с хорошо пригнанной пробкой, избегая воздействия на них света и влаги, не более 5 дней. 2.10.5. Для мытья кухонной посуды используют металлические ванны типа ВМ-1, ВМ-2, ВМ-1А, ВМ-2А (не менее 2-х из нержавеющей стали, алюминия, дюралюминия и др.) с подводкой к ним горячей и холодной воды с установкой смесителей. Температура горячей воды в точке разбора - не менее 65 град. Для технологических, хозяйственно-бытовых целей горячую воду из системы водяного отопления не используют. В месте присоединения ванны к канализации должен быть воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки. 2.10.6. Варочные котлы после освобождения от остатков пищи моют горячей водой не ниже 40 град. С с добавлением моющих средств, ополаскивают горячей водой с помощью шланга с душевой насадкой и просушивают в перевернутом виде на решетчатых полках, стеллажах. Чистую кухонную посуду хранят на стеллажах на высоте не менее 0,5 м от пола. 2.10.7. Разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь: лопатки, мешалки и др. после мытья в первой ванне с горячей водой (50 град. С) с добавлением моющих средств ополаскивают горячей водой с температурой не ниже 65 град. С во второй ванне, обдают кипятком, а затем просушивают на решетчатых металлических стеллажах. Металлический инвентарь после мытья прокаливают в духовом шкафу; мясорубки после использования разбирают, промывают, обдают кипятком и тщательно просушивают. 2.10.8. Столовая и чайная посуда выделяется для каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия. Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать списочному составу детей в группе. Для персонала следует иметь отдельную столовую посуду. Посуду хранят в буфете. Посуду и столовые приборы моют в 2-х или 3-х гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения. Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 град., ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решетках. Чашки промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивание горячей проточной водой производят во второй ванне и просушивают. Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх. При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводится обеззараживание (дезинфекция) посуды в установленном порядке. Для обеззараживания посуды рекомендуется использование сухожарового шкафа, который устанавливают в каждой групповой ячейке. При его отсутствии для обеззараживания посуды в каждой группе следует иметь емкость с крышкой для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе (приложение 3). 2.10.9. В ясельных группах бутылочки после молочных смесей промывают теплой проточной водой с помощью ерша и моющих средств, затем стерилизуют в автоклаве при температуре 120 град. в течение 45 минут или кипятят в воде в течение 15 минут и хранят в промаркированной закрытой эмалированной посуде. Ерши после использования промывают проточной водой и кипятят 30 минут, высушивают и хранят в сухом виде. Соски после употребления промывают, замачивают в 2% растворе питьевой соды в течение 15 - 20 минут, потом промывают водой, кипятят 3 минуты в воде и хранят в промаркированной емкости с закрытой крышкой. 2.10.10. Рабочие столы на пищеблоке и столы в групповых после каждого приема пищи моют горячей водой с моющими средствами специальной ветошью. Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидситуации кипятят в течение 15 минут в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре. 2.10.11. Пищевые отходы на пищеблоке и в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают с помощью шлангов над канализационными трапами, промывают 2% раствором кальцинированной соды, а затем ополаскивают горячей водой и просушивают. 2.10.12. В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т.п. Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря. 2.10.13. В помещениях пищеблока проводят санитарно-профилактические мероприятия по борьбе с мухами, тараканами и грызунами, а при их появлении - истребительные, с использованием разрешенных химических препаратов, в порядке, установленном Минздравом России. 2.10.14. Питание должно обеспечивать растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. При организации питания следует соблюдать возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах (таблица 2.10.1) Таблица 2.10.1 Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день) <*> ------------------------------------------------------------------ |Возраст детей|Энергетическая| Белки | Жиры |Углеводы| | | ценность | (в граммах) |(в граммах)| (в | | | (в ккал) | | |граммах)| | | |--------------|-----------|--------| | | |всего| в т.ч. | всего | всего | | | | |животные| | | |-------------|--------------|-----|--------|-----------|--------| | 0 - 3 мес. | 115 | 2,2 | 2,2 | 6,5 (0,7) | 13 | |-------------|--------------|-----|--------|-----------|--------| | 4 - 6 мес. | 115 | 2,6 | 2,5 | 6,0 (0,7) | 13 | |-------------|--------------|-----|--------|-----------|--------| | 7 - 12 мес.| 110 | 2,9 | 2,3 | 5,5 (0,7) | 13 | |-------------|--------------|-----|--------|-----------|--------| | до 3 лет | 1540 |53 | 37 |53 | 212 | |-------------|--------------|-----|--------|-----------|--------| | 3 - 7 лет | 1970 |68 | 44 |68 | 272 | ------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Потребности детей первого года жизни в энергии, белке, жирах, углеводах даны в расчете г/кг массы тела. В скобках указана потребность в линолевой кислоте (г/кг массы тела). Величины потребностей в белке даны для вскармливания детей материнским молоком или заменителем женского молока с биологической ценностью (БЦ) белкового компонента более 80%; при вскармливании молочными продуктами с БЦ менее 80% указанные величины необходимо увеличить на 20 - 25%. 2.10.15. Организация рационального питания детей предусматривает строгое выполнение режима. Для детей, начиная с 9-месячного возраста, оптимальным является прием пищи с интервалом не более 4 часов. В ДОУ с 10-часовым пребыванием детей организуют 3-разовое питание с усиленьем полдников, с 12-часовым - 4-разовое; с круглосуточным - 5-разовое с дополнительным ужином перед сном, с только ночным пребыванием - одноразовое (ужин). Распределение общей калорийности суточного рациона питания детей в зависимости от их времени пребывания в ДОУ представлено в таблице 2.10.2: Таблица 2.10.2 -------------------------------------------------------------------------------- |Для детей с |Для детей с дневным|Для детей с дневным|Для детей с ночным| |круглосуточным |пребыванием в |пребыванием в |пребыванием в ДОУ | |пребыванием в ДОУ |ДОУ - 10 час. |ДОУ - 12,5 час. | | |-------------------|-------------------|-------------------|------------------| |завтрак - 25% |завтрак - 25% |завтрак - 25% |ужин - 25% | |обед - 35% |обед - 35% |обед - 35% | | |полдник - 15% |полдник - 15% |полдник - 20% | | |ужин - 25% | | 25% | | --------------------------------------------------------------------------------- В суточном рационе допускается отклонение калорийности на +/- 5%. В ДОУ с круглосуточным пребыванием за 1 час до ночного сна рекомендуется выдавать детям стакан молока или кисломолочного продукта. Для групп кратковременного пребывания детей в ДОУ (3 - 4 часа) организуют одноразовое питание (второй завтрак, обед или полдник), в зависимости от времени работы группы (первая или вторая половина дня), при этом рацион питания должен обеспечивать не менее 15 - 25% суточной потребности в пищевых веществах и энергии. 