О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ В 1998-2000 ГГ.. Постановление. Правительство Москвы. 31.03.98 248-ПП


Страницы: 1  2  



        О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
                   НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ В 1998-2000 ГГ.

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                           31 марта 1998 г.
                                N 248

                                 (Д)


     В соответствии с постановлением Правительства Москвы от  13.12.94
N  1129  "О  состоянии  и  мерах  по  поддержке предприятий бытового и
коммунального обслуживания  населения  г.Москвы"  в  городе  проведена
работа  по  созданию  широкой  сети  современных  предприятий бытового
обслуживания населения и повышению  качества  оказываемых  ими  услуг,
приватизации     объектов     этой    отрасли,    развитию    частного
предпринимательства  и  конкуренции  на  рынке,   увеличению   объемов
оказываемых населению Москвы бытовых услуг.
     За 1995-1997  гг.  открыто  270  новых  и  реконструировано   397
действующих  предприятий  бытового  обслуживания.  На эти цели за счет
различных источников привлечено более 650  млрд.рублей  инвестиций,  в
т.ч. из внебюджетных источников - более 378 млрд.рублей.
     За счет  средств  городского  бюджета  финансируется  развитие  и
содержание хозяйства кладбищ, оказывается финансовая поддержка крупным
фабрикам-прачечным,  на  реконструкцию  фабрик-химчисток  направляются
средства   фонда   занятости  и  фонда  поддержки  и  развития  малого
предпринимательства.
     Введены льготы по отдельным направлениям деятельности предприятий
бытового обслуживания.  500 из них освобождены от налога  на  прибыль,
перечисляемого   в   городской   бюджет,   для  184  фабрик-прачечных,
фабрик-химчисток и бань установлены льготные тарифы по водоснабжению и
водоотведению,   с   01.01.97   предприятиям   бытового   обслуживания
установлена минимальная ставка арендной платы.
     Все это  позволило  за  1995-1997 годы обеспечить прирост объемов
бытовых услуг в сопоставимых ценах в 1,6 раза.
     Вместе с  тем объемы бытовых услуг в первые годы реформ в расчете
на душу населения снизились втрое.  Резко возросший уровень цен на них
привел  к  снижению  уровня  обеспеченности  москвичей этими услугами.
Особенно не удовлетворяются их потребности в различных ремонтных видах
услуг (одежды,  обуви, радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники и
т.д.),  в связи с чем растет поток жалоб в  городские  организации  на
работу   предприятий  бытового  обслуживания,  нареканий  на  качество
оказываемых услуг.
     Не развивается сеть предприятий бытового обслуживания населения в
районах массовой жилой застройки,  где уровень обеспеченности услуг от
нормативов составляет только 25-30%.
     Низкий уровень   рентабельности   предприятий,   высокие    сроки
окупаемости   реконструируемых   и   строящихся   объектов   сокращают
возможности привлечения инвестиций для дальнейшего развития отрасли.
     Массовый характер  приобретает  нецелевое  использование  нежилых
помещений,  ранее принадлежавших  предприятиям  бытового  обслуживания
населения.
     В связи с изложенным Правительство Москвы ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Считать приоритетными направлениями деятельности  Департамента
потребительского рынка и услуг,органов исполнительной власти г.Москвы,
администраций районов:
     - укрепление   и  дальнейшее  развитие  частнопредпринимательской
деятельности на потребительском рынке и в сфере бытовых услуг;
     - поддержка   социально-значимых   видов   услуг   (услуги  бань,
прачечных, химчисток, ремонт обуви и одежды, ритуальные услуги);
     - защита  прав  потребителей  на  потребительском рынке и в сфере
услуг.
     2. Одобрить  Основные  направления развития бытового обслуживания
населения Москвы на 1998-2000 гг. (приложение 1).
     3. Утвердить  расчетные  показатели  реконструкции и модернизации
предприятий бытового обслуживания населения на 1998-2000 гг.  и  ввода
предприятий   бытового   обслуживания   населения   за   счет   нового
строительства по административным округам Москвы (приложения 2 и 3).
     4. Утвердить расчетные показатели создания и модернизации рабочих
мест  на  предприятиях  бытового  обслуживания  населения  Москвы   на
1998-2000 гг. (приложение 4).
     5. Комитету  труда  и   занятости   предусмотреть   в   Программе
содействия  занятости  населения  Москвы  в  период  на  1998-2000 гг.
выделение  средств  по  долевому  участию   финансирования   программы
создания   и   модернизации  рабочих  мест  на  предприятиях  бытового
обслуживания населения.
     6. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы:
     - в соответствии с Инвестиционной программой Правительства Москвы
на  1998  год  выделить  лимиты  капитальных  вложений   на   развитие
предприятий бытового обслуживания в объеме 215,1 млн.руб.
     - рассмотреть  возможность   выделения   в   1999-2000   гг.   на
строительство,            реконструкцию,техперевооружение            и
проектно-изыскательские работы для предприятий  бытового  обслуживания
лимиты капитальных вложений, согласно приложению 5.
     7. Одобрить деятельность компании "БФТ-Диана Фонд" и  предприятий
по реконструкции химчисток-прачечных в г. Москве.
     8. Департаменту  потребительского  рынка  и  услуг  совместно   с
Комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка:
     - осуществлять подготовку и предварительный отбор  инвестиционных
проектов,  связанных  с  реконструкцией  и  модернизацией  предприятий
бытового  обслуживания,  организацией  новых  предприятий  в   районах
массовой   жилой   застройки,  восстановлением  необходимых  населению
бытовых услуг;
     - готовить  предложения  о дифференцированном взимании процентной
ставки  за  пользование   средствами   финансовых   фондов   городских
облигационных  займов  и  сроках  их  предоставления  в соответствии с
реальной окупаемостью объектов и с учетом социальной значимости услуг;
     - представлять  проекты  на  рассмотрение  Инвестиционного совета
г.Москвы с  целью  их  последующего  финансирования  за  счет  средств
городских облигационных займов Москвы.
     9. Департаменту  потребительского  рынка  и  услуг,  Департаменту
поддержки    и    развития   малого   предпринимательства,   префектам
административных  округов  оказать   содействие   в   создании   малых
предприятий  по  социально-значимым бытовым услугам в районах массовой
жилой застройки,  совместно с Палатой ремесел Москвы обеспечить  более
эффективное        использование       потенциала       индивидуальных
мастеров-ремесленников, занятых в сфере бытовых услуг.
     10. Одобрить  перечень  программ  и  мероприятий  по  развитию  и
совершенствованию  бытового   обслуживания   населения   г.Москвы   на
1998-2000 гг. (приложение 6).
     11. Дополнить   приложение   1   (пункт    5.10)    постановления
Правительства  Москвы  от  13.08.96  N  689  "О поступлении средств по
итогам первого полугодия 1996  г.  от  приватизации,  аренды  земли  и
нежилых  помещений  и  дополнительных мерах по совершенствованию учета
городского имущества  и  повышению  эффективности  его  использования"
следующими абзацами:
     "- передача прав аренды на помещения, освобождаемые предприятиями
бытового обслуживания, производится в установленном порядке с условием
их целевого использования под организацию бытовых услуг населению;
     - решение  об изменении профиля предприятий бытового обслуживания
принимается  председателем   Москомимущества   с   участием   префекта
административного  округа  по заключению Департамента потребительского
рынка и услуг и учета плана приватизации предприятий".
     12. Москомимуществу  обеспечить  проведение  целевых конкурсов по
продаже  и  аренде  нежилых   помещений   для   предприятий   бытового
обслуживания,  оказывающих населению социально-значимые виды услуг,  с
учетом мнений Департамента потребительского рынка и услуг и  префектов
административных округов.
     13. Департаменту  потребительского  рынка  и   услуг,   префектам
административных     округов     оказать     необходимое    содействие
реконструированным и отвечающим современным  требованиям  предприятиям
бытового   обслуживания   населения   в   выделении   и   рациональном
использовании имеющихся в городе помещений для создания  широкой  сети
приемных   пунктов   химчисток   и   прачечных,   ремонта   бытовой  и
радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов.
     14. Департаменту   потребительского   рынка   и  услуг,  Комитету
социальной защиты населения Москвы, префектам административных округов
до  01.10.98  разработать  порядок льготного предоставления услуг бань
определенным категориям населения.
     15. Департаменту   потребительского   рынка  и  услуг,  префектам
административных округов, Мосгосторгинспекции и контролирующим органам
города   разработать  до  01.07.98  целевые  программы  по  пресечению
нарушений на предприятиях  бытового  обслуживания  населения,  обратив
особое   внимание   на   обеспечение   условий   для   гарантийного  и
послегарантийного ремонта бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых
машин  и приборов,  наличие инструкций по эксплуатации этой техники на
русском языке.
     16. Департаменту  потребительского  рынка  и  услуг  совместно  с
заинтересованными  организациями  проанализировать  состав   имеющихся
льгот  для предприятий бытового обслуживания и до 01.07.98 подготовить
предложения  в  Правительство  Москвы  по  их  упорядочению  с   целью
сохранения  ранее  действующих  экономических условий функционирования
предприятий.
     17. Москомимуществу,   Государственной   городской  инспекции  по
контролю    за    использованием    нежилых    помещений,    префектам
административных    округов   в   1998-1999   гг.   провести   ревизию
помещений,принадлежавших   предприятиям   бытового   обслуживания    и
переданных  сторонним  организациям  по  вторичным сделкам.  В случаях
нецелевой  эксплуатации  подготовить  предложения  об  их   дальнейшем
использовании.
     18. Департаменту  потребительского  рынка  и   услуг,   префектам
административных  округов  разработать  в  1998  году проект закона "О
бытовом обслуживании населения г.Москвы".
     19. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министра   Правительства   Москвы   Малышкова   В.И.    и    префектов
административных округов.


