Страницы: 1 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТА ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ 28 мая 1998 г. N АБ-20-214/12 (НЦПИ) УТВЕРЖДЕНЫ решением коллегии Госстроя РФ (протокол N 22 от 24.12.97 г.) Введены в действие с 01.06.98 письмом Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике 28.05.98 N АБ-20-214/12 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТА ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Методические рекомендации по определению стоимости предмета подрядных торгов в строительстве разработаны Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России под руководством Управления совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя России при участии ЦНИИЭУС и Управления стройпрограмм Госстроя России. Рассмотрены и рекомендованы к применению Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России (протокол от 27 марта 1998 г. N 10) и НТС по ценообразованию в строительстве Госстроя России (протокол от 31 марта 1998 г. N 1) Методические рекомендации предназначены для использования при подготовке и проведении подрядных торгов на объектах, финансируемых из бюджетных средств, и рекомендуются для применения на объектах, финансируемых из других источников. Могут быть использованы всеми субъектами инвестиционной деятельности, в том числе заказчиками (инвесторами), организаторами торгов, тендерными комитетами всех уровней, подрядными и субподрядными организациями, независимо от правовых форм, форм собственности и др. Предложения и замечания по содержанию Методических рекомендаций просьба направлять по адресу: 117987, Москва, ГСП-1, ул. Строителей, д. 8, корп. 2, Межрегиональный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России. Настоящие Методические рекомендации не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения Госстроя России. ВВЕДЕНИЕ Подрядные торги получают все более широкое распространение при осуществлении капитального строительства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г. N 812 "Об утверждении Основных положении порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в Российской Федерации" распределение заказов на вновь начинаемое строительство производится только на конкурсной основе, главным образом через проведение подрядных торгов. При наличии обоснований инвестиций (предпроектных проработок), проектно - сметной или тендерной документации у заказчика строительства (застройщика) не возникает трудностей в определении стоимости предмета подрядных торгов. Он имеет определенные стоимостные ориентиры по намечаемому им строительству (реконструкции, расширению, техническому перевооружению, капитальному ремонту) объектов и может с большой долей уверенности располагать имеющимися в его распоряжении средствами. При отсутствии соответствующей документации, на основе которой возможно определение размера средств необходимых для инвестирования того или иного объекта с определенными техническими параметрами, перед заказчиком встает проблема определения стоимости строительства на предварительном этапе. Целью настоящих Методических рекомендаций является оказание помощи заинтересованным организациям в определении предполагаемой стоимости предмета подрядных торгов в строительстве, когда в их распоряжении имеется предпроектная или проектно - сметная документация и когда она отсутствует. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2.1. Методические рекомендации по определению стоимости предмета торгов и строительстве (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с: - Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305; - Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным Госкомимуществом и Госстроем России 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7; - основными положениями порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно - монтажных работ) для государственных нужд, утвержденными Госстроем России 6 мая 1997 г. N БЕ-18-9 и согласованными Минэкономики России 6 мая 1997 г. N АС-158; - во исполнение решения коллегии Госстроя России (протокол N 22 от 24.12.97). При разработке Методических рекомендаций за основу приняты действующие в Российской Федерации нормативные документы в области сметного ценообразования и нормирования, имеющаяся справочно - информационная база укрупненных показателей стоимости строительства, индексов цен и программные средства составления смет, а также действующие нормативные документы в области организации и проведения подрядных торгов по состоянию на 1 января 1998 года. 2.2. Настоящие Методические рекомендации предназначаются для использования их в практической деятельности: - структурными подразделениями инвестора, заказчика, организаторами подрядных торгов, ответственными за подготовку, организацию и проведение подрядных торгов; - проектными и консультационными организациями, осуществляющими по заданию инвестора, заказчика, организатора торгов разработку технической части тендерной документации и оценку рыночной стоимости предмета подрядных торгов; - тендерными комитетами (конкурсными комиссиями), осуществляющими подготовку и утверждение тендерной (конкурсной) документации и все процедуры подрядных торгов; - экспертами, привлекаемыми для комплексной оценки оферт и подготовки предложении по выбору победителя подрядных торгов; - другими группами специалистов, вовлеченными в процесс подготовки, организации и проведения подрядных торгов. Настоящие Методические рекомендации состоят из 5 глав, содержат методики и примеры расчетов оценки предмета подрядных торгов в строительстве. 