нормируется для всех вагонов пассажирских поездов, а в летнее время только для вагонов, имеющих установки для кондиционирования воздуха. Вагоны отапливаются при температуре наружного воздуха +10 град. С и ниже. Перед подачей состава на посадку (в зимнее и переходное время года) температура воздуха в вагонах должна поддерживаться на уровне +22 +/- 2 град. С. 5.1.68. В вагонах, отправляемых в рейс, должно быть обеспечено: исправная работа титанов и электротитанов (при их наличии); наличие чайной посуды, столовых приборов в соответствии с перечнем съемного оборудования, маркированной емкости "для мытья стаканов", подноса для сушки посуды, посудных полотенец; наличие разрешенных к применению моющих средств для мытья посуды и моюще-дезинфицирующих средств для текущей уборки вагонов, кожных антисептиков; наличие санитарной одежды для обслуживания пассажиров продукцией чайной торговли. 5.1.69. Состав должен быть укомплектован аптечкой для оказания медицинской помощи, эпидукладкой на случай выявления в пути следования больного, подозрительного на заболевание особо опасной инфекцией, противопедикулезной укладкой, которые хранятся у начальника поезда. Эпидукладка в обязательном порядке комплектуется маркированными емкостями для сбора естественных выделений больного (эмалированные ведра "для рвотных масс", "для фекальных масс", стеклянная банка с притертой крышкой "для мокроты"), дезинфицирующими средствами, имеющими соответствующий спектр действия (против возбудителей чумы, холеры, сибирской язвы, микобактерий туберкулеза), ветошью. Другие предметы хозяйственного и медицинского назначения, необходимые для проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий, используются из вагонного имущества. Дополнительная комплектация эпидукладки устанавливается органами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте. В состав противопедикулезной укладки входят: клеенчатые или хлопчатобумажные (крафт-) мешки для сбора зараженных вещей; оцинкованное ведро; хлопчатобумажный халат; респиратор или ватно-марлевая повязка; перчатки резиновые; косынка; вата; препараты для уничтожения всех видов вшей; препараты для дезинсекции постельных принадлежностей; дустер или резиновая груша. 5.1.70. Запрещается включение в схему поезда пассажирских вагонов, имеющих: неисправности систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, вентиляции, электроосвещения, холодильных установок, спускных механизмов в туалетах; помещения в неудовлетворительном санитарном состоянии; разбитые стекла окон, неисправные двери; при обнаружении в вагонах бытовых паразитов и грызунов. Вагоны с вышеуказанными недостатками подлежат отцепке в пунктах формирования, запрещается проезд в них из пунктов оборота. 5.1.71. Запрещается включать в состав поездной бригады, назначаемой в рейс, проводников с нарушениями в состоянии здоровья, а также не имеющих личных медицинских книжек или отметок в них о прохождении обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и сдаче зачета по программе гигиенической подготовки. 5.1.72. Подготовленный в рейс состав за 2 часа до подачи под посадку пассажиров принимается постоянно действующей комиссией (далее ПДК), в состав которой в обязательном порядке входит представитель органов госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте. Все выявленные при проверке дефекты немедленно должны быть устранены, а результаты проверки занесены в книгу работы ПДК с обязательной росписью всех членов комиссии. Отправка состава производится после разрешающей записи работника госсанэпидслужбы в книге работы ПДК и журнале ВУ-14. Требования к содержанию пассажирских составов в пути следования 5.1.73. Выполнение санитарных правил содержания пассажирских вагонов в пути следования возлагается на начальника поезда и проводников вагонов. 5.1.74. Вагоны в пути следования должны содержаться в чистоте. Влажная уборка должна проводиться не реже 2 раз в сутки и по мере необходимости, при этом обязательна протирка раствором дезинфицирующего средства всех ручек в вагоне. Уборка туалетов с обязательным мытьем полов и стен на высоту 1,5 м должна проводиться не менее 4 раз в сутки и по мере необходимости с применением разрешенных моюще-дезинфицирующих средств. Обеспыливание ковровых дорожек должно производиться пылесосом не менее 2 раз в сутки. Уборка вагона должна производиться проводником только в спецодежде (халат, резиновые перчатки). Обязательно наличие отдельного халата для уборки туалета. По окончании уборки проводник должен обработать руки кожным антисептиком. На каждом остановочном пункте до выхода (посадки) пассажиров должны протираться поручни, ветошь для их протирки должна храниться в отдельной емкости с раствором дезинфицирующего средства. Сбор мусора в вагоне должен производиться в специальную емкость "для мусора", оснащенную полиэтиленовыми мешками. Накапливаемый в пути следования мусор должен удаляться из вагонов в мусоросборники на станциях по пути следования, список которых определен служебным расписанием движения пассажирских поездов. После удаления мусора емкость (ведро) должна ополаскиваться водой и дезинфицироваться. 5.1.75. В пути следования должен соблюдаться режим пользования туалетами. На стоянках, при проходе крупных железнодорожных станций, санаторно-курортных и пригородных зон, тоннелей, мостов пользоваться туалетами запрещается, они должны быть закрыты. В каждом вагоне пассажирского поезда межгосударственного сообщения должна быть информация о границах санитарных зон по всем железным дорогах, через которые следует поезд. При оборудовании вагонов туалетными системами замкнутого типа разрешается пользоваться ими по всему пути следования поезда и на стоянках. Наличие мыла и туалетной бумаги в туалетах вагонов обязательно. 5.1.76. В пути следования пассажиры должны быть обеспечены охлажденной кипяченой либо бутилированной водой. Запрещается в месте разбора питьевой воды ставить стакан общего пользования. 5.1.75. Пассажиры должны обеспечиваться постельными принадлежностями и постельным бельем в установленном порядке. При этом запрещается пользование постельными принадлежностями без постельного белья. Чистое постельное белье, запаянное в термоусадочную пленку, должно храниться в специальном шкафу или нише служебного отделения. Запрещается совместное хранение чистого и использованного постельного белья. Уборка использованного постельного белья осуществляется проводником вагона после высадки пассажира. В пунктах оборота использованное постельное белье должно быть опломбировано начальником поезда. 5.1.76. Чистая посуда, столовые приборы (ложки, вилки, ножи) и продукция чайной торговли должны храниться в специальном шкафу служебного отделения. Хранение в этом шкафу посторонних предметов и вещей запрещается. После каждого пользования пассажиром в пути следования посуда многоразового пользования и столовые приборы должны мыться в специальной промаркированной емкости "для мытья посуды" с применением моющих средств и ополаскиваться проточной водой в моечной ванне. После мытья посуда и столовые приборы вытираются чистым чайным полотенцем насухо. Обработка посудомоечной раковины разрешенными к применению чистящими и моюще-дезинфицирующими средствами проводится не менее 4-х раз в сутки путем нанесения средства на увлажненную ветошь или щетку и тщательного протирания обрабатываемой поверхности. 5.1.77. Услуги, предоставляемые пассажирам в поездах, а также ассортимент реализуемых продуктов питания и напитков должны быть согласованы органами госсанэпиднадзора. На реализуемые в вагонах кондитерские изделия, напитки, продукты питания, а также применяемые моющие и дезинфицирующие средства, туалетную бумагу и т.д. должны иметься документы, удостоверяющие их качество и безопасность для здоровья человека. Кондитерские изделия должны выдаваться пассажирам в мелкой расфасовке. Раздача чая, кофе, кондитерских изделий, ланч-боксов производится проводником в специальной одежде (куртка или передник), предназначенной только для этих целей. 5.1.78. Температура воздуха в вагоне в зимнее и переходное время года нормируется для всех типов пассажирских вагонов, а в летнее - только для вагонов с установками для кондиционирования воздуха. При отрицательных температурах наружного воздуха система отопления при работе котла на твердом топливе совместно с системой вентиляции должна обеспечивать температуру воздуха в вагоне на уровне +22 +/- 2 град. С, в туалетах не ниже +16 град. С. В вагонах с принудительной вентиляцией и с установками кондиционирования воздуха вентиляция должна работать непрерывно в автоматическом режиме в зависимости от температуры воздуха в вагоне. При работающей вентиляции дефлекторы в пассажирской части вагона и в туалетах должны быть открыты. При ручном включении (аварийный режим) вентиляция включается периодически в соответствии с правилами эксплуатации установки. 