     Премьер Правительства Москвы                      Ю.М. Лужков
  
                                                          Приложение 1
                                                       к Постановлению
                                                  Правительства Москвы
                                             от 31 марта 1998 г. N 248

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
              ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ
                              г. МОСКВЫ

                                ИТОГИ
           развития бытового обслуживания населения Москвы
                          за 1995-1997 годы
                   и основные направления развития
                          на 1998-2000 годы

                           Москва - 1998 г.

                             1. ВВЕДЕНИЕ

     Бытовое обслуживание  -  одна  из  важнейших  социально  значимых
отраслей городского хозяйства,  предоставляющая населению города около
700 различных видов услуг.
     Правительство Москвы  постоянно  поддерживает отрасль,  используя
различные формы и методы.  Работа по  поддержке  и  развитию  бытового
обслуживания проводилась в соответствии с постановлением Правительства
Москвы  от  13.12.94  N  1129  "О  состоянии  и  мерах  по   поддержке
предприятий   бытового   и  коммунального  обслуживания  населения  г.
Москвы",  принятыми в его развитие постановлениями от 17.1.95 N 843 "О
состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в г. Москве" и
от 20.05.97 N 376 о ходе выполнения этого постановления; от 09.01.96 N
22 "О реконструкции и модернизации химчисток-прачечных г.  Москвы", от
11.06.96  N  493  "О  стабилизации  работы  бань   и   банно-прачечных
комбинатов в г. Москва".
     Департаментом потребительского  рынка   и   услуг   совместно   с
Департаментами финансов,  экономической политики и развития, поддержки
и развития малого предпринимательства,  Комитетами социальной  защиты,
труда и занятости осуществляются городские программы развития по видам
услуг.  В  рамках  этих  программ  оказывается  финансовая   поддержка
государственным  предприятиям  бытового  обслуживания - в виде прямого
финансирования и предоставления различных льгот для предприятий службы
быта.  Только по инвестиционной программе на 1997 г. на модернизацию и
реконструкцию    крупных    государственных     фабрик-прачечных     и
фабрик-химчисток было выделено 10,9 млрд. руб. на безвозмездной основе
и 2,1 млрд.  руб. на возвратной, на строительство и реконструкцию бань
направлено  11,6  млрд.  руб.  На  строительство новых и реконструкцию
действующих кладбищ и крематориев - более 190 млрд.  руб.  Кроме  того
направлено около 6,5 млрд.  руб.  бюджетных средств на благоустройство
кладбищ ( в ценах 1997 года).
     В городе  введены  льготы  по отдельным направлениям деятельности
предприятий.  500  предприятий  освобождены  от  налога  на   прибыль,
перечисляемого   в   городской   бюджет,   для  184  фабрик-прачечных,
фабрик-химчисток и бань установлены льготные тарифы по водоснабжению и
водоотведению, с 1 января 1997 года предприятиям бытового обслуживания
населения установлена минимальная ставка арендной платы за пользование
нежилыми помещениями.
     Департамент потребительского   рынка   и   услуг   совместно    с
префектурами  административных  округов и общественными формированиями
предприятий  сферы  бытовых  услуг  осуществили  анализ  состояния   и
развития   отрасли,   уточнили   дислокацию  предприятий  по  районам,
определили уровень обеспеченности бытовыми услугами по каждому району.
По   поручению  Департамента  Московский  Государственный  университет
экономики,  статистики и информатики (МЭСИ),  Государственная академия
сферы  быта  и  услуг  (ГАСБУ),  Центральный  научно-исследовательский
институт бытового обслуживания (ЦНИИБыт)  и  институт  Мосгорбытпроект
провели  исследование  потребительского  рынка бытовых услуг,  проблем
развития предприятий,  изучили мнение  москвичей  и  работников  сферы
услуг о состоянии бытового обслуживания.
     Результаты анализа и исследований показывают,  что  постановление
Правительства  Москвы  от  13.12.94  N  1129  в  основном выполнено и
необходимо на уровне Правительства Москвы определить пути  дальнейшего
развития  бытового  обслуживания  на  1998-2000  годы с учетом реально
сложившегося положения дел в отрасли.

