Из средств ОМС по Территориальной программе ОМС финансируются расходы на: оплату труда, начисление на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование. Оплата коммунальных услуг, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальный ремонт могут быть включены в состав тарифа на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию при условии отсутствия задолженности по заработной плате (с начислениями) и утверждении платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан субъектов Российской Федерации в соответствии с Порядком и методикой исчисления платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан субъектов Российской Федерации (утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 06.11.97). Таким образом, расчет стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации следует проводить в двух вариантах: с учетом финансирования из средств ОМС коммунальных услуг, приобретения оборудования и предметов длительного пользования, капитального ремонта и - без учета финансирования перечисленных расходов. Соответственно, следует в двух вариантах рассчитать затраты на реализацию территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан субъекта Российской Федерации бесплатной медицинской помощью из средств бюджета субъекта Российской Федерации. В текущем квартале оплата коммунальных услуг, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальный ремонт могут быть произведены из средств ОМС при условии расчета и утверждения платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан субъекта Российской Федерации в соответствии с вышеуказанными документами и авансового поступления платежей в территориальный фонд ОМС в объеме не ниже 1/3 от суммы, предусмотренной на текущий квартал. В каждом последующем квартале решение об оплате коммунальных услуг, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальный ремонт из средств ОМС принимается территориальным фондом ОМС совместно с органами управления здравоохранением на основании показателей исполнения бюджета территориального фонда ОМС по платежам на обязательное медицинское страхование неработающих граждан по итогам предыдущего квартала и авансирования в объеме 1/3 от суммы запланированных платежей на предстоящий квартал. В случае несвоевременного и / или не в полном объеме исполнения бюджета территориального фонда ОМС по платежам на обязательное медицинское страхование неработающих граждан с последующим их восстановлением средства по коммунальным услугам, приобретению оборудования и предметов длительного пользования, капитальному ремонту лечебно - профилактических учреждений также могут быть восстановлены. После проведения расчета необходимо провести сравнение структуры планируемых затрат с соответствующими затратами в структуре нормативов Программы по видам помощи (амбулаторно - поликлиническая, стационарная, скорая медицинская помощь) и обосновать расхождения или откорректировать нормативы. Сводный расчет стоимости откорректированной Территориальной программы должен быть представлен в виде таблицы 1, макет которой был приведен выше. 4. Порядок согласования и утверждения Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи 4.1. Порядок уточнения и обеспечения сбалансированности объема и стоимости медицинской помощи по Территориальной программе В финансовых органах субъектов Российской Федерации запрашиваются данные о возможном финансовом обеспечении объемов медицинской помощи за счет соответствующих бюджетов (в т.ч. отдельной строкой указываются платежи на ОМС неработающего населения). Определяется объем финансовых поступлений в ТФОМС за счет единого социального налога, единого налога на вмененный доход, страховых взносов органов исполнительной власти на неработающих граждан и прочих поступлений: - территориальными фондами обязательного медицинского страхования на основе прогнозируемой суммы страховых и прочих поступлений (доход за счет капитализации временно свободных средств ОМС) и с учетом установленных сумм на содержание системы обязательного медицинского страхования, представляется расчет объема средств, направляемых на финансирование Территориальной программы ОМС, по формуле 6: ---------------------------------------------------------------------- | Со = Сх + Сп - Сс | (6) | ---------------------------------------------------------------------- где: Со - страховые поступления; Сх - сумма единого социального налога и налога на вмененный доход, направляемая на ОМС; Сп - прочие поступления (доход за счет капитализации временно свободных средств ОМС); Сс - сумма средств на содержание системы ОМС (АУП ОМС). Размер средств, необходимый для обеспечения государственных гарантий неработающему населению в части Территориальной программы ОМС, определяется по формуле: ---------------------------------------------------------------------- | омс | | | С - Со = Сб | (7) | | тп | | ---------------------------------------------------------------------- где: омс С - стоимость уточненной Территориальной программы ОМС (строка 3 тп макета табл. 1); Со - страховые поступления; Сб - необходимая сумма страховых взносов всех уровней органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, которые должны быть зафиксированы в виде подушевого норматива на 1-го жителя территории <*>. -------------------------------- <*> Фиксация этого норматива в расчете на 1-го жителя позволяет его корректировать в зависимости от полноты поступлений страховых взносов работодателей и не будет зависеть от динамики точности учета числа неработающих граждан. Представляемые данные Территориального фонда ОМС уточняются в последующем в соответствии с утвержденным бюджетом Территориального фонда ОМС. Согласно статье 17 Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" "при недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации". |