2.10.16. Питание детей первого года жизни назначают индивидуально в соответствии с возрастными физиологическими нормативами и своевременным введением всех видов прикорма (приложения 8, 9). Молочные продукты и молочные смеси должны поступать из молочной кухни, в случае их отсутствия следует пользоваться готовыми смесями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение. Питание, полученное из молочной кухни, хранится в холодильнике (по группам) в пределах сроков реализации. Перед кормлением детей его подогревают в водяной бане (температура воды +50 град. С) в течение 5 минут или в электронагревателе для детского питания до температуры +37 град. С. Подогрев производят в буфетной группового помещения. Расчет питания детям первого года жизни проводят при поступлении в ДОУ исходя из потребности в основных веществах на 1 кг массы тела (табл. 2.10.1), затем не реже 1 раза в месяц детям с проявлениями гипотрофии, недоношенным - не реже 1 раза в 10 - 15 дней. Для каждого ребенка в возрасте до 9 месяцев ведется лист питания, в котором отмечают фактическое количество съедаемой пищи по каждому виду непосредственно после кормления, стул ребенка, наличие срыгиваний, рвоты, периодически (не реже 1 раза в месяц) отмечают динамику массы тела. По этим данным медицинский персонал производит расчеты и корректировку питания. Необходимо иметь сводный лист питания группы детей, где для каждого ребенка указаны часы кормления и назначенное питание. 2.10.17. В каждом учреждении следует иметь примерное 10-дневное или 2-недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания (приложение 10). Примерное меню должно быть согласовано с учреждениями госсанэпиднадзора. Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и приготовления блюд, представлен в приложении 11. Такие продукты, как хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи, включают в меню ежедневно, а остальные продукты (творог, сыр, яйцо) 2 - 3 раза в неделю. В течение декады ребенок должен получить количество продуктов в полном объеме в расчете установленным нормам. 2.10.18. На основании примерного 10-дневного меню составляется меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд разного возраста. Рекомендуемые объемы порций для детей разного возраста представлены в таблице 2.10.3. При составлении меню следует учитывать национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей. При отсутствии каких-либо продуктов разрешается проводить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с таблицей замены продуктов (приложение 12), в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания. Таблица 2.10.3 Рекомендуемые объемы порций для детей ------------------------------------------------------------------- | Возраст детей | Вес (г) | |Наименование блюд |----------------------------------------------| | |1 г. - |1 г. 7 м. -|3 г. 1 м. -|5 л. 1 м. - | | |1 г. 6 м.| 3 г. | 5 л. | 7 л. | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Завтрак | | | | | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Каша, овощное | | | | | |блюдо | 130 | 150 | 180 | 200 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Яичное, | | | | | |творожное, мясное,| | | | | |рыбное блюдо | 50 | 60 | 70 | 80 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Салат овощной | 20 | 30 | 40 | 50 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Кофе, чай, молоко | 100 | 150 | 180 | 200 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Обед | | | | | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Салат, закуска | 30 | 40 | 50 | 60 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Первое блюдо | 100 | 150 | 180 | 200 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Блюдо из мяса, | | | | | |рыбы, птицы | 50 | 60 | 70 | 80 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Гарнир | 100 | 120 | 130 | 150 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Третье блюдо | | | | | |(напиток) | 100 | 150 | 180 | 200 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Полдник | | | | | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Кефир, молоко | 150 | 150 | 200 | 200 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Булочка, выпечка | | | | | |(печенье, вафли) | 40 | 60 | 70 | 90 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Блюдо из творога, | | | | | |круп, овощей | 50 | 60 | 70 | 100 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Свежие фрукты | 100 | 100 | 150 | 200 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Ужин | | | | | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Овощное, творожное| | | | | |блюдо, каша | 150 | 180 | 200 | 250 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Молоко, кефир | 150 | 150 | 200 | 200 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Свежие фрукты | 50 | 70 | 100 | 120 | |------------------|---------|-----------|-----------|------------| |Хлеб на весь | | | | | |день: | | | | | | пшеничный | 40 | 70 | 110 | 110 | | ржаной | 10 | 30 | 60 | 60 | ------------------------------------------------------------------- 2.10.19. Зимой и весной при отсутствии свежих овощей и фруктов рекомендуется включать в меню соки, свежезамороженные овощи и фрукты при соблюдении сроков их реализации. Для профилактики дефицита витаминов и микронутриентов по назначению врача-педиатра (диетолога) допускается использовать биологически активные добавки (БАД) к пище, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение, зарегистрированные в Федеральном реестре Минздрава РФ и предназначенные для использования в питании детей ясельного и дошкольного возраста. 2.10.20. В целях профилактики гиповитаминозов проводят искусственную витаминизацию холодных напитков (компот и др.) аскорбиновой кислотой (для детей 1 - 3 лет - 35 мг, 3 - 6 лет - 50 мг на 1 порцию). Возможно использование поливитаминного напитка "Золотой шар" (15 г на 1 стакан воды) или поливитаминных препаратов (1 драже в день во время или после еды). Аскорбиновая кислота вводится в компот после его охлаждения до температуры не выше 15 град. С (перед реализацией). 2.10.21. Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на 1 ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра 1 раз в месяц (подсчитывается калорийность, количество белков, жиров и углеводов). Витаминизированные блюда не подогреваются. 2.10.22. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время его пребывания в ДОУ. 2.10.23. Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню - раскладке. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо допускают к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков. 2.10.24. Ежедневно следует оставлять суточную пробу готовой продукции. Суточная проба отбирается в объеме: порционные в полном объеме, 1 блюдо и гарниры не менее 100 г с целью микробиологического исследования при неблагополучной эпидемиологической ситуации. Пробу отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду) и сохраняют в течение 48 часов в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике для хранения кисломолочных продуктов при температуре +2 - +6 град. С. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляет медицинский работник. 2.10.25. Транспортировку пищевых продуктов необходимо проводить в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения (приложение 13). 2.10.26. Пищевые продукты, поступающие в ДОУ, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам. Качество продуктов проверяет кладовщик и медицинский работник (бракераж сырых продуктов), последний делает запись в специальном журнале. Не допускаются к приему в ДОУ пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи. Урожай овощей и фруктов, собранный на территории ДОУ, допустимо использовать в питании детей только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. 2.10.27. Особоскоропортящиеся пищевые продукты хранят в холодильных камерах или холодильниках при температуре +2 - +6 град. С и в соответствии с требованиями действующих санитарных правил (приложение 14). Для контроля за температурой в холодильниках и холодильных камерах устанавливают термометры. При наличии одной холодильной камеры места хранения мяса, рыбы и молочных продуктов должны быть строго разграничены, с обязательным устройством специальных полок, легко поддающихся мойке и обработке. Требования к условиям хранения продуктов изложены в приложении 15. 2.10.28. Молоко фляжное непастеризованное перед употреблением подлежит обязательному кипячению не более 2 - 3 минут. После кипячения его охлаждают и хранят закрытым крышкой. В случае невозможности использовать молоко тотчас же после получения, его хранят в холодильнике при температуре +4 - +6 град. С. 2.10.29. При приготовлении пищи соблюдаются следующие правила: - обработку сырых и вареных продуктов проводят на разных столах при использовании соответствующих маркированных разделочных досок и ножей; - в перечень технологического оборудования следует включать не менее 2 мясорубок для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов. 2.10.30. При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо соблюдать гигиенические требования в технологических процессах приготовления блюд: - котлеты, биточки из мясного или рыбного фарша, рыбу кусками обжаривают не менее 5 минут с обеих сторон в нагретом до кипения жире, после чего их доводят до готовности в духовом или жарочном шкафу при температуре 250 - 280 град. С 5 - 7 минут; - вторые блюда из вареного мяса (кур), а также измельченное мясо, добавляемое в первое блюдо, подвергают вторичной термической обработке - кипячению в бульоне в течение 5 - 7 минут и хранят в нем при температуре +75 град. С до раздачи не более 1 часа; - омлеты готовят слоем 2,5 - 3 см в течение 8 - 10 минут при температуре жарочного шкафа 180 - 200 град. С; яйцо варят 10 минут после закипания воды; яйцо перед использованием в любые блюда предварительно обрабатывают в соответствии с требованиями санитарных правил; не допускается хранить яйцо в кассетницах поставщика в производственных цехах пищеблока ДОУ; - сосиски, вареные колбасы обязательно отваривают (термическую обработку заканчивают после 5-минутной варки с момента начала кипения); - макаронные изделия, рис для приготовления гарниров варят в большом объеме воды (в отношении не менее 1:6), без последующей промывки; - творожные запеканки изготавливают в жарочном шкафу при температуре 220 - 280 град. С в течение 20 - 30 минут, слой готового блюда должен иметь не более 3 - 4 см. 2.10.31. При кулинарной обработке овощей для сохранения витаминов следует соблюдать следующие правила: кожуру овощей чистят тонким слоем, очищают их непосредственно перед приготовлением; закладывают овощи только в кипящую воду, нарезав их перед варкой; свежую зелень добавляют в готовые блюда во время раздачи. Фрукты, включая цитрусовые, перед употреблением обязательно промывают. В целях профилактики иерсинеоза и псевдотуберкулеза не допускается предварительное замачивание овощей. Для приготовления салатов из сырых овощей допускается использовать овощи урожая предыдущего года только до марта. Овощи, предназначенные для приготовления винегретов и салатов, варят в кожуре, охлаждают; очищают и нарезают вареные овощи в холодном цехе или в варочном цехе на столе для вареной продукции. Варка овощей накануне дня приготовления блюд не допускается. 2.10.32. С момента приготовления до отпуска первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 2 - 3 часов. Кефир, ряженку, простоквашу и другие кисломолочные продукты порционируют в чашки непосредственно из пакетов или бутылок перед их раздачей. Прокисшее молоко может быть использовано только для приготовления теста. 2.10.33. В эндемичных по йоду районах используется йодированная поваренная соль, соответствующая требованиям государственных стандартов. 2.10.34. В целях предупреждения возникновения и распространения пищевых токсикоинфекций: - не использовать остатки пищи от предыдущего приема и пищу, приготовленную накануне; - не допускается изготовление простокваши-самокваса, творога и других кисломолочных продуктов, а также блинчиков с мясом или с творогом из непастеризованного молока, макарон по-флотски, макарон с рубленным яйцом, зельцев, яичницы-глазуньи, кондитерских изделий с кремом, кремов, морсов, форшмаков из сельди, изделий во фритюре, студней, паштетов, заливных блюд (мясные и рыбные). В питании детей в ДОУ категорически запрещается использование: грибов, фляжного (бочкового) молока без кипячения, фляжного творога и сметаны, консервированного зеленого горошка без термической обработки, кровяных и ливерных колбас, яиц и мяса водоплавающих птиц, рыбы, мяса, не прошедшего ветеринарный контроль, консервированных продуктов домашнего приготовления в герметической упаковке; консервов в банках с нарушением герметичности, бомбажных, с ржавчиной, деформированных, без этикеток; крупу, муку, сухофрукты, загрязненные различными примесями и зараженные амбарными вредителями; овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили. 2.10.35. Не следует использовать в питании детей специи, острые блюда, пищевые добавки искусственного происхождения: - продукты, содержащие в своем составе пищевые добавки (синтетические ароматизаторы, красители) искусственного происхождения, в том числе безалкогольные газированные напитки, кондитерские изделия, жевательную резинку, чипсы и др.; - закусочные консервы: маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки); - кулинарные жиры; - сливочное масло жирностью ниже 72%; - копчености; - майонез, перец, горчицу, хрен, уксус, острые соусы, натуральный кофе. 2.10.36. В ДОУ должен быть организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных правил. 