               2. Характеристика состояния отрасли

     Бытовое обслуживание населения в Москве осуществляют  более  4500
предприятий, расположенных во всех округах и районах города. Ожидаемый
объём услуг в 1997 году составит 7,2 млрд. рублей в новых ценах.
     Из общего  количества  предприятий сферы услуг только 35 является
государственными,  остальные - хозяйственные общества  и  товарищества
различных  организационно-правовых  форм.  В отрасли работает около 40
тысяч человек непосредственно на предприятиях и  10-15  тысяч  человек
работает самостоятельно как индивидуальные мастера.
     В силу различных причин предприятия в городе  расположены  крайне
неравномерно.  Так, в Центральном округе с населением численностью 603
тыс. человек находится 811 предприятий, т.е. почти столько же, сколько
в  Южном и Юго-Западном округах вместе взятых,  хотя в них проживает в
общей сложности около 2400 тыс.  человек,  или в 4 раза больше,  чем в
Центральном округе. В Зеленоградском округе нет предприятий по ремонту
трикотажных изделий, пунктов проката.
      Состояние отрасли   определяется   несколькими  взаимосвязанными
характеристиками:
     1. Население  в  связи с известными экономическими трудностями не
имеет  возможности  обращаться   в   сферу   услуг.   По   результатам
обследования, 33% опрошенных заявили, что им не хватает денег на самое
необходимое.  Только 27%  опрошенных высказались,  что они нуждаются в
услугах  химчистки  и  прачечных,  18,6 - в услугах ремонта одежды.  В
структуре платных услуг бытовое обслуживание  составляет  всего  8,9%,
или в 2 раза меньше, чем в 1990 г. Население вынуждено основные деньги
тратить на коммунальные и транспортные услуги (см. рис. 1).
     2. Многие  предприятия  отрасли,  не  имея  заказов,  оказываются
незагруженными.  Обследование показало,  что химчистки, ателье ремонта
одежды,  парикмахерские загружены менее чем на 70%  (см.  рис. 2). Это
приводит  к  резкому  снижению  экономической   эффективности   работы
предприятий,  заставляет их закрываться или менять профиль. Отсутствие
свободных  средств  не  позволяет  многим  предприятиям   осуществлять
техническое перевооружение.
     3. Закрытие и перепрофилирование предприятий  привело  к  резкому
снижению  уровня  обеспеченности  жилых  районов  города предприятиями
бытового обслуживания.
     По сравнению   с   1990   г.  в  отрасли  произошли  существенные
изменения.  В 2 раза сократилась  численность  работающих.  Уменьшился
удельный  вес  работающих  в  швейной  подотрасли,  возрос  по услугам
парикмахерских,  ритуальным  услугам,  химчистке,  ремонту  обуви.  По
остальным  услугам  их  доля осталась на уровне 1990 г.  (см.  рис.3).
Произошел естественный отбор услуг. Сворачиваются или трансформируются
услуги,  не нашедшие спроса или не дающие нормальную прибыль. Исчезают
такие  услуги,  как   обновление   одежды   и   трикотажных   изделий,
художественная  штопка,  перешив  взрослой  одежды на детскую,  ремонт
головных уборов  и  чулочно-носочных  изделий,  выполнение  отделочных
работ  и  др.  Значительно  сократились  объемы  услуг по изготовлению
одежды,  обуви,  мебели,  ювелирных  изделий  на  заказ,  по  прокату,
переплетно-картонажным  и машинописным работам,  присмотру за детьми и
больными,  обучению "Сделай сам" (курсы кройки и шитья,  фотографии  и
другие),  по самообслуживанию в химчистках и прачечных, оборудованию и
уборке квартир (навеска карнизов,  картин,  зеркал,  вешалок и  другие
мелкие   работы).  Сократилось  количество  мастерских  по  ремонту  и
изготовлению зеркал,  обработке стекла,  др. Расширился спектр услуг в
мастерских  по  ремонту  металлоизделий,  в  то  же время спрос на них
сократился.
     Увеличился спрос  населения  на  услуги  ювелирных  мастерских по
повторной переработке ювелирных  изделий  (в  основном  в  обручальные
кольца).  Однако  введение  акцизного  налога  на  переработку  золота
существенно сдерживает развитие этих  услуг,  так  как  изделие  после
переработки становится дороже нового.
     Остается актуальным вопрос по  предоставлению  услуг  ломбардами,
которыми пользуются все слои населения. У граждан со средним достатком
особой популярностью пользуется услуга по приему вещей на хранение.  У
малоимущих  -  услуга  по  приему изделий под ссудный залог.  С учетом
спроса  сеть  ломбардов  расширилась   до   60   единиц,   но   только
государственное   унитарное  предприятие  Мосгорломбард  принимает  от
населения в залог всю номенклатуру изделий. Коммерческие ломбарды, как
правило,  специализируются  на  изделиях  из  драгоценных  металлов  и
камней.
     Высокий уровень  спроса  сохраняется  на  услуги  парикмахерских,
ремонт обуви,  чистку изделий из кожи и меха,  услуги  фотолабораторий
быстрого обслуживания. По этим услугам наименьший отток специалистов в
другие отрасли экономики.
     Увеличилось количество   организаций   ритуального  обслуживания,
возрос объем предоставляемых ими услуг. Полностью ликвидирован дефицит
на ритуальные принадлежности,  катафальные перевозки, услуги обрядовых
и поминальных залов.  Правительством Москвы определен  гарантированный
стандартный набор ритуальных услуг.
     Оценивая экономическую ситуацию  на  рынке  бытовых  услуг,  надо
отметить,   что   предприятия,  предоставляющие  услуги  состоятельным
гражданам,  работают   стабильно,   имеют   средства   на   расширение
производства,   обновление   оборудования,   подготовку   кадров.  Они
полностью   адаптировались   в   рыночных    условиях.    Предприятия,
обслуживающие население со средним уровнем доходов,  зачастую являются
малорентабельными (от 1  до  12%),  их  прибыль  не  всегда  позволяет
самостоятельно   расширять  производство,  проводить  реконструкцию  и
обновлять  основные  фонды.  Отдельные  виды  услуг  вообще  убыточны.
Зачастую   рентабельность   предприятия  достигается  за  счет  прочих
доходов, в т.ч. полученных от сдачи помещений в субаренду, организации
торговли и совместной деятельности с другими предприятиями.
     Самый большой  удельный  вес  в  себестоимости  услуг  составляет
арендная плата,  коммунальные услуги, налоги (до 40-50%). Особенно это
относится  к  предприятиям,  которые  имеют  большие  производственные
помещения, котельные, промышленное оборудование, широкую сеть приемных
пунктов с большими  площадями.  Это  в  основном  фабрики-прачечные  и
фабрики-химчистки, банно-прачечные комбинаты.
     Учитывая это  Правительство  Москвы   предоставило   существенные
льготы предприятиям отрасли по арендной плате,  налогам,  коммунальным
платежам.    Большинство    предприятий    отрасли     воспользовались
предоставленными  им хозяйственной самостоятельностью и льготами.  Они
сумели перестроиться на  рыночные  условия,  сократить  свои  расходы,
более рационально использовать нежилые помещения,  земельные участки и
направить высвободившиеся  средства  на  реконструкцию  и  техническое
перевооружение.
     Однако ряд предприятий не использовали предоставленные льготы, не
смогли  привлечь  для  замены  оборудования  средства заинтересованных
инвесторов или  собственные  средства.  В  результате,  из-за  низкого
качества   услуг  и  высоких  цен  такие  предприятия  потеряли  своих
заказчиков и оказались в сложной финансовой ситуации.  Так,  на  грани
банкротства   находится   фабрика-химчистка   N  3,  не  функционируют
химчистки на улицах Талдомская,  Веселая,  Тихая. Производят серьезную
реструктуризацию   производства   "большая"  фабрика-прачечная  N  24,
Первомайский банно-прачечный комбинат.
     Префектурам, Департаменту    потребительского   рынка   и   услуг
предстоит разобраться с каждым из  таких  предприятий  и  совместно  с
Москомимуществом решить в уставленном порядке их дальнейшую судьбу.
     Анализ показывает,  что затраты на арендную плату и  коммунальные
платежи  становятся  ключевыми для развития отрасли.  Их снижение даст
хороший импульс для стимулирования дальнейшего развития сферы  бытовых
услуг с учетом возрастающего спроса населения.  И наоборот, увеличение
затрат  может  привести  к  существенному   ухудшению   экономического
состояния предприятий вплоть до их закрытия.
     Оценивая состояние отрасли,  руководящие работники предприятий  с
пониманием  относятся  к  имеющимся  трудностям и стоящим задачам (см.
табл. 1). Оценивая критически работу своего предприятия, они планируют
увеличить   его   мощности,  активно  привлекать  клиентов,  расширять
ассортимент услуг, улучшать рекламу.

                                                             Таблица 1

       Оценка руководящими работниками предприятий службы быта
      работы сферы услуг ( по результатам опроса 195 человек )*
 _______________________________________________________________
  N |            Вопросы, показатели                |Ответы (%)
    |                                               |___________
    |                                               |  Да | Нет
 ___|_______________________________________________|_____|_____
  1 |                       2                       |  3  |  4
 ___|_______________________________________________|_____|_____
  1 |На Ваш взгляд, объём услуг, предоставляемых    |     |
    |Вашим предприятиям в последние годы            |     |
    |               увеличился                      |18,46|
    |               уменьшился                      |55,90|
    |               сохранился на прежнем уровне    |22,05|
 2  |Стало ли больше предприятий бытовых услуг Ваше |     |
    |вида                                           |     |
    |               больше                          |29,74|
    |               меньше                          |40,00|
    |               столько же, что и раньше        |17,44|
 3  |Ваше предприятие полностью удовлетворяет спрос |     |
    |населения микрорайона в услугах:               |     |
    |               полностью                       |60,51|
    |               не полностью                    |20,00|
 4  |Ваше предприятие могло бы обслуживать большее  |90,26|2,56
    |количество клиентов                            |     |
 5  |Планируете ли Вы увеличить мощности Вашего     |22,56|42,05
    |предприятия                                    |     |
 6  |Считаете ли Вы, что цены на Ваши услуги:       |     |
    |               соответствуют себестоимости     |52,82|
    |               цены ниже себестоимости         |22,56|
 7  |Будет ли расти спрос на услуги, которые Вы     |     |
    |предоставляете населению                       |     |
    |               будут расти                     |29,74|
    |               будут снижаться                 |18,46|
    |               останется на прежнем уровне     |22,56|
 8  |Что помогает Вам удерживаться "на плаву"       |     |
    |               высокие цены                    |3,08 |
    |               высокое качество услуг          |17,92|
    |               работа не считаясь со временем  |17,44|
    |               дружный коллектив               |35,90|
  9 |Легко ли найти телефон Вашего предприятия      |75,90|6,67
    |                                               |     |
 10 |Вы стремитесь к тому,чтобы телефон Вашего      |83,59|12,82
    |предприятия был в различных справочниках       |     |
    |                                               |     |
 11 |Удовлетворены ли Вы работой своего предприятия |44,10| 8,21
    |                                               |     |
 12 |Имелись ли конфликты с Вашими клиентами        |60,00|29,23
 13 |Вы с каждым годом обслуживаете все больше      |17,95|51,23
    |клиентов                                       |     |
 14 |Бывает ли брак в Вашей работе                  |61,03|30,77
 15 |Есть ли у Вас претензии к клиентам             |37,95|35,38
 16 |Удовлетворяет ли клиентов распорядок работы дня|71,28|0,51
    |работы Вашего предприятия                      |     |
 17 |Ваше предприятие работает на полную мощность   |18,97|63,59
 18 |Приходилось ли Вашему предприятию выплачивать  |14,87|85,13
    |какие-либо суммы по требованию клиентов (по    |     |
    |суду и пр.)                                    |     |
 19 |Планируете ли Вы расширять ассортимент услуг   |37,95|20,51
    |населению                                      |     |
 20 |Работаете ли Вы над привлечением дополнительных|76,92|20,51
    |клиентов                                       |     |
 21 |Удовлетворяет ли клиентов качество Ваших услуг |75,90|
 22 |Удовлетворены ли Вы правовым обеспечением      |23,59|25,64
    |Вашей деятельности                             |     |
 23 |Придерживаетесь ли Вы принципа "клиент всегда  |71,79|5,1
    |прав"                                          |     |
 ___|_______________________________________________|_____|_____

     *  По данным МЭСИ

          3. Развитие бытового обслуживания в 1995-1997 годы

     На первом этапе экономических реформ в стране с 1991 г.  началось
резкое  падение  объёмов  бытовых  услуг.  В  период   1991-1995   гг.
среднегодовой  темп  снижения  составил  33,0%,  то  есть каждый год в
среднем объём услуг сокращался на  треть.  В  1995  г.  эта  тенденция
изменилась (см. таблицу и рис. 4).