5.1.79. В вагоне должна быть обеспечена исправная работа осветительных приборов. 5.1.80. При осуществлении контроля выполнения санитарных правил содержания пассажирских составов в пути следования представителями органов госсанэпиднадзора о всех выявленных нарушениях делается запись в рейсовом журнале. 5.2. Вагоны-рестораны и купе-буфеты Требования к устройству, общему оборудованию вагонов-ресторанов и купе-буфетов 5.2.1. В набор помещений вагона-ресторана должны входить: кухонное отделение, моечная столовой посуды, сервизная, буфетное отделение, кладовые для хранения продуктов, обеденный зал, туалетные помещения для персонала (с душевой установкой) и пассажиров. Набор помещений купе-буфета: кухонное отделение (используются только полуфабрикаты и быстрозамороженные кулинарные изделия высокой степени готовности), моечная столовой посуды, сервизная, кладовые для хранения продуктов, барная стойка. Обязательно соблюдение поточности при приготовлении продукции. 5.2.2. Кухня вагона-ресторана или купе-буфета, работающего на сырой продукции и/или полуфабрикатах, должна иметь следующее технологическое оборудование: плиту с духовым шкафом, тепловой шкаф для подогрева готовых блюд, печь СВЧ или конвекционную печь (укомплектованную термопарами), холодильные шкафы, производственные столы для сырых и готовых продуктов, стол для сервирования (у стен между кухней и сервизной), мойку 2-гнездную для мытья кухонной посуды, мойку для продуктов, шкаф для оттаивания замороженных продуктов (при отсутствии конвекционных печей), шкаф для приправ, шкаф сушильный и шкаф для хранения посуды и кухонного инвентаря, мусоросборник для пищевых отходов с крышкой и полиэтиленовыми вкладышами, настенные вентиляторы над производственными столами, сигнальное устройство для вызова официантов из обеденного зала. При использовании готовой продукции глубокой заморозки дополнительно предусматривается низкотемпературный холодильник. 5.2.3. Кухонная плита оборудуется по периметру бортиком высотой 15 - 20 мм и воздушной завесой с вытяжным зонтом. Производственные столы для обработки сырых и вареных продуктов изготавливаются с покрытиями без швов с закругленными краями, из материалов, разрешенных к применению органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Гнезда моечных ванн для мытья кухонной посуды должны иметь подводку холодной и горячей воды к каждому гнезду ванны через гибкие шланги с душирующими насадками, пробки с цепочками для закрытия сливных отверстий. Сточные трубы оборудуются обогревом против замерзания. Для бесперебойного обеспечения вагона-ресторана горячей водой устанавливается автономный водонагреватель (температура подаваемой воды должна быть не ниже +80 град. С). 5.2.4. Технологическое оборудование, механизмы для обработки продуктов должны устанавливаться на кухне так, чтобы был обеспечен свободный доступ к ним персонала. На кухне предусматривается специально оборудованное место для кратковременного хранения и обработки овощей, картофеля. 5.2.5. Моечная столовой посуды должна размещаться в смежном с кухней помещении, имеющем непосредственную связь с кухней. В моечном помещении должен быть установлен стол для приема использованной столовой посуды, мойка 5-гнездная с подводкой холодной и горячей воды к каждому гнезду ванны через гибкие шланги с душирующими насадками, места для просушки и хранения чистой посуды, мусоросборник для пищевых отходов. 2 гнезда 5-гнездной мойки выделяются для мытья стеклянной посуды (стаканов, фужеров и т.д.). 5.2.6. Сервизная должна обеспечивать удобную связь кухни со столовым залом и буфетом и иметь стол для приема готовых блюд, шкаф для хранения чистых приборов, стаканов и т.п., хлеборезку. 5.2.7. Буфетное отделение для розничной продажи оборудуется столом, холодильником, полками, витриной, шкафами. 5.2.8. Кладовые помещения размещаются в участках вагона-ресторана, удобных для загрузки продуктов и не затрудняющих их очистку и дезинфекцию. В кладовых помещениях выделяются места для хранения овощей, картофеля, фруктов и, отдельно, для хранения сухих продуктов; устанавливаются холодильные шкафы для сырых и готовых продуктов. 5.2.9. Обязательно наличие шкафов для хранения спецодежды работников вагона-ресторана. 5.2.10. Обеденный зал оборудуется откидными столами на четырех человек, расположенными под окнами. Облицовка столов производится из материалов, устойчивых при уборке моющими и дезинфицирующими растворами при температуре до +80 град. С. Столы по периметру должны быть окантованы бортиком высотой 30 мм; устройство откидных столов должно обеспечивать удобство уборки и мытья полов в салоне. У каждого стола у подоконника оборудуются гнезда-держатели для бутылок. 5.2.11. Ширина прохода в салоне между рядами столов должна обеспечивать проход официанта с сервировочной тележкой. 5.2.12. В обеденном зале устанавливаются стулья с полумягкими спинками и сиденьями. Обивочный материал стульев должен позволять производить влажную уборку и дезобработку. В купе-буфете рекомендуется установка столов на высоте, удобной для приема пищи стоя. 5.2.13. В обеденном зале вагона-ресторана могут располагаться двойные сиденья с ящиками, предназначенными для хранения имущества. 5.2.14. В обеденном зале могут монтироваться крючки для головных уборов, дамских сумочек и легкой одежды; боковые стены оборудуются точками для радиотрансляции и для вызова официанта. Требования к водоснабжению, канализации, системе сбора мусора, вентиляции, отоплению и освещению 5.2.15. Вагоны-рестораны и купе-буфеты должны быть обеспечены запасом воды в течение всего рейса. Заправка их водой должна производиться только от водозаправочных колонок. Вода, заливаемая в емкости, должна отвечать требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды согласно действующим нормативам с проведением систематического контроля органами госсанэпиднадзора. 5.2.16. Водозаправочные емкости следует промывать и дезинфицировать в пунктах формирования в соответствии с технологическими графиками. При отсутствии холодной или горячей воды работа вагона-ресторана или купе-буфета запрещается. Запрещается спуск сточной воды из моечных и производственных ванн в пунктах формирования (оборота), отстоя, на всех остановочных пунктах и в пределах санитарных зон. Систематический контроль за техническим состоянием систем водоснабжения и канализации в вагонах-ресторанах и купе-буфетах возлагается на эксплуатирующую организацию. 5.2.17. Конструкцией вагона-ресторана должны быть предусмотрены раздельные туалетные комнаты для использования только персоналом и для посетителей вагона-ресторана. Места их размещения согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на стадии проектирования новых вагонов-ресторанов или при их модернизации. Туалетные помещения по возможности оснащаются замкнутыми системами сбора канализационных стоков, раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды и устройством смесителей (желательно бесконтактного пользования), зеркалом с полкой для туалетных принадлежностей, крюками для полотенца и одежды, емкостью для хранения моющих и дезинфицирующих средств. Раковины устанавливаются на высоте 800 мм от пола. Обязательно наличие туалетной бумаги, жидкого мыла (в дозаторе), электрополотенца или бумажных рулонных полотенец, коробки для использованных полотенец. Для работников вагона-ресторана оборудуется душевая кабина. Уборка туалетных помещений должна производиться не реже 4-х раз в день и по мере загрязнения с обязательным мытьем полов. При уборке должны применяться разрешенные моющие и дезинфицирующие средства. Запрещается хранить в них тару и другие посторонние предметы. 5.2.18. Производственные пищевые отходы и бытовой мусор должны собираться раздельно в специальные емкости и по мере накопления освобождаться на стоянках, предусмотренных технологической схемой движения поезда. Все мусоросборники должны быть оснащены крышками и иметь полиэтиленовые вкладыши. Ежедневно в конце рабочего дня мусоросборники вагона-ресторана промываются горячей водой с добавлением моющих средств и последующей дезинфекцией. 