ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ПРОЕКТАМ ЗАКОНОВ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" И "О ВЫБОРАХ В ПАРЛАМЕНТ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 12 декабря 2002 г. N 1401 (Д) В целях реализации конституционных прав граждан Российской Федерации, проживающих в Чеченской Республике, на участие в референдуме и в связи с обращением Избирательной комиссии Чеченской Республики, принявшей к рассмотрению ходатайство образованной в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" инициативной группы по проведению референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам Законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики", руководствуясь частью 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации и пунктом 5 статьи 11 названного Федерального закона, постановляю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам Законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики". 2. Администрации Чеченской Республики в месячный срок выработать меры по финансовому, материально - техническому и организационному обеспечению проведения референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам Законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики" и согласовать их с Правительством Российской Федерации. 3. Предложить Центральной избирательной комиссии Российской Федерации оказать необходимую правовую, методическую и организационную помощь Избирательной комиссии Чеченской Республики в проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам Законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики". Президент Российской Федерации В. ПУТИН 12 декабря 2002 г. N 1401 УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2002 года N 1401 ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ПРОЕКТАМ ЗАКОНОВ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" И "О ВЫБОРАХ В ПАРЛАМЕНТ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Общие положения 1.1. Законодательство о референдуме Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам Законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики" составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2002 г. N 1401 "Об утверждении Положения о проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам Законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики", а также настоящее Положение. 1.2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 1.3. Референдум Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам Законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики" (далее именуется - референдум) - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам Законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики", осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. 1.4. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. 1.5. Гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено на территории Чеченской Республики, достигший на день проведения референдума возраста 18 лет, имеет право голосовать по вопросам референдума. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных Законом и проводимых Законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума. 1.6. Гражданин Российской Федерации вправе участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. 1.7. Не имеют права участвовать в референдуме граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 1.8. Референдум проводится по округу референдума, включающему в себя всю территорию Чеченской Республики. 1.9. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. 1.10. Гражданин Российской Федерации голосует на референдуме непосредственно: за проект Конституции Чеченской Республики или против него, за проект Закона Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" или против него, за проект Закона Чеченской Республики "О выборах в Парламент Чеченской Республики" или против него. 1.11. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Глава II. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА И ПОРЯДОК ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА 2. Инициатива проведения референдума и порядок ее реализации 2.1. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме. 2.2. Инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и обратившаяся в Избирательную комиссию Чеченской Республики с ходатайством о регистрации группы, должна представить в указанную Избирательную комиссию подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения. 2.3. Избирательная комиссия Чеченской Республики, которая со дня обращения инициативной группы по проведению референдума действует в качестве комиссии референдума, обязана в течение 15 дней со дня официального опубликования настоящего Положения рассмотреть ходатайство о регистрации указанной группы и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Положения - о направлении их Главе Администрации Чеченской Республики; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. 2.4. Глава Администрации Чеченской Республики не позднее чем через 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов обязан проверить соответствие вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 2.5. Глава Администрации Чеченской Республики не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов уведомляет об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. 2.6. Если Глава Администрации Чеченской Республики признает, что вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум, отвечают требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательная комиссия Чеченской Республики осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума и ее уполномоченного по финансовым вопросам, выдает им регистрационные свидетельства. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается не позднее чем через 15 дней со дня признания Главой Администрации Чеченской Республики соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум, требованиям статьи 12 названного Федерального закона. Регистрационное свидетельство, которое выдается инициативной группе по проведению референдума, действительно до дня официального опубликования результатов референдума либо до дня принятия решения об отказе в проведении референдума. Форма регистрационного свидетельства утверждается Избирательной комиссией Чеченской Республики. 2.7. Если Глава Администрации Чеченской Республики признает, что вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум, не отвечают требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательная комиссия Чеченской Республики отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации. 2.8. В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение Избирательной комиссии Чеченской Республики, в котором указываются основания отказа. Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее чем через два дня со дня его принятия. 2.9. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Положения. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в порядке, установленном федеральными законами. 2.10. Решение Избирательной комиссии Чеченской Республики о регистрации инициативной группы по проведению референдума или об отказе в ее регистрации подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия. Одновременно с решением о регистрации инициативной группы по проведению референдума публикуются текст проекта Конституции Чеченской Республики и тексты проектов Законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики", предлагаемых для вынесения на референдум. 