           Объём реализации бытовых услуг за 1990-1997 гг.
 ________________________________________________________________________
  Годы | Объём реализации | Темп роста (уменьшения) объёма услуг
       | бытовых услуг в  |______________________________________________
       | фактических ценах| в фактич. ценах      | в сопостав. ценах
       |   (млрд. руб.)   |______________________|_______________________
       |                  |к предыдущему|к уровню|к предыдущему| к уровню
       |                  |году, раз    | 1990 г.| году, %     | 1990 г.
       |                  |             |  раз   |             |    %
 ______|__________________|_____________|________|_____________|_________
  1990 |       0.85       |  1.0        |  1.0   |   100       |   100
 базов.|                  |             |        |             |
 ______|__________________|_____________|________|_____________|_________
  1991 |       1.22       |  1.44       |  1.44  |   60.1      |   60.1
 ______|__________________|_____________|________|_____________|_________
  1992 |       6.72       |  5.48       |  7.89  |   53.3      |   32.0
 ______|__________________|_____________|________|_____________|_________
  1993 |       69.6       |  10.3       |  81.3  |   81.0      |   26.0
 ______|__________________|_____________|________|_____________|_________
  1994 |       376.2      |  6.36       | 516.9  |   59.5      |   15.4
 ______|__________________|_____________|________|_____________|_________
  1995 |  1.78 трлн. руб. |  2.06       |  1065  |   81.4      |   12.6
 ______|__________________|_____________|________|_____________|_________
  1996 |  5.12 трлн. руб. |  2.87       |  3060  |  163.1      |   20.5
 ______|__________________|_____________|________|_____________|_________
  1997 |  7.2 трлн. руб.  |  1.41       |  4315  |  134.6      |   27.6
(ожид.)|                  |             |        |             |
 ______|__________________|_____________|________|_____________|_________

     В результате принятых  Правительством  Москвы  мер  по  поддержке
предприятий  бытового  обслуживания  и  принятия  Программ развития по
отдельным отраслевым группам,  спад производства услуг в 1995 году был
замедлен,  а в 1996 году впервые после 1990 года получен прирост услуг
на 63,1% и в I полугодии 1997 г. - на 34,6%.
     Анализ показывает,  что  рост  объемов  услуг  обусловлен также и
увеличением  доходов  населения  города  в  последние  годы.   Работа,
проведённая   префектурами   административных  округов,  Департаментом
потребительского рынка и услуг,  в связи  с  подготовкой  к  850-летию
Москвы, позволила создать целую сеть современных, европейского уровня,
предприятий бытового обслуживания. В 1995-1997 гг. создано 270 новых и
реконструировано 397 действующих предприятий (см. табл. 2.1-2.2 и рис.
4а).  На эти цели было направлено около 650 млрд.  рублей, в том числе
более  300  млрд.  рублей  из городского бюджета и внебюджетных фондов
префектур  и  районов,  остальное  -  за  счёт   собственных   средств
предприятий.
     За этот период реконструировано 7 предприятий химчисток-прачечных
фирмой "БФТ - Диана",  вновь создан ряд  аналогичных  предприятий  при
содействии префектур ("Лавандерия", "Чистюля", "Белло", "Еврочистка" и
др.),  открыто  более  50   современных   салонов-парикмахерских,   10
коммерческих   ломбардов,   реконструированы   бани   -  Измайловские,
Селезнёвские,  введены бани в посёлке  Некрасовка,  введено  более  50
гектаров  кладбищ,  заменено  7 кремационных печей в двух крематориях,
созданы современные предприятия по уборке жилых и нежилых помещений.
     В этот  период  многие  предприятия  прошли  адаптацию к рыночным
условиям.  В  отрасль   пришли   новые   энергичные   кадры,   которые
принципиально   по-новому  решают  вопросы  создания  и  реконструкции
предприятий.  Появились авторские швейные ателье ("Ева", "Анна Росси",
"Татьяна  Фёдорова"  и др.  ),  многопрофильные (по 10-15 видам услуг)
предприятия типа "Мультисервис",  фирменные ("Бош-Сименс"),  дилерские
("М.Видео"  и  "Амо-Сервис")  и  комплексные ("Совинсервис") сервисные
организации по ремонту и  техобслуживанию  бытовой  техники.  По  мере
выхода  из кризиса сферы услуг всё большее число предприятий стремится
к консолидации по отраслевому признаку.  Созданы и функционируют  Лига
Ломбардов,   Союзы   парикмахеров   и   прачечных  Москвы,  Ассоциации
предприятий похоронного обслуживания и по  уборке  помещений,  Гильдии
парикмахеров, металлистов  и  другие  общественные  формирования.  При
Департаменте  потребительского рынка и услуг работают Экспертный Совет
по похоронному обслуживанию,  общественные советы по  услугам  швейных
ателье, парикмахерских.


                                                           Таблица 2.1

          Оценочные показатели создания новых предприятий и
         рабочих мест в сфере бытовых услуг в 1995-1997 г.г.
 _______________________________________________________________
 N  |    Виды       |  Количество созданных предприятий и
    |               |        рабочих мест
 п\п|    услуг      |___________________________________________
    |               |  1995 г.| 1996 г. | 1997 г.| 1995-1997 г.                                                                                       ¦
 ___|_______________|_________|_________|________|______________
  1 |Ремонт обуви   | 9 |  45 |5  | 25  |3 |  15 | 17  |  85
  2 |Ремонт и       | 3 |  45 |-  |  -  |7 | 105 | 10  | 150
    |пошив одежды   |   |     |   |     |  |     |     |
  3 |Ремонт и       | 10| 100 |27 |270  |15| 150 | 52  | 520
    |техобслуживание|   |     |   |     |  |     |     |
    |бытовой техники|   |     |   |     |  |     |     |
    |               |   |     |   |     |  |     |     |
  4 |Химическая     | 2 |  4  | 6 |113  |4 | 66  | 12  | 183
    |чистка         |   |     |   |     |  |     |     |
  5 |Стирка белья   | 1 |  2  | 1 |  7  |- |  -  |  2  |   9
    |               |   |     |   |     |  |     |     |
  6 |Услуги бань    | - |  -  | 1 | 10  |- |  -  |  1  |  10
    |               |   |     |   |     |  |     |     |
  7 |Услуги         | 16| 240 |35 |525  |37| 555 | 88  | 1320
    |парикмахерских |   |     |   |     |  |     |     |
    |               |   |     |   |     |  |     |     |
  8 |Ритуальные     |  8|  40 |42 |210  |24| 120 | 74  |  370
    |услуги         |   |     |   |     |  |     |     |
    |               |   |     |   |     |  |     |     |
  9 |Прочие услуги  |  8|  40 |42 |210  |24| 120 | 74  |  370
    |               |   |     |   |     |  |     |     |
    |   Всего       | 52| 506 |122|1210 |96|1071 |270  | 2787
 ___|_______________|___|_____|___|_____|__|_____|_____|________