5.2.19. Вагоны-рестораны и купе-буфеты должны быть оборудованы механической приточно-вытяжной вентиляцией и кондиционером. Система вентиляции должна обеспечивать равномерное распределение воздуха по помещениям и предотвращать поступление воздуха из производственных помещений в столовые залы. Система вентиляции должна работать непрерывно от пункта отправления до станции назначения. Механическая приточная вентиляция должна обеспечивать подачу наружного воздуха летом не менее 25 куб. м/час и зимой не менее 20 куб. м/час на каждое место. Концентрация двуокиси углерода (СО-2) в обеденном зале не должна превышать 0,1%. Скорость движения воздуха в зоне пребывания пассажиров не должна превышать 0,2 м/сек. зимой и 0,25 м/сек. летом при работе кондиционера. При вентиляции вагонов-ресторанов и купе-буфетов необходимо предусмотреть подачу наружного воздуха для удаления избытков тепла и влаги из кухни и моечной столовой посуды, а также организации воздушной завесы у плит. Подаваемый в вагон воздух должен быть очищен с помощью фильтров. Запыленность подаваемого воздуха после его очистки не должна быть выше 0,5 мг/м3. Температура подаваемого в салон вагона-ресторана воздуха при его подогреве должна быть не ниже +18 град. С и не более +26 град. С, а при охлаждении - не ниже +16 град. С. Вентиляционные камеры должны быть тщательно изолированы, особенно от котельных отделений и от кухни, для предотвращения подсоса воздуха из этих помещений. Места, где имеются источники непосредственного загрязнения воздуха (газ, пыль, запахи), а также места с повышенным тепловыделением, должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией. 5.2.20. Система отопления вагона должна поддерживать температуру воздуха в вагоне 22 +/- 2 град. С. Температура наружных ограждающих поверхностей в помещениях вагона не должна быть ниже температуры окружающего воздуха более чем на 3 град. С. Отопительные приборы должны иметь защитные кожухи. Температура на поверхности защитных кожухов не должна превышать +60 град. С. 5.2.21. Для искусственного освещения должны использоваться люминесцентные лампы. В вагоне-ресторане и купе-буфете должна быть обеспечена освещенность не менее: 200 лк на уровне столов в обеденном зале, 100 лк - у раздаточного окна в буфетном отделении, 50 лк - в посудомоечном отделении, 200 лк - на уровне моечных ванн, 300 лк - на поверхности производственных столов кухни, 50 лк - на уровне пола в коридорах и умывальной комнате, 30 лк - в тамбурах и на переходных площадках. В котельных отделениях освещенность на уровне контрольных приборов должна быть не менее 30 - 50 лк. Искусственное освещение должно обеспечивать нормируемую освещенность, не создавать отраженной блесткости и резких контрастов. Должно быть предусмотрено аварийное освещение для эвакуации людей с освещенностью на уровне пола не менее 1 лк. Требования к производственному инвентарю и содержанию 5.2.22. В вагоне-ресторане должна быть одна мясорубка для сырого мяса или универсальный привод со сменными механизмами. Использовать мясорубку для измельчения вареных продуктов запрещается. Мясорубку или сменные механизмы к универсальному приводу после работы необходимо разбирать, промывать, ошпаривать кипятком, просушивать и хранить в специально отведенном месте, защищенном от загрязнения. 5.2.23. Разделочные доски должны быть отдельными для обработки каждого вида продукта, изготавливаться из материалов, разрешенных к контакту с пищевыми продуктами, иметь гладкую, без щелей поверхность. Доски и ножи обязательно маркируются на боковой поверхности по назначению: "СМ" (сырое мясо), "СР" (сырая рыба), "ВМ" (вареное мясо), "ВР" (вареная рыба), "СО" (сырые овощи), "ВО" (вареные овощи), "МГ" (мясная гастрономия), "РГ" (рыбная гастрономия), "X" (хлеб), "С" (сельдь). Необходимо иметь одну резервную разделочную доску. Хранить доски навалом запрещается. Хранение следует проводить в положении "на ребре" в ячейках специально отведенного места. Количество ножей должно соответствовать количеству разделочных досок с одним резервным ножом, маркировка которых производится на рукоятке или лезвии ножа соответственно маркировке разделочных досок. Хранение разделочных досок и ножей должно производиться раздельно для сырой и готовой продукции. 5.2.24. Разрешается применение следующей кухонной посуды: из нержавеющей стали; чугунной (сковороды); из алюминия; железа нелуженого (противни); из оцинкованного железа (ведра, баки, посуда для переноса воды и сыпучих продуктов). Может использоваться столовая и чайная посуда: фаянсовая, фарфоровая, стеклянная, алюминиевая, из нержавеющей стали (миски, баранчики, ложки, вилки и ножи), а также из пластмасс, разрешенных к применению органами госсанэпиднадзора. Посуда не должна иметь отбитых краев и трещин. 5.2.25. Мытье столовой посуды производится в 3-гнездной ванне: два гнезда используются для мытья посуды; третье - для ополаскивания вымытой посуды горячей водой. Для мытья стеклянной посуды и приборов используется отдельная 2-гнездная ванна или одногнездная ванна с ополаскиванием горячей проточной водой. Кухонная посуда моется в 2-гнездной ванне на кухне. 5.2.26. Режим мытья столовой посуды: механическое удаление остатков пищи; мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны при температуре 50 град. С; мытье во второй секции ванны с моющими средствами (вдвое меньшей концентрации, чем в первой секции); ополаскивание в металлической сетке в третьей секции ванны горячей проточной водой, имеющей температуру не ниже 65 град. С; просушивание в опрокинутом положении на решетках-сушилках. 5.2.27. Стеклянная посуда моется в первой секции ванны при температуре воды 50 град. С с моющими средствами, ополаскивается горячей проточной водой и просушивается на металлических решетках. Разрешается вытирать стеклянную посуду чистым полотенцем (маркированным под протирку). 5.2.28. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи) моются с применением моющих средств, как и столовая посуда в первой секции ванны, и ополаскивается горячей водой с температурой не ниже 65 град. С. 5.2.29. Режим мытья кухонной посуды: механическая очистка от остатков пищи; мытье щетками в воде с температурой не ниже +40 град. С с добавлением разрешенных моющих средств; ополаскивание горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. С; просушивание в опрокинутом положении на решетках-сушилках. 5.2.30. Подносы после каждого использования протирают чистой ветошью. По окончании работы подносы промывают в ванне для столовой посуды горячей водой с добавлением моющих средств, ополаскивают чистой водой и насухо протираются специально маркированными для этого салфетками. 5.2.31. Кассеты для столовых приборов и приборы для специй промываются по мере загрязнения, но не реже 1 раза в день. 5.2.32. Разделочный инвентарь (доски, лопатки, мешалки) после каждой технологической операции подвергают обработке: механической чистке, мытью горячей водой с моющими средствами, ополаскиванию горячей проточной водой, просушиванию на решетчатых металлических стеллажах. 5.2.33. Тара из-под полуфабрикатов моется в ванной на кухне только после окончания работы кухни и хранится в специально отведенном месте. 5.2.34. Мытье стен в вагоне-ресторане и купе-буфете производится в пунктах формирования (оборота) с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств. Во время рейса все помещения вагона-ресторана и купе-буфета должны содержаться в чистоте, грязная посуда со столов убирается немедленно. Текущая уборка помещений (подметание, мытье полов) проводится по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в день. 5.2.35. Уборочный инвентарь (тазы, ведра, щетки и т.п.) должны маркироваться для обработки столов, стен, холодильников, закрепляться за помещениями и храниться раздельно в выделенных местах (возможно в промаркированных рундуках обеденного зала). 5.2.36. Вагон-ресторан и купе-буфет должен быть обеспечен достаточным количеством мыла, столового белья, комплектов санитарной одежды в соответствии с утвержденными порейсовыми нормами материально-технического оснащения, согласованными с органами госсанэпиднадзора. 5.2.37. Доставляемая санитарная одежда и столовое белье должны быть упакованы в полиэтиленовую пленку и храниться в промаркированном рундуке. 5.2.38. Каждый вагон-ресторан и купе-буфет должен быть снабжен медицинской аптечкой, в перечне которой должны быть предусмотрены напалечники. Ответственность за пополнение аптечки медикаментами возлагается на директора вагона-ресторана (купе-буфета). 5.2.39. В помещениях вагона-ресторана и купе-буфета запрещается хранить продовольственные и другие товары без соответствующих документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность. 5.2.40. Запрещается вход посторонним лицам в производственные помещения и моечное отделение. Не разрешается посетителям входить в обеденный зал в верхней одежде. Требования к приему и хранению пищевых продуктов 5.2.41. Количество скоропортящихся продуктов, принимаемых в вагон-ресторан (купе-буфет), определяется сроком их годности и расчетной вместимостью холодильных емкостей. 