2.11. Каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст проекта Конституции Чеченской Республики, тексты проектов Законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики", выносимых на референдум, в территориальной избирательной комиссии. Обязанность изготовления и распространения указанных текстов возлагается на инициативную группу по проведению референдума. Оплата изготовления указанных текстов осуществляется за счет средств фонда референдума, создаваемого инициативной группой. 3. Порядок сбора подписей граждан Российской Федерации в поддержку инициативы проведения референдума 3.1. В поддержку инициативы проведения референдума собираются подписи участников референдума в порядке, установленном настоящим Положением. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств фонда референдума. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума составляет 30 дней. Если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается. Подписи участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума собираются посредством внесения их в подписные листы. Лицо, собирающее подписи, должно предоставить текст проекта Конституции Чеченской Республики, тексты проектов Законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики", выносимых на референдум, участнику референдума, проставляющему свою подпись, по его первому требованию. 3.2. Подписные листы для сбора подписей участников референдума изготавливаются по форме согласно приложению. Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно. 3.3. Каждый подписной лист удостоверяется проводившим сбор подписей лицом, которое собственноручно указывает свою фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, ставит свою подпись и дату ее внесения в подписной лист, и уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, который напротив своей фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения в подписной лист. 3.4. Право сбора подписей участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключать с лицом, собирающим подписи участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через фонд референдума, созданный инициативной группой по проведению референдума. 3.5. Подписи могут собираться только среди участников референдума. Установление квот для сбора подписей в отдельных частях территории Чеченской Республики не допускается. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается. 4. Порядок проверки достоверности и действительности подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума 4.1. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, составляет 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории Чеченской Республики. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, является основанием для назначения референдума Избирательной комиссией Чеченской Республики. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, но не более чем на 25 процентов. 4.2. После окончания сбора подписей инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей участников референдума и составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей. 4.3. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума в Избирательную комиссию Чеченской Республики. 4.4. Избирательная комиссия Чеченской Республики проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума, достоверность и действительность подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума. По решению Избирательной комиссии Чеченской Республики для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов Избирательной комиссии Чеченской Республики с правом решающего голоса, работников аппарата Избирательной комиссии Чеченской Республики, привлеченных специалистов, экспертов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, иных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными собранных подписей участников референдума. 4.5. Проверке подлежит 20 процентов от установленного пунктом 4.1 настоящего Положения необходимого для назначения референдума количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума, если это ими специально оговорено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в Избирательную комиссию Чеченской Республики. 4.6. Подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций любой формы собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса, либо с принуждением участников референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, признаются недействительными. 4.7. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается. 4.8. При проведении проверки подписей, представленных инициативной группой по проведению референдума, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума. О соответствующей проверке должны извещаться представившие установленное количество подписей уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума. 4.9. Если при проверке подписей обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения референдума, учитывается только одна подпись. 4.10. Недостоверными подписями считаются подписи участников референдума, выполненные от имени одного лица другим лицом. Недействительными подписями считаются: подписи лиц, не обладающих на день голосования правом на участие в референдуме; подписи участников референдума, сведения о которых в подписном листе не соответствуют действительности; подписи участников референдума без указания каких-либо сведений о них, предусмотренных формой подписного листа, прилагаемой к настоящему Положению; подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; подписи участников референдума с исправлениями в датах внесения подписей, если эти исправления ими специально не оговорены; подписи участников референдума, внесенные в подписной лист после даты его заверения подписью лица, собиравшего подписи, или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума; подписи участников референдума, признанные недействительными на основании пункта 4.6 настоящего Положения; все подписи участников референдума, внесенные в подписной лист, если подписной лист не заверен или заверен не собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума; все подписи участников референдума, внесенные в подписной лист, если допущены исправления в дате внесения подписи лица, собиравшего подписи, или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, если эти исправления им (ими) специально не оговорены; все подписи участников референдума, внесенные в подписной лист, если лицом, собиравшим подписи, не указаны какие-либо сведения о себе, предусмотренные формой подписного листа, прилагаемой к настоящему Положению, или указаны сведения, не соответствующие действительности; все подписи участников референдума, внесенные в подписной лист, если в нем искажена формулировка вопроса референдума либо не указаны наименование комиссии референдума, зарегистрировавшей инициативную группу по проведению референдума, номер регистрационного свидетельства или дата регистрации инициативной группы. 4.11. Для определения достоверности сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, Избирательная комиссия Чеченской Республики вправе использовать государственную систему регистрации (учета) участников референдума. 