                                                Таблица 2.2

        Оценочные показатели  модернизации предприятий и
       рабочих мест сферы бытовых услуг в 1995-1997 г.г.
 _______________________________________________________________
 N  |    Виды       |  Количество созданных предприятий и
    |               |        рабочих мест
 п\п|    услуг      |___________________________________________
    |               |  1995 г.| 1996 г. | 1997 г.| 1995-1997 г.                                                                                       ¦
 ___|_______________|_________|_________|________|______________
  1 |Ремонт обуви   | 5 |  50 |20 |200  |2 |  20 | 27  | 270
  2 |Ремонт и       |24 | 360 |26 |390  |17| 255 | 67  |1005
    |пошив одежды   |   |     |   |     |  |     |     |
  3 |Ремонт и       |14 | 140 |21 |105  |15| 150 | 50  | 395
    |техобслуживание|   |     |   |     |  |     |     |
    |бытовой техники|   |     |   |     |  |     |     |
    |               |   |     |   |     |  |     |     |
  4 |Химическая     | 8 | 16  |16 |116  |9 | 74  | 33  | 206
    |чистка         |   |     |   |     |  |     |     |
  5 |Стирка белья   | - |  -  | 7 | 24  |3 |  6  | 10  |  30
    |               |   |     |   |     |  |     |     |
  6 |Услуги бань    | 2 | 20  | - | -   |3 | 30  |  5  |  50
    |               |   |     |   |     |  |     |     |
  7 |Услуги         | 43| 645 |63 |945  |37| 555 |143  | 2145
    |парикмахерских |   |     |   |     |  |     |     |
    |               |   |     |   |     |  |     |     |
  8 |Прочие услуги  | 13|  65 |41 |205  |8 | 40  | 62  |  310
    |               |   |     |   |     |  |     |     |
    |   Всего       |109| 1296|194|1985 |94|1130 |397  | 4411
 ___|_______________|___|_____|___|_____|__|_____|_____|________

      4. Уровень обеспеченности населения бытовыми услугами

     В настоящее время сфера бытового обслуживания города  в  основном
удовлетворяет  потребности  граждан  в  услугах.  Однако  исследования
показывают,  что  имеются  серьёзные  проблемы  по  территориальной  и
ценовой   доступности   услуг,  обусловленные  особенностями  развития
бытового обслуживания в период перехода к  рыночным  условиям.  Опросы
показывают, что 16,4 %. москвичей считают, что бытовое обслуживание не
стало работать лучше,  17,9%  испытывают трудности с ремонтом  бытовой
техники,  более 40% не могут найти нужную мастерскую, 39% указывают на
перепрофилирование предприятий службы быта.  Примерно каждый четвертый
опрошенный  не  удовлетворен работой администрации города и префектуры
по улучшению бытового обслуживания (см. таблицу 3).
     В сравнении  с  1990  годом  объём  услуг  в  сопоставимых  ценах
составляет 27,6%,  что объясняется  существенным  спадом  производства
услуг  в  1991-1994  годах,  серьёзными  структурными  изменениями  по
отраслевым    группам.    Эти    изменения    обусловлены    снижением
платёжеспособного   спроса   населения   на   услуги.   Усложнились  и
организационно-экономические  условия  функционирования  сферы  услуг:
резко  (в  3-5 раз) увеличилась в себестоимости услуг доля расходов на
коммунальные платежи и аренду  помещений,  начислений  на  зарплату  и
платежей по различным налогам.
     В сравнении с нормативами обеспеченность  предприятиями  бытового
обслуживания  на  1000 жителей по городу в целом составляет 45 %  (см.
табл.  4),  однако  по  данным  социологических   обследований   спрос
населения на услуги удовлетворяется на 70-80%  (см. табл. 5 и рис. 5).
Такое расхождение обусловлено тем,  что более одной трети населения не
имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами.
     Главным препятствием (и  это  показывают  все  исследования)  для
потребителей   услуг  являются  высокие  цены,  которые  устанавливают
предприятия  бытового  обслуживания.  На  это  указывают   около   60%
опрошенных москвичей со средним и низким уровнем доходов.
     Результаты опроса о намерениях  различных  групп  населения  чаще
пользоваться услугами приведены в таблице:
 _______________________________________________________________
   N  | Условия предоставления услуг | Уровень дохода населения
      |                              |__________________________
      |                              | Низкий | Средний| Высокий
 _____|______________________________|________|________|________
   1. | Более низкие цены            |  64,29 |  57,96 |  10,81
      |                              |        |        |
   2. | Более короткие сроки         |   8,57 |  10,00 |  21,62
      |                              |        |        |
   3. | Выше качество услуг          |  16,29 |  30,50 |  51,35
      |                              |        |        |
   4. | Расположение предприятий     |   7,14 |   4,78 |   2,70
      | в микрорайоне проживания     |        |        |
 _____|______________________________|________|________|________

     Примечание: Уровень дохода на 1 члена семьи в месяц (в ценах 1998
г.) низкий - до 500 руб. высокий - более 1500 руб. средний - от 501 до
1500 руб.
     Как видно из таблицы,  более половины граждан с высокими доходами
считают,  что для них главной причиной  редкого  обращения  к  услугам
сервисных организаций является низкое качество обслуживания.  От 18 до
23%  всех опрошенных москвичей оценивают как "плохое"  качество  услуг
ремонта   обуви  и  бытовой  радиоэлектронной  аппаратуры,  химчисток,
парикмахерских (см.  табл.  6).  При этом именно по указанным  услугам
высказывается мнение,  что их цена не соответствует качеству и объёму,
т.е. явно завышена.
     Существенной проблемой    для    отрасли    является   устаревшее
оборудование на многих предприятиях и отсутствие средств на его замену
или модернизацию.
     Предприятия сферы услуг расположены крайне неравномерно. В каждом
третьем   муниципальном   районе   полностью  отсутствуют  предприятия
бытового обслуживания от 2  до  5  основных  видов  услуг.  Наименьшая
обеспеченность  услугами  сложилась в районах массовой жилой застройки
Новокосино,  Жулебино,  Митино,  Южное  Тушино,  Братеево,   Коньково,
Западное  Дегунино  и других.  Наибольшая численность работающих (5703
чел.) и количество предприятий (811) сферы услуг.

                                                             Таблица 3

                          ОЦЕНКА МОСКВИЧАМИ
       работы сферы услуг (по результатам опроса 2000 человек)*
 _______________________________________________________________
  N |                Вопросы, показатели             |Ответы, %
 n\п|                                                |__________
    |                                                | Да  |Нет
 ___|________________________________________________|_____|____
 1  | В последнее время предприятия бытовых услуг    |12,0 |16,4
    | стали работать лучше                           |     |
 2  | Испытываете ли Вы трудности с ремонтом бытовой |17,9 |54,5
    | техники                                        |     |
 3  | Всякий ли раз Вы легко находите необходимую Вам|44,3 |50,4
    | мастерскую                                     |     |
 4  | Удовлетворены ли Вы рекламой, справочниками,   |26,3 |15,2
    | предлагающими различные виды услуг             |     |
 5  | Вы пользуетесь услугами предприятий сферы быта:|     |
    |      в своем микрорайоне                       |59,8 |
    |      в других районах города                   |21,9 |
 6  | Вы стали бы чаще пользоваться услугами, если   |     |
    | бы были:                                       |     |
    |      более низкие цены                         |64,0 |
    |      более короткие сроки выполнения заказа    |15,4 |
    |      выше качество выполнения заказов          |28,7 |
    |      предприятия были бы расположены в Вашем   |12,4 |
    |      микрорайоне                               |     |
 7  | Можете ли Вы получить в Москве все виды услуг  |     |
    | на предприятиях сферы быта                     |     |
    |      любые виды услуг                          |49,5 |
    |      только отдельные                          |15,0 |
 8  | Известны ли Вам случаи перепрофилирования      |39,1 |60,6
    | предприятий бытовых услуг                      |     |
 9  | Если такие случаи известны, то стало ли        |5,9  |13,2
    | удобнее населению                              |     |
 10 | Возникали ли у Вас конфликты с персоналом      |14,5 |51,6
    | предприятий службы быта                        |     |
 11 |Считаете ли Вы, что права потребителей услуг    |2,5  |46,6
    |хорошо защищены                                 |     |
 12 |Легко ли получить телефон предприятия бытовых   |39,3 |21,4
    |услуг                                           |     |
 13 |Удовлетворены ли Вы деятельностью администрации |13,5 |25,5
    |города по улучшению работы предприятий сферы    |     |
    |бытового обслуживания                           |     |
 14 |Удовлетворены ли Вы работой префектуры в этом   |10,9 |26,8
    |направлении                                     |     |
 ___|________________________________________________|_____|____