2.3. Методическими рекомендациями предусматривается определение стоимости предмета подрядных торгов в строительстве в базисном, текущем и в прогнозном уровне цен: - при наличии предпроектной и проектно - сметной документации; - при отсутствии таковой документации. В Методических рекомендациях приводится перечень сметно - нормативных и других документов, применяемых при определении стоимости предмета подрядных торгов. 2.4. Выбор конкретного метода определения стоимости предмета подрядных торгов в строительстве может зависеть от ряда факторов, в частности от: - наличия и качества разработанной проектно - сметной документации на строительство; - уникальности предлагаемого объекта строительства; - уровня организации строительного производства в регионе намечаемого строительства; - уровня и качества региональной сметно - нормативной базы, учета в ней современного состояния строительных технологий, привязки нормативной базы к местным условиям и соответствия ее действующему законодательству; - вида организации подрядных торгов; - целей, которые ставит перед собой организатор торгов в области стоимости строительства, сроков и других условий. 2.5. Результаты определения стоимости предмета торгов рекомендуется использовать в качестве основы для: - обсуждения уровня ценовых предложений претендентов; - определения затрат па проведение подрядных торгов; - определения величины снижения стоимости строительства от проведения подрядного торга (конкурса), если цена, предложенная победителем торга (конкурса), ниже оценочной стоимости инвестора; - принятия решения об аннулировании результатов торгов или о проведении повторного торга в случае, если ценовые предложения претендента существенно превышают по величине инвесторскую оценочную стоимость и не компенсируются экономическими преимуществами от реализации альтернативных предложений претендентов по ускорению сроков строительства, снижению затрат на эксплуатацию сооружаемых объектов 2.6. При оценке стоимости предмета подрядных торгов в строительстве рекомендуется руководствоваться следующими принципами: - стоимость должна определяться строго по кругу продукции, работ и затрат будущего подрядчика, с учетом сроков календарного графика строительства, определенных в технической части тендерной документации по данному предмету торгов (эта стоимость не совпадает со стоимостью в инвесторской смете заказчика (застройщика); - оценка должна выполняться в том же уровне цен, в котором условиями торга (конкурса) предлагается претендентам представить свои ценовые предложения; - стоимость должна определяться на уровне среднерыночной стоимости строительства, складывающейся в данном регионе (городе, территориальной зоне); - результаты оценки должны представляться в виде таблицы с распределением оценочной стоимости по элементам предмета торга (зданиям, сооружениям, укрупненным конструктивным элементам), комплексам работ и затрат, то есть в том же виде, в котором по условиям торга предложено претендентам представить свои ценовые предложения. 2.7. Распределение стоимости по конструктивным элементам объекта рекомендуется использовать на этапе рассмотрения оферт претендентов для оценки степени полноты учета и обоснованности величин, составляющих ценового предложения и, в том числе, для выявления случаев необоснованного занижения (демпинга) цен. 2.8. По каждому предмету торга (конкурса) его организатор и привлекаемая к определению стоимости строительства организация выбирают наиболее приемлемый метод определения стоимости с учетом степени проработки технических решений и сметной документации по предмету торга, наличия информации о стоимости объектов - аналогов и комплексов работ. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТА ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ ПРИ НАЛИЧИИ ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНО - СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 3.1. Общий порядок определения стоимости 3.1.1. В условиях рыночных отношений определение стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком на равноправной основе в процессе заключения договора подряда (контракта) на строительство, в том числе при подрядных торгах. Для определения стоимости в ходе подготовки предложений по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию составляются: - при разработке обоснований инвестиций (предпроектных проработок) и проектно - сметной документации по заказу инвестора - ИНВЕСТОРСКИЕ СМЕТЫ (РАСЧЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК); - при подготовке договора (контракта), в том числе и в случае проведения подрядных торгов, когда разработана ТЕНДЕРНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, РАСЧЕТЫ (СМЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА) ПОДРЯДЧИКА. При этом следует иметь ввиду, что стоимости, определенные инвесторской сметой и сметой подрядчика могут не совпадать, т.к. в смете подрядчика не учитываются затраты, которые несет инвестор (заказчик - застройщик), в т.ч.: - затраты по отводу и освоению застраиваемой территории; компенсации за сносимые здания, сооружения, насаждения; плата за землю; возмещение убытков, причиненных пользователям земли, возмещение потерь сельскохозяйственной продукции и др.: - научно - исследовательские работы; часть средств на премирование за ввод в действие объекта; оплата услуг региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и т.