4.12. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения референдума количества достоверных подписей Избирательная комиссия Чеченской Республики отказывает в проведении референдума. 4.13. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 4.4 настоящего Положения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума должен быть извещен не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении референдума. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для проведения референдума или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума в указанный срок должны быть предоставлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей участников референдума недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. 4.14. Избирательная комиссия Чеченской Республики в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей обязана проверить соответствие порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего Положения и принять решение о назначении референдума либо об отказе в проведении референдума. 4.15. В случае отказа в проведении референдума Избирательная комиссия Чеченской Республики обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в проведении референдума выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию решения Избирательной комиссии Чеченской Республики с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в проведении референдума могут быть: а) отсутствие среди документов, представленных в поддержку инициативы проведения референдума, документов, необходимых в соответствии с настоящим Положением для назначения референдума; б) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с настоящим Положением сбор подписей запрещен, если представленные в поддержку инициативы проведения референдума подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных в поддержку инициативы проведения референдума подписей в местах, где сбор подписей запрещен; в) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, или превышение установленной настоящим Положением предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке; г) несоздание инициативной группой по проведению референдума фонда референдума; д) использование инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Положением предельного размера расходования средств фонда референдума; е) превышение инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, размера расходования средств из фонда референдума более чем на 5 процентов от установленного настоящим Положением предельного размера расходования средств фонда референдума; ж) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода инициативной группой по проведению референдума пункта 29.2 настоящего Положения; з) использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ должностного или служебного положения. 4.16. Перечень оснований отказа в проведении референдума, установленный пунктом 4.15 настоящего Положения, является исчерпывающим. 5. Назначение референдума 5.1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также настоящим Положением. 5.2. Референдум назначается Избирательной комиссией Чеченской Республики в соответствии с настоящим Положением. 5.3. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования. 5.4. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Глава III. РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, ОБРАЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА 6. Регистрация (учет) участников референдума 6.1. Регистрация (учет) участников референдума осуществляется в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 7. Образование участков референдума 7.1. Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума образуются участки референдума. Участки референдума образуются главой администрации района, населенного пункта Чеченской Республики по согласованию с территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до дня голосования на основании данных о числе участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", из расчета не более чем 3000 участников референдума на каждом участке, с учетом местных и других условий. 7.2. В местах временного пребывания участников референдума (больницы, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и другие места временного пребывания) участки референдума могут образовываться в срок, установленный пунктом 7.1 настоящего Положения, а в исключительных случаях по согласованию с Избирательной комиссией Чеченской Республики - не позднее чем за пять дней до дня голосования. 7.3. Военнослужащие голосуют на общих участках референдума. В порядке исключения допускается образование участков референдума в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов местностях. В таких случаях участки референдума образуются в срок, установленный пунктом 7.1 настоящего Положения, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования командирами воинских частей по решению Избирательной комиссии Чеченской Республики. 7.4. Списки участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий референдума и помещений для голосования должны быть опубликованы главами администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики не позднее чем за 40 дней до дня голосования, а в случаях, предусмотренных пунктом 7.2 настоящего Положения, - не позднее чем через три дня после образования участков референдума. 8. Порядок составления списков участников референдума 8.1. В целях реализации прав участников референдума соответствующими комиссиями референдума составляются списки участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) участников референдума и представляемых в соответствии с пунктами 8.2 - 8.6 настоящего Положения. 8.2. Списки участников референдума составляются территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 30 дней до дня голосования на основании сведений об участниках референдума, представляемых главами администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики. 8.3. По участку референдума, образованному на территории воинской части, список участников референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других участников референдума, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется участковой комиссией референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за один день до дня голосования на основании сведений об участниках референдума, представляемых командиром воинской части. 8.4. Список участников референдума по участку референдума, образованному в местах временного пребывания участников референдума (больницы, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и другие места временного пребывания), составляется соответствующей участковой комиссией референдума не позднее чем за пять дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за один день до дня голосования на основании сведений об участниках референдума, представляемых руководителем учреждения, в котором участник референдума временно пребывает. 8.5. Сведения об участниках референдума формируются и уточняются должностными лицами, указанными в пунктах 8.2 - 8.4 настоящего Положения, и представляются в территориальные избирательные комиссии и участковые комиссии референдума сразу после образования этих комиссий. 