 * По данным МЭСИ

                                                             Таблица 4

          Количество предприятий и рабочих мест в сфере
                 бытового обслуживания населения
 ___________________________________________________________________________________________
  N |                    |Норматив|Фактическое          |  Количество        |Ранг
 п/п|   Виды услуг       |рабочих |количество           |  рабочих мест      |обеспеченности
    |                    |мест    |_____________________|____________________|бытовыми
    |                    |на  1   |подразделений|рабочих|По       |Отклонение|услугами
    |                    |тыс.    |(ед.)        |мест   |нормативу|     от   |
    |                    |чел.    |             |       |         | норматива|
    |                    |        |             |       |         |__________|
    |                    |        |             |       |         |Кол-во| % |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 1  |Ремонт обуви        |0,24    |470          |2566   | 2115    |  451 |121|   1
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 2  |Пошив обуви         |0,24    |  9          | 177   | 2115    |-1937 |  8|   22
    |                    |        | +1*         | +1*   |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 3  |Изготовление        |2,41    |583          |7604   |21234    |-13630| 36|   15
    |швейных изделий     |        |+46*         |+330*  |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 4  |Ремонт швейных      |0,17    | 50          |1124   |1498     | 158  | 75|    4
    |изделий             |        |+20*         |+202*  |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 5  |Ремонт трикотажных  |0,12    | 21          | 201   |1057     |-725  | 19|   20
    |     изделий        |        |+2*          |+20*   |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 6  |Ремонт, обслуживание|0,65    |175          |1889   |5727     |-3838 | 33|   16
    |бытовой             |        |             |       |         |      |   |
    |радиоаппаратуры     |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 7  |Ремонт, обслуживание| 0,28   |131          |1262   |2467     |-1205 | 51|   10
    |бытовых приборов и  |        |             |       |         |      |   |
    |машин               |        |             |       |         |      |   |
    |                    |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 8  |Ремонт часов        | 0,13   |182          |  603  |1145     |-542  | 53|    9
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 9  |Ремонт, изготовление| 0,12   |324          |1284   |1057     | 227  |121|    1
    |металлоизделий      |        |             |       |         |      |   |
    |изделий             |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 10 |Ремонт, изготовление|0.09    |64           |577    |793      |-216  |73 |     5
    |ювелирных изделий   |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 11 |Ремонт музык.       |0,06    | 2           | 45    |529      |-484  | 9 |    21
    |инструментов        |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 12 |Изготовление,       |0,26    | 93          | 987   |2291     |-1304 |43 |    14
    |ремонт мебели       |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 13 |Изготовление,       |0,02    | 20          | 127   |176      | - 49 |72 |     6
    |реставрация         |        |             |       |         |      |   |
    |стекол, зеркал      |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 14 |Предприятия         |0,40    | 84          |1921   |3524     |-1603 |55 |     8
    |химчистки           |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 15 |Приемные пункты     |0,20    |251          |479    |1762     |-1283 |27 |    17
    |химчистки           |        |+8*          |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 16 |Предприятия         |0,75    | 34          |2724   |6160     |-3436 |44 |    13
    |стирки белья        |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 17 |Приемные пункты     |0,20    |431          |786    |1762     |-976  |45 |    12
    |прачечной           |        |+1*          |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 18 |Переплетно -        |0,18    | 53          |359    |1586     |-1105 |23 |    19
    |картонажные работы  |        |             |       |         |      |   |
    |                    |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 19 |Услуги фотоателье   |0,22    | 349         |1366   |1938     |-572  |70 |    7
    |и лаборатории       |        |             |       |         |      |   |
    |                    |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 20 |Услуги бань,        |1,04    | 98          |2259   |9163     |-6904 |25 |   18
    |саун, душевых       |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 21 |Услуги              |1,50    |749          |10777  |13216    |- 2439|82 |    3
    |парикмахерских      |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 22 |Услуги              |0,20    |108          |473    |1762     |-1289 |27 |   17
    |предприятий проката |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 23 |Услуги ломбардов    |0,08    | 61          |329    |705      |-376  |47 |   11
    |                    |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 24 |Разнобытовые        |1,00    |81           |746    |8811     |-8065 | 8 |   22
    |услуги              |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 25 |Ритуальные          |0,18    |122          |1850   |1586     | 264  |117|   2
    |услуги              |        |             |       |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
 26 |Другие бытовые      |        |             |       |         |      |   |
    |услуги              |        |21           |313    |         |      |   |
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________
   В|его по Москве       |10,74   |4568         |42828  |94178    |-50859| 45|
 ___|____________________|________|_____________|_______|_________|______|___|______________

     *) подразделения,  учтенные в составе многопрофильных предприятий
имеется в Центральном  округе  (см.  табл.  7).  Здесь  обеспеченность
бытовым обслуживанием составляет 88% по сравнению с нормативом. Лучшая
среди округов обеспеченность предприятиями  службы  быта  сложилась  в
Юго-Западном  округе  - 51 %.  Наименьшая обеспеченность - в Северном,
Западном и Юго-Восточном округах - на уровне 36-38%.  В  этих  округах
сложная  ситуация  складывается с услугами по ремонту бытовой техники,
услугам бань, парикмахерских, фотоателье, разнобытовым услугам.
     Недостаточно предприятий   по  ремонту  обуви  в  Северо-Западном
округе,  по услугам химчистки - в  Северо-Восточном,  Северо-Западном,
Южном и Восточном округах, по услугам стирки белья - в Северном, Южном
и Юго-Западном округах.  В Северном округе только одно предприятие  по
разнобытовым услугам.

                                                             Таблица 5

              Степень удовлетворения потребителей в
                         бытовых услугах *
 _____________________________________________________________________
                                   |       Показатель
                                   |__________________________________
                                   |   Степень     | Ранг
         Вид услуг                 | удовлетворения| неудовлетворенных
                                   | потребностей  | потребностей
                                   |     (%)       |    (% )
 __________________________________|_______________|__________________
            1                      |     2         |     3
 __________________________________|_______________|__________________
 1. Ремонт обуви                   |    83         |    12
 2. Пошив обуви                    |    44         |     5
 3. Ремонт швейных,меховых,кожаных |               |
    изделий                        |    51         |     7
 4. Пошив швейных, меховых,кожаных |    41         |     4
    изделий                        |               |
 5. Ремонт  трикотажных изделий    |    11         |     1
 6. Пошив и вязка трикотажных      |    35         |     2
    изделий                        |               |
 7. Ремонт и техобслуживание       |               |
    радиоэлектронной техники       |    68         |    10
 8. Ремонт бытовых машин и приборов|    80         |    11
 9. Ремонт и изготовление          |    100        |    15
    металлоизделий                 |               |
 10. Ремонт мебели                 |    36         |    3
 11. Изготовление мебели           |    53         |    8
 12. Химическая чистка и крашение  |    89         |   13
    одежды                         |               |
 13. Услуги прачечных              |    55         |    9
 14. Услуги фотоателье, фото и     |               |
    кинолабораторий                |    94         |   14
 15. Услуги бань и душевых         |    83         |   12
 16. Услуги парикмахерских         |    80         |   11
 17. Услуги предприятий проката    |    48         |    6
 18. Ритуальные и обрядовые услуги |   100         |   15
 __________________________________|_______________|__________________

     * По данным ГАСБУ

                                                             Таблица 6

             Количество предприятий бытового обслуживания
                 населения и рабочих мест по округам
 ________________________________________________________________________________________________________________________
  N |                                          |Численность|   Фактическое       | Количество рабочих    | Ранг
    |                                          | населения |   количество        |     мест              | обеспеченности
    |                                          |           |_____________________|_______________________| бытовыми
    |               Округ                      |           |подразделения|рабочие|по       |отклонение от| услугами
    |                                          |           |(единицы)    |места  |нормативу|  норматива  |
    |                                          |           |             |(числ. |         |_____________|
    |                                          |           |             |рабочих|         |  +/- |кол-во|
    |                                          |           |             |       |         |      |   %  |
 ___|__________________________________________|___________|_____________|_______|_________|______|______|_______________
  1 |Центральный                               |    603    | 811         | 5703  | 6476    | -773 |  88  |     1
 ___|__________________________________________|___________|_____________|_______|_________|______|______|_______________
  2 |Северный                                  |    887    | 412         | 3551  | 9523    |-5972 |  37  |     9
 ___|__________________________________________|___________|_____________|_______|_________|______|______|_______________
  3 |Северо-Восточный                          |   1091    | 552         | 4655  | 11717   |-6931 |  40  |     7
 ___|__________________________________________|___________|_____________|_______|_________|______|______|_______________
  4 |Северо-Западный                           |    669    | 243         | 2975  | 7185    |-4019 |  41  |     6
 ___|__________________________________________|___________|_____________|_______|_________|______|______|_______________
  5 |Восточный                                 |   1200    | 803         | 5256  | 12440   |-7184 |  42  |     5
 ___|__________________________________________|___________|_____________|_______|_________|______|______|_______________
  6 |Южный                                     |   1300    | 455         | 6522  | 14198   |-7347 |  46  |     4
 ___|__________________________________________|___________|_____________|_______|_________|______|______|_______________
  7 |Юго-Восточный                             |    862    | 344         | 3333  | 9261    |-5687 |  36  |     10
 ___|__________________________________________|___________|_____________|_______|_________|______|______|_______________
  8 |Юго-Западный                              |   1021    | 376         | 5554  | 10970   |-5416 |  51  |     2
 ___|__________________________________________|___________|_____________|_______|_________|______|______|_______________
  9 |Западный                                  |    952    | 396         | 3881  | 10229   |-6348 |  38  |     8
 ___|__________________________________________|___________|_____________|_______|_________|______|______|_______________
  10|Зеленоградский                            |    203    | 155         | 1096  | 2178    |-1082 |  50  |     3
 ___|__________________________________________|___________|_____________|_______|_________|______|______|_______________
    |ИТОГО:                                    |   8811    | 4568        | 42828 | 94178   |-50751|  45  |
 ___|__________________________________________|___________|_____________|_______|_________|______|______|_______________