п.; - содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия (учреждения); - подготовка эксплуатационных кадров; - проектные и изыскательские работы, авторский надзор. Кроме того, как правило, в обязанности заказчика (застройщик) входит приобретение оборудования (отдельная графа в сводном сметном расчете), что составляет значительную часть средств в составе инвесторской сметы. Сметы (расчеты) инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от договорных условий и общей экономической ситуации. При определении стоимости строительства в составе предпроектной и проектно - сметной документации следует руководствоваться нормативно - методическими документами, приведенными в Прил. 1 к настоящим Методическим рекомендациям, основными из которых являются: "Порядок определения стоимости строительства и свободных договорных цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений", (далее - "Порядок определения стоимости..."), введенный в действие письмом Госстроя России от 29 декабря 1993 г. N 12-349; "Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно - сметной документации (СП 81-01-94)", введенный в действие письмом Минстроя России от 29.12.94 N ВБ-12-276. (далее - "Свод правил... (СП81-01-94)"). 3.1.2. Основанием для определения стоимости строительства служат: - обоснования инвестиций (предпроектные проработки); - проект и рабочая документация (РД), включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости на оборудование, основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства, пояснительные записки к проектным материалам; - действующие сметные (в том числе ресурсные) нормативы, а также отпускные цены на оборудование, мебель и инвентарь; - отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения центральных и других органов государственного управления. 3.1.3. В условиях рыночных отношений для оценки стоимости предмета подрядных торгов в строительстве расчет стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) в процессе подготовки тендерной документации на строительство или капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений. При составлении сметной документации рекомендуется использовать сметно - нормативную (нормативно - информационную) базу, введенную в действие с 1 января 1991 г. (или с 1 января 1984 г.) <*>. -------------------------------- <*> Применение базы 1984 г. допускается для составления локальных смет. Стоимость строительства в сметной документации инвестора рекомендуется приводить и двух уровнях цен: - в базисном (постоянном) уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен; - в текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых на период осуществления строительства. Стоимость строительства в текущем уровне цен в документации может носить предварительный характер и использоваться при принятии решения о целесообразности строительства. Для определения стоимости строительства в текущем (прогнозном) уровне цен рекомендуется использовать систему текущих и прогнозных индексов, дифференцированную по элементам технологической структуры капитальных вложении и по уровню укрупнения строительной продукции. Сметная документация составляется с учетом информации о текущем (прогнозном) изменении цен на различные применяемые в строительстве ресурсы. Эта информация может быть получена на договорной основе в региональных центрах по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), органах государственной статистики и в сметно - консультационных фирмах. 3.1.4. Методические рекомендации предусматривают определение стоимости предмета торгов на основе базисной 1991 (1984) г. сметной стоимости, определенной по проектно - сметной документации, прошедшей экспертизу и утверждение, ее индексации на момент проведения торгов с учетом среднего темпа инфляции на период от начала строительства (ремонта) до момента сдачи объекта в эксплуатацию. Стоимость объекта состоит из основной части цены предмета торгов и прочих работ и затрат, включая налоги, относимые на стоимость строительства. Основную часть цены предмета торгов составляет пересчитанная в текущие цены базисная 1991 (1984) г. сметная стоимость строительно - монтажных работ (без прочих работ и затрат) в текущий уровень цен на период проведения подрядных торгов (см. табл. 1). К основной части цены предмета торгов в текущем уровне добавляются прочие работы и затраты, включая налоги, относимые к стоимости строительства. Стоимость предмета торгов (Цт) образуется из фиксированной величины основной части цены предмета торгов в текущих ценах с добавлением прочих работ и затрат, включая налоги, с применением к этой величине коэффициента инфляции, определяемого на срок строительства по среднему темпу инфляции и приведенного в табл. 2. Стоимость предмета торгов (Цт) определяется по формуле: Цт = Ат x Ки x Кндс, где: Ат - сметная стоимость в текущем уровне цен на период проведения подрядных торгов, итог по графе 7 табл. 1; Ки - коэффициент инфляции к стоимости предмета торгов до момента платежа по договору, итог по графе 4 табл. 2; Кндс - коэффициент учета налога на добавленную стоимость (НДС). Пример расчета стоимости предмета торгов для конкретного объекта приведен в Прил. 2. Коэффициент инфляции определяется в соответствии с табл. 3. При определении стоимости предмета подрядных торгов учитываются сроки строительства, принятые по проекту организации строительства (ПОС) и графикам проекта производства работ (ППР). 