8.6. Список участников референдума составляется отдельно по каждому участку референдума по форме, утверждаемой Избирательной комиссией Чеченской Республики. 8.7. Список участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об участниках референдума, включаемые в список участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам места жительства участников референдума). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства участника референдума. В списке участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления участниками референдума подписей за полученные ими бюллетени для голосования на референдуме, а также для проставления подписи члена участковой комиссии референдума, выдавшего бюллетени для голосования на референдуме участникам референдума. 8.8. Первый экземпляр списка участников референдума подписывают председатель и секретарь комиссии референдума, составившей список. На участках референдума, образованных на территории воинской части, в местах временного пребывания участников референдума, список участников референдума подписывают председатель и секретарь участковой комиссии референдума. Список участников референдума заверяется печатями территориальной избирательной комиссии и участковой комиссии референдума. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка участников референдума, его передачи участковой комиссии референдума, заверения и уточнения определяются Избирательной комиссией Чеченской Республики. 8.9. Территориальная избирательная комиссия передает по акту соответствующей участковой комиссии референдума первый экземпляр списка участников референдума конкретного участка референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 8.10. Участковая комиссия референдума после получения списка участников референдума выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных обращений граждан Российской Федерации в соответствии с пунктом 9.6 настоящего Положения, а также на основании сведений, полученных от глав администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики, должностных лиц, органов записи актов гражданского состояния, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Выверенный и уточненный список участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии референдума и заверяется печатью участковой комиссии референдума. 8.11. Участковая комиссия референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список участников референдума для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения. 8.12. Исключение гражданина Российской Федерации из списка участников референдума после его подписания председателем и секретарем соответствующей комиссии референдума и заверения его печатью комиссии референдума в порядке, предусмотренном пунктом 8.8 настоящего Положения, производится только на основании официальных документов, а также в случае включения участника референдума в другой список участников референдума. При этом в списке участников референдума, а также в базе данных государственной автоматизированной информационной системы указываются факт и дата исключения гражданина Российской Федерации из списка участников референдума и причина такого исключения. Запись в списке участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии референдума. 9. Порядок включения граждан Российской Федерации в списки участников референдума 9.1. В списки участников референдума на участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования правом на участие в референдуме. Гражданин Российской Федерации включается в список участников референдума только на одном участке референдума. 9.2. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а также факт временного пребывания на территории этого участка при условии нахождения его места жительства на территории Чеченской Республики. Факты нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина Российской Федерации на территории участка референдума устанавливаются органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 9.3. Граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в референдуме в соответствии с настоящим Положением и временно находящиеся в больницах, других стационарных лечебно - профилактических учреждениях и иных местах временного пребывания на территории Чеченской Республики, включаются в списки участников референдума по месту их временного пребывания. 9.4. Студенты и аспиранты, проживающие в общежитиях, включаются в списки участников референдума по месту нахождения общежитий. 9.5. Участники референдума, поселившиеся на территории участка референдума после составления списков участников референдума и представления их для всеобщего ознакомления, а также участники референдума, по какой-либо причине не включенные в списки участников референдума, включаются соответствующей участковой комиссией референдума в список участников референдума на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих факт нахождения их места жительства на территории данного участка референдума. 9.6. Гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме, вправе заявить в участковую комиссию референдума о невключении его в список участников референдума, о любой ошибке или неточности в списке участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, участковая комиссия референдума обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением причин отклонения заявления. 9.7. Решение участковой комиссии референдума об исключении гражданина Российской Федерации из списка участников референдума или об отказе включить его в список участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума или в суд (по месту нахождения участковой комиссии референдума, а в случае отсутствия суда по месту нахождения участковой комиссии референдума - в иной суд, правомочный рассмотреть данную жалобу), которые обязаны рассмотреть жалобу в 3-дневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию референдума об изменении указанных в пункте 5 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведений об участниках референдума, включенных в список участников референдума на соответствующем участке референдума. 9.8. Участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному в территориальную избирательную комиссию или участковую комиссию референдума не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки участников референдума на участке референдума по месту их временного пребывания. 9.9. Вносить какие-либо изменения в списки участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов участников референдума запрещается. Глава IV. КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА 10. Система и статус комиссий референдума 10.1. Подготовку и проведение референдума осуществляют следующие комиссии референдума: Избирательная комиссия Чеченской Республики, действующая в качестве комиссии референдума Чеченской Республики; территориальные избирательные комиссии, действующие в качестве комиссий референдума; участковые комиссии референдума. 10.2. При подготовке и проведении референдума комиссии референдума в пределах своих полномочий независимы от Главы Администрации Чеченской Республики, глав администраций районов и населенных пунктов Чеченской Республики. Вмешательство в деятельность комиссий референдума со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, глав администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. 