Страницы: 1 2 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РАЙОНОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА СЕМИПАЛАТИНСКОМ ПОЛИГОНЕ, НА 1994-1995 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА И МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 16 ноября 1993 г. N 1160 (НЦПИ) Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить представленную Государственным комитетом Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, и администрацией Алтайского края Государственную программу по реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1994-1995 годы и на период до 2000 года, разработанную с участием заинтересованных министерств и ведомств (прилагается). 2. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, и администрации Алтайского края осуществлять финансирование Государственной программы, утвержденной настоящим постановлением, начиная с I квартала 1994 г. Признать необходимым включить финансирование затрат по ее реализации в перечень защищенных статей республиканского бюджета Российской Федерации. 3. Администрации Алтайского края, Государственному комитету Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, другим заинтересованным министерствам и ведомствам обеспечить безусловное выполнение мероприятий, предусмотренных Государственной программой по реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1994-1995 годы и на период до 2000 года. 4. Министерству обороны Российской Федерации, администрации Алтайского края совместно с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Российской научной комиссией по радиационной защите и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации на основе утвержденной в установленном порядке методики и имеющихся научных данных провести в месячный срок ретроспективную оценку радиационной обстановки, сложившейся после проведения конкретных ядерных испытаний в отдельных районах Алтайского края, и возможных доз облучения населения. 5. Государственному комитету Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, по представлению администрации Алтайского края с участием Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации внести в декабре 1993 г. на утверждение Совета Министров - Правительства Российской Федерации перечень населенных пунктов края, подвергшихся радиационному воздействию. 6. Государственному комитету Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, администрации Алтайского края представлять в Совет Министров - Правительство Российской Федерации ежегодно, по итогам полугодия, доклады о ходе реализации утвержденной настоящим постановлением Государственной программы. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин 16 ноября 1993 г. N 1160 УТВЕРЖДЕНА постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 16 ноября 1993 года N 1160 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА по реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1994-1995 годы и на период до 2000 года Введение Государственная программа по реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1994-1995 годы и на период до 2000 года разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 428 на основе Концепции реабилитации населения и нормализации экологической, санитарно-гигиенической, медико-биологической и социально-экономической ситуации в населенных пунктах Алтайского края, расположенных в зоне влияния ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, одобренной Российской научной комиссией по радиационной защите 7 мая 1993 г., и с учетом предложений и рекомендаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и других заинтересованных организаций и ведомств. Радиационное воздействие на население Алтайского края обусловлено более чем 40-летней деятельностью Семипалатинского полигона, испытания ядерного оружия на котором проводились с 1949 года. По имеющимся данным, радиоактивные облака от ядерных взрывов не менее 56 раз проходили над его территорией. При этом в 22 случаях фиксировались радиоактивные выпадения. Ядерные испытания проводились без оповещения населения и принятия каких-либо мер по радиационной защите. Особенно значимое радиационное воздействие на население и природную среду - по имеющимся данным, до 2/3 общей дозовой нагрузки - имело место в результате ядерных взрывов, осуществленных 29 августа 1949 года, 22 ноября 1955 года, 7 августа 1962 года и 25 сентября 1962 года. Дозы облучения жителей края только по взрыву 1949 года варьируют, согласно расчетам, от незначительных до значений, превышающих 200 сЗв. Суммарную накопленную эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв, получило, по предварительным данным, около 40 тыс. человек, дозу в пределах 5-25 сЗв - более 270 тыс. человек. Радиационному воздействию с дозой свыше 5 сЗв подверглись территории Залесовского, Заринского, Змеиногорского, Курьинского, Локтевского, Рубцовского, Угловского, Шипуновского районов и г. Рубцовска. Превышение дозы в 5 сЗв отмечено в 169 населенных пунктах, 25 сЗв - в 49 и 100 сЗв - в 4 населенных пунктах. Во зможный вклад (до 30%) остальных 52 взрывов в общее облучение населения, особенно на уровне границы значимого радиационного