3.1.5. К исходным данным для определения стоимости предмета подрядных торгов относятся: - базисная сметная стоимость строительно - монтажных работ, включающая прямые затраты, накладные расходы и плановые накопления по базисным 1991 (1984) г. сметным нормам и ценам (без прочих затрат); - индексы изменения стоимости по видам работ, разрабатываемые РЦЦС и другими уполномоченными организациями и применяемые к указанной базисной стоимости; - нормы дополнительных затрат на зимние удорожания, принимаемые в процентах от сметной стоимости строительно - монтажных работ по сборникам норм б. Госстроя СССР (НДЗ-91 или НДЗ-84); - нормы на временные здания и сооружения, принимаемые в процентах от сметной стоимости строительно - монтажных работ (сборник норм СНиП 4.9-91 или СНиП-IV-9-84) или по смете на принятый набор временных зданий и сооружений подрядчика для конкретного объекта; - данные для расчета других видов прочих затрат; - данные по налогам и платежам (на пользователей автодорог, транспортный, НДС и др.); - часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, выделяемые заказчиком подрядчику (пункт 3.5.9 "Порядка определения стоимости..."). 3.1.6. Для расчета коэффициента инфляции необходимы следующие исходные данные: - предполагаемый срок строительства; - размер авансового платежа и срок его погашения; - размер отложенного (страхового) платежа и срок его погашения; - размер и сроки оплаты за этапы работ; - сроки окончательного расчета за объект в целом. 3.2. Использование укрупненных показателей базисной стоимости по вилам работ (Сборника УПБС ВР) при расчете стоимости предмета торгов в строительстве 3.2.1. Сборник УПБС ВР предназначены для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства в составе документации на ранних стадиях проектирования с выбором вариантов проектных решений на различных этапах планирования капитальных вложений, подготовки подрядных торгов или для переговоров с подрядчиками, для расчета стоимости подрядных работ в процессе подготовки подрядчиком предложений по цене строительной продукции. При применении Сборника УПБС ВР стоимость строительства определяется ресурсно - индексным методом с использованием данных регистрации текущего уровня цен на ресурсы, имеющихся у РЦЦС или подрядных организаций, с учетом в их составе сметной величины накладных расходов, сметной прибыли и прочих (лимитированных) затрат. 3.2.2. При определении стоимости строительных работ в объектных расчетах стоимости делаются необходимые сопоставления характеристик намечаемого к строительству объекта с характеристиками зданий, сооружений, видов работ, учтенных в укрупненных показателях, а также выполняется приведение к уровню сметных цен того территориального района, где намечается строительство. При отсутствии необходимых укрупненных показателей и других нормативов, указанных выше, могут использоваться стоимостные показатели объектов - аналогов, взятые из смет, составленных к рабочим чертежам по ранее запроектированным и построенным объектам. 3.2.3. Стоимость монтажа оборудования определяется на основе данных, приведенных в укрупненных показателях на 1 т оборудования. Стоимость самого оборудования определяется на основе данных по объектам - аналогам. Для впервые применяемой технологии производства, при отсутствии аналогов, стоимость основного технологического оборудования определяется в индивидуальном порядке. Стоимость вспомогательного оборудования исчисляется также укрупнено: либо по показателям на единицу мощности производства, либо в процентах к стоимости основного оборудования. Стоимость технологических трубопроводов, силового электрооборудования, пароснабжения, КИП, автоматики и других тому подобных систем может определяться на основе показателей на единицу мощности или производительности цеха. Приведенные в укрупненных показателях единичные показатели могут корректироваться с учетом увеличения производительности оборудования или в связи с другими факторами. 3.2.4. Составление сметной документации с применением сборника УПБС ВР по проектируемым объектам при разработке инвесторских смет или определении оценки предмета торгов в строительстве должно осуществляться в текущих ценах на ресурсы, отслеживаемых и регистрируемых, соответственно этапам разработки документации региональными центрами по ценообразованию или подрядными организациями, ведущими строительство. Определение сметной стоимости по видам работ в текущем уровне цен осуществляется с использованием расчетных показателей сборника УПБС ВР в части приведенного расхода материалов - представителей, трудоемкости и основной заработной платы рабочих - строителей, количества маш.-ч строительных машин и заработной платы машинистов. Определение размера основной заработной платы рабочих - строителей в составе прямых затрат производится умножением заработной платы в базисном уровне цен на индекс средств на оплату труда по данным регистрации. Все остальные расчеты, связанные с приведением к необходимому уровню цен в локальных сметах, сводке объемов и стоимости работ, осуществляются в том же порядке, что и расчеты по составлению инвесторских смет в базисном уровне. 