10.3. Решения вышестоящей комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий референдума. 10.4. Решения и иные акты комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Положением, обязательны для органов исполнительной власти Чеченской Республики, государственных учреждений, глав администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики, общественных объединений, должностных лиц, инициативной группы по проведению референдума, участников референдума. Решения и иные акты комиссий референдума не подлежат государственной регистрации. 10.5. Решение комиссии референдума, противоречащее настоящему Положению либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом. При этом вышестоящая комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией референдума, решение которой было отменено. 10.6. Комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период кампании референдума обращения о нарушении настоящего Положения, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в 5-дневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок. Если в обращении указывается на нарушение инициативной группой по проведению референдума настоящего Положения, данная инициативная группа или ее уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения. 10.7. Комиссии референдума вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 10.6 настоящего Положения, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений настоящего Положения в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в 5-дневный срок, либо, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, либо, если представление получено в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию референдума. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в 10-дневный срок. 10.8. Комиссии референдума обеспечивают информирование участников референдума о порядке осуществления действий, связанных с подготовкой и проведением референдума. 11. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий и участковых комиссий референдума 11.1. Полномочия территориальных комиссий референдума осуществляют территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Если на соответствующей территории отсутствует такая территориальная избирательная комиссия, то она формируется в соответствии с названным Федеральным законом Избирательной комиссией Чеченской Республики не менее чем через 30 и не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Срок приема Избирательной комиссией Чеченской Республики предложений по составу такой территориальной избирательной комиссии составляет один месяц. 11.2. Участковые комиссии референдума формируются не позднее чем через три дня со дня образования участков референдума вышестоящей территориальной избирательной комиссией с соблюдением общих условий формирования комиссий референдума, а также порядка формирования участковых комиссий референдума, установленного Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в следующем количестве в зависимости от числа участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума: до 1000 участников референдума - 3 - 7 членов комиссии референдума с правом решающего голоса; от 1001 до 2000 участников референдума - 5 - 11 членов комиссии референдума с правом решающего голоса; более 2000 участников референдума - 5 - 15 членов комиссии референдума с правом решающего голоса. Срок приема территориальной избирательной комиссией предложений по составу участковых комиссий референдума составляет 10 дней. 12. Полномочия Избирательной комиссии Чеченской Республики по подготовке и проведению референдума 12.1. Избирательная комиссия Чеченской Республики: а) осуществляет на территории Чеченской Республики контроль за подготовкой и проведением референдума, обеспечивает соблюдение права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; б) руководит деятельностью нижестоящих комиссий референдума; в) осуществляет контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий референдума, за обеспечением нижестоящих комиссий референдума помещениями, транспортом, средствами связи, рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения комиссий референдума; г) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов референдума, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов референдума; д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения референдума, распределяет средства федерального бюджета и (или) бюджета Чеченской Республики, выделенные ей Министерством финансов Российской Федерации и (или) Администрацией Чеченской Республики на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума, в том числе распределяет часть этих средств между нижестоящими комиссиями референдума, контролирует целевое использование указанных средств; е) утверждает перечень территориальных избирательных комиссий; ж) устанавливает единую нумерацию участков референдума; з) оказывает правовую, методическую, организационно - техническую помощь нижестоящим комиссиям референдума; и) утверждает форму и текст бюллетеня для голосования на референдуме, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими нижестоящих комиссий референдума; к) утверждает форму списка участников референдума и других документов для голосования на референдуме, образцы печатей комиссий референдума; л) издает в пределах своей компетенции инструкции и разъяснения по вопросам применения настоящего Положения для обеспечения его единообразного применения; м) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Чеченской Республики, глав администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума; н) обеспечивает единообразное использование при проведении референдума государственной автоматизированной информационной системы; о) определяет результаты референдума, публикует их в средствах массовой информации; п) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; р) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Положением. 13. Полномочия территориальной избирательной комиссии по подготовке и проведению референдума 13.1. Территориальная избирательная комиссия: а) осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума на соответствующей территории, обеспечивает соблюдение Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Положения; б) руководит деятельностью участковых комиссий референдума; в) составляет списки участников референдума; г) распределяет средства, выделенные ей на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума, в том числе распределяет часть этих средств между участковыми комиссиями референдума, контролирует целевое использование указанных средств; д) контролирует совместно с Избирательной комиссией Чеченской Республики обеспечение участковых комиссий референдума помещениями, транспортом, средствами связи, рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения комиссий референдума; обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий референдума; е) обеспечивает доставку бюллетеней для голосования на референдуме и других документов в участковые комиссии референдума; ж) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования; определяет итоги голосования на соответствующей территории и передает протоколы об итогах голосования в Избирательную комиссию Чеченской Республики; з) оказывает методическую, организационно - техническую помощь нижестоящим комиссиям референдума; и) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Чеченской Республики, глав администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума; к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий референдума и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; л) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Положением. 