     5. Основные направления развития сферы услуг в 1998-2000 годы

     Важнейшей задачей  Департамента  потребительского  рынка и услуг,
префектур  административных  округов  на   1998-2000   годы   является
продолжение  начатой  в период подготовки к 850-летию Москвы работы по
созданию  современной  сферы  услуг  европейского  уровня.  Необходимо
увеличивать  количество  предприятий  и  постепенно  достичь ценовую и
территориальную  доступность  услуг  для  всех  москвичей.  При   этом
первостепенное    внимание    и    поддержка   должны   быть   оказаны
социально-значимым  услугам:  ремонт  одежды  и  обуви,  химчистки   и
прачечные, услуги бань и ритуальные услуги.
     Органы территориального  управления  округов  и  районов   должны
добиваться  создания  в  каждом  районе  полного набора предприятий по
услугам повседневного спроса:  ремонт одежды,  обуви,  мебели, бытовой
техники,   ремонт   и  изготовление  металлоизделий,  приемные  пункты
химчистки  и  прачечных,  фотоуслуги,  парикмахерские.  По   остальным
услугам  -  постепенное достижение норматива с учётом реального спроса
на  услуги.  Увеличение  количества   предприятий   и   повышение   их
территориальной  доступности  создаст условия для развития конкуренции
между ними и некоторого снижения цен на услуги.
     В этих   целях   Департаментом  потребительского  рынка  и  услуг
совместно с префектурами подготовлены расчётные показатели по созданию
289  новых,  реконструкции  и модернизации 492 действующих предприятий
сферы услуг с разбивкой по административным округам, а внутри них - по
районам (см. табл. 8). Это позволит создать 4281 новое рабочее место и
модернизировать 7210 рабочих мест (см. рис. 6 и 7). При этом имеется в
виду,   что   необходимые   производственные   площади   префектуры  и
территориальные агентства  Москомимущества  изыщут  непосредственно  в
округах  за  счёт  лучшего  использования имеющихся нежилых помещений,
занятых предприятиями сферы услуг.  Необходимо также  в  установленном
порядке  вернуть  для  развития отрасли нежилые помещения,  переданные
(проданные) ранее различным организациям с условием  использования  их
для сферы услуг, если такое условие не соблюдается.
     Предлагается установить порядок, при котором передача прав аренды
на   помещения,  освобождаемые  предприятиями  бытового  обслуживания,
производится с условием  их  целевого  использования  под  организацию
бытовых услуг   населению.  При  этом  решение  об  изменении  профиля
предприятий бытового обслуживания  должно  приниматься  префектурой  в
каждом  отдельном  случае  по заключению Департамента потребительского
рынка и услуг с учетом плана приватизации предприятий.

         Расчётные показатели создания новых, реконструкции и
      модернизации действующих предприятий бытового обслуживания
              населения на 1998-2000 годы по видам услуг
 ____________________________________________________________________________________________________________
  N  |         Виды услуг                        |Количество предприятий намечается |Количество рабочих мест
     |                                           |                                  |      намечается
     |                                           |__________________________________|________________________
     |                                           | создать     |реконструировать и  |создать|реконструировать
     |                                           |             |модернизировать     |       |и модернизировать
 ____|___________________________________________|_____________|____________________|_______|________________
  1  |Ремонт обуви                               |     26      |        49          |  260  |      490
 ____|___________________________________________|_____________|____________________|_______|________________
  2  |Ремонт и пошив швейных, меховых,           |     16      |        65          |  240  |      975
     |трикотажных изделий, головных уборов       |             |                    |       |
 ____|___________________________________________|_____________|____________________|_______|________________
  3  |Ремонт и техобслуживание бытовой           |             |                    |       |
     |радиоэлектронной аппаратуры,бытовых        |     61      |        91          |  915  |     1365
     |машин и приборов (в т.ч. часов), ремонт и  |             |                    |       |
     |изготовление металлоизделий                |             |                    |       |
     |(в т.ч. ювелирных)                         |             |                    |       |
 ____|___________________________________________|_____________|____________________|_______|________________
  4  |Услуги химической чистки                   |     32      |        51          | 1436  |     1530
 ____|___________________________________________|_____________|____________________|_______|________________
  5  |Услуги прачечных                           |     32      |        42          |  160  |      690
 ____|___________________________________________|_____________|____________________|_______|________________
  6  |Услуги бань                                |     10      |        16          |  100  |      240
 ____|___________________________________________|_____________|____________________|_______|________________
  7  |Услуги парикмахерских                      |     61      |        103         |  915  |     1545
 ____|___________________________________________|_____________|____________________|_______|________________
  8  |Прочие виды услуг                          |     51      |        75          |  255  |      375
 ____|___________________________________________|_____________|____________________|_______|________________
     |ИТОГО:                                     |    289      |       492          | 4281  |     7210
 ____|___________________________________________|_____________|____________________|_______|________________

     В целях  поддержки  социально-значимых  видов  услуг   намечается
проводить  целевые  конкурсы  по  продаже или аренде нежилых помещений
именно для тех  предприятий,  которые  берут  обязательство  оказывать
населению такие услуги.
     Финансирование создания   новых   и   реконструкции   действующих
предприятий должно осуществляться,  как правило, за счёт средств самих
предприятий.  Исключение  составят   отрасли   жизненно   важных   для
населения.  Как и в прежние годы,  расходы по благоустройству кладбищ,
реконструкции крематориев возьмёт на себя  город.  За  счёт  городских
источников   предстоит   реализовать   и   принятую   ранее  программу
строительства и реконструкции бань.
      Город продолжит   финансирование   работ  по  созданию  очистных
сооружений для фабрик-прачечных.  Проект таких  сооружений  намечается
реализовать  на  комбинате  "Новость",  а затем использовать на других
предприятиях.
     Намечаемые объемы  ассигнований  за  счёт городских источников на
реконструкцию    и    модернизацию     предприятий     отрасли,     на
проектно-изыскательские   работы  на  1998-2000  годы  представлены  в
таблице (в млн. руб., в ценах 1998 г.):
 _____________________________________________________________________________________________
  N  | Предприятия |    1998 г.             |1999 г. проект          |2000 г. проект
     |             |________________________|________________________|________________________
     |             |Гор.         |На        |Гор.         |На        |Гор.         |На
     |             |заимствования|возвратной|заимствования|возвратной|заимствования|возвратной
     |             |             |основе    |             |основе    |             |основе
     |             |             |          |             |          |             |
 ____|_____________|_____________|__________|_____________|__________|_____________|__________
  1  |Бани и банно | 12          |          | 40          |          | 40          |
     |- прачечные  |             |          |             |          |             |
     |комбинаты    |             |          |             |          |             |
 ____|_____________|_____________|__________|_____________|__________|_____________|__________
  2  |Фабрики -    |2.088        |          | 10          |   30     | 10          |  30
     |прачечные    |             |          |             |          |             |
 ____|_____________|_____________|__________|_____________|__________|_____________|__________
  3  |Фабрики хим. |0.185        |          |  5          |   20     |  5          |   20
     |чистки,      |             |          |             |          |             |
     |химчистки -  |             |          |             |          |             |
     |прачечные    |             |          |             |          |             |
 ____|_____________|_____________|__________|_____________|__________|_____________|__________
  4  |Московский   |0.673        |          |  2          |          |  2          |
     |опытно -     |             |          |             |          |             |
     |эксперимент. |             |          |             |          |             |
     |металлическ. |             |          |             |          |             |
     |завод        |             |          |             |          |             |
 ____|_____________|_____________|__________|_____________|__________|_____________|__________
  5  |ГУП комбинат |0.164        |          |  2          |          |  2          |
     |по обработке |             |          |             |          |             |
     |и прокату    |             |          |             |          |             |
     |белья        |             |          |             |          |             |
     |"Новость" -  |             |          |             |          |             |
     |проектирован.|             |          |             |          |             |
     |очистных     |             |          |             |          |             |
     |сооружений   |             |          |             |          |             |
     |для фабрик - |             |          |             |          |             |
     |прачечных    |             |          |             |          |             |
     |(для         |             |          |             |          |             |
     |повторного   |             |          |             |          |             |
     |применения   |             |          |             |          |             |
 ____|_____________|_____________|__________|_____________|__________|_____________|__________
  6  |ГУП "Ритуал" | 198         |          | 180         |          | 170         |
 ____|_____________|_____________|__________|_____________|__________|_____________|__________
  7  |Учебно -     |             |          |             |          |             |
     |производств. |             |          |             |          |             |
     |комбинат     |0.800        |          |             |          |             |
 ____|_____________|_____________|__________|_____________|__________|_____________|__________
  8  |Мосгорломбард|1.200        |          |             |          |             |
 ____|_____________|_____________|__________|_____________|__________|_____________|__________
     |ИТОГО:       |215.1        |          | 239         |   50     | 229         |   50
 ____|_____________|_____________|__________|_____________|__________|_____________|__________