воздействия (5 сЗв), подлежит дополнительному уточнению. Учитывая это, Программой предусмотрены затраты на планируемые мероприятия в районах, подвергшихся радиационному воздействию в результате указанных взрывов, в размере до 30 процентов от общих затрат. В настоящее время ведутся работы по уточнению параметров радиационной обстановки, формировавшейся в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и перечней населенных пунктов, подвергшихся их воздействию. По мере получения достоверных данных о дозовых нагрузках на жителей этих территорий затраты на проведение указанных мероприятий будут корректироваться в годовых прогнозах. Защита населения Алтайского края, подвергшегося радиационному воздействию, и его потомков в целях их оздоровления и медицинской реабилитации должна осуществляться путем: снижения доз облучения от всех других основных источников ионизирующего излучения (радон жилищ и медицинское облучение) на основе принципа оптимизации; ограничения действия на население вредных нерадиационных факторов (пестициды, нитраты, тяжелые металлы и др.); повышения резистентности и антиканцерогенной защищенности жителей; медицинской защиты населения посредством обеспечения мониторинга состояния здоровья облученного населения с выявлением больных лиц и лиц повышенного риска заболеваемости, их эффективного лечения и оздоровления; социально-экономического развития территорий; формирования здорового образа жизни населения. Реализация этих задач позволит предотвратить дальнейшие негативные последствия облучения в результате ядерных испытаний и в медицинском отношении оздоровить и реабилитировать облученное население и его потомков. Раздел 1. Основные положения Концепции реабилитации населения и нормализации экологической, санитарно-гигиенической, медико-биологической и социально-экономической ситуации в населенных пунктах Алтайского края, расположенных в зоне влияния ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 1. Концепция разработана Российской академией наук, Российской академией медицинских наук, Минздравом России, Госсанэпиднадзором России совместно с администрацией Алтайского края, заинтересованными министерствами и ведомствами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 428 "О мерах по оздоровлению населения и социально-экономическому развитию населенных пунктов Алтайского края, расположенных в зоне влияния ядерных испытаний" и одобрена Российской научной комиссией по радиационной защите 7 мая 1993 г. 2. Целью Концепции является формирование принципов и критериев обоснования практических мер, направленных на максимальное снижение возможных отрицательных последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на здоровье населения Алтайского края и компенсацию нанесенного ущерба. 3. При разработке Концепции учитывались следующие исходные предпосылки и положения: проведенными научными исследованиями подтверждено, что население ряда районов Алтайского края неоднократно подвергалось радиационному воздействию в результате ядерных испытаний в период 1949-1962 и 1965 годов; принимая во внимание, что основная масса выпавших радиоактивных продуктов ядерного взрыва практически полностью распадается в течение первого года, радиационная обстановка в Алтайском крае в настоящее время обусловлена, главным образом, естественной радиоактивностью. При этом мощность дозы внешнего фонового гамма-излучения, по данным различных обследований, составляет 10-20 мкР/ч, а дозы естественного облучения населения не превышают 0,1 сЗв в год (без учета воздействия радона и продуктов его распада). В связи с этим проживание и хозяйственная деятельность на всей территории Алтайского края не ограничиваются; состояние здоровья населения Алтайского края, подвергшегося радиационному воздействию, по данным комплексных исследований, в сравнении с другими территориями Западной Сибири характеризуется повышенной смертностью и заболеваемостью; предварительные данные не позволяют объяснить создавшуюся напряженную медицинскую ситуацию в Алтайском крае, в том числе заболеваемости новорожденных, выявленными в окружающей среде химическими факторами и естественным облучением населения; на современном уровне развития науки оценить вклад различных факторов в сформировавшуюся эпидемиологическую обстановку без детального знания их коэффициентов риска, синергического или аддитивного характера действия при отсутствии указаний о выраженном превышении уровней химических и других экотоксикантов в окружающей среде не представляется возможным. Получение таких данных является одной из важнейших задач дальнейших научных исследований, однако не исключается, что эффект радиационного воздействия на население Алтайского края в период испытаний ядерного оружия в атмосфере в 1949-1962 годах усилен последующим действием других антропогенных факторов; поскольку облучение имело место в прошлые годы, в качестве показателя риска возникновения отдаленных последствий в настоящее время принимается эффективная доза облучения населения, полученная ранее за счет радиационного воздействия при проведении ядерных взрывов; учитывая особенности формирования доз облучения населения в результате ядерных взрывов, целесообразно отнести их к так называемым дозам острого (кратковременного) облучения. Согласно современным представлениям коэффициенты радиологического риска для такого облучения несколько выше, чем для хронического облучения. 