14. Полномочия участковой комиссии референдума 14.1. Участковая комиссия референдума: а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии референдума, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; б) уточняет список участников референдума по участку референдума, производит ознакомление с ним граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; в) составляет список участников референдума в случаях, предусмотренных настоящим Положением; г) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; д) контролирует соблюдение на территории участка референдума порядка проведения агитации по вопросам референдума; е) организует на участке референдума голосование в день голосования, в том числе проводит голосование вне помещения для голосования; ж) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на участке референдума, составляет протоколы об итогах голосования и передает их в территориальную избирательную комиссию; з) объявляет итоги голосования на участке референдума и выдает заверенные копии протоколов об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования; и) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Положения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; к) при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы (материалы) в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в правоохранительные органы или в суд; л) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии референдума документов, связанных с подготовкой и проведением референдума; м) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Положением. 14.2. Полномочия участковой комиссии референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума, если в адрес вышестоящей комиссии референдума не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной участковой комиссии референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии референдума прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией референдума или судом. 15. Статус членов комиссий референдума 15.1. Членами комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть: а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации; б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными; в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет; г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления; д) выборные должностные лица, главы администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики; е) судьи, прокуроры; ж) члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума; з) члены комиссий референдума с правом совещательного голоса; и) лица, выведенные из состава комиссий референдума по решению суда; к) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания. 15.2. Член комиссии референдума с правом решающего голоса не может быть одновременно членом иной комиссии референдума с правом решающего голоса. 15.3. Срок полномочий членов комиссии референдума с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии референдума, в состав которой они входят. 15.4. Член комиссии референдума с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии референдума до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: а) подачи заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; б) появления оснований, предусмотренных пунктами 15.1 и 15.2 настоящего Положения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "к" пункта 15.1 настоящего Положения. 15.5. Полномочия члена комиссии референдума с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае: а) утраты им гражданства Российской Федерации; б) вступления в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах; в) признания его решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; г) его смерти; д) признания его решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии референдума систематически не выполняющим свои обязанности. 15.6. Полномочия члена комиссии референдума с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования комиссии в соответствии со статьей 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 15.7. Если вышестоящая комиссия референдума, назначившая члена комиссии референдума, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии референдума в течение 10 дней со дня поступления в указанный орган его заявления в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии референдума принимается комиссией референдума, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока. 15.8. Вышестоящая комиссия референдума, назначившая члена комиссии референдума, обязана назначить нового члена комиссии референдума вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 15.4 и 15.5 настоящего Положения, не позднее чем через 10 дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Положением. 15.9. Члену комиссии референдума с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (выплачиваться вознаграждение) за работу в комиссии референдума. За членом комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии референдума от основной работы на период подготовки и проведения референдума, сохраняется основное место работы (должность) и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Избирательной комиссией Чеченской Республики за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение референдума. 15.10. Член комиссии референдума с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии референдума с правом совещательного голоса в период кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу. 15.11. Член комиссии референдума с правом решающего голоса в период кампании референдума не может быть привлечен без согласия прокурора Чеченской Республики к уголовной ответственности, подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке. 15.12. Член комиссии референдума с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии референдума. 15.13. После официального опубликования решения о назначении референдума инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения (в том числе входившие в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, вправе назначить в Избирательную комиссию Чеченской Республики и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса. Членами комиссий референдума с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, главы администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры. 15.14. Член комиссии референдума с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии референдума с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения референдума, за исключением права: а) выдавать и подписывать бюллетени для голосования на референдуме; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней для голосования на референдуме; в) составлять протоколы об итогах голосования и результатах референдума; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии референдума, и подписывать решения комиссии референдума. Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии референдума с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий. 15.15. Член комиссии референдума с правом решающего голоса и член комиссии референдума с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии референдума; б) вправе выступать на заседании комиссии референдума, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии референдума, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии референдума вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками участников референдума, с подписными листами), непосредственно связанными с референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий референдума и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней для голосования на референдуме, списков участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней для голосования на референдуме по вариантам ответа на вопрос референдума; е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии референдума в соответствующую вышестоящую комиссию референдума или в суд. 15.16. Полномочия членов комиссий референдума с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. 15.17. Полномочия члена комиссии референдума с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению органа, назначившего данного члена комиссии референдума, и переданы другому лицу. 16. Гласность в деятельности комиссий референдума 16.1. На всех заседаниях соответствующей комиссии референдума, а также при осуществлении территориальными избирательными комиссиями, участковыми комиссиями референдума работы со списками участников референдума, бюллетенями для голосования на референдуме, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий референдума, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая комиссия референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и при осуществлении работы с документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии референдума и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации. 16.2. Решения комиссий референдума публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях за счет средств их текущего бюджетного финансирования либо доводятся до сведения участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации не позднее чем через три дня после их принятия. 16.3. С момента начала работы участковой комиссии референдума в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией референдума протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов участников референдума на участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 16.1 настоящего Положения, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. 16.4. Доступ в помещение участковой комиссии референдума, сформированной на участке референдума, образованном в воинской части, больнице, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом участке референдума должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии референдума, лицам, указанным в пункте 16.1 настоящего Положения, наблюдателям. 16.5. Наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне Чеченской Республики или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, главы администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики, судьи, прокуроры. 16.6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях референдума при установлении ими итогов голосования, определении результатов референдума, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования и результатах референдума, а также при повторном подсчете голосов участников референдума. 16.7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии референдума, куда наблюдатель направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя инициативной группой по проведению референдума - и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 16.8. Указанные в пункте 16.7 настоящего Положения документы могут быть предъявлены: в участковую комиссию референдума - с момента начала ее работы и до получения сообщения о принятии территориальной избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума, в территориальную избирательную комиссию - в период с начала голосования на участках референдума до окончания составления итоговых протоколов на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии референдума, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного общественного объединения, одной инициативной группы по проведению референдума. 16.9. Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками участников референдума; б) находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования в любое время с момента начала работы участковой комиссии референдума и до получения сообщения о принятии территориальной избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума; в) присутствовать при голосовании участников референдума вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников референдума, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней для голосования на референдуме; наблюдать за подсчетом голосов участников референдума на участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях для голосования на референдуме отметок участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем для голосования на референдуме при подсчете голосов участников референдума; наблюдать за составлением комиссией референдума протоколов об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 16.3 настоящего Положения; д) обращаться к председателю участковой комиссии референдума, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии референдума, нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования и результатах референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии референдума заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя комиссия референдума обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем; ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своей фамилии, имени и отчества; з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", действия (бездействие) участковой комиссии референдума, территориальной избирательной комиссии, Избирательной комиссии Чеченской Республики соответственно в территориальную избирательную комиссию, Избирательную комиссию Чеченской Республики, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; и) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях референдума. 16.10. Наблюдатель не вправе: а) выдавать участникам референдума бюллетени для голосования на референдуме; б) расписываться за участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней для голосования на референдуме; в) заполнять за участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени для голосования на референдуме; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней для голосования на референдуме; е) совершать действия, препятствующие работе комиссии референдума; ж) проводить агитацию среди участников референдума; з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией референдума. 16.11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий референдума об итогах голосования или результатах референдума, изготавливать либо получать от соответствующей комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации комиссия референдума обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах референдума. |