5.2.42. Каждая партия пищевых продуктов принимается в рейс при наличии сопроводительной документации, подтверждающей ее качество и безопасность для здоровья (сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверение качества). На маркировке обязательно наличие информации об условиях хранения и дате изготовления. Качество пищевых продуктов, поступающих в вагоны-рестораны и купе-буфеты (как и на базы снабжения) проверяется директором вагона-ресторана (заведующим производством, шеф-поваром), кладовщиком. Приемка продукции начинается с проверки сопроводительной документации. Далее сопроводительные документы хранятся упорядоченно в папках по группам товаров (безалкогольные, гастрономические и т.д.). Некачественные и опасные пищевые продукты подлежат снятию с реализации и изоляции от доброкачественных продуктов, соответствующей экспертизе в целях определения возможности их утилизации или уничтожения. 5.2.43. Мясо всех видов сельскохозяйственных животных принимается только при наличии ветеринарного клейма и документов, свидетельствующих об осмотре и заключении представителями ветеринарного надзора. Запрещается принимать: мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства; непотрошеную птицу; яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезу, утиные и гусиные яйца; консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток; крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями; овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили; грибы несъедобные, некультивируемые съедобные, червивые, мятые; пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности; продукцию домашнего изготовления; хлеб и хлебобулочные изделия без индивидуальной упаковки. Запрещается взвешивание пищевых продуктов без упаковки. 5.2.44. Продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные; рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты. Хранение особо скоропортящихся готовых продуктов и полуфабрикатов должно производиться в специально предназначенных (для сырых и готовых продуктов) холодильных емкостях с соблюдением необходимого температурного режима и правил товарного соседства. Хлеб и сыпучие продукты хранятся в пристенных шкафах. Сырое яйцо следует хранить в холодильных емкостях для сырых продуктов отдельно от молочных и гастрономических продуктов. 5.2.45. Запрещается совместное хранение сырых продуктов или полуфабрикатов с готовыми изделиями, а также испорченных или подозрительных по качеству продуктов совместно с доброкачественными. 5.2.46. Масло сливочное хранится в таре или брусками, завернутыми в пергамент. Молоко и молочные продукты необходимо получать в мелкой расфасовке (по 0,5 л и менее) в количестве, необходимом для рейсовой нормы, и хранить в соответствии с установленными сроками реализации и температурой. Запрещается: принимать в вагоны-рестораны и купе-буфеты фляжное молоко; изготовлять молочнокислые продукты. 5.2.47. Запрещается хранение и реализация молочных продуктов при отсутствии источника холода. При отсутствии источника холода допускается приготовление блюд из нескоропортящихся продуктов (крупы, макаронные изделия, концентраты, сгущенное молоко и др.) с последующей немедленной их реализацией. 5.2.48. Хлеб хранится на полках в шкафах, при этом расположение нижней полки от пола должно составлять не менее 35 см, дверцы шкафа для хлеба должны иметь отверстия для вентиляции. Уборка шкафов должна проводиться ежедневно, кроме того, 1 раз в неделю они должны протираться 1% раствором столового уксуса. Правила приема, хранения и реализации полуфабрикатов 5.2.49. Полученные полуфабрикаты должны иметь сопроводительную документацию (сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверение качества с оригиналом печати) с указанием: времени изготовления каждого вида полуфабриката - число и час; даты и часа отпуска полуфабриката; режима хранения и предельного срока годности полуфабриката в вагоне-ресторане (число, час); фамилии лиц, ответственных за качество изготовления и транспортировку полуфабрикатов. 5.2.50. Полуфабрикаты хранятся и реализуются в соответствии с санитарными правилами, регламентирующими условия, сроки годности особо скоропортящихся продуктов, и информацией в сопроводительной документации. 5.2.51. Целесообразно использование полуфабрикатов высокой степени готовности. 5.2.52. Запрещается реализация быстрозамороженных продуктов и полуфабрикатов по истечении срока их годности. Требования к кулинарной обработке пищевых продуктов и реализации готовых блюд 5.2.53. Ассортимент блюд меню вагона-ресторана (купе-буфета) и реализуемой продукции обязательно согласовываются с органами госсанэпиднадзора железнодорожного транспорта. 5.2.54. Пища должна готовиться небольшими партиями, раздача горячей пищи производится непосредственно с плиты. Запрещается смешивание свежеприготовленной пищи с остатками от предыдущего дня и пищей, приготовленной в более ранние сроки того же дня. 5.2.55. Кулинарная обработка пищевых продуктов производится в соответствии с требованиями действующих санитарных правил для предприятий общественного питания. Технологическая обработка сырых и готовых продуктов производится на разделочных досках в строгом соответствии с их маркировкой. Оттаивание замороженного мяса должно производиться на столе в кухне в нерабочее время (ночью). Отварное мясо и птица - порционные для готовых блюд и хранящиеся в холодильнике (не более 12 часов) перед отпуском подвергаются повторному кипячению в течение 20 минут и находятся в кипящем бульоне на плите или мармите в течение всего периода раздачи блюд (2 - 3 часа). 5.2.56. Овощи, фрукты, ягоды для использования в свежем натуральном виде должны промываться проточной питьевой водой. Очищенные овощи и зелень тщательно промываются холодной питьевой водой. Очищенный картофель, во избежание потемнения, до термической обработки хранится в клубнях в холодной питьевой воде. 5.2.57. Блюда из рыб частиковых пород разрешается готовить из рыбных полуфабрикатов или рыбного филе. 5.2.58. Пища должна быть приготовлена не ранее чем за один час до раздачи. Срок реализации готовой пищи - не более трех часов. Температура первых блюд должна быть не ниже +75 град. С, а вторых блюд - не ниже +65 град. С, холодных блюд +7 - +14 град. С. Холодные закуски разрешается хранить в холодильнике не более 4 часов с момента их изготовления, бутерброды - 2 часа. 5.2.59. Готовая пища пассажирам в купе доставляется в судках-контейнерах, предварительно вымытых и ошпаренных кипятком; хлеб, столовые приборы - в полиэтиленовых пакетах. 5.2.60. Не разрешается приготовление студней, заливных, паштетов, макарон с мясным фаршем, блинов с мясом, творогом, кремовых кондитерских изделий. Не допускается реализация блюд из субпродуктов I и II категории и ливерных колбас (разрешается использовать только язык). 5.2.61. Качество готовых блюд должно перед раздачей проверяться поваром, а также бракеражной комиссией с записью в бракеражном журнале. Мероприятия по дезинсекции и дератизации 5.2.62. В вагонах-ресторанах и купе-буфетах не допускается наличие бытовых насекомых и грызунов. Пищевые продукты для защиты от мух хранятся в закрытой таре, буфетах и шкафах. 5.2.63. Дезинсекция и дератизация в помещениях вагона-ресторана должна проводиться после каждого рейса, а также по заявкам директора вагона-ресторана (в пунктах формирования и оборота). Перед обработкой помещений инсектицидами пищевые продукты, посуда, инвентарь выносятся из помещений. Дезинсекция проводится после окончания работы вагона-ресторана. Обработке подлежат только стены, потолки и оконные рамы. Запрещается обработка полов и оборудования (шкафов, столов, разделочных досок и т.п.). После дезинсекции необходимо до начала работы вагона-ресторана произвести тщательную уборку. 5.2.63. Запрещается эксплуатация вагона-ресторана и купе-буфета при наличии бытовых насекомых и грызунов до проведения мероприятий по дезинсекции и дератизации. Медицинские осмотры, профилактические обследования и личная гигиена персонала 5.2.64. К работе в вагоне-ресторане и купе-буфете допускаются лица, сдавшие зачет по курсу санитарно-гигиенической подготовки, сделавшие прививки против инфекционных заболеваний, прошедшие необходимые медицинские обследования и имеющие личную медицинскую книжку установленного образца. 