4. В зависимости от уровня радиационного воздействия за счет ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне население подразделяется на две категории: первая - лица, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв, а также их дети и внуки; вторая - лица, получившие эффективные дозы облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв, а также их дети и внуки. 5. Оценка полученных доз должна осуществляться после согласования с Росгидрометом и Минобороны России методик реконструкции радиационного воздействия в период ядерных испытаний, одобрения их Российской научной комиссией по радиационной защите и утверждения Госсанэпиднадзором России. 6. Основным показателем для принятия компенсационных и реабилитационных мер служит отнесение конкретных лиц к категориям радиационного воздействия. Лица, отнесенные к первой категории, имеют право на возмещение ущерба здоровью в виде льгот, компенсаций, гарантий социального и медицинского обеспечения. Для этих лиц должны применяться индивидуальные компенсационные меры. Их объем и характер должен быть определен законодательством и осуществляться по специальной программе. Для лиц, отнесенных к обеим категориям, применяются общие социально-экономические реабилитационные меры. Все лица, отнесенные к указанным категориям, подлежат медицинскому наблюдению, лечению и оздоровлению за счет средств государственного бюджета, выделяемых целевым назначением. Объем и кратность медицинского наблюдения лиц различных категорий определяется органами здравоохранения по согласованию с Минздравом России. Для остальных лиц, подвергшихся радиационному воздействию в дозах меньших или равных 5 сЗв, проводится обычный медицинский и санитарно-гигиенический контроль за состоянием здоровья. На территориях, где проживает население, подвергшееся радиационному воздействию, целесообразно предусмотреть меры по ограничению влияния неблагоприятных антропогенных факторов. 7. Организация и выполнение мероприятий по медицинской и социальной реабилитации граждан, подвергшихся воздействиям ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также их детей и внуков должны базироваться на комплексе дополнительных мер по нормализации экологической и санитарно-гигиенической ситуации (создание банка экологических данных); по нормализации медико-биологической ситуации (создание медико-дозиметрического регистра, развитие и совершенствование сети специализированных клинических и амбулаторных медицинских учреждений, создание реабилитационных центров, подготовка и переподготовка кадров); по нормализации социально-экономической ситуации в районах, подвергшихся радиационному воздействию (обеспечение продуктами питания, развитие и совершенствование жилищно-коммунального хозяйства, народного образования и высшей школы, базы промышленного производства, торговли, транспорта, связи для обеспечения реабилитационных программ), с достижением средних по Российской Федерации показателей. 8. Необходимо продолжить углубленные исследования по изучению медико-биологических последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с целью уточнения мер по реабилитации здоровья населения и нормализации санитарно-гигиенической, медико-биологической и социально-экономической ситуации в населенных пунктах Алтайского края, расположенных в зоне влияния ядерных испытаний. Целенаправленная реализация этих задач позволит предотвратить дальнейшие негативные последствия ядерных испытаний и в медицинском отношении оздоровить и реабилитировать облученное население и его потомков. Раздел 2. Цель, структура и основные положения Программы Основной целью Программы являются снижение негативных медицинских, социальных и психологических последствий радиационного воздействия на население Алтайского края ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обеспечение социальной защиты пострадавших граждан, улучшение их здоровья и социально-экономическое развитие населенных пунктов, расположенных в зоне влияния указанных испытаний. В Программе предусматривается выполнение комплекса мероприятий в соответствии с вышеизложенной Концепцией: медицинская и социально-психологическая реабилитация пострадавших граждан, совершенствование их медицинского обслуживания, лечение, проведение оптимального комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, развитие материально-технической базы общего и специального здравоохранения, социально-психологической помощи, организация мониторинга здоровья населения; социально-экономическое развитие населенных пунктов, подвергшихся влиянию ядерных испытаний, опережающее строительство в них объектов жилищно-коммунального хозяйства, народного образования, культуры, производственной инфраструктуры, обеспечивающей выполнение реабилитационных работ; научные исследования, прежде всего в области ретроспективного восстановления доз облучения населения от всех ядерных взрывов, разработки средств и методов