2.11. Требования к медицинскому обеспечению и оценке состояния здоровья детей 2.11.1. Медицинское обеспечение воспитанников ДОУ осуществляется медицинскими персоналом, находящимися в штате ДОУ или территориальных лечебно-профилактических учреждений (по договору), организационно-методическая работа по вопросам медицинского обеспечения осуществляется территориальными лечебно-профилактическими учреждениями. Медицинский персонал ДОУ проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия. Медицинский персонал наряду с администрацией ДОУ контролирует режим и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм. Медицинский персонал организует и контролирует профилактическую и текущую дезинфекцию. 2.11.2. Медицинский кабинет должен быть оснащен оборудованием и инструментарием (приложение 16). При наличии достаточных площадей в медицинском блоке ДОУ оборудуют физиотерапевтический кабинет (приложение 17). 2.11.3. Критерием эффективности лечебно-оздоровительной работы ДОУ служит улучшение состояния здоровья детей. Оценку состояния здоровья детей проводят на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров. 2.11.4. Профилактические медицинские осмотры детей декретированных возрастов проводят в соответствии с действующими нормативными документами и предусматривают доврачебный (на основе программы скрининг-тестов), педиатрический и специализированный этапы. Остальным детям ежегодно проводят скрининг-тестирование и педиатрический осмотр. По показаниям дети осматриваются и другими врачами-специалистами. 2.11.5. Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. 2.11.6. Состояние здоровья каждого ребенка оценивается комплексно с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития, острой заболеваемости за год, предшествующий осмотру, наличия или отсутствия в момент обследования хронических заболеваний и частоты их обострения, уровня функционального состояния основных систем организма. 2.11.7. Оценка состояния здоровья коллектива включает следующие показатели: - общая заболеваемость (уровень и структура); - острая заболеваемость (уровень и структура); - заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка; - процент часто болеющих детей (ЧБД); - индекс здоровья; - процент детей, имеющих морфофункциональные отклонения; - процент детей с хроническими заболеваниями; - процент детей, функционально незрелых к обучению в школе; - процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к дошкольному учреждению; - распределение детей по группам физического развития; - распределение детей по группам здоровья; - процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях. 2.11.8. Для каждой возрастной группы детей составляют комплексный план оздоровительных мероприятий, направленный на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей. 2.11.9. За год, предшествующий поступлению в школу, проводят медицинское обследование детей, а повторный медицинский осмотр - непосредственно перед поступлением в школу. 2.11.10. В начале учебно-воспитательного года для определения уровня развития школьно-необходимых функций у воспитанников подготовительных групп проводят диагностику функциональной готовности к обучению в школе. Для детей, функционально не готовых к обучению, следует составить индивидуальный план медико-коррекционных мероприятий, включающих лечебно-оздоровительные процедуры, занятия с логопедом, развитие общей и мелкой моторики. Результаты первого и второго обследования, а также рекомендации в отношении начала школьного обучения заносятся в медицинскую карту. 2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий 2.12.1. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов. Установленные часы приема пищи необходимо строго соблюдать в соответствии с п. 2.10.14 настоящих правил. В разновозрастных группах общие режимные моменты следует начинать на 5 - 10 мин. раньше с более младшими детьми. Режим дня в разновозрастной ясельной группе следует дифференцировать: для детей до 1 года, для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. 2.12.2. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15 град. С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 град. С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже -20 град. С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы). 2.12.3. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. 2.12.4. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часов, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр. Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно. 2.12.5. Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов. 2.12.6. Администрация ДОУ несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организации учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей. Программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. 2.12.7. Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные и др.) продолжительностью не более 8 - 10 мин. Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня. В теплое время года максимальное число занятий проводят на участке во время прогулки. Нецелесообразно одновременно проводить занятия с группой более 5 - 6 детей. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) - 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 занятий <*>. -------------------------------- <*> Далее по тексту возрастной состав группы сохраняется. При 6-дневной учебной неделе в субботу целесообразно проводить только занятия эстетически-оздоровительного цикла, спортивные праздники, соревнования, увеличить продолжительность прогулки. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 25 - 30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку. При проведении занятий с использованием компьютеров, занятий по иностранному языку группу рекомендуется делить на подгруппы. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят: - для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут; - для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; - для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; - для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут. 2.12.8. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени занятий. 2.12.9. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п. 2.12.10. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин. Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста). 2.12.11. Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают. 2.12.12. Требования, изложенные в п. п. 2.12.7 - 2.12.11, необходимо выполнять и при организации занятий в группах кратковременного пребывания детей. 2.12.13. В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятий их следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста. 2.12.14. В середине учебного года (январь - февраль) для воспитанников дошкольных групп организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок. 2.12.15. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть. Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами. 2.12.16. Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день. 2.13. Требования к организации физического воспитания 2.13.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. 2.13.2. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года. Организованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п. Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 - 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок (приложения 1, 2, 18). 2.13.3. Физическое воспитание детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики. Врач назначает комплексы строго индивидуально с учетом возраста ребенка, его состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Врачебные назначения обязательно фиксируют в медицинской карте ребенка. Занятия с детьми первого года жизни проводят с каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут после еды. Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6 - 10 минут. Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2 - 3 ребенка). Для индивидуальных занятий используют стол высотой - 72 - 75 см, шириной - 80 см, длиной - 90 - 100 см, покрытый тонким слоем ваты, обшитой клеенкой; стол сверху накрывается пеленкой, которая меняется после каждого ребенка. При необходимости стол может быть заменен деревянным или фанерным щитом, помещенным поперек детской кроватки на поднятых закрепленных боковых стенках. 2.13.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2 - 3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале. Рекомендуемая наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность, в зависимости от возраста детей, представлена в таблице 2.13.1. Таблица 2.13.1 Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей ------------------------------------------------------------------ | | Возраст детей | | |------------------------------------------------| | |1 г. 3 м. -|1 г. 7 м. -|2 г. 1 м. -|3 г. (вторая| | |1 г. 6 м. | 2 г. |2 г. 11 м. | половина | | | | | | учебного | | | | | | года) | |---------------|-----------|-----------|-----------|------------| |Число детей | 2 - 4 | 4 - 6 | 8 - 12 | Вся группа | |---------------|-----------|-----------|-----------|------------| |Длительность | 6 - 8 | 8 - 10 | 10 - 15 | 15 | | занятия | | | | | | (в мин.) | | | | | ------------------------------------------------------------------ 2.13.5. Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет: - в младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин., - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 - 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Рекомендации к одежде для занятий физкультурой на воздухе даны в приложении 19. Занятия на открытом воздухе организуют с учетом местных климатических особенностей. В средней полосе занятия проводят при температуре воздухе до -15 град. С в безветренную погоду. В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе. 2.13.6. Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей. Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%; на воздухе - не менее 80%. Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей 3 - 4 лет составляет - 130 - 140 уд./мин., на воздухе - 140 - 160 уд./мин.; у детей 5 - 7 лет - в зале 140 - 150 уд./мин.; на воздухе - 150 - 160 уд./мин. 2.13.7. Оценка эффективности физического воспитания осуществляется на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни. Тестирование физической подготовленности дошкольников проводит воспитатель по физической культуре в начале учебного года (сентябрь - октябрь) и в конце его (апрель - май) и контролирует методист (старший воспитатель) ДОУ. Оценку уровня физической подготовленности медицинская сестра вносит в "Медицинскую карту". Разрешение на проведение тестирования физической подготовленности детей дает медперсонал ДОУ. 2.13.8. Закаливание детей включает систему мероприятий: - элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе; - специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные. 2.13.9. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций. Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки. 2.13.10. Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии: - маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.); - ковш на 0,5 л воды для контрастных обливаний; - кувшины или лейки на 2 - 2,5 л воды для общих обливаний; - таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу); - индивидуальные маркированные полотенца; - деревянные мостики; - махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре); - простыни, покрывала - для массажных ковриков. 2.13.11. Для организации плавания детей в бассейне необходимо предусмотреть рациональный набор оборудования и инвентаря (приложение 20). 2.13.12. В холодный период года занятия в бассейне предпочтительно проводить после прогулки. При проведении занятий в бассейне перед прогулкой для предупреждения переохлаждения детей необходимо предусмотреть промежуток времени между ними не менее 50 минут. Температура воды в бассейне - +30 град. +/- 1 град. С, температура воздуха в зале с ванной - +29 град. +/- 1 град. С, в раздевалке с душевой +25 - +26 град. С. Перед началом и после занятий в бассейне организуют мытье детей под душем. Для профилактики переохлаждения детей занятия в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой (холодный душ, проплывание под холодной струей, топтание в ванночке с холодной водой). 