5.2.65. Не допускаются или временно отстраняются от работы лица, страдающие заболеваниями (по списку), бактерионосители или имеющие контакт с больными инфекционными заболеваниями (по списку). Временно отстраняются от работы с готовыми продуктами лица с диагнозом "ангина", а также имеющие гнойничковые заболевания кожи, нагноившиеся ожоги или порезы. Выявление таких лиц производится при проверке рук и носоглотки персонала медицинским работником или директором вагона-ресторана (купе-буфета) с регистрацией результатов осмотра в специальном журнале. Не отстраняются от работы лица, находившиеся в контакте с больными (бактерионосителями) дизентерией и прочими острыми кишечными заболеваниями по месту жительства или работы; за ними устанавливается медицинское наблюдение по месту работы и проводится однократное бактериологическое обследование. Не отстраняются от работы лица, подвергающиеся дегельминтизации, за исключением страдающих энтеробиозом и гименолепидозом. Лица, уклоняющиеся от дегельминтизации, от работы отстраняются. 5.2.66. Личные медицинские книжки работников вагона-ресторана (купе-буфета) хранятся у директора вагона-ресторана (купе-буфета), выдаются работникам на руки для прохождения медицинских осмотров и предъявляются по первому требованию должностным лицам госсанэпиднадзора. 5.2.67. Работники вагона-ресторана (купе-буфета) обязаны: соблюдать чистоту рук, лица, тела, одежды, коротко стричь ногти; носить только чистую спецодежду, меняя ее по мере загрязнения (не реже 1 раза в 2 дня), не пользоваться булавками для закалывания спецодежды, не хранить в карманах халатов и курток булавки, зеркала, деньги, сигареты и др. предметы личного пользования; после посещения туалета мыть руки с мылом; после проведения уборки обрабатывать руки кожными антисептиками; не курить и не принимать пищу в моечном отделении и на кухне; не стирать и не сушить в вагоне-ресторане спецодежду и полотенца и т.п. Ответственность администрации 5.2.68. Директор вагона-ресторана (купе-буфета) несет ответственность за: общее санитарное состояние вагона-ресторана (купе-буфета) и соблюдение в нем санитарно-противоэпидемического режима; допуск к работе лиц, не прошедших медицинское обследование и гигиеническую подготовку; организацию мероприятий, необходимых для выполнения работниками правил личной гигиены; правильность эксплуатации систем водоснабжения, канализации, отопления, освещения, вентиляции, холодильного и другого технологического оборудования. 5.2.69. Директор вагона-ресторана (купе-буфета) и заведующий производством несут ответственность за: нарушение санитарных норм и правил при приемке продуктов питания и допуск для питания населения недоброкачественных продуктов, не отвечающих существующим требованиям; надлежащее содержание производственных помещений, соблюдение правил проверки качества принимаемых продуктов и правильное хранение пищевых продуктов. 5.2.70. Директор вагона-ресторана (купе-буфета), заведующий производством, повар вагона-ресторана несут ответственность за: качество принятых на производство пищевых продуктов; соблюдение инструкций по технологической обработке сырья и полуфабрикатов; качество готовой продукции и соблюдение санитарных требований в процессе технологической обработки пищевых продуктов (в соответствии с настоящими правилами). 5.2.71. Ответственность за техническое состояние и исправность систем водоснабжения, канализации, отопления, освещения, холодильного и другого технологического оборудования возлагается на администрацию организации, эксплуатирующую вагон-ресторан. 5.2.72. Ответственность за выполнение правил личной гигиены, за состояние рабочего места, за выполнение технологических и санитарных требований на своем участке работы несет каждый работник вагона-ресторана (купе-буфета). 5.2.73. Администрация предприятия общественного питания по месту приписки вагона-ресторана (купе-буфета) обязана обеспечить: каждого работника санитарной одеждой в соответствии с действующими нормами; регулярную стирку и ремонт спецодежды; наличие достаточного количества уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, кожных антисептиков, мыла и полотенец для работников вагона-ресторана (купе-буфета); проведение профилактических дезинфекционно-дезинсекционных и истребительных дезинфекционно-дератизационных мероприятий. VI. Санитарно-гигиенические требования и нормативы для мотор-вагонного подвижного состава 6.1. Термины и определения 6.1.1. Мотор-вагонный подвижной состав (МВПС) - это моторные и прицепные вагоны, из которых формируются мотор-вагонные поезда (электропоезда, дизель-поезда и автомотрисы (рельсовые автобусы)), предназначенные для перевозки пассажиров. 6.1.2. Мотор-вагонные поезда используются для перевозки пассажиров в городском, пригородном и местном сообщениях. Городское сообщение - перевозка пассажиров на расстояние до 60 км в транспортных системах крупных городов. Пригородное сообщение - перевозка пассажиров на расстояние до 150 км на участках со средней длиной перегона 3 - 6 км. Местное сообщение - перевозка пассажиров между городами на расстояние до 700 км с остановками только на крупных станциях. 6.2. Требования к физическим и химическим факторам среды кабин и салонов вагонов МВПС 6.2.1. Настоящие нормы и требования устанавливают предельно допустимые уровни (ПДУ) физических факторов и предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных химических веществ, регламентация которых обеспечивает безопасные условия труда обслуживающего персонала и проезда пассажиров. 6.2.2. Санитарные нормы устанавливаются для параметров микроклимата, освещенности, шума, общей вибрации, инфразвука, состояния воздушной среды, электромагнитных полей в помещениях МВПС. 6.2.3. Оценка мотор-вагонного подвижного состава производится путем сопоставления полученных в результате испытаний данных с приведенными санитарными нормами. 6.2.4. Параметры микроклимата и систем его обеспечения в кабинах управления мотор-вагонного подвижного состава указаны в приложении N 10. 6.2.5. Параметры микроклимата и систем его обеспечения в салонах мотор-вагонного подвижного состава указаны в приложении N 11. 6.2.6. Характеристики теплоизоляционных свойств ограждений помещений мотор-вагонного подвижного состава указаны в приложении N 12. 6.2.7. Требования к системам подогрева и охлаждения помещений мотор-вагонного подвижного состава: эффективность систем подогрева и охлаждения помещений мотор-вагонного подвижного состава указаны в приложениях N 13 и 14. 6.2.8. Количество наружного воздуха, подаваемого в помещение мотор-вагонного подвижного состава на 1 человека, м3/ч, при наружной температуре от минус 5 град. С до плюс 26 град. С должно составлять для кабины управления 30 +/- 6 м3/ч, для салонов - 20 +/- 4 м3/ч. 6.2.9. Системы подогрева и охлаждения помещений должны иметь ручное (ступенчатое и плавное) и автоматическое управление температурой воздуха. 6.2.10. Температура поверхностей нагревательных приборов или их ограждений в помещениях мотор-вагонного подвижного состава должна быть не более 55 град. С. 6.2.11. Температура нагреваемых поверхностей (подлокотники, панели) в помещениях мотор-вагонного подвижного состава должна быть не более 45 град. С. 6.2.12. Температура нагретого воздуха, подаваемого в зону размещения ног обслуживающего персонала и пассажиров, должна быть не более 35 град. С. 6.2.13. Освещение в помещениях мотор-вагонного подвижного состава и уровни искусственной освещенности в помещениях мотор-вагонного подвижного состава должны соответствовать требованиям отраслевых норм естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта. 6.2.14. Предельно допустимые уровни звука и звукового давления в помещениях мотор-вагонного подвижного состава указаны в приложении N 15. 6.2.15. Предельно допустимые значения виброускорений в кабинах мотор-вагонного подвижного состава указаны в приложении N 16. 6.2.16. Предельно допустимые значения виброускорений в салонах мотор-вагонного подвижного состава указаны в приложении N 17. 6.2.17. Предельно допустимые уровни инфразвука в помещениях мотор-вагонного подвижного состава (кабины и салоны) должны составлять: при частоте октавной полосы 2 и 4 герц - 102 дБ; при частоте октавной полосы 8 и 16 герц - 99 дБ. 6.3. Требования к воздушной среде помещений МВПС 6.3.1. Оценка состояния воздушной среды помещений ведется по содержанию в воздухе продуктов неполного сгорания дизельного топлива (для МВПС с дизельной установкой) и продуктов деструкции полимерных материалов в нормальных условиях. 6.3.2. При оценке уровня загрязнения воздушной среды продуктами неполного сгорания дизельного топлива контроль ведется по содержанию оксида углерода, диоксида азота и диоксида серы. 6.3.3. Состояние воздушной среды в кабинах и салонах МВПС должно соответствовать гигиеническим требованиям. 6.3.4. При оценке уровней загрязнения воздушной среды помещений отношение фактических концентраций обнаруженных вредных веществ к их ПДК не должно превышать 1: С1/ПДК1 + ... + Сn/ПДКn <= 1, где С1../n - фактическая концентрация. 