профилактики и лечения выявленных патологий, определения оптимальных направлений работ по системной реабилитации пострадавших граждан; организация международного сотрудничества в вопросах преодоления последствий радиационного воздействия; совершенствование форм и методов организации планируемых работ и управления Программой. Медицинскую и социально-психологическую реабилитацию пострадаших граждан намечается осуществить за счет проведения лечебно-профилактических мероприятий на основе целевой диспансеризации, повышения уровня медицинского обслуживания граждан путем улучшения материально-технического оснащения существующих лечебно-профилактических учреждений и создания новых необходимых диагностических и лечебных кабинетов, отделений и учреждений, создания специализированных лечебно-оздоровительных отделений и центров, а также санаториев, домов отдыха, оздоровительных круглогодичных и летних детских учреждений и лагерей, повышения жизненного уровня пострадавшего населения за счет льгот, предусмотренных соответствующими и законодательными актами. Для повышения уровня здоровья населения предусматривается также улучшение социально-экономических условий проживания в районах и населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Поэтому одной из принципиальных установок Программы является ликвидация отставания социальной и производственной инфраструктуры этих территорий и вывод их в 1996-2000 годах на средний уровень развития Российской Федерации в целом. Перечни этих населенных пунктов, согласованные с заинтересованными министерствами и ведомствами, утверждаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению их Госкомчернобылем России и администрацией Алтайского края и в дальнейшем уточняются не реже одного раза в три года. Важной мерой социально-экономического подъема указанных территорий является также развитие сельскохозяйственного и лесного производства с целью их интенсификации и получения необходимых видов продукции. Радиационное воздействие во время ядерных испытаний на здоровье людей и связанные с этим защитные меры рассматриваются в Программе в комплексе с другими факторами риска естественной и техногенной природы (химическое загрязнение среды обитания и сельскохозяйственной продукции, биогеохимические особенности районов и другие). При расчетах затрат на социально-психологическую реабилитацию населения, а также экономическую реабилитацию территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, учтены расходы, связанные с ограничением неблагоприятного воздействия на население и некоторых других антропогенных факторов. В Программе предусмотрены меры по техническому дооснащению организаций, осуществляющих мониторинг природной среды и продуктов питания, проведение научных исследований по сочетанному воздействию радиационного и других факторов на здоровье населения, сформулированы требования по недопущению размещения в районах, подвергшихся радиационному воздействию, новых и развития действующих экологически вредных производств. Реализацию Программы предусматривается осуществить посредством разработки и организации выполнения годовых (квартальных) прогнозов-заданий за счет государственных бюджетных ассигнований и централизованных капитальных вложений, а материально-техническое обеспечение - на условиях государственного заказа. Затраты на мероприятия, предусмотренные Программой, определены в ценах на 01.01.1991 года, с последующей индексацией цен по видам работ при разработке прогнозных материалов и приведены в таблице 8. В целях обеспечения возможности контроля за использованием выделяемых средств из государственного бюджета администрацией Алтайского края, исходя из положений и показателей настоящей Программы, ежегодно разрабатываются и утверждаются по согласованию с Госкомчернобылем России адресные подпрограммы с конкретными мероприятиями и заданиями по ее реализации. В Программе не предусматриваются меры социальной защиты пострадавших граждан (льготы, компенсации), которые будут определены после принятия специального законодательного акта. Раздел 3. Охрана здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию В Программе предусматривается выполнение в 1994-2000 годах комплекса мер по совершенствованию системы оказания медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также их потомкам, с учетом отрицательного воздействия факторов нерадиационного характера. Имеется в виду: создать и обеспечить работу медико-дозиметрического регистра с целью формирования эффективной системы контроля за состоянием здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков; осуществить систему программных мероприятий по повышению эффективности профилактики, раннему выявлению и лечению заболеваний, а также донозологических форм на всех этапах оказания медицинской помощи, расширению и обеспечению доступности специализированной медицинской помощи, в том числе онкологической, гематологической, эндокринологической, медико-генетической, стоматологической, кардиологической, пульмонологической, психиатрической и др.; создать на краевом и районном уровнях эффективную систему оздоровления и социально-психологической реабилитации населения; обеспечить