     Все остальные услуги,  как правило,  должны развиваться  за  счёт
собственных или заёмных средств через Москомзайм, Моссбербанк и другие
банки.
     По предварительным  данным,  на  создание  новых  и реконструкцию
действующих предприятий в 1998-2000 годах будет направлено  более  1,0
млрд.рублей  средств предприятий и заинтересованных в развитии бытовых
услуг инвесторов. Кроме того префектуры и районы на эти цели за 3 года
могли   бы   направить   не  менее  150-200  млн.  рублей  из  средств
внебюджетных  фондов.  Окончательные   объемы   капитальных   вложений
уточнятся   при   разработке   окружных   программ  развития  бытового
обслуживания населения к 1998-2000 годам.
     Необходимо взять под особый контроль создание предприятий в новых
жилых районах и предприятий  по  социально  значимым  услугам,  в  том
числе,  по ремонту одежды, обуви, стирке белья и чистке одежды методом
самообслуживания, а также недорогим услугам парикмахерских, мастерских
по ремонту холодильников, телевизоров, стиральных машин.
     Для таких предприятий необходимо первоочередное выделение нежилых
помещений  на  условиях  целевого конкурса,  а также предоставление на
льготных условиях кредитов Москомзайма  при  положительном  заключении
Департамента потребительского рынка и услуг.
     В целях поддержки указанных видов услуг необходимо также  долевое
финансирование  программ создания новых и сохранения имеющихся рабочих
мест  за  счёт  Фонда  занятости  и  финансирования   создания   малых
предприятий  в новых районах массовой жилой застройки за счёт средств,
выделенных  в  бюджете  на  поддержку  малого  предпринимательства   и
внебюджетных фондов префектов и супрефектов.
     В рамках  реализации  поставленных   задач   потребуется   решить
следующие вопросы:
     1. Поддержка и развитие частнопредпринимательской деятельности на
потребительском рынке и в сфере бытовых услуг.
     2. Поддержка социально-значимых видов услуг.
     3. Обеспечение  защиты  прав  потребителей  по   безопасности   и
качеству  предоставляемых  услуг.  В  этих целях необходимо продолжить
работы по лицензированию и сертификации услуг,  обеспечить контроль за
соблюдением  предприятиями  условий лицензирования и сертификации.  По
основным  видам  бытового  обслуживания  в   1998-2000   годах   будут
разработаны правила предоставления услуг,  в том числе парикмахерских,
ломбардов,  ремонта  и  техобслуживания  бытовой  техники,  ритуальным
услугам.  Будут  разработаны  также необходимые нормативные документы,
обеспечивающие проведение работ по лицензированию и сертификации.
     4. Обеспечение кадрами предприятий сферы услуг.  Для этого в 1998
году будет разработана программа подготовки и переподготовки кадров, в
том  числе  рабочих  профессий.  К  этой  работе необходимо подключить
учебные заведения города: Государственную академию сферы быта и услуг,
Учебно-производственный комбинат бытового обслуживания и др.
     5. Создание более благоприятных условий для дальнейшего  развития
рыночных отношений в сфере бытового обслуживания.
     5.1. Поддержка предприятий различных организационно-правовых форм
и  объективно складывающегося соотношения количества малых,  средних и
крупных   предприятий,    а    также    числа    индивидуалов-мастеров
(ремесленников),   работающих   самостоятельно,  вне  предприятий.  На
некоторых ключевых направлениях,  как и прежде,  необходимо  сохранить
небольшое число государственных предприятий, в том числе ГУП "Ритуал",
комбинат  Мосгорломбард,  Московский  опытно-экспериментальный   завод
(МОЭМЗ),  Учебно-производственный комбинат, ряд крупных предприятий по
чистке  одежды  и   стирке   белья,   выполняющих   заказы   бюджетных
организаций.  Наличие  таких  предприятий  будет и впредь поддерживать
стабильность в соответствующих видах услуг.
     5.2. Формирование   и   поддержка   реального,  ответственного  и
эффективного  предпринимателя   -   хозяина   сервисной   организации,
энергичного, грамотного и предприимчивого.
     5.3. Развитие конкуренции на рынке сферы услуг. Это возможно лишь
при наличии большого числа предприятий по одному и тому же виду услуг.
     5.4. Более эффективное использование возможностей Палаты  ремёсел
г. Москвы и потенциала индивидуальных мастеров, которые заняты в сфере
услуг,  но пока не организованы и не получают должной поддержки. Здесь
предлагается создать сеть ремесленных центров бытового обслуживания по
районам и через них наладить взаимодействие индивидуалов между  собой,
с  Палатой ремёсел,  с префектурой и муниципальным районом.  На первом
этапе можно создать  2-3  пилотных  центра,  а  затем  решать  вопросы
целесообразности и необходимости их создания в других округах.
     6. Экологическая  проблема.  Необходимо  на  системной  основе  в
течение ближайших трёх лет решить следующие вопросы:
     6.1. Очистка сточных вод после стирки белья.  Эта проблема  может
быть решена за счёт создания специальных модульных очистных сооружений
и  путём  применения   специальной   технологии   стирки   с   помощью
ионизированных  растворов,  например по системе,  предложенной учёными
НПО "Химавтоматика".  При такой технологии количество  моющих  веществ
(ПАВ) в сточных водах сократится в 2-3 раза.
     6.2. Обезвреживание   и   утилизация   шламовых   отходов   после
химической   чистки   вещей  на  основе  отечественных  или  импортных
установок.
     6.3. Сбор  и утилизация серебросодержащих растворов и материалов,
остающихся после технологических процессов в кинофотолабораториях.
     6.4. В  перспективе  необходимо  решить вопрос сбора и утилизации
волос, остающихся в парикмахерских.
     7. Создание  системы по организации обслуживания малообеспеченных
граждан на безвозмездной основе на льготных условиях или  с  частичной
оплатой  за  услуги.  Варианты  решения  этой проблемы,  например,  по
услугам бань:
     7.1. Всю разницу между ценой услуги и льготной ценой компенсирует
префект или супрефект из своего внебюджетного фонда.
     7.2. То   же,  но  компенсация  идёт  за  счёт  средств  комитета
социальной защиты.
     7.3. Предприятия     заключают     договор     с    Департаментом
потребительского  рынка  и  услуг   или   Префектурой,   по   которому
предприятие  получает  льготы по арендной плате за нежилые помещения и
землю, плате за воду и т.д. Одновременно предприятие принимает на себя
обязательство   обслуживать   всех   льготников   в   соответствии   с
распоряжением Мэра.
     8. Повышение   роли   и  ответственности  районов  в  обеспечении
населения услугами.  В  этой  связи  необходимо  реализовать  комплекс
организационных  и  экономических мер,  которые позволят районам более
предметно заниматься сферой услуг.  В этих целях необходимо  некоторое
расширение  прав  территориальных управлений районов.  В частности,  в
порядке эксперимента в рамках 2-3  районов  предлагается:  передать  в
оперативное  управление  муниципального района нежилые помещения общей

Страницы: 1  2