6.3.5. Все примененные в конструкции и отделке помещений МВПС неметаллические материалы должны соответствовать требованиям токсикологической безопасности и иметь санитарно-эпидемиологические заключения и пожарные сертификаты. 6.3.6. Подпор воздуха (избыточное давление) в кабине управления мотор-вагонного подвижного состава должен составлять не менее 30 (3) Па (мм вод.ст.). 6.4. Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений в помещениях МВПС 6.4.1. Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений на рабочих местах в МВПС указаны в приложении 18. Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений на рабочих местах в МВПС радиочастотного диапазона (30 кГц - 300 ГГц) должны соответствовать требованиям санитарных правил и норм для электромагнитных полей в производственных условиях. 6.4.2. Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений в салонах МВПС указаны в приложении 19. 6.5. Требования к кабине МВПС и ее оборудованию 6.5.1. Кабины машинистов МВПС отделяют служебным тамбуром от служебного помещения. В тамбуре допускается размещение вспомогательного оборудования, а также приборов контроля его работы при условии обеспечения свободного прохода шириной не менее 500 мм в кабину машиниста. 6.5.2. Исполнение МВПС должно обеспечивать нормальные условия труда, предусмотренные настоящими правилами. 6.5.3. Проем наружных дверей служебного тамбура должен быть не менее: по высоте - 1680 мм; по ширине - 530 мм. Двери должны открываться вовнутрь вагона и иметь устройства, фиксирующие их в открытом положении. На дверях должны быть форточки, открывающиеся вовнутрь вагона. 6.5.4 Высота проема дверей в кабину машиниста - не менее 1750 мм, ширина - не менее 530 мм. Двери шкафов с электрооборудованием, расположенных в тамбуре, должны быть с замками. 6.6. Требования к конструкции и планировке пассажирских салонов вагонов МВПС 6.6.1. Конструкция и планировка вагонов МВПС для городского, пригородного и местного сообщения должны обеспечивать максимальные удобства и безопасность для пассажиров и обслуживающего персонала. 6.6.2. Рекомендуемые внутренние габариты вагонов с учетом антропометрических характеристик мужского и женского населения России: внутренняя ширина салона - 3300 мм; высота салона от уровня пола - не менее 2300 мм; удаление боковых стенок салона от оси симметрии вагона - 1650 мм; высота установки пола вагона от уровня головки рельса - 1400 мм; толщина пола салона - не менее 80 мм. 6.6.3. При проектировании вагонов следует предусматривать модульную конструкцию, обеспечивающую в любом вагоне для пассажиров различные виды транспортных услуг: общий салон с размещением мест для сидения рядами и группами сидений (или отдельными сиденьями); общий салон с сиденьями, расположенными напротив друг друга. 6.6.4. Количество мест для сидения в салоне вагона МВПС устанавливается, исходя из обеспечения необходимого шага между креслами - 800 мм между спинками кресел при многорядной (друг за другом) посадке и 1800 мм - 1600 мм между спинками кресел, расположенными напротив друг друга. В салонах вагонов с повышенной комфортностью (в том числе с местами для инвалидов на колясках) может устанавливаться больший шаг до 1200 мм между местами для сидения. 6.6.5. Планировка вагонов должна предусматривать: пассажирские помещения; помещения (зоны) для размещения ручного багажа и верхней одежды; багажные полки; 1 багажное отделение в любом головном вагоне для крупногабаритных вещей пассажиров; два входных тамбура; купе начальника поезда; купе проводника. 6.6.6. В вагоне должны предусматриваться санитарно-гигиенические помещения в соответствии с утвержденными типажом и классностью вагонов мотор-вагонного подвижного состава. 6.6.7. Все типы вагонов МВПС должны иметь с каждой боковой стороны по 2 наружные входные двери типа раздвижных или "плаг-дверей" (в том числе одной аварийной). Двери должны иметь надежную герметизацию, теплозвукоизоляцию и качественное уплотнение, а также удобные и безопасные устройства "открывания-закрывания". Блокировка (разблокировка) наружных входных дверей должна осуществляться из кабины машиниста. Наружные раздвижные двери должны иметь приспособление для их запирания при отстое. Штатное "открывание и закрывание" наружных входных дверей должно производиться с пульта управления кабины машиниста. 6.6.8. При "открывании и закрывании" дверей должна быть обеспечена безопасность посадки и высадки пассажиров. Наружные входные двери должны иметь сигнализацию блокировки положения дверей (открыты-закрыты). 6.6.9. Конструкция вагонов МВПС должна предусматривать подножки и поручни для обеспечения входа и выхода пассажиров и персонала с низких и высоких платформ. Конструкция головного вагона МВПС должна предусматривать подножки и поручни, позволяющие проводить протирку персоналом лобовых стекол кабины и прожектора. Нижние подножки всех назначений должны в крайнем нижнем положении вписываться в габариты подвижного состава. Шаг ступенек для пассажиров должен быть по высоте не более 280 мм, для локомотивных бригад - не более 285 мм. Ширина ступенек для пассажиров - не менее 1000 мм, для локомотивных бригад - не менее 400 мм. Глубина ступенек для пассажиров - не менее 180 мм, для локомотивных бригад - не менее 160 мм. Поверхность площадок и подножек должна препятствовать скольжению. Ступеньки для локомотивных бригад должны быть с отбортовкой. Диаметр поручня у входных дверей для пассажиров и обслуживающего персонала должен быть 23 - 28 мм. Зазор между поручнем и кузовом должен быть не менее 50 мм. Начало рабочего участка поручня должно быть расположено не выше 1550 мм. Угол марша лестницы - 56 - 70 градусов. 6.6.10. Ширина проема наружных входных дверей в свету должна быть не менее 1250 мм, а высота - не менее 1895 мм. 6.6.11. Для сквозного прохода по составу МВПС должны быть предусмотрены по 2 торцевые двери в каждом вагоне. Ширина торцевой двери должна быть не менее 600 мм, а высота - не менее 1800 мм. 6.6.12. Проходные двери из тамбуров в салоны и в коридорах должны быть раздвижными, из прозрачного ударопрочного материала или с большой поверхностью остекления, свободно закрываться под действием собственного веса и иметь возможность фиксации их в открытом положении. В перспективе двери должны снабжаться электрическим (пневматическим) приводом, управляющим открытием (закрытием) при приближении (удалении) пассажира от бесконтактного сенсорного датчика, либо от легкого прикосновения руки. В случае выхода из строя электропривода (пневмопривода) открытие дверей должно осуществляться вручную, а закрытие - возвратным механизмом. 6.6.13. Ширина проходных дверей внутренних коридоров в свету должна быть не менее 1070 мм, высота - не менее 1895 мм, а ширина в свету дверей служебных купе, санузлов и других помещений - не менее 570 мм, высота - не менее 1895 мм. 6.6.14. В вагоне МВПС должны применяться облицовочные, декоративные и другие материалы, исключающие накопление грязи и позволяющие легко производить уборку и гигиеническую обработку. Конструкция внутренних помещений вагонов МВПС должна обеспечивать плавные угловые соединения поверхностей, исключающие опасность травмирования, а также скопление грязи и обеспечивающие удобство уборки. 6.6.15. Лобовые стекла головного вагона и боковое остекление должны быть безопасными, ударопрочными и соответствовать нормативным требованиям. 6.6.16. Высоту нижней кромки бокового окна от пола следует устанавливать 875 - 900 мм, а высоту верхней кромки бокового окна от пола - 1615 - 1755 мм. 6.6.17. Окна салона должны быть с двойными стеклами. Для остекления рекомендуется применять стеклопакеты с внутренним теплоизоляционным стеклом. Светопроникновение стекол в видимой области должно быть 60 - 70%. 6.6.18. Окна должны иметь уплотнения, препятствующие проникновению пыли и влаги внутрь вагона. В нижней части окна должно быть предусмотрено дренажное устройство для удаления влаги. 6.6.19. На окнах вагонов должны быть установлены регулируемые по высоте солнцезащитные экраны с фиксацией их в любом заданном положении. 6.6.20. Шаг окон вагона должен совпадать с шагом кресел, ширина окна - 1150 - 1200 мм, ширина межоконной стенки - не менее 500 мм. Расположение рядов кресел должно исключать положения, при которых пассажир оказывается в простенке между окнами. Конструкция окон должна предусматривать возможность их открывания в верхней части на 1/3 высоты. 6.6.21. Межвагонные соединения должны обеспечивать сочленение вагонов в единую динамическую систему поезда при всех режимах эксплуатации и возможность перестыковки прицепных вагонов в любой последовательности. 