разработку и реализацию мер, направленных на снижение индивидуальной и коллективной доз облучения жителей края от медицинского облучения населения и от естественных источников ионизирующего излучения; осуществить оптимальное развитие сети медицинских учреждений и системы профилактических мероприятий на основе данных заболеваемости и смертности; создать трехуровневую систему медицинской помощи, реабилитации и ранней диагностики (центральная районная больница - межрайонный специализированный диспансер или отделение - краевой диагностический центр); обеспечить проведение углубленных клинико-эпидемиологических исследований среди населения; осуществить меры по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров здравоохранения. Для реализации указанных мероприятий в Программе предусматриваются затраты на обеспечение центральных районных больниц, городских муниципальных и специализированных учреждений краевого уровня лечебно-диагностической аппаратурой и лекарственными препаратами. Намечается создание новых, расширение и реконструкция действующих специализированных учреждений и центров, предусмотрено строительство межрайонных диагностических центров в гг. Бийске и Рубцовске, которые позволят приблизить специализированную медицинскую помощь к населению пострадавших районов, краевой больницы, в функции которой будут также входить организация мониторинга состояния здоровья населения и оказание специализированной помощи больным с патологией, причинно связанной с радиационным воздействием в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. На ее базе предусматривается создать краевой эндокринологический центр. В Рубцовском, Угловском и Локтевском районах намечается строительство центральных районных больниц в составе поликлиник и стационаров, оснащенных современным лечебно-диагностическим оборудованием, с отделениями реабилитации. В районах, подвергшихся радиационному воздействию, осуществляются реконструкция и переоснащение медицинских учреждений. В связи с высокой заболеваемостью среди женского и детского населения в районах, подвергшихся радиационному воздействию, и отсутствием специализированных медицинских учреждений предусматривается строительство межрайонной детской больницы в г. Рубцовске и центра реабилитации "Мать и дитя" в г. Бийске. В целом за 1994-2000 годы намечается ввод в действие больничных учреждений на 3240 коек и поликлиник на 3500 посещений в смену. Установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смертности с последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне осуществляется у жителей Алтайского края экспертным межрегиональным советом и военно-врачебной комиссией. В целях совершенствования методов ретроспективной оценки доз, полученных населением, предусматривается проведение работ по выявлению сведений об индивидуальных лучевых нагрузках. При оценке стохастических эффектов действия радиации, обусловленных ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне, представляется необходимым их сопоставление с эффектами, обусловленными природной радиацией и применением источников ионизирующего излучения в медицинских целях. Это даст возможность более корректно оценить влияние воздействия радиационного фактора, связанного с указанными ядерными испытаниями, на заболеваемость населения края. Определенную значимость, как фактор, отрицательно влияющий на здоровье облученного населения, имеет недоброкачественность питьевой воды в ряде населенных пунктов, что требует разработки и осуществления мероприятий по строительству и развитию систем водоснабжения для обеспечения населения питьевой водой, отвечающей по качеству действующим нормативам. Необходимо изучение характера питания населения, поскольку несбалансированный и витаминодефицитный рацион может предрасполагать к целому ряду заболеваний, в том числе и онкологических, и, наоборот, обогащенный специальными добавками рацион может снизить риск заболевания злокачественными новообразованиями и другими болезнями. Поэтому в научном разделе Программы предусмотрено проведение таких работ, которые позволят дать суммарную оценку степени экологического неблагополучия и количественную характеристику влияния облучения при сочетании его с другими вредными факторами, в том числе с воздействием различных канцерогенов. Значительное влияние на состояние здоровья населения оказывает уровень развития и качество санаторно-курортного лечения. В настоящее время потребности граждан, подвергшихся радиационному воздействию, в таком лечении удовлетворяются лишь на 15 процентов, в связи с чем требуется существенное наращивание мощностей санаторно-курортной базы. Предусмотренные в Программе меры по развитию санаторно-курортной сети позволят улучшить показатели обеспеченности указанного контингента по заболеваниям системы кровообращения - до 46%, пищеварения - 58%, нервной системы - 40%, органов дыхания - 50%, опорно-двигательного аппарата - до 50 процентов. Лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия реализуются при достаточном и стабильном обеспечении медикаментами, для чего необходимо организовать в крае производство лекарственных средств на собственной