2.13.13. Продолжительность занятия в бассейне в зависимости от возраста детей составляет: - в младшей группе - 15 - 20 мин., - в средней " - 20 - 25 мин., - в старшей " - 25 - 30 мин., - в подготовительной - 25 - 30 мин. 2.13.14. При использовании сауны с целью закаливания и оздоровления детей необходимо соблюдать следующие требования: - площадь термокамеры должна быть не менее 9,0 м2; - в термокамере следует поддерживать температуру воздуха в пределах 60 - 70 град. С, при относительной влажности - 15 - 20%; - во время проведения процедур необходимо избегать прямого воздействия теплового потока от калорифера на детей; - калориферы устанавливают в специальном углублении и обязательно используют деревянные загородки для частичного ограждения теплового потока; - при размещении термокамеры в помещении бассейна необходимо предусмотреть тамбур площадью не менее 6 м2, чтобы исключить влияние влажного режима бассейна на температурно-влажностный режим термокамеры; - продолжительность первого посещения ребенком сауны не должна превышать более 3 мин.; - после пребывания в сауне ребенку следует обеспечить отдых в специальной комнате и питье (чай, соки, минеральная вода). Присутствие медицинского персонала при проведении занятий в бассейне и при приеме детьми процедур в сауне обязательно. 2.13.15. Дети могут посещать бассейн и сауну только при наличии разрешения врача-педиатра. 2.13.16. Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических мероприятий. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОУ - 35 - 40%. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм). 2.13.17. Вся работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется воспитателем по физкультуре и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, методиста (старшего воспитателя) и заведующей ДОУ. 2.13.18. Медицинский и педагогический контроль за организацией физического воспитания дошкольников включает: - динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей, физической подготовленностью, функциональными возможностями детского организма; - медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения различных форм занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка, контроль за осуществлением системы закаливания; - контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, одежды и обуви детей; - гигиеническое обучение и воспитание по вопросам физического воспитания дошкольников, формирование мотивации к регулярным занятиям физкультурой; - профилактику травматизма. 2.14. Требования к приему детей в дошкольные образовательные учреждения 2.14.1. Перед поступлением ребенка в ДОУ, в том числе и в группы кратковременного пребывания, в ЛПУ проводят профилактический осмотр ребенка в соответствии с действующими нормативными документами. 2.14.2. При поступлении ребенка в ДОУ врач собирает у родителей дополнительные сведения об особенностях развития и поведения ребенка; дает оценку состояния здоровья, физического, нервно-психического развития, которые вносит в медицинскую карту ребенка и доводит до сведения воспитателей групп. Врач наблюдает за ребенком в период адаптации и дает индивидуальные рекомендации по режиму дня, питанию и оздоровительным мероприятиям. 2.14.3. Ежедневный утренний прием дошкольников в учреждение проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Медицинская сестра по показаниям осматривает зев, кожу и измеряет температуру тела ребенка. Прием детей в ясельные группы осуществляется лицом, имеющим медицинское образование. Ежедневно осматривается зев, кожные покровы, проводится измерение температуры. Выявленные при утреннем фильтре больные и дети с подозрением на заболевание в ДОУ не принимаются; заболевшие, выявленные в течение дня, изолируются. В зависимости от состояния ребенок остается в изоляторе до прихода родителей или госпитализируется. 2.14.4. Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой (для санации). 2.14.5. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней детей принимают в ДОУ только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка-реконвалесцента на первые 10 - 14 дней. 2.14.6. При переводе ребенка из одного ДОУ в другое врач учреждения, которое он посещал, или участковый педиатр составляет выписку из медицинской карты ребенка. 2.15. Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала 2.15.1. Все работники ДОУ проходят медицинские осмотры и обследования в установленном порядке, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке. Каждый работник ДОУ должен иметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении гигиенической подготовки и аттестации. Работники, уклоняющиеся от медосмотров, профессиональной и гигиенической подготовки, не имеющие личной медицинской книжки установленного образца с результатами медосмотров и профессиональной гигиенической подготовки, к работе не допускаются. При отсутствии сведений о профилактических прививках лица, поступающие в ДОУ, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. 2.15.2. Персонал ДОУ должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды; коротко стричь ногти. Перед началом работы необходимо тщательно вымыть руки, надеть чистый халат или другой специальный костюм, иметь сменную обувь; аккуратно подобрать волосы. У технического персонала дополнительно должен быть фартук и косынка для раздачи пищи, фартук для мытья посуды и специальный (темный) халат для уборки помещений. Перед входом в туалетную комнату следует снимать халат и после выхода тщательно вымыть руки с мылом; пользоваться детским туалетом персоналу запрещается. Перед выходом из ДОУ персонал убирает халат в шкаф для спецодежды. 2.15.3. Все работники пищеблока ежедневно осматриваются медсестрой на наличие порезов, ссадин, гнойничковых заболеваний на кожных покровах и опрашиваются на наличие катаральных явлений верхних дыхательных путей с осмотром зева, с отметкой в журнале установленного образца. Персонал пищеблока не должен во время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками, принимать пищу и курить на рабочем месте. Для персонала ДОУ следует предусмотреть не менее 3 комплектов санитарной одежды. 2.15.4. Не допускают или немедленно отстраняют от работы больных или при подозрении на инфекционные заболевания работников. 2.16. Основные мероприятия, проводимые медицинским персоналом 2.16.1. Медицинские работники ДОУ проводят: - медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных, в т.ч. на педикулез; - систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья; - работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок; - распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием; - информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья; - ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев; - сообщение в территориальные учреждения здравоохранения и центры госсанэпиднадзора о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2 часов после установления диагноза в установленном порядке <*>; -------------------------------- <*> Суммарная информация о гриппе, острых инфекциях верхних дыхательных путей, энтеробиозе ежемесячно передается в центры госсанэпиднадзора. - систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом; - организацию и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий; - работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми, организацию "дней здоровья", игр, викторин на медицинскую тему; - медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья; - контроль за пищеблоком и питанием детей; - ведение медицинской документации. 