6.6.22. Пространство между вагонами по контуру кузова должно быть перекрыто гибким кожухом, обеспечивающим сохранение аэродинамических характеристик МВПС при движении на кривых участках пути с радиусами более 1500 м и допускающим прохождение сцепленных вагонов поезда по кривым меньшего радиуса, вплоть до кривой радиусом 150 м. 6.6.23. Конструкция межвагонного перехода должна обеспечивать: надежную герметизацию, тепло- и звукоизоляцию перехода, предотвращающую возможность резких перепадов температуры и давлений воздуха; практическую неизменяемость внутренних размеров поперечного сечения перехода при прохождении поездом различных кривых; номинальные размеры сечения межвагонного перехода (в свету): длина - не менее 900 мм; ширина проема - не менее 600 мм; высота проема - не менее 1800 мм; перепад давлений внутри переходного коридора и в смежном тамбуре вагона - не более 500 Па; безопасный и удобный проход для пассажиров, провоз сервисных тележек. Ручки на двери из тамбура в пассажирский салон должны быть закрытого контура. На остальных дверях допускаются ручки открытого контура с загнутым в сторону двери концом. 6.6.24. В вагонах должен быть предусмотрен вариант размещения мест для инвалидов и для проезда инвалидов с ограниченной подвижностью. Ширина прохода для проезда инвалидных колясок должна составлять не менее 800 мм. Вагоны должны иметь устройства для быстрого и надежного крепления инвалидных колясок, специальные санузлы большей площади, приспособленные для пользования инвалидами. Специальные санузлы должны иметь сдвижные двери шириной не менее 800 мм. 6.6.25. Состав сантехнического оборудования и нормы водопотребления для купе проводника, начальника поезда, туалетов и умывальных вагонов устанавливаются в соответствии с действующими нормативами на железнодорожном транспорте. 6.6.26. В пассажирских салонах должны устанавливаться мягкие кресла в соответствии с утвержденными типажом и классностью вагонов МВПС. Кресла должны быть закреплены неподвижно на полу. Обивка должна исключать отпотевание при длительном сидении, позволять легко производить чистку и гигиеническую обработку. 6.6.27. Кресла для пассажиров в салонах должны иметь соответственно нижеследующие параметры: глубина сиденья кресла - 430 - 450 мм; угол отклонения спинки назад от вертикальной плоскости, проходящей через центр тазобедренного сустава, для кресел в вагоне местного сообщения - 16 - 20 градусов и в вагоне пригородного сообщения - 10 - 12 градусов; угол физиологически оптимального наклона назад оси бедра от горизонтальной плоскости в вагоне местного сообщения - 6 градусов и в вагоне пригородного сообщения - 4 градуса; высота установки от пола передней кромки сиденья кресла в вагоне местного сообщения - 425 мм и в вагоне пригородного сообщения - 420 мм; расстояние между сиденьями при встречной посадке - не менее 500 мм; проекция одного ряда сидений в вагоне местного сообщения между его передним краем и задней спинкой при встречной посадке - не менее 550 мм и при многорядной - не менее 670 мм; в вагоне пригородного сообщения - не менее 535 мм; высота верхней кромки спинки сиденья от уровня пола без подголовника - 960 - 990 мм; с подголовником - 1150 - 1220 мм; ширина (+/- 2%) одного сиденья между подлокотниками: в вагоне местного сообщения - не менее 470 мм; в вагоне пригородного сообщения - не менее 440 мм; ширина сочлененного двухместного сиденья (+/- 2%) в вагоне местного сообщения - не менее 1060; в вагоне пригородного сообщения - не менее 860 мм; ширина сочлененного трехместного сиденья (+/- 2%) в вагоне местного сообщения - не менее 1550 мм, а в вагоне пригородного сообщения - 1290 - 1305 мм; подлокотники пассажирских кресел должны иметь следующие параметры: длина подлокотника - 350 мм; высота верхней кромки подлокотников от пола - 610 мм; высота установки подлокотников от уровня сиденья - 180 мм; ширина подлокотника кресла - соответственно 50 мм; угол наклона подлокотников кресла назад от горизонтальной плоскости - 5 +/- 1 град. 6.6.28. В конструкции кресла не должно быть острых выступающих углов. 6.6.29. Подголовники и подлокотники пассажирских кресел должны быть снабжены съемными гигиеническими чехлами. 6.6.30. В салоне, в зоне возможного перемещения людей на уровне головы, ног, туловища должны отсутствовать элементы конструкции и оборудования, которые могут травмировать пассажиров. 6.6.31. Размещение и крепление личного багажа должно быть выполнено с таким расчетом, чтобы не травмировать пассажиров при экстренном и экстренном аварийном торможении и аварийной эвакуации. Багажные полки должны размещаться на высоте 1800 - 1850 мм от пола и иметь ширину - 350 - 450 мм. 6.6.32. Аварийное открытие входных дверей должно осуществляться по штатной схеме с фиксацией в открытом положении. Должно быть предусмотрено ручное открытие дверей из тамбура вагона. 6.6.33. В каждом вагоне должны быть аварийные выходы с каждой стороны с использованием оконных проемов. 6.6.34. Открытие каждого аварийного выхода должно осуществляться одним человеком с применением вспомогательных приспособлений. 6.6.35. Должна быть предусмотрена сигнализация на пульте машиниста о закрытом (открытом) положении всех наружных дверей МВПС и их блокировка. 6.6.36. Купе проводника в вагоне местного сообщения должно быть оборудовано одноместным, мягким, эргономически удобным, с откидной спинкой креслом. В купе должно быть предусмотрено место для размещения верхней одежды, штатного инвентаря и личной ручной клади проводника. 6.7. Требования к технической эстетике вагонов МВПС 6.7.1. Конструкция вагонов должна отвечать основным требованиям по технической эстетике и эргономике. 6.7.2. Цветовое решение интерьера вагонов должно быть функционально выразительным. Цвета, применяемые для отделки поверхностей, должны гармонично сочетаться между собой и вызывать у пассажира хорошее настроение. 6.7.3. Применяемые в интерьере вагонов материалы по тону, фактуре, рисунку и текстуре должны быть эстетически согласованы между собой. 6.7.4. Внутреннее оборудование вагонов поезда по эргономическим параметрам должно быть оценено на этапе технического проектирования по конструкторской документации и результатам макетирования. 6.8. Требования к подготовке в рейс и содержанию в пути следования МВПС пригородного сообщения 6.8.1. В пассажирских салонах скоростных электропоездов при наличии служебного купе с пультом управления эксплуатация санитарно-технических систем освещения, вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха осуществляется проводниками по инструкции. 6.8.2. В пассажирских салонах скоростных электропоездов уборка проводится в период подготовки в рейс и в пути следования в полном объеме, принятом для пассажирских поездов межобластного сообщения локомотивной тяги. 6.8.3. В пассажирских салонах дизель- и электропоездов пригородного сообщения температура воздуха в зимнее и переходное время года должна быть в пределах +11 - +15 град. С (по ходу поезда при закрытых дверях и окнах). Запрещается пользоваться туалетом в границах станций и санитарно-защитных зон, за исключением туалетных систем замкнутого типа. 6.8.4. Искусственное освещение в пассажирских салонах пригородных электропоездов обеспечивается люминесцентными лампами и лампами накаливания. Равномерная по салону освещенность должна обеспечиваться не менее 150 лк на уровне 0,8 м от пола и на расстоянии 0,6 м от спинки дивана. Замена перегоревших ламп производится немедленно из запаса и только на лампы соответствующей мощности. 6.8.5. При подготовке электропоездов к эксплуатации в переходные периоды года дополнительно внутри вагонов проводится продувка сжатым воздухом вентиляционных каналов, электропечей, салонов, шкафов, чердачных помещений, производится промывка потолков, очистка и протирка электроосветительных плафонов, сеток вентиляционных отверстий, проверка герметизации окон и дверей, целостность остекления окон и дверей: они не должны в закрытом виде пропускать в салон воду, снег и пыль. Проверяется исправность устройств сигнализации, наружных и торцевых раздвижных дверей, поручней и переходных площадок. 6.8.6. Принудительная вентиляция во время рейса при наличии пассажиров должна работать постоянно. Выключение вентиляции, отопления, освещения для целей экономии электроэнергии запрещается. 