3.2.5. Пример расчета с использованием сборника УПБС ВР приведен в Прил. 3. Таблица 1 РАСЧЕТ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ЦЕНЫ ПРЕДМЕТА ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ----------------------------------------------------------------------------------------- | N |Наименование |Единица |Сметная |Нумерация |Усредненные|Стоимость |Удельный |п/п|частей здания |измерения|стоимость с |пункта |индексы по |в текущем |вес | |(конструктивных| |накладными |индекса |видам |уровне |стоимости, | |элементов) | |расходами и |укр. |работ |цен, |% | | | |плановыми |вида | |руб. | | | | |накоплениями|работ | |гр. 4 | | | | |в ценах |по | |x | | | | |1991 |сборникам | |гр. 5 | | | | |(1984) г., |индексов | | | | | | |руб. | | | | |---|---------------|---------|------------|-----------|-----------|----------|---------- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |---|---------------|---------|------------|-----------|-----------|----------|---------- | | | | | | | | |---|---------------|---------|------------|-----------|-----------|----------|---------- | | | | | | | | |---|---------------|---------|------------|-----------|-----------|----------|---------- | |ИТОГО | | | | |СУМ | |---|---------------|---------|------------|-----------|-----------|----------|---------- | |Прочие работы | | | | | | | |и затраты | | | | | | |---|---------------|---------|------------|-----------|-----------|----------|---------- | |ВСЕГО | | | | | | |---|---------------|---------|------------|-----------|-----------|----------|---------- Таблица 2 РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ИНФЛЯЦИИ К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ЦЕНЫ ПРЕДМЕТА ТОРГОВ НА ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ СРОК СТРОИТЕЛЬСТВА С УЧЕТОМ ОТЛОЖЕННОГО ПЛАТЕЖА --------------------------------------------------------------------------- | N |Удельный вес |Коэффициент инфляции для |Общий коэффициент |п/п |платежа в величине|платежа за период с |инфляции к |и |стоимости |начала строительства до |стоимости предмета |срок |предмета торгов, |момента платежа по договору|торгов |платежа|в долях единицы |(для аванса Ки = 1) |(гр. 2 x гр. 3) | |(по данным таблицы 3) | |-------|------------------|---------------------------|------------------- | 1 | 2 | 3 | 4 |-------|------------------|---------------------------|------------------- | | | | |-------|------------------|---------------------------|------------------- | | | | |-------|------------------|---------------------------|------------------- | |ИТОГО | |СУМ |-------|------------------|---------------------------|------------------- Таблица 3 КОЭФФИЦИЕНТЫ ИНФЛЯЦИИ ЗА ПЕРИОД ОТ НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВА ДО МОМЕНТА ПЛАТЕЖА (КИ) ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ ТАБЛИЦЕ --------------------------------------------------------------------------------------- |Прогнозный | Коэффициенты инфляции | |среднемесячный|-----------------------------------------------------------------------| |темп | Сроки платежей в месяцах (периодах), на которые рассчитываются | |инфляции в % | коэффициенты | | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |--------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 1 |1.010|1.020|1.030|1.041|1.051|1.062|1.072|1.083|1.094|1.105|1.116|1.127| |--------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 1.5 |1.015|1.030|1.046|1.061|1.077|1.093|1.110|1.126|1.143|1.161|1.178|1.196| |--------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 2 |1.020|1.040|1.061|1.082|1.104|1.126|1.149|1.172|1.195|1.219|1.243|1.268| |--------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 2.5 |1.025|1.051|1.077|1.104|1.131|1.160|1.189|1.218|1.249|1.280|1.312|1.345| |--------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 3 |1.030|1.061|1.093|1.126|1.159|1.194|1.230|1.267|1.305|1.344|1.384|1.426| |--------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 3.5 |1.035|1.071|1.109|1.148|1.188|1.229|1.272|1.317|1.363|1.411|1.460|1.511| |--------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 4 |1.040|1.082|1.125|1.170|1.217|1.265|1.316|1.369|1.423|1.480|1.539|1.601| |--------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 4.5 |1.045|1.092|1.141|1.193|1.246|1.302|1.361|1.422|1.486|1.553|1.623|1.696| |--------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 5 |1.050|1.103|1.158|1.216|1.276|1.340|1.407|1.477|1.551|1.629|1.710|1.796| |--------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 5.5 |1.055|1.113|1.174|1.239|1.307|1.379|1.455|1.535|1.619|1.708|1.802|1.901| |--------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 6 |1.060|1.124|1.191|1.262|1.338|1.419|1.504|1.594|1.689|1.791|1.898|2.012| |--------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 6.5 |1.065|1.134|1.208|1.286|1.370|1.459|1.554|1.655|1.763|1.877|1.999|2.129| |--------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТА ТОРГОВ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНО - СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ При отсутствии предпроектной и проектно - сметной документации на предполагаемый к строительству объект определение цены предмета торгов возможно по укрупненным показателям и по объектам - аналогам несколькими вариантами, имея в виду, что необходимо располагать при этом основными проектными решениями и сроками выполнения работ. 