2.17. Требования к соблюдению санитарных правил 2.17.1. Руководитель учреждения обеспечивает: - наличие в учреждении настоящих санитарных правил и норм и доведение их содержания до сотрудников учреждения; - выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения; - организацию производственного и лабораторного контроля; - необходимые условия для соблюдения санитарных правил и норм; - прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию; - наличие личных медицинских книжек на каждого работника; - своевременное прохождение периодических медицинских обследований всеми работниками ДОУ; - организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года; - выполнение постановлений, предписаний центров госсанэпиднадзора; - условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и гигиеническими нормативами; - исправленную работу технологического, холодильного и другого оборудования учреждения; - проведение при необходимости мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; - наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение; - организацию санитарно-гигиенической работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций. 2.17.2. Медицинский персонал ДОУ осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил. 2.17.3. За нарушение санитарного законодательства руководитель ДОУ несет ответственность в порядке, установленном Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.99. Приложение 1 к СанПиН 2.4.1.1249-03 РЕКОМЕНДУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИГРОВЫХ ПЛОЩАДОК В ЯСЕЛЬНЫХ ГРУППАХ <*> -------------------------------- <*> Расстановку оборудования на групповых площадках производят компануя его в игровые комплексы. -------------------------------------------------------------------- | N п/п| Оборудование | Возраст детей | |-------|------------------------------------|---------------------| | | |1 - 2 года|2 - 3 года| |-------|------------------------------------|---------------------| | | | Количество штук на | | | | групповой площадке | |------------------------------------------------------------------| | 1. Оборудование для спокойных игр и отдыха: | |------------------------------------------------------------------| | 1.1. | Стол для игр | 4 - 6 | 4 - 6 | |-------|------------------------------------|----------|----------| | 1.2. | Скамья детская | 6 - 8 | 6 - 8 | |-------|------------------------------------|----------|----------| | 1.3. | Скамья для взрослых | 1 | 1 | |-------|------------------------------------|----------|----------| | 1.4. | Песочница | 2 | 2 | |------------------------------------------------------------------| | 2. Оборудование для подвижной деятельности и гимнастики: | |------------------------------------------------------------------| | 2.5. | Горка-манеж | 1 | 1 | |-------|------------------------------------|----------|----------| | 2.6. | Секция с гимнастической лестницей | | 1 | |-------|------------------------------------|----------|----------| | 2.7. | Секция с набором элементов для игр | | | | | с мячом | | 1 | |-------|------------------------------------|----------|----------| | 2.8. | Лестница наклонная | | 1 | |-------|------------------------------------|----------|----------| | 2.9. | Оборудование для пролезания | | 1 | |-------|------------------------------------|----------|----------| | 2.10. | Балансир | | 1 | |-------|------------------------------------|----------|----------| | 2.11. | Качалка | 1 - 2 | 1 - 2 | |-------|------------------------------------|----------|----------| | 2.12. | Зонтик | 1 | 1 | |-------|------------------------------------|----------|----------| | 2.13. | Зонтик (пергола) | 1 | 1 | -------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к СанПиН 2.4.1.1249-03 РЕКОМЕНДУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ИГР И ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Размеры, масса |Кол-во| |---|------------------------|-----------------------------------|------| | 1.| Башня для влезания | Нижнее основание - длина 2000 мм | 2 | | | | ширина 2000 мм | | | | | Верхнее основание - длина 1000 мм | | | | | ширина 1000 мм | | | | | Высота корпуса башни - 1500 - 2500| | | | | мм | | |---|------------------------|-----------------------------------|------| | 2.| Бум разновысокий (из 3 | Длина бруса - 2000 мм | 1 | | | брусов) | Ширина рабочей поверхн. - 100 - | | | | | 150 мм | | | | | Высота брусьев - 150, 250, 300 мм | | |---|------------------------|-----------------------------------|------| | 3.| Ворота для подлезания | Ширина створа - 500 мм | 5 | | | | Высота - 500 - 600 мм | | |---|------------------------|-----------------------------------|------| | 4.| Заборчик с | Длина - 2500 - 3000 мм | 2 | | | вертикальными | Высота - 600 мм | | | | перекладинами | Диаметр перекладины 30 - 35 мм | | | | | Расстояние между перекладинами - | | | | | 250 - 300 мм | | |---|------------------------|-----------------------------------|------| | 5.| Качели подвесные | | 2 | |---|------------------------|-----------------------------------|------| | 6.| Качели-доска | Длина доски 2000 - 2500 мм | 2 | | | | Ширина - 220 - 250 мм | | | | | Высота над поверхностью земли - | | | | | 350 - 400 мм | | |---|------------------------|-----------------------------------|------| | 7.| Пеньки | Диаметр - 120, 150, 200 мм | 10 - | | | | Высота - 150, 250, 300 мм | 12 | |---|------------------------|-----------------------------------|------| | 8.| Перекладина низкая | Высота - 1000 - 800 мм | 1 | |---|------------------------|-----------------------------------|------| | 9.| Перекладина средняя | Высота - 1200 - 1000 мм | 1 | |---|------------------------|-----------------------------------|------| |10.| Перекладина высокая | Высота 1500 мм | 1 | |---|------------------------|-----------------------------------|------| |11.| Рукоходы | Длина - 2000 - 2500 мм | | | | | Ширина - 400 - 500 мм | 2 | | | | Диаметр перекладин - 25 - 30 мм | | | | | Расст. между перекладин. - 250 - | | | | | 300 мм | | | | | Высота над поверхностью земли - | | | | | 1500 - 1800 мм | | |---|------------------------|-----------------------------------|------| |12.| Стенка гимнастическая | Высота - 1800 - 2300 мм |4 - 5 | | | | Ширина пролета - 800 мм |секций| | | | Диаметр перекладин - 27 - 30 мм | | |---|------------------------|-----------------------------------|------| |13.| Стенка сплошная для | Высота - 2300 мм | 1 | | | лазания | Длина - 1500 - 1800 мм | | |---|------------------------|-----------------------------------|------| |14.