6.8.7. Для МВПС устанавливается следующая схема уборки: Уборка салонов проводится в перерывах между рейсами и на техническом обслуживании (ТО-1, 2, 3) и текущем ремонте (ТР-1, 2, 3). На ТО-1 проводится перед каждым рейсом выборочная сухая уборка: подметание полов вагонов, тамбуров, очистка переходных площадок от снега, льда, грязи, очистка мусоросборников (если они предусмотрены конструкцией) и удаление мусора, протирка загрязненных поверхностей диванов. На ТО-2 (исходя из местных условий) проводится влажная внутривагонная уборка: подметание и мытье полов салонов, тамбуров, переходных площадок, подножек с применением моющих средств, заполнение водой резервуаров в туалетных помещениях, протирка влажной ветошью поверхностей диванов, стен, багажных полок, карнизов, сбор и удаление мусора из мусоросборников (если они предусмотрены конструкцией). Мусоросборники промываются с применением моющих и дезинфицирующих средств. Из локомотивного депо мотор-вагонные поезда должны подаваться с проведенной внутривагонной уборкой, наружной обмывкой, с заправленными водой питьевого качества резервуарами в туалетных помещениях. При соответствующих видах технического обслуживания и текущего ремонта (ТО-3, ТР-1, ТР-2, ТР-3) проводится наружная обмывка кузовов, очистка стекол и дверей снаружи и изнутри, мытье горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств полов салонов, служебных помещений, туалетов, тамбуров, переходных площадок, подножек, ручек дверей, поверхностей диванов, поручней, наличников, обработка мусоросборников (если они предусмотрены конструкцией). О выполненных по графику уборках и мойке вагонов делается запись в журнале санитарного состояния. Уборка туалетных помещений должна проводиться ежесуточно и при видах технического обслуживания и текущего ремонта. Технология уборки включает следующие этапы: двукратную протирку унитазов, раковин и ручек дверей раствором моюще-дезинфицирующего средства с последующей промывкой чистой водой; протирку стен туалета на высоту 1,5 м и пола ветошью, смоченной моюще-дезинфицирующим средством, с последующей промывкой чистой водой. 6.8.8. Все работы по внутренней уборке, обработке и наружной обмывке вагонов выполняются бригадами мойщиков-уборщиков. Уборщики должны быть обеспечены инвентарем, мешками с маркировкой "для мусора", ведром с дезинфицирующим раствором, кожными антисептиками, квачом или ершом, достаточным количеством ветоши, веником, щеткой, ведрами с маркировкой "для мусора", "для туалетов", "для сидений", "для пола". Ведро с маркировкой "для сидений" разрешается использовать и для мытья стен. 6.8.9. Собранный мойщиками-уборщиками мусор запрещается выбрасывать на пути и платформы. 6.8.10. Приемка в эксплуатацию МВПС после ТО-3, ТР-1, ТР-2, ТР-3 осуществляется комплексно постоянно действующей комиссией в составе представителя руководства локомотивного депо, специалистов центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора с отметкой в журнале формы ТУ-28, ТУ-152. 6.8.11. При наличии в мотор-вагонном поезде любого из нижеперечисленных недостатков органами государственного санитарного надзора дается санитарное предписание об их полном устранении. После проведения работ состав предъявляется на повторный осмотр: 1. Грязные полы, стены, потолки салонов, тамбуров, переходных площадок, санузлов. 2. Отсутствие, неисправные, грязные, с рваной обшивкой диваны (некачественно выполненный ремонт покрытий), фанерные диваны без дерматинового покрытия. 3. Отсутствие или неисправности автоматических, салонных, торцевых дверей. 4. Поврежденный линолеум пола. 5. Неисправные, плохо закрепленные люки в полу, отсутствующие крышки и окантовка люков. 6. Разбитые стекла салона, салонных, торцевых и автоматических дверей, неисправные форточки, неплотно закрепленные оконные рамы. 7. Отсутствие зимних рам в период с 15 октября по 15 апреля. 8. Отсутствие или неисправность электропечей в период с 15 октября по 15 апреля. 9. Неисправности системы принудительной вентиляции; калориферных установок с 15 октября по 15 апреля. 10. Неисправности системы освещения вагона (отсутствие светильников, перегоревшие лампы, несоответствие освещенности установленным нормативам). 11. Грязные стекла салонов, дверей снаружи и внутри; грязные межрамные пространства. 12. Грязные кузова в период с 15 апреля по 15 октября. 13. Неисправности санитарно-технического оборудования туалетов. 14. Отсутствие, неисправности багажных полок, ручек диванов. 15. Течь крыши. 16. Наличие бытовых насекомых, грызунов. Санитарные предписания об устранении недостатков оформляются записью в журнале оперативных распоряжений дежурного локомотивного депо с указанием даты, времени, номера электро-, дизель-поезда, ф.и.о. работника госсанэпидслужбы с приложением акта. Администрация локомотивного депо, получив указанное санитарное предписание, ликвидирует выявленные недостатки и повторно направляет состав на осмотр. 6.8.12. При обследовании электропоездов в пути следования и в пункте оборота работник санитарно-контрольного пункта центра госсанэпиднадзора получает право доступа в кабину машиниста электропоезда. При выявлении любого из нижеперечисленных недостатков работник СКП составляет акт санитарного обследования в книге для записи о санитарном состоянии электропоезда, находящейся у машиниста, готовит соответствующее постановление главного государственного санитарного врача о приостановлении эксплуатации электропоезда и направлении его в депо для устранения недостатков, доводит эту информацию до руководства депо: 1. Грязные полы салонов и тамбуров, переходных площадок, санузлов. 2. Отсутствие, неисправные, грязные, с рваной обшивкой диваны (более 10%). 3. Отсутствие, неисправные салонные, торцевые двери и их замки, автоматические двери. 4. Поврежденный линолеум пола. 5. Неисправные, плохо закрепленные, отсутствующие крышки и окантовка люков в полу. 6. Разбитые стекла салона, салонных, торцевых и автоматических дверей, неисправные форточки, неплотно закрепленные оконные рамы. 7. Отсутствие зимних рам в период с 15 октября по 15 апреля. 8. Отсутствие, неисправность электропечей в период с 15 октября по 15 апреля. 9. Неисправности системы принудительной вентиляции, калориферных установок с 15 октября по 15 апреля. 10. Несоблюдение температурного режима в салоне. 11. Неисправность системы освещения вагона (отсутствие более 10% светильников. 12. Грязные стекла салонов, дверей снаружи и внутри. 13. Грязные кузова в период с 15 апреля по 15 октября. 14. Неисправность туалетов. 15. Отсутствие, неисправность более 10% багажных полок, ручек диванов. 16. Течь крыши. 17. Наличие бытовых насекомых, грызунов. 6.8.13. Ответственность за несвоевременное и некачественное проведение технического обслуживания и текущего ремонта электропоездов в локомотивном депо возлагается на начальника депо, заместителей начальников депо, сменных мастеров. VII. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ БИЛЕТНЫХ КАССИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 7.1. Требования к планировке и оборудованию билетных касс 7.1.1. Билетные кассы дальнего следования и пригородного сообщения, расположенные на вокзалах, следует устраивать в виде индивидуальных изолированных кабин, площадь которых из расчета на одного работающего должна быть не менее 6 кв. м, кубатура не менее 18 - 20 м3. 7.1.2. Ширина кассовой кабины должна быть не менее 2,5 м, глубина - не менее 2,4 м. 7.1.3. Ширина служебного коридора должна быть не менее 2,5 м и для размещения бытовых шкафов, сатураторных установок, дополнительных столов и умывальников (работа с деньгами), проведения производственной гимнастики. Служебный коридор должен иметь оконные проемы с фрамугами для естественного освещения и проветривания. 7.1.4. Уровень пола кассовой кабины по сравнению с уровнем пола пассажирского зала должен быть на 300 - 350 мм выше. Нижняя кромка расчетного окна билетной кассы должна располагаться на высоте не менее 1300 мм от уровня пола пассажирского зала. Окно следует оборудовать легко перемещаемым и фиксируемым стеклянным экраном. 7.1.5. Конструкция пола кабины билетных кассиров должна обеспечивать отекание и отвод статического электричества. Покрытие пола кабин следует выполнять из гладких, прочных, обладающих антистатическими свойствами материалов и предусматривать заземление. 7.1.6. Стены в кассовых кабинах, оборудованных видеотерминалами, следует окрашивать красками пастельных тонов с коэффициентом отражения 0,40 - 0,6. Окраске поверхностей следует придавать матовую фактуру. 7.1.7. Конструкция внутренних перегородок в кассовых кабинах должна предусматривать частичное остекление, благодаря которому как бы исключается изоляция каждого работающего кассира. В кассовых кабинах, оборудованных видеотерминалами, стеклянные перегородки должны быть заменены непрозрачными либо закрашены матовыми красками неярких тонов с коэффициентом отражения 0,4 - 0,5. 7.1.8. Потолки кассовых кабин должны быть оборудованы с применением в них звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов, последние должны соответствовать конструктивным и эксплуатационным особенностям этих элементов. |