4.1. Определение стоимости предмета торгов по укрупненным показателям объектов - аналогов Одним из основных методов определения оценки предмета торгов объекта является использование укрупненных показателей стоимости строительства объектов - аналогов. Данный метод позволяет выполнить оценку предмета торгов строительства по унифицированному набору ресурсов, их расходу, характеризующих базисный уровень затрат на материальные и трудовые ресурсы, эксплуатацию строительных машин, энергоресурсов, транспортных затрат с использованием индексов пересчета стоимости по отношению к базовому уровню стоимости, в котором был определен расчет, с учетом коэффициентов пересчета стоимости в текущий уровень цен или прогнозный, с учетом предполагаемой в этот период инфляцией, изменений налогового законодательства. Исходными материалами для расчета являются укрупненные на уровне базовых ресурсов проектные данные предполагаемого к строительству объекта, его укрупненные показатели, проектные данные объектов - аналогов, наиболее полно соответствующие проекту, с которым производится сопоставление. При этом в стоимости одной потребительской единицы строительной продукции объекта - аналога должны учитываться затраты на: внешние инженерные сети; подготовку и последующее благоустройство территории; компенсацию за сносимые строения; прочие лимитированные работы и затраты, в том числе: - затраты по перевозке рабочих; - затраты связанные с набором рабочей силы; - прочие затраты. Расчет стоимости строительства по укрупненным показателям объекта - аналога выполняется в соответствии с табл. 8, приведенной в Прил. 4. Для расчета стоимости материалов и других ресурсов допускается использование данных об их текущей рыночной стоимости. Стоимость материалов, изделий и конструкций рекомендуется определять в соответствии с табл. 9. Аналогично расчету стоимости материальных ресурсов производится расчет стоимости эксплуатации (аренды) машин и оборудования, заработной платы рабочих. Пример определения стоимости предмета торгов по укрупненным показателям объекта - аналога приведен в Прил. 4. 4.2. Использование банка данных подрядных и проектных организаций, заказчиков, существующих нормативных материалов на строительство объектов Учитывая значительный объем укрупненных показателей по зданиям, наработанных в период плановой экономики, рекомендуется в максимальной степени их использование для определения стоимости предмета торгов. Стоимость строительства аналогичных объектов приводится к базовым ценам периода строительства и в дальнейшем производится определение стоимости с учетом коэффициентов инфляции. Методика применения коэффициентов инфляции при использовании архивных материалов аналогична приведенной в описании традиционного способа определения стоимости предмета торгов. При этом могут быть использованы: - архивные данные заказчиков, подрядных и проектных организаций о стоимости строительства ранее построенных объектов; - укрупненные сметные нормативы и показатели на строительство зданий, сооружений и выполнение отдельных видов работ: укрупненные сметные нормы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ (СНиП IV-14-84. Приложения); - укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС) (СНиП IV-14-84. Приложения); - сборники сметных норм затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (СНиП IV-13-84. Приложения); - прейскуранты на строительство зданий и сооружений межотраслевого назначения; - прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (СНиП IV-15-84. Приложения); - сборники укрупненных расценок (СНиП IV-14-84. Приложения). 4.3. Использование статистических данных Госкомстата России, информационных данных Региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и Межрегиональный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (МЦЦС), а также других организаций В распоряжении инвесторов и других участников подрядных торгов имеются и иные подходы к определению стоимости строительства отдельных объектов в текущем уровне цен, располагая при этом минимально необходимыми техническими (проектными) параметрами этих объектов. Так, по объектам жилищно - гражданского строительства (жилые дома, учебные и лечебные учреждения и др.) могут использоваться данные статистической отчетности, в т.ч. Госкомстата СССР (ЦСУ СССР), действовавшие в период плановой экономики: N 2-кс (годовая) "Отчет о вводе в действие объектов, основных фондов и использовании капитальных вложений", N 1-кс (ИЖС) "Отчет о строительстве объектов подрядным способом за счет средств граждан", N 34-город и др. В настоящее время по жилищному строительству могут использоваться: - статистическое наблюдение Госкомстата России по форме N 2-кс, составляемые начиная с 1998 года, о стоимости 1 кв. м общей площади жилых домов; - информационные данные РЦЦС и МЦЦС о расчетной стоимости 1 кв. м общей площади жилых домов в среднем по соответствующему региону, выдаваемых ежеквартально в течение нескольких последних лет; - статистические наблюдения Госкомстата России и его региональных подразделений "Сведения об уровне цен на рынке жилья" (форма N 1-рж), выпускаемые начиная с 1 января 1998 года ежеквартально, где указывается средняя стоимость 1 кв. м общей площади квартир в зависимости от их качества, числа комнат, типа домов, в которых они расположены, и их местонахождения. Эти данные могут использоваться в качестве вспомогательного материала. При этом данные вторичного рынка жилья несколько выше, чем на первичном, поскольку учитывают эксплуатационные затраты и конъюнктуру спроса и предложения; - информация КО-ИНВЕСТ "Жилые дома" - укрупненные показатели стоимости строительства (серия "Справочник оценщика", 1998 г.), где приведены стоимостные показатели на блок - секции в целом различных типов домов (кирпичные, панельные, блочные, монолитные) по различным регионам страны. На основе информационного справочника, выпущенного КО-ИНВЕСТ, могут быть получены более точные данные, с учетом конструктивных решении домов по блок - секционному методу проектирования с компановкой из разного вида секций (рядовые, торцовые, поворотные, угловые, торцово - поворотные и др.) домов различной конфигурации, протяженности, с вариантами планировочных решений первого этапа, а также в зависимости от сочетания других видов технических (проектных) решений в части инженерного оборудования домов, видов отделки и.т.