промышленной базе и сырье, а также выделение целевых средств на медикаментозное обеспечение населения. Предусмотрены меры по использованию имеющегося опыта и возможностей края в части организации производства средств реабилитации, медицинских приборов и техники. В частности, будет реализована программа по организации выпуска медицинской эндоскопической техники, используемой при исследованиях онкологических больных, которая предусматривает проведение уже в 1994 году клинических испытаний бронхоскопов, приобретения оборудования и начало реконструкции производственной базы по выпуску указанной техники. Одновременно намечается разработка других моделей эндоскопов, в первую очередь диагностического с использованием телевизионной системы и специального инструментария. Предусмотренный в Программе комплекс мер по охране здоровья населения пострадавших территорий края позволит снизить общую и детскую смертность, общую заболеваемость населения, стабилизировать рост заболеваемости по отдельным нозологическим формам (онкология, туберкулез), увеличить продолжительность жизни и снизить первичный выход на инвалидность. Объемы затрат на выполнение указанных мероприятий приведены в таблице 1. Таблица 1 ОбЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ (млн. рублей) --------------------------------------------------------------------------------------- | | 1994- | в том числе | 1996- | 1994- | | Наименование мероприятий | 1995 | по годам: | 2000 | 2000 | | | годы |--------------------| годы | годы | | | | 1994 | 1995 | | | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Создание и обеспечение работы | | | | | | | медико-дозиметрического регистра | | | | | | | населения, подвергшегося | | | | | | | радиационному воздействию | | | | | | | (бюджетные ассигнования) . . . . | 7,6 | 3 | 4,6 | 20,4 | 28 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Создание и обеспечение работы | | | | | | | экспертного совета по | | | | | | | установлению | | | | | | | причинноследственной связи | | | | | | | заболеваний и инвалидности с | | | | | | | радиационным воздействием | | | | | | | испытаний на Семипалатинском | | | | | | | полигоне (бюджетные | | | | | | | ассигнования) . . . . . | 1 | 0,5 | 0,5 | 2,5 | 3,5 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Целевая диспансеризация лиц, | | | | | | | подвергшихся радиационному | | | | | | | воздействию (бюджетные | | | | | | | ассигнования) | 75 | 37,5 | 37,5 | 187,5 | 262,5 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Совершенствование службы с | | | | | | | пециализированной медицинской | | | | | | | помощи лицам, подвергшимся | | | | | | | радиационному воздействию | | | | | | | (бюджетные ассигнования) . . . . | 47,7 | 24,6 | 23,1 | 56,4 | 104,1 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Дополнительное обеспечение | | | | | | | медицинскими приборами и | | | | | | | оборудованием | | | | | | | лечебно-профилактических и | | | | | | | аптечных учреждений (бюджетные | | | | | | | ассигнования) . . . . . | 112,5 | 51,6 | 60,9 | 301,2 | 413,7 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Приобретение санитарного | | | | | | | автотранспорта (бюджетные | | | | | | | ассигнования) . . . . . | 1,8 | 0,9 | 0,9 | 4,5 | 6,3 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Дополнительные расходы на | | | | | | | лечение детей и взрослых в | | | | | | | специализированных | | | | | | | республиканских центрах и | | | | | | | научно-исследовательских | | | | | | | институтах (бюджетные | | | | | | | ассигнования) . . . . . | 6 | 3 | 3 | 15 | 21 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Затраты на дополнительное | | | | | | | питание и оздоровление | | | | | | | беременных женщин с аномалиями | | | | | | | (бюджетные ассигнования) . . . . | 30,3 | 15,3 | 15 | 67,8 | 98,1 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Обеспечение контрактной системы | | | | | | | найма медицинских кадров для | | | | | | | учреждений здравоохранения | | | | | | | районов и городов, подвергшихся | | | | | | | радиационному воздействию | | | | | | | (бюджетные ассигнования) . . . . | 6 | 3 | 3 | 15 | 21 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Подготовка и переподготовка | | | | | | | медицинских кадров для | | | | | | | учреждений здравоохранения | | | | | | | районов и городов, подвергшихся | | | | | | | радиационному воздействию | | | | | | | (бюджетные ассигнования) . . . . | 4,4 | 2,2 | 2,2 | 4 | 8,4 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Оплата путевок для реабилитации | | | | | | | больных в санаторно-курортных | | | | | | | учреждениях (бюджетные | | | | | | | ассигнования) . . . . . | 19,6 | 9,8 | 9,8 | 49 | 68,6 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Оснащение существующих и вновь | | | | | | | организуемых учреждений | | | | | | | санитарно-эпидемиологическо | | | | | | | службы приборами, оборудование и | | | | | | | транспортными средствами | | | | | | | (бюджетные ассигнования) . . . . | 5,2 | 2,6 | 2,6 | 16 | 21,2 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Подготовка и повышение | | | | | | | квалификации кадров | | | | | | | санитарно-эпидемиологическо | | | | | | | службы (бюджетные ассигнования) | | | | | | | . . . . . | 1 | 0,5 | 0,5 | 2,5 | 3,5 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Развитие материальнотехнической | | | | | | | базы здравоохранения | | | | | | | (капитальные вложения) . . . . . | 378 | 129,9 | 248,1 | 438,7 | 816,7 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Развитие материальнотехнической | | | | | | | базы по производству медицинской | | | | | | | техники, оборудования и | | | | | | | лекарственных средств | | | | | | | (капитальные вложения) . . . . . | 565,4 | 417,4 | 148 | 100 6| 65,4 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Развитие материальнотехнической | | | | | | | базы аптечных учреждений | | | | | | | (капитальные вложения) . . . . . | 3,9 | 2,7 | 1,2 | 4 | 7,9 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Развитие материальнотехнической | | | | | | | базы санаторно-курортных | | | | | | | учреждений, включая профсоюзные | | | | | | | (капитальные вложения) . . . | 86,3 | 43,5 | 42,8 | 195,1 2| 81,4 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Развитие материальнотехнической | | | | | | | базы учреждений | | | | | | | санитарноэпидемиологической | | | | | | | службы (капитальные вложения) . | 10 | 5 | 5 | 27 | 37 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Всего затрат в том числе на: | 1361,7* | 753 | 608,7 | 1506,6 | 2868,3 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | бюджетные ассигнования | 318,1* | 154,5 | 163,6 | 741,8 | 1059,9 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | капитальные вложения | 1043,6 | 598,5 | 445,1 | 764,8 | 1808,4 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Кроме того, валютные | | | | | | | ассигнования (млн. долларов США) | 20,9 | 10,8 | 10,1 | 25,2 | 46,1 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | в том числе на: дополнительное | | | | | | | обеспечение медицинскими | | | | | | | приборами и оборудованием | | | | | | | лечебно-профилактических | | | | | | | учреждений . . . . . | 14,9 | 7,8 | 7,1 | 17,2 | 32,1 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | развитие материально-технической | | | | | | | базы лечебно-профилактических | | | | | | | учреждений | 4 | 2 | 2 | 6 | 10 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | приобретение импортных приборов | | | | | | | и оборудования для учреждений | | | | | | | службы | | | | | | | санитарно-эпидемиологического | | | | | | | надзора . . . . . | 2 | 1 | 1 | 2 | 4 | --------------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------- *) Из них финансируется из местных источников 40 млн. рублей. Примечание. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации. Раздел 4. Социально-психологическая реабилитация населения, подвергшегося радиационному воздействию На территориях, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний, социальная и психологическая ситуация характеризуется устойчивым состоянием напряженности, тревожности, особенно за судьбы детей и внуков, снижением уровня жизни, социальной и экономической жизнедеятельности. Программой предусматривается проведение мероприятий по следующим направлениям: создание научно обоснованной системы социально-психологического мониторинга; формирование системы информационного обеспечения населения, ориентированной на его социально-психологическую реабилитацию, включая сеть региональных центров общественной информации; создание в пострадавших районах центров (кабинетов) психологической разгрузки, психологического консультирования и психотерапии, социальной и психологической реабилитации; подготовка специалистов в области социально-психологических, политических и правовых проблем для пострадавших районов; развитие материально-технической базы объектов социального назначения - домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских домов-интернатов, психоневрологических домов-интернатов, специальных жилых домов для престарелых и инвалидов с отделениями социальной помощи (предусмотрено ввести в действие в 1994-2000 годах домов-интернатов различного назначения на 510 мест); разработка и реализация специальных обучающих программ для различных групп населения по проблемам экологии, социальной психологии, культуры и искусства; обеспечение привлечения и закрепления в районах, подвергшихся радиационному воздействию, творческой интеллигенции, работников культуры и образования. Реализация указанных мер будет способствовать социальной стабилизации и реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Затраты на их выполнение приведены в таблице 2. Таблица 2 ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ (млн. рублей) ------------------------------------------------------------------------------------------ | | 1994- | в том числе | 1996- | 1994- | | Наименование мероприятий | 1995 | по годам: | 2000 | 2000 | | | годы |--------------------| годы | годы | | | | 1994 | 1995 | | | |-------------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Организация | | | | | | | социально-психологического | | | | | | | мониторинга, обеспечение работы | | | | | | | социально-психологического | | | | | | | регистра граждан, подвергшихся | | | | | | | радиационному воздействию | | | | | | | (бюджетные ассигнования) | 38 | 17,5 | 20,5 | 4,2 | 42,2 | |-------------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Подготовка кадров для | | | | | | | центров социально-психологической | | | | | | | поддержки населения, подвергшегося | | | | | | | радиационному воздействию | | | | | | | (бюджетные ассигнования) | 0,4 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,6 | |-------------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Организация районных и | | | | | | | городских центров | | | | | | | социально-психологической | | | | | | | помощи населению (бюджетные | | | | | | | ассигнования) | 4,2 | 1,5 | 2,7 | 9,6 | 13,8 | |-------------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Приобретение медицинского, | | | | | | | технологического оборудования | | | | | | | и автотранспорта для | | | | | | | домов-интернатов для инвалидов | | | | | | | и престарелых, детских | | | | | | | домов-интернатов, других | | | | | | | учреждений социальной помощи | | | | | | | (бюджетные ассигнования) | 2,1 | 0,9 | 1,2 | 2,4 | 4,5 | |-------------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Развитие материально-технической | | | | | | | базы объектов социального | | | | | | | назначения (капитальные | | | | | | | вложения) | 14 | 6,3 | 7,7 | 9,9 | 23,9 | |-------------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Всего затрат. . . . . . . . | 58,7 | 26,4 | 32,3 | 26,3 | 85 | |-------------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | из них: | | | | | | |-------------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | бюджетные ассигнования. . . | 44,7 | 20,1 | 24,6 | 16,4 | 61,1 | |-------------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | капитальные вложения. . . . | 14 | 6,3 | 7,7 | 9,9 | 23,9 | ------------------------------------------------------------------------------------------ Примечание. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации. Раздел 5. Социально-экономическое развитие населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию Социально-экономическая ситуация в пострадавших районах характеризуется более низкими показателями обеспеченности жильем, учреждениями народного образования, культуры, услугами коммунального хозяйства и другими объектами социальной сферы по сравнению со среднекраевыми и среднероссийскими показателями. Значительно отстает край от среднероссийских показателей по обеспечению жилищного фонда горячим водоснабжением и газом. Многие учреждения народного образования размещены в приспособленных, ветхих помещениях. В целях социально-экономического развития населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, в Программе предусматривается: обеспечение в 2000 году благоустроенным жильем населения с дозами облучения 5 сЗв и более на среднереспубликанском уровне. При этом имеется в виду, что наряду с финансированием строительства жилых домов из федерального бюджета в размере 60% затрат на жилищное строительство будут использованы также (в размере 40%) средства краевого бюджета, предприятий, организаций и населения, включая кредитные ресурсы; обеспечение населения пострадавших районов в соответствии с действующими нормами детскими дошкольными, школьными и клубными местами с заменой ветхих зданий новыми типовыми помещениями; развитие коммунального хозяйства - обеспечение жителей пострадавших районов качественной питьевой водой, отоплением, централизованным или индивидуальным горячим водоснабжением, подведение газопроводов к деревням и селам, строительство сооружений для очистки хозяйственно-питьевой воды и сточных вод; укрепление материально-технической базы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; значительное расширение сети межпоселковых и внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием; расширение телефонной сети и реконструкция объектов связи. В целях обеспечения реализации намечаемой строительной программы по социально-экономическому развитию пострадавших населенных пунктов и вводу в действие мощностей в Программе предусмотрены меры по развитию строительной индустрии и производству строительных материалов. В 1994-2000 годах намечается осуществить строительство и ввод в эксплуатацию: жилых домов (тыс. кв. м общей площади) 1994-1995 годы - 651 в том числе в 1994 году - 300 1996-2000 годы - 1155 общеобразовательных школ (ученических мест) 1994-1995 годы - 2900 в том числе в 1994 году - 1296 1996-2000 годы - 4573 детских дошкольных учреждений (мест) 1994-1995 годы - 610 в том числе в 1994 году - 420 1996-2000 годы - 1590 Общие затраты на реализацию предусмотренных в разделе мероприятий приведены в таблице 3. Таблица 3 ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ (млн. рублей) --------------------------------------------------------------------------------------- | | 1994- | в том числе | 1996- | 1994- | | Наименование мероприятий | 1995 | по годам: | 2000 | 2000 | | | годы |--------------------| годы | годы | | | | 1994 | 1995 | | | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| Страницы: 1 2 |