| Стойки для натягивания | Высота - 2000 мм | 1 | | | сеток, веревки | | | |---|------------------------|-----------------------------------|------| |15.| Устройство для | Длина перекладин - 3500 мм | 1 | | | подвески спортивных | Высота над поверхностью площадки -| | | | снарядов, качелей | 3000 мм | | |---|------------------------|-----------------------------------|------| |16.| Фишки, конусы для | | 4 - 6| | | разметки площадки | | | |---|------------------------|-----------------------------------|------| |17.| Щит-мишень (навесной) | Длина - 1000 мм | 2 | |---|------------------------|-----------------------------------|------| | | Щит баскетбольный | Ширина - 1000 мм | 2 | ------------------------------------------------------------------------- Приложение 3 к СанПиН 2.4.1.1249-03 ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА, РАЗРЕШЕННЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ -------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Область применения | Способ применения | | | препарата | | | |---|-------------------|-------------------------|----------------------------------| | 1.| Пероксогидрат | для текущей, | обеззараживание поверхностей | | | фторида | заключительной и | помещений, мебели, белья, | | | калия ПФК | профилактической | посуды, санитарно-технического | | | | дезинфекции | оборудования, уборочного | | | | | инвентаря и т.д. проводят | | | | | путем протирания, погружения | | | | | и замачивания | |---|-------------------|-------------------------|----------------------------------| | 2.| Электрохимические | | | | | активированные | | | | | растворы | | | | | натрия, | | | | | получаемые в | | | | | установке | | | | | СТЭЛ-МТ-2: | | | | | Лиолит | | | | | | для проведения | дезинфекция посуды, игрушек, | | | | профилактической, | белья проводится с | | | | текущей и | использованием методов | | | | заключительной | погружения и | | | | дезинфекции | замачивания в растворе | | | | | | | | Католит | для | | | | | предстерилизационной | | | | | очистки изделий | | | | | медицинского назначения | | |---|-------------------|-------------------------|----------------------------------| | 3.| Гипохлорид | обеззараживание | дезинфекцию раствором | | | натрия, | объектов при | гипохлорида проводят с | | | вырабатываемый | проведении | использованием методов | | | на | профилактической, | погружения (посуда, игрушки, | | | электрохимической | текущей, | изделия медицинского назначения, | | | установке | заключительной | предметы ухода за больными), | | | ЭФФЕКТ | дезинфекции | замачивания (белье, уборочный | | | | | инвентарь) и протирания | | | | | поверхностей помещений, | | | | | мебели, санитарно-технического | | | | | оборудования | |---|-------------------|-------------------------|----------------------------------| | 4.| Доместос | для дезинфекции и | дезинфекцию санитарно - | | | | чистки | технического оборудования | | | | санитарно-технического | (ванна, раковина, унитаз) | | | | оборудования, | проводят путем нанесения | | | | поверхностей | неразбавленного средства на | | | | помещений, | поверхность; обеззараживание | | | | белья, игрушек | стен, дверей, пола, подоконников,| | | | | мебели, горшков, игрушек | | | | | проводится путем протирания | | | | | поверхностей с помощью ветоши | | | | | или щетки, смоченной раствором | | | | | средства; дезинфекция | | | | | белья проводится методом | | | | | погружения в закрытую емкость | | | | | с раствором средства. Способ | | | | | приготовления раствора | | | | | указан на упаковке | |---|-------------------|-------------------------|----------------------------------| | 5.| Электрохимические | | | | | активные | | | | | растворы натрия | | | | | хлорида, | | | | | получаемые в | | | | | установке | | | | | СТЭЛ-ТОЛК- | | | | | 120-01: | | | | | Лиолит | | | | | | применяют для | дезинфекцию проводят с | | | | обеззараживания | использованием методов | | | | при проведении | протирания, погружения, | | | | профилактической, | замачивания | | | | текущей, | | | | | заключительной | | | | | дезинфекции | | | | | | | | | | для | | | | Католит | предстерилизационной | | | | | очистки изделий | | | | | медицинского назначения | | |---|-------------------|-------------------------|----------------------------------| | 6.| Электрохимически | для | дезинфекцию проводят с | | | активированный | обеззараживания | использованием методов | | | р-р натрия | объектов при | протирания, погружения | | | хлорида | проведении | и замачивания | | | нейтральный | текущей, | | | | анолит, | профилактической | | | | получаемый в | и заключительной | | | | установке | дезинфекции | | | | СТЭЛ-4Н-60- | | | | | 01 | | | | | | | | |---|-------------------|-------------------------|----------------------------------| | 7.| Белор | для дезинфекции | обеззараживание санитарно- | | | | санитарно- | технического оборудования | | | | технического | (ванна, раковина, унитаз) | | | | оборудования | проводят путем протирания | | | | и белья | с помощью щетки или ветоши, | | | | | смоченной раствором средства; | | | | | белье погружают в | | | | | закрытую емкость с раствором | | | | | средства | |---|-------------------|-------------------------|----------------------------------| | 8.| Амфолан Д | для дезинфекции | для дезинфекции помещений | | | | посуды, белья, | рабочим раствором производят | | | | поверхностей | влажную обработку; посуду и | | | | помещений, санитарно - | белье полностью погружают в | | | | технического | раствор средства; рабочим | | | | оборудования | раствором средства моют ванну, | | | | | раковину, унитаз, затем | | | | | средство смывают водой | -------------------------------------------------------------------------------------- И другие средства, разрешенные в установленном порядке. Приложение 4 к СанПиН 2.4.1.1249-03 СОСТАВ И ПЛОЩАДИ МЕДИЦИНСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ -------------------------------------------------------------------- | Помещения | ДОУ вместимостью, мест (площадь, м2) | | |------------------------------------------------| | | до 150 | от 150 до 280 | 280 и более | |-----------------|-------------|------------------|---------------| |Медицинский | | | | |кабинет | 12 | 12 | 12 | |-----------------|-------------|------------------|---------------| |Процедурный | | | | |кабинет | 8 | 8 | 8 | |-----------------|-------------|------------------|---------------| |Изолятор: | | | | | приемная | 4 | 4 | 6 | | | | | | | палата | 4 | 6 | 12 (6 | 6) | |-----------------|-------------|------------------|---------------| |Туалет с местом | | | | |для приготовления| | | | |дезинфицирующих | | | | |средств | 6 | 6 | 6 | -------------------------------------------------------------------- Приложение 5 к СанПиН 2.4.1.1249-03 |