п. В показателях справочника КО-ИНВЕСТ учтены прямые затраты, накладные расходы, сметная прибыль, усредненная величина (20%) других сметных начислений к стоимости по главам 1 - 7 сводного сметного расчета. Указано, какие виды сметных начислений следует учитывать дополнительно. К показателям применяются также приведенные в справочнике корректирующие коэффициенты (регионально - климатические, регионально - экономические по классам конструктивных систем здании, а также но конструктивным элементам и видам работ). Базовые показатели, принятые по справочнику, в обычном порядке индексируются к уровню цен на 01.01.98, а далее могут переводиться к уровню цен соответствующего квартала и года, в последующем периоде. 4.4. Определение стоимости предмета торгов в прогнозном уровне цен По желанию заказчика стоимость строительства объекта может определяться не только в текущем, но и в прогнозном уровне. Прогнозный уровень стоимости предмета торгов в строительстве может рассчитываться: а) в уровне цен, прогнозируемых на конкретную дату (например, в уровне цен, прогнозируемых на дату начала строительства, на дату завершения строительства и т.п. (см табл. 3); б) в уровнях цен, характерных для конкретных дат в течение всего периода осуществления строительства (т.е. в смешанном уровне цен) (см. табл. 4). Таблица 4 СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ В УРОВНЕ ЦЕН, ПРОГНОЗИРУЕМЫХ НА КОНКРЕТНУЮ ДАТУ НАЧАЛА ИЛИ ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА (ПОКАЗАТЕЛИ БАЗИСНОЙ СТОИМОСТИ ОПРЕДЕЛЕНЫ В УРОВНЕ ЦЕН НА 01.01.91) ----------------------------------------------------------------------- |Наименование |Стоимость в |Индексы изменения|Стоимость в | |составных |базисном уровне| стоимости по |прогнозном уровне| |элементов |цен (Сб) на | отношению к |цен (Сп) на | |стоимости предмета|01.01.91, |базисному уровню |конкретную дату, | |торгов |тыс. руб. | |тыс. руб. | | | | |Сп = Сб x Ип | |------------------|---------------|-----------------|-----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |------------------|---------------|-----------------|-----------------| |1. | | | | |------------------|---------------|-----------------|-----------------| |2. | | | | |------------------|---------------|-----------------|-----------------| |Итого | | | | |------------------|---------------|-----------------|-----------------| Таблица 5 СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА В УРОВНЯХ ЦЕН, ПРОГНОЗИРУЕМЫХ НА КОНКРЕТНЫЕ ДАТЫ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ПЕРИОДА СТРОИТЕЛЬСТВА, Т.Е. ОТ СРОКА ЕГО НАЧАЛА ДО ЗАВЕРШЕНИЯ. (ПОКАЗАТЕЛИ БАЗИСНОЙ СТОИМОСТИ ОПРЕДЕЛЕНЫ В УРОВНЕ ЦЕН НА 01.01.91. ИНДЕКСЫ ЦЕН ПРИНИМАЮТСЯ НА КОНКРЕТНЫЕ ДАТЫ ПО СРАВНЕНИЮ С ЦЕНАМИ НА 01.01.91) ------------------------------------------------------------------------------------- |N временных|Планируемые |Даты, соответствующие|Индексы цен, |Стоимость работ |диапазонов |объемы работ|середине каждого |прогнозируемые |в прогнозируемом | | в базисном |временного диапазона,|на середину |уровне цен | | уровне цен |(месяц в году) |временного |временных периодов | | (Сб), | |периода, (Ип) |(Сп), | | тыс. руб. | | |тыс. руб. | | | | |(гр. 2 x гр. 4) |-----------|------------|---------------------|-----------------|------------------- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |-----------|------------|---------------------|-----------------|------------------- |1. |Сб1 |Т1 |И1 |Сп1 = Сб1 x И1 |-----------|------------|---------------------|-----------------|------------------- |2. |Сб2 |Т2 |И2 |Сп2 = Сб2 x И2 |-----------|------------|---------------------|-----------------|------------------- | | | | | |Итого |Сб | | |Сп |-----------|------------|---------------------|-----------------|------------------- 5. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТА ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ 1. Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношении, изд. 1994 г. (письмо Госстроя РФ от 29 декабря 1993 г. N 12-349). 2. Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно - сметной документации СП 81-01-94, изд. 1995 г. (письмо Минстроя России от 29 декабря 1994 г. N ВБ-12-276). 3. Методические рекомендации по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ 906/12). 4. Методические рекомендации по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ 907/12). 5. Изменения и дополнения к Методическим рекомендациям по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции, изд. 1997 г. (письмо Минстроя России от 13.11.96 N ВБ-26/12-368). 6. Методические рекомендации о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве, изд. 1995 г. (письмо Госстроя России от 18 октября 1993 г. N 12-248). 7. Методические рекомендации по определению стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений, изд. 1993 г. В том числе: Методические рекомендации по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом (письмо Госстроя России от 10.11.92 N ВБ-926/12). 8. Методические рекомендации по использованию текущих и прогнозных индексов стоимости при составлении сметной документации, определении свободных (договорных) цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы. (Письмо Госстроя России от 31.05.93 N 12-133). 9. Пособие по учету налогов в сметной документации на строительство (изд. 1994 г.) (письмо Госстроя России от 30.11.93 г. N 7-14/187). 10. Методическое пособие по составлению смет на пусконаладочные работы базисно - индексным и ресурсным методами, изд. 1997 г. (письмо РАО Газпром от 13 февраля 1997 г. N 09-5/115). 11. Методические рекомендации по расчету индексов цен на строительную продукцию для подрядных строительно - монтажных организаций, изд. 1997 г. (письмо Минстроя России от 13.11 96 N ВБ-26/12-367). 12. Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика - застройщика, изд. 1996 г. (письмо Минстроя Россия от 13 декабря 1995 г. N ВБ-29/12-347). 13. Методическое пособие по определению сметной стоимости капитального ремонта жилых домов, объектов коммунального и социально - культурного назначения (письмо Госстроя России от 12 ноября 1997 г. N ВБ-20-254/12). 14. Методические рекомендации ро определению сметной стоимости строительства на базе показателей на отдельные виды работ (ПВР) (письмо Госстроя России от 04.06.93 N 12-146). 15. Методические рекомендации по формированию укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ и порядку их применения для составления инвесторских смет и предложений подрядчика (УПБС ВР) (письмо Госстроя России от 05.11.93 N 12-275). 16. Методические рекомендации по формированию и использованию укрупненных показателей базовой стоимости (УПБС) для объектов жилищно - гражданского назначения (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-346). 17. Методические рекомендации по формированию и использованию укрупненных показателей базовой стоимости (УПБС) строительства зданий и сооружении производственного назначения (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-347). 18. Порядок определения стоимости строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм, изд. 1995 г. (письмо Госстроя России и МВЭС России от 23 февраля 1994 г. N 12-28). 19. Порядок составления сметной документации по объектам, строящимся за границей с участием организации Российской Федерации, изд. 1995 г. (письмо Госстроя России от 31 мая 1993 г. N 12-134). 20. Порядок определения расчетной стоимости строительства и расчетных затрат в составе технико - экономических обоснований и технико - экономических предложений по строительству объектов за границей при участии организаций Российской Федерации, изд. 1993 г. 21. Методика определения стоимости строительной продукции по Московской области с применением ресурсно - индексного метода, изд. 1995 г. 22. Методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ, изд. 1996 г. (письмо Минстроя России от 4 декабря 1995 г. N БЕ-11-260/7). Приложение 2 ПРИМЕР РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТА ТОРГОВ Строительство 9-этажного 62-квартирного жилого дома серии 114-86-28/1.2 в Московской области 1. Исходные данные 1.1. Общая площадь жилого дома - 3250.14 кв. м. Общий строительный объем - 13387.01 куб. м. 1.2. Распределение по видам работ базисной (1984 г.) сметной стоимости объекта (см. ниже графу 4 расчета, приведенного в разделе 2 данного Приложения). 1.3. Индексы Московской области по состоянию на март 1998 года, принятые в привязке к видам работ на объекте (см. графу 6 указанного расчета). 1.4. Принимаются следующие нормы для учета прочих работ и затрат в процентах к итогу по графе 7 расчета: а) временные здания и сооружения - 2,1% по нормам СНиП IV-9-84; б) зимние удорожания - 1,9% по нормам СНиП IV-7-84; налог на пользователей автомобильных дорог - 2,5% (федеральный закон); прочие затраты по расчету с документальным подтверждением (командировочные, перевозка рабочих, премия за ввод и др.) - 2,5%; общий коэффициент на прочие работы и затраты (Кпр) к итогу по графе 7: Кпр = 1,093. 1.5. Продолжительность строительства, установленная договором, - 9 мес., в том числе: - подземная часть с подвалом, включая подготовительные работы - 3 месяца; - надземная часть (кроме отделочных работ) - 5 месяцев; - отделочные работы - 1 месяц. 1.6. Распределение стоимости строительства по платежам в соответствии с удельным весом от основной части цены предмета торгов, представляющей итог по графе 7 Прил. 2 с Кпр, и по срокам платежей: Таблица 6 РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ИНФЛЯЦИИ К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ЦЕНЫ ПРЕДМЕТА ТОРГОВ НА ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ СРОК СТРОИТЕЛЬСТВА С УЧЕТОМ ОТЛОЖЕННОГО ПЛАТЕЖА ------------------------------------------------------------------------- |N п/п и срок платежа|Удельный вес |Коэффициент инфляции|Общий | |платежа в |для платежа за |коэффициент | |величине |период от начала |инфляции к | |стоимости |строительства до |стоимости | |предмета торгов,|момента платежа по |предмета | |в долях единицы |договору (для |торгов, | | |аванса Ки = 1) |(гр. 2 x | | |(по данным таблицы |гр. 3) | | |3) | |--------------------|----------------|--------------------|------------- | 1 | 2 | 3 | 4 |--------------------|----------------|--------------------|------------- |Аванс (за месяц до | | | |начала работ) | 0,3 | 1 | 0,3 |--------------------|----------------|--------------------|------------- |1-ый этап платежа | | | |(через 3 месяца от | | | |начала работ) | 0,1 | 1,03 | 0,103 |--------------------|----------------|--------------------|------------- |2-ой этап платежа | | | |(через 8 месяцев | | | |от начала работ) | 0,4 | 1,083 | 0,433 |--------------------|----------------|--------------------|------------- |3-ий этап платежа | | | |(через 9 месяцев | | | |от начала работ) | 0,15 | 1,094 | 0,164 |--------------------|----------------|--------------------|------------- |Отложенный платеж | | | |(через 12 месяцев | | | |от начала работ) | 0,05 | 1,127 | 0,056 |--------------------|----------------|--